Совокупность всех достижений общества в развитии материальной и духовной жизни – совокупность всех достижений человечества в материальной и духовной жизни называется ____. Процесс духовного творчества является, русский язык

Тема 1. Культура и духовная жизнь – SOOCIETY

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

– Технологический подход: культура – совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

– Деятельностный подход: культура – осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

– Ценностный подход: культура – практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до н. э. под словом «культура» (от лат. cultura – уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII – начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура – это то, что создал человек, а природа – то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности – материальной и духовной – можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Образец задания

A1. Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?

А. Культура – совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

Ответ: 1.

Тема 1. Культура и духовная жизнь

Оценка

soociety.ru

Электронная тетрадь: Культура и духовная жизнь

Культура (в узком смысле):

Совокупность
областей творческой деятельности, так или иначе связанных с искусством

Область,
объединяющая искусство, религию, науку, образование

Культура (в широком смысле):

Универсальное
отношение человека к миру, через которое человек постигает, создает мир и самого
себя, универсальный способ творческой самореализации человека;

Совокупность
форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике
и передаваемых из поколения в поколение при помощи определенных знаковых систем,
а также путем обучения и подражания.

Материальная
и духовная культура

  • Материальная культура – это вещественные результаты
    материального производства, имеющие определенную ценность для общества.
  • Духовная
    культура – это результаты духовного производства и духовные ценности, воплощенные
    в произведениях искусства, научных теориях, архитектуре, литературе и т.д.
  • Социальная
    культура – характерные для того или иного общества формы организации совместной
    жизни

Основные
понимания и подходы к жизни:

Технологический:
культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной
жизни общества.

Деятельностный:
культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества
творческая деятельность.

Ценностный:
культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и
отношениях людей.

Развитие
культуры

  •  Преемственность.
    Традиции – наиболее устойчивый элемент культуры.
  • Новаторство.
    Человеку присуще творческое начало.

Функции
культуры

Культура
— неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять
присущие только ей функции.

Функция
приспособления к окружающей среде.
Можно сказать, что это древнейшая функция
культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных
сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду
из шкур животных, научился пользоваться oгнeм и в результате cмoг заселить
oгpoмныe территории земного шара.

Функция
накопления, хранения и передачи культурных ценностей
. Эта функция позволяет
человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания,
развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных
традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет
накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих
поисков человечества.

Функция
целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека.
В рамках
этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет
достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой
цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти
же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем
своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру,
религиозные доктрины Средневековья, известные вам из курса истории. Они
одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что
такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали
каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами
и нормами.

Функция
социализации.
Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку
усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему
действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из
культурных процессов, в большинстве своем не мoгут адаптироваться к жизни в
человеческом обществе.

Коммуникативная
функция.
Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и
общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры.
Особенно наглядной она становится в coвременном мире, когда на наших глазах
создается единое культурное пространство человечества.

Духовная
жизнь

  1. Сфера
    деятельности человека и общества, которая охватывает
    богатство человеческих чувств и достижений разума, объединяет как усвоение накопленных
    духовных ценностей, так и творческое созидание новых. 
  2. Духовная
    жизнь общества охватывает науку, нравственность,
    религию, философию, искусство, научные учреждения, учреждения культуры, религиозные организации,
    соответствующую деятельность людей.
  3. К духовной
    жизни личности, как правило, относят знания, веру, чувства, потребности, способности,
    стремления людей. Неотъемлемой ее частью является и сфера человеческих
    эмоций и переживаний.

Структура
духовной жизни общества:

  •  Духовные потребности (Представляют
    собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные
    ценности)
  • Духовная деятельность (духовное производство) (Производство
    сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными
    группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом)
  • Духовные блага (ценности): Идеи,
    теории, образы и духовные ценности
  • Духовные общественные связи индивидов
  • Сам человек как существо духовное
  • Воспроизводство общественного сознания в его целостности

Деятельность
в духовной сфере:

  •  Духовно-теоретическая
    деятельность представляет собой производство духовных благ (ценностей). Продуктом
    духовного производства являются мысли, идеи,
    теории, идеалы, художественные образы, которые могут принимать форму научных и художественных
    произведений.
  • Духовно-практическая
    деятельность — это сохранение, воспроизведение, распределение, распространение,
    а также потребление (освоение) созданных духовных ценностей,
    т. е. деятельность, конечным результатом которой
    является изменение сознания людей.

elictronicapage.blogspot.com

Презентация на тему: Личность и

Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.

Структура культуры

1.Элитарная и массовая

2.Субкультуры: классовая, профессиональная, городская, сельская, молодежная, семейная и культура отдельного человека

3.Материальная и духовная

4.Прогрессивная и реакционная

5.Актуальная и неактуальная в данное время

Функции культуры

1.Гуманистическая (человекотворческая)

2.Функция исторической преемственности (информационная).

3.Гносеологическая (познавательная)

4.Коммуникативная

5.Семиотическая (знаковая)

6.Регулятивная (нормативная)

7.Адаптационная

Законы функционирования культуры

1.Закон единства и своеобразия культуры.

2.Закон преемственности в развитии культуры.

3.Закон прерывности и непрерывности развития культуры.

4.Закон взаимодействия и сотрудничества

Социализация и инкультурация

Под социализацией понимают процесс усвоения индивидом социальных ролей и норм.

Социализация и инкультурация

В отличие от социализации понятие инкультурации подразумевает под собой обучение человека традициям и нормам поведения в конкретной культуре

Личность и культура

Личность — это движущая сила и создатель культуры, а также главная цель ее становления.

Личность и культура

Регуляторами личностных устремлений и поступков личности являются культурные ценности.

studfiles.net

Культура и духовная жизнь — ЕГЭ 2014

Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.

— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.

— Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию «цивилизация». Понятие «культура» противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.

На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.

В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.

Культура
Материальная культура Духовная культура
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.
Потребности общества и человека (материальные или духовные), которые удовлетворяются произведенными ценностями

Критерий деления

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.Основные функции кульутры

Наименование функции Ее содержание
Познавательная Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
Оценочная Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций
Регулятивная (нормативная) Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
Информативная Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
Коммуникативная Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение
Социализации Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.

Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.

Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.

Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.

Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.

Структура духовной жизни общества

Духовные потребности
Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности

Социализация личности
Духовная деятельность (духовное производство)
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом
Виды:
— Наука
— Искусство
— Религия

Цель. Воспроизводство общественного сознания в его целостности

Особеннсоти:
— Его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя
— Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем — индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества

Духовные блага (ценности)
· Идеи, теории, образы и духовные ценности
· Духовные общественные связи индивидов
· Сам человек как существо духовное

ege-mobile.ru

Раздел 2 Духовная жизнь общества

Быстрый переход

 

 

Культура

Подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:

  • Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
  • Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
  • Ценностный подход: культура — практическая реали­зация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.

Культура в широком смысле слова — исторически обусловленный динамический комп­лекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.

Культура в узком смысле— процесс активной творче­ской деятельности, в ходе которой создаются, распределя­ются и потребляются духовные ценности.

 

Основные сфе­ры существования и развития культуры:

  • Материальная культура — Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др.
  • Духовная культура — Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно,-потому что в «чистом» виде они просто не су­ществуют: духовная культура может воплощаться и в матери­альных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.).

 

Основные функции культуры:

  • Познавательная — формирование целостного представления о народе, стране, эпохе
  • Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций
  • Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
  • Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений
  • Коммуникативная — сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение
  • Социализации — усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию

К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чув

5splusom-school.ru

совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития:

Культура — совокупность достижений общества в результате материального и духовного развития:
(*ответ*) да
 нет
Культурные универсалии формируются на основе биологических потребностей:
(*ответ*) да
 нет
Культурный комплекс — совокупность предметов, учреждений, представлений функционально связанных с определенным элементом культуры:
(*ответ*) да
 нет
Литературный язык — главная форма существования национального языка:
(*ответ*) да
 нет
Менталитет — общезначимый принцип, определяющий направленность человеческой деятельности:
(*ответ*) нет
 да
Менталитет — осознанная система символов и смыслов, характерная для определенной культурно-исторической эпохи и закрепленная в сознании людей в процессе общения:
(*ответ*) да
 нет
Наличие субкультур — показатель бедности культуры общества:
(*ответ*) нет
 да
Народная культура создается анонимными творцами:
(*ответ*) да
 нет
Нормы отличаются друг от друга степенью обязательности:
(*ответ*) да
 нет
Привычки — стереотипы привычного поведения:
(*ответ*) нет
 да
Социальная норма — вид социального действия:
(*ответ*) нет
 да
Существенной чертой культуры является ее искусственный характер:
(*ответ*) да
 нет
Ценность в социологии понимается как особое свойство материальной культуры:
(*ответ*) нет
 да
Язык интересует социологию как совокупность моделей поведения и символов:
(*ответ*) да
 нет
Автор системы стратификации, включающей четыре категории людей, — это
(*ответ*) Питер Блау
 Эмиль Дюркгейм
 Герберт Спенсер
 Питирим Сорокин
Адаптивно-деятельностный подход в исследовании культуры утверждает, что культура — это
(*ответ*) система внебиологических механизмов, которые стимулируют, программируют и реализуют адаптивную и преобразующую деятельность людей
 совокупность символов, опосредующих отношения человека с миром
 продукция человеческого интеллекта и духовных способностей
 сфера жизни людей, не связанная с материальным производством
Базисные типы стратификации — это
(*ответ*) экономическая
(*ответ*) политическая
 идеологическая
 культурная

Ответов: 1 | Категория вопроса: Гуманитарные дисциплины

abiturient24.com

Совокупность достижений человечества в материальной и дух… -reshimne.ru

а) культура;

б) цивилизация;

в) развитие;

г) ценности.

21. В настоящий момент идет процесс становления цивилизации:

а) доиндустриальной;

б) индустриальной;

в) постиндустриальной;

г) современной.

22. Поддержание сложившегося образа жизни, предпочтение традиционных образцов и норм, медленное изменение видов, средств и целей деятельности – это признаки:

а) доиндустриальной цивилизации;

б) индустриальной цивилизации;

в) постиндустриальной цивилизации;

г) современной цивилизации.

23. Динамично развивающаяся экономика – основа:

а) доиндустриальной цивилизации;

б) индустриальной цивилизации;

в) постиндустриальной цивилизации;

г) современной цивилизации.

24. Форма, которая составляет основу ряда родственных объектов, являясь образцом для предметов определенного вида, называется:

а) группа;

б) разновидность;

в) критерий;

г) тип.

25. Общество с сильно развитыми структурными элементами, которые взаимосвязаны и взаимозависимы друг от друга, называется:

а) простое;

б) сложное;

в) развивающееся;

г) стабильное.

26. В период господства присваивающей экономики существовало общество:

а) индустриальное;

б) информационное;

в) собирателей и охотников;

г) земледельцев и скотоводов.

27. Исторический тип общества, базирующийся на определенном способе производства, называется:

а) общественно-экономическая формация;

б) общественно-политическая формация;

в) общественно-экономическая цивилизация;

г) общественно-политическая цивилизация.

28. Общество, в котором добыча и переработка продуктов природы уступают свое приоритетное значение производству и переработке информации, называется:

а) традиционное;

б) феодальное;

в) индустриальное;

г) постиндустриальное.

29. Единство развития всего человечества, усиление взаимодействия различных стран мира в экономической, политической и культурной сферах называется:

а) формация;

б) цивилизация;

в) глобализация;

г) интернационализация.

30. Наиболее важные общепланетарные проблемы современной эпохи, затрагивающие человечество в целом, называется:

а) локальные;

б) глобальные;

в) всеобщие;

г) главные

reshimne.ru