Биологическое и социальное в человеке обществознание презентация – Презентация по обществознания на тему «Биологическое и социальное начало в человеке» (10 класс)

Презентация по обществознанию «Биологическое и социальное в человеке» (8 класс)

Инфоурок › Обществознание ›Презентации›Презентация по обществознанию «Биологическое и социальное в человеке» (8 класс)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

ГИА по обществознанию (8 класс) Тема 1. Человек и общество Вопросы кодификатора: — Биологическое и социальное в человеке — Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)

2 слайд
Описание слайда:

«У природы нет другого мозга, кроме того, что она с таким трудом втиснула человеку в голову». Бернард Шоу «Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что  о нас нам внушили другие». Эрих Фромм Эпиграф урока

3 слайд Описание слайда:

Цель ученика: сформировать своё представление о происхождении человека и его отличиях от животных Ученик должен знать: Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное (социальное). В процессе общения происходит формирование таких человеческих качеств, как язык, способность мыслить и т.д. Социальное и биологическое слито в человеке воедино. Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животного является способность мыслить. В игровой, учебное и трудовой деятельности развиваются многообразные качества человека. Ученик должен понимать что такое: Человек. Человек существо биосоциальное. Мышление. Потребность. Общение. Игровая деятельность. Учебная деятельность. Трудовая деятельность. Производственная деятельность. Государственная деятельность. Политическая деятельность. Интеллектуальная деятельность. Художественная деятельность. Самореализация. Способности.

4 слайд Описание слайда:

ПЛАН РАБОТЫ: Отличие человека от других живых существ. Мышление и речь. Как человек реализует себя? Размышляем. Закрепляем.

5 слайд Описание слайда:

Отличие человека от других живых существ. Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало: Анатомия; Физиология; Протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.).

6 слайд
Описание слайда:

Основные отличия человека от животных: Человек способен производить орудия труда, использовать их; Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью; Человек способен к целенаправленной творческой деятельности; самореализация личности Отличие человека от других живых существ.

7 слайд Описание слайда:

Важным отличием человека от животного является: способность управлять телом способность передвигаться на двух ногах способность мыслить 1. Отличие человека от других живых существ Основное отличие человека от животного: независимость поведения индивидуальность каждого человека целесообразность творческой деятельности совокупность устойчивых психологических свойств

8 слайд Описание слайда:

1. Отличие человека от других живых существ Со­ци­аль­ной сущ­но­стью че­ло­ве­ка обу­слов­ле­на его по­треб­ность в… са­мо­ре­а­ли­за­ции са­мо­со­хра­не­нии ды­ха­нии пи­та­нии По­яс­не­ние: По­треб­но­сти Мас­лоу рас­пре­де­лил по мере воз­рас­та­ния, объ­яс­нив такое по­стро­е­ние тем, что че­ло­век не может ис­пы­ты­вать по­треб­но­сти вы­со­ко­го уров­ня, пока нуж­да­ет­ся в более при­ми­тив­ных вещах. В ос­но­ва­нии — фи­зио­ло­гия (уто­ле­ние го­ло­да, жажды, сек­су­аль­ной по­треб­но­сти и т. п.). Сту­пе­нью выше раз­ме­сти­лась по­треб­ность в без­опас­но­сти, над ней — по­треб­ность в при­вя­зан­но­сти и любви, а также в при­над­леж­но­сти какой-либо со­ци­аль­ной груп­пе. Сле­ду­ю­щая сту­пень — по­треб­ность в ува­же­нии и одоб­ре­нии, над ко­то­рой Мас­лоу по­ста­вил по­зна­ва­тель­ные по­треб­но­сти (жажда зна­ний, же­ла­ние вос­при­ни­мать как можно боль­ше ин­фор­ма­ции). Далее сле­ду­ет по­треб­ность в эс­те­ти­ке (жажда гар­мо­ни­зи­ро­вать жизнь, на­пол­нить ее кра­со­той, ис­кус­ством). И на­ко­нец, по­след­няя сту­пень пи­ра­ми­ды, наи­выс­шая,— стрем­ле­ние к рас­кры­тию внут­рен­не­го по­тен­ци­а­ла (она и есть са­мо­ре­а­ли­за­ция). Важно за­ме­тить, что каж­дая из по­треб­но­стей не обя­за­тель­но долж­на быть уто­ле­на пол­но­стью — до­ста­точ­но ча­стич­но­го на­сы­ще­ния для пе­ре­хо­да на сле­ду­ю­щую сту­пень.

9 слайд
Описание слайда:

1. Отличие человека от других живых существ В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия. потребность в пище и воде способность к творчеству способность к чувственному познанию наличие сознания Черты сходства Черты отличия

10 слайд Описание слайда:

1. Отличие человека от других живых существ Че­ло­ве­ка от жи­вот­но­го от­ли­ча­ет… ин­стинкт са­мо­со­хра­не­ния 2) ис­поль­зо­ва­ние при­род­ных объ­ек­тов 3) стрем­ле­ние по­нять окру­жа­ю­щий мир 4) спо­соб­ность при­спо­саб­ли­вать­ся к усло­ви­ям среды По­яс­не­ние. Че­ло­ве­ка от жи­вот­но­го от­ли­ча­ет стрем­ле­ние по­нять окру­жа­ю­щий мир, так как че­ло­век един­ствен­ное живое су­ще­ство, об­ла­да­ю­щее ра­з­умом. Все осталь­ные ка­че­ства при­сут­ству­ют и у че­ло­ве­ка и у жи­вот­ных.

11 слайд Описание слайда:

2. Мышление и речь. Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о буду­щем, мечтая и строя планы. Мышление — это высшая ступень человеческого по­знания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосред­ственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколе­ний, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, произ­водственной, художественной и т.д.). Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.

12 слайд
Описание слайда:

2. Мышление и речь. Понятие — это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, сто­роны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выра­жаются в языковой форме в виде слов или словосочетаний (например, государство, железо, политический режим и др.). Суждение — это форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Оно выражается повествовательным предложением, ко­торое может быть либо истинным, либо ложным. Например: «Все реки впадают в Балтийское море»; «Москва — столица России». Умозаключение — это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из од­ного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением, или следствием. Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных формах: индукции, то есть перехода от единичных фактов к общим положениям; дедукции, то есть вывода от общего к частному;  анализа и синтеза, то есть процессов мысленного разложения целого на со­ставные части и воссоединения целого из частей; в создании гипотез, теорий и т.д.

13 слайд Описание слайда:

2. Мышление и речь. Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, акку­мулировать их для передачи последующим поколениям. С древности и до настоящего времени психология обсуждает проблему о связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление). Первоначальная функция речи — коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языко­вых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими про­цессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

14 слайд Описание слайда:

2. Мышление и речь. В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную(подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

15 слайд Описание слайда:

2. Мышление и речь.

16 слайд Описание слайда:

3. Как человек реализует себя? Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром. Деятельность человека Активность животного Отличия деятельности человека от активности животных (справка)

17 слайд Описание слайда:

Отличия деятельности человека от активности животных Деятельность человека Активность животных Приспособление к природной среде путём её масштабного преобразования, ведущего к созданию искусственной среды обитания человека. Приспособление к условиям среды, прежде всего путём перестройки собственного организма. Целеполагание в деятельности. Сознательная постановка целей, связанных со способностью анализировать ситуацию. Целесообразность в поведении. Подчинение инстинкту, действия изначально запрограммированы.

18 слайд Описание слайда:

Деятельность человека Активность животных Воздействие на среду специально изготовленными средствами труда, создание искусственных объектов, которые усиливают физические возможности человека. Воздействие на среду осуществляется, как правило, органами тела, данными природой. Отсутствие способности изготавливать орудия труда с помощью ранее созданных средств. Продуктивный, творческий, созидательный характер. Потребительский характер: не создаёт ничего нового по сравнению с тем, что дано природой.

19 слайд Описание слайда:

3. Как человек реализует себя? Основные компоненты деятельности (справка)

20 слайд Описание слайда:

Основные компоненты деятельности Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество). Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность, то, что изменяется в результате деятельности (предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека). Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. В качестве мотивов могут выступать: потребности, социальные установки, убеждения, интересы, влечения и эмоции, идеалы. Цель деятельности – это осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. Результат – это конечный продукт деятельности.

21 слайд Описание слайда:

3. Как человек реализует себя? Труд – это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата. Игра – это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение. Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.

22 слайд Описание слайда:

3. Как человек реализует себя? Сергей – ученик 9 класса. Помимо учёбы, он много времени отдаёт компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры. даёт возможность овладеть новым опытом построена на замещении реальных объектов условными имеет определённые мотивы и цели ведёт к усвоению предметных областей Черты сходства Черты отличия

23 слайд Описание слайда:

4. РАЗМЫШЛЯЕМ

24 слайд Описание слайда:

Проанализируйте высказывания о человеке. Какое из них ближе вашей точке зрения? Почему? «Человек становится человеком только через его язык» В.Гумбольт «Человек отличается от всех других созданий способностью смеяться» Д.Аддисон «Человек делает то, что ему говорят. Большинство животных – нет» Э.Берн «Человек это знание, которое познаёт само себя» Е.Евтушенко «Человек – единственное животное, поведение которого в значительной степени определяется мыслью» Дж.Каллингвуд «Человек – это существо, способное на деятельность, на которую не способно никакое другое существо» Восточный философ

25 слайд Описание слайда:

Почему философы постоянно обращались к человеку, анализировали и анализируют различные стороны его материального и духовного бытия? «Философы постоянно возвращались к тому сознанию, что разгадать тайну о человеке – значит разгадать тайну бытия. Познай самого себя и через это познаешь мир. Все попытки внешнего познания мира без погружения в глубь человека, давали лишь знание поверхности вещей. Если идти от человека вовне, то никогда нельзя дойти до смысла вещей, ибо разгадка смысла скрыта в самом человеке» Николай Бердяев (русский философ)

26 слайд Описание слайда:

Человек живёт среди других людей, он развивается в человеческой среде, формируется как личность. Вспомните сказку Р.Киплинга о индийском мальчике Маугли. Что происходит с детьми, которые живут вне человеческого общества? Чего был лишён Маугли? Сможет ли ребёнок – Маугли стать полноценным человеком? Почему? Приведите примеры, когда человек жил и воспитывался в другой среде.

27 слайд Описание слайда:

Жизнь человека направлена на то, чтобы оставить после себя добрую память. Человек в своей жизни делает что-то благодаря своим способностям, в деятельности он раскрывает себя, свои таланты. Назовите людей, жизнь которых не прошла бесследно. Что было ими сделано? «Человеку постоянно нужно нечто, что помогало бы ему жить, что мешало бы ему жить и что он мог бы преодолевать». Вильгельм Швёбель Философы заметили, что человеку свойственно желание стать знаменитым, чем-то выделиться, заслужить признание.

infourok.ru

Презентация по обществознанию Биологическое и социальное в человеке (8 класс)


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:

ГИА по обществознанию (8 класс) Тема 1. Человек и обществоВопросы кодификатора:- Биологическое и социальное в человеке- Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение) «У природы нет другого мозга,кроме того, что она с таким трудом втиснула человеку в голову».Бернард Шоу«Мы есть то, что о себе внушили сами и то, что о нас нам внушили другие». Эрих Фромм Эпиграф урока Цель ученика: сформировать своё представление о происхождении человека и его отличиях от животных Ученик должен знать:Самый важный признак человека заключается в том, что он существо общественное (социальное).В процессе общения происходит формирование таких человеческих качеств, как язык, способность мыслить и т.д.Социальное и биологическое слито в человеке воедино.Наряду с трудом и социальными отношениями важнейшим отличием человека от животного является способность мыслить.В игровой, учебное и трудовой деятельности развиваются многообразные качества человека. Ученик должен понимать что такое:Человек.Человек существо биосоциальное.Мышление.Потребность.Общение.Игровая деятельность.Учебная деятельность.Трудовая деятельность.Производственная деятельность.Государственная деятельность.Политическая деятельность.Интеллектуальная деятельность.Художественная деятельность.Самореализация.Способности. ПЛАН РАБОТЫ: Отличие человека от других живых существ.Мышление и речь.Как человек реализует себя?Размышляем.Закрепляем. Отличие человека от других живых существ. Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле. Биологическое начало:Анатомия;Физиология;Протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.). Основные отличия человека от животных:Человек способен производить орудия труда, использовать их;Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;Человек способен к целенаправленной творческой деятельности; самореализация личности Отличие человека от других живых существ. Важным отличием человека от животного является:способность управлять теломспособность передвигаться на двух ногахспособность мыслить 1. Отличие человека от других живых существ Основное отличие человека от животного:независимость поведенияиндивидуальность каждого человекацелесообразность творческой деятельностисовокупность устойчивых психологических свойств 1. Отличие человека от других живых существ Со­ци­аль­ной сущ­но­стью че­ло­ве­ка обу­слов­ле­на его по­треб­ность в…са­мо­ре­а­ли­за­цииса­мо­со­хра­не­нииды­ха­ниипи­та­нииПо­яс­не­ние: По­треб­но­сти Мас­лоу рас­пре­де­лил по мере воз­рас­та­ния, объ­яс­нив такое по­стро­е­ние тем, что че­ло­век не может ис­пы­ты­вать по­треб­но­сти вы­со­ко­го уров­ня, пока нуж­да­ет­ся в более при­ми­тив­ных вещах. В ос­но­ва­нии — фи­зио­ло­гия (уто­ле­ние го­ло­да, жажды, сек­су­аль­ной по­треб­но­сти и т. п.). Сту­пе­нью выше раз­ме­сти­лась по­треб­ность в без­опас­но­сти, над ней — по­треб­ность в при­вя­зан­но­сти и любви, а также в при­над­леж­но­сти какой-либо со­ци­аль­ной груп­пе. Сле­ду­ю­щая сту­пень — по­треб­ность в ува­же­нии и одоб­ре­нии, над ко­то­рой Мас­лоу по­ста­вил по­зна­ва­тель­ные по­треб­но­сти (жажда зна­ний, же­ла­ние вос­при­ни­мать как можно боль­ше ин­фор­ма­

univerfiles.com

Презентация на тему Биологическое и социальное в человеке

Презентацию на тему Биологическое и социальное в человеке можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Биология. Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 14 слайдов.

Слайд 1

Урок 1. Биологическое и социальное в человеке.

Человек и природа Тема 1.

Слайд 2

План урока

1. Что отличает человека от других живых существ: а) инстинкты животных и людей; б) наследственность – биологическая сущность людей. в) мышление и речь. 2. Индивидуальность. 3. Выводы. 4. Закрепляем.

Слайд 3

Инстинкты животных

1. Животные рождаются с инстинктами. 2. Виды инстинктов: — способность защищаться (менять окрас- ку тела, выпускать яд, нападать и т.д.) — строить жилище; -запасать корм на зиму; — впадать в спячку; — сложные, когда животные подают различные сигналы об опасности, удачной охоте; когда первыми появляются из гнезда и др.

1.

Слайд 4

Инстинкт (от лат. instinctus — побуждение), совокупность сложных врожденных реакций (актов поведения) организма, возникающих в ответ на внешние или внутренние раздражения; сложный безусловный рефлекс (пищевой, оборонительный, и др.) Инстинкты человека контролируются его сознанием!

Слайд 5

Инстинкты человека

Ж Е Л А Н И я есть пить спать Передви- гаться

выполнять различные движения

Слайд 6

наследственность

Слайд 7

свойства организмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки.

Слайд 8

Мышление речь

Слайд 9

1. Способность говорить, говорение. 2. Разговор, беседа.

Слайд 10

*Особенности характера и психического склада, отличающие одного индивидуума от другого. * Отдельная личность, индивидуум.

Слайд 11

2. индивидуальность

Слайд 12

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — неповторимое своеобразие какого-либо явления, отдельного существа, человека;

Слайд 13

вывод

1.Сходство: инстинкты. Но: у животных – это врожденная наследственность. У человека – его биологическая сущность. 2. Различия: только человек обладает мышлением и речью –это социальная сущность человека. 3. Каждый человек индивидуален.

Человек и животный мир

Слайд 14

Закрепляем.

Инстинкты имеют: -только животные; -только люди; -и те и другие.

-3.Что относится к биологической сущности человека: мыслить; спать; — общаться с друзьями

2. Наследственность человека: Рыжие волосы; Иметь зубы; Любить животных.

4. Что относится к социальной сущности человека: двигаться; есть; разговаривать.

prezentacii.org

Презентация на тему Биологическое и социальное в человеке

Слайд 1

Биологическое и социальное в человеке.

Слайд 2

1. Исследование межполушарной асимметрии головного мозга

Слайд 3

Главное различие между полушариями заключается в способах манипулиро-вания воспринимаемой информацией. Специфика правополушарного мышления — готовность к целостному схватыванию, к одномоментному восприятию многих явлений и объектов в целом, в совокупности всех составных элементов. Особенность левополушарного мышления — способность к последовательному, ступенчатому познанию.

Слайд 4

Левое полушарие отвечает за аналитическое мышление; люди с доминирующим левым полушарием, как правило, рациональны, расчетливы и, что называется, не поддаются власти эмоций. Пишут они правой рукой. Правополушарные обладают образным мышлением, им свойственно не аналитическое, а целостное восприятие мира.

Слайд 5

Функции левого полушария: Контролирует правую половину тела Работает отдельно с каждым частным элементом поступающей информации Работает по законам логики Контролирует словесное представление информации, грамматику и порядок слов Управляет информацией, выраженной в словах и математических символах; Обладает специальными центрами памяти для слов и цифр. Анализирует, критикует, дает количественные оценки 3дравый смысл Это полушарие является важнейшей частью мозга для лингвистов, аналитиков, математиков и т.д.

Слайд 6

Функции правого полушария Контролирует левую половину тела Работает не с понятиями, а с образами, наглядными представлениями, ведает игровой деятельностью Компонует элементы по-новому, устанавливает между ними новые связи Оперирует общим, а не частным Управляет языком тела, движениями, физической активностью (спорт, танец и т.д.) Обладает специальными центрами памяти для целостного запоминания людей, предметов, событий Заведует творческими переживаниями, чувством цвета и формы Служит центром интуиции, спонтанности, эмоций Это полушарие является важнейшим для художников, дизайнеров, музыкантов и других людей искусства

Слайд 7

Оба полушария мозга действуют не раздельно, а как единая система, в которой есть тончайшие интеллектуальные механизмы, позволяющие и понимать отдельные факты, и «объять целостность»

Слайд 9

Асимметричное развитие полушарий мозга связано также с полом: у женщин асимметрия выражена в меньшей степени. Различия между женским и мужским мозгом обусловлены эволюцией. Биологически самки приспособлены исполнять роль хранительницы очага, тогда как на долю самцов выпадает охрана, защита семьи, они как бы находятся на внешнем уровне обороны. Поэтому процесс выбора в поведении, в реакциях на внешние раздражители актуальней для особей мужского пола. Таким образом, асимметрия связана с оптимизацией процесса принятия решений: самец должен четко знать, как защитить свое потомство и, в случае опасности, мгновенно решить, что для этого сделать. Быстрота реакций справедлива для доминирования как левого, так и правого полушарий.

Слайд 10

Правополушарные представители в нашем, приспособленном под левополушарных мире, испытывают массу неудобств. Например, правополушарные дети позже взрослеют и не сразу вписываются в общество, чего не понимают учителя, ставящие им двойки и тем самым понижающие их самооценку. Этим детям присуща повышенная ранимость, ведь эмоции являются основой их личности. Асоциальное поведение тоже часто встречается среди не адаптировавшихся к жизни правополушарных людей.

Слайд 11

Мозг и тело связаны следующим образом: правое полушарие контролирует левую половину тела, а левое — правую половину. Тренирую левую часть тела, мы тренируем творческую долю, а правую — логическую долю мозга. С рождения ребенок почти в равной степени (гармонично) пользуется возможностями, заложенными в разных долях мозга.

Слайд 12

2. Гений- норма или патология?

Гении- люди с незаурядными способностями, значительно превышающими способности среднего человека. Число общепризнанных гениев в Европе и Северной Америке за исторически обозримое время исчисляется, по мнению многих независимых экспертов, в 400-500 человек.

Слайд 13

Генетики: есть малая вероятность уникального сочетания генов, которая отражает заложенные в человеке предпосылки стать гением (10~4). Гений реализуется, лишь попадая в благоприятные условия, где эти предпосылки могут развиться до высокого уровня. Здесь вероятность еще ниже. Благоприятная социальная среда при наличии трудолюбия у индивида способствует реализации природных задатков, неблагоприятная превращает потенциального гения в заурядность.

Слайд 14

20% будущего интеллекта приобретается к концу 1-го года жизни, 50% — к 4-м годам, 80% — к 8 годам, 92% — до 13 лет. Психоанализ, биология и генетика сходятся теперь в понимании того, что и творческие способности индивида зависят от условий, в которых он провел свои первые годы жизни.

Слайд 15

Концепция Эфроимсона: потенциальные и состоявшиеся таланты и гении имеют, как правило, в своем генотипе генетические факторы внутреннего «допинга», резко повышающие психическую и интеллектуальную активность на фоне тех или иных способностей. Описаны четыре зависимых от генов биохимических стимулятора: 1) гиперурикемия или повышенный уровень мочевой кислоты, дающий подагру; 2) высокое содержание андрогенов у женщин с синдромом Морриса; 3) повышенный уровень катехоламинов при синдроме Марфана; 4) циклическая стимуляция повышенной умственной активности при слабой форме маниакально-депрессивного психоза.

Слайд 16

3. Проблема бессознательного и сознательного в человеке.

3. Фрейд, открыл целое направление в учении о человеке (психоанализ) и утвердил бессознательное как важнейший фактор человеческого измерения и существования. По Фрейду, человек имеет целый ряд противоречий между биологическими влечениями и социально обусловленными нормами, сознательным и бессознательным, инстинктом жизни и инстинктом смерти. Но в итоге биологическое (бессознательное) начало оказывается у него определяющим. Человек, по Фрейду, — это прежде всего эротическое существо, управляемое бессознательными инстинктами.

Слайд 17

Человек является существом биосоциальным, носителем как биологических, так и социальных качеств и свойств. На уровне социального бытия и в рамках социальной теории проблема человека трансформируется в проблему соотношения индивида и личности. Имеется в виду то, что со стороны биологической природы человек выступает прежде всего как индивид, а со стороны социальной — как личность.

Слайд 18

«Личность» — понятие, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека: это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, социальная самобытность.

prezentacii.org

Разработка урока «Биологическое и социальное в человеке»

Занятие 2

Технологическая карта урока по учебному предмету «Обществознание» в 6-ом классе на тему: «Биологическое и социальное в человеке»

Цели урока:

  • Обучающая (познавательная) – раскрыть основной смысл понятия «личность» как социальной характеристики человека, познакомить учащихся с биологическим и социальным в человек.

  • Развивающая – создать условия для развития регулятивных УУД: систематизировать обществоведческую информацию, проводить наблюдение под руководством учителя; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; познавательных УУД: способствовать расширению знания учащихся о влиянии социальной среды на человека: коммуникативных УУД путем организации сотрудничества с учителями и одноклассниками.

  • Воспитательная – создать условия для развития личностных УУД: действий смыслообразования путем организации работы по решению учебных проблем; почувствовать реальные возможности применения собственных знаний для решения возникающих учебных проблем каждым учащимся.

Планируемые

образовательные результаты:

  • Предметные – ученики научатся давать определение понятия личность, находить биологическое и социальное в человеке, сходства и различия с животными.

  • Метапредметные – познавательныевыявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания; регулятивныесамостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

  • Личностные – сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес  к новому учебному материалу; выражают положительное отношение  к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Оборудование:

Компьютер и мультимедиа, экран для демонстрации задания

Образовательные ресурсы:

http://www.epochtimes.ru/shest-udivitelnyh-istorij-detej-maugli-98923627/

http://www.spletnik.ru/blogs/govoryat_chto/110212_amala-i-kamala

Этапы урока

Содержание этапов занятия

Планирование действий педагогической оценки

Подготовительный этап урока

Проверка готовности к уроку

 

    Проверка посещаемости, готовности к уроку, разминка (учащимся предлагается поднять руки на такую высоту, чтобы показать каких результатов они планируют достичь на уроке).

Диагностика мотивации

Iэтап

Мотивация к учебной деятельности

Проблемный диалог (побуждающий)

Демонстрируется фрагмент фильма «Маугли». Учащимся предлагается вспомнить о чем этот фильм. Маугли – это человек или животное? Можем ли мы сейчас дать ответ «Чего в Маугли больше: биологического и социального?»

Оценивание учащихся, участвующих проблемном диалоге

Итог

Слушают учителя и обсуждают тему урока, цели урока пытаются самостоятельно их формулировать.

Переход

Проверка домашнего задания («перевернутый класс») с переходом к теме урока

Что такое личность

Учащимся демонстрируется фотография и предлагается пояснить изображение на снимке.

В 1920 г. в Индии доктор Синг обнаружил в волчьем логове двух девочек. Младшая вскоре умерла, а старшая, Камала, стала жить среди людей. Долгое время девочка ходила на четвереньках, бегала, опираясь на руки. Не пила, а лакала, рычала, когда к ней подходили. Камала прожила среди людей более десяти лет, но её развитие оставалось на уровне ребёнка четырёх лет.

Демонстрация иллюстрации на экране:

Демонстрация других примеров. Слайды 3-7.

А вот примеры 21 века. Левый верхний и правый нижний – 2017 год, девочка из Индии, которая до сих пор не усвоила всех тех привычек и инстинктов, которые присущи человеку. В середине – Наташа. Девочка из Украины. До 3 лет она воспитывалась в семье, которая не обращала на нее внимание. В результате она общалась с собаками и усвоила их привычки – рычать, ходить на четвереньках. Учитывая, что она всё-таки жила в семье, девочку удалось вернуть к нормальной жизни. Она разговаривает, устроилась на работу – в организацию по уходу за лошадьми. А вот мальчики из нижегородской области повезло меньше. При живых родителях, которые с ним не общались и не занимались его воспитанием и развитием, он превратился в животное. Сейчас он лечится в психиатрической больнице.

Выскажите своё мнение, почему так произошло. Что нужно ребёнку для того, чтобы он развивался, как человек?

Сделайте вывод: отсутствие чего не позволило этим детям стать людьми в полном смысле этого слова?

А теперь поработаем командами. Перед вами таблица. 1 ряд предложит только те характеристики, которые свойственны исключительно человеку. 3 ряд – только животному. А 2 ряд попытается определить общее. Время – 3 мин., засекается таймер. Выполняется устно.

Взаимопроверка ответов по следующему слайду.

Какие свойства человека относятся к биологическим?

Чем обладает человек, кроме инстинктов?

В то же время Человек — существо социальное (общественное). Он растёт и развивается среди людей, в человеческом обществе. Семья, школа, сначала детское, а затем и взрослое общество, игра, труд, учение — всё, что окружает ребёнка, влияет на него, воспитывает в нём определённые качества личности.

Итог 2

Переход

Этап 3

Когда о человеке можно сказать, что он личность?

Учащиеся с помощью учебника и схемы дают определение личности.

Когда о человеке можно сказать, что он личность? Учащиеся дают ответы с помощью слайда.

  Переход к схеме. Учащимся предлагается составить определение или найти его в учебнике.

Личность — совокупность качеств человека, которые приобретаются им в процессе жизни в обществе, в деятельности и общении с другими людьми. Психологи называют личность вершиной всех качеств человека потому, что только личность обладает сознанием

Формулируют

Записывают определение в тетрадь

Итог 3

Возврат к вопросу в начале урока: Так чего больше в Маугли: биологического или социального?

Увы, дети, выросшие среди животных, не так сильны и прекрасны, как Маугли, и если в период до пяти лет они не развивались должным образом, позже наверстать упущенное было практически невозможно. Даже если ребенку удавалось выжить, он уже не мог социализироваться. О человеке, живущим в обществе мы можем сказать, что он личность.

Итог урока

Зафиксировать эмоциональный настрой урока

Человек рождается как биологическое существо, а развивается как социальное

Рефлексия

Самостоятельный анализ и оценка результатов своей учебной деятельности на уроке.

– В ходе чего приобретаются качества личности?

– Что мы относим к биологическим качествам, а что к социальным?

– Какие качества личности человека мы относим к положительным, а какие к отрицательным?

— Что является вершиной совокупности качеств личности?

Как вы считаете, удалось ли вам достичь тех результатов, которые вы наметили в начале урока? Поднимите руки на высоту, которую вам удалось достичь.

Оценивание по результатам урока

Д/з

Прочитать стр. в учебнике 12-15. Высказать мнение (устно или письменно по выбору учащегося). «Эрих Фромм писал, что человек – это не чистый лист бумаги, на котором можно написать всё что угодно». Согласны ли вы с этим выражением?

infourok.ru

Презентация к уроку по обществознанию (10, 11 класс) на тему: презентация по обществознанию «Человек в системе социальных связей»

Слайд 1

Человек в системе социальных связей .

Слайд 2

План урока: 1. Биологическое и социальное в человеке. 2. Личность. 3. Социальное поведение . 4. Социализация личности. 5. Самосознание и самореализация. 6. Единство свободы и ответственности личности .

Слайд 3

1. Биологическое и социальное в человеке «Человек – это политическое животное». Аристотель. Соотношение биологического и социального в человеке . Влияние социальной среды на биологические факторы (социальный пол – мужчина-няня или женщина-кузнец)

Слайд 4

2. Личность . Сравнить определения личности: «Личность – это человеческий индивид как субъект и объект отношений и сознательной деятельности» «Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества» 2. Два подхода к личности: – Как активный участник и субъект познания и изменения мира – Как набор функций (социальных ролей)

Слайд 5

3. Социальное поведение. Социальное действие – проявление активности человека, направленное на действия других людей: Столкновение велосипедистов — происшествие; их дальнейшая реакция – социальное действие. 2. В основе типов принятого в обществе поведения лежат образцы поведения: Нравы – установки поведения, которые складываются под влиянием привычек, это массовые образцы поведения Обычаи – неуклонное следование предписаниям (складывается на основе нравов) 3. Социализация – процесс освоения знаний, навыков, способов поведения, необходимых для жизни в обществе. Это процесс социального научения.

Слайд 6

4. Социализация личности проходит в трёх основных сферах: 1. Деятельность 2. Общение. 3. Самосознание. В процессе социализации расширяются социальные связи человека и совершенствуются функции и подсистемы его личности: Адаптивная функция Биологический организм Личностная функция Ценности и нормы Социальная функция Совокупность социальных ролей (образцов поведения) Культурная функция Усвоенные цели и идеалы

Слайд 7

5. Единство свободы и ответственности личности. Свобода – необходимое условие реализации социальных связей. Двойственность понятия «свобода» Неразрывность свободы с реальными ограничениями 2. «Свобода от» — негативное восприятие (бремя) «свобода для» — позитивное восприятие (дар) 3. Внутренний регулятор поведения взрослой личности — ответственность Речь идёт не о биологическом возрасте, а о личностном взрослении. 4. Ответственность – обратная сторона свободы.

Слайд 8

6. Социальная ответственность 7. Факторы формирования личности: Деятельность – возможность проявлять свои способности и задатки Общение – в нём человек вступает в диалог с человеком и человечностью Творчество – оно выступает как синоним свободы и возможности проявить социально ответственное поведение

Слайд 9

7. Факторы формирования личности: Деятельность – она предоставляет человеку возможность проявлять свои способности и задатки 2. Общение – в нём человек вступает в диалог с человеком и человечеством. 3. Творчество – оно выступает как синоним свободы и даёт человеку в ситуациях выбора возможность проявить социально ответственное поведение.

Слайд 10

Автор презентации – Паккарь Татьяна Васильевна Учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ № 28 Василеостровского района Санкт-Петербурга

nsportal.ru

Презентация по обществознанию «Человек»

Человек

Взгляды на происхождение человека

Взгляды на происхождение человека

Религиозная теория

Теория палеовизита

Естественные (материалистические) теории

Божественное происхождение человека

Ч. Дарвин

(1809-1882)

Английский естествоиспытатель, создатель эволюционной теории

Человек – создание пришельцев из космоса, которые посетили Землю

Ф. Энгельс

(1820-1895)

Социальный мыслитель, политический деятель, один из основоположников марксизма

Человек, как биологический вид имеет естественное и природное происхождение, генетически связан с высшими млекопитающими

Главная причина появления человека – труд.

Под влиянием труда сформировались специфические качества человека: сознание, язык, творческие способности

Происхождение человека и его сущность

Антропо генез

Социо генез

Процесс становления и развития человека

Процесс становления и развития общества

Антропосоцио генез

(Биосоциальность)

Человек

Человек

Биологическое существо

Социальное существо

  • Человек принадлежит к высшим млекопитающим, образуя новый вид Homo sapiens
  • Биологическая природа проявляется в его анатомии, физиологии: он имеет кровеносную, нервную и др. системы
  • Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что даёт возможность приспосабливаться к различным условиям существования
  • Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, общаясь с другими людьми
  • Человек неразрывно связан с обществом
  • Социальная сущность проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и т.д.

Становление человека

Человек

Индивид

Индивидуальность

Личность

Социализация – осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе и становятся личностями

Индивид

  • Единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям

(самая общая характеристика человека, свидетельствующая о его самостоятельности)

Индивидуальность

  • Неповторимое своеобразие проявлений человека, многосторонность и гармоничность, естественность и непринуждённость его деятельности

(характер, темперамент)

Личность

  • Человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни

(необходимо не только обладать качествами, но и проявлять их в своей деятельности)

Особенности личности

Способности

индивидуально-психологические особенности личности, условия успешного выполнения определённой деятельности

Общие (интеллектуальные)

Специальные

(литературные, музыкальные, т.д.)

Способности личности

  • Задатки – врождённые способности человека, с которыми он появляется на свет и которые необходимо развивать в определённых социальных условиях
  • Талант – оригинальные, совершенные и общественно значимые способности человека, воплощаемые им в жизнь
  • Гений – человек, которому присуща высшая степень творческой одарённости, который сумел в силу своих выдающихся способностей продвинуть вперёд развитие человечества

Науки, изучающие человека

Биологическую сущность

Психологическую составляющую

  • Анатомия
  • Физиология
  • Генетика
  • Медицина

Социальную составляющую

-Психология

-Дефектология

-Педагогика

-Психология

речи

-Социология

(изучает личность

как социальную систему, воздействие общества

на личность и личность как объект общественных отношений)

videouroki.net