Чем характеризуется взаимодействие соц институтов: Чем характеризуется взаимодействие социальных институтов? — Спрашивалка

Взаимодействие социальных институтов

На современном этапе основные экономические, культурные, политические, религиозные и пр. социальные институты находятся в ситуации глубокого кризиса, отмечается дисфункциональность взаимодействия базовых социальных институтов, обусловленная сохраняющимися деформациями, образованными в предшествующий исторический период, что приводит к утрате социальными институтами функций регулирования поведения личности и общества.

Подходы к дефиниции социального института

В современной социологической литературе единый подход к дефиниции социального института отсутствует.

Определение 1

В наиболее общем виде под данной категорией понимается описание регулярно повторяющихся на протяжении длительного периода времени социальных практик, имеющих важное значение для сохранения общества, а также санкционированных и поддерживаемых этим обществом; формы организации и упорядочивания социальной жизни

Подходы к классификации базовых социальных институтов

К наиболее значимым социальным практикам, базовым социальным институтам могут быть отнесены следующие:

  • экономические – институты, организующие экономическую жизнь общества;
  • политические – институты власти;
  • семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение детей, их последующую социализацию, интеграцию в общество;
  • военные – институты, обеспечивающие защиту общества от физической опасности;
  • религиозные – организующие коллективное почитание бога.

Следует отметить, что данная классификация является весьма условной, может быть дополнена либо, наоборот, сокращена, однако, именно она выступает базовой в отечественной социологии.

Вышеперечисленные базовые социальные институты возникли и функционируют с появлением общества, сопровождают его на протяжении всего исторического развития, меняясь одновременно с человечеством. Другими словами, существование человеческого общества представляется невозможным при утрате одного из них.

В процессе своего существования они неизменно вступают в тесное взаимодействие, более того, без согласованного их функционирования не может существовать, неискаженно осуществляться любая другая социальная практика, что приводит к разрушению самого общества.

Особенности взаимодействия основных социальных институтов

На протяжении прошлого столетия все базовые социальные институты российского общества подверглись коренным изменениям, ломке, фактически – полному уничтожению. Одной из характеристик общественного уклада, создаваемого в первые годы установления советской власти, была идеологически обусловленная деятельность, которая осуществлялась силами и ресурсами государства и была направлена на насильственное искажение функционирования социальных институтов, а в отдельных случаях – их полное уничтожение.

В результате насильственных трансформаций к уничтожению был предназначен институт семьи, поскольку новая «советская семья», функционирующая в условиях искаженной традиционной структуры важнейших функций семьи и внутрисемейных отношений не могла обеспечивать дальнейшее эволюционное развитие общества. Необходимо отметить, что искажения функционирования и взаимодействий между властью и семьей, заложенное в прошлом столетии, продолжает оказывать огромное влияние на жизнь современного общества.

Подвергся трансформациям и институт религии, обеспечивающий преемственность в сохранении и преумножении духовной культуры общества, ценностных ориентиров. Лишь в последние десятилетия церковь постепенно возвращает свои позиции в общественной мысли, однако, в результате деформации взаимоотношений между церковью и обществом, властью была прервана преемственность в процессах передачи духовного знания, что привело к формированию нового мировосприятия российского общества, которое зачастую не отвечает особенностям национальной ментальности.

Замечание 1

Таким образом, на протяжении прошлого столетия были заложены основы для деформации взаимоотношений между основными социальными институтами, что заложило основы для возникновения кризисной ситуации в российском обществе сегодня. Достижение оптимального взаимодействия между базовыми социальными практиками сегодня является одной из приоритетных задач общества и государства, решение которой способно обеспечить социальное развитие страны.

Тема 4. Социальные институты

Социальный институт

Социальный институт – понятие, используемое для обозначения ус-тойчивого комплекса формальных и неформальных правил, принципов, норм и установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.

Институализация – упорядочение. Процесс упорядочения, формализации и стандартизации называется институализацией. Институты обеспечивают удовлетворение потребностей в том случае, когда для этого необходима коллективная структурированность. Институализация в обществе, в социальной группе структурирует статусы. Она позволяет четко определить цели и задачи социальной организации, исходя из того, какие потребности коллективно удовлетворяются с помощью данной социальной организации. Однако существуют ситуации, когда социальные институты не работают.

Признаки социального института:

  1. особый тип регламентации. Жесткое социальное регулирование отношений. Функционирование социального института (в идеале) отличается регулярностью, большой чёткостью, предсказуемостью и надежностью. Функционирование социального института связано с механизмом социального контроля;
  2. чёткое распределение функций, прав и обязанностей участников ин-ституализированного взаимодействия;
  3. обезличенность требований. В рамках социального института существуют права и обязанности, они деперсонифицированы. Они образуются, во-первых, исходя из традиций (так было), во-вторых, исходя из эффективности определенного поведения, которое было отобрано из возможных;
  4. разделение труда и профессионализация. Каждый человек в рамках социального института выполняет определённые функции;
  5. выделение социальных учреждений (организаций). В рамках каждого института выделяются формально-организованные учреждения (организации). Например, в институте здравоохранения – это больницы, поликлиники, органы управления. (Это каркас социального института, его формальная, бюрократическая часть, в рамках которой осуществляется управление социальным институтом, контроль за его деятельностью).

Классификация социальных институтов (по типу потребностей, задач, которые они решают)

  1. Экономические институты – наиболее устойчивые, подлежащие строгой регламентации социальные связи в сфере хозяйственной деятельности.
    (Институализированные экономические связи, производство и распределение благ и услуг, организация и разделение труда, собственность, денежное обращение, трудовая деятельность, рынок и т.д.).
  2. Политические институты – т.е. институты, связанные с борьбой за власть, её осуществление и распределение. Для них характерны мобилизация возможностей функционирования общества как целостности (государство, армия, полиция, партии).
  3. Институты культуры, социализации и жизнеобеспечения – включают в себя наиболее устойчивые, чётко регламентированные формы взаимодействия по поводу укрепления, создания и распространения культуры, социализации молодого поколения, овладения ими культурными ценностями общества, а также иными институтами жизнеобеспечения, не связанными с экономикой (семья, образование, наука, художественные учреждения).

Социальный контроль

Социальный контроль — особый механизм поддерживания общественного порядка. Он включает два главных элемента — нормы и санкции.

Социальные нормы – это пространство, очерченное определенными границами, в рамках которых поведение определенной личности воспринимается как нормальное, допустимое применительно к данному обществу. Социальные нормы в зависимости от статуса и от конкретной ситуации в обществе могут быть структурированы более и менее жестко. В том случае, если нормы структурированы жестко, то количество вариантов поведения, которое соответствует конкретному социальному статусу в рамках действующей социальной нормы, небольшое. Чем мягче структурирование социальных норм, тем больше вариантов поведения у человека появляется. Основная тенденция развития современного общества заключается в расширении границ социальных норм. Социальная установка – наиболее предпочтительное поведение личности с точки зрения общества, общности, групп, окружающих. У разных социальных групп и общностей могут быть различные социальные установки. Невыполнение человеком (группой людей) социальных норм влечет за собой применение санкций.

Санкции – средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы.

Социальный контроль упорядочивает человеческое общество, задает «порядок» жизни и штрафует всех, кто его нарушает.

Социальный контроль — фундамент стабильности в обществе. Эта охранительная функция иногда мешает развитию общества. Но полное его отсутствие ведет к распаду общественных отношений, беспорядкам, социальным раздорам.

Основные институты социального контроля. Существует социальный контроль через групповое давление. Участвуя в коллективных действиях, каждый должен приспосабливаться к требованиям окружающих. Человек может являться членом многих групп (семья, класс, студенческая группа), и каждая малая группа имеет устоявшийся формальный или неформальный «кодекс» поведения, собственные социальные установки. Отклонения от правильного поведения осуждаются группой. В зависимости от важности нарушаемой нормы возможен широкий диапазон осуждения — от простых замечаний, “косых” взглядов до изгнания из данной группы.

Существует социальный контроль через принуждение. Многие прими-тивные общества успешно контролируют поведение через групповое давление. Но в сложных обществах этого недостаточно. Групповое давление может ослабнуть, человек «потеряется» в толпе и контроль станет неэффективным. Отсюда возникает необходимость в формальном контроле — в законах, насильственном принуждении. Когда человек не желает следовать законам, т.е. записанным на бумаге нормам, то общество прибегает к принуждению, чтобы заставить поступать его так, как все.

Существует контроль через социализацию. Но на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. В процессе социализации формируются наши желания, привычки, и общество стремится, что бы они были такими, какие нужны ему. Общество нормально функционирует только тогда, когда его члены хотят действовать так, как это выгодно обществу.



  1. Что такое социальный институт? Приведите примеры социальных ин-ститутов.
  2. Каковы основные черты социальных институтов?
  3. 3. Какие исторические типы стратификации выделил Э. Гидденс?
  4. Что такое социальная мобильность?
  5. Какие виды социальной мобильности выделил П. Сорокин?

К началу

Быстрый переход: Социальный институт;&nbsp Социальный контроль

Общество, культура и социальные институты

Результаты обучения

  • Описать отношения между культурой, обществом и социальными институтами
  • Идентификация и определение социальных институтов

Как вы помните из предыдущих модулей, культура описывает общие нормы (или приемлемое поведение) и ценности группы, тогда как s общество описывает группу людей, которые живут в определенной географической области и взаимодействуют с ней.

другой и разделяют общую культуру. Например, Соединенные Штаты представляют собой общество, включающее множество культур. Социальные институты — это механизмы или модели социального порядка, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей, таких как правительство, экономика, образование, семья, здравоохранение и религия. Некоторые социологические методы сосредоточены на изучении социальных институтов во времени или на сравнении их с социальными институтами в других частях мира. В Соединенных Штатах, например, существует система бесплатного государственного образования, но нет универсальной программы здравоохранения, чего нет во многих других богатых демократических странах. В оставшейся части этого курса мы уделим большое внимание изучению этих конкретных социальных институтов.

Какие правила поведения действуют, когда вы встречаете знакомого в школе, на работе или в продуктовом магазине? Как правило, мы не отступаем, чтобы рассмотреть все тонкости таких нормативных правил. Мы можем просто сказать «Привет!» и спросите: «Как прошли ваши выходные?» или предложите какой-нибудь другой тривиальный вопрос, предназначенный для дружеского приветствия. Мы редко физически обнимаем или даже прикасаемся к человеку, и часто это происходит потому, что в нашей культуре мы рассматриваем это как норму или стандарт приемлемого социального поведения. Только столкнувшись с другой нормой, мы начинаем увидеть культурных различий или даже понять, что это повседневное поведение является частью более крупного процесса социализации. В других культурах отказ от поцелуев и/или объятий может рассматриваться как грубость, но в Соединенных Штатах действуют довольно строгие правила в отношении личного пространства.

Смотреть

Рисунок 1 . Приложения на телефоне — это культурные составляющие общества.

Один из способов понять отношения между обществом и культурой – рассмотреть характеристики телефона. Сам телефон похож на общество, а приложения на телефоне — на культуру:

  • Общество и социальные учреждения = физический телефон/защитный чехол для телефона
    • Телефон имеет осязаемую структуру, так же как общество имеет определенные структуры и институты. Социальные институты подобны аппаратному обеспечению телефона.
  • Культура = программное обеспечение/приложения
    • Приложения и программное обеспечение — это инструкции на телефоне, которые неосязаемы, так же как нематериальная культура обеспечивает правила и информацию, которые заставляют общество функционировать.

Программное обеспечение и приложения на телефоне можно сравнить с культурой. Это элементы, которые придают телефону узнаваемую «индивидуальность», точно так же, как культура группы описывает ее убеждения, обычаи и правила жизни. И точно так же, как приложения для телефонов обновляются или изменяются, культура также может меняться с течением времени.

Социальные институты могут быть наиболее заметными, когда они разрушаются. Например, в течение шести дней в январе 2019 года учителя государственных школ в Калифорнии бастовали. Школьный округ Лос-Анджелеса (второй по величине в стране) изо всех сил пытался предоставить замещающих учителей и персонал, чтобы остаться с учениками после того, как 30 000 учителей ушли, требуя меньших размеров классов, большего количества учителей и вспомогательного персонала и повышения на 6,5%. В конце концов они пошли на компромисс с повышением на 6%, увеличением вспомогательного персонала и постепенным сокращением размера класса, но шесть дней вне школы обошлись округу более чем в 125 миллионов долларов. Как крах социальных институтов, подобных этому (общественное образование), влияет на людей? Как это влияет на студентов? Родители? Учителя и администраторы? Как забастовка повлияет на других школьных работников, таких как работники столовой или обслуживающий персонал? Наша система государственного образования отвечает многим сложным потребностям общества, включая обучение и подготовку будущих избирателей и работников, но на более прагматическом уровне она также предоставляет детям место, куда они могут пойти, пока родители работают.

Рассмотрим сложный социальный институт — семью. Когда мы думаем о семье как о социальном институте, мы можем рассмотреть, как менялось определение семьи с течением времени и как это привело к появлению новых формальных норм (т. е. законов штатов и федеральных законов). Семья удовлетворяет различные социальные потребности, в том числе юридические (т. е. право принимать медицинские решения), экономические (т. е. право на наследование) и социальные/эмоциональные. Легализация однополых браков была вопросом, разделившим многие государства, и служит наглядным социологическим примером взаимодействия общества и культуры.

Смотреть

Посмотрите это видео, чтобы увидеть конкретные примеры социальных институтов.

 

Попробуйте

Глоссарий

культура:
общие убеждения, ценности и обычаи
социальные учреждения:
механизмы или модели социального порядка, ориентированные на удовлетворение социальных потребностей, таких как правительство, экономика, образование, семья, здравоохранение и религия
общество:
человека, которые живут в поддающемся определению, часто географически ограниченном сообществе и имеют общую культуру

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Социальные институты в социологии: определение и примеры

Шарлотта Никерсон, опубликовано 23 июня 2022 г. | Факт проверен Солом Маклеодом, доктором философии


Социальные институты — это структуры в обществе, которые влияют на то, как общество структурировано и функционирует. К ним относятся Семья, СМИ, Образование и правительство.

Ключевые моменты
  • Социальный институт — это группа или организация, имеющая определенные роли, нормы и ожидания, функционирующие для удовлетворения социальных потребностей общества. Семья, правительство, религия, образование и средства массовой информации — все это примеры социальных институтов.
  • Социальные институты взаимозависимы и постоянно взаимодействуют и влияют друг на друга в повседневном обществе. Например, некоторые религиозные учреждения считают, что они должны иметь контроль над государственными и образовательными учреждениями.
  • Социальные институты могут иметь как явные, так и латентные функции. Явные функции — это те, которые заявлены явно, а скрытые функции — нет.
  • Каждый социальный институт играет жизненно важную роль в функционировании общества и жизни людей, которые его населяют.

Социальный институт – это установленная практика, традиция, поведение или система ролей и отношений, которые считаются нормативной структурой или устройством в обществе.

Богардус — «Социальный институт — это структура общества, которая организована для удовлетворения потребностей людей главным образом посредством хорошо установленных процедур.»

Х. Э. Барнс — «Социальные институты — это социальная структура и механизм, с помощью которых человеческое общество организует, направляет и выполняет разнообразные виды деятельности, необходимые обществу для удовлетворения человеческих потребностей».

В широком смысле это модели поведения, сгруппированные вокруг основных потребностей человека в обществе. Одним из таких примеров института является брак, когда несколько человек обязуются следовать определенным правилам и приобретают семейный правовой статус по отношению друг к другу (Miller, 2007).

Социальные институты обладают рядом ключевых характеристик:
  1. Они долговечны и стабильны
  2. Они служат определенной цели, в идеале повышая шансы человечества на выживание и процветание.
  3. У них есть роли, которые необходимо заполнить
  4. Управление поведением и ожиданиями групп людей в данном сообществе.
  5. Правила, которыми они управляют, обычно укоренены в основных культурных ценностях общества, поскольку каждый институт состоит из сложного набора социальных норм.
Они также выполняют общие функции, в том числе:
  1. Распределение ресурсов
  2. Создание смысла
  3. Поддержание порядка
  4. Растущее общество и его влияние

Пять основных социальных институтов в социологии — это семья, образование, религия, правительство (политическое) и экономика.

Семья

Семья является одним из важнейших социальных институтов. Он считается «строительным блоком» общества, поскольку является основной единицей, через которую происходит социализация.

Это социальная единица, созданная кровью, браком или усыновлением, и может быть описана как ядерная, состоящая из двух родителей и их детей, или расширенная, включающая других родственников. Хотя семьи во всем мире сильно различаются, семьи разных культур имеют определенные общие проблемы в своей повседневной жизни (Little & McGivern, 2020).

Как социальный институт семья выполняет множество многогранных функций. Семья социализирует своих членов, обучая их ценностям, убеждениям и нормам.

Он также обеспечивает эмоциональную поддержку и экономическую стабильность. В некоторых случаях семья может даже выполнять функции опекуна, если один из ее членов болен или инвалид (Little & McGivern, 2020).

Исторически семья была центральным социальным институтом западных обществ. Однако в последнее время, как отмечают социологи, другие социальные институты заняли место семьи в выполнении ключевых функций, поскольку размеры семьи сократились и установились более отдаленные связи.

Например, современные школы частично взяли на себя роль социализации детей, а рабочие места могут обеспечить общий смысл.

  • Функции семьи (марксизм)
  • Функционалистский взгляд на семью

Образование

Э. Дюркгейм — «образование можно рассматривать как социализацию подрастающего поколения. Это постоянное усилие навязать ребенку способы видения, чувствования и действия, к которым он не мог прийти спонтанно. .»

John J. Macionis — «Образование — это социальный институт, посредством которого общество предоставляет своим членам важные знания, включая основные факты, рабочие места, навыки, культурные нормы и ценности».

Как социальный институт образование помогает социализировать детей и молодых людей, обучая их нормам, ценностям и убеждениям их культуры. Он также передает культурное наследие от одного поколения к другому. Образование также дает людям навыки и знания, необходимые им для функционирования в обществе.

Образование также может помочь снизить уровень преступности, предоставляя людям альтернативы преступной деятельности. Это «явные» или открыто заявленные функции и предполагаемые цели образования как социального института (Мейер, 1977).

Образование, как утверждают социологи, также имеет ряд латентных или скрытых и невыявленных функций. Это может включать ухаживание, развитие социальных сетей, улучшение способности учащихся работать в группах, создание разрыва между поколениями, а также политическую и социальную интеграцию (Little & McGivern, 2020).

Хотя каждая страна в мире имеет ту или иную форму системы образования, эти системы, а также ценности и философия обучения тех, кто ими управляет, сильно различаются. Как правило, богатство страны прямо пропорционально качеству ее образовательной системы.

Например, в бедных странах образование может рассматриваться как роскошь, которую могут себе позволить только богатые, тогда как в богатых странах образование более доступно для более широкого круга людей.

Это связано с тем, что в более бедных странах деньги часто тратятся на более насущные потребности, такие как еда и кров, что снижает финансовые и временные затраты на образование (Little & McGivern, 2016).

Религия

Религия – еще один социальный институт, играющий значительную роль в жизни общества. Это организованная система верований и практик, призванная удовлетворить человеческую потребность в смысле и цели (Durkheim, 1915).

Согласно Дюркгейму, «религия — это единая система верований и практик, относящихся к священным вещам, то есть вещам отделенным и запрещенным».

По словам Огберна, «религия — это отношение к сверхчеловеческим силам».

Религию можно использовать для привития моральных ценностей и объединения людей в общество. Религия играет важную роль в формировании взглядов людей на себя и окружающий мир.

Он может обеспечить комфорт и безопасность нуждающимся. Крупные религии также могут обеспечить основу для поддержки сообщества, создавая собственные учреждения, такие как больницы и школы.

Кроме того, его также можно использовать как форму политического контроля или как источник конфликта. Различные социологи комментировали широкомасштабные социальные последствия религии.

Макс Вебер, например, считал, что религия может быть движущей силой социальных изменений, а Карл Маркс рассматривал религию как инструмент, используемый капиталистическими обществами для сохранения неравенства (Little & McGivern, 2016).

Правительство

Правительство — еще один социальный институт, играющий жизненно важную роль в жизни общества. Он отвечает за поддержание порядка, защиту граждан от вреда и обеспечение общего блага.

Правительство делает это через свои различные подразделения и агентства, такие как полиция, армия и суды. Эти правовые институты регулируют общество и предотвращают преступность, проводя в жизнь законы и политику.

Правительство также предоставляет социальные услуги, такие как образование и здравоохранение, обеспечивая общее благосостояние граждан страны или региона (Little & McGivern, 2016).

Эконом

Экономика – это социальный институт, отвечающий за производство и распределение товаров и услуг. Он также отвечает за обмен денег и других ресурсов.

Экономику часто делят на три сектора: первичный сектор, вторичный сектор и третичный сектор (Little & McGivern, 2016). Первичный сектор включает все отрасли, связанные с добычей и производством природных ресурсов, такие как сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыболовство и горнодобывающая промышленность.

Вторичный сектор включает все отрасли, связанные с переработкой сырья в готовую продукцию, такие как производство и строительство.

Третичный сектор включает все отрасли, предоставляющие услуги физическим и юридическим лицам, такие как образование, здравоохранение и туризм (Little & McGivern, 2016).

Шарлотта Никерсон — выпускница 2024 года Гарвардского университета. Имея опыт исследований в области биологии и археологии, Шарлотта в настоящее время изучает, как цифровое и физическое пространство формирует человеческие убеждения, нормы и поведение и как это можно использовать для создания бизнеса с большим социальным воздействием.

Контент тщательно проверяется командой квалифицированных и опытных специалистов по проверке фактов. Специалисты по проверке фактов проверяют статьи на предмет фактической точности, актуальности и своевременности. Мы полагаемся на самые актуальные и авторитетные источники, которые цитируются в тексте и перечислены внизу каждой статьи. Контент проверяется на факт после редактирования и перед публикацией.

Эта статья была проверена Солом Маклеодом, квалифицированным преподавателем психологии с более чем 17-летним опытом работы в сфере дополнительного и высшего образования. Он был опубликован в журналах по психологии, включая Клиническая психология , Социальные и личные отношения и Социальная психология .

Никерсон, К. (2022, 23 июня). Социальные институты в социологии: определение и примеры . Просто Социология. https://simplysociology.com/social-institution.html

Ссылки

Barnes, HE (1942). Социальные институты. Нью-Йорк , 29.

Богардус, Э. С. (1922). История общественной мысли . Университет Южной Калифорнии Press.

Богардус, Э. С. (1960). развитие общественной мысли .