Принадлежность власти в первобытном обществе и государстве – —

Содержание

2.3. Отличие государства от первобытного общества

Государство, пришедшее на смену родоплеменной организации в условиях антагонистического общества, существенно отличается от родовой организации.

Власть в первобытном обществе основывалась на родоплеменном устройстве общества, традициях и единстве интересов всех членов рода. Первое, на что следует обратить внимание, — это то, что власть опиралась на силу авторитета, его носителя и не имела территориального характера. Власть в государстве распространяется только на тех, кто находится на его территории, таким образом, возникает вопрос о государственных границах. Население стало объединяться по территориальному признаку: волостям, графствам, административно-территориальным единицам. Для государства становится важным проживание человека, а не его принадлежность к роду Человек реализует свои права и выполняет обязанности по месту жительства. Таким образом, территория становится важнейшим отличительным признаком государства.

Организация общественной жизни при родовом строе обеспечивалась самоуправлением. В условиях государственности для управления общественными делами создается особая организация — публичная власть, возвышающаяся над обществом, представленная специальным аппаратом, состоящим из служащих, профессионально занимающихся управлением и получающих за это денежное вознаграждение. Публичная власть опирается на принуждение (появляется полиция, тюрьмы, армия) в отношении тех, кто не исполняет предписания государственной власти.

Содержание аппарата государственной власти предполагает средства, которые собираются с населения в виде налогов (обязательные платежи) и сборов (обязательные взносы). Обществу вменяется в обязанность содержать государственный аппарат, уплачивая часть своих доходов в государственную казну. Налоги, сборы, пошлины необходимы для содержания армии, полиции, тюрем, государственных чиновников — словом, государственного аппарата. Они берутся как с граждан, так и с организаций. Это также один из важнейших отличительных признаков государства.

В целях управления обществом государство активно использует правовые нормы, их разрабатывает и издает. Начинает складываться система права как установленных государством и обязательных для населения правил. Между государством и правом возникает тесная взаимосвязь. Они не могут существовать друг без друга и во многом предполагают друг друга.

Право приобретает все большее значение. Оно юридически оформляет государство, закрепляет систему государственных органов, их компетенцию, устанавливает пределы осуществления государственной власти, обеспечивает права и свободы граждан, т.е. придает государственной деятельности легитимный характер.

К признакам, отличающим государство от первобытного общества, относят и государственный суверенитет — независимость государства при решении внутренних и внешних вопросов его жизни. Данное понятие появляется лишь в эпоху Средневековья, когда государственная власть приобрела независимость от церковной, освободилась от ее претензий на исключительное управление мирскими делами

*(13).

Города-государства.Города-государства многие ученые, в том числе и такой гений философско-правовой мысли древности, как Аристотель, относили к первым формам государственных образований. Это были некие «островки» государственности в эпоху родовой организации. О городах-государствах до нашего времени дошли очень скудные сведения. В силу этого во многом этот феномен остается малоизученным. Первые города-государства представляли собой поселения по территориальному принципу. Такие общины называют соседскими и принцип родства здесь не действовал. Город-государство представлял собой административно-хозяйственный центр с четким территориальным расселением населения. Каждый жилой квартал располагался по принципу специализации труда (оружейники, кузнецы и т.д.). В городах-государствах уже тогда просматривалось разделение публичной власти — представительная власть в лице собраний, сходов общинников, их представителей; они выбирали должностных лиц (правителей), лиц, осуществляющих правосудие. В городах-государствах принимались нормативные правовые акты.

Города-государства возникали в силу объективных причин (города ремесленников; города — морские бухты; города — центры торговых путей и т.п.).

studfiles.net

4.Организация власти в первобытном обществе. Принадлежность власти в первобытном обществе



3.Признаки, отличающие государство от перво­бытного (догосударственного) общества.

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организованно, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Ф. Энгельс писал:“ И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – всё идёт своим установленным порядком”5. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по природе своей непосредственно общественной, т.е. неотделённой от общества и неполитической. Единственным способом её реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения и контроля над её выполнением тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно разрешало все основные вопросы его жизнедеятельности.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как и указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушения существующих правил поведения. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания.

Несложные отношения регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчленённых “мононорм”, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение труда и функций между мужчиной и женщиной, взрослым и ребёнком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы “естественно-природной” основой присваивающего общества., в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строгого запрещало брак с кровными родственниками (инцент).

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путём прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

На основе вышеперечисленных фактов можно заключить, что государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:

  1. Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.

  2. Государство – это особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:

  • если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определённой части, социальной группы, класса;

  • реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

  • обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;

  1. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющих государственную власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.

Основные признаки, отличающие государство от других организаций современного общества.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.

  1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

  2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.

  3. Государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической сило и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество –исключительная прерогатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма, необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащ

religionpeace.ru

10. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации первобытного общества. Отличие государства от первобытного общества таблица



10. Признаки государства, отличающие его от родоплеменной организации первобытного общества.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно от­личали их от первобытной организации публичной власти.

1. Если первобытно-общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство — на территориальной общности своих граж­дан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функ­ции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенно­му государству.

2. Государство — это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политичес­кий характер. Ее специфика в следующем:

— если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало учас­тие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;

— реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от об­щества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

— обеспечение решений политической власти осуществляет­ся с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия (армия, милиция, разведка, тюрьма и т.д.).

Для содержания многочисленного аппарата государствен­ных служащих, представляющего политическую власть, необхо­димы налоги, сборы, различные обложения.

11. Теории происхождения государств: теологическая, патриархальная, насилия.

Существует множество теорий происхождения государства и права. Такой плюрализм научных взглядов обусловлен истори­ческими особенностями развития общества, своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими приверженностями авторов, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами.

Рассмотрим следующие теории:

1. Теологическая. Представитель — Ф. Аквинский. Широкое распространение получила при феодализме. Однако и в настоящее время эта кон­цепция представляет официальную доктрину Ватикана.

Согласно данным воззрениям, государство является резуль­татом проявления божественной воли, практическим воплоще­нием власти бога на земле. По мнению богословов, любая светская власть производна от власти церкви, власти религиозных организаций. А народ, должен беспрекословно повиноваться всем велениям государственной води. как продолжению воли божественной.

2. Патриархальная (Аристотель, Филмер, Михайловский). По утверждению Аристотеля, государство — наилучшая форма человеческого общения в целях достижения общего блага. Это своеобразная разросшаяся семья. Власть монарха — естественное продолжение власти отца (патриарха), который заботится о членах своей семьи и обеспечивает их послушание.

5. Теория насилия (Дюринг, Гумплович, Каутский). Сторонники эт ой теории утверждают, что государство возникло как результат насилия, путем завоевания слабых и беззащитных племен более сильными и организованными. Именно в племенах, в их взаимной борьбе, по мысли Л. Гумпловича, «мы можем признать главные, основные части, действительные краеугольные камни государства, — в племенах, которые мало-помалу превращаются в классы и сословия. Из этих племен создается государство. Они и только они предшествуют государству». Теория проповедовала культ насилия, завоевания, эксплуатации порабощения одних народов другими.

По мнению представителей данной теории, государство более необходимо слабым племенам, нежели сильным. Будучи инстру­ментом организации и управленческого воздействия завоевате­лей, государство становится мощным средством защиты завое­ванных от возможных посягательств со стороны других сильных племен.

К. Каутский пытался доказать, что при дальнейшем развитии общества государство трансформируется в инструмент всеобщей гармонии, в орган защиты и обеспечения всеобщего блага как сильных, так и слабых. Теория была воспринята нацистской Гер­манией в качестве официальной идеологии.

studfiles.net

12 Отличие государства от органов власти родового строя.

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровнородственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытнообщинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков и т. д.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытнообщинном строе:

1) миф (сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;

2) обычай– педача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;

3) ритуал– дйствия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.

Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной

religionpeace.ru

3.Признаки, отличающие государство от перво­бытного (догосударственного) общества.

Любое человеческое общество должно быть каким-либо образом организованно, т.е. организационно оформлено. Исторически первой формой организации догосударственного общества явилась родовая община. Личная, родственная связь сплачивала в единое целое всех членов рода. Это единство упрочивали также коллективный труд, общее производство и уравнительное распределение. Ф. Энгельс писал:“ И что за чудесная организация этот родовой строй во всей его наивности и простоте! Без солдат, жандармов и полицейских, без дворян, королей, наместников, префектов или судей, без тюрем, без судебных процессов – всё идёт своим установленным порядком”5. Таким образом, род был одновременно древнейшим социальным институтом и самой первой формой организации догосударственного общества.

Власть в первобытном обществе олицетворяла силу и волю рода или союза родов: источником и носителем власти был род, она была направлена на управление общими делами рода, подвластными являлись все его члены. Здесь субъект и объект власти полностью совпадали, поэтому она была по природе своей непосредственно общественной, т.е. неотделённой от общества и неполитической. Единственным способом её реализации было общественное самоуправление. Ни профессиональных управленцев, ни особых органов принуждения и контроля над её выполнением тогда не существовало.

Высшим органом общественной власти в роду было собрание всех взрослых членов общества – мужчин и женщин. Собрание – столь же древнее установление, как и сам род. Оно разрешало все основные вопросы его жизнедеятельности.

Решения собрания были обязательными для всех, так же как и указания вождя. Хотя общественная власть не имела специальных принудительных учреждений, она была вполне реальной, способной к эффективному принуждению за нарушения существующих правил поведения. Никто не имел привилегий, и поэтому никому не удавалось избежать наказания.

Несложные отношения регулировались обычаями – исторически сложившимися правилами поведения, вошедшими в привычку в результате воспитания и многократного повторения одних и тех же действий и поступков.

Обычаи догосударственного общества имели характер нерасчленённых “мононорм”, были одновременно и нормами организации общественной жизни, и нормами первобытной морали, и ритуальными и обрядовыми правилами. Так, естественное разделение труда и функций между мужчиной и женщиной, взрослым и ребёнком рассматривалось одновременно и как производственный обычай, и как норма морали, и как веление религии.

Мононормы изначально были продиктованы “естественно-природной” основой присваивающего общества., в котором и человек является частью природы. В них права и обязанности сливались воедино. Правда, особое место занимало такое средство обеспечения обычаев, как табу (запрет). Возникнув на самой заре истории человеческого общества, табу сыграло огромную роль в упорядочении половых отношений, строгого запрещало брак с кровными родственниками (инцент).

В догосударственном обществе обычаи, как правило, соблюдались в силу авторитета и привычки, но когда обычай нуждался в подкреплении путём прямого принуждения, общество выступало в роли коллективного носителя силы – обязывающей, изгоняющей и даже обрекающей на смерть нарушителя (преступника).

На основе вышеперечисленных фактов можно заключить, что государство отличается от первобытной организации по следующим признакам:

  1. Если первобытнообщинная организация власти основывалась на кровном родстве всех членов родоплемённого объединения, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных. Территория предопределяет пространственные пределы, границы, отделяющие одно государство от другого, порядок формирования и структуру органов государства, их задачи и функции. Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их проживания, устанавливающее принадлежность граждан определённому государству.

  2. Государство – это особая организация публичной власти, которая не совпадает со всем населением, носит государственный характер. Её специфика в следующем:

  • если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в её формировании принимало участие всё взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определённой части, социальной группы, класса;

  • реализация государственной власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;

  • обеспечение решений государственной власти осуществляется с помощью специального карательного аппарата насилия;

  1. Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющих государственную власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения.

Основные признаки, отличающие государство от других организаций современного общества.

Государство отличается от других организаций, входящих в политическую систему общества, рядом существенных признаков.

  1. Государство в пределах своих территориальных границ выступает в качестве единственного официального представителя всего общества, всего населения, объединяемого им по признаку гражданства.

  2. Государственный суверенитет, под которым принято понимать присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях. Государство – единственный носитель суверенной власти.

  3. Государство издаёт законы и подзаконные акты, обладающее юридической сило и содержащие нормы права.

Те или иные общественные объединения могут принимать решения, обязательные для их внутриорганизационных подразделений и членов, тогда как нормативные акты государства обязательны для всех государственных и муниципальных органов, общественных объединений, частных организаций, должностных лиц и граждан. Правотворчество –исключительная прерогатива государства.

4. Государство есть сложный механизм (аппарат) управления обществом, разносторонними сферами и процессами, представляющий собой систему государственных органов и соответствующих материальных средств (вещественных придатков), необходимых для выполнения его задач и функций.

Специфическая особенность органов, образующих в своей совокупности государственный механизм, состоит в государственно-властном характере их полномочий, что связано с обязательным юридическим закреплением формирования и деятельности этих органов и основанной на этом способности издавать правовые акты и охранять их от нарушения.

Функционирование этого специально созданного государственного механизма, необходимым образом предполагает наличие особого слоя лиц – государственных служащих, основное назначение которых с учётом сложившегося в классовом обществе разделения труда, в том только и состоит, чтобы управлять.

  1. Государство –единственная в политической системе организация, которая располагает правоохранительными (карательными) органами (суд, прокуратура, милиция и т.д.), специально призванными стоять на страже законности и правопорядка.

  2. Только государство располагает вооружёнными силами и органами безопасности, обеспечивающими его оборону, суверенитет, территориальную целостность и безопасность.

  3. Один из важнейших признаков государства, так или иначе соприкасающийся со всеми рассмотренными выше и обобщающий некоторые из них, – это тесная органическая связь государства с правом, представляющим собой экономически и духовно обусловленное нормативное выражение государственной воли общества, государственный регулятор общественных отношений. Трудно найти в истории пример, когда бы государство могло обходиться без права, а право без государства.

  4. Государственная власть может осуществляться только в форме, установленной законом. В данном случае действует принцип “можно только то, что прямо предусмотрено законом”.

Взятые в совокупности отмеченные признаки государства объясняют его особое место и ведущую роль в политической системе общества. Вполне понятно, что в разные исторические эпохи, в различных социально-экономических условиях указанные признаки государства отличаются как конкретным внутренним содержанием, так и своим внешним проявлениям.

studfiles.net

Отличие государства от общественной власти первобытного общества

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно‑родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен.

Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных.

Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно ‑ общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов, например, заклятий, табу, обетов, зароков.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно — общинном строе:

  1. Миф – художественно‑образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое‑либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;
  2. Обычай – передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;
  3. Ритуал – действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер;

Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.

При всем многообразии форм возникших государств всем им присущи некоторые свойства, которые весьма существенно отличали их от первобытной организации публичной власти.

Если первобытно — общинная организация власти основыва­лась на кровном родстве всех членов родоплеменного объедине­ния, то государство – на территориальной общности своих граждан или подданных.

Территория предопределяет пространственные пределы, гра­ницы, отделяющие одно государство от другого, порядок фор­мирования и структуру органов государства, их задачи и функции.

Следует подчеркнуть, что признаком государства является не территория сама по себе, а деление населения по месту их прожи­вания, устанавливающее принадлежность граждан определенному государству.

Государство – это особая организация публичной власти, которая уже не совпадает со всем населением, носит политический характер.

Специфика политической власти в следующем:

  • Если общественная власть первобытного строя выражала интересы всего общества и в ее формировании принимало участие все взрослое население, то политическая власть представляет в первую очередь корпоративные интересы определенной части, социальной группы, класса;
  • Реализация политической власти осуществляется особым аппаратом государственных служащих, которые отделены от общества и, будучи не заняты непосредственно в общественном производстве, профессионально выполняют управленческие функции, получая за это денежное вознаграждение;
  • Обеспечение решений политической власти осуществляется с помощью специально созданного карательного аппарата, аппарата насилия, армия, милиция, разведка, тюрьма;
  • Для содержания многочисленного аппарата государственных служащих, представляющего политическую власть, необходимы налоги, сборы, различные обложения;

  1. Теории происхождения государства
  2. Социальная власть и регулирование в первобытном обществе
  3. Отличие функций государства от функций государственных органов

jurconsult.blogspot.com

7 Власть в первобытном обществе, организация и формы ее осуществления.

Первобытные люди создавали объединения, чтобы защитить себя от внешней среды и добыть пищу. В результате такие объединения были очень неустойчивыми и не могли обеспечивать благоприятные условия для выживания.

Род являлся первым объединением организации людей. В нем взаимоотношения людей определялись кровно-родственным характером. В дальнейшем роды стали объединяться в племена, а также союзы племен. Во главе родов стояли вожди и старейшины, которые показывали пример поведения для других. В повседневной жизни вождей и старейшин рода признавали равными среди равных. Высшей властью обладало общее собрание всего взрослого населения рода. Оно имело также судебную функцию. В союзе племен отношения между племенами регулировалось советом старейшин.

Необходимость в координировании деятельности объединений, решение вопросов, связанных с их выживанием, направляли деятельность людей на создание более совершенных форм управления обществом.

На ранних этапах первобытно-общинного строя поведение человека регулировалось на уровне инстинктов и физических ощущений принятием многочисленных запретов: заклятий, табу, обетов, зароков и т. д.

Формы норм, с помощью которых регулировалось поведение людей в первобытно-общинном строе:

1) миф(сказание, предание) – художественно-образная, фантастическая форма передачи информации о запрете на какое-либо поведение или о нужном поведении. Информация, которую люди получали через миф, имела для всех характер справедливости и святости;

2) обычай– передача информации, носящей нормативный и поведенческий характер, от одного поколения другому. В форме обычаев закреплялись правила поведения людей в различных ситуациях в соответствии с интересами всех членов общества. Обычаи регламентировали все области деятельности в первобытном обществе. Но их сила находилась не в принуждении, а в привычке людей следовать за обычаем;

3) ритуал– действия, которые последовательно совершались людьми и носили символический характер.

Возникшие государства имели различные формы, но при всем этом многообразии им были присущи некоторые свойства, которые значительно отличали их от первобытной организации родовой публичной власти.

В заключение отметим, что правила поведения в перво­бытном обществе носили характер мононорм («моно» — один), они одновременно выступали и как обычаи, и как религиозные, и как моральные нормы. Расчленения на различ­ные виды социальных норм первобытное общество не знало. как не знало и различия между правами и обязанностями.

Отличие государства от общественной власти родового строя:

1) государство основывается на территориальной общности своих граждан, подданных. Именно территория государства предопределяет границы, отделяющие одно государство от другого, весь порядок создания и структуру органов государственной власти, их функции и задачи. В отличие от государства, первобытно-общинная организация власти строилась на кровном родстве членов родоплеменного объединения;

2) государство – это особая организация власти, которая уже не совпадает со всем населением. Реализация организаций общественной власти в первобытном обществе осуществлялась в форме самоуправления, а в государстве – в виде особенной организации публичной и политической власти, которую осуществляет специальный государственный аппарат;

3) для содержания большого аппарата государственных служащих, которые представляют политическую власть, обязательными становятся налоги, сборы, обложения.

studfiles.net

4. Государство и публичная власть первобытной общины: признаки и отличия. Теория происхождения государства и права

Похожие главы из других работ:

Акционерные общества, особенности их правового положения

1. Понятие и основные признаки акционерного общества. Открытое и закрытое акционерные общества, их сходства и отличия

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций…

Власть и социальные нормы в первобытных обществах

3. Эпоха первобытной общины

Возникновение государства и права

2.Общие закономерности возникновения государства, его признаки ( публичная власть, территориальные подразделения граждан, суверенитет, налоги и сборы, связь с правом )

Признаки государства отличают его от догосударственной организации общества и негосударственных организаций существующих в нем (политических партий, различных объединений)…

Государственная власть

2.3 Соотношение понятий «государственная власть» и «государство»

Государственная власть и государство находятся в сложном диалектическом единстве, а потому к вопросу о соотношении между ними можно подходить с разных точек зрения…

Государство и гражданское общество

2.2 Правовое государство: понятие и признаки

В настоящее время в России с уст политиков, дипломатов и даже обыденных граждан ни сходит термин «правовое государство». Вместе с тем не все до конца осознают значение данной философско-правовой категории. Поэтому…

Государство и политические партии

1. ГОСУДАРСТВО. ЕГО ПРИЗНАКИ И СУЩНОСТЬ.

Государство и социальное управление

3. ГОСУДАРСТВО — ОБЩЕСТВО — ВЛАСТЬ В АСПЕКТАХ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Характерно, что государство продолжает во многом по инерции наращивать свои организационно-распорядительные функции: растет аппарат управления, издаются законы и другие нормативно-правовые документы, наращиваются силовые структуры…

Исторические типы государства. Формационный и цивилизационный подходы

1. Экономический строй, политическая власть и государство

Решение современных проблем экономики, и в первую очередь восстановление производства и налаживание воспроизводственного цикла, использование возможностей НТП в условиях многоукладного хозяйства и разнообразия форм собственности…

Организация системы правоохранительных органов Российской Федерации

2. Назовите определение общего понятия «власть» и «судебная власть» и охарактеризуйте признаки судебной власти

Согласно толковому словарю русского языка В. Даля, власть — это «право, сила, воля над чем-либо, свобода действия и распоряжения, начальствование, управление» Даль В. Толковый словарь русского языка: Современное написание. — М.: Астрель, 2008. — С. 983….

Плюрализм понимания сущности государства

1.2 Публичная власть

Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа. Власть существовала и в догосударственном обществе, но это была непосредственно общественная власть…

Понятие и виды международных правонарушений

2. Виды международных правонарушений. Признаки международного преступления, его отличия от других видов правонарушений

Различают три вида международных правонарушений: — международные преступления; — преступления международного характера; — иные международные правонарушения (деликты) Международное преступление — это деяние…

Понятие и признаки государства

2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое…

Понятие и признаки государства

2.1 Территориальная организация населения и публичная (государственная) власть

В догосударственном обществе принадлежность индивида к тому или иному роду обусловливалась кровным или предполагаемым родством. Причем род часто не имел строго определенной территории, перемещался с одного места на другое…

Типы и концепции исламской государственности

1.1 Государство и власть в Коране и сунне

Коран и сунна являются основными источниками исламского права, любая рациональная деятельность в данной области должна опираться на эти источники. Коран — книга ниспосланная Аллахом, содержащая основополагающие принципы и нормы…

Управление как объект административно-правового регулирования

4. Исполнительная власть: понятие, признаки, функции

Принципу разделения властей соответствуют определенные формы деятельности государства. Как уже отмечалось ранее, государственное управление — это вид государственной деятельности, в рамках которой реализуются задачи исполнительной власти…

pravo.bobrodobro.ru