Цензуры реформа александра 2 кратко – Реформы Александра II

Содержание

Цензурная реформа.

В 1865 г. была проведена цензурная реформа. Общественность проявляла пристальный интерес к изменению законодательства о печати, что объяснялось не только постоянными требованиями гласности и свободы слова. Старая система, которая требовала предварительного цензурного просмотра любой печатной продукции, препятствовала нормальной журнально-газетной деятельности, ориентированной на получение прибыли, делала невозможным издание ежедневных газет, сообщающих свежие новости и рассчитанных на массового читателя.
Разработка цензурной реформы велась комиссией Д. А. Оболенского, которая полностью отвергала любые предложения общественных деятелей. Из среды славянофилов, которые были ревностными поборниками свободы слова, вышел проект И. С. Аксакова, первый параграф которого гласил: «Свобода печатного слова есть неотъемлемое право каждого подданного Российской империи, без различия звания и состояния». Оболенский счел аксаковские предложения глупыми и писал их автору, своему давнему знакомому: «Чепуха яснее выражается в параграфах».

Правительство не решилось полностью отменить предварительную цензуру, но ввело, первоначально только для столичной печати, цензуру карательную. На практике это означало, что периодические издания могли выходить без предварительного просмотра их цензорами, но в случае, если в напечатанных статьях содержались предосудительные материалы, то на редактора и издателя накладывались денежные штрафы и административные кары. В определенных случаях периодическое издание могло быть закрыто либо временно приостановлено. Карательная цензура давала возможность динамичного развития газет и журналов, но обрекала их сотрудников на строгую самоцензуру.
Военная реформа. На много лет растянулось преобразование военного ведомства и реорганизация армии, настоятельная потребность в которых диктовалась поражением в Крымской войне. Большая часть преобразований была связана с деятельностью военного министра Д. А. Милютина и его ближайших сотрудников Ф. Л. Гейдена, Н. В. Исакова, Н. Н. Обручева. Исходя из необходимости облегчить бремя финансовых расходов, он уменьшил срок солдатской службы до 15 лет, предоставляя солдатам после выслуженных 7 лет уходить в отпуск, что привело к существенному сокращению армии в мирное время.
В 1864 г. им была проведена реформа местного военного управления, которая разделила территорию империи на военные округа. Новая военно-окружная система позволяла приблизить управление к войскам, обеспечивала быстрое проведение мобилизации и стала основой стабильности русской армии. В 1865 г. был учрежден Главный штаб, который стал центральным органом управления войсками. Была кардинально перестроена система подготовки офицеров: существовавшие прежде кадетские корпуса преобразовывались в военные гимназии, создавались военные училища, готовившие офицеров. Были открыты юнкерские училища, поступление в которые открывало доступ в офицерский корпус лицам недворянского происхождения. Создание стройной системы военного образования потребовало пересмотра программ и курсов Академии Генерального штаба и других академий.
При Милютине изменились условия службы нижних чинов: были отменены телесные наказания, строго расследовались случаи побоев солдат, было введено систематическое обучение солдат грамоте в ротных школах. Большое внимание уделялось боевой подготовке. К 1881 г. была завершена коренная реорганизация армии. Войска были разделены на полевые и местные, были упразднены армии и корпуса, пехота и кавалерия была оснащена винтовками Бердана. Артиллерия получила первые нарезные орудия, заряжаемые с казенной части. Все эти мероприятия создали основу для введения всеобщей воинской повинности.
По Уставу о воинской повинности, утвержденному Александром II 1 января 1874 г., военную службу должны были отбывать все лица мужского пола в возрасте от 21 года до 40 лет. Срок действительной службы устанавливался в армии 6, а на флоте 7 лет с последующим пребыванием в запасе армии 9 лет, флота 3 года. После этого военнообязанные переводились в государственное ополчение, куда зачислялись и все освобожденные от призыва. Военная повинность была всеобщей и всесословной, буржуазный принцип равенства был выражен в ней последовательнее, чем в любой другой реформе Александра II. Вместе с тем исполнение всеобщей воинской повинности предусматривало многочисленные льготы и изъятия, значительная часть которых была связана с сословным происхождением и имущественным положением призывника. По религиозным и национальным мотивам освобождались от военной службы некоторые народы Кавказа, Средней Азии, Казахстана, Крайнего Севера и Дальнего Востока.
Поскольку штат армии мирного времени был меньше, чем общее число подлежащих призыву, то на действительную службу попадали далеко не все. В 1884 г. из 725 тыс. молодых мужчин было призвано 150 тыс., в 1900 г. из 1500 тыс. — 315 тыс. В целом действительную службу проходили 20-30% лиц призывного возраста. Меньшая часть освобождалась от военной службы по состоянию здоровья. Кроме того, не призывались: единственный кормилец малолетних братьев и сестер, единственный сын у родителей и те, чей старший брат служил на действительной службе. Таким образом освобождалось до половины призывников. Остальные должны были тянуть жребий. Такая сложная система призыва создавала возможности для злоупотреблений.
Срок действительной военной службы зависел от образовательного ценза, что было проявлением сословных предпочтений. Окончившие начальную школу служили 4 года, гимназию — полтора, а лица, получившие высшее образование, — полгода. Максимальный срок службы предусматривался для неграмотных, которые в армии обучались чтению, письму и счету. Воинская повинность способствовала резкому повышению грамотности мужского населения страны.
Проведение военных реформ наталкивалось на сопротивление части генералитета, которую возглавлял генерал-фельдмаршал А. И. Барятинский. Д. А. Милютина упрекали в ослаблении роли командного состава, в бюрократизации армии. Тем не менее события русско-турецкой войны 1877-1878 гг. показали высокую боеспособность частей и соединений, хорошую выучку солдат и офицеров. Военная реформа сделала армию современной, хотя и не изменила сословного характера офицерского корпуса. Очевидным недостатком милютинских преобразований было невнимание к интендантской части, что вполне проявилось уже в русско-турецкую войну.
Великие реформы Александра II, и прежде всего отмена крепостного права, создали условия для крутых экономических и социальных перемен. Они стали предпосылкой модернизации страны. В ходе реформ были внесены существенные изменения в организацию местного управления, в систему народного образования, была полностью перестроена судебная система. Вместе с тем уже современники отмечали «недостроенность здания реформ». Великие реформы не затронули высших органов государственного управле ния, они не изменили сословной организации общества и не ослабили политической власти поместного дворянства. После реформ Александра II Россия оставалась единственной неограниченной самодержавной монархией в Европе.

www.istmira.com

Реформы Александра II – кратко

Крестьянская реформа Александра II

Датой крестьянской реформы Александра II обычно считается 19 февраля 1861, когда был издан знаменитый манифест о ней. Однако это не совсем точно. Манифестом 19 февраля были освобождены лишь

частновладельческие (дворянские) крепостные – около 55% крестьянства России. Ещё 45% составляли крестьяне удельные (принадлежавшие лично царю) и государственные. Для первой из этих двух категорий реформа была проведена в июне 1863 года, для второй в 1866 году – на условиях, схожих с освобождением крестьян помещичьих, но при лучшем земельном наделении.

Всеми этими мероприятиями крепостное право было отменено навсегда. Крестьяне не только освобождались от него, но и получали от помещиков и государства земельные наделы. Общая площадь этих наделов по стране примерно равнялась той, которой крестьянство пользовалось в крепостном состоянии. В черноземных губерниях освобождаемые получили несколько меньше, там часто практиковались

отрезки у них; но в северных, нечернозёмных губерниях, где земля была гораздо дешевле, её крестьянам часто даже прирезали. В целом по стране отрезки и прирезки приблизительно компенсировали друг друга. К рубежу XIX-XX веков средний размер участка крестьянской семьи равнялся 7 десятинам (около 7,7 га) – гораздо больше, чем в большинстве западноевропейских стран.

Теоретически договор об уступке земли помещиками в пользу крестьян должен был заключаться путём добровольного соглашения сторон при участии назначаемых из образованного слоя

мировых посредников. Но фактически размеры участков были предусмотрены государственными Положениями о реформе, и помещик мог торговаться лишь о том, где именно будут проведены границы между его и крестьянскими угодьями. Реформа 1861 года отдала крестьянам около половины всех удобных земель России (не считая тундры, тайги, засушливых степей и т. п.). Земля же тогда (при ещё сравнительно слабом развитии промышленности) составляла львиную долю национального производительного капитала. Для сравнения: по «ваучерной» реформе «либералов» Чубайса и Гайдара начала 1990-х годов в руки народа, по подсчётам авторитетных экономистов, перешло лишь 0,05% общенациональной собственности.

 

 

Полученные наделы крестьянам надо было выкупать. До выработки соглашения с помещиками крестьяне считались временнобязанными – т. е. перестав находиться в личной зависимость от дворян, продолжали исполнять большую часть прежних оброков и работ на них. После соглашения стоимость земли за крестьян сразу вносила казна. Вслед за этим крестьянин обретал свободу уже окончательно, а полученную ссуду возвращал в казну с рассрочкой на 49 лет (выкупные платежи). Не все крестьяне затем уплатили выкупные платежи целиком: недоплаченный их остаток был «прощён» государством в эпоху реформ Столыпина.

Крестьянская реформа 1861 в корне переустроила социальный уклад России. Александр II получил за неё почётное имя Царя-Освободителя.

Памятник царю-освободителю Александру II в Москве у храма Христа Спасителя

Автор изображения – Ketrin.sv

 

Земская реформа Александра II

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» было опубликовано 1 января 1864 года. Оно реформировало местное самоуправление России, заменив прежние сословные учреждения Екатерины II внесословными. Все землевладельцы, торговцы и промышленники, обладающие определенным имущественным цензом, а также (коллективно) крестьянские общества получили право избирать (на три года) представителей («гласных») в уездные земские собрания. Эти собрания собирались в полном составе лишь время от времени, но имели и свой постоянный орган – избираемую ими из собственной среды уездную земскую управу. Земства создавались в пределах не только уездов, но и губерний. Губернское земство избиралось уже не прямо населением, а съездом депутатов уездных земских собраний. Этот съезд формировал губернское земское собрание, чьим постоянным органом являлась губернская земская управа.

Земства получили в своё ведение довольно широкий круг дел. К нему относились: народное образование, попечение о здравоохранении граждан, о продовольствии, содержании дорог, ветеринарии. Всё это требовало немалых средств – и земские учреждения получили право облагать население сборами и повинностями на местные нужды.

До земской реформы Александра II самоуправление в городах и уездах находилось в руках одного дворянского сословия, теперь же оно стало общегражданским. Доступ к земским выборам не был равным для всех, он основывался на размерах имущества, но всё же был очень широк (крестьянство участвовало в выборах почти целиком, хотя и не в «равной численной пропорции» с более состоятельными людьми). Недостатками земской реформы 1864 некоторые исследователи считают узость права обложения, не дававшую местным органам крупных средств, а также отсутствие наряду с губернским и уездным – общероссийского земства.

 

Городская реформа Александра II

Являлась продолжением земской реформы. «Городовое положение» 18 июня 1870 года распространило местное самоуправление кроме уездов и губерний ещё и на города. Все горожане, платящие городские повинности со своей земли, торга или промысла, получили право избирать (на четыре года) гласных в городскую думу, которая должна была ведать городское хозяйство так же, как земства ведали хозяйство уездное и губернское. Избирательное право и в городах было неравным. По реформе 1870, оно основывалось на прусской системе трёх курий. Из списка всех плательщиков городских налогов сперва отсчитывались те, кто платил наивысшие налоги, пока не составлялась треть общей суммы – эти лица составляли первую курию. Плательщики следующей трети налогов (уже гораздо большие в числе) составляли вторую курию, а все остальные – третью. Каждая курия выбирала равное число гласных думы. Такой порядок выборов давал преобладание более образованным и подготовленным к общественной деятельности слоям. Дума избирала из своей среды городского голову и членов постоянно действующего органа – городской управы. Подобно земствам, городские думы, имели право облагать городских жителей налогами и сборами на местные нужды. Они были подчинены не местной администрации, а прямо Сенату; губернаторы же лишь следили за законностью их постановлений.

 

Судебная реформа Александра II

20 ноября 1864 были изданы «Судебные уставы», изменившие старые формы российского судопроизводства. Вместо сословных судов Екатерины II был учрежден суд бессословный. Он стал теперь открытым и гласным, с участием сторон – тогда как прежние суды решали дела за закрытыми дверями, в отсутствие истца и ответчика. И по гражданским, и по уголовным делам судебная реформа 1864 вводила состязательный процесс, с прокурором и адвокатом. Назначаемые по очереди из обычных граждан присяжные должны были, выслушав судебные материалы, по совести ответить на вопрос: виновен ли подсудимый? На основании вердикта присяжных суд постановлял либо о применении нужной карательной статьи, либо об освобождении оправданного подсудимого. (Компетенция суда присяжных, правда, не распространялась на дела о государственных и некоторых служебных преступлениях, а также на дела о печати.) Судьи получили несменяемость и независимость от администрации.

 

Военная реформа Александра II

1 января 1874 был обнародован «Устав о всеобщей воинской повинности», разработанный под руководством военного министра Д. Милютина. Вместо прежних рекрутских наборов армия стала пополняться ежегодным призывом юношей 21-летнего возраста.

 

 

Из них в войска отправлялись далеко не все. Правительство определяло каждый год нужное число новобранцев и брало из всех призывных только это число. Взятые в службу числились в ней 15 лет: 6 лет в строю и 9 в запасе. Льгота первого разряда предоставлялась единственному сыну у родителей, единственному внуку у бабки и деда, и единственному брату-кормильцу при малолетних сиротах – братьях и сестрах. Льгота второго разряда давалась тем, у кого были лишь братья моложе 18-лет. Льгота третьего разряда предоставлялась лицам, непосредственно следующим за братом, уже взятым в военную службу, хотя бы в семье были и другие способные к труду братья. Не имевшие никаких льгот зачислялись в число новобранцев в порядке вынутых номеров жребия, пока они не давали количества, установленного правительством на этот год. Если одних безльготных не хватало, то призывались, опять-таки по жребию, те, кто имел льготу третьего, а затем и второго разряда; но имевшие льготу первого разряда могли быть призваны лишь по высочайшему повелению. Были и льготы по образованию. Для лиц с высшим образованием шестилетний срок службы сокращался до полугода; для лиц со средним образованием, – до двух лет. Для кончивших городское или уездное училище служба был трехлетней, а для кончивших начальные училища – четырехлетней.

Вместо суровой солдатской муштровки, основанной на взысканиях и наказаниях, Милютин ввёл разумное и гуманное воспитание солдата, который теперь выполнял не тяжкую сословную повинность, а священный гражданский долг защиты отечества.

 

Финансовые реформы Александра II

Необходимость финансовых реформ особенно ясно ощущалась после разорительной Крымской войны. Этими реформами при Александре II был установлен точный порядок составления ежегодных смет прихода и расхода по всем ведомствам. Общая государственная роспись доходов и расходов стала ежегодно публиковаться во всеобщее сведение. Было введено «единство кассы», подчинявшее все казённые расходы контролю министра финансов, тогда как прежде каждое министерство имело свои особые кассы и само управляло ими. За правильностью исполнения смет должен был следить заново преобразованный государственный контроль.

Реформе подверглась и налоговая система. Одним из важнейших новшеств в этой сфере была отмена винных откупов (1863). Налоги с продажи спиртного всегда составляли в России заметную часть бюджета. С 1826 правительство, по предложению тогдашнего минфина, Канкрина (сына раввина), стало сдавать право виноторговли в той или иной местности на откуп узким группам предпринимателей, но с 1863 вино могло продавать всякое частное лицо при условии платежа акциза в казну.

Улучшить состояние финансов помогли также пошедшая в необычайно широких масштабах прокладка железных дорог и быстрый рост банковской деятельности.

 

Реформы Александра II в области печати

Едва вступив на трон, Александр II смягчил цензуру печатных изданий, которая в последние годы его отца была очень строгой. Затем, 6 апреля 1865, были обнародованы «Временные правила о печати». По этому закону цензура сохранилась лишь для брошюр и небольших сочинений. Толстые книги (свыше 160 страниц оригинальные, свыше 320 страниц переводные), а также журналы и газеты могли выходить в свет без предварительной цензуры, хотя издатели и редактора отвечали перед судом, если в книгах и прессе потом нашли бы что-либо противозаконное. За резкие антиобщественные выходки журналам и газетам объявлялись «предостережения». После третьего предостережения издание запрещалось.

 

Реформы Александра II в области образования

В области образования при Александре II был опубликован университетский устав 1863, предоставлявший самоуправление профессорской корпорации. В 1871 реформа министра народного просвещения Д. Толстого внедрила в гуманитарных гимназиях классическую систему обучения, а технические гимназии заменила реальными училищами. Эпоха Александра II ознаменовалась быстрым развитием женского образования, в том числе и высшего. Под руководством профессора К. Н. Бестужева-Рюмина в Петербурге были открыты (1878) знаменитые «высшие женские курсы» («бестужевские»). Заметные успехи были достигнуты и в сфере низшего, народного, образования. Кроме церковно-приходских школ появился новый тип светской начальной школы. До конца царствования этих новых школ были открыты десятки тысяч. Подробнее обо всём этом – см. в отдельной статье Реформы Александра II в области образования – кратко.

 

Реформы Лорис-Меликова

Ряд покушений на царскую семью, особенно взрыв Халтурина в Зимнем дворце (1880), свидетельствовали о значительном росте революционного движения, с которым стало соединяться и либеральное. Признав незавершённость некоторых своих прежних преобразований, Александр II решил поручить дальнейшую их разработку генералу Лорис-Меликову. Тот выдвинул планы целого ряда реформ касательно положения крестьян, податной системы, свободы прессы, упразднил III-е отделение (политическую полицию). Лорис-Меликов собирался даже привлечь выборных народных представителей к предварительному обсуждению важнейших законопроектов, что внесло бы в российскую государственность элементы конституционализма. О программе этого министра можно прочесть в статьях нашего сайта: Лорис-Меликов и его проекты, Реформы Лорис-Меликова – кратко, «Конституция» Лорис-Меликова – кратко. Правительство отказалось от этих проектов после убийства Александра II народовольцами 1 марта 1881.

 

Читайте также статью Итоги реформ Александра II.

 

© Автор статьи – Русская историческая библиотека.

 

rushist.com

Реформа цензуры александра 2 — История России

Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века. Ведь в то время, когда Россия оставалась полуфеодальной державой, в Европе полным ходом шла промышленная революция: строились железные дороги, повсеместно в быту и промышленности внедрялись электричество и сила пара. В направлении либерализма развивались общественные отношения

  • Россия к середине XIX века переместилась на восьмое место по выплавке металла. Англия превосходила её в 12 раз.
  • К середине века Россия имела 1,5 тыс. км. железнодорожных путей, тогда как в Англии их насчитывалось 15 тыс. км.
  • Средний урожай в России 4,63 четверти с десятины, во Франции — 7,36 четвертей, в Австрии — 6,6
  • 1861 году в хлопчатобумажной промышленности России насчитывалось около 2 млн. механических веретен и около 15 тыс. механических ткацких станков. В Англии уже к 1834 г. в хлопчатобумажной промышленности работало свыше 8 млн. механических веретен, 110 тыс. механических ткацких станков и 250 тыс. ручных станков.

Краткая биография Александра II

  • 1818, 17 апреля — рождение
  • 1825, 12 декабря — объявлен наследником престола.
  • 1826 — наставником наследника назначен В. А. Жуковский, разработавший в том же году 10-летний план воспитания Александра Николаевича.
  • 1834, 17 апреля — Александр в день своего совершеннолетия принес присягу на верность императору
  • 1837, 2 мая-10 декабря — Александр Николаевич совершил путешествие по России, во время которого посетил 29 губернии империи
  • 1838-1839, 2 мая-23 июня — путешествие за границу, подводящее итог обучению Александра
  • 1841, 16 апреля — свадьба Александра Николаевича и принцессы Гессен-Дармштадтской Марии Александровны
  • 1842, 18 августа — рождение дочери Александры (умерла в 1849 году)
  • 1839-1842 — Александр стал членом Государственного Совета и Комитета министров
  • 1843, 8 сентября — рождение сына Николая (умер в 1865 году)
  • 1845, 26 февраля — рождение сына Александра, будущего императора Александра III (умер в 1894 году)
  • 1847, 10 апреля — рождение сына Владимира (умер в 1909 году)
  • 1850, 2 января — родился сын Алексей (умер в 1908 году)
  • 1852 — назначен главнокомандующим Гвардейским и Гренадерским корпусами

  • 1853, 17 октября — родилась дочь Мария, умерла в 1920 году
  • 1855, 18 февраля — смерть Николая I
  • 1855, 19 февраля — вступление на российский престол императора Александра II
  • 1856, 26 августа — коронация Александра II в Москве
  • 1857, 29 апреля — родился сын Сергей, умер в 1905 году
  • 1860, 21 сентября — родился сын Павел, умер в 1919 году
  • 1861, 19 февраля — Александр II подписал Манифест и Положения об освобождении крестьян от крепостной зависимости
  • 1865, 12 апреля — смерть наследника престола великого князя Николая Александровича и провозглашение наследником великого князя Александра Александровича
  • 1866, 4 апреля — покушение Д. Каракозова на жизнь Александра II
  • 1867, 25 мая — покушение А. Березовского на жизнь Александра II
  • 1879, 2 апреля — покушение А. Соловьева на жизнь Александра II
  • 1879, 19 ноября — взрыв царского поезда под Москвой
  • 1880, 12 февраля — взрыв царской столовой в Зимнем дворце
  • 1880, 19 февраля — празднование 25-летия вступления на престол Александра II.
  • 1880, 22 мая — смерть императрицы Марии Александровны.
  • 1880, 6 июля — женитьба Александра II на Е. М. Долгорукой-Юрьевской.
  • 1881 1 марта — смерть Александра II от рук террористов из организации «Народная воля»

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни. Инициатором реформ выступил император Александр II

Причины реформ Александра II


  • Существование крепостного права, тормозившего экономическое развитие России
  • Поражение в Крымской войне
  • Отсутствие возможностей у сословий Империи влиять на деятельность государства

Реформы Александра Второго

  • Крестьянская реформа. Отмена крепостного права (1861 год)
  • Финансовые реформы (с 1863 года)
  • Реформа образования (1863 год)
  • Земская реформа
  • Городская реформа (1864 год)
  • Судебная реформа (1864 год)
  • Военная реформа (1874 год)

Крестьянская реформа

  • Объявление крепостных крестьян лично свободными без выкупа
  • Помещики сохраняли за собой треть поместья в Нечерноземье и половину поместья в Черноземье.
  • Земля предоставлялась крестьянской общине
  • Крестьянин получал надел на правах пользования и не мог отказаться от него
  • По определенным льготным правилам крестьянин выплачивал помещику выкуп за полный надел
    (крестьянин мог получить без выкупа 2,5 десятины земли.)
  • До выкупа земли крестьянин считался «временнообязанным» по отношению к помещику и был обязан выполнять прежние повинности — барщину и оброк (отменено в 1882–1887 годах)

  • Расположение крестьянских наделов определял помещик
  • Крестьянин получал
    личную свободу,
    независимость от помещика;
    право переходить в другие сословия;
    право самостоятельного вступления в брак;
    свободу выбора рода занятий;
    право защиты своих дел в суде.
    самостоятельно совершать сделки
    приобретать и распоряжаться имуществом;
    заниматься торговлей и промыслами
    участвовать в выборах местного самоуправления

Финансовая реформа

Была направлена на упорядочивание работы финансового аппара

lesreinesdesalpes.com

§164 — Цензура и печать при Александре II

Со вступлением на престол императора Александра II были отменены все те стеснительные меры, какие в царствование его отца принимались относительно цензуры и учебного дела (§151).

Сначала был фактически смягчен цензурный надзор за печатью. Цензура была передана из министерства народного просвещения в министерство внутренних дел, где для нее было образовано особое «главное управление по делам печати». Затем (1865) был дан закон о печати, имевший в виду предоставить отечественной печати возможные облегчения. По этому закону цензура сохранилась лишь для брошюр и небольших сочинений. Толстые книги (свыше 160 страниц оригинальные, свыше 320 страниц переводные) могли выходить в свет без цензуры. Издатели книг отвечали перед судом, если в книгах заключалось что-либо противозаконное. Журналы и газеты могли выходить без цензуры с особого разрешения власти. Если в таких бесцензурных журналах и газетах появлялось что-либо «вредное» или противозаконное, то изданию объявлялось «предостережение». После третьего предостережения издание запрещалось.

Новый порядок дал печати небывалую до тех пор свободу после грозной опеки, которая тяготела над нею раньше. Время великих реформ произвело в обществе чрезвычайное брожение, сильно отразившееся и в печати. Печать отзывалась на каждое правительственное начинание, обсуждала все реформы, оценивала их последствия, приветствовала созданный реформами новый общественный строй, основанный на демократическом бессословном начале. Общественные мечты шли дальше намерений правительства. Дарование местного земского самоуправления возбуждало надежды на то, что земство будет призвано и к участию в управлении государством; высказывалась мысль о представительном правлении. Падение крепостной зависимости, уравнение всех перед судом, создание новых либеральных форм общественной жизни привели к небывалой ранее свободе личности. Чувство этой свободы вело к желанию развить ее до последних пределов. Создались мечты об установлении новых форм семейной и общественной жизни – таких, которые бы обеспечивали полное равенство людей и безусловную свободу каждой отдельной личности. Люди, мечтавшие о такой свободе, отрицали весь современный им порядок жизни и ни в чем не признавали его для себя обязательным; поэтому они и получили название «нигилистов». (Интересен роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» с его героем «нигилистом» Базаровым.) Основ будущего идеального устройства отрицатели искали в европейском социализме, с которым усиленно знакомили русскую публику. Таким образом создались крайние, «радикальные», направления в политических и социальных вопросах и образовалась «отрицательная» литература. Представителями ее были журналы «Современник» и «Русское Слово» в России и «Колокол» за границей. («Современник», во главе с публицистами Чернышевским и Добролюбовым, имел характер политический; «Русское Слово», с Писаревым во главе, занималось проповедью нигилизма. Что же касается до лондонского «Колокола», то его издатель, эмигрант А.И. Герцен, в конце 50-х годов главной целью своей считал добиться освобождения крестьян и свободы печати в России; влияние «Колокола» в эти годы было очень велико.) Развитие радикальной журналистики доставляло правительству много неудовольствий и опасений. Уже в начале 60-х годов было признано необходимым ограничить свободу журнальной печати. Когда же 4 апреля 1866 г. революционер Каракозов выстрелил в государя у ворот Летнего сада, то власти усилили цензурные строгости и навсегда закрыли «Современник» и «Русское Слово». Однако влияние отрицательной литературы настолько распространилось, что эта мера не остановила умственного брожения. В некоторой части общества стало зреть революционное настроение, требовавшее прямого государственного и общественного переворота; мало-помалу сложились революционные кружки, обнаружившие свою разрушительную деятельность уже в 70-х годах.

Другие направления в русской печати того времени пользовались меньшим успехом в публике. Славянофильские журналы («Молва», «Русская Беседа») не были популярны и не вызывали к себе доверия власти, которая видела в славянофилах оппозиционную партию. Из числа умеренно-прогрессивных журналов один «Русский Вестник», издаваемый Катковым, имел устойчивый успех, особенно возросший в те годы (1862–1863), когда политические осложнения в Польше вызвали блестящие патриотические статьи Каткова. М.Н. Каткову (писавшему как в «Русском Вестнике», так и в «Московских Ведомостях») удалось вызвать в русском обществе подъем национального сознания и стать выразителем глубоких русских чувств, направленных против польского восстания и против европейского вмешательства в отношения России и Царства Польского. С тех пор, на почве патриотизма, Катков стал держаться охранительных начал и получил большое влияние на высшие правительственные сферы.

rushist.com

Реформы Александра 2 — кратко: предпосылки, причины, основные положения, итоги

Реформы Александра 2 — кратко: предпосылки, причины, основные положения, итоги

Реформы Александра 2 — кратко: предпосылки, причины, основные положения, итоги

Здравия желаю, на связи Андрей Пучков. Сегодня на примере темы «Реформы Александра 2» я покажу, как надо эту тему отработать при самостоятельной подготовке к экзаменам. Более подробно эту простую методику смотрите в статье по ссылке, ссылка в конце поста.

Общая характеристика реформ

Реформы Александра II называются буржуазными, поскольку содействовали развитию в России капитализма. Капитализм предполагает свободное развитие четырех основных форм капитала: земли, свободного рынка труда, предпринимательство, средства производства (возможность заводить заводы, фабрики, производить орудия труда). Как не трудно догадаться, главной реформой, которая хоть как-то сопутствовала развитию в России , была отмена крепостного права.

Остальные реформы вытекали из этой. О ней мы поговорим в следующем посте, а в этом разберем кратко остальные реформы.

Земская реформа 1864 года

Причины. Необходимость создания местного самоуправления для крестьян, которые ранее были в крепостной зависимости. Раньше именно дворянин управлял своими крепостными. После того как они получили личную свободу, дворянин стал для бывших крепостных частным лицом. Поэтому то и требовалось создать местное самоуправление.

Ход реформы. 1 янваля 1864 года было принято «Положение о губернских и уездных земских учреждениях».  В 1870 году было принято «Городовое положение», которое реформировало местное самоуправление в городах. Кстати, при каком императоре оно вообще появилось? Ответ пишите в комментариях!

Основные положения реформы:

  • В уездах и губерниях учреждались земства (земские собрания), которые обладали административными и хозяйственными полномочиями.
  • Земства переизбирались каждые три года, выборы были куриальными — по трем куриям: дворянская, купеческая и крестьянская.
  • Земства были всесословными органами местного самоуправления, однако избирательный закон был таков, что фактически они оказались под опекой дворян.

Последствия реформы.

  • В России появилось какое-никакое местное самоуправление.
  • Земства стали социальной опорой либеральной интеллигенции. Это вообще важное следствие. Все его стороны невозможно разобрать в рамках этого поста.

Судебная реформа 1864 года

Причины. После отмены крепостного права появилась необходимость коренного реформирования судебной системы. Поскольку, во-первых, у нас суды в России были сословными до сих пор, а, во-вторых, когда было крепостное право, судом для крепостных (читай, для основной массы населения) был помещик. Теперь крепостные стали свободными и сословия де юре перестали существовать, а на деле они стали размываться.

Ход реформы. В ноябре 1864 года были приняты новые Судебные уставы.

Основные положения реформы.

  • В России вводились бессословные суды.
  • В России вводились новые принципы судопроизводства: состязательность (сторона обвинения, сторона защиты), гласность (в суды стали допускать прессу), независимость судей, вводился суд присяжных.
  • Возникала новая система судов: мировой суд (для мелких дел), коронный суд (окружной, судебная палата).
  • Сохранялись военно-полевые суды и трибуналы.

Последствия

В России возникла самая лучшая за все время система судопроизводства. Это, кстати, доказало дело Веры Засулич.

Военная реформа

Причины. Отсталость русской армии, вооружения армии, что показала Крымская война (наличие гладкоствольных ружей против нарезных у англичан и французов; наличие парусного флота против парового у союзников).

Основные положения реформы

  • Вместо рекрутской повинности (которая еще с Петра Великого так и существовала) вводилась всеобщая воинская повинность. Она была всесословной.
  • Воинскую повинность должны были отбывать лица в возрасте от 21 до 40 лет. Шесть лет в армии и семь лет во Флоте.
  • Вводился образовательный ценз: чем выше уровня законченное образовательное учреждение, тем меньше в армии служить. Были и другие ограничения, в частности в армию не шел единственный сын в семье.
  • От воинской повинности освобождались некоторые народы России.

Последствия

Россия получила более-менее боеспособную армию, которая хорошо себя показала против отсталой турецкой армии в годы Русско-турецкой войны 1877 — 1878 годов.

Кроме этих реформ был принят новый Университетский устав 1863 года, а также проведена в 1865 году проведена Цензурная реформа. Однако последние два нововведения не проверяются в тестах ЕГЭ. Хотя некоторые нюансы я всегда рекомендую знать своим ученикам.

Post Scriptum: в рамках этого поста, мы, разумеется, не сможем разобрать все эти нюансы. Они разобраны в моем видеокурсе «История. Подготовка к ЕГЭ на 100 баллов», а также на моих курсах подготовки к ЕГЭ по истории.

Обещанная в начале поста ссылка=>>

С уважением, Андрей Пучков

ege59.ru

Реформа в области просвещения александра 2

Весной 1862 года началась работа по разработке проекта городской реформы. В губернских и уездных городах создались 509 комиссий, основной задачей которых было составление предложений по реорганизации городского управления. Естественно, что большинство комиссий высказалось в пользу того, чтобы избирательные права были доступны всем слоям городского населения. Однако так называемый принцип «всесословности» не устраивал правительство, что существенно затягивало процесс рассмотрения проекта городового положения.

Министерство внутренних дел под руководством П.А. Валуева составило сводку материалов собранных комиссиями, и на ее основании в 1864 году выработало «Городовое положение». В марте 1866 года этот проект был вынесен на обсуждение Государственного совета, где благополучно пролежал «без движения» еще 2 года. Подготовка городской реформы проходила в условиях усиления реакционного курса самодержавия. Когда затягивать и откладывать проведение реформы стало более не возможным, решено было таки принять принцип «всесословности», и Александр II 16 июня 1870 года утвердил измененный проект «Городового положения», которое стало законом [5]. Это стало началом второй значимой реформы местного самоуправления.

2.1 Учреждения городского общественно управления

Компетенция городского управления была тесно ограничена рамками хозяйственных вопросов, что было оговорено в статье 2 «Городового положения» [5]. А именно было определено, что к предметам городского управления принадлежат:

— дела по внешнему благоустройству города;

— заведование устройством и содержанием улиц, площадей, мостовых, садов, парков, водопроводов, каналов, сточных труб, прудов, мостов и так далее;

— дела касательные благосостояния городского населения;

— меры по обеспечению народного продовольствия, устройство рынков и базаров;

— предостережение против пожаров и других бедствий и об обеспечении причиняемых ими убытков;

— попечительство об учреждении и развитии местной торговли и промышленности, об устройстве пристаней, биржи и кредитных учреждений;

— попечительство об благотворительных заведениях и больницах, и заведование ими на основаниях, указанных для земских учреждений.

Согласно статье 15 «Городового положения» под учреждениями городского самоуправления подразумевалось:

— городское избирательное собрание;

— городская дума;

— городская управа.

Городское избирательное собрание было малофункциональным. Единственной его задачей было, согласно статье 16, собрание для избрания гласных в городскую думу один раз в 4 года.

Городская дума избиралась раз на 4 года, и стать ее членом мог каждый, кто имел право голоса, исключение было указано в статье 35, согласно которой число «нехристиан» не должно было превышать третью часть от общего числа гласных. Возглавлял городскую думу городской голова, который избирался тоже на 4 года из числа гласных и не мог быть еврейской национальности.

Основными функциями городской думы являлись:

— назначение выборных должностей и дела общественного устройства;

— назначение содержания должностным лицам городского общественного управления и определения его размеров;

— установление, увеличение и уменьшение некоторых видов городских налогов и сборов: с движимого имущества, с документов на право торговли и промышленности, с трактиров, постоялых дворов и продуктовых лавок, с извоза, с частных лошадей и экипажей, с квартир и жилых помещений, с животных (в частности с собак), с аукционов;

— сложение недоимок по городским сборам;

— отчисления на содержание мостовых, тротуаров, чистки улиц за счет средств города и переложение натуральных повинностей в денежные.

Расходы на содержание и функционирование думы включали в себя расходы на управление, на общественные здание и помещения, на городские займы, на учебные и благотворительные заведения, на содержание воинских частей, полиции, тюрем. Данные расходы контролировал губернатор, все также назначаемые самодержавием.

Заседания городской думы назначались в 3-х случаях: по желанию городского головы, по желанию губернатора или же по требованию не менее пятой части гласных. Порядок вынесения предложения на всеобщее обсуждение с целью принятия его во многом схож с процессом вынесения предложения в нынешних местных городских советах. Точно так же как и сейчас, в то время гласный, который намеревался вынести на заседание городской думы предложение, должен был сообщить городскому голове о сути оного предложения за 3 дня. В случае нарушения данной процедуры, обсуждения по предложению могли состояться, но решение по нему откладывалось до следующего заседания.

Третьим органом городского управления была городская управа, которая также избиралась на 4 года, но половина ее состава должна была обновляться каждые 2 года. В статье 72 «Городового положения» описаны функции управы:

— непосредственное заведование делами городского хозяйства и общественного правления;

— исполнение определений (решений) думы, собирание нужных для нее сведений;

— составление городских смет;

— взимание и расходование городских сборов на установленных думой основаниях и предоставление в думу, в назначенные сроки, отчетов о своей деятельности.

Городская управа могла признать указание (определение) городской думы незаконным большинством голосов, и не приводить данное указание в действие, о чем должна была известить городскую думу. В таких случаях для решения данного вопроса необходимо было вмешательство губернатора.

Как и земства, органы городского самоуправления зависели от государственных бюрократических и полицейских учреждений. И все же, создание новых органов самоуправления способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, и существенно помогло развитию торговли и промышленности в российских городах.

2.2 Выборы в городскую думу

Согласно «Городовому положению» в России в 509 городах вводились новые формально бессословные органы городского самоуправления — городские думы, которые избирались раз на 4 года. Право избирать и быть избранным получили лишь обладавшие определенным имущественным цензом плательщики городских налогов. По размерам уплачиваемого ими городу налога они разделялись на три избирательных собрания: в первом участвовали наиболее крупные плательщики, уплачивающие треть общей суммы городских налогов; во втором — средние налогоплательщики, уплачивающие также треть налогов; в третьем — мелкие налогоплательщики, которые выплачивали оставшуюся треть налогов [5].

В выборах в органы городского самоуправления принимал участие довольно широкий круг избирателей. Предъявленные требования сводились к следующему (статья 17 «Городового положения»):

— избиратель должен быть мужчиной;

— избиратель должен быть русским поданным;

— избиратель должен быть не моложе 25 лет;

— избиратель должен владеть в пределах города, на правах собственника, недвижимостью, с которой подлежал налоговый сбор в пользу города, или должен содержать торговое или промышленной предприятие;

— за избирателем не должны числиться недоимки по городовым сборам налогов.

Не допускались к выборам лица, которые ранее были судимы, снятые с должности, подследственные и лица лишенные духовного сана.

Все городские избиратели в соответствии с имущественным цензом. Согласно статье 24 все лица, которые имели право участвовать в выборах, заносились в избирательные списки по мере убывания суммы сборов с них и делятся на три группы (курии) по одной трети всех собранных сборов. Каждая группа выбирала треть от общего числа гласных таким образом, на первые две трети всех избирателей, по имущественному положению, приходилось максимальный процент избранных гласных. Это и определило доминирующую позицию крупной и средней буржуазии в городской думе, которая теперь очень легко могла защищать интересы своего капитала.

Данная система была заимствована у Пруссии. Она отдавала городское управление в руки купечества, которое своим богатством значительно возвышалась над остальными сословиями. Юридическая всесословность фактически привела к преобладанию одного сословия.

Выборы и деятельность городских дум находились под неусыпным контролем государственных чиновников. Так городской голова избирался из числа гласных губернатором, или, в крупных городах, министром иностранных дел.

2.3 Результаты проведения городской реформы в городах и

регионах Российской империи

Процесс внедрения городского самоуправления в различных регионах проходил по-разному и имел разные последствия.

Поскольку московское городское управление, которое при всем своем не высоком уровне организации в тот период, все-таки являлась образцом для других городов России. Распорядительную думу заменила Городская дума, которая была наделена более широкими правами общественного управления [3].

Реформы Александра 2 — кратко: предпосылки, причины, основные положения, итоги

Результатом внедрения городской реформы было: практически неконтролируемое и неуправляемое разрастание города под давлением интересов фабрикантов, землевладельцев, купечества. В застройке города стали появляться и множиться новые типы зданий — доходные жилые многоквартирные дома для наиболее обеспеченных слоев населения, казармы для рабочих, крупные магазины, здания банков, железнодорожные вокзалы. Проявлением зачатков капитализма было появление доходных домов — построенных не для обслуживания владельцев, а с целью получения дохода от сдачи его в аренду. Потребность как в жилых, так и в торговых площадях была очень высокой, стоимость строительных участков в центре все время возрастала. Следствием было увеличение высоты зданий. Уже в 1874 году был построен пятиэтажный дом на Ильинке.

Особенности Петербургской Городской думы заключались в том, что любой городской обыватель при желании мог узнать, чем занимаются его представители и о чем они говорят, что обсуждают, какие группы и партии они образуют. В думе появилась оппозиция — так называемая интеллигентная партия. Она не была достаточно организованной, но ее представляли незаурядные личности, оставившие значимый след в истории. Результатами работы городской думы было строительство водопровода, появление конных маршрутов коих стало 26 общей продолжительностью 84 версты. Благодаря думе за 3 года в городе открылось 72 новые школы. Стало развиваться здравоохранение особенно после эпидемии тифа в 1877 году. В 1881 году была открыта Военно-Медицинская академия. В 1880 году в Петербурге прошел успешное испытание первый трамвай.

Городовая реформа 1870 года сразу же даровала Городовое положение многие городам Украины, готовность которых к новому самоуправлению была неоспорима [6]. Реформа очень способствовала развитию Харькова, который стал не только административным и культурным, но промышленным, финансовым и транспортным центром. Всесословный характер реформированных органов городского самоуправления позволил привлечь в муниципальной деятельности наиболее образованную и подготовленную часть населения, в первую очередь интеллигенцию. Перед городским самоуправлением возникли новые, более сложные задачи по организации и управлению городским хозяйством. Количество жителей города существенно возросло, и управление вынуждено было решать актуальнейшие проблемы, такие как водоснабжение, канализация, благоустройство улиц и площадей, порядок на рынках и базарах, поддержание санитарно-эпидемиологической обстановки.

Внедрение и развитие самоуправления в различных регионах породило целый ряд муниципальных ориентаций. Московская ориентация была знаменита системой местных налогов и городской статистикой, петербургская обращала огромное внимание на представительности города, киевская была ориентирована на создание новых сложных технических систем городской инфраструктуры, харьковская выделяла гуманитарные приоритеты, а одесская занималась проблемами дорожных покрытий.

Все крупные города Российской империи получили после реализации «городового положения» 1870 года значительный толчок к развитию. Совсем иначе обстояли дела в отдаленных регионах.

На территории Коми из-за малочисленности дворян, отсутствия крупного землевладения, экономической отсталости и якобы «умственной бедности основной массы коренного населения, городская реформа затянулась на несколько лет. Предшествующая ей земская реформа с большим трудом воспринималась местным населением и была реализована только в 869 году. После городской реформы регион так и остался отсталым и малоразвитым. Слабо процветала торговля, дорожное управление и транспортное хозяйство не было организовано совсем. Образование и здравоохранение доставляло желать лучшего.

В Западной Сибири наиболее прогрессивный и современный характер хозяйственное планирование, после принятия Городового положения, носило в Омске, где были наибольшие расходы из бюджета на развитие города. В Тобольске и Томске роль местного общественного самоуправления первоначально была выражена слабо. На этих территориях большую роль в формировании городской политики по-прежнему играли губернаторы и губернские правления.

Основной проблемой развития провинциальных городов было то, что значительная часть доходов являлась обязательной по закону и уходила вовсе не городские нужды, а на содержание правительственных учреждений, полиции, военной квартирной повинности и прочая. Благодаря этому русские города не являлись полновластными хозяевами и распорядителями своих собственных средств и испытывали существенные трудности в решении городских проблем.

3. Значение реформ городского самоуправления для России

Решающее значение для развития страны и выхода из политического кризиса во второй половине XIX века имели реформы 60-70-х годов, организатором которых был император Александр II. Разумеется, что главной из этих реформ была отмена крепостного права. Однако важное значение в повороте России на пути к индустриализации имели и другие буржуазно-либеральные реформы. В числе земская реформа 1864 года и городская реформа 1870 года, первая стала основой для второй.

Земская реформа ввела новые органы местного самоуправления — уездные и городские земства, которые состояли из выборных представителей всех сословий. Распорядительными органами были уездные и губернские собрания, а исполнительными были соответственно уездные и губернские управы. Избирательное право обуславливалось исключительно имущественным цензом. И хотя круг вопросов, которые решали земства, был ограничен хозяйственными делами, за пределы которого они не могли выходить, деятельность земств способствовала индустриальному развитию страны. Работа в земствах помогала формированию гражданского сознания. Их служащие оказывали содействие распространению агрономических знаний в деревнях, строении школ, больниц, дорог, поднятию местной промышленности.

Городская реформа закрепляла систему органов городского общественного управления: городское избирательное собрание, городскую думу и городскую управу. Думу и управу возглавлял городской голова. Избирательная система очень напоминала избирательную земскую систему — имущественный ценз, курии и так далее. Органы городского самоуправления в значительной степени зависели от государственных бюрократических и политических учреждений. Однако создание новых органов способствовало становлению общественно-политической и культурной жизни, помогло торгово-промышленному развитию русских городов .

Как результат реформ осуществилось реформация русского общества, основная масса населения приобщилась к гражданской жизни. Была заложена основа для новой русской политической культуры, характерной для того времени. Проведенные реформы отвечали основным тенденциям развития ведущих мировых государств. Они значительно продвинули Россию на пути экономического и политического развития. Но даже после них, Россия оставалась самодержавной абсолютной монархией. Реформы, получившие название «великих», привели общественно-политическое устройство России в соответствии с потребностями второй половины XIX века, мобилизовав всех представителей общества на решение общенациональных задач. Был сделан первый шаг к формированию правового государства и гражданского общества.

Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1720 | Нарушение авторского права страницы

laservirta.ru

2. Цензурная реформа 1865 года.

Противостояния власти и общества вокруг цензурного вопроса во второй половине 19 века был достигнут при императоре Александре II. На двадцатилетие (рубеж 1850-60-х годов до начала 1880-х годов) приходится пик правительственной активности в поиске рациональных средств контроля над прессой. Власть нервничала от неспособности искоренить «вредное» направление в литературе. 6 апреля 1865 года были изданы Временные Правила по делам печати, значительно облегчившие работу периодических изданий. Цензура была окончательно изъята из ведения министерством народного просвещения. Центральная администрация по делам печати была вверена министерству внутренних дел, в составе которого было открыто главное управление по делам печати. Суть новых правил заключалась в том, что они позволяли значительно ускорить выпуск в свет печатных произведений, разрешая некоторые из них представить цензору уже в отпечатанном виде, а не в рукописи. От предварительной цензуры были освобождены все выходящие в обеих столицах периодические издания (за исключением иллюстрированных и сатирических изданий), получившие от министерства внутренних дел разрешения на выход без предварительной цензуры; оригинальные сочинения — не менее 10 печатных листов, переводные сочинения – не менее 20 листов, а также все издания ученых учреждений, серьезные научные книги, рассчитанные на состоятельную и образованную часть общества, чертежи, планы и карты. 

Таким образом, почти вся не отличавшаяся большим листажом литература, в основном общественно-политическая, рассчитанная на демократические круги общества, оставалась подцензурной, как и вся провинциальная печать. Закон 1865 года оставил в силе духовную, театральную и иностранную цензуру. По этим правилам предварительную цензуру для вышеперечисленных печатных изданий заменили карающей, то есть налагающей санкции на издания после публикации тех или иных предосудительных материалов. Закон устанавливал судебную ответственность. Издателей «вредного направления» карали денежными штрафами, конфискацией и арестом книг. Единственная случайно проскользнувшая из западно-европейской практики гарантия — уничтожение книги только по приговору суда (без присяжных) — была вскоре (в 1872 году) отменена, и было введено уничтожение книг в административном порядке (комитет министров). В случае обнаружения в книгах и периодических изданиях «вредного» направления, виновные преследовались судом. На практике были случаи вынесения судами оправдательных приговоров. Новые правила не распространялись на провинциальную печать и массовую литературу для народа. Однако такое положение дел создавало благоприятные условия для формирования общественного мнения и многие деятели печати воспринимали такое положение как прогрессивное. С конца 60-х годов правительство начало издавать указы, во многом сводившие на нет основные положения реформы образования и цензуры. В цензурной политике царь чаще ориентировался на консервативное крыло своего окружения и не помышлял о ликвидации цензуры, напротив, искал средства сделать ее работающей. Новый устав просуществовал с некоторыми изменениями и дополнениями до первой русской революции. Первый закон о печати.

studfiles.net