Аристотель и экономика – Александр Сергеев «Экономика Аристотеля» — Департамент философии

это наука об обогащении. Экономические учения Аристотеля

Наше общество претерпевает значительные социально-экономические преобразования. Для такого времени свойственно переосмысление представлений об окружающем мире и обращение к истокам. В свете этого совсем неудивительным выглядит и обращение к Аристотелю. Тем более, что экономика и хрематистика – это два явления, истоки противостояния которых восходят именно к нему как к выдающемуся древнегреческому мыслителю. В статье мы рассмотрим, что означают оба понятия и как они взаимодействуют.

Аристотель: экономика и хрематистика

Древнегреческий мыслитель разделял использование денег для удовлетворения естественных человеческих потребностей и их накопление как самоцель. Хрематистика – это, с его точки зрения, поклонение прибыли. Аристотель понимал под этим термином ситуацию, когда деньги теряют свою основную функцию средства обмена, а превращаются в самоцель. Хрематистика – это, например, ростовщичество, а также спекулятивная торговля. К обеим сферам деятельности Аристотель относился отрицательно. Он считал, что они не являются естественными и только эксплуатируют людей.

Совсем другая по сущности, как ее видел Аристотель, экономика. Деньги, по его мнению, должны быть средством, а не целью. Они должны облегчать торговлю. А ростовщический процент, наоборот, усложняет ее, делая деньги менее доступными там, где в них нуждаются. Поэтому хрематистика как наука об обогащении для Аристотеля выглядит извращением, еще одним способом эксплуатации богатыми бедных.

Истоки концепции

Вплоть до Великой французской революции торговля считалась достаточно предосудительным занятием. Принять это сейчас достаточно тяжело, поскольку новейшая история ставит в центр экономики как раз предпринимателя. Но в прошлом спекуляция считалась грехом, а все формы эксплуатации осуждались церковью. В Средневековье торговцев презирали. Для того чтобы выжить, они формировали профессиональные альянсы.

Аристотель считал, что торговля товарами по своей природе не является хрематистикой. Но только до того времени, пока она распространяется на предметы, которые необходимы для продавцов и покупателей. С расширением меновой торговли возникают деньги. Они облегчают и ускоряют обмен. Однако с изобретением денег меновая торговля неизбежно превращается в товарную. А это открывает возможность для множества спекуляций. Определенная категория людей начинает заниматься хрематистикой. Так Аристотель первым установил различие между деньгами как средством обращения и накопления, то есть капиталом.

Экономика Аристотеля

Аристотель абсолютно отрицательно относился к накоплению денег как к сверхзадаче. Он считал ростовщичество и спекулятивную торговлю противоестественными видами деятельности, которые обесчеловечивают тех, кто ими занимаются. Как и его учитель Платон, Аристотель порицает накопление денег. Ростовщики, считал он, не создают ничего, их богатство появляется практически из воздуха. Поэтому такое занятие является предосудительным.

В экономике торговля должна происходить непосредственно между производителем и покупателем по правильной цене. В этом случае она не создает добавленную стоимость из ничего. Экономическое учение Аристотеля подразумевает создание благ, необходимых для удовлетворения человеческих потребностей. Деньги являются только средством ускорения обмена между производителями и улучшения его качества.

Аристотель считал, что настоящее богатство состоит из благ, которые удовлетворяют естественные потребности. По своей природе оно не может быть бесконечным. Именно блага, а не деньги, по мнению Аристотеля, являются главной характеристикой богатства.

В Средневековье

В этот период хрематистика – это прерогатива церкви. Для простых людей такая деятельность считалась нежелательной. Однако капитал можно накапливать, если он в будущем пойдет на нужды благотворительности. Католическая церковь поддерживала данную экономическую доктрину на протяжении всего периода Средневековья. Такой взгляд на хрематистику разделял и Фома Аквинский.

Современное представление

Как писал в своих работах Аристотель, экономика и хрематистика – это две науки. Однако в наше время последняя рассматривается только в рамках общей теории. Такие понятия, как «капитал», «рента» и «процент», считаются традиционно экономическими. Вряд ли бы с такой трактовкой мог согласиться Аристотель. Однако хрематистика – это неотъемлемая часть современного капиталистического способа ведения хозяйства. Хотя Мартин Лютер и выступал против узурпации и эксплуатации, однако в своем исследовании протестантской этики Макс Вебер доказывает ключевое значение для буржуазии потребления и сбережения. Термин «хрематистика» Карл Маркс использует для обозначения капитализма.

Экономические учения Аристотеля

Среди основных постулатов Аристотеля можно выделить следующие:

  • Рабство является естественным атрибутом общества. Оно не должно касаться и не несет никакой угрозы для свободных граждан. Нужно отметить, что во времена Аристотеля рабами были иноземцы из захваченных греками стран, что несколько оправдывает экономические учения мыслителя. Хотя на сегодняшний день они и кажутся совершенно неприемлемыми.
  • Необходимость усиления среднего класса за счет эксплуатации аграрной периферии и опять же рабов-иноземцев.
  • Защита частной собственности. Аристотель видел ее основы даже в животном мире.
  • Необходимость натурализации хозяйства и возвращения к земледелию.
  • Ограничение крупной торговли, наложение запрета на спекуляции и ростовщичество. Аристотель видел основу экономики в том, что мы сейчас называем малым бизнесом. Но только в его представлении он обязательно назначает справедливые цены.

Древний мыслитель пытался найти пропорцию, которая бы позволяла объяснить соотношение стоимости и денег. Он считал, что в ходе обмена продавец стремится компенсировать потерю купленного у него вещи. Появление денег Аристотель объясняет неудобством перевозки некоторых товаров на большие расстояния. Однако постепенно они перерастают функцию средства обмена. Экономика заменяется хрематистикой. Не изменилась ситуация и на сегодняшний день. И именно хрематистика становится причиной возникновения кризисов и финансовых «пузырей».

fb.ru

Институт Экономики — Экономические идеи Аристотеля

(384 до н.э., Стагира, Греция – 322 до н.э., Халкида, Греция)

Произведения: «Политика», «Политика Афины», «Этика», «Органон»

Экономические взгляды Аристотеля не отделены от его философского учения, они вплетены в общую тему рассуждений об основах этики и политики (науки о государстве, управлении людьми). В его трактатах видно стремление выделить и понять некоторые категории и связи, ставшие впоследствии предметом политической экономии как науки. Основу богатства и главный источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших рабов, которые способны долго и усердно трудиться.

Особое место в трудах Аристотеля занимает объяснение понятий денег, торговли. Аристотель с большим упорством пытался понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой торговли, превращения её в крупную торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда. Первоначальное развитие меновой торговли было обусловлено естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни предметами, одними в большем, другими – в меньшем количестве. Пользование каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом – не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое». И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения – все они могут быть предметом обмена. Аристотель доказывал, что обмен способствовал появлению таких предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей возникли деньги». Аристотель не сомневается в том, что деньги – это воплощенное в вещи выражение товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это значит, что они имеют нечто общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара – его цена. Деньги – это основа обмена.

Аристотель одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал цель приобретения благ для дома и государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством продуктов, необходимых для жизни. Деятельность торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная цель – накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на предметы, необходимые для продавцов и покупателей. Поэтому первоначальной формой товарной прибыли была меновая торговля, но с её расширением необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги.

Рассуждая таким образом, Аристотель приходит к выводу, что хрематистика построена на деньгах, так как деньги – это начало и конец всякого обмена. Аристотель пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику. Аристотель считал, что истинное богатство состоит из предметов первой необходимости в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеюттогда никакой пользы в житейском обиходе.

Экономическая концепция Аристотеля:

1. Проблемы рабства: преимущественно иноземцев. Доказывал грекам, что рабство само по себе их не касается и не несет угрозы для свободного гражданства.

2. Примирение демоса и знати на базе ограбления аграрной периферии и эксплуатации рабов-иноземцев. Аристотель предлагает усилить «средний класс», так как это ведет «к прекращению внутренних распрей, на почве неравенств возникающих».

3. Защитник частной собственности (отрицать ее уже было нельзя).

4. Натурализация хозяйства, переход к земледелию.

5. Ограничение крупной торговли, запрет спекуляции и ростовщичества, мелкая торговля для поддержки экономических связей и разделения труда.

6. Богатство — совокупность полезных вещей, то, что служит удовлетворению человеческих потребностей.

7. Теоретический анализ обмена, стоимости, денег.

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные экономические проблемы. Он пытался понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег.

P.S Аристотель считается третьим представителем классической греческой философии после Сократа и Платона. С самого раннего возраста он проявлял большой интерес к науке и философии. Аристотель критиковал учение Платона и считал его другом, но предпочитал правду дружбе. Философ был учителем Александра, сына короля Македонии  Филиппа II.

Аристотель был первым мыслителем, создавшим всестороннюю систему философии, охватившую все сферы человеческого развития: социологию, философию, политику, логику, физику. Его взгляды на онтологию имели серьёзное влияние на последующее развитие человеческой мысли. Метафизическое учение Аристотеля было принято Фомой Аквинским и развито схоластическим методом. Карл Маркс называл Аристотеля величайшим мыслителем древности

Аристотель создал частную школу (Ликея). У его учеников был особый метод обучения: он пошел в сад под зелеными деревьями и читал лекции по метафизике, физике и диалектике. Карл Маркс назвал Аритотею величайшим мыслителем древней эпохи.

Судя по словам Аристотель имел дефект речи. У него были короткие ноги, маленькие глаза, тонкий голос, таинственная улыбка на лице, и он выделялся элегантными и красочными платьями, лохматой бородой и многочисленными кольцами на пальцах. Платону не нравился ни образ жизни, ни стиль одежды Аристотеля. Для того, чтобы не спать Аристотель держал в руке бронзовый мяч, который падая в металлическую посуду, издавал звук.

Подготовила:  научный сотрудник Фаталиева Гюльнара

economics.com.az

Слайд 3

Экономические взгляды Аристотеля

Слайд 1

Наиболее крупной фигурой, представляющей экономическую мысль античного мира, является Аристотель. Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии ЭКОНОМИЧЕСКОЙ мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета ЭКОНОМИЧЕСКОЙ науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

Слайд 2

Аристотель (384–322 гг. до н. э.) – сын придворного врача, в Афинах он был учеником Платона, после смерти учителя пробыл три года в Малой Азии, в 343 г. стал учителем А. Македонского, после его смерти был обвинен в безбожии.

Аристотель родился в 384 г. до н. э. Его родина — город Стагир во Фракии, на северо-западном побережье Эгейского моря. Отец Аристотеля Никомах принадлежал к потомственному роду врачей и служил у македонского царя Аминта III. Аристотель провел детство при дворе, общаясь со своим сверстником — сыном Аминты Филиппом, будущим македонским царем Филиппом II. Аристотель, по словам очевидцев, с молодости был невзрачного вида. Худощавый, он имел худые ноги, маленькие глазки и шепелявил. Но зато любил одеться, носил по несколько дорогих перстней и делал необычную прическу. В 365 г. пятнадцатилетний Аристотель лишился родителей. В свои отроческие годы он помогал отцу в его медицинской практике и мог унаследовать его профессию. Но опекун Проксен, человек разносторонне образованный и с большим интересом следивший за умственной жизнью Греции, разрешил ему в 367г. до н. э. оставить родину и отправиться для получения образования в центр культурной жизни Эллады — город Афины. Больше всего Аристотеля влекла в Афины необычайная популярность основателя Академии Платона Ягдаров Я.С. история экономических учений. Учебник для вузов. — М.: ИНФРА — М, 1997..

В начале XXI века наше общество находится на этапе глубоких социально-экономических преобразований. Таким периодам свойственны переосмысление людьми окружающего мира, возрождение старых и становление новых философских учений, поэтому представляет интерес рассмотрение творчества античного философа Аристотеля, жившего в эпоху великих потрясений. Мир Аристотеля — это мир крушения системы греческих городов-полисов и возникновения империи Александра Македонского.

С этой точки зрения было бы интересно, изучая экономические взгляды Аристотеля, проследить за тем, как бурные события общественной жизни той эпохи находили свое отражение в становлении его экономических взглядов.

Проследим, как экономические и политические условия в Древней Греции повлияли на развитие взглядов Аристотеля. Экономическая мысль Аристотеля развивалась под влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. На нее также оказывало большое влияние развитие городов и связанный с этим рост ремесла и торговли. В период расцвета экономической мысли Аристотель пытался анализировать товарно-денежные отношения, условия обмена, деньги. Он не только давал советы о том, как вести хозяйство, но и пытался теоретически осмыслить экономические процессы. У Аристотеля существовал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

Природные условия в Древней Греции отличаются от природных условий древневосточных стран тем, что здесь для нормального занятия земледелием нет необходимости строить сложные гидротехнические сооружения, как на древнем Востоке. Тем самым создавались благоприятные условия для развитиячастной собственности на землю, на земельный участок, а основой производственной ячейкой стали не громоздкие царские хозяйства или общинное производство, предполагавшие огромный управленческий аппарат, а небольшое частное хозяйство, построенное на рациональных основаниях, жесткой эксплуатации рабского труда и относительно высокой доходностью

Социальная структура полисов предполагала существование трех основных классов: класса рабовладельцев, свободных мелких производителей и рабов самых разных категорий. Одной из важнейших особенностей социальной структуры в греческих полисах было существование такой социальной категории, как гражданский коллектив, т.е. совокупность полноправных граждан данного полиса. К гражданам полиса принадлежали коренные жители, проживающие в данной местности несколько поколений, владеющие наследственным земельным участком, принимающие участие в деятельности народных собраний и имеющие место в фаланге тяжело вооруженных гоплитов.

Владение земельным участком рассматривалось как полноценная гарантия выполнение гражданином своих обязанностей перед полисом, перед всем гражданским коллективом.

В Греции середины V в. до н. э. сформировалось экономическая система, которая без особых изменений просуществовало до конца IV в. до н. э. и которую можно определить как классическую рабовладельческую экономику.

Греческая экономика в целом не была однородной. Среди многочисленных греческих полисов можно выделить два основных хозяйственных типа, отличающихся по своей структуре.

Для первого типа полиса (аграрного) — было характерно абсолютное преобладание сельского хозяйства, слабое развитие ремесла и торговли.

Другой тип полиса можно условно определить как торгово-ремесленный, в структуре которого роль ремесленного производства и торговли была значительно выше, чем полисах первого типа.

Именно в полисах второго типа была создана ставшая классической рабовладельческая экономика, которая имела довольно сложную и динамичную структуру, а производительные силы развивались особенно быстро (примером таких полисов были Афины, Коринф, Родос и др.). Полисы этого типа задавали тон экономическому развитию, были ведущими хозяйственными центрами Греции V — IV вв. до н. э.

Экономическая система, сложившаяся в торгово-ремесленных полисах и в Греции VIV вв. до н. э. в целом, не могла существовать без привлечения к труду большой массы рабов, абсолютное количество и удельный вес которых в греческом обществе VIV вв. до н. э. непрерывно возрастал.

Система классического рабства сформировалась в более или менее законченном виде в развитых торгово-ремесленных полисах (Афины), в то время как в аграрных полисах (Спарта) социально-классовая структура отличалась целым рядом особенностей. Наиболее ярким примером является афинское общество, характеристика которого позволяет показать особенности социально-классовой структуры торгово-ремесленных полисов, играющих ведущую роль в историческом развитии древней Греции VIV вв. до н. э.

Аристотель известен как воспитатель наследника престола Македонии — знаменитого Александра Македонского. Будучи сторонником рабовладельческой демократии, Аристотель оправдывал деление людей на рабов и свободных. По его мнению, свобода была уделом лишь эллинов, иностранцы могли быть только рабами. Граждан Греции он делил на пять групп: земледельческий класс, класс ремесленников, торговый класс, наемные рабочие, военные. Рабы приравнивались к вещам. Аристотель имел обыкновение рассуждать с учениками о мироздании, прогуливаясь с ними в саду, поэтому учение Аристотеля называют школой перипатетиков («прогуливающихся»).

В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел отрицательного влияния рабовладельческих отношений на развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные потому и признаются свободными, потому что они не знают физического труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.

Таким образом, экономические взгляды Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между рабами и рабовладельцами, между демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в его работах.

Слайд 4

Аристотель значительно больше других современников углубился в конкретные экономические проблемы. В своем произведении «Никамахова этика» он разработал проект идеального государства, в котором он рассматривал и признавал необходимость деления общества на свободных и рабов и разделения труда на умственный и физический. Он пренебрежительно относится к ремеслу и считает, что ремеслами заниматься низко для людей.

Государство как общение, организованное ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье — «общению, естественным путём возникшее для удовлетворения повседневных надобностей»

  • Аристотель перечисляет 5 элементов, составляющих государство (с.493):

    • Народ — крестьяне, производящие продукты питания

    • Ремесленники — создают орудия труда.

    • Торговцы — занимаются обменом и распределением товаров

    • Чиновники — рационально управляют государством

    • Военные — защищают государство

  • Помимо вышеперечисленной классификации население государства состоит из неимущего большинства и богатого меньшинства. Первые имеют склонность к демократии, а вторые к олигархии. Для предотвращения смут и гражданских войн Аристотель предлагает укреплять средний класс, то есть «граждан обладающих собственностью средней, но достаточной» (с.508)

  • Аристотель также выдвигает идею разделения властей в государстве на три части:

    • Законодательный орган, ведающий вопросами войны, мира, союзов и казней.

    • Должностной орган

    • Судебный орган

studfiles.net

Аристотель — Экономика.НЭС

Аристотель (384-322 Гг. До Н.Э.)

древнегреческий мыслитель. Его основными сочинениями, в которых содержатся размышления по экономическим вопросам, являются «Никомахова этика» и «Политика». Рассматривая способы приобретения богатства и удовлетворения потребностей, Аристотель выделял экономику и хрематистику. Экономика имеет своей целью приобретение потребительных стоимостей, необходимых для жизни и для домашнего хозяйства, а также для государственных нужд. Деятельность такого рода является необходимой и обусловлена естественными причинами. К сфере экономики Аристотель относил и мелкую торговлю, поскольку она необходима для удовлетворения потребностей людей в предметах первой необходимости. Хрематистика по Аристотелю — это искусство наживать состояние путем торговли. В отличие от экономики, хрематистика не является необходимой и не сообразуется с законами природы. Значительный вклад в формирование экономической науки Аристотель внес своим анализом формы стоимости. Он отмечал, что вещь может быть использована двояким образом: для удовлетворения определенной потребности и для обмена. Эти свойства вещи Аристотель считал потребительными стоимостями, причем в духе своей натурально-хозяйственной концепции первый способ использования вещи он объявлял естественным, а второй неестественным. Анализируя обмен, он сделал очень важный вывод о том, что «как без обмена не было бы… взаимоотношений, так без приравнивания — обмена, а без соизмеримости — приравнивания». Деньги, по мнению Аристотеля, были изобретены людьми для удобства обмена. Их основными функциями он считал функцию меры стоимости и функцию средства обращения. В то же время он проводил различие между обращением денег как денег и обращением денег как капитала. Относя использование денег для получения прибыли к сфере хрематистики, он осуждал такого рода деятельность, доказывая, что деньги по своей природе не могут приносить деньги.

Оцените определение:

Источник: Бизнес-словарь

АРИСТОТЕЛЬ

384–322 до н. э.) – античный мыслитель. Имел обыкновение рассуждать о мироздании, прогуливаясь с учениками в саду. Учение А. поэтому называют школой перипатетиков («прогуливающихся»). Среди его учеников был Александр Македонский. Заслуга А. – экономиста состоит в том, что он первым определил некоторые категории и закономерности политической экономии. В этом А. существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона). Положив начало экономическому анализу, А. сделал попытку проникнуть в сущность экономических явлений, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т. д.

Воспользовавшись терминологией, предложенной Ксенофонтом, А. наполнил понятие «экономия» научным содержанием. По А., экономия – это естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством продуктов. Наряду с экономией он выделял явление, названное им хрематистикой (греч. хрема – имущество, владение), т. е. искусством наживать денежное богатство. Экономия и хрематистика вместе составляют учение о богатстве. Если экономия связана с производством продуктов, то хрематистика – с движением денег, с вложением и накоплением капитала. Это была первая в истории науки попытка анализа капитала.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, А. рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Все, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, все, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления А. относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей у крепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был А., отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счет формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т. п.

А. стремился выяснить, что лежит в основе равенства обмениваемых товаров. По его мнению, обмен не может иметь места без равенства, а равенство – без соизмеримости. В обмене приравниваются все ремесла и искусства, а участвующие в нем потребительные стоимости обладают чем-то общим, хотя такое приравнивание А. не мог объяснить. Гений А. проявился в том, что в выражении стоимости товара он открывает отношение равенства. Заметим, что борьба мнений по этому вопросу (соотношение роли трудовых затрат (стоимости) и полезности в ценообразовании) продолжается и по сей день.

А. сделал попытку разобраться в свойствах товара, в сущности и функциях денег. Хотя он не мог научно объяснить происхождение и сущность денег, однако важно то, что он связывал их с развитием обмена, положил начало рассмотрению функций денег в качестве меры стоимости и средства обращения.

Для А., как и Ксенофонта, идеалом оставалось натуральное хозяйство. Но в отличие от Ксенофонта А. не только допускал товарно-денежные отношения, но и пытался их исследовать.

Оцените определение:

vocable.ru

Хрематистика — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Хремати́стика (др.-греч. χρηματιστική «обогащение» от χρήματα «деньги») — термин, которым Аристотель обозначал науку об обогащении, искусство накапливать деньги и имущество, накопление богатства как самоцель, как сверхзадача, как поклонение прибыли.

Аристотель противопоставлял хрематистику — экономике как целенаправленной деятельности по созданию благ, необходимых для естественных потребностей человека. При этом роль экономики Аристотель видел в удовлетворении насущных потребностей и в создании средств, необходимых для поддержания хозяйства. Деньги при этом служат исключительно для обеспечения удобства обмена. Хрематистика же — деятельность для получения прибыли и накопления денег: например, ростовщичество, спекулятивная торговля. Деньги выступают в качестве богатства и цели, теряя своё предназначение средства обмена. К хрематистике Аристотель относился отрицательно.

Так как хрематистика расположена рядом с экономикой, люди принимают её за саму экономику; но она не экономика. Потому что хрематистика не следует природе, а направлена на эксплуатирование. На неё работает ростовщичество, которое по понятным причинам ненавидится, так как оно черпает свою прибыль из самих денег, а не из вещей, к распространению которых были введены деньги. Деньги должны были облегчить торговлю, но ростовщический процент увеличивает сами деньги. Поэтому этот вид обогащения самый извращённый.

Аристотель также полагал, что из-за хрематистики у людей появилось представление о безграничном имуществе и богатстве, однако он же предупреждал, что скатывание в хрематистику губительно.

Современные экономические школы не выделяют хрематистику в отдельную науку, а рассматривают отдельные экономические категории «капитал», «прибыль», «рента» в рамках общей экономической теории.

Термин хрематистика употреблялся для обозначения капитализма в работе «Капитал» Карла Маркса. В этом же значении понятие хрематистики применяется у Арно Петерса в его теории эквивалентной экономики и у Хайнца Дитериха в его концепте «Социализма 21 века». Есть примеры использования термина в публицистике.[2]

ru.wikipedia.org

Экономические взгляды Аристотеля

     Таким образом, экономические взгляды  Аристотеля формировались в условиях кризиса рабовладельческого полиса, обострения борьбы между аристократией, между богатыми и бедными, между  рабами и рабовладельцами, между  демократической Афиной и олигархической Спартой. Это, конечно, сильно отражалось в его работах.

     3.2. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ  АРИСТОТЕЛЯ

     В Греции в IV в. до н. э. наблюдалось обострение противоречий рабовладельческого строя. Но, тем не менее, Аристотель не видел  отрицательного влияния рабовладельческих  отношений на развитие производительных сил. Как считал Аристотель, жизнь  не может проходить без рабов. Поэтому рабство существует в  силу экономической необходимости. Рабы способны воспринимать указания господина, но не способны руководить хозяйственной жизнью. Но если человек  свободен, он не должен заниматься физическим трудом, т.к. иначе он становится рабом, будучи даже юридически свободным. Свободные  потому и признаются свободными, потому что они не знают физического  труда. Поэтому у Аристотеля разделение на рабов и свободных объявляется вполне естественным.[1]

     Именно  эти положения Аристотеля отразили экономическую закономерность в  развитии общества на той стадии, когда  рабство было основой производства. Назначение гражданина состоит в  том, чтобы развивать свой интеллект, быть свободным от физического труда, принимать активное участие в  государственной жизни. Вся же тяжелая  физическая работа должна выполняться  рабами. Ни производство, ни жизнь не могут обойтись без них. Рабы как  бы представляют собой одушевленную и отдельную часть тела господина, которая обслуживает его. Аристотель считает, что природа сама распорядилась  так, чтобы даже внешне свободные  люди отличались от рабов. «У последних  тело мощное, пригодное для выполнения необходимых физических трудов; свободные  же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни».

     Таким образом, основу богатства и главный  источник его увеличения составляли рабы. Аристотель назвал рабов «первым  предметом владения», поэтому надо заботиться о приобретении хороших  рабов, которые способны долго и  усердно трудиться.[12]

По сути, Аристотель был одним из первых мыслителей, пытавшихся исследовать экономические  законы в современной ему Греции. Особое место в его трудах занимает объяснение понятий денег, торговли.

     Аристотель  с большим упорством пытался  понять законы обмена. Он исследовал исторический процесс зарождения и развития меновой  торговли, превращения её в крупную  торговлю. Торговля оказалась силой, способствующей образованию государства. Нужда, т.е. экономическая необходимость, «связывает людей в одно» и  приводит к обмену, в основе которого лежит факт общественного разделения труда.[10]

     Первоначальное  развитие меновой торговли было обусловлено  естественными причинами, т.к. люди обладают необходимыми для жизни  предметами, одними в большем, другими — в меньшем количестве. Пользование  каждым объектом владения бывает двоякое. В одном случае объектом пользуются по его назначению, в другом — не по назначению. Для примера Аристотель приводит пользование обувью. «Ею  пользуются и для того, чтобы надевать на ноги, и для того, чтобы менять её на что-либо другое» .И в том и в другом случае обувь является предметом пользования. Так же обстоит и с остальными объектами владения — все они могут быть предметом обмена.

     Аристотель  с большим упорством стремился  понять законы обмена. Он доказывал, что  постепенно обмен появлению таких  предметов, которые сами по себе представляли ценность и стали обслуживать  обмен. Он писал: «В силу необходимости, обусловленной меновой торговлей  возникли деньги».

     Аристотель  не сомневается в том, что деньги — это воплощенное в вещи выражение  товарной стоимости. Если товары и деньги соизмеряются друг с другом, это  значит, что они имеют нечто  общее между собой. Аристотель знал, что из товарных отношений возникли деньги, появилось денежное выражение стоимости товара — его цена. Деньги — это товар всеобщей размениваемости, основа обмена.[8]

Аристотель  одобрительно относился к тому виду хозяйствования, который преследовал  цель приобретения благ для дома и  государства, назвав его «экономикой». Экономика связана с производством  продуктов, необходимых для жизни.

3.3. ХРЕМАТИСТИКА И  ЭКОНОМИКА

     Деятельность  торгово-ростовщического капитала, направленную на обогащение, он характеризовал как противоестественную, назвав её «хрематистикой». Хрематистика направлена на извлечение прибыли и её главная  цель — накопление богатства. Аристотель говорит, что товарная торговля по своей  природе не принадлежит к хрематистике, потому что в первой обмен распространяется лишь на те предметы, необходимые для  продавцов и покупателей. Поэтому  первоначальной формой товарной прибыли  была меновая торговля, но с её расширением  необходимо возникают деньги. С изобретением денег меновая торговля неизбежно  должна развиваться в товарную торговлю, а последняя превратилась в хрематистику, то есть искусство делать деньги. Проводя  такие рассуждение, Аристотель приходит к выводу, хрематистика построена  на деньгах, так как деньги — это  начало и конец всякого обмена.[6]

     Аристотель  пытался выяснить природу этих двух явлений (экономики и хрематистики), определить их историческое место. На этом пути он первый смог установить различие между деньгами как простым средством  обогащения, и деньгами, ставшими капиталом. Он понимал, что экономика незаметно, но необходимо переходит в хрематистику.

     Аристотель  считал, что истинное богатство состоит  из предметов первой необходимости  в хозяйстве со средним достатком, что оно по природе не может быть бесконечным, а должно ограничиваться определенными рамками, достаточными для обеспечения «благой жизни». Хотя торговля возникла в силу необходимости и государство не может обойтись без неё, в то же время недопустимо, чтобы она господствовала. Деньги представляют одну из форм, но не абсолютную форму богатства, так как иногда они обесцениваются и не имеют тогда никакой пользы в житейском обиходе.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ АРИСТОТЕЛЯ

— 1. Проблемы  рабства: преимущественно иноземцев.  Доказывал грекам, что рабство  само по себе их не касается  и не несет угрозы для свободного  гражданства.

— 2. Примирение  демоса и знати на базе ограбления  аграрной периферии и эксплуатации  рабов-иноземцев. Аристотель предлагает  усилить «средний класс», так  как это ведет «к прекращению  внутренних распрей, на почве  неравенств возникающих».

— 3. Защитник  частной собственности (отрицать  ее уже было нельзя), нашел корни  собственности у животных.

— 4. Натурализация  хозяйства, переход к земледелию. Добродетель земледельца — прикован  к своему участку, всегда занят  хозяйственными делами, мало интересуется  политикой и редко ходит на  собрания. Противоположность — ремесленник,  который толчется на городских  площадях.)

— 5. Ограничение  крупной торговли, запрет спекуляции  ростовщичества, мелкая торговля  для поддержки экономических  связей и разделения труда.

— 6. Богатство  — совокупность полезных вещей,  то, что служит удовлетворению  человеческих потребностей.

— 7. Теоретический  анализ обмена, стоимости, денег.  Аристотель справедливость обмена  уже ищет в арифметической  пропорции. «Обмениваемые товары  должны быть равны, а каком-то  отношении и обмен должен возмещать  ущерб, который наносится продавцу, потерей проданной вещи.» — но  оставил без ответа, что же  является основой равенства товаров.  Признается влияние редкост «блага,  которое отличается редкостью,  превосходит благо, которое имеется  в изобилии». Аристотель делал  попытку решить проблему происхождения денег. Он утверждал, что деньги возникли по соглашению людей в результате неудобства перевозки многих вещей на далекие расстояния, отмечает объективную необходимость появления денег, адресуясь к затруднениям обмена, усложнению последнего, расширению рыночных связей. «Лишь деньги делают товары соизмеримыми», что явно завышает функции денег, отношения между товаром и деньгами ставит с ног на голову.

— 8. Аристотель  исследует экономическую организацию  современного ему общества и  приходит к выводу, что хозяйственная  деятельность людей может быть  разделена на занятия экономикой (как определял ее Ксенофонт)  и занятия хрематистикой. Экономика  — естественная хозяйственная деятельность, связанная с производством необходимых  для жизни продуктов. Пределы  этой деятельности — разумное личное  потребление человека. Хрематистика  же является искусством наживать  состояние. «В искусстве наживать  состояние, поскольку оно сказывается  в торговой деятельности, никогда  не бывает предела в достижении  цели, так как целью-то здесь  оказывается беспредельное богатство  и обладание деньгами. Все, занимающиеся  денежными оборотами, стремятся  увеличить свои капиталы до  бесконечности» Аристотель считает  занятие хрематистикой противоестественным,  но он достаточно реалистичен,  чтобы видеть невозможность «чистой  экономики».[4]

Таким образом, Аристотель довольно подробно изложил в своих трудах главные  экономические проблемы. Он пытался  понять законы обмена, дал довольно полную характеристику денег. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Маркс называл Аристотеля «Александром Македонским  греческой философии». Это сравнение  имеет глубокий исторический смысл, ибо Аристотель как ученый объединил  в смелых, широких обобщениях весь научный опыт Греции, подобно Александру, объединившему под своей властью  весь античный мир.

     Научная деятельность Аристотеля охватила все  области античного знания. Произведения его носят энциклопедический  характер. Труды Аристотеля — важнейший  источник наших знаний в области  доаристотелевской философии. Аристотель сумел охватить и обобщить огромный познавательный материал, накопленный  в развитии античной науки и философии. Смелость и глубина постановки вопросов, широта охвата, живая, творческая, ищущая мысль сделали Аристотеля одним  из наиболее выдающихся мыслителей, каких  знает история философии. Все  области знания, с которыми соприкасался Аристотель, — политика, этика, эстетика, натурфилософия, логика, метафизика, экономика — получили благодаря деятельности Аристотеля новый вид. Стремясь найти  единство и систему в многообразии бытия, он в то же время старался раскрыть пути превращения бытия  из одного вида в другой, старался обнаружить противоречивые связи и взаимоотношения  бытия. За это философы и ценили высоко Аристотеля как самую всеобъемлющую  голову среди греческих философов.

     Экономическая мысль Аристотеля развивалась под  влиянием разложения общины, в условиях обострения противоречий рабовладельческого строя в период расцвета и кризиса. На нее также оказывало большое  влияние развитие городов и связанный  с этим рост ремесла и торговли. В период расцвета экономической  мысли Аристотель пытался анализировать  товарно-денежные отношения, условия  обмена, деньги. Он не только давал советы о том, как вести хозяйство, но и пытался теоретически осмыслить экономические процессы. У Аристотеля существовал натурально-хозяйственный подход к экономическим проблемам.

     В дальнейшем историческом развитии учения Аристотеля стали источниками многочисленных школ и направлений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник  для ВУЗов. — М.,

«ТЕИС», 2006г.

2. Богомолов  А. С. Античная философия. — М.: МГУ, 1999 г.

3. Костюк В.Н.  История экономических учений. — М.: «Центр», 2007г.

4. Мыслители  Греции. От мифа к логике: Сочинения. — М.: «ЭКСМО-Пресс»,

2008г.

5. Радугин А.А.  Философия: Курс лекций. — М.: «Центр»,  2008 г.

6. Чанышев А.  Н. Аристотель. — М.: «Мысль», 2005г.

7. Ягдаров Я.С.  История экономических учений. Учебник  для вузов. — М.: Инфра — М, 1999.

8. Блауг М.  Экономическая мысль в ретроспективе. — М.: « Дело Лтд», 2004.

9. Бартенев С.А.  Экономические теории и школы  ( история и современность): Курс  лекций. — М.: БЕК, 2006.

10. Жид Ш., Рист  Ш. История экономических учений. — М.: Экономика, 2005.

11. Майбурд Е.М.  Введение в историю экономической  мысли. От пророков до профессоров. — М.: Дело, Вита-Пресс, 2006.

12. История экономических  учений: (современный этап): Учебник.  Под редакцией А.Г. Худокормова  — М.: ИНФРА-М, 2008.

13. История экономической  мысли в России: Учебное пособие  для вузов. / Под редакцией А.Н.  Марковой. — М.: Закон и право, ЮНИТИ, 2000

stud24.ru

Экономические учения Аристотеля

Лучшие достижения экономической мысли античного (классического) рабства были достигнуты в V-IV вв. до н.э., а самымизвестным представителем этого периода является древнегречес­кий философ Аристотель(384—322 до н.э.). Он родился в 384 г . до н.э. в семье врача (умер в 322 г . до н.э.). Будучи учеником Платона по Академии, Аристотель не разделял, однако, платоновского идеализма. Проявляя колебания между материализмом и идеализмом, он шел к материализму. Аристотель известен как воспитатель наследника престола в Македонии знаменитого Александра Македонского. В дальнейшем он основал философскую школу Ликей в Афинах, занимался научной и педагогической деятельностью, явился автором многочисленных произведений по естественнонаучной тематике, философии, логике, экономике, литературе, истории и т.д. После смерти Македонского был обвинен в безбожии. Вынужден покинуть Афины.

Его политические взгляды изложены в работе «Политика» и других произведениях. Он — противник аристократического строя, олигархической власти, сторонник рабовладельческой демократии.

Этот автор, будучи убежденным идеологом сложившихся в его стране натурально-хо­зяйственных отношений, смог значительно больше других своих современников (Ксенофонта, Платона и др.) углубиться в конкретные экономические проблемы и разработать оригинальнейший по тем временам проект идеального государства.

Согласно проекту Аристотеля естественные «законы природы» обусловливают деление общества на свободных и рабов и их труда на умственный и физический. При этом оригинально то, что все виды хозяйства и деятельности людей (будь то: свободные граждане, выполняющие управленческо — контрольные функции, или зем­ледельцы, скотоводы, ремесленники, торговцы) рассматриваются в нем с точки зрения используемых каждым сословием способов жизнеобеспечения и приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере —экономике, либо к неестественной сфере — хрематистике.

Граждан Греции он делил на пять групп (классов):

1) земледельческий класс,

2) класс ремесленников,

3) торговый класс,

4) наёмные рабочие,

5) военные.

Рабы составляли отдельную группу, не включавшуюся в гражданскую общину. Рабство Аристотель связывал с естественным разделением труда, считая, что рабы по своей природе являются таковыми и способны только к физическому труду. Раб приравнивался к другим вещам, принадлежавшим свободным, включался в их имущество. Рабы, по мнению Аристотеля, должны были обеспечивать все виды физического труда.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества.

Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

Экономика в суждениях Аристотеля представлена, прежде всего, важнейшей и почетной деятельностью людей в земледелии, а также теми, кто занят ремеслом и мелкой торговлей. Ее цель — удовлетворение насущных жизненных потребностей человека, и поэтому она должна быть объектом заботы государства.

Являясь сторонником натурального хозяйства, основанного на эксплуатации рабов, Аристотель рассматривал экономические явления с точки зрения наибольшей пользы. Всё, что соответствовало интересам укрепления хозяйства, принималось как естественное и справедливое. Напротив, всё, что расшатывало и разлагало хозяйство, относилось к разряду явлений противоестественных. С этой точки зрения оценивалось богатство и его источники, средства удовлетворения потребностей общества. Естественные явления Аристотель относил к экономике, которая раскрывала источники «истинного богатства», состоящего из потребительных стоимостей. Экономика обеспечивала изучение путей укрепления натурального хозяйства; возможности расширения производства потребительных стоимостей. Это соответствовало поддержанию умеренных размеров богатства, сторонником которых был Аристотель, отвергавший чрезмерное накопление денег, обогащение за счёт формы обращения, спекулятивной торговли, ростовщичества и т.п. Он допускал меновую торговлю, поскольку она не нарушала преобладающей роли потребительной стоимости, и относил её к экономике.

Противоестественные явления Аристотель связывал с чрезмерным развитием сферы обращения и включал в хрематистику, которая рассматривалась как искусство «делать деньги», создавать богатство, не имеющее границ. Он отвергал крупную, спекулятивную торговлю, преследующую цель накопления денежных богатств, осуждал ростовщичество. Являясь сторонником ведения хозяйства на основе экономики, великий мыслитель древности решительно выступал против того, что относилось к хрематистике.

Хрематистику мыслитель сравнивает с беспечным искусством наживать состояние посредством крупных торговых сделок для перепродажи и ростовщических операций. Ее цель беспредельна, так как главное в этой сфере — «обладание деньгами».

В концепции об экономике и хрематистике очевидна недвусмысленная позиция Аристотеля как сторонника натурального хозяйства.

К «издержкам» аристотелевской концепции об экономики и хрематистике следует отнести также двойственную характеристику обмена. Речь идет о том, что в одном случае обмен расценивается им как акт удовлетворения потребности и позволяет трактовать потребительную стоимость товара как категорию сферы экономики, а в другом случае — наоборот: обмен символизирует акт наживы и дает основание меновую стоимость товара считать категорией сферы хрематистики.

Наконец, с позиций этой же концепции Аристотель демонстрирует свое неприятие крупной торговли и ссудных операций, тенденциозно анализируя этапы эволюции форм торговли и денеж­ного обращения. В частности, такие ранние формы торговли, как прямой товарообмен и товарообмен посредством денег, он относит к сфере экономики, а движение торгового капитала, т.е. когда товарообмен осуществляется с приращением первоначально авансированных на эти цели денег, — к сфере хрематистики. По словам Аристотеля, ростовщичество «с полным основанием вызывает ненависть» и является «по преимуществу противным природе» потому, что «оно делает сами денежные знаки предметом собственности, которые, таким образом, утрачивают то свое назначение, ради которого они были созданы: ведь они возникли ради меновой торговли, взимание же процентов ведет именно к росту денег».

Выдающейся заслугой Аристотеля в развитии экономической мысли является его попытка проникнуть в сущность экономических явлений, вскрыть их закономерности. В этом Аристотель существенно отличался от своих предшественников (Ксенофонта, Платона), положив начало экономическому анализу, что проявилось в подходе к определению предмета экономической науки, в изучении обмена, форм стоимости и т.д.

4. Экономические учения Древнего Рима

 

Экономическая мысль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Она отразила очередную ступень эволюции рабовладения, новые формы организации рабовладельческих хозяйств, характерную для них более жестокую эксплуатацию рабов, обострение противоречий и усиление борьбы в условиях разлагавшегося рабовладельческого общества. Важнейшей проблемой древнеримской литературы оставалась проблема рабства, его оправдания, организации и методов ведения крупных рабовладельческих хозяйств (латифундий). По этим вопросам выступали Катон Старший (234-149 гг. до нэ), Варрон (116-27 гг. до н.э.), Колумелла (I в н. э.).

Обоснование древнеримской формы рабовладения, методы ведения крупного земледельческого хозяйства подробно изложены в сочинении «Землевладение» Катоном Старшим, являвшимся крупным землевладельцем.

Трактат Катона отразил период подъема римского рабовладельческого производства. Его идеалом было в основном натуральное хозяйство, обеспечивавшее прежде всего свои потребности. Однако не исключалась торговля, призванная реализовывать часть продукции и приобретать то, что не могло производиться собственными силами. Большое место в сочинении Катона занимали советы по содержанию рабов, использованию их труда, методам эксплуатации. Автор относил рабов к орудиям производства, рекомендовал содержать их в строгости, в зависимости от прилежания, рационально эксплуатировать их труд. Катон считал целесообразным приобретать рабов в малолетнем возрасте, воспитывая их в повиновении, в духе, угодном хозяину. Предусматривая возможные возмущения и выступления рабов, Катон советовал поддерживать в их среде рознь, разжигать конфликты, несогласие между ними, своевременно освобождаться от дряхлых и больных. Рабы жестоко наказывались за малейшие проступки. Питание, одежда, жилище должны были соответствовать их положению говорящих орудий. Все эти советы Катона нацелены на обеспечение рационального ведения крупного рабовладельческого хозяйства.

Разработку проблем латифундийского хозяйства в I в до н.э. продолжил римский ученый Варрон. Его взгляды изложены в трактате «О сельском хозяйстве». Он отразил, с одной стороны, более развитые формы рабовладения, высшую степень эволюции крупных рабовладельческих экономик; с другой — новые моменты социально-экономической обстановки, связанные с углублявшимися противоречиями, все более пронизывавшими экономику Римского рабовладельческого государства.

В своем трактате Варрон высказывает серьезную тревогу о судьбах рабовладельческого хозяйства. Он упрекает рабовладельцев в том, что они отошли от дел, живут в городах, перепоручив латифундии управляющим. Автор ищет пути укрепления экономики не только в развитии земледелия, но и скотоводства, в применении агрономической науки, росте интенсивности производства, совершенствовании методов эксплуатации рабов, в использовании материальной заинтересованности и т.д. Его заботы связаны не только с сохранением натурального характера рабовладельческих латифундий, но и с повышением их доходности, ростом эффективности производства Варрон уделяет большое внимание обращению с рабами, методам их эксплуатации. Рабов он относил к одному из трех видов сельскохозяйственных орудий: говорящим. Два других вида орудий в его классификации составляли немые (инвентарь) и издающие нечленораздельные звуки (рабочий скот).

Кризис рабовладения отразил в своем сочинении «О сельском хозяйстве» Колумелла. В обширном трактате, состоящем из 12 книг, подробно рассматривается состояние рабовладельческих латифундий. Колумелла писал о крайне низкой производительности рабского труда, о том, что рабы приносят полям величайший вред, плохо относятся к работе, к содержанию скота, инвентаря, воруют, обманывают землевладельцев и т.п. Картина, нарисованная Колумеллой, свидетельствует об упадке сельского хозяйства, о том, что экономика рабовладельческого общества находилась уже в состоянии кризиса, который продолжал углубляться. По словам Колумеллы, «латифундии погубили Италию».

В поисках выхода из кризиса римский ученый отдает предпочтение более производительному труду свободных производителей, ставит вопрос об отказе от рабского труда, использовании колонов.

Одна из страниц истории экономических учений Древнего Рима связана с гракховским аграрным движением, выражавшим интересы безземельного и малоземельного крестьянства в борьбе против латифундистов. Его возглавляли братья Тиберий (163-132 гг. до н.э.) и Гай (153-121 гг. до н.э.) Гракхи. Требуя ограничения крупного землевладения и наделения землей безземельных и малоземельных крестьян, они предполагали осуществить такую реформу в рамках рабовладельческого строя и таким путем укрепить его.

В Древнем Риме большого размаха достигла борьба рабов за свое освобождение. Их требования в обобщенном виде выдвигались во время восстаний. Главными из них являлись уничтожение рабовладельческих латифундий, освобождение от рабства. Наиболее яркие страницы антирабовладельческих выступлений связаны в Древнем Риме с крупнейшим восстанием рабов под руководством Спартака (74-71 гг.. до н.э.).

 


Похожие статьи:

poznayka.org