Аппарат государства – Государственный аппарат: понятие и структура.

Государственный аппарат Википедия

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства [1]. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства [2].

Признаки[ | ]

  • Целостность — механизм государства представляет собой целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов[1];
  • Иерархичность — механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя собой сложную властную пирамидальную структуру[1];
  • Особый состав — государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства состоят из специально подготовленных людей[3];
  • Специальные цели деятельности — фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства[3];
  • Материально-техническая обеспеченность[4].

Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»[ | ]

Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»:

  • Данные понятия полностью совпадают по объёму, используются как синонимы. Термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность[1].
  • Под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует[5].
  • Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства
    [6]
    .
  • Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия
    [4]
    [7].

Принципы работы[ | ]

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата[8]:

  • Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.
  • Гласность и открытос

ru-wiki.ru

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — это… Что такое ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ?


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АППАРА́Т, в конституционном праве система органов, практически осуществляющих функции государства (см. ГОСУДАРСТВО); совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневное управление государством.
Орган государства является структурной частью государственного аппарата. Он представлен коллективом государственных служащих или должностным лицом, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для осуществления определенных задач и функций государства. Специфическим признаком органа государства является его структура, внутренняя организация, закрепляемая в конституциях, уставах, законодательных актах. Разновидностью государственного органа является орган государственной власти, образуемый и функционирующий на основе принципа разделения властей. В Российской Федерации конституционная система органов государственной власти на федеральном уровне представлена Президентом, Федеральным Собранием и судами.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК АЛБАНИИ

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ» в других словарях:

  • Государственный аппарат — (механизм государства)  система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата… …   Википедия

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — см. Аппарат государственный …   Юридический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — органы государственной власти и государственного управления. В узком смысле слова под государственным аппаратом понимают только высшие органы государственной власти, включая законодательную, исполнительную, судебную ветви власти. Иногда… …   Экономический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — система органов государства, т.е. органов,через которые осуществляется государственная власть, функции соответст вующего государства; составная часть механизма государства. Словарь финансовых терминов …   Финансовый словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — см. АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Государственный аппарат — (state) Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории. Можно утверждать, что государство является центральным понятием в политике, и поэтому его определение служит предметом острых… …   Политология. Словарь.

  • Государственный аппарат — (англ state machinery) в конституционном праве специально созданная и постоянно действующая система органов государства, через которые в результате деятельности их должностных лиц от имени государства осуществляется …   Энциклопедия права

  • государственный аппарат —    органы государственной власти и государственного управления. В узком смысле слова под государственным аппаратом понимают только высшие органы государственной власти, включая законодательную, исполнительную, судебную ветви власти. Иногда… …   Словарь экономических терминов

  • государственный аппарат — административный аппарат чиновник. чиновный …   Идеографический словарь русского языка

  • Государственный аппарат —         система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства. В широком смысле Г. а. включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы,… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Анатомия человека. Опорно-двигательный аппарат. Учебное пособие, Калинин Роман Евгеньевич, Лазутина Галина Степановна, В учебном пособии, подготовленном коллективом авторов ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова» Минздрава России, в традиционной форме изложены… Категория: Анатомия и физиология Издатель: ГЭОТАР-Медиа, Подробнее  Купить за 1236 руб
  • Анатомия человека. Опорно-двигательный аппарат. Учебное пособие, Роман Калинин, Александр Виноградов, Ирина Андреева, Игорь Сучков, Галина Лазутина, В учебном пособии, подготовленном коллективом авторов ФГБОУ ВО&171;Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова&187;Минздрава России, в традиционной форме… Категория: Анатомия человека Серия: Школьная программа Издатель: ГЭОТАР-Медиа, Производитель: ГЭОТАР-Медиа, Подробнее  Купить за 1204 грн (только Украина)
  • Анатомия человека Опорно-двигательный аппарат Учебное пособие, Калинин Р. (ред.), В учебном пособии, подготовленном коллективом авторов ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова» Минздрава России, в традиционной форме изложены… Категория: Биология человека. Антропология Подробнее  Купить за 918 руб
Другие книги по запросу «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ» >>

dic.academic.ru

Государственный аппарат — это… Что такое Государственный аппарат?

        система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства. В широком смысле Г. а. включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, разведка, карательные и иные органы принуждения. В более тесном смысле под Г. а. часто понимается совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневную работу управления государством. В деятельности Г. а., его структуре, функциях и методах наиболее конкретно проявляется классовая сущность данного государства, его историческая роль. Типичные функции Г. а. эксплуататорского государства — защита привилегий и интересов эксплуататорских классов, сбор налогов, организация вооруженных сил, применение насилия против революционных выступлений трудящихся. Для Г. а. империалистических государств характерно сращивание с аппаратом крупнейших капиталистических монополий и подчинение всего государственного механизма обеспечению интересов этих монополий.

         Социалистический Г. а. возникает в результате революционного слома аппарата буржуазного государства и является принципиально новым историческим типом Г.а. — аппаратом подлинно народным как по своему классовому составу, так и по своим социальным функциям. Главное место в его деятельности занимают задачи созидательные, организационно-творческие: строительство новой, социалистической экономики, достижение наивысшей производительности общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры, коммунистическое воспитание трудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей. На социалистический Г. а. ложится задача обеспечения обороны, внешней и внутренней безопасности государства. В. И. Ленин, характеризуя принципиально новую роль социалистического аппарата в управлении государством, указывал: «Обычно со словом “управление” связывают именно и прежде всего деятельность преимущественно, или даже чисто, политическую. Между тем самые основы, самая сущность Советской власти, как и самая сущность перехода от капиталистического общества к социалистическому, состоит в том, что политические задачи занимают подчиненное место по отношению к задачам экономическим» (Полн.

собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 130).

         Сов. Г. а. непосредственно руководит созданием материально-технической базы коммунизма, развитием коммунистических общественных отношений, опираясь на опыт масс, планирует развитие народного хозяйства, управляет промышленными и с.-х. предприятиями, стройками, транспортом, банками, предприятиями торговли и бытового обслуживания населения, учебными и научными заведениями и др.

         В соответствии с активной экономической ролью сов. Г. а., преобладающее место в его системе занимают органы управления народным хозяйством. Плановые, статистические органы, хозяйственные министерства и ведомства, хозяйственные объединения и фирмы, администрация производственных предприятий.

         Основу советского Г. а. составляют органы народного представительства — Советы депутатов трудящихся, осуществляющие всю полноту государственной власти, контроль над всеми без исключения государственными учреждениями снизу доверху.          Служащие Г. а. в СССР, включая высших должностных лиц, не стоят над обществом и не представляют какой-либо привилегированной касты: условия их труда регулируются единым для рабочих и служащих трудовым законодательством, а служебные обязанности и права регламентируются законом и положениями о государственных органах (см. Государственная служба). Надзор и контроль за законностью действий Г. а. осуществляют органы прокуратуры и народного контроля (см. Контроль народный).

         КПСС и Советское правительство проявляют постоянную заботу о совершенствовании Г. а. Программа КПСС отмечает большое значение деятельности Г. а., от которого во многом зависит правильное использование всех ресурсов страны, своевременное разрешение вопросов культурно-бытового обслуживания трудящихся. Программа определяет важнейшие направления совершенствования Г. а.: расширение прав республиканских и местных органов управления; повышение самостоятельности и инициативы организаций и предприятий; распространение принципа выборности и подотчётности перед представительскими органами и избирателями на всех руководящих работников государственных органов; расширение коллегиальности в работе Г. а.; повышение ответственности работников Г. а. за порученное дело, укрепление социалистической законности и государственной дисциплины.

         Лит.: Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 1—120; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36, с. 165—208; его же, Набросок правил об управлении советскими учреждениями, там же, т. 37, с. 365—68; его же, Об едином хозяйственном плане, там же, т. 42, с. 339—47; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же, т. 45, с. 383—88; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 45, с. 389—406; Научные основы государственного управления в СССР, М., 1968.

         П. И. Романов.

dic.academic.ru

Государственный аппарат

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

кафедра юриспруденции

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Теория государства и права»

на тему:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

Исполнил: слушатель группы № 13-ю

Кононов В.В.

Преподаватель-рецензент: к.ю.н., доцент

Шапанов В.П.

ОРЕЛ, 2000

Содержание

1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизован­ного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государ­ственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функ­ционирование. Структурное и функциональное разнообразие государ­ственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и суще­ственные признаки, характерные для подавляющего большинства госу­дарств прошлого и современности.

Механизм государства — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государ­ственное управление обществом и защита его основных интересов.

Наиболее общие характерные признаки государственного меха­низма (аппарата) выражаются в следующем:

Во-первых, механизм государства состоит из людей, специ­ально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением за­конов, их охраной от нарушений).

Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необ­ходимых случаях и принудительным воздействием.

В-четвертых, механизм государства призван надежно гаран­тировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается пра­вом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

На различных ступенях развития человеческого общества меха­низм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географи­ческим положением и другими факторами.

Уже в древневосточных и античных европейских странах меха­низм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреж­дений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Так, основными органами государственной власти Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.

1. Сенат — один из высших органов Римского государства, который играл первостепенную роль в решении важнейших вопросов общественной жизни. В области законодательной полномочия сената заключались в утверждении законов, пришлых собраниями центуриатов и трибунов. Сенат также мог издавать и общие постановления, ка­сающиеся благоустройства и общественной безопасности. В области финансовой сенат разрабатывал государственный бюджет и устанавли­вал налоги. Во внешнеполитической области он вел переговоры с дру­гими государствами или наблюдал за ведением таких переговоров, за­ключал мирные соглашения. Важными полномочиями обладал сенат в области военного строительства: он устанавливал количество призы­ваемых в армию, распределял армии и провинции между военачальни­ками, выделял средства на ведите войны, объявлял чрезвычайное по­ложите, был наделен и многими другими полномочиями.

2. Народные собрания (комиции) осуществляли высшие законодательные и важнейшие управленческие функции. В их компе­тенцию входило принятие или отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства (магистратов), рассмотрение жалоб лиц, присужденных магистратом к тяжкому наказанию.

3. Магистраты выполняли управленческие функции, в том числе руководство армией. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически их должности замещались круп­ными землевладельцами. Магистрат избирался на один год, причем на конкретную должность (кроме диктатора) выбиралось несколько лиц, однако распоряжение отдавал каждый магистрат самостоятельно. За выполнение своих должностных обязанностей магистраты не получали никакого вознаграждения. Властные полномочия магистратов своди­лись к следующим функциям: верховному командованию войском и заключению перемирий; праву собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них; праву суда и наложения наказаний; праву издавать общие распоряжения — эдикты; праву налагать штрафы за невыполнение распоряжений.

В зависимости от конкретных задач управления магистраты под­разделялись на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и других.

Консулы являлись верховными магистратами. Именно они осу­ществляли командование войском, созывали сенат и народное собрание, ведали внутренним управлением. Диктатор — это чрезвычайный ма­гистрат, который назначался в особых случаях одним из консулов по предложению сената сроком на шесть месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восста­ний и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах. Преторы вначале являлись заместителями консулов, а затем стали постоянно выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел. Цензоры как должностные лица составляли списки сенаторов и рас­пределяли граждан Римской республики по военным и территориаль­ным единицам, производя одновременно оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над «нравами». Квесторы обладали разно­образными полномочиями: одни из них ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали день­ги. Кроме того, были магистраты, контролировавшие торговлю, чекан­ку монет, строительство и эксплуатацию дорог.

Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его разви­тия: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной мо­нархии. В период раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появ­ляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти.

По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специаль­ные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, раз­ведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации.

В XVII—ХVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судебной инстанци­ей провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах: законодательное собрание, пра­вительство, местные органы, полиция и суд; создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.

Во Франции появляются новые элементы государственного меха­низма: Национальный конвент. Директория, Консульство при Наполе­оне, Парижская коммуна и другие. В России формируется Государствен­ный совет как высший законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов: департамента законов, департамента

mirznanii.com

Государственный аппарат

Государственный аппарат — это система органов, организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть для достижения поставленных целей и выполнения поставленных задач. Его деятельность направлена на разработку общеобязательных правил поведения, их закрепление в юридических нормах, использование в правовых отношениях, обеспечение эффективности санкций и предоставленных гарантий.

Государственный аппарат и его признаки

  • формируется в целях реализации стоящих перед государством целей и задач;
  • создает юридические нормы, общеобязательные для исполнения;
  • обладает монополией на госпринуждение;
  • в основе формирования и функционирования госаппарата лежит профессиональный принцип, то есть его сотрудники осуществляют предоставленные им полномочия на профессиональной основе, не занимаясь другой общественно-полезной деятельностью;
  • для обеспечения реализации своих функций включает в себя госорганы и «материальные придатки», то есть полицию, армию, военные подразделения, таможенную службу и др.

Структура

Функции государства закреплены в конституции и других законодательных актах, которыми в своей деятельности руководствуются органы и их должностные лица, входящие в государственный аппарат. Структура последнего зависит от стоящих перед государством задач. В него входят госорганы, осуществляющие регулятивные функции по управлению делами в стране; правоохранительные, связанные с поддержанием правопорядка и общественной безопасности; внешнеполитические, связанные со взаимоотношениями с иностранными государствами.

Формирование государственного аппарата происходит путем образования органов власти, в деятельность которых входит реализация государственных функций. Наиболее распространенные способы – выборы и назначение. Госорган является самостоятельной структурной единицей госвласти, наделенной властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

  • сложная внутренняя структура, так как он состоит из подразделений и обязательно включает в себя государственных служащих;
  • финансирование производится из госбюджета;
  • выполняет публичные функции, включая координационные, регулятивные и другие формы управленческой деятельности в соответствии с компетенцией;
  • отчетность перед органом госвласти его учредившим.

Государственный аппарат включает в себя государственных служащих, то есть лиц, находящихся на госслужбе, деятельность которых направлена на обеспечение полномочий госорганов. Должностные лица, входящие в их состав, действуют от имени государства и в пределах своей компетенции, принимают решения, обязательные для исполнения другими участниками правоотношений. Особое место занимают лица, занимающие высшие государственные должности. Это президент, министры, председатели палат парламента, премьер-министр и другие, которые занимают свой пост путем выборов.

Замещение должностей в госорганах осуществляется в основном путем назначения. В государственный аппарат могут также входить некоторые государственные учреждения, которые распространяют свою деятельность на другие учреждения или лиц, которые им непосредственно не подчиняются. Государственные предприятия не входят в структуру, так как хотя их администрации и обладают правом принятия управленческих решений, но только внутренним, для руководства собственной деятельностью.

Принципы

Государственные аппарат функционирует на основе общих принципов, закрепленных в конституции. В демократических обществах к ним можно отнести: демократизм, законность, профессионализм, разделение властей, централизм и ряд других.

fb.ru

Государственный механизм и государственный аппарат: структура и принципы

В науке о государстве большое место занимают понятия его аппарата и механизма. На этих явлениях основывается вся деятельность чиновников. В зависимости от особенностей механизма и аппарата государства меняется его законодательство, исполнительная власть и судебная система.

Понятия

Механизм государства представляет собой систему взаимосвязанных государственных органов, необходимых для осуществления власти и решения задач государства. Это материальная и организационная сила с помощью которой проводится та или иная политика. Механизм государства отличается иерархичностью и соподчиненностью. В него входит слой чиновников – людей, исполняющих решения власти.

Термин «государственный аппарат» имеет две трактовки. В более широкой он аналогичен понятию механизма. В более узкой государственный аппарат – это аппарат управления, система управленческих органов власти. У нее есть своя собственная многоступенчатая структура, речь о которой пойдет ниже.

Соотношение государственного аппарата и государственного механизма и сегодня вызывает множество споров у юристов. Зачастую они предлагают совершенно противоположные трактовки. К примеру, популярна идея тождественности аппарата и механизма.

Принципы

Современный государственный механизм и государственный аппарат основываются на нескольких ключевых принципах. Первый из них – это разделение властей (исполнительной, законодательной и судебной). Благодаря ему в государстве сохраняется система сдержек и противовесов. В этих рамках ни одна ветвь власти не может получить первостепенное привилегированное положение.

Важна не только система, но и люди внутри нее. Чиновники должны отвечать принципу компетентности и профессионализма. В государственном управлении нельзя использовать неквалифицированных администраторов. Это правило обозначает еще одну закономерность. У каждого профессионала есть своя узкая сфера деятельности, и он должен работать именно в ее рамках. Это означает, что специалист в области сельского хозяйства не может встать во главе министерства финансов. Если же такая кадровая ротация все-таки совершится, чиновник наверняка нанесет большой вред, даже руководствуясь наилучшими пожеланиями для страны и окружающих.

Следующий принцип – принцип открытости и гласности в деятельности государства. К нему можно отнести право граждан участвовать на всеобщих референдумах и таким образом отменять решения власти. Не менее важен принцип законности.

Иерархичность

В рамках эффективной системы государственный механизм и государственный аппарат должны функционировать согласно принципу централизма и строгой иерархии. Это означает, что каждый орган власти выполняет решения вышестоящих инстанций и отчитывается перед ними о своих успехах. Подчинение может быть только вертикальным, а может быть вертикальным и горизонтальным. Пример последнего случая: отраслевой территориальный орган подотчетен вышестоящему территориальному органу и в то же время вышестоящему отраслевому органу.

Государственный механизм и государственный аппарат могут работать согласно коллегиальному и единоличному принципу. Если решения принимает один человек, это значительно ускоряет процедуру и уменьшает затраты, однако делает их более однобокими. При коллегиальном обсуждении подход становится взвешенным и компромиссным. В то же время подобные государственные органы сталкиваются с множеством организационных сложностей. Решение принимается дольше, бюрократические проволочки делают процесс дороже. Поэтому каждое государство в разных пропорциях сочетает в себе два этих принципа (единоличный и коллегиальный).

Органы власти сегодня в большинстве стран формируются согласно принципу демократии и народного представительства. Доступ к должностям и выборам одинаков для всех вне зависимости от национальности, религии и других личностных особенностей. В случае если государственный механизм воплощает в себе все вышеперечисленные принципы, он приобретает дополнительную целостность, единство и целенаправленность.

Структура

У любого государственного аппарата есть своя структура – порядок строения и расположения аппаратных звеньев, который наглядно демонстрирует, как складывается административная машина. В каждой стране она представляет собой целостную систему, состоящую из множества подсистем. Это государственные органы, обладающие собственными функциями, непосредственными целями, внутренним строением и т. д.

Данные подсистемы можно разделить на несколько групп. Самые важные – органы государственного управления, судебные органы и органы прокуратуры. Они являются носителями трех основных видов власти: судебной, исполнительной и законодательной.

Государственные органы (подсистема общего государственного аппарата) являются обособленными звеньями цепи, но при этом обладают одинаковыми признаками. У этих институтов есть собственный правовой статус, который определяет их компетенцию и полномочия и действует в определенных правовых пределах. Так как каждый орган осуществляет государственную работу, власть наделяет его материальными ресурсами, определенными в строке в бюджете.

Народовластие и верховенство исполнительной власти

Понятие «структура государственного механизма аппарата» не предполагает универсальных решений. В каждой стране складываются собственные порядки устройства администрации и бюрократии, основывающиеся на исторических и правовых особенностях конкретного общества. Нет единства и среди ученых-теоретиков. Существуют разные модели: в одних государственные органы равны, в других принята строгая субординация.

Одно из решений проблемы устройства государственного аппарата – это идея народовластия. Теоретически современная демократическая модель была изложена и объяснена английским мыслителем-материалистом Джоном Локком, жившим в XVII столетии.

Механизм, аппарат государственной власти в тоталитарных странах сложены иначе. К примеру, в фашистской Италии и нацистской Германии главенствовал принцип верховенства исполнительной власти над всеми другими ее ветвями. Подобная конфигурация обязательно приводит к диктатуре и уничтожает демократические устои государства.

Сегодня понятия «государственный аппарат», «государственный механизм» имеют множество трактовок. Связано это с тем, что в каждой стране складывается своя политическая система. Одной из самых популярных концепций государственного аппарата является отождествление власти и государства. Эту идею в свое время сформулировал немецкий мыслитель Фридрих Энгельс. Он считал, что сначала общество создает себе государство для защиты собственных внутренних и внешних интересов, а затем государство становится самостоятельным по отношению к этому самому обществу.

Законодательство и исполнительная власть

В чем же особенность каждой из основных систем госорганов, входящих в устройство государственного аппарата? Законодательная власть формулирует и принимает новые законы. Этой возможностью наделены представительные органы. В демократических государствах они являются сердцевиной государственного аппарата. Представительные органы можно разделить на высшие (парламент) и местные территориальные. У них разная компетенция и ресурсная база. Парламент имеет право передать часть своих полномочий подконтрольным ему органам. Так появляется система делегированного законодательства.

Государственный механизм и государственный аппарат невозможно представить без исполнительной власти, органы которой выполняют исполнительную и распорядительную функции. Они действуют согласно требованиям актов и законов. В то же время эти органы распоряжаются подчиненными им органами и организациями и обладают определенной самостоятельностью, необходимой для собственной работы. Эта автономия стоит большой ответственности перед обществом. Именно исполнительные органы осуществляют правовое регулирование и руководят жизненно важными процессами внутри государства. Их задачи закрепляются в обычных и конституционных правовых актах.

Органы управления

В современном обществе механизм, структура государственного аппарата не могут обойтись без органов государственного управления. Они делятся на две группы. Первая – это центральные органы, которые имеют полномочия на территории всей страны. Их решения – общие для каждого административного субъекта (области, штата, края и т. д.). Это министерства, правительство, комитеты и т. д. Механизм государства и государственный аппарат любой страны включают в себя эти органы.

Вторая группа – это локальное самоуправление. К ней причисляют органы, отвечающие за конкретную административно-территориальную единицу. Это муниципалитеты, а также их управления и отделы, администрации важных государственных учреждений и предприятий.

Главное место в системе управления занимает правительство. Это высший распорядительный и исполнительный орган государства. Правительство руководит экономикой, социальной и культурной жизнью страны, разрабатывает план бюджета, защищает интересы государства, охраняет общественный порядок и т. д. Его деятельность регулируется конституцией. Механизм, аппарат государства, государственные органы – все это так или иначе связано с правительством.

Суды и прокуратура

Важная часть государственного аппарата – судебная система, которая осуществляет правосудие и защищает законные интересы граждан. Она независима от любой другой власти в стране, ее решения самостоятельны. Совместно с судебной системой существует система органов прокуратуры. Что это за понятие? Государственный аппарат, механизм государства и все общество должны исполнять законодательство страны. Именно за этим и следит прокуратура. Она осуществляет надзор над исполнением законов государственными органами, учреждениями, предприятиями, общественными организациями, гражданами и должностными лицами.

Прокуратура также необходима для соблюдения законности в работе предварительного следствия и в местах тюремного заключения. Это ведомство следит за легальностью исполнения наказаний, назначаемых судом. Механизм государства и государственный аппарат представляют собой сложное переплетение функций разных органов. Но именно благодаря этому многостороннему взаимодействию принимаются правильные и эффективные решения.

Проблемы государственного аппарата

На рубеже XX-XXI вв. традиционная модель государственного управления начала переживать глубокий кризис. Он вызван недоверием граждан к собственной власти и чиновникам. Параллельно с этим падает престиж государственной службы. У данных взаимосвязанных тенденций есть несколько ключевых причин.

Во-первых, в условиях рыночной экономики частный сектор предлагает обществу услуги более высокого качества, чем те, которые предоставляет государственное обслуживание. Речь идет о медицине, образовании, обустройстве городов, жилищном строительстве. Государственный сервис страдает от бюрократизма, лишней траты средств, устаревших технологий.

Неэффективное соотношение механизма государства и государственного аппарата особенно заметно на фоне частных компаний, отличающихся гибким управлением, децентрализацией в управлении, небольшими по размеру иерархиями. В такой системе низшие эшелоны сотрудников принимают максимальное участие в жизни корпорации. Традиционное управление в государственных структурах прямо противоположно: оно известно множеством лишних правил, инструкций и процедур, делающих работу госорганов устаревшей.

Новые веяния

Во всем мире давление гражданского общества на государство с каждым годом становится все ощутимее. Эта тенденция появляется даже в авторитарных странах. Причина перемен заключается во все большей интеграции мира, информационной и цифровой революциях. Именно на этом фоне общество требует большей прозрачности и открытости, в которой так нуждаются государственный механизм и государственный аппарат. Соотношение понятий не поменялось, но поменялось отношение людей к чиновникам. Все большему количеству населения не нравится раздутый масштаб бюрократии.

Продолжается переосмысление того, какой должна быть государственная служба. Если раньше к администрации относились как к власти, то сегодня – как к сервису. И этот принцип заложен во многих конституциях, где указано, что государство в первую очередь именно служит людям, а не правит ими. Появляются новые концепции перестройки бюрократической организации. Иногда их называют инновационными. Механизм государства, понятие, структура, государственный аппарат – все это не статично, данные явления меняются и с каждым годом все быстрее.

По оценкам специалистов, новая бюрократия отличается от прежней тем, что фокусируется не на своих интересах, а на интересах общества. Если раньше деятельность чиновников оценивалась согласно объему освоенных ими средств и количеству выполненных перед начальством задач, то в будущем главным критерием станет ценность результата их деятельности для граждан. И если государство контролирует затраты на деятельность бюрократии, то общество контролирует то, что остается «на выходе». Новое государство должно не соблюдать костные инструкции, а меняться изнутри согласно веяниям и требованиям времени. Для этого уже сегодня в передовых странах устанавливается быстрая и доступная двусторонняя коммуникация с избирателями.

fb.ru

26. Понятие аппарата государства и его органов

Гос. аппарат (ГА)– это система спец. гос. органов и учреждений, посредством которых осуществл. гос. управление обществом и защита его основных интересов. Под принципами организации и деятельности ГА следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Независимо от особенностей отдельных гос-в и происходящих в них изменений в организации и деятельности ГА-тов разных стран имеются общие принципы, которые в той или иной мере реализуются.

1.Принцип законности и конституционности в организации и деятельности органов государства: осуществление всех функций в строгом соответствии с действующей Конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. Это значит, что а) создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей компетенции, и на основе действующего закона.

2.Принцип высокого профессионализма и компетенции гос. органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы гос. жизни в интересах населения страны. Этот принцип означает использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность явл. основной профессией, т.к. в противном случае возможны негативные последствия.

3.Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях ГА. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями соц.-экономических, полит. и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех гос. органов, направленных на удовлетворение интересов личности.

4.Принцип разделения властей, который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

5.Принцип гласности и открытости и тайны – безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности ГА, когда без второго просто не обойтись. Что касается принципа гласности, то можно привести следующий пример: право граждан Г на основе общенародного голосования (референдума) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов Г.

6.Принцип демократизма в формировании и деятельности гос. органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан Г, их религиозные воззрения, особенности нац. культуры и т.д.

7.В федеративных (союзных) гос-вах важное значение имеет принцип субординации и четкого взаимодействия между общефедеральными органами (центром) и гос. властью членов федерации.

В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, т.к. это обеспечивает суверенность членов Федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач. Не вызывает сомнения тот факт, что принципы необходимо соблюдать, вопрос в другом, где можно обнаружить эти принципы. Часть принципов организации деятельности государственного аппарата получила закрепление в Конституции РФ в законах РФ, другие принципы необходимо вычленять из самой сути данного понятия. Единства в вопросе о принципах нет, так как мнения различных учёных по этому вопросу носят оценочный характер, и поэтому во многом различны. Кроме вышеперечисленных можно назвать еще принципы:

  • Территориальности — каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории.

  • Иерархичности — органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации.

  • Централизма и децентрализма — по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять.

  • Выборности и назначаемости — в некоторые органы государственного аппарата служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется

  • бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату.

  • Коллегиальности и единоличия — в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало

studfiles.net