Централизация управления – ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — это… Что такое ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ?

Содержание

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — это… Что такое ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ?


ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ
ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М. 479 с.. 1999.

Экономический словарь. 2000.

  • ЦЕНТР ПОЛУЧЕНИЯ ПРИБЫЛИ
  • ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК

Смотреть что такое «ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ» в других словарях:

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

    — сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления. в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами… …   Большой экономический словарь

  • централизация управления —    сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а… …   Словарь экономических терминов

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ, централизации. мн. нет, жен. Действие по гл. централизовать и состояние по гл. централизоваться. Централизация власти. Централизация управления. Централизация капитала. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — (лат., от centrum центр). Сосредоточение действий или власти в одном общем месте; сосредоточение управления в одних руках и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ лат. centralisatio, от …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ДИСПЕТЧЕРСКАЯ — электр. централизация, при к рой управление стрелками и светофорами раздельных пунктов целого участка осуществляется из диспетчерского поста непосредственно диспетчером при помощи специального аппарата. Исполнителем распоряжений диспетчера… …   Технический железнодорожный словарь

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ДАЛЬНОДЕЙСТВУЮЩАЯ — электр. централизация, при к рой управление удаленными стрелками или группами стрелок и сигналов осуществляется при помощи ручной динамомашины (генератора). При 50 60 об/мин, рукоятки динамомашина дает ток, достаточный для перевода стрелки за 8… …   Технический железнодорожный словарь

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ РЕЛЕЙНАЯ — электр. централизация стрелок и светофоров, при к рой все зависимости между стрелками и светофорами осуществляются не при помощи ящиков зависимости или электрозащелок, механически запирающих те или иные рукоятки централизационного аппарата, а при …   Технический железнодорожный словарь

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ — централизация, при к рой управление стрелками и светофорами с централизационного поста и контроль их положения осуществляются постоянным или переменным током. Стрелки переводятся при помощи стрелочных электроприводов с электр. моторами; светофоры …   Технический железнодорожный словарь

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ — централизация, при к рой управление стрелками и сигналами осуществляется с центрального поста сжатым воздухом из резервуаров, расположенных непосредственно у управляемых объектов. При возбуждении с поста электропневм. клапана сжатый воздух… …   Технический железнодорожный словарь


dic.academic.ru

система, структура и функции. Принципы модели управления, плюсы и минусы системы

Какая модель управления лучше – централизованная или децентрализованная? Если кто-то в ответ укажет на одну из них – он плохо разбирается в управлении. Потому что в менеджменте нет плохих и хороших моделей. Все зависит от контекста и его грамотного анализа, позволяющего выбрать оптимальный способ управления компанией здесь и сейчас. Централизованное управление – отличный тому пример. Разбираемся, когда эта модель работает хорошо, а когда она неприемлема.

Понятия, полномочия, задачи

Все дело в разделении труда и решений: как распределить задачи для каждой структурной единицы и на каком уровне будут приниматься ключевые решения. Распределение труда и принятие решений по вертикальному принципу приведет к формированию централизованной системы управления. Иерархия подчинения в такой компании жесткая, а полномочия сотрудников минимальны и расписаны самым тщательным образом.

Компании, в которой полномочия принимать ключевые решения принадлежат первому руководителю и его ближайшему окружению, называются централизованными. Противоположные по способу управления компании называются децентрализованными. В них полномочия распределены по подразделениям и сотрудникам разного уровня, даже низовые звенья могут принимать решения по достаточно широкому кругу вопросов бизнеса.

Признаки централизованного принципа управления

Их немного:

  • Административных отделов больше чем нужно.
  • Их функции важнее, чем у производственных.
  • Исследовательские структуры локализуются в центральном офисе лидирующей компании холдинга.
  • Контроль производства продуктов, их сбыта, маркетинговых проектов и всех остальных функциональных единиц производится через центральные административные отделы головного офиса.

Централизация бывает разной

В реальной жизни моделей централизованного управления в чистом виде не существует (как и децентрализованных). Разница между компаниями заключается лишь в степени самостоятельности решений на разных уровнях, то есть в степени делегирования полномочий и прав. Если разобраться, то любую организацию можно отнести к централизованной или децентрализованной, если сравнивать ее с другими предприятиями.

Критерии, по которым можно оценить степень «централизованности», следующие:

  1. Относительная доля решений, которые принимаются и реализуются на среднем и низовом уровнях. Если эта доля составляет меньшую часть общих решений, организация тяготеет к централизованной модели.
  2. Теперь о качестве решений на среднем и низовом уровнях: если решения по поводу изменений направлений работы или, к примеру, распределения значительных ресурсов могут приниматься только высшим руководством, перед вами модель централизованного управления.
  3. Широта решений среднего и низового уровня: если они охватывают лишь одну функцию, перед вами централизованная компания.
  4. При централизованном управлении высший менеджмент постоянно контролирует повседневную работу и в особенности решения подчиненных. Можно, конечно, подумать, что ни одна компания в принципе не обходится без контроля работы подчиненных. Но в децентрализованных фирмах оценку работы сотрудников предпочитают проводить по общим критериям: прибыльности, например.

У этих критериев весьма относительный характер. Но и оценивать компании при их помощи нужно только в сравнении с другими.

Преимущества модели

Чрезвычайно важно освободиться от ненужного стереотипа, сложившегося в связи с этим понятием. Очень часто его связывают с «советским» стилем, включающим все административно-командные элементы. На самом деле у модели централизованного управления другая природа и серьезные достоинства:

  • Минимизация дублирования функций или мероприятий.
  • Возможность быстро и четко стандартизировать операции и процессы в компании.
  • Относительная простота эффективного контроля работы систем и сотрудников в целом и в частности.
  • Возможность оптимизации использования ресурсов в виде кадров, площадей, оборудования и т. д.

Это великолепные возможности быстро мобилизовать коллектив. В строгой иерархической системе решения высшего руководства являются обязательными для всех подразделений, расположенных ниже. Поэтому такие компании способны мобилизовать все человеческие ресурсы для решения экстренных и сложных задач, т. е. там, где нужна согласованная напряженная работа всех структур. Самым ярким и популярным примером является отражение внешней агрессии. Исторических подтверждений тому много, потому что лучше всего с внешними нападениями справлялись страны с централизованной системой управления: быстро и вместе.

Возможность эффективной реализации новых направлений деятельности либо структурных изменений для повышения операционной эффективности. Жесткие, иногда непопулярные, но необходимые решения легче проводить централизованно.

Кризисное управление также предполагает быстрые и всеобъемлющие решения, которые нужно выполнять не только беспрекословно, но и в короткие сроки. Практически любая критическая ситуация в бизнесе эффективнее всего решается централизованным способом управления. Кризисные менеджеры хорошо это понимают.

Когда централизованное управление полезно и нужно

Достоинства данной модели позволяет применять ее широко. Не нужно забывать, что централизованный принцип управления можно использовать временно – в течение определенного промежутка времени для выполнения вполне конкретных задач.

  • При организации и развитии новой компании, в которой разные подразделения растут с разной скоростью и успехом. В такой ситуации нужен централизованный контроль с прямыми директивами, не позволяющими одним расти за счет других.
  • При кадровом управленческом дефиците, встречающемся чаще, чем хотелось бы. Для покрытия этого дефицита понадобится время для двух задач: найма подходящих менеджеров со стороны и обучения собственных кандидатов на руководящие позиции. В течение этого периода первому руководителю будет полезно все взять в свои руки, чтобы отсутствие профессионалов в управлении на местах не сказалось на работе.

Примеры можно продолжать. Главное – хорошо понимать текущую ситуацию в компании и задачи, которые вы хотите реализовать.

Можно ли использовать централизованную модель постоянно? Конечно, можно. С учетом размеров компании, квалификации ее персонала, региона деятельности фирмы, персональных качеств первого руководителя и т. д.

Стив Джобс и его автократия

Стив Джобс — типичнейший пример настоящего кризисного менеджера. С ним связано немало стереотипов. Классическое объяснение его успехов заключается лишь в одном аргументе: «потому что он страстно верил». Спору нет, вера в успех и правильность действий – важный фактор. Но на одной вере далеко не уедешь. Нужно сделать так, чтобы подчиненные не только поверили, но и бросились выполнять все, что им будет поручено.

Автократы действуют как монархи, обладающие полной властью для достижения их целей. Для этого нужна огромная сила воли и, конечно, вера. Все это в полной мере присутствовало у Стива Джобса: «Это мой путь, это лучший путь». Сотрудники называли Джобса «Его Величеством». Он был не просто автократом, он был крайним автократом.

Гибридная модель управления в «Макдоналдсе»

Интереснейший пример показывает знаменитый «Макдоналдс». Все зависит от природы и вида решений. Среднее звено управляющих (некоторые арендаторы и управляющие ресторанами) имеют огромные полномочия вплоть до полной самостоятельности в принятии решений по поводу человеческих ресурсов, размещения новых ресторанов или закупки продуктов. Налицо децентрализованный подход к управлению.

Что же касается решений по ценовой политике или выпуска новых продуктов, то они принимаются в рамках функций централизованного управления: высшим руководством без каких-либо обсуждений с подразделениями ниже. Великолепный пример умной комбинации разных подходов в управлении.

Недостатки: бумажные горы и другое

Без недостатков не обходится ни одна управленческая система. Недостатки централизованной модели следующие:

  • Задержка принятия решений наверху. Пусть вас не удивляет этот пункт. Выше упоминалось о быстром исполнении решений начальства, но не об их быстром принятии.
  • Иногда имеет место невысокое качество решений наверху, ведь один человек не может знать все сразу и обо всем. Сказывается недостаток информации и незнание реальной ситуации на местах.
  • Бумажные горы, рост числа документов, неоправданная бюрократия в виде лишних громоздких процедур.

Разобравшись, в чем заключаются достоинства централизованных структур управления, можно применять эту модель самым эффективным образом. Это может быть и временный способ, и частичный для отдельных функций. Главное – верить в себя и в свой путь. Как Стив Джобс.

fb.ru

Централизация государственного управления

Понятие централизации

Определение 1

Централизация – это реорганизация происходящих внутри определенной системы процессов, при которой происходит их размещение в иерархической системе.

Политологи понимают под централизацией средоточие государственной власти в определенном центре и подчинение регионов, а децентрализация – это обратный процесс.

Централизация представляет собой систему управления государством когда власть регулирует общественные направления жизни, а также руководит деятельностью органов местного самоуправления, и подчиняет своему воздействию все или многие стороны жизни граждан.

Децентрализация представляет собой разграничение функций органов государственной власти и органов местного самоуправления. Причем права последних органов будут расширены за счет того, что первые органы будут менее властны. Децентрализацию часто ставят синонимом с понятием самоуправления, однако сказать, что они тождественны неверно. Связано это с тем, что децентрализация подразумевает под собой федеративной строй и автономию областей, а местное самоуправление указывает на зависимость от центральной власти.

К централизованной можно отнести следующее строи:

  • самодержавная монархия,
  • конституционная монархия,
  • федерации
  • республики.

Централизация власти в РФ

Говоря о Российской Федерации необходимо различать формальную сторону, которая закрепляется в нормативно — правовых актах и фактическую, которая обстоит на самом деле. Формальная часть отражается в статья 1 Конституции Российской Федерации, где закрепляется, что Россия является демократическим и федеративным государством.

Необходимо отметить, что последние реформы Владимира Путина в сфере федеративных отношений указывают на то, что повышен уровень управляемости эффективности самого управления, а также то, что государственная власть централизована. Еще в 2000 году президентом был принят указ, в котором закреплялись полномочные представители президента и были сформированы федеральные округа. Округа являются результатом условного деления территории государства для более эффективного и простого управления, а также контроля со стороны президента.

Указанными округам возглавляют полномочные представители президента, которые направляются из столицы и подчиняются федеральному законодательству. Многие ученые указывают на то, что данный институт представляет собой определенную надстройку над федеральным устройством государства и страна представляет собой унитарное государство.

Конечно, с позиции федеративных отношений данное соподчинение не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. В результате в сфере федеративных отношений была предусмотрена вертикаль государственного управления. За основу были взяты развитые страны и теория федерализма. В России же, несмотря на провозглашение федеративного государства нарушены основные принципы, по которым в стране предполагается разделение труда между регионами и центральной властью.

Таким образом, можно отметить определенное несоответствие провозглашенным федеративным принципам и существующему положению на практике. Связано это с тем, что имеется неопределенность в курсе развития отношений регионов и центральной власти. Однако, когда будет принят определенный тип развития, тогда указанные проблемы устранятся сами собой.

Замечание 1

В стране происходит централизация власти, которая приведет к повышению уровня жизни населения страны, что является безусловно важнейшей целью государственного и муниципального управления.

spravochnick.ru

Управление централизация — Энциклопедия по экономике

Анализ информации и принятие на ее основе управленческих решений составляют технологию менеджмента. Иерархия в системе управления решает проблемы передачи ответственности на более низкие уровни управления, централизации и децентрализации процесса принятия решений и самой организации управления.  [c.21]
Ф снижать накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, централизации снабженческих транспортных и учетных функций  [c.267]

Следует все же различать два взаимосвязанных понятия концентрацию производства и централизацию управления. Централизацию управления мы достаточно бегло рассмотрели. А концентрация производства заключается в укрупнении предприятия, его специализации, кооперировании и комбинировании.  [c.47]

Централизация статистики — важное условие ее объективности, порядка в отчетности, избавления предприятий от громоздкой внутриведомственной отчетности, от огромной отчетности, вызванной желанием все знать, не считаясь с ростом затрат на управление. Централизация статистики способствует борьбе с местничеством, укрепляет государственную дисциплину, устраняет параллелизм в работе по сбору и обработке отчетности, позволяет ее сократить, лучше использовать вычислительную технику и учетный персонал.  [c.9]

В результате централизации основных функций управления в аппарате газотранспортного объединения резко возрос объем деловой информации, основным носителем которой на сегодняшний день остается обычный документ. В создании и оформлении документов принимают участие все ИТР и служащие аппарата объединения и ЛПУМГ.  [c.217]

Специфика ГПО состоит в значительной централизации управления и четкой диспетчеризации транспорта газа из единого  [c.219]

Совершенствование управления, планирования и организации производства. В целях совершенствования организации производства необходимо предусмотреть улучшение производственной структуры предприятия, т. е. дальнейшее укрупнение цехов и служб, ликвидацию мелких подразделений, создание новых цехов и служб в соответствии с развитием технической базы производства. Здесь могут быть предусмотрены меры по дальнейшей -централизации некоторых производственных функций, например, ремонт оборудования и сооружений, материально-техническое обеспечение, транспортное обслуживание и т. д.  [c.160]

При формировании организационной структуры очень важно правильно установить степень централизации функций и уровень специализации подразделений в системе управления. Эти параметры зависят от распределения управленческих работ между функциональными подсистемами и внутри них по уровням управления, а также от передачи полномочий с верхнего уровня на нижестоящие.  [c.59]

Степень централизации управления той или иной функцией можно определить как отношение численности работников, занятых выполнением функции в заводоуправлении (аппарата управ-  [c.59]

При обосновании степени централизации управления необходимо иметь в виду, что ее увеличение приводит к сокращению числа уровней управления, сокращению маршрутов прохождения документов. При этом создаются лучшие условия для использования вычислительной техники, уменьшения численности управленческих работников. С другой стороны, излишняя централизация снижает оперативность в решении ряда вопросов.  [c.62]

Вторым основным принципом следует назвать единство, централизацию руководства всеми технологическими подразделениями предприятия. Однако либо в силу сложившихся традиций, либо из-за разнородности в видах производства, либо из-за недостаточного внимания к вопросу совершенствования организационных форм технологических служб на многих предприятиях этот принцип не всегда выдерживается. Вся техническая политика предприятия базируется на конкретной технологии производства, поэтому нити управления всеми видами технологи-  [c.5]

Принцип централизации управления должен пронизывать все технологические подразделения. Выделять отдельные группы и даже отдельных технологов с целью их специализации нужно лишь при условии обеспечения полной их загрузки. Необходимо помнить, что всякая децентрализация усложняет руководство и ослабляет влияние руководителя.  [c.6]

Однако централизация управления технологическими подразделениями никак не предполагает объединения тех-налогов разных специальностей в одну группу. Наоборот, наиболее эффективно работают подразделения, специализированные по видам обработки. Специализация групп технологической службы проводится с целью повышения производительности их труда. Эффективность работы всей технологической службы оценивается- прежде всего количеством и качеством разработанных и внедренных в производство технологических процессов. На основании практического опыта многих разнотипных предприятий можно сделать вывод, что специализация технологов по видам обработки является наиболее правильной формой организации.  [c.6]

На основе Генеральной схемы проведена централизация управления ряда отраслевых видов деятельности созданием всесоюзных промышленных объединений, подчиненных непосредственно Министерству нефтяной промышленности. К ним относятся Всесоюзное про-  [c.37]

При комбинировании достигается непрерывность потока, часть оборудования совмещается, снижаются капитальные вложения, эксплуатационные затраты, численность обслуживающего персонала. Экономия капитальных вложений достигается в результате сокращения резервуарных парков, трубопроводов, наружных сетей и общестроительных работ. Численность обслуживающего персонала уменьшается благодаря централизации управления, более компактному расположению оборудования и аппаратов, сокращению резервуарных парков, паропроводов и прочих коммуникаций. Экономия пара, электроэнергии, охлаждающей воды обеспечивается за счет осуществления непрерывного потока продуктов на установках, что приводит к уменьшению нагрева и охлаждения.  [c.24]

Однако слишком упрощенная структура не обеспечивает надежного и оптимального функционирования производства, а сложная структура снижает эффективность управления. Чем сложнее структура и больше ступеней и звеньев, тем сложнее документооборот и взаимосвязь. Поэтому сейчас много внимания уделяется рационализации структур управления. Основное направление рационализации — концентрация, централизация и специализация функциональных звеньев в пределах объединения по выполнению основных задач управления.  [c.284]

Кто осуществляет закупки товаров и услуг на все эти 476 млрд. долл. Существуют государственные закупочные органы федерального правительства, правительств штатов и на местном уровне. Самыми крупными являются закупочные организации федерального правительства, приобретающие товары как для гражданских, так и для военных целей. Гражданскими закупками от имени федерального правительства занимаются семь разных видов организаций министерства (министерство торговли), управления (Управление служб общего назначения), агентства (Федеральное авиационное агентство), советы (Совет по обновлению подвижного состава железных дорог), комиссии (Федеральная комиссия связи), исполнительные органы (Бюджетное бюро) и прочие учреждения (Администрация долины реки Теннесси). Однако ни одно учреждение федерального правительства не осуществляет всех закупок для нужд правительства, и ни один закупщик в рамках ни одного учреждения не осуществляет закупок всего объема потребного этому учреждению количества того или иного товара, оборудования или услуг . Многие учреждения самостоятельно распоряжаются основной массой своих закупок, особенно если это касается товаров промышленного назначения и специализированного оборудования. В то же время Управление служб общего назначения играет большую роль в процессе централизации закупок товаров, наиболее часто используемых в гражданском секторе (конторская мебель, конторское оборудование, транспортные средства, горючее и т.п.), и в разработке стандартизированных процедур совершения закупок для других учреждений.  [c.243]

Например, большой эффект обеспечивает создание баз обслуживания на основе слияния подсобно-вспомогательных хозяйств и, централизации ремонта оборудования в бурении, переход на управление производством по двухступенчатой системе.  [c.79]

Степень централизации управленческих функций (отношение численности инженерно-технических работников и служащих, занятых в аппарате управления предприятием, к общей численности этих категорий работающих на предприятии).  [c.224]

Совершенствование организационной структуры управления нефтеперерабатывающими предприятиями возможно путем укрупнения цехов и участков, централизации и специализации работ, концентрации функций управления вспомогательными службами, оптимизации численности инженерно-технических работников и служащих, широкого применения экономико-математических методов, электронно-вычислительной техники, организационной техники н средств связи. Необходим системны подход к проектированию структур управления.  [c.328]

На практике, однако, не встречается полностью централизованных или децентрализованных организаций. Такие организации представляют собой лишь предельные точки некоего континуума, между которыми лежат все встречающиеся на практике типы структур. Степень централизации варьирует от организации, где большая часть (если не все) полномочия, необходимые для принятия важнейших решений, остаются на высшем уровне управления, до организации, где большая часть таких прав и полномочий делегируется нижестоящим уровням управления. Разница состоит лишь в относительной степени делегирования прав и полномочий. Поэтому любая организация может быть названа централизованной или децентрализованной лишь в сравнении с другими организациями или в сравнении с собой же, но в другие периоды. Так, например, Аи Би Эм имеет относительно централизованную структуру управления, но расширяет использование децентрализованных структур. В Европе, например, Аи Би Эм подразделила все свои филиалы и отделения на пять экономических центров. Руководителям этих центров даны очень большие права для принятия решений, определяющих важнейшие экономические показатели отделений.  [c.349]

В рамках одной и той же организации одни отделы могут быть более централизованы, чем другие. Управляющие магазинами и привилегированные арендаторы (например, в сети ресторанов МакДоналдс ) имеют почти неограниченную власть принимать решения в отношении своего персонала и некоторые полномочия в выборе закупаемых продуктов. В этой фирме решения о размещении новых ресторанов и магазинов принимаются в средних звеньях управления, в то время как решения, определяющие уровень цен и выпуск новых товаров, принимаются только высшим руководством. В обычных больницах административные функции имеют высокую степень централизации, но собственно медицинский персонал и, в первую очередь, лечащие врачи почти полностью автономны и независимы в своих действиях. В  [c.349]

По мере расширения использования ЭВМ для выполнения текущей работы выяснилось следующее. Во-первых, было установлено, что есть довольно большая категория относительно хорошо подготовленных работников, проживающих в местных пригородах, которые не хотели ездить на работу ъ город и согласились бы работать по местным, более низким, тарифам. Несколько лет тому назад крупная нефтяная компания перенесла свой центр по обработке кредитных карточек в пригород, удаленный на 45 миль от Сан-Франциско, и обнаружила, что производительность труда возросла почти на 20%, текучесть кадров почти исчезла, количество прогулов резко сократилось. Во-вторых, в Блю кросс поняли, что при надлежащем управлении малочисленные группы могут работать более эффективно, чем большие группы. Для этого Блю кросс должен был модернизировать целый ряд должностей, переделать должностные инструкции и квалификационные характеристики и, может быть, переобучить некоторых руководящих работников. Одна из организаций Блю кросс проанализировала вопрос о переезде из города и решила, что ей лучше расположиться в виде отделений в нескольких пригородах, чтобы можно было воспользоваться рабочей силой, имеющейся там. С учетом прогнозируемой нагрузки нужно было обосноваться в восьми — двенадцати пригородах. Возможный выигрыш за счет характеристик рабочей силы, имеющейся в пригородах, мог быть перечеркнут увеличением расходов на компьютерное обеспечение в рассредоточенном географически районе, необходимостью административного обеспечения (по руководителю в каждой точке), а также ростом расходов на транспортировку документов. Кроме того, традиционный стиль руководства в организации характеризовался высокой степенью централизации и относительно небольшим делегированием прав. Стало ясно, что для рассредоточения службы по обработке заявлений клиентов по нескольким пригородам, необходимо провести большую планомерную подготовку.  [c.676]

Во Франции централизация высшего образования управляющих накладывает свой отпечаток на весь стиль управления. Французские менеджеры — почти исключительно выпускники одного учебного заведения — Политехнической школы. По данным одного обследования, из 96 президентов 100 крупнейших корпораций Франции 33—34% окончили Политехническую школу. На втором месте, значительно ей уступая, стоит Центральная школа искусств и промышленности, которую окончили шесть президентов в первой сотне корпораций.  [c.83]

Эти элементы представляют собой единую систему, и отставание в изменении одного -из них применительно к новым требованиям снижает эффективность хозяйственного механизма в целом. Хозяйственный механизм находится в процессе постоянного развития и совершенствования в зависимости от задач, стоящих на данном этапе развития общества. Наиболее подвижные его элементы — соотношение административных и экономических методов управления степень централизации и децентрализации прав в решении хозяйственных вопросов система основных планируемых и оценочных показателей работы предприятий организационные структуры управления.  [c.6]

Еще на заре своей деятельности К. Мацусита серьезно занимался проблемой соотношения централизации и децентрализации управления, принимал конкретные меры в поисках оптимума. В принципе он считал эту проблему неразрешимой и выступал особенно энергично против чрезмерного уклона в ту или другую сторону. В концепции К. Мацусита централизация и децентрализация присутствуют в фирменном управлении на паритетных началах, выдвигаясь на первые роли в зависимости от ситуации. Так, на этапе послевоенного восстановления японской экономики (1945—1954) Мацусита отдавал предпочтение централизации. Фирма, по его мнению, нуждалась в твердом руководстве, и центральная штаб-квартира взяла на себя заботу буквально о всех мелочах фирменного бытия. Когда экономика оставила позади довоенные рубежи и компания приступила к освоению внешних рынков (1955—1960), Мацусита пошел на широкую децентрализацию, которая обеспечила возможности смелого маневрирования людьми, ресурсами и продукцией. В период, последовавший за нефтяным кризисом (1973 г.), Мацусита вновь принялся укреплять централизованные начала.  [c.156]

ЕДИНОНАЧАЛИЕ — единоличное управление, единовластие. Е. — важнейшее условие правильной организации управления, предполагает разработку и принятие руководителем соответствующего решения без согласования и обсуждения его в коллективе или с отдельными лицами. Чаще всего к решениям, принимаемым единолично руководителем, относятся оперативные решения, затрагивающие частные вопросы или решения, не затрагивающие принципиальных проблем развития организации (подразделения). В исключительных случаях это могут быть решения чрезвычайной важности. Характер и содержание единоличных решений определяется уровнем централизации управления.  [c.79]

При выявлении перерасходов сверх сметы расходов на содержание аппарата управления по статье Заработная плата бухгалтерия должна проверить первичные документы, на основании которых были составлены ведомости (машинограммы) аналитического учета и установить конкретные причины и виновников нарушений. О выявленных нарушениях необходимо сообщить отделу труда и заработной платы и руководству предприятия и потребовать от них сокращения установленной численности аппарата управления и затрат на их содержание (ликвидации параллельных и излишних звеньев в управлении, централизации функций управления в результате образования производственных объединений и т. п.).  [c.79]

Одной из особенностей НПО является высокая взаимосвязан-пость работ многочисленных подразделений по достижению поставленных целей. Это требует детальной и четкой координации взаимодействия всех исследовательских, проектных, производственных, обслуживающих подразделений, что, в свою очередь, обусловливает высокий уровень централизации функций управления.  [c.58]

Цеховой структуре управления чаще всего соответствуют три ступени управления директор — начальник цеха — начальник участка. На выбор форм управления цехом влияет степень централизации функций управления. При бесфункциональной форме отсутствуют функциональные подразделения в аппарате управления цехом, в цехе остается только линейный аппарат. Все управлен—ческие работы по функциям выполняются аппаратом управления предприятием. При децентрализованном выполнении функций управления в цехе создаются функциональные службы (бюро, группы) или вводятся необходимые должности специалистов экономическое руководство сосредоточивается в планово-экономическом бюро, оперативноое управление — в производственно-диспетчерском бюро, технологическая подготовка — в технологическом бюро и т. д.  [c.63]

Окумура и другие специалисты обследовали 170 мно-.IX корпораций обрабатывающей промыш-Японии с целью выяснить вопрос о соотношении централизации и децентрализации принимаемых в них решений. Их обзор показывает, что и в этой области соблюдаются те же принципы, что и в управлении материнских компаний.  [c.213]

Говоря о той или иной степени централизации или децентрализации организации, мы фактически определяем степень делегирования высшим руководством нижестоящим уровням управления своих полномочий по принятию важнейших решений в таких областях, как определение цен, разработка видов продукции, маркетинг и вопросы, связанные с эффективностью работы отдельных структурных единиц. Даже в большой степени децентрализованных организациях высшее руководство оставляет за собой право выносить решения по таким вопросам, как определение общих целей и задач организации, стратегическое планирование, формулирование политики фирмы в различных областях, коллективные договоры с профсоюзами, разработка финансовой и бухгалтерской системы фирмы. Ясно, что было бы глупо позволить руководству какого-либо одного отдела диктовать, как должна работать организация в целом. По аналогичным причинам руководство высшего звена должно оставлять за собой контроль за расходами и стратегическими планами своих важнейших отделений. Фирма Дженерал Дайнемикс понесла огромные убытки из-за того, что при проведении серьезной децентрализации структуры управления в ведении высшего руководства не были оставлены полномочия по решению этих вопросов. Одна из причин того, что Бэнк оф Америка потерял в 1986 г. почти 1 млрд. долл., заключалась в чрезмерной децентрализации решений по вопросам о предоставлении займов. Согласно результатам одного из исследований, в настоящее время Бэнк оф Америка резко сокращает чисто своих отделений, которые могут предоставлять кредиты и возлагает на высокопоставленных служащих центрального отделения банка обязанность регулярно проверять их работу 24.  [c.350]

Крич установил, что основные проблемы управления тактических ВВС связаны с чрезмерной централизацией руководства, слишком многочисленными правилами и процедурами, а также практическим отсутствием прав у линейного руководства. Так, например, процедура подготовки и приведения в порядок истребителя была настоящим кошмаром. Вначале командир экипажа должен был осмотреть самолет и позвонить в центральное подразделение технического обслуживания. Центральное подразделение техобслуживания должно было затем позвонить в электротехнические мастерские, которые затем высылали электриков в зону расположения истребителей. Если при этом возникала необходимость в каком-либо другом специалисте (а чаще всего так и бывало) — вновь нужно было осуществить серию телефонных звонков через центральное подразделение техобслуживания. Вся эта процедура длилась часами и не хватало летного времени. Руководство низшего звена отвлекалось на бесчисленные стандартные телефонные звонки. Таким образом, опытные сержанты — костяк армии — редко участвовали в реальном процессе техобслуживания. Проблемы состояли не только в том, что для ремонта требовалось много времени. Ужасающим было и качество ремонта.  [c.357]

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ( ENTRALIZATION) — условие, при котором право принимать наиболее важные решения остается за высшими уровнями управления.  [c.698]

economy-ru.info

Мой менеджмент: Централизация или Децентрализация

Я инвестирую свои деньги под 10-15% в месяц!
Мои инвестиции от 100% годовых: еженедельный отчет.

Если Вы работаете в небольшой организации, все решения могут приниматься самим руководителем. При расширении бизнеса, ведущим за собой увеличение штата, масштаба и сложности работ создаётся ситуация, когда руководитель предприятия будет перегружен принятием мелких и серьёзных решений. Собственник или менеджер должен решить дилемму: должны ли права быть сконцентрированы наверху или распределены по уровням организации? Это дилемма между централизацией и децентрализацией, являющейся большой проблемой в проектировании организации. Очень важное решение, при принятии которого необходимо учитывать: Ваши взгляды на стиль менеджмента, в том числе Теорию X и Теорию Y, основываясь на стратегии предприятия миссии и визии, не забывая о агрессивности среды в которой Вы работаете и зарегулированности отрасли.

Вы можете добавить свои варианты, из Вашей практики. А я кратко остановлюсь на централизации и децентрализации.

Централизация (Centralization) и Децентрализация (Decentralization) представляют собой два противоположных способа передачи — делегирования права принимать решения и изменения организационной структуры предприятия соответственно. Не забывайте с правами передавать и ответственность, оформляя соответствующие внутренние документы: должностную инструкцию, договор материальной ответственности и контракт.


Централизация (Centralization)

Руководство высшего звена оставляет за собой право и большую часть полномочий, необходимых для принятия важных решений. Централизация является реакцией организованной системы, направленной на предотвращение искажения информации при передаче ее через все увеличивающееся количество уровней управления.

Признаки централизации:

— процесс принятия решений реализуется  на высших уровнях организации, таких как головной офис или корпоративный центр;

— знания, информация и идеи концентрируются на высших уровнях, и решения спускаются вниз по организации;

— относительно широкий объем контролирующих полномочий менеджеров высшего звена при наличии множественных уровней в организации.


Достоинства централизации:

— централизация улучшает контроль и координацию специализированных функций, уменьшает количество и масштабы ошибочных решений, принимаемых менее опытными менеджерами;

— сильное централизованное управление позволяет избежать ситуаций, при которых одни отделы фирмы растут и развиваются за счет других или организации в целом;

— централизованное управление позволяет более экономно и легко использовать опыт и знания персонала центрального административного органа;

— централизованное управление позволяет максимально эффективно использовать оборудования, производственных площадей, финансов; — централизованное управление позволяет привести все операции в рамках компании к единому стандарту; — централизованное управление позволяет устранить возможное дублирование функций, операций, усилий, подразделений и т.п.; — централизованное управление позволяет приобретать дорогую организационную технику, оборудования и т.п. Я применяю выражение «централизованное управление ПОЗВОЛЯЕТ», потому, как не всегда менеджмент при централизованном управлении, прописывает и реализует эффективно все плюсы. Именно поэтому будут всегда востребованы, такие специалисты, как я – консультирующие и проводящие реструктуризацию предприятий и бизнес-процессов. Недостатки централизации:

— рост высокооплачиваемого менеджмента, IT-отдела, службы безопасности;

— как следствие — снижение оперативности управления;

— подавление творческой инициативы персонала в реше­нии производственных задач организации;

— как следствие – уход из предприятия недооцененных сотрудников с потребностью в достижениях.

Децентрализация (Decentralization)

Полномочия распределены по нижестоящим уровням управления. Т.е. передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений, а следовательно, и передача соответствующих этой ответственности прав на нижние уровни управления организацией.

Признаки децентрализации:

— в децентрализованной организации, процесс принятия решений реализуется на низших уровнях организации, таких как подразделения, филиал, отдел или дочерние компании;

— знания, информация и идеи генерируются на низших уровнях и поступают снизу вверх;

— относительно узкий объем контролирующих полномочий менеджеров высшего звена при наличии немногочисленных уровней в организации, ввиду большей автономии на низших уровнях.


Достоинства децентрализации: — децентрализованное управление позволяет, при соответствующей подготовке, быстро, легко и эффективно принимать решения, особенно в крупных организациях с огромными объемами информации; — децентрализованное управление позволяет обеспечить оперативность принятия решений, решение принимает руководитель, наиболее «близко расположенный» к возникшей проблеме; — при децентрализованном управлении возможен рост мотивации, инициативы, духа предпринимательства, удовлетворенности работой; — при децентрализованном управлении возможно приобретения «руководящего» опыта начинающими руководителями, развитие компетентности; — при децентрализованном управлении возможно тратить дорогостоящее время топ-менеджеров по назначению: на разработку стратегии компании, ее политики, на внедрение инноваций; — при децентрализованном управлении возможна гибкость компании в реальной экономической ситуации; — при децентрализованном управлении возможно увеличение вероятности правильности принимаемых решений ввиду узкой специализации и ограниченного круга вопросов, выходящих на руководителей подразделений; — при децентрализованном управлении возможно снижение затрат, так как значительно экономится время на подготовку отчетности, при этом компания не перерастает оптимальный размер. Недостатки децентрализации:

— ослабление или полное уничтожение единой политики предприятия;

— невозможность работы под единой торговой маркой;

— практически не возможно, или более затратно введение международных стандартов менеджмента;

— ослабление контроля и единства в действиях;

— возможны сложности при принятии серьёзных решений;

— хищения и другие преступления в большем масштабе на предприятии.

3 формы децентрализации

Деконцентрация Самая слабая форма децентрализации. Полномочия по принятию решений перераспределяются более низким или региональным уровням той же центральной организации. Делегирование полномочий Развернутая форма децентрализации. Через делегирование, обязанности по принятию решений передаются полуавтономным организациям, которые не полностью контролируются центральной организацией, но, в конечном итоге, ответственны перед ней. Третьим видом децентрализации является деволюция. Полномочия и ответственность по принятию решений передаются полностью автономным организационным подразделениям. Уважаемые дамы и господа! Приглашаю всех единомышленников к обсуждению и общению!

1manage.blogspot.com

типовые механизмы, результаты, проблемы. — КиберПедия

Понятие централизации и децентрализации

Централизация в государственном управлении означает концентрацию, собирание властных ресурсов в руках высших (“центральных”) органов власти. Соответственно, децентрализация — распределение властных ресурсов между разными органами управления, в том числе по вертикали, сверху вниз. И тот, и другой термин обозначают одновременно процессы концентрации / распределения и состояние, являющееся результатом каждого процесса.

И централизация, и децентрализация — явления относительные. Так, фраза “центра­лизо­ванное государство” означает либо “созданное в результате централизации, более централизованное чем предыдущие формы политической организации”, либо “более централизованное, чем другие государства”, которые тут же называются или явно подразумеваются.

Формы централизованного управления

Таким образом, различие между официальной децентрализацией и неформальной децентрализацией — вовсе не в фактическом объеме полномочий, которыми обладают местные или отраслевые органы управления. Объем полномочий зависит скорее от масштабов системы государственного управления: в маленьких государствах обеспечить сильную власть центра гораздо проще. Различие заключается в том, какую роль играют центральные и периферийные или отраслевые органы в осуществлении публичного управления. В формально централизованной системе все инновации, все реформы и преобразования могут быть инициированы только центром. Местные и региональные власти фактически пользуются своей “незаконной свободой” или для уменьшения своей служебной нагрузки (рутинное управление, не требующее больших усилий), или для различных злоупотреблений, или для адаптации политики центра к местным условиям и интересам. Формально децентрализованная система дает территориальным органам возможность, а иногда и заставляет их, быть более инициативными и ответственными, самостоятельно осуществлять многие управленческие воздействия. Российские мэры и губернаторы начинают понимать эту простую аксиому: при централизации государственного управления их власть не уменьшится, уменьшится лишь ответственность перед населением и необходимость самостоятельных решений. Формальное усиление личной ответственности — не помеха и не содержит противоречия: гораздо легче приспособиться под нрав начальника, чем ежедневно принимать самостоятельные решения, с последствиями которых придется самому же иметь дело.



Означает ли это, что “настоящая” централизация невозможна? Напротив. Ее существование опирается прежде всего на особые механизмы контроля.

Централизованный контроль

Существует несколько апробированных в практике государственного управления способов обеспечить преданность и повиновение периферийных структур центру, несмотря на невозможность абсолютного контроля “сверху”. Первый такой способ, с переменным успехом применявшийся в СССР и других социалистических государствах — тотализация контроля за счет множества контролирующих субъектов. Если функция санкционирования нарушений оставалась прерогативой центра, то к выявлению нарушений привлекались партийные органы того уровня, за которым осуществлялся контроль, население (через обращения и жалобы граждан, органы народного контроля — в тех сферах, где они существовали, через обращения в партийную организацию, доносительство и т.д.), сами чиновники, иногда следившие друг за другом и так далее. Подобная всеохватная система контроля обеспечивала реальное полновластие центра; однако ее эффективность требовала сохранения двух условий. Первое из них — идеологическое монолитное единство общества, благодаря которому контроль осуществлялся в интересах государства, а не отдельных групп и лиц, — т.е., не превращался в шантаж (точнее, основанный на доносительстве и на обращениях шантаж не становился единственным содержанием контрольной деятельности). Второе условие — отсутствие мощных групповых интересов на местах, которые могли бы либо защититься от потенциальных “контролеров”, либо привлечь их на свою сторону. Как только эти условия переставали соблюдаться, государственное управление превращалось в неуправляемую систему, где каждая структура работала прежде всего в собственных интересах. Эпизодический организационный террор (попытка Ю.В.Андропова) не мог сделать систему вновь функциональной без восстановления этих условий, т.е. без воскрешения идеологического единства и без преодоления замкнутости партийно-государственной номенклатуры, — по крайней мере, на периферии.



В современных западных государствах очень сильна тенденция к установлению такого же почти тотального контроля за счет формирования единого правового сознания, объединенного с ценностями представительной демократии (идеологический компонент) и политики “открытости” администрации (разрушение административной замкнутости, прежде всего информационной, благоприятной для преобладания частных интересов). В итоге достаточно широкий круг лиц оказывается потенциально вовлеченным в контрольную деятельность, которая осуществляется путем обращения в суд. Однако эта система не может приобрести столь же тотальный характер, как в СССР: во-первых, правом обращения в суд обладает лишь заинтересованная сторона; во-вторых, мощные групповые интересы часто оказываются сильнее контрольных процедур; в-третьих, эта деятельность сугубо добровольна, тогда как в СССР контрольно-доносительские функции часто являлись обязательными.

Аналогичные способы организации контроля применяются иногда для выполнения ряда классических функций государства, например — охраны правопрядка. В СССР “тотальность” слежения за общественным порядком во многом обеспечивалась деятельностью “народных дружин” и просто наличием “сознательных граждан”, доводивших до сведения органов порядка все замеченные нарушения. В современных США борьба с преступностью поддерживается с помощью системы “соседского надзора” (neighbourhood watch): приучение населения к обязательным обращениям в полицию в случае любых подозрительных происшествий по соседству. Во многих западных и восточных странах сообщение (донесение) об административных правонарушениях в полицию или иные органы вознаграждается денежными выплатами. Это предусмотрено и законом РФ о налоговой полиции.

Второй способ обеспечения власти центра — формирование особого подразделения(неформальной группы, официальной службы, специализированной структуры и т.д.), выполняющего функцию обеспечения тесных связей между центром и периферией, прежде всего — контроля, часто с правом немедленного пресечения нарушений, или вмешательства в оперативное управление. Для эффективности подобной структуры необходим особый механизм ее комплектации, подбора кадров, ориентированный на жесткую дисциплину, зависимость карьеры и иных статусных характеристик исключительно от центра, замкнутость и изолированность — а часто и привилегированность — по отношению к другим структурам. Дополнительным средством изоляции от местных влияний являются регулярные переводы по службе, не позволяющие чиновникам этой категории “обрастать” связями и неформальными зависимостями.

Один из наиболее ярких примеров такой структуры — французская служба префектов, представителей правительства в двух типах административно-территори­альных единиц, регионах и департаментах. Префекты организованы в особый корпус— автономное подразделение в рамках государственной службы, со своими нормами, отличающимися от общего статуса. Премьер-министр вправе произвольно и без объяснений назначать префектов, переводить либо снимать с должности, они действуют в условия строгой дисциплины, что во многом обеспечивает эффективный контроль центра за деятельностью периферийных администраций.

В России в советский период функции гарантированного контроля выполняли органы государственной безопасности, и, в частности, их представители в организациях и на предприятиях — работники “первых отделов” (“особых отделов” в вооруженных силах). Контроль этот распространялся как на органы собственно государственного управления, так и на все остальные учреждения. Преобразования начала 1990-х гг. ликвидировали эту систему; взамен стали формироваться другие контрольные органы, обеспечивающие влияние центра почти исключительно на органы государственного управления. Введение, в начале 1990-х гг., института полномочных представителей Президента РФ в субъектах федерации — попытка воссоздания особого корпуса, обеспечивающего власть центра (в роли “центра” в данном случае выступает только Президент), также как и деятельность Главного контрольного управления Президента и окружных инспекций этого управления. (Следует отметить, что масштабы контроля — гораздо меньшие, чем в советский период). При наделении этих должностных лиц и структур дополнительными полномочиями (не только контроль, но и возможность отмены решений), при обеспечении замкнутости и изолированности этих подразделений усиление централизации в РФ вполне возможно. Именно в этом направлении осуществляются реформы, связанные с формированием федеральных округов и назначением в них полномочных представителей Президента.

 

cyberpedia.su

ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — это… Что такое ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ?


ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ

сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления. в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами эти решения строго обязательны для нижних уровней.

Большой экономический словарь. — М.: Институт новой экономики. А.Н. Азрилиян. 1997.

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КАПИТАЛА
  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УЧЕТА

Смотреть что такое «ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ» в других словарях:

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами… …   Экономический словарь

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ — сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а сами… …   Энциклопедический словарь экономики и права

  • централизация управления —    сосредоточение управления в одном центре, в одних руках, в одном месте; создание иерархической структуры управления, в которой преобладают вертикальные связи, при этом верхние уровни обладают определяющими полномочиями в принятии решений, а… …   Словарь экономических терминов

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ, централизации. мн. нет, жен. Действие по гл. централизовать и состояние по гл. централизоваться. Централизация власти. Централизация управления. Централизация капитала. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 …   Толковый словарь Ушакова

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ — (лат., от centrum центр). Сосредоточение действий или власти в одном общем месте; сосредоточение управления в одних руках и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ лат. centralisatio, от …   Словарь иностранных слов русского языка

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ДИСПЕТЧЕРСКАЯ — электр. централизация, при к рой управление стрелками и светофорами раздельных пунктов целого участка осуществляется из диспетчерского поста непосредственно диспетчером при помощи специального аппарата. Исполнителем распоряжений диспетчера… …   Технический железнодорожный словарь

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ДАЛЬНОДЕЙСТВУЮЩАЯ — электр. централизация, при к рой управление удаленными стрелками или группами стрелок и сигналов осуществляется при помощи ручной динамомашины (генератора). При 50 60 об/мин, рукоятки динамомашина дает ток, достаточный для перевода стрелки за 8… …   Технический железнодорожный словарь

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ РЕЛЕЙНАЯ — электр. централизация стрелок и светофоров, при к рой все зависимости между стрелками и светофорами осуществляются не при помощи ящиков зависимости или электрозащелок, механически запирающих те или иные рукоятки централизационного аппарата, а при …   Технический железнодорожный словарь

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ — централизация, при к рой управление стрелками и светофорами с централизационного поста и контроль их положения осуществляются постоянным или переменным током. Стрелки переводятся при помощи стрелочных электроприводов с электр. моторами; светофоры …   Технический железнодорожный словарь

  • ЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ ЭЛЕКТРОПНЕВМАТИЧЕСКАЯ — централизация, при к рой управление стрелками и сигналами осуществляется с центрального поста сжатым воздухом из резервуаров, расположенных непосредственно у управляемых объектов. При возбуждении с поста электропневм. клапана сжатый воздух… …   Технический железнодорожный словарь


big_economic_dictionary.academic.ru