Машиностроение и экология – Проблемы машиностроения в России, связанные с влиянием на экологию

Содержание

Проблемы машиностроения в России, связанные с влиянием на экологию

С успешным развитием прогресса машиностроительный комплекс России обеспечен современным оборудованием, высокотехнологичными производствами, строящимися новыми объектами.

Такие перемены благотворно влияют на российскую экономику.

Но в то же время машиностроительные предприятия способны производить все виды загрязнения окружающей среды.

Машиностроение в России

Машиностроительный комплекс — это старейшее и крупнейшее образование Российской Федерации, которое включает в себя более 10 отраслей.

В 2013 году доля машиностроения по объему выпущенной продукции составила 22 % от всей обрабатывающей промышленности России.

Машиностроение классифицируется на среднее, общее, тяжелое и наукоемкое:

  • среднее — автомобилестроение, станкостроение, тракторостроение, производство оборудования для пищевой и легкой промышленности;
  • общее — транспортное машиностроение, ракетно-космическая промышленность, производство технологического оборудования;
  • тяжелое — производство горно-шахтного, металлургического, подъемно-транспортного, кузнечно-прессового и другого оборудования;
  • наукоемкое — электротехническая и радиотехническая промышленность, электронное машиностроение и приборостроение.

Объекты машиностроительного комплекса чаще всего размещаются в крупных индустриальных центрах России. Для успешной деятельности машиностроение нуждается в обеспечении своих объектов топливно-энергетическими ресурсами, металлами, водными ресурсами, рабочей силой и транспортными сетями. Развитая инфраструктура крупных городов и наличие других сопутствующих производств позволяют предприятиям машиностроения получать для своего развития все нужные для производства ресурсы.

Влияние машиностроения на экологию России

Среди таких экологических проблем, как истощение сырьевых ресурсов и климатические изменения, наиболее угрожающих размеров достигла проблема загрязнения воды, почвы и воздуха отходами промышленного производства.

Более 20 тысяч предприятий промышленности России с хорошо развитыми технологическими процессами играют заметную роль в загрязнении окружающей среды. В некоторых промышленных районах с наиболее опасными производствами вредные выбросы иногда превышают все санитарные нормы.

Машиностроительный комплекс ежегодно выбрасывает в атмосферу 32 % промышленных загрязнений от своих стационарных источников. А очистным оборудованием машиностроение оснащено всего лишь на 30–50 %.
Загрязнение окружающего пространства ведется по трем направлениям:

Атмосфера

От выбросов предприятий в воздухе можно обнаружить такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, а также взвеси, оксид азота, фенол, сернистый ангидрид, свинец и другое.

Одно из самых опасных веществ — шестивалентный хром — чаще всего встречается в выбросах именно машиностроительных предприятий.

Водные источники

Со сточными водами в водоемы попадают опасные для окружающей среды вещества — сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли никеля, хрома, фосфора, кадмия и многие другие. В районе рек, на берегу которых расположены большие машиностроительные предприятия, можно обнаружить ионы тяжелых металлов.

Почва

Твердые отходы загрязняют почву в виде опилок, стружки, золы, шлаков, пыли и осадков. После модернизации оборудования остаются многочисленные горы металлолома.

Технологические процессы

Такое негативное влияние на экологию объясняется тем, что на предприятиях современного машиностроительного комплекса в производстве продукции используются технологические процессы, в которых применяются вредные вещества с высоким уровнем загрязнения:

  1. Внутризаводское энергетическое производство и другие процессы, связанные со сжиганием топлива — при сжигании топлива образуются продукты сгорания, которые уносятся через дымовую трубу в воздух. В атмосферу попадают опасные для жизни газообразные и твердые вещества.
  2. Литейное производство — входит в категорию самых опасных производств. В выбросах от производства 1 тонны деталей из чугуна и стали содержится 250 кг окиси углерода, 50 кг пыли, 2 кг оксидов азота и серы и 1,5 кг прочих вредных веществ (аммиака, формальдегида, фенола, цианида). В водоемы поступает 3 м³ сточных вод и 6 т твердых отходов в виде отработки формовочных смесей.
  3. Металлообработка конструкций и отдельных деталей — при обработке металлоконструкций образуются металлические опилки, стружка и пыль, которые, в свою очередь, попадают в воздух, воду и почву.
  4. Сварочное производство — в результате сварочных процессов в атмосферу выбрасываются вредные пары сварочной аэрозоли, марганец, медь и кремний, пары оксидов цинка и железа, фториды, оксиды азота и наиболее опасный шестивалентный хром.
  5. Гальваническое производство — одно из самых опасных производств. Используются такие технологические процессы, как никелирование, цинкование, хромирование, серебрение, меднение и другие. В гальванических процессах для обработки и промывания деталей используется большой объем воды. Рабочие растворы (электролиты) после окончания процесса сбрасываются сточными водами в реки. В окружающую среду попадают опаснейшие вещества — ртуть, свинец, кадмий, висмут, никель, цинк и др.
  6. Лакокрасочное производство — тоже является очень опасным. В состав лаков и красок, используемых в технологических процессах, входит около 40 вреднейших веществ — это все тот же свинец, дихлорэтан, гексаметилендиамин, эпихлоргидрин, трикрезилфосфат и мн. др.

Вредные вещества, которые выливаются в воду, выбрасываются в воздух и выкидываются в виде твердых отходов, крайне негативно отражаются на состоянии окружающей среды и влияют на здоровье населения. Опасные отходы обладают канцерогенным, токсическим, мутагенным и аллергенным свойствами. Они могут вызывать у человека злокачественные образования, мутацию, рождение больных детей, различные аллергические заболевания. В загрязненных водоемах гибнет рыба, нарушается экосистема.

Меры по улучшению экологии

На государственном уровне ведутся работы по улучшению экологической ситуации вокруг промышленных производств. Конечно, не так быстро и эффективно, как хотелось бы, но работы ведутся в нескольких направлениях:

  • повышение эффективности очистительных объектов для промышленных выбросов и сточных вод;
  • переработка или ликвидация твердых отходов;
  • внедрение экологически чистых и безотходных технологий;
  • усиление контроля и мониторинга окружающей среды.

На многие вопросы может ответить журнал «Проблемы машиностроения и автоматизации». Без научно-технического прогресса невозможно развитие современного общества.

Развитая промышленность обеспечивает человечество всеми благами цивилизации.

Ведутся все новые разработки и преобразования в производствах и технологических процессах. Но все достижения прогресса теряют значение, когда они подвергают человека опасности и угрожают его жизни.

greenologia.ru

Экологические проблемы машиностроения

Экологические проблемы машиностроения

Машиностроительный комплекс занимается выпуском огромного количества разнообразной продукции, для производства которой используются схожие сырьевые и технологические ресурсы, чем собственно обусловлена значительная общность экологических проблем, присущих различным отраслям машиностроения. Но стоит отметить, что на проблемы экологического характера влияет не столько производственный профиль заводов, сколько технический уровень производства.

К примеру механическая обработка проводится с помощью металлорежущих станков, использование которых ведет к образованию твердых отходов (стружка), которые частично попадают в атмосферу и сточные воды. К тому же высокая отходность металла резаньем не способствует рациональному использованию ресурсов.

Наиболее экологически опасным остается гальваническое производство и нанесение лакокрасочных покрытий. В данном производстве применяются кислоты, соли тяжелых металлов. Отходы, образующиеся при производстве не могут быть утилизированы на общедоступных городских свалках, но из-за недостаточности полигонов для захоронений, за частую отходы после накопления на территории завода, смешиваются с другими отходами и выбрасываются в сточные воды.

Замечание 1

Стоит отметить, что в большинстве случаев отходы гальванического производства могут быть применены для извлечения цветных металлов.

При нанесении лакокрасочных изделий остается сравнительно небольшое количество отходов, но они представляют собой довольно сложные химические соединения, высокотоксичные выбросы.

Наиболее глобальные проблемы экологии:

  • Истощение сырьевых ресурсов
  • Климатические изменения
  • Загрязнение воды
  • Загрязнение почвы и воздуха

В некоторых районах промышленно развитых стран выбросы отходов превышают все допустимые нормы.

Замечание 2

Станционные источники машиностроительных предприятий ежегодно выбрасывают в атмосферу 32% промышленных загрязнений, тогда как очистное оборудование имеется все лишь на 30% предприятий.

Три направления загрязнения среды:

  1. Атмосфера. Предприятия выбрасывают в атмосферу такие вредные вещества, как диоксид серы и оксид углерода, а также множество других вредных примесей. Именно машиностроительные предприятия выбрасывают в атмосферу самый вредное вещество – шестивалентный хром.
  2. Вода. Вместе со сточными водами выбрасываются такие вредные вещества, как сульфаты, хлориды, нефтепродукты, цианиды, соли, фосфор и многое другое. Многие большие предприятия располагаются на берегах рек.
  3. Почва. Загрязнение почвы происходит путем выброса таких отходов, как стружка, зола, опилки, шлаки, осадки. Так же после модернизации предприятий остается не малое количество металлолома.

Технологические процессы и их влияние на экологию

В настоящее время практически все предприятия используют в технологических процессах вещества с высоким уровнем загрязнения.

Процессы, в которых применяется сгорание топлива образуют продукты сгорания, которые через дымовые трубы поступают вверх, в атмосферу. При этом в атмосферу попадают вредные газообразные и твердые вещества.

Одним из самых опасных производств считается литейное производство. При производстве чугуна выделяются такие вещества как оксид углерода, пыль, оксиды азота и серы. Так же в водосточные воды выбрасываются формовочные смеси.

Сварочное производство губительно влияет на атмосферу, при данном технологическом процессе вырабатываются вредные пары сварочной аэрозоли, марганец, медь и сера, а также шестивалентный хром.

При гальваническом процессе применяются такие процессы, как никелирование, цинкование, хромирование. В данном процессе участвует большое количество жидкости, при этом рабочие растворы (электролиты), сбрасываются со сточными водами в реки. Из-за данного технологического процесса в окружающую среду попадают такие вредные вещества, как ртуть, свинец, кадмий и др.

При выбрасывании всех этих вредных веществ страдает не только экология в целом, но и население планеты. Все отходы очень токсичны и могут вызывать злокачественные заболевания, могут вызывать мутации, рождение больных детей, аллергические реакции и др. Попадания отходов в воду, может вызывать смерть рыбы.

Меры по улучшению экологии

Хотя сама ситуация выглядит неважно, это абсолютно не значит, что государство не проводит никаких работ по улучшению экологической ситуации вокруг машиностроительных предприятий.

Работы ведутся по направлениям:

  1. Внедрение современных технологий, которые могут уменьшить вредные отходы производства
  2. Улучшение системы фильтрации сточных вод предприятия
  3. Переработка и утилизация вредных веществ предприятий
  4. Введение систем мониторинга и контроля экологии местности

В развитых странах проблемам экологии отводится не маловажная роль, к примеру, в США, Великобритании, Швеции существуют специальные службы мониторинга экологического состояния. Данные службы направленны на контроль предприятий, того как они выполняют законы об охране окружающей среды.

Одной из наиболее ответственных стран в плане экологической защиты является Япония. Законы в Японии довольно строгие, при их нарушении необходимо выплатить большие штрафы, оплачивать лечение пострадавших, а в некоторых случаях даже возможно привлечение к уголовной ответственности.

Замечание 3

Стоит отметить, что машиностроительная отрасль является основным источником загрязнения окружающей среды.

spravochnick.ru

Влияние машиностроение на окружающую страну России и экологию развитых стран

Машиностроение является наиболее крупной комплексной отраслью мировой промышленности. Оно определяет уровень развития промышленности каждой страны и общий уровень ее развития.

Такая роль машиностроения связана с тем, что именно оно обеспечивает все остальные отрасли производства необходимыми машинами, приборами и другим оборудованием, а население – предметами потребления.

Основные особенности и виды машиностроения

Главными особенностями машиностроения является следующее:

  • эта отрасль занимает 1 место по стоимости произведенной в ней продукции;
  • продукция машиностроения наиболее емкая по трудозатратам. В машиностроении занято свыше 80 млн работников;
  • эта отрасль – наиболее наукоемкая;
  • производимые машиностроением изделия пользуются большим спросом. В развитых стран они составляют большую часть импорта. Например, экспорт Японии состоит почти на 70% из продуктов машиностроения, а экспорт США и Германии – на 50%.

В свою очередь машиностроение можно разделить на 3 группы:

  1. общее машиностроение, в состав которой входят такие отрасли как станкостроение, атомное машиностроение, производство машин для сельского хозяйства;
  2. транспортное машиностроение, включающее автомобилестроительную, авиаракетно-космическую, судостроительную отрасли и производство железнодорожного оборудования;
  3. электротехническая и электронные отрасли промышленности.

Различные отрасли машиностроения находятся на различных стадиях развития. Например, электронная и ракетно-космическая отрасли машиностроения развивается бурными темпами, мировой выпуск автомобилей остается на определенном уровне, а производство судов и железнодорожного оборудования постепенно снижается.

Происходит перемещение центров производства некоторых отраслей из промышленно развитых стран Европы и из США в азиатские страны (Южную Корею, Японию, Китай).

Машиностроение России

Размещение производства

Еще совсем недавно производством предметов машиностроения на 90% занимались промышленно развитые страны. Однако постепенно машиностроение стало перемещаться в страны Азии.

Но по-прежнему большую часть продукции машиностроения вырабатывают США (около 30%). Значительная часть продукции приходится на наиболее развитые европейские страны, такие как Германия, Франция, Великобритания, Италия. Среди азиатских стран выделяется Япония.

В эту группу входят также Россия и Китай.

Развитые страны вырабатывают большой ассортимент продуктов машиностроения, который поступает в развивающиеся страны. В этих странах благодаря высокому уровню научно-исследовательских работ, наличию новейших технологий и качественных кадров изготавливается технически сложная продукция.

Развивающиеся страны азиатского континента в основном производят менее сложную продукцию машиностроения. При этом появление там машиностроительных заводов связано преимущественно с наличием дешевой рабочей силы. Большая часть таких сборочных заводов изготавливает продукцию из готовых деталей и узлов, поступающих из развитых стран.

Полноценными машиностроительными предприятиями располагают только некоторые развивающиеся страны, такие как Тайвань, Индия, Бразилия, Аргентина.

Влияние предприятий машиностроения на экологию

Предприятия машиностроения оказывают негативное влияние на экологию Земли. В частности, такие предприятия загрязняют атмосферу, почву и воду.

Загрязнения атмосферы происходит от выбросов предприятий. В этих выбросах содержатся такие вредные вещества как диоксид серы и оксид углерода, а также очень опасный шестивалентный хром.

При работе машиностроительных предприятий образуются отходы, попадающие в почву. Наиболее опасными из которых являются цианиды, свинец, ртуть и кадмий. Эти вещества накапливаются в почве и пагубно влияют на растения и человеческий организм.

Важной проблемой при работе машиностроительных предприятий является загрязнение водных ресурсов. Это связано, во-первых, со сточными водами, в которых содержатся различные тяжелые металлы. При работе атомной промышленности возникают отходы, которые, попадая в воду, делают ее радиоактивной и непригодной для питья и опасной для здоровья и жизни человека.

Меры борьбы с нарушениями экологии

Основными мероприятиями по уменьшению негативного влияния машиностроительных предприятий на экологию являются следующие действия:

  • внедрение современных технологий, способствующих уменьшению вредных отходов производства;
  • улучшение систем фильтрации сточных вод предприятия;
  • переработка вредных веществ и утилизация отходов производства;
  • внедрение системы мониторинга и контроля экологии местности.

В промышленно развитых странах вопросам экологии придается большое значение. Например, в США, Канаде, Великобритании, Швеции существует специальная служба – экологический мониторинг. С помощью этой службы производится оценка деятельности как частных, так и государственных компаний с точки зрения выполнения ими законов об охране природы.

В Японии очень много внимания уделяется безопасной для природы работе предприятий. При нарушении достаточно жестких законов по выбросам с машиностроительных предприятий нарушитель должен платить большие штрафы, лечить пострадавших людей, а в отдельных случаях ответственные работники таких предприятий-нарушителей могут быть привлечены к уголовной ответственности.

В России более 30% отходов в атмосферу приходится на предприятия машиностроения. При этом современными очистными сооружениями оснащены не более 50% предприятий. В некоторых районах из-за этого уровень загрязнений превышает все санитарные нормы.

Выводы

  1. Машиностроение является показателем уровня промышленного развития стран.
  2. Основными производителями в машиностроении являются промышленно развитые страны Европы и США.
  3. Производство продукции машиностроения постепенно продвигается в развивающиеся страны.
  4. Работа на машиностроительных предприятиях негативно влияют на окружающую природу.
  5. Промышленно развитые страны большое внимание уделяют экологическим проблемам и защите природы.

greenologia.ru

Факторы размещения машиностроения в мире

Машиностроение представляет из себя самую сложную по составу отрасль, включающую более 70 отраслей.

Основные из этих отраслей – это транспортное машиностроение, приборостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство технического оборудования.

Факторы размещения предприятий машиностроительной отрасли во многом зависят от технологии производства.

Основные факторы

Выделим два основных вида машиностроения по этому признаку:
  1. Металлоемкое производство, которому требуются большие объемы металла.
  2. Наукоемкое и трудоемкое машиностроение, которому в большей степени необходимы рабочие высокой квалификации и научные разработки.

Но для всех отраслей основными факторами являются:

  • Трудоемкость.
  • Наукоемкость.
  • Сырьевой фактор.
  • Потребительский фактор.
  • Транспортный.
  • Территориальная концентрация.

Примером решающей роли этих факторов в тяжелом машиностроении могут быть Рурский район в Германии, северо-восточные штаты США, Верхняя Силезия в Польше, Уральский район в России. Здесь большая концентрация предприятий, которые выпускают оборудование для потребностей металлургии, энергетики, химической промышленности.

Производство точных машин, радиоэлектроники, приборов традиционно расположено в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила. Особенностями наукоемкого и точного производства является отсутствие фактора сырья. Вернее, значимость его незначительна.

Производство бытовой техники ориентировано на наличие покупательского спроса.

Природные условия и обусловленная этим география сырьевых и природных ресурсов

Важнейшим фактором размещения предприятий машиностроительного комплекса были и будут традиции развития промышленности в конкретных географических регионах. Северо-восточные штаты США с их многочисленными металлургическими и химическими гигантами стимулировали бурное развитие предприятий тяжелого машиностроения.

В этом регионе расположились также крупнейшие автомобильные и авиационные заводы, основные потребители металла в машиностроении.

География машиностроения прослеживается не только в отдельно взятой стране, но и в мире в целом.

Например, южные штаты США, большая часть Австралии, многие регионы Аргентины и Канады, Ферганская долина в Узбекистане испокон веков являются районами развитого сельского хозяйства и производства пищевых продуктов.

В этих местах неизбежен спрос на продукцию сельскохозяйственного машиностроения и изделий машиностроения для перерабатывающей и пищевой индустрии.

Постоянный прирост и омолаживание населения во многих регионах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки ускорили процесс размещения предприятий по выпуску бытовой техники и изделий радиоэлектроники в этих странах. А неуклонно растущий спрос дал толчок бурному развитию этих отраслей машиностроения в Китае, Сингапуре, Малайзии, Бразилии, Индии.

Объем капитальных вложений и источники финансирования

С учетом всех этих факторов происходит финансирование и вложение инвестиций в развитие машиностроительной индустрии. В основном главными инвесторами являются владельцы уже действующих мощностей. В металлоемких отраслях это чаще всего трансконтинентальные компании. Их бизнес насчитывает десятилетия, поэтому все аспекты кратко- и долгосрочного развития и его финансирования отлажены и представляют из себя стройную систему. Примером могут быть гиганты мировой промышленности: General Electric, Boeing, Samsung и другие.

Но довольно часто в роли финансового донора выступает государство или местные власти. Почти всегда это происходит в силу негативных, кризисных явлений в мировой экономике. В этом случае речь идет не о получении прибыли и развитии производства, а о сохранении рабочих мест и недопущении социальной напряженности.

Уровень развития и специализация хозяйств в различных экономических районах

От объемов финансовых вливаний зависит уровень развития отрасли в отдельно взятом регионе. Рурский бассейн может служить примером сверхстабильного развития из-за долгосрочной, выработанной десятилетиями системы финансовых вложений. Имея годовой оборот более 100 миллиардов евро и отчисления в развитие отрасли на уровне 15 – 20 %, предприятия этого региона стабильно и динамично развиваются.

Примером другого рода являются предприятия машиностроения по сборке бытовой техники и радиоэлектроники в большинстве стран Юго-Восточной Азии. Огромные средства направляются в основном на расширение производства и увеличение объема продукции за счет избытка дешевой рабочей силы. Масштабы производства огромные, а уровень развития пока весьма низок.

Уровень базового развития науки и техники

Страны с высоким уровнем научно-технического развития по-другому выстраивают модель развития машиностроения. Япония практически весь свой интеллектуальный потенциал вкладывает в такие области машиностроения, как автомобилестроение, IT-технологии, космические разработки, ядерная энергетика.

Все эти отрасли, а также предприятия с высоким уровнем технологического процесса и предприятия военно- промышленного комплекса полностью зависимы при выборе места расположения от наличия в этом регионе достаточного количества научных кадров высокой квалификации, научно-исследовательских учреждений нужного профиля и фундаментальных вузов для подготовки специалистов.

Специализация и кооперирование

При нынешнем уровне кооперации мировой промышленности одним из определяющих факторов является сочетание специализации будущего предприятия и его способности интегрироваться в местную и глобальную экономику.

Специализация необходима для достижения оптимальных результатов для окупаемости проекта по затратам и инвестиционным планам. А кооперация как на региональном уровне, так и в глобальном плане дает возможность быстро реагировать на вызовы рынка и мировой финансовой системы.

Успешным примером такой взаимосвязи может послужить размещение сборочных мощностей ведущих производителей бытовой техники в Китае.

Транспортная сеть и пути сообщения

Весьма значительным является фактор транспортной безопасности для стабильной работы предприятия. Особенно это относится к предприятиям, которые зависят от большого количества поставщиков. Развитая сеть железнодорожного сообщения (особенно для тяжелого машиностроения ), желательная близость морских портов для сельскохозяйственного машиностроения, сеть воздушных коммуникаций – непременное условие для нормального функционирования всего производственного цикла.

Уровень квалификации и состав трудовых ресурсов

Главное в любом виде деятельности – люди, которые будут изготовлять продукцию. От их умения, профессиональных навыков, чувства ответственности зависит процветание производства. Все ведущие компании в любой отрасли скрупулезно и ответственно проводят мониторинг трудовых ресурсов в регионе, где собираются осуществлять свою деятельность. Учитывается множество факторов: средний образовательный уровень, профессиональная пригодность, традиции этого района, демографический состав, общий уровень здоровья.

Форма производства

Этот фактор часто недооценивают, но он является одним из основополагающих при выборе места для производства продукции машиностроения. Для категории предприятий металлоемкого производства более приемлемы крупные формы: ведь они требуют по самой своей специфике расположения вблизи крупных химических и металлургических комбинатов. Расположение этих комбинатов привязано к крупным промышленным городам, соответственно, и население этих мегаполисов психологически более привычно к объемным формам производства.

А вот жители Азии, Латинской Америки, где многие компании осуществляют сборочное производство, более предрасположены к мелким формам производства.

Структура и масштабы потребления готовой продукции

Определить востребованность выпускаемой продукции означает определиться со структурой и масштабами будущего предприятия. Численность персонала, структурная градация, объемы выпускаемой продукции – все это напрямую связано с тем, какое количество продукции будет востребовано на внутреннем и внешнем рынке.

Транспортабельность готовой продукции и сырья

Необходимость учитывать способности сырья для производственного процесса и готовой продукции к транспортировке – очень важный технологический фактор. При всех прочих положительных факторах он должен быть неукоснительно соблюден.

Экология региона

Требования местных властей и законы государства о защите окружающей среды должны неукоснительно соблюдаться. Их нарушение может повлечь полную остановку предприятия и потерю всех вложенных в него активов. Поэтому проведение экологической экспертизы – залог успешной коммерческой и производственной деятельности.

Каждый из перечисленных факторов важен сам по себе. В то же время очевидно, что все они взаимосвязаны. Но для успешной работы в долгосрочной перспективе невозможно не учитывать ни одного из них.

greenologia.ru