Внешнее управление вводится – Статья 93. Порядок введения внешнего управления. 1. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Содержание

характеристика, цель и последствия ее введения :: BusinessMan.ru

Признание несостоятельности, или банкротство юридического лица, – сложный и трудоемкий процесс. Не менее сложная процедура банкротства — внешнее управление. Внешний управляющий является ответственным лицом при ее проведении. В чем смысл этого этапа банкротства, на какой период он может быть введен?

Кратко о банкротстве

Несостоятельность, или, другими словами, банкротство, – это признаваемый арбитражным судом статус должника, который освобождает его от уплаты денежных обязательств перед кредиторами в связи с неспособностью удовлетворить их в полном объеме. Согласно федеральному закону, банкротство можно признать, если обязательства перед кредиторами не выполнялись в 90-дневный период с того момента, как они должны были быть исполнены. Банкротство юридического лица включает в себя 5 процедур:

  • Наблюдение (анализируются финансовые возможности, имущество сохраняется за должником).
  • Финансовое оздоровление (составляется график погашения долга).
  • Внешнее управление (об этом этапе более подробно поговорим ниже).
  • Конкурсное производство (продажа имущественных объектов должника, применяется к банкротам, чтобы соразмерно удовлетворить требования кредитных организаций).
  • Мировое соглашение (может быть заключено на любом этапе процесса).

Внешнее управление: определение понятия

Внешнее управление — процедура банкротства, применяемая должнику, которая вводится параллельно с финансовым оздоровлением организации. Эта процедура носит реабилитационный характер и позволяет предотвратить запуск конкурсного производства, которое, в свою очередь, направлено на ликвидацию предприятия, а не на возвращение фирмы в экономически стабильное состояние.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится, если на то имеется решение арбитражного суда, принимаемое по согласованию с кредиторами и по итогам предыдущего этапа банкротства – наблюдения. Период внедрения мероприятий на данном этапе составляет не более 18 месяцев. В исключительных случаях срок может быть продлен еще на полгода. Таким образом, срок мероприятий внешнего управления может составлять не более двух лет.

Одно из важнейших отличий данной процедуры – отстранение от управления действующего руководства предприятия. Полномочия по управлению организацией передаются внешнему управляющему. По сути, управляющий является здесь ключевой фигурой и играет роль генерального директора, также он может распоряжаться по своему усмотрению активами предприятия. Однако действующее руководство только частично лишается своих полномочий. Некоторые функции технического характера сохраняются.

Внешнее управление как процедура банкротства: кратко о задачах

Этап процедуры банкротства под названием «внешнее управление» начинает реализовываться после передачи прав руководителя организации. Выбор управляющего и решение о необходимости процедуры принимается на общем собрании кредиторов, а затем утверждается в суде. Чтобы оно было принято, суд должен убедиться в том, что восстановить платежеспособность предприятия-банкрота вполне реально. Для этого необходимо представить соответствующие доказательства.

Цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в восстановлении платежеспособности и нормальной работы организации, а также последующем признании состоятельности. Еще одна важная задача – удовлетворение требований всех кредиторов.

Внешнее управление как процедура банкротства и последствия ее введения

Как и любой процесс, исполнение которого контролируется судом, внешнее управление имеет следующие последствия:

  • Руководитель организации практически полностью лишается контроля над ней, за исключением полномочий технического характера.
  • Органы управления предприятия прекращают осуществление своей деятельности, поскольку власть переходит к внешнему управляющему.
  • Мероприятия, направленные на удовлетворение запросов всех кредиторов и предпринимавшиеся до запуска данной процедуры, аннулируются и признаются недействительными.
  • Имущество организации не может быть арестовано, и на него не могут быть наложены ограничения, поскольку эти мероприятия проходят уже после признания в суде несостоятельности предприятия.
  • На требования всех кредиторов, касающиеся финансовых обязательств, устанавливают мораторий.

Мораторий не может быть установлен на те требования кредиторов, которые возникли уже после рассмотрения искового заявления арбитражным судом и признания банкротства компании. Более того, имеются такие исключения, как выплата заработной платы и вознаграждений работникам, алименты.

Обязанности внешнего управляющего

Главная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в прекращении полномочий действующего руководства предприятия. При этом внешний управляющий имеет широкий спектр обязанностей, в которые входит распоряжение объектами имущества должника. Действующие органы управления предприятия лишены права принимать самостоятельные решения без согласования с внешним управляющим или оказывать влияние на принятие им решений. Также управляющий выполняет все функции управления организацией, контролирует процессы инвентаризации и распоряжения имуществом, ведет бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность, реестр кредиторских требований, принимает меры по взысканию дебиторской задолженности. Более того, он занимается проведением оздоровительных мероприятий, направленных на восстановление платежеспособности и осуществляемых в ходе ведения хозяйственной деятельности. С этой целью составляют план управления.

Права внешнего управляющего

Итак, цель внешнего управления при процедуре банкротства заключается в финансовом оздоровлении предприятия. Внешний управляющий имеет права:

  • На осуществление хозяйственной деятельности.
  • Распоряжением имуществом.
  • Заключение мирового соглашения от имени банкрота.
  • Заявление об отказе от исполнения обязательств по договорам предприятия.
  • Требование признания недействительности сделок, проведенных до процедуры внешнего управления.

План работы внешнего управляющего

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает внедрение плана работ, который составляется в течение месяца. Внешний управляющий должен отразить в плане следующие моменты:

  • Порядок и условия реализации мероприятий, направленных на восстановление состоятельности предприятия.
  • Финансирование.
  • Планируемые ожидаемые расходы организации.
  • Срок, в течение которого запланировано восстановить платежеспособность.
  • Аргументирование выбранного периода восстановления.
  • Разделение полномочий комитетов и кредиторов.

Исполнение плана контролируется кредиторами, его необходимо четко соблюдать.

Какие меры могут быть приняты управляющим?

Внешнее управление как процедура банкротства предполагает применение к должнику следующих мер:

  • Изменение характера производственной деятельности.
  • Завершение работы подразделений и филиалов предприятия, которые признаны убыточными.
  • Взыскание дебиторской задолженности.
  • Реализация имущественных объектов организации.
  • Пополнение уставного фонда средствами от третьих лиц и учредителей.
  • Замещение активов и прочие мероприятия в рамках законодательства.

Меры могут приниматься как отдельно, так и в комплексе.

Оздоровительные мероприятия: особенности проведения

Внешнее управление как процедура банкротства имеет особенности осуществления оздоровительных мероприятий:

  • Период уведомления руководителя организации о внедрении внешнего управления составляет 1 день.
  • О процедуре уведомляются учредители.
  • В 10-дневный период с момента запуска процедуры направляют заявку на публикацию этой информации.
  • Управляющий получает распоряжение по передаче ему всей документации.
  • Документы передаются в течение 3 дней после вступления в должность управляющего.
  • Собрание кредиторов первый раз назначается в течение 31 дня после начала процедуры.
  • Об оздоровительных мероприятиях информируется ФССП, ФНС, банки.
  • В органы контроля направляются соответствующие запросы.
  • Организуется общее собрание всех работников предприятия.
  • К работе организации привлекается бухгалтер и аудитор.
  • Организуется инвентаризация.
  • Производится анализ финансового положения предприятия.
  • Имущество третьих лиц возвращается им.
  • Составляется и рассматривается перечень требований кредиторов.
  • Организуется собрание кредиторов.
  • Составляется промежуточный и итоговый отчет и оглашается на собрании кредиторов.
  • В арбитражный суд предоставляют план.
  • Реализуются имущественные объекты.

Завершающий этап

На завершающем этапе внешнего управления проводятся следующие мероприятия:

  • выплачивается задолженность, о чем уведомляется и руководство, и кредиторы;
  • производятся расчетные операции;
  • прекращается исполнение обязанностей управляющего;
  • составляется протокол по ликвидации.

Если всевозможные попытки вернуть предприятие в экономически стабильное состояние предприняты, управляющий составляет отчет о проделанной работе.

Результат процедуры

Внешнее управление как процедура банкротства, как показывает судебная практика, не всегда имеет хорошие результаты. Причиной тому служит невысокий уровень профессионализма внешнего управляющего. Все потому, что он является третьим лицом и не имеет необходимых навыков для использования законных мер по решению проблем организации.

Более того, на деятельность внешнего управляющего весьма значительно могут оказывать влияние внешние факторы – прямого (вступление в силу изменений в действующих законодательных актах, конкуренция, система налогообложения) и косвенного (политическая ситуация в стране, изменение тенденций международных отношений, стремительная инфляция, природные катаклизмы) характера. Нередко причиной низкой эффективности внешнего управления является желание кредиторов установить финансовый контроль над должником, разорить его, истребовать его движимое и недвижимое имущество.

Внешнее управление как процедура банкротства вводится с целью восстановления платежеспособности организации-должника. В ее ходе принимает непосредственное участие управляющий, который наделяется практически всеми полномочиями руководителя. Основная характеристика внешнего управления как процедуры банкротства заключается в том, что происходит не только взаимодействие с должниками, но и реорганизуется деятельность самого предприятия. Когда восстановить платежеспособность удалось, управляющий выполняет свои обязанности до прихода нового руководства. В противном случае объявляется начало конкурсного производства.

businessman.ru

Внешнее управление как процедура банкротства

Внешнее управление как процедура банкротства 

Когда юридическое лицо признается неплатежеспособным согласно признакам из стат. 3 Закона № 127-ФЗ, это вовсе не означает, что оно обязательно будет ликвидировано. Процедура банкротства состоит из нескольких этапов, одним из которых является внешнее управление. Эта реабилитационная мера применяется в целях восстановления финансового благополучия должника и обеспечения полноты исполнения обязательств перед кредиторами. Рассмотрим, как законодательно регулируется процедура внешнего управления – сущность, понятия, цели и последствия воплощения.

Что такое внешнее управление предприятием

Превентивное внешнее управление как процедура банкротства – это вводимый арбитражным судом комплекс мероприятий, направленных на восстановление прежней платежеспособности банкрота посредством передачи руководящих функций независимому внешнему управляющему. Переход к данному этапу осуществляется по итогам результатов стадии финансового оздоровления (стат. 92 № 127-ФЗ) при условии соответствия следующим признакам:

  • Установлена возможность восстановления нормальной платежеспособности компании-должника в утвержденные сроки.
  • Собранием кредиторов представлено в арбитражный суд ходатайство о переходе к этапу внешнего управления.
  • Выявлены факты, свидетельствующие о возможности восстановления платежеспособности банкрота уже после подачи в суд ходатайства о признании банкротства и, соответственно, переходу к стадии конкурсного производства.

Важнейшее отличие внешнего управления состоит в отстранении от руководства предприятием действующих лиц высшего звена и передаче полномочий внешнему управляющему, который вправе уволить прежнюю администрацию (п. 1 стат. 94 № 127-ФЗ) и распоряжаться на свое усмотрение имуществом юрлица.

Когда вводится внешнее управление

Процедура внешнего управления начинает фактически работать после официальной передачи прав от прежнего руководителя компании новому управляющему. Утверждение кандидатуры внешнего управляющего осуществляется судом путем составления определения (стат. 96 № 127-ФЗ). Чтобы предприятие могло воспользоваться законной возможностью процедуры, необходимо доказать суду, что восстановить полную платежеспособность реально. Целью является не только возврат компании к нормальной жизнедеятельности, но и полное удовлетворение кредиторских требований.

Внешний управляющий – права и обязанности (стат. 99 № 127-ФЗ):

  • Распоряжаться активами банкрота согласно плану внешнего управления и с соблюдением законодательных ограничений.
  • Заключать мировой договор от имени банкрота.
  • Отказываться от исполнения ранее заключенных должником договоров.
  • Ходатайствовать в суд о признании ранее заключенных должником сделок недействительными и заявлять о взыскании причиненных убытков вследствие действий/бездействия органов управления банкрота.
  • Прочие права.
  • Принять по инвентаризации имущество банкрота.
  • Включить в федеральный реестр данные о результатах инвентаризационной процедуры в срок до 3 дней (рабочих) с момента ее завершения.
  • Составить и представить на утверждение собранию кредиторов план внешнего управления.
  • Вести в соответствии с законодательными требованиями финансовый, статистический, бухгалтерский учет и отчетность.
  • Заявлять возражения по требованиям кредиторов.
  • Принимать все возможные меры для исполнения обязательств перед банкротом.
  • Вести данные в реестре кредиторских требований.
  • Выполнять мероприятия, предусмотренные разработанным планом управления, и своевременно информировать комитет о предпринимаемых действиях.
  • Представлять собранию кредиторов в виде отчета итоговые результаты проводимых мероприятий.
  • Прочие обязанности.

Срок внешнего управления

В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Также возможно и сокращение срока внешнего управления по ходатайству управляющего или собрания кредиторов (п. 3 стат. 93). Принятие такого решения должно быть исполнено немедленно. Временные рамки стадии управления могут быть расширены для градообразующих предприятий до 2,5 лет и фермерских хозяйств, к банкротству которых привели непоправимые стихийные бедствия.

Порядок введения внешнего управления

Введение стадии внешнего управления осуществляется арбитражным судом согласно решению 1-го собрания кредиторов банкрота или на основании судебного постановления (стат. 75, 93 № 127-ФЗ). Достаточной причиной для подобного мероприятия является наличие возможности восстановления платежеспособности юрлица. Как и санация, внешнее управление подразумевает льготную деятельность должника, направленную на изменение приоритетов менеджмента компании с целью поиска выхода из кризисной ситуации.

С даты ввода процедуры управления прежнее руководство лишается полномочий (могут сохраняться технические функции), внедряется мораторий на кредиторские обязательства, управляющий осуществляет работу согласно законодательным правам и обязанностям, принятые ранее меры для обеспечения расчетов отменяются.

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Окончание внешнего управления

Завершение стадии внешнего управления означает переход к расчетам с лицами-кредиторами или объявление предприятия-должника банкротом и, следовательно, назначение следующего этапа – конкурсного производства. Все мероприятия, проводимые в ходе процедуры банкротства юрлица, – наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление осуществляются с учетом специфики деятельности организации. Если компания входит в категории юрлиц, перечисленных в Законе № 127-ФЗ, необходимо руководствоваться нормативными требованиями для отдельных видов должников.

[ Авг. 9, 2017, 11:58 д.п. ]

www.zakonrf.info

Внешнее управление — это… Что такое Внешнее управление?

Внешнее управление — это процедура в деле о банкротстве, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности[1] с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным законом предусматривалась процедура санации. Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.

С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника — юридического лица. При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

Для обеспечения внешнему управляющему возможности приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

Процедура внешнего управления

Целью внешнего управления является финансовое оздоровление предприятия.

Внешнее управление вводится на основании собрания кредиторов.

Срок, на который вводится внешнее управление — 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев.

Порядок введения внешнего управления

1. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

[2]

2. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.[3]

Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Последствия введения внешнего управления

  1. Прекращение полномочий руководителя должника. Эти полномочия возлагаются на внешнего управляющего.
  2. Прекращение полномочий органов управления должника.
  3. Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Внешний управляющий

Права внешнего управляющего

— Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)[1]

  1. Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления.
  2. Заявлять отказ о договорных обязательствах должника.
  3. Предъявлять в суд требования о признании сделок должника недействительными, в случае если они были заключены в нарушении законодательства банкротства.

Обязанности внешнего управляющего

  1. Принять управление имуществом должника и провести его инвентаризацию.
  2. Разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов.
  3. Ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и предоставление отчетности.
  4. Заявлять возражение против требований к должнику.
  5. Принимать меры к взысканию дебиторской задолженности.
  6. Вести реестр требований кредиторов.
  7. Адекватно реализовывать план, который он предоставил собранию кредиторов.
  8. Предоставлять промежуточный и окончательный отчет о выполнении плана.

Освобождение внешнего управляющего

1. Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве:

по заявлению внешнего управляющего;
по направленному на основании решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;

в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

— Статья 97. Освобождение внешнего управляющего (п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)[4]

Результаты внешнего управления

По результатам отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:

  1. Прекращение производства по делу несостоятельности.
  2. Мировое соглашение.
  3. Продление срока внешнего управления.
  4. Отказ утверждения отчета внешнего управляющего. Назначается новый внешний управляющий.
  5. Введение процедуры конкурсного производства.

Ссылки и примечания

  1. 1 2 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) [1]
  2. О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства., 2002., № 43., ст. 4190.
  3. Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ
  4. Статья 97. Освобождение внешнего управляющего (п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) [2]

dic.academic.ru

Внешнее управление: процедура восстановления платежеспособности предприятия

Финансовая несостоятельность коммерческой организации и ее последствия

Коммерческие взаимоотношения между компаниями практически всегда подразумевают определенную степень доверия партнеров друг к другу. Так, обыкновенная схема взаимодействия, как правило, строится таким образом, что одна компания оказывает другой услугу или поставляет товар, а через несколько дней получает оплату на свой банковский счет.

Однако в зависимости от конкретных условий договоренности между партнерами механизм взаимодействия может быть налажен и противоположным образом: сначала получатель товара или услуги перечисляет предоплату, а затем получает от поставщика необходимые ему предметы или работы.

 

Таким образом, временной промежуток в несколько дней, который обычно проходит до того момента, когда все договоренности между сторонами выполняются, является обычной практикой в современной российской экономике. Однако если этот временной промежуток затягивается, а компания тем самым нарушает условия договоренностей, достигнутых с партнером, то последний может принять меры для защиты своих законных прав и интересов. Одной из таких мер является банкротство в отношении компании-неплательщика. В рамках этой процедуры применительно к такой компании может быть введено внешнее управление.

 

Вместе с тем необходимо иметь в виду, что действующее законодательство предусматривает четкие условия, которые должны быть соблюдены при реализации процедуры введения внешнего управления.

В частности, пункт 2 статьи 3 Федерального закона №127 от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» прямо указывает, что признаком того, что юридическое лицо является банкротом, считается невыполнение им взятых на себя финансовых обязательств в течение трех месяцев с того дня, в который они должны были быть исполнены. Следовательно, по истечении указанного временного периода кредитор, требующий от компании-неплательщика выполнения своих финансовых обязательств перед ним, вправе обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании недобросовестного партнера банкротом.

В результате рассмотрения такого заявления и всех обстоятельств конкретного дела арбитражный суд должен будет принять решение о том, какие меры должны быть приняты в отношении компании, продемонстрировавшей признаки, проявляющиеся при банкротстве.

Меры, которые могут быть приняты в отношении компании, объявленной банкротом

 

Федеральный закон №127 от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что в отношении такой организации могут быть приняты следующие варианты мер, направленных на реализацию законных прав и интересов ее кредиторов:

  • наблюдение, представляющее собой упорядочивание и анализ финансового состояния должника на текущий момент с целью выявления возможностей по удовлетворению требований кредиторов;
  • финансовое оздоровление, в ходе которого обычно разрабатывается график погашения имеющихся задолженностей компании с учетом ее финансовых возможностей;
  • конкурсное производство, в результате которого имущество компании, продемонстрировавшей признаки, проявляющиеся при банкротстве, подлежит реализации на торгах для погашения финансовых обязательств перед кредиторами;
  • внешнее управление, в рамках которого руководство проблемной организацией передается в руки профессионального управляющего. В такой ситуации его задачей становится проведение такой финансовой и производственной политики, которая позволила бы восстановить платежеспособность компании и впоследствии погасить имеющиеся задолженности.

Кроме того, если между компанией-должником и ее кредиторами достигнуты соответствующие договоренности, они могут заключить мировое соглашение, условия которого всецело зависят от пожеланий сторон.

Внешнее управление и его временные ограничения

Решение о том, что на предприятии, продемонстрировавшем признаки, проявляющиеся при банкротстве, будет введено внешнее управление, требует участия сразу нескольких заинтересованных сторон и органов, которые должны высказаться в пользу такого решения.

В частности, инициатива о введении в отношении коммерческой компании такой меры должна принадлежать общему собранию кредиторов, которое затем обращается в арбитражный суд для утверждения легитимности этой процедуры. При этом следует иметь в виду, что пункт 2 статьи 93 Федерального закона №127 от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает предельный срок, в течение которого на предприятии может осуществляться такое управление.

Согласно указанному разделу нормативно-правового акта, внешнее управление вводится на срок, не превышающий 18 месяцев. Впоследствии в случае наличия необходимости он может быть продлен по решению арбитражного суда, однако дополнительный временной период, в течение которого на предприятии будет осуществляться управление, не может превышать 6 месяцев.

Таким образом, общая продолжительность периода введения внешнего управления коммерческой компанией, которая может быть признана банкротом, должна составлять не более 2 лет.

Действующее законодательство установило такие временные ограничения с целью соблюдения законных прав и интересов кредиторов, поскольку в течение этого периода обычно становится ясно, способно ли предприятие восстановить свою платежеспособность. В противном случае арбитражный суд вправе избрать другой способ для удовлетворения финансовых претензий кредиторов, например, ввести конкурсное производство.

Характер процедуры введения внешнего управления

В ходе реализации процедуры управления коммерческое предприятие обычно продолжает свою деятельность, например, осуществляет производство или торговлю. Однако внешнее управление, введенное на предприятии, влечет за собой достаточно серьезные изменения в его работе.

Так, от управления предприятием полностью отстраняется его прежнее руководство, а его полномочия переходят к внешнему управляющему. При этом последний обладает правом в зависимости от текущих условий, сформировавшихся в организации, уволить прежнее руководство или предложить его представителям перейти на другую должность в рамках компании.

Когда в отношении предприятия, которое может быть признано банкротом, вводится внешнее управление, должны быть соблюдены требования, призванные обеспечить для него максимально комфортные и эффективные условия восстановления платежеспособности.

 

Пункт 1 статьи 94 Федерального закона №127 от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что все меры, которые к моменту введения внешнего управления уже были приняты в отношении организации для соблюдения законных прав и интересов кредиторов, подлежат отмене. Кроме того, в период введения внешнего управления процесс удовлетворения требований кредиторов временно приостанавливается, а аресты и иные ограничения в отношении имущества компании, продемонстрировавшей признаки, проявляющиеся при банкротстве, могут производиться только арбитражным судом в рамках процедуры признания компании банкротом.

Деятельность внешнего управляющего

Особые полномочия во введении внешнего управления действующее законодательство отводит внешнему управляющему. Пункт 1 статьи 96 Федерального закона №127 от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» гласит, что его кандидатура подлежит утверждению арбитражным судом. При этом указанный раздел данного нормативно-правового акта устанавливает, что ее утверждение должно быть произведено одновременно с принятием решения о том, что предприятие требует введения внешнего управления.

Вступив в свои права, внешний управляющий должен первоначально разобраться во всех аспектах финансового положения предприятия, имеющего признаки, проявляющиеся при банкротстве, на текущий момент. Статья 99 Федерального закона № 127 от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» предполагает, что с этой целью ему надлежит провести инвентаризацию находящегося в его распоряжении имущества, изучить бухгалтерскую и статистическую отчетность, сформировать реестр требований кредиторов при банкротстве и произвести иные действия, которые позволят ему получить полную картину финансового и хозяйственного положения организации.

После того как вся эта процедура будет им завершена, внешний управляющий должен сформировать план управления предприятием на период реализации процедуры введения внешнего управления, а затем представить его на утверждение собранию кредиторов с тем, чтобы они могли удостовериться, что этот план служит соблюдению их законных прав и интересов. Если разработанный данным специалистом в области внешнего управления план будет принят собранием кредиторов, в дальнейшем ему надлежит осуществлять свои профессиональные обязанности в строгом соответствии с ним.

После того как срок проведения процедуры внешнего управления, назначенный арбитражным судом, истечет, специалист должен будет вновь выступить перед собранием кредиторов, представив отчет о реализации разработанного им на начальном этапе плана. На этом собрании кредиторы получат возможность оценить результаты деятельности управляющего как в их соответствии первоначальному плану, так и в отношении полученных в результате его реализации итогов. Когда отчет внешнего управляющего будет озвучен на собрании кредиторов, этот совещательный орган должен принять решение о дальнейших действиях в отношении компании-должника.

Если результаты деятельности внешнего управляющего оказались удовлетворительными и привели к восстановлению его платежеспособности, оно может перейти к расчетам с кредиторами и удовлетворить их финансовые требования. В противном случае собрание кредиторов может вынести решение о том, что внешнее управление должно быть продлено, либо об обращении в арбитражный суд с ходатайством о принятии в отношении компании, которая может быть признана банкротом, других мер, направленных на удовлетворение законных прав и интересов кредиторов. Например, в рамках процедуры банкротства может быть инициировано конкурсное производство.

1bankrot.ru

Внешнее управление при банкротстве

Процедуры банкротства (статья 27 закона о банкротстве):

— наблюдение;
— финансовое оздоровление;
— внешнее управление;
— конкурсное производство;
— мировое соглашение.


Внешнее управление. Определение понятия

Внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности (абз. 15 статьи 2 закона о банкротстве).

Введение процедуры внешнего управления не свидетельствует о прекращении должником своей деятельности.

Последствиями введения процедуры внешнего управления являются прекращение полномочий руководителя должника и передача его полномочий внешнему управляющему; прекращение полномочий органов управления должника (ст. 94 Закона о банкротстве).

С момента введения процедуры внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов; таким образом, требования в данной процедуре не удовлетворяются, за исключением текущих платежей (п. 1 ст. 95 Закона о банкротстве).

Основания введения процедуры внешнего управления

Процедура внешнего управления регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» как судебная процедура.

Процедура внешнего управления вводится определением арбитражного суда. Основаниями введения процедуры может быть обращение собрания кредиторов с ходатайством о введении процедуры в случаях, предусмотренных Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также заключение арбитражного управляющего, иные юридические факты, предусмотренные вышеназванным Законом.

Основанием введения процедуры может быть решение первого собрания кредиторов о введении процедуры внешнего управления, если в процедуре наблюдения после анализа финансового состояния должника временным управляющим будет сделан вывод о возможности восстановления платежеспособности должника.

Согласно абз. 4 п. 2 ст. 75 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» арбитражный суд по своему усмотрению может ввести процедуру внешнего управления после окончания процедуры наблюдения при отсутствии оснований для введения процедуры финансового оздоровления, если первым собранием кредиторов не принято решения о введении какой-либо из процедур несостоятельности, а у суда отсутствует возможность отложить рассмотрение дела ввиду истечения срока процедуры наблюдения и есть достаточные основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Срок внешнего управления

В силу пункта 2 статьи 93 Закона о банкротстве внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном законом о банкротстве, не более чем на шесть месяцев, если законом о банкротстве не установлено иное.

План внешнего управления

В соответствии с положениями пунктов 1 и 2 статьи 106 Закона о банкротстве не позднее чем через месяц с даты своего утверждения внешний управляющий обязан разработать план внешнего управления и представить его собранию кредиторов для утверждения.

План внешнего управления должен соответствовать требованиям, установленным федеральными законами, предусматривать срок восстановления платежеспособности должника, содержать обоснование возможности восстановления платежеспособности должника в установленный срок.

Утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления представляется в арбитражный суд внешним управляющим не позднее чем через пять дней с даты проведения собрания кредиторов (пункт 4 статьи 107 Закона о банкротстве).

Основания для отказа в утверждении судом отчета внешнего управляющего

В соответствии с пунктами 5, 7 статьи 119 Закона о банкротстве арбитражный суд отказывает в утверждении отчета внешнего управляющего в случае, если отсутствуют признаки восстановления платежеспособности должника. В случае отказа арбитражного суда в утверждении отчета внешнего управляющего или непредставления указанного отчета в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Наличие у должника признаков банкротства, предусмотренных пунктом 2 статьи 3 Закона о банкротстве, в силу положений пункта 1 статьи 53 Закона о банкротстве является основанием для принятия решения о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства.

Результат рассмотрения отчета внешнего управляющего

В силу пункта 3 статьи 118 Закона о банкротстве по результатам рассмотрения отчета внешнего управляющего собрание кредиторов вправе принять одно из решений:

— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника и переходе к расчетам с кредиторами;

— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о прекращении производства по делу в связи с удовлетворением всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов;

— об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства; о заключении мирового соглашения.

logos-pravo.ru

Внешнее управление — WiKi

Внешнее управление — это процедура в деле о банкротстве, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности[1] с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. Помимо внешнего управления имуществом должника, указанным законом предусматривалась процедура санации. Процедура санации предполагала оказание финансовой помощи предприятию-должнику.

С момента введения внешнего управления всегда отстраняется от должности руководитель должника — юридического лица. При этом управление делами должника возлагается на внешнего управляющего.

Для обеспечения внешнему управляющему возможности приступить к реальному исполнению возложенных на него обязанностей по управлению делами должника, на органы управления должника возлагается обязанность в течение трех дней передать управляющему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Внешний управляющий назначается арбитражным судом одновременно с введением внешнего управления.

Процедура внешнего управления

Целью внешнего управления является финансовое оздоровление предприятия.

Внешнее управление вводится на основании решения собрания кредиторов.

Срок, на который вводится внешнее управление — 18 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев. (ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).

Порядок введения внешнего управления

1. Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.[2]

2. Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, не более чем на шесть месяцев, если иное не установлено настоящим Федеральным законом[3].

Определение о введении или продлении срока внешнего управления подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в порядке, установленном пунктом 3 статьи 61 настоящего Федерального закона.

Последствия введения внешнего управления

  1. Прекращение полномочий руководителя должника. Эти полномочия возлагаются на внешнего управляющего.
  2. Прекращение полномочий органов управления должника.
  3. Введение моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Внешний управляющий

Права внешнего управляющего

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утверждённый арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий

— Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)[1]
  1. Распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления.
  2. Заявлять отказ от договорных обязательств должника.
  3. Предъявлять в суд требования о признании сделок должника недействительными, в случае если они были заключены в нарушении законодательства банкротства.

Обязанности внешнего управляющего

  1. Принять управление имуществом должника и провести его инвентаризацию.
  2. Разработать план внешнего управления и предоставить его собранию кредиторов.
  3. Ведение бухгалтерского, финансового и статистического учета и предоставление отчетности.
  4. Заявлять возражение против требований к должнику.
  5. Принимать меры к взысканию дебиторской задолженности.
  6. Вести реестр требований кредиторов.
  7. Адекватно реализовывать план, который он предоставил собранию кредиторов.
  8. Предоставлять промежуточный и окончательный отчет о выполнении плана.

Освобождение внешнего управляющего

1. Внешний управляющий может быть освобожден арбитражным судом от исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве: по заявлению внешнего управляющего;
по направленному на основании решения коллегиального органа управления саморегулируемой организации арбитражных управляющих ходатайству саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является;

в иных предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.

— Статья 97. Освобождение внешнего управляющего (п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)[4]

Результаты внешнего управления

По результатам отчета внешнего управляющего арбитражный суд выносит одно из следующих решений:

  1. Прекращение производства по делу о несостоятельности.
  2. Мировое соглашение.
  3. Продление срока внешнего управления.
  4. Отказ утверждения отчета внешнего управляющего. Назначается новый внешний управляющий.
  5. Введение процедуры конкурсного производства.

Примечания

  1. 1 2 Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) [1]
  2. ↑ О несостоятельности (банкротстве): Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ // Собрание законодательства., 2002., № 43., ст. 4190.
  3. ↑ Согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВЕ)» от 26.10.2002 N 127-ФЗ
  4. ↑ Статья 97. Освобождение внешнего управляющего (п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ) [2]

ru-wiki.org

2.61. Внешнее управление. Порядок ведения внешнего управления. Полномочия внешнего управляющего.

Внешнее управление – еще одна реабилитационная процедура банкротства, к-ая вводится с целью восстановления платежеспособности должника. При этом платежеспособность будет считаться восстановленной при отсутствии у должника денежных обязательств и обязательных платежей, неисполненных более чем за 3 месяца с даты, когда они должны были быть исполнены. Задача внешнего управляющего изыскать возможности для того, чтобы рассчитать или провести реструктуризацию тех обязательств, исполнение по к-ым просрочено более чем на 3 месяца.

По общему правилу внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения первого собрания кредиторов. Внешнее управление может быть также введено, если первым собранием кредиторов не принято решение о применении одной из процедур банкротства, а у арбитражного суда отсутствуют основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Кроме того, арбитражный суд может ввести внешнее управление по итогам финансового оздоровления в случаях установления реальной возможности восстановления платежеспособности должника, подачи в арбитражный суд соответствующего ходатайства собрания кредиторов, а также появления после проведения собрания кредиторов, на к-ом было принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом, обстоятельств, дающих основания полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена.

Внешнее управление вводится на срок не более чем 18 месяцев, к-ый может быть продлен не более чем на 6 месяцев. Если до введения внешнего управления вводилась процедура финансового оздоровления, то совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать 2 года.

Определение арбитражного суда о введении внешнего управления подлежит немедленному исполнению с возможностью последующего обжалования в общем порядке.

С момента введения внешнего управления начинает действовать мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, сроки исполнения к-ых наступили до введения данной процедуры. Мораторий не распространяется на текущие платежи, на принудительное исполнение исполнительных документов о взыскании задолженности по заработной плате, вознаграждений по авторским договорам, возмещения вреда, причиненного жизни здоровью, и морального вреда, а также об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

С введением внешнего управления руководитель должника отстраняется от должности и может быть уволен. Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, назначаемого арбитражным судом. Органы управления должника, временный (административный) управляющий в течение 3 дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны передать ему бухгалтерскую и иную документацию юридического лица, печати и штампы, материальные и иные ценности. Соответственно внешний управляющий обязан принять в ведение имущество должника и провести его инвентаризацию, а также выполнять функции по управлению делами должника, включая ведение бухгалтерского, финансового, статистического учета и отчетности.

Так же как и временный управляющий, внешний управляющий обязан вести реестр требований кредиторов. Кредиторы вправе предъявить свои требования в любой момент в ходе внешнего управления. Их обоснованность проверяется арбитражным судом либо в судебном заседании.

Внешний управляющий вправе отказаться от исполнения договоров должника полностью или частично, если их реализация препятствует восстановлению платежеспособности должника или если их исполнение повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах. Кроме того, сделка, совершенная должником с отдельным кредитором или иным лицом после принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или в течение 6 месяцев, предшествующих подаче заявления, может быть признана судом недействительной по заявлению внешнего управляющего или кредитора, если указанная сделка влечет за собой предпочтительное удовлетворение требований одних кредиторов перед другими кредиторами.

Свою деятельность по восстановлению платежеспособности должника внешний управляющий должен осуществлять на основании плана внешнего управления, к-ый он разрабатывает в течение первого месяца с момента своего назначения. Этот план подлежит утверждению собранием кредиторов. В нем должны быть предусмотрены конкретные меры по восстановлению платежеспособности и указан необходимый для этого срок.

При рассмотрении представленного внешним управляющим для утверждения плана внешнего управления собрание кредиторов может принять одно из следующих решений:

1) об утверждении плана внешнего управления;

2) отклонении плана внешнего управления и обращении в арбитражный суд с ходатайством о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства;

3) отклонении плана внешнего управления и созыве следующего собрания кредиторов для рассмотрения нового плана;

4) отклонении плана внешнего управления и отстранении внешнего управляющего.

Если в течение 4 месяцев с даты введения внешнего управления в арбитражный суд не будет представлен утвержденный собранием кредиторов план внешнего управления или не будет заявлено указанных ходатайств, арбитражный суд может принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Внешний управляющий обязан отчитываться по требованию собрания или комитета о ходе внешнего управления и реализации мероприятий плана внешнего управления.

Законом о банкротстве определены и довольно подробно регламентированы основные меры по восстановлению платежеспособности должника. Это такие меры, как: перепрофилирование производства; закрытие нерентабельных производств; взыскание дебиторской задолженности; продажа части имущества должника; уступка прав требования должника; исполнение обязательств должника собственником имущества должника – унитарного предприятия или третьим лицом; продажа предприятия должника; увеличение уставно капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц или размещение дополнительных обыкновенных акций должника, а также замещение активов должника. Перечень мер по восстановлению платежеспособности должника не является закрытым.

По мере накопления денежных средств внешний управляющий обращается с ходатайством с арбитражный суд, к-ый выносит определение о проведении расчетов с кредиторами определенной очереди и при необходимости в определенной пропорции. Срок проведения таких расчетов не может превышать 2 месяцев. Нарушение указанного срока или размера выплаты дает право кредитору требовать начисления процентов на невыплаченную сумму в размере ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Не позднее чем за месяц до истечения срока внешнего управления или не позднее чем через 3 недели с момента возникновения оснований для его досрочного прекращения внешний управляющий обязан созвать собрание кредиторов. Он должен предоставить возможность кредиторам заблаговременно ознакомиться с отчетом о результатах внешнего управления. Одновременно с этим выносится предложение о дальнейших действиях в отношении должника. Это может быть: прекращение внешнего управления в связи с восстановлением платежеспособности должника или, наоборот, продление установленного срока внешнего управления; заключение мирового соглашения либо признание должника банкротом и открытие конкурсного производства.

На заседании собрания кредиторов принимается одно из названных решений, на основании к-го они обращаются в арбитражный суд с соответствующим ходатайством. Если собрание кредиторов не примет ни одно из решений либо такое решение не будет представлено в арбитражный суд в течение месяца со дня окончания установленного срока внешнего управления, суд принимает решение о признании должника банкротом.

Если же принимается решение о переходе к расчетам со всеми кредиторами согласно реестру требований кредиторов, то общий срок устанавливается в пределах 6 месяцев. Однако нарушение этого срока влечет за собой признание должника банкротом.

После завершения расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение об утверждении отчета внешнего управляющего и о прекращении производства по делу о банкротстве.

При завершении внешнего управления заключением мирового соглашения или погашением требований кредиторов внешний управляющий действует в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания или назначения нового руководителя должника. В случае принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения арбитражным судом конкурсного управляющего.

studfiles.net