Схема источники трудового права по юридической силе – § 2. Классификация источников трудового права по юридической силе |  Глава 2. СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ТРУДОВОГО ПРАВА  | РАЗДЕЛ 1 ОБЩАЯ ЧАСТЬ  |  Читать онлайн, без регистрации

Классификация источников трудового права

Классификацию источников трудового права можно проводить по юридической силе. По этому критерию источники трудового права могут быть распределены следующим образом:

1. Конституция РФ.

2. Международно-правовые акты о труде.

3. Федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты нормативного характера федерального уровня.

4. Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ.

5. Законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.

6. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

7. Соглашения и коллективные договоры.

8. Локальные акты организации, рассчитанные на неоднократное применение к неопределенному кругу лиц.

Данная классификация имеет решающее значение в других отраслях права. Однако при применении норм трудового права может быть использован акт, имеющий меньшую юридическую силу, но создающий для работников более благоприятные условия труда по сравнению с вышестоящим по юридической силе законодательством.

В ст. 5 ТК РФ определено соотношение нормативных правовых актов, регулирующих трудовые отношения.

В частности, нормы трудового права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу. В случае противоречий между ТК РФ и иными федеральными законами, содержащими нормы трудового права, применению подлежит Кодекс. Если вновь принятый федеральный закон противоречит ТК РФ, то он может быть применен лишь после внесения соответствующих изменений в Кодекс. Однако при применении данного правила следует помнить об особенностях источников трудового права. Противоречащими ТК РФ могут быть признаны лишь федеральные законы, ограничивающие гарантированные в нем права и свободы человека и гражданина, являющиеся в силу ст. ст. 2, 7, 18 Конституции РФ высшей ценностью. При возникновении подобных противоречий применению подлежит ТК РФ. Причем федеральный закон, имеющий в своем содержании рассматриваемые ограничения, может быть применен только после внесения соответствующих изменений в ТК РФ. Тогда как федеральные законы, создающие дополнительные в сравнении с ТК РФ льготы для работников, подлежат применению на основании ст. ст. 2, 7, 18 Конституции РФ, обязывающих применить нормы, более полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда. Поэтому федеральные законы, улучшающие положение работников по сравнению с ТК РФ, не могут быть признаны противоречащими Кодексу.

Указы Президента РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить Кодексу и федеральным законам.

Постановления Правительства РФ, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ и другим федеральным законам и указам Президента РФ.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ и нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить ТК РФ, иным федеральным законам, указам Президента РФ, постановлениям Правительства РФ, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Однако и при выявлении противоречий между перечисленными актами следует помнить, что противоречащим имеющему большую юридическую силу акту может быть признан нормативный правовой акт меньшей юридической силы, если в нем ограничены права и свободы человека и гражданина в сфере труда, гарантированные в вышестоящем по юридической силе нормативном правовом акте. В случае, когда нормативный правовой акт меньшей юридической силы имеет в своем содержании дополнительные в сравнении с вышестоящим по юридической силе законодательством льготы, его нельзя признать противоречащим нормативному правовому акту большей юридической силы. Исходя из требований ст. ст. 2, 7, 18 Конституции РФ, при возникновении подобных коллизий применению подлежит нормативный правовой акт, создающий более благоприятные условия труда для работников.

Источники трудового права могут быть классифицированы по форме акта. По этому критерию они могут быть подразделены на законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации. Данная классификация имеет непосредственное отношение к формальному выражению источников трудового права. Для материализации в отношения форма акта едва ли может иметь существенное значение. Хотя исследование процесса реализации и материализации норм трудового права, содержащихся в различных по форме нормативных правовых актах, может позволить и данный критерий классификации перевести из формальной в материальную плоскость понятия источников трудового права.

Источники трудового права могут быть классифицированы и по степени обобщенности на кодифицированные и некодифицированные. К числу кодифицированных относится ТК РФ, с его принятием начинается кодификация трудового права. Другие источники трудового права являются некодифицированными.

По субъектам, к которым применяются источники трудового права, они могут быть классифицированы на общие и специальные. Общие призваны регулировать отношения всех работников. Специальные рассчитаны на применение к отдельным категориям работников, например к женщинам, молодежи, инвалидам.

По предмету правового регулирования источники трудового права могут быть распределены в зависимости от того, на регулирование каких отношений, входящих в предмет трудового права, они направлены. По этому критерию источники могут быть подразделены на регулирующие отношения по занятости и трудоустройству, трудовой распорядок и дисциплину труда и т. д.

По территории применения источники трудового права могут быть классифицированы на общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные.

Большинство из рассмотренных критериев классификации источников трудового права относятся к их формальному проявлению. Однако не исключено, что указанные критерии имеют значение в процессе реализации источников трудового права. Исследование источников трудового права в процессе их реализации и материализации в конкретные отношения, составляющие предмет трудового права, с точки зрения перечисленных критериев их классификации, может позволить определить влияние указанных критериев на материализацию источников трудового права.

Учебник «Трудовое право России» Миронов В. И.

hr-portal.ru

Понятие и виды источников трудового права — Мегаобучалка

Источники трудового права — это нормативно-правовые акты и отдельные нормы, которые призваны регулировать отношения, входящие в предмет трудового права.

В формальном понимании под источниками трудового права следует понимать весь массив нормативно-правовых актов и норм, направленных на регулирование отношений, составляющих предмет трудового права. Особенности источников ТП:1) издаются на различных уровнях правового регулирования труда: федеральном, региональном, местном и локальном. 2) могут быть приняты не только гос-ми органами, но и по их ОМС, субъектами ТП. 3) источники ТП отражают как общие, так и спец-е формы регулир-я труда. 4) могут применяться не только исходя из приданной им юр-й силы, но и по принципу отражения в них интересов работников. 5) многие источники ТП не могут преодолеть путь от формального к материальному выражению.

Виды источников ТП:

По юридической силе:

1. Конституция РФ. 2. Международно-правовые акты о труде. 3. ТК РФ 4. ФКЗ, ФЗ, подзаконные акты 5. Указы Президента РФ.

6. Постановления Правительства РФ. 7. Акты Министерств и ведомств РФ. 8. Законы и подзаконные акты субъектов РФ. 9. НПА органов местного самоуправления. 10. Постановления Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ. 11. Постановления Пленума ВС РФ. 12. Соглашения и коллективные договоры. 13. Локальные акты организации.

По формальному выражению источников ТП:

законы, указы, постановления и распоряжения Правительства РФ, разъяснения, правила, положения, решения, приказы, соглашения, коллективные договоры, рекомендации.

По степени обобщенности:

1) Кодифицированные: ТК РФ

2) Некодифицированные: все остальные источники ТП РФ.

По субъектам:общие (отношения всех работников) и специальные (отдел-е категории работ-в).

По территории применения:международные, межгосударственные,общефедеральные, межотраслевые и отраслевые, республиканские, областные, краевые, местные и локальные, индивидуально-договорные.

……………………………………………………………………………..

Конституция РФ как источник трудового права РФ.



Конституция РФ занимает высшую ступеньку в иерархии источников трудового права. Другие источники трудового права должны соответствовать конституционным требованиям.

С принятием КРФ обеспечено и применение международно-правовых актов о труде. В соответствии с ч. 4 ст. 15 КРФ общепризнанные принципы и нормы международного права являются составной частью правовой системы Российской Федерации.

С точки зрения формального выражения организации общего правопорядка в сфере труда, КРФ является источником трудового права. При регулировании отношений, составляющих предмет ТП, применяются и проявляются в материальном смысле отдельные конституционные нормы.

В соответствии со ст. 2 КРФ права и свободы человека и гражданина должны стать высшей ценностью, охрана к-х объявлена обязанностью гос-ва. Данная конституционная норма позволяет применить предписания трудового законод-ва, наиболее полно отражающие права и свободы человека и гражданина в сфере труда.

В ст. 7 КРФ РФ провозглашена социальным гос-м, политика к-го направлена на создание условий, обеспеч-х достойную жизнь и свободное развитие человека, охрану труда и здоровье людей.

В ст. 18 КРФ права и свободы человека и гражданина объявлены непосред-но действующими, опред-ми смысл, содержание и применение законов, деятельность органов гос-й власти и местного самоуправления, они обеспечиваются правосудием. Поэтому каждое решение органов гос-й власти и местного самоуправления, судов должно получать оценку с точки зрения защиты прав и свобод человека и гражданина, в том числе и в сфере труда.

В ст. 19 КРФ провозглашены равенство всех перед законом и судом, недопустимость дискриминации по перечисленным в этой статье признакам

В ч. 3 ст. 35 Конституции РФ запрещается лишение имущества, в том числе и заработной платы, без вынесения судебного решения.

В ст. 37 КРФ провозглашены свобода труда, право свободно распоряжаться своими способ-ми к труду, право на труд в условиях, отвечающих треб-м безопас-ти и гигиены, право на получение вознаграждения за труд без какой бы то ни было дискрим-ции, право на индивид-е и коллект-е трудовые споры, право на отдых и запрещение принудительного труда.

В ч. 5 ст. 32 КРФ гражданам РФ гарантировано право на участие в отправлении правосудия

В ст. 39 КРФ гарантируется соц-е обеспечение, в том числе при утрате трудоспособ-ти.

В ст. 43 КРФ сказано, что каждый имеет право на образование. трудовым законодательством льгот в связи с обучением.

В ч. 3 ст. 41 КРФ представителям работодателя запрещено скрывать факты и обстоятельства, создающие угрозу для жизни и здоровья людей.

В ч. 2 ст. 45 КРФ каждому предоставлено право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

При ограничении трудовых прав и свобод следует руководствоваться требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, позволяющей проводить такие ограничения лишь путем принятия федерального закона и только для достижения перечисленных в этой конституционной норме целей, перечень которых является исчерпывающим.

……………………………………………………………………….

 

megaobuchalka.ru

8. Понятие источников трудового права, их классификация и система.

Источники трудового права— это различные нормативно-правовые акты, регулирующие трудовые отношения и другие тесно с ними связанные отношения.

Классифицируются:

  • по системе трудового права, ее институтам;

  • по органам, принявшим нормативный акт;

  • по форме акта – на Законы, Указы и распоряжения Президента РФ, постановления и распоряжения Правительства РФ, правила, положения, решения, приказы, рекомендации, разъяснения ид р.

  • по сфере их действия;

  • по степени обобщенности – на кодифицированные, комплексные и текущие.

Коллизиив нормативных актах разрешаются следующим образом: (термин коллизия (от лат. collisio — столкновение. Вправеколлизия— это столкновение норм права, регулирующих одни и те же общественные отношения.)

— между законами и подзаконными актами — в пользу закона. Подзаконные акты не могут противоречить закону.

— между российским законодательством и международно-правовыми актами, ратифицированнымигосударством (т.е. процесс придания юридической силыдокументу(например,договору) путём утверждения его соответствующим органом каждой из сторон) — в пользу российского законодательства, если им установлены более благоприятные условия труда.

— между федеральными актами и актами субъектов РФ — в пользу федеральных актов, т.к. трудовое законодательство находится в совместном ведении.

— между актами одного и того же органа, изданным в разное время в пользу последнего, но по проекту Закона «О внесении изменений и дополнений к ТК» все остальные нормативные акты не могут противоречить ТК.

Действие законодательных и иных нормативных актов во времени, акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу на всей территории РФ по истечении 10 дней с момента опубликования. Акты Правительства и Президента — по истечении 7 дней со дня опубликования, если не установлен иной порядок вступления их в силу. Срок опубликования для федеральных законов — 7 дней после подписания Президентом. Акты Президента и Правительства — 10 дней. Ведомственные акты — 10 дней со дня их регистрации в Минюсте. Ведомственные акты, не зарегистрированные или зарегистрированные, но не опубликованные применяться не могут.

9. Система источников трудового права и ее особенности

Система источников трудового права включает законы и подзаконные акты и образует в совокупности трудовое законодательство.

  1. Основополагающий источник трудового права — Конституция РФ.

Она закрепляет базовые положения трудового права: принципы, трудовые права всех граждан (ст. 7,15,30,32,34,41,43,44,76). Статья 37 является базовой статьей для трудового права, она закрепляет основные трудовые права граждан.

2. Важнейшим отраслевым законом трудового права является Трудовой кодекс РФ, вступивший в силу с 1 февраля 2002 г. ТК РФ состоит из 6 частей, 14 разделов, 62 глав и 424 статей. По объему ТК РФ значительно больше прежнего КЗоТа. ТК РФ содержит много новых разделов и глав, которые в КЗоТе отсутствовали (социальное партнерство в сфере труда, особенности регулирования труда отдельных категорий работников и др.), он существенно обновляет трудовое законодательство.

3. Федеральные законы: «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 г., «О социальной защите инвалидов» от 24 ноября 1995 г., «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г., «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г., «О занятости населения» от 19 апреля 1991 г. и др.

4. Подзаконные акты: указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты федеральных органов государственной власти, содержащие нормы трудового права.

5. Законы, нормативно-правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.

6. Акты органов местного самоуправления и локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Нижестоящий акт не должен противоречить актам, обладающим большей юридической силой.

7. Постановления Пленума ВС РФ по трудовым делам не являются источником права. Они дают судам судебное толкование по единообразному и правильному применению конкретных норм трудового законодательства. Постановления имеют руководящее и обобщающее значение.

Также есть такое понятие как —

Действие во времени. Нормативно-правовой акт, содержащий нормы трудового права, не имеет обратной силы и применяется к отношениям, возникшим после введения его в действие.

В пространстве. Нормативно-правовые акты РФ действуют на всей территории РФ, субъектов РФ — на территории соответствующего субъекта РФ, органов местного, самоуправления — в пределах территории соответствующего муниципального образования, локальные нормативные акты организаций — в пределах этой организации.

studfiles.net

2 Классификация источников трудового права России

Источники трудового права многочисленны и разнообразны, их можно по-разному классифицировать. По характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые государственными органами (законы, указы и др.), принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Международной организации труда).[13, с. 57-61]

По сфере действия источники трудового права можно разделить на действующие в пределах всей Российской Федерации, отдельных субъектов Федерации, регионов, отдельных организаций.[9, с. 43]

Можно классифицировать источники трудового права по их правовой иерархии, иначе говоря, по юридической силе. Эта классификация наиболее удобна для изучения, она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника. По юридической силе среди источников трудового права можно выделить (по иерархии сверху вниз) Конституцию Российской Федерации, акты международного правового регулирования труда, законы, подзаконные акты, акты судебных органов, соглашения о труде, локальные акты.[18, с. 45-46]

Учитывая, что правотворческая деятельность в сфере труда осуществляется не одним, а рядом государственных органов, которые нередко привлекают к этой деятельности профсоюзы и трудовые коллективы, следует, прежде всего, выделить классификацию источников трудового права по органам, принимающим нормативные акты различной юридической силы.

2.1 Конституция рф

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст. 15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ.[10, с. 87]

Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечается, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются пра­восудием. [1]

Конституция РФ законодательно закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых (ст. 37). Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.[9, с. 43-44]

studfiles.net

2. Классификация источников трудового права России

Источники трудового права многочисленны и разнообразны, их можно по-разному классифицировать. По характеру принятия источники трудового права можно разделить на принимаемые го­сударственными органами (законы, указы и др.), принимаемые по соглашению между государственными органами, работодателями и профсоюзами (соглашения, коллективные договоры и др.), а также принимаемые органами международно-правового регулирования труда (пакты о правах человека, конвенции и рекомендации Меж­дународной организации труда).

По сфере действия источники трудового права можно разде­лить на действующие в пределах всей Российской Федерации, от­дельных субъектов Федерации, регионов, отдельных организаций.

Можно классифицировать источники трудового пра­ва по их правовой иерархии, иначе говоря, по юридической силе. Эта классификация наиболее удобна для изучения, она позволяет охарактеризовать степень и условия применения того или иного источника, ее мы и будем придерживаться в дальнейшем. По юри­дической силе среди источников трудового права можно выделить (по иерархии сверху вниз) Конституцию Российской Федерации, акты международного правового регулирования труда, законы, под­законные акты, акты судебных органов, соглашения о труде, ло­кальные акты.

Учитывая, что правотворческая деятельность в сфере труда осуществляется не одним, а рядом государственных органов, которые нередко привлекают к этой деятельности профсоюзы и трудовые коллективы, следует, прежде всего, выделить классифи­кацию источников трудового права по органам, принимающим нормативные акты различной юридической силы.

2.1. Конституция рф

Особое место среди источников российского права, в том числе и трудового права, занимает ныне действующая Конститу­ция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. В соответствии со ст.15 Конституции РФ Кон­ституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории России. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Фе­дерации, не должны противоречить Конституции РФ.

Конституция РФ 1993 г. закрепила ряд новых положений принципиального характера, которые имеют непосредственное отношение к понятию и содержанию источников российского права вообще и трудового права в частности. Так, в ней отмечает­ся, что права и свободы человека и гражданина являются непо­средственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполни­тельной власти, местного самоуправления и обеспечиваются пра­восудием (ст. 18). Общепризнанные принципы и нормы междуна­родного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если междуна­родным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15). Конституция РФ законодатель­но закрепила свободу труда, запрет принудительного труда, право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и ги­гиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дис­криминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. Она признала право работников на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. Каждому предоставляется право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и празд­ничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск (ст. 37).

studfiles.net

Источники трудового права

Источники трудового права включают в себя правовые акты, которые содержат нормы трудового права, регулируют обязанности и права сторон трудовых отношений, а также иных отношений, связанных с ними непосредственно.

Источники трудового права – это правовые нормативные акты, которые приняты органами госвласти и местного самоуправления, к ним относятся нормативные, локальные акты и соглашения, которые заключаются при трудовых правоотношениях.

Характеристика источников трудового права основывается на выделении их особенностей, ориентируясь на специфику регулирования трудовых отношений.

В соответствии с законодательством, источники трудового права, подразделяются на региональные и федеральные.

Источники трудового права поддаются классификации:.
1. По степени важности: подзаконные акты и законы;
2. По системе отрасли: источники Особенной и Общей части;
3. По форме акта: указы, законы, конвенции, декларации и т.д.;
4. По органам, которые приняли данные акты;

5. По сфере действия: локальные, территориальные, местные, внутриотраслевые, межотраслевые, региональные, общефедеральные, много- и двух сторонние, международные;
6. По адресату, распространяются на всех работников или на их отдельные категории;
7. По степени обобщенности: текущие, комплексные, кодифицированные.

Под нормами права понимают общеобязательные правила, санкционированные или установленные государством, при этом обеспеченные государственной принудительной силой. Они отражены в соответствующих правовых нормативных актах и иных источниках права.

Норм трудового права регламентируют трудовые правоотношения.  Они порождают

правоотношения, если субъекты заключают юридический акт, который является основанием для возникновения трудовых правоотношений.

Речь идет о трудовом договоре, заключаемым между работодателем и работником.

 

Трудовые правоотношения — основной элемент системы, определяющий характер других правоотношений, связанных с ними, выступающих производными от них и играющих служебную роль, применительно к ним.

 

Следовательно, отношения, которые регулируются трудовым правом, вполне

можно рассматривать в комплексе, как систему правоотношений, которые

объединены общей целью. При этом каждое правоотношение — элемент системы.

 

 

Характеристика источников трудового права:

 

Среди источников трудового права правовой нормативный акт занимает основную позицию, поскольку является самым важным регулятором общественных отношений в трудовой сфере. Это определено качественным разнообразие и количественным превосходством над иными источниками. А также тем, что нормативными актами регулируются практически все общественные отношения, которые входят в состав трудового права.

Правовые нормативные акты достаточно разнообразны, поэтому их классифицируют по различным основаниям. Общее деление производится на акты, которые принимаются органами госвласти, и акты, которые принимаются иными субъектами с разрешения государства.

Акты, которые принимаются государством, делятся на подзаконные акты и законы.
Среди законов необходимо выделить Основной закон РФ —  Конституцию РФ, конституционные законы федерального уровня, Трудовой кодекс РФ и другие федеральные законы, которые содержат законы субъектов РФ и нормы трудового права.


Термин «трудовое законодательство» в строгом смысле применим только к законам.
Нормативные подзаконные акты различаются по юридической силе, которой обладают, и своему месту, занимаемому в системе источников. Высшая юридическая сила у указов Президента РФ, затем – у  постановлений Правительства РФ, актов федеральных органов, указы, постановления, положения субъектов РФ (подзаконные акты), акты, принимаемые органами местного самоуправления.


Правовые нормативные акты, которые принимает работодатель, называются локальными актами. В трудовом кодексе закрепляет право работодателя о принятии таких актов, а также определено их место в целом комплексе источников.


Далее следует нормативный договор,являющийся источником трудового права.

fb.ru

Источники трудового права и их классификация :: SYL.ru

Трудовое право является особой областью права, разрешающей социальные противоречия субъектов трудовых отношений. Нормы трудового права регулируют предметы, возникающие в тот момент, когда работник реализует свою способность и волю к труду, вступая во взаимоотношения с работодателем. Основные функции выработки таких норм прописаны в статье первой трудового кодекса РФ.

Функции и принципы

В этом документе обозначены две такие функции: содействующая (созданию максимально выгодных для всех условий труда, производительности труда, защите интересов работника и работодателя) и регулирующая (в первую очередь, борьба с безработицей). Основными принципами трудового права являются: отсутствие любого рода дискриминации в трудовых отношениях, определение законодательством минимальной оплаты труда работника, свободная воля в распоряжении собственными производственными ресурсами со стороны как работника, так и работодателя.


Источники трудового права

Они представляют собой нормативно-правовые документы или двусторонние договоры, направленные на создание законодательной базы для регламентации трудовой деятельности. Источники могут декларировать и специальные, и общие формы регламентации труда. Характеристика источников трудового права будет зависеть от уровня, на котором они принимались. Важной их особенностью является то, что они могут издаваться на разных уровнях: локальном, местном, региональном, федеральном, международном.

Источники трудового права локального уровня – это: 

 — правовые нормы, утвержденные и введенные во внутренний распорядок отдельного предприятия;
 — соглашения между работодателем и работником, а также коллективные рабочие договоры.

Источники трудового права регионального уровня включают в себя:

— правовые акты местных правительственных органов;
— нормативно-правовые акты, вышедшие указом государственных субъектов.

Источники трудового права федерального уровня содержат:

 — Конституцию страны, которая является юридической основой для законов трудового характера;
— все государственные законы, затрагивающие рассматриваемую область;
— государственный Трудовой кодекс;
— нормативные указы, изданные президентом страны, а также постановления Кабинета министров, регулирующие взаимоотношения и процессы в области трудового права;
— нормативные акты ведомственных учреждений и государственных комитетов;
— решения Верховного суда, вынесенные по тяжбам относительно трудовых конфликтов.

Источники трудового права международного уровня являются статьями международных организаций соответствующей направленности. Основная среди них — это Международная организация труда.

Профсоюзные рабочие объединения в системе трудового права

Особой, третьей, стороной в системе трудовых взаимоотношений являются профсоюзные объединения рабочих. В нынешнее время профсоюзные организации набрали существенный вес в системе трудовых взаимоотношений России и постсоветских государств. Основной причиной этого фактора является утрата государством статуса основного работодателя и выход на трудовой рынок множества крупных и мелких игроков. Эти профсоюзные объединения, с одной стороны, выступают в качестве защитников интересов рабочих на местах. С другой стороны, профсоюзы стремятся войти в органы, издающие акты нормативно-процессуального характера относительно труда, и пролоббировать продвижение законов, защищающих интересы рабочих. Ярким примером является присутствие и деятельность профсоюзов в Международной организации труда. 

www.syl.ru