Правовой акт это – Понятие и виды правовых актов. Соотношение нормативных правовых и правоприменительных актов — Вопросы на госэкзамен по ТГП

Содержание

Чем отличается правовой акт от нормативного правового акта

Наша жизнь состоит из огромного количества юридических норм, закреплённых в различных документах. В общем смысле их называют «законами» и разграничивают в зависимости от сферы применения. Тем не менее, само по себе законодательство является многоплановым и обладает большим количеством институтов. Одним из базовых вопросов юриспруденции является отличие правового акта (ПА) от нормативного правого акта (НПА). Понимание этой проблемы является ключом к грамотному применению законодательства.

Определение

Нормативный правовой акт – это официальный документ, обладающий соответствующей формой, изданный уполномоченным на то органом (Президент, Правительство, Парламент и т.д.) в пределах его компетенции. НПА не должен противоречить тем законодательным актам, которые обладают большей юридической силой. Обязательные условия такого документа – неоднократное применение, неопределённый круг лиц, установление, изменение или прекращение определённых правоотношений. Иными словами, НПА всегда порождает норму права.

Правовой акт

– понятие более широкое, в состав которого входят любые юридические документы, которые издаются государственными и местными органами власти. В литературе ПА используется как синоним индивидуального юридического акта. Это одностороннее решение государственного органа, адресованное конкретным субъектам законодательства, а потому не носящее всеобщий характер. Яркий пример – это документы для служебного пользования, которые удалены из общего доступа. Они не создают никаких правовых норм, а только направлены на их индивидуальное применение.

к содержанию ↑

Сравнение

НПА обязаны находиться в открытом доступе, а все субъекты права – информироваться о появлении новых законов, изменениях и отмене старых. ПА носят разовый характер, они не устанавливают новых правил и норм. Отдельные акты попадают в свободный доступ, другие – напротив, защищены от распространения соответствующими решениями. НПА адресованы неограниченному кругу лиц (физическим, юридическим лицам, субъектам хозяйствования, благотворительным организациям), а ПА – конкретным субъектам правоотношений, вплоть до определённого человека (Указ Президента РФ о награждении военнослужащего орденом или медалью, назначении на ту или иную должность).

к содержанию ↑

Выводы TheDifference.ru

  1. Характер применения. Если НПА является всеобщим, то ПА – индивидуальным.
  2. Область применения. ПА адресованы ограниченному кругу лиц, в то время как НПА – неограниченному кругу субъектов.
  3. Время применения. НПА используется до тех пор, пока его действие не отменено или не приостановлено. ПА ориентирован для однократного применения – в конкретной ситуации.
  4. Установление нормы права. НПА всегда порождает новую правовую норму либо изменяет, дополняет или отменяет старую, в то время как ПА – инструмент для реализации такой нормы.

thedifference.ru

ПРАВОВОЙ АКТ — это… Что такое ПРАВОВОЙ АКТ?

  • Правовой акт — (англ. juridical act, law) официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления,… …   Энциклопедия права

  • Правовой акт — Правовой акт: Нормативный правовой акт Подзаконный правовой акт Индивидуальный правовой акт …   Википедия

  • Правовой акт — принятый в установленном порядке органами государства, общественными объединениями по полномочию государства, должностными лицами, другими субъектами права, официальный документ, направленный на регулирование общественных отношений. Правовой акт… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • правовой акт — см. акт юридический. * * * (англ. juridical act, law) официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии),… …   Большой юридический словарь

  • ПРАВОВОЙ АКТ — официальный письменный документ или действие, исходящие от уполномоченных органа государственной власти или местного самоуправления, должностного лица, которыми устанавливаются определенные правила поведения участников общественных отношений. П.… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Правовой акт управления (административный акт) —    основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно правовых… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Правовой акт управления — Все виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает законы; судебная власть  акты правосудия; Конституционный Суд  заключения; органы прокуратуры  акты прокурорского… …   Википедия

  • Правовой акт управления — это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно… …   Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

  • Нормативный правовой акт

    — (НПА)  официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ,… …   Википедия

  • Нормативно-правовой акт — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… …   Википедия

  • dic.academic.ru

    Что такое правовой акт — основные виды, общефедеральные и международные акты

    Во время усовершенствования общества, усложняются правовые системы, вследствие чего более примечательными становятся правовые акты. С помощью них реализуется государственная политика, выявляется наличие прав. Они похожи на визитную карточку законного общества.

    Что представляет собой правовой акт

    Давайте разберем, что представляет правовой акт. Официальный документ утвержденной формы, признанный в рамке зоны ответственности уполномоченного государственного органа, остальных публичных организаций или при помощи голосования, с соблюдением поставленной законодательством процедуры, где содержатся обязательные нормы поведения.

    Имеют разнообразные и неоднозначные законы. Сформулированные в них действия и последствия выступают в разнообразной роли: они или организуют почву для законных правил, или высказывают персональные установки для знающих органов, или воплощают законный всплеск энергичности участников публичных взглядов. Но, несмотря на это, у них есть общие характеристики, что приводит к возможности составления самого определения правовой акт.

    В юриспруденции осложнения с правовыми актами не разрешилась. Это не из-за того, что нам преподают различия среди нормативных и персональными, где у первых подразумевается внешняя форма, а у второго обоснованные поступки. Главный ответ в том, что в материалах нет анализов и разницы среди показаний.

    Может выражаться документом и устной речью. Это могут быть распоряжения или приказы, разнообразные сделки. Контракт можно заключит в устной форме и по телефону. Административными служащими зачастую применяются решения в устной форме.

    В наше время необходимо точно различать их друг от друга.

    Разделяют на признаки:

    1. Волевой темперамент. Регистрирует решение разнообразных лиц при государственной власти, его разнообразных органов, граждан, делает в особом юридическом месте, которое владеет юридической силой. При поддержке их в деловых бумагах лица смогут выступать и защищать свои интересы. Характер решение настоящего правового акта, в направлении для получения юридических результатов (получение разнообразных прав, ввод в законную систему новейших норм и т. п.). Во взаимоотношении, которое рассматривается, правовой акт основоположник волевого решения.
    2. Официальный характер, который необходимо исполнить.
    3. Регулировка публичных отношений. Необходимо добиваться цели.
    4. Определяет законные правила и определенные правоотношения.
    5. Акт – деловая бумага, его содержимое регистрируется в виде документации по правилам закона. Актом – действия, вследствие которого появляются правовые последствия.
    6. Юридические события, приводящие к некоторым законным результатам.

    Основные типы

    Рассмотрим виды в законной деятельности РФ. Их разделение, в основном опирается на несколько понятий.

    1. Закон

    Он принимается исключительно органами власти, гражданами страны при помощи голосования. Аннулировать, сделать изменения может лишь принявший решение институт власти. Он регулируют важные процессы, непосредственно относящиеся к государству и обществу.

    Закон – акт, решение которого принимается определенным способом и владеет, вслед за Конституцией, которая нацелена на решение важных публичных отношений.

    Законы приступают в регулируемом порядке. Для их решения существует своя законная процедура.

    Каждый закон должен пройти определенные стадии оформления. По значимости содержания норм, законы делятся обыкновенные и конституционные:

    1. Конституционные – это законы, с помощью них вносили изменения или дополняли Конституцию.
    2. Обыкновенные распределяются на текущие и кодификационные. Ко вторым причисляют основания законодательства РФ и кодексы. Основы – закон федерального значения, устанавливающий взгляды и определяющий положение регулировки некоторых областей права. Кодекс – законодательный акт, в нем содержатся классифицировавшие общепринятые меры отраслей. Чаще всего его относят к определенной отрасли законного решения.

    Признаки закона:

    1. Характерные высказывания желания народа, в следствии принятии решения в разнообразных социальных интересах.
    2. Решаются законодательным органам власти или голосованием.
    3. Приводит в норму важные общественные взаимоотношения, упорядочивает развитие сфер деятельности общества.
    4. Имеет большую силу с юридической стороны среди остальных.
    5. Закон воспринимается вследствие законодательного разбирательства в специальном процессуальном режиме.
    6. Имеет максимальную стабильность и длительность присутствия.

    2. Подзаконные акты

    Они выпускаются на базе и с целью выполнения законов. Показывают иерархическую модель с соответствием норм, прописанных в источниках юридической силы, и являются основой для нижестоящих.

    Подзаконные – нормативно правовые акты, которые издаются на базе и для исполнения законов. Уточняют, толкуют или помещают новые нормы, которые не противоречат законам. Они служат для воплощения законодательных норм.

    Они делятся:

    1. Акт Президента Российской Федерации в виде указа и распоряжения и не имеют права опровергать Конституцию и законы.
    2. Акты Правительства – постановления и распоряжения, непротиворечащие Конституции, закону и акту Президента. Они имеют силу перед актами федеральных и местных органов, исполняющих власть. Данные нормы вводятся в основном виде постановления.
    3. Акты федеральных органов, исполняющих власть (ведомственные), принимаются на базе и для исполнения всех вышеперечисленных. Федеральные акты действуют на территорию подходящего субъекта РФ.

    3. Общефедеральные

    Они исполняют законы, указы и сами могут дать распоряжение:

    1. Постановление, принимаются для регулирования социальной и государственной жизни.
    2. Распоряжение, которое выдает Председатель Правительства для своевременного регулирования тесного окружения исполнителя.
    3. Приказы и инструкции министерства и подчиненные государственные органы, имеющие отраслевую специфику.

    4. Международные законы

    Международный договор — документ, который регулирует отношение РФ с иностранными государствами.

    В Конституции РФ такие договоры считаются одной из частей законного порядка. Если в международном договоре РФ установлены другие критерии, чем установлены законодательством, то используются правила международного договора.

    Основные виды

    Можно разделить на несколько видов:

    1. Нормативные юридические

    Нормативные юридические акты – действия для достижения определенного законного результата (оформление брака, заключение сделка и т. д.). Юридически поступки – законные действия, у которых нет законной цели, но приводят к основательным результатам. Изобретение устройства приводит к получению патента.

    Юридические поступки делятся на формальные и результативные (если законные итоги делаются не самими усилиями, а их последствиями).

    Юридические результаты могут быть причиной незаконного поступка. Преступление приводит к множеству юридических последствий.

    2. Интерпретационный

    Интерпретационный – документ, содержащий итог официального объяснения.

    Владеет всеми качествами. Они выпускаются и поддерживаются государством, письменно зафиксированы и непременно должны быть осуществлены. Следствия объяснения правовых норм.

    3. Применения права

    Применения права – официальная форма для выражения правоприменительной работы. В них фиксируются постановления разных органов или лиц при исполнении должностных обязанностей по определенным юридическим делам.

    Имеют разнообразные свойства:

    1. Государственное решение по определенному законному делу.
    2. Повелительное распоряжение, которое необходимо выполнить всем кого оно касается. Выполнение законности контролируется мощностью государства.
    3. Имеет определенный вид выражения.
    4. Несет персональный темперамент и нацелен на улучшение определенных отношений.

    Применения права — персональное государственно-властное постановление знающего органа власти или официального лица по определенному юридическому процессу, ориентированное на решение некоторых социальных отношений.

    Формы

    Их можно издать:

    • В письменной форме.
    • В устной.
    • В конклюдентной.
    1. Письменная форма находится на первом месте. Она дает управляющему аппарату постоянство и размеренность, а также собирает информацию в документах. Печатные тоже относятся к служебным документам. В законодательстве не указано, в каком виде должны они производиться. При печатании  в бумажном виде необходимо придерживаться некоторых правил, техник и реквизитов.
    2. Устные нужны для составления, модификации и закрытия правовых норм. Они более действенны. Они обширно используются в руководстве армией, в производстве и т. д. В этом виде его может издавать руководитель любого звена. В них должны быть решения, требования, предписания, т. е. возложение обязанностей на кого-либо. Такие решения могут даваться при беседе лично.
    3. Не последнее место занимает конклюдентный (делаю вывод). Конклюдентный – выражение желания поведением или в другом виде, по которому можно понять о намерении. Он больше востребован в гражданском праве. На него опираются при различных сделках. Он, в правовых не очень востребован.

    homeurist.com

    Правовой акт — это… Что такое Правовой акт?

  • Правовой акт — (англ. juridical act, law) официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления,… …   Энциклопедия права

  • Правовой акт — Правовой акт: Нормативный правовой акт Подзаконный правовой акт Индивидуальный правовой акт …   Википедия

  • ПРАВОВОЙ АКТ — см. Акт юридический …   Юридический словарь

  • правовой акт — см. акт юридический. * * * (англ. juridical act, law) официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии),… …   Большой юридический словарь

  • ПРАВОВОЙ АКТ — официальный письменный документ или действие, исходящие от уполномоченных органа государственной власти или местного самоуправления, должностного лица, которыми устанавливаются определенные правила поведения участников общественных отношений. П.… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Правовой акт управления (административный акт) —    основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно правовых… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Правовой акт управления — Все виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает законы; судебная власть  акты правосудия; Конституционный Суд  заключения; органы прокуратуры  акты прокурорского… …   Википедия

  • Правовой акт управления — это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно… …   Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

  • Нормативный правовой акт — (НПА)  официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ,… …   Википедия

  • Нормативно-правовой акт — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… …   Википедия

  • state_law.academic.ru

    ПРАВОВОЙ АКТ — это… Что такое ПРАВОВОЙ АКТ?

  • Правовой акт — (англ. juridical act, law) официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), выражающий властные веления,… …   Энциклопедия права

  • Правовой акт — Правовой акт: Нормативный правовой акт Подзаконный правовой акт Индивидуальный правовой акт …   Википедия

  • ПРАВОВОЙ АКТ — см. Акт юридический …   Юридический словарь

  • Правовой акт — принятый в установленном порядке органами государства, общественными объединениями по полномочию государства, должностными лицами, другими субъектами права, официальный документ, направленный на регулирование общественных отношений. Правовой акт… …   Теория государства и права в схемах и определениях

  • правовой акт — см. акт юридический. * * * (англ. juridical act, law) официальный письменный документ, имеющий обязательную силу, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии),… …   Большой юридический словарь

  • Правовой акт управления (административный акт) —    основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно правовых норм или возникновение, изменение и прекращение административно правовых… …   Административное право. Словарь-справочник

  • Правовой акт управления — Все виды государственной власти обеспечены соответствующими правовыми актами. Законодательная власть принимает законы; судебная власть  акты правосудия; Конституционный Суд  заключения; органы прокуратуры  акты прокурорского… …   Википедия

  • Правовой акт управления — это основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление административно правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административно… …   Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий

  • Нормативный правовой акт — (НПА)  официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ,… …   Википедия

  • Нормативно-правовой акт — Нормативный правовой акт официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) или путем референдума с соблюдением установленной законодательством… …   Википедия

  • constitutional_law.academic.ru

    Нормативный правовой акт: понятие, признаки, виды | Теория государства и права вики

    Нормативно-правовой акт – это принятый уполномоченным субъектом правотворчества официальный письменный документ, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права.

    Понятия «правовой акт» и «нормативно-правовой акт» не тождественны.

    Понятие «правовой акт» шире по содержанию, т.к. включает в себя несколько видов правовых актов (НПА, правоприменительные акты, акты толкования, договоры).

      Признаки нормативно-правового акта:Править

      1) Представляет собой официальный письменный документ,

      2) Имеет установленную форму и реквизиты,

      3) Принимается в ходерческой деятельности,

      4) Принимается уполномоченным субъектом правотворчества,

      5) Принимается на основе норм права

      6) Принимается в порядке, предусмотренном нормами права,

      7) Устанавливает, изменяет или отменяет нормы права,

      8) Имеет государственно-властный характер и обязателен для исполнения,

      9) Адресован широкому кругу лиц,

      10) Рассчитан на многократную реализацию.

      Виды правовых актовПравить

      1) По субъекту принятия:

      а) акты, принятые народом на референдуме,
      б) акты, принятые государственными органами,
      в) акты, принятые негосударственными органами,
      г) акты, принятые должностными лицами.

      2) По сроку действия: 

      а) срочные, имеющие срок действия
      б) бессрочные, не имеющие срок действия

      3) По территории действия: 

      а) действующие на всей территории государства,
      б) действующие на части территории государства.

      4) По сфере действия: 

      а) акты общей сферы действия,
      б) акты исключительной сферы действия.

      5) По сфере отраслевой деятельности: 

      а) отраслевые,
      б) межотраслевые.

      6) По юридической силе:

      а) законодательные,
      б) подзаконные.

      Закон – это принятый в особом порядке народом на референдуме или органом законодательной власти НПА, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

      Признаки закона:Править

      1) Представляет собой НПА,

      2) Принимается народом на референдуме или органом законодательной власти,

      3) Принимается в особом порядке (референдум или через чтения законопроекта)

      4) Имеет высшую юридическую силу,

      5) Все иные правовые акты должны соответствовать закону, а в случае противоречия должны применяться нормы права,

      6) Регулирует наиболее важные общественные отношения.

      Принятый в установленном порядке закон не подлежит утверждению никакими органами и должностными лицами, а начинает действовать на всей территории, на которую распространяются властные полномочия органа его принявшего. Принятый и действующий закон может быть изменен или отменен органом его принявшим, а Конституционный суд может признать закон или отдельные его положения неконституционными и прекратить их действие.

      1) По субъектам законотворчества:

      а) законы, принятые народом на референдуме
      б) законы, принятые законодательным органом.

      2) По принципу федерализма: 

      а) федеральные законы,
      б) законы субъектов.

      3) По юридической силе: 

      а) Конституция РФ,
      б) федеральные конституционные законы,
      в) федеральные законы,
      г) законы субъектов.

      Отличия федерального конституционного закона и федерального закона:Править

      1) по предмету регулирования:  ФКЗ принимается только по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ. Все остальные законы являются ФЗ.

      2) по порядку принятия:  ФЗ принимается абсолютным большинством голосов, а ФКЗ – квалифицированным (не менее 2\3 голосов депутатов Государственной Думы  и 3\4 голосов членом Совета Федерации).

      3) по праву вето Президента:  Вето Президента распространяется только на ФЗ.

      4) по юридической силе:  ФКЗ обладает большей юридической силой, чем ФЗ.

      Подзаконный нормативно-правовой актПравить

      Подзаконный НПА – это принятый на основании и во исполнение закона НПА, обладающий меньшей юридической силой, чем закон.

      Виды подзаконных НПАПравить

      1) акты палат Федерального собрания (постановления Совета Федерации и Государственной Думы),

      2) акты Президента РФ,

      3) постановления Правительства РФ,

      4) акты федеральных органов исполнительной власти,

      5) акты высших должностных лиц субъектов федерации (указы президентов республик, губернаторов),

      6) акты гос. органов субъектов федерации (постановления Законодательного собрания или Правительства субъекта),

      7) акты органов и должностных лиц местного самоуправления, 8) локальные или внутриорганизационные акты.

      ru.the-theory-of-state-and-law.wikia.com

      Нормативный правовой акт — это… Что такое Нормативный правовой акт?

      Нормативный правовой акт (НПА) — официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ, товариществ и т.д.) или путём референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределённый круг лиц и неоднократное применение[1].

      Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.

      Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.

      По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.

      Иной подход к понятию нормативного правового акта представляет коммуникативная теория права. Она отходит от традиционного понимания НПА как акта гетерономного и включает в число таких актов и автономные нормативно-правовые акты. Таким образом НПА — результат правомерных действий субъектов, направленных на достижение определённых правовых последствий путем текстуального закрепления правовой информации в письменной форме[2].

      Признаки нормативных правовых актов

      Законы и подзаконные акты

      Закон — обладающий высшей юридической силой нормативный акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государственной власти или непосредственно народом и регулирующий наиболее важные общественные отношения[3]. Особый порядок — законотворчество. По юридической силе и предназначению законы делятся на конституционные (закрепляют основы общественного и государственного строя и определяют основные правовые начала всего действующего законодательства) и обыкновенные (принимаются на основе конституционных законов и регулируют различные стороны жизни общества). Среди последних выделяются кодифицированные и текущие. По характеру действия законы подразделяются на постоянные, временные и чрезвычайные. В Российской Федерации, как в любом федеративном государстве, действуют федеральные законы и законы субъектов. Действующие законы образуют систему законодательства. Высшая юридическая сила предполагает, что никакой иной правовой акт не должен противоречить закону, не может его ни отменить, ни изменить; но закон может отменить или изменить любой другой правовой акт. Содержание закона образует первичные нормы, которые в отдельных случаях получают дальнейшую конкретизацию и развитие в подзаконных актах.

      Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.

      Нормативные договоры

      Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.

      Нормативные правовые акты в Российской Федерации

      Поскольку Российская Федерация — Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

      В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):

      1. Законы:

      2. Подзаконные правовые акты:

      3. Локальные нормативно-правовые акты.

      Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

      • в зависимости от содержания:
      • отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами)
      • гражданско-правовые
      • уголовно-правовые
      • и т. д.
      • комплексные

      При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются.[5]

      Примечания

      biograf.academic.ru