Банк россии подотчетен – Банк России — Википедия

Программа обследований Банка России | Банк России

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Председателя Банка России
К.В. Юдаева

6 августа 2019 года

Дополнение к Программе обследований Банка России

№ п.п Дата начала Дата окончания Наименование обследования Описание обследования Инструментарий обследования1 Структурное подразделение Банка России, ответственное за проведение обследования, контактная информация по вопросам обследования
1 2 3 4 5 6 7
1 Август Сентябрь

Обследование удовлетворенности:

— участников финансового рынка информированностью и вовлеченностью в развитие информационного взаимодействия с Банком России;

— участников информационного обмена ответами на обращения по порядку составления и представления отчетности.

Обследование проводится с целью определения уровня внешней эффективности деятельности Банка России по управлению данными.

Срок предоставления данных: август.

Форма обследования.

Участники обследования.

Информация представляется в формате файлов MS Excel с использованием функциональности личных кабинетов или по электронной почте.

Департамент статистики и управления данными:
Гуськова Татьяна Сергеевна –
заместитель начальника управления,
тел: 8 (495) 771-99-99 (доб. 1-57-06)
e-mail: [email protected]

Мартиросян Елена Леонидовна –
главный экономист,
тел: 8 (495) 771-99-99 (доб. 3-28-21)
e-mail: [email protected]

 

1 Не позднее даты начала обследования структурные подразделения Банка России обеспечивают адресное извещение участников обследования и предоставление им инструментария обследования согласно установленному порядку взаимодействия (личный кабинет, электронная почта, иное).

 

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель Председателя Банка России
К.В. Юдаева

27 июня 2019 года

Программа обследований Банка России на II полугодие 2019 года

№ п.п
Дата начала
Дата окончания Наименование обследования Описание обследования Инструментарий обследования1 Структурное подразделение Банка России, ответственное за проведение обследования, контактная информация по вопросам обследования
1 2 3 4 5 6 7
1 Январь Декабрь Обследование реализации кредитными организациями требований Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации». Обследование проводится с целью оперативного мониторинга функционирования счетов застройщиков и счетов эскроу, выданных застройщикам кредитов с использованием счетов эскроу.

Срок предоставления данных:
Раздел 1 ежемесячно не позднее 20 рабочего дня месяца, следующего за обследуемым.
Разделы 2, 3 еженедельно не позднее третьего рабочего дня недели, следующей за обследуемой.

Форма обследования.

Участники обследования.

Информация представляется в формате файлов MS Excel с использованием функциональности личных кабинетов.

Департамент обеспечения банковского надзора:
Акимов Александр Николаевич — консультант,
тел: 8 (495) 957-81-13
e-mail: [email protected]

Трифанов Владимир Петрович — нача

www.cbr.ru

«Патриотические» мифы о Центральном банке РФ. Часть 1

Недавно я писал про НОД и депутата Федорова, нагло эксплуатирующего ущербные и примитивные лозунги и конструкции и сливающего патриотическую энергию сограждан. Одним из элементов этих ущербных и постыдных для патриотического движения конструкций является целая серия мифов о Центральном банке. Их мы и разберем.

Сразу поясню. Центральный банк и денежно-кредитная политика — это крайне важные для отечественной экономики темы. Проблемы в денежно-кредитной политике в существенной части задали тот колоссальный урон, который потерпела экономика России в ходе так называемого периода «постсоветской экономической трансформации», а если говоря проще — в процессе перехода от социализма к капитализму.  И разбираться с этими темами надо по-настоящему серьезно и профессионально, потому что вопрос, как говорится, давно «назрел» и даже «перезрел». Нынешний кризис экономики РФ в существенной части обусловлен валютной и денежно-кредитной политикой ЦБ.

Короче говоря в этой сфере есть серьезные и довольно большие проблемы, урон от которых Россия терпит постоянно. Но вместо профессионального, взрослого и серьезного рассмотрения проблемы по-существу, патриотической аудитории со стороны некоторых публицистов и политиков предлагается набор примитивных мифов и штампов, образующих ущербную и незамысловатую картину происходящего.

Такой подход к проблеме дискредитирует и людей, его принявших и поверивших демагогам типа Федорова, и патриотизм в целом. Поэтому я хочу разобрать основные мифы о ЦБ, разобрать идиотский НОДовский закон «о национализации ЦБ» и хоть чуть-чуть очертить

реальный масштаб проблем.

Миф № 1. Центральный банк РФ согласно Конституции РФ и закону о ЦБ не подчиняется государству, а является филиалом МВФ и выполняет приказы из-за рубежа.

В исполнении Федорова этот бред можно услышать вот здесь (первые 4 минуты):

Что тут можно сказать? Сказать можно только одно — Федоров лжет. Упрощенческий миф о «пятой колоне» кратко разобран здесь, сейчас же мы будем говорить именно о ЦБ.

Эта ложь базируется на мошеннической интерпретации двух статей ФЗ № 86 от 10.07.2002 «О Центральном банке Российской Федерации» (здесь и далее даются ссылки только на этот закон):

1. Статьи 1, где сказано, что «функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти

, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления«, а так же что «Банк России является юридическим лицом«.  Подобное есть и в Конституции (п.2 ст.75 «Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти«).

На основании ложной интерпретации этих формулировок утверждается, что ЦБ РФ — это отдельная частная конторка, которая «не подчиняется России» и соответственным образом осуществляет все свои функции. Кстати говоря, подобное утверждает не только Федоров, но и Стариков.

Федоров в вышеприведенном видео даже умудрился сморозить, что ЦБ «не имеет никакого отношения к Российской экономике» и что «никто от него даже не требует этого

«, то есть развития и поддержания отечественной экономики;

Более того, утверждается, что у России реально нет золотовалютных резервов, потому что они принадлежат этой «частной конторке». И что Россия именно поэтому ими не может воспользоваться.

2. Пункта 18.2 статьи 4 того же закона, где сказано, что Центральный банк РФ «является депозитарием средств Международного валютного фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом«. На основании этого пункта утверждается, что Центробанк — это филиал МВФ и выполняет приказы «из-за рубежа»;


Что же происходит в реальности?


Центральный банк — это действительно юридическое лицо. Но это лицо, весь уставный капитал и имущество которого являются федеральной собственностью
(ст.2).

Все функции ЦБ целиком и полностью сосредоточены вокруг экономики России (ст.3), а именно вокруг её денежной, финансовой и платежной систем. Хорошо или плохо сформулированы цели ЦБ — это уже другой вопрос. Факт в том, что Федоров лжет, когда говорит  что ЦБ никак не связан с экономикой РФ и никто даже не требует от него действий по её развитию.

Свою денежно-кредитную политику (которая является прерогативой именно Центрального банка, а не Правительства, прерогативой которого в свою очередь является налогово-бюджетная политика) ЦБ РФ разрабатывает и проводит совместно с Правительством РФ (п.1 ст.4), совместно с ним же проводит политику стабильности и развития финансового рынка РФ (п.1.1 ст.4). В круг вопросов денежно-кредитной политики входит и эмиссия рубля, и управление процентными ставками, и операции на отрытом рынке и прочее, на тему чего так смачно высказывается Федоров.

В том числе по поручению Правительства Банк России осуществляет «все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения» его функций (п.11 ст.4).

ЦБ РФ подотчетен Государственной Думе РФ (ст.5). Годовой отчет направляется в ГД РФ, а оттуда Президенту и Правительству РФ (ст.25).


Национальный финансовый совет — коллегиальный орган Банка России, состоит из 12 человек, из которых 2 представителя направляются Советом Федерации из числа сенаторов, 3 — Государственной Думой из числа депутатов, 3 — Президентом РФ, 3 — Правительством РФ (ст.12). В компетенцию этого совета входит в числе прочего рассмотрение проекта и ежеквартальное рассмотрение реализации направлений единой государственной денежно-кредитной политики (п.5, п.8 ст. 13).

Кандидатура Председателя Банка России (ныне Э.Набиуллина) вносится Президентом РФ и утверждается Государственной Думой РФ. Освобожден от должности Председатель может в числе прочего за нарушения федеральных законов, регулирующих деятельность Банка России, то есть за ненадлежащую и неадекватную денежно-кредитную политику (ст.14). Освобождается он от должности по решению ГД РФ по представлению Президента РФ.

Члены Совета директоров Банка России назначаются Гос.Думой по списку, представленному Председателем Банка России. Но этот список Председатель должен согласовать с Президентом РФ (ст.15). Совет директоров заседает раз в месяц (ст.17), разрабатывает совместно с Правительством направления денежно-кредитной политики и принимает основные решения Центрального Банка, в том числе и по процентным ставкам, и по эмиссии рубля, и по другим вопросам (ст.18).

Проект направлений денежно-кредитной политики представляется и Президенту РФ (ст.45).

Половину своей прибыли (после вычета всех налогов) Банк России перечисляет в федеральный бюджет (ст.26). При этом в ст.3 сказано, что получение прибыли не является целью Банка России.

Ну и как, не слабо для заявлений, что ЦБ — это «частная конторка», никому не подчиняющаяся? Теперь понятно насколько нагло и отвязно водят за нос патриотическую публику?

Но это еще не все, в качестве «вишенки на торт» приведу здесь полностью статью 21 из того же закона:

«Для реализации возложенных на него функций Банк России участвует в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации. Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей участвует в заседаниях Правительства Российской Федерации, а также может принимать участие в заседаниях Государственной Думы при рассмотрении законопроектов, касающихся вопросов экономической, финансовой, кредитной и банковской политики.

Министр финансов Российской Федерации и министр экономического развития Российской Федерации или по их поручению один представитель от Министерства финансов Российской Федерации и один представитель от Министерства экономического развития Российской Федерации участвуют в заседаниях Совета директоров с правом совещательного голоса.

Банк России и Правительство Российской Федерации информируют друг друга о предполагаемых действиях, имеющих общегосударственное значение, координируют свою политику, проводят регулярные взаимные консультации.

Банк России консультирует Министерство финансов Российской Федерации по вопросам графика выпуска государственных ценных бумаг Российской Федерации и погашения государственного долга Российской Федерации с учетом их воздействия на состояние финансового рынка Российской Федерации, в том числе на состояние банковской системы Российской Федерации, и приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики«.


Теперь по поводу того, что Банк России — это филиал МВФ. Уже совершенно очевидно, что это абсолютный, идиотский бред. Однако все же разберем, как понимать п.18.2 ст.4 рассматриваемого нами закона, текст которого мы приводили выше.


Надо помнить, что Международный Валютный Фонд — это прежде всего именно фонд. Фонд — это организация, распоряжающаяся капиталом, ею контролируемым. Капитал Международного Валютного Фонда образован государствами-членами этого Фонда. И чем большая доля страны в общем котле — тем большее количество голосов у неё есть при принятии решений.

В уставе МВФ сказано, что «каждое государство — член назначает свой центральный банк депозитарием всех авуаров Фонда в своей валюте, либо, если в нем нет центрального банка, оно назначает иное учреждение приемлемое для Фонда«.

Депозитарий — это по-простому говоря хранитель ценных бумаг, ведущий их учет и осуществляющий операции с ними. То есть грубо говоря ЦБ РФ хранит все вклады МВФ в рублях и осуществляет операции с ними. И все. Никаким «филиалом МВФ» ЦБ РФ не является, это наглая и циничная ложь.

Задачей МВФ является предоставление финансовой помощи (кредитов) странам, находящимся в трудной ситуации. Опыт показывает, что помощь предоставляется под обязательства, выполнив которые страна попадает в еще более трудную ситуацию, в еще более тяжелый кризис.

Например широко известна ситуация конца 2014 года на Украине. Тогда Украина нуждалась в финансовой помощи, но Правительство Азарова и Президент Янукович отказались от транша МВФ, потому что он предоставлялся под очень жесткие и самоубийственные требования. Например, рост тарифов на газ для населения на 40%. За это Правительство и Президент Украины были свергнуты, власть узурпирована военными преступниками, не только уничтожившими экономику страны, но и развязавшими гражданскую войну.

Но факт остается фактом. Рекомендации МВФ — это именно рекомендации. И обязательными они становятся тогда, когда страна берет у МВФ деньги. Если же Россия деньги у МВФ не берет, то и никаких прямых рычагов для управления Россией у МВФ нет.

Сказки про Центробанк-филиал МВФ — это, еще раз повторюсь, наглая и бессовестная ложь. Циничная в своей уверенности в том, что люди, её слушающие не способны разобраться ни в чем. Это позор.

Ну и в конце сделаю важную оговорку. Все вышесказанное не означает, что наша страна проводит полностью самостоятельную и адекватную задачам развития страны экономическую политику. Это не означает, что внешние силы не могут каким-то образом воздействовать и управлять нашей экономической политикой. Но дело в том, что рычаги и инструменты тут — намного тоньше и сложнее, чем то, как это представляют патриотической публике различные «срыватели покровов». Но о них мы поговорим позже.

(продолжение следует)

Часть 2 — http://slava-exe.livejournal.com/11156.html
Часть 3 — http://slava-exe.livejournal.com/11421.html
Часть 4 — http://slava-exe.livejournal.com/11686.html
Часть 5 — http://slava-exe.livejournal.com/11838.html
Мифы о ЦБ — общий приницп — http://slava-exe.livejournal.com/12278.html


slava-exe.livejournal.com

ХУ ИЗ ЦЕНТРОБАНК РФ?

В конце марта на собственном съезде Ассоциация российских банков (АРБ) обвинила Банк России в фаворитизме, указав, что многие решения принимаются кулуарно и в интересах небольшой группы лиц. Подобные обвинения указывают на то, что со стороны кредитных учреждений  России существует огромное количество нерешаемых претензий к деятельности мегарегулятора. В связи с накалившейся ситуацией в банковском секторе России мы решили разобраться, что же представляет из себя Центробанк РФ и каковы его полномочия на самом деле.

Данный анализ основан на информации, предоставленной в свободном доступе. Как говорится, ничего личного, только факты.

Итак,

История Центробанка РФ (Банка России) началась в далёком 1990 году.

13 июля 1990 г. на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был создан Государственный банк РСФСР, являющийся собственностью РСФСР и подотчётный Верховному Совету РСФСР.

Ссылка http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28711/

16 августа 1990 г. Постановлением Президиума ВС РСФСР от 16.08.1990 N 146-1 было передано на баланс и в оперативное управление Государственного банка РСФСР и его управлений на местах объявленное собственностью РСФСР имущество, а также активы и пассивы других государственных банков.

Ссылка http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28473/

А 2 декабря 1990 года тогдашний Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин подписал закон РСФСР № 394-I «О Центральном банке РСФСР (Банке России)».

Рассмотрим лишь некоторые его положения:

Статья 1. Центральный банк РСФСР (Банк России)

Центральный банк РСФСР (в дальнейшем по тексту настоящего закона — Банк России) является главным Банком Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и находится в ее собственности.

Банк России создается на основании настоящего Закона и подотчетен Верховному Совету РСФСР.

Банк России независим от распорядительных и исполнительных органов государственной власти. Банк России вправе обратиться в государственный арбитраж РСФСР с требованием о признании недействительными актов этих органов, направленных на неправомерное вмешательство в деятельность Банка России.

Статья 2. Банк России — юридическое лицо

Правительство РСФСР не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не несет ответственности по обязательствам Правительства РСФСР, кроме случаев, когда Банк России принимает на себя такие обязательства.

Статья 9. Смета расходов и порядок распределения прибыли Банка России

Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сборов и государственной пошлины.

Теперь посмотрим Устав Центрального банка РСФСР (Банка России), принятого Президиумом Верховного Совета РСФСР c изменениями № 3860-1 от 10.11.1992г., № 2288 от 24.12.1993г.

Статья 18.

Операции и сделки Банка России

Банк России имеет право предоставлять кредит Министерству финансов РСФСР на общих условиях сроком не более чем на шесть месяцев на покрытие разрывов между годовыми текущими бюджетными доходами и расходами, а также внутреннего государственного долга РСФСР.

Банк России в установленных Верховным Советом РСФСР пределах может покупать у Министерства финансов РСФСР государственные ценные бумаги при их первичном размещении или размещать их на комиссионных условиях.

Статья 26.

Организация деятельности Банка России

Банк России самостоятельно организует свою деятельность, исходя из утверждаемых Верховным Советом РСФСР Основных направлений денежно-кредитной политики и с учетом других решений Верховного Совета РСФСР и его Президиума.

Статья 35.

Отчетность Банка России

Банк России ежегодно не позднее 15 мая представляет на утверждение Верховному Совету РСФСР отчет по состоянию на 1 января. Отчет предварительно рассматривается Президиумом Верховного Совета РСФСР.

Верховный Совет РСФСР определяет независимую аудиторскую организацию для ежегодной проверки баланса и операций по счетам Банка России.

Вроде бы всё в порядке. Согласно данному закону созданный на базе Государственного республиканского Банка СССР новый Центральный банк РСФСР находится в собственности республики РСФСР, управляет собственностью РСФСР, подотчётен Верховному Совету РСФСР и проводит зависимую от собственника кредитно-денежную политику. К тому же он ещё и освобождается от уплаты всех видов налогов собственному государству.

А дальше начинаются чудеса…

С 25 декабря 1993 года, в день принятия Конституции Российской Федерации, в законе № 394-I «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» произошли небольшие, но довольно существенные, изменения.

Во-первых, были удалены все словосочетания «Верховный Совет РСФСР», что позволило убрать всю подотчётность новоиспечённого Банка России органам государственной власти.

Во-вторых, часть положений закона была отменена (!!!) за счёт вступления в силу новой Конституции РФ, что ещё больше отдалило деятельность Банка России от Государства.

Напомним, что создавался Банк России на государственной базе, и его собственником являлась РСФСР в составе СССР. Созданная же Российская Федерация назвала себя правопреемницей СССР, что ведёт за собой и передачу всей собственности Советского Союза, в том числе и Центрального банка РСФСР. О чём красноречиво говорит неизменённая первая часть статьи 1 закона № 394-I «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» в редакции от 25 декабря 1993 года.

Кстати, изменения в закон № 394-I «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» проводились 25 декабря 1993 года на основании Указа Президента РФ от 24.12.1993 N 2288 «О мерах по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации». Ссылка http://www.alppp.ru/law/konstitucionnyj-stroj/konstitucii—ustavy-subektov-federacii/1/ukaz-prezidenta-rf-ot-24-12-1993—2288.html

В Конституции РФ от 1993 года, в статье 75 указано:

  1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
  2. Защита и обеспечение устойчивости рубля — основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.

Получается, что в Конституции РФ от 25 декабря 1993 г. указан Центральный Банк РФ, а в редакции закона о Центральном банке указан совсем другой банк — Центральный банк РСФСР.

Идём дальше…

26 апреля 1995 г. Федеральным законом от N 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» были сделаны кардинальные изменения:

(Даны выдержки из статей закона)

  1. Глава I. Общие положения

Статья 1. Статус, задачи, функции, полномочия и принципы организации и деятельности Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

В данной статье указано совершенно другое название Банка России. Отсутствует указание на принадлежность к государственной либо частной собственности.

  1. Статья 2. Банк России не регистрируется в налоговых органах.

То есть новоиспечённый Центральный банк РФ является нерезидентом в Российской Федерации (может быть иностранным учреждением), а следовательно не имеет права платить налоговые отчисления в казну государства.

  1. Глава XV. Аудит Банка России

Статья 4. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона утрачивают силу:

…….

Устав Центрального банка РСФСР (Банка России) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 29, ст. 1012).

То есть Федеральный закон N 65-ФЗ от 26 апреля 1995 г. (Российской Федерации!!!) ликвидирует Устав Центрального банка РСФСР!

В Уставе Центрального банка РСФСР (Банка России) указано:

Статья 37.

Порядок ликвидации Банка России

Банк России может быть ликвидирован в случае принятия соответствующего закона РСФСР. Порядок и сроки проведения ликвидации устанавливает Президиум Верховного Совета РСФСР или уполномоченный им орган.

Ссылка: http://docs.pravo.ru/document/view/59126/

После прочтения данного закона создаётся впечатление, что Центральный банк РСФСР и Центральный банк РФ — две совершенно разные по статусу и принадлежности организации.

Следующее…

В Уставе Центрального банка РСФСР (Банка России)

Статья 18.

…….

Банк России ИМЕЕТ ПРАВО ПРЕДОСТАВЛЯТЬ КРЕДИТ МИНИСТЕРСТВУ ФИНАНСОВ РСФСР на общих условиях сроком не более чем на шесть месяцев на покрытие разрывов между годовыми текущими бюджетными доходами и расходами, а также внутреннего государственного долга РСФСР.

Ссылка http://docs.cntd.ru/document/901607604

А в Федеральном законе от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ:

Статья 22.

Банк России НЕ ВПРАВЕ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ КРЕДИТЫ ПРАВИТЕЛЬСТВУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ для финансирования бюджетного дефицита, покупать государственные ценные бумаги при их первичном размещении, за исключением тех случаев, когда это предусматривается федеральным законом о федеральном бюджете.

Банк России НЕ ВПРАВЕ ПРЕДОСТАВЛЯТЬ КРЕДИТЫ НА ФИНАНСИРОВАНИЕ ДЕФИЦИТОВ БЮДЖЕТОВ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Ссылка http://base.garant.ru/10104640/

Как может Государственный Центральный банк РСФСР перестать финансировать государство, чьей собственностью он является? Или это уже не Государственный Банк РСФСР? Кто перевёл его в частные руки, и кто занимался хищением государственной собственности РСФСР? Или, может быть, это всё-таки другой банк под новым названием — Центральный банк РФ?

Постановление Президиума Верховного совета РСФСР от 24 июня 1991 г. N 1483-1 «Об утверждении Устава Центрального банка РСФСР (Банка России) подписал Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин.

А Федеральный закон от 26 апреля 1995 г. N 65-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» подписал, ВНИМАНИЕ!!! Президент Российской Федерации Б.Н. Ельцин.

Какие же должны быть полномочия у одного и того же человека, что позволяют ему подписывать документы двух различных государств? Или же здесь присутствует факт сокрытия мошеннических действий по хищению государственной собственности и незаконному присвоению полномочий?

Не будем ничего утверждать, мы предоставляем только факты, по которым возникают вполне закономерные вопросы, требующие ответов.

Идём дальше…

Согласно пункта 1 статьи 75 Конституции РФ денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Заметьте, не Российский рубль, а просто — рубль. Посмотрев на любую купюру можно увидеть только одну надпись принадлежности данной бумаги — БИЛЕТ БАНКА РОССИИ. На Советском рубле было указано, что тот является ГОСУДАРСТВЕННЫМ КАЗНАЧЕЙСКИМ БИЛЕТОМ и обеспечивается золотом, драгоценными металлами и прочими активами Государственного Банка. «Российский» рубль не имеет ничего подобного и привязан только к Центральному банку РФ, то есть, по сути, является его товаром, не более. И следовательно имеет хождение только на территории, подконтрольной Центральному банку РФ.

Отсюда возникает закономерный вопрос. Так как Российская Федерация интегрирована в мировую экономику, то должны быть механизмы для конвертации данного «российского» рубля или другие формы межгосударственных расчётов.

На сайте Центрального банка РФ присутствует прелюбопытная страница под названием Официальные курсы Госбанка СССР. Ссылка http://www.cbr.ru/currency_base/GosBankCurs.aspx

 

Мы можем выбрать любой период вплоть до сегодняшнего и увидим, что Центральный банк РФ проводит все международные взаиморасчёты рублями Госбанка СССР (советскими рублями). Для примера, курс Советского рубля к доллару США на март 2017 года составляет почти 56 копеек за 1 доллар.

Что же это может означать? Скорее всего, то, что весь финансовый мир за границами «бывшего» СССР признаёт только Советский рубль, и только он котируется. Финансовый зарубежный мир ничего не знает о «российском» рубле, а даже если и знает, то не работает с ним по простой причине — «российский» рубль — НИЧЕМ НЕ ОБЕСПЕЧЕННАЯ БУМАГА — обычный купон для неких внутренних расчётов в любом обществе, например, в Российской Федерации.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР N 2066-1 от 20 декабря 1991 года «О ходе выполнения постановления Верховного Совета РСФСР «О финансово-кредитном обеспечении экономической реформы и реорганизации банковской системы в РСФСР» и о Государственном банке СССР» Госбанк СССР был упразднён, и все его активы и пассивы, а также имущество на территории РСФСР переданы Центральному банку РСФСР (Банку России).

Выше мы уже разбирали факты «трансформации» Центрального банка РСФСР в Центральный банк РФ. Но…

Раз вместо «российского» рубля до сих пор в мире производятся расчёты в рублях Госбанка СССР, то Госбанк СССР не был упразднён и Советский рубль до сих пор имеет хождение ВЕЗДЕ, кроме Российской Федерации. Иначе на сайте Центробанка РФ было бы написано — «Официальные курсы Центрального банка РСФСР» или «Официальные курсы Центрального банка РФ».

К выше сказанному можно ещё добавить, что согласно статьям 3 и 4 Федерального закона N 86-ФЗ от 10 июля 2002 года Центральный Банк РФ не имеет право проводить международные взаиморасчеты. Ссылка http://base.garant.ru/12127405/

Статья 4

12) организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

Центробанк РФ может только определять порядок и осуществлять контроль за валютными операциями. Отсюда вопрос. Кто имеет право, и кто проводит межгосударственные расчеты?

Ну и последнее…

В статье 9 закона РСФСР № 394-I от 2 декабря 1990 года «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» указано, что Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех видов государственных и местных налогов, сборов и государственной пошлины.

Также в статье 2 Федерального закона N 65-ФЗ от 26 апреля 1995г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» присутствует, что Банк России не регистрируется в налоговых органах

Но согласно выписке ЕГРЮЛ, в сведениях об учёте юридического лица в налоговом органе записано, что Центральный банк РФ был зарегистрирован в качестве налогоплательщика 08 мая 2003 года.

Исходя из вышеуказанных данных, становится понятно, что Центральный банк РСФСР был зарегистрирован в налоговых органах и при этом освобождён от всех видов налогов. Но Центральный банк РФ было запрещено даже регистрировать. Тем не менее, при определённых обстоятельствах его все-таки пришлось регистрировать, что и было сделано 08 мая 2003 года (спустя 8 лет после создания).

У вас тоже возник вопрос: Как может государственный банк быть нигде не зарегистрированным? Или все-таки негосударственный? Тогда чей?

А теперь вопросы к юристам:

Вопрос 1: Является ли Центробанк РФ легитимным финансовым органом России и правопреемником Госбанка СССР?

Не будем заново перечислять описанное выше, скажем только, что юридических нестыковок гораздо больше, чем представлено. И вкупе всё это очень даже может прерывать правопреемственность.

Вопрос 2: Как может Центральный банк РСФСР подчиняться новой Конституции РФ в то время, как в ней указана совсем другая организация (Центральный банк РФ)?

Центральный банк РСФСР просуществовал законодательно до 26 апреля 1995 года, т.е. ЕЩЁ ПОЛТОРА ГОДА после принятия Конституции РФ, до очередной редакции закона РСФСР N 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)», который и «переименовали» в апреле 1995 г. в Федеральный закон N 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Ни в законе N 65-ФЗ от 26 апреля 1995 г., ни в редакциях закона № 394-I от 02 декабря 1990 г. не указано о переименовании Центрального банка РСФСР в Центральный банк Российской Федерации. Также отсутствует Указ о создании Центрального банка Российской Федерации.

Вопрос 3: Существуют ли полномочия у Президента РФ издавать и подписывать документы для организаций со статусом РСФСР, входящей в СССР?

Напомним, что ликвидировать Центральный банк РСФСР согласно его Устава можно только в случае принятия соответствующего закона РСФСР, но никак не Российской Федерации. Также изменять статус Центрального банка РСФСР может только Верховный Совет РСФСР.

Вопрос 4: Куда делась государственная собственность РСФСР в виде Центрального банка?

В законе № 394-I от 2 декабря 1990 г. указано, что Центральный банк РСФСР находится в её собственности. В Федеральном законе N 65-ФЗ от 26 апреля 1995 г. все сведения о принадлежности к собственности РСФСР волшебным образом исчезли, к тому же не указано, что Центральный банк перешёл в собственность Российской Федерации. Следовательно государственная собственность РСФСР перешла в частную либо иностранную собственность.

Вопрос 5: Как может Центральный банк Российской Федерации, управляющий всеми внешними и внутренними финансовыми потоками страны, не быть зарегистрирован в налоговых органах? Почему не регистрировался главный финансовый орган России в течение 8-ти лет после создания?

Согласно официальной выписке ЕГРЮЛ по Центральному банку РФ, в сведениях об учёте юридического лица в налоговом органе записано, что Центральный банк РФ был зарегистрирован в качестве налогоплательщика 08 мая 2003 года.

Вопрос 6: Почему Центральный банк работает на внешнем финансовом рынке по курсам Госбанка СССР? Если Центральный банк РФ не имеет права сам производить межгосударственные расчёты, то кто имеет право, и кто их проводит?

Центральный банк имеет право работать только с собственным товаром — «российским» рублём, и только на территории РФ. В мировом финансовом мире он имеет право только учитывать и определять порядок проведения расчётов.

Вопрос 7:  Не являются ли все вышеуказанные действия по изменению законодательства «О Центральном банке…» сокрытием деятельности по хищению государственной собственности, а также незаконному присвоению Центральному банку РФ (частной организации) полномочий и активов государственного Центрального банка РСФСР?

www.soyuz-antiterror.ru

Годовой отчет Банка России | Банк России

Интернет-приемная Ответы на вопросы
  • Издания Банка России

Годовой отчет Банка России

Показать всеСвернуть

2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г. 2008 г. 2007 г. 2006 г. 2005 г. 2004 г. 2003 г. 2002 г. 2001 г. 2000 г. 1999 г. 1998 г. 1997 г. 1996 г. 1995 г. 1994 г. 1993 г. 1992 г.

www.cbr.ru

Правовой статус, компетенция и подотчетность ЦБ РФ

1. Правовой статус Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. В настоящее время ведущим из них является Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (в ред. от 29.07.2004). Этот нормативный правовой акт сменил в 2002 году действовавший ранее с многочисленными поправками Закон РФ от 02.12.90 № 394-1 «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».
В соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России):
• ЦБ РФ осуществляет свои функции и полномочия независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
• ЦБ РФ является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. При этом наименования «Центральный банк Российской Федерации» и «Банк России» равнозначны;
• местонахождение центральных органов ЦБ РФ — город Москва;
• уставный капитал и иное имущество ЦБ РФ являются федеральной собственностью;
• ЦБ осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению вверенным ему имуществом, включая золотовалютные резервы, в соответствии с целями и в порядке, которые установлены законодательством. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия ЦБ РФ не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом;
• государство, как правило, не отвечает по обязательствам ЦБ РФ, а ЦБ РФ — по обязательствам государства;
• ЦБ РФ может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего закона Российской Федерации о поправке к Конституции РФ.

Статья 5. Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

 

Государственная Дума:

 

назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России по представлению Президента Российской Федерации;

 

назначает на должность и освобождает от должности членов Совета директоров Банка России (далее — Совет директоров) по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации;

 

направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты;

 

рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и принимает по ним решение;

 

рассматривает годовой отчет Банка России и принимает по нему решение;

 

принимает решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Указанное решение может быть принято только на основании предложения Национального банковского совета;

 

проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей;

 

заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России (при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики).

 

Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту Российской Федерации информацию в порядке, установленном федеральными законами.

Компетенция Центрального банка Российской Федерации. Под компетенцией ЦБ РФ понимаются его полномочия (права, обязанности и предметы ведения), необходимые для эффективного выполнения Банком России возложенных на него функций. ЦБ РФ реализует пять направлений своей компетенции:

  • как важнейший орган разработки и реализации денежно-кредитной политики государства;
  • как организатор наличного денежного обращения;
  • как главный орган банковского регулирования и банковского надзора;
  • как кредитная организация особого вида;
  • как организатор безналичных расчетов.

Компетенция Банка России включает в себя тот объем полномочий, который необходим для реализации возложенных на него функций. Основными функциями Банка России являются следующие:

1. разработка и проведение единой государственной денежно-кредитной политики;

2. осуществление банковского регулирования и банковского надзора за деятельностью кредитных организаций. При реализации этой функции Банк России является органом контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ;

3. обеспечение и поддержание стабильности в банковской системе РФ. Банк России является центром банковской системы страны, взаимодействуя с органами государственной власти, органами местного самоуправления и кредитными организациями;

4. осуществление банковских операций. В этом случае Банк России имеет право совершать практически все банковские операции и сделки;

Компетенция банка России как органа денежно-кредитной политики РФ:

1. ежегодно не позднее 26 августа представляет в Госдуму проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год и не позднее 1 декабря – основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год;

2. осуществляет операции с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами, с бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и операции с золотовалютными резервами РФ;

3. монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение;

4. участвует в разработке экономической политики Правительства РФ;

5. принимает участие в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление платежного баланса РФ;

6. осуществляет кредитование Минфина РФ для покрытия разрывов между текущими бюджетными доходами и расходами, приобретение государственных ценных бумаг при их первичном размещении.

Компетенция Банка России как органа контроля и надзора за соблюдением требований законодательства всеми элементами банковской системы РФ:

1. принятие решения о государственной регистрации; выдача и отзыв лицензии кредитных организаций;

2. установление квалификационных требований к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации;

3. осуществление надзора за деятельностью кредитных организаций;

4. запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности;

5. регистрация эмиссии ценных бумаг организациями;

6. осуществление валютного регулирования;

7. организация и осуществление валютного контроля как непосредственно, так и через уполномоченные банки в соответствии с законодательством РФ.

Компетенция Банка России как центра банковской системы России:

1. установление обязательных правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля;

2. публикация сводной статистической и аналитической информации о банковской системе РФ;

3. установление правил осуществления расчетов в РФ;

4. является кредитором последней инстанции для кредитных организаций;

5. установление обязательных нормативов.

Статья 3. Целями деятельности Банка России являются:

защита и обеспечение устойчивости рубля;

 

развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;

 

обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы.

Статья 6. Банк России вправе обращаться с исками в суды в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

 

Банк России вправе обращаться за защитой своих интересов в международные суды, суды иностранных государств и третейские суды.

Статья 7. Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, издает в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.

 

Правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются Банком России самостоятельно.

 

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

 

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти

7.Правовой статус территориальных учреждений ЦБ

Территориальное учреждение Банка России — обособленное подразделение Банка Российской Федерации, осуществляющее на территории субъекта Российской Федерации часть его функций в соответствии с федеральными законами «О Центральном банке Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», положением ЦБР от 29 июля 1998 г. N 46-П «О территориальных учреждениях Банка России» и другими нормативными актами Банка России и входящее в единую централизованную систему Банка России с вертикальной структурой управления.

Полный перечень всех территориальные учреждений Банка России приведен в приложении № 1.

Территориальные учреждения, как правило, создаются на территории субъектов Российской Федерации. Образование территориального учреждения и его ликвидация производятся на основании решения Совета директоров Банка России. По решению Совета директоров Банка России территориальные учреждения могут создаваться по экономическим районам, объединяющим территории нескольких субъектов Российской Федерации. Территориальными учреждениями Банка России являются его Главные управления в краях, областях и автономных округах Российской Федерации, городах Москве и Санкт-Петербурге, Национальные банки республик в составе Российской Федерации, а также территориальное учреждение Банка России, созданное по экономическому району, объединяющему территории нескольких субъектов Российской Федерации.

В составе территориальных учреждений на правах структурных подразделений действуют Расчетно-кассовые центры (в дальнейшем — РКЦ), иные подразделения, в том числе, обеспечивающие деятельность территориального учреждения (столовые, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения, учебные заведения, и т.д.), создание и ликвидация которых утверждается Банком России. Деятельность указанных структурных подразделений регулируется соответствующими положениями.

Территориальное учреждение не имеет права:

— принимать нормативные акты;

— выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства;

— предоставлять кредиты на финансирование дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

— осуществлять банковские операции в иностранной валюте с юридическими и физическими лицами без разрешения Банка России.

Основными задачами территориального учреждения на территории субъекта Российской Федерации или экономического района, объединяющего территории нескольких субъектов Российской Федерации являются:

— участие в проведении единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение устойчивости рубля;

— обеспечение развития и укрепления банковской системы Российской Федерации;

— эффективное и бесперебойное функционирование системы расчетов;

осуществление регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;

— организация и контроль над деятельностью кредитных организаций на рынке ценных бумаг;

— организация валютного контроля;

— проведение анализа состояния и перспектив развития экономики и финансовых рынков региона.

Территориальное учреждение не имеет статуса юридического лица и обладает полномочиями, предоставленными ему положением ЦБР от 29 июля 1998 г. N 46-П «О территориальных учреждениях Банка России» и нормативными актами Банка России.

Территориальное учреждение в пределах предоставленных ему полномочий независимо в своей деятельности от органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.

Банк России наделяет территориальное учреждение имуществом, стоимость которого отражается на балансе территориального учреждения, входящим составной частью в баланс Банка России. Территориальное учреждение осуществляет полномочия по пользованию и владению имуществом, находящимся на его балансе, а также по распоряжению им в пределах, определяемых Банком России. Отчуждение и иные операции с движимым или недвижимым имуществом, по отношению к которому Банк России осуществляет полномочия по пользованию, владению и распоряжению, осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Банком России.

 



infopedia.su

Издания Банка России | Банк России

Ответственное подразделение Название издания Периодичность выпуска Форма издания, тираж

Департамент по связям с общественностью
(организация издания и рассылка)

Вестник Банка России Еженедельно (100 номеров в год) На бумажном носителе (1000 экз.) /
электронная версия*
Деньги и кредит
(на рус. яз.)
Ежеквартально На бумажном носителе (1350 экз.) /
электронная версия*
Деньги и кредит
(на англ. яз.)
Ежеквартально На бумажном носителе (250 экз.) /
электронная версия*

Департамент статистики и управления данными

Департамент по связям с общественностью
(организация издания и рассылка)

Статистический бюллетень Банка России
(на рус. яз.)
Ежемесячно На бумажном носителе (660 экз.) / электронная версия*
Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации
(специальный выпуск «Вестника Банка России»)
Ежеквартально На бумажном носителе (1000 экз.) / электронная версия*

Департамент статистики и управления данными

Статистический бюллетень Банка России
(на англ. яз.)
Ежемесячно Электронная версия*
Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг Российской Федерации
(на рус. и англ. языках)
Ежеквартально На бумажном носителе (35 экз.) / электронная версия*
Внешняя торговля Российской Федерации услугами
(на рус. и англ. языках)
Ежегодно На бумажном носителе (30 экз.) / электронная версия*
Платежный баланс Союзного государства Ежегодно На бумажном носителе (50 экз.) / электронная версия*
Статистический сборник «Сведения о рынке жилищного (ипотечного жилищного) кредитования в России»
(на рус. и англ. языках)
Ежегодно Электронная версия*
О состоянии рынка ипотечного жилищного кредитования
(на рус. и англ. языках)
2 раза в год Электронная версия*

Департамент обеспечения банковского надзора

Департамент по связям с общественностью
(организация издания и рассылка)

Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора
(на рус. яз.)
Ежегодно На бумажном носителе (700 экз.) / 
электронная версия*
Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора
(на англ. яз.)
Ежегодно Электронная версия*
Информационно-аналитические материалы о развитии банковского сектора Ежемесячно Электронная версия*

Департамент обеспечения банковского надзора

Обзор банковского сектора Российской Федерации (интернет-версия), экспресс-выпуск / полный-выпуск Ежемесячно Электронная версия*

Департамент банковского регулирования

Департамент по связям с общественностью
(организация издания)

Информационный бюллетень «Банковское регулирование» Ежеквартально Электронная версия*

Департамент операций на финансовых рынках

Департамент по связям с общественностью
(организация издания)

Обзор деятельности Банка России по управлению активами в иностранных валютах и золоте
(на рус. яз.)

www.cbr.ru

Актуальные курсы валют в 2016 году

Россия – это цивилизованное, соблюдающее закон, суверенное государство, в котором есть развитая экономическая система. Одним из главных регуляторов экономических отношений государства является Центральный Банк.

Что такое Центральный Банк Российской Федерации

Центральный Банк Российской Федерации – отдельное и независимое звено в финансовой и экономической жизни государства. Такая обособленность ЦБ РФ обусловлена следующими признаками:

  • Государственная Дума РФ – это единственный орган, которому подчиняется Центральный Банк.
  • Президент РФ не может давать какие-либо указания Центральному Банку России. Он может только предлагать и обсуждать наиболее выгодные для государства программы по деятельности ЦБ РФ.
  • Нельзя сказать, кому принадлежит данная государственная структура, поскольку она полностью самостоятельна.

13 июля 1990 года вместо существующего Госбанк СССР был образован Государственный банк РСФСР. Но уже после распада СССР, в 1992 г. его существование затронули определённые изменения. Банк получил новое наименование, как Центральный Банк Российской Федерации.

10.02.2002 года был принят новый закон ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банк России)», наделивший эту структуру широкими полномочиями. Центральный Банк РФ не попал под национализацию и тем самым обеспечил себе полную независимость и самостоятельность в своих действиях.

На официальном сайте ЦБ РФ подробно расписана история его возникновения.

Правовой статус ЦБ РФ

Основные законы, которые определяют правовой статус ЦБ РФ, сводятся:

  • к Конституции Российской Федерации;
  • к Федеральному Закону РФ от 10.02.2002 года № 86-ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации».

Другие законы регламентировать деятельность данной государственной структуры не вправе.

Основные характерные черты ЦБ РФ сводятся к следующим:

  • ЦБ РФ это юридическое лицо;
  • у банка есть свой устав и уставной капитал;
  • получение прибыли от деятельности не является главной целью ЦБ РФ;
  • защита национальной валюты – это одно из главных направлений деятельности данной государственной структуры;
  • ЦБ РФ обеспечивает устойчивость рублевого эквивалента.

Какие функции выполняет ЦБ РФ

Функции Центрального Банка регламентируются ФЗ РФ № 86-ФЗ «О центральном Банке Российской Федерации». Эта нормативная база указывает следующие возможности ЦБ РФ:

  • обеспечивает нормальное функционирование утвержденной кредитно-денежной политики;
  • составлять финансовые прогнозы развития государства;
  • ЦБ РФ единственная структура, которая осуществляет выпуск рубля и ценных бумаг;
  • контролирует соотношение курсов валют;
  • анализирует общее состояние экономики;
  • резерв всего золота в РФ регулируется только Банком России;
  • Центральный Банк РФ издает внутренние нормативные акты;
  • Центральный банк контролирует деятельность кредитных и не кредитных организаций, существующих на территории РФ;
  • ЦБ РФ определяет процентную ставку для банковской системы;
  • устанавливают фиксированную ставку рефинансирования;
  • составляет и публикует реестры микрофинансовых организаций;
  • обладает возможностью лишения лицензии кредитных организаций, которые не отвечают в своей деятельности законным требованиям;
  • Банк России возмещает ущерб клиентам кредитных организаций, которые признаны банкротами;
  • все операции по банкам и кредитным организациям подконтрольны ЦБ РФ;
  • Банк России осуществляет международное сотрудничество с иностранными банками от имени государства.

Центральный Банк Российской Федерации не ограничивается выполнением вышеуказанных функций, поскольку в соответствии с ФЗ РФ № 86-ФЗ, он может выполнять и иные возложенные на него задачи.

Внутренняя организация банка

Центральный Банк Российской Федерации имеет в своем составе большое количество подразделений.

Возглавляет всю эту систему один человек – председатель ЦБ РФ, который действует от имени банка на территории Российской Федерации, а также за пределами страны. Он полностью координирует и контролирует деятельность всей этой сложной системы. Председатель Центрального Банка РФ играет роль главного ответственного лица, которое официально представляет экономические и финансовые интересы государства.

В подчинении председателя ЦБ РФ находятся:

  • первые заместители председателя;
  • заместители;
  • главный аудитор ЦБ РФ.

Они все составляют совет директоров ЦБ РФ. Помимо указанных подразделений в подчинении Председателя Центрального Банка РФ входят аппарат Банка, секретариат председателя, пресс-служба Банка. В структуре ЦБ РФ выделяют также департаменты, которые выполняют определённый задачи, возложенные на них уставом.

Что такое Национальный финансовый совет

Национальный финансовый совет – это существующий внутри Центрального Банка РФ коллегиальный орган.

Его состав формируется вне самого Банка России. Основной сферой деятельности этого органа является определение расходов государства по различным статьям на ближайшее время. Заседание национального совета проходят раз в три месяца. При этом на каждом из них определяются отдельные статьи государственных расходов.

В состав национального совета входит двенадцать человек.

  • При этом двое членов выбирается из состава Совета Федерации РФ.
  • Трое – из состава Государственной Думы РФ.
  • Трое членов направляются непосредственно Президентом РФ
  • Последние трое избираются из членов Правительства РФ.
  • Единственным постоянным членом данного органа является Председатель ЦБ РФ.

Кредитно-денежная политика банка

Центральный Банк Российской Федерации разрабатывает и внедряет в экономику страны единую денежную политику. Данную функцию он осуществляет вместе с Правительством РФ.

Такая политика сводится к тому, что:

  • ЦБ РФ определяет общий размер допустимых кредитов по стране;
  • определяет учетные ставки для различных видов кредитования;
  • ЦБ РФ ведет валютную интервенцию;
  • по необходимости Банк определяет уровень снижения ставки для кредитных организаций;
  • устанавливает цены на рынке драгметаллов;
  • на официальном сайте этой структуры ведется архив курса валют, для того чтобы проследить картину роста и падения любой иностранной валюты за определённый промежуток. Это необходимо для составления благоприятных прогнозов укрепления рубля на мировом рынке валют;
  • на заданную дату ЦБ РФ готовит отчет о результатах кредитно-денежной политики и план новой политики для Государственной Думы.

Международное сотрудничество ЦБ РФ с другими организациями

Центральный Банк Российской Федерации активно сотрудничает с иностранными баками и банковскими группами. Такие международные взаимоотношения выражаются в следующем:

  • Банк России имеет право открывать на территории иного иностранного государства свои представительства;
  • иностранные государства вправе открывать на территории РФ филиалы своей банковской системы, но только через непосредственное участие ЦБ РФ;
  • в случае возникновения государственной необходимости ЦБ РФ вправе обратиться в банк иностранного государства с целью предоставления необходимой информации относительно чего или кого-либо. Даже такой информации, которая носит характер банковской тайны;
  • кроме того, ЦБ РФ может обратиться с просьбой в любой банк или банковскую организацию иностранного государства о предоставлении необходимых документов или сведений.

Такая международная деятельность Центрального Банка РФ определяется тем, что наше государство является активным участником международных отношений и членом многих международных документов, заключенных в рамках финансовых отношений между государствами.

Положение на мировой арене

На сегодня Центральный Банк Российской Федерации – это не обособленная организация, которая развивается только в пределах одного государства. Банк России оправданно занимает свое место на мировой арене финансовых отношений. Он в полной мере представляет интересы российского государства вне страны. В связи с этим ЦБ РФ выполняет следующие функции:

  • только ЦБ РФ осуществляет финансовые отношения с банками, банковскими организациями иного иностранного государства;
  • ЦБ РФ дает разрешение на работу иностранных кредитных организаций в Российской Федерации.
  • курс доллара ЦБ, курс евро ЦБ, курс валюты ЦБ устанавливаются и регулируются на официальном сайте данной государственной организации;
  • на Международном валютном рынке ЦБ РФ выступает в качестве главного распорядителя валюты в рублях;
  • только Банк России может определять порядок расчетов с иными государствами или отдельными иностранными лицами.

Таким образом, Центральный банк является неотъемлемым элементом нормального функционирования и развития современного российского государства. Самостоятельность данной структуры и ее положение на мировой арене позволяет обеспечить финансовую безопасность страны. Ни один другой орган в Российской Федерации не обладает такими широкими экономическими возможностями.


наверх

убрать

Новости и обзоры валютного рынка

banki-regionov.ru