Цб рф подотчетен кому – Банк России — Википедия

Кому принадлежит и подчиняется ЦБ РФ на самом деле?

Мы часто слышим, что Центробанк аннулирует лицензии и выдает новые, регулирует сферу страхования, занимается эмиссией средств. Возникает впечатление, что ЦБ является государственной структурой, представляющей интересы государства. Функции ЦБ позволяют назвать его главным кредитно-денежным регулятором, курирующим банковскую структуру.

Для коммерческих банков ЦБ является последней инстанцией, от решения которой зависит судьба финансовой структуры. История ЦБ начинается с 1990 года, когда новая образованная структура заменила собой работу Госбанка СССР, однако принципы функционирования серьезно отличаются от тех, которые имела упраздненная структура.

Круг задач ЦБ РФ

Работа ЦБ направлена на развитие российской банковской сферы. Первоначальные цели по защите эффективности платежной системы страны и поддержке устойчивости рубля изменились мало.

Исходя из целевых ориентиров, задачами Центробанка являются:

  1. Организация эмиссии с реализацией монополии на печать денежной массы (что установлено Конституцией в ст.75).
  2. Исполнение функций правительственного банка (с осуществлением расчетных операций, кредитования, поддержкой государственных программ в экономической сфере).
  3. Хранение резервов золота и валюты.
  4. Посредничество при любых безналичных операциях на правах главного расчетного центра страны.

Ключевым ориентиром выступают банковские учреждения, среди которых первенство и значимость отданы Центробанку.

ЦБ позиционирует себя как банк для банков, нацеленный преимущественно на работу с коммерческими банками России:

  • хранение банковских резервов в пределах, установленных государством;
  • контроль работы других банковских организаций;
  • кредитование банков.

В круг полномочий входит регулирование российской экономической сферы с помощью кредитно-денежной политики.

Исполняя важные задачи, в приоритетах Центробанк не ставит коммерческих целей по увеличению собственного дохода.

Кому принадлежит ЦБ

При создании Центробанк получил особый статус с регулированием полномочий специальным актом № 86-ФЗ.

С правовой точки зрения, нельзя относить ЦБ к собственности государства. Назвать официально это учреждение государственным органом нельзя, ведь перед законом ЦБ представляет собой обычное юрлицо с наемными работниками. Однако исполняемые задачи и цели относят его к рангу государственных институтов, поскольку предусмотрена функция государственного принуждения.

Чтобы разобраться, кто владеет ЦБ, обратимся к уставному капиталу и имуществу – оно находится в собственности государства. С другой стороны, право распоряжаться золотовалютным запасом и имуществом принадлежит Центральному банку.
Разграничен круг финансовых обязательств: банк несет ответственность за собственные обязательства, но не государства. С точки зрения права, Россия может стать банкротом в ситуации, когда в недрах ЦБ будут находиться ЗВР страны. Это делает государство зависимым от ЦБ. В то же время банк сам оплачивает свои расходы и не зависит от России. После 2014 года в бюджет страны, согласно закону, подписанному российским президентом, ЦБ стал отчислять 75% от доходов, оставшихся после уплаты налоговых отчислений.

Налицо тесная взаимосвязь ЦБ как финансового регулятора страны и самого государства, однако степень зависимости фактической и юридической различается.

Кто управляет

Процесс назначения на должность председателя ЦБ регулируется Конституцией (ст. 83). В Государственную Думу поступают предложения от президента России о кандидатурах на данный пост. И назначение, и снятие с должности согласуют с Государственной Думой по инициативе президента. В 2013 году на данный пост назначена Набиуллина Эльвира, и с того момента никаких изменений не было.

В законе № 15-ФЗ дается четкий регламент о структуре управления ЦБ, состоящей из совета директоров и его главы. 14 членов Совета назначаются по решению Госдумы, рассмотревшей предложенные председателем ЦБ и президентом кандидатуры. Должности назначают на срок 5 лет, в течение которых Совет ведет регулярную работу по управлению ЦБ.

Более внимательное изучение показывает, что несмотря на видимость контроля, его, по сути, со стороны власти не наблюдается. Действующий закон о ЦБ таков, что данный институт не несет ответственности перед государством и ему неподконтролен:

  1. ЦБ – отдельное юрлицо, существующее отдельно от государства.
  2. Структура наделена полномочиями выпуска и контроля денежной массы.
  3. Чтобы распорядиться золотовалютным запасом, государство должно согласовать этот вопрос с Центробанком. Аналогично обстоит дело с имуществом банка.
  4. Разграничены обязательства ЦБ и РФ, каждый несет ответственность только за свои долги.
  5. Контроль курса валют отдан в полномочия ЦБ, без необходимости согласования с правительством.
  6. Юридически ЦБ действует отдельно от государства, защищая свои интересы в судах международного уровня.
  7. ЦБ вправе указывать государственным структурам на необходимость определенных действий. Помимо госорганов, такие же указания он вправе отдавать и другим юрлицам и гражданам РФ.
  8. ЦБ не предоставляет кредитов российскому правительству, однако способен кредитовать другие страны.

В завершение стоит отметить, что ни указы Президента, Минфина, ни законодательные акты Государственной Думы не распространяются на работу ЦБ. Несмотря на участие в назначении на должность, президент и правительство не могут уволить председателя. Условное наличие такого права с юридической точки зрения невыполнимо в пределах срока действия возложенных ранее полномочий. Возникает вопрос, кому же подотчетен Центробанк, имеющий широкое влияние на всю государственную систему и экономику страны.

Такой организацией является МВФ. Именно распоряжения Международного валютного фонда обязан исполнить Центробанк при любых обстоятельствах. Членство в МВФ для России основано на подписанном соглашении. В положениях о Центробанке в числе других функций указано о роли ЦБ как депозитария для МВФ для размещения денежных средств и совершения операций согласно действующему соглашению.

В перечень главных требований МВФ входит обеспечение страной возможности обмена всей денежной массы во внутренней валюте на американские доллары или фунты стерлингов с помощью своих запасов ЗВР. Страна, являющаяся членом МВФ, обязана поддерживать эту возможность в любой момент времени и быть готовой к проведению обмена одномоментно. Обязанность к исполнению данного правила вводит ограничение средств, которыми располагает экономика России, – необходимо поддерживать наличие денежной массы в таком объеме, сколько есть валютных запасов в Центробанке. Следствием этого регламента является прямая зависимость между средствами, вырученными с продажи нефтегазовых ресурсов страны, и количеством денег, которые вправе выпустить Центробанк. Налицо прямое подтверждение зависимости всей экономики России от поступающих с продажи нефти и газа валютных средств.

В международной практике случаев, когда ЦБ и государство разделены, достаточно. Подобная система (ФРС) работает в США. Однако, в отличие от зарубежной практики, российский Центробанк не уполномочен кредитовать собственное государство и экономику. В отличие от американцев, где государство спокойно кредитуется через ФРС, Россия не вправе взять взаймы в недрах своего же ЦБ. Парадокс в том, что подобное ограничение не установлено для экономик других стран, которые получают ссуды в качестве финансовой поддержки из Центрального банка России.

При подробном изучении реализации положений о ЦБ создается впечатление о неподвластности организации: ни правительство, ни законодательный орган страны не вправе отдавать прямые распоряжения в отношении банка. В то же время ЦБ переданы огромные полномочия в отношении экономической сферы, а для банков и страховых компаний ЦБ служит последней инстанцией, от которой зависит их судьба. Повлиять на ЦБ на официальном уровне вправе только МВФ, однако цели данной организации не связаны с внутригосударственными интересами. Несмотря на обеспеченную функцию печати денежных знаков и право регулировать объем денежной массы в стране, ЦБ ограничен международными регламентами. Когда национальная валюта и центральный банк страны не принадлежат государству, вопрос относительно оптимального функционирования ЦБ остается открытым.

Загрузка…

Автор статьи

Работал 7 лет в банке. Имею два высших образования 

ФИНЭК (Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов) и СПбПУ (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого).

Написано статей

kredit-blog.ru

Совет директоров Центрального банка Российской Федерации

Скоробогатова
Ольга Николаевна

Первый заместитель Председателя Банка России

Тулин
Дмитрий Владиславович

Первый заместитель Председателя Банка России

Швецов
Сергей Анатольевич

Первый заместитель Председателя Банка России

Юдаева
Ксения Валентиновна

Первый заместитель Председателя Банка России

Вестеровский
Руслан Николаевич

Заместитель Председателя Банка России

Поздышев
Василий Анатольевич

Заместитель Председателя Банка России

Полякова
Ольга Васильевна

Заместитель Председателя Банка России

Скобелкин
Дмитрий Германович

Заместитель Председателя Банка России

Чистюхин
Владимир Викторович

Заместитель Председателя Банка России

Гузнов
Алексей Геннадьевич

Директор Юридического департамента Банка России

Мамута
Михаил Валерьевич

Руководитель Службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России

Иванова
Надежда Юрьевна

Начальник Главного управления Банка России по Центральному федеральному округу

Игнатьев
Сергей Михайлович

Советник Председателя Банка России

Симановский
Алексей Юрьевич

Советник Председателя Банка России

www.cbr.ru

Является ли ЦБ России государственным? | Николай Стариков

Хочется ещё раз вернуться к этому вопросу. Еще раз пояснить и показать «нюансы» статуса нашего Центрального Банка, о которых я писал в книге «Национализация рубля». Это очень важно. Ведь так называемые ЗВР (золото-валютные резервы России) принадлежат не России, а конкретно Банку России.

Так является ли Банк России (ЦБ России) государственной структурой?

Законы – это формулировки. Суть выражена именно в них. Эмоции законам не присущи. В них все предельно четко написано. Другое дело, что иногда для их чтения и понимания остро необходимо юридическое образование.

Но есть моменты, где этого не требуется, потому, что формулировка закона понятна любому взрослому человеку. Кроме, разумеется, «либеральных экономистов».

Чтобы разобраться, возьмем закон, который напрямую к деятельности ЦБ отношения вроде бы не имеет.  Например, Федеральный закон № 152- ФЗ о персональных данных.

Недавно в него были внесены изменения.

Так вот первоначально формулировка части 2 статьи 4 звучала так: «На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных». http://www.rg.ru/2006/07/29/personaljnye-dannye-dok.html

Теперь же она звучит так:  «На основании и во исполнение федеральных законов государственные органы, Банк России, органы местного самоуправления в  пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты (далее  – нормативные правовые акты) по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных». http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PRJ;n=87877

Как мы видим, уточнение в закон ясно говорит нам: есть  государственные органы, а есть Банк России.

Банк России действительно не является государственным органом. А значит, просто НЕ МОЖЕТ подчиняться российскому государству.

Мои оппоненты по дискуссии в программе «5-го канала», имея громкие звания и не менее громкие  должности, к сожалению, не читают основополагающие законы.  И поэтому горячо оппонировали высказанному мной тезису, что ЦБ России не является государственным органом. http://nstarikov.ru/blog/10611

А ведь достаточно просто почитать Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» или просто зайти на сайт нашего «Центрального Банка» (который по факту вовсе и не наш), как можно прочитать главное, суть:

«Ключевым элементом правового статуса Банка России является

принцип независимости, который проявляется, прежде всего, в том, что Банк России выступает как особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения.

Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения.

Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». http://www.cbr.ru/today/status_functions/

Повторим суть, специально для «либеральных экономистов»:

  1. В законе о ЦБ России прямо написано, что он не является органом государственной власти.
  2. Там же указано, что ЦБ России особый публично-правовой институт. Подчеркиваю – особый. Особый НЕГОСУДАРСТВЕННЫЙ институт.
  3. В законе написано, что свои функции Банк России осуществляет независимо от всех видов государственной власти России.

Вывод из всего этого может быть только один  – Банк России не подчиняется государству.

Или может быть «либеральные экономисты» прекрасно все это знают? Но по «некоторым причинам», всегда включают дурака, начинают хихикать,» строить рожицы», когда кто-то утверждает, что наш ЦБ негосударственная структура, которая российскому государству не подчиняется.

Но, как сказал, один умный человек, можно обманывать некоторых иногда, но всех и всегда обманывать не получится.

И кажется, это время очень быстро наступает…


Теперь мои статьи можно прочитать и на Яндекс.Дзен-канале.

nstarikov.ru