Принципы избирательного права и избирательной системы – § 4. Принципы избирательного права (избирательной системы). Конституционное право Российской Федерации

Принципы избирательного права и избирательной системы – § 4. Принципы избирательного права (избирательной системы). Конституционное право Российской Федерации

понятие, основные принципы, цензы, ограничения избирательного права

Понятие
избирательного права.
 В
конституционном праве термином
«выборы» обозначается процедура
формирования государственного органа
или наделения полномочиями дол­жностного
лица, осуществляемая посредством
голосования правомочных лиц при
условии, что на каждый предоставля­емый
таким образом мандат могут претендовать
в установ­ленном порядке два или
более кандидата. Термин «.избирательное
право»
 имеет
два значения:


в объективном смысле — это система
конституционно-правовых норм.
регулирующих общественные отношения,
свя­занные с выборами органов
государства и местного самоуп­равления.
Объективное избирательное право
регулирует из­бирательную систему
в широком смысле. Обычно предметом
избирательного права считаются
связанные с выборами об­щественные
отношения, в которых прямо или косвенно
уча­ствуют граждане;


в субъективном смысле — это гарантированная
граж­данину государством возможность
участвовать в выборах го­сударственных
органов и органов местного самоуправления.
Оно представляет собой комплекс
конкретных прав лица, среди которых
особо следует выделить активное и
пассивное избирательное право в связи
с политическими правами че­ловека
и гражданина.

Основные
принципы избирательного права.
 Принципы
избирательного права — это те условия
его признания и реализации, соблюдение
которых на выборах делает эти выборы
действительно народным волеизъявлением.
Выделим основные принципы.

Всеобщее
избирательное право.
 Принцип
всеобщего из­бирательного права
означает, что избирательные права
(или хотя бы активное избирательное
право) признается за всеми взрослыми
и психически здоровыми людьми. Это
максимум возможного и разумного,
который практически нигде не
до­стигается. Всеобщность означает
отсутствие дискриминации по каким-либо
основаниям (пола, национальности и
др.), то есть невозможность отстранения
от выборов каких-либо граж­дан или
групп населения.

Прямое
и косвенное избирательное право.
 Применение
принципов прямого или косвенного
избирательного права или их определенное
сочетание зависят от порядка
формирова­ния выборного органа.

Прямое
(непосредственное) избирательное
право означа­ет право избирателя
избирать и быть избранным непосред­ственно
в выборный орган или на выборную
должность. Этот принцип действует в
подавляющем большинстве случаев на
выборах нижних палат парламентов,
иногда верхних палат — в США, Италии,
Польше, президентов — в Мексике, Австрии,
Болгарии, практически повсеместно
при выборах органов местного
самоуправления.

Косвенное
(многоступенчатое) избирательное
право озна­чает, что избиратель
выбирает лишь членов коллегии, кото­рая
затем уже избирает выборный орган.
Такой коллегией может быть государственный
или самоуправленческий орган,
нижестоящий, по отношению к выбираемому.
Косвенные вы­боры могут иметь две
ступени и более. Двухступенчатыми
выборами избираются, например, президент
США, Совет шта­тов Индии, трехступенчатыми
— подавляющая часть Всеки­тайского
собрания народных представителей.

Равное
избирательное право.
 Принцип
равного избира­тельного права
предполагает равную для каждого
избирате­ля возможность воздействовать
на результаты выборов. Он представляет
собой следствие и одно из важнейших
прояв­лений конституционно
гарантируемого равноправия граждан.
Равенство избирательного права
обеспечивается прежде всего наличием
у каждого избирателя одинакового
числа голосов. В зависимости от
избирательной системы’ у каждого
избирателя число голосов может быть
больше, чем один. Поэтому важно, чтобы
у всех избирателей их было поровну.
Например, на парламентских выборах в
Германии каждый избиратель имеет по
два голоса, а на выборах представи­тельных
органов местного самоуправления в
Баварии — по три. Кроме того, необходимо,
чтобы все голоса имели равный вес, т.
е. равное влияние на результат выборов.
Это дости­гается обеспечением единой
нормы представительства: на каждого
депутата должно приходиться одинаковое
число жителей (иногда избирателей).

Принципу
равного избирательного права
противоречит плюральный вотум
(буквально — множественное голосова­ние).
Согласно этому принципу одни избиратели
могут иметь в зависимости от обстоятельств
больше голосов, чем другие.

Принципу
равного избирательного права также
противо­речат куриальные выборы,
которые заранее делят избирате­лей
на группы — курии (например, по
национальному, рели­гиозному,
сословно-кастовому и другим признакам)
с заранее установленным числом
мандатов, предоставляемых каждой из
этих групп. Например, в Китае особую
курию представляют собой военнослужащие
НОАК, которые имеют особое
пред­ставительство в собраниях
народных представителей, в Бот­сване,
Гамбии, Сьерра-Леоне создаются особые
избиратель­ные курии для родоплеменных
вождей.

В
некоторых странах допускаются
отклонения от принци­па равного
избирательного права, имеющие целью
гаранти­ровать представительство
таких групп общества, которые иначе
могут его не получить. Такое специальное
представи­тельство имели 25 из 150
стран, сообщивших соответствую­щие
данные Межпарламентскому союзу.

Тайное
голосование.
 Принцип
тайного голосования состо­ит в
исключении внешнего наблюдения и
контроля за воле­изъявлением
избирателя. Смысл его в гарантии полной
сво­боды этого волеизъявления.

Свободное участие
в выборах и обязательный вотум. 
Принципы
свободного участия в выборах и
обязательный вотум связаны с активным
избирательным правом.

Принцип
свободных выборов означает, что
избиратель сам решает, участвовать
ли ему в избирательном процессе, а
если участвовать, то в какой мере.
Отсюда вытекает, что при оп­ределении
результатов выборов не следует
принимать во внимание, какой процент
избирателей проголосовал: если

хотя
бы один проголосовал, то выборы
состоялись. Этот принцип характерен
для многих стран с англоязычной
право­вой системой. Он обычно
сочетается с добровольной регис­трацией
избирателей. Неучастие избирателей
в выборах на­зывают абсентеизмом. На
его уровень влияют чаще всего
политические и экономические
обстоятельства. Высокий уро­вень
абсентеизма приводит либо к избранию
органа власти или самоуправления
небольшой частью избирательного
кор­пуса, что дает основание
сомневаться в легитимности органа,
либо может вести к безрезультатности
избирательного про­цесса, если закон
устанавливает обязательный минимум
уча­стия в выборах.

В
ряде стран предусмотрен обязательный
вотум, т. е. юридическая обязанность
избирателей принять участие в
голосовании.

Цензы
избирательного права и ограничения
избиратель­ного права.
 Круг
лиц, за которыми конституция и
избиратель­ные законы признают
избирательные права, ограничивается
так называемыми цензами, т. е. специальными
условиями допущения гражданина к
осуществлению тех или иных поли­тических
прав.

Рассмотрим
следующие виды цензов. Возрастной
ценз
 означает
признание за лицом избира­тельных
прав по достижению определенного
возраста. В 109 странах активное
избирательное право признавалось за
ли­цами старше 18 лет: например, с 18
лет — в США, Великоб­ритании, Германии,
Италии, с 20 лет — в Японии, Швейца­рии,
Финляндии, а в Бразилии, на Кубе, в
Иране и Никарагуа правом голоса
пользуются с 16 лет. Для пассивного
избира­тельного права возрастные
цензы выше. Например, прези­дентом
Италии можно стать по достижении 50
лет. Верхний возрастной предел для
избрания в государственные органы
или для пребывания в их составе, как
правило, в демокра­тических
государствах не устанавливается.

Ценз
оседлости
 предполагает,
что за лицом признаются избирательные
права лишь после того, как оно проживет
в данной стране или данной местности
определенное время. Например, во.
Франции для голосования на любых
выборах установлен ценз оседлости 6
месяцев, в Новой Зеландии — 3 месяца,
которые нужно прожить на территории
избиратель­ного округа.

Ценз
гражданства
 означает,
что к выборам допускаются лишь лица,
состоящие в гражданстве данного
государства не менее установленного
срока. Этот ценз не связан с длитель­ностью
проживания в стране и не требует сам
по себе этого проживания. Например,
по Конституции США членом палаты
представителей Конгресса США может
быть избрано лицо, состоящее в
гражданстве США не Менее 7 лет, а
сенатором — не менее 9 лет. Ценз
грамотности и образовательный
ценз
 предпола-

гают
допуск к выборам лиц, обладающих
установленным объе­мом образования.
В настоящее время он почти не
встреча­ется. Ценз грамотности
предполагает умение читать и писать
на государственном языке, а иногда
понимать и истолковы­вать конституцию
страны. Применяется данный ценз в
основ­ном тогда, когда речь идет о
пассивном избирательном пра­ве.
Например, согласно Конституции Бразилии
не могут быть избраны неграмотные.

Имущественный
ценз
 заключается
в требовании, чтобы избирателю
принадлежало имущество не ниже, чем
на опре­деленную сумму или чтобы он
уплачивал налоги определенно­го
размера. В XX в. этот ценз практически
везде был отме­нен.

Моральный
ценз
 предполагает
определенные нравствен­ные требования
к избирателю. Например, в Исландии от
избирателя требуется, чтобы он вел
пристойный образ жизни и обладал
добрым нравом, в Мексике не голосуют
лица, злоупотребляющие наркотиками,
в Нидерландах — лишенные родительских
прав и т. п. Обычно лишаются избирательных
прав лица, отбывающие наказание в
местах лишения свобо­ды по приговору
суда (Великобритания, Россия).

Религиозный
ценз
 предполагает
принадлежность избира­теля к
определенной религии. Например, в
иранский парла­мент могут быть
избраны только лица, исповедующие
ислам.

Ценз пола предполагал
недопущение к выборам женщин. До конца
XIX в. он существовал почти во всех
странах. Сегод­ня повсеместно
отменен. Расовый
ценз
 в
настоящее время отсутствует.
Рассмотренные цензы представляют
собой ограничения как активного, так
и пассивного избирательного права. К
ограничениям пассивного избирательного
права относятся несовместимость и
неизбираемость.

Несовместимость заключается
в том, что не подлежит избранию лицо,
занимающее определенную должность
(если оно намерено и далее ее занимать),
имеющее какой-либо выборный мандат
(если данное лицо намерено и далее его
сохранять) или какое-либо определенное
занятие (если лицо намерено и далее
его осуществлять). Например, во Франции
депутат и сенатор не могут осуществлять
руководящие функ­ции в частных
компаниях, предприятиях, если их
деятельность как-то связана с правами
государства, не допускается совме­щение
более двух выборных мандатов, кадровые
военнослу­жащие не могут быть
депутатами Национального собрания и
т. п.

Неизбираемость
 это
достаточно специальные случаи. Так,
во Франции генеральные инспекторы
административных органов со специальными
поручениями и префекты не могут быть
избраны в любом избирательном округе,
входящем в состав территории, на
которой они выполняют свои функции
или выполняли их в последние три года
до выборов.

studfiles.net

23.Избирательное право: принципы и виды.

Институт
избирательного права РБ регулируется
Избирательным Кодексом Республики
Беларусь от 11 февраля 2000 года.

Избирательное
право следует рассматривать в двух
смыслах

— как объективное
право
– это система правовых норм, регулирующих
общественные отношения, связанные с
выборами органов государства и местного
самоуправления; как субъективное
– это активное (право избирать) и
пассивное (право быть избранным)
избирательные права.

Принципы
избирательного права –
это
обязательные требования и условия,
которые должны быть соблюдены при
организации и проведении выборов.

Принципы
избирательного права:

1.
выборы являются всеобщими;

2.
выборы являются равными;

3.
выборы являются свободными;

4.
выборы являются прямыми;

5.
выборы являются косвенными;

6.
тайное голосование.

Выборы
являются всеобщими
:
право избирать, участвовать в референдуме
имеют граждане Республики Беларусь,
достигшие 18 лет. В выборах, референдуме
не участвуют граждане, признанные судом
недееспособными, лица, содержащиеся
по приговору суда в местах лишения
свободы. В голосовании не принимают
участия лица, в отношении которых в
порядке, установленном уголовно-процессуальным
законодательством, избрана мера
пресечения — содержание под стражей.

Выборы
являются свободными
:
избиратель, участник референдума лично
решает, участвовать ли ему в выборах,
референдуме, за кого голосовать на
выборах, за что голосовать на референдуме.

Выборы
являются равными
:
каждый избиратель, участник референдума
имеет один голос.

Выборы
являются прямыми
.
Президент Республики Беларусь избирается
непосредственно народом Республики
Беларусь. Депутаты избираются гражданами
непосредственно. Граждане участвуют
в референдуме на основе прямого
волеизъявления.

Выборы
являются косвенными
:
члены Совета Республики избираются на
заседаниях депутатов местных Советов
депутатов базового уровня каждой
области и депутатов Минского городского
Совета депутатов.

Тайное
голосование
:
голосование на выборах и референдуме
является тайным: контроль за волеизъявлением
избирателей, участников референдума
в ходе голосования запрещается.

Гражданин
может избирать и быть избранным
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, имущественного
и должностного положения, места
жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям. Но существуют избирательные
цензы, т.е. устанавливаемые Конституцией
или законом условия для получения или
осуществления избирательного права.

24.Избирательные системы: их типы и особенности.

Избирательная
система

— это система общественных отношений,
связанная с выборами органов
государственной власти.

Избирательная
система — это способ распределения
мандатов между кандидатами в зависимости
от результатов голосования.

Виды
избирательных систем
:

1.
Мажоритарная система;

2.
Пропорциональная система.

3.
Смешанная система.

Мажоритарная
избирательная система

– это система в основе которой лежит
принцип большинства: избранным считается
кандидат, который получил установленное
большинство голосов.

Виды
мажоритарной системы:

1.
относительного большинства;

2.
абсолютного большинства;

3.
квалифицированного большинства.

Мажоритарная
система относительного большинства

– избранным считается кандидат, который
получил наибольшее количество голосов,
т.е. больше, чем любой из его соперников.

Мажоритарная
система абсолютного большинства

– избранным считается кандидат, который
получил абсолютное большинство голосов,
т.е. более половины голосов избирателей
(50% +1голос).

Мажоритарная
система квалифицированного большинства

– избранным считается кандидат,
получивший квалифицированное большинство
голосов, т.е. существенно превышающих
половину – 2/3 или 3/4голосов избирателей.

Пропорциональная
избирательная
система –
это
система в основе которой лежит принцип
пропорциональности между поданными
за партию (блок партий) голосами
избирателей и полученными ими мандатами.

Смешанная
избирательная система

– это система в основе которой лежит
принцип большинства и принцип
пропорциональности., т.е. присутствуют
признаки как мажоритарной избирательной
системы, так и пропорциональной
избирательной системы.

В
Республике Беларусь применяется
мажоритарная система абсолютного
большинства
.

studfiles.net

4. Принципы избирательной системы: понятие и содержание

Необходимо
отметить, что о демократизме избирательной
системы можно судить по наличию и
реальности демократических принципов,
заложенных в ее основу. Принципы
пронизывают все поле правового
регулирования и являются следствием
обобщения правовых норм, возникающих
по мере развития правовых обычаев и
законодательной деятельности органов
государственной власти.

Под
принципами избирательной системы
России

следует понимать основополагающие,
руководящие начала, идеи, положенные
в основу реализации конституционных
прав граждан избирать и быть избранными,
а также в основу формирования выборных
органов государственной власти и
местного самоуправления.

Количественный
состав принципов избирательной системы
России свидетельствует о том, что в
отечественной юридической литературе
и законодательстве сложился стереотип
из четырех принципов: принцип всеобщности
выборов, принцип равных выборов, принцип
прямых выборов и принцип тайны
голосования. Конституция России 1993
года закрепляет эти принципы только
применительно к выборам Президента
России (статья 81). Статья 3 федерального
закона «Об основных гарантиях…» от 12
июня 2002 года расширяет эту правовую
конструкцию, закрепляя следующую
дефиницию: участие
гражданина в выборах является свободным
и добровольным… реализуется на основе
всеобщего равного и прямого волеизъявления
при тайном голосовании..

Таким образом, к конституционной
конструкции добавляется принцип
свободных и добровольных выборов.
Однако данный перечень принципов
избирательной системы не является
исчерпывающим.

Принципами
современной избирательной системы
России являются
:
1) принцип всеобщности выборов; 2) принцип
равных выборов; 3) принцип прямых выборов;
4) принцип тайны голосования; 5) принцип
добровольности выборов; 6) принцип
обязательности выборов; 7) принцип
периодичности выборов; 8) принцип
альтернативности выборов; 9) территориальный
принцип выборов; 10) принцип независимости
органов, осуществляющих организацию
и проведение выборов; 11) принцип контроля
за порядком организации и проведения
выборов; 12) принцип ответственности за
нарушения избирательных прав граждан
и законодательства о выборах. Возникает
необходимость кратко прокомментировать
некоторые из них.

1.
Принцип всеобщности выборов

означает,
что гражданин, достигший 18-ти летнего
возраста, вправе избирать, участвовать
в предусмотренных законом и проводимых
законными методами иных избирательных
действиях, а по достижении возраста,
установленного Конституцией России,
федеральными конституционными законами,
федеральными законами, конституциями,
уставами, законами субъектов Федерации,
— быть избранным в органы государственной
власти и местного самоуправления. Не
имеют права избирать и быть избранными
граждане, признанные судом недееспособными,
а также содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда, вступившего
в законную силу.

Юридическим
фактом, на основании которого
приостанавливается право гражданина
участвовать в выборах, следует считать
вступление в силу решения суда о
признании лица недееспособным или
обвинительного приговора суда.

Большое
значение для обеспечения всеобщности
избирательных прав граждан и гарантируемых
законом пределов их реализации имеет
вопрос об
избирательных цензах. Избирательные
цензы
— это
условия, которым должен соответствовать
гражданин, чтобы реализовать право
избирать и быть избранным. Наиболее
распространенными являются ценз
гражданства; возрастной ценз; ценз
оседлости1.

В
статье 19 Конституции РФ содержится
перечень оснований, по которым не могут
ограничиваться права и свободы личности,
а, следовательно, которые не могут
выступать и в качестве избирательных
цензов. К ним относятся признаки пола,
расы, национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям.

Избирательное
право принадлежит к такой категории
публичных прав, условием реализации
которого является наличие гражданства.
Для наличия
избирательных прав может требоваться
как состояние гражданства на день
выборов, так и нахождение в этом состоянии
не менее установленного срока.

Традиционно
в России и во всех других государствах
действует возрастной
ценз.

Содержание
возрастного критерия составляет
признание за лицом избирательной
правосубъектности. Содержание возрастного
ценза нами уже указывалось выше.

Ограничение
принципа всеобщности временем проживания
в определенной местности (ценз
оседлости)

является одним из наиболее распространенных
правовых средств,
но учитывая,
что на сегодняшний день на конституционном
уровне какие-либо ограничения права
граждан быть избранными, за исключением
президентских выборов, отсутствуют,
можно сделать однозначный вывод, что
ценз оседлости в отношении права граждан
быть избранными в иные органы
государственной власти и местного
самоуправления не предусматривается
ни в каких вариантах.

2.
Принцип равных выборов

предполагает одинаковую
для каждого гражданина возможность

быть субъектом права, избирать и быть
избранным, осуществлять необходимые
избирательные действия, нести соразмерную
юридическую ответственность за
правонарушения, совершенные в области
избирательных правоотношений.

Принцип
равных выборов имеет несколько
составляющих. Во-первых,
каждый
избиратель
участвует
в выборах на равных основаниях
,
голоса их равны и имеют одинаковый вес
с точки зрения влияния на результаты
выборов и не различаются по имущественному
положению, уровню образования, религиозной
или расовой принадлежности, полу или
политическим взглядам. Равенство
на выборах достигается, прежде всего,
тем, что избиратель может быть включен
в списки только по одному избирательному
участку и участвовать в голосовании
только один раз.

Во-вторых,
кандидаты
участвуют
в выборах на равных основаниях
.
В соответствии с пунктом 10 статьи 32
Федерального закона «Об основных
гарантиях…» от 12 июня 2002 года кандидат
может дать согласие на выдвижение на
одних и тех же выборах не более чем
одному инициатору выдвижения. Также
каждый кандидат
на выборах в Государственную Думу
России и региональные парламенты должен
иметь право на один депутатский мандат.
К сожалению, в нашей стране принцип
равных выборов идеально не выдерживается.

В-третьих,
при проведении выборов в представительные
органы образование
избирательных округов предполагается
с примерно равным числом избирателей

– один из важнейших показателей принципа
равенства. Благодаря
этому должны достигаться равный вес
голосов избирателей и равная норма
представительства. Фактическое
неравенство голосов связано, в первую
очередь, с невозможностью нарезки
абсолютно равных по числу избирателей
избирательных округов, а также с
различным процентом избирателей,
принимающих участие в выборах в различных
округах. Федеральный
закон «Об основных гарантиях…» от 12
июня 2002 года,
федеральный закон «О выборах депутатов
Государственной Думы Федерального
Собрания России» от 20 декабря 2002 года
допускают
отклонение одного избирательного
округа от другого не более чем на 10 %, а
в труднодоступных и отдаленных местностях
– не более чем на 15 %, а в местах компактного
проживания коренных малочисленных
народов – на 30 %. При таком положении
на федеральных выборах один округ от
другого в абсолютных цифрах избирателей
может отличаться на 50-75 тысяч человек,
что едва ли соответствует принципу
равных выборов, так как в процессе их
ведется жесткая политическая борьба
за каждый голос избирателя. Сложилась
ситуация, когда разница численности
избирателей между некоторыми округами
достигла огромных размеров. В 210
избирательном округе Санкт-Петербурга
около 500 тысяч избирателей, в 209 округе
— более полумиллиона. Тогда как в
Эвенкийском — менее 14 тысяч, в Корякском
— менее 25.

3.
Принцип прямых выборов

означает, во-первых,
что выборные лица избираются
непосредственно в тот орган, в который
проходят выборы, минуя промежуточные
инстанции; во-вторых,
непосредственное голосование избирателей
«за» или «против» кандидата (списка
кандидатов).

Прямые
выборы считаются более демократичными,
в процессе их осуществления воля
избирателей не подвергается такому
искажению, как на непрямых выборах.

4.
Принцип тайны голосования

означает, что избиратель свободно
выражает свою волю, которая остается
неизвестной для каких бы то ни было
физических и юридических лиц; внешнее
воздействие за волеизъявлением
избирателей не допускается; избирательные
бюллетени заполняются и опускаются в
избирательный ящик лично. Федеральный
закон «Об основных гарантиях…» от 12
июня 2002 года вводит новую норму, ранее
не содержавшуюся в российском
законодательстве. Так, согласно пункту
14 статьи 64 законом субъекта может быть
предусмотрена возможность голосования
избирателей по почте. Порядок такого
голосования до урегулирования этого
вопроса федеральным законом определяется
ЦИК России. 7 августа 2003 г. ЦИК России
приняла Постановление № 20/144-4 «О
Временном порядке голосования по почте
при проведении выборов в органы
государственной власти субъекта России,
органы местного самоуправления»1,
которым определила правила голосования
по почте во время проведения региональных
и муниципальных выборов, но в отношении
федеральных выборов данный порядок
остается до настоящего времени не
регламентированным.

Принцип
тайны голосования обеспечивается
следующими обстоятельствами: избирательный
бюллетень необходимо заполнять в
кабине, специально оборудованном месте
или комнате для тайного голосования,
где не допускается присутствие других
лиц; заполненные избирательные бюллетени
лично опускаются избирателями в ящики
для голосования; член участковой
избирательной комиссии немедленно
отстраняется от участия в ее работе, а
наблюдатель и иные лица удаляются из
помещения для голосования, если они
пытаются нарушить тайну голосования;
территориальные и участковые избирательные
комиссии при досрочном голосовании
обязаны обеспечить тайну голосования,
исключив возможность искажения
волеизъявления избирателей.

За
нарушение тайны голосования
предусматривается административная
(статья 5.22 КоАП РФ), уголовная (статья
141 УК РФ) ответственность, а также
существуют собственные санкции
избирательного законодательства,
которые предусматривают возможность
отмены результатов выборов по решению
суда в случае нарушений избирательных
прав граждан и законов о выборах, в том
числе касающихся соблюдения тайны
волеизъявления избирателей при всех
видах голосования.

5.
Принцип добровольности участия в
выборах

выражается в свободном участии граждан
в выборах и подразумевает право
избирателя самому решить вопрос о
целесообразности и необходимости
участия в выборах, исключает обязательность
таких действий; за уклонение от участия
в выборах для избирателей не наступает
какой-либо ответственности; принуждение
к участию, или, наоборот, к неучастию в
выборах не допускается.

6.
Принцип обязательности выборов

означает, что выборы являются императивным
и единственным легитимным способом
формирования представительных и
исполнительных органов государственной
власти и органов местного самоуправления.
Реализация требования об обязательности
проведения выборов находит выражение
в закреплении вида органа, выборного
должностного лица, депутата выборного
органа, в отношении которых должны быть
назначены и проведены выборы; перечня
нормативно-правовых актов, которые
устанавливают срок их полномочий и
декларируют обязательность проведения
выборов по его истечении; срока назначения
и проведения выборов до истечения
полномочий органа или депутата; системы
органов, обеспечивающей обязательность
проведения выборов; организационно-правовые
и финансовые условия проведения выборов.

Обязательность
предполагает, что компетентные
государственные и муниципальные органы
не вправе уклоняться от назначения
выборов и проведения их в установленные
законодательством сроки, а также
отменять уже назначенные выборы или
переносить их на более поздние сроки.

7.
Принцип периодичности выборов

связан с временными рамками полномочий
органов государственной власти и
местного самоуправления и означает,
что очередные выборы должны проводиться
через определенные интервалы времени.
Промежутки между выборами напрямую
зависят от предусмотренных федеральным
и региональным законодательством
сроков полномочий соответствующих
органов, которые в идеальном варианте
должны, с одной стороны, обеспечивать
стабильность работы выборных органов
и должностных лиц, а с другой, —
гарантировать их сменяемость и
предотвращать неоправданно длительное
обладание выборными полномочиями.

Согласно
статьям 81 и 96 Конституции России
Президент и депутаты Государственной
Думы избираются сроком на 4 года (наиболее
часто применяемый срок полномочий).
Сроки полномочий органов государственной
власти субъектов различны и, как правило,
устанавливаются в их конституционных
законах. Максимально возможные сроки
полномочий выборных органов на
региональном и местном уровнях не может
превышать пяти лет.

8.
Принцип альтернативности выборов

заключается в следующем: если ко дню
голосования в избирательном округе не
останется ни одного кандидата, либо
число зарегистрированных кандидатов
останется меньше установленного числа
мандатов или равным ему, либо будет
зарегистрирован только один список
кандидатов, выборы в данном избирательном
округе по решению соответствующей
избирательной комиссии откладываются
на срок не более шести месяцев для
дополнительного выдвижения кандидатов
(списков кандидатов) и осуществления
последующих избирательных действий.
В противном случае закон предусматривает
проведение голосования в одномандатном
округе либо в едином избирательном
округе по одной кандидатуре: 1) при
повторном голосовании; 2) на выборах
депутатов органов местного самоуправления
(если это предусмотрено законом субъекта
Федерации). При этом кандидат считается
избранным, если за него проголосовало
не менее 50 % избирателей, принявших
участие в выборах.

9.
Территориальный принцип выборов

связан с принципами прямых и равных
выборов и означает, что избиратели
участвуют в выборах по месту жительства,
то есть выборы проводятся по избирательным
округам. Избирательный округ – это
избирательная территориальная единица,
образуемая в соответствии с нормами
представительства для избрания депутатов
в соответствующий выборный орган.
Население каждого избирательного
округа представлено одним депутатом
(по одномандатным округам). Для выборов
Президента России, например, вся страна
представляет один избирательный округ.

10.
Принцип независимости органов,
осуществляющих организацию и проведение
выборов

означает
,
что для обеспечения реализации и защиты
избирательных прав граждан образуются
специальные органы — избирательные
комиссии, при подготовке и проведении
выборов в пределах своей компетенции
независимые от органов государственной
власти и местного самоуправления. В
соответствии со статьями 21 и 23 федерального
закона «Об основных гарантиях…» ЦИК
РФ и избирательные комиссии субъектов
Федерации охарактеризованы в качестве
государственных органов, не входящих
в систему органов законодательной
(представительной), исполнительной и
судебной власти.

11.
Принцип контроля за ходом организации
и проведения выборов
.
За ходом организации и проведения
выборов осуществляется государственный,
общественный и международный контроль.

Государственный
контроль,

прежде всего, осуществляется
Конституционным Судом РФ, судами общей
юрисдикции, избирательными комиссиями,
органами внутренних дел.

Общественный
контроль

может осуществляться, например,
посредством наблюдателей.

Международный
контроль
осуществляется
международными наблюдателями, которые
в своей деятельности руководствуются
методикой и основными принципами
организации наблюдения за подготовкой
и проведением выборов, рекомендованными
Советом Европы.

12.
Принцип ответственности за нарушения
избирательных прав граждан и законов
о выборах

включает правовые средства, конкретизирующие
содержание избирательных прав и
предусмотренные нормами уголовного,
административного и гражданского
законодательства, а также законодательства
о выборах. Так, статьей 141 Уголовного
кодекса РФ предусмотрена уголовная
ответственность за воспрепятствование
осуществлению избирательных прав или
работе избирательных комиссий, статьей
141.1 – за нарушение порядка финансирования
избирательной кампании кандидата,
избирательного объединения, избирательного
блока…, статьей 142 — за фальсификацию
избирательных документов или неправильный
подсчет голосов, 142.2 – за фальсификацию
итогов голосования, а нарушения этих
положений расцениваются как посягательство
на политические права граждан. Менее
опасные нарушения избирательного
законодательства влекут административную
ответственность, которая регламентирована
статьями 5.1-5.25 Кодекса об административных
правонарушениях РФ. Нарушения
законодательства о выборах, за которые
предусмотрена административная
ответственность, довольно распространены.
Большое количество споров, связанных
с нарушением избирательных прав,
рассматривается также посредством
гражданского судопроизводства. Нельзя
забывать и о санкциях собственно
избирательного законодательства,
например, предусмотренных статьей 76
федерального закона «Об основных
гарантиях…» от 12 июня 2002 года основаниях
аннулирования (отмены) регистрации
кандидата.

Приведенный
перечень принципов избирательной
системы России не является исчерпывающим.
Независимо от количества правовых
принципов избирательной системы, их
реализация может способствовать
преодолению пробелов и коллизий в
федеральном и региональном избирательном
законодательстве России.

studfiles.net

05_Принципы избирательного права

Принципы
избирательного права
.

Граждане
Российской Федерации участвуют в выборах
на основе всеобщего равного и прямого
избирательного права при тайном
голосовании.

1.
Всеобщим

является такое избирательное право,
при котором все взрослые граждане имеют
право участвовать в выборах. Гражданин
РФ, достигший 18 лет, вправе избирать,
участвовать в предусмотренных законом
и проводимых законными методами иных
избирательных действиях, а по достижении
возраста, установленного Конституцией
РФ, федеральными конституционными
законами, федеральными законами,
конституциями, уставами, законами
субъектов РФ, — быть избранным в органы
государственной власти и органы местного
самоуправления.

Гражданин
Российской Федерации может избирать и
быть избранным независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.

Не
имеют права избирать и быть избранными
граждане, признанные судом недееспособными,
и граждане, содержащиеся в местах лишения
свободы по приговору суда.

Федеральными
конституционными законами, федеральными
законами могут устанавливаться
дополнительные условия приобретения
гражданами РФ активного избирательного
права, связанные с постоянным или
преимущественным проживанием гражданина
на определенной территории Российской
Федерации.

В
соответствии с международными договорами
Российской Федерации и соответствующими
им федеральными законами, законами
субъектов РФ иностранные граждане,
постоянно проживающие на территории
соответствующего муниципального
образования, имеют право избирать и
быть избранными в органы местного
самоуправления на тех же условиях, что
и граждане РФ.

2.
Выборы, проводимые в Российской Федерации,
являются равными.
Это означает, что каждый избиратель
имеет один голос и все избиратели
участвуют в выборах на равных основаниях.
Таким образом, только при наличии двух
названных элементов выборы могут
считаться равными.

3.
Выборы в Российской Федерации являются
прямыми.
Прямое избирательное право означает,
что избиратели голосуют на выборах за
или против кандидатов (списка кандидатов)
непосредственно.

Прямое
избирательное право отличается от
непрямого, которое может быть двух видов
— косвенным и многостепенным. При
косвенном избирательном праве избиратели
выбирают выборщиков, которые в свою
очередь избирают представителей или
каких-либо иных лиц. Суть многостепенного
избирательного права состоит в выборах
представителей в вышестоящие
представительные органы нижестоящими.

Важное
преимущество прямых выборов заключается
в том, что все избираемые органы
государственной власти являются
непосредственно представительными
органами народа. Тем самым создается
возможность постоянной тесной связи
этих органов с избирателями, постоянного
контроля населения за их работой.

4.
Голосование на выборах в Российской
Федерации тайное.
Это означает, что исключается возможность
какого-либо контроля за волеизъявлением
избирателей. В Российской Федерации
обеспечивается тайна голосования.
Избирателю предоставляется возможность
использовать особую комнату или закрытую
кабину для заполнения избирательного
бюллетеня. В этих помещениях во время
заполнения избирательных бюллетеней
запрещается присутствие кого бы то ни
было, включая и членов избирательной
комиссии. Бюллетень опускается в
избирательный ящик лично.

5.
Свободные
выборы

– основаны на свободном и добровольном
участии граждан РФ при реализации своего
конституционного права избирать и быть
избранным. На государство возлагается
ответственность гарантировать свободу
волеизъявления граждан путем защиты
демократических принципов и норм
субъективного права.

6. Участие в выборах– право, а не
обязанность! В РФ, во всяком случае.
Правда, можно свалить на пикник, но это
безответственно – кто-то пашет, кто-то
жрёт.

7. Тайное голосование– каждый
избиратель подает свой голос свободно,
не подвергаясь при этом какому-либо
контролю со стороны кого-либо. Контроль
за волеизъявлением избирателей
рассматривается законом как уголовное
преступление и карается по УК РФ.

В РФ – Россия только вступает на путь
демократического развития. В силу
слабости политической системы принципы
не всегда реализуются последовательно.

8. Сочетание мажоритарной и
пропорциональьной избирательных систем
в РФ
. Мажоритарные – такие, в которых
в основу определения результатов
голосования положен принцип большинства.
Мажоритарные системы бывают абсолютного
большинства (50%+1 голос от пришедших на
выборы) и относительного большинства,
при которой избранным считается тот
кандидат из списка кандидатов, который
набрал голосов больше, чем каждый из
его противников в отдельности, даже
если это большинство и меньше половины.

Пропорциональная система – строится
на принципе пропорциональности между
полученными голосами и завоеванными
мандатами. После голосования определяется
избирательное частное (избирательный
метр, избирательная квота) – наименьшее
количество голосов, необходимое для
избрания одного депутата: количество
проголосовавших избирателей делится
на количество мест в палате парламента
(которые избираются по пропорциональной
системе). После делят избирательный
метр на количество голосов, полученных
партией.

9. Гласность– подготовка и проведение
выборов осуществляется открыто и гласно.
В ходе избирательного процесса разрешено
искать, получать и распространять
информацию любым законным способом и
в рамках, определенных избирательным
законодательством.

10. Финансирование выборов
финансирование мероприятий, связанных
с организацией и проведением выборов,
осуществляется преимущественно из
средств государственного бюджета. Кроме
них, для финансирования предвыборных
кампаний кандидаты и политические
партии вправе использовать собственные
средства и добровольные пожертвования
в пределах, установленных законов.

11. Гарантии прав избирателей и кандидатов
при выборах в РФ
. Любой гражданин,
обладающий избирательным правом, может
обратиться в участковую избирательную
комиссию по поводу нарушений его
избирательных прав – неправильных
данных в списках избирателей. Жалоба
должна быть рассмотрена в течение 24
часов, а в случае отказа комиссии – ее
действия можно обжаловать в суде по
месту нахождения избирательного участка.
Нарушители прав избирателей и кандидатов
несут юридическую ответственность в
соответствии с законов. Гражданин РФ
может избирать и быть избран вне
зависимости от пола, расы, национальности,
языка, имущественного положения,
происхождения, должности, места
жительства, отношения к религии,
убеждения, принадлежности к общественным
объединениям и от других обстоятельств.

В соответствии с международным договоров
и законодательством РФ и ее субъектов
в выборах в органы местного самоуправления
могут принимать участие и иностранцы,
постоянно проживающие на территории
данного муниципального образования.

Гражданин
Российской Федерации, проживающий за
ее пределами, обладает всей полнотой
избирательных прав. Дипломатические и
консульские учреждения РФ обязаны
оказывать содействие гражданину РФ в
реализации избирательных прав,
установленных законом.

studfiles.net

1.3 Принципы избирательного права (избирательной системы)

 

Под
принципами избирательного права
(избирательной системы) понимаются
обязательные требования и условия, без
соблюдения которых любые выборы не
могут быть признаны легитимными. Эти
принципы сформулированы в
международно-правовых актах, Конституции
и законах РФ.

Всеобщим
признается такое избирательное право,
при котором все взрослые граждане
мужского и женского пола имеют право
принимать участие в выборах. Специальные
условия, которые ограничивают это право,
называются цензами. Российскому
избирательному праву известны два вида
цензов: возрастной ценз и ценз оседлости
(проживание на соответствующей территории
в течение определенного срока).

В
Российской Федерации активное
избирательное право и право голосовать
на референдуме предоставляется гражданам,
достигшим 18 лет, а по достижении возраста,
установленного Конституцией РФ,
федеральными законами, конституциями
(уставами) субъектов РФ, гражданин может
быть избран в органы государственной
власти и местного самоуправления.

Федеральными
законами могут устанавливаться
дополнительные условия реализации
пассивного избирательного права, не
позволяющие занимать выборную должность
более установленного количества сроков
подряд. Пребывание гражданина вне места
его постоянного или преимущественного
проживания во время проведения на этой
территории выборов, референдума не
может служить основанием для лишения
его права на участие в выборах в органы
государственной власти соответствующего
субъекта Федерации или органы местного
самоуправления.

Иностранцы
могут избирать и быть избранными только
в органы местного самоуправления, если
это предусмотрено международным
договором РФ. Из лиц, обладающих активным
избирательным правом, образуется
избирательный корпус, или электорат.
Этим понятием охватываются также
граждане Российской Федерации, проживающие
за ее пределами.

Предоставление
гражданам активного избирательного
права не означает принуждения их к
участию в выборах (обязательный вотум).
Гражданин свободен в решении вопроса
об участии или неучастии в выборах, чем
достигается добровольность участия
граждан в выборах.

В
отличие от многих зарубежных государств
(Австралия, Бельгия, Греция и др.) в России
обязательный вотум не предусмотрен. В
то же время для многих избирательных
кампаний, особенно в субъектах Федерации,
характерно массовое неучастие избирателей
в выборах, которое в конституционном
праве обозначают термином «абсентеизм».
Неучастие в выборах может иметь значение
определенного политического решения,
т.е. бойкота, но чаще оно выявляет
элементарную апатию или отсутствие
политической культуры.

Для
того, чтобы не допустить срыва выборов
в результате абсентеизма избирателей
и обеспечить легитимность избираемого
органа, российское законодательство
длительное время предусматривало
обязательный процент участия
зарегистрированных избирателей (так
называемый порог явки), ниже которого
выборы признаются несостоявшимися
(например, при выборах Президента РФ
это было 50%, при выборах депутатов
Государственной Думы — 25, в субъектах
Федерации допускались 20%).

Но
Федеральным законом минимальный порог
явки на всех уровнях был отменен. Теперь,
следовательно, выборы признаются
состоявшимися при любом числе избирателей,
принявших в них участие.

Что
же касается пассивного избирательного
права, то оно основывается на дополнительных
условиях, установленных Конституцией
РФ, законами и иными нормативными
правовыми актами субъектов Федерации.
Так, Президентом РФ может быть избран
гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно
проживающий в Российской Федерации не
менее 10 лет. Депутатом Государственной
Думы может быть избран гражданин,
достигший 21 года и имеющий право
участвовать в выборах.

Субъектам
Федерации, которые вправе принимать
собственные избирательные законы,
федеральным законом предписано, что
при выборах в их законодательные
(представительные) органы государственной
власти минимальный возраст кандидата
составляет 21 год, а при наделении
полномочиями главы исполнительного
органа государственной власти (Президента,
губернатора) — 30 лет.

При
выборах главы местного самоуправления
требуемый федеральным законом минимальный
возраст равен 21 году.

Пассивное
избирательное право ограничивается и
рядом других федеральных законов и
законов субъектов РФ. Так, депутатами
законодательных органов не могут быть
судьи, прокуроры, должностные лица
органов исполнительной власти.
Военнослужащие, сотрудники органов
внутренних дел, работники прокуратуры
РФ могут быть избраны депутатами
Государственной Думы, главами администраций
субъектов Федерации, депутатами
законодательных органов субъектов
Федераии, должностными лицами местного
самоуправления, но при этом их служба
приостанавливается со дня их избрания
на срок полномочий.

Депутаты,
работающие на постоянной основе, выборные
должностные лица не вправе заниматься
предпринимательской, а также иной
оплачиваемой деятельностью, за исключением
преподавательской, научной и иной
творческой деятельности. Не допускается
избрание в два и более выборных органа,
замещение должности гражданской службы.

Избирательные
права граждан законодательно защищены
от любой дискриминации. Установлено,
что гражданин РФ может избирать и быть
избранным независимо от пола, расы,
национальности, языка, происхождения,
имущественного и должностного положения,
места жительства, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.

Конституцией
РФ (ч.3 ст.32) [4] установлено одно общее
ограничение активного и пассивного
избирательного права.

Не
имеют права избирать и быть избранными
граждане, признанные судом недееспособными,
а также граждане, содержащиеся в местах
лишения свободы по приговору суда.
Однако после отбытия наказания по
приговору суда гражданину возвращаются
избирательные права в полном объеме.

Ограничения
пассивного избирательного права были
расширены. Теперь не имеют права быть
избранными также граждане с неснятой
или непогашенной на день выборов
судимостью за совершение тяжких и особо
тяжких преступлений и преступлений
экстремистской направленности. Закон
лишает права быть избранными лиц, в
отношении которых судебным решением
установлен факт нарушения некоторых
положений Федерального закона «Об
основных гарантиях избирательных прав
и права на участие в референдуме граждан
Российской Федерации».

Российское
избирательное право не предусматривает
верхнего возрастного предела для
избрания на выборные должности и в
представительные органы. Такие ограничения
не свойственны демократическим
государствам. Установление в свое время
такого предела в ряде субъектов РФ было
неправомерным.

Действующим
федеральным законодательством не
закрепляется право отзыва депутатов,
допускающее возможность досрочного
лишения полномочий депутатов избирателями.
Это право встречается в демократических
странах (Соединенных Штатах, Австрия),
но в целом довольно редко, главным
образом из-за сложности его практической
реализации и вследствие утвердившейся
концепции независимости депутатов.

Равное
избирательное право трактуется в
федеральном законе как участие граждан
в выборах «на равных основаниях». Эта
скупая формула означает, что все граждане,
удовлетворяющие требованиям закона и
не отстраненные от участия в голосовании
по законным основаниям, имеют равные
права и обязанности как избиратели.

Принцип
равенства имеет значение как для
активного, так и для пассивного
избирательного права. Граждане должны
находиться в равном положении при их
регистрации как избирателей, при
выдвижении кандидатов в депутаты,
предоставлении гарантий в ходе
предвыборной агитации, при определении
результатов голосования и т.д., т.е. на
всех стадиях избирательного процесса.

Ни
одному избирателю нельзя предоставить
большего числа голосов, чем другим (это
правило известно в конституционном
праве как «один человек — один голос»).
Все голоса должны иметь «равный вес»,
т. е. одинаково влиять на результат
выборов.

Прямое
избирательное право означает, что
избиратели голосуют на выборах за или
против кандидатов (списка кандидатов)
непосредственно. Прямые выборы позволяют
гражданам без каких-либо посредников
вручать свой мандат тем лицам, которых
они знают и которым они данный пост
доверяют. Этим прямые выборы отличаются
от косвенных или многостепенных, когда
избиратели путем выборов образуют некую
коллегию выборщиков или орган, которые
в свою очередь избирают какого-либо
депутата или должностное лицо.

В
ряде стран главу государства избирает
избираемый населением парламент.
Косвенные и многостепенные выборы
нельзя считать явно недемократической
формой народного волеизъявления, и не
случайно международно-правовые акты в
области избирательного права не содержат
требования, чтобы выборы обязательно
были прямыми.

Тайное
голосование — обязательный атрибут
демократической системы выборов,
абсолютная привилегия избирателей.
Избиратель проявляет свою волю без
всякого контроля за ним, давления или
запугивания, а также с сохранением
своего гарантированного права никому
и никогда не сообщать о своем выборе
того или иного кандидата. Избирательные
бюллетени не подлежат нумерации, и никто
не вправе пытаться идентифицировать
использованный бюллетень, т.е. установить
личность избирателя. В Российской
Федерации в отличие, например, от
Соединенных Штатов не применяются
машины для голосования, а голосование
проводится с помощью избирательных
бюллетеней. Для гарантирования тайны
волеизъявления избирателя на избирательных
участках создаются специально
оборудованные кабины для заполнения
бюллетеней, в которых не допускается
присутствие иных лиц [16, с.413].

studfiles.net

Понятие избирательной системы и избирательного права, принципы российской избирательной системы.

Избирательная система — это совокупность установленных законом правил, принципов, критериев, с помощью которых осуществляется порядок подготовки и проведения выборов в выборные органы государства, органы местного самоуправления, и определяются результаты голосования. Рассматривая понятие избирательной системы, нельзя не сказать об избирательном праве, т.к. это 2 неразрывно связанных между собой понятия. В нашей стране сочетаются 2 вида избирательной системы: мажоритарная и пропорциональная. Раньше (до 2007 года) выборы в Государственную Думу РФ проходили по смешанной системе: 225 депутатов избирались по мажоритарной системе по одномандатным округам, а 225 – по пропорциональной системе. В настоящее время в связи с изменившимся законодательством все 450 депутатов теперь избираются по пропорциональной системе. Тем не менее, в законодательные органы субъектов федерации выборы до сих пор осуществляются как по пропорциональной, так и по мажоритарной избирательной системе.

Избирательное право – это совокупность юридических норм, закрепляющих принципы, порядок организации и проведения выборов в органы государственной власти и в органы местного самоуправления. Избирательное право принято рассматривать в объективном и субъективном смысле:1. В объективном смысле избирательное право – это совокупность правовых норм, в соответствии с которыми осуществляется формирование выборных органов государства, органов местного самоуправления и избрание главы государства. 2. В субъективном смысле под избирательным правом принято понимать право граждан избирать и быть избранными в эти органы власти (активное и пассивное избирательное право).

В правовых актах, регулирующих формирование депутатского корпуса, а также других выборных органов государства и местного самоуправления, закреплены определенные принципы избирательного права. Их содержание заключается в следующем:

Избирательная система и избирательное право Российской Федерации базируются на основных гарантиях избирательных прав граждан РФ, обеспечивающих свободное волеизъявление граждан на выборах. Ядром этих гарантий являются принципы проведения выборов в Российской Федерации.

Принцип всеобщего избирательного права предполагает, что гражданин, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Федерации, — быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. При этом гражданин, который достигнет на день голосования возраста 18 лет, вправе участвовать во всех иных предусмотренных законом и проводимых законными методами избирательных действиях. Всеобщность избирательного права также означает, что его реализация не зависит от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.


Принцип равного избирательного права означает, что граждане участвуют в выборах на равных основаниях, и обеспечивается тем, что все они обладают идентичными с юридической точки зрения возможностями для выдвижения кандидатов, имеют равные условия для голосования, на одних и тех же основаниях участвуют в предвыборной агитации и других избирательных действиях. Равенство на выборах достигается прежде всего тем, что гражданин может быть включен в списки избирателей только по одному избирательному участку и участвовать в голосовании только один раз. Каждому гражданину выдается одинаковое количество бюллетеней, а его волеизъявление имеет такое же значение, как и волеизъявление других граждан РФ.

Принцип прямого избирательного права подразумевает, что российские граждане голосуют на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления за или против кандидатов, списков кандидатов непосредственно. Принцип прямого избирательного права предполагает не только непосредственное, но и личное участие каждого гражданина в голосовании на выборах

Принцип добровольного участия в выборах означает, что никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Значение этого принципа состоит в том, что он предполагает наличие у избирателя права самому решить вопрос о целесообразности и необходимости голосования, исключает какую-либо обязательность реализации гражданином принадлежащего ему права избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления. Ряд государств (Австралия, Австрия, Бельгия, Греция, Италия, Люксембург, Турция и др.) рассматривают участие в голосовании на выборах в качестве соответствующей обязанности граждан и предусматривают за уклонение от голосования возможность привлечения к ответственности в виде морального осуждения (порицания), штрафа и даже лишения свободы. Свободный характер таких выборов увязывается с тем, что и в подобных случаях хотя и допускается отступление от добровольного участия граждан в выборах, тем не менее обеспечивается добровольность (свобода) выбора варианта волеизъявления вдень голосования.


Принцип тайного голосования исключает возможность какого-либо контроля со стороны любых органов, должностных лиц, а также общественных объединений за волеизъявлением избирателей. Законодательство рассматривает соблюдение тайны голосования как одну из главных обязанностей избирательных комиссий, в том числе при досрочном голосовании, голосовании вне помещения для голосования и голосовании по почте. Вместе с тем необходимо помнить, что тайное голосование является правом избирателя. И если избирательные комиссии обязаны выполнить все требования закона, обеспечивающие тайну волеизъявления граждан, то избиратели не могут быть принуждены к заполнению избирательного бюллетеня в кабине для тайного голосования. Они вполне могут сделать это и вне кабины для тайного голосования с тем, однако, условием, чтобы их действия не носили агитационного характера.

Обязательность выборов означает, что выборы являются необходимым и единственным законным способом формирования избираемых посредством прямого волеизъявления граждан органов государственной власти и местного самоуправления. Соответствующие государственные и муниципальные органы, должностные лица обязаны назначить в установленные законом сроки выборы, не вправе уклоняться от принятия решения об их назначении, отменять назначенные выборы или переносить их. Если уполномоченный на то орган или должностное лицо не назначит выборы в установленные законом сроки, а также если уполномоченный орган или должностное лицо отсутствует, решение о назначении выборов должно быть принято соответствующей избирательной комиссией.

Периодичность выборов непосредственно связана с временными рамками полномочий избираемых гражданами органов государственной власти и местного самоуправления и означает, что очередные выборы должны проводиться через определенные законом интервалы времени. При этом промежутки между выборами в оптимальном варианте должны быть такими, чтобы, с одной стороны, обеспечить стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой — гарантировать возможность их сменяемости и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями по результатам одних и тех же выборов.

Принцип альтернативности выборов обеспечивает избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления. Если ко дню голосования в одномандатном (многомандатном) избирательном округе число зарегистрированных кандидатов окажется меньше установленного числа мандатов либо равным ему либо если в едином избирательном округе будет зарегистрирован только один кандидат (список кандидатов) или не будет ни одного зарегистрированного кандидата (списка кандидатов), голосование в таком округе должно быть отложено для дополнительного выдвижения кандидатов. Благодаря этому достигается реальная состязательность кандидатов и избирательных объединений на выборах.

Принцип Независимость избирательных комиссий означает, что эти органы специально образуются для обеспечения реализации и защиты избирательных прав граждан и при подготовке и проведении выборов в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления. Система избирательных комиссий охватывает Центральную избирательную комиссию РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии.

Принцип гласности означает, что вся деятельность избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов, включая подсчет голосов, установление итогов голосования и определение результатов выборов, осуществляется открыто. Существенное значение для реализации принципа гласности в избирательном процессе имеют указания закона на то, что решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, принятые в пределах их компетенции и связанные с назначением, подготовкой и проведением выборов, обеспечением и защитой избирательных прав граждан, в обязательном порядке подлежат официальному опубликованию либо доводятся до всеобщего сведения иным путем.

cyberpedia.su

10. Понятие избирательной системы и избирательного права. Виды избирательных систем.

Избир.право
в объект.смысле (позитивное избир.право)
– сис-ма пр.норм, регулир-х порядок
подготовки и провед-я выборов. Избир.право
в субъект. смысле (субъект-ое избир.право)
— П гр-на избирать и быть избр-м в органы
гос.власти и органы. Избир.
сис-ма

— порядок выборов в представит.органы
гос.власти, през-та, глав админ-ций.
Избир.сис-ма
в
шир.смысле –совок-ть общ.отнош-й, возник-х
в процессе формир-я орг.гос.власти и МСУ
посредством выборов. Избир.сис-ма
в
уз.смысле
это
способ распред-я мандатов м/у канд-тами.
Виды изб.сис-мы: 1.Мажоритарная. Согласно
ей избр-ми счит-ся канд-ты, получившие
больш-во голосов избир-й. Дост-во ее в
простоте ее использ-я при определ-и
рез-тов выборов; и в возмож-ти ее примен-я
при выборах как коллег-х, так и единол-х
органов. 2. Пропорциональная. Использ-ся
при провед-и выборов в представ.органы
власти и предполагает участие в
избир.процессе пол.партий, формир-х
списки своих канд-тов. В ее основе лежит
пр-п распред-я депут-х мандатов пропорц-но
получ-му каждым списком канд-тов числу
голосов избир-лей. Дост-во — она позволяет
свести к мин-му «потерю» голосов избир-лей
и обеспечить представ-во в парламенте
даже относ-но мелким пол.партиям.
М примен-ся
только в многоманд-х избир.округах. 3.
Смешанная. Одновр-ое использ-е при
формир-и представ.органов гос.вл.эл-тов
пропорц.и мажор.изб.систем. Она имеет
своей целью соединить дост-ва
разл.изб.систем и по возмож-ти компенсировать
их недостатки. Источники:
К-ция
и зак-во РФ, НПА избир-х комиссий,
постановл-я КС РФ, К-ции С-тов РФ,избир.з-ны
с-тов РФ.
1.Избир.зак-во вкл-т зак-во о выборах
фед.органов, зак-во о выборах орг.гос.
вл. С-тов РФ, зак-во о выборах орг. МСУ.
2.К-ция Рфустанавл-т: своб.выборы явл.высшим
непосред-м выраж-м вл.народа; П гр-н
избирать и быть избр-ми в орг.гос.вл. и
МСУ, фед.орг.гос.вл.През-т РФ и Гос.
Дума Фед.Собр-я РФ; разгранич-е компет-и
м/у РФи ее с-тами.

11. Принципы избирательной системы.

Избир.право в
объект.смысле (позитивное избир.право)
– сис-ма пр.норм, регулир-х порядок
подготовки и провед-я выборов. Избир.право
в субъект. смысле (субъект-ое избир.право)
— П гр-на избирать и быть избр-м в органы
гос.власти и органы. На конст.уровне
закрепл-ся пр-пы
рос.изб.права

(это осн.начала демокр-зма, имеющие
руководящее знач-е для выборов, выражающие
сущность народовл-я в гос-ве). К-ция РФ
закрепляет след.пр-пы изб.права: всеобщее,
равное, прямое при тайном голосов-и, а
ФЗ «Об основных гарантиях избир.прав и
права на участие в реф-ме гр-н РФ» —
добровольность. 1.Всеобщее избир. право.
Каждый гр-н
России, незав-мо от пола, расы, нац-ти,
языка, происхожд-я, имущ.и должн.полож-я,
места жит-ва, отнош-я к религии, принадл-ти
к общ.объед-м и.П избирать и быть избр-м;
2. Равное изб.право.
Этот пр-п
предполагает равную для каждого
возмож-ть воздейств-ть на рез-ты выборов:
каждый изб-ль имеет 1 голос и все голоса
имеют равный вес. Это достиг-ся обеспеч-м
единой нормы представ-ва: на каждого
деп-та д.приход-ся примерно одинаковое
число жит-лей или изб.округа; 3.Прямое
изб. право.
Изб-ль
голосует на выборах за или против
кандидатов или списка кандидатов
непосредственно; 4. тайное голосование.
Этот пр-п
состоит в исключ-и возмож-ти какого-нибудь
контроля за волеизъявлением. 5. Добров-ть.
Участие в выборах в РФ явл. свободным и
добров-м: никто не вправе оказывать
возд-вие на избирателя с целью принудить
его к участию или неучастию в выборах,
а также на его свободное волеизъяве.
Прийти на изб.участок — это гражд.долг
каждого изб-еля, однако в нашей стране
за неучастие в выборах (абсентеизм) не
наступает какой-либо юр. отв-ти; 6.
Терр.пр-п в сочетании с партийным
представ-вом, участие изб-лей в орг-ции
выборов; 7. Состязат-ть; 8.гласность;
9.закон-ть.

studfiles.net