Анкета социологическая это – —

АНКЕТА это что такое АНКЕТА: определение — Социология.НЭС

АНКЕТА (от фр. enquete — букв, расследование)

1. Инструмент сбора первичной информации, ряд вопросов и высказываний в форме опросного листа. 2. В социологии — метод сбора эмпирич. информации.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

Анкета

разновидность вопросника, используемого для сбора данных при опросе общественного мнения. Анкета представляет собой документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам.

Оцените определение:

Источник: Глоссарий медико-социологических терминов

Анкета (вопросник)

документ, содержащий серию вопросов, необходимых для получения информации в соответствии с целями и гипотезами социологического исследования. Анкета включает в себя титульный лист, вводную часть, основную (содержательную) часть и социально-демографический блок, т.е. сведения о респонденте.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь основных понятий по социологии

АНКЕТА (ОПРОСНЫЙ ЛИСТ)

от фр. enquete — расследование) — англ. questionnaire; нем. Fragebogen. 1. Инструмент сбора первичной информации, ряд вопросов и высказываний в форме опросного листа. 2. В социологии — метод сбора эмпирической информации. Различается: А. прямая, домашняя, почтовая, прямая групповая и др. См. АНКЕТИРОВАНИЕ, ИНТЕРВЬЮ, ОПРОС, СОЦИОМЕТРИЯ.

Оцените определение:

Источник: Большой словарь по социологии, проект www.rusword.com.ua

Анкета

от франц. Enquete — расследование) — упорядоченный по последовательности, содержанию, содержанию и форме набор вопросительных суждений, воплощенный в виде опросного листа и предназначенный для сбора эмпирической социологической информации в форме письменных ответов опрашиваемых (респондентов) по сформулированной исследовательской проблеме.

Оцените определение:

Источник: Социологический словарь проекта Socium

Анкета

(опросный лист) — серия вопросов, логически связанных друг с другом и с центральной проблемой исследования. Анкетирование — один из самых распространенных методов получения социолингвистической информации. Вопросы, сод

voluntary.ru

Пример анкеты для социологического исследования

Проблема исследования:

В настоящее время наблюдается раздражительное отношение студентов технических специальностей к наличию в списке обязательных предметов курсов по гуманитарным дисциплинам. Студенты утверждают, что предметы эти неинтересны, и не нужно их изучать. Такое отношение к предмету является причиной плохих взаимоотношений с преподавателем. Зачастую у таких студентов возникают сложности при подготовке и экзамену или зачёту. Некоторые сдают на неудовлетворяющую их оценку.

Цель исследования:

Основной целью является выявление тенденций в отношении к гуманитарным наукам студентов БГУИР различных факультетов и специальностей.

Объект исследования:

Студенты всех факультетов БГУИР.

Предмет исследования:

Отношение студентов БГУИР к гуманитарным дисциплинам.

Инструмент исследования:

Анкета из 11 вопросов. Используются как закрытые, так и открытые вопросы.

Методы сбора информации:

Опросный метод – формализованная анкета.

Задачи исследования:

  • Выявить и сравнить отношение студентов разных факультетов к гуманитарным наукам.

  • Узнать степень надобности гуманитарных наук.

  • Определить, какую роль играют гуманитарные науки в жизни студентов.

  • Изучить их предложения по изменению способов подачи гуманитарных наук.

Гипотеза исследования:

  1. Отношение студентов БГУИР к гуманитарным наукам прямо зависит от их специальности.

  2. Чем старше курс, тем негативнее мнение по этому вопросу.

  3. Старшие курсы раздражают гуманитарные предметы.

  4. Студенты предложат ввести курсы по гуманитарным дисциплинам как необязательные.

Анкета

Уважаемый респондент! Мы, студенты ФИТиУ, просим Вас принять участие в социологическом исследовании «ОБРАЗОВАНИЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ». Ответьте, пожалуйста, на ряд несложных вопросов, это не займет много времени. Для правильного заполнения анкеты достаточно поставить галочку или обвести вариант ответа, наиболее точно соответствующий вашему мнению. Благодарим за внимание.

1. Определите Ваше отношение к гуманитарным наукам:

1 — они меня раздражают;

2 — они меня не интересует, я к ним безразличен;

3 — я их изучаю лишь для положительной отметки в зачётке;

4 — они мне нравятся;

5 — я могу получить из них важную и интересную информацию.

6. Выберите утверждение и закончите его:

1 – гуманитарные предметы следует запретить, так как

_____________________________________________________

_____________________________________________________

2 – гуманитарные предметы нельзя запрещать, так как

______________________________________________________

______________________________________________________

2. Как на Ваш взгляд преподаватель влияет на отношение

учащихся к гуманитарным предметам?

1 – профессионально подготовленный преподаватель прививает

огромный интерес к предмету; и, наоборот, скучный преподаватель

отбивает всякий интерес от изучения предмета;

2 – профессионализм преподавателя не влияет на личностное

отношение учащихся к предмету.

7. Что, по Вашему мнению, является главной причиной нежелания

изучать гуманитарные науки?

1 – скучный материал;

2 – скучный преподаватель.

3. Выберите утверждение, которое вам ближе и закончите его:

1 – гуманитарные науки мне не нравятся, потому что__________________

_______________________________________________________________

2 – гуманитарные науки мне нравятся, потому что ____________________

_______________________________________________________________

8. Изучаете ли Вы самостоятельно гуманитарные науки, пользуясь

дополнительным материалом?

1 – нет, никогда;

2 – да, так как можно найти что-нибудь новое/интересное;

3 – изредка.

4. Изучение каких гуманитарных наук, на Ваш взгляд, следует

исключить в первую очередь?

1философия;

2 – экология;

3 – социология;

4 – политология;

5 – история;

6 – логика;

7 – другое (укажите, что именно) _________________________________________

9. Какой вид изучения гуманитарных наук Вы бы предпочли?

1 – обязательное прохождение всех курсов гуманитарных наук с последующим экзаменом/зачётом;

2 – самостоятельный выбор курсов в качестве факультативных занятий с последующим зачётом;

3 – исключение курсов гуманитарных предметов из программы, но ввод кружков, дополнительных занятий без последующего контроля знаний;

4 – другое (укажите, что именно)________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

5. Какие гуманитарные науки Вам нравятся больше всего?

1 – философия;

2 – экология;

3 – социология;

4 – политология;

5 – история РБ;

6 – логика;

7 – не нравится ни один гуманитарный предмет;

8 – нравятся все гуманитарные предметы

9 – другое (укажите, что именно) _____________________________________________

10. Укажите Ваш пол

1 – М;

2 – Ж.

11. Укажите Ваш курс (нужное подчеркнуть)

1 2 3 4 5

studfiles.net

АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ это что такое АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ: определение — Социология.НЭС

АНКЕТА СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ

разновидность вопросника, используемого для сбора данных при письменном опросе (см. Анкетирование). Анкета представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов, сформулированных и связанных между собой по определенным правилам (см. Опрос, Вопрос). Анкета рассчитана либо на самостоятельное чтение и заполнение респондентом (при заочном анкетировании), либо на заполнение респондентом после вводного инструктажа, проводимого анкетером (очное анкетирование, групповое или индивидуальное). В связи с повышением самостоятельности респондента при анкетировании (по сравнению с интервьюированием) важное значение приобретают композиция анкеты, расположение вопросов, язык и стиль формулировок вопросов, методич. указания по заполнению анкеты, а также ее графич. оформление. Титульный лист анкеты содержит ее название, отражающее тему или проблему опроса («Ваш труд и отдых», «Дети в городской семье», «Анкета читателя», «Литературной газеты» и т. п.), название организации, проводящей опрос, место и год издания. При любом виде анкетирования (очном или заочном) анкета должна иметь вводную часть, обращенную к респонденту. Ее задачи — создание у респондента интереса к опросу, формирование установки на активное сотрудничество с исследователем, знакомство с техникой заполнения. Отсюда стандартная структура вводной части: сообщение о теме и целях опроса, об организации, проводящей опрос; о значении и использовании рез-тов опроса; о важности достоверных и искренних ответов каждого респондента для общих рез-тов опроса; объяснение техники заполнения ответов на различ. виды вопросов. В начале анкеты помещают наиболее простые вопросы, стимулирующие интерес респондента к опросу, способствующие установлению контакта с ним и обучению технике заполнения анкеты. К середине анкеты сложность вопросов нарастает и затем снижается к ее концу, т. к. учитывается утомляемость респондента в процессе заполнения анкеты. Соц.-демографич. блок вопросов, выясняющих личностные характеристики респондента, помещается обычно в конце анкеты, к-рая завершается словами благодарности респонденту за участие в опросе. Вопросы могут объединяться в блоки по тематическим логическим принципам или по их адресату (группам респондентов). В таких случаях между блоками вопросов должны быть обращенные к респонденту переходы, переключающие его внимание на новую тему («Теперь перейдем к вопросам о …») или называющие группу опрашиваемых, к-рой предназначен следующий блок («Следующие три вопроса — для тех, у кого есть дети школьного возраста…» или «Внимание! Вопросы для всех»). Правила заполнения и регистрации ответов должны содержаться не только в водной части анкеты, но и в тексте отдельных вопросов: указания на число вариантов ответов, к-рые можно отметить, указатели-переходы в вопросах-фильтрах («Ответившие «нет» переходят к вопросу № …»), правила ответов на вопросы табличной формы. Язык анкеты — письменная речь (в отличие от интервью). Для предупреждения ошибок восприятия и понимания смысла вопросов нужно избегать сложных синтаксических конструкций и многословных, логически некорректных и нечетких формулировок, а также непонятных слов. Доступность языка для совокупности опрашиваемых проверяется методом наблюдения или лингвистич. тестов в пробных (пилотажных) исследованиях. Формулировки вопросов, варианты ответов, обращения и инструкции в анкете выделяются шрифтом, цветом, рамками, стрелками и др. В анкетах используются рисунки для снятия напряжения, активизации внимания и для получения искомой информации. Лит.: см. к ст. Опрос. О.М. Маслова

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

voluntary.ru

Основные правила составления анкеты в социологии

Составные части анкеты

Замечание 1

Анкета состоит из нескольких основных частей:

  • вводная часть,
  • основная часть,
  • паспорт анкеты.

Очень большая роль в результативности проведенного опроса отведена вступительной части, так как она должна сформировать у респондента определенное отношение к процедуре анкетированного опроса, его настрой как психологический, так и социальный.

Основа назначения вступительной части состоит именно в том, чтобы пробудить желание респондента к данной процедуре опроса. Чаще всего вводная часть расположена на титульном листе предполагаемой анкеты. Ее содержание должно быть структурировано и лаконично. В нем отмечаются цели и задачи исследования категориальный аппарат исследования, организация проводящая данное исследование. Особенно необходимо отмечать анонимность ответов в процессе обработки анкеты, что способствует психологическому комфорту респондента.

Основная часть анкеты

Основная часть анкеты — это наиболее информативная часть инструментария, так как именно она предоставляет смысловую информацию, которая затем анализируется и интерпретируется, то есть она выступает основой для формулирования тех или иных выводов. Основная часть условно делится на три составляющие:

  • Сначала формулируются так называемые контактные вопросы: их основное назначение состоит в том, чтобы заинтересовать респондента, включить его в проблему, дать возможность апробировать на себе технику заполнения анкеты. Вопросы постепенно усложняются, но опрашиваемый уже подготовлен к этому.
  • Вторую группу вопросов составляют основные — наиболее сложные вопросы. Содержание этих вопросов соответствует цели и задачам исследования и предоставляет исследователю ключевую информацию по исследуемой проблеме. Если необходимо решить несколько задач, то сначала формулируются группы вопросов к каждой задаче, но в анкету они могут помещаться или блочно, или перемешиваться с вопросами других блоков, однако должны располагаться обязательно только в середине основной части.
  • Окончание основной части анкеты происходит при помощи заключительных вопросов.

Замечание 2

Вопросы необходимо размещать по трем уровням сложности, так как все вопросы логично взаимосвязанны. Следует постепенно подводить респондента «от легкого к сложному».

«Паспорт» анкеты

И, наконец, паспорт анкеты, который содержит вопросы следующего типа:

  • профессиональный статус,
  • образование,
  • возраст,
  • пол,
  • социальное происхождение,
  • семейное положение,
  • места жительства,
  • и т.п.

Количество и характер информации зависит, в первую очередь, от целей и задач, поставленных перед составителем анкеты. Составить паспорт анкеты — это довольной кропотливый процесс.

Данная информация имеет очень важное значение для интервьюера в процессе обработки данных. Информация, которая содержится в паспортичке, имеет наиболее важное значение при определении определенных закономерностей, тенденций и взаимосвязей между ответами и, например, социальным статусом. Именно поэтому составление паспорта анкеты должно содержать четко продуманные вопросы.

Пример 1

Например, при выявлении интересов и планов на дальнейшее обучения учащихся разных возрастов можно включить возрастной интервал от 12 до 15 или до 14 или 16 лет. Предварительно нужно выяснить, какова цель стоит перед этим распределением, какие аспекты интересуют аналитиков, что должно быть проанализировано, обнаружено (связь между которыми факторами). Если выбрать 15 лет — это предел возраста, когда ребенок заканчивает 9 классов, то есть основную школу, может переходить к обучению в профессионально-технические учебные заведения, колледжи или продолжать учиться в заведениях. Если же выбрать 14 лет, то он будет предоставлять информацию о своих достаточно отдаленных планах; если же выбрать 16 лет, в таком случае, ученик уже совершил свой первый выбор и речь пойдет об обучении в дальнейшем — после окончания школы.

Специалисты, изучаюзие проблемы составления анкеты, так и не пришли к мнению о том, в какой части анкеты необходимо ставить паспорт анкеты – в начале или в конце листа анкеты. Однако наиболее часто паспорт анкеты размещают в конце, чтобы респондент был психологически спокоен.

spravochnick.ru

10. Классификация вопросов в социологической анкете

По содержанию: 1)О фактах 2)О личности 3)Прожективные (о мнениях, оценках, мотивах)

По форме:1)Открытые2)Закрытые 3)Полузакрытые4)Прямые5)Косвенные6)Табличные

По функциям:Вопросы-фильтры, Контрольные, Контактные, Основные

Типы вопросов по содержанию

В первом блоке основной части анкеты располагаются вопросы наиболее простые, доходчивые для респ-нта, нейтральные по смыслу, исключающие щепетильных вопросов. Обычно по содержанию таковыми являются вопросы, нацеленные на получение какой-то фактической, событийной информации.

Прожективные вопросы направлены на выявление мнения, ожиданий, мотивов поведения, планов на будущее респондентов. Информация, полученная из ответов на них, носит субъективный хар-р, оценочное суждение.

Вопросы о фактах сознания людей направлены на выявление мнений, пожеланий, ожиданий, планов на будущее. Они могут касаться любых объектов, как связанных с личностью респ-нта или его окружающей средой, так и не имеющих к нему непосредственного отношения. Они представляют одиночное суждение, основанное на индивид-ых представл-х, поэтому носят субъект. характер.

Вопросы о фактах поведения выявляют поступки, действия, результаты деятельности людей.

Вопросы о личности респондента: «паспортичка» или социально-демографический блок вопросов, выявляющих пол, возраст, образование, этническую принадлежность, семейное положение и др.

Типы вопросов по форме

Вопрос наз-ся открытым, если ответ на него может быть дан в любой форме. Открытые вопросы не содержат подсказок и не навязывают респонденту вариант ответа. Они дают возможность выразить своё мнение во всей полноте и до мельчайших подробностей. При помощи открытых вопросов можно собрать более богатую по содержанию информацию.

Закрытым вопрос называется в том случае, если на него в анкете приводится полный выбор вариантов ответов. Прочитав их, опрашиваемый только обводит кружком код напротив того варианта (или нескольких), который совпадает с его именем.

Возможна полузакрытая форма вопроса, когда исследователь не уверен в полноте известных ему вариантов ответов на поставленный вопрос и предоставляет респонденту возможность самому дополнить их (в перечне альтернатив имеется альтернатива типа «другое»).

Вопрос, который нацелен на получение прямой непосредственной информации от респондента, называется прямым. Обычно он формулируется в личной форме: «Знаете ли Вы…?», «Что Вы думаете…?» и т. д.

Косвенный вопрос ставится в безличной, или полу безличной форме: » Некоторые люди считают, что… А как Вы думаете?». Данный тип предполагает интерпретацию ответа на поставленный вопрос в скрытом от респондента виде. Например, вопрос о доходах может быть заменён целой серией косвенных вопросов, позволяющих составить представление о величине дохода.

-альтернативные (нужно выбрать один ответ из нескольких) и

— типа “меню” (по логике ответы не исключают друг друга, можно выбрать несколько).

Типы вопросов по функциям

По функциональному назначению вопросы делятся на вопросы-фильтры, позволяющие выделить часть респондентов по определённому признаку, и на контрольные вопросы (проверка искренности ответов респондентов). В качестве контрольных чаще всего используют косвенные и открытые вопросы.

После того, как анкета составлена, проводится пробное исследование (пилотаж) для оценки её качества, что позволяет проверить и уточнить содержание, формулировку и последовательность вопросов.

При разработке вопросника необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Содержание анкеты должно быть подчинено цели и задачам исследования. Каждый из вопросов (их блок) должен работать на определенную задачу.

  2. Язык анкеты следует освободить от штампов, сделать близким к разговорной речи респондентов.

  3. Последовательность вопросов надо ставить так, чтобы у респондента сохранился интерес и желание отвечать на вопросы, осталось впечатление логики и целостности.

  4. При формулировках «подсказок» (вариантов ответов) необходимо избегать психологического давления на респондента, навязывать ему точку зрения. Это достигается равными вариантами положительных и отрицательных суждений, чередованием их.

  5. Вопросник должен быть выверен во времени и учитывать условия, в которых будет происходить опрос.

Разработкой вопросника заканчивается подготовительный этап СИ, за которым следует “выход в поле”.

Вопрос как инструмент в СИ

Проблема формулировки вопроса — это проблема № один. «Для тех кто работает в исследовательских подразделениях скоро становится ясно, что искажения, связанные с выборкой или методами сбора информиции, относительно малы по сравнению с другими типами искажающих переменных, связанных с размытыми способами формулировки вопроса.». Познавательная задача ? — это определение искомой информации, необходимой исследователю для описания, анализа, объяснения изучаемой переменной. Реализация данной задачи возможна при разделении вопроса на две стороны: какую информацию необходимо получить с помощью данного вопроса (о чем нужно спросить ), как нужно опросить данную группу респондентов, чтобы получить искомую информацию.

Существуют 4 концепции вопроса:

  • тестовая (психологическая традиция),

  • традиционная,

  • индикаторная,

  • расширенная тестовая разработка множеств.

Основная роль «паспортички» состоит в том, что она позволяет, во-первых, проверить надежность собранных данных с точки зрения их репрезентативности и, во-вторых, сделать более качественным итоговый анализ результатов исследования.

studfiles.net

40. Основные правила составления анкеты для социологического опроса.

Основные принципы построения анкеты состоят в следующем:

Первый принцип: учет особенностей восприятия респондентом текста анкеты.

Второй принцип: учет специфики культуры и практического опыта опрашиваемой аудитории. Это требования, касающиеся общей структуры опросного листа.

Третий принцип: вытекает из того, что одни и те же вопросы, расположенные в разной последовательности, дадут разную информацию. В таком случае следует частные вопросы ставить первыми, обобщающий — в конце соответствующего «блока». Оценка частных условий заставляет респондента более ответственно подойти к итоговой оценке.

Четвертый принцип:- смысловые «блоки» опросного листа должны быть примерно одного объема. Доминирование какого-то «блока» неизбежно сказывается на качестве ответов по другим смысловым «блокам».

Пятый принцип: касается распределения вопросов по степени их трудности. Первые вопросы должны быть более простыми, далее следуют более сложные (желательно событийные, не оценочные), затем — еще сложнее (мотивационные), потом — спад (снова событийные, фактологические) и в конце — наиболее сложные вопросы (один-два), после чего завершающая «паспортичка».

Обычная последовательность смысловых разделов анкеты такова:

Введение, в котором указано: кто (организация или научное учреждение, но ни в коем случае не авторы анкеты, ибо это может быть неверно воспринято респондентом и для чего проводит опрос, как будут использованы данные; если требуется по содержанию вопросов, гарантия анонимности информации, инструкция по заполнению анкеты и прочие «организационные» моменты.

Вступительные вопросы. (контактные вопросы ).

Основные вопросы.

Заключительные вопросы.

«Паспортичка». (Сведения о демографических данных опрашиваемого).

Благодарность за сотрудничество в проведении опроса. Часто это повторная благодарность, так как во введении пишут: «Заранее благодарим Вас за сотрудничество».

Виды вопросов.

Открытые вопросы — вопросы без вариантов ответов; они хороши на стадии проб, определения области исследования и в функции контрольных. Недостаток открытых вопросов — трудности обработки данных. Закрытые вопросы — вопросы с вариантами ответов; они позволяют более строго интерпретировать ответ.

Никоим образом нельзя комбинировать несколько идей в одной фразе. Все возможные варианты ответов должны быть отпечатаны на одной странице, чтобы респондент мог разом охватить рамки соотнесения оценок. Нельзя печатать всю серию положительных подсказок ответов подряд и следом за нею — серию отрицательных, или наоборот. В этих случаях мнение навязывается самой последовательностью предложенных вариантов.

Контактные вопросы: простота, максимальная обобщенность.

Буферные вопросы. Буферные вопросы предназначены для смягчения взаимовлияния вопросов в анкете. Они играют роль своего рода «мостиков» при переходе с темы на тему.

Правило воронки. Переход от простых к сложным вопросам.

Эффект излучения. Когда все вопросы логически взаимосвязаны и последовательно сужают тему, у респондента возникает определенная установка, согласно которой он будет отвечать на них.

Размер анкеты.

Встречаются анкеты из 3 — 5 вопросов или из 100 и более. В практике чисто интуитивно выработаны некоторые нормы, связанные не столько с размером анкеты, сколько со временем, необходимым на ее заполнение. Так, считается, что 20 — 30 минут — это тот срок, который позволяет одновременно респонденту и высказаться, и не утомиться.

studfiles.net