Экология сукачев – ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИИ КАК НАУКИ. ВКЛАД ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИИ ЭКОЛОГИИ (ВЕРНАДСКИЙ В.И, ДОКУЧАЕВ В.В, СУКАЧЕВ В.Н.).

Содержание

Владимир Николаевич Сукачев, основатель биогеоценологии

Биография

Будущий основатель биогеоценологии родился 7.06.1880 г. в селе Александровка Харьковской губернии. Учился в Харьковском реальном училище, которое окончил в 1898 г. 16 апреля того самого года в Харькове впервые в России был проведен школьный праздник посадки деревьев. Возможно, участие в этом мероприятии стало началом природоохранной карьеры будущего ученого.

Сразу после окончания училища он поступил в Петербургский лесной институт, который окончил в 1902 г. Участвовал в студенческом революционном движении, следствием чего был арест в 1899 году. После окончания института работал ассистентом кафедры ботаники. В этот период жизни он активно участвовал в экспедициях, преимущественно в малоизученные в биологическом отношении регионы – Якутию, Забайкалье, Тянь-Шань, Семиречье, Северный Урал, кроме того, проводил исследования вПсковской губернии, посещал Германию.

Первая публикация В.Н. Сукачева(1898 – год поступления в институт) становится началом активной природоохранной деятельности Сукачева. Большое влияние на В.Н. Сукачева оказали его учителя: академик И.П. Бородин, известный охранителей природы России, Г.Ф. Морозов, чье учение о лесе он развил впоследствии, и харьковский ботаник В.И. Талиев. По рекомендации И.П. Бородина в 1902 году Сукачев начинает сотрудничество с Постоянной Природоохранительной комиссией при Русском Географическом обществе. Выступая на XII съезде естествоиспытателей и врачей в 1909 г. он предложил создать заповедник в Стрелецкой степи, а также опубликовал статью об охране Жигулей.

В 1912-1918 гг. он работал в Ботаническом музее Петербурга младшим ботаником. В 1924-1926 гг. заведовал в Главном ботаническом саду АН СССР акклиматизационным отделом, а в 1931-1933гг. — отделом геоботаники. В 1919-41гг. Сукачев — профессор Лесного института (позже Лесотехнической академии), совмещая с работой в Географическом институте и в Ленинградском университете. В начале 40-х годов организовал и затем возглавлял в лесном институте кафедру дендрологии и систематики растений.

В 1941-1943 гг. руководил биологической кафедрой в Уральском лесотехническом институте (Свердловск).

С 1944 года переехал в Москву и работал директором Института леса АН СССР. В 1944-1948 годах — работал профессором в Московском лесотехническом институте, в 1946-1953-м — профессором в МГУ, где руководил кафедрой ботанической географии.

В 1955-1967 годах — президент МОИП, член-учредитель (1915) Всероссийского ботанического общества. С 1946 года был в этой организации президентом, а с 1964 года — почётным президентом. Член Польской Академии наук (1959), член-корреспондент Чехословацкой земледельческой академии (1927). Преподавательской деятельностью занимался вплоть до 80 лет. Потеря слуха в достаточно раннем возрасте (сначала Сукачев объяснялся посредством записок, после появления слуховых аппаратов приобрел его) не сказалась на его общественной и научной деятельности.

Умер 9 февраля 1967 года в Москве.

Замечание 1

В системе АН организовал Институт леса, лабораторию лесоведения АН СССР, лабораторию биогеоценологии при Ботаническом институте АН СССР. В 1955 году совершил смелый поступок: в составе группы передовых ученых подписал «Письмо трехсот», в котором давалась оценка состояния биологии к середине 50 годов и критиковалась научная и практическая деятельность Т.Д.Лысенко.

Научная деятельность

В.Н. Сукачев активно содействовал развитию отечественного заповедного дела, активизации научной деятельности в заповедниках. Он работал в целом ряде заповедников:

  • Аскании-Нова,
  • Крымском,
  • Кавказском,
  • Тульским засеках,
  • Бузулукскому Бору,
  • Боровому,
  • Лесу на Ворскле.

В последнем из них, в 1935-1941 гг. руководит научной работой. В память об ученом одно из уникальных мест «Леса на Ворскле», где растут древние дубы-исполины, названо «Поляной Сукачева».

Он руководил многочисленными экспедициями по изучению флоры различных районов нашей страны. В.Н. Сукачев интересовался вопросами болотоведения; предложил авторскую теорию образования болот; опубликовал одно из первых методических руководств по болотоведению.

Разрабатывая вопросы фитоценологии, В.Н. Сукачев обозначил ряд положений, в отношении задач и методологии исследований в этой научной области, отметил роль фитоценологических исследований для практики сельского и лесного хозяйства. Сукачев занимался также систематикой древесных растений, а также практической работой по их селекции, ему удалось вывести ряд новых сортов деревьев. С 1949 года он руководил работами по полезащитному лесоразведению в засушливых районах страны. Он опубликовал фундаментальные учебники и руководства по дендрологии, геоботанике, изучению флоры и особенно по типологии леса, а также эволюционно-экологические исследования.

В.Н. Сукачев был признанным лидером отечественных геоботаников и экологов. Уже в 1920 г. он избирается членом-корреспондентом, а в 1943-м — академиком АН СССР.

Сукачев — создатель биогеоценологии. Предложенный им центральный для данного научного направления термин – биогеоценоз – отличается от термина «экосистема» акцентом на роль географической среды, т.е. он специально подчеркивает участие неорганического компонента в единстве (ценоз) организма и среды».

Замечание 2

Награды: В.Н. Сукачев за свои научные и практические заслуги был награжден несколькими орденами (в их числе Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта», 3 ордена Ленина). Получил несколько золотых медалей имени:

  • Н. М. Пржевальского,
  • П. П. Семёнова-Тян-Шанского,
  • В. В. Докучаева

В 1967 году АН СССР учредила Золотую медаль имени В. Н. Сукачёва.

spravochnick.ru

Владимир николаевич сукачев один из создателей учения о биогеоценозах (экосистемах)

Владимир Николаевич Сукачев один из создателей учения о биогеоценозах (экосистемах)

В общей экологии с этого времени четко выделились два направления – аутэкология и синэкология. В фитоценологии всеобщее признание получила парадигма дискретности растительного покрова, что объясняется стремлением к классификационным работам.

Почти одновременно с А.Тенсли, В.Н. Сукачев в 1942 г., следуя Г.Ф. Морозову, разработал систему понятий о лесном биогеоценозе, как о природной системе, однородной по всем параметрам (растительному покрову, миру животных и микроорганизмов, по поверхностной горной породе, гидрологическим, почвенным, микроклиматическим условиям, по типу взаимодействий, обмена веществом и энергией между его компонентами и между ними и другими явлениями природы).

Биогеоценоз В.Н. Сукачева – практически полный аналог экосистемы А. Тенсли. Главное в его понятии – общая идея о единстве живой и неживой природы, общности круговорота веществ и превращениях энергии, которые можно выразить через объективные количественные характеристики. В том же 1942 г. американским ученым Р. Линдеманном были изложены основные методы расчета энергетического баланса экологических систем. С этого времени экосистемные исследования являются одними из основных направлений в экологии, а количественные определения функций экосистем и их компонентов (запасы и фракционная структура растительной массы, пулы углерода и др. химических элементов, параметры трофических цепей, и др.) являются одним из основных методов, дающими возможность прогнозировать и моделировать биологические процессы. Последнее, в свою очередь, вылилось в теоретическую, или количественную, экологию, которая становится все более востребованной (изучение динамики экосистем, их продуктивности, моделирование экологических процессов исключительно важны для экологических прогнозов, разработки природоохранных мер, профилактики эпидемических ситуаций и пр.). Работа по международным экологическим программам МАБ и ЧиБ (Человек и биосфера).

Восьмой этап. В современной биосфере одним из наиболее значимых факторов, определяющих ее состояние, стала деятельность человека. Возникающие в связи с этим проблемы выходят за рамки экологии как биологической науки, приобретают направленный социальный и политический характер (движения «зеленых», борьба за охрану природы, постановка экологических вопросов в повестки дня политических организаций, и пр.). Решение их должно включать все естественные науки вкупе с хозяйственно-экономическими, социальными, политическими аспектами, что входит в задачи социальной экологии, в которой особое положение занимает экология человека (медико-биологический и социальный подходы).

Крупный российский ученый-теоретик, наш современник Н.Ф. Реймерс (1931-1993) общую экологию представил, как вершину естествознания – мегаэкологию, вокруг которой концентрируются другие научные дисциплины, связанные с актуальными проблемами цивилизации и угрозой экологического кризиса. Другой российский ученый – Н.Н. Моисеев (1917-2000), специалист в области системного анализа, моделирования и прогнозирования, математик с мировым именем считает, что дальнейшее развитие цивилизации должно происходить через коэвалюцию (совместную эволюцию) человеческого общества и биосферы – к ноосфере.

Особую и важнейшую роль в становлении и развитии экологии сыграл Владимир Иванович Вернадский – создатель учения о биосфере, намного опередивший свое время. Открытие биосферы В.И. Вернадским в начале ХХ столетия принадлежит к величайшим научным открытиям человечества, соизмеримым с теорией видообразования, законом сохранения энергии, общей теорией относительности, открытием наследственного кода у живых организмов и теорией расширяющейся Вселенной. В.И. Вернадский доказал, что жизнь на земле — явление планетарное и космическое, что биосфера — это хорошо отрегулированная за много сотен миллионов лет эволюции общепланетарная вещественно-энергетическая (биогеохимическая) система, обеспечивающая биологический круговорот химических элементов и эволюцию всех живых организмов, включая и человека. Не только составом атмосферы и гидросферы обязаны мы работе биосферы, но и сама земная кора – это продукт биосферы.

Может показаться странным утверждение о том, что В.И. Вернадский открыл биосферу. Что ее открывать? Это не микроб какой-то. Биосфера огромна, и с ней постоянно имеет дело каждый из нас. Мы живем, мы постоянно обитаем в ней. Да, мы обитаем в ней, но очень мало задумываемся о том, что этот наш хрупкий дом уникален во Вселенной, что механизмы, его поддерживающие, очень тонкие, и могут легко сломаться не только от падения большого метеорита на Землю, но и от нашего неразумного поведения.

«Спички детям не игрушка», — говорят родители и прячут подальше спички от детей, чтобы они не сделали пожар и не сожгли дом, а вместе с домом и самих себя. Современное человечество в биосфере очень напоминает этих глупеньких шаловливых детей, которым в руки попали «спички» — мощные механизмы, прогрессивные технологии. Спрятать бы подальше от шалунов эти «спички», — да некому этого сделать. Нет родителей дома, дети предоставлены самим себе.

Виктор Борисович Сочава — российский геоботаник, внесший большой вклад в развитие экологии и биогеографии

Евгений Михайлович Лавренко — российский геоботаник, внесший большой вклад в развитие геоботанической картографии и теорию степных экосистем

Кроме уже упомянутых выше имен, становление экологии в первой половине и в середине ХХ века в России было связано с именами: Б.Г. Иоганзена, Г.А. Викторова, В.Н. Беклемишева, П.Д. Ярошенко, В.Г. Карпова, Г.И. Поплавской, Т.А. Работнова, Т.К. Горышиной, В.Д. Александровой, Б.А. Тихомирова, В.И. Василевича, Л.Е. Родина, Е.М. Лавренко, В.Б. Сочавы и др. Из зарубеж-ных ученых ХХ столетия следует выделить следующих: А. Пирса, В. Шелфорда, В. Мак-Дуголла, Ю. Одума, Э. Пианку, Р. Риклефса, Ф. Рамаду и др. Многие из перечисленных исследователей являются авторами моногра-фий, учебников и учебных пособий.

Здесь мы поместили портреты далеко не всех ученых, внесших большой вклад в создание и развитие науки экологии. Но вглядитесь внимательно в их лица, и вы убедитесь в том, насколько проницателен их взгляд. Они уже ушли в мир иной, а их гениальными прозрениями мы пользуемся сегодня, наши дети и внуки будут пользоваться завтра.

Нелегким был путь этих людей на Земле. Всякому, кто приносит новое и непонятное, в нашем обществе уготованы тернии. Редко, кто из этих мыслителей при жизни заслужил положенные ему лавры. Слава к ним пришла либо в конце жизни, либо после смерти. Но что им слава… Ведь они первыми проникли в неведомое, первыми увидели и поняли то, что до них не видел и не понимал никто. Все они по-настоящему были счастливыми людьми.

На занятиях и в дальнейшей своей жизни вы еще познакомитесь с работами многих из них и расскажите о них своим ученикам.

Таким образом, мы выделили восемь этапов в становлении и развитии экологии:

Первый этап – отражает примитивные знания, накапливаемые людьми, в т.ч. первобытными, в процессе тесного общения с природой и ведения натурального хозяйства. Начался за много веков до новой эры и завершился в первые века до новой веры.

Второй этап – накопление фактического материала, но уже античными учеными, средневековый застой. Период: I-III век до н.э. – XIV век н.э.

Третий этап – продолжение сбора и первые попытки систематизация колоссального фактического материала, накопленного с началом великих географических открытий и колонизацией новых стран – в эпоху Возрождения. Период: с IV по XVIII век включительно.

Четвертый этап – связан с крупными ботанико-географическими открытиями, способствовавшими дальнейшему развитию экологического мышления; предпосылка экологических идей; выделены экология растений и экология животных. Период: конец XVIII – начало XIX века.

Пятый этап – становление эволюционной экологии, углубление экологических исследований, начало изучения взаимосвязей. Период: с начала XIX века до второй половины (1866 г.) XIX века

Шестой этап – определение понятия «экология», доминирование исследований аутэкологического направления – изучение естественной совокупности видов, непрерывно перестраивающихся применительно к изменению факторов среды, т.е. факториальной аутэкологии. М.С. Гиляров называл этот этап временем факториального редукционизма. Период: со второй половины (1866 г.) XIX до середины (1936 г.) XX века.

Седьмой этап отражает новый – системный, подход к исследованиям природных систем, формирование общей экологии, как самостоятельной фундаментальной биологической науки, доминирование синэкологического направления – изучение процессов материально-энергетического обмена, развитие количественных методов и математического моделирования. Период: 40-70 гг. XX века. Специфика этого этапа – мнение о примате конкурентных отношений в биоценозах и принижение значимости эволюционных факторов, господство парадигмы дискретности.

Восьмой этап – «экологизация» науки; становление экологических наук, учитывающих деятельность Человека, т.е. социальной и политической направленности. Возрастание интереса к изучению популяций (демэкология), динамики формирования биогеоценозов в связи с антропогенными нарушениями. Большое внимание уделяется стационарным исследованиям. Основная методология – системный анализ. Одно из главных направлений – длительный экологический мониторинг разных уровней (наземный, региональный, глобальный и пр.). Период: с 80-х годов XX века по настоящее время. Специфика – отказ от примата конкурентных взаимоотношений в ценозе; в фитоценологии смена парадигмы дискретности на парадигму континуальности; развитие методов и теории экологического мониторинга.В последнее десятилетие произошло объединение ряда тенденций последних периодов. Учеными признается как континуальность, так и дискретность растительного покрова – в природе есть и то и это, формируется новая парадигма – биологического разнообразия.

1.4. Причины отставания общей экологии от других наук

Обобщая вышесказанное, следует отметить, что развитие общей экологии задержалось и в XX веке. Как отмечают Н.Ф. Реймерс, А.С. Степановских, экология отстала от таких наук, как эмбриология, физиология, генетика на несколько десятилетий.

Причины отставания:

Недооценка потребности в открытии общих законов развития живого вещества; изучение взаимоотношений организмов друг с другом и со средой должно идти с учетом огромного разнообразия животного и растительного мира и их взаимозависимости. Многие направления экологии находятся на аналитической стадии.

Между науками, а, следовательно, и между учеными, существуют жесткие искусственные, в том числе психологические барьеры. Узкому специалисту удобнее и привычнее рассматривать «свои» предметы и явления вне существующих между ними взаимосвязей. Как сказал небезызвестный Козьма Прутков: «Узкий специалист подобен флюсу»! Но для всестороннего выявления особенностей экосистем необходимо изучение их коллективами разных специалистов. В первую очередь такие барьеры возведены между биологическими и небиологическими науками (социология, политика, экономика).

Отсутствие реальных перспектив развития общей экологии, существовавшее вплоть до середины прошлого столетия. Недопонимание того, что методы общей экологии отличаются от методов, используемых в смежных науках (так, нельзя в экосистеме измерять физиологические параметры в одном месте, невозможно выделив один фактор в природе, устранить измеряемой характеристикой проявление остальных) и что нельзя лабораторные методы переносить на природу.

Лишь в конце XX произошло осознание того, что деятельность человека часто не только наносит вред окружающей среде, но и угрожает самому существованию человечества. При этом в изменении структуры и динамики экосистем резко возросла роль случайных факторов, нередко приводящих к катастрофам с многочисленными человеческими жертвами. Человечество лишь в последние десятилетия начало всерьез осознавать важность для себя экологических проблем. Ведь вопрос стоит однозначно — быть или не быть на Земле технократической цивилизации. Этим и объясняется повальная экологизация, как самой науки, так и других направлений человеческой деятельности, экологизация всевозможных производств, связанных с потреблением природных ресурсов.

2. Методы экологических исследований

2.1. Методологические подходы

Поскольку популяции и экосистемы сложены множеством организмов, поскольку на каждый организм и на их совокупности, будь то отдельная группировка, популяция или ценоз, действуют не один, а сразу несколько экологических факторов и к тому на протяжении разных отрезков времени, постольку и связи, и свойства перечисленных объектов оказываются многочисленными и разнообразными. Поэтому методологией, главным принципом всех экологических исследований является системный подход, учитывающий как особенности самих объектов исследований, так и факторов эти особенности определяющие.

В зависимости от того, что является объектом, и какова цель исследований используются разные подходы: популяционный (популяция – совокупность особей одного вида), экосистемный, эволюционный и исторический.

Популяционный подход предусматривает изучение размещения в пространстве, особенности поведения и миграции (у животных), процессов размножения (у животных) и возобновления (у растений), физиологических, биохимических, продукционных и других процессов, зависимости всех показателей от биотических и абиотических факторов. Исследования проводятся с учетом структуры и динамики (сезонной, онтогенетической, антропогенной) популяций, численности ее организмов. Популяционный подход обеспечивает теоретическую базу для прогнозирования рождаемости (в растит. сообществе – возобновления), выживания (динамики жизненного состояния) и смертности (распада, гибели). Он позволяет прогнозировать вспышки вредителей в лесном и сельском хозяйстве, позволяет выявить критическую численность вида, необходимую для его выживания.

Экосистемный подход выдвигает на первый план общность структурно-функциональной организации всех экосистем, независимо от от состава сообществ, среды и места их обитания. Основное внимание при этом подходе уделяется изучению потока энергии и циклам круговорота веществ в экосистемах, установлению функциональных связей между биологической составляющей и окружающей средой, т.е. между биотическими факторами и абиотическими. Экосистемный подход предусматривает всестороннее изучение всех популяций живых организмов сообщества (растения, микроорганизмы, животные) с учетом влияния на них ограничивающих факторов (эдафические, топографические, климатические). При этом подходе пристальное внимание уделяется анализу местообитаний, так как параметры факторов среды: физико-химические свойства почв, теплообеспеченность, влажность, освещенность, скорость ветра, и др., легко измеряются и поддаются классификации.

В качестве примера успешности экосистемного подхода к изучению биосферы можно привести итоги работы ученых из разных стран, работавших с 1964 по 1980 гг. по Международной биологической программе (МБП). Конечной целью МБП было выявление запасов и законов воспроизводства органического вещества, его качественного (фракционного) состава по всем природным зонам и в целом на планете, с тем, чтобы предотвратить возможные нарушения биологического равновесия в глобальном масштабе. Благодаря выполнению данной программы была решена актуальнейшая задача – выяснить максимально возможные нормы изъятия биомассы для нужд человечества.

Эволюционный и исторический подходы позволяют рассматривать изменения экосистем и их компонентов во времени. Эволюционный подход дает возможность понять основные закономерности, которые действовали в экосфере до того, как антропогенный фактор стал одним из определяющих. Он позволяет реконструировать экосистемы прошлого, принимая во внимание палеонтологические данные (анализ пыльцы, ископаемые остатки). В основе исторического подхода лежат изменения, обусловленные развитием цивилизации (от неолита до настоящего времени) и производствами, созданными человеком. К этим изменения относятся изменения климата, целенаправленное и случайное расселение человеком растений и животных.

Каждый из вышеуказанных подходов требует применения своих методов, специально разработанных с учетом состава объектов, условий местообитаний и поставленных задач.

2.2. Методы исследований

В экологии часто используются методы, применяемые в других науках, как в биологических (биогеохимия, анатомия, физиология, и др.), так и небиологических (физика, химия, геодезия, метеорология и др.). Но для выявления специфики экологических закономерностей существуют исключительно собственные – экологические методы. Они делятся на полевые, лабораторные, экспериментальные, количественные (математическое моделирование) методы.

Полевые методы имеют первостепенное значение. Они предполагают изучение популяций и сообществ в естественной среде (в природе) и позволяют установить воздействие на объект комплекса факторов, изучить общую картину развития и жизнедеятельности изучаемого объекта.

В качестве примера можно привести леса на склонах разных экспозиций, на разных почвах, на разных географических широтах. Или водные экосистемы на разной глубине в одном и том же море, на одной глубине в южных и северных морях. Все они, несмотря на различия, развиваются по одним и тем же законам, под влиянием комплекса факторов, но значения этих факторов разные и зависят от местоположения объекта исследований.

Однако в полевых исследованиях очень сложно выявить роль одного фактора, как биотического (конкуренции, аллелопатии, плодородия почв), так и абиотического (тепло, влаги, света, засоления, кислотности почв), тем более, что все факторы функционально связаны друг с другом.

Известно, что нередко ограничение одного из них сопряжено с изменением другого. Так, холодность почв с многолетней мерзлотой способствует их переувлажнению и, как следствие, анаэробиозису. В результате резко ухудшаются условия усвоения корнями растений элементов питания. В Приморье, как правило, высокая инсоляция южных склонов сопровождается высокой сухостью субстрата и формированием ксерофитных криволесий.

Исследовать роль конкретного фактора можно при постановке эксперимента в полевых или лабораторных условиях.

Экспериментальные методы отличаются от полевых тем, что организмы искусственно ставятся в условия, при которых можно дозировать размер изучаемого фактора, следовательно, можно точнее, чем при обычном наблюдении, оценить его влияние. При этом выводы, полученные в лаборатории, требуют обязательной проверки в полевых условиях.

В качестве примеров экологических экспериментов можно привести исследования функций лесозащитных полос, изучение осветления насаждений, влияния разных доз удобрений, вносимых под сельскохозяйственные культуры и т.д. Широко известен метод изучения конкурентных взаимоотношений деревьев в лесу путем ограничения определенной площади (площади питания).

Большое значение при проведении экологических исследований имеют химические и физиологические методы, т.к. они позволяют выявить роль разных компонентов экосистем, и в первую очередь, самого главного – фитоценоза, в аккумуляции и превращении вещества и энергии. Химические методы позволяют установить особенности накопления химических элементов в растениях и в целом в сообществах, особенности круговорота питания. С помощью физиологических методов можно в полевых условиях проследить физиологические процессы (фотосинтез и транспирация).

Так как все биосистемы обладают способностью к саморегуляции, т.е. к восстановлению экологического равновесия, а законы их развития имеют причинно-следственную связь, то в экологических исследованиях широкое распространение получили математические методы (математическая статистика, методы теории информации и кибернетики, теории чисел, дифференциальные и интегральные исчисления и др.) и на основе этих методов – моделирование. Моделирование биологических явлений, т.е. воспроизведение в искусственных системах процессов свойственных живой природе, получило широкое распространение в современной экологии.

Модели подразделяются на реальные (аналоговые) и знаковые.

Примеры аналоговых моделей – аппараты искусственного кровообращения, искусственная почка, протезы рук, управляемые биотоками. Аквариумы и океанариумы модели разных водоемов, теплицы – модели экосистем соответствующих природных зон.

Знаковые модели представляют собой отображение оригинала с помощью математических выражений или подробного описания и, в свою очередь, делятся на концептуальные и математические. Первые могут быть представлены текстом, схемами, научными таблицами, графиками и т.д., а вторые – формулами, уравнениями. Математические модели, особенно при наличии количественных характеристик, являются более эффективным методом изучения экосистем. Математические символы позволяют сжато описать сложные экосистемы, а уравнения дают возможность формально выразить взаимодействия различных компонентов экосистем.

Пример простейшего дифференциального уравнения, описывающего рост популяции какого-либо вида на какой-нибудь стадии ее развития (Радкевич, 1997):

dx/dt=rx,

где x – плотность популяции в момент времени t, r – скорость роста в период времени, соответствующий rt. Решением этого уравнения является функция

x=x0ert

Процесс перевода физических или биологических представлений о любой экосистеме в математические формулы и операции над ними называются системным анализом. В современной экологии реальные и знаковые модели используются параллельно, дополняя друг друга. При отсутствии реальных моделей математический подход получается отвлеченным, а при исключении математического подхода бывает трудно уловить смысл реальной модели.

Экологический мониторинг – один из главных методов изучения динамики экосистем (биогеоценозов), происходящей под воздействием естественных и антропогенных факторов. Под мониторингом понимается специальное длительное слежение за состоянием одних и тех же экосистем. Подобные исследования сопряжены с большими время- и трудозатратами, так как предусматривают детальное описание и изучение всех компонентов, составляющих биогеоценоз, и потому возможны лишь при организации стационарных работ с закладкой как временных, так и постоянных пробных площадей. Мониторинг растительного покрова должен проводиться на разных уровнях в соответствии с хорологической (пространственной) дифференциацией биосферных систем. С помощью одной пробной площади размером 1 га проводить мониторинг растительного покрова невозможно. Для равнинного геоботанического района (заповедника) необходимо заложить не менее 10-12 постоянных пробных площадей размером 1 га, а для горного района — не менее 30-40. Именно к такому выводу пришло большинство исследователей, работавших в разных регионах северной Евразии.

К сожалению, изучение процессов, а именно изучение трансформации сложных многокомпонентных систем, какими являются экосистемы и растительные сообщества – это следующий этап развития экологии. Пока что наибольшее развитие получил мониторинг растительного покрова (ботанический), но и он еще находится в начальной стадии.

textarchive.ru

В.Н. Сукачев – создатель учения о биогеоценологии


Среди целой плеяды блестящих ученых-натуралистов XIX и ХХ вв. (В.И. Вернадский, К.К. Гедройц, Б.Б. Полынов, И.П. Бородин, Н.И. Вавилов, Л.С. Берг, И.В. Тюрин, Г.Ф. Морозов, А.А. Григорьев и др.) Владимир Николаевич Сукачев занимает особое место. Е.М. Лавренко и В.Д. Александрова (1975 г.) писали, что «по размаху и, так сказать, накалу научной деятельности» В.Н. Сукачева можно сравнить только с В.В. Докучаевым и Н.И. Вавиловым.

Владимир Николаевич Сукачев один из создателей учения о биогеоценозах (экосистемах) Каковы области интересов В.Н. Сукачева? Большинство биографов и исследователей научной деятельности Сукачева склонны признавать его только выдающимся ботаником, создавшим отечественную школу фитоценологов или геоботаников. Вместе с тем у лесоводов Владимир Николаевич — признанный глава школы дендрологов и создатель лесной типологии и лесной биогеоценологии, всемирно известной и применяемой во многих странах мира. Геологи-четвертичники считают его своим многолетним научным руководителем, президентом Четвертичной комиссии АН СССР. В.Н. Сукачев – авторитет в вопросах и определения возраста четвертичных отложений и реконструкции ландшафтов плейстоцена. Им созданы соответствующая школа палинологии. Он создал научное болотоведение и впервые разработал методику определения возраста торфяных и сапропелевых отложений. Генетики и селекционеры связывают с именем Владимира Николаевича развитие исследований по селекции в лесоводстве. Он впервые обратил внимание на преодоление времени в лесоводстве путем селекции древесных пород (Сукачев, 1933, 1934). Разработкой основ биогеоценологии, этой новой науки географического цикла, В.Н. Сукачев, прежде всего, подтвердил свое географическое кредо. Он впервые применил экспериментальный метод для решения географических проблем, показал, что всю многогранную значимость взаимосвязей растительности со средой и разносторонние взаимодействия растений в фитоценозах следует изучать экспериментально и в географическом плане.

 



Можно утверждать, что создание биогеоценологии в значительной, если не решающей мере явилось результатом обобщения широких экспериментальных работ, осуществлявшихся В.Н. Сукачевым при стационарных и экспедиционных исследованиях. Все они в наибольшей степени были направлены на выявление механизмов взаимодействия растений друг с другом, с отдельными компонентами биогеоценоза как особой элементарной природной системы и проводились в течение долгого времени. Биогеоценотические аспекты В.Н. Сукачевым сформулированы в результате глубокого переосмысливания и переоценки исследований по большинству разделов естествознания.

Обобщение исследований по количественному выражению взаимодействий всех компонентов в биогеоценозах привело Сукачева к утверждению, что обмен веществом и энергией следует рассматривать как известный результирующий показатель жизнедеятельности каждого в отдельности и находящихся в сопряжении биогеоценозов.

Этот обмен в наибольшей степени в своих свойствах и составе отражают почвы. Почва в своих признаках и свойствах отражает развитие и эволюцию биоценозов. В почвах, как в зеркале, фокусируются и текущие моментальные (динамические), и вековые (эволюционные) изменения биогеоценозов (Сукачев, 1964). Введенное им биогеоценологическое понимание почвы оказало огромное влияние на выявление роли растительности, особенно лесной, в почвообразовании и эволюции почв.

Как удавалось заниматься всеми науками директору ведущего Института Леса АН, председателю Отделения биол. наук АН СССР?

Свою творческую деятельность Владимир Николаевич гармонично развивал во всех перечисленных направлениях.

С.В. Зонн, ученик и последователь В.Н. Сукачева в своей книге об учителе пробует объяснить, как состоялся В.Н. Сукачев. У него была своя, вероятно выработанная жизненным опытом, система работы, свое расписание занятий той или иной отраслью разрабатывавшихся им наук.

Вопросами четвертичной геологии, требовавшими выезда на обнажения и другие объекты вокруг Москвы и на подступах к ней, Владимир Николаевич занимался в Московский период. Большей частью тогда, когда уставал от текущей научной и особенно научно-организационной деятельности в Институте леса, Отделении биологических наук АН СССР и др. В таких случаях он садился в машину и уезжал на один-три дня в Ростов-Ярославский, на одинцовские и рублевские карьеры, а иногда и дальше.

Селекцией Владимир Николаевич занимался на опытной плантации в Серебряноборском лесничестве (Рублево), заезжая после посещения Института леса. Здесь В.Н. Сукачев выращивал ивы, собранные им самим, а также сотрудниками института по его просьбам в различных регионах страны.

В институте В.Н. Сукачев, как правило, сам работал с микроскопом в своей палинологической лаборатории. Рабочий день В.Н. Сукачева был расписан по часам. Он заключался, главным образом, в руководстве деятельностью института через своих заместителей, заведующих отделами и лабораториями и в беседах с сотрудниками, работам которых Владимир Николаевич почему-либо придавал особое значение.

Из личной жизни…

Творческую деятельность Владимир Николаевич концентрировал и дома и на даче, где трудился преимущественно рано утром и по вечерам. Но очень часто зимние вечера посвящались приему приезжавших ученых и друзей и обсуждению с ними научных проблем. Вечерние обсуждения всегда были интересны, и Владимир Николаевич часто любезно приглашал многих сотрудников Института леса к себе. Делалось это Сукачевым с особым подходом, подчеркивавшим дружеское, а отнюдь не официальное или «директорское» отношение.

Вот одно из подлинных его обращений-приглашений: «Когда приедете в Москву, то сейчас же дайте знать по телефону мне на дачу… Мне хочется скорее Вас повидать. Мы договоримся о нашей встрече: либо Вы приедете ко мне на дачу, либо я поеду в Успенское или в Москву. Представляю себе, как много интересного Вы мне сможете рассказать! Есть и у меня что Вам рассказать. Итак, до скорого свидания! Ваш В. Сукачев». Это приглашение было получено почвоведом С.В. Зонном после длительной поездки в КНР.

Сукачев обладал колоссальным трудолюбием и умением писать в любых условиях, не дожидаясь прихода вдохновения или настроя. Вместе с тем его научное творчество имело ряд особых черт. Для характеристики Сукачева, как самобытного ученого-энциклопедиста, обладавшего особым настроем, это очень важно. Целесообразность такого анализа ярко и образно сформулирована в коллективном труде «Человек науки».

В нем сказано: «Главное в биографии — это раскрытие импульсов научной деятельности, динамики и результатов творческого процесса, психологии свойственного тому или другому ученому образа мышления, целенаправленности его деятельности. Одержимость научной идеей у великих людей всегда сочетается с высокими критериями чести и совести, с пониманием гражданского и гуманистического долга».

Формированию высоких гражданских черт характера Владимира Николаевича, вероятно, способствовало общение с Г.Ф. Морозовым, Принципиальность в большом и малом, бескорыстность, отзывчивость, общительность и активно убеждающее, а не командующее воздействие на психологию молодежи, «заражение» своим трудолюбием других — вот черты, приобретенные В.Н. Сукачевым от своих учителей.

Каковы причины, побудившие В.Н. Сукачева избрать научный путь?

Ответить весьма трудно. В его семье не было ученых. Поэтому остается одно предположение, что вся его учеба в школе сопровождалась проявлением интереса к познанию неизвестного. Подобный настрой обычно создают выдающиеся педагоги средней школы. Было ли такое стечение обстоятельств у В.Н. Сукачева – неизвестно. Но в Лесном институте уже с первых курсов на него, несомненно, огромное влияние оказали такие выдающиеся институтские профессора того времени: зоолог Н.А. Холодковский, почвоведы П.С. Коссович, К.К. Гедройц, С.А. Захаров, И.В. Тюрин, климатолог А.И. Воейков и лесоведы И.П. Бородин, и особенно Г.Ф. Морозов. Владимир Николаевич сохранял последние рукописные сочинения Георгия Федоровича.

Слушание докладов В.В. Докучаева в Вольном Экономическом обществе, длительное выполнение обязанностей секретаря вначале ботанико-географической подкомиссии Почвенной комиссии при Вольном Экономическом обществе, а затем Геоботанической комиссии при Докучаевском почвенном Комитете, где бессменным председателем был И.П. Бородин – все это, несомненно, способствовали формированию Сукачева и как ученого.

stydopedia.ru

Сайт учителей биологии МБОУ Лицей № 2 города Воронежа

Сукачев Владимир Николаевич (1880—1967) — основоположник биогеоценологии, один из основоположников учения о фитоценозе, его структуре, классификации, динамике, взаимосвязях со средой.

Родился 26 мая 1880 года в деревне Александровке Харьковской губернии в семье управляющего небогатым имением. После окончания Харьковского реального училища в 1898 году мечтал поступить в университет, однако не имел необходимого для этого гимназического образования, в связи с чем поступил в Петербургский лесной институт. После окончания института в 1902 году Сукачёв был оставлен при кафедре ботаники у профессора И. П. Бородина, оказавшего большое влияние на молодого учёного и ставшего его любимым учителем. Спустя десять лет он на некоторое время покинул Лесной институт и работал младшим ботаником Ботанического музея Российской академии наук.

После возвращения в институт в 1919 году им была организована кафедра дендрологии и систематики растений, которую он сам и возглавлял до 1941 года. В 1941 году в связи с началом Великой Отечественной войны Сукачёв был эвакуирован в Казахстан, а затем в 1941 — 1943 годах заведовал кафедрой биологических наук в Уральском лесотехническом институте.

В 1942 году Владимир Николаевич ввёл понятие «биогеноценоз».

В 1944 году Владимир Николаевич переезжает в Москву и начинает работать в двух высших учебных заведениях: заведующим кафедрой ботанической географии в Московском государственном университете и заведующим кафедрой систематики растений и дендрологии в Московском лесотехническом институте. Стараниями Сукачёва при Академии наук СССР были организованы: Институт леса, Лаборатория лесоведения (ныне Институт лесоведения РАН) и Лаборатория биогеоценологии при Ботаническом институте.

В 1948 году, время разгула «лысенковщины», В. Н. Сукачёв вместе с группой других сотрудников Института леса на короткое время был отстранён от педагогической деятельности, а с 1953 года он вообще оставил преподавательскую деятельность в вузах.

Диапазон научных интересов Владимира Николаевича поражал своей широтой и современников, и последователей. В их число входили: геоботаника, систематика растений, флористика, лесоведение, генетика, селекция, палинология, фитоценология и др. И в каждую из этих отраслей знаний В. Н. Сукачёв внёс существенный вклад, разработал оригинальные методы исследования.

Умер В. Н. Сукачёв в 1967 году. В том же году Академия наук учредила золотую медаль имени В. Н. Сукачёва, которую присуждают один раз в три года за выдающиеся достижения в биологической науке.

biolicey2vrn.ru

Moscow Society of Naturalists

Сукачев Владимир Николаевич

Сукачев Владимир Николаевич
(26.05 (07.06). 1880, с. Александровка Харьковской губернии – 09.02.1967, Москва)

ботаник, лесовед, географ, академик, Герой Социалистического Труда, президент МОИП с 1955 по 1967 гг.

Окончил Лесной институт в Петербурге в 1902 г. и был оставлен при кафедре ботаники ассистентом. В 1912-1918 гг. занимал должность младшего ботаника в Ботаническом музее Петербургской АН. В 1919-1941 гг. возглавлял созданную им в Лесном институте кафедру дендрологии и систематики растений. В 1941-1943 гг. заведовал кафедрой биологических наук Уральского лесотехнического института в г.Свердловске. В 1944 г. переехал в Москву; в 1944-1948 гг. – профессор Московского лесотехнического института, в 1946-1953 гг. – профессор МГУ (заведующий кафедрой ботанической географии). В 1965 г. ему было присвоено звание Герой Социалистического Труда, в 1920 г. стал членом-корреспондентом Академии наук, а с 1943 г. – ее действительным членом.

В системе Академии наук организовал Институт леса (1944, ныне Институт леса и древесины Сибирского отделения РАН им. В.Н.Сукачева, г. Красноярск), которым руководил до 1959 г. В 1959 г. организовал лабораторию лесоведения Академии наук, а в 1965 г. – лабораторию биогеоценологии при Ботаническом институте .

В.Н.Сукачев обосновал концепцию «биогеоценоза» как элементарного хорологического подразделения биосферы: «…Биогеоценозом мы называем всякий конкретный участок земной поверхности, на котором сохраняется определенная система взаимодействий всех компонентов живой (растительность, животный мир и микроорганизмы) и мертвой природы (литосфера, атмосфера и гидросфера), т. е., иными словами, сохраняется однородная система получения и превращения вещества и энергии и обмена ими с соседними биогеоценозами и другими явлениями природы» (Сукачев, 1961). В.Н.Сукачев – один из основоположников учения о фитоценозе, его структуре, классификации, динамике, взаимосвязях со средой и его животным населением. Тесно связаны с исследованиями по фитоценологии работы В.Н.Сукачева по дендрологии и луговедению, а также по палеоботанике и стратиграфии. Труды В.Н.Сукачева по болотоведению, дендрологии, геоботанике, по систематике растений и экспериментальному изучению форм естественного отбора получили широкое применение на практике.

Под руководством В.Н.Сукачева проведены многочисленные экспедиции по изучению растительности различных районов страны. Много занимался вопросами болотоведения; разработал теорию формирования болот; составил одно из первых руководств по болотоведению («Болота, их образование, развитие и свойства», 1914). Разрабатывая вопросы фитоценологии, сформулировал ряд положений, касающихся задач и методов исследования растительности и экспериментальной фитоценологии, указал на значение их для разрешения ряда практических задач в сельском и лесном хозяйствах. В.Н.Сукачев является пионером в деле разработки и применения метода споропыльцевого анализа для изучения послеледникового и межледниковых отложений. Много работал по изучению типов леса, предложил методику типологических исследований и создал теорию типов леса. Ему принадлежат также работы в области систематики древесных пород (лиственницы, березы, ивы и др.). Занимаясь селекцией древесных растений, получил ряд ценных сортов ив и других пород. Под руководством В.Н.Сукачева с 1949 г. проводились работы по полезащитному лесоразведению. В.Н.Сукачев автор ряда учебников и руководств по дендрологии, геоботанике, изучению растительности и особенно по изучению типов леса, а также работ по некоторым вопросам дарвинизма.

В.Н.Сукачев – президент (1955-1967) Московского общества испытателей природы, член-учредитель (1915) Всероссийского ботанического общества и с 1946 г. его президент (с 1964 г. – почетный президент). Почетный член Географического общества России, Член Польской АН (1959), член-корреспондент Чехословацкой земледельческой академии (1927). Награжден 3 орденами Ленина, 2 другими орденами; золотыми медалями – им. Н.М.Пржевальского, П.П.Семенова-Тян-Шанского, В.В.Докучаева.

Основные труды:
Сукачев В.Н. Что такое фитоценоз? // Сов. ботаника. 1934. № 5. С. 4-18.
Сукачев В.Н. Идея развития в фитоценологии // Сов. ботаника. 1942. № 1-3. С. 5-17.
Сукачев В.Н. О принципах генетической классификации в биоценологии // Журн. общей биологии. 1944. Т. 5, № 4. С. 213-227.
Сукачев В.Н. Биогеоценология и фитоценология // Докл. АН СССР. 1945. Т. 47, № 6. С. 447-449.
Сукачев В.Н. О соотношении понятий «географический ландшафт» и «биогеоценоз» // Вопросы географии. М.: Географгиз, 1949. Вып. 16. С. 45-60.
Сукачев В. Н. Общие принципы и программа изучения типов леса // Сукачев В.Н., Зонн С.В. Методические указания к изучению типов леса. 2-е изд. М.: Изд-во АН СССР, 1961. С. 9-75.
Сукачев В.Н. Биогеоценоз как выражение взаимодействия живой и неживой природы на поверхности Земли: соотношение понятий «биогеоценоз», «экосистема», «географический ландшафт» и «фация» // Основы лесной биогеоценологии (под ред. В.Н.Сукачева, Н.В.Дылиса). М. : Наука, 1964. С. 5-49.
Сукачев В.Н. Избранные труды в трех томах (под ред. Е.М.Лавренко). – Л.: Наука. – Т. 1 : Основы лесной типологии и биогеоценологии. – 1972. – 419 с. ; Т. 2 : Проблемы болотоведения, палеоботаники и палеогеографии. – 1973. – 352 с. ; Т. 3 : Проблемы фитоценологии. – 1975. – 543 с.

Библиография:
Академику В.Н. Сукачеву к 75-летию со дня рождения: сборник работ по геоботанике, лесоведению, палеогеографии и флористике / под ред. В.Б. Сочавы. – М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1956. – 592 с.
Воронов А.Г. Крупнейший русский биолог и географ: к 85-летию В.Н.Сукачева // Землеведение. 1967. Т. 7(47). С. 291–298.
Богданов П.Л. Жизнь и деятельность В. Н. Сукачева // Проблемы геоботаники и биологии древесных растений (под ред. П.Л.Богданова). Л.: Ленингр. лесотехн. акад., 1969. С. 7–22.
Владимир Николаевич Сукачев: Очерки, воспоминания современников (под ред. и с послесл. А.Л.Яншина, предисл. Д.В. Лебедева). – Л.: Наука, 1986. – 221 с.
Зонн С.В. Владимир Николаевич Сукачев, 1880–1967. – М.: Наука, 1987. – 251 с.

Назад к списку

www.moip.msu.ru

Побединский А.В. Роль академика В.Н. Сукачева в развитии науки о лесе

В текущем году исполняется 120 лет со дня рождения Владимира Николаевича Сукачева – одного из крупнейших ученых уходящего века, внесшего огромный вклад в развитие не только отечественной, но и мировой науки. Его имя стоит в одном ряду с именами таких выдающихся естествоиспытателей, как В.И. Вернадский, К.А. Тимирязев, Н.И. Вавилов, Л.С. Берг.

Академик Сукачев – ученый широкого профиля, классик и организатор науки, прокладывавший в ней новые пути и направления. На протяжении всей многолетней жизни круг его научных интересов был весьма разнообразен. Заслуги Сукачева велики в создании основ как учения о растительных сообществах – фитоценологии, так и частных дисциплин – лесоведении и лесоводстве, болотоведении, систематики, географии и селекции древесных пород, истории формирования растительного покрова в четвертичном периоде и многих других. Владимиру Николаевичу принадлежит решающая роль в разработке теоретических основ одного из важнейших направлений в изучении биосферы земли – биогеоценологии. Академик Сукачев существенно расширил и обогатил учение о биосфере Земли, начало которому положили идеи В.В. Докучаева, Г.Ф. Морозова и В.И. Вернадского.

В.Н. Сукачев родился 7 июня 1880 г. в с. Александровка Чугуевского уезда Харьковской губ. Его отец – агроном – с малых лет обращал внимание сына на сельскохозяйственные растения и их болезни. С 1890 по 1898 г. Владимир Николаевич учился в Харькове в реальном училище, а затем (с 1898 по 1902 г.) – в Лесном институте (С.-Петербург). После окончания института он остался работать ассистентом на кафедре ботаники, совмещая педагогическую деятельность с изучением лесных насаждений Бузулукского бора и брянских лесов.

С Лесным институтом (впоследствии – Ленинградская лесотехническая академия им. С.М. Кирова) Сукачев был связан до 1941 г. Здесь он руководил кафедрой систематики растений и дендрологии, одновременно был деканом лесохозяйственного факультета и исполнял (1936-1938 гг.) обязанности директора и зам. директора по научно-учебной части. Во время Великой Отечественной войны он возглавлял кафедру биологических наук в Уральском лесотехническом институте. В 1944 г. Владимир Николаевич – заведующий кафедрой систематики растений и дендрологии Московского лесотехнического института.

Это был период очень плодотворной научной деятельности по изучению лесов, лугов и болот. Он возглавлял или участвовал в многочисленных экспедициях, связанных с познанием природы лесов европейской части страны, Урала, Кавказа, Сибири и других регионов, проводил длительные стационарные исследования наиболее характерных лесных насаждений.

После избрания в 1943 г. действительным членом Академии наук СССР В.Н. Сукачев начинает подготовительный этап по организации Института леса при Академии наук и в конце 1944 г. становится его директором. Создание института способствовало расширению и значительному углублению научных знаний о лесах нашей и зарубежных стран, особенно Китая.

В 1958 г., после перевода Института леса из Москвы в Красноярск, В.Н. Сукачев возглавил Лабораторию лесоведения, а затем – Лабораторию биогеоценологии при Ботаническом институте АН СССР, где продолжил теоретические исследования по биогеоценологии, палинологии и селекции древесных пород. Скончался ученый 7 февраля 1967 г., похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Объем статьи не позволяет дать анализ научной деятельности всех многочисленных направлений исследований Сукачева.

В ней затронуты лишь вопросы, связанные с природой лесов, лесоведением, лесоводством, которым академик постоянно уделял большое внимание на протяжении всей своей жизни. Это не удивительно, поскольку после окончания Лесного института ему присвоено звание ученого лесовода I разряда.

Интерес к наукам Владимир Николаевич проявил еще будучи студентом Лесного института. Уже тогда им было опубликовано несколько научных работ и пять рефератов. В 1906 г. он начинает читать в институте новый предмет – «Географическое распространение древесных пород», положивший начало новому направлению в ботанике – географическому, который впоследствии был признан самостоятельной наукой – геоботаникой, а Владимир Николаевич стал одним из его основателей.

Его первые работы по лесной геоботанике и типологии леса появились почти одновременно с работами Г.Ф. Морозова. Они сыграли огромную роль при разработке классификации лесов на типологической основе, до сих пор способствующей глубочайшему познанию природы лесов различных регионов страны, расчленению их на участки, однородные по составу растительности, сходные по лесорастительным условиям и требующие одинаковых лесохозяйственных мероприятий. Без подобной классификации невозможно ориентироваться на обширных лесных территориях и обеспечивать рациональное многофункциональное и неистощительное лесопользование. Впервые наиболее полно свой взгляд на вопросы классификации лесов В.Н. Сукачев изложил в книге «Краткое руководство к исследованию типов леса» (1927), которая неоднократно переиздавалась и является настольной книгой лесоводов и лесоустроителей. В этой работе отражены итоги целого этапа научной деятельности ученого как в области лесной типологии, так и теории лесной фитоценологии, изложены принципы и методы выделения и описания типов леса, приведен краткий, но весьма выразительный диагноз некоторых типов еловых и сосновых лесов тайги европейской части страны и указаны пути объединения типов леса в группы, сходные по проведению основных лесохозяйственных мероприятий.

Опираясь на труды своего учителя Г.Ф. Морозова и других ученых, Владимир Николаевич развивает взгляды на тип леса как на понятие, выделение которого в природе возможно лишь на основе комплекса как естественно-исторических, так и хозяйственно важных признаков. Вопреки распространенному в лесоводственной литературе мнению он считал необходимым устанавливать тип леса в соответствии не только с растительностью, но и с условиями произрастания. «Нам нужна типология леса, включающая и типологию лесорастительных условий, и типологию древостоев, и типологию лесных насаждений (лесных фитоценозов) в целом, и, само собой разумеется, что установление типов леса без установления типов лесорастительных условий совершенно немыслимо». Отсюда вывод – только та типология леса имеет большое практическое значение, которая наиболее полно и разносторонне учитывает все свойства леса со стороны как растительности, так и почвы, климата и особенно состава древостоя.

В.Н. Сукачев подчеркивал, что между типами леса и бонитетами должно быть определенное соотношение. В пределах каждого лесорастительного района разница в бонитетах одного и того же типа леса не должна быть более 1-2 ед. Большое значение ученый придавал номенклатуре типов леса: он считал, что название должно быть связано с чем-то характерным. К сожалению, до сих пор принципы номенклатуры часто путают с принципами их установления, выделяя типы леса лишь по доминированию в покрове того или иного вида растений и по составу древостоя. В своих трудах Сукачев наглядно проиллюстрировал связь типа леса с лесорастительными условиями, возможность и направление перехода одного типа леса в другой в определенных условиях. По мнению И. С. Мелехова, это была первая типологическая классификация, отражающая динамику типов леса. Перечисленные требования к лесной типологии наиболее полно находят отражение в изданном В.Н. Сукачевым учении – лесной биогеоценологии, которое зародилось в недрах геоботаники, лесоведения, лесоводства и развивалось в дальнейшем на стыке биологических и физико-географических наук. Вопросы лесной биогеоценологии освещены во многих его капитальных трудах. «Однако только Морозов в полной мере понял значение всей среды окружения древостоя и взаимосвязей компонентов леса. Поэтому именно Морозов должен по праву считаться основоположником лесной биогеоценологии». Отдавая приоритет Морозову, Сукачев показал пример объективности и скромности ученого, что не умаляет собственные заслуги Владимира Николаевича. Именно он способствовал поднятию учения Морозова на новую, высшую ступень, отвечающую запросам современного лесоведения, лесоводства и полезащитного лесоразведения.

Лесной биогеоценоз по Сукачеву – природный комплекс древесной и сопутствующей ей растительности, животных, микроорганизмов, почвы, подпочвенной горной породы и атмосферы. Учение о биогеоценозах является одним из достижений науки о живой природе и бесконечно многочисленных связях между ней и косными компонентами среды. Изучение таких связей в лесных биогеоценозах позволяет прогнозировать последствия от вмешательства человека в ход природных процессов при проведении лесохозяйственных мероприятий (рубки главного и промежуточного пользования, лесовосстановление, осуществляемые с помощью современной техники), использовании многогранных, ничем не заменимых полезностей леса, а также при разведке и добыче полезных ископаемых на территории лесного фонда.

Развивая учение о лесных биогеоценозах, академик Сукачев обобщил сведения и подразделил типы леса (лесные биогеоценозы) на коренные, развивающиеся в природе без влияния человека, и производные, возникающие, главным образом, под влиянием антропогенных воздействий. Выявление степени постоянства и устойчивости типов леса имеет чрезвычайно важное теоретическое и практическое значение для понимания смены пород и разработки лесовосстановительных мероприятий.

Проблема «смены пород» занимала в творчестве Владимира Николаевича большое место. Он не только описал смены лесных сообществ во многих районах страны, но и впервые обратил внимание на роль эколого-почвенных условий в явлениях смены пород, а также дал наиболее полную и глубокую классификацию смен (сукцессий) лесных сообществ во времени. Смены растительных сообществ разделены им на эндодинамические, совершающиеся на фоне внутренних противоречий в ценозах, и экзодинамические, вызываемые внешними воздействиями природных факторов, животными и хозяйственной деятельностью в лесу. Основы учения о смене пород разработаны академиком на примере эндодинамических смен елового леса. Он внес ценный вклад и в познание экзодинамических смен лесов. С помощью методов пыльцевого анализа и растительных остатков в торфах, ледниковых и межледниковых отложениях, в сапропелях и лёссе В.Н. Сукачев изучил динамику лесного покрова четвертичного периода на обширных пространствах европейской части России, Урала, Сибири. Им сделано много открытий происхождения тайги, последовательности смен растительных формаций, истории арктической флоры и др. Эти исследования имеют важное значение как для выяснения динамики развития лесов в послетретичное время, так и для понимания современных взаимоотношений главнейших лесообразующих пород в естественных условиях и при вмешательстве человека. Результаты работы ученого стали основой практических рекомендаций по управлению биологическими процессами в лесных насаждениях и сокращению нежелательных смен хвойных лесов на мягколиственные.

Много сделал Владимир Николаевич в области изучения экологии, биологии и географии таких важнейших лесообразующих пород, как лиственница, сосна, ель, береза, их изменчивости и пластичности на фоне изменений условий произрастания в европейской части России и Сибири. Он был выдающимся дендрологом, его учебник по этой дисциплине и сейчас остается непревзойденным и уникальным по полноте, богатству материалов и глубине анализа.

Труды академика Сукачева по фитоценологии, геоботанике, типологии и биогеоценологии, дендрологии, взаимоотношению древесных пород на разных этапах роста и развития древостоев, смен лесных сообществ и других направлений создали предпосылки для разработки разных видов районирования лесов (лесорастительного, лесохозяйственного, экономического), а также для составления региональных классификаций лесов на типологической (биогеоценотической) основе, которые были выполнены многочисленными учениками и последователями Владимира Николаевича во второй половине XX в. В этот же период ими разработаны основные принципы «Организации и ведения лесного хозяйства на зонально-типологической основе» (1990) и системы ведения лесного хозяйства на лесотипологической основе для различных регионов (равнинные леса европейской части, Урала, Северного Кавказа, Дальнего Востока). Практическое осуществление этих разработок способствует более рациональному использованию лесных богатств и повышению их комплексной продуктивности (биологической, экологической, древесной).

Без преувеличения можно сказать, что Владимир Николаевич – один из первых организаторов и руководителей исследований по генетике и селекции древесных пород в нашей стране. В области лесной селекции он смело шел новыми путями, борясь со всем, что тормозило освоение современной теории и практики селекционных работ. Широко известны работы ученого, до сих пор не потерявшие своей актуальности, по селекции ивы, лиственницы, березы, тополя, акклиматизации многих хвойных пород. Высказанные в них идеи все еще ждут внедрения в практику.

Исследования по болотоведению привели Сукачева к созданию оригинальной теории образования и эволюции болот, позволили сделать ценные выводы и дать рекомендации по практическому использованию болот, занимающих в пределах лесного фонда страны, особенно тайги, огромные площади.

Научной основой многих лесоводственных мероприятий, связанных с лесовосстановлением, формированием лесных насаждений, рубками ухода и других, является учение Ч. Дарвина о борьбе за существование в растительном мире, о внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях растений. Многие его взгляды легли в основу учения о лесе, разработанного проф. Г.Ф. Морозовым. Приверженцем и пропагандистом дарвинского учения о борьбе за существование в растительном мире был и академик Сукачев. Этой проблеме он уделял серьезное внимание, им, его учениками и последователями заложены многочисленные опыты в различных регионах страны, собраны обширные экспериментальные данные, тщательно проанализированные и опубликованные в многочисленных работах. Среди них – статья В.Н. Сукачева «О внутривидовых и межвидовых взаимоотношениях среди растений» (Ботанический журнал, 1953, т. 38 №1, с. 57-96). В статье приведена подробная сводка исследований многих авторов по названному вопросу. В ней ученый аргументированно отстаивал дарвинское учение о наличии в природе внутривидовой борьбы и взаимопомощи и убедительно доказал антинаучность биологических концепций, высказанных акад. Т.Д. Лысенко, среди последователей которого были и лесоводы. Статья способствовала дальнейшему освобождению биологии, а следовательно, лесоведения и лесоводства от административно навязанных идей.

Говоря о деятельности В.Н. Сукачева в области лесоведения и лесоводства, нельзя не вспомнить его исключительное значение в разработке теории и практики полезащитного лесоразведения. Сразу после окончания Великой Отечественной войны вышло постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 г. «О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких и устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах европейской части СССР». Для создания полезащитных лесных насаждений академик организовал при президиуме АН СССР большую комплексную экспедицию из специалистов разных профилей. Теоретической основой в работе экспедиции был биогеоценотический подход к изучению явлений природы.

Экспедиция рассматривала лесную защитную полосу на всех стадиях развития как лесной биогеоценоз, где растительность неотделима от среды произрастания. Такой подход позволил в очень короткий срок представить основательные рекомендации для проектирования и создания полезащитных лесных насаждений. Исследования экспедиции убедительно показали несостоятельность так называемого гнездового способа посева дуба под пологом сельскохозяйственных культур, внедренного Т.Д. Лысенко волевым путем без научного обоснования. Неудачи в создании полезащитных лесных полос гнездовым способом вызвали шквал голословных обвинений в адрес экспедиции и ее научного руководителя – В.Н. Сукачева. Академик Лысенко и его единомышленники опубликовали серию статей, в которых биогеоценотический подход к изучению явлений природы, а также признание внутри- и межвидовой борьбы растений отнесены к ненаучным. Владимир Николаевич проявил свой бойцовский характер и принципиальность ученого, доказав в ряде работ всю несостоятельность этого антинаучного натиска и противопоставив ему свои огромные знания, опыт, экспериментальные материалы экспедиции. АН СССР высоко оценила работу экспедиции, а В.Н. Сукачев был награжден Золотой медалью им. В.В. Докучаева. Перу ученого принадлежит более 500 печатных трудов, о нем и его научной деятельности опубликовано свыше 150 работ.

Владимир Николаевич был не только маститым ученым, но и прекрасным педагогом. Кроме лесотехнических вузов (Ленинградская лесотехническая академия, Московский и Уральский лесотехнические институты) он долгие годы читал лекции в Ленинградском и Московском университетах. Его лекции, прекрасные по форме и содержанию, отличались оригинальностью и свежестью мыслей. Аудитории всегда были заполнены до отказа. Здесь присутствовали не только студенты, но и аспиранты, преподаватели биологических и других факультетов. Он с предельной ясностью излагал свои мысли и взгляды, четко формулировал основные положения. Во время лекций Владимир Николаевич не пользовался кафедрой (трибуной), а обычно ходил между рядами, увлекал студентов интересными рассказами о растениях, часто обращался с просьбой высказать свое мнение по тому или иному вопросу, тем самым устанавливая контакты со слушателями.

Большое внимание Владимир Николаевич уделял подготовке научных кадров. Свыше 100 его учеников защитили диссертации, многие избраны членами-корреспондентами и академиками.

Наряду с огромной исследовательской и педагогической работой Владимир Николаевич принимал активное участие в научно-общественной деятельности. На его долю выпала высокая честь быть одновременно президентом двух крупнейших научных обществ страны – Всесоюзного ботанического общества и Московского общества испытателей природы. Он являлся членом редакционного совета Большой Советской Энциклопедии, долгий период был главным редактором «Ботанического журнала», «Бюллетеня Московского общества испытателей природы», журнала «Лесоведение», а также активным членом редколлегии журнала «Лесное хозяйство», в котором публиковал статьи, посвященные вопросам лесоведения и полезащитного лесоразведения, был почетным членом многих иностранных академий и научных обществ, достойно представляя нашу страну на международных научных съездах, семинарах, лесных конгрессах. Все его многочисленные доклады и сообщения были насыщены новыми подходами к решению той или иной проблемы, отличались логичностью и убедительностью выводов. В них отчетливо прослеживалась любовь к родной природе, и в первую очередь к лесам. Академик был подлинным патриотом Родины, кристально честным и принципиальным ученым, не переносящим научного карьеризма и беспринципности, им руководили, прежде всего, интересы дела, науки, страны. Во всех работах, посвященных жизни и деятельности Сукачева, неизменно подчеркивается, что он был прекрасным, добрым, отзывчивым человеком с большой душой и неизменной благожелательностью к людям. Научно-практическая и общественная деятельность Владимира Николаевича высоко оценена, ему первому и единственному ученому в области лесоведения и лесоводства присвоено звание Героя Социалистического Труда, он награжден тремя орденами Ленина, орденами Трудового Красного Знамени и «Знак Почета», многими медалями. Его имя присвоено Институту леса СО РАН, Лаборатории биогеоценологии Института морфологии животных РАН. В честь великих трудов и заслуг Владимира Николаевича ботаники и лесоводы назвали его именем растения, в том числе и древесные. Академия наук страны учредила Золотую медаль им. В.Н. Сукачева, которая присуждается раз в три года за лучшие работы по биогеоценологии.

Академик Сукачев оставил неизгладимый след в науке. Его фундаментальные труды и огромное научное наследие оказывали и будут оказывать в новом тысячелетии большую помощь в развитии биологии, лесоведении и лесоводства. Имя Владимира Николаевича прочно вошло в историю отечественной и мировой науки.

Побединский А.В. Роль академика В.Н. Сукачева в развитии науки о лесе / А.В. Побединский // Лесное хозяйство. – 2000. – № 5. – С. 24-26.

www.booksite.ru

Сукачев В.Н.: вклад Владимира Николаевича в мировую биологию | Люди Крыма

Сукачев В.Н.: вклад Владимира Николаевича в мировую биологию | Люди Крыма | Крым сквозь время
Skip to content Многие проблемные вопросы сохранения и восстановления природных ресурсов страны, поставленные в этом обращении перед высшим руководством государства, в более поздние годы были, хотя и частично, но все же выполнены. В. Сукачев к тому времени вошел в состав соответствующей природоохранной комиссии при Госплане СССР. Каким же был путь ученого к основам новой науки — биогеоценологии, которой впоследствии, с 1965 года, занимался специальный Научный совет при Отделении общей биологии Академии наук СССР? Все началось с небольшой книги «Введение в учение о растительных сообществах», изданной В. Сукачевым в 1915 году. Это был период, когда Владимир Николаевич стал членом-учредителем Русского (впоследствии Всесоюзного, ныне Российского) ботанического общества. Более четко свои позиции ученый сформулировал в статье 1940-го года «Развитие растительности как элемента географической среды в соотношении с развитием общества». А окончательно эти идеи были изложены ученым в 1947 году в специальной статье на эту тему. Еще позже, в 1964 году, Владимир Николаевич выступил в качестве ответственного редактора и соавтора монографии «Основы лесной биоценологии». Чтобы вклад В. Н. Сукачева в мировую биологию был более понятен, напомним, что термином «биоценоз» определяют совокупность растений, животных, грибов, микроорганизмов (бактерий), населяющих определенный участок суши или водоема и находящихся в определенных отношениях между собой и средой обитания. В. Н. Сукачев вывел зависимость биоценозов от географических условий, синтезировав тем самым новое биологическое направление — биогеоценологию.

***

Бывают самые разные ситуации в жизни, когда нужно взять автомобиль напрокат – всех не перечислишь! Если вам необходимо воспользоваться услугой прокат авто в Минске, то на сайте www.rentalcar.by можно взять авто на прокат как в столице Беларуси, так и по всей стране. Такой вид сервиса как автопрокат, становится с каждым днем все популярнее и доступнее. Он предоставляет прекрасные возможности оперативно решать различные рабочие и бытовые задачи.

Навигация по записям

krimea.info