Инвестиционный климат россии: ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КЛИМАТ В РОССИИ

Содержание

Инвестиционный климат России. Влияние кризиса и посткризисное развитие

№2(13), 2010
Научная жизнь

В данной статье речь пойдет от роли инвестиций в развитии России, об инвестиционном климате страны, о влиянии кризиса и о перспективах посткризисного развития страны.

Alexey Pudovkin. The investment climate of Russia Federation. The «crisis effect» and the post-crisis development.

This article is dedicated to the problem of investment and its role in the extension of the Russian economy, about the extent, up to which the Russian economy is affected by the current crisis and the outlook of the post-crisis development.

Инвестиции на сегодняшний день играют важнейшую роль в развитии любой страны. Инвестиции могут осуществляться компаниями-резидентами страны, а могут быть зарубежными, то есть осуществляться нерезидентами. Важно отметить, что с точки зрения анализа инвестиционного климата, важно учитывать как внутренние, отечественные инвестиции, так и зарубежные.

Можно было бы, однако, выделить негативные последствия от привлечения зарубежных инвестиций, как то утрата контроля над отечественными компаниями, вытеснение отечественных компаний зарубежными или же возможное раздутие спекулятивного пузыря. Но все же большинство стран мира находятся в состоянии постоянной борьбы за привлечение зарубежных инвестиций. Так, рост объема зарубежных капиталовложений приводит к росту уровня производительности труда, росту уровня занятости, повышению конкурентоспособности отечественных предприятий, передаче управленческих навыков, технологий и ноу-хау зарубежных высокотехнологичных предприятий. Ситуация предельно проста: нет инвестиций,- следовательно нет развития и роста.

Итак, инвестиции — это капиталовложения. В зависимости от цели осуществления, они подразделяются на прямые и портфельные. Прямые инвестиции осуществляются с целью получения контроля над хозяйственной деятельностью того или иного предприятия, что выражается в приобретении такого пакета акций, который допустил бы его владельца к механизму принятия решений в данном конкретном предприятии. Размер такого пакета, в первую очередь зависит от общего количества как акционеров, но в большинстве случаев он составляет примерно 10% акций. Прямые инвестиции представляют собой активное владение предприятием. Портфельные инвестиции, в свою очередь, представляют собой пассивное владение предприятием. Они осуществляются в рамках формирования портфеля ценных бумаг с точки зрения создания оптимальной доходности при минимизации рисков. Контроль над хозяйственной деятельностью предприятия в таком случае отсутствует.

Еще одним важнейшим преимуществом привлечения инвестиций служит то, что именно инвестиции являются источником образования капитала. Цепочка сбережения — инвестиции — накопление есть не что иное, как схема капиталообразования. Сбережения — это та часть ВВП, которая не идет на конечное потребление товаров и услуг. И именно сбережения являются основой для осуществления инвестиций. А инвестиции в реальный капитал приводят к его росту, или валовому накоплению. Соотношение валового накопления в ВВП является

нормой валового накопления. С некоторым упрощением норму валового накопления можно считать отношение инвестиций в экономику страны к ее ВВП. Именно норма валового накопления является индикатором развития, прогресса и модернизации экономики страны.

В 2009 году норма валового накопления в Росси составила 26%. На первый взгляд можно порадоваться, ведь это на уровне с мировым лидером — США. Но вот проблема: США — промышленно развитое государство, находящееся на стадии постиндустриального развития, которому нужно поддерживать существующие темпы развития, а Россия — государство развивающееся, то есть то, которому нужно стимулировать развитие и способствовать наращиванию темпов экономического роста, чтобы в конце — концов перейти в разряд развитых государств. А для продолжительного роста и развития экономики, то есть для выполнения той самой заветной цели, что стоит сегодня перед Россией и именуется модернизацией экономки, данный показатель должен быть на уровне 35%. Стало быть, инвестиции для российской экономики являются стратегически важным приоритетом.

Инвестиционный климат — это условия для приложения капитала в данной стране, то есть условия для осуществления в ней инвестиций. Понятие инвестиционного климата охватывает целый комплекс условий: макро и микроэкономические, социальные, политические, степень развития предпринимательской среды, степень бюрократизации общества, условия правового регулирования, система защиты прав собственности, степень развития общественных институтов, совершенство налоговой системы, наличие административных барьеров, ёмкость внутреннего рынка и так далее. В основе инвестиционного климата лежит инвестиционная привлекательность страны с точки зрения соотношения будущей прибыли и возможных рисков. Оценивается инвестиционный климат с точки зрения двух основных групп инвесторов:

кредиторов
, то есть тех, кто намеревается дать в долг посредством предоставления кредита напрямую или же покупки облигаций и инвесторов, то есть тех, кто планирует вложить капитал в частный бизнес путем создания предприятия, покупки уже существующей компании или части ее акций. Количественной оценкой инвестиционного климата служит рейтинг, выставляемый по той или иной методики одним из рейтинговых агентств. К наиболее авторитетным международным рейтинговым агентствам относятся: Moody’s, Fitch, Standard & Poor’s, Euromoney, HIS Global Insight, Business Environment Risk Intelligence, A.T. Keareney, The Economist Intelligence Unit, и Political Risk Services Group.

Рейтинги для инвесторов называют инвестиционными, а для кре­диторов — кредит­ными. Под кредитным рейтингом страны или компании подразумевается ее оценка с точки зрения кредиторов. Иначе говоря, кредитоспособность или же степень достоверности возвращения кредитору выданного им кредита или займа. Данный рейтинг является показателем степени доверия к компании и нужен ей для полу­чении банковских кредитов и при про­даже долговых ценных бумаг, то есть при осуществлении операций на рынке заемного капитала. Под инвестиционным рейтингом понимается привлекательность компании или страны с точки зрения осуществления в нее инвестиций, или же оценка с точки зрения инвестора.

Данный рейтинг играет первостепенную роль при борьбе за приток зарубежных инвестиций в страну. Инвестиционный рейтинг компании показывает ее экономическую привлекательность. То есть то, насколько выгодным может стать приобретение ее акций. Кредитный и инвестиционный рейтинги бывают как долгосрочными, так и краткосрочными.

Рейтинги стран называются суверенными рейтингами. Международные рейтинговые агентства присваивают также рейтинги по национальной шкале в тех странах, где, по мнению инвесторов, рейтинги по глобальной шкале не обеспечивают адекватную дифференциацию рисков или не соответствуют шкале, уже широко используемой в данной стране. Национальные рейтинги являются оценкой кредитоспособности относительно эмитента с «наивысшей» кредитоспособностью в данной стране. Такой рейтинг, как правило, хотя и не всегда, присваивается всем финансовым обязательствам, выпущенным или гарантированным государством.

Существуют также отраслевые и региональные рейтинги, определя­ющие как ин­ве­стиционную, так и кредит­ную привлекательность отраслей и регионов отдельной страны.

Стоит, правда, отметить, что ни один рейтинг не может в полной мере отражать все аспекты инвестиционного климата. И дело здесь, скорее, не в недостатках того или иного рейтинга, а в том, что никакой рейтинг не в состоянии абсолютно точно и адек­ватно от­разить всю глубину и сложность хозяйственной жизни страны. К тому же не стоит забывать, что именно эти рейтинговые агентства проспали грядущий финансовый кризис. Ведь ещё за несколько месяцев до самого громкого и крупного банкротства в истории США и, наверное, мира, компания Lehman Brothers имела наивысший кредитный рейтинг.

По данным международных рейтинговых агентств Fitch и Standard & Poor’s, долгосрочный суверенный кредитный рейтинг Российской Федерации по международной шкале по состоянию на март 2010 года следующий: BBB/прогноз стабильный. Проанализировав динамику суверенного кредитного рейтинга РФ по данным вышеупомянутых рейтинговых агентств, можно сделать следующий вывод: сразу после кризисного 1998 года был отмечен заметный рост кредитного рейтинга России до отметки BBB+, однако очередной кризис 2008 года внес свои коррективы — рейтинг был понижен до ВВВ.

Для сравнения, кредитный рейтинг США не знает изменений уже долгие годы и находится на отметке ААА. Что касается сравнения в рамках БРИК, то мы видим следующую картину: по данным агентства Fitch, за последние 10 лет кредитный рейтинг Российской Федерации уступает лишь кредитному рейтингу Китайской Народной Республики, чей рейтинг не опускается ниже отметки А- уже более 12 лет. Следовательно, Россия обладает вторым по надежности кредитным рейтингом среди стран БРИК после Китая.

Что качается инвестиционного рейтинга России, то здесь куда меньше поводов для оптимизма.

По данным публикации UNCTAD The World Investment Report 2009, 2007-й год был отмечен историческим рекордом по осуществлению прямых зарубежных инвестиций — всего в мире было осуществлено капиталовложений на 1,98 триллиона долларов США. А далее последовал кризис, который, конечно же, сопровождался заметным сокращением прямых зарубежных инвестиций до 1,67 триллионов долларов США в 2008 году и до 1,2 триллионов долларов США в 2009 году. По мнению аналитиков, докризисный объем инвестиций мир сможет увидеть не раньше 2013 года.

Анализ инвестиционного рейтинга РФ был осуществлен на основе данных агентства A.T.Kearney FDI Confidence Index. Он составля­ется на основе опроса руководителей 1000 крупнейших компаний мира об их намерениях осуществлять прямые инвестиции в ту или иную страну в ближайшие один-три года. Данный опрос осуществляется по 60 странам мира, а ве­роятность инве­стирова­ния руководители оценивают от 0 до 3. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что рейтинг FDI Confidence Index отражает реально движение капитала.

Итак, в 2010 году Россия занимает лишь 18-ю строчку с показателем 1,24. Что касается исторического анализа, то как и в случае с кредитным рейтингом, своего пика инвестиционный рейтинг РФ достиг в предкризисном 2007 году и составил 1,7. При этом России удалось занять 9-ое место. А наилучшим результатом является 6-ое место РФ, полученное в 2005 году с показателем 1,34. Стоит также отметить, что в данном рейтинге с 2003 года лидерство удерживает Китай, сохраняя за собой первую позицию на протяжении 7 лет подряд.

Так, по данным все того же World Investment Report 2009, Россия заняла 5-е место в мире по притоку прямых зарубежных инвестиций за 2008-й год, уступая лишь США, Франции, Китаю и Великобритании. Объем привлеченных прямых зарубежных инвестиций в 2008 году составил 75 миллиардов долларов. США, для сравнения, имеет привлеченных капиталовложений на 316 миллиардов долларов.

По данным Банка России, РФ обладает самой низкой долей чистых ПЗИ к ВВП среди всех стран БРИК. В 2008 году она ещё составляла 1,2%, но уже в 2009 году она составила всего 0,4% — очередное проявление влияния всемирного экономического кризиса на экономику Росси. В Китае, к примеру, этот показатель составил в 2009 году 1,2%, в Индии — 1,3%, а в Бразилии — 1,66%.

В заключение, хотелось бы отметить следующее: всемирный экономический кризис не пощадил никого, но Россию он задел особенно сильно. Кризис обнажил многочисленные структурные проблемы российской экономики, что выразилось в резком сокращении притока прямых зарубежных инвестиций и оттоке отечественного капитала за рубеж, и, как следствие, ухудшение перспектив осуществления инвестиций в стране.

Очевидно, что, говоря об инвестиционном климате, не стоит забывать и об инвестициях отечественных предприятий в отечественную же экономику. И здесь у России не все в полном порядке, так как многие компании предпочитают инвестировать за рубеж. Это говорит о неразвитости таких основополагающих институтов как защита частной и интеллектуальной собственности, налоговой системы, о наличии чрезмерной бюрократизации, неоправданно большого количества чиновников и созданных ими административных барьеров.

Россия предстала слишком зависимой от мировой конъюнктуры страной. Пока мировая экономика находилась в стадии роста, отечественная экономика переживала период стремительного роста, а как только мировая экономика вошла в стадию рецессии, за ней устремилась и экономика России. Российская экономика следует мировому тренду, однако, амплитуда колебаний у нее куда более высокая, чем в других странах.

И все же Россия, безусловно, обладает высочайшим инвестиционным потенциалом, на реализацию которого должны быть брошены все силы, ведь в основе той самой «модернизации» лежат именно инвестиции. Поэтому государство обязано сделать все возможное для того, чтобы улучшить предпринимательскую среду и уже перечисленные аспекты инвестиционного климата России. И как только в России будут созданы все необходимые условия, можно быть уверенным в том, России удастся выстроить новую высокотехнологичную и инновативную экономику, создающую высокую добавленную стоимость. А в основе этой экономики будут лежать инвестиции и обновленная роль государства, в которой государство будет выступать тем самым « ночным сторожем» по Смиту, заботящимся о создании грамотных и прозрачных правил игры и сконцентрированным на контроле за их соблюдением.


Список использованной литературы

  • Международные экономические отношения: учебник/ под ред. Н.Н.Ливенцева. — 2-е изд., перераб и доп, — М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2008
  • Мировая экономика: учебник/ под ред. А.С. Булатова — 2е изд., перераб. и доп. — М.: Экономистъ, 2008
  • Экономика России и других постсоветских стран: учеб. пособие/ под ред. А.С. Булатова. — М.: Экономистъ, 2005
  • www.unctad.org
  • www.moodys.com
  • www.fitchratings.com
  • www.standardandpoors.com
  • www.cbr.ru
  • www.atkearney.com

Исследование: инвестклимат в России восстановился в конце 2020 года — Экономика и бизнес

МОСКВА, 24 декабря. /ТАСС/. Инвестиционный климат в России, ухудшившийся после начала пандемии, к концу года восстановился. Так считают 55% руководителей крупных компаний в РФ, опрошенных консалтинговой компанией PwC и аналитическим центром НАФИ.

«Представители крупного и среднего бизнеса оценивают инвестиционный климат более позитивно, чем руководители малого бизнеса. Каждый второй руководитель крупной компании считает, что климат ухудшился, но уже восстановился (55%). Среди руководителей малого бизнеса только 7% считают, что ситуация вернулась к докризисным показателям, в то время как большинство (74%) представителей данного сегмента отмечают, что инвестиционный климат стал еще хуже, чем был до пандемии COVID-19», — говорится в исследовании.

PwC и НАФИ провели 1 001 интервью с руководителями различных российских компаний в два этапа. Первый опрос состоялся в период с начала сентября по начало октября 2020 года, дополнительное исследование было проведено в конце ноября — начале декабря. В целом обеспокоенность текущей ситуацией, как отмечается в исследовании, значительно ярче выражена у представителей малого бизнеса.

«Финансовые потери (21%), отсутствие поддерживающих мер (18%), задолженность и ухудшение ряда других бизнес-показателей (21% и 19%) в большей мере коснулись предприятий этого сектора. При этом представители крупного и среднего бизнеса выражают озабоченность более глобальными вопросами — тяжелая эпидемиологическая ситуация (11%) и общая неопределенность (11%)», — сообщают эксперты.

Направления инвестирования в пандемию

Опрос не выявил тенденции по сокращению инвестиций российскими компаниями. Треть компаний вкладывают больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (31%), 28% — меньше, еще 34% не отметили изменений. Подобный разброс, согласно исследованию, характерен прежде всего для компаний малого бизнеса.

«Что касается крупного бизнеса, только 10% отметили, что сократили инвестиции в собственный бизнес, в то время как 35% сохранили инвестиции на прежнем уровне, а 28% — вкладывают даже больше, чем в прошлом году», — говорится в исследовании.

Более половины опрошенных полагают, что лучший момент для инвестиций еще не наступил (56%), и только 35% считают это время подходящим.

В топ-3 направлений для инвестирования, которые выделяют руководители компаний, входят вложения в развитие собственного бизнеса (17%), расходы на оборудование и технику, а также инвестиции в производство и промышленность (по 10%). По 6% опрошенных отметили потенциал таких сфер, как автоматизация и внедрение новых технологий, строительство и проектирование. Лишь 5% считают вложения в персонал одним из перспективных направлений для инвестирования.

Около половины компаний не планируют расширять бизнес, такие планы есть у 31% опрошенных. О сокращении бизнеса заявили 10% компаний, причем в первую очередь это касается малых и средних предприятий, тогда как среди представителей крупного бизнеса планирующих сокращение не оказалось.

Москва заняла первое место в национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах России

Большинство отраслей бизнеса в Москве после пика пандемии не только достигли прежних показателей, но и сделали шаг вперед. Москва уже третий год подряд становится лидером Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации. Его результаты огласили во время Петербургского международного экономического форума. Даже в условиях пандемии столица продолжает реализацию основных городских программ и развитие экономики в целом.

«По результатам национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ Москва заняла первое место. На втором — Республика Татарстан. Третье место — Тюменская область», — указано на одном из слайдов презентации.

«Действительно, очень важно в такой трудный год все-таки выдержать необходимую планку в поддержке бизнеса инвестиционного климата. Как мы видим в большинстве крупных стран, крупных городов — это оказалось практически невозможным. Особенно малый и средний бизнес испытывали этот колоссальный шок. В нашей стране это было тоже очень сложно. Но, тем не менее, не так сложно как в других мировых городах и странах», — заявил на презентации мэр Москвы Сергей Собянин.

Столичный градоначальник также добавил, что основой поддержки бизнеса стали решения президента Российской Федерации. «Это просто беспрецедентная программа поддержки. Конечно, городские программы, пять пакетов, которые мы реализовали, были дополнительными мерами поддержки. Это меры поддержки, конечно, связанные с отсрочкой арендных, имущественных платежей, льготные кредиты. И, конечно, постоянная коммуникация с бизнесом», — отметил Сергей Собянин.

По его словам, спустя несколько месяцев с начала пандемии удалось раскрыть возможности работы всех отраслей в городе. «Мы после первых двух-трех месяцев первого шока раскрыли возможности работы всех отраслей: и строительства, и промышленности, и торговли, услуг. И уже в течение года, несмотря на сложную эпидемиологическую ситуацию, выдерживаем этот темп. Это означает дополнительную нагрузку на всю медицинскую систему, систему здравоохранения. Но, выдерживая это давление, мы обеспечиваем экономическое развитие города. Это самое главное, без этого никакие бы меры поддержки не спасли десятки тысяч предприятий», — добавил Собянин.

Мэр Москвы напомнил, что, несмотря на пандемию коронавируса, продолжалась реализация городских программ развития. «Мы не останавливали свои программы развития здравоохранения, образования, транспортной инфраструктуры, коммунальной. Это дает еще дополнительный толчок. Развитие этих отраслей говорит о развитии города и развитии бизнеса, привлечении инвестиций. Это тоже должна быть совместная работа городских властей и предпринимательского бизнеса в целом. Я выражаю слова огромной благодарности нашим предпринимателям, бизнесу, которые в условиях пандемии нашли в себе мужество не только выдержать, но и сделать шаг вперед. Огромное количество предприятий не ухудшили свои экономические показатели, а, наоборот, улучшили. Большинство отраслей сделало шаг вперед», — заявил Сергей Собянин.

2. Создание благоприятного инвестиционного климата / КонсультантПлюс

2. Создание благоприятного инвестиционного климата

Обязательным условием роста капитальных вложений является наличие в российской экономике благоприятного инвестиционного климата.

В 1994 — 1995 годах Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Отменено ограничение количества расчетных (текущих) и бюджетных счетов предприятий, учреждений, организаций в банках или иных кредитных учреждениях. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене с 1 января 1996 г. налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда.

В 1995 — 1997 годах решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.

В создании благоприятного инвестиционного климата важную роль играет целевая ориентация предприятий на использование по назначению амортизационных отчислений. Государство имеет право контролировать начисление амортизации в качестве не облагаемой налогом части валового дохода и ее использование. В случае неправильного начисления предприятиями амортизации или использования ее не по назначению по истечении амортизационного срока предусматривается отказывать в государственных кредитах и ссудах.

Усилению роли амортизационных отчислений способствует систематическая переоценка стоимости основных фондов предприятий и применение механизма ускоренной амортизации в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1994 г. N 967 «Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценке основных фондов».

Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах — конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.

Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов и стабилизации производства.

На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее время характерен для акционерных обществ — монополистов, функционирующих в таких отраслях, как нефтяная промышленность, энергетика, связь.

Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно будет идти преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями.

В обеспечении благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по привлечению отечественных и иностранных инвестиций.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно — информационной кампании в печатных изданиях.

Министерство экономики Российской Федерации совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами государственной власти разработало план мероприятий по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов Российской Федерации, который утвержден 22 апреля 1995 г. Первым заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Чубайсом А.Б. План мероприятий охватывает все направления региональной инвестиционной политики и предусматривает конкретные меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций в экономику субъектов Российской Федерации.

Инвестиционное сотрудничество России со странами ближнего зарубежья служит одним из основных средств стабилизации и дальнейшего развития экономики каждой страны. Инвестиционное сотрудничество стран ближнего зарубежья не может осуществляться успешно без согласованной экономической политики, учитывающей специализацию, кооперацию и производство тех видов продукции, которые необходимы этим странам.

Привлечение капиталов из государств — участников Содружества Независимых Государств должно осуществляться путем совместного государственно — коммерческого финансирования инвестиционных проектов, международного финансового лизинга, создания договорных совместных организаций типа консорциумов для осуществления инвестиционной деятельности. Необходимо также создать условия для привлечения частных российских инвесторов в производственные объекты государств — участников Содружества Независимых Государств, в продукции которых заинтересована Россия. В этой связи целесообразно разработать совместно со странами СНГ механизм инвестиционного сотрудничества и перехода на совместное финансовое обеспечение.

В целях активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику России, обеспечения проведения последовательной работы и скоординированной государственной политики в этой области Правительство Российской Федерации приняло Постановление «Об активизации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации» от 29 сентября 1994 г. N 1108.

Обеспечению благоприятного инвестиционного климата служит применение национального режима к иностранным инвесторам.

До последнего времени основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Несмотря на значительное число зарегистрированных предприятий такого типа, размеры привлеченных ими зарубежных инвестиций невелики, а их роль в экономике незначительна. Необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных фондах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают постоянной зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний.

Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).

Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья и полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирование условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России.

Для привлечения иностранных инвесторов к деятельности на конкретных территориях следует использовать механизм создания свободных экономических зон.

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ

Ведущие деловые объединения Российской Федерации совместно с Автономной некоммерческой организацией «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» ежегодно формируют Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

 

Рейтинг оценивает усилия региональных управленческих команд по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и рассчитывается на основе опросов предпринимательского сообщества. Он включает такие направления оценки, как скорость и легкость административных процедур вроде получения разрешения на строительство и регистрации права собственности, наличие и качество инфраструктуры и ресурсов, работа институтов для бизнеса и поддержка малого бизнеса.

 

 

В 2021 году Ярославская область заняла 8-е место в Национальном рейтинге состояния инвестиционного климата в субъектах РФ, на две позиции улучшив свой результат по сравнению с прошлым годом.

Мы постоянно работаем над улучшением условий ведения бизнеса в регионе, и я благодарю предпринимательское сообщество и экспертов за высокую оценку нашей деятельности, – сказал губернатор Дмитрий Миронов. – Даже несмотря на сложный для всех прошлый год, Ярославская область уверенно держится в первой десятке лидеров инвестиционного рейтинга.  ​Регион с 2017 года улучшил позиции в рейтинге на 17 пунктов, поднявшись с 25-го до 8-го места.

 

Развитие инвестиционного потенциала региона является ключевым направлением работы Правительства области, обозначенным в стратегии социально-экономического развития «10 точек роста». Создан «зеленый коридор» для инвесторов, действуют три территории опережающего развития: в Тутаеве, Ростове и Гаврилов-Яме. Их резиденты получают налоговые льготы и другие преференции.

 

Ярославская область уникальна тем, что здесь сформирована мощная система поддержки бизнеса. Содействие в использовании всех мер поддержки предпринимателей и инвесторов как областного, так и федерального уровня осуществляют Фонд регионального развития, Центр экспорта Ярославской области, Корпорация развития Ярославской области, Корпорация развития малого и среднего предпринимательства, Фонд поддержки малого и среднего предпринимательства, Региональный центр инжиниринга, Региональная лизинговая компания, Центр поддержки предпринимательства, Региональный центр компетенций в сфере повышения производительности труда и другие структуры.

Кроме того, успешно внедряются целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса, разработанные Агентством стратегических инициатив. Это комплекс мероприятий, который позволяет достигать конкретных и измеримых результатов.

 

По итогам 2020 года регион занял первое место в России по исполнению целевой модели «Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества». Кроме того, он вошел в первую десятку по выполнению целевой модели «Получение разрешения на строительство и территориальное планирование» и в топ-15 субъектов РФ по реализации мер поддержки МСП.

В период пандемии бизнесу предоставлена поддержка, закрепленная в двух пакетах мер в соответствии с планом мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Ярославской области, разработанным региональным Правительством совместно с Ярославской областной Думой и руководителями деловых объединений.

Климатические вложения | Мнения | Известия

Перед правительством поставлена амбициозная задача — ускорить темпы ВВП до среднемирового уровня. Один из главных компонентов экономического роста — это инвестиции. При этом распространена точка зрения, что Россия — страна с неблагоприятным инвестиционным климатом и без реформ судебной системы, защиты прав акционеров и так далее средства к нам не придут, по крайней мере из-за рубежа. Это уже стало своего рода мантрой, на которую любят ссылаться эксперты, участники рынка и нередко представители тех или иных госструктур, ответственных за экономический рост. То есть часто ссылка на деловой климат выступает щитом, когда приходится отвечать за темпы роста.

В то же время с момента распада Союза принципиально климат если и менялся, то только в лучшую сторону. Всегда ли РФ была обделена вниманием международного капитала? Или дело не столько в климате?

Системные экономические проблемы 1990-х, сопровождаемые падением производства и разрывом сложившихся в советское время хозяйственных связей в совокупности с социальными потрясениями и политической неразберихой, не располагали к притоку иностранных денег. Перелом наступил в 2000-е годы.

Стабилизация всех сторон общественной жизни и достаточно последовательный курс руководства страны на экономическое возрождение существенным образом повлияли на внутренний инвестиционный климат, заставив иностранных спонсоров переосмыслить перспективы и характер своего сотрудничества с Россией. Создание в нашей стране возможностей для ведения бизнеса на постоянной основе, необъятный внутренний рынок и колоссальные природные ресурсы привели к динамичному притоку иностранных капиталов в реальную экономику России.

В нулевые годы прошлого века для РФ началась эра прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Следует отметить, что под понятие ПИИ попадают не только единовременные вложения средств нерезидентов в ту или иную компанию (в официальную статистику попадает иностранное участие более 10%), но и последующие операции вкладчика как одного из собственников данной организации (рефинансирование, покупка акций или долей и т.д.), что вполне адекватно отражает реальное участие иностранного капитала в структуре российских компаний.

Россия очень быстро превратилась из инвестиционной периферии в один из главных мировых центров по привлекательности для вложения средств. По этому показателю в 2006 году ряд авторитетных рейтинговых агентств поставили нашу страну на четвертое место после США, Китая и Индии.

С 2000 по 2008 год объем прямых финансовых вливаний вырос почти в 27 раз, приблизившись к величине $75 млрд.

Кризис 2008–2009 годов нанес мощный удар по инвестиционному климату во всем мире и привел к сворачиванию ряда перспективных программ привлечения средств с участием иностранного капитала и в России. Приток ПИИ в нашу страну в 2009 году сразу упал более чем наполовину. Но иностранные инвесторы продолжали верить в Россию, и уже с 2010 года вновь начался рост. К 2013-му прямые вложения в нашу экономику выросли почти втрое и превысили $69 млрд.

По инвестиционной привлекательности Россия вышла на третье место, уступая лишь США и Китаю. Но вмешалась политика, и позитивная динамика была сломана в одночасье после введения санкций. За два года после ограничений приток прямых вливаний в экономику России упал почти на 60%, причем треть поступающих в этот период средств пришли из офшорных зон.

Так или иначе, до пандемии коронавируса показатель притока прямых финансовых вложений ниже уже не падал и в 2019 году составил $30 млрд. Приспособившись к новой экономико-политической реальности, инвесторы возвращались в Россию. Это происходило, несмотря на всё расширяющееся санкционное давление и противоречивые характеристики инвестиционной привлекательности страны. По оценке, берущей за основу количество реализуемых за счет ПИИ проектов на своей территории, Россия по итогам 2019 года вошла в десятку наиболее привлекательных для вложения стран.

Даже самый низкий среди государств Евразийского экономического союза индикатор открытости экономики не остановил зарубежных бизнесменов в их решимости вновь начать зарабатывать в России.

То, что объемы 2019 года значительно уступали периодам инвестиционного бума, в определенной степени компенсируется качеством финансовых потоков. Ранее более 25% поступающих в Россию средств под вывеской ПИИ представляли не что иное, как репатриированный капитал, ранее выведенный из страны. В длинном списке стран, из которых поступают средства в Россию, долгие годы первые места принадлежали Нидерландам (с их нулевой ставкой налогообложения для новых холдингов) и до недавнего времени популярнейшей офшорной зоне — Кипру.

Но постепенное наращивание присутствия в России реальных нерезидентов, в основном за счет реинвестирования капиталов, в 2019 году вывело в лидеры прямых инвестиций Германию — традиционного партнера России в энергетическом секторе. Немецкие компании и предприниматели старались не терять свои позиции ни в условиях санкций, ни в период пандемии.

Активизация всесторонних контактов с Китаем способствовала росту экономического присутствия КНР в России: Поднебесная по числу проектов в нашей стране сравнялась с Францией. Особые экономические зоны и индустриальные парки Приволжья, Урала, Сибири и Приморья с их налоговыми льготами для резидентов создали благоприятные условия для организации совместных предприятий на базе китайских инвестиций. Проекты, по большей части носящие долгосрочный характер, охватывают различные сферы: деревообработка, нефтехимия, производство бытовой техники. По-прежнему важное место принадлежит США, увеличила свое инвестиционное присутствие Великобритания. Сфера интересов этих стран — добыча полезных ископаемых и обрабатывающая промышленность.

Вследствие определяющего влияния на естественный экономический процесс внесистемного эпидемиологического фактора 2020 год стал абсолютно провальным для инвестиционного процесса. По показателям притока ПИИ Россия была отброшена к уровню 1998 года: новые прямые вложения в нефинансовый сектор составили всего $1,4 млрд (в 20 раз меньше, чем годом ранее). Новые крупные инвесторы, возможно, и не пришли, но и старые не ушли, заняв выжидательную позицию в условиях нецелесообразности рефинансирования средств.

Ближайшие перспективы восстановления позитивной динамики притока капиталов в РФ напрямую связаны процессом постпандемической нормализации всех сторон жизни российского общества.

По мере улучшения эпидемиологической ситуации в страну постепенно будут возвращаться инвестиции. Несомненные успехи России по противодействию эпидемии создают хорошую основу для активизации инвестиционной активности иностранного капитала. Быстрота, с которой будут нарастать объемы вкладываемых в Россию средств, целиком зависит от того, насколько комфортные условия для ведения бизнеса будут созданы в РФ.

Даже в лучшие годы важнейшим сдерживающим фактором для широкого проникновения в страну иностранных вложений была слабо развитая инфраструктура. С этой проблемой инвесторы не сталкиваются ни в Западной Европе, ни в развитых странах Востока и Америки. Учитывая значительность расстояний, данное обстоятельство является препятствием эффективному освоению средств на всей территории России, усугубляя региональный дисбаланс в распределении вкладываемых ресурсов.

Формирование единого экономического пространства при благоприятном изменении инвестиционного климата расширит поле возможностей для внешних спонсоров.

Интерес к инвестициям в Россию последние 20 лет остается достаточно высоким, несмотря на постоянное изменение как экономической, так и политической конъюнктуры.

Автор — преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами

Позиция редакции может не совпадать с мнением автора

Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации

  • Главная
  • Инвестиционный климат в строительной отрасли
  • Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации
Национальный рейтинг состояния инвестиционного климата является совместным проектом ведущих российских деловых ассоциаций и Агентства стратегических инициатив.
Рейтинг – одно из направлений системной работы по формированию благоприятного инвестиционного климата на федеральном и региональном уровнях.  
 

Рейтинг направлен на формирование комплексной оценки усилий региональных органов власти всех уровней по созданию благоприятных условий ведения бизнеса и выявление лучших практик (нормативно-правовых и управленческих решений региональных властей, которые позволили регионам добиться наилучших результатов).

Сформирована система обмена опытом между регионами. Основным элементом этой системы является Сборник лучших практик, который возможно использовать в качестве практического пособия при формировании Плана мероприятий (Дорожной карты) по улучшению инвестиционного климата.

2014 год пилотная апробация Национального рейтинга прошла в 21 субъекте РФ.

2015 год первый полномасштабный рейтинг, работу региональных команд по созданию комфортных условий для бизнеса оценили в 76 субъектах РФ (Волгоградская область – 63 место).

2016 год в Национальный рейтинг вошли 81 регион России. 4 региона – Ненецкий и Чукотский автономные округа, Республика Крым и Севастополь оценивались вне рейтинга (Волгоградская область – 75 место).

2017 год в рейтинге на общих условиях приняли участие все 85 регионов России. 51 регион по результатам рейтинга продемонстрировал общий рост интегрального показателя по сравнению с прошлым годом (Волгоградская область – 70 место)

2018 год – участие в рейтинге приняли все регионы, рост продемонстрировали 78 регионов (Волгоградская область – 74 место).


Материалы:

Методология 2019
Сборник лучших практик по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации 2018 года
Результаты национального рейтинга 2018
Направления и факторы Рейтинга
Региональное представительство АСИ
Сборник лучших практик по улучшению инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации
Лучшие управленческие практики регионов Российской Федерации по повышению инвестиционной привлекательности
Методология 2018
Рабочая группа по направлению «Регуляторная среда»


Россия — Заявление об инвестиционном климате

Отчеты об инвестиционном климате Государственного департамента США предоставляют информацию о деловом климате более чем в 170 странах и готовятся экономическими работниками посольств и постов по всему миру. Они анализируют различные экономики, которые являются или могут быть рынками для американского бизнеса.

Темы

включают открытость для инвестиций, правовые и нормативные системы, разрешение споров, права интеллектуальной собственности, прозрачность, требования к эффективности, государственные предприятия, ответственное ведение бизнеса и коррупцию.

Эти заявления подчеркивают постоянные препятствия для дальнейших инвестиций США. Устранение этих барьеров расширит высококачественные инвестиции частного сектора в инфраструктуру, расширит экономические возможности женщин и будет способствовать созданию здоровой деловой среды для цифровой экономики. Чтобы получить доступ к ICS, посетите веб-сайт Заявления об инвестиционном климате Государственного департамента США.

Резюме

Российская Федерация осталась на 28-м месте из 190 стран в отчете Всемирного банка «Ведение бизнеса 2020», что отражает скромные постепенные улучшения в нормативно-правовой среде в предыдущие годы. Всемирный банк приостановил публикацию отчета «Ведение бизнеса 2021», чтобы оценить ряд нарушений, о которых сообщалось, поэтому обновлений со времени последнего отчета нет. Однако фундаментальные структурные проблемы в управлении экономикой в ​​России продолжают сдерживать прямые иностранные инвестиции по всей России. В частности, российская судебная система по-прежнему сильно предвзята в пользу государства, в результате чего инвесторы практически лишены возможности прибегнуть к помощи в судебных спорах с правительством. Несмотря на продолжающиеся усилия по борьбе с коррупцией, высокий уровень коррупции среди государственных чиновников усугубляет этот риск.

В течение 2020 года известный американский инвестор, арестованный в феврале 2019 года в связи с коммерческим спором, оставался под модифицированным домашним арестом. Более того, российская программа импортозамещения дает местным производителям преимущества перед иностранными конкурентами, не отвечающими требованиям локализации. Наконец, действия России с 2014 года привели к санкциям ЕС и США, ограничивающим деловую активность и увеличивающим расходы.

Американские инвесторы должны обеспечить полное соблюдение требований U.S. санкции, в том числе санкции против России в ответ на ее вторжение в Украину, вмешательство в выборы, другие злонамеренные действия в киберпространстве, нарушения прав человека, применение химического оружия, распространение оружия, незаконную торговлю с Северной Кореей, поддержку Сирии и Венесуэлы и другие злонамеренная деятельность. Информация о программе санкций США доступна на веб-сайте Министерства финансов США: https://www.treasury.gov/resource-center/sanctions/Pages/default.aspx . Инвесторы из США могут использовать инструмент поиска «Консолидированный контрольный список», чтобы проверить санкционные и контрольные списки Министерства финансов, штата и торговли: https://www.trade.gov/consolidated-screening-list.

Закон №

«О стратегических секторах» (SSL) России установил процедуру одобрения иностранных инвестиций, результатом которой является получение контрольного пакета акций в одном из 46 «стратегических секторов» России. Действие закона распространяется на иностранные государства, международные организации и их дочерние компании, а также на «инвесторов, не раскрывающих информацию» (т.е. инвесторов, не раскрывающих информацию о бенефициарах, бенефициарных собственниках и контролирующих лицах).

С 2015 года в правительстве России действует программа стимулирования иностранных инвесторов под названием «Специальные инвестиционные контракты» (СПИК).Эти контракты, находящиеся в ведении Минпромторга, позволяют иностранным компаниям участвовать в российских программах импортозамещения, предоставляя доступ к определенным субсидиям иностранным производителям, налаживающим местное производство. В августе 2019 года правительство России ввело «СПИК-2.0», который стимулирует долгосрочные частные инвестиции в высокотехнологичные проекты и трансфер технологий в производстве.

 

Инвестиционный климат в России и вызовы для иностранного бизнеса: на примере японских компаний

https://doi. org/10.1016/j.euras.2017.03.001Получить права и содержание

Abstract

Улучшение инвестиционного климата в России и его положительное влияние на приток прямых иностранных инвестиций в экономику страны декларируется на самых высоких уровнях Правительство России как важная задача дальнейшего экономического развития страны. Одним из важнейших инструментов такого совершенствования должен стать учет мнений и идей иностранных инвесторов и реагирование на наиболее острые и острые вопросы, служащие препятствием для их инвестиционной деятельности в России.

В статье рассматривается случай японских инвесторов в России. Он основан на результатах опроса японских компаний, ведущих бизнес в России (членов Японского бизнес-клуба в Москве), и контент-анализа серии интервью с представителями японского делового и академического сообщества, а также неправительственных организаций. .

Определяем, какие факторы привлекают японский капитал в Россию, а какие препятствуют инвестиционной деятельности. Изучение японских инвестиций в России позволяет выявить особые проблемы и препятствия, которые заставляют японские компании неохотно вести бизнес в России.В исследовании выявляются и систематизируются факторы, ограничивающие развитие инвестиционного сотрудничества, их причины, определяются возможные пути преодоления этих вызовов.

Анализ показывает, что сдерживающие факторы можно разделить на 3 группы по происхождению: внешние – связанные с проблемами инвестиционного климата в России, внутренние – связанные со специфическими особенностями японской системы производства и управления, и прочие факторы – неэкономические факторы, которые в основном касаются деловой культуры и информационных вопросов.

Ключевые слова

ключевые слова

Russia

Япония

Бизнес Климат

Зарубежные инвестиции

Бизнес-культура

Японское управление

Рекомендуемое соревнование Статьи (0)

Copyright © 2017, Азиатско-Тихоокеанский научный центр, Университет Ханьян. Производство и хостинг Elsevier Ltd.

Рекомендуемые статьи

Цитирующие статьи

Иностранные инвестиции в России — Santandertrade.com

ПИИ в цифрах

Согласно Докладу ЮНКТАД о мировых инвестициях за 2021 год, из-за пандемии COVID-19 потоки ПИИ в Россию упали на 70% с 32 млрд долларов США в 2019 году до 10 млрд долларов США в 2020 году.В 2020 году объем ПИИ составил около 447 миллиардов долларов США. Помимо пандемии, слабый международный спрос на сырую нефть и ценовой конфликт привели к тому, что цены достигли исторически низкого уровня и повлияли на инвестиции в этот сектор. Тем не менее, Российская Федерация оставалась крупнейшим получателем ПИИ в регионе, на ее долю приходилось более 40% притока. По данным ОЭСР, потоки ПИИ восстановились в первой половине 2021 года, достигнув 11,3 млрд долларов США. Основными инвесторами в 2020 году были некоторые крупные экономики, такие как Франция, Турция, Великобритания и США.Географическая близость также способствовала привлечению ПИИ на территорию Российской Федерации благодаря продолжающимся китайским трансграничным инвестициям на Дальний Восток России и устойчивым инвестициям из Финляндии. Основными секторами, получающими ПИИ, являются добывающая промышленность, производство, финансовая и страховая деятельность, оптовая и розничная торговля, административная и сервисная деятельность, а также недвижимость.
 
Доля ПИИ в ВВП остается относительно низкой, учитывая экономический рост и потенциал страны, а инвестиции в оборотный капитал составляют значительную долю от общего объема ПИИ.В последние годы Россия провела экономические реформы, но административные проблемы, коррупция и неопределенность в отношении стабильности в регионе остаются серьезными проблемами. Россия приняла закон, разрешающий ей арестовывать активы иностранных государств на своей территории в ответ на конфискацию российской собственности европейскими странами в деле ЮКОСа. Россия занимает 28 место (из 190 стран) в рейтинге Doing Business 2020, составленном Всемирным банком (последний отчет), увеличившись на 3 позиции по сравнению с предыдущим годом.Основными активами России являются ее богатые природные ресурсы (нефть, газ и металлы) и большая и квалифицированная рабочая сила.

 

Прямые иностранные инвестиции 2018 2019 2020
Входящий поток ПИИ (млн долл. США) 13 228 32 076 9 676
Запас ПИИ (млн долл. США) 408 097 493 156 446 656
Количество новых инвестиций* 325 290 175
Стоимость инвестиций в новые месторождения (млн долларов США) 18 352 24 602 8 037

Источник: ЮНКТАД, последние имеющиеся данные.

Примечание: * Инвестиции в новые объекты представляют собой форму прямых иностранных инвестиций, когда материнская компания начинает новое предприятие в другой стране, строя новые операционные объекты с нуля.

 

ЗАПАСЫ ПИИ ПО СТРАНАМ И ОТРАСЛЯМ

Основные страны-инвесторы 2020 г. , в %
Кипр 28,6
Бермуды 8.9
Нидерланды 8,7
Соединенное Королевство 7,8
Люксембург 6,0
Ирландия 5,6
Багамы 4,4
Франция 3,6
Германия 3,5
Основные инвестиционные сектора 2020 г., в %
Горнодобывающая промышленность и разработка карьеров 24.0
Обрабатывающая промышленность 21,0
Оптовая и розничная торговля, ремонт автомобилей 15,7
Финансовая и страховая деятельность 13,3
Профессиональная, научная и техническая деятельность 9,6
Недвижимость 5,5

Источник: Центральный банк России — Последние доступные данные.

 

© Export Entreprises SA, все права защищены.
Последнее обновление: октябрь 2021 г.

Европейское исследование привлекательности 2020 г.: Россия

Реальная оценка ПИИ в Европе основана на EY European Investment Monitor (EIM), собственной базе данных EY, созданной в сотрудничестве с OCO.

Эта база данных отслеживает проекты ПИИ, которые привели к созданию новых объектов и рабочих мест.Исключая портфельные инвестиции и слияния и поглощения (M&A), он показывает реальность инвестиций в производство и услуги иностранных компаний по всему континенту. Данные о ПИИ широко доступны.

Инвестиции в компанию обычно включаются в данные о ПИИ, если иностранный инвестор приобретает более 10% акций компании и принимает участие в ее управлении. ПИИ включают акционерный капитал, реинвестированные доходы и внутрифирменные кредиты.

Чтобы подтвердить точность собранных данных, исследовательские группы стремятся напрямую связаться с более чем 70% компаний, осуществляющих эти инвестиции. Следующие категории инвестиционных проектов исключены из EY EIM:

  • Слияния и поглощения и совместные предприятия (если они не приводят к созданию новых объектов или новых рабочих мест)
  • Лицензионные соглашения
  • Торговые и развлекательные объекты, гостиницы и недвижимость*
  • Коммунальные услуги (включая телекоммуникационные сети, аэропорты, порты и другую стационарную инфраструктуру)*
  • Добыча полезных ископаемых (руды, полезные ископаемые и топливо)*
  • Портфельные инвестиции (пенсионные, страховые и финансовые фонды)
  • Заводские и другие инвестиции в замену производства (например,г., замена старого оборудования без создания новых рабочих мест)
  • Некоммерческие организации (благотворительные фонды, торговые ассоциации и государственные органы)

*  Инвестиционные проекты компаний этих категорий включаются в определенных случаях: например, сведения о конкретной новой инвестиции в гостиницу или торговую точку не будут регистрироваться, , но если гостиница или розничная компания должны будут создать штаб-квартиры или распределительного центра, этот проект может быть включен в базу данных.

Однако наши цифры также включают инвестиции в материальные активы, такие как заводы и оборудование. Эти данные дают ценную информацию о:

  • Как реализуются проекты ПИИ
  • Какие виды деятельности инвестируются в
  • Где находятся проекты
  • Кто осуществляет эти проекты

EY EIM является ведущим онлайн-поставщиком информации, который отслеживает внутренние инвестиции в Европе.Этот флагманский инструмент бизнес-информации является наиболее подробным источником данных о трансграничных инвестиционных проектах и ​​тенденциях по всей Европе. EY EIM часто используется государственными органами, организациями частного сектора и корпорациями, стремящимися выявить важные тенденции в сфере занятости, промышленности, бизнеса и инвестиций.

База данных EY EIM сосредоточена на объявлениях об инвестициях, количестве созданных новых рабочих мест и, где это возможно, соответствующих капиталовложениях. Проекты выявляются путем ежедневного мониторинга более 10 000 источников новостей.

Инвестиции в Россию остаются лотереей, несмотря на обещания правительства — Московский Центр Карнеги

Попытки российских властей улучшить условия для предпринимателей мало предсказуемы, а новый инвестиционный режим построен таким образом, что государственный контроль над инвестиционными проектами будет расти, при этом большая часть господдержки будет доставаться госкапиталистам и близким к ним компаниям.

Частные инвестиции стали самой заветной мечтой российского правительства. Если инвестиции не утроятся по сравнению с нынешним уровнем, экономика не увидит 3-процентного роста, которого требует президент Владимир Путин. Для чиновников это означает, что национальная цель не будет достигнута, а правительство не выполнит свои КПЭ.

Условия для инвестиций в России сейчас хорошие, настаивают в правительстве: инфляция на историческом минимуме, бюджет профицит, рубль стабилен, позиции страны в международном рейтинге Doing Business улучшаются.

Однако на практике постоянное внимание правительства к инвестиционному климату парадоксальным образом усиливает сомнения инвесторов и сдерживает инвестиционную активность. Несмотря на благоприятные макроэкономические условия, общая экономическая ситуация становится все менее предсказуемой.

Инвесторов беспокоит, не доставят ли им неприятности силовики , изменятся ли налоговые ставки и когда, наконец, перестанут меняться правила и условия. Пока эти вопросы остаются без ответа, инвестиции в российские проекты остаются лотереей с сомнительными перспективами выигрыша для тех, кто не имеет особых отношений с государством.

Экономический рост невозможен без новых капитальных вложений, много лет повторял министр финансов Антон Силуанов. Таким образом, задача правительства состоит в том, чтобы создать благоприятную среду для инвестиций и поддержать инвесторов. Но в текущем цикле правительство рискует упустить КПЭ: по прогнозу Минэкономразвития, к 2021 году российская экономика должна вырасти на 3% в год. Минфин уже составил бюджет на основе этих показателей.

В прогнозе отмечается, что такое стремительное ускорение (в этом году рост ВВП может не превышать 1 процента) обусловлено повышением конкурентоспособности российской экономики и привлечением инвестиций. Государственный KPI по инвестициям заключается в том, что они должны составлять 25 процентов ВВП. Единственным объяснением того, откуда возьмется этот ускоренный рост, являются какие-то расплывчатые слова о структурных изменениях и улучшении инвестиционного климата. Похоже, прогноз основан на гипотезе о том, что частный бизнес начнет вкладывать средства в развитие и увеличение производства, а не в сбережения.

Базовые условия для этой гипотезы имеются: по оценкам Счетной палаты и Госстата организации накопили на балансе более 20 трлн рублей (311 млрд долларов). Рост прибыли должен означать, что компании более склонны инвестировать, но в последние годы доля прибыли, используемая для капитальных вложений, снизилась. В первой половине этого года инвестиции в основной капитал выросли всего на 0,6 процента. Большинство крупных предприятий предпочитали выплачивать промежуточные дивиденды, чем инвестировать в проекты.

Министр экономического развития Максим Орешкин возлагает вину за паузу в инвестициях на центральный банк, говоря, что высокие процентные ставки сдерживают корпоративные заимствования и, следовательно, инвестиции. Однако в первые девять месяцев этого года корпоративные заимствования росли даже медленнее, чем в прошлом году (3,6 процента по сравнению с 5,5 процента в 2018 году), когда процентные ставки были еще выше. И если предприятия не инвестируют даже собственную прибыль, на которую им не нужно было бы платить проценты, то проблема не в процентной ставке по кредитам.

В правительстве считают, что 20 трлн руб., находящиеся на балансе компаний, свидетельствуют об отложенном спросе, который будет реализован в случае принятия внесенного в Госдуму в ноябре Кабмином закона о защите и стимулировании капитальных вложений. Силуанов говорит, что закон гарантирует, что условия для привлечения инвестиций не изменятся. Тем не менее, правительство уже пообещало не повышать налоги, а вместо этого ввести обязательные бизнес-тарифы, которые не включены в сам налоговый кодекс, такие как система платных дорожных сборов «Платон», влияющая на грузовой транспорт, и требования к маркировке.

Законопроект о стимулировании капитальных вложений вырос из прошлогоднего предложения помощника президента Андрея Белоусова собрать 500 млрд рублей с металлургических и минеральных компаний. Тогда одна только публикация письма Белоусова с одобрения президента обошлась горнодобывающим компаниям в 400 миллиардов рублей уставного капитала всего за один день.

Через год правительство предлагает ввести два режима инвестирования: общий и для конкретных проектов. В соответствии с первым инвесторам гарантируется трехлетний льготный период до того, как на них будут распространяться какие-либо нормативные акты, ухудшающие условия инвестиционной деятельности, или изменения тарифов и базовых налогов. По второму режиму, который применялся бы к проектам стоимостью свыше 50 млрд рублей, в которые было вложено более 10 млрд рублей собственных средств компании, сроки устанавливались бы не менее чем на шесть лет, а в случае получения прибыли реинвестируется на пятнадцать-двадцать лет.

В отличие от общего режима проектная схема будет устанавливаться в индивидуальном порядке по соглашению, заключаемому с государством. В случае нарушения государством его условий госструктуры будут обязаны компенсировать инвестору из государственного бюджета понесенные убытки.

Законопроект подозрительно похож на способ выполнения чиновниками своих KPI. Почти 75 процентов новых инвестиционных проектов инициирует крупный бизнес, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Это означает, что главными бенефициарами будут дружественные государству капиталисты и государственные монополии.

Обещав не принимать регламенты, усложняющие жизнь бизнесу, Силуанов не сказал, что именно это означает. Его обещание, конечно же, не распространяется на инициативы, входящие в туманную сферу «национальных интересов», такие как суверенный закон об Интернете или недавний законопроект, запрещающий иностранцам владеть более чем 20 процентами интернет-компаний, считающихся «значительными».”

Пока продолжается дискуссия о том, какую именно долю должны иметь иностранные собственники, практически не уделяется внимания вопросу о том, кто и по каким критериям будет определять значимость компании для экономики. Федеральные чиновники говорят, что это, скорее всего, будет правительственная комиссия или уполномоченный орган.

Для современного бизнеса, который становится все более цифровым, это означало бы ограничения на его развитие. Ведь правительство — или уполномоченный орган — может в любой момент решить, что компания значима для интернет-инфраструктуры страны, и заставить ее изменить структуру собственности.

Потом страх давления на бизнес со стороны силовиков. По данным опроса, проведенного Федеральной службой охраны, почти 85% из 200 предпринимателей, привлеченных к судебной ответственности, считают, что вести бизнес в России небезопасно. Почти для половины опрошенных (45,2%) судебные дела закончились не судебным приговором, а потерей бизнеса.

Кремль все чаще вмешивается в конфликты между бизнесом и силовиками, но это вмешательство избирательно: У.Инвестор S. Майкл Калви и его французский деловой партнер Филипп Дельпаль находятся под домашним арестом, а их российские партнеры Иван Зюзин и Ваган Абгарян остаются в предварительном заключении по тому же делу.

Попытки российских властей улучшить условия для предпринимателей мало предсказуемы: введение специальных режимов инвестирования и стремление продвинуться в международных рейтингах с одной стороны, а с другой — непрерывный поток защитных и ограничительных инициатив, изменение правила (например, идея Министерства финансов о сокращении периода времени, используемого для принятия решения о налоговом резидентстве), и чрезмерное регулирование существующих льгот.

Новый специальный инвестиционный режим построен таким образом, что за счет льгот и субсидий государственный контроль над инвестиционными проектами будет только усиливаться, а большая часть господдержки будет доставаться госкапиталистам и приближенным к ним компаниям. Похоже, у властей просто нет последовательной политики по улучшению инвестиционного климата в масштабах всей экономики. Для государственных чиновников важнее, чтобы они соответствовали своим KPI.

Автор:

России необходимо инвестировать до $54 млрд в год, чтобы уменьшить углеродный след — cenbank

Промышленное здание, разрушенное в результате таяния вечной мерзлоты под его фундаментом, в городе Черский, Республика Саха (Якутия), Россия, 13 сентября 2021 г.REUTERS/Maxim Shemetov

Зарегистрируйтесь прямо сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ неограниченный доступ к Reuters.com

Зарегистрируйтесь

МОСКВА, 25 ноя (Рейтер) — План России по сокращению углеродного следа к 2050 году потребует инвестиций в размере от 1 до 4 трлн рублей в год (с $13,4 млрд до $53,6 млрд), сообщил центральный банк в четверг.

Изменение климата представляет собой серьезную проблему для России, экономика которой в значительной степени зависит от добычи нефти и газа, а также добычи полезных ископаемых. Часть этой инфраструктуры построена на вечной мерзлоте, уязвимой для повышения температуры.подробнее

Россия, занимающая четвертое место в мире по выбросам парниковых газов, направит от 1% до 2% своего валового внутреннего продукта на сокращение нетто-выбросов парниковых газов к 2050 году по основному сценарию, одобренному правительством.

Зарегистрируйтесь сейчас и получите БЕСПЛАТНЫЙ неограниченный доступ к Reuters.com

Зарегистрируйтесь

«Такие инвестиции потребуют активного финансирования со стороны российских банков и финансового сектора в целом», — говорится в отчете ЦБ о финансовой стабильности.

Несмотря на то, что российский банковский сектор имеет достаточный капитал, «зеленые» проекты могут столкнуться с трудностями при получении кредита из-за высоких рисков, таких как недостаточная прозрачность, заявил центральный банк.

Минэкономики предупредило, что к 2050 году Россия не станет экономикой с нулевым уровнем выбросов, и если она будет стремиться к этой цели, то рискует потерять макроэкономическую стабильность и устойчивый рост.

Российские компании, деятельность которых негативно влияет на окружающую среду, уже приступили к внедрению принципов устойчивого развития, но их интеграция в глобальную климатическую повестку остается низкой, сообщили в ЦБ.

«Эту ситуацию необходимо менять, иначе (российский) финансовый сектор может столкнуться с высокими рисками в среднесрочной перспективе».

($1 = 74,6375 рублей)

Зарегистрируйтесь сейчас БЕСПЛАТНО неограниченный доступ к Reuters.com

Зарегистрируйтесь

Репортаж Елены Фабричной; Автор Андрей Остроух; Под редакцией Лизы Шумейкер

Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

Семинар «Инвестиционный и деловой климат в Российской Федерации: региональный взгляд»

 

ул.Санкт-Петербург, Россия, 9-10 ноября 2005 г.

Семинар был организован в рамках проекта ОЭСР по инвестиционной политике и деловой этике в Российской Федерации при поддержке Европейской комиссии. В нем рассматривались роль и ответственность регионов в формировании инвестиционной и деловой среды, а также рассматривалась честность бизнеса и взаимодействие между частным и государственным секторами в борьбе с коррупцией. Семинар был построен следующим образом:

  • Деловой и инвестиционный климат в регионах России;
  • Деловая честность и частно-государственное взаимодействие в борьбе с коррупцией;
  • Варианты политики для Российской Федерации и регионов России в свете опыта ОЭСР в области поощрения инвестиций и повышения деловой этики и государственно-частного партнерства в борьбе с коррупцией.

В число участников из Российской Федерации вошли должностные лица федерального правительства и региональных администраций, а также представители иностранных инвесторов и частного сектора. Отечественные и международные правительственные и неправительственные организации были представлены участниками, проявляющими особый интерес к вопросам региональных инвестиций и антикоррупционной работе.

Материал для мастерской

Дальнейшее чтение

Организаторы семинаров

Инвестиции — Мисс.Бланка Калинова, Инвестиционный отдел ОЭСР, Париж
Тел.: 00 33-1 45 24 89 23; [email protected]

Деловая честность — г-жа Никола Элерманн-Кэш, Антикоррупционный отдел ОЭСР, Париж
Тел.: 00 33-1 45 24 17 48; [email protected]

 

 

 

.