Классификационная схема природных ресурсов мирового океана – Пользуясь текстом учебника составьте в тетради классификационную схему природные ресурсы мирового океана. Примените её для доказательства положения о том, что Мировой океан является кладовой разнообразных природных богатств.

Урок «Ресурсы Мирового океана» 10 класс

Ресурсы Мирового океана

По мнению многих ученых-океанологов, Мировой океан представляет собой огромную кладовую различных природных ресурсов, которые вполне сравнимы с ресурсами земной суши.

Во-первых, к таким богатствам относится сама морская вода. Объем ее составляет 1370 млн. км3, или 96,5% всей гидросферы. На каждого жителя Земли приходится примерно 270 млн. м3 морской воды. Этот объем равен семи таким водохранилищам, как Можайское на Москве-реке. К тому же в морской воде содержится 75 химических элементов: поваренная соль, магний, калий, бром, уран, золото. Морская вода служит также источником получения йода.

Во-вторых, Мировой океан богат минеральными ресурсами, которые добываются с его дна. Наибольшее значение имеет нефть и газ, которые добывают с континентального шельфа. Они составляют по стоимости 90% всех ресурсов, получаемых сегодня с морского дна. Морская добыча нефти в общем объеме составляет приблизительно 1/3. Ожидается, что к 2000 году половина всей нефти, которая добывается на Земле, будет иметь морское происхождение. Значительная добыча нефти сейчас ведется в Персидском заливе, в Северном море, в Венесуэльском заливе. Большой опыт в освоении подводных нефтегазовых месторождений накоплен в Азербайджане (Каспийское море), США (Мексиканский залив и побережье Калифорнии).

Главным богатством глубоководного ложа океана являются железомарганцевые конкреции, содержащие до 30 разных металлов. Они были обнаружены на дне Мирового океана еще в 70-х годах XIX века английским научно-исследовательским судном «Челленджер». Наибольший объем железомарганцевые конкреции занимают в Тихом океане (16 млн. км ). Первый опыт добычи конкреций предприняли США в районе Гавайских островов.

В-третьих, огромен потенциал энергетических ресурсов вод Мирового океана. Наибольший прогресс достигнут в области использования энергии приливов и отливов. Установлено, что лучшие возможности для создания крупных приливных станций имеются в 25 местах Земли. Большими ресурсами приливной энергии обладают следующие страны: Франция, Канада, Великобритания, Австралия, Аргентина, США, Россия. Лучшие возможности этих стран объясняются тем, что высота прилива здесь достигает 10-15 м. Россия по потенциальным запасам приливной энергии занимает одно из первых мест в мире. Особенно велики они на побережьях Белого, Баренцева и Охотского морей. Суммарная энергия их превышает энергию, вырабатываемую сегодня гидроэлектростанциями страны. В некоторых странах мира разрабатываются проекты использования энергии волн и течений.

В-четвертых, нельзя забывать и о биологических ресурсах Мирового океана: растениях (водорослях) и животных (рыбах, млекопитающих, моллюсках, ракообразных). Объем всей биомассы океана составляет 35 млрд. тонн, из нее на рыбу приходится 0,5 млрд. т. Как и на суше, в Мировом океане есть более и менее продуктивные территории. Они охватывают площади шельфа и периферийной части океана. Наиболее продуктивными в мире являются Норвежское, Берингово, Охотское, Японское моря. Океанические пространства, отличающиеся низкой продуктивностью, занимают почти 2/3 площади океана.

Более 85% биомассы, которую использует человек, составляют рыбы. Мизерная доля приходится на водоросли. Благодаря рыбе, моллюскам, ракообразным, выловленным в Мировом океане, человечество на 20% обеспечивает себя белками животного происхождения. Биомасса океана используется также для получения высококалорийной кормовой муки для животноводства.

В последние годы в мире все более широкое распространение находит разведение некоторых видов организмов на искусственно созданных морских плантациях. Эти промыслы называются марикультурой. Развитие марикультуры имеет место в Японии (устрицы-жемчужницы), Китае (устрицы-жемчужницы), США (устрицы и мидии), Франции (устрицы), Австралии (устрицы), Нидерландах (устрицы, мидии), средиземноморских странах Европы(мидии). В России, в морях Дальнего Востока, выращивают морскую капусту (ламинарию), морских гребешков.

Бурное развитие техники и технологии привело к вовлечению в хозяйственный оборот ресурсов океана, а его проблемы приобрели глобальный характер. Этих проблем достаточно много. Они связаны с загрязнением океана, снижением его биологической продуктивности, освоением минеральных и энергетических ресурсов. Использование океана особенно увеличивалось за последние годы, что резко усилило нагрузку на него. Интенсивная хозяйственная деятельность привела к растущему загрязнению вод. Особенно пагубно сказываются на экологической обстановке в Мировом океане аварии нефтеналивных судов, буровых платформ, слив загрязненной нефтью воды с судов. Особенно загрязнены окраинные моря: Северное, Балтийское, Средиземное, Персидский залив.

Загрязняются воды Мирового океана и отходами промышленности, и бытовыми отходами и мусором.

Сильное загрязнение Мирового океана снизило биологическую продуктивность океана. Например, Азовское море сильно загрязнено удобрениями с полей. В результате рыбопродуктивность этого водоема заметно снизилась. В Балтийском море сильные загрязнения уничтожили всякую биологическую жизнь на 1/4 его акватории.

Проблема Мирового океана — это проблема будущего всей цивилизации, так как от того, насколько разумно человечество их разрешит, зависит и его будущее. Решение этих проблем требует согласованных международных мер по координации использования океана. В последние годы принят ряд международных соглашений, ограничивающих загрязнение вод океана. Однако экономические проблемы его настолько остры, что необходимо переходить к более кардинальным мерам, так как гибель Мирового океана неминуемо приведет к гибели всей планеты.

infourok.ru

Ресурсы Мирового океана


II. Изучение нового материала.— На сегодняшнем уроке мы с вами
продолжим знакомиться с разнообразными
природными ресурсами мира.

1. Классификация
ресурсов Мирового океана.

— Великий неизвестный – именно так до сих пор
называют Мировой океан ученые-океанологи. Ведь,
несмотря на то, что человечество вот уже полвека
осваивает космос, океанские глубины остаются, во
многом, не изучены. Что же скрывают эти глубины?
Попробуем хотя бы приоткрыть эту тайну сегодня
на уроке.

— Как вы уже поняли, тема урока – “Ресурсы
Мирового океана”.
(Слайд 1) Запишите её себе в
тетради.

— На первом уроке по разделу “Мировые природные
ресурсы” мы с вами вспомнили, что все природные
ресурсы делятся на две группы. Какие?

 

 

 

— Верно. (Слайд 2) Объясните же, к какой группе –
исчерпаемым или неисчерпаемым – относятся
ресурсы Мирового океана?

 

 

 

 

 

 

(Слайд 3)

— Таким образом, можно сделать вывод, что
ресурсы Мирового океана приобрели определённую
самостоятельность, и рассматривать их
необходимо с точки зрения и исчерпаемости, и
неисчерпаемости. Поэтому дополним схему, которую
мы начали на прошлом уроке.

— Классификацию ресурсов Мирового океана можно
представить в виде схемы. (Слайд 4)

— Виды ресурсов Мирового океана: биологические,
минеральные (морская вода и минеральные ресурсы
дна океана), энергетические и рекреационные.

— Запишите в свои тетради данную схему, и по ходу
моего рассказа вам необходимо будет её дополнить
в течение урока.


2. Главный ресурс Мирового океана – морская
вода.

— (Слайд 5) Основной ресурс Мирового океана -
морская вода, запасы которой на Земле составляют
около 1370 млн. км3, 96,5%. Она содержит около 80
химических элементов периодической системы
Менделеева, среди которых такие важные, как уран,
калий, бром, магний, кальций, медь, натрий. “И хотя
основным продуктом морской воды до сих пор
остаётся поваренная соль, в настоящее время всё
больше и больше возрастает добыча магния, брома,
меди и серебра, запасы которых неуклонно
истощаются на суше, тогда как в океанских водах
их содержится до полмиллиарда тонн.” [1]

— “Помимо выделения химических элементов
морская вода может быть использована для
получения необходимой человеку пресной воды.
Сейчас имеется в наличии много промышленных
методов опреснения: применяются химические
реакции, при которых примеси удаляются из воды;
солёную воду пропускают через специальные
фильтры; наконец, производится обычное
кипячение.” [1]

— Крупнейшие производители пресной воды —
Кувейт, США, Япония.


3. Минеральные ресурсы дна океана.

(Слайд 6) Кроме собственно морской воды
минеральные ресурсы Мирового океана
представлены и полезными ископаемыми его дна.

— На континентальном шельфе находятся
прибрежные россыпные месторождения — золото,
платина; встречаются и драгоценные камни -
рубины, алмазы, сапфиры, изумруды.

— Посмотрите на карту “Ресурсы Мирового
океана” в атласе, в какой его части расположены
месторождения фосфоритов?

 

— “Фосфориты можно использовать в качестве
удобрений, причём запасов хватит на ближайшие
несколько сот лет.

— Самый же интересный вид минерального сырья
Мирового океана — это знаменитые
железомарганцевые конкреции, которыми покрыты
громадные по площади подводные равнины.
Конкреции представляют собой своеобразный
“коктейль” из металлов: туда входят медь,
кобальт, никель, титан, ванадий, но, конечно же,
больше всего железа и марганца, но результаты
промышленной разработки железомарганцевых
конкреций пока ещё очень скромны.

— Зато полным ходом идёт разведка и добыча нефти
и газа на прибрежном шельфе, доля морской добычи
приближается к 1/3 мировой добычи этих
энергоносителей.” [1]

— (Слайд 7) В особо крупных размерах идёт
разработка месторождений в Персидском,
Венесуэльском, Мексиканском заливе, в Северном
море; нефтяные платформы протянулись у берегов
Калифорнии, Индонезии, в Средиземном и
Каспийском морях.

— Откройте контурные карты и отметьте на ней
основные месторождения нефти, расположенные на
шельфе Океана.


4. Энергетические ресурсы Мирового океана.

— (Слайд 8) Проблема обеспечения электрической
энергией многих отраслей мирового хозяйства,
постоянно растущих потребностей более чем
шестимиллиардного населения Земли становится
сейчас все более насущной.

— Основу современной мировой энергетики
составляют тепло- и гидроэлектростанции. С
середины 20 века началось изучение
энергетических ресурсов океана. Они
представляют большую ценность как
возобновляемые и практически неисчерпаемые.

— Океан – гигантский аккумулятор и
трансформатор солнечной энергии, преобразуемой
в энергию течений, тепла и ветров. Энергия
приливов – результат действия
приливообразующих сил Луны и Солнца.

— Приливные электростанции имеются во Франции в
устье реки Ранс, в России — Кислогубская ПЭС на
Кольском полуострове, в заливе Фанди (Канада), на
побережье Кимберли в Австралии и т.д.

— Разрабатываются и частично реализуются
проекты использования энергии ветров, волн,
течений, тепла, образующегося в недрах
океанического дна.

— Воды Мирового океана обладают огромными
запасами дейтерия — топлива для будущих
термоядерных электростанций.


5. Биологические ресурсы Мирового океана.

— (Слайд 9) Главное богатство Мирового океана -
это его биологические ресурсы. Под
биологическими ресурсами понимаются животные и
растения, обитающие в его водах. Биомасса
Мирового океана насчитывает около 180 тыс. видов
животных и около 20 тыс. видов растений, а ее общий
объем оценивается в 40 млрд. т.

— Биологические ресурсы Мирового океана
многообразны. По масштабам использования и
значению, ведущее место среди них занимает
нектон, то есть активно плавающие в толще воды
животные (рыбы, моллюски, китообразные и др.).
Главным образом, ведется добыча рыбы, на которую
приходится 85% используемой человеком морской
биомассы.

— Бентос, то есть донные растения и животные,
используется пока недостаточно: в основном
двустворчатые моллюски (гребешки, устрицы, мидии
и др.), иглокожие (морские ежи), ракообразные
(крабы, омары, лангусты). Все большее применение
находят водоросли. Миллионы людей употребляют их
в пищу. Из водорослей получают лекарства,
крахмал, клей, изготавливают бумагу, ткани.
Водоросли— отличный корм для домашнего скота и
хорошее удобрение.

— Ежегодно вылавливается 85-90 млн. т рыбы,
моллюсков, водорослей и других продуктов. Это
обеспечивает около 20% потребности человечества в
белке животного происхождения.

— (Слайд 10) Всё более широкое распространение
получает марикультура – искусственное
разведение и выращивание на морских плантациях
морских организмов (моллюсков, ракообразных,
водорослей) – и аквакультура – разведение
водных организмов в пресной воде.

— (Слайд 11) В Мировом океане есть более или менее
продуктивные акватории. К числу наиболее
продуктивных принадлежат Норвежское, Северное,
Баренцево, Охотское и Японское моря. При этом 63%
мирового улова приходится на Тихий океан,
Атлантический и Северный Ледовитый океаны
обеспечивают около 28% мирового улова, Индийский
океан обеспечивает лишь около 9%.

— Отметьте на контурной карте наиболее
продуктивные акватории Мирового океана.


6. Рекреационные ресурсы Мирового океана.

— (Слайд 12) Мировой океан обладает огромными
рекреационными ресурсами. Еще древние греки и
римляне высоко ценили морские купания и
плавание. Само пребывание у моря и на море
благотворно влияет на здоровье и настроение
человека.

— Наиболее посещаемыми являются Средиземное,
Карибское и Красное моря.

— Отметьте их на контурной карте.

— Океан, будучи кладовой разнообразнейших
богатств, также является бесплатной и удобной
дорогой, которая связывает удаленные друг от
друга континенты и острова. Морской транспорт
обеспечивает почти 80% перевозок между странами,
служа развивающемуся мировому производству и
обмену.


7. Проблемы Мирового океана.

— Мировой океан может служить переработчиком
отходов. Благодаря химическому и физическому
воздействию своих вод и биологическому влиянию
живых организмов, он рассеивает и очищает
основную часть поступающих в него отходов,
сохраняя относительное равновесие экосистем
Земли. Однако человек не сумел сохранить
девственность Мирового океана.

— (Слайд 13) При интенсивном использовании
ресурсов Океана происходит его загрязнение в
результате сброса в реки и моря промышленных,
сельскохозяйственных, бытовых и других отходов,
судоходства, добычи полезных ископаемых.

— Особую угрозу представляет нефтяное
загрязнение и захоронение в глубоководных
частях океана токсичных веществ и радиоактивных
отходов.

— Если посмотреть на карту “Экологические
проблемы мира”, можно увидеть, насколько сильно
загрязнён Океан.

— Приведите примеры наиболее загрязненных
районов Мирового океана.

— (Слайд 14) Проблемы Мирового океана требуют
согласованных международных мер по координации
использования его ресурсов и предотвращению
дальнейшего загрязнения, ведь близок день, когда
неумолимо растущее население мира, истратившее
свои последние ресурсы на суше, обратит свои
полные надежды взоры к морю. Море обеспечит и
продуктами питания, и даст нашей промышленности
минеральное сырьё, и снабдит нас неисчерпаемыми
источниками энергии, и станет местом нашего
отдыха. Только нужно сберечь его до этого дня!

 

 

 

 

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

Записывают тему в тетради.

 

Ответ: Природные ресурсы делятся на
исчерпаемые и неисчерпаемые. Исчерпаемые в свою
очередь делятся на возобновимые и
невозобновимые.

 

Ответ: Ресурсы Мирового океана можно отнести
как к исчерпаемым — они включают биологические и
минеральные богатства, — так и к неисчерпаемым,
так как Океан можно использовать как источник
энергии, ресурсы Мирового океана можно отнести и
к рекреационным ресурсам, так как люди любят
отдыхать на берегу моря и даже погружаться на дно
океана.

 

Дополняют схему “Природные ресурсы” в
тетрадях.

 

 

 

 

 

 

 

Записывают схему “Ресурсы Мирового океана”.

 

 

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

Анализируют информацию из слайда.

Конспектируют новый материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

Анализируют карту в атласе “Ресурсы Мирового
океана”. Ответ: Месторождения фосфоритов
расположены на шельфе и частично материковом
склоне.

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют информацию из слайда.

Конспектируют новый материал.

 

 

 

 

 

Работают с контурной картой.

 

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

 

Анализируют информацию из слайда.

 

 

 

Конспектируют новый материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют информацию из слайда.

Конспектируют новый материал.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют информацию из слайда.

Конспектируют новый материал.

 

 

 

 

 

 

Работают с контурной картой.

 

 

Воспринимают рассказ учителя.

 

 

 

 

 

Работают с контурной картой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют информацию из слайда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют карту “Экологические проблемы
мира”.

 

 

 

Воспринимают рассказ учителя.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

их виды и значение :: SYL.ru

Сейчас, когда на всей планете происходят глобальные перемены, Мировой океан в жизни человечества, как никогда ранее, играет огромную роль. Ведь в нем заключены такие богатства, которые при рациональном использовании и обеспечении их воспроизводства, практически бесконечны. При правильном подходе ресурсы Мирового океана могут обеспечить промышленность необходимым сырьем, а растущее огромными темпами население планеты – едой и пресной водой, спасти от энергетического кризиса. Все его неисчерпаемые богатства делятся на несколько типов.

Ресурсы Мирового океана: их основные виды

1. Морская вода. Это первый и основной ресурс. Во-первых, она выделяет 75 важных химических элементов (бром, калий, магний, уран и другие). От всей добычи поваренной соли в мире доля, полученная из океанских вод, составляет 33%. Также они являются источником некоторых металлов (в том числе серебра и меди), необходимых для промышленности. Кроме того, из воды морской можно получать пресную. А это немаловажно, если взять во внимание ее дефицит во многих жарких странах.

2. Минеральные ресурсы Мирового океана. Это не только то, что находится непосредственно в его водах, а и то, что спрятано в недрах. На дне океана лежит много полезных ископаемых. Некоторые из них – платину, золото, а иногда и драгоценные камни — воды вымывают на побережья континентов. Огромные подводные равнины Мирового океана покрыты преимущественно железомарганцевыми конкрециями. Они представляют собой смесь из множества металлов: кобальта, титана, никеля, ванадия, меди. Но преобладает среди них, конечно же, марганец и железо.

3. Энергетические ресурсы Мирового океана. Это температурный режим и движение его вод. В данное время продолжается освоение энергии отливов и приливов, начатое еще в Средние века, разрабатываются учеными проекты по самому целесообразному использованию энергии течений, волн и прибоев.

4. Топливные ресурсы Мирового океана. В недрах его в большом количестве сформировались и скопились залежи нефти, каменного угля и природного газа. Эти горючие ископаемые являются самыми широко используемыми видами топлива в современном мире. Потребность в них большинства стран возрастает с каждым днем, так как не все регионы обеспечены ими в равной степени. Проведенные геологоразведочные работы показали, что именно дно Мирового океана может служить основным источником добычи газа и нефти.

5. Природные ресурсы Мирового океана. Общий объем его биомассы, состоящей из водорослей и животных, — 35 млрд. тонн. Этого достаточно для пропитания 30 млрд. человек. Чтобы пищевые ресурсы Мирового океана оставались неистощимыми, их нужно очень бережно использовать, ни в коем случае не превышать максимальный предел вылова рыбы, ластоногих и китов. Один из способов повысить его биологическую продуктивность – искусственно разводить живые организмы в прибрежных зонах.

Дополнительное значение Мирового океана

Он служит не только кладезем всевозможных ресурсов, а и дорогой, соединяющей целые континенты. Большинство перевозок, совершаемых между странами, обеспечивает именно морской транспорт. Также физические и химические свойства океанских вод, влияние населяющих их живых организмов, способствуют переработке почти всех поступающих в него отходов, тем самым поддерживаются экосистемы планеты.

www.syl.ru