Предмет объект структура и функции социологии – Объект, предмет, функции и методы социологии. Структура и уровни социологического знания — Социология

1 Билет. Предмет, объект, функции и структура социологии

Билет 1. Предмет, объект, функции и структура социологии

Социология — наука о закономерностях становления и развития общества, социальных групп и личности.

Объектом социологии является:

  • общество, наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему.

  • Жизнедеятельность общества.

  • социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом социологии следует считать закономерности развития общества и социальных отношений, взаимовлияние общества.

Функции:

1)познавательная– социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Категории социологии:

  • Соц. взаимодейстие

  • Соц. система

  • Соц. структура

  • Соц. общности

  • Соц. статус — положение, занимаемое индивидом в обществе.

Элементы соц. сознания:

  • Фундаментальная (что и как познается? Приращение научного знания путем построения теорий)

  • Прикладная (для чего? Изучение актуальности проблем имеющих практическую значимость)

Структура соц. сознания:

  • Макросоциология (общество в целом, его структура и институты)

  • Микросоциология (поведение людей в повседневной жизни, их нормы и мотивы)

Структура:

  1. Общая социологическая теория — законы развития общества

  2. Теории среднего уровня — специальные и отраслевые теории (социология инженерного труда и т.д.)

  3. Эмпирическая, прикладная социология — результаты конкретных социологических исследований, методика и технология соц.исследования

studfiles.net

Предмет, структура и функции социологии

Предмет, структура и функции социологии 2

История становления и развитие социологии 4

Общество как социокультурная система 10

Социология и психология личности 13

Социология города 18

Социальные группы и общности 21

  1. Предпосылки появления социологии.

  2. Объект, предмет и функции социологии.

  3. Взаимосвязь социологии с другими элементарными науками.

Термин «социология» введен французским ученым О.Контом. (социология слово об обществе).

Социология возникла как ответ на потребности формирующегося гражданского общества, на те изменения, которые произошли в результате политической и промышленной революций: на смену феодально-абсолютистскому режиму с его политикой и духовной жизнью людей шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека-гражданина.

Становление индустриальных цивилизаций в середине 19 в. привело к созданию особо крупных обществ со сложной внутренней структурой. Изменение образа жизни, привычных связей между общественными группами привело к перераспределению власти и влияния, коренным образом изменилась система социального управления.

Это потребовало понимания процессов жизни таких обществ и способность управлять их функционированием. Возникла достаточно массовая потребность в знании реальных социальных явлений и процессов.

Социология – это наука о становлении, развитии и функционировании общества, социальных общностей и форм их самоорганизации: социальных систем, социальных структур, социальных институтов, социальных групп.

Объектом изучения социологии является общество, рассматриваемое как общность индивидов и взаимосвязи между ними.

Предмет социологии – социальные действия и взаимодействия.

Предметом изучения социологии являются не отдельные действия, а устойчивые и повторяющиеся образцы поведения (экономические, политические, духовные и т.д.).

Для лучшего понимания сущности предмета социологии, важно представить общество как структуру, как целое, состоящее из определенным образом расположенных, упорядоченных частей, взаимодействующих между собой в строго указанных границах. Эти части могут включать как простейшие элементы (отдельные личности), так и совокупности этих элементов (социальные общности). Главное в таком изучении структурно упорядоченных систем – определение взаимосвязей внутри нее.

Если представить 2 схемы, то в первом случае система упорядочена, организована, но ее части не взаимодействуют между собой. Во втором случае взаимодействие наблюдается, отличается разной амплитудой.

Используя эту механическую модель для анализа общества, можно прийти к выводу, что любой гражданин или индивид занимают в этой системе определенную позицию и имеют определенный статус.

В соответствии с этим, индивид состоит в социальных отношения с другими индивидами, образуя сложную систему взаимодействий и взаимозависимостей.

В обществе близкие позиции образуют близкие социальные общности (группы или классы). Совокупность этих связей и взаиморасположение отдельных частей системы в социальном пространстве, определяет поведение людей.

При изучении различных социальных структур нужно помнить, что составляющие их люди активно воздействуют на отдельные части этой структуры и способны повлиять на изменение положения этих частей относительно друг друга.

Чтобы социальные структуры сохранялись и не распадались, людям приходится совершать множество совместных действий, подчиняющихся определенным правилам и нормам.

Т.о. мы видим, что социология изучает структуры общества, их элементы и условия существования а также социальные процессы, протекающие в данных структурах. Общественное предназначение социологии определяется теми функциями, которые она использует в обществе.

Функции социологии:

  1. познавательная – прирост знания о различных сферах функционирования общества.

  2. мировоззренческая – позволяет видеть социальную жизнь во всем многообразии и проблемами.

  3. диагностическая – выясняется состояние объекта в деятельности социальных институтов, организациях и коллективах.

  4. прогностическая – цель: раскрыть тенденции в развитии социальных процессов, как на макроуровне, так и на микроуровне.

Социология изучает общество на двух уровнях: макро- и микро-. Микросоциология изучает поведение людей в их непосредственном межличностном взаимодействии. Макросоциология – крупномасштабными процессами и явлениями.

В развитии социологии выделяют 2 основных направления:

  1. теоретическое (академическое, фундаментальное) – социально-философское осмысление наиболее важных философских, теоретико-познавательных и мировоззренческих проблем общества (теории: функционализма, конфликта, позитивизм, психоанализа и т.д.).

  2. прикладное строится на точных конкретных данных об отдельных социальных фактах, составляющих процесс изменения и структуру общества. Это различные социальные опросы, наблюдения, изучение общественного мнения и т.д.

между этими направлениями есть промежуточное – теория среднего уровня – эмпирическая социология. Она объединяет теорию и прикладные исследования. Часто ее называют отраслевой социологией (социология города, села, молодежи, права, политики и т.д.).

studfiles.net

1. Предмет, объект, функции и методы социологии

ЛЕКЦИЯ № 1. Социология как наука

  1. Предмет, объект, функции и методы социологии

  2. Социология в системе гуманитарных наук

  3. Структура социологии

  4. Система основных категорий и законов в социологии

  5. Основные парадигмы социологии

Термин социология происходит от двух слов: латинского «социетес» – «общество» и греческого «логос» – «слово», «понятие», «учение». Таким образом, социологию можно определить как науку об обществе.

Такое же определение этого термина дает известный американский ученый Дж. Смелзер. Однако это определение довольно абстрактно, так как общество в различных аспектах изучают и многие другие науки.

Для того, чтобы понять особенности социологии, необходимо определить предмет и объект этой науки, а также ее функции и методы исследования.

Объектом любой науки выступает часть внешней реальности, выбранной для изучения, обладающая определенной завершенностью и целостностью. Как уже было отмечено, объектом социологии является общество, однако при этом наука исследует не отдельные его элементы, а все общество как целостную систему. Объектом социологии является совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Понятиесоциального можно рассматривать в двух смыслах: в широком смысле оно аналогично понятию «общественное»; в узком смысле социальное представляет лишь аспект общественных отношений. Социальные отношения складываются между членами общества, когда они занимают определенное место в его структуре и наделены социальным статусом.

Следовательно, объектом социологии являются социальные связи, социальное взаимодействие, социальные отношения и способ их организации.

Предметом науки является результат теоретического исследования выбранной части внешней реальности. Предмет социологии не может быть определен так же однозначно, как объект. Это обусловлено тем, что на протяжении исторического развития социологии взгляды на предмет этой науки претерпевали значительные изменения.

Сегодня можно выделить следующие подходы к определению предмета социологии:

1) общество как особая сущность, отличная от индивидов и государства и подчиненная собственным естественным законам (О. Конт);

2) социальные факты, под которыми следует понимать коллективные во всех проявлениях(Э. Дюркгейм);

3) социальное поведение как отношение человека, т. е. внутренне или внешне проявляемая позиция, ориентированная на поступок или воздержание от него (М. Вебер);

4) научное изучение общества как социальной системы и составляющих его структурных элементов (базиса и надстройки) (марксизм).

В современной отечественной научной литературе сохраняется марксистское понимание предмета социологии. Необходимо отметить, что это таит в себе определенную опасность, так как представление общества в виде базиса и надстройки ведет к игнорированию личности и общечеловеческих ценностей, отрицания мира культуры.

Поэтому более рационально предметом социологии следует считать общество как совокупность социальных общностей, слоев, групп, индивидов, взаимодействующих между собой. Причем главным механизмом этого взаимодействия является целеполагание.

Итак, учитывая все указанные особенности, можно определить, что социология – это наука об общих и специфических социальных закономерностях организации, функционирования и развития общества, путях, формах и методах их реализации, в действиях и взаимодействиях членов общества.

Как любая наука, социология выполняет определенные функции в обществе, среди которых можно выделить следующие:

1) когнитивная (познавательная) – социологические исследования способствуют накоплению теоретического материала о различных сферах социальной жизни;

2) критическая – данные социологических исследований позволяют проверить и оценить социальные идеи и практические действия;

3) прикладная – социологические исследования всегда направлены на решение практических задач и всегда могут использоваться для оптимизации общества;

4) регулятивная – теоретический материал социологии может использоваться государством для обеспечения социального порядка и осуществления контроля;

5) прогностическая – на основе данных социологических исследований можно составлять прогнозы развития общества и предотвращать негативные последствия социальных действий;

6) идеологическая – социологические разработки могут быть использованы различными общественными силами для формирование своей позиции;

7) гуманитарная – социология может способствовать совершенствованию общественных отношений.

Еще одним отличительным признаком социологии как науки является набор методов исследования. В социологии метод – это способ построения и обоснования социологического знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности.

Можно выделить три уровня методов изучения социальных явлений и процессов.

Первый уровень охватывает общенаучные методы, используемые во всех гуманитарных областях знаний (диалектический, системный, структурно-функциональный).

Второй уровень отражает методы смежных социологии гуманитарных наук (нормативный, сравнительный, исторический и др.).

Методы первого и второго уровней основываются на универсальных принципах познания. К ним относятся принципы историзма, объективизма и системности.

Принцип историзма предполагает исследования социальных явлений в контексте исторического развития, их сопоставление с различными событиями истории.

Принцип объективизма означает изучение социальных явлений во всех их противоречивости; недопустимо изучение только положительных либо только отрицательных фактов. Принцип системности подразумевает необходимость исследования социальных явлений в неразрывном единстве, выявление причинно-следственных связей.

К третьему уровню можно отнести методы, характеризующие прикладную социологию (опрос, наблюдение, анализ документов и др.).

Собственно социологические методы третьего уровня основываются на применении сложного математического аппарата (теории вероятности, математической статистики).

studfiles.net

объект, предмет, функции и структура

1. Объект и предмет социологии. Структура социологического знания.

2. Понятие метода в социологии. Функции и методы социологии.

3. Соотношение социологии с другими общественными науками.

Объект и предмет социологии. Структура социологического знания.

Наблюдая за поведением человека в обществе, известный французский социальный психолог Серж Московичи подметил парадоксальный факт: «Люди отдельно друг от друга ведут себя нравственным и разумным образом, но они не становятся безнравственными и неразумными, когда собираются вместе». Действительно, что происходит с людьми, когда они взаимодействуют, почему они ведут себя определенным образом, стремятся жить среди других людей, а не в одиночку, почему образуют группы, почему голосуют, поклоняются чему-либо, женятся и разводятся и т.д.

Ответить на эти и подобные вопросы стремились различные ученые и мыслители, начиная с древности. Однако наиболее целостное представление о структуре и причинах социальных взаимодействий людей дает социология.

Родоначальником социологии считается французский ученый О. Конт, определивший предмет и метод науки. Ученый изобрел термин «социология», состоящий из необычного соединения двух слов: лат. Societas – общество и греч. Loqos – учение. Поэтому если следовать названию, то социологию можно определить как науку об обществе.

Объектом социологического познания является общество. Но выделения понятия «общество» в качестве исходного для определения предмета социологии недостаточно. Общество является объектом изучения всех общественных и гуманитарных дисциплин. То же самое можно сказать и о понятии « социальная реальность». Ключ к пониманию научного статуса социологии лежит в различии ее объекта и предмета.

Объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Отличие различных наук друг от друга состоит в том, что даже на одном объекте они исследуют свои специфические законы и закономерности, которым подчинено развитие и функционирование данного объекта.

Согласно сложившейся традиции, при определении предмета социологического знания выделяется в качестве «ключевого» то или иное социальное явление. К числу таких явлений относятся: групповое взаимодействие, социальные отношения, социальные организации, системы социального действия, социальные группы и общности, социальные процессы и социальная жизнь.

И хотя вопрос о предмете социологии до сих пор остается нерешенным, его определяющим свойством является то, что он представляет собой совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Поскольку эти связи и отношения в каждом конкретном социальном объекте всегда организованы определенным образом, постольку объект социологии выступает как целостная система. Задачей социологии является типологизация этих систем, исследование связей и отношений каждого социального объекта на уровне закономерностей и целенаправленное управление поведением людей. Итак, понятия социального, социальных явлений и процессов, социальных связей и отношений, способа их организации являются исходными для понимания предмета социологии, а социальных закономерностей – для понимания его сущности. Социальная закономерность – объективно существующая, повторяющаяся связь социальных явлений, выражающая возникновение, функционирование и развитие общества как целостной социальной системы или отдельных его подсистем.

Центральной категорией социологии является – социальное явление, то есть совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми и общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях, проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни. Иначе говоря, это проявление общественных отношений на межличностном уровне социального взаимодействия. Это определение принадлежит российскому социологу Г. Осипову.

Социальное явление или процесс возникают тогда, когда поведение одного индивида оказывается под воздействием другого индивида или их группы (общности) независимо от того, присутствует ли при этом данный индивид или общность. Именно в процессе взаимодействия индивиды оказывают воздействие друг на друга, способствуя тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких- либо социальных качеств. Итак, социальное, являясь результатом взаимодействий, отражающим их содержание и характер является свойством, внутренне присущим индивидам и общностям, формирующимся в результате процессов социализации и интеграции человека в общество, в общественные отношения.

При этом социальное может рассматриваться на нескольких уровнях: на индивидуальном уровне (на уровне взаимодействия между двумя индивидами), на уровне микросообществ (семья, бригада работников и т.п.), на уровне крупных сообществ (этнические, территориальные и другие общности), на уровне сообществ – обществ (социальный уровень) и на уровне глобального (мирового) сообщества.

Таким образом, следует подчеркнуть, что социология – наука о социальном в различных его проявлениях, раскрывающая закономерности возникновения, функционирования и развития социальных образований различного уровня и отношений

Рассмотрим и другие определения. Например, В.А. Ядов, пишет: «На протяжении полутора столетий в определении предмета социологии противоборствуют две тенденции, … два совершенно разных подхода к определению социологии: один – в направлении развертывания ее предмета как науки о целостности общественного организма, о социальных организациях и социальной системе, другой – как науки о массовых социальных процессах и массовом поведении». И далее: «… Макротеоретики» оперируют понятиями общества, культуры, социальных процессов. «Микротеоретики» работают с понятиями социального поведения, акцентируя внимание на его механизмах, включая межличностное взаимодействие, мотивацию, стимулы групповых действий и т.д.». В. Ядов подчеркивает, что было бы ошибочным считать первых теоретиками, микротеоретиков – прикладниками. И в первом, и во втором случае речь идет, прежде всего, о границах науки.

Известный социолог Ю.А. Левада дает следующее определение социологии: «Социология – это эмпирическая социальная дисциплина, изучающая общественные системы в их функционировании и развитии».

Развитие эмпирических социологических исследований выявило потребность в разработке соответствующей теории, отличной от философской. В результате сложилось представление о трех уровнях социологии: высшем – общесоциологическая теория, теории средних уровней (обеспечивают теоретические эмпирические исследования общества) и прикладной социологии. К настоящему времени взгляды на социологию и ее трехуровневую структуру в значительной степени пересмотрены.

По мнению российского ученого М.Н. Руткевича о трехуровневой структуре социологии можно говорить условно. Она, как и многие другие науки, имеет многоуровневое, многоступенчатое, иерархическое строение. Что касается взаимоотношений с философией, М. Н. Руткевич считает: «Есть предрассудок, что философия истории и общая теоретическая социология противостоят друг другу, что социологию надо освободить от философской кабалы, провозгласить ее полный «суверенитет» как науки. Либо то, либо другое – так рассуждают многие авторы.

На наш взгляд, вместо «или» надо поставить «и». Дело в том, что философия как наука о всеобщих законах связи и развития неизбежно частично пересекается с общими теоретическими проблемами других наук. Так, философия политики неотделима от наиболее общих проблем политологии, философия права – от таковых в правоведении, философия истории – от общих проблем исторической науки, и тем более от социологии».

В современном учебнике американского социолога Н. Смелзера социология определяется как научное исследование общества и социальных отношений. Она опирается на данные или факты из реального мира и стремится следовать им, используя научные объяснения.

В его учебнике три раздела:

  • Элементы социологии (культура, социальная структура, социализация, социальное взаимодействие, организация, девиация и социальный контроль, поселенческие общности и жизнь в крупных городах).

  • Социальное неравенство (неравенство, стратификация и класс, этническое и расовое неравенство, сексуальные роли и неравенство, возраст и неравенство).

  • Социальные институты (семья, образование, религия, экономическая система, политическая система).

Н. Смелзер выделяет две предметные «зоны»: микросоциологическую и макросоциологическую. Микросоциология изучает общение людей в повседневной жизни – интеракцию, их взаимодействие. Исследователи, работающие в этом направлении считают, что социальные явления можно понять лишь на основе анализа тех смыслов, которые люди придают данным явлениям при взаимодействии друг с другом. Главная тема их исследований – поведение индивидов, их поступки, мотивы, значения, определяющие взаимодействие между людьми, которое, в свою очередь, оказывает влияние на стабильность общества или происходящие в нем перемены.

Макросоциология уделяет основное внимание моделям поведения, помогающим понять сущность любого общества. Эти модели, которые мы иначе называем структурами, включают такие общественные институты, как семья, образование, религия, а также политический и экономический строй. Люди, с самого рождения вовлеченные в данную систему социальных структур, испытывают их глубокое влияние. Макросоциологи уделяют основное внимание изучению взаимосвязей между различными частями общества, они стремятся выявить также, как изменяются эти взаимосвязи.

Таким образом, социология представляет собой разветвленную систему знания. Она включает общую социологическую теорию о становлении, развитии и функционировании общностей различных уровней и об отношениях между ними, исследует массовые социальные процессы и типичные социальные действия людей; теории среднего уровня (отраслевые и специальные социологические теории), имеющие более узкую предметную область сравнительно с общей теорией; эмпирические исследования. Социология как система знания опирается на изучение фактов социальной действительности, а ее теоретические обобщения связываются воедино на базе фундаментальных принципов истолкования социальных явлений и процессов.

Понятие метода в социологии. Функции и методы социологии. Каждая наука, выделяя для себя особую область исследования – свой предмет, вырабатывает и свой специфический способ его познания – свой метод, который можно определить как способ построения и обоснования знания, совокупность приемов, процедур и операций эмпирического и теоретического познания социальной реальности. Верная картина исследуемого явления может быть получена лишь при правильном методе познания.

Метод (от греч. Methods – букв. «путь к чему-либо») – это своего рода компас, ориентируясь по которому, исследователь постигает сущность предмета. Строго говоря, речь должна идти не о методе, а о методах социологии. Понятие « метод социологии» употребляется в собирательном, обобщающем смысле. Таким образом, социологический метод – собирательное понятие, характеризующее основные установки социолога, реализуемые в процессе социологического исследования и ведущие к расширению и углублению сферы социологического знания. Это конкретные познавательные ориентации, подходы, приемы, способы и инструменты, применяемые в социологическом исследовании: микро- или макроподход, изучение частного случая или массовое обследование, свободное интервью или формализованный опрос и т.д.

В самом общем смысле методы социологии можно объединить в две группы: общенаучные и частно — научные. К общенаучным относятся те методы, которые используются всеми другими науками. Это такие методы как сравнительный, сравнительно-исторический, структурно-функциональный, критическо-диалектический, генетический, наблюдение, эксперимент и др. Вполне понятно, что эти методы используются по-своему, с учетом специфики предмета социологии.

К частно-научным относят методы, разработанные и используемые именно данной наукой. К таким специфическим методам социологии можно отнести опрос, биографический метод, метод социометрии и др.

Одной из важнейших характеристик метода социологии является опора в изучении социальной реальности на эмпирическое ее исследование ( принцип эмпиризма). В связи с этим можно выделить также методы сбора и анализа информации о социальных фактах. К основным методам сбора первичной социологической информации можно отнести опрос, изучение документов, наблюдение и др., к методам анализа собранной информации – описание и классификация, типологизация, системный статистический анализ и др.

Основное содержание социологии, ее теоретическое и практическое значение выражается в выполняемых ею функциях.

Познавательная функция. Эта функция социологии заключается в исследовании социальных явлений с целью получить адекватные научные представления об их сущности и содержании, связи с другими явлениями, характере и закономерностях развития. Первостепенное значение социология придает изучению общественных отношений, складывающихся между различными субъектами, анализу объективных и субъективных сторон их деятельности, а также анализу функционирования социальных институтов.

Система представлений и понятий о социальных процессах фиксируется на уровнях социологического знания. На каждом из них данные процессы отражаются с разной степенью глубины. На уровне общесоциологических теорий делаются более масштабные научные обобщения и выводы по сравнению со специальными (частными) социологическими теориями. Функция же конкретных социологических исследований заключается в сборе первичных данных, характеризующих повседневную практику людей, и в их эмпирическом анализе.

Познавательная функция социологии заключается также в том, чтобы на основе анализа социальных процессов выработать научные прогнозы их дальнейшего развития в сфере материальной, политической или духовной жизни общества. Такие прогнозы могут иметь долговременный или текущий характер: на уровне общесоциологических теорий речь может идти о глубоком предвидении тенденций развития общества в ближайшем и отдаленном будущем, в рамках специальных социологических теорий могут быть выработаны полезные прогнозы.

Практическая функция. Практическая функция социологии состоит в том, чтобы на основе эмпирического и теоретического анализа социальных явлений и процессов разработать практические рекомендации, например, по усилению стимулирования и повышению эффективности деятельности людей в сфере материального производства, совершенствованию экономических и политических отношений и деятельности соответствующих социальных институтов.

В конечном счете, эти рекомендации направлены на улучшение механизма социального управления, повышение его эффективности на всех уровнях – от управления коллективом до управления делами общества. В большей или меньшей степени это делают все современные общества, особенно наиболее цивилизованные. Ни одно из них не пускает на самотек развитие экономики, социально-классовых и национальных отношений, политической системы общества. Их развитие совершается под определенным воздействием соответствующих управленческих структур, деятельность которых обеспечивается научно. Усложнение современных обществ и условий их развития (экономических, экологических, политических и других) усиливает потребность целенаправленного воздействия на социальные процессы. Свою роль здесь может играть и нередко играет социология, которая выполняет значительную работу, начиная от проведения так называемых социологических замеров функционирования различных сторон общества и получения первичной социологической информации до выработки научно обоснованных выводов и рекомендаций.

Важное практическое значение имеют социологические прогнозы относительно ближайшего и отдаленного будущего общества, научные предвидения развития экономики, социальной, политической и духовной сфер общества.

Идеологическая функция. Одна из важных функций социологии – идеологическая, поскольку социология в той или иной форме выражает интересы определенных социальных групп, классов, политических партий и движений. Этого невозможно избежать, даже если поставить цель полностью избавиться от идеологического подхода в конкретных социологических исследованиях и в формулировании положений специальных социологических исследованиях и в формулировании положений специальных социологических и общесоциологических теорий. Ведь социолог занимает определенное социально-классовое положение и нередко входит в ту или иную политическую партию. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определенного мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения.

Формулируемые социологом выводы и обобщения, касающиеся тех или иных сторон общественных жизни, затрагивают не только интересы той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Тем самым данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание, некий идеологический оттенок.

Мировоззренческая функция. Социология, изучающая общество как целостную систему, создавая более или менее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире, формирует у людей систему взглядов на человеческий мир и место в нем человека, отношение человека к окружающей его социальной действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами жизненные позиции людей, их идеалы.

Гуманистическая функция. Социология объясняет, какие социальные условия необходимы для того, чтобы человек стал реализовывать себя в качестве субъекта социальной деятельности, смог бы, в конечном итоге, полностью реализовать свою собственную сущность.

Соотношение социологии с другими общественными науками. Уяснение специфики социологии как самостоятельной науки связано с выявлением ее соотношения с другими общественными науками. Следует иметь в виду, что социология является одной из наук, изучающих поведение людей в обществе и функционирование социальных структур наряду с другими, также имеющими сходный объект исследования.

Ближе всех к социологии находится антропология. Она использует методы исследования (например, наблюдение), характерные для социологии. Однако существуют различия в предмете. Несмотря на то, что и социология и антропология

анализируют общество, это – исторически различные типы обществ. Так, антропология занимается, в частности, изучением локальных, простых, доиндустриальных культур и обществ (примитивных народов, племен, сообществ древних людей) для определения происхождения и процессов развития человеческого рода и человеческой культуры. Антропология не изучает сложные общества с развитыми индустриальными культурами и институционализированными взаимоотношениями. Предметом ее анализа являются церемонии, ритуалы, мифы, традиции забытых и малочисленных народов, племен, общин.

Отчасти предмет социологии совпадает и с предметом социальной психологии. Психология исследует индивидуальное поведение, процессы овладения людьми навыков речи и чтения, формирование их отношения к окружающему миру, влияние социальных групп, становление отличительных черт характера личности. Социология также изучает общение людей в повседневной жизни, однако оно ограничено отдельной позицией, которую занимают индивиды в соответствии со своим социальным статусом.

Тесно связана социология и с социальной философией. Обе науки сближает стремление к системному, целостному анализу общества, однако каждая из них осуществляет это с помощью своих методов, категорий, законов. Социальная философия является философской наукой. Она рассматривает общество предельно широко – как специфическую часть всего мироздания, а потому и описывает его с помощью наиболее общих понятий, категорий, законов. Социальная философия анализирует развитие общества под углом зрения специфического проявления в этом процессе общефилософских законов, то есть законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении. Социальная философия выступает в качестве методологической основы социологии.

Социология же дает более конкретный анализ общества с точки зрения того, как эти социальные законы проявляются в деятельности структурных единиц общества ( например, классов, слоев, ассоциаций, групп, отдельных личностей), каким образом изменяются социальные структуры, какие процессы в них происходят.

Структурные единицы общества (классы, партии, слои, группы и т.д.) представляют собой субъекты политики, что обусловливает взаимосвязь социологии с политической наукой – политологией. Политология изучает то, каким образом люди приходят к власти, как ее используют, каким образом она распределяется в обществе. Кроме того, рассматривает вопросы, связанные с управлением и функционированием государства, образованием правительств, деятельностью партий, поведением избирателей. Социология также рассматривает феномен власти и его субъекты, однако, с позиций анализа социальных статусов классов, групп, личностей, наличия у них ресурсов.

Более заметны различия социологии с экономической наукой. Экономика изучает процессы производства, распределения, потребления и обмена материальных благ. Главное внимание экономисты уделяют моделям экономического развития, процессам общественного воспроизводства, анализу макроэкономических показателей, безработицы, инфляции, динамики цен, международной торговли. Конечно, социология не может игнорировать выводы экономической науки, обусловленность социальных процессов уровнем материального производства. Однако социология рассматривает не одну сферу, как, например, экономика, а общество как целое, в единстве и взаимосвязи всех его сфер.

Основная литература:

В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. Социология. Краткий курс. Москва. 2003 г. С.7-48.

В. Н. Лавриненко. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С.13-28.

Р. Т. Мухаев. Социология. Учебник для вузов. Москва. 2003 г. С. 5-19.

Дополнительная литература:

А.А. Радугин, К.А. Радугин. Социология. Москва.1996 г.

Ж.Т. Тощенко. Социология. Москва. 1994 г.

Н. Смелзер. Социология. Москва. 1994 г.

К.Г. Габдуллина. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.

studfiles.net

Предмет и объект социологии. Основы социологии

Социология — ϶ᴛᴏ наука об общих закономерностях становления, функционирования и развития общества в целом, а также социальных общностей и социальных отношений.

Объект и предмет социологии

Социология как самостоятельная наука возникла в первой половине XIX в., и ее основателем будет французский философ Огюст Конт. Отметим, что термин «социология» был введен в 1839 г. и в буквальном переводе означает «наука об обществе» (от лат. societas общество и греч. logos — учение).

Как и любая научная дисциплина, социология имеет ϲʙᴏй объект и предмет исследования. Под объектом понимают ту сферу реальности, кᴏᴛᴏᴩая подлежит изучению, и именно на нее направлен исследовательский поиск. Следовательно, объектом социологии, исходя из названия, будет общество. Но общество исследуется многими дисциплинами, такими как история, философия, экономика, политология и т.д. При ϶ᴛᴏм каждая из названных общественных наук выделяет ϲʙᴏи специфические аспекты, ϲʙᴏйства объекта, кᴏᴛᴏᴩые и становятся предметом ее исследования. Уместно отметить, что определить предмет социологии достаточно сложно, поскольку на протяжении всей истории ее развития представители различных школ и направлений высказывали и высказывают различные взгляды относительно понимания предмета ϲʙᴏей науки.

Так, Огюст Конт полагал, что предметом исследования социологии будут законы общественного развития, кᴏᴛᴏᴩые подобно естественным законам в природе должны распространять ϲʙᴏе влияние на человеческое общество.

Французский социолог Эмиль Дюркгейм в качестве предмета социологии выделял социальные факты, под кᴏᴛᴏᴩыми он понимал коллективные привычки, традиции, нормы, законы, ценности и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер предмет социологии видел в так называемых социальных действиях, т.е. таких действиях, кᴏᴛᴏᴩые ориентированы на действия (ожидания) других людей.

Обобщая разнообразные подходы к рассмотрению предметной области социологии, можем сделать вывод, что в самом широком смысле предмет социологии — ϶ᴛᴏ социальная жизнь общества, т.е. комплекс социальных явлений, вытекающих из взаимодействия людей и общностей, их социальных связей и социальных отношений, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей.

Функции социологии

Социология реализует следующие функции: гносеологическую, прогностическую, социального проектирования, организационно- технологическую, управленческую, инструментальную.

Гносеологическая (теоретико-познавательная) функция обращена к познанию проблем настоящего и будущего данного общества, направлена на получение нового социологического знания, создание и уточнение теорий, концепций, тенденций.

Прогностическая функция призвана осуществлять научное предвидение социального развития общества в целом, а также его отдельных структур и подсистем.

Принято выделять два типа социальных прогнозов: нормативный и поисковый. Поисковый прогноз отвечает на вопрос: что вероятнее всего произойдет в обществе при условии сохранения существующих социальных тенденций? В нормативном же определяются пути и сроки достижения желаемого состояния объекта.

Социальное проектирование состоит в разработке моделей конкретной организации объекта и определении перспективных параметров ее функционирования.

Организационно-технологическая функция обеспечивает создание и внедрение в практику социальных технологий, кᴏᴛᴏᴩые выступают составным элементом прикладной социологии.

Управленческая функция связана с проблемами управления социальной системой. Исходным материалом для разработки управленческих решений на различных уровнях выступают результаты социологических исследований, прогнозы и методики.

Инструментальная функция состоит в разработке собственно социологических методов познания, анализа социальной реальности. Материал опубликован на http://зачётка.рф

Что изучает социология

Отметим, что термин «социология», кᴏᴛᴏᴩый впервые ввел О. Конт (около 1839 г.), буквально означал «науку об обществе, социальной жизни». В то время трудно было ожидать, что рождается наука, имеющая большое будущее. Нужно различать объект и предмет социологии.

Под объектом социологии понимают часть объективной действительности, изучаемую данной наукой. В контексте этого общим объектом социологии будет общество. В понимании предмета социологии, кᴏᴛᴏᴩый входит в ее определение как науки, существуют разные точки зрения.

«Марксистско-ленинская социология <…> занимается комплексным изучением различных социальных явлений и процессов в их взаимосвязи, устанавливая социальные закономерности». Кстати, эта социология устанавливает социальные закономерности, подобно тому как естествознание (наука) устанавливает закономерности природные. Закономерность представляет собой необходимую, повторяющуюся, устойчивую связь каких-то сторон. Марксистско-ленинская социология изучает связь между материальными, объективными общественными явлениями, например, производительными силами и производственными отношениями. Стоит заметить, что она строится так же, как науки о природе, что отчетливо пробудет в ее методологии.

Противоположное понимание предмета социологии дает феноменологическая социология. «Коренной недостаток позитивистской социологии, — пишет Д. Уолш, — заключается в ее неспособности понять смысловое строение социального мира, вследствие чего позитивизм выработал методологию, совершенно неадекватную природе исследуемого объекта». В отличие от позитивизма разных видов феноменологическая социология делает упор на анализ обыденного сознания в структуре действий (поведения) людей, считая его сущностью общественного бытия. Стоит заметить, что она разработала феноменологический метод анализа смысловой составляющей социальных фактов, из кᴏᴛᴏᴩых состоит общество. Кстати, эта социология изучает необходимые, повторяющиеся, устойчивые связи субъективных явлений.

В наибольшей степени точно, на мой взгляд, социологию определил П. Сорокин — как науку, кᴏᴛᴏᴩая изучает поведение людей, живущих в среде себе подобных: «социология изучает явления взаимодействия людей друг с другом, с одной стороны, и явления, возникающие из ϶ᴛᴏго взаимодействия, — с другой». Давая такое (реалистическое) определение социологии, мы подчеркиваем, с одной стороны, значение принципа индивидуализма (субъективизма), а с другой стороны, объективизма при определении предмета социологии. Объясняя общественное устройство (строй общества), мы обращаемся прежде всего к деятельности людей, ее мотивам, а также общественным результатам, независимым от индивидуальных усилий и действий.

Из данного определения социологии следует, что, во-первых, ее интересуют не индивиды, в отличие от психологии, а субъективная сторона (потребности, интересы, оценки и т. п.) поведения, коллективы людей в процессе их взаимодействия. Во-вторых, она исследует различные уровни социальной взаимосвязи (взаимосвязи поведения людей) в виде социальных общностей, институтов, организаций, сфер, систем, общественных строев, цивилизаций. В-третьих, социологию интересуют причины и механизмы развития социальных взаимосвязей, институтов, формаций, цивилизаций и т. п. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что социология изучает образ жизни людей, социальных классов, обществ, человечества.

Реалистическая социология изучает действия людей как единство субъективного и объективного, процесса и результата. При этом она отказывается видеть в закономерностях общественного развития нечто подобное закономерностям природы. Закономерностями общества с позиции реалистической социологии будут социальные институты и организации, в кᴏᴛᴏᴩых социальные связи приобретают необходимость, повторяемость, устойчивость, делающую их весьма отдаленно похожими на законы природы.

Социология как научная дисциплина представляет собой логическую конструкцию, кᴏᴛᴏᴩая: (а) претендует на определенную область исследований социальной действительности; (б) имеет общие и специфические методы исследования; (в) содержит в себе систему специфических (в данном случае социологических) знаний, гипотез, понятий. В качестве социального института социология содержит в себе: совокупность ученых-социологов, обладающих системой социологических знаний; библиотек, где собраны тексты, понятные социологам; научного общения между социологами.

Общество будет предметом изучения истории, экономики, политологии, социальной психологии социальной философии и других наук, кᴏᴛᴏᴩые изучают его со ϲʙᴏих сторон и в определенной мере различающимися методами. Эти науки могут быть использованы в социологии для изучения ее предмета. Но социальная философия, социальная психология и другие общественные науки, в ϲʙᴏю очередь, много получают от социологии, дающей глубокое понимание взаимосвязи людей, общественных отношений, культуры и прочих категорий как сознательных явлений.

Психология исследует человека, его бессознательное, сознание, характер, ментальность и т. п., дает знания, помогающие понять поведение людей в среде себе подобных. Социальная психология изучает закономерности поведения людей в социальных группах, обусловленные бессознательным (индивидуальным и коллективным), сознательным, социальными условиями. Социальную философию интересует общество с позиции соотношения, взаимосвязи в деятельности людей объективного (материального) и субъективного (сознательного). Экономика анализирует процесс (деятельность и отношения) производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Стоит сказать — политология изучает процесс производства, распределения, обмена и использования государственной власти. Демография исследует процессы воспроизводства, плотности, миграции, длительности жизни людей, поколений, этносов.

Общество представляет собой совокупность общественных сфер (и систем), а также отношений между ними: демографической, экономической, политической, духовной. Стоит сказать, что каждая из них изучается комплексом наук: антропологией, экономикой, политологией, философией и др. Демография, экономика, политология, психология и философия тоже изучают поведение людей, их взаимосвязь и отношения. В результате возникает пересечение предметов исследования данных наук и связанная с данным проблема их размежевания. Данную проблему по-разному понимают и решают в разных социологических системах.

По мнению Т. Парсонса, социология, в отличие от других общественных наук, рассматривает социальные системы и общества «не как конкретную агрегацию взаимодействующих и проявляющих себя в поступках людей, а как получившую аналитическое определение подсистему всей совокупности социальных действий людей, абстрагированную на базе аналитического вычленения процессов взаимодействия между исполняющими ϲʙᴏи роли людьми <…> В противоположность многим современным точкам зрения я не рассматриваю социологию как дисциплину, имеющую дело со всей социальной системой даже в ϶ᴛᴏм аналитически абстрагированном смысле. Ведь ϶ᴛᴏ значило бы либо отказать экономической и политической наукам в праве называться социальными науками <…> либо превратить их во вспомогательные отрасли социологии. По϶ᴛᴏму, согласно моему представлению, социология занимается исключительно одним, преимущественно функциональным, аспектом социальных систем, а именно изучает структуры и процессы, имеющие отношение к интеграции данных систем, включая, конечно, и случаи неудавшейся интеграции или препятствующие ей». В противоположность ϶ᴛᴏй точке зрения в некᴏᴛᴏᴩых наших учебных пособиях в социологию включается основные вопросы почти всего общест- вознания: социальной философии, социологии, политологии, культурологии, — что растворяет предмет социологии в предметах других наук.

Анализ исторических вызовов социологии и в целом обществознанию, сделанный И. Не стоит забывать, что валлерстайном, приводит его к выводу о необходимости преодолеть узкую специализацию обществоведческих дисциплин, воссоединить в культуре социологии гуманитарные, обществоведческие, естественные науки.
Стоит отметить, что основой такого сближения разных типов научного знания он считает, с одной стороны, синергетику, с ее теорией неравновесности, стрелой времени и т. д., а с другой стороны, культурологию, отрицающую универсальные каноны и изучающую культурную систему общества, роль кᴏᴛᴏᴩой в условиях развития информационного общества возросла.

В целом социология представляет собой отрасль науки о человеческом поведении, целью кᴏᴛᴏᴩой будет раскрытие причинно-следственных связей, возникающих между индивидами и группами в процессе социального взаимодействия.

Частные социологические теории, их предмет и объекты

Для познания социальных отношений в области экономической жизни используется ряд частных социологических теорий, позволяющих исследовать экономическое поведение и экономическое сознание объектов и субъектов рынка в сферах труда и производства, собственности, обмена, распределения и потребления. Среди них наиболее значимы следующие: социология труда, социология занятости, социология безработицы, социология управления, социология города, социология села, социология предпринимательства, социология маркетинга, социология страхования, социология финансово-банковской деятельности, региональная социология, социология домохозяйств.

Систематизированные характеристики частных социологических теорий в исследовании предмета экономической социологии приведены в табл. 4.1.

Таблица 4.1. Частные социологические теории, их предмет и объект в структуре экономической социологии

Социологическая теория

Предмет социологической теории

Объект социологической теории

Социология труда

Трудовое поведение

Трудовые коллективы

Социология занятости

Рынок труда и занятости, экономическое поведение личности в условиях конкуренции на рынке труда

Социально-профессиональные группы, занятые любым видом труда: социальные организации, способствующие трудоустройству

Социология безработицы

Безработица как социальное явление и социально-экономический процесс, ее последствия

Безработные, социальные организации, занимающиеся трудоустройством безработных

Социология управления

Управление в сфере труда и производства как социальный процесс и его последствия

Личность руководителя и подчиненного, социальные организации разных форм собственности

Социология города

Город как целостный социальный организм, система расселения и развития горожан

Горожане как социально-территориальная общность

Социология села

Деревня как социальный полис и система расселения, урбанизация и ее социальные последствия

Сельские жители как социально -территориальная общность

Социология предпринимательства

Предпринимательство как социальное явление и социальный процесс, социальные последствия

Предприниматели как новый элемент социальной структуры

Социология маркетинга

Маркетинг как вил социально-экономической деятельности по формированию запросов. социальной базы, поведения потребителей и продвижению товаров

Потребитель и его потребительские ориентации

Социология страхования

Страховое повеление; социальные последствия развития страхового рынка

Страховые компании и личность в ролевых функциях страховщика и страхователя

Социология финансово-банковской сферы

Социальные отношения, процессы и явления на финансовом рынке, их социальные последствия

Финансовые институты, социально-профессиональные группы и пользователи финансового рынка

Региональная социология

Взаимодействие регионов и центра как целостной системы

Регион как социально-территориальная общность, отличающаяся ϲʙᴏими материальными, социально-экономическими и социокультурными особенностями

Социология домохозяйств

Деятельность членов домохозяйства по организации ϲʙᴏего быта и жизнеобеспечения

Домохозяйство как вид хозяйствующего субъекта и его члены

Учитывая динамичное развитие финансового рынка, в целом рынка товаров и услуг, можно предположить, что процесс «атомизации» социологии продолжится и появятся новые частные социологические теории (например, социология риска, социология рынка и т.д.). При этом ϶ᴛᴏт процесс не может быть бесконечен и должен опираться на институциональное и научно обоснованное выделение предмета и объекта новых частных социологических теорий.

Предмет социологии

Целостность и конкретность той или иной науки раскрываются в ее предмете, то есть в понимании того, что она изучает. Стоит сказать, для успеха познавательной деятельности необходима субъективная уверенность в том, что предмет науки есть та особая реальность, кᴏᴛᴏᴩая обладает специфической, конкретно-чувственной определенностью или качеством, кᴏᴛᴏᴩое указывает на ограниченность предмета и его отличие от других. «Нечто есть благодаря ϲʙᴏему качеству и, теряя ϲʙᴏе качество, оно перестает быть тем, что оно есть» (Г. Гегель).

Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что предмет есть то, что обусловливает существование самой науки, а также то, что отличает ее от других наук. Отметим тот факт — что в современной отечественной литературе сложилась традиция рассматривать вопрос о предмете науки в контексте характера отношений между понятиями «объект» и «предмет» науки. Уместно отметить, что определяя объект, указывают на него как на часть окружающего нас реального мира, подчеркивая независимость его существования от нашего сознания. Что же касается определения предмета, напротив, подчеркивают факт его существования только в сознании исследователя. Итоговым выводом такого подхода будет положение о том, что в самом объекте не содержится никакого предмета исследования и что последний будет исключительно мысленной конструкцией человека. Такова точка зрения Г.П. Щедровиикого и некᴏᴛᴏᴩых других авторов.

Следует заметить, что данное положение в той же мерс, в какой оно оказалось распространенным, будет неверным. Идея такой раздвоенности, как известно, разделялась в истории философии и логики представителями различных направлений.
Стоит отметить, что особенно она подчеркивалась Кантом, кᴏᴛᴏᴩого Гегель подверг за ϶ᴛᴏ резкой критике, назвав отчаяние, приведшее к различению между тем, что представляют продукты нашего мышления (мысли, понятия), и тем, что веши представляют сами по себе, болезнью века.

По существу, в ϶ᴛᴏй критике Гегель, хотя и на идеалистической основе, отстаивал важный принцип научного познания — принцип тождества бытия и мышления, мысли и предмета мысли. Принцип, кᴏᴛᴏᴩый впоследствии получил ϲʙᴏе подтверждение и развитие на материалистической основе, в частности, в философии Ф. Энгельса.

Предмет науки так же реален и объективен, как и ее объект. И ϶ᴛᴏ положение доказывается, как говорил Энгельс, не парой фокуснических фраз, а долгим и трудным развитием философии и естествознания.

Объект социологии

Истинное понимание особенности науки, ее системного качества раскрывается только в определении ее предмета. Объект же любой наукитрадиционно присутствует в ϶ᴛᴏм определении в ϲʙᴏей данности как исходная предпосылка. В случае если речь идет об обще- ствознании, то для всех наук, входящих в его структуру, объектом будет общество. Стоит сказать, для всех естественных наук данным объектом будет природа. Другого в действительности просто не существует.

Что же касается конкретного научного исследования или каких- либо его отраслевых направлений, то независимо от того, в какой области оно проводится, «разведение» объекта и предмета исследования, их определение будет обязательной процедурой, без кᴏᴛᴏᴩой сам исследовательский процесс просто не может начаться. При этом и здесь также следует признать факт их обоюдного объективного бытия.

Что же представляет собой предмет социологии как науки? Несмотря на то, что он исторически постоянно развивался, углублялось его содержание, уточнялись границы, ϶ᴛᴏ не меняло, однако, его истинной природы — быть объективной реальностью, выраженной в виде теоретической конструкции. Конг, например, данным предметом считал научное познание общества вообще. Дюркгейм в качестве такового выделял понятие «социального факта», являющегося продуктом коллективного сознания, истинно указывающего на социальное качество. Вебер предмет социологии видел в понятии социального действия, наделяя социальность ϲʙᴏйством сознательности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Сорокин расширил трактовку предмета до понятия «социального взаимодействия» и вытекающих отсюда следствий и т.д. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что понимание предмета науки складывалось постепенно, в ходе его эволюции. Стоит заметить, что он и сегодня активно обсуждается и уточняется.

Суммируя многообразие взглядов по ϶ᴛᴏму вопросу, можно сделать вывод, что предметом социологии будет научное изучение социальных отношении как совместных и сознательных форм жизнедеятельности людей во всем их многообразии и развитии.

Категория «социальное» в ϶ᴛᴏм определении будет субстанциональной, раскрывающей существенное содержание и глубину самого предмета социологии. Включение в определение признака «научное изучение» оϲʙᴏбождает от необходимости «перегружать» его какой-либо подробной номенклатурой. Научное изучение обязательно в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии со статусом науки, се целями и задачами, выработанными в ходе исторического развития; оно требует рассматривать ϲʙᴏй предмет во всех проявлениях, именно изучать факты, связи, процессы, структуры, причины, взаимодействия, закономерности, противоречия и т.д. и т.п. Это означает необходимость исследования социальности во всех формах материального и духовного бытия, в любом контексте историческою пространства, времени и масштаба. Такова всеобщая логика любого познавательного процесса, любого научного знания, в т.ч. и социологического.

Поскольку общество будет не простой механической конструкцией, а сложной системой человеческих отношений, то постижение всего их богатства и разнообразия невозможно в рамках какой-либо одной науки. Именно по϶ᴛᴏму общество изучается целой совокупностью общественных наук, каждая из кᴏᴛᴏᴩых выделяет в ϶ᴛᴏм объекте (обществе) ϲʙᴏю область, ϲʙᴏю специфику, ϲʙᴏе качество, другими словами, ϲʙᴏй предмет, сосредоточиваясь и специализируясь на нем. Экономические отношения, например, изучаются политической экономией, политические — политологией, правовые — целым рядом юридических дисциплин и т.д. Стоит сказать, для каждой из данных наук предмет исследования существует объективно, реально, а не только в сознании исследователя. При этом данные отношения, при всем их многообразии и специфике, во-первых, находятся в постоянной взаимосвязи друг с другом, а во-вторых, и ϶ᴛᴏ самое главное, все они по сути будут отношениями социальными, то есть различными формами и видами совместной и сознательной жизнедеятельности людей. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что социология, изучая их, будет интегральной наукой, методологией и теорией общество- знания, так как изучает то общее, что выражает их единство, — их системное (социальное) качество.

При всем многообразии проблем, кᴏᴛᴏᴩые решает теоретическая социология, на наш взгляд, особо следует отметить проблему общественно-исторического прогресса. Она красной нитью проходит через всю историю социологии. В каждом социологическом учении или направлении она по-разному трактуется, но неизменно присутствует. При этом впервые в мировой социологии она была конкретно сформулирована социологами П.Лавровым и М. Ковалевским. Без идеи прогресса нет и не может быть социологии, подчеркивал М. Ковалевский. В случае если социология не указывает направления движения общества к прогрессу, не формулирует общественные идеалы и национальную идею, то она превращается в пустую болтовню, констатирует Лавров.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai

структура и функции социологии

Социология — наука о жизнедеятельности общества как совокупности социальных связей и отношений между его субъектами: социальными общностями, институтами, личностями.

Соответственно объектом науки социология является общество, обладающее качеством целостности и системности, а предметом — его субъекты: социальные общности, институты и личности.

В структуре социологической науки можно выделить три уровня:

  • фундаментальных исследований, задачей которых является приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и принципы данной области;

  • прикладных исследований, в которых ставится задача изучения актуальных, имеющих непосредственную практическую значимость проблем, на основе существующих фундаментальных знаний;

  • социальная инженерия — уровень практического внедрения научных знаний, с целью конструирования различных технических средств и совершенствования имеющихся технологий.

Своеобразной формой пересечения всех этих уровней выступают такие структурные элементы социологии, как отраслевые социологии: социология труда, экономическая социология, социология организаций, социология досуга, социология здравоохранения, социология города, социология деревни, социология образования, социология семьи и т. д. В данном случае речь идет о разделении труда в сфере социологии по характеру исследуемых объектов.

Особое место в структуре науки занимают конкретно-социологические исследования. Они снабжают информацией к теоретическим и практическим размышлениям все уровни социологии, делают ее наукой, основанной на социальных фактах из реальной общественной жизни.

Функции социологии.

Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются в первую очередь функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает прежде всего прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы развития общества. Этому служат как фундаментальные теоретические изыскания, вырабатывающие методологические принципы познания социальных процессов и обобщающие значительный фактический материал, так и непосредственно эмпирические исследования, поставляющие этой науке богатый фактический материал, конкретную информацию о тех или иных областях общественной жизни.

Характерная черта социологии — единство теории и практики. Значительная часть социологических исследований ориентирована на решение практических проблем. В этом плане на первое место выступает прикладная функция социологии.

Социологические исследования дают конкретную информацию для осуществления действенного социального контроля над социальными процессами. В этом проявляется функция социального контроля.

Практическая направленность социологии выражается и в том, что она способна выработать научно обоснованные прогнозы о тенденциях развития социальных процессов в будущем. В этом проявляется её прогностическая функция. Особенно важно иметь такой прогноз в переходный период развития общества. В этом плане социология способна: определить, каков диапазон возможностей, вероятностей, открывает перед участниками событий на данном историческом этапе; представить альтернативные сценарии будущих процессов связанных с каждым из выбранных решений; рассчитать вероятные потери по каждому из альтернативных вариантов, включая побочные эффекты, а также долговременные последствия.

Большое значение в жизни общества имеет использование социологических исследований для планирования развития разнообразных сфер общественной жизни. Социальное планирование развито во всех странах мира, независимо от социальных систем. Оно охватывает самые широкие области, начиная от определенных процессов жизнедеятельности мирового сообщества, отдельных регионов и стран и кончая социальным планированием жизни городов, сел, отдельных предприятий и коллективов.

Структура социологии и ее функции.

Логика развития мировой социологической мысли объективно выделила в социологии своеобразные ступени ее развития, каждая из которых имеет определенный уровень целостности и конкретности и может рассматриваться в качестве элемента ее структуры.

Исторически первой социология сформировалась как социальная философия. Второй этап связан с развитием ее как социальной инженерии, третий — как научно-практической деятельности. Отсюда в дальнейшем сложилось представление о специфической трехуровневой структуре социологии:

  • высший уровень — общая социология (теоретическая социология, макросоциология)

  • средний уровень — отраслевые направления (частные социологические теории, теории среднего уровня)

  • низший уровень — эмпирическая, прикладная социология (микросоциология, конкретные социологические исследования).

Названные структурные компоненты современной социологии образуют органическое единство, обусловливают друг друга, причем в такой степени, что любое отраслевое направление, например, немыслимо без наличия в нем глубоких теоретических предпосылок, а также эмпирического базиса исследования, равно как фундаментальные исследования не протекают вне и помимо развития отраслевых и эмпирических направлений.

Составной и неотъемлемой частью современной социологии является ее история. Социология как социальная философия в структуре социологического знания имеет основополагающее значение. Как социальная наука, вырастающая из философии и развивающаяся первоначально на ее основе, она объективно несет в себе печать философского образа мышления. А это значит, что социология в данной ипостаси всегда была, есть и еще долго, очевидно, будет оставаться не только наукой, стремящейся постичь сущность общественных процессов, их подлинные причины и закономерности и отразить их в научных, теоретических понятиях и категориях, но и мировоззрением, то есть формой отражения социальной действительности в адекватных мировоззрению идеологических образах.

Проблема соединения рационального (научного) и идеологического (ценностного) подходов в исследовании глубоко исторична. Она сопровождает все этапы развития мировой мысли, где в области познания природы по мере того, как изживается синдром «цеховой учености», «мышление в понятиях» и «мышление в образах» не противоречат, а взаимно дополняют друг друга.

Однако сказанное относительно взаимной обусловленности и взаимной дополняемости научных и идеологических методов в области естествознания не означает, тем не менее, что физика, химия или математика имеют по своему конечному результату какой-либо иной статус, кроме статуса науки. Социология же всем ходом своего исторического развития, совокупностью и качеством тех социальных проектов, которые она выработала, доказала, что она имеет иной, отличный от естествознания статус. Формы социологического познания, в которых отражается реальность, помимо логических законов и категорий включают в себя различные формы репродуктивного воображения, основанные на интересе (центральной категории мировоззрения). Именно поэтому большинство научных результатов социологии носит характер научных гипотез, идеологических моделей, то есть мировоззрения, которое может быть пересмотрено в любое время, ибо интерес, как подчеркивал французский мыслитель Ламетри, является тем могучим волшебником, который в глазах разных людей меняет образ одного и того же предмета.

Социологическая истина по природе своей обладает свойством дуализма. На это обстоятельство впервые с определенностью указал Лавров, введя в научный оборот понятия «правда-истина» (су- шее) и «правда-справедливость» (должное). Данное обстоятельство объективно должно ставить общественное сознание в условия критического восприятия любых социальных концепций и идей, кто бы их ни выдвигал, и выбора их в качестве средств решения практических и жизненно важных задач.

Разумеется, такой подход не означает отрицания связи общественной мысли с жизненной практикой. Задачи практического, сознательного и планируемого подхода ко многим сторонам общественной жизни все активнее пробивают себе дорогу, а следовательно, социально-инженерная функция социологии приобретает все большее значение. Социология как социальная инженерия начала складываться уже с первых своих шагов, хотя подобной терминологии в науке древних мы еще не обнаруживаем. Достаточно вспомнить известные проекты «идеального государства» Платона и Аристотеля, «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Общественный договор» Ж. Руссо и др.

Однако особенно интенсивно и научно содержательно социаль- но-инженерный подход в социологии начал развиваться в рамках американской социологии в начале XX в., затем в 1920-х гг. в России. Наиболее интересные исследования в этом направлении были предприняты пионерами американской социальной инженерии — Г. Эмерсоном, Ф. Тейлором, Э. Мэйо и др. Их разработки были связаны прежде всего с задачами научной организации труда в промышленности. Подобными вопросами в России в этот же период активно занимались А.К. Гастсв, А.В. Нечаев, П.М. Керженцев и др.

В СССР социоинженерный подход осуществлялся во многих направлениях, и прежде всего в теории и практике социального планирования, разработке целевых комплексных программ как республиканского, так и регионального, отраслевого направлений.

Сфера социокультурного проектирования, то есть применения социальных технологий к обстоятельствам реальной жизни, так называемых теорий среднего уровня, стала предельно широкой и охватывает по существу весь спектр общественных отношений. Продуктом социального проектирования все чаще выступают такие области деятельности, которые до недавнего времени являлись по существу невостребованными: это внутренняя и внешняя политика, военное дело, разведка, коммерческая и иная, связанная с новыми экономическими условиями хозяйственного управления деятельность.

Третий уровень социологии — научно-практическая деятельность — это прикладные исследования и непосредственное осуществление социальных программ, реализация выводов исследований, непосредственное участие исследователя в объективации результатов. На этом уровне социология выступает как «работающая корпорация».

Таким образом, социальная философия (общая социология), социальная инженерия (отраслевая социология) и научно-практи- ческая деятельность (прикладная, эмпирическая социология) не отделены друг от друга. Они, в сущности, являются сторонами одного и того же процесса познания и преобразования социальной действительности независимо от ее уровня и масштаба — глобального, общегосударственного, отраслевого, регионального, уровня отдельного производственного объединения, предприятия, малой или большой группы, а также личности.

Тесная связь социологии с жизнью определяется теми функциями, которые она выполняет. Как общественная наука, в соответствии со структурой знания, его относительной специализацией социология выполняет теоретико-познавательную (гносеологическую), мировоззренческую (идеологическую) и преобразовательную (практическую) функции. В свою очередь они могут образовывать производные функции, которые в литературе трактуются иногда как самостоятельные. К ним относят управленческую, методологическую, просветительскую, прогностическую функцию социального контроля, коммуникации и т.н. В сущности, они все зависят от первых трех или, по крайней мере, тесно взаимодействуют, переплетены с ними и могут быть раскрыты через их понимание.

Теоретико-познавательная функция социологии направлена на выяснение сущности, природы человеческого сознания и поведения в определенных общественных условиях, обращена к познанию проблем данного общества с учетом многообразия конкретно-ис- торических и социально-культурных условий его развития. В рамках этой функции социология исследует вопросы методологии и теории социального познания, открывает законы развития социума, накапливает и систематизирует социальное знание в целом.

Мировоззренческая функция — это особая реальность. Будучи теоретической формой общественного сознания (идеологией), социология формирует в системе своего знания общественные идеалы и ценности, которыми руководствуются социальные субъекты в своем практическом отношении к действительности. Убеждения, вырабатываемые на основе этих знаний, становятся источниками социальной активности людей. Вебер в социологии вообще видел важнейший инструмент по выработке интереса эпохи в виде теоретической конструкции. По мнению выдающихся русских социологов (Лавров, Соловьев и др.), всякая истинная социология в своей мировоззренческой функции должна являться одновременно и подлинной идеологией национального духа, вырабатывать национальную идею и способствовать глубокому теоретическому и практическому пониманию каждым народом своих коренных интересов и целей.

Особое значение имеет преобразовательная функция социологии, которая органически вытекает из взаимодействия первых двух. Социология и возникла из практической потребности изучения и преобразования общества на научных основах. Конт рассматривал социологию не иначе, как орудие научной политики, социального порядка и прогресса. Таковой она должна оставаться и по сей день.

studfiles.net

1.Объект, предмет и функции социологии.

Объект науки – то, на что направленно изучение (внешняя часть реальности)

Объектом социологического познания является общество.

Предмет изучения – стороны, связи, отношения объекта, которые изучаются данной наукой.

Предмет социологии – социальные закономерности

Социология (по Ядову) – наука о законах становления, функционирования, развития общества в целом, социальных отношений и социальных общества, механизмах взаимосвязей и взаимодействия между этими общностями, а так же между общностями и личностями.

Функция – назначение элемента системы по отношению к ней как к целостности.

Функция – зависимость при которой изменение в одной части системы оказывается зависимо от изменений в другой её части или от изменения в целом.

Функции социологии:

— теоретико-познавательная (накопление и систематизация знаний)

— описательная

— прогностическая (составление прогнозов)

— преобразовательная (использование социологического знания в различных областях социальной практики)

— мировоззренческая

— идеологическая

2.Структура социологического знания по р. Мертону. Теории среднего уровня.

Общие социологические теории пытаются описать и объяснить жизнь общества в целом, они исследуют становление, развитие, изменение и функционирование социальных общностей разного уровня, отношения между ними, а также массовые социальные процессы, типические социальные действия людей.

Теории среднего уровня призваны обобщать и структурировать эмпирические данные в пределах отдельных областей социологического знания.

Конкретные социологические исследования направлены на получение эмпирического (опытного) материала для подтверждения или опровержения существующих теорий и гипотез, а также на получение нового теоретического знания об обществе.

ТСУ

Процессы

Институты

Общности

Социология урбанизации

Социология конфликта

Социология управления

Социология религии

Социология семьи

Политическая социология

Экономическая социология

Социология города

Социология молодежи

Макросоциология рассматривает общество, государство, большие группы людей и их взаимоотношения.

Микросоциология рассматривает не многочисленные группы – трудовой коллектив, группы, личность.

3. Постановка социальной проблематики в античной философии.

Платон:

— основной принцип – справедливость

Обучение по 3 категориям:

— мудрец

— войн

— ремесленники-крестьяне

Отсутствие частной собственности. Государством управляли 37 мудрецов.

Работы: «Государство», «Законы»

Аристотель:

— основной принцип – стабильность

— поддерживал идею частной собственности

Выделял 3 класса: богатые, средний класс и бедные. Средний класс должен быть самым многочисленным (~70%)

Выделял 3 правильных и 3 не правильных формы правления:

Правильные: монархия, аристократия, полития.

Не правильные: тирания, олигархия, демократия.

Фома Аквинский:

Работы: «О граде божьем»

Противопоставляет церковь граду земному.

Говорил о положительной роли государства, которое является божественной волей.

Разделяет власть на духовную и светскую.

Приоритет отдаётся духовной власти.

studfiles.net