Уровни социальное партнерство – § 4. Уровни и формы социального партнерства

Содержание

24.Понятие, уровни и формы социального партнёрства.

Трудовой кодекс РФ (ст.23) определяет социальное партнёрство в сфере труда как систему взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленную н обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Систему социального партнёрства составляют пять уровней (ст.26 ТК РФ), выделяемые по территориально-отраслевому признаку.

На федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На межрегиональном уровне — межрегиональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На региональном уровне (уровень субъекта РФ) заключаются региональное и отраслевые (межотраслевые) соглашения.

На территориальном уровне (на уровне муниципального образования) — территориальное соглашение.

В рамках организации либо у работодателя — индивидуального предпринимателя (локальный уровень) заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателя.

Формами социального партнёрства являются следующие (ст.27 ТК РФ):

•консультации представителей работников, работодателей и государства по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников, совершенствования трудового законодательства и заключения соглашений по вопросам социально-трудовых отношений;

•коллективные переговоры по подготовке и заключению коллективных договоров в организации;

•участие работников, их представителей в управлении организацией;

•участие представителей работников и работодателей в досудебном и внесудебном разрешении трудовых споров.

25.Принципы социального партнёрства. Их характеристика.

Трудовой кодекс РФ закрепил в ст.24 основные принципы социального партнёрства. Они являются внутриотраслевыми.

1.Основным принципом социального партнёрства признаётся равноправие сторон.

2.Принцип уважения и учёта интересов сторон. Конвенция МОТ №98 «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» закрепляет принцип добровольности переговоров, что предполагает создание возможности свободно и самостоятельно определить круг обсуждаемых вопросов и содержание коллективного договора, соглашения.

3.Заинтересованноть сторон в участии в договорных отношениях. Именно взаимная заинтересованность сторон позволяет сторонам достичь компромисса и урегулировать взаимные интересы.

4.Содействие государства в укреплении и развитии социального партнёрства на демократической основе. Это является одним из принципов и условий более широкого использования социально-партнёрских отношений для формирования социальной и экономической политики государства.

5.Соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права. Социальные партнёры должны соблюдать нормы и правила ведения коллективных переговоров, определения содержания коллективных договоров и соглашений.

6.Полномочность представителей сторон. Полномочность представителей сторон обеспечивается соблюдением порядка, установленного для определения представителей и для наделения их соответствующими правами и обязанностями (полномочиями) (ст.29-34 ТК РФ).

7.Свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда. Согласно Конвенции МОТ №98 «О праве на организацию и на ведение коллективных переговоров» каждая из сторон свободна в выборе круга вопросов, относящихся к сфере труда, которые требуют обоюдного обсуждения и решения.

8.Добровольность принятия сторонами на себя обязательств. Каждая сторона добровольно, а не под каким-либо давлением извне принимает на себя обязательства по коллективному договору или соглашению, т.е. стороны договариваются путём консенсуса о принятии обязательств.

9.Реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами. Этот принцип играет большую роль в эффективности действия коллективного договора и соглашения. Реализация этого принципа требует обоснованной аргументации предлагаемых условий, выдвигаемых каждой стороной социального партнёрства. Поэтому принятые по соглашению обязательства не должны быть пустыми обещаниями, их выполнение должно реально обеспечиваться.

10.Обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений. Этот принцип означает признание сторонами социального партнёрства юридических последствий заключения коллективных договоров и соглашений. В соответствии со ст.40 и 45 ТК РФ коллективные договоры и соглашения представляют собой правовые акты, которые входят в систему актов, регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Следовательно, они обладают юридической силой, обязательны к исполнению. За неисполнение коллективного договора и соглашения предусмотрена юридическая ответственность.

11.Контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений.

Выполнению коллективных договоров, соглашений способствует контроль, осуществляемый полномочными на то органами (ст.51 ТК РФ). Данный контроль необходим для своевременного выявления и устранения причин, по которым обязательства, включённые в коллективный договор, соглашение, не выполняются. В связи с этим каждая сторона проверяет выполнение обязательств другой стороной. Статья 51 ТК РФ наделяет органы контроля правом принимать необходимые меры к обеспечению выполнения коллективного договора, соглашения.

12.Ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений. Законодательством предусмотрена ответственность сторон и их представителей за неисполнение по их вине коллективных договоров, соглашений, а также нарушение нормативных правовых актов, регламентирующих коллективно-договорную работу (ст.54, 55 ТК РФ, ст.5.28 — 5.31 КоАП РФ).

studfiles.net

Уровни социального партнерства

Энциклопедия МИП » Трудовые споры » Социальное партнерство » Уровни социального партнерства

Регулирование отношений в сфере труда может быть государственным или коллективно-договорным. Регулирование осуществляется с помощью нормативных актов.

Отношения в сфере труда обязательно должны регулироваться законодательством Российской Федерации. Это необходимо в первую очередь для реализации прав и интересов участников социального партнерства, осуществляемого на различных уровнях.

Коллективно-договорное регулирование трудовых отношений

Регулирование отношений в сфере труда может быть государственным или коллективно-договорным. Регулирование со стороны государства осуществляется с помощью нормативных актов. При этом государство может выступать и одной из сторон трудовых отношений. А вот коллективно-договорное регулирование включает не только своевременное проведение переговоров, но и заключение соответствующих соглашений.

Этот метод позволяет регулировать отношения в сфере труда на всех существующих уровнях.

У коллективно-договорного регулирования есть масса преимуществ. Во-первых, использование этого метода способствует минимизации издержек, а во-вторых, формирует демократический механизм правового регулирования трудовых отношений. Кроме этого, стороны этих отношений могут публично выражать свои интересы, которые касаются трудовых отношений.

Принцип выделения уровней социального партнерства

К принципам социального партнерства относятся идеи, на основе которых возникает и осуществляется вся система отношений в сфере труда. А так как существует административно-территориальное деление Российской Федерации, происходит выделение на уровне социального партнерства. Поэтому система содержит уровни, которые определяются по территориально-отраслевым признакам.

Что касается территориального признака, то выделяются такие уровни:

  • федеральный;
  • региональный;
  • межрегиональный.

На этих уровнях регулируются те отношения, которые возникают на определенной территории РФ. Кроме этого, существует также отраслевой уровень, на котором координируются отношения в сфере тех или иных отраслей. Если же говорить о социальном партнерстве в организациях, то это так называемый локальный уровень.

Отраслевой и региональный уровень

Уровни социального партнерства в РФ в сфере трудовых отношений являются необходимыми для постоянного их регулирования. Отраслевой уровень требуется для того, чтобы регулировать трудовые отношения в различных отраслях. Именно на этом уровне должно заключаться так называемые тарифные соглашения. И такие соглашения содержат различные условия труда, в том числе оплату труда, социальные гарантии и т. д.

 Договора на отраслевом уровне объединяют все интересы участников социального партнерства определенной отрасли, профессии и т.д. Что касается регионального уровня, то он необходим для того, чтобы регулировать отношения в определенном регионе страны. Поэтому все соглашения, которые заключаются на этом уровне, содержат исключительно общие нормы регулирования на уровне субъектов РФ.

Федеральный и межрегиональный уровень

Регулирование трудовых отношений в РФ на федеральном уровне всегда осуществляется с помощью Генерального соглашения, которое должно заключаться между партнерами. Кроме того, на этом уровне свои функции постоянно выполняет специальная комиссия, которая является уполномоченным для регулирования отношений органом. Его членами являются представители Правительства Российской Федерации, профсоюзов и добровольных объединений работодателей.

Межрегиональный уровень имеет в системе социального партнерства свои особые функции. В первую очередь, на этом уровне происходит регулирование в сфере отношений между несколькими субъектами Российской Федерации. В коллективном договоре учитываются все права и обязанности сторон указанных субъектов РФ.

Социальное партнерство на уровне предприятия

На каждом предприятии требуется система, которая гарантировала бы полноценное и взаимно выгодное сотрудничество между работодателем и работниками. Как раз для этого используется социальное партнерство, то есть мероприятия, направленные именно на регулирование трудовых взаимоотношений. Обычно оно имеет двухстороннюю основу.

Что касается ее формы, то это соглашение, которое заключают между собой стороны социального партнерства.

При этом у социального партнерства на уровне предприятия должны быть три составляющие. Поэтому помимо двух сторон, в этих отношениях берут участие государственные органы. Работники в результате социального партнерства имеют право участвовать в управлении предприятием с помощью избрания в представительный орган, участвовать в результатах деятельности предприятия (получать заработную плату и т. д.) и распоряжаться собственностью предприятия.

Уровень социального партнерства при коллективном договоре

Такие соглашения являются в первую очередь главным правовым актом, регулирующим трудовые отношения на локальном уровне. Другими словами, это нормативные соглашения, которые принимаются в обязательном порядке только после проведения соответствующих переговоров. Договора заключаются не только на самом предприятии, но и в его представительствах и филиалах. На заключение сторонами такого соглашения не влияет ни численность, ни организационно-правовые формы предприятия.

Сторонами коллективного договора считаются работник и работодатель, а также их уполномоченные представители. Последние необходимы, например, при заключении соглашения в филиалах, где представителем со стороны работодателя выступает начальник филиала. Кроме того, основные представители – это профсоюзы. При их отсутствии работники имеют право в итоге самостоятельно выбрать своего представителя.

Инициатором переговоров могут быть представители сторон. При этом инициатор должен отправить второй стороне письменное уведомление, содержащее предложение о проведении коллективных переговоров. После этого переговоры должны начаться в течение 7 дней.

Важно знать, что данное мероприятие имеет особый порядок, установленный трудовым законодательством. А также обязательно создается проект коллективного договора, который выносится на общее обсуждение. В течение определенного времени в него могут вноситься требуемые изменения. Окончательный вариант коллективного договора должен быть утвержден на общем собрании.

При разработке документа обязательно учитываются все принципы социального партнерства. В коллективном договоре содержатся все данные, необходимые для того, чтобы осуществлялось гарантирование прав и интересов всех участников. Если у сторон есть серьезные разногласия, то коллективный договор заключается на основаниях, которые были согласованы. При этом оформляется протокол разногласий. Срок действия этого важного нормативного документа не может превышать 3 лет.

advokat-malov.ru

Уровни социального партнерства

Социальное партнерство в сфере труда

Определение 1

Социальным партнерством называется механизм взаимодействия социальных институтов, направленный на упорядочение производственного процесса, и согласование интересов его участников.

Социальное партнерство реализуется шести уровнях:

  • Федеральный уровень;
  • Межрегиональный уровень;
  • Региональный уровень;
  • Отраслевой уровень;
  • Территориальный уровень;
  • Локальный уровень.

Замечание 1

Благодаря социальному партнерству быстрее разрешаются вопросы по неудовлетворенности работников их условиями труда, а также повышением трудовой производительности, качества товара и продукции, увеличения прибыли.

Основные уровни социального партнерства

На федеральном уровне устанавливаются основные принципы и задачи социального партнерства. Также на этом уровне принимаются законодательные инициативы, рассмотрение и принятие законов, регулирующих социально-трудовую сферу. Принятию законов предшествует ряд консультаций в рамках постоянно действующей трехсторонней комиссии. Работодатели и работники в данном случае выступают в качестве экспертов. В нее входят профсоюзные организации со стороны работников, гильдии и объединения предпринимателей – со стороны работодателя. Третьей стороной являются различные государственные органы. В ходе консультаций принимаются те или иные решения. Ни одна сторона не имеет права без переговоров принять решение.

На межрегиональном уровне регламентируются основы регулирования социально-трудовых отношений в двух и более субъектах России. Все принятые на этом уровне решения не могут противоречить федеральному уровню. Они должны отвечать его требованиям и задачам. В процессе переговоров участвуют власти субъектов, уполномоченные представители работников (профсоюзы) и представители бизнеса (объединения предпринимателей). Принятые решения затрагивают всех участников трудовых отношений в данном регионе независимо от их отраслевой принадлежности.

На региональном уровне устанавливается регулирование трудовых отношений в границах данного субъекта (региона, республики) Российской Федерации. Данные соглашения имеют исключительно региональное влияние. Разрабатываются совместно с региональными законодательными и исполнительными органами.

На отраслевом уровне закладываются основы трудовых отношений касательно конкретной отрасли промышленности. На этом уровне переговоры могут проходить без участия государственных органов власти. В случае если представители работников и работодателей нашли общее решение, отраслевое трудовое соглашение вступает в силу. Органы государства входят в переговоры только в случае необходимости, если две стороны никак не могут найти консенсуса.

На территориальном или местном уровне регулируются социально-трудовые вопросы муниципалитета (город). Муниципальные власти совместно с работниками и работодателями проводят ряд консультаций, в ходе которых заключается трудовое соглашение либо муниципальные нормативно-правовые акты местного (территориального) значения. Они также должны соответствовать федеральному и региональному законодательству. Если соглашение идет в разрез с нормами Трудового кодекса и напрямую ущемляет права одной из сторон, такое соглашение не имеет юридической силы и должно быть отменено.

Самый низкий уровень – локальный – уровень одного конкретно предприятия. Работники данной организации либо их представители (профсоюзный комитет организации) проводит переговоры с работодателем. Все споры и конфликты на данном уровне по возможности решаются внутри предприятия, созданием комиссии трудовых споров. В нее входят представители обеих сторон. Государственные органы вовлекаются в переговорный процесс только в том случае если решение, устраивающее все стороны не может быть найдено. Члены комиссии состоят из профсоюзных представителей, представителей работодателя, назначаемые директоров данного предприятия. Для работника самого предприятия данный уровень самый близкий.

spravochnick.ru

Уровни социального партнерства

Современные рыночные отношения могут быть улучшены за счет совершенствования системы социального партнерства, реализуемого в различных уровнях и формах. Механизм направлен на достижение социальной справедливости и усиление роста экономического развития производства. Законодательством определены уровни социального партнерства, о которых пойдет речь в нашей редакции.

Участники

Сторонами системного механизма в большинстве случаев выступают две стороны – это работодатели (или их уполномоченные представители) и служащие предприятия (или их уполномоченные представители). В некоторых случаях к урегулированию спорных производственных вопросов привлекается третья сторона, исполнение обязанностей возлагается на государственные структуры.

Признаки

Социальное партнерство можно охарактеризовать, как тип общеотраслевых взаимоотношений между участниками трудовых соглашений, имеющее определенное системное понятие.  Выделяют четыре основных признака системного механизма:

  1. Предмет. Системный механизм возникновения взаимоотношений, направленный на урегулирование спорных моментов на производстве, а также иных проблем, тесно связанных с производственной деятельностью.
  2. Участники. Соглашения обязательно подписывают две стороны (наниматель и сотрудник), либо их уполномоченные представители. Но некоторые формы системы партнерства требуют привлечения третьей стороны. Это могут быть органы власти федерального значения или органы местного самоуправления, все зависит от того, какие укажите уровни в системе социального партнерства.
  3. Задача. Гарантия осуществления договоренностей трудового соглашения обеими сторонами (нанимателя и служащего).
  4. Объем регулируемых вопросов. В договорных соглашениях могут оговариваться социально-трудовые аспекты, а также экономические и политические моменты.

Формы социального партнерства

Уровни

Механизм социального партнерства разделяется на несколько уровней, об этом говорится в статье 26 ТК РФ. Это:

  1. Федеральный.
  2. Региональный.
  3. Межрегиональный.
  4. Территориальный.
  5. Отраслевой.
  6. Локальный.

Таблица. Уровни социального партнерства.

Уровень системыРазъяснения
ФедеральныйУправление основано на становлении трудовых отношений по всей территории РФ. Создается трехсторонняя комиссия по трудовым спорам (КТС) федерального значения, выполняющая свои функции согласно Федеральному законодательству. В состав членов комиссии входят общероссийские сообщества профсоюзных комитетов, общероссийские сообщества работодателей и Федеральные органы власти.
РегиональныйУправление трудовыми взаимоотношениями осуществляется только в одном субъекте страны. Для решения споров образуется комиссия (КТС), в члены которой включаются региональные сообщества профсоюзных комитетов, региональные сообщества нанимателей рабочей силы и органы региональной власти. Выполнение функций комиссией осуществляется на основании законодательных актов, разработанных субъектами РФ.
МежрегиональныйОсновы урегулирования рабочих взаимоотношений устанавливается в более чем одном субъекте страны. Функциональная деятельность комитета основана на Федеральных законах РФ.
ТерриториальныйСоциальное партнерство на территориальном уровне характеризуется урегулированием рабочих взаимоотношений субъектов муниципального образования. КТС формируется и выполняет свои функции в соответствии с нормативными актами, утвержденными органами местного самоуправления.
ОтраслевойУправление трудовыми отношениями осуществляется в определенной отрасли хозяйствования. Для урегулирования спорных моментов формируется трехсторонняя комиссия (КТС), куда могут включаться, как федеральные, так региональные и территориальные сообщества работодателей и профсоюзов.
ЛокальныйДанный уровень системы характеризуется установлением полномочий и обязательств участников трудовых отношений посредством заключения коллективных договоров или проведением взаимных консультаций.

В России становление системного механизма социального партнерства взяло свое начало в 1991 году. Указом Президента РФ начали формироваться первые профсоюзные комитеты, решающие вопросы по установлению социальной справедливости на производстве. С середины 90х годов и до 2002 года политика партнерства расширилась законодательной базой на региональном и отраслевом уровне. Начали создаваться первые трехсторонние комиссии, в состав которых входили региональные сообщества работодателей. Определилась роль профсоюзов в условиях рыночных отношений, активизировались их действия. Начиная с 2002 года и по сегодняшний день, с учетом вступления в силу изменений Трудового законодательства 2006 года, происходит разработка законопроектов, формируется многоуровневая система социального партнерства, на различных уровнях выполняющая свои функции. Также в 2002 году был принят ФЗ «Об объединениях в сообщество работодателей всех сфер».

lawcount.ru

Система социального партнерства (уровни)

1. Федеральный уровень. На данном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда в РФ.

2. Межрегиональный уровень.

3. Региональный уровень.

4. Отраслевой уровень. На данном уровне устанавливаются основы регулирования труда в отдельных отраслях.

5. Территориальный уровень (уровень МО).

6. Локальный уровень – уровень конкретной организации, в которой заключаются коллективные договоры.

Стороны и органы социального партнерства

Сторонами соц. партнерства являются работники и работодатели, в лице их представителей.

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Комиссии формируются из представителей сторон, создаются по решению сторон на равноправной основе.

Основные задачи комиссии

1) обеспечение регулирования социально-трудовых отношений;

2) ведение коллективных переговоров;

3) подготовка проектов актов соц. партнерства;

4) заключение коллективных договоров и соглашений;

5) организация контроля за соблюдением и выполнение коллективных договоров и соглашений.

Для каждого уровня социального партнерства характерны особые стороны и органы

Стороны

Органы

Представители работников

Представители работодателя

Органы исполнительной власти

I. Федеральный уровень

Общероссийское объединение профсоюзов

Общероссийское объединение работодателей

Правительство РФ

Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

II. Межрегиональный уровень

Межрегиональное объединение профсоюзов

Межрегиональное объединение работодателей

___

Межрегиональная двухсторонняя (трехсторонняя) комиссия по регулированию социально-трудовых отношений

III. Региональный уровень

Объединение профсоюзов субъекта

Объединение работодателей субъекта

Правительство субъекта

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений субъекта

IV. Территориальный уровень

Территориальное объединение профсоюзов

Территориальное объединение работодателей

Орган исполнительной власти МСУ

Трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений МО.

V. Отраслевой (межотраслевой) уровень

Отраслевое (межотраслевое) объединение профсоюзов

Отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей

Исполнительный орган федерального, межрегионального, регионального и территориального уровня социального партнерства

Отраслевые, межотраслевые двусторонние или трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений

VI.Локальный уровень

1) Профсоюзы и их объединения;

2) Иные представители, избираемые работниками, в случае, когда работники не объединены в профсоюзы, либо, когда профсоюзная организация не объединяет более половины работников.

1) Руководитель организации или уполномоченные им лица.

2) Если предприниматель, то он выступает представителем.

3) Объединение работодателей

4) Ели работодателем является государственное или муниципальное учреждение, то представителем будет являться орган исполнительной власти

___

Комиссия для ведения коллективный переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективно договора

studfiles.net

Формы и уровни социального партнерства в сфере труда. — КиберПедия

Социальное партнерство в РФ в своей совокупности представляет определенную систему, которая состоит из следующих уровней:

1) федерального, на котором устанавливаются основы регулирования отношений в сфере использования несамостоятельного труда в РФ (на федеральном уровне могут заключаться генеральное и отраслевые (межотраслевые) соглашения;

2) межрегиональный, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в субъекте РФ (субъектах), на этом уровне могут заключаться межрегиональные (между двумя и более субъектами РФ и отраслевые (межотраслевые) соглашения;

3) региональный, закрепляющий основы регулирования отношений в сфере труда лишь в одном субъекте РФ. Он предполагает заключение регионального и отраслевого или межотраслевого соглашения;

4) отраслевой, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в рамках отрасли или отраслей экономики;

5) территориальный, определяющий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании;

6) локальный, устанавливающий конкретные взаимные обязательства между работниками и работодателями в сфере использования несамостоятельного труда. На локальном уровне заключается коллективный договор, предусматривающий взаимные обязательства работников и работодателя.

В целях взаимодействия социальных партнеров, их представителей, сближения позиций между ними статья 27 ТК РФ предусматривает следующие формы социального партнерства:

1) коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению. Эта форма социального партнерства является главной, поскольку с ее помощью работники самостоятельно (или через своих представителей) имеют возможность непосредственно участвовать в коллективном договорном регулировании отношений в сфере использования несамостоятельного труда. Данная форма социального партнерства преследует две цели. С одной стороны она направлена на достижение социального мира на соответствующем уровне, а с другой – на упорядочение трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений, установление условий труда;

2) взаимные консультации (переговоры) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (взаимные консультации проводятся на федеральном, региональном, территориальном, отраслевых уровнях в соответствующих комиссиях, сформированных с участием сторон социального партнерства). По итогам консультаций могут заключаться соглашения, которые предусматривают проведение соответствующих мероприятий по конкретным направлениям. Важно отметить, что действующий ТК РФ в ряде случаев предусматривает учет мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при разработке некоторых нормативных правовых актов на федеральном уровне. Так, например, особенности исчисления средней заработной платы определяются Правительством РФ с учетом мнения указанной выше комиссии, аналогичное правило действует в отношении определения минимальных размеров повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и(или) опасными и иными условиями труда;



3) участие работников, их представителей в управлении организацией. Как правило, данная форма социального партнерства реализуется на локальном уровне. Основные формы участия работников в управлении организацией закреплены в статье 53 ТК РФ.

К ним относятся: учет мнения представительного органа работников, в случаях, предусмотренных ТК РФ и коллективным договором; проведение представительным органом работников консультаций с работодателем по вопросам принятия локальных нормативных актов; получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников; обсуждение с работодателем вопросов о работе организации, внесение предложений по ее совершенствованию; обсуждение представительным органом работников планов социально-экономического развития организации; участие в разработке и принятии коллективных договоров и иные формы, которые могут быть определены ТК РФ, федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, локальными нормативными актами. 4) участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров. В соответствии со статьей 384 ТК РФ комиссии по трудовым спорам образуются по инициативе работников (представительного органа работников) и(или) работодателя (организации, индивидуального предпринимателя) из равного числа. Для разрешения коллективных трудовых споров используются примирительная комиссия, трудовой арбитраж, которые формируются с участием представителей работников и работодателей. Их деятельность также базируется на принципах сотрудничества сторон социального партнерства.



cyberpedia.su

Социальное партнерство

Под социальным партнерством подразумевается система общественных институтов, формирующих механизмы согласования интересов всех участников взаимоотношений, как в производственном процессе, так и в других видах сотрудничества.

Основные его участники – работники и работодатели. Партнерство осуществляется на принципах равного сотрудничества. Социальное партнерство – это важнейший элемент социальной направленности в современной рыночной экономике.

Понятие и уровни социального партнерства

В социальном партнерстве интересы работников представляют профсоюзные организации, интересы работодателей, соответственно – союзы предпринимателей. При трипартистской системе третьей стороной выступает непосредственно государство, которое гарантирует выполнение всех достигнутых соглашений. Интересы всех сторон согласовываются путем переговоров, в процессе которых стороны договариваются обо всех вопросах партнерства (условия труда, его оплата, социальные гарантии).

Замечание 1

Социальное партнерство – понятие, закрепленное в Трудовом кодексе, и являющееся новым методом современного регулирования трудовых отношений.

Согласно Трудовому кодексу социальным партнерством называется система определенных взаимоотношений, которые осуществляют работники и работодатели, а также органы государственной власти. Направлена эта система на обеспечение согласованности все вопросов урегулирования всех взаимоотношений в обществе, связанных с трудом.

Сторонами данного партнерства являются сотрудники и работодатель либо их законные представители. Государственная власть через регулирующие органы также может выступать в роли одной из сторон партнерства, в том случае, если сама является работодателем. Социальное партнерство происходит в следующих формах:

  • Взаимные консультаций или переговоры по вопросам трудовых отношений;
  • Обеспечение гарантий для сторон трудовых отношений;
  • Совершенствование трудового законодательства;
  • Осуществление коллективных переговоров в целях заключения коллективных договоров и соглашений;
  • Участие работников либо их представителей в управлении организацией;
  • Участие представителей работников и работодателей в разрешении трудовых конфликтов и споров.

Социальное партнерство происходит на шести уровнях, куда входят:

  • Федеральный уровень, где устанавливаются основы для регулирования отношений в сфере труда на территории всей страны;
  • Региональный уровень. Здесь устанавливаются нормы регулирования отношений в данном субъекте рф;
  • Отраслевой уровень – в рамках той или иной отрасли;
  • Территориальный уровень – регулирование на муниципальном уровне;
  • Локальный уровень – устанавливаются обязательства работников и работодателя в сфере труда.

Основные принципы социального партнерства

Органами социального партнерства являются комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Они следят за соблюдение добровольности в принятии обязательств. Эти обязательства, которые стороны принимают на себя, должны быть реально выполнимы. Выполнение условий коллективных договоров и соглашений обязательно, и должно подвергаться систематическому контролю.

Некоторые принципы, на которых осуществляется социальное партнерство, закреплены законодательством. Это соблюдение всеми сторонами партнерства существующих норм и законодательных актов, а также полномочность для представителей любой из сторон. К тому же, без уважения к участникам процесса, и без учета интересов всех сторон, в течение переговоров невозможно обеспечить равноправие. Равноправие является обязательным условием при подписании коллективных договоров и соглашений, и в процессе контроля над их выполнением. Запрещается любое вмешательство, ограничивающее права сторон, особенно сотрудников, что обеспечивает свободу выбора и обсуждения вопросов. Все стороны должны быть заинтересованы в участии в договорных отношениях.

spravochnick.ru