Почему соблюдение режима благотворно влияет на здоровье – 10 класс. ОБЖ. Сохранение и укрепление здоровья — важная забота каждого человека и всего общества. — Сохранение и укрепление здоровья — важная забота каждого человека и всего общества

как режим дня влияет на общее состояние организма — красота

Человеческая жизнь происходит в режиме непрерывного планирования времени. Зачастую это планирование – вынужденное, ведь практически каждому приходится подстраиваться под рабочее расписание. Полноценный режим дня – это оптимальное распределение по времени сна, приемов пищи, работы и отдыха. Соблюдение режима делает людей более дисциплинированными, а их работу более продуктивной. Важно помнить, что наш организм – это система, поэтому необходимо настроить ее на нужный лад.

Если вы решили составить для себя режим дня, то целесообразным будет учесть тот факт, что естественные биологические ритмы человека во многом определяют его состояние в течение всего дня.

Работоспособность зависит от биологических ритмов и имеет два пика активности: с 10 утра до полудня и с 16 до 18 часов. Это время лучше уделить выполнению каких-либо ответственных заданий, а также занятию спортом.

Пожалуй, основой режима дня является режим сна. Без полноценного сна невозможно здоровье человека. Конкретная потребность во сне зависит от возраста, характера работы и нервной организации человека. Регулярное недосыпание приводит к истощению нервной системы, раздражительности и снижению работоспособности. Считается, что время, которое нужно уделять на сон, не должно быть менее 8 часов.

Еще одной важной составляющей здоровья человека является питание. То есть получение с едой необходимого количества полезных для организма веществ. Самый разумный режим питания – четырехразовый, в котором интервалы между едой составляют 4-5 часов. Такое питание позволяет распределять нагрузку на желудочно-кишечный тракт. При четырехразовом питании завтрак обычно составляет около четверти дневного рациона, обед – 35%, полдник – 15%, а ужин – 25%. Последний прием пищи должен происходить не позднее, чем за 3 часа до сна. Кстати, на ужин рекомендуют есть белковую пищу: орехи, гречу, кисломолочные продукты.

Также немаловажно питаться в одно и то же время. Так организм вырабатывает условные рефлексы и подготавливает внутренние органы к работе. Это способствует тому, что процесс переваривания пищи происходит легче и эффективнее.

Несоблюдение режима питания способно привести к серьезным отклонениям в работе пищеварительной системы, а также пагубно отразиться на здоровье в целом. Грамотно спланированный режим дня с учетом физиологических и психологических особенностей человека – это основа для сохранения здоровья и важнейшая часть здорового образа жизни.

zhurnal.beauty-shop.ru

Влияние режима дня на здоровье человека — реферат

Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Педагогический колледж им.Н.К.Калугина» г. Оренбурга

 

 

 

Доклад по дисциплине: «Основы медицинских знаний»

На тему:

«Влияние режима дня на здоровье человека»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка 40 группы

Виноградова А.В.

                                                   

                                    Преподаватель: Кириллова И.А.

 

 

 

 

 

 

Оренбург 2013

Содержание

 

 

Введение

 

Здоровье — бесценное  достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь.

В своей работе я хочу выделить одно из основных составляющих крепкого здоровья – режим дня.

Режим дня – распорядок дел, действий.1 Люди, ведущие беспорядочный образ жизни, пренебрегающие режимом дня, расплачиваются своим здоровьем, так утверждал доктор медицинских наук, профессор Ю. А. Хайрова.

Режим дня является основой здорового образа жизни: правильное чередование труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема и отхода ко сну, выполнение ряда гигиенических мер, позволяет длительно поддерживать высокий уровень

работоспособности, избегать неоправданных нервных  и психических перенапряжений, успешно  управлять своими эмоциями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Глава I. Режим дня как основа здорового образа жизни

 

Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Такой определенный распорядок, режим дня, чрезвычайно важен для человека. Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.

Под режимом  дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком относительно постоянно в течение каждого дня. Основное назначение режима — обеспечить оптимальную активность деятельности организма человека, основных его функций и систем. Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности.

Если не налажено правильное чередование различных видов  деятельности, если продолжительность  ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе – все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается. Результат – снижение работоспособности. Вот почему каждый человек, должен обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна.

Хороший отдых, а затем  неукоснительное выполнение распорядка дня избавят от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости.

При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности, в организме формируется динамический стереотип нервных процессов, определяемый как уравновешенная система условных рефлексов.

Отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье, может появиться бессонница.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет человеку выработать у себя динамический стереотип.

Итак, пользу режима вряд ли кто станет отрицать. Однако еще  распространено мнение, что режим- дело сложное, что для соблюдения режима нужны «особые условия». Конечно, лучше всего приучаться к режиму с детства.

Но никогда не поздно и в зрелом возрасте попытаться сделать  это, тем более что уже примерно через месяц трудно будет отказаться от установленного, ритмично организованного  режима дня. Если человек выработал для себя правильный режим и строго его соблюдает, то каким бы видом физической или умственной деятельности он ни занимался, возможности его многократно возрастают.

Если регулярно –  дома и на работе заниматься гимнастикой, ежедневные занятия войдут в привычку, и тогда можно считать, что активный отдых стал составной частью режима дня.

В самом начале соблюдать режим трудно, а затем это становится привычкой, и вы не сможете от нее отказаться.

Бывает, при необходимости (переезд, смена работы и т. д.) привычный распорядок жизни меняется. С этим ничего не поделаешь. Но чаще всего человек сам пренебрегает режимом труда и отдыха, а ведь силы не безграничны. Нарушение или не соблюдение ритма жизни может стать причиной серьёзных заболеваний сердца, пищеварительной или нервной систем.

Чтобы создать оптимальный  вариант дневного или недельного режима нужно обращать внимание на изменение своей работоспособности, при этом анализировать работоспособность  желательно не только по дням, но и по неделям (сравнивать количество проделанной работы за неделю). Это помогает выявить условия, которые благотворно влияют на работоспособность человека и условия, оказывающие негативное влияние на нее. Бывает такое, что человек, стараясь увеличить количество выполняемой им работы, уменьшает время сна или активного отдыха, что в конечном итоге не приносит желаемого результата. Это бывает из-за того, что человек принимается за работу уставший или недовольный, что мешает сконцентрироваться на делах.

У каждого из нас есть свой более-менее сложившийся, зачастую помимо нашей воли, распорядок дня и недели. Но, скорее всего его можно улучшить, привнеся, пусть даже, небольшие изменения. Это сделает Вас более работоспособным, увеличит время для отдыха и в целом улучшит качество жизни. Отдыхать или работать? Работать или отдохнуть? Если собрался работать — а работать не хочется, если решил отдыхать, а думаешь: «может лучше поработать?» — вот в таких случаях и нужен режим дня, в котором заранее определено время для работы, сна и развлечений. Организм будет самонастраиваться на определённые действия в нужно время.

Также важно не прибегать  к крайностям — всё нужно делать в меру. Крайности вредят здоровью. Ищем свою золотую середину в составлении распорядка дня (недели)! И тогда жизнь будет интересной и радостной.

Много времени тратится бесцельно. Если проанализировать свой обычный день, то выйдет, что очень  много времени мы расходуем на совсем не нужным, или, как минимум, необязательные дела. А это время  можно было уделить себе, укреплению своего здоровья. Нужно ценить и экономить своё время!

 

Глава II. Режим дня для людей различных возрастных категорий

2.1. Режим дня детей и подростков

 

Режим дня способствует нормальному развитию ребенка, укреплению здоровья, воспитанию воли, приучает к дисциплине. Составляют режим дня с учетом состояния здоровья, возрастных анатомо-физиологических  и индивидуальных особенностей ребенка. Режим дня предусматривает определенную продолжительность различных занятий, сна, отдыха, регулярное питание, выполнение правил личной гигиены.

Приучать ребенка к  соблюдению режима необходимо с первого  его жизни: определенное время сна  и бодрствования, кормления, прогулок. Это не только облегчает уход за ребенком, но и постепенно с возрастом  приучает его к порядку, опрятности; 1,5 – 2 лет дети переходят на одноразовый дневной сон, в зависимости от погоды прогулки на свежем воздухе занимают 3 – 4 часа. Рекомендуется ежедневно через 1 – 1,5 часа после завтрака заниматься физическим воспитанием ребенка.

Исследованиями физиологов и гигиенистов установлено, что организм ребенка обладает наивысшей трудоспособностью в утренние часы. Поэтому в это время с детьми дошкольного возраста следует проводить наиболее трудоемкие занятия – рисование, лепка, работа с ножницами.

Во второй половине дня время занятий следует сократить, а время отдыха увеличить. Пребыванию на воздухе отводится 4 часа. В режим дня дошкольников обязательно должны входить утренняя зарядка, подвижные игры, физические упражнения, направленные на развитие основных движений – ходьба, бег, лазание.

Питание детей от 3 лет  мало, чем отличается от питания  взрослых. Необходимо достаточное количество витаминов, белков, углеводов. Принимать  еду следует не раньше чем через 30 минут после игры или прогулки, а ужинать за 1 – 1,5 часа до сна.

Необходимо прививать  ребенку гигиенические навыки; приучать самостоятельно умываться, чистить зубы и др. До 6 лет ребенок спит днем один раз. Родители должны постепенно готовить ребенка ко сну, успокоить его после игры, проследить за вечерним туалетом.

Поступление в школу  переломный момент в жизни ребенка. Превышение допустимого уровня учебной  нагрузки, отсутствие режима учебной  работы, полноценного отдыха, физического  труда, достаточно двигательной активности ведут к истощению нервной системы школьника, к переутомлению и ослаблению организма, к снижению его сопротивляемости различным инфекциям. Важно научить ребенка правильно регламентировать время учебной работы дома: чередовать виды занятий по различным предметам, делать перерыв между занятиями в 10 – 15 минут, во время которых снижается напряжение, отдыхают глаза.

Начинать приготовление  уроков следует с письменных работ, а затем переходить к устным. Следует  правильно организовать отдых школьников на воздухе. Прогулки, игры должны продолжаться не менее 3 часов в день, причем половина этого времени падает на перерыв между занятиями в школе и дома.

Для восстановления сил  и работоспособности организма  очень важен нормальный сон. Детям 7 – 10 лет необходимо спать не менее 10 – 10,5 часов, подросткам – не менее 8 – 9 часов, в противном случае их работоспособность падает на 30%. Хроническое недосыпание, как и умственное переутомление, является причиной раздражительности, грубости, рассеянности. Следует избегать излишних нагрузок, которые могут нарушить нормальный сон и вредно сказаться на состоянии ребенка.

Большое внимание в режиме дня школьника должно быть уделено  питанию. Правильно организованный режим питания(4 – 5 – кратный  прием пищи) имеет большое значение для его нормального физического и нервно – психического развития. Ужинать ребенок должен за 1 – 1,5 часа до сна.

Каждое утро ребенок  должен делать зарядку, это должно войти  у него в привычку. Серьезного внимания требует от родителей организация  выходного дня и каникул школьника. Основные элементы режима дня (сон, еда, и т. д.) должны оставаться такими же, как и в обычные дни, но при этом максимум времени надо отвести пребыванию на воздухе, участию в походах и экскурсиях, посещению музеев, театров. В выходные дни необходимо дать ребенку выспаться.

 

Примерный распорядок дня детей и подростков

Режим

возраст

3 – 6 лет

7 -10 лет

10 – 16 лет

Пробуждение, туалет

Зарядка

Завтрак

Прогулка, игра (дорога в школу)

Занятия в школе

Обед

Послеобеденный отдых

Сон

Полдник

Прогулка (игра)

Приготовление уроков

Ужин

Приготовление ко сну

Сон

6.30-8

8-8.30

9.35-11.35

12-12.30

12.40-15

15.30-16

19-20

18.30-19

20-20.30

20.30

7

7-7.30

7.30-7.50

7.50-8.20

8.30-12.30

13-13.30

13.30-14.30

16-18

19-19.30

20.30-21

21-7

7

7-7.30

7.30-7.50

7.50-8.20

8.30-14

14.30-15

15.30-17

17-19

19-19.30

21-21.30

21.30-7

 

2.2. Режим дня взрослого человека

Кто сказал, что распорядок дня нужно соблюдать только маленьким  детям? Организм взрослого человека ничуть не меньше подвержен влиянию негативных факторов окружающей среды; ему так же нужен отдых, полезная пища и соблюдение режима.

referat911.ru

Значение режима дня для здоровья человека: компоненты режима дня

Доброго времени суток, дорогие читатели! Пишут для вас Ирина и Игорь. В настоящее время, многие люди частенько жалуются на свое здоровье, сетуя при этом на экологию и качество доступных продуктов. Однако не всегда проблемы со здоровьем связаны именно с этими факторами.

Зачастую, например, проблемы с какими-либо из внутренних органов связаны с элементарным нарушением режима дня.

Чушь! Подумаете вы. Но это не так! Чтобы это доказать, в сегодняшней статье мы рассмотрим тему о значение режима дня для здоровья человека.

Почему так важно соблюдать режим?

Режим дня является основой здорового образа жизни. Режим дня – это непросто чередование периодов сна и бодрствования, это распорядок дел и действий, регулирующий порядок вашего труда и отдыха, а также наличие периодов физической активности.

Правильный порядок времени успешно прививается нам с детства.

Но почему-то в зрелом возрасте мы перестаем придавать значение важности этой составляющей нашего здоровья, пуская все на самотек, не особо утруждая себя соблюдением основных положений правильного распорядка дня.

Все живое в природе подчиненно определенным ритмичным колебаниям, проще говоря, биоритмам. Основной особенностью этих процессов является их повторяемость, а также регулярность.

Так, например, солнце встает всегда в одно время, или ваше сердце сокращается всегда в своем ритме. Работоспособность человека напрямую зависит от умения следовать своим биоритмам и соблюдать свой собственный порядок бытия. Причем у каждого человека может быть свой индивидуальный режим дня, который зависит от его природных биоритмов, от профессиональной деятельности.

Если же по каким-то причинам, человек не соблюдает суточный режим, то для организма это равноценно нервному или психическому перенапряжению, поскольку организм не понимает, как ему работать, когда восполнять запасы энергии, необходимые для работы внутренних органов. Вся деятельность организма подчинена нашим биоритмам, именно поэтому важно соблюдать режим дня.

Помните, что никогда не поздно заботиться о своем здоровье. Все вопросы можно решить, а также преодолеть трудности, лежащие на пути планирования вашего времени.

Компоненты режима дня

Полноценный правильный режим дня включает в себя несколько компонентов:

  • Сон является главным компонентом правильного распорядка дня, поскольку в это время проходят все основные восстанавливающие процессы. Недосыпание может привести к вялости, невнимательности и даже депрессии. Поэтому важно стараться не сокращать период ночного сна, который должен составлять не менее 8 часов в сутки
  • Гигиена также важна для успешной работоспособности, поскольку ежедневные отлаженные мероприятия помогают настроиться организму на рабочий лад. Например, небольшая двадцатиминутная прогулка перед сном, ежевечерние водные процедуры, а также регулярное проветривание помещения перед сном может улучшить не только качество вашего сна, но и ускорить процессы, ответственные за восстановление энергии в организме
  • Рациональное питание – еще один важный компонент здорового порядка распределения своего времени. Важно соблюдать временные и количественные отрезки режима питания. Запаздывание или отмена одного из приемов пищи может повлечь за собой нарушение работы пищеварительной системы целиком. Также стоит перенести или отменить вечерние приемы пищи непосредственно перед сном, поскольку они создают излишнюю тяжесть для организма и препятствуют полноценному отдыху
  • Активный отдых или физическая активность в течение дня способно принести положительные эмоции, придать заряд бодрости и энергии для осуществления всех своих дел, а также достижения главной цели. Утренняя гимнастика и вечерние прогулки должны быть обязательной составляющей вашего привычного распорядка дня. Занятия спортом также принесут вашему организму силу и выносливость, а также позаботятся о хорошем состоянии вашей фигуры.

Для успешной жизни важны все компоненты режима дня и правильное соблюдение распорядка дня. Именно поэтому возрастает важность умения планировать свой день или свою неделю, а также грамотно расставлять приоритеты в тех или иных делах.

На этот вопрос вам поможет ответить видеокурс «Хозяин времени – высокопродуктивный тайм-менеджмент по системе Евгения Попова». Этот курс поможет вам правильно расставлять свои цели, планировать свою деятельность так, чтобы не ущемлять себя ни со стороны периодов сна, ни со стороны периодов питания, грамотно распределять периоды отдыха по всей неделе.

Помимо этого, вы получите заряд уверенности в собственных силах, а также толчок в профессиональной сфере.

Расскажите нам о своем порядке распределения времени! Соблюдаете ли вы особый распорядок дня или пускаете все на самотек?

Спасибо, что разбирались сегодня с нами в особенностях режима дня здорового человека. Подписывайтесь на наши обновления, а мы, в свою очередь, раскроем еще больше тем, полезных для вашего здоровья. До скорых встреч!

С уважением, Ирина и Игорь

living-healthy.ru

Медики рассказали, как режим дня влияет на здоровье человека

Иллюстрация

Режим дня и состояние здоровья сильно связаны.

Крепкое здоровье и самочувствие напрямую связаны с тем, как мы проводим день, планируя собственный режим. А режим имеет важные компоненты: сон, отдых, работа, питание, двигательная активность.

И если очень внимательно относиться к каждому компоненту, старательно поддерживая свой режим дня, то вы будете чувствовать себя крепким, активным и работоспособным с самого утра и до вечера. И если что-то с вашим режимом не так, и вы это осознаете, то стоит понемногу менять свои привычки: мало спите – ложитесь раньше, питаетесь на ходу – задумайтесь о сбалансированном питании, досаждает лишний вес – к вашим услугам фитнес клуб или тренажерный зал.

И если уж говорить о движении, то человеческому организму полезен определенный ежедневный уровень нагрузки. Постоянное просиживание в компьютерном кресле на работе приводит только к расстройствам здоровья, в том числе к остеохондрозу.

Таким образом, активность улучшает работу всех систем организма, помогает зарядиться хорошими эмоциями. Кроме того, тело от физических нагрузок становится более красивым, подтянутым, ловким, выносливым и сильным. Поэтому не пренебрегайте утренней зарядкой и пробежкой. Занимайтесь фитнесом, обеспечите себе силовые нагрузки два раза в неделю, ходите в бассейн.

Важнейший компонент режима дня это сон. Во время сна в организме совершаются мощные омолаживающие и восстановительные процессы, отдыхают органы, многие зоны мозга. Хроническое недосыпание приводит в постоянной вялости и со временем вызывает крупные расстройства здоровья, приводит к депрессиям, даже снижает продолжительность жизни.

В пользу сна лучше отказаться от ночных просмотров телевизора, от игр и занятий на компьютере. Важно осознать, насколько важен здоровый сон. А кто-то практикует и полезный дневной сон. Вообще, чтобы избежать бессонницы и недосыпания, нужно выработать режим сна, ложиться в одно и то же время, а за пару часов до ночного сна прекратить напряженную умственную работу.

И конечно, очень важно правильно питаться – ведь из пищи мы получаем подавляющую часть витаминов, микроэлементов, белков, углеводов, жиров, так необходимых нам для жизнедеятельности. Важно питаться рационально и желательно в одни и те же часы, чтобы организм активно готовился каждый раз к приему пищи и усвоению полезных веществ.

Не забывайте о закаливании, которое помогает быть крепким и избегать многих болезней. Хорошо, если закаляться вы начали с детства, но начать и во взрослом возрасте никогда не поздно. В закаливании нет ничего сложного, отнимающего много времени или денег. Ведь лучшие средства закаливания – природные факторы: вода, воздух, солнца.

Здоровый режим дня складывается из самых естественных для организма компонентов. И важно прислушиваться к себе. Если вы постоянно ощущаете слабость, усталость – пора заняться собой. Ваш организм дает вам четкий сигнал.

golosinfo.com

Режим дня и его составляющие — Здоровье и его проблемы

Оглавление

Введение 3

1. Режим дня как основа здорового образа жизни 4

2. Компоненты режима дня 6

Заключение 10

Список использованной литературы 11

Введение

Здоровье — бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это — основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно решать жизненные основные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Одни становятся жертвами малоподвижности, вызывающей преждевременное старение, другие излишествуют в еде с почти неизбежным в этих случаях развитием ожирения, третьи не умеют отдыхать, отвлекаться от производственных и бытовых забот, вечно беспокойны, нервны, страдают бессонницей, что в конечном итоге приводит к многочисленным заболеваниям внутренних органов. Некоторые люди, поддаваясь пагубной привычке к курению и алкоголю, активно укорачивают свою жизнь. 

Цель настоящей работы – рассмотреть одно из основных составляющих крепкого здоровья – режим дня.

Режим дня является основой здорового образа жизни: правильное чередование труда и активного отдыха, регулярный прием пищи, определенное время подъема и отхода ко сну, выполнение ряда гигиенических мер, позволяет длительно поддерживать высокий уровень работоспособности, избегать неоправданных нервных и психических перенапряжений, успешно управлять своими эмоциями.

1. Режим дня как основа здорового образа жизни

Великий физиолог И.П. Павлов не раз говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. Такой определенный распорядок, режим дня, чрезвычайно важен для человека. Всему свое время в режиме дня, а иначе и работа ладиться не будет, не пойдет на пользу.

Под режимом дня понимают распределение основных дел и мероприятий, осуществляемых человеком относительно постоянно в течение каждого дня. Основное назначение режима — обеспечить оптимальную активность деятельности организма человека, основных его функций и систем. Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности. 

Если не налажено правильное чередование различных видов деятельности, если продолжительность ночного сна недостаточна, если мало отводится времени для отдыха на открытом воздухе – все это приводит к тому, что нервная система быстро истощается. Результат – снижение работоспособности. Вот почему каждый человек, должен обратить серьезное внимание на организацию времени бодрствования и сна.

Хороший отдых, а затем неукоснительное выполнение распорядка дня избавят от головных болей, вялости, постоянного чувства усталости. 

При правильном режиме вырабатывается слаженный ритм деятельности, в организме формируется динамический стереотип нервных процессов, определяемый как уравновешенная система условных рефлексов.

Отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье, может появиться бессонница.

Четкое выполнение хотя бы в течение нескольких недель заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня поможет человеку выработать у себя динамический стереотип. 

Итак, пользу режима вряд ли кто станет отрицать. Однако еще распространено мнение, что режим — дело сложное, что для соблюдения режима нужны «особые условия». Конечно, лучше всего приучаться к режиму с детства. 

Но никогда не поздно и в зрелом возрасте попытаться сделать это, тем более что уже примерно через месяц трудно будет отказаться от установленного, ритмично организованного режима дня. Если человек выработал для себя правильный режим и строго его соблюдает, то каким бы видом физической или умственной деятельности он ни занимался, возможности его многократно возрастают. 

Если регулярно – дома и на работе заниматься гимнастикой, ежедневные занятия войдут в привычку, и тогда можно считать, что активный отдых стал составной частью режима дня. 

В самом начале соблюдать режим трудно, а затем это становится привычкой, и вы не сможете от нее отказаться.

Бывает, при необходимости (переезд, смена работы и т. д.) привычный распорядок жизни меняется. С этим ничего не поделаешь. Но чаще всего человек сам пренебрегает режимом труда и отдыха, а ведь силы не безграничны. Нарушение или не соблюдение ритма жизни может стать причиной серьёзных заболеваний сердца, пищеварительной или нервной систем.

Чтобы создать оптимальный вариант дневного или недельного режима нужно обращать внимание на изменение своей работоспособности, при этом анализировать работоспособность желательно не только по дням, но и по неделям (сравнивать количество проделанной работы за неделю). Это помогает выявить условия, которые благотворно влияют на работоспособность человека и условия, оказывающие негативное влияние на нее. Бывает такое, что человек, стараясь увеличить количество выполняемой им работы, уменьшает время сна или активного отдыха, что в конечном итоге не приносит желаемого результата. Это бывает из-за того, что человек принимается за работу уставший или недовольный, что мешает сконцентрироваться на делах.

У каждого из нас есть свой более-менее сложившийся, зачастую помимо нашей воли, распорядок дня и недели. Но, скорее всего его можно улучшить, привнеся, пусть даже, небольшие изменения. Это сделает Вас более работоспособным, увеличит время для отдыха и в целом улучшит качество жизни. Отдыхать или работать? Работать или отдохнуть? Если собрался работать — а работать не хочется, если решил отдыхать, а думаешь: «может лучше поработать?» — вот в таких случаях и нужен режим дня, в котором заранее определено время для работы, сна и развлечений. Организм будет самонастраиваться на определённые действия в нужно время.

Также важно не прибегать к крайностям — всё нужно делать в меру. Крайности вредят здоровью. Ищем свою золотую середину в составлении распорядка дня (недели)! И тогда жизнь будет интересной и радостной.

Много времени тратится бесцельно. Если проанализировать свой обычный день, то выйдет, что очень много времени мы расходуем на совсем не нужным, или, как минимум, необязательные дела. А это время можно было уделить себе, укреплению своего здоровья. Нужно ценить и экономить своё время!

2. Компоненты режима дня

Важнейший компонент режима — сон. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело; в организме происходят мощные восстановительные и омолаживающие процессы. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования. Чередование сна и бодрствование — необходимое условие жизнедеятельности человеческого организма. 

Недосыпание вызывает постоянное чувство вялости, расслабленности или, наоборот, возбуждения. И то, и другое пагубно отражается на общем развитии. Такой режим не только не восполняет отсутствие нормального сна, но и способствует развитию лени. Один из наиболее негативных моментов в режиме дня — сокращение времени ночного сна. Это весьма опасная тенденция, ведущая к переутомлению, невротизации и повышению риска развития множества серьезных заболеваний. Основные причины такого положения в просмотре поздних вечерних телепередач, игра на компьютере и др.

Эксперименты показывают, что у испытуемых людей, которых в течение нескольких дней держали без сна, в организме развиваются процессы схожие с процессами ускоренного старения. Поэтому для увеличения продолжительности жизни так важно много и правильно спать. Но спать надо правильно. Как спать правильно? Во-первых, чтобы создать условия для нормального, крепкого и спокойного сна необходимо за 1-1,5 ч. до сна прекратить напряженную умственную работу, ужинать надо не позднее, чем за 2-2,5 ч. до сна. Это важно для полноценного переваривания пищи. Во-вторых, комната должна быть проветрена, ведь кислород главный элемент для восстановительных реакций в организме. В-третьих, кровать и подушка должны быть максимально удобными, а тело максимально расслабленным. В-четвертых, взять за правило забывать обо всём на ночь (избавиться от беспокойства различного рода). 

Очень полезно иметь дневной сон продолжительностью в 1-2 часа. К сожалению многих людей, мучает бессонница. Одна из возможных причин этого — отсутствие, какого бы то ни было режима. Очень важно ложиться и вставать в одно и тоже время, тогда организм привыкнет, и проблемы с засыпанием могут исчезнуть.

Врачи утверждают, что полноценное рациональное питание — важное условие сохранения здоровья и высокой работоспособности взрослых, а для детей еще и необходимое условие роста и развития. Для нормального роста, развития и поддержания жизнедеятельности организму необходимы белки, жиры, углеводы, витамины и минеральные соли в нужном ему количестве. Рацион питания должен быть построен в определенном сбалансированном отношении, содержать все эти вещества.

Очень большое значение для усвоения пищи имеет режим питания, то есть правильное распределение приемов ее в течение дня. Доказано, что при правильных промежутках между едой к часу приема пищи создается здоровый аппетит. При запаздывании с приемом пищи расстраивается налаженная работа пищеварительных желез, уменьшается выделение пищеварительных соков и постепенно пропадает аппетит. Промежутки между приемами пищи обеспечивают возможность полного переваривания в желудке человека ранее принятой им пищи, а также появление ко времени следующего приема пищи некоторого чувства голода. Установленные часы приема пищи необходимо строго соблюдать. 

В случае пренебрежения режимом питания, со временем угрожает развитие таких тяжелых болезней пищеварения, как, например, язвенная болезнь и др. Нерациональное питание является одной из главных причин возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний органов пищеварения, болезней, связанных с нарушением обмена веществ.

Нельзя забывать про двигательный режим. Преимущество подвижного образа жизни в благотворном влиянии на становление и развитие всех систем нашего организма. Занятия физическими упражнениями вызывают положительные эмоции, состояние бодрости, душевного комфорта и благополучия, выделяется адреналин. Занимаясь спортом, приобретаешь ряд личностных качеств: ловкость, быстроту, силу, выносливость, волю, чувство коллективизма, дисциплинированность, санитарно-гигиенические навыки и знания. Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье человека.

При составлении распорядка дня особенно важно определить сроки и продолжительность активного и пассивного отдыха. В частности, определенное время необходимо отводить оздоровительным занятиям и тренировкам. 

Регулярные занятия физическими упражнениями и спортом, утренняя зарядка, физкультминутки, прогулки, туризм и призваны компенсировать двигательное голодание, или, как говорят ученые, гиподинамию.

Испытанное средство укрепления и повышения работоспособности — оптимальный двигательный режим в виде регулярных занятий физической культурой и спортом.

Ежедневная утренняя гимнастика — обязательный минимум физической тренировки. Она должна стать для всех такой же привычкой, как умывание по утрам.

Важным элементом режима дня является закаливание — научно обоснованное систематическое использование естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным агентам окружающей среды. К нему лучше всего приступить с детского возраста.

Наиболее существенными средствами закаливания являются естественные природные факторы — воздух, вода, солнечные ванны. Процедуры закаливания проводятся с учетом состояния здоровья, индивидуальных особенностей и развития. Сила закаливающего фактора воздуха, воды, солнца увеличивается постепенно, не допуская переохлаждения. Закаливание осуществляется регулярно в течение всего года, учитывая особенности климата, сезона, погоды. Все закаливающие процедуры применяются на фоне положительного эмоционального настроения.

С помощью закаливания можно избежать многих болезней, продлить жизнь и на долгие годы сохранить трудоспособность, умение радоваться жизни. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний.

Заключение

Правильно организованный и строго соблюденный режим является залогом укрепления здоровья, обеспечивает выработку определенного ритма работы организма. Режим приучает к организованности и дисциплине, учит рационально распределять свое время, способствует продуктивности труда и отдыха. 

Режим дня необходимо соблюдать всем – и взрослым, и детям, так как отсутствие постоянного режима или частое изменение сложившегося стереотипа ухудшает работоспособность и отрицательно сказывается на здоровье.

Режим дня — неотъемлемая часть здорового образа жизни. Он должен включать строгое чередование труда и отдыха. Естественно, каждый сам выбирает себе тот или иной распорядок, наиболее удобный для него в зависимости от характера своей работы, бытовых условий, привычек и склонностей. Говоря о распорядке дня, не следует иметь в виду строгие графики с поминутно рассчитанным временем для каждого дела на каждый день, однако он может служить неким ориентиром для проведения будничных и выходных дней, что позволит более рационально распределить нагрузку на организм.

Список использованной литературы

1.Воробьев В.И. Слагаемые здоровья. — М.: Интел, 2002.

2.Книга о здоровом образе жизни / Г.И. Куценко, Ю.В. Новиков. – М.: Профиздат, 1987. 

3.Лещинский Л.А. Берегите здоровье. — М.: ИНФРА-М, 2001.

4.Физкультура для всей семьи / Т.В. Козлова, Е.А. Рябухина. — М.: Физкультура и спорт, 1989.

www.mat-analiz.ru

Правильный режим дня благотворно влияет на здоровье человека

Статьи      14 февраля 2016,  01:28    UTC+3

Режим дня – это своеобразный график организации и распределения времени. Режим дня необходим для рационального использования трудового потенциала человека в течение суток. Для того чтобы рационально использовать время нужно носить часы. Также будет не лишним подобрать подходящий ремешок для часов.

Правильное распределение труда и отдыха позволяет человеческому организму восстанавливать физическую силу и стабилизировать психоэмоциональное состояние. Правильный режим дня заключается в распределении времени на работу, приём пищи, отдых, личное развитие и уход за собой.

На выработку режима дня влияют внутренние и внешние факторы.

Внутренними факторами являются биоритмы. Биоритмы – это закономерная активность организма, его органов и систем, которая осуществляется с определённой цикличностью. Наличие биоритмов характерно для всех живых организмов и уровней живой материи. Биоритмы регулируют как самые простые физиологические реакции в клетках, так и сложные поведенческие реакции людей. И. П. Павлов научно доказал, что периодичность и ритмичность физиологических изменений, которые протекают в организме, являются чрезвычайно значимыми для живого организма. Именно биоритмы во многом определяют дневной режим человека. От биоритмов зависит способность к труду и усвоению различной информации.

Если составленный режим дня будет противоречить биоритмам человека, то это может привести к постоянным стрессам, повышенной утомляемости и длительной нетрудоспособности.

На дневной режим влияют разные социальные факторы, такие как посещение детского сада, обучение в школе или высшем учебной заведении, работа в офисе или на промышленном предприятии.

Труд направлен на удовлетворение потребностей человека и социума. Отдых необходим для восстановления физической силы и стабилизации психоэмоционального состояния. Приём пищи также необходим для восстановления физической силы. Личная гигиена направлена на сохранение и укрепление здоровья организма. Время, которое выделяется на саморазвитие, должно быть использовано для общения с людьми, развлечений, чтения и так далее.

healthvesti.com

СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ПОДРОСТКОМ – ЗАЛОГ ЕГО УСПЕХА

СОБЛЮДЕНИЕ РЕЖИМА ДНЯ ПОДРОСТКОМ – ЗАЛОГ ЕГО УСПЕХА

Антипова Ю.А. 1

1МБОУ «СОШ № 5» г. Калуги

Артёмова Ю.С. 1

1МБОУ «СОШ № 5» г. Калуги

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

Последнее время стало очень модно переходить к так называемому здоровому образу жизни – люди бросают пить спиртные напитки, курить, пытаются начать заниматься физической культурой. Все это очень здорово и правильно, что люди, в конце концов, задумались о своем здоровье и о качестве своей жизни. Но некоторые, упускают такую важную составляющую здорового образа жизни как правильно сформированный, рационально и четко спланированный режим дня. Мои наблюдения за школьниками показали, что во дворах дети почти не гуляют, пьют напитки энергетики, курят, а о режиме дня некоторые и не задумываются: сначала школа, потом телевизор, компьютер, телефоны. С одноклассниками часто трудно общаться они агрессивные, недружелюбные. Почему? От чего? Кто в этом виноват?

Очень часто я слышу фразу «здоровье нужно беречь с молода». А когда нужно начинать обращать внимание на свое здоровье, что поможет сохранить здоровье: правильное питание, спорт, а может что-то другое или все сразу? Я тоже за здоровый образ жизни, тем более, что мама постоянно твердит мне, что я худенькая, слабенькая. Я решила выяснить все сама о режиме дня, полноценном сне. Соблюдают ли режим дети моей школы, и умеют ли они планировать свой режим дня. Насколько наши усилия, затрачиваемые на «оздоровление» могут оказаться пустыми или же малоэффективными.

Объектом моего исследования являются режим дня и здоровый образ жизни.

Цельисследования – на основе социологического опроса выяснить насколько соблюдается режим дня моими одноклассниками и сверстниками.

Задачи исследования:

1) изучить содержание режима дня и его отдельных компонентов;

2) на основе социологического опроса определить насколько соблюдается режим дня у учащимися 5-6 классов;

3) определить основные типы нарушений режима дня у школьников 5-6 классов;

4) определить влияние нарушений отдельных компонентов режима дня на здоровье школьников;

5) разработать комплекс рекомендаций по формированию рационального режима дня школьников;

6) выступить на классном часе с анализом результатов социологического опроса «Насколько школьники соблюдают режим дня»;

7) подготовить стенгазету с целью пропаганды здорового образа жизни.

Глава I. Почему необходимо соблюдать режим дня?

Режим дня школьника должен быть тщательно продуман и организован. Если утром трудно встать, то часто слышишь от родителей: «это потому, что не соблюдаешь режим дня», если не успеваешь вовремя сделать уроки, опять слышишь: «ты не правильно распределяешь время». А что такое режим дня? Я представляю его так: за день люди выполняют ряд различных действий – зарядка, завтрак, учеба, работа, увлечения, просмотр телевизора, чтение, прогулка, сон и т.д. Эти действия, по сути, должны выполняться в одно и то же время. Значит, режимом считается любой распорядок, к которому привык человек. Мне стало интересно, что такое режим дня с научной точки зрения.

  1.  
    1. Что такое режим дня?

Мейсон Карри в книги «Режим гения. Распорядок дня великих людей» приводит следующую аналогию режиму дня: «В умелых руках режим дня — точно откалиброванный механизм, позволяющий наилучшим образом использовать наши ограниченные ресурсы: прежде всего время, которого нам более всего не хватает, а также силу воли, самодисциплину, оптимизм. Упорядочный режим — колея, по которой в хорошем темпе движутся умственные силы»».1

Режим дня нужен для того, чтобы время не пользовалось нашей рассеянностью. Распорядок всего дня помогает разумно и эффективно расходовать свое время. Без навыка успешного планирования своего дня, человек не научится строить планы, рационально планировать свой дневной график.

По разумному режиму дня работали творческие люди — Бетховен и Кафка, Жорж Санд и Пикассо, Агата Кристи, Лев Толстой, Генри Джеймс, Чарльз Диккенс и т.д. Эти известные люди, чтобы сосредоточиться, собрать волю в кулак, сесть за работу – и достичь выдающихся результатов, планировали свои действия тщательным образом.

Под словом «режим» обозначается правильное соотношение труда и отдыха, часов бодрствования и часов сна. Режим дня — это распределение времени на различные виды деятельности в течение суток. Главной задачей распорядка дня является обеспечение высокого уровня работоспособности, так как сам режим составляется в соответствии с биологическим ритмом функционирования организма. К примеру, организм активнее работает в период с 11:00 до 13:00 и с 16:00 до 18:00, поэтому вся важная деятельность должна планироваться именно на эти временные промежутки2.

1.2 Влияние режима дня на здоровье школьников.

Разобравшись с режимом дня и выяснив его значение, я решила проанализировать, как разумно организованный режим дня школьника влияет на его здоровье.

Человеческий организм – система, насквозь пронизанная ритмами. Ритмично все: работа внутренних органов, тканей, клеток, пульсация сердца, частота дыхания, электрическая активность мозга. В ритме все удается легче. Регулярность, распорядок, ритмичность в жизни всегда и все находили полезным, положительно влияющим на самочувствие, настроение. Для здоровья, успеваемости, активности и.т.п. и правильного развития школьника продуманный распорядок занятий, отдыха, питания имеет большое значение.

Режим дня предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки, в конечном счете, способствует гармоничному развитию ребенка3.

Физиологической основой режима дня является выработка у школьника динамического стереотипа ответных реакций. Повторяясь изо дня в день, определенный распорядок дня настраивает на учебу, отдых, физическую активность, тем самым облегчает выполнение всех дел, успешнее идет учеба.

В основе правильно организованного режима дня школьника лежит определенный ритм, строгое чередование отдельных элементов режима. При выполнении в определенной последовательности, в одно и то же время, отдельных элементов режима дня в центральной нервной системе создаются сложные связи, облегчающие переход от одного вида деятельности к другому и выполнение их с наименьшей затратой энергии. Поэтому необходимо строго придерживаться определенного времени подъема и отхода ко сну, приготовления домашних заданий, приемов пищи, т. е. следовать определенному, установленному режиму дня.

Общая продолжительность сна для детей 10—11 лет составляет 10 часов, для 12—15 лет — 9 часов. Недосыпание вредно сказывается на нервной системе школьников и ведет к снижению работоспособности. Школьника следует приучать всегда в одно и то же время ложиться спать и в одно и то же время вставать, тогда его нервная система приучается к определенному ритму работы и отдыха. Тогда школьник легко и быстро будет засыпать и легко и быстро пробуждаться в определенный час.

Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.

Основным видом деятельности школьников является их учебная работа в школе и дома. Только правильное сочетание умственного и физического труда способствует гармоническому развитию школьника. На приготовление домашних уроков в режиме дня школьников средних классов нужно отвести 2—3 часа.

Если же приготовление домашних заданий затягивается, то учебный материал плохо усваивается, детям приходится многократно перечитывать одно и то же, чтобы понять смысл, в письменных работах они делают много ошибок.Готовить уроки тотчас по приходе из школы нецелесообразно. Чтобы хорошо усваивать учебный материал, учащиеся должны отдохнуть. Перерыв между учебными занятиями в школе и началом приготовления уроков дома должен быть не менее 1/2 часов. Большую часть этого перерыва школьникам необходимо гулять или играть на открытом воздухе.

В режиме дня школьника следует выделить время и для свободно избранной творческой деятельности, такой как конструирование, рисование, лепка, музыка, чтение художественной литературы. На это в течение дня для младших школьников надо 1 — 1 1/2 часа, а старшим — 1 1/2 — 2 1/2 часа.

Каждый школьник должен привлекаться к посильным работам по дому. Младшим можно поручать уборку комнаты, поливку цветов, мытье посуды; старшим — прогулку с малышами, покупку продуктов, работы в саду, на огороде и т. д.

Большое внимание нужно уделить режиму питания. Беспорядочный прием пищи ведет к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит.

Из вышесказанного следует вывод: подростковый возраст это период в жизни человека, когда происходит его формирование как личности. От того, какой образ жизни выберет школьник, во многом зависит его здоровье, его будущий образ жизни, а возможно и карьера.

Глава II. Анализ социологического опроса учащихся 5-6 классов «Соблюдаете ли Вы режим дня?».

Режим – слово французское и в переводе означает «управление». В первую очередь это управление своим временем. Но в конечном итоге – и своим здоровьем, и своей жизнью. В режиме школьника должно быть все точно распределено: продолжительность учебных занятий в школе и дома, прогулки, регулярность питания, сон, чередование труда и отдыха. И это не случайное требование. Когда человек соблюдает правильный режим, у него вырабатываются условные рефлексы и каждая предыдущая деятельность становится сигналом последующей. Это помогает организму легко и быстро переключаться из одного состояние в другое.

Соблюдают ли режим дня школьники 5-6 классов моей школы, я решила узнать, проведя социологический опрос. В анкетировании приняло участие 74 школьника, анкета состояла из 12 вопросов (приложение № 1).

Школьники имеют представление о режиме дня. Однако среди учащихся есть нарушения в соблюдении режима дня (приложение № 2).По итогам опроса выяснилось, что соблюдают режим дня 42% учащихся 5-6 классов; иногда соблюдают – 26 %. Треть опрошенных (32%) не соблюдает режим дня! А ведь соблюдение правильного режима дня в подростковом возрасте, когда происходит формирование основных систем организма и психологического статуса человека является особенно важным. Установлено, что правильно организованный и систематически выполняемый режим дня способствует правильному развитию школьников, нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма.

Для 23% учащихся характерно более позднее засыпание и, следовательно, отмечается недостаток сна (приложение № 3). Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.004. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение.

58% школьников не делают утреннюю зарядку, что, безусловно, вредит здоровью. Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, так как прогоняет остатки сонливости и как бы дает заряд бодрости на весь предстоящий день. После гимнастики проводятся водные процедуры в виде обтираний или обливаний. Водные процедуры с постепенным снижением температуры воды повышают сопротивляемость организма к резким температурным колебаниям внешней среды. Утренняя гимнастика с последующими водными процедурами подготовляет организм школьника к трудовому дню.

В ходе социологического опроса выявлены и такие нарушения — как нарушения режима питания: не завтракают 22% учащихся. Большое внимание нужно уделить режиму питания, регулярному приему пищи в строго установленное время — через 3—4 часа (4—5 раз в сутки). У тех, кто ест всегда в определенное время, вырабатывается условный рефлекс на время, т. е. при приближении определенного часа появляется аппетит, начинается выделение пищеварительных соков, что облегчает переваривание пищи. Хаотичный прием пищи приводит к тому, что не происходит необходимой подготовки желудочно-кишечного аппарата к этим приемам пищи, хуже усваиваются питательные вещества, теряется аппетит. Особенно портит аппетит беспорядочная еда сладостей и сахара.

Большинство школьников (51%) проводят свое свободное время насыщенно и с пользой – посещают кружки, гуляют, рисуют, читают, однако 9% учащихся чрезмерно увлечены телевизионными передачами, компьютерными играми. 7% учащихся не гуляют совсем, 8% – только по выходным.

Исходя из вышесказанного необходимо учащимся составить свой режим дня, учитывая время на прогулку, свободное время, утреннею зарядку, строго его соблюдать, т.к нерационально организованный режим дня способствует ухудшению здоровья школьников.

Глава III. Рекомендации школьникам по соблюдению режима дня.

  1. Составьте свой режим дня, постарайтесь придерживаться его. Старайтесь, чтоб все члены семьи тоже жили по режиму. Для начала необходимо, чтобы все вместе вставали, завтракали, делали гигиенические процедуры, в одно и то же время ложились спать. В выходные дни четко всей семьей придерживайтесь режима дня.

  2. Каждый день школьника должен начинаться с утренней гимнастики, которая недаром называется зарядкой, так как прогоняет остатки сонливости и дает заряд бодрости на весь предстоящий день.

  3. Завтрак. Хорошо подойдет для завтрака овсяная или гречневая каша, чай и что-то сладкое, например творожный сырок. Овсяную кашу можно разбавить любимыми ягодами или фруктами, вкусно и полезно. Желательно чтоб был второй завтрак.

  4. Вернувшись из школы, нужно пообедать и обязательно отдохнуть. Послеобеденный отдых составит около 1-1,5 часа, без чтения книг и просмотра телевизора. Хорошо поспать.

  5. Приготовление уроков лучше отложить до 15 — 16 часов дня, в соответствии с физиологическим ритмом наилучшего усвоения информации.

  6. Полтора-два часа свободного времени можно использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.). В это же время ребенок может посещать различные секции: спорт, музыка, рисование, плаванье. Не стоит забывать и о прогулках на свежем воздухе.

  7. После ужина наступило время прогулки перед сном.

  8. Очень важным фактором в режиме дня школьника является сон. Во время сна снижается деятельность физиологических систем организма, и только мозг, сохраняя активность, продолжает перерабатывать полученную в течение дня информацию. Гигиенически полноценным считается сон, имеющий достаточную для данного возраста продолжительность и глубину. Школьник должен спать не менее 9-10,5 час. Оптимальным будет сон с 21.00 до 7.005. Очень важно, чтобы ребенок всегда ложился и вставал в одно и то же время, тогда будет обеспечено и быстрое засыпание, и легкое пробуждение. Перед сном обязательно следует умыться, почистить зубы, помыть ноги и хорошо проветрить комнату.

Заключение

В ходе исследования я много узнала о режиме дня, о его пользе и важности. Родители должны учить своих маленьких детей соблюдать режим дня. Школьники должны иметь свой четкий «график дня» и стараться по возможности придерживаться его, потому что всяческие отклонения от него могут привести к нервным расстройствам. Планируя свой режим нужно учитывать: когда встаешь в школу, во сколько будет завтрак, обед, стараться чередовать учебную деятельность и отдых, время ужина, досуга и отхода ко сну. Необходимо отстранить себя от длительного просмотра телевизора, долгого сидения за компьютером. Пересмотреть свое питание, попытаться исключить продукты быстрого приготовления: сосиски, пельмени, включит в рацион каши.

Правильно организованный и систематически выполняемый режим дня способствует правильному развитию школьников, нормальному функционированию и четкому взаимодействию всех органов и систем организма. Режим дня предохраняет нервную систему от переутомления, повышает сопротивляемость организма к заболеваниям, обеспечивает высокую работоспособность на протяжении учебного дня и позволяет без ущерба для здоровья выполнять дополнительные нагрузки.

Результаты своих наблюдений я представила на классном часе. Ребята заинтересовались и решили попробовать составить свой режим дня, а потом в назначенные сроки рассказать о результатах. Одноклассникам я предложила найти материал о разделении людей на жаворонков, сов, т.к. каждый человек имеет собственные биологические часы, соответствующие его физиологическим потребностям и биоритмам. Мы оформили газету, посвященную здоровому образу жизни

Список использованной литературы.

  1. Аксёнов И.Н. Социализация подростков. М., МАИ, 1996.

  2. Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. — М., 1984. Баранов А.А., Матвеева Н.А. Здоровье школьников. — Красноярск: Изд-во КГУ, 1989.

  3. Безруких М.М, Ефимова С.П. Как помочь хорошо учиться? М., 2003.

  4. Безруких М.М, Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? М., Просвещение, 1991.

  5. http://4brain.ru/zozh/rezhim.php

  6. http://webotvet.ru/articles/opredelenie-rezhim.html

  7. http://www.ruscenter.ru/244.html

  8. http://www.izh.ru/izh/info/35227.html

Приложение

Приложение № 1. Анкета «Соблюдаете ли Вы режим дня?

Вопросы анкеты

Соблюдаете ли вы режим дня?

Время подъема утром?

Во сколько ложитесь спать?

Делаете ли вы зарядку?

Спите ли вы после школы?

Как часто в течение дня вы питаетесь?

Завтракаете ли вы?

Сколько времени в день вы гуляете на свежем воздухе?

Сколько времени уходит на подготовку к урокам?

Какие предметы занимают на подготовку дольше всего времени, сколько?

Чем занимаетесь в свободное от учебы время?

Посещаете ли вы кружки, музыкальную школу, спортивные секции?

Приложение № 2.

Приложение № 3.

Приложение № 4.

Приложение № 5.

Результаты социологического опроса учащихся 5-6 классов.

Вопросы

Ответы

Соблюдаете ли вы режим дня?

Да – 42%

Нет – 32%

Иногда – 26%

Время подъема утром?

с 6.00 до 6.30 –26%

с 6.30 до 7.00 – 47%

После 7.00 – 27%

Во сколько ложитесь спать?

в 22.00 – 26%

с 22.00 до 23.00-51%

С 23.00 до 24.00 – 19%

14 человек

После 24.00 – 4%

Делаете ли вы зарядку?

Нет – 58%

Да – 23%

Иногда – 19%

Спите ли вы после школы?

Нет – 80%

Да – 5%

Иногда – 15%

Как часто в течение дня вы питаетесь?

22% – 2 раза в день,

73% – 3-4 раза в день,

5% – 5-6 раз в день.

Завтракаете ли вы?

Нет – 11%

Да – 85%

Иногда – 4%

Сколько времени в день вы гуляете на свежем воздухе?

7% – не гуляют совсем,

8% – только по выходным, но много по времени,

50% – до 1 часа,

32% – 2, 3 часа,

3% – больше 3 часов

Сколько времени уходит на подготовку к урокам?

27% – 1 час,

57% – до 2 часов,

16% – 3-4 часа

Какие предметы занимают на подготовку дольше всего времени, сколько?

59% – математика, русский,

7% – история,

34% – все устные, английский, биология,

На один урок уходит от 30 до 50 мин

Чем занимаетесь в свободное от учебы время?

16% – кружки,

24% – гуляю,

49% – телевизор, компьютер,

11% – читаю, рисую, провожу время с собакой, слушаю музыку.

Посещаете ли вы кружки, музыкальную школу, спортивные секции?

Нет – 22%

Да – 78%

 

1 http://4brain.ru/zozh/rezhim.php

2 http://webotvet.ru/articles/opredelenie-rezhim.html

3 Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. С. 128.

4 Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. С. 89.

5 Альбицкий В.Ю. Гигиенические аспекты охраны здоровья детей и подростков. С. 89.

Просмотров работы: 741

school-science.ru