Понимание психики как системы поведения сложилось – § 1. Понятие о психике человека, Глава 2 Понятие о психике человека. Классификация психических явлений. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Еникеев М. И. Страница 5. Читать онлайн

Содержание

2. Понятие психики.

Психика– это системное
свойство высокоорганизованной материи
(мозга), заключающееся в активном
отражении субъектом объективного мира.
Психикапроявляется в психических
явлениях
.

Все психические явления делятся на три
группы: 1) психические процессы; 2)
психические состояния; 3) психические
свойства личности.

Некоторые авторы отмечают, что психика
есть функция мозга. Изучением
мозга занимаются различные науки. Его
строение исследуетанатомия, а его
сложную деятельность с различных сторон
изучаютнейрофизиология, медицина,
биофизика, биохимия, нейрокибернетика
.

Психология изучает то свойство
мозга, которое заключается в психическом
отражении материальной действительности,
в результате которого формируются
идеальные (психические) образы реальной
действительности, необходимые для
регуляции взаимодействия организма с
окружающей средой.

Содержанием психики являются
идеальные образы объективно существующих
явлений. Но эти образы возникают у
различных людей своеобразно. Они зависят
от прошлого опыта, знаний, потребностей,
интересов, психического состояния и
т. д. Иначе говоря, психика – это
субъективное отражение объективного
мира. Однако субъективный характер
отражения не означает, что это отражение
неправильно; проверка общественно-исторической
и личной практикой обеспечивает
объективное отражение окружающего
мира.

Итак, психика – это субъективное
отражение объективной действительности
в идеальных образах, на основе которых
регулируется взаимодействие человека
с внешней средой.

Основным понятием психологии является
понятие психического образа.
Психический образ – целостное,
интегративное отражение относительно
самостоятельной, дискретной части
действительности; это информационная
модель действительности, используемая
высшими животными и человеком для
регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы обеспечивают
достижение определенных целей, и их
содержание обусловливается этими
целями.

Наиболее общим свойством психических
образов является их адекватность
действительности
, а всеобщей функцией
регуляция деятельности.

Содержание психики включает в себя не
только психические образы, но и внеобразные
компоненты
– общие ценностные
ориентации личности, смыслы и значения
явлений, умственного действия.

Психическое отражение мира человеком
связано с его общественной природой,
оно опосредуется общественно выработанными
знаниями. Психика как отражательная
способность есть и у животных, но высшей
формой психики является сознание
человека
, которое возникло в
процессе общественно-трудовой практики.
Сознание неразрывно связано с языком,
речью. Благодаря сознанию человек
произвольно регулирует свое поведение.

Сознание не фотографически отражает
явления действительности. Оно вскрывает
объективные внутренние связи между
явлениями. С сознанием связана рефлексивная
способность человека, т. е. готовность
сознания к познанию самого себя и других
психических явлений.

3. Возникновение психологии как науки. История развития психологического знания.

Психология
– научная дисциплина, которая изучает
закономерности функционирования и
развития психики. Она основана на
представлении в самонаблюдении человека
особых переживаний, не относимых к
внешнему миру. Ее история как изучение
души человека, его психического мира
методом самонаблюдения (интроспекции)
и самоанализа уходит далеко в глубь
веков, в философские и медицинские
учения.

Термин «психология»
появился в научном употреблении лишь
в середине XVI в. Датой начала научной
психологии считается 1879 г., когда в
Лейпциге В.
Вундтом
была
открыта первая психологическая
лаборатория. Со второй половины ХIХ в.
произошло отделение психологии от
философии, что стало возможным в силу
развития объективных экспериментальных
методов, пришедших на смену интроспекции,
и формирования особого предмета
психологии человека, основными признаками
которого стали деятельностная активность
и присвоение общественно-исторического
опыта. Психология как самостоятельная
наука утвердилась лишь в конце ХIХ в.,
после того как получила экспериментальную
базу и естественно-научную физиологическую
основу. Впоследствии, уже в начале ХХ
в., сфера исследований психологов
значительно расширилась, вобрав в себя
и неосознаваемые психические процессы,
и деятельность человека.

Научный путь
формирования психологии был заложен в
середине XIX в., когда начали развиваться
экспериментально обоснованные концепции,
опирающиеся на данные биологии, физики,
химии и математики. К настоящему времени
образовалась многомерная и дифференцированная
область различных разделов психологии.
Современная научная психология наряду
с ярко выраженным плюрализмом, содержит
и попытки интеграции психологического
сознания. Это связано с использованием
общей теории систем, классической теории
эволюции и идей развития в природе и
обществе. Психологию как науку знают в
основном только те, кто специально
занимается ею, или те, кому она необходима
для работы. Вместе с тем психологию как
систему жизненных явлений в каком-то
смысле знают все.

Житейская
психология
– это
разнообразный набор психологических
знаний и умений, ставших достоянием
широкого круга людей. Мы ежедневно
пользуемся этим набором, часто даже не
замечая своей квалификации житейского
психолога. Помимо слова «житейская»,
употребляются также термины «повседневная
психология»
,
или «обыденная
психология»
.
Сведения психологического характера
и психологические умения мы обнаруживаем
буквально на каждом шагу. Знания житейской
психологии закреплены в народных
пословицах и поговорках, в художественных
произведениях. В них зафиксированы
зависимости между характером и поведением
человека, указания на желательное
поведение, динамика человеческих
устремлений.

Житейские
психологические знания могут способствовать
ориентировке в поведении окружающих
людей, правильному реагированию на их
действия. Но в целом они лишены глубины,
доказательности.

Античность. Именно
в период расцвета античной культуры и
были предприняты первые попытки понять,
распознать, изучить и описать психику
человека.

Одним из первых
направлений был анимизм, который
рассматривал психику человека во многом
с точки зрения мифологии и психологии
богов (как известно, мифология в период
античности была особенно развита).
Анимизм рассматривал именно поведение
и мышление богов, изучал их жизнь, стиль
поведения и отношение к внешнему миру.

Настоящей революцией
в развитии мысли стал переход от анимизма
к гилозоизму (от греч. слов, означающих
«материя» и «жизнь»), в соответствии с
которым весь мир, космос считался
изначально живым; границы между живым,
неживым и психическим не проводилось
– все они рассматривались как порождения
единой живой материи.

Совершенно новую
сторону познания этих явлений открыла
деятельность философов-софистов (от
греч. софия – «мудрость»). Их интересовала
не природа, с ее не зависящими от человека
законами, а сам человек, который, как
гласил афоризм первого софиста Протагора,
«есть мера всех вещей».

В трудах
древнегреческих мыслителей имеются
попытки решения многих проблем, которые
и сегодня направляют развитие
психологических идей. В их объяснениях
генезиса и структуры души обнаруживаются
три направления поиска тех больших,
независимых от индивида сфер, по образу
и подобию которых трактовался микрокосм
индивидуальной – человеческой души.

Первым направлением
стало объяснение психики, исходя из
законов движения и развития материального
мира, из идеи об определяющей зависимости
душевных проявлений от общего строя
вещей, их физической природы.

Только после того
как была осмыслена произвольность жизни
души от физического мира, их внутреннее
родство, а тем самым – и необходимость
изучать психику, психологическая мысль
смогла продвинуться к новым рубежам,
открывшим своеобразие ее объектов.

Второе направление
античной психологии, созданное
Аристотелем, ориентировалось
преимущественно на живую природу;
исходной точкой для него служило отличие
свойств органических тел от неорганических.
Поскольку психика является формой
жизни, выдвижение на передний план
психобиологической проблемы было
крупным шагом вперед. Оно позволило
увидеть в психическом не обитающую в
теле душу, имеющую пространственные
параметры и способную покидать организм,
с которым она внешне связана, а способ
организации поведения живых систем.

Третье направление
ставило душевную деятельность индивида
в зависимость от форм, которые создаются
не природой, а человеческой культурой,
а именно от понятий, идей, этических
ценностей.

Эти формы,
действительно играющие огромную роль
в структуре и динамике психических
процессов, были, однако, начиная от
пифагорейцев и Платона, отчуждены от
материального мира, от реальной истории
культуры и общества и представлены в
виде особых духовных сущностей, чувственно
воспринимаемых телом.

studfiles.net

Понятие психики, её особенности

Психика — это свойство высокоорганизованной живой материи,
заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении
субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе
поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих
суждений о природе и механизмах проявления психики. Во-первых, психика — это
свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а
высокоорганизованной живой материи. Следовательно, не всякая живая материя
обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами,
обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в
способности отражать объективный мир. Что это означает? Буквально это значит
следующее: высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает
способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время
получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей
определенного психического, т. е. субъективного по своей природе и
идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной
мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об
окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма
и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно
длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях
среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна
реагировать на изменение внешней среды или на воздействия объектов окружающей
среды.

Необходимо подчеркнуть, что существует весьма значительное
количество форм живой материи, обладающих определенными психическими
способностями. Эти формы живой материи отличаются друг от друга по уровню
развития психических свойств. В чем заключаются эти различия?

Элементарная способность реагировать избирательно на
воздействие внешней среды наблюдается уже у простейших форм живой материи. Так,
амеба, представляющая собой всего лишь одну живую клетку, заполненную
протоплазмой, удаляется от одних раздражителей и приближается к другим. По
своей сути движения амебы являются начальной формой приспособления простейших
организмов к внешней среде. Подобное приспособление возможно благодаря
существованию определенного свойства, отличающего живую материю от неживой. Это
свойство — раздражимость. Внешне она выражается в проявлении вынужденной
активности живого организма. Чем выше уровень развития организма, тем более
сложную форму имеет проявление его активности в случае изменения условий среды
обитания. Первичные формы раздражимости обнаруживаются даже у растений,
например, так называемый «тропизм» — вынужденное движение.

Как правило, живые организмы данного уровня реагируют лишь
на непосредственные воздействия, такие как механические прикосновения, несущие
угрозу целостности организма, или на биотические раздражители. Например,
растения реагируют на освещенность, содержание микроэлементов в почве и т. д.
Таким образом, мы не ошибемся, если скажем, что живые организмы данного уровня
реагируют лишь на биологически значимые для них факторы, причем их реагирование
по своему характеру реактивно, т. е. живой организм проявляет активность только
после прямого воздействия на него фактора внешней среды.

Дальнейшее развитие раздражимости у живых существ в
значительной степени связано с усложнением условий жизни более развитых
организмов, которые соответственно имеют и более сложное анатомическое строение.
Живые организмы данного уровня развития вынуждены реагировать на более сложный
комплекс факторов внешней среды. Сочетание этих внутренних и внешних условий
предопределяет возникновение у живых организмов более сложных форм
реагирования, получивших название чувствительности. Чувствительность
характеризует общую способность к ощущениям. По мнению А. Н. Леонтьева,
появление чувствительности у животных может служить объективным биологическим
признаком возникновения психики.

Отличительной чертой чувствительности по сравнению с
раздражимостью является то, что с возникновением ощущений живые организмы
получают возможность реагировать не только на биологически значимые факторы
среды, но и на биологически нейтральные, хотя для простейших представителей
данного уровня развития, таких как черви, моллюски, членистоногие, ведущими
по-прежнему являются биологически значимые факторы среды. Однако в этом случае
характер реагирования животных, обладающих чувствительностью, на факторы
внешней среды принципиально отличается от реагирования живых организмов более
низкого уровня. Так, наличие чувствительности позволяет животному реагировать
на имеющий для него смысл объект до непосредственного контакта с ним. Например,
животное данного уровня развития психики может реагировать на цвет объекта, его
запах или форму и т. д. В дальнейшем в процессе развития органической материи у
живых существ постепенно формируется одно из главных свойств психики —
способность опережающего и целостного отражения реального мира. Это означает,
что в процессе эволюции животные, обладающие более высоко развитой психикой,
способны получать информацию об окружающем мире, анализировать ее и реагировать
на возможное воздействие со стороны любых окружающих объектов, как биологически
значимых, так и биологически нейтральных.

Само по себе появление у определенного класса животных
чувствительности, или способности к ощущениям, может рассматриваться не только
как зарождение психики, но и как появление принципиально нового типа
приспособления к внешней среде. Основное отличие данного типа приспособления
заключается в появлении особых процессов, связывающих животное со средой,
процессов поведения.

Поведение — это сложный комплекс реакций живого организма
на воздействия внешней среды. Необходимо подчеркнуть, что живые существа, в
зависимости от уровня психического развития, обладают поведением различной
сложности. Простейшие поведенческие реакции мы можем увидеть, наблюдая,
например, за тем, как червь изменяет направление своего движения, столкнувшись
с преградой. При этом, чем выше уровень развития живого существа, тем более
сложное у него поведение. Например, у собак мы уже наблюдаем проявления
опережающего отражения. Так, собака избегает встречи с объектом, который
заключает в себе определённую угрозу. Однако самое сложное поведение
наблюдается у человека, который в отличие от животных обладает не только
способностью реагировать на внезапные изменения условий внешней среды, но и
способностью формировать мотивированное (осознанное) и целенаправленное
поведение. Возможность осуществления столь сложного поведения обусловлена
наличием у человека сознания.

Сознание — высший уровень психического отражения и
регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу.

С практической точки зрения сознание выступает как
непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов,
непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и
предвосхищающих его практическую деятельность. Мы вправе предположить, что
похожая психическая деятельность по формированию психических образов происходит
и у наиболее развитых животных, таких как собаки, лошади, дельфины. Поэтому
человека отличает от животных не сама эта деятельность, а механизмы ее
протекания, которые зародились в процессе социального развития человека. Данные
механизмы и особенности оперирования ими обусловливают наличие у человека
такого феномена, как сознание.

В результате действия этих механизмов человек выделяет себя
из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свою «Я-концепцию»,
заключающуюся в совокупности представлений человека о самом себе, об окружающей
действительности и своем месте в обществе. Благодаря сознанию человек обладает
способностью самостоятельно, т. е. без воздействия раздражителей среды,
регулировать свое поведение. В свою очередь «Я-концепция» Является ядром его
системы саморегуляции. Всю воспринимаемую информацию об окружающем мире человек
преломляет через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение
исходя из системы своих ценностей, идеалов и мотивационных установок. Конечно,
поведение человека не всегда соответствует условиям среды. Адекватность
поведения человека в значительной степени определяется степенью его
критичности.

В упрощенном виде критичность — это способность осознавать
различие между хорошо и «плохо». Благодаря критичности у человека формируются
идеалы и создается представление о морально-нравственных ценностях. Именно
способность критически оценивать происходящее и сопоставлять полученную
информацию со своими установками и идеалами, а также, исходя из этого
сопоставления, формировать свое поведение отличает человека от животного. Таким
образом, критичность выступает в качестве механизма контроля за своим
поведением. С другой стороны, наличие столь сложного механизма формирования и
оперирования психическими образами определяет наличие у человека способности к
сознательной деятельности, проявлением которой является труд.

Для того чтобы осознать важность данного умозаключения,
попробуем его отрицать, сказав, что определенные животные также совершают
полезные действия. Например, собака — охраняет, лошадь — перевозит дрова, а
некоторые животные выступают в цирке, демонстрируя действия, которые на первый
взгляд кажутся разумными. Однако все это так только на первый взгляд. Для того
чтобы совершать столь сложные действия, животному нужен человек. Без участия
человека, без его инициирующего начала животное не в состоянии совершить
действия, похожие на осознанное поведение. Следовательно, деятельность человека
и поведение животного различаются степенью самостоятельности. Благодаря
сознанию человек действует осознанно и самостоятельно.

Таким образом, мы можем выделить четыре основных уровня
развития психики живых организмов: раздражимость, чувствительность (ощущения),
поведение высших животных (внешне обусловленное поведение), сознание человека
(самодетерминированное поведение). Следует отметить, что каждый из данных
уровней имеет свои стадии развития.

Высшим уровнем развития психики обладает только человек. Но
человек не рождается с развитым сознанием. Формирование и эволюция сознания
происходят в процессе физиологического и социального развития конкретного
индивида (онтогенеза). Поэтому процесс формирования сознания строго
индивидуален, обусловлен как особенностями социального развития, так и
генетической предрасположенностью.

Существует еще один вопрос в исследовании психических
явлений, который мы должны осветить в данном разделе. В чем состоят функции
психики? Кажется, что ответ на данный вопрос очень прост. Однако ни в одном
учебнике психологии вы не найдете на него прямого ответа, потому что на самом
деле это один из самых сложных вопросов среди изучаемых современной
психологией. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ
весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика
обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое
явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму
приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не
столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти
проблемы?

Другой пример:

Видимо, для того чтобы определить все функции психики,
необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в
настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции
психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых
организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три
основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение
целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между
собой и по сути являются элементами интегративное функции психики, которая
заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей
среды.

Чем более развито живое существо, тем более сложны
механизмы его адаптации. Самые сложные механизмы адаптации мы наблюдаем у
человека, Процесс адаптации человека в определенной степени похож на процесс
адаптации высших животных. Так же как и у животных, адаптация человека имеет
внутреннюю и внешнюю направленность. Внутренняя направленность адаптации
состоит в том, что благодаря процессу адаптации обеспечивается постоянство
внутренней среды организма и тем самым достигается сохранение целостности
организма. Внешнее проявление адаптации заключается в обеспечении адекватного
контакта живого существа с внешней средой, т. е. в формировании
соответствующего поведения у более развитых существ или поведенческих реакций у
менее развитых организмов. Следовательно, и Внутренняя, и внешняя стороны
адаптации, прежде всего, обеспечивают возможность биологического существования
живого существа. У человека построение контакта с внешней средой имеет более
сложную структуру, чем у животных, поскольку человек контактирует не только с природной,
но и с социальной средой, функционирующей по законам, отличным от законов
природы. Поэтому мы вправе полагать, что адаптация человека направлена не
только на обеспечение его биологического существования, но и на обеспечение его
существования в обществе.

Кроме этого, мы вправе предположить, что и регуляция
внутреннего состояния у человека происходит на более сложном уровне, поскольку
приток информации об изменившихся условиях внешней среды побуждает определенные
изменения в протекании психических процессов, т. е. у человека происходит и
психическая адаптация.

Существует еще одна проблема научного познания психики, о
которой мы уже говорили и на которой вновь должны сосредоточить свое внимание.
Это проблема происхождения психики. Чем обусловлено существование такого
феномена, каким является психика? Ранее уже говорилось о существовании
различных точек зрения в отношении происхождения психики. С одной точки зрения
— идеалистической — психическое (душа) в своем происхождении не связано с телом
(биологическим носителем души) и имеет божественное происхождение. С другой
точки зрения — дуалистической у человека существуют два начала: психическое
(идеальное) и биологическое (материальное). Эти два начала развиваются
параллельно и в определенной мере взаимосвязаны друг с другом. С третей точки
зрения — материалистической — феномен психики обусловлен эволюцией живой
природы, и его существование должно рассматриваться как свойство Высокоразвитой
материи.

Споры о происхождении психики не прекращаются и по сей день.
Это обусловлено тем, что проблема происхождения психики является не только
одной из самых сложных в научном познании, но и основополагающей. Объяснить
происхождение психики пытаются многие ученые в рамках не только психологической
науки, но и философии, религии, физиологии и т. д. Сегодня еще нет однозначного
ответа на этот вопрос.

В отечественной психологии данную проблему рассматривают с
материалистической точки зрения, что предполагает использование
рационалистического способа познания, основанного на эксперименте. Благодаря
экспериментальным исследованиям сегодня мы знаем, что существует определенная
взаимосвязь между биологическим и психическим. Например, хорошо известно, что
заболевания или нарушения функционирования тех или иных органов могут отражаться
на психике человека. Так, длительный курс лечения с использованием аппарата
«искусственная почка> сопровождается явлением временного снижения
интеллектуальных способностей, что связано с накоплением в мозге солей
алюминия. После прекращения курса лечения происходит восстановление
интеллектуальных способностей.

Следует отметить, что столь сложные психические механизмы, наблюдаемые у
человека, стали возможны лишь вследствие длительной эволюции живых организмов,
исторического развития человечества и индивидуального развития конкретного
индивида. В данной главе мы рассмотрим эволюцию психики животных.



biofile.ru

Лекция 2. Психика и организм

ВОПРОСЫ:

  1. НЕРВНАЯ
    СИСТЕМА, ЕЕ ВОЗНИКНОВЕНИЕ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
    И РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПСИХИКИ (НА
    САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ)

  2. ПОНЯТИЕ ПСИХИКИ,
    ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ.

  3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ЕЕ ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  4. ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
    ЧЕЛОВЕКА ОТ АКТИВНОСТИ ЖИВОТНЫХ

КОНСПЕКТИРОВАТЬ
:из хрестоматии под ред. Петровского
А.Н. ЛЕОНТЬЕВ. ПОНЯТИЕ ОТРАЖЕНИЯ И ЕГО
ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ПСИХОЛОГИИ ( МАТЕРИАЛЫ 18
МЕЖДУНАРОДНОГО КОНГРЕССА 4 — 11 АВГУСТА
1966 ГОДА, А.Н. ЛЕОНТЬЕВ. ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ( « ОСНОВЫ ТЕОРИИ РЕЧЕВОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» — М., 1974, С.5 — 20)

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА :

  • ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ И
    ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ У ЧЕЛОВЕКА.

  • ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ
    У ЧЕЛОВЕКА.

  • ВИДЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
    ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

  • ПОВЕДЕНИЕ КАК ОДНА
    ИЗ ХАРАКТЕРИСТИК АКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕКА.
    ОТЛИЧИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТ ПОВЕДЕНИЯ.

Введение

ВВЕДЕМ ПОНЯТИЯ:

ОТРАЖЕНИЕ
— (СЛЕД ВОЗДЕЙСТВИЯ)

ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ
СВОЙСТВ И СОСТОЯНИЙ ВОЗДЕЙСТВУЮЩЕГО
ОБЪЕКТА В СВОЙСТВАХ И СОСТОЯНИЯХ
ВОСПРИНИМАЮЩЕГО ОБЪЕКТА. СИСТЕМА
ВОЗДЕЙСТВИЙ М/Б — АССИМИЛЯЦИЯ И
ДИССИМИЛЯЦИЯ.

РАЗДРАЖИМОСТЬ
(КАК ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ РЕАЛЬНОСТИ)
ЭТО СПОСОБНОСТЬ
ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ РЕАГИРОВАТЬ НА
БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ. КОГДА
КОРНИ РАСТЕНИЯ РАЗДРАЖИМЫ ПО ОТНОШЕНИЮ
К ПИТАТЕЛЬНЫМ ВЕЩЕСТВАМ, КОТОРЫЕ
СОДЕРЖАТСЯ В ПОЧВЕ, ТОГДА ПРИ СОПРИКОСНОВЕНИИ
С РАСТВОРОМ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ОНИ НАЧИНАЮТ
ИХ ВСАСЫВАТЬ.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
ЭТО СПОСОБНОСТЬ
ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ОТРАЖАТЬ ВОЗДЕЙСТВИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ. Т.Е. ТАКИЕ
ВИДЫ ЭНЕРГИИ ИЛИ СВОЙСТВА ПРЕДМЕТОВ,
КОТОРЫЕ НЕ УЧАСТВУЮТ НЕПОСРЕДСТВЕННО
В ОБМЕНЕ ВЕЩЕСТВ, НО ИМЕЮТ ОБЪЕКТИВНО
УСТОЙЧИВЫЕ В БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫМИ
РАЗДРАЖИТЕЛЯМИ. САМИ
ПО СЕБЕ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ НЕ ПОЛЕЗНЫ И НЕ ВРЕДНЫ; ИМИ
ЖИВОТНОЕ НЕ ПИТАЕТСЯ , ОНИ НЕ РАЗРУШАЮТ
ЕГО ОРГАНИЗМ. НАПРИМЕР, ЗВУКОМ НЕ ПИТАЕТСЯ
НИ ОДНО ЖИВОТНОЕ, РАВНО КАК ОТ ЗВУКА
ОБЫЧНОЙ ИНТЕНСИВНОСТИ ЖИВОТНОЕ НЕ
ПОГИБАЕТ. НО ЗВУКИ В ПРИРОДЕ — ВАЖНЕЙШИЕ
СИГНАЛЫ ЖИВОЙ ПИЩИ ИЛИ ПРИБЛИЖАЮЩЕЙСЯ
ОПАСНОСТИ (КОТОРЫЕ БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫ),
ПОЭТОМУ РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ДАЕТ БОЛЕЕ
ШИРОКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ВЫЖИВАНИЯ.
СЛЕДОВАТЕЛЬНО,

ОТРАЖАТЬ БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКАЗЫВАЕТСЯ ПОЛЕЗНЫМ.

Вопрос 1. Нервная система, ее возникновение, совершенствование и роль в развитии психики (на самостоятельное изучение)

Вопрос 2. Понятие психики, этапы развития психики.

СЕГОДНЯ
МЫ ПОСТАРАЕМСЯ РАЗОБРАТЬСЯ В ВОПРОСАХ
: ПОЧЕМУ
И КАК ВОЗНИКЛА ПСИХИКА ?

ПСИХИКА
— ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ, ОБЪЕДИНЯЮЩЕЕ МНОГИЕ
СУБЪЕКТИВНЫЕ ЯВЛЕНИЯ, ИЗУЧАЕМЫЕ
ПСИХОЛОГИЕЙ КАК НАУКОЙ. ЕСТЬ ДВА ОСНОВНЫХ
ФИЛОСОФСКИХ ПОНИМАНИЯ И ПРОЯВЛЕНИЯ
ПСИХИКИ : МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ И
ИДЕАЛИСТИЧЕСКОЕ.

  1. МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЕ
    : ПСИХИКА
    — СИСТЕМНОЕ
    СВОЙСТВО ВЫСОКООРГАНИЗОВАННОЙ МАТЕРИИ,
    КОТОРОЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В АКТИВНОМ
    ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНОМ ОТРАЖЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО
    БЫТИЯ И В ФОРМИРОВАНИИ ОБРАЗОВ ОТРАЖЕННОГО
    И РЕГУЛЯЦИИ ПОВЕДЕНИЯ НА ОСНОВЕ
    ОТРАЖЕННОГО ОБРАЗА.
    СОГЛАСНО
    МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОМУ ПОНИМАНИЮ,
    ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ ВОЗНИКЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ
    ДЛИТЕЛЬНОЙ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ
    ЖИВОЙ МАТЕРИИ И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ
    ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ ВЫСШИЙ ИТОГ РАЗВИТИЯ,
    ДОСТИГНУТЫЙ ЕЮ. ЕСТЬ
    ДАННЫЕ, СВИДЕТЕЛЬСТВУЮЩИЕ О ТОМ, ЧТО
    УЖЕ ПРОСТЕЙШИМ ЖИВЫМ СУЩЕСТВАМ —
    ОДНОКЛЕТОЧНЫМ- СВОЙСТВЕННЫ БЛИЗКИЕ К
    ПСИХИКЕ ЯВЛЕНИЯ, А ИМЕННО : СПОСОБНОСТЬ
    К РЕАГИРОВАНИЮ НА ИЗМЕНЕНИЯ ВНУТРЕННИХ
    СОСТОЯНИЙ И ВНЕШНЮЮ АКТИВНОСТЬ НА
    БИОЛОГИЧЕСКИ ЗНАЧИМЫЕ РАЗДРАЖИТЕЛИ,
    А ТАКЖЕ ПАМЯТЬ И СПОСОБНОСТЬ К
    ЭЛЕМЕНТАРНОМУ НАУЧЕНИЮ ЧЕРЕЗ ПЛАСТИЧНЫЕ,
    ПРИСПОСОБИТЕЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОВЕДЕНИЯ.

В
ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МАТЕРИАЛИСТОВ

ПСИХИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ

ВОЗНИКЛИ НАМНОГО ПОЗДНЕЕ ТОГО, КАК НА
ЗЕМЛЕ ВОЗНИКЛА ЖИЗНЬ. ПОНАЧАЛУ ЖИВОЕ
ОБЛАДАЛО ЛИШЬ БИОЛОГИЧЕСКИМИ СВОЙСТВАМИ
РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ И САМОСОХРАНЕНИЯ,
ПРОЯВЛЯЮЩИМИСЯ ЧЕРЕЗ МЕХАНИЗМЫ ОБМЕНА
ВЕЩЕСТВ С ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДОЙ, СОБСТВЕННОГО
РОСТА И РАЗМНОЖЕНИЯ. ПОЗДНЕЕ, УЖЕ НА
УРОВНЕ БОЛЕЕ СЛОЖНО ОРГАНИЗОВАННЫХ
ЖИВЫХ СУЩЕСТВ, К НИМ ДОБАВИЛИСЬ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ И ГОТОВНОСТЬ К НАУЧЕНИЮ.

ПЕРВЫЕ
ПРИЗНАКИ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ ПОЯВИЛИСЬ 2 — 3
МИЛЛИАРДА ЛЕТ НАЗАД, СНАЧАЛА В ВИДЕ
ПОСТЕПЕННО УСЛОЖНЯЮЩИХСЯ ХИМИЧЕСКИХ
ОРГАНИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ, А ЗАТЕМ И
ПРОСТЕЙШИХ ЖИВЫХ КЛЕТОК. ОНИ ПОЛОЖИЛИ
НАЧАЛО
БИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭВОЛЮЦИИ
.

ПОЗДНЕЕ
В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ ВЫДЕЛИЛСЯ СПЕЦИАЛЬНЫЙ
ОРГАН, ВЗЯВШИЙ НА СЕБЯ ФУНКЦИЮ УПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЕМ, ПОВЕДЕНИЕМ И ВОСПРОИЗВОДСТВОМ.
ЭТО —
НЕРВНАЯ
СИСТЕМА.

ПО МЕРЕ ЕЕ УСЛОЖНЕНИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
ШЛО РАЗВИТИЕ ФОРМ ПОВЕДЕНИЯ (ДЕЯТЕЛЬНОСТИ)
И ИЕРАРХИЗАЦИЯ УРОВНЕЙ ПСИХИЧЕСКОЙ
РЕГУЛЯЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ : ВОСПРИЯТИЕ,
ПАМЯТЬ, ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, МЫШЛЕНИЕ, СОЗНАНИЕ,
РЕФЛЕКСИЯ.

УСЛОЖНЕНИЕ
СТРУКТУРЫ И ФУНКЦИЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ
ПОСЛУЖИЛО ОСНОВНЫМ
ИСТОЧНИКОМ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
.
УСЛОЖНЕНИЕ УСЛОВИЙ ЖИЗНИ, КОТОРОЕ
ПОТРЕБОВАЛО ИЗМЕНЕНИЯ СТРОЕНИЯ ОРГАНИЗМА:
ПОЯВЛЕНИЕ СПОСОБНОСТИ ОТРАЖАТЬ МИР,
ЛУЧШЕ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В НЕМ, А ИМЕННО
: ЧТОБЫ У ЖИВЫХ СУЩЕСТВ ПОЯВИЛАСЬ СЛОЖНАЯ
НЕРВНАЯ СИСТЕМА И ВЫСШИЕ УРОВНИ
ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ, ЯВИЛОСЬ ВАЖНЫМ
СТИМУЛОМ К РАЗВИТИЮ
.(ТАКОВА
ТОЧКА ЗРЕНИЯ МАТЕРИАЛИСТОВ НА ПРОИСХОЖДЕНИЕ
И РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ).

2.
В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ
ИДЕАЛИСТОВ

: ПСИХИКА
НЕ ЯВЛЯЕТСЯ СВОЙСТВОМ ЖИВОЙ МАТЕРИИ И
НЕ ЕСТЬ ПРОДУКТ ЕЁ РАЗВИТИЯ. ОНА, КАК И
МАТЕРИЯ, СУЩЕСТВУЕТ ВЕЧНО. ТАК ЖЕ, КАК
В ПРЕОБРАЗОВАНИИ (С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ)
МАТЕРИАЛЬНОГО МОЖНО ВЫДЕЛИТЬ НИЗШИЕ И
ВЫСШИЕ ФОРМЫ (ПОТОМУ ТАКОЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЕ
И НАЗЫВАЕТСЯ РАЗВИТИЕМ), В ЭВОЛЮЦИИ
ИДЕАЛЬНОГО (ПСИХИЧЕСКОГО) МОЖНО ОТМЕТИТЬ
СВОИ ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ И ПРОСТЕЙШИЕ ФОРМЫ,
ОПРЕДЕЛИТЬ СОБСТВЕННЫЕ ЗАКОНЫ И ДВИЖУЩИЕ
СИЛЫ РАЗВИТИЯ.

СУЩЕСТВУЮТ
РАЗНЫЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ ТОГО, КОМУ
ПРИСУЩА ПСИХИКА

(СРАЗУ ОТМЕЧУ,
ЧТО РАССМАТРИВАТЬ ИХ СТОИТ ТОЛЬКО В
КАЧЕСТВЕ ДИСКУССИОННЫХ ГИПОТЕЗ, А НЕ
НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ)

:

  • АНТРОПОПСИХИЗМ
    (
    ДЕКАРТ)
    ПСИХИКА
    ПРИСУЩА ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКУ,

  • ПАНПСИХИЗМ
    (ФРАНЦУЗСКИЕ МАТЕРИАЛИСТЫ) — ВСЕОБЩАЯ
    ОДУХОТВОРЕННОСТЬ ПРИРОДЫ, ВСЕЙ ПРИРОДЕ,
    ВСЕМУ МИРУ ПРИСУЩА ПСИХИКА
    КАМНЮ В ТОМ ЧИСЛЕ)
    ,

  • БИОПСИХИЗМ
    ПСИХИКА —
    ЭТО СВОЙСТВО ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (ПРИСУЩЕ
    И РАСТЕНИЯМ)
    ,

  • НЕЙРОПСИХИЗМ
    (Ч. ДАРВИН)
    — ПСИХИКА СВОЙСТВЕННА ТОЛЬКО ОРГАНИЗМАМ,
    КОТОРЫЕ ИМЕЮТ НЕРВНУЮ СИСТЕМУ,

  • МОЗГОПСИХИЗМ
    (К.К. ПЛАТОНОВ) — ПСИХИКА ТОЛЬКО У
    ОРГАНИЗМОВ С ТРУБЧАТОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМОЙ,
    ИМЕЮЩИХ ГОЛОВНОЙ МОЗГ (ПРИ
    ТАКОМ ПОДХОДЕ, У НАСЕКОМЫХ ПСИХИКИ НЕТ,
    Т.К. У НИХ УЗЕЛКОВАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА,
    БЕЗ ВЫРАЖЕННОГО ГОЛОВНОГО МОЗГА)

  • ГИПОТЕЗА
    А.Н. ЛЕОНТЬЕВА

    КРИТЕРИЕМ ПОЯВЛЕНИЯ ЗАЧАТКОВ ПСИХИКИ
    У ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ ЯВЛЯЕТСЯ НАЛИЧИЕ
    ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ КАК СПОСОБНОСТИ
    РЕАГИРОВАТЬ НА БИОЛОГИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНЫЕ
    РАЗДРАЖИТЕЛИ. КРИТЕРИЕМ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ
    ЯВЛЯЕТСЯ СПОСОБНОСТЬ ОБРАЗОВЫВАТЬ
    УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ (ЗАКОНОМЕРНЫЕ СВЯЗИ
    ВНЕШНЕГО ЛИ ВНУТРЕННЕГО РАЗДРАЖИТЕЛЯ
    С ТОЙ ИЛИ ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПОСРЕДСТВОМ
    НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ)

ТАКИМ
ОБРАЗОМ, ПСИХИКА ВОЗНИКЛА ПОТОМУ, ЧТО
ОНА ОКАЗАЛАСЬ МОЩНЫМ СРЕДСТВОМ
ПРИСПОСОБЛЕНИЯ ЖИВОТНЫХ К ОКРУЖАЮЩЕЙ
СРЕДЕ.

ЗНАЧИТЕЛЬНО
ТРУДНЕЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС :
КАК
ВОЗНИКЛА ПСИХИКА ?

ЗДЕСЬ МЫ ТОЖЕ ПОПАДАЕМ В ОБЛАСТЬ ТОЛЬКО
ГИПОТЕЗ.

СОГЛАСНО
ПРЕДПОЛОЖЕНИЮ А.Н. ЛЕОНТЬЕВА, ТОЛЧКОМ
К ПОЯВЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ОТРАЖЕНИЯ
(ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ) МОГ ПОСЛУЖИТЬ ПЕРЕХОД
ОТ ЖИЗНИ В ОДНОРОДНОЙ, ГОМОГЕННОЙ СРЕДЕ
К СРЕДЕ ДИСКРЕТНЫХ, ВЕЩНО-ОФОРМЛЕННЫХ
ОБЪЕКТОВ. ВОТ
КАК ОН ОПИСЫВАЕТ ГЛАВНЫЕ СОБЫТИЯ ЭТОГО
ПРОЦЕССА .

ВПОЛНЕ ВЕРОЯТНО,
ЧТО ПРОСТЕЙШИЕ ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
СУЩЕСТВОВАЛИ В ГОМОГЕННОМ РАСТВОРЕ
ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ, С КОТОРЫМИ ОНИ
БЫЛИ В НЕПОСРЕДСТВЕННОМ КОНТАКТЕ. ДЛЯ
УСВОЕНИЯ ЭТИХ ВЕЩЕСТВ ИМ БЫЛО ДОСТАТОЧНО
ПРОСТОЙ РАЗДРАЖИМОСТИ. УЖЕ НА СТАДИИ
РАЗДРАЖИМОСТИ КАКИЕ-ТО СВОЙСТВА МО7ГЛИ
ПРИОБРЕТАТЬ ДВОЯКУЮ ФУНКЦИЮ :
НЕПОСРЕДСТВЕННОГО УЧАСТИЯ В ОБМЕНЕ
ВЕЩЕСТВ И СИГНАЛИЗАЦИИ О ДРУГОМ ЖИЗНЕННО
ВАЖНОМ ВОЗДЕЙСТВИИ.

СЛЕДУЮЩИЙ ШАГ
МОГ СОСТОЯТЬ В ТОМ, ЧТО ИЗ-ЗА ИЗМЕНЕНИЙ
СРЕДЫ НЕКОТОРЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ПЕРЕСТАЛИ
БЫТЬ ЖИЗНЕННО ЗНАЧИМЫМИ САМИ ПО СЕБЕ.
ОДНАКО ОРГАНИЗМ ПРОДОЛЖАЛ РЕАГИРОВАТЬ
НА НИХ КАК НА СИГНАЛЫ ЖИЗНЕННО ВАЖНЫХ
ВОЗДЕЙСТВИЙ. ЭТО И ОЗНАЧАЛО ПОЯВЛЕНИЕ
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ТАКИМ
ОБРАЗОМ, ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ, ВЕРОЯТНО,
ПОЯВИЛАСЬ НА БАЗЕ РАЗДРАЖИМОСТИ. ВМЕСТЕ
С ТЕМ ОНА ОЗНАЧАЛА КАЧЕСТВЕННО НОВЫЙ
ЭТАП ОТРАЖЕНИЯ, Т.К. ВМЕСТЕ С НЕЙ ВПЕРВЫЕ
ПОЯВИЛАСЬ
СПОСОБНОСТЬ
ОРГАНИЗМА ОТРАЖАТЬ ОБЪЕКТИВНЫЕ СВЯЗИ
МЕЖДУ СВОЙСТВАМИ СРЕДЫ.

ЕСТЕСТВЕННО, ЧТО
ПОЯВИТЬСЯ И ПОЛУЧИТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАЗВИТИЕ
ЭТОТ ТИП ОТРАЖЕНИЯ МОГ ЛИШЬ В УСЛОВИЯХ,
ГДЕ СУЩЕСТВОВАЛА УСТОЙЧИВАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ
ОБЪЕКТАМИ ИЛИ ИХ ОТДЕЛЬНЫМИ СВОЙСТВАМИ.
ТАКУЮ УСТОЙЧИВУЮ СВЯЗЬ И ОБЕСПЕЧИВАЛА
ВЕЩНО-ОФОРМЛЕННАЯ СРЕДА.

ТАКИМ ОБРАЗОМ, ИЗ
СКАЗАННОГО МОЖНО СДЕЛАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ
ВЫВОДЫ :

  1. ОПРЕДЕЛИТЬ ПОНЯТИЕ
    «ПСИХИЧЕСКОЕ» МОЖНО ТОЛЬКО ИЗ АНАЛИЗА
    ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА.

  2. ПСИХИКА
    КАК ФОРМА ОТРАЖЕНИЯ ВОЗНИКАЕТ ЛИШЬ НА
    ОПРЕДЕЛЕННОМ ЭТАПЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
    ЭВОЛЮЦИИ. ГЛАВНЫМ
    УСЛОВИЕМ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДАННОЙ ФОРМЫ
    ОТРАЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ПЕРЕХОД ОТ ГОМОГЕННОЙ
    СРЕДЫ ОБИТАНИЯ К ДИСКРЕТНОЙ.

  3. МЕХАНИЗМ,
    ПОСРЕДСТВОМ КОТОРОГО ДОСТИГАЕТСЯ
    ПЕРЕХОД ОТ ДОПСИХИЧЕСКИХ ФОРМ ОТРАЖЕНИЯ
    К ПСИХИЧЕСКИМ НАЗЫВАЕТСЯ ОПЕРЕЖАЮЩИМ
    ОТРАЖЕНИЕМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ
ОТРАЖЕНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

ФУНКЦИЯ
ОПЕРЕЖАЕТ ОТРАЖЕНИЕ :

ВО
ВНЕШНЕЙ УПОРЯДОЧЕННОЙ СРЕДЕ СОБЫТИЕ
А1
ПРЕДШЕСТВУЕТ СОБЫТИЮ А2
. В СИЛУ ТОГО, ЧТО СУБЪЕКТ S
НАХОДИТСЯ ВО ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СО СРЕДОЙ,
СОБЫТИЕ А1
ВЫЗЫВАЕТ В ОРГАНИЗМЕ СОСТОЯНИЕ а1.
В СИЛУ УПОРЯДОЧЕННОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОГО
РЯДА, ПРОИСХОДИТ УПОРЯДОЧЕННОСТЬ
СОСТОЯНИЙ. И ПРИ ЭТОМ СОСТОЯНИЕ а1
ПРЕДШЕСТВУЕТ
СОСТОЯНИЮ а2.
НА ОПРЕДЕЛЕННОЙ СТУПЕНИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ
ЭВОЛЮЦИИ СОБЫТИЕ А1
ЕСТЬ, СОБЫТИЕ А4
ЕЩЕ НЕ НАСТУПИЛО, А СОСТОЯНИЕ а4
УЖЕ ЕСТЬ.

А1
А2
→ А3
А4

↓ ↓ ↓ ↓

а1
а2
а3
а4

studfiles.net

§ 1. Понятие о психике человека, Глава 2 Понятие о психике человека. Классификация психических явлений. Юридическая психология. С основами общей и социальной психологии. Еникеев М. И. Страница 5. Читать онлайн

§ 1. Понятие о психике человека

Человек — существо сложное и многостороннее. Его изучают многие науки — биология, антропология, история, культурология, социология и др. Исследование общих закономерностей его взаимодействия с внешним миром осуществляет специальная наука — психология (от греч. psyche — душа и logos — наука). Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики, его способность отражать мир, познавать его и регулировать свое взаимодействие с ним. Говоря кратко, психология — это наука о психике человека.

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как ‘способность адаптации организмов к среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде непрерывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания — знакового, понятийного моделирования действительности. Психика — субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека — отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика — это система субъективных образов действительности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика — сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Психика человека приобретает особую форму — форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека существуют и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики — психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ — целостное, йнтегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми идеальными формами. Они могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Эти образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений. Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности.

Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности (рис. 1). В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи. Эти образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, проигрывать варианты возможного развития действительности.

Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Рис. 1. Многомерность психических образов

(При рассмотрении вертикального ряда изображения (цифры) фигура в центре воспринимается как число 13. При рассмотрении горизонтального ряда (буквы) — как буква В.)

Психика — субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией, нашими знаниями и потребностями.

В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И напротив, в образе могут присутствовать даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации (рис. 2).

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы — информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней психической саморегуляции человека.

Рис. 2. Зависимость психического образа от активности восприятия

(Тенденция сознания к осмыслению объекта настолько велика, что мы видим даже несуществующие грани треугольников.)

Итак, психическое отражение, психический образ — не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность — значит организовать ее на основе не непосредственных инстинктивных побуждений, а социально заданных требований и условий. Сознание — способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и всеобщим законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность — человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сфер его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безобразные компоненты — обобщенные отношения, значения и смыслы, которые образуют семантическое поле психики индивида.

Научная трактовка сущности психики сводится к следующим положениям.

• Психика возникла на определенной стадии развития материи и является отражательно-регуляционным механизмом приспособительного поведения живых организмов. По мере их эволюционного развития развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты и индивидуальное научение.

• Психика человека, сознание — высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.

• Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики — закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.

• Психика опосредствована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное, т. е. обусловлена социокультурными •факторами.

• Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

В отличие от психики животных психика человека, его сознание имеют следующие существенные особенности.

1. Наряду с наследственно и эмпирически приобретенными формами поведения человек владеет принципиально новым средством ориентировки в окружающей действительности — знаниями, которые представляют собой концентрированный опыт человечества, передаваемый посредством слова.

Психика человека формируется и постоянно обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального опыта.

2. Сознание человека отражает существенные стороны, закономерные взаимосвязи действительности.

Сознание — это отношение человека к миру со знанием, его объективных закономерностей. Оно дает возможность решать жизненные проблемы не с помощью метода проб и ошибок, а на основе установления устойчивых, закономерных связей и отношений между различными сторонами окружающей среды. (Жарким летом человек заготавливает топливо, зная, что неминуемо наступит зима.)

3. Сознание характеризуется осознанностью целей деятельности, понятийным моделированием будущих событий, предвосхищением результатов своих действий в системе общечеловеческих понятий, знаний.

Человек заранее предвидит, планирует ожидаемый результат своих действий и выбирает адекватные средства и способы их достижения. Он строит программу своей деятельности, первоначально моделируя ее в уме.

Его деятельность не ограничена непосредственным восприятием ситуации, а строится на основе знания закономерностей ее развития. Сознание человека прогнозирует закономерное наступление событий, с опережением отражая действительность.

4. Индивидуальное сознание обусловлено общественным сознанием.

Различаются четыре формы (сферы) общественного сознания:

1) наука — система научных знаний, представлений, концепций и мировоззренческих ориентации;

2) соционормативная-сфера общественного сознания — система нравственных, идеологических, политических, правовых ценностей, система социальных норм данного общества;

3) искусство — духовно-практическое освоение действительности образными средствами, образное моделирование типичных сторон действительности;

4) религия, вера — культ сверхъестественной силы, воплощающей в себе идеальные качества, духовная опора верующих людей. Вера в сверхъестественную божественную силу обеспечивает концептуальную определенность миропонимания верующих людей.

Все формы общественного сознания формируют идеологию — систему базовых ценностей, основополагающих идей, которая регулирует жизнедеятельность общества. Однако идеология может быть прогрессивной и реакционной, реалистической и утопической. Утопические идеологии ведут к мифологизации массового сознания.

5. Сознание связано с самосознанием, субъективной особенностью индивидуального сознания, системой ценностно-смысловых, личностных отношений человека к миру. Свое взаимодействие с миром человек регулирует, исходя из представлений о самом себе, объединенных в целостный образ Я-концепции.

Самосознание — субъективно-семантическое (от греч. semantikos — обозначающий) пространство личности. Самосознание определяет уровень самоорганизации индивида, принципы его поведенческой саморегуляции, самопостроения и самоутверждения. Самосознание — саморефлексия, самоопределение индивида — может быть истинным и ошибочным, порождающим возвышенные устремления и роковые жизненные заблуждения.

Успех жизнедеятельности индивида зависит от его способности к самоанализу, от приведения его внутреннего мира в соответствие с объективными внешними условиями, от вычленения в них существенного и несущественного, социально санкционированного, полезного и вредного.

Концептуально организованная, одухотворенная личность не идет на поводу у случайных обстоятельств, сиюминутных гедонистических устремлений — ее поведение детерминируется системой базовых духовных ценностей, принципами нравственности, добра, справедливости и человеческого достоинства.

Сознание, как характерная особенность человеческой психики, реализуется через механизм бидоминанты — внутриличностной коммуникации, общения человека с самим собой. И этот внутриличностный диалог опосредуется социальными критериями. Наше внутреннее Я — интериоризированный «другой» — внедренное в нас социальное начало (alter ego).

Явления действительности отражаются сознанием индивида интенционально (от лат. intentio — стремление) — пристрастноизбирательно в зависимости от их значимости в практике данного человека. При этом одни явления связываются в индивидуальном сознании с комплексом других, сопровождаются, как писал У. Джемс, «психологическими обертонами», «вставляются в оправу» других известных индивиду явлений, включаются в спектр усвоенной индивидом общечеловеческой культуры.

Все это позволяет говорить о едином потоке сознания, который становится основой поведенческой системы индивида: все поведенческие акты человека имеют личностную обусловленность.

Сознание шире, чем мышление. Оно является целостным интегрированным отражением внешнего мира, включающим в себя все формы психической деятельности: и формы чувственного отражения мира (ощущение, восприятие, представление), и рациональное познание (обобщенно-теоретическое отражение мира), и эмоционально-волевую сферу психической саморегуляции.

В отечественной психологии изучение сознания как особого феномена, имеющего собственное содержание, было выдвинуто в качестве фундаментальной задачи В. М. Бехтеревым. В работе «Сознание и его границы» (Казань, 1888) ученый, постулируя отражательную природу сознания, вводит понятия его структуры и уровней. На основе критерия «сложность содержания сознания» Бехтерев выделил ступени, уровни формирования сознания в онтогенезе (индивидуальном развитии):

• на исходном уровне, в младенчестве, когда еще отсутствуют ясные представления, сознание проявляется в неясном чувствовании индивидом своего существования;

• на следующем уровне возникают первые самопредставления — представления о Я как о субъекте и не-Я как об объекте. На этом фундаменте начинает формироваться самосознание личности;

• далее расширяются представления о внешнем мире, совершенствуются ориентационные механизмы.

Наиболее сложная форма сознания, по Бехтереву, — нравственные, религиозные и правовые представления, которые составляют интимное ядро личности, определяющее ее волевую саморегуляцию.

Высшая ступень формирования сознания — «то состояние внутреннего мира, когда человек, с одной стороны, обладает способностью по произволу вводить в сферу сознания те или другие из бывших прежде в его сознании представлений, с другой — может давать отчет о происходящих в его сознании явлениях, о смене одних представлений другими, иначе говоря, может анализировать происходящие в нем самом психические процессы»2.


2 Бехтерев В. М. Сознание и его границы. Казань, 1888. С. 10.


В. М. Бехтерев задолго до советских психологов установил принцип внутреннего опосредования внешних явлений. «Наблюдения показывают, что процесс введения представлений в сферу ясного сознания зависит только частично от внешних условий, иначе говоря от объективных качеств подействовавшего на нас внешнего впечатления, главнейшим же образом — от внутренних условий»3.


3 Бехтерев В. М. Сознание и его границы. С. 26.


В связи с этим Бехтерев исследовал зависимость восприятия и запоминания материала от психического состояния испытуемого, отношения его к предъявляемому материалу, его установок и нравственных позиций («нравственного ядра личности»).

В онтогенезе осуществляется поэтапный переход от низших форм сознания к его высшим формам. Высшие формы вбирают в себя и трансформируют все низшие. В патологических случаях происходит распад сознания в обратной последовательности: вначале расстраиваются высшие формы сознания, затем его низшие образования и лишь в последнюю очередь — биологическая база.

В психологии и психиатрии широко распространены введенные К. Ясперсом метафорические понятия ясности и помрачнения сознания4. Критериями помрачнения (неясности) сознания стали считаться: отсутствие отчетливого восприятия окружающего, дезориентация во времени и пространстве, бессвязность мышления, стертость воспоминаний. Совокупность всех указанных признаков и образует «потерю сознания», его нарушенность.


4 См.: Jaspers К. Allgemeine Psychopathologie. Berlin, 1929.


• Итак, сознание — присущий человеку высший уровень психического отражения действительности в социально выработанных формах — понятиях и оценочных суждениях.

Существуют некоторые критерии минимально необходимого уровня сознания для психического взаимодействия индивида со средой.

Нарушение этих критериев означает нарушенность сознания, утрату взаимодействия субъекта с действительностью. Признаками нарушенного сознания являются исчезновение предметной отчетливости восприятия, связанности мышления, ориентировки в пространстве, неспособность к саморегуляции и самоотчету5.


5 В психиатрии различается ряд разновидностей нарушенного сознания: оглушенное состояние — резкое повышение порога чувствительности, безучастность к окружающему, неспособность к мыслительной Деятельности; делириозное помрачнение сознания — нарушенность ориентировки проявляется в непроизвольных наплывах различных представлений; возникает ложная ориентировка в пространстве и времени; онейроидне (сновидное) состояние — обильное всплывание фантастических сцен; сумеречное состояние сознания — непроизвольное блуждание, выполнение автоматизированных действий, использование предметов не по назначению; деперсонализация — восприятие себя как бы со стороны, нарушение «схемы тела».


Нормой для личности является отражение мира в объективных взаимосвязях и смысловых значениях. Сознательное поведение личности— концептуально организованное поведение, основанное на соотнесении явлений действительности с социально сформированными понятиями.

Психология bookap

Во всех случаях патологии сознания происходит деперсонализация индивида, нарушение семантических (смысловых) структур его самосознания. Это позволяет сделать вывод, что самосознание личности, личностные, социально соотнесенные образования являются ядром сознательной саморегуляции человека.

На примерах психических аномалий и нарушений сознания мы отчетливо видим, что психика отдельного человека неразрывно связана с его социально обусловленными ориентациями, с социально-понятийным отражением действительности.

bookap.info

1.Теоретические подходы к пониманию сущности психики. Методологические принципы психологии. Методы познания психики человека. — Мои статьи — Каталог статей

Чаще всего психика определяется путем простого перечисления отдельных видов психических явлений. Во многих словарях и учебниках указывается, что психика — это наши ощущения, мышление, память, чувства и т.п. Подобное определение сущности психического путем перечисления составляющих его элементов исходит из представления, что части всегда проще целого и через них легче понять целое. Но при этом упускается из виду, что целое не сводится к сумме составляющих его частей, что целое есть нечто иное, чем составляющие его части, оно содержит в себе некоторые новые качества, которых нет ни у одной из частей. В результате оказывается, что при таком подходе сущность психики как целого остается нераскрытой. Здесь ситуация, аналогичная той, что возникает и перед химиком, который захотел бы понять, что такое вода, ограничившись при этом только исследованием свойств водорода и кислорода, из которых, как известно, вода состоит.

Другой популярный способ объяснения психики состоит в указании ее местоположения в организме, ее связи с мозгом, нервной системой. Путем подобной локализации достигается более четкое описание психики, правда, только путем указании на ее связь с конкретной частью организма. Однако слабость и этого определения состоит в том, что в действительности психика является функцией не только мозга и даже не только нервной системы, а продуктом деятельности всего организма в целом. Кроме того, тот или иной орган вообще не определяет природу функции, которую он выполняет. Дело обстоит как раз наоборот: именно необходимость в осуществлении некоторой функции порождает тот или иной орган и соответствующий физиологический процесс. Не мозг породил психику, а наоборот, необходимость для организма развитой психической функции на определенном этапе привела к формированию нервной системы и мозга. Так же как не сердце породило функцию кровообращения, а возникшая необходимость этой функции привела в результате длительной эволюции к формированию у некоторых животных сердца и системы кровообращения.

Отсюда становится ясно, что содержательное объяснение психики возможно только путем выяснения той особой жизненно важной задачи, функции, которую она выполняет в организме. Правильное определение психики предполагает, не только выяснение составляющих ее элементов и не только установление тех органов, с которыми она связана, а прежде всего ответ на вопрос: какую особую задачу, функцию выполняет психика в жизнедеятельности организма?

Поэтому в современной науке психика все чаще определяется как функция нервной системы, обеспечивающая организацию и оптимальное поведение организма по реализации своих потребностей и образующихся на их основе побуждений, желаний, целей, ценностных ориентаций, отношений и т.п.

Широко признается, что психика есть у всех животных, а некоторые современные психологи считают, что в элементарном виде она существует даже у растений. При этом особо подчеркивается, что у человека и животных мозг выполняет задачу регуляции их поведения в окружающей среде, действуя в соответствии с законами информационно-энергетического обеспечения организма.

В этой связи нужно отметить, что в исторически сложившейся материалистической философской традиции, которой придерживалась советская психология, при определении психики упор делался на выполняемую ею функцию «отражения объективной реальности». Но при этом в тени оставалось самое главное для характеристики сущности психики — вопрос о том, для чего нужно живому организму, человеку это самое «отражение».

Конечно процессы «отражения», выражающиеся в ощущениях, восприятиях, представлениях и размышлениях, дают возможность индивиду понять особенности сложившейся жизненной ситуации. Но это лишь начальный этап функционирования психики.

Важнейшая ее задача состоит в том, чтобы на основе проведенного анализа организовать целесообразное поведение но осуществлению выбранной субъектом актуальной на данный момент потребности, желания, цели. Таким образом, оказывается, что само по себе «отражение», так же как и психомоторные процессы, и речь, и сознание, представляют собой лишь психические составляющие, подчиненные базовым основаниям психики в виде потребностей и побуждений, которые запускают весь психический процесс в целом и управляют им.

«Отражение» представляет собой лишь первичный психический познавательный процесс, который «работает» на удовлетворение каких-то базовых желаний, интересов. Поэтому активность отражательных процессов всегда поддерживается или прекращается в зависимости от степени удовлетворения той потребности, которой она была вызвана.

Итак, главная функция психики заключается в организации и осуществлении оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида с учетом своих возможностей и особенностей окружающей среды.

В предлагаемом определении психики, как можно заметить, главный упор делается на ее организующей, управляющей роли, а не на подчиненном ей «отражении». Потребности тесно переплетаются с психикой, изначально встроены в нес. По мнению многих западных и отечественных психологов, именно потребности составляют ядро психики (Зигмунд Фрейд, Курт Левин, Уильям Мак-Дугалл, Лев Выготский, Абрахам Маслоу и др.). По-разному трактуя сущность и структуру психики, эти психологи тем не менее были едины в признании того, что именно потребности порождают и организуют поведение, определяют его общее направление. На этом фундаменте формируются познавательные и двигательные процессы, осуществляется работа сознания, без чего эффективное осуществление потребностей, конечно, невозможно.

Методологические принципы психологии

Методология – это система принципов организации теоретической и практической деятельности, система правил и нормативов познания и способов построения теории. 1) Общенаучный метод – это система принципов, нормативов общих для всех областей знания. 2) Конкретнонаучный метод – применение общенаучной методики для специальной конкретной науки. К методологическим принципам психологии относятся: принцип активности; принцип единства сознания и деятельности; принцип детерминизма; принцип развития; принцип историзма.

Принцип активности. Леонтьев, Бернштейн. Этот принцип выражается  в понимании психического отражения как активного процесса. В частности речь идет о том, что психическое отражение непосредственно зависит от целей, установок, потребностей, эмоций, прошлого опыта человека, которые и определяют избирательность этого отражения. Кроме того, одной из важнейших особенностей проявления активности психического отражения является возможность предвосхищения будущих событий, возможных результатов действий, построение гипотез и т.д. Некоторые психологические теории строятся на противоположном принципе реактивности, согласно которому, человек представляет собой особого рода «машину», которая пассивно откликается на воздействия внешней среды. Такой подход используется в бихевиоризме, в ассоциативной психологии и некоторых течениях когнитивной психологии.

Принцип единства сознания и деятельности. Рубенштейном, Леонтьевым, Ананьевым. Рубенштейн впервые выдвинул положение о единстве сознания деятельности и поведения. Деятельность и сознание не два разных аспекта, они образуют ораническое целое. В этом принципе утверждалось, что не может быть деятельности без сознания и сознанич без деяьельности. Через деятельность стало можно изучать сознание. Введение этого принципа ставило вопрос о ст-ре деятельности. По определению Рубенштейна сама деятельность является единством внешнего и внутреннего. Сознание и психика оказываются внутренней характеристикой деятельности. А свойства деятельности протекать в форме из вне наблюдаемого поведения может рааматриваться как характеристика самой психики. Этот принцип позволяет ученым деятельность выяснять т е внутренние механические механизмы, которые делают достижение целей деятельности. Принцип единства сознания и деятельности — это единство выражается в том, что сознание и все психические свойства человека не только проявляются в его деятельности, но и формируются в ней. Как отмечал Рубинштейн, психические свойства личности, ее способности и характерологические черты являются и предпосылкой и одновременно результатом поведения личности. С одной стороны ведущая деятельность является основным условием психического развития ребенка. Кроме того, существует проблема профессиональной деформации личности, когда выполнение профессиональной деятельности длительное время приводит к изменению определенных личностных черт. С другой стороны, сознание «отвечает» за постановку цели деятельности и поведения, т.е. обеспечивает целенаправленность поведения и деятельности. Этот принцип разрабатывался Рубинштейном.

Принцип детерминизма разрабатывался и обосновывался Рубинштейном. Детерминизм — в переводе — обусловленность. Внешние причины действуют через внутренние условия или «внешнее преломляется через внутреннее», т.е. психика зависит от реальных жизненных условий и взаимоотношений человека, и тем самым, по мнению Рубинштейна, «это размыкает замкнутость внутреннего мира психики и выводит ее изучение в контекст конкретных материальных условий, в которых протекает жизнедеятельность людей». Принцип детерминизма означает что психики определяется образом жизни и изменяется с изменением образа жизни. Развитие психики животных определяется естественным отбором, а развитие сознания законом общественного развития. Принцип детерминизма связан с вопросом о природе психических явлений их сущности. Этот подход вытемнил интроспективную методологию и соотвествующую ей оргнанизацию психологического исследования. Вместо самонаблюдения пришел объективный метод. Выготский создал культурно-историческую концепцию. В это теории была сформулирована мысль о том, чтобы природные механизмы псих.процессов преобразуются в ходе онтогенетического развития человека под влиянием общественно исторических факторов в рез-те усвоения человеком продуктов человеческой культуры и в ходе его общения с другими людьми. Второй этап реализации детерминизма связан с идеей о том, что во взаимоотношениях с окружающей средой, внешнему миру противостоит восприятие не просто человека наделенного сознанием, а человека деятельного активного и преобразующего объективную действительность. Значение деятельности в формировании психических процессов подчеркивали Рубенштейн и Леонтьев. Принцип детерменизма в теории и практики психологии реализовывался путем решения вопроса о соотношении обучения и развития. Важным стал вопрос о движущих силах психического развития и от решения этого вопроса зависело то или иное понимание детерминизма в теории развития.

Принцип развития разрабатывался Леонтьевым. Согласно этому принципу психика выступает как специфический компонент в эволюции организмов. При этом развитие понимается не только как рост, но и как изменение. Как процесс, при которых количественные усложнения изменения переходят в качественные и приводят к скачкообразно-проявляющимся психическим новообразованиям. Содержание психического развития — это борьба между старыми отживающими формами психики и проявляющимися новыми формами. Таким образом, суть принципа развития заключается в том, что самим способом существования психики является ее развитие. Это развитие происходит и на онтогенетическом и на филогенетическом и на социогенетическом уровнях. Принцип развития – идея развития в психологии под влиянием теории Дарвина и легла в основу формирования детской а затем возрастной психологии. С.Рубенштейн включил в понятие развития в систему понятий общей психологии и возвел его в статус важнейшего методологического принципа психологической науки. Рубенштейн рассматривал весь дизненый путь человека и показал зависимость развития всех сторон его сознания и личности от особенности генеральной жизни индивида. Выготский –формирующий эксперимент (ЗБР).

Принцип историзма. Согласно этому принципу, разработанному Выготским, Леонтьевым и Асмоловым, психическое развитие и в частности развитие человеческого сознания происходит в процессе общественно-исторического становления и определяются общественно-историческими формациями и конкретно-историческими особенностями социализации в разных культурах. Таким образом, общественное бытие людей определяет их сознание, а образ жизни и стиль жизни определяет образ их мыслей и чувств, и в свою очередь так же определяется ими.

Принцип системности. Разрабатывался Ломовым. Система – совокупность элементов, которые находятся в связи друг с другом и образуют целостное единство. Человек включается в разнообразные связи и вступает в различные отношения с окружающими его предметами, он обладает множеством психических свойств, но живет и действует как единое целое. Выготский (ВПФ как психол-кая система), Лурия, Бернштейн.

strec.ucoz.com

Понятие о психике человека

Психика возникла и формировалась как способность живых организмов активно взаимодействовать с окружающим миром на основе нейрофизиологического кодирования жизненно значимых воздействий и способов взаимодействия с ними, как способность адаптации организмов к среде.

В процессе эволюции психические механизмы адаптации организмов к среде неразрывно совершенствовались и на стадии человека превратились в мощный аппарат его сознания – знакового, понятийного моделирования действительности. Психика человека – отражательно-регуляционная деятельность, обеспечивающая активное его взаимодействие с окружающим миром на основе присвоения общечеловеческого опыта.

Человеческая психика – это система субъективных образов реальности, внутренний мир человека, имеющий свои законы становления и функционирования.

Психика обеспечивает избирательные контакты субъекта с действительностью в зависимости от системы его потребностей и распознавания в среде того, что удовлетворяет эти потребности. Психика – сигнальное отражение действительности: внешние признаки явлений служат для человека сигналом их значения и смысла.

Итак, психика – это субъективное, сигнальное, социально обусловленное отражение действительности в системе идеальных образов, на основе которых осуществляется активное взаимодействие человека со средой. Психика осуществляет функцию ориентации и регуляции деятельности, поведения человека.

Психика человека приобретает особую форму – форму сознания, порождаемую общественным способом его существования. Однако сознание не исчерпывает всей сущности психики. Наряду с ним у человека имеются и биологически сформированные психические структуры (сфера его врожденно-бессознательной деятельности), и обширная сфера прижизненно приобретенных автоматизмов (сфера подсознания).

Основные явления психики – психические процессы формирования идеальных (психических) образов и процессы психической регуляции деятельности.

Психический образ – целостное, интегративное отражение относительно самостоятельной, дискретной части действительности, информационная модель действительности, используемая человеком для регуляции своей жизнедеятельности.

Психические образы идеальны, поскольку мир представлен в сознании человека общезначимыми, идеальными формами. Характер возникновения психических образов зависит от прошлого опыта, знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т. д.

Психические образы могут быть первичными (образы ощущений, восприятий) и вторичными (образы памяти, мышления и воображения). Психические образы несут информацию о локализации реальных объектов во внешнем пространстве, в них представлена совокупность присущих отражаемому объекту качеств: форма, цвет, фактура и др.

Психические образы возникают в результате не одномоментных фотографических отражений, а их активного построения. В процессе построения образа существенную роль играют двигательные, биомеханические процессы. Движения создают каркас образа, а образ затем обеспечивает систему движений.

Психические образы дают возможность схематизации, концептуализации действительности. Психические образы многомерны: они функционируют в контексте данной деятельности. В психическом образе актуализируется то его предметное содержание, которое соответствует смыслу стоящей перед субъектом задачи.

Психические образы пластичны. Как и реальные объекты, они дают возможность совершать с ними определенные действия, осуществлять образное мышление, «проигрывать» варианты поведения, моделировать развитие действительности. Психический образ имеет большую информационную емкость: он сам по себе может служить источником разнообразной информации.

Психика – субъективное отражение объективного мира. Воспринимая одну и ту же ситуацию, люди разного уровня образования и воспитания обращают внимание на различные ее стороны, по-разному к ней относятся. То, что мы воспринимаем, определяется не только находящимся перед нами объектом, но и нашей психической активностью и психической организацией. В психическом образе могут отсутствовать многие элементы объекта отражения. И, напротив, в образе могут быть даже те элементы, которые отсутствуют в конкретном отражаемом объекте, однако должны быть у него в данной ситуации.

В практической и теоретической деятельности человек формирует обобщенные образы объекта деятельности – информационные модели, схемы, в которые включаются свойства и отношения объектов, имеющие первостепенное значение для его деятельности.

В регуляции поведения человека, его психических состояний существенную роль играют и непосредственные чувственные образы. Произвольно вызывая те или иные из них, человек способен отвлечься от текущей ситуации и руководствоваться актуализированным образом. Сила захватившего человека психического образа столь же велика, как и непосредственные воздействия среды. И это создает неограниченные возможности внутренней, психической саморегуляции человека.

Итак, психическое отражение, психический образ – не зеркальное, не фотографическое, а концептуализированное, идеально преобразованное отражение действительности. Идеальность психического отражения необходимо понимать как социокультурную, духовную, обусловленность человеческой психики, обусловленность чувственной основы психического отражения всеобщими человеческими представлениями и понятиями.

Идеальность психического образа есть не что иное, как отображение в нем общественно-исторического опыта человечества. Сознательно регулировать свою деятельность – значит организовать ее не на основе непосредственных инстинктивных побуждений, а на основе социально заданных требований и условий. Сознание – способность человека отражать мир и себя со знанием, подчинять свое поведение человеческим понятиям и законам.

Психика человека формируется и проявляется в его деятельности. Деятельность – человеческий способ овладения действительностью посредством достижения сознательно поставленных целей на основе общечеловеческого опыта. Человеческая деятельность служит и движущей силой общественно-исторического прогресса, и средством психического развития человека. Предметная деятельность человека, его общественно-историческая практика обеспечивают единство чувственной и понятийно-теоретической сферы его сознания.

В процессе формирования психики человека его внешние действия с материальными объектами преобразуются в умственные действия. Благодаря способности действовать в уме человек научился моделировать различные отношения между объектами, предвидеть результаты своих действий. Следовательно, в содержание психики входят и безóбразные компоненты – обобщенные отношения, значения и смыслы.

Научная трактовка психики сводится к следующим основоположениям:
1. Психика возникла на определенной стадии развития материи – стадии появления животных организмов и представляет собой отражательно-регуляционный механизм их приспособительного поведения. По мере эволюционного развития животных развивалась и их психика. В своем формировании она прошла два этапа: инстинкты – индивидуальное научение.
2. Психика человека, сознание – высший этап развития психики; ее возникновение обусловлено трудовой деятельностью человека в условиях коллективного общения.
3. Психика человека формируется в его активной деятельности. Закономерности психики – закономерности перехода внешнего взаимодействия с предметами в психический образ и психического образа в регулируемое им действие.
4. Психика опосредована деятельностью мозга, но сама по себе она явление идеальное – она обусловлена социокультурными факторами.
5. Психические явления имеют определенную структуру и системную организацию.

psyera.ru

3.2. Основные функции психики человека и формы ее проявления

Перечень всех учебных материалов



Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология

3.2. Основные функции психики человека и формы ее проявления

  Таким образом, психика возникла на определенном этапе развития живой природы в связи с формированием у живых существ способности к активному перемещению в пространстве. В процессе эволюции психика развивалась по биологическим законам от простейших до сложных форм, которые свойственны, например, обезьянам. Необходимо отметить, что психика человека стоит на более высоком уровне развития, чем психика животных. При этом психика является формой активного отображения субъектом объективной реальности, возникающей в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром и осуществляющая в их поведении (деятельности) регулятивную функцию.

Рис. 7. Схема возникновения психического отражения

  Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, то есть психическое отражение — это активное отражение мира в связи с какой-то необходимостью, потребностями, это субъективное избирательное отражение объективного мира, так как принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей. Психика — это «субъективный образ объективного мира», совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта.
  В сегодняшней психофизиологии также интенсивно обсуждается проблема субстрата психики. Проблема может ставиться так: психика — это просто свойство нервной системы, специфическое отображение ее работы, или психика имеет также свой специфический субстрат? Единственное, что можно пока здесь сказать, это то, что психику нельзя свести просто к нервной системе. Действительно, нервная система является органом (по крайней мере, одним из органов) психики. При нарушении деятельности нервной системы страдает, нарушается психика человека.
  Но как машину нельзя понять через исследование ее частей, органов, так и психику нельзя понять через исследование только нервной системы. Возможно, психика имеет и свой собственный субстрат? Хотя головной мозг — это орган, деятельностью которого обусловлена психика, но содержание этой психики производится не самим мозгом, ее источником является внешний мир.
  Характеристики психических процессов не выводятся только из закономерностей функционирования мозга, реализующего эти процессы. Психические явления соотносятся не с отдельным нейрофизиологическим процессом, не с отдельными участками мозга, а с организованными совокупностями таких процессов. То есть психика — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
  Тут мы должны обратить внимание еще на одну важную особенность психики человека — человеческая психика не дана в готовом виде человеку с момента рождения и не развивается сама по себе, не появляется сама по себе человеческая душа, если ребенок изолирован от людей. Только в процессе общения и взаимодействия ребенка с другими людьми у него формируется человеческая психика, в противном случае, при отсутствии общения с людьми, у ребенка ничего человеческого ни в поведении, ни в психике не появляется (феномен Маугли). Таким образом, специфически человеческие качества (сознание, речь, труд и пр.), человеческая психика формируются у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями. Психика выполняет ряд различных функций (рис. 8).

Рис. 8. Основные функции психики человека (по Б.Ф. Ломову)

  1. Когнитивная (познавательная) функция. Психика является свойством мозга, его специфической функцией. Эта функция носит характер отражения. Психическое отражение действительности имеет свои особенности. Во-первых, это не мертвое, зеркальное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия. Во-вторых, при психическом отражении объективной действительности любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при различных условиях. В-третьих, психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности. Возникающие образы материального мира являются снимками, копиями существующих предметов, явлений, событий.
  2. Регуляторная функция. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействие внешней среды, адаптируются к ней, а с другой, — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как человек именно с ее помощью осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывая способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления деятельности.
  3. Коммуникативная функция. Психика обеспечивает процесс обмена информацией человека с окружающим миром с помощью сигналов и знаковых систем (речи). При помощи коммуникации человек способен объединять усилия с себе подобными и направлять их на достижение какой-либо цели. Необходимость в организации совместной деятельности явилась одной из предпосылок появления сознания и подтолкнула первобытного человека к изобретению речевой коммуникации. В процессе общения человек проявляет свои отношения к объектам окружающего мира и к другим людям, в процессе общения устанавливаются взаимоотношения между людьми.
  Совокупность изучаемых психологией явлений и процессов, отражающих основное содержание психики человека, представляет собой мир психических явлений. Психика сложна и многообразна по своим проявлениям. Обычно выделяют три крупные группы психических явлений, а именно: 1) психические процессы; 2) психические состояния; 3) психические свойства (рис. 9).

  Психические процессы. Психические процессы — динамическое отражение действительности в различных формах психических явлений. Психический процесс — это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющиеся в виде реакции. При этом нужно иметь в виду, что конец психического процесса тесно связан с началом нового процесса, отсюда непрерывность психической деятельности в состоянии бодрствования человека.

Рис. 9. Формы проявления психики человека

  Все психические процессы подразделяются на познавательные (ощущения, восприятие, память, мышление и воображение), эмоциональные (эмоции и чувства), регуляторные (внимание и воля).
  Психические процессы протекают с различной быстротой и интенсивностью в зависимости от особенностей внешних воздействий и состояний личности. Они обеспечивают формирование знаний и первичную регуляцию поведения и деятельности человека.
  В.П. Зинченко определяет внимание как процесс и состояние настройки субъекта на восприятие поставленных задач. Часто в классификациях психических явлений внимание условно относят к познавательным процессам, так как само внимание никакой информации не несет, но «обслуживает» все познавательные процессы и делает их эффективными. Внимание также может быть связано с волевыми процессами (произвольное внимание) и не связано с ними (непроизвольное внимание). Поэтому отнесение внимания к какой-то категории психических явлений составляет определенную трудность.

  Психические состояния. Под психическим состоянием следует понимать психологическую категорию, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействия на субъект как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания. Или, другими словами, это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в данный момент времени. Каждый человек ежедневно испытывает различные психические состояния. При одном психическом состоянии умственная или физическая работа протекает легко и продуктивно, при другом — трудно и неэффективно.
  Психические состояния имеют рефлекторную природу: они возникают под влиянием обстановки, физиологических факторов, хода работы, времени и словесных воздействий (похвала, порицание и т.п.).
  Психические свойства являются высшими и устойчивыми регуляторами психической деятельности личности. Под психическими свойствами человека следует понимать устойчивые образования, обеспечивающие определенный качественноколичественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека. Каждое психическое свойство формируется постепенно в процессе отражения и закрепляется в практике. Следовательно, оно является результатом отражательной и практической деятельности.



txtb.ru