Учет прибыли – Учет налога на прибыль в бухгалтерском и налоговом учете

Учет прибыли

Получение прибыли является целью любого бизнеса. Если у вас появился бизнес, то настал момент узнать приносит ли он прибыль или убытки.

«Из-за большой прибыли можно пойти и на большой риск. И убыток приносит прибыль (потери делают нас умнее).»

/Китайская пословица/

Учет бухгалтерской прибыли или убытков должен быть в предприятии любого размера, от небольших ИП до крупных фирм и корпораций. Почему это важно? Он дает понять, зарабатывает компания деньги или теряет их.

Бизнес не может показывать прибыль в то же время, что и потери. Это может быть либо одно, либо другое.

 

 
Как рассчитать прибыль

Чтобы получить точное представление о прибыли необходимо отличать валовую прибыльот чистой прибыли. Валовая прибыль — это разница между суммарными затратами и общей выручкой. 

Чистая прибыль — это доход, который остается после уплаты всех налогов и платежей.

Для расчета бухгалтерской прибыли или убытка нужно сделать следующее:

  • сложите все ваши доходы за месяц;
  • сложите все ваши расходы за месяц;
  • вычислить разницу путем вычитания общей суммы расходов из общей суммы доходов;
  • полученный результат – это ваша прибыль или убыток.

Если полученный результат положительный – это означает, что ваша фирма получила прибыль. Отрицательное значение означает, что ваш бизнес терпит убытки. Обычно отрицательный результат отмечают красным цветом со знаком “минус” или в скобках.

Рассчитывают такой финансовый результат обычно за год, но на первом этапе развития внутренний учет прибыли ведут каждый месяц или квартал.

Доходы и расходы

Доходы в отчет «о прибылях и убытках» включаются денежные средства, полученные от:

  • продажи услуг
  • продажи продукции
  • инвестиционная или иная деятельность

Расходы включают в себя почти все затраты предприятия:

  • Амортизация
  • Затраты на аудит
  • Реклама
  • Банковские комиссии
  • Представительские расходы
  • Аренда оборудования
  • Организация и стоимость доставки
  • Страхование
  • Интернет/веб-хостинг/телефон
  • Судебные издержки
  • Расходы на транспортные средства
  • Канцтовары
  • Аренда
  • Зарплаты и бонусы

Сумма налога на ваш бизнес рассчитывается по чистой прибыли. Чем выше прибыль, тем выше налог.

Невычитаемые расходы не включаются в прибыли и убытки.

Они показаны на балансе и включают такие вещи, как:

  • погашение кредита
  • инвентаризация
  • налог
  • инвестиции

Если отчет показывает общий убыток, это означает, что денег недостаточно, чтобы покрыть накладные расходы бизнеса. Это может происходить по нескольким причинам:

  • продажная цена слишком низкая
  • мало клиентов или значительное их число получает большие скидки
  • не все прямые расходы учтены в цене, вследствие чего они не взимаются с клиента, как должно быть
Отчет о прибыли для руководителя

Так как руководитель не обязан быть бухгалтером, хотя формально и перед законом именно он несет ответственность (закон “О бухгалтерском учете”), ему может быть сложно разобраться именно в бухгалтерском отчете. Для целей ежемесячного учета и анализа ведется управленческая отчетность.

Для внутреннего учета следует ежемесячно составлять отчет о прибылях/убытках в течение финансового года для владельца бизнеса, чтобы проанализировать работу фирмы. Управленческий учет прибыли отличается от бухгалтерского тем, что показывает не только общую прибыль, но и отдельно по разным участкам и направлениям бизнеса. Такой учет прибыли помогает понять какие проекты следует закрыть, а какие – наоборот, расширить. Бухгалтерская прибыль игнорирует некоторые ваши затраты, которые вы не можете включить в официальные издержки. Экономист включает эти расходы, как неявные издержки при определении общих затрат фирмы.

Прибыль – финансовый результат вашего бизнеса, именно она отражает чистый доход. Учет прибыли помогает определить правильность работы вашего бизнеса и служит стимулом для инвестиций. Более высокая прибыль способна дать стимул для роста бизнеса.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders — подписывайтесь на наш телеграм-канал

utmagazine.ru

51. Учет использования прибыли.

Решение о распределении чистой прибыли принимают собственники организации. Такое решение принимается в начале года следующего за отчетным.

Чистая прибыль м.б. использована :

1. на выплату дивидендов акционерам, участникам организации.

2. на создание и погашение резервного капитала

3. на погашение убытков прошлых лет.

При формировании резервного капитала за счет прибыли в б.у. отражается след. проводкой: ДТ 84/1 КТ 82- направлена чистая прибыль на создание и погашение резервного капитала организации.

В АО и хозяйственных обществах доход собственности выплачивают акционерам , участникам в виде дивидендов, к-ые я-я частья чистой прибыли, распределенной между собственниками.

Для учета расчетов по дивидендам исп.сч.75/расчеты по выплате доходов.

Начисленные суммы доходов отражается б.записью: ДТ 84/1 КТ 75- начислены дивиденды акционерам, участникам организации.

Дивиденды, начисляемые юр.лицам облагаются налогом у источника выплаты, а начисляемые физ.лицам -13%.

Начисление дивидендов физ.лицам отражается бух.проводкой: ДТ 84/1 КТ70 начислены дивиденды акционерам, физ.лицам, работающих в данной организации.

Если собственники организации приняли решение направить чистую прибыль на погашение убытков прошлых лет в б.у. отражается б. проводкой Дт 84/1 Кт 84/3-чистая прибыль направлена на погашение убытков прошлых лет.

После того, как организация отразила в учете использование прибыли , погашенного убытка , сальдо сч.84/1 показывает сумму нераспределенной прибыли. Эту сумму нужно перенести на соответств. субсчет и отразить б. проводкой: Дт 84/1 Кт 84/2- отражена сумма нераспределенной прибыли организации.

Собрание акционеров , участников организации м. принять решение вообще не распределять полученную прибыль или оставлять нераспределенную какую-то часть.

52. Учет уставного капитала.

Вновь созданные организации обязаны сформировать Уставный капитал, который формируется учредителями и оговаривается в Учредительном договоре. Минимальный размер Уставного капитала устанавливается законодательно. Для предприятия, формирующегося в виде ООО и ЗАО Уст.Кап. должен быть не ниже 10000тыс.руб (100кратный размер МРОТ). Для ОАО — 1000кратный размер.

При регистрации предприятия уставный капитал должен быть оплачен в 50%. Остальные 50% должны быть оплачены в течении года.

В уставный капитал могут быть внесены деньги, ценные бумаги, имущество. Только денежными средствами формируется уставный капитал финансовых институтов.

В БУ формирование уставного капитала отражается по сч.80. Счет пассивный: по Кт определяется формирование уставного капитала, по Дт – его уменьшение.

Бухгалтерская запись «формирование уставного капитала» составляется только после регистрации предприятия. Если предприятие хочет увеличить уставный капитал, то это решение также необходимо зарегистрировать в гос.органах.

В некоторых случаях уставный капитал уменьшают. Это решение принимается общим собранием учредителей и утверждается протоколом

В БУ формирование и увеличение уставного капитала отражается следующими бух.записями:

Д 75/1 К80 – сформирован уставный капитал за счет учредителей

Д83 К80 – увеличен размер уставного капитала за счет добавочного капитала

Д82 К80 — увеличен размер уставного капитала за счет резервного капитала

Д84 К80 — увеличен размер уставного капитала за счет нераспределенной прибыли

Д66,67 К80 – уставный капитал увеличен за счет конвертации облигаций

При увеличении уставного капитала за счет других капиталов, акции перераспределяются между учредителями пропорционально их вкладам.

При уменьшении составляются следующие записи

Д80 К81 – аннулированы выкупленные собственные акции

Д80 К84 – уставный капитал уменьшен на стоимость чистых активов

Д80 К75/1 – уменьшение уставного капитала, если учредитель не внес вклад в течении года

Д80 К75/1 – уменьшен размер уставного капитала при выходе учредителя из состава

Аналитический учет ведется в разрезе каждого учредителя.

55. Учет чистой нераспр-ой прибыли. Нераспределенная прибыль – часть чистой прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия. Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) учитывается на активно-пассивном счете 84. При этом нераспределенная прибыль является пассивным счетом, а непокрытый убыток- активным.

Формирование нерасп-ой прибылиД99 К84 – за отчетный период получена нераспределенная прибыль

Использование нераспр-ой прибылиД84 К75.2 – начислены дивиденды учредителям

Д84 К80 – увеличен уставный капитал

Д84 К82 – сформирован резервный капитал

Д84 К83 – увеличен добавочный капитал

Д84 К70,60,76,… — нераспределенная прибыль направлена на разл. виды деятельности, не нарушающие законодательство.

Если по результатам финансового года предприятие получило убыток, то в БУ составляются следующие записи

Д84 К99 – получен непокрытый убыток

Д82 К84 – непокрытый убыток закрыт за счет резервного капитала

Д75/1 К84 — непокрытый убыток закрыт за счет взносов учредителей

Д80 К84 — непокрытый убыток закрыт за счет уставного капитала

Д84/2 К84/1 – непокрытый убыток текущего года закрыт за счет нераспределенной прибыли прошлых лет

Остаток по сч.84 отражается в 3 разделе пассива баланса. При этом непокрытый убыток отражается со знаком «минус».

Аналитический и синтетический учет нераспределенной прибыли или убытка ведется в ж/о №12 для прошлых лет, а для текущего года – в ж/о №15-АПК.

studfiles.net

Учет прибылей и убытков. Актуальность их учета.

Прибыль — это распространенное определение, знакомое с раннего детства практически каждому. В условиях современного открытого экономического пространства, прибыль является базовым показателем эффективности деятельности предприятия. Отличие прибыли от других финансовых инструментов заключается в том, что чаще всего она выражает реальный доход в денежном эквиваленте. Наличие стабильного дохода всегда характеризует развивающееся предприятие, наличие у него грамотного управленческого аппарата и достаточного количества ресурсов для реализации стратегии развития в долгосрочной перспективе.

Учет прибылей и убытков имеет первостепенное значение для бухгалтерии организации. Эта система призвана обеспечить прозрачность и достоверность данных о поступающих на предприятие и расходуемых им средствах. Точность такой информации позволяет своевременно планировать производство, производить расчеты по текущим контрактам, равномерно и в срок выплачивать сотрудникам зарплату. Специалисты бухгалтерии любой организации, ведущие учет прибыли и убытков, несут большую ответственность за надлежащее и добросовестное исполнение своих рабочих обязанностей. Учет прибылей и убытков является важнейшей задачей бухгалтерского учета при расчете финансового результата деятельности предприятия.

Конечно, говорить о прибыли наиболее приятно, но, к сожалению, в процессе хозяйственно-финансовой деятельности предприятия у него могут возникать и убытки, в числе которых часто есть такая статья, как внеплановые потери. В некоторых организациях при планировании бюджета расходов будущих периодов, в него закладывается определенная сумма, которая пойдет на покрытие непредвиденных убытков в случае их возникновения. Данный подход позволяет оптимизировать бюджет.

Сформулировать основную задачу существования любого предприятия не так уж и сложно, каждый начинающий экономист знает, что это максимизация прибыли и минимизация убытков. Чем больше разрыв между этими задачами в сторону первой, тем эффективней считается деятельность, поскольку нет ничего более показательного, чем прибыль.

Согласно пункту 4 документа ПБУ 9/99, предусматривается классификация доходов предприятия в зависимости от их характера, условий получения и направления работы самой организации. Так, доходы подразделяют на прибыль от обычных видов деятельности, прибыль операционную, чрезвычайные и внереализационные доходы. Помимо всего, учет прибылей и убытков имеет цель провести разграничение по статьям получаемых доходов. В данном случае доходы, которые не причисляются к прибыли от обычных видов деятельности, принято относить к категории «прочие доходы». В корне такая же ситуация и с расходной частью баланса. Те статьи расходов, которые не являются основными, обычно списывают на прочие расходы. При учете по бухгалтерским проводкам, стоит обратить внимание на показатели прибыли, так как они также бывают различны.

Любой предприниматель изначально опирается на показатель чистой прибыли за вычетом всех налогов, сборов, расходов и прочих платежей, поскольку формировать бюджет при наличии объема валовой прибыли может быть весьма опрометчивым решением. Особо актуален в случае с прибылями и убытками момент их признания. В случае, например, с судебными исками, признать прибыль или убыток можно только после вынесения окончательного судебного решения.

Подводя итог, можно также сказать, что учет прибылей и убытков в их реальном размере на каждом предприятии является конфиденциальной процедурой, результаты статистических выкладок которой доступны только акционерам компании и органам государственной проверки.

fb.ru