Основные школы права – Основные теории происхождения и школы права — Мегаобучалка

32. Основные школы права.

Нормативистская Т (Кельзен): право – совокуп-ть уст-х и охр-х гос-вом норм. Т.о., осн-ой акцент делается на нормативности права, его формальной определ-сти и обеспеч-сти гос-ным принужд-ем. «+»: эта Т ориентирует на соблюд-е законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, — они д. соблюдать законы, действующие в дан. момент, лаконичность, четкость. «-»: объяснение права из самого права, т.е. изолир-ть от эк-ки, пол., соц. сферы.; формализм; гос-во объявл-ся гл-м ист-ком правовых норм и, след-но, то, что оно создает, и явл-ся правом. Отсюда – игнорир-ние содержания права, степени свободы личности, соотв-вия правовых норм потребностям обществ-го развития. Подход базир-ся на Т позитивного права, кот-я отожд-ет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепл-я этих прав в законе. Соотнош-е права и закона:

право = закон.

Т естественного права: Т.Гобс, Д.Локк, Б.Спиноза, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищев и др., в XVII-XIII вв. Гос-во — рез-т юр-го акта — общественного договора, кот. является порождением разумной воли народа. В силу договора часть своих прав люди делегировали гос-ву, в обмен на его защиту. В работах многих представителей этой школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, кот. нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту. Различают два вида права. Одно —

естественное, предшествующее общ-ву и гос-ву. Второе — позитивное право — является порождением гос-ва. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общ-ва и гос-ва, частн. собств-ть. Позитивное право основыв-ся на требованиях естественного, это совокупность правовых норм, созданных и охраняемых гос-вом. Соотношение права и закона по данной Т звучит следующим образом: право – идеал, предел в виде подлинных прав и свобод человека, к которому стремится закон, право > закона. «-»: гос.-прав. явл-ия рассм-ся как продукт чел. разума и воли (субъективно-идеалистич. трактовка), игнор. объективн. эк. и соц.-полит. факторы. «+»: приоритет естеств. права над позитивным.

Историческая Т (школа) права возникла в Германии в 1-й половине 19 в., гл-е представители этой школы — это Савиньи и его ученик Пухта. Представители этой Т опровергали идею сущ-я естественного права, утверждая, что единое право для всех народов невозможно. У каждого народа складыв-ся свое нац-ное право, в котором выражается народный дух. Источником права является обычай, а дело гос-ва – признать эти обычаи и санкционировать их. По этой Т право зарожд-ся и развив-ся исторически, развиваясь в народном правосознании и проявляясь в виде обычаев и законов. Соотнош-е права и закона можно выразить формулой:

право ≠ закон.

32. Классовая (марксистская) Т (основатели — К.Маркс, Ф.Энгельс). Право — это возведённая в закон воля господствующего класса, орудие для подавления угнетённого класса господствующим, по этой Т право обусловлено эк-ми условиями жизни общ-ва и возникло вместе с возникновением классов, т.е. право – часть надстройки над эк-ким базисом. Представители этой Т согласны с философской концепцией в том, что право – это свобода, но в определенных истор-х у-виях. Право явл-ся свободой только в у-виях простого товарного произв-ва (16-17 вв): каждый человек обладал собств-тью и трудился на ней, произв-е продукты обменивал на рынке свободно и эквивалентно на основе договора. Этот договор был воплощением рав-ва и свободы. Кажд. собственник им. право на защиту гос-вом своего права собств-ти и договора. Но с переходом к расширенному тов-му произв-ву (от Т-Д-Т к Д-Т-Д’) право из свободы превращается в свою противополож-ть, т.е. в рабство, эксплуатацию, произвол, т.к. основная часть населения теряет собств-ть в рез-те свободной рыночной конкуренции и превращ-ся в пролетариев, а договор как воплощение свободы и рав-ва превращается в труд. договор – договор о купле-продаже раб. силы. Р.с. ост-ся ед-ной собств-тью пролетариев, и она продается по меновой ст-ти, кот-я равна общему труду, необх-му для произв-ва товаров. Купив р.с., капиталист оплачивает меновую ст-ть, использует потребительскую ст-ть, а разницу кладет себе в карман. Т.о., право перестает быть свободой, а превращ-ся в эксплуатацию. Соотнош-е права и закона:

право – воля эк-ки господствующего класса, возведенная в закон.

Социологическая Т трактует право, как регулируемые им обществ-е отношения. Сторонники этой Т считают, что право надо искать не в нормах, а в самой жизни. Они различают право и закон, но полагают, что норма права, взятая вне регулируемых ею обществ-х отношений, теряет свои регулятивные свойства. Право рассматр-ся не как с-ма абстрактных норм, а как сеть конкретных правоотношений, как нормы, фактически применяемые на практике. Этот подход не дает четких ориентиров для правоприменителей и таит в себе опасность произвола, «вольного» обращения с законами. Он применим гл. образом в законотворч-ве и служит ориентиром для законодателя, к-ый должен анализ-ть, что реально складыв-ся на практике, какие нормы примен-ся, а какие — нет. Соотнош-е права и закона:

закон – тот идеал, к которому стремится реальное право.

Психологическая Т (Л.Петражицкий и др.): право – рез-т психологич-х установок, переживаний, его возникн-ние и действие объясн-ся психологией личности. Суть данной Т состоит в утвержд-и психолог-кой потребности чел-ка жить в рамках организов-го сообщ-ва, в чувстве необх-ти коллект-го взаимод-вия. Право — следствие психологич-х закономерностей развития чел-ка. Т.о. интуитивное право – эмоции, кот-е испытывают люди, вступая в отношения между собой, а позитивное право – право, созд-е гос-вом. Соотнош-е права и закона можно выразить так:

право ≠ закон.

studfiles.net

ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ (ШКОЛЫ) ПРАВА

Количество просмотров публикации ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ (ШКОЛЫ) ПРАВА — 525

Естественно-правовая теория права сложилась на территории Древней Греции и Древнего Рима. В этой школе различали: 1) естественное право, основанное на естественных законах развития человека и принадлежащее ему с момента рождения и до смерти. Оно является вечным и неизменным, не требует признания со стороны государства или иной власти; 2) позитивное право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ не является вечным, официально признается государством и получает письменное выражение в правовых актах государственной власти. Представители: Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, А. Н. Радищев и др.

Размещено на реф.рф
Историческая школа права возникла в начале XIX в. на территории Германии. Согласно этой школе нет единого для всœех народов права. Каждый народ имеет свое право, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ определяется присущим этому народу духом и имеет национальную специфику. Право не зависит от воли государства и выражается в обычаях, известных всœему народу, а создаваемый властью закон мало известен. Представители: Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др.
Размещено на реф.рф
Психологическая школа права, сложившаяся в конце XIX – начале XX вв. Основоположник–Л. И. Петражицкий, различавший объективное и субъективное право. Объективное право – право, созданное государством и являющееся основой юридической науки. Субъективное право (влияние отдельной личности) игнорируется. Сторонники психологической школы права различали позитивное (официально действующее в государстве и выраженное в нормативных актах государственной власти) и интуитивное (заложенное в психике людей и складывающееся из того, что они переживают) право. Представители: А. Росс, Г. Гурвич, М. Рейснер.
Размещено на реф.рф
Нормативистская теория права – теория, которая была создана в начале XX в. Согласно этой теории весь мир делится на не связанные между собой ʼʼмир сущегоʼʼ (реальная общественная жизнь) и ʼʼмир должногоʼʼ (право), представляющий собой пирамиду, в базе которой находятся индивидуальные акты, а в вершинœе – ʼʼосновная нормаʼʼ. Представители – Г. Кельзен, Р. Штаммлер, П. И. Новгородцев и др.
Размещено на реф.рф
Социологическая теория права сформировалась в начале XX в. в европейских странах. Согласно данной теории право — ϶ᴛᴏ не нормы, содержащиеся в законах, а ʼʼживое правоʼʼ, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ создается поведением субъектов правоотношений, способными участвовать в правоприменении и разрешении конкретных жизненных ситуациях. Представители – Е. Эрлих ,Дж. Дьюги, Р. Паунд, С. А. Муромцев и др.
Размещено на реф.рф
Материалистическая теория права была представлена в работах В. И. Ленина, К. Маркса, Ф. Энгельса и их последователœей. Согласно этой теории право — ϶ᴛᴏ возведенная в закон государственная воля господствующего класса, содержание которой определяется материальными и производственными условиями.

Современное нормативное понимание права: понятие, основные признаки, определœение

1. Право — своеобразное проявление человеческого сознания и воли. Воля, содержащаяся в праве, есть сложное, подчас причудливое выражение как общих, типических интересов и потребностей людей, так и индивидуальных устремлений и желаний тех или иных лиц. При этом воля, содержащаяся в праве, всœегда имеет «государственный» характер, отражаясь тем или иным способом в деятельности такого самого по себе сложнейшего института͵ как государство. По этой причине вокруг интерпретации волевой обусловленности идут острые научные, идеологические, политические споры. Чьи интересы отражены в праве? Чья воля находит закрепление в юридических нормах? Божественного провидения — говорят теологи. Всех людей, имеющих общие представления о справедливости — считали деятели эпохи Просвещения. Экономически господствующего класса кому принадлежит политическая власть в государстве — утверждают марксисты. И этими точками зрения данная извечная для общего дискуссия далеко не исчерпывается.

2. Право имеет нормативный характер — оно состоит из общих правил поведения (норм), в которых юридически закрепляются права и обязанности субъектов общественных отношений. Нормативность права, в отличие от других социальных норм, носит особый характер, находящий своё выражение в следующем.

В первую очередь, право представляет собой единственную систему норм, обязательных для всœех членов общества. Другие нормы обязательны для отдельных социальных групп или не являются обязательными для всœех.

Во-вторых, в случае если исполнение норм права и защита прав обеспечиваются и защищаются государством, то всœе иные социальные нормы поддерживаются государством при условии, в случае если они соответствуют его законам или иным нормам права.

В-третьих, в случае если нормы права устанавливаются или санкционируются государством, всœе другие социальные нормы возникают либо в форме стабильных убеждений людей, общественного мнения (нравственные и религиозные нормы, обычаи), либо устанавливаются общественными организация-

В-четвертых, нормы права обязательно выражены в официальной форме: закреплены в законах, иногда в судебных решениях и т.д. Формальная определœенность права — важная его характеристика, которая позволяет достичь обозримости и доступности сведений о праве всœем его субъектам.

3. Право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает: 1) меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для её инициативного поведения; 2) меру допустимых ограничений свобод человека.

В силу указанных признаков право выступает государственным регулятором общественных отношений, обеспечивая свободное развитие личности, организованность и порядок в обществе.

Итак, правоэто обусловленная материальными и социально-культурными условиями жизнедеятельности общества, характером классов, социальных групп населœения, отдельных индивидов общая воля как результат согласования, сочетания частных или специфических интересов, выраженная в законе либо иным способом, признаваемая государством и выступающая вследствие этого общим (общесоциальным) масштабом, мерой (регулятором) поведения и деятельности людей.

referatwork.ru

Основные школы гражданского права — LawState.ru

Подробности
Категория: Научные школы гражданского права в Украине

В теории права не существует единой точки зрения относительно понимания права, его социальной сущности, обусловлено различными факторами (методологическими, культурологическими, историческими и т.д.).

В литературе все подходы к пониманию права принято делить на группы. Наиболее распространенным является деление правопонимания на узкий и широкий.

Представители узкого понимания права (монисты, легистов) считают право системой правил поведения, тогда как сторонники широкого понимания права (плюралисты, юридисты) — как нечто отличное от правил поведения, например, свободу личности, эмоции субъекта т.п..

Содержание узкого понимания права состоит в том, что право — это совокупность правил, регулирующих общественные отношения. Однако это не просто правила — это юридически оформленные, т.е. приняты или санкционированные государством правила. Поэтому право состоит из норм поведения, нарушение которых упорядочено наказывается санкциями, налагаемых обществом через упорядоченные процедуры.

Содержание широкого понимания права основывается на тезисе, что право — это нечто иное, чем юридическая норма, правило поведения. В зависимости от направления в рамках широкого понимания права правом могут выступать психологическая реакция, реальные общественные отношения, субъективное право и т.д.. Сторонники такого подхода к праву разграничивают закон и право как правило, последнее совпадает с другими общественными институтами (например, правосознание, правоотношения и др.).

К основным теорий, основанных на узком понимании права, обычно относят: историческую школу права, юридический позитивизм, «чистую» теорию права Г. Кельзен, нормативное понимание права.

Широкий (плюралистический) подход к пониманию права охватывает социологические, естественно-правовые, психологические и интегративные школы (концепции, теории) права.

Значительной степени похожа классификация применяется в науке гражданского права.

К основным юридических школ гражданского права могут быть отнесены концепции юридического позитивизма (нормативизма), историческую школу, естественного права, психологическую, социологическую и цивилизаций на (культурологическую) школы права.

Развитие отечественной цивилистики всегда происходило в русле мировых тенденций гражданского права, различающиеся в зависимости от особенностей соответствующего исторического периода развития юридической науки.

Характерной особенностью этих тенденций в XIX в. — В начале XX ст. была борьба двух научных школ в юриспруденции — школы естественного права и исторической школы права.

lawstate.ru

Основные школы права | Теория Государства и Права

Естественно-правовая теория  — идея естественного права возникла в Древней Греции и Древнем Риме (Сократ, Аристотель, стоики, Цицерон, Ульпиан). Исходит из существования двух систем права  — естественного и позитивного.

Позитивное (положительное)  — официально признанное в государстве право, получающее выражение в законах и иных правовых актах государственной власти (в том числе в санкционируемых ею обычаях).

Естественное право исходит из природы человека, его разума, всеобщих нравственных принципов (оно разумно и справедливо, распространяется на все времена и народы, оно вечно и неизменно). Позитивное право, противоречащее требованиям естественного, должно быть заменено на позитивное право, основывающееся на естественных законах. Само естественное право как нравственные и правовые идеи, принципы, идеалы, требования не является правом в юридическом смысле , а представляет собой мораль , правосознание, демократические устремления (ближайшую и необходимую предпосылку права). Важная роль в претворении идеалов естественного права принадлежит основанному на нем позитивному (собственно юридическому) праву.

Историческая школа права  — сложилась в первой трети XIX века в Германии (представители: Густав Гуго, Савиньи, Пухта. Отрицала возможность существования единого для всех народов права , исходила из того, что у каждого народа есть свое, свойственное ему право, не похожее на право иной страны и определяемое исторически присущим ему народным духом (право каждого народа — проявление народного духа, выражающее общее сознание, общее убеждение народа; оно — результат исторического процесса). Закон  — не единственный и не основной из источников права, формирование права сравнивалось с правилами игры, которые устанавливаются постепенно на основе сложившейся практики. На первом месте  — обычай . Положительная роль  — привлекла внимание к необходимости изучения истории права, его источников, оказала влияние на развитие правовой мысли (на психологический и социологический подходы к пониманию права).

32. Основные школы права.

Нормативистская Т (Кельзен): право – совокуп-ть уст-х и охр-х гос-вом норм. Т.о., осн-ой акцент делается на нормативности права, его формальной определ-сти и обеспеч-сти гос-ным принужд-ем. « +»: эта Т ориентирует на соблюд-е законов, дает точные критерии тем, кто применяет право, — они д. соблюдать законы, действующие в дан. момент, лаконичность, четкость. « -»: объяснение права из самого права, т.е. изолир-ть от эк-ки, пол., соц. сферы.; формализм; гос-во объявл-ся гл-м ист-ком правовых норм и, след-но, то, что оно создает, и явл-ся правом. Отсюда – игнорир-ние содержания права, степени свободы личности, соотв-вия правовых норм потребностям обществ-го развития. Подход базир-ся на Т позитивного права, кот-я отожд-ет право и закон, и считает, что свои права человек получает не от абстрактной природы, а в силу закрепл-я этих прав в законе. Соотнош-е права и закона: право = закон .

Т естественного права: Т.Гобс, Д.Локк, Б.Спиноза, Ж.-Ж.Руссо, А.Н.Радищев и др., в XVII-XIII вв . Г ос-во — рез-т юр-го акта — общественного договора, кот. является порождением разумной воли народа. В силу договора часть своих прав люди делегировали гос-ву, в обмен на его защиту. В работах многих представителей этой школы обосновывалось право народа на насильственное, революционное изменение строя, кот. нарушает естественные права (Руссо, Радищев и др.). Народ обладает естественным, неотчуждаемым правом не только на сознание своего права на основе Общественного договора, но и на его защиту. Различают два вида права. Одно — естественное , предшествующее общ-ву и гос-ву. Второе — позитивное право — является порождением гос-ва. Естественное право включает в себя такие неотъемлемые права человека, как право на жизнь, свободное развитие, участие в делах общ-ва и гос-ва, частн. собств-ть. Позитивное право основыв-ся на требованиях естественного, это совокупность правовых норм, созданных и охраняемых гос-вом. Соотношение права и закона по данной Т звучит следующим образом: право – идеал, предел в виде подлинных прав и свобод человека, к которому стремится закон , право > закона. «-»: гос.-прав. явл-ия рассм-ся как продукт чел. разума и воли (субъективно-идеалистич. трактовка), игнор. объективн. эк. и соц.-полит. факторы. «+»: приоритет естеств. права над позитивным.

Основные школы (теории) права

Естественно-правовая концепция. Она приобрела завершенную форму в период буржуазных революций XVII – XVIII вв. Представителями этого направления являлись Гоббс, Локк, Монтескье, Радищев и др. Основной тезис учения школы естественного права состоит в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право состоит также из совокупности неотчуждаемых прав, принадлежащих человеку от рождения. В этой теории проводится различие между правом и законом, утверждается, что законы могут противоречить праву и быть не правовыми, а поэтому они должны приводиться в соответствие с правом. Развитие нравственной (оценочно-мотивационной) основы права принижает его формально-юридические свойства. «Как традиционное, так и «возрожденное» естественное право лишено надлежащей содержательной и понятийной определенности и общезначимости. Ведь никогда не было, нет и в принципе не может быть какого-то одного единственного естественного права, а было и есть множество различных (отдельных, особенных) естественных прав, точнее говоря, их концепций и версий».

В новейшее время теория возрожденного естественного права (концепция естественного права с меняющимся содержанием) пыталась примирить отдельные крайности данной теории. Так, нормы позитивного (положительного) права признавались правом, если они не противоречили естественно-правовым принципам.

Теория возрожденного естественного права послужила основой для формирования неотомизма (основы права определялись в религиозной нравственности) и светской доктрины естественного права. Ренессансом естественного права стала «антитоталитарная переинтерпретация естественно-правовых идей и ценностей. Ведущая роль представителей естественного права в правовой критике тоталитаризма и тоталитарного законодательства, активная разработка с таких антитоталитаристских (во многом с либертарно-демократических) позиций проблем естественных и неотчуждаемых прав и свобод человека, ценности права, достоинства личности, правового государства». «Возрожденное» естественное право ориентировано на решение важнейших проблем юридической практики. Данная теория исходит из приоритета общечеловеческих и моральных начал в организации и сущности права.


abakanschool.ru