Биосфера в обществознании: Биосфера и ноосфера — урок. Обществознание, 8 класс.

Содержание

Сообщение на тему «Учение о биосфере» как подготовить, пример?

Для начала составим план сообщения:

  • Основные термины и определения;
  • Свойства биосферы;
  • Компоненты биосферы;
  • Биохимический круговорот;
  • Экологическое равновесие;
  • Энергетические факторы.

Теперь по плану подготовим текст сообщения. Предлагаю сделать его в виде презентации для лучшего восприятия материала.


Пояснения к слайду выше

Биосфера (термин был предложен Зюссом Э. в 1875 г.) —

  • в узком смысле — оболочка Земли, в которой обитают живые организмы, и которую они преобразуют в результате совместной деятельности;
  • в широком смысле —

Целостное учение о биосфере было разработано ученым, мыслителем и общественным деятелем Вернадским В.И.

Биосфера охватывает атмосферу до высоты 20-25 км (до озонового слоя), часть литосферы (2-3 км ниже уровня суши, 1-2 км ниже уровня дна океана), гидросферу.

Биогеоценоз — обмен вещества и энергии между органическими и неорганическими объектами в пределах одной территории.

Ноосфера

Коэволюция — гармоничная совместная эволюция природы и человечества.

К списку на слайде выше можно добавить:

  • вещество в процессе радиоактивного распада;
  • атомы, образованные из земного вещества под действием космического излучения;
  • вещество космического происхождения.

Пояснения к слайду выше.

Круговорот веществ в природе предпологает существование согласованности процессов, происходящих в биосфере. Другими словами, согласованность и есть экологическое равновесие, которое пронизывает все уровни

От популяции до биосферы.

Такое равновесие динамично: любые возмущения на одном уровне, соответственно, влияют на остальные. Существенный дисбаланс в экологическое равновесие вносят природные катастрофы и хозяйственная деятельность человека. Причем последняя способна производить изменив на планетарном уровне, т.е. человеческая деятельность является геологической силой. Таким образом происходит преобразование биосферы в ноосферу.

Дополнение к слайду выше

Сейчас появился пятый фактор — энергия мирового производства, который развивается по исторической шкале времени.

Воздействие пятого фактора может как сохранить равновесие, так и необратимо его разрушить. Поэтому принцип коэволюции носит важнейшее значение в современной науке, от него зависит поддержание экологического равновесия.

Презентация по обществознанию на тему Теорема Ноосферы Академика

Презентация по обществознанию на тему «Теорема Ноосферы» Академика Вернадского Работа Тарабакиной Дарьи Ученицы 8 «Л» класса

Понятие ноосферы Еще в 20 -е гг. XX в. В. И. Вернадский обратил внимание на мощное воздействие человека на окружающую среду и преобразование современной биосферы. Человечество как элемент биосферы, считал он, неизбежно придет к пониманию необходимости сохранения всего живого на Земле и охватит разумным управлением живую оболочку планеты, превратив ее в единую сферу — ноосферу (сферу разума).

Это новое понятие Вернадский сформулировал в 1944 г. Он успел лишь в общих чертах наметить основы нового учения, но его слова и сейчас актуальны и звучат предостерегающе: «В геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление» .

Ноосфера (от греч. noos — разум) — это биосфера, разумно управляемая человеком. Ноосфера является высшей стадией развития биосферы, связанной с возникновением и становлением в ней цивилизованного общества, с периодом, когда разумная деятельность человека становится главным фактором развития на Земле. Термин и понятие «ноосфера» были введены в науку французскими учеными — математиком Э. Леруа, философом П. Тейяром де Шарденом и В. И. Вернадским. Отправной точкой своих исследований и Вернадский, и Тейяр де Шарден считали так называемую цефализацию -процесс увеличения массы головного мозга и, как следствие, эволюционно ускоренное развитие нервной системы человека.

Происходит скачок — от инстинкта к мысли, следовательно, эволюция биосферы идет в направлении развития сознания, т. е. формирования ноосферы. Отсюда вывод: нематериальная мысль человека становится геологическим фактором, материально преобразующим планету. Планета обретает некий общепланетарный Мозг, который берет на себя ответственность за ее дальнейшее развитие.

Вернадский о ноосфере. В. И. Вернадский обратился к идее ноосферы в конце своей жизни — основная его работа по этой проблеме была опубликована в 1944 г. (Вернадский, 1989). Его представления трудно назвать «учением о ноосфере» . Это скорее общая концепция о закономерности развития биосферы в состояние, контролируемое человеческим разумом. Представления Вернадского о ноосфере по многим позициям близки к развивавшимся Тейяр де Шарденом. Истинные воззрения Вернадского на ноосферу оценить сложно — он был верующим человеком, но, естественно, воздерживался от противостояния официальной идеологии построения коммунизма в одной стране (с работами К.

Маркса, по собственному признанию, он был знаком недостаточно). Труды Вернадского, как и Тейяр де Шардена, не были признаны при жизни, хотя «Сталинский план преобразования природы» целиком укладывался в ноосферные представления Вернадского. «Учение о ноосфере» было востребовано позднее, когда официальная коммунистическая доктрина о построении коммунизма была скомпрометирована и возникла необходимость в ином, естественнонаучном ее обосновании.

Ноосфера и наука. Учение Тейяр де Шардена было отвергнуто не только нашей «официальной наукой» , но и западным мире. Ему была запрещена преподавательская деятельность в университете в Сорбонне и он был вынужден покинуть Францию, прожив большую часть жизни в Китае, а затем в США. Основные его произведения были опубликованы после смерти, последовавшей в 1951 году. Учение о ноосфере Вернадского — не более чем Околонаучный миф, рожденный в эпоху строительства коммунизма с целью его естественнонаучного обоснования. Так, в «Биологическом энциклопедическом словаре» это утверждается непосредственно: поскольку характер отношений общества и природы определяется и социальным строем, постольку сознательное формирование Н.

(ноосферы) органически связано со становлением коммунистического общества.

Наука как образование ноосферы. Вернадский считал, что научная мысль – такое же закономерно неизбежное, естественное явление, возникшее в ходе эволюции живого вещества, как и человеческий разум, развивается она все в том же полярном векторе времени и не может ни повернуть вспять, ни совсем остановиться, тая в себе потенцию развития фактически безграничного. Мы отмечаем, как наука сильно и глубоко активизирует изменение биосферы Земли, она изменяет ситуации жизни, геологические движения, энергетику земного шара. Значит, научная мысль является природным явлением. Появление разума и итога его деятельности – науки – главнейший факт в формировании планеты. Научная деятельность сейчас приобрела такие черты, как стремительный темп, масштаб, глубину изысканий, мощность проводимых реорганизаций.

Условия становления и существования ноосферы. Прослеживая развитие биосферы, обретающее геологическую мощь воздействие человека на биосферу, В.

И. Вернадский формирует учение о ноосфере как особом периоде в развитии планеты и окружающего космического пространства. Становление ноосферы определяется социально-природной деятельностью человека, его трудом и знаниями, т. е. тем, что относится к космопланетарному измерению человека. Ноосфера – это новое, эволюционное состояние биосферы, при котором разумная деятельность человека становится, решающим фактором ее развития. В. И. Вернадский был убежден, в том, что наша планета вступает в новую стадию своего развития, на которой определяющую роль будет играть человек разумный как сила невиданного масштаба. Гигантская геологическая деятельность человечества выражается в том, что сейчас нет такого быстротекущего геологического процесса, с которым можно было бы сравнить мощь человечества, вооруженного огромным арсеналом всяческих воздействий на природу, в том числе и фантастических, по мощности разрушительных сил необходимых для становления и существования ноосферы.

Значение всей теоремы. Значение учения В. И. Вернадского о ноосфере состоит, что он впервые осознал и попытался осуществить синтез естественных и общественных наук при изучении глобальной деятельности человека, активно перестраивающего окружающую среду. Ноосфера, по мнению ученого, есть уже качественно иная, высшая стадия биосферы, связанная с коренным преобразованием не только природы, но и самого человека. В настоящее время под ноосферой понимается сфера взаимодействия человека и природы, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития. В структуре ноосферы можно выделить в качестве составляющих человечество, общественные системы, совокупность научных знаний, сумму техники и технологий в единстве с биосферой. Гармоничная взаимосвязь всех составляющих структуры есть основа устойчивого существования и развития ноосферы.

Урок биологии по теме «Человек — часть биосферы». 10-й класс

Цель:

  • Воспитание нравственного отношения к природе как основе жизни и творческого развития.

    Задачи:

  • Продолжить формирование убежденности, что знания о природе необходимы человеку для успешного решения целого ряда научных и практических проблем современности.
  • Вовлечь учащихся в дискуссию, научить обосновывать свои представления о процессах, происходящих в биосфере, с помощью фактов, рассуждений, умозаключений.
  • Воспитание потребности познания природы, гармонии и творческого обогащения.

Форма урока — урок размышление.

Ход урока.

Мотивация к восприятию материала. На фоне музыки “Лунная соната” учитель зачитывает слова Сухомлинского В.А.

“В мире есть страны, где природа ярче наших полей и лугов, но родная природа своего края самая дорогая. Надо просто видеть, как деревья покрываются весной белым покрывалом, как над золотыми колокольчиками хмеля летают пчелки, как наливаются яблоки и красные помидоры,- все это надо пережить как радость, как полноту своей духовной жизни. Пусть детство помнится вам в ярких солнечных лучах: сад в белом наряде цветения, неповторимое звучание пчелиной арфы над полем гречихи, голубое небо с журавлиной стаей над горизонтом, багровый закат, стройные тополя у дороги- все это пусть оставит неизгладимый отпечаток в сердце”.

Блиц-опрос. Какую картину вы видели перед собой, слушая музыку и текст?

Слово учителя. Этот прекрасный, неповторимый мир природы, ребята, можно увидеть и почувствовать, живя по законам Добра и Согласия с Природой. Если мы хотим достичь согласия с Природой, то нам в большинстве случаев необходимо принимать ее условия. Представьте себе, что вы стоите на пороге Природы — нашего общего Дома с другими живыми существами (растениями, животными и даже микроорганизмами), с общим Солнцем, что нас всех согревает, с общей землей, что нас кормит, с общим воздухом, которым мы все не надышимся. Человек! Человек – крошечная частица великого необозримого Космоса. Человек, рожденный Океаном и выпестованный доброй, мудрой и терпеливой матерью Природой. Человек, живущий под крышей Дома- Биосферы.

Кто же ты такой , в чем твоя суть? Где же наше человеческое место в этом Доме и как нам жить?

Давайте вместе поразмышляем над этой проблемой.

Работа в группах (сообщения учащихся).

Первая группа экспертов. Человек как живое биологическое существо часть естественной природы, а как существо общественное — часть общества, социальной природы. Существует как бы два человека в одном био- и социо-.

Биологическая природа человека–это его организм и окружающая среда. Она создана природой и человек тут не при чем. А вот природа социальная – это дело рук самого человека: жилище, одежда, произведения искусства и так далее.

Хотя человек ( био -) и человек (социо-) объединены в одном существе, у них разные движущие силы (причины).

Двигатель человека (био-): Голод, Страх, Желание, Любопытство, Родительские инстинкты.

Двигатель человека (социо-): Дом, Совесть, Мечта, Вдохновение, Воля, Познание, Любовь. Их трудно отличить, но если внимательно присмотреться, то все же можно. Разве Познание и Любопытство, Любовь и Влечение – одно и тоже? Конечно же, нет.

Вот так красочно и точно изобразил природу человека писатель, журналист Леонид Мельник.

Вопрос к классу. Согласны ли вы с этим? Голосуем “За” (зеленая карточка), “против” (красная карточка).

Размышляем над следующей проблемой. Правда ли что человек – это клубок противоречий и парадоксов, и что с ним делать?

Вторая группа экспертов. Борьба противоположностей — это основной закон Природы, а что касается парадоксов, то вот что об этом говорит писатель Игорь Росоховатский: “Человек как личность состоит из парадоксов. Сколько бы он ни имел, ему все мало. Это и плохо, и хорошо. Плохо потому что из-за этого качества он совершает необдуманные поступки, разрушая согласие между Природой.

Хорошо потому, что он не останавливается на достигнутом. Именно это спасает человека от многих ловушек, ибо остановка неизбежно означает вырождение и смерть. Человек часто не может определить к чему он стремится, но в конечном итоге стремится к единственному… он стремится к человечности”.

Но ему противоречит Д. Эттенборо: “Выйдя из животного мира, “Человек разумный” по сей день остается одним из его членов, хотя и находится на особом положении. Царство животных, подцарство многоклеточных, раздел двусторонне-симетричных, класс млекопитающих, отряд приматов, подотряд обезьян, надсемейство человекообразных, семейство людей с единственным в мире видом “Гомо сапиенс” — вот то скромное место, которое занимает человек на полке многомиллионной библиотеки видов живой природы”.

Весьма скромное место, не правда ли?! И не надо ничего делать, давайте просто не забывать простые житейские истины.

А теперь давайте, ребята, подумаем. Почему жизнь устойчива, и могла бы она быть, если бы на Земле жил всего один вид живых существ?

Третья группа экспертов. Биосфера, с одной стороны, — среда жизни, а с другой – результат жизнедеятельности. Главное отличие биосферы, что в ней все время поддерживается биогенный (связанный с жизнедеятельностью живых существ) круговорот веществ и четко направленный круговорот энергии. Они и дают жизнь нашей планете. На долго ли? Еще В. И. Вернадский обратил внимание на то, что жизнь тем устойчивее, чем большим числом форм организмов (видов) она представлена.

А если на Земле жил бы всего один вид? Не долго бы он прожил. Ведь в основе жизни лежит обмен веществ. Извлек бы он из среды то, что ему нужно, выделил отходы своей жизнедеятельности, и на этом все бы и закончилось. Вот такую безрадостную картину нарисовал профессор И. А. Шилов в одной из своих работ и заключает: “Жизнь как устойчивое планетарное явление возможно лишь в том случае, когда она разнокачественна”. Разные формы жизни должны быть связанны друг с другом. Вот для этого и существуют продуценты, консументы и редуценты. Такая сложная взаимосвязь обеспечивает устойчивость жизненных процессов на планете. Кто же, как не человек разумный обязан сохранить генофонд Биосферы. Человек, живя в обществе, должен жить по законам Природы, регулируя свои потребности.

Учитель предлагает группам смоделировать схему динамики целостного отношения человека и общества к природе.

Совместное моделирование (запись схемы на доске).

Слово учителя. Если судить по весьма напряженной экологической обстановке в различных регионах планеты, то человек мало еще думает о благополучии природы, а значит и своем.

За окном 21 век, а человек разумный никак не хочет уяснить, что природа не вечна, что берем у нее мы богатство заимообразно и долг надо возвращать, мне очень хочется верить, что знания, которые вы сегодня приобретете, будут здоровыми зернами Мира, Добра и Согласия между Природой и Человеком.

Мы — часть природы
И в душе храниться пусть ее любовь.
Закаты и восходы…
Да будет жить,
да будет длиться
бессмертье юности
и молодость природы.

Науку и технический прогресс можно и необходимо поставить на службу охраны окружающей среды и, пока не поздно, приступить к “генеральной уборке” и лечению планеты.

Поиск правильного решения.

Ребята, вам предлагается игра, но серьезная “Под крышей дома твоего”.

Задание № 1.

Найти в тестах правильный ответ и высказать свое мнение.

Правда ли, что А. С. Пушкин был неплохим экологом?

  1. Писал статьи по экологии;
  2. совсем о ней ни чего не писал;
  3. сердцем ее (экологию) предчувствовал.

Ответ – 3).

“Сказка – ложь, да в ней намек…”. На что же намекает пушкинская сказка о золотой рыбке? Рыбка-то – это же Мать Природа, добрая, мудрая и строгая. А старуха вымогательница – это Гомо сапиенс современный. Нужно ограничивать свои потребности, чтобы не остаться у разбитого корыта.

Что значат для нас растения?

  1. Абсолютно все;
  2. ничего не значит;
  3. кое-что значит.

Ответ – 1).

Любое растение может жить без человека, а мы без него нет, без кислорода не протянем и пяти минут. Да мы бы и не появились без растений. Растительный мир, словно гигантский насос, прокачивает сквозь себя вещество планеты. Растения создают из неживого живое. Микробы – минерализаторы, наоборот, превращают бывшие животные в неорганические соединения. Растения и бактерии – начало и конец круговорота жизни. А мы? А мы, где-то по середине. И должны всегда помнит об этом.

Чем страшна пленка нефти толщиной всего в “одну молекулу” на поверхности океана?

  1. Мешает дышать животным организмам;
  2. препятствует испарению;
  3. уменьшат поток энергии океана.

Ответ – 2).

Самая большая опасность поверхностного загрязнения океана нефтью – препятствие испарению. С водным циклом (круговоротом) связан круговорот азота в природе – процесс, дающий жизнь растениям, животным, человеку.

Сколько еще можно смещать биологическое равновесие?

  1. Дальше уже некуда;
  2. сколько угодно;
  3. еще чуть-чуть.

Ответ – 1).

По мнению экологов для сохранения природного равновесия необходимо, чтобы треть суши и треть океана оставались нетронутыми цивилизацией. А что имеем? Миллионы лет масса животных была в тысячи раз больше биомассы растений. Люди же резко уменьшили биомассу леса. Соотношение же растений и животных – это главное свойство биосферы.

Задание № 2.

Дайте оценку ниже приведенных тезисов (выбрать номера правильных ответов).

1.Живые существа встречаются в биосфере повсеместно и распределены равномерно.

2.Роль живых организмов в процессах круговорота веществ практически равна нулю.

3.Пищевые цепи не могут быть слишком длинными, так как на каждом звене переноса 80-90% потенциальной энергии теряется, рассеиваясь виде тепла.

4.Загрязнение Мирового океана не сказывается существенно на жизнедеятельности его обитателей, так как концентрация этих веществ очень низкая, поскольку моря и океаны способны к самоочищению.

5.Даже ограниченное уничтожение редких животных и растений может сказаться на генофонде соответствующих видов, так как особи могут быть носителями редких и ценных генов.

6. С позиции учения о биосфере все живые существа, в том числе человек, и окружающая среда вместе составляют единую систему.

Правильные ответы 3, 5, 6.

Задание № 3.

Завершите предложение, вписав вместо пропусков необходимые термины и понятия.

Все виды и формы жизни на Земле связаны сложными взаимоотношениями, образуя единую систему ___________.

Общее учение о биосфере с геологических позиций и науку биосферологию создал русский академик- ___________.

Биосфера, с одной стороны — это ____________ __________ , а с другой результат жизнедеятельности ____________ __________.

Главное отличие биосферы от оболочек других планет в том, что в ней поддерживается биогенный _______ _______ и четко направленный ____________ _______. Они и обеспечивают жизнь на нашей планете.

Совместное конструирование правил природолюбия.

1.Прекратить разрушать создания природы, иначе мы безвозвратно утратим не только полезное, но и прекрасное.

2.Используя ресурсы естественных экосистем, человек должен обеспечивать поддержание в них экологического равновесия, сохраняя биологическое разнообразие.

3.Человек, являясь частью биосферы должен научиться жить в гармонии с природой, не делая серьезных ошибок приводящих к гибели экосистем.

4.Необходимо преодолеть противоречие между человеком и природой, как на общественном, так и на индивидуальном уровнях.

Итог урока.

  • Справились ли мы с поставленной целью урока. (Самоанализ учащихся).
  • Как ты оцениваешь свою деятельность на уроке? (Самооценка).

На фоне тихой музыки “Времена года” учитель демонстрирует красиво оформленную коробочку с семенами растений.

Слово учителя. Мне хочется верить, наш урок останется в вашей памяти. Мое желание было – подарить вам особую красоту – красоту знаний пиродолюбия, которая ассоциируется у меня с семенами прекрасных цветов. Они каждый год обильно цветут на наших клумбах, с любовью посаженных вашими руками. Глядя на них, старайтесь и стремитесь сеять только семена Добра и Согласия между природой и Человеком. Только тогда мы построим Мир в своем сердце, а значит и на Земле. Помните, “Наш мир – не случайность, не хаос, — есть система во всем”.

Домашнее задание (право выбора):

  • Вы – пессимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Форма рассказа любая: или научная, или с юмором, или в стихах, можно – рисунком).
  • Вы – оптимисты. Что произойдет на планете Земля через 100 лет? (Ваш прогноз).

Чтобы посмотреть краткий план урока перейдите по ссылке. (Приложение 1)

Циклограма РОЦ РТ — Государственное автономное учреждение «Республиканский олимпиадный центр»

предмет класс название месяц год место проведения тип участия тип мероприятия ответственный
обществознание 9-11 Командирование на тренинг по подготовке к всероссийской олимпиаде «Путь к Олимпу» Октябрь 2014 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А. А.
обществознание 8-11 Учебно-тренировочные сборы теоретической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ ноябрь 2014 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Закиров А.А.
обществознание педагоги Направление результативных наставников на курсы при ВШЭ Ноябрь 2014 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А.А.
обществознание 8-11 Экономико-обществоведческий турнир Декабрь 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ тренировка Закиров А.А.
обществознание 7-11 Организация участия учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений в дистанционной олимпиаде «Высшая проба» по истории Декабрь-февраль 2014 РФ выезд в другой регион индивидуальное соревнование Закиров А. А.
обществознание 8-11 Учебно-тренировочные сборы практической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ январь 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Закиров А.А.
обществознание педагоги направление результативных наставников для участия в сборах при ВШЭ Январь 2015 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А.А.
обществознание 9-11 направление команды учащихся для участия в сборах при ВШЭ Январь 2015 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А.А.
обществознание педагоги Направление результативных наставников на курсы при ВШЭ Март 2014 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А. А.
обществознание 10-11 Учебно-тренировочные сборы для участников заключительного этапа ВПОШ март 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Закиров А.А.
обществознание педагоги Учебно-методический семинар для учителей и педагогов Март 2016 РОЦ организация в РТ обучение Закиров А.А.
обществознание 10-11 направление команды учащихся для участия в сборах при ВШЭ Июнь-июль 2015 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А.А.
обществознание педагоги Направление результативных наставников на курсы при ВШЭ Июнь-июль 2015 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А. А.
обществознание 7-10 Учебно-тренировочные сборы для среднего звена и резерва олимпиадников Июнь-июль 2016 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Закиров А.А.
экономика 10-11 Учебно-тренировочные сборы теоретической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ ноябрь 2014 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Закиров А.А.
экономика 10-11 направление команды учащихся для участия в сборах при ВШЭ Ноябрь 2014 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А.А.
экономика педагоги Направление результативных наставников на курсы при ВШЭ Ноябрь 2014 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А. А.
экономика 10-11 Учебно-тренировочные сборы практической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ январь 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Закиров А.А.
экономика педагоги направление команды учащихся для участия в сборах при ВШЭ Январь 2015 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А.А.
экономика педагоги Направление результативных наставников на курсы при ВШЭ Март 2014 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А.А.
экономика 10-11 Учебно-тренировочные сборы для участников заключительного этапа ВПОШ март 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Закиров А. А.
экономика педагоги Учебно-методический семинар для учителей и педагогов Март 2016 РОЦ организация в РТ обучение Закиров А.А.
экономика 10-11 Экономический турнир Апрель 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ Индивидуально-командное соревнование Закиров А.А.
экономика 10-11 направление команды учащихся для участия в сборах при ВШЭ Июнь-июль 2015 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А.А.
экономика педагоги Направление результативных наставников на курсы при ВШЭ Июнь-июль 2015 РФ выезд в другой регион обучение Закиров А. А.
экология 8-11 Учебно-тренировочные сборы для победителей и призеров муниципального этапа олимпиады Октябрь 2014 г.Казань организация в РТ профильная смена Закиров А.А.
экология 8-11 Семинар для школьников и педагогов по проектной деятельности Декабрь 2014 пригород г.Казани организация в РТ профильная смена Закиров А.А.
экология 8-11 Всероссийская эколого-биологическая олимпиада обучающихся УДОД Январь 2015 г.Москва выезд в другой регион индивидуальное соревнование Закиров А.А.
экология 8-11 Всероссийский конкурс «Юные исследователи окружающей среды» Март 2015 г. Москва выезд в другой регион индивидуальное соревнование Закиров А.А.
экология 9-11 Учебно-тренировочные сборы для победителей и призеров регионального этапа олимпиады март 2015 г.Казань организация в РТ профильная смена Закиров А.А.
экология 9-11 Российский национальный юниорский водный конкурс апрель 2015 г.Москва выезд в другой регион индивидуальное соревнование Закиров А.А.
экология 9-11 Всероссийская олимпиада «Созвездие» апрель 2015 г.Королев выезд в другой регион индивидуальное соревнование Закиров А.А.
экология 9-11 Научно-практическая конференция «Будущее сильной России — в высоких технологиях» апрель 2015 г. Санкт-Петербург выезд в другой регион индивидуальное соревнование Закиров А.А.
экология 5-8 Российский конкурс «Первые шаги в науку» май 2015 г.Обнинск выезд в другой регион индивидуальное соревнование Закиров А.А.
экология 9-11 Летний лагерь-школа «Биосфера» июнь 2015 пригород г.Казани организация в РТ профильная смена Закиров А.А.
экология 7-11 Полевая практика для победителей и призеров регионального этапа олимпиады июль-август 2015 лагерь «Костер» организация в РТ профильная смена Закиров А.А.
биология 7-11 кл. Всесибирская олимпиада школьников сентябрь-март 2014 г.Казань организация в РТ обучение Хасанова С.А.
биология 9.-11. кл Учебно-тренировочные сборы теоретической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ октябрь 2014 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Хасанова С.А.
биология 8-11. Республиканский Турнир юных биологов октябрь 2014 г.Казань организация в РТ командное соревнование Хасанова С.А.
биология 9-11. Командирование на тренинг по подготовке к всероссийской олимпиаде «Путь к Олимпу» ноябрь 2014 г. Москва выезд в другой регион обучение Хасанова С.А.
биология 9-11. Учебные сборы в МГОУ для кандидатов в Международную сборную России по биологии Октябрь, июнь. 2015 г.Москва выезд в другой регион обучение Хасанова С.А.
биология 7-11 Всесибирская олимпиада школьников сентябрь-март ежемесячно 2014-2015 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Хасанова С.А.
биология 9-11. Учебно-тренировочные сборы для участников заключительного этапа ВПОШ март 2015 г.Киров выезд в другой регион профильная смена Хасанова С.А.
биология 9-11. Учебно-тренир.сборы российской команды июнь 2015 г.Москва выезд в другой регион профильная смена Хасанова С.А.
биология 7-11 Кировская ЛМШ июль 2015 г.Киров выезд в другой регион профильная смена Хасанова С.А.
биология 7-11 Республиканская экологическая лагерь-школа «Биосфера» июль 2015 лагерь «Костер» организация в РТ профильная смена Хасанова С.А.
биология 8 — 11 закупка материалов для лабораторной практики сентябрь-май 2014-2015 Казань организация в РТ Закупка оборудования, материалов и реактивов Хасанова С. А.
биология 8-11 Олимпиада Ломоносова, Олимпиада «Покори Воробьевы горы» (МГУ)   2014-2015 г. Москва организация в РТ индивидуальное соревнование Хасанова С.А.
искусство   Занятия в кружке «Музыка» МИФИ КФУ Сентябрь 2014-апрель 2015 г. ежемесячно 2014-2015 г.Казань организация в РТ обучение Сапегина М.М.
искусство 8-11. Музыкально-образовательный лекторий (сезон 2014/2015) с привлечением учащихся в качестве слушателей Сентябрь 2014-апрель 2015 2014 — 2015 г.Казань организация в РТ обучение Сапегина М.М.
искусство 11 Учебно-тренировочные сборы для победителей, призёров МЭ и ВПОШ В течение года ежемесячно 2014-2045 г. Казань организация в РТ обучение Сапегина М.М.
искусство 5-11 кл. Проведение преподавателями кафедр ОИ консультаций выпускникам общеобразовательных школ Сентябрь 2014-апрель 2015 г. ежемесячно 201-2015 г.Казань организация в РТ обучение Сапегина М.М.
искусство 5-11 кл. Литературно-художественный салон «Реннесанс» Сентябрь 2014-апрель 2015 г. ежемесячно 2014-2015 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Сапегина М.М.
искусство 7 -11. Мероприятия для школьников
в Дом-музее Василия Аксенова (Цикл вечеров «Музыка в музее», «Посвящение в джаз», поэтических вечеров «Поэмы XX века», показ фильмов, посещение выставок)
Мероприятия для школьников
в Дом-музее Василия Аксенова (Цикл вечеров «Музыка в музее», «Посвящение в джаз», поэтических вечеров «Поэмы XX века», показ фильмов, посещение выставок)
ежемесячно ежемесячно 2014-2015 Дом-музей В. Аксенова г.Казань организация в РТ обучение Сапегина М.М.
искусство 5-11. Творческие встречи с учащимися студентов ОИ, победителей региональных, всероссийских конкурсов и преподавателей кафедры искусств народов Поволжья ОИ КФУ Сентябрь 2014-апрель 2015 г. ежемесячно 2014-2015 г.Казань организация в РТ обучение Сапегина М.М.
искусство 9-11. Учебно-тренировочные сборы практической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ Октябрь, январь, март 2014 — 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Сапегина М.М.
искусство 8 Республиканская олимпиада по мировой художественной культуре (искусство) февраль 2015 г. 2014 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Сапегина М.М.
искусство 5-11. Поволжская олимпиада для школьников по музыке Март 2015 г. 2014 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Сапегина М.М.
искусство 9-11. Межрегиональная олимпиада для старшеклассников по рисунку и дизайну Март 2015 г. 2014 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Сапегина М.М.
искусство 9-11. Республиканский конкурс исследовательских работ учащихся в области музыкального искусства «ART-дебют» Март 2015 г. 2014 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Сапегина М. М.
искусство 9-11. Каникулярная профильная смена июнь 2015 ДОЛ организация в РТ профильная смена Сапегина М.М.
физическая культура учителя собрание руководителей методобьединений по организации   и проведению школьного и муниципального этапов олимпиад  сентябрь 2014 г.Казань организация в РТ обучение Сапегина М.М.
физическая культура учителя Семинар ведущих учителей физкультуры , успешно работающих по подготовке победителей и призёров олимпиад октябрь 2014 г.Казань организация в РТ обучение Сапегина М.М.
физическая культура 8-11 . Учебно-тренировочные сборы практической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ декабрь 2014 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Сапегина М. М.
физическая культура 9-11 . Учебно-тренировочные сборы практической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ февраль, апрель 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Сапегина М.М.
физическая культура 8-10 . Проведение профильной смены для одаренных учащихся июнь 2015 ДОЛ организация в РТ профильная смена Сапегина М.М.
ОБЖ учителя семинар для преподавателей ОБЖ «Организация и проведение олимпиадных испытаний, система оценивания учащихся» октябрь 2014 г.Казань организация в РТ обучение Сапегина М.М.
ОБЖ 41952 Учебно-тренировочные сборы практической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ ноябрь 2014 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Сапегина М. М.
ОБЖ учителя семинар для преподавателей ОБЖ, подготовивших призёров регионального этапа олимпиады февраль 2015 г.Казань организация в РТ обучение Сапегина М.М.
ОБЖ 9-11. Учебно-тренировочные сборы практической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ апрель 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Сапегина М.М.
ОБЖ 8-10 . Проведение профильной смены для одаренных учащихся Июнь-август 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ профильная смена Сапегина М.М.
Технология учителя семинар для преподавателей технологии «Организация и проведение олимпиадных испытаний, система оценивания учащихся» сентябрь 2014 г. Казань организация в РТ обучение Сапегина М.М.
Технология 8-11 . Учебно-тренировочные сборы практической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ ноябрь 2014 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Сапегина М.М.
Технология педагоги семинар для преподавателей технологии подготовивших призёров регионального этапа олимпиады Март 2015 г. г.Казань организация в РТ обучение Сапегина М.М.
Технология 9-11. Учебно-тренировочные сборы для команды учащихся РТ апрель 2014 ДОЛ организация в РТ обучение Сапегина М.М.
Технология 8-10 . Проведение профильной смены для одаренных учащихся ноябрь 2013 ДОЛ организация в РТ профильная смена Сапегина М.М.
французский язык 9-11 Учебно-тренировочные сборы практической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ ноябрь, январь, март 2014, 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Осипова Е.В.
французский язык 6-8. Лексико-грамматическое тестирование октябрь, ноябрь 2014 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Осипова Е.В.
французский язык 7-11. Конкурс -беседа на французском языке ноябрь 2014 г. Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Осипова Е.В.
французский язык 6-8 Конкурс знатоков французского языка февраль 2015 г. Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Осипова Е.В.
французский язык 2-4 Конкурс «Я люблю французский язык» март 2015 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Осипова Е.В.
французский язык 9-11. Страноведческий конкурс апрель 2015 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Осипова Е.В.
немецкий язык 9-11. Учебно-тренировочные сборы для участников олимпиад ноябрь, январь, март  Раз в квартал (каникулы) 2014-2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Осипова Е. В.
немецкий язык 9-11 . Каникулярная профильная смена ноябрь, январь, март  Раз в квартал (каникулы) 2014-2015 г.Казань организация в РТ профильная смена Осипова Е.В.
немецкий язык 9 -10 . Языковые курсы с носителем языка Февраль 2015 пригород г.Казани организация в РТ языковые курсы с носитем языка Осипова Е.В.
немецкий язык 3 -4. Республиканская олимпиада для младших школьников январь 2015 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Осипова Е.В.
немецкий язык 5 -6 Республиканская олимпиада для учащихся 5-6 классов февраль 2015 г. Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Осипова Е.В.
немецкий язык 7-8 Республиканская олимпиада для учащихся 7-8 классов март 2015 г. Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Осипова Е.В.
английский язык 6 — 11 Учебно-тренировочные сборы для участников олимпиад сентябрь-апрель 2014-2015 (3 профильных смены) ежемесячно 2014-2015 г.Казань организация в РТ обучение Осипова Е.В.
английский язык 9-11 Командирование на тренинг по подготовке к всероссийской олимпиаде «Путь к Олимпу» Октябрь 2014 г. Москва выезд в другой регион обучение Осипова Е. В.
английский язык 6 — 11 Учебно-тренировочные сборы теоретической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ Октябрь, Январь, Март 2014-2015 2014-2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Осипова Е.В.
английский язык 9 — 11 Универсиада по английскому языку «University for schools» Декабрь 2014 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Осипова Е.В.
английский язык 6 — 11 Семинар «Write, Read, Listen and Speak» Декабрь 2014 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Осипова Е.В.
английский язык 7-11 Конкурс для школьников «Юный лингвист» март 2015 г. 2015 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Осипова Е.В.
информатика 6—11 класс Школьный этап олимпиады по информатике  октябрь 2014 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Хасанова С.А.
информатика 9-11. Участие в Московской открытой   олимпиаде школьников по программированию с октября по март 2014 г. Москва выезд в другой регион индивидуальное соревнование Хасанова С.А.
информатика 6-11. Участие в международных турнирах по программированию в г.Шумен Болгария в ноябре, в г.Бухарест Румыния в марте ноябрь, октябрь 2014 Болгария, Румыния выезд в другую страну индивидуальное соревнование Хасанова С. А.
информатика 6-11. Полуфинал Всероссийской командной олимпиады по информатике ноябрь 2014 г.Киров выезд в другой регион командное соревнование Хасанова С.А.
информатика 6—11. Муниципальный (районный) этап олимпиады по информатике  ноябрь 2014 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Хасанова С.А.
информатика 6—11. Всероссийская командная олимпиада школьников по программированию ноябрь 2014 г. Санкт-Петербург выезд в другой регион командное соревнование Хасанова С.А.
информатика 6—11. Учебно – тренировочные сборы декабрь-январь 2014-15 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Хасанова С. А.
информатика 6—11. Региональный (республиканский) этап   олимпиады по информатике  январь 2015 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Хасанова С.А.
информатика 6-8. Олимпиада по информатике февраль 2015 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Хасанова С.А.
информатика 6—11. Командный турнир студентов и школьников по программированию (ICL) март- апрель 2015 г.Казань организация в РТ командное соревнование Хасанова С.А.
информатика 6—11. Учебно – тренировочные сборы для участников заключительного этапа ВПОШ март-апрель Раз в квартал (каникулы) 2014-2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Хасанова С. А.
информатика 6—11. Заключительный этап Всероссийской олимпиады по информатике март-апрель 2015   выезд в другой регион индивидуальное соревнование Хасанова С.А.
информатика 6—11. Летняя компьютерная школа июль, август 2015 С.Петербург С.Петербург профильная смена Хасанова С.А.
информатика 6—11. Учебно-тренировочные сборы июнь, июль 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье»   профильная смена Хасанова С.А.
право 9-11 Организация участия учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений в   межрегиональной олимпиаде по праву «Фемида» октябрь-январь 2014-2015 Российская академия правосудия организация в РТ профильная смена Садрутдинова Г. М.
право 9-11 Организация и проведение историко-правовой турнира ноябрь 2014 г. Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Садрутдинова Г.М.
право 9-11 Организация участия учащихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений в   олимпиаде школьников «Ломоносов» по праву ноябрь-январь 2014-2015 Московский государственный университет им. Ломоносова выезд в другой регион индивидуальное соревнование Садрутдинова Г.М.
право 9-11 Учебно-тренировочные сборы для команды учащихся РТ по праву ноябрь 2014 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Садрутдинова Г. М.
право 9-11 Организация участия учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений в   олимпиаде «Высшая проба» по праву декабрь 2014-февраль 2015 2014-2015 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выезд в другой регион индивидуальное соревнование Садрутдинова Г.М.
право 9-11 Учебно-тренировочные сборы для команды учащихся РТ по праву январь 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Садрутдинова Г.М.
право 9-11 Учебно-тренировочные сборы для команды учащихся РТ по праву март 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Садрутдинова Г. М.
право 9-11 Организация обучения учителей права в летней школе, организуемой ВШЭ (г. Москва) июнь-июль 2015 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выезд в другой регион обучение Садрутдинова Г.М.
право 9-10 Каникулярная профильная смена июль-август 2015   организация в РТ обучение Садрутдинова Г.М.
Литература 7-11 Организация участия учащихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений в   олимпиаде «Высшая проба» по литературе октябрь-февраль 2014-2015 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выезд в другой регион индивидуальное соревнование Садрутдинова Г. М.
Литература 9-11 Командирование на тренинг по подготовке к всероссийской олимпиаде по литературе «Путь к олимпу» 2-8 ноября 2014 г. Москва Московский педагогический государственный университет тренинг Садрутдинова Г.М.
Литература 8-11 Учебно-тренировочные сборы для победителей, призеров МЭ ВПОШ ноябрь 2014 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Садрутдинова Г.М.
Литература 9-11 Учебно-тренировочные сборы для победителей, призеров МЭ ВПОШ январь 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Садрутдинова Г.М.
Литература 9-11 Учебно-тренировочные сборы для команды школьников РТ, участников заключительного этапа всероссийской олимпиады по литературе март 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Садрутдинова Г. М.
Литература 8-10 Каникулярная профильная смена июль-август 2015   организация в РТ обучение Садрутдинова Г.М.
русский язык 9-11 Командирование на тренинг по подготовке к всероссийской олимпиаде по русскому языку «Путь к олимпу» 2-8 ноября 2014 г. Москва Московский педагогический государственный университет тренинг Садрутдинова Г.М.
русский язык 8-11 Учебно-тренировочные сборы для победителей, призеров МЭ ВПОШ ноябрь 2014 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Садрутдинова Г.М.
русский язык 9-11 Учебно-тренировочные сборы для победителей, призеров МЭ ВПОШ январь 2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Садрутдинова Г. М.
русский язык 9-11 Учебно-тренировочные сборы для команды школьников РТ, участников заключительного этапа всероссийской олимпиады, и призеров республиканского тура по русскому языку март 2014 г.Казань организация в РТ обучение Садрутдинова Г.М.
русский язык 7-11 Организация участия учащихся 7-11 классов общеобразовательных учреждений в   олимпиаде «Высшая проба» по русскому языку октябрь-февраль 2014-2015 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» выезд в другой регион индивидуальное соревнование Садрутдинова Г.М.
русский язык 8-10 Каникулярная профильная смена июль-август 2015   организация в РТ обучение Садрутдинова Г. М.
математика 9-11 Командирование на тренинг по подготовке к всероссийской олимпиаде по математике «Путь к олимпу» Октябрь 2014 г. Москва Московский педагогический государственный университет тренинг Хасанова С.А.
математика 5-8 Уральский турнир юных математиков ноябрь-февраль 2014-2015   выезд в другой регион командное соревнование Хасанова С.А.
математика 8-11 Учебно-тренировочные сборы для победителей, призеров МЭ ВПОШ ноябрь, январь, март Раз в квартал (каникулы) 2014-2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Хасанова С.А.
математика 9-11 Кубок памяти Колмогорова декабрь 2014 один из город РФ выезд в другой регион командное соревнование Хасанова С. А.
математика 7-10 Летний лагерь «Квант» июнь 2015 пригород г.Казани организация в РТ профильная смена Хасанова С.А.
математика 6-10 Кировская ЛМШ июль 2015 С.Вишкиль кировская область выезд в другой регион профильная смена Хасанова С.А.
география 9-10. Учебно-тренировочные сборы для победителей, призеров МЭ ВПОШ октябрь-ноябрь;     март-апрель 2014-2015 2 раза в год РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Аввакумова О.В.
география 9-11. Дистанционные индивидуальные тренировочные занятия (решение задач, тестирование, разбор заданий)для победителей и призеров МЭ ВПОШ Ноябрь 2014, январь, март 2015 2014-2015 РТ организация в РТ обучение Аввакумова О. В.
география учителя Организация мастер-классов и семинара по решению задач изаданий всероссийских олимпиад по географии ноябрь 2014 г. Казань организация в РТ обучение Аввакумова О.В.
география учителя Проведение разбора заданий муниципального тура январь-февраль 2015 г. РТ организация в РТ обучение Аввакумова О.В.
география 6-8 Проведение заочной региональной олимпиады по географии для школьников среднего звена с целью выявления сильнейших весна, осень 2014-2015 Раз в квартал (каникулы) 2014-2015 на местах, дистанционно организация в РТ индивидуальное соревнование Аввакумова О.В.
география 8-11 . Республиканский лагерь-школа «Биосфера» июнь-июль 2015 Интернат для слабовидящих детей р/п организация в РТ профильная смена Аввакумова О.В.
география 9-11 Учебно-тренировочные сборы для победителей, призеров МЭ ВПОШ июнь 2015 г. Москва выезд в другой регион обучение Аввакумова О.В.
химия 8 — 11 Проведение углубленных занятий с одаренными школьниками, победителями олимпиад, членами сборной РТ по химии в течение всего года ежемесячно 2014-2015 Казань организация в РТ лабораторный практикум Кашаева Р.Г.
химия 8 Всесибирская открытая олимпиада школьников по химии сентябрь- 1 тур, декабрь — 2 тур, март — 3 тур 2014-2015 заочное участие в 1 и 2 турах, очное участие в 3 туре выезд в другой регион индивидуальное соревнование Кашаева Р. Г.
химия 10 Всесибирская открытая олимпиада школьников по химии сентябрь- 1 тур, декабрь — 2 тур, март — 3 тур 2014-2015 заочное участие в 1 и 2 турах, очное участие в 3 туре выезд в другой регион индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
химия 11 Всесибирская открытая олимпиада школьников по химии сентябрь- 1 тур, декабрь — 2 тур, март — 3 тур 2014-2015 заочное участие в 1 и 2 турах, очное участие в 3 туре выезд в другой регион индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
химия 9-11 Командирование на тренинг по подготовке к всероссийской олимпиаде по химии «Путь к олимпу» Октябрь 2014 г. Москва Московский педагогический государственный университет тренинг Кашаева Р. Г.
химия 8-11 . Зимние учебно-тренировочные сборы для кандидатов в сборную команду РФ для участия в международных олимпиадах ноябрь-декабрь 2014-2015 Москва, Мгу выезд   Кашаева Р.Г.
химия 9-11 Учебно-тренировочные сборы для победителей, призеров МЭ ВПОШ ноябрь, январь, март 2014-2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Кашаева Р.Г.
химия 9 Московская олимпиада школьников по химии январь-февраль — 1 этап)                                 март — 2 этап (из 2-х туров) 2014-2015 заочное участие в 1 этапе; очное участие во 2 этапе выезд в другой регион индивидуальное соревнование Кашаева Р. Г.
химия 10 Московская олимпиада школьников по химии январь-февраль — 1 этап)                                 март — 2 этап (из 2-х туров) 2014-2015 заочное участие в 1 этапе; очное участие во 2 этапе выезд в другой регион индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
химия 8 — 11 Проведение открытой городской олимпиады школьников по химии май 2015 2015 Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
химия 8-11 . Летние учебно-тренировочные сборы для кандидатов в сборную команду РФ для участия в международных олимпиадах июнь-июль 2015 Москва МГУ выезд обучение Кашаева Р.Г.
химия 8 — 11 Международная олимпиада Туймаада 2015 июнь 2015 2015 Якутия выезд в другой регион командное соревнование Кашаева Р. Г.
химия 8 — 11 Закупка учебных пособий 2014 2014 Казань организация в РТ Закупка оборудования, материалов и реактивов Кашаева Р.Г.
химия 8 Международная олимпиада школьников «Туймаада» в Якутии июль 2015 г.Якутск выезд в другой регион индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
химия 9 Международная олимпиада школьников «Туймаада» в Якутии июль 2015 г.Якутск выезд в другой регион индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
химия 10 Профильная химическая школа «Орбиталь им. П.А. Кирпичникова» июль 2015   выезд обучение Кашаева Р. Г.
физика 9 Проведение республиканских кружков сентябрь-май ежемесячно 2014-2015 РТ организация в РТ обучение Кашаева Р.Г.
физика 7 Школьный этап олимпиады    октябрь-ноябрь 2014 г. Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
физика 7 Муниципальный тур ноябрь 2014 РТ организация в РТ индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
физика 9 Аэрокосмическая олимпиада 1 тур январь 2015 г.Казань, филиалы КНИТУ-КАИ организация в РТ индивидуальное соревнование Кашаева Р. Г.
физика 10 Региональный тур Всероссийской олимпиады январь 2015 г.Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
физика 9 Аэрокосмическая олимпиада 2 тур февраль 2015 г.Казань, филиалы КНИТУ-КАИ организация в РТ индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
физика 8 III Кировский турнир юных физиков март 2015 г.Киров выезд в другой регион индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
физика 7-10. Учебно-тренировочные сборы для победителей, призеров МЭ ВПОШ октябрь-ноябрь;     март-апрель 2014-2015 3 раза в год РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Кашаева Р. Г.
физика 11 Участие в заключительном туре Всероссийской олимпиады апрель 2015 РФ выезд в другой регион обучение Кашаева Р.Г.
физика 11 закупка материалов для лабораторной практики сентябрь 2014-июль 2015 2014-21015 Казань организация в РТ обучение Кашаева Р.Г.
физика 8 — 11 Кировская ЛМШ июль 2015 г.Киров выезд в другой регион профильная смена Кашаева Р.Г.
физика 8-11. Лагерь «Квант» июль 2015 в пригороде г.Казани организация в РТ профильная смена Кашаева Р. Г.
история 8 Проведение республиканских кружков сентябрь-май ежемесячно 2014-2015 РТ организация в РТ обучение Аввакумова О.В.
история учителя Организация мастер-классов для учителей на базе «РОЦ» октябрь-ноябрь и март-апрель   г. Казань организация в РТ обучение Аввакумова О.В.
история 9-11 Командирование на тренинг по подготовке к всероссийской олимпиаде по истории «Путь к олимпу» октябрь 2014 г. Москва Московский педагогический государственный университет тренинг Аввакумова О.В.
история 8-11. Организация участия учащихся 8-11 классов общеобразовательных учреждений в дистанционной олимпиаде «Высшая проба» по истории регистрация участников с 1 октября по 10 декабря 2014 МОУО, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» организация в РТ. 1 этап 14-29 декабря — дистанционный; 2 этап 12-18 февраля очный. Место проведения определяется организация в РТ Аввакумова О.В.
история 9-11. Учебно-тренировочные сборы теоретической направленности для победителей, призеров МЭ ВПОШ октябрь, январь, март 2014-2015 РДООЦ «Костер», ДООЛ «Ново-юдино», ДОЛ «Заречье» организация в РТ обучение Аввакумова О.В.
история 8-11. психологические тренинги с учащимися март-апрель 2015 г. Казань организация в РТ обучение Аввакумова О.В.
история учителя Направление учителей на курсы повышения НИУ-ВШЭ июнь-июль 2014-2015 г. Москва РФ обучение Аввакумова О. В.
история учащиеся Направление школьников в летние школы НИУ-ВШЭ июнь-июль;   г.Москва РФ обучение Аввакумова О.В.
Астрономия преподаватели, педагоги Формирование региональной предметной методической комиссии по астрономии сентябрь-декабрь 2014 г. Казань организация в РТ организация Кашаева Р.Г.
Астрономия   Формирование региональных центров олимпиадной подготовки. сентябрь 2014 г. Казань организация в РТ организация Кашаева Р.Г.
Астрономия 8-11 УТС первого этапа (пп.1,2) (подготовка к муниципальному туру) Ноябрь 2014 г. Казань организация в РТ обучение Кашаева Р.Г.
Астрономия 9-11 Участие в осенней астрошколе СНГ Ноябрь 2014 СНГ выезд в другой регион обучение Кашаева Р.Г.
Астрономия 9-11 Проведение олимпиады СПбУ по астрономии (ректорская олимпиада, заочный и очный туры) ноябрь-февраль 2014-2015   организация в РТ индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
Астрономия 8-11 Учебно-тренировочные сборы второго этапа по подготовке к региональному туру Январь, 11-17, 2015 2015 г. Казань организация в РТ обучение Кашаева Р.Г.
Астрономия 9-11 Проведение Республиканской олимпиады по практической астрономии (вместе с региональным туром Российской олимпиалы) Январь, 2015 -2015 Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Кашаева Р. Г.
Астрономия 9-11 Проведение УТС команды РТ Март-апрель 2015 Казань организация в РТ обучение Кашаева Р.Г.
Астрономия 8-11 Проведение республиканского конкурса «Знатоки космоса» Награждение победителей и призеров.  март-апрель 2015 Казань организация в РТ индивидуальное соревнование Кашаева Р.Г.
Астрономия 9-11 Формирование списка участников для летней олимпиадной подготовки по астрономии в профильной школе КФУ «Квант». Апрель-май 2015, 2015 Казань организация в РТ обучение Кашаева Р.Г.
Астрономия 9-11 Формирование списка участников для летней олимпиадной подготовки по астрономии в астрономической школе СПб. Апрель-май 2015 Казань организация в РТ обучение Кашаева Р.Г.
Астрономия 8-11 Проведение профильной смены по олимпиадной подготовке в школе «Квант» Июнь 2015, 2015 Яльчик организация в РТ профильная смена Кашаева Р.Г.
Астрономия 9-11 Участие в астрономической школе СПб Июнь-июль 2015 Санкт-Петербург выезд в другой регион профильная смена Кашаева Р.Г.
Астрономия   Финансовая поддержка региональных центров   ежемесячно 2014-2015 Казань организация в РТ обучение Кашаева Р.Г.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА

Цель:

Систематизация и контроль качества знаний учащихся по изучаемому разделу.

Учебное оборудование: варианты проверочной работы для каждого ученика.

Ход урока

Вариант I

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Выполнение проверочной работы по вариантам

Тест № 4

Вариант I

Первая часть.

1. Как называется земная оболочка, охваченная жизнью?

а) литосфера;

б) ноосфера;

в) биосфера;

г) атмосфера.

2. Все созданное человеком, не существовавшее в природе, — это …

а) «вторая природа»;

б) «мир человека»;

в) «сфера разумной деятельности»;

г) «окружающая среда».

3. Способом уменьшить влияние на природу является…

а) рост численности населения;

б) строительство промышленных предприятий;

в) освоение новых территорий;

г) создание безотходных технологий.

4. Результатом освоения целины стало…

а) увеличение озоновой дыры в атмосфере;

б) глобальное потепление;

в) радиационное заражение почвы;

г) эрозия почвы.

5. Конституция России предусматривает…

а) право каждого на получение достоверной информации;

б) право на проживание в заповедных зонах;

в) право на получение помощи международных организаций в охране природы;

г) право на приобретение фильтров для воды.

6. Страны мира озабочены в первую очередь…

а) поведением членов организации «Гринпис»;

б) глобальным потеплением;

в) массовым туризмом в страны Азии;

г) миграцией животных.

7. Подбери пары…

а) территория Чернобыльской АЭС;

б) крушение танкера у берегов Англии;

в) Окский заповедник;

г) варварски вырубаемые леса Амазонии.

1. Особо охраняемые территории.

2. Зона экологической катастрофы.

3. Пример экологической безнравственности.

4. Зона экологического бедствия.

Ключи к тесту:

1 -в; 2-а; 3-в; 4-г; 5-а; 6-б; 7. 1-в: 2-б; 3-г; 4-а.

Вторая часть.

Дай определение понятиям:

Исчерпаемые природные ресурсы —

Природа —

Естественная среда обитания –

Объекты природоохранительной деятельности —

Третья часть.

Проанализируй последствия… строительства химического комбината на берегу реки.

Вариант 2

Первая часть.

1. Как называется сфера разумной деятельности человека?

а) литосфера;

б) ноосфера;

в) биосфера;

г) атмосфера.

2. Выделению человека из животного мира способствовало появление …

а) моральных норм;

б) биологических законов;

в) математических правил;

г) физиологических особенностей.

3. Что из перечисленного способно улучшить экологическую обстановку?

а) строительство новых городов;

б) создание заповедников;

в) строительство ГЭС;

г) освоение территорий Крайнего Севера.

4. Что из перечисленного является зоной экологического бедствия?

а) целинные земли на юге Сибири;

б) территория Чернобыльской АЭС;

в) озеро Байкал;

г) лесотундра Крайнего Севера.

5. Конституция России предусматривает…

а) обязанность граждан защищать и беречь природу;

б) обязанность граждан содержать домашних животных;

в) обязанность предприятий выделять денежные средства на содержание заповедников;

г) обязанность государства создавать экологически чистые зоны.

6. Удачным мероприятием в области защиты природы можно назвать…

а) борьбу с браконьерством;

б) восстановление вырубаемых лесов;

в) восстановление популяции зубров;

г) борьбу с загрязнением городских территорий.

7. Подбери пары…

а) незаконная вырубка леса;

б) установление предельно допустимых норм выброса вредных веществ;

в) уменьшение видов животных и растений;

г) список редких животных.

1. Красная книга.

2. Установление уголовной ответственности.

3. Деградация биосферы,

4. Нормирование качества окружающей природной среды.

Ключи к тесту:

1-б; 2-а; 3-б; 4-б; 5-а; 6-в; 7. 1-г; 2-а; 3-в; 4-б.

Вторая часть.

Дай определение понятиям:

Экологическая экспертиза —

Неисчерпаемые природные ресурсы —

Экологическое равновесие —

«Зеленые» —

Третья часть.

Проанализируй последствия… строительства плотины для ГЭС в равнинной части России.

Вариант II

Урок — «Конкурс плакатов на тему «Защита окружающей среды»

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

II. Работа по группам

Желательно, привлечь учителей биологии, географии, химии и физики для проведения комбинированного урока.

Задача для учащихся. Выяснить, может ли человек сохранить себя и природу?

Каждая группа получает карточку-задание и оформляет плакат на заранее заданную тему. Готовит выступление по дополнительной литературе в классе, обосновывая актуальность данной проблемы.

Условия работы групп:

а) Подготовка к выступлению (организационные вопросы и жеребьевка последовательности выступления, критерии оценки выступлений, развешивание плакатов (жюри из учителей) — 10 минут.

б) Выступления групп — 5—7 минут.

в) Подведение жюри итогов выступления, защиты плакатов.

г) Проведение мини-викторины — 5 минут.

д) Подведение итогов выступления групп и результаты конкурса — 5—7 минут.

1. Подготовка и выступление групп.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 1

Охрана атмосферы

Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):

• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.

• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Может ли человек прожить без чистого воздуха?» или «Как защищает нас наша атмосфера?»

Раскрыть проблемы:

— промышленное загрязнение воздуха;

— рост автотранспорта;

— вырубка лесов;

— сохранение озонового слоя;

— рост заболеваний.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 2

Человек и вода

Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):

• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.

• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Какую роль в жизни человека играет вода?»

Раскрыть проблемы:

— сточные воды полей, заводов, городов и т. д.

— сокращение площади лесов, осушение болот;

— выброс в атмосферу химических веществ;

— орошение полей;

— рост заболеваний.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3

Сохранить лес

Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):

• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.

• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Нравственное и хозяйственное значение леса в жизни человека?

Раскрыть проблемы:

— рост производства и вырубка лесов;

— лесные пожары;

— лес — легкие планеты;

— нравственное значение леса.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4

Человек и животный мир

Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):

• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.

• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Как человек должен строить отношения с животным миром?»

Раскрыть проблемы:

— загрязнение воды, воздуха;

— вырубка лесов, освоение степей;

— браконьерство;

— деградация биосферы.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 5

Глобальное потепление.

Внимательно изучите литературу и оформите плакат (распределите между собой работу над заданием):

• Учебник 1 § 10—12 или учебник 2 § 2.

• Дополнительная литература (используйте фонд школьной библиотеки).

Подготовьте небольшое выступление по теме «Чем грозит изменение климата?»

Раскрыть проблемы:

— рост промышленности;

— рост потребления;

— исчерпаемость ресурсов;

— безотходное производство и биотехнологии.

Мини-викторина

1. Каких животных человек сумел спасти от полного исчезновения?

2. Черные бури прокатились по миру. Что послужило причиной этих бурь?

3. Какого цвета экологические партии в Европе?

4. Почему люди перестали использовать фреон в промышленных целях?

5. Назови крупнейшие экологические катастрофы XX века?

Ответы:

1. Например: зубр, олень Давида, др.

2. Эрозия почвы в результате обработки земли в степях.

3. Зеленые.

4. Появление озоновой дыры в атмосфере

5. Например: Чернобыльская АЭС, химический завод в Бхопале (Индия), Осушение Аральского моря, Смог в Токио, Лондоне и Мехико.

3. Подведение итогов конкурса.

Выступление жюри, подведение итогов, определение актуальности темы уроков для данной местности.

III. Подведение итогов урока

1. Почему возникла необходимость защиты окружающей среды?

2. Почему защита природы — обязанность каждого гражданина нашей страны?

Домашнее задание

Как средства массовой информации могут способствовать защите окружающей среды, помочь человечеству спасти мир от экологической катастрофы?

Вариант 34. Онлайн тесты ОГЭ Обществознание

26.  Составьте план текста. Для этого выделите основ­ные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке «пояснение». Если ответ правильный, то введите знак «+» в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак «-«. 

Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменя­ется от поколения к поколению. «Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшество­вавшего.

Структура этнического стереотипа поведения — это строго определенная норма отношений: между кол­лективом и индивидом, индивидов между собой, внут- риэтнических групп между собой… Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, восприни- маясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития. .. Соприка­саясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачест­вах другого народа…

Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влия­ет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не все. Тра­диции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями — свою, культурные воздействия, религия имеют свое значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящий­ся к этносам как к любым явлениям природы. Прояв­ления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом…

Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотно­шений меняются то медленно и постепенно, то очень быстро.

По кн. Л.Н. Гумилева «Этногенез и биосфера земли». М., 1994. С. 92-93

Урок 10 ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК | Поурочные планы по обществознанию 8 класс

Урок 10 ПРИРОДА, ОБЩЕСТВО, ЧЕЛОВЕК