Природа и человек взгляд через века – Презентация по МХК «Человек и природа: взгляд через века»
«Человек и природа» — МХК
Просмотр содержимого документа
«»Человек и природа»»
Человек и Природа. Взгляд через века.
Автор: учитель истории и МХК МБОУ СОШ №26 Шульгина С.В.
Цель урока:
- Проследить взаимосвязь природы и человека в разные периоды цивилизации.
Быть может, вся природа – мозаика цветов?
Быть может, вся природа – различность голосов?
Быть может, вся природа — лишь числа и черты?
Быть может, вся природа – желанье красоты?
У мысли нет орудья измерить глубину,
Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.
Лишь есть одна возможностьсказать мгновенью:
«Стой», разбив оковы мысли, быть скованным мечтой… К. Бальмонт
Природа и Человек в глубокой древности.
- В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей, её тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной стихией.
Природа и Человек в эпоху античности.
- В эпоху античности все проявления природы человек сосредоточил в руках величественных богов.
АИД
ДИОНИС
Символы богов: Зевс – орел, Афродита – дельфин, Артемида – лань, Гера – павлин, Посейдон – конь.
ГЕРА
Природа и Человек в эпоху античности.
- Природа – сфинкс. И тем она верней
- Своим искусом губит человека,
- Что , может, статься, никакой от века
- Загадки нет и не было у ней.
Ф.И Тютчев
Человек и Природа в эпоху Возрождения.
Человек – венец творения Бога, центр и средоточие мира. Человек — часть бесконечного мира.
Человек и Природа в эпоху Просвещения.
- В эпоху Просвещения Природа и Разум стали главным объектом изучения, а сам человек стал восприниматься как часть природы, живущий по её законам
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
Гёте «Фауст»
взаимосвязь
Человек
Человек и Природа в 20 веке.
- В 20 веке деятельность человека стала оказывать заметное влияние на окружающую среду.
Человек и Природа в 20 веке.
- Полуотравленная газом,
- По нефтяным болотам — вплавь,
- Куда ты рвёшься? Где твой разум?
- Взгляни в себя разумным глазом,
- Нельзя же все богатства разом –
- Чуть –чуть грядущему оставь!
- М. Дудин.
Анри Матисс
- Картина «Радость жизни» – мечта художника о золотом веке человечества. Идиллическая жизнь людей на фоне райской природы прославляет их счастливое совместное существование.
Презентация по Мировой художественной культуре на тему»Человек и природа»
Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по Мировой художественной культуре на тему»Человек и природа»Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:Человек и Природа. Взгляд через века.
2 слайд Описание слайда:Цель урока: Проследить взаимосвязь природы и человека в разные периоды цивилизации. Быть может, вся природа – мозаика цветов? Быть может, вся природа – различность голосов? Быть может, вся природа — лишь числа и черты? Быть может, вся природа – желанье красоты? У мысли нет орудья измерить глубину, Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну. Лишь есть одна возможностьсказать мгновенью: «Стой», разбив оковы мысли, быть скованным мечтой… К. Бальмонт
Природа и Человек в глубокой древности. В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей, её тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной стихией.
Природа и Человек в эпоху античности. В эпоху античности все проявления природы человек сосредоточил в руках величественных богов. АИД
АРЕС ГЕРА АРЕС ДИОНИС ДИОНИС
8 слайд Описание слайда:Природа и Человек в эпоху античности. Природа – сфинкс. И тем она верней Своим искусом губит человека, Что , может, статься, никакой от века Загадки нет и не было у ней. Ф.И Тютчев
Человек и Природа в эпоху Возрождения. Человек – венец творения Бога, центр и средоточие мира. Человек — часть бесконечного мира.
10 слайд Описание слайда:Человек и Природа в эпоху Просвещения. В эпоху Просвещения Природа и Разум стали главным объектом изучения, а сам человек стал восприниматься как часть природы, живущий по её законам
«Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо»
12 слайд Описание слайда:Гёте «Фауст»
Человек и Природа в 20 веке. В 20 веке деятельность человека стала оказывать заметное влияние на окружающую среду. Человек взаимосвязь
14 слайд Описание слайда:Человек и Природа в 20 веке. Полуотравленная газом, По нефтяным болотам — вплавь, Куда ты рвёшься? Где твой разум? Взгляни в себя разумным глазом, Нельзя же все богатства разом – Чуть –чуть грядущему оставь! М. Дудин.
15 слайд Описание слайда:Анри Матисс Картина «Радость жизни» – мечта художника о золотом веке человечества. Идиллическая жизнь людей на фоне райской природы прославляет их счастливое совместное существование.
16 слайд Описание слайда:Курс профессиональной переподготовки
Учитель, преподаватель изобразительного искусства
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель мировой художественной культуры
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала: ДБ-322358
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийinfourok.ru
Презентация по МХК «Человек в мире природы»
ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ПРИРОДЫ
Г.И. Данилова
Мировая художественная культура
7-9 классы
10.1 Человек и Природа. Взгляд через века
Стр. 90-93
Альтами́ра — Испания. Пещера с наскальными росписями эпохи позднего палеолита 15-8 тыс. лет до н. э.
Человек каменного века не считал, что в этом мире он занимает какое-то особенное место. Все, что его окружало: явления природы, неживую материю, животных – объединяла единая жизненная сила. Здесь нет изображений природных элементов, но какими-же сильными, чистыми и прекрасными видятся эти животные человеку каменного века!
В Древнем Египте
природа уже неплохо
освоена человеком.
Сложную закономерность природных явлений египтяне постигли, ведя, (в течении сотен лет), наблюдения над звездами и уровнем воды в Ниле. Но все проявления природы
связываются с Богами.
Пейзаж рисовать еще не умеют.
Какие художник находит средства, что-бы выразить свое восхищение богатством и щедростью природы?
Древняя Греция Пелика с ласточкой.
Краснофигурная ваза. Эрмитаж.
На древнегреческих вазах нет пейзажей. Чтобы выразить радость от прихода весны, художник применил остроумное решение. Радость выражена через жесты и текст: три фигуры образуют живую группу, связанную общим чувством, объединяющим этих людей. Юноша, первым увидевший ласточку, говорит: «Смотри, ласточка»; его старший собеседник подтверждает: «Правда, клянусь Гераклом»; мальчик радостно восклицает, заключая беседу: «Вот она — уже весна!»
Собор монастыря Осиос Лукас в Фокиде 1030-40 гг.
В средневековой Европе право на существование имели лишь религиозные композиции. Изображалось нечто священное: Божественная история. Пейзаж подчеркивал божественность происходящего. На картинке справа можно видеть, что те же задачи стоят и перед современными художниками, если они берутся передать Евангельский сюжет.
Какие элементы пейзажа есть на мозаике?
Какими способами передается священный характер происходящего?
Большую роль в формировании пейзажной живописи сыграли европейские миниатюристы . В средневековой Франции при дворах герцогов Бургундских и Беррийских в 1410-х годах работали талантливые иллюстраторы братья Лимбург – создатели очаровательных миниатюр к великолепному часослову герцога Беррийского .
Их изящные и красочные рисунки, рассказывающие о временах года, показывают зрителю мастерски выполненные природные ландшафты.
Можно сказать, что в художественный мир вернулось изображение природы.
По тематике иллюстрации делятся на две группы: сцены из жизни знати и традиционные сельскохозяйственные работы.
Сенокос. Место — Париж, луг на островке Жюиф, рядом с Сите. Видны замок Консьержери, Сент-Шапель.
Охота. Место — дубовая роща вокруг Венсенского замка, владение герцога и место, где он родился.
Как художник передает пространство?
Февраль
Как художник передает пространство?
Как художник передает зимний день?
В начале XV века Филиппо Брунеллески (1377—1446), флорентийский архитектор, открыл и описал законы линейной перспективы в живописи .
Это позволило художникам получать изображения трёхмерного пространства на плоском полотне картины.
Что такое линейная перспектива?
Мазаччо. Троица. ц. Санта Мария Новелла
Между 1426-7 1428 гг.
Схема построения линейной перспективы «Троицы» Мазаччо.
Мона Лиза, 1503—1519
фрагмент
Что такое световоздушная перспектива?
Художники отказались от построения пространственных планов в виде нагромождения деталей, несогласованных в масштабе. Они обратились к научным разработкам в области линейной перспективы. Теперь пейзаж становится важнейшим элементом.
Леонардо да Винчи разработал теорию воздушной перспективы: линию на заднем плане мы видим размытой. Он осознал возникновение сфумато — дымки между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает цветовые контрасты и линии. Живопись приобрела еще большую реалистичность..
В традиционной китайской культуре человек в не ставится в центр мира, как на Западе: «человек – это только кончик волоска на гриве лошади».
Согласно учению Дао мир огромен и прекрасен. Человеку предлагается слиться с Дао и так достигнуть счастья. Учение Дао зародилось в IV—III в. до н. э..
На фоне этого учения в VI веке в китайском искусстве появился пейзаж.
Приписывается Лу Таньвэю. «Возвращение домой». На свитке изображён сюжет, посвящённый возвращению чиновника в родные края после ухода со службы.
Го Си. Осень в долине реки. деталь. 11в . Галерея Фрир, Вашингтон
Картины средневекового Китая очень поэтично передают окружающий мир. Одухотворенная и величественная природа в этих работах, выполненных тушью на шелке, предстает как огромная вселенная, не имеющая границ. Человек в ней не занимает главенствующего положения.
хороший пейзаж передает нам те чувства, которые владели художником.
Какое настроение создает этот пейзаж?
Что хотят сказать нам своими картинами эти художники?
Айвазовский И. К. «Девятый вал»
В какой мере художнику удалось передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии? Каково ваше впечатление от этого произведения?
Брюллов К. П. «Последний день Помпеи» 1830—1833 гг.
В какой мере художнику удалось передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии?
Каково ваше впечатление от этого произведения?
В какой мере художнику удалось передать внутренний мир человека перед лицом разбушевавшейся стихии? Каково ваше впечатление от этого произведения?
Контрольный тест по теме
«Человек и Природа. Взгляд через века»
А
Б
Г
В
?1.
Расположите фрагменты в последовательности, согласно которой развивался реалистический пейзаж.
?2.
Какие элементы пейзажа есть на мозаике?
Какими способами передается священный характер происходящего?
?3.
Что это:
1 Росписи стен замка? 2 Картины на тему природы? 3 Миниатюры рукописи? Как звали художников, создавших эти произведения?
?4.
Какой закон
передачи пространства
лежит в основе этой росписи?
?5.
Какой закон
передачи пространства
лежит в основе этой росписи?
Как называется дымка между зрителем и изображённым предметом, которая смягчает линии?
?6.
Почему китайские художники начали рисовать пейзаж раньше европейских?
videouroki.net
«Презентация по Мировой художественной культуре на тему»Человек и природа»
Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Человек и Природа. Взгляд через века. Цель урока:Проследить взаимосвязь природы и человека в разные периоды цивилизации.Быть может, вся природа – мозаика цветов? Быть может, вся природа – различность голосов?Быть может, вся природа — лишь числа и черты?Быть может, вся природа – желанье красоты?У мысли нет орудья измерить глубину,Нет сил, чтобы замедлить бегущую весну.Лишь есть одна возможностьсказать мгновенью:«Стой», разбив оковы мысли, быть скованным мечтой… К. Бальмонт Природа и Человек в глубокой древности.В глубокой древности природа казалась человеку грозной и устрашающей, её тайные силы заставляли его трепетать перед могущественной стихией. Природа и Человек в эпоху античности.В эпоху античности все проявления природы человек сосредоточил в руках величественных богов.АИД
АРЕС ГЕРААРЕСДИОНИС ДИОНИС
style.rotation
Природа и Человек в эпоху античности.Природа – сфинкс. И тем она вернейСвоим искусом губит человека,Что , может, статься, никакой от векаЗагадки нет и не было у ней. Ф.И Тютчев
Человек и Природа в эпоху Возрождения. Человек – венец творения Бога, центр и средоточие мира. Человек — часть бесконечного мира. Человек и Природа в эпоху Просвещения.В эпоху Просвещения Природа и Разум стали главным объектом изучения, а сам человек стал восприниматься как часть природы, живущий по её законам «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» Гёте «Фауст» Человек и Природа в 20 веке.В 20 веке деятельность человека стала оказывать заметное влияние на окружающую среду.Человек взаимосвязь
Человек и Природа в 20 веке.Полуотравленная газом,По нефтяным болотам — вплавь,Куда ты рвёшься? Где твой разум?Взгляни в себя разумным глазом, Нельзя же все богатства разом –Чуть –чуть грядущему оставь! М. Дудин. Анри Матисс Картина «Радость жизни» – мечта художника о золотом веке человечества. Идиллическая жизнь людей на фоне райской природы прославляет их счастливое совместное существование.
Приложенные файлы
schoolfiles.net
Презентация — Природа и Человек – главная тема искусства Востока
Текст этой презентации
Слайд 1
Тема: Природа и человек – главная тема искусства Востока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Садовская средняя общеобразовательная школа филиал с.Лозовое
с.Лозовое, Тамбовский район, Амурская область
МХК. 7 класс
Составила
учитель русского языка и литературы Ефимова Н.В.
Слайд 2
Проверка домашнего задания:
Какое впечатление оказывает природа на человека?
Кто из художников, композиторов и поэтов создал образ леса?
Назвать японского художника, который обращался к теме природы.
Какие композиторы обращались к теме природы? Назвать наиболее яркие композиции К.Дебюсси? Какое произведение Бетховена наиболее известно в мире.
Слайд 3
«Что за страна Восток!.. Вообразите: направо — гора, налево — гора, впереди — гора, а сзади, как вы сами можете себе представить, синеет гнилой Запад!..» — восклицал Козьма Прутков.
Слайд 4
Своеобразие художественной культуры Древнего Востока
На обширной территории, от Средиземного моря до Тихого океана, раскинулись земли, где много лет назад засияли ослепительным блеском древнейшие восточные цивилизации. К ним относят культуры Месопотамии, Индии и Китая. При всём разнообразии и самобытности каждой культуры, они имеют общие сходные черты.
Слайд 5
Художественная культура восточных цивилизаций символична. Она не копирует реальную жизнь, а, преломляясь в сознании художника, отражает её с помощью особого языка символов. Это делает искусство древнейших восточных цивилизаций загадочным и сложным для понимания европейцев.
Слайд 6
Природа и Человек — главная тема восточного искусства
На Востоке уже в глубокой древности Природа стала объектом тщательного изучения и наблюдения. Величественный мир Природы здесь осмыслялся в единстве бытия. В отличие от Греции, где человек был «мерой всех вещей», в восточном искусстве он лишь малая частица Природы.
Слайд 7
Особенно ощутимо такое восприятие Природы и Человека в художественной культуре Китая. Архитектурные сооружения не просто вписывались в природный ландшафт, а органично сливались с ним в тщательно продуманный единый ансамбль.
«Храм истинного единства» — комплекс со множеством храмов «Лунхушань». Китай.
Слайд 8
В качестве примера обратимся к характерным особенностям китайского зодчества. Секрет необычного впечатления, которое производит китайская архитектура, заключается в искусном, тщательно продуманном расположении зданий на фоне природы.
Китайское зодчество
Пещерный монастырь Юньган. V-IV вв. Китай.
Пагода Сунъюэсы. VI в. Китай
Слайд 9
По неприступным крутым вершинам гор на севере Китая, вдоль всей его северо-западной границы, на протяжении 5000 км протянулась Великая китайская стена. По грандиозности и масштабу сравнить её можно лишь с древними египетскими пирамидами.
Великая Китайская стена. IV-III вв. до н.э.
Слайд 10
Её назначение было – оградить китайское государство от набегов кочевых племён с севера. Вот почему поверху проложена дорога шириной в 5-8 метров, по которой легко могли передвигаться войска. Через каждые 100-150 метров по всей длине стены располагались массивные прямоугольные башни для передачи световых сигналов на случай приближения противника.
Великая Китайская стена. IV-III вв. до н.э.
Слайд 11
Китайская живопись
Идея гармоничного единения человека с природой стала характерной и для китайской пейзажной живописи. В величественном мире гор, лесов и рек можно увидеть маленькие фигурки одного-двух путников. Они никуда не торопятся, они просто созерцают первозданную красоту.
Ся Гуй. Далекий вид. XIII век.
Слайд 12
Зачастую картины китайских художников монохромны (одноцветны), но сколько в них едва уловимых оттенков и сочетаний! Особого мастерства достигли они в передаче воздушной перспективы.
Чжао Мэнфу. Две сосны и ровная даль. ок. 1310 г.
В произведениях пейзажной живописи художники передавали не столько очертания гор, деревьев и т.д., сколько мысль о безграничности окружающего мира.
Слайд 13
Не менее тщательно продумывались формат и композиционное решение картин: для изображения цепи гор выбирался горизонтальный формат свитка, для гористой местности, поросшей остроконечными верхушками сосен – вертикальный.
У Чжэнь. Одинокий рыбак. XIV в.
Ни Цзань. Деревья и долины горы Ю. 1372г.
Слайд 14
Известный поэт и живописец XVII века Ван Вэй в трактате «Тайное откровение науки живописца» писал:
«нельзя давать деревья без числа: важнее показать, как стройны, милы горы», «среди скал, нависших и опасных круч хорошо бы приютить странное дерево», «далёкие горы нужно снижать и раскладывать; близким же рощам надо скорее дать вынырнуть резко».
Чжун Цинь, династия Минь. XIV-XVI вв.
Слайд 15
Одним из проникновенных художников лирического пейзажа является Го Си (1020-1090). Его живописные произведения отличает тонкое знание жизни природы, особым образом влияющей на мир чувств и переживаний человека. Именно в изменчивости, по мнению художника, заключается красота природы.
Го Си. Деревья и ровная даль. Деталь. XI в.
Слайд 16
На горизонтальном свитке «Осень в долине Жёлтой реки» (фрагмент) художник располагает вдали бесконечную цепь гор, закрывающих хмурое осеннее небо. Передний план картины чёток, а очертания далёких гор расплывчаты, они кажутся окутанными влажной дымкой.
Го Си. Осень в долине Жёлтой реки. Фрагмент свитка. XI в.
Слайд 17
В картинах Го Си человек подчинён природе, неотделим от неё, слит с её жизнью. Вот почему мы едва различаем крошечные фигурки людей на фоне огромных, явно преувеличенных гор и деревьев.
Го Си. Осень в долине Жёлтой реки. Фрагмент свитка. XI в.
Слайд 18
Гармония Человека и Природы нашла своё поэтическое воплощение в творчестве многих китайских поэтов, и в особенности, Ли Бо (701-762). Его пейзажная лирика поражает глубиной философского проникновения в жизнь природы и человека. Художник-поэт не устаёт воспевать живописные реки и горы, солнечные закаты и ночное звёздное небо.
Китайская поэзия
Ли Бо, величайший поэт средневекового Китая. «Под луной одиноко пью»
Слайд 19
На горной вершине Ночую в покинутом храме.
К мерцающим звёздам Могу прикоснуться рукой.
Боюсь разговаривать громко: Земными словами
Я жителей неба
Не смею тревожить покой.
Ли Бо. Храм на вершине горы (Перевод А. Гитовича)
Ли Бо
Слайд 20
Закрепление материала. Какие страны относятся к Восточным странам? Где они располагаются? В какой стране человек был мерой всех вещей? А где человек был лишь малая частица?
Назвать шедевр зодчества Китая.
Какая идея была характерна для китайской живописи? Назвать великих китайских художников.
Назвать китайского поэта.
Слайд 21
Литература.
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Мировая художественная культура. 5-11 классы. Г.И.Данилова. М.: Дрофа, 2007.
Учебник «Мировая художественная культура». 7-9 классы: Базовый уровень. Г.И.Данилова. Москва. Дрофа. 2010 год.
Википедия – https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B8_%D0%91%D0%BE
topslide.ru
Презентация к уроку по МХК (8 класс) на тему: презентация к уроку «Человек и Природа» 8 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку в 5 классе на тему: «Объектный падеж местоимений» (К.И.Кауфман)Презентацияк уроку с картинками и заданиями….
Конспект урока и презентация к нему для 5 класса по теме «Искусство и декор»Работа содержит конспект урока и презентацию к нему по теме «Искусство и декор» для 5 класса….
Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана «Золотая осень»Презентация к уроку в 5 классе. Сочинение -описание картины И.И. Левитана «Золотая осень»…
Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.Пушкина «Руслан и Людмила»Презентация к уроку литературы 5 класс Иллюстрации к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила»…
Презентация к уроку в 10 классе на тему «Предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход» и разработка урока. А также План-конспект открытого урока в 5 классе на тему:Семья как потребитель товаров и услуг на рынкеВ данном материале дана разработка открытого урока на тему «предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход» и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на …
Фрагмент урока по теме «Погода и времена года», выступление на РМО и презентация к уроку в 6 классеВыступление на РМО по теме «Введение нового лексического материала», работа с лексикой по теме»Погода и времена года» с использованием презентации и стихов, работа с грамматическим материалом: образов…
Презентация к уроку в 5 классе (ФГОС) (УМК «Английский язык». 5 класс. В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина и др.)Презентация к уроку в 5 классе (ФГОС) (УМК «Английский язык». 5 класс. В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, И.П. Костина и др.Цикл 6, урок 2 )…
nsportal.ru
Человек и природа: христианская альтернатива | Всемирный Русский Народный Собор
Православный взгляд узнает в подмене понятий, воцарившейся в западной цивилизации, нечто более серьезное, чем реорганизация мирового экономического устройства, нечто более зловещее, чем обычное стремление к наживе.
Отказ от развития, обрекающий слабые страны на крах, а их жителей на вымирание, говорит о том, что субъект мирового управления мотивирован злом. Он ведет планету к катастрофе. Он не от Бога.
На протяжении всей истории человек преобразовывал природу вокруг себя, не присваивая ее дары, а стремясь их приумножить. Производя отбор сельскохозяйственных культур, человек не только обслуживал свои нужды, но и вносил разнообразие в природу. Домашние животные, особенно близкие спутники человека — собаки и кошки — тем отличаются от своих диких родственников, что в них вложена частица человеческой души. Возникновению этих видов нет объяснения в эволюционной теории. Это не результат отбора, а чудо преображения, как и тот эффект воспитания чувств, которое производит с ребенком общение с домашними любимцами.
О принципиальном различии в отношении к животным в восточных верованиях и в христианстве писал князь Е. Н. Трубецкой: «Жалостливое отношение к живой твари есть и в религиях Востока, в браманизме и буддизме, но там это сострадание и жалость обусловлены признанием тщеты всего жизненного стремления как такового. Эта жалость чужда надежды; она не несет с собою никакого обетования и радости для низшей твари. Христианство любит эту тварь иною любовью: оно верит в ее безусловную ценность и открывает ей в человеке и через человека сонаследие вечной жизни».
Возникновение домашних животных за много веков и эпох до появления научной селекции и открытия генетики — доказательство правоты христианского взгляда на отношения человека с природой.
Преображение природы человеком — процесс, в котором неизменно уничтожаются не только отдельные особи, но и видовые массы. Одним видам делается преимущество над другими — культурным растениям (не обязательно употребляемым в пищу) над сорняками, насекомым, способствующим опылению, — над насекомыми, поедающими кору и листья живых растений или сосущими кровь человека или скота. Это отличие подхода авраамических религий от ряда восточных религий (буддизма, джайнизма) исходит не из произвола, а из представления о Божественном присутствии в дикой природе.
Н. О. Лосский описывал «предвестники» нравственного поведения у высокоразвитых млекопитающих (хищников и травоядных) и напротив, прототипы безнравственности — использование своего потомства в пищу, умерщвление полового партнера и др. — у ряда видов дифференцированных членистоногих (пауков, клещей, термитов). При этом он отмечал, что у животных-паразитов наблюдается гипертрофированное развитие одних систем (пищеварение, размножение) и неразвитие других (зрение, дыхание). Из его сопоставления следует, что бытовое эстетическое восприятие человеком различных видов живых существ зависит не только от их формы, цвета, движения, но и от их образа жизни, вплоть до дифференциации внутри отрядов и семейств. Самые высокие эстетические эмоции вызывают представители фауны, проявляющие прототипы альтруизма, нежности и верности в брачных и родительских отношениях, в том числе длительно воспитывающие у потомства навыки трудного выживания в дикой среде. Самое глубокое отвращение, напротив, вызывают существа без конечностей и глаз, паразитирующие на других животных и человеке, легко добывающие себе пищу и безразличные к своему потомству — это тоже живые существа, но они не названы в Книге Бытия обладателями души живой.
Следуя христианской этике, человек целенаправленно помогает братьям меньшим, которым покровительствует, избавиться от паразитов, мешающих жить, цвести и плодоносить, высасывающих кровь и соки. Преображенная человеком природа отличается от хаоса нетронутой природы тем же, чем сад отличается от леса. Сад — это преображенная, более совершенная природа, где растения не отнимают друг у друга свет и тепло, где им продлевается жизнь, когда они болеют, в которой сам человек испытывает высшие эстетические переживания. Превращение дикого леса в сад — стремление к Божественному идеалу гармонии. Оно требует целенаправленного творческого, развивающего душу труда, противостоящего энтропии как в природе, так и в самом человеке. Такую деятельность в быту называют «благодарной», поскольку ее результат вызывает особого рода эстетические чувства у самого преобразующего — подобно чувствам композитора, завершившего симфонию.
Городская среда, насыщенная садами и парками, не только содержит больше кислорода, чем «каменные джунгли» — в ней человек раскрывает лучшие свои черты, вдохновляется самыми чистыми помыслами, особенно если эстетика природы вливается в эстетику классической архитектуры.
Христианский идеал предполагает вовлечение дикой природы в человеческие смыслы — в противоположность первобытному хаосу, а никак не в согласии с ним. Сюжеты русских икон «О тебе радуется, благодатная, всякая тварь», где Богородица изображалась на фоне храма в окружении дикой твари — не хищной, не коварной, а преображенной, тянущейся к ней с выражением любви, или «Всякое дыхание да хвалит Господа», где твари лесные, стремясь ко Христу, соседствовали с ангелами небесными.
«Если есть всемирный смысл, то весь мир должен объединиться во единый храм Божий, вся тварь должна собраться вокруг благовестителя этого смысла — человека… Это и есть тот грядущий космос, собранный во Христе, мир, согретый материнскою любовью св. Девы и воскресший в Боге, который в христианстве противополагается ныне царствующему на земле хаосу», — писал по этому поводу Е. Н. Трубецкой.
Стремление к этому идеалу в человеческой культуре воплотилось в создании зоологических садов и парков. Аллегории приручения всего животного мира проникли и в советскую детскую литературу, служа образной антитезой насильственной мировой революции в поэтических сказках К. И. Чуковского. К этому же ряду относится многовековой цирковой жанр укротительства, в начале ХХ века в России ставший высоким искусством благодаря В. Л. Дурову. Между тем в западной культуре середины ХХ века эта идея инвертировалась в свою противоположность — в опыты проживания людей в хищной стае не с целью ее очеловечивания, а ради эскапистского погружения человека в первобытность.
Отечественное цирковое сообщество практиковало выращивание детенышей хищников в домашних условиях, о чем были написаны замечательные развивающие книги. Увы, это начинание было прервано после инцидента с семьей Берберовых, содержавших дома взрослых львов. Фактически Берберовы совершили две ошибки: во-первых, предоставили диким зверям статус равноправных членов семьи, во-вторых, создали вокруг питомцев телевизионный культ — то есть, сообщив питомцам человеческие свойства, развили в них гордыню. Этот эпизод, достойный не только естественнонаучной, но и богословской интерпретации, не опровергает, а подтверждает императив владычествования человека над дикой природой, постулированный в Книге Бытия.
Христианское отношение человека с живой природой — это отношение покровительства. Природа не может без человека излечить свои раны не только, когда их создал сам человек — например, при извержении вулкана или падении метеорита. Только человек в состоянии остановить наступление пустыни, спасти растения от засухи, погасить пожар, вызванный молнией. Но эти действия — не самоцель: человек отстаивает ту среду, в которой он обитает сам, которую преобразует, стремясь к достижению гармонии, и каждое такое действие уменьшает хаос, создает новое качество.
Вопреки обилию природозащитных мероприятий и инициатив, сам стиль организации которых выражает ханжество международной бюрократии, процессы глобализации отнюдь не способствуют сохранению природы в преображенном или даже в первобытном состоянии. Распад СССР ознаменовался разрушением и разграблением уникального Сухумского заповедника. В Африке национальные парки (Кения, Танзания) стали лагерями незаконных вооруженных формирований при прямом попустительстве западных держав. Подвергшийся «демократизации» Египет не имеет средств на борьбу с опустыниванием своих земель. Практика политического мальтузианства грозит как человеку, так и живой природе, поскольку лишает ее покровительства, к которому Св. Писанием призван человек.
Исходя из этого, русское православие, формулируя собственный подход к проблемам окружающей среды, может выступить на международном уровне с Доктриной преображения природы, ставящей во главу угла Человека — как выразителя воли Господней и как покровителя всего живого. Человек, как образ и подобие Божие, должен обладать источниками собственного выживания, чтобы осуществлять заботу о природе и целенаправленно, а не хаотически, восстанавливать ее цветущее разнообразие. Фундаментальное право человека на жизнь есть первая предпосылка развития природы в гармонии.
Поставив экологическую проблему с головы на ноги, отделив приоритеты экологической науки и практики от мизантропического и псевдо-апокалиптического налета, от смысловых подмен и софистики, Россия, в лице ученого сообщества, Русской Православной Церкви и — при их согласии — других авраамических конфессий, могла бы инициировать объективное, базирующееся на подтвержденных данных разных отраслей наук, исследование реальных угроз: а) изменений климата в различных частях света; б) влияния различных источников энергии на окружающую среду; в) оценки запасов ресурсов углеводородов, а также металлов, используемых в энергетике. Для реализации этого начинания целесообразно создание международной организации, альтернативной Международному бюро по изменениям климата (IPCC), которое в канун Копенгагенского саммита уже было уличено в грубой подтасовке данных, в частности, о таянии ледников (а его руководство — в конфликте интересов).
До получения достоверных данных о тенденции к глобальному потеплению и/или об угрозе полного истощения минеральных ресурсов земли за 100 лет (точнее, за 60, т. к. подобный прогноз Римского клуба относится к 1972 году) как исполнение указаний и требований, основанных на неподтвержденных гипотезах, представляется нецелесообразным.
«Существующие учебники экологии, в которых нет Божиего мира, представляются мне каким-то чудовищным искажением природы», — говорил на Рождественских Чтениях 1997 года энтузиаст религиозного преподавания естественнонаучных дисциплин профессор Московской государственной геологоразведочной академии, доктор химических наук А. В. Панкратов. К сказанному можно добавить, что в государственных доктринальных документах в этой области сегодня, к сожалению, также нет Божиего мира — зато присутствуют требования IPCC и догматы т. н. Хартии Земли, где права человека приравнены к правам дикой фауны и флоры.
«Чудовищное искажение», о котором говорит А. В. Панкратов, представляется нам результатом не только игнорирования христианского представления об отношениях человека с природой, но и объективных научных данных о природных процессах. Между тем экологические проблемы могли бы стать важной платформой для постоянного диалога между наукой и религией в России, на основе которого выносились бы рекомендации о неотложных мерах защиты природных сред в различных регионах, о ликвидации последствий неряшливого пользования природными источниками и недрами, о восстановлении лесных массивов, о совершенствовании противопожарных мероприятий, о воспроизводстве рыбных ресурсов, а также об уместных и целесообразных формах развития энергетики с учетом экономической обоснованности и о приоритетах создания пригородных зеленых зон и озелененных общественных пространств в городах.
Экологическое образование в школе, прививающее не только знания об исчезающих видах, но и о способах их сохранения в естественных и искусственных условиях, необходимо совместить с изучением географии — включая как основы геологии и климатологии, так и экономическую географию. Неподдельная любовь к дикой природе начинается со своих скворцов и журавлей, а не с заморских горилл.
Экологическая доктрина Русской Православной Церкви, выражающая традицию богословской мысли в сфере отношений природы и человека, призвана поставить во главу угла нравственные ценности, рассматривая совершенствование природной среды на основе совершенствования самого человека, и через них сформулировать этические требования ко всем профессиям, связанным с использованием природных ресурсов, отдав должный приоритет отраслям производства общественно необходимых продуктов, и с определением источников средств на экологические нужды — с позиций благополучия и достатка граждан. Этот документ, рассчитанный на мировое звучание, должен быть противопоставлен мизантропии.
Константин Черемных
vrns.ru