Обеспечение исполнения государственного бюджета – Методологическое и организационно-правовое обеспечение исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации
31 Исполнение бюджетов бюджетной системы рф.
Организация исполн бюдж возлаг на соотв финансовый орган и организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Сводная бюджетная роспись — оперативный документ, отражающий распределение доходов и расходов бюджета, источников финансирования дефицита бюджета в разрезе показателей бюджетной классификации.
Сводная бюджетная роспись — это документ который ведется финн органами в целях организации исполнения бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита.
В ходе исполнения бюджета показатели сводной бюджетной росписи могут изменятся в соответствии с решением мин финансов без внесения изменений в закон о бюджете в случае осуществления выплат которые сокращаю долговые обязательства.
Кассовый план представляет собой прогноз кассовых поступлений и кассовых выплат в текущем финансовом году. Составление и ведение кассового плана осущ финн органом или уполномоченным органом местной администрации.
Кассовое обеспечение исполнения бюджетов осуществляет фед казначейство. Для кассового обеспечения бюджетов фед казначейство открывает в ЦБ счета через которые осуществляются все кассовые операции по исполнению бюджетов. Исполнение бюджета по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов и сборов и иных поступлений.
Для регулирования Расходования средств их главные распорядители составляют бюджетную роспись в соответствии с бюджетными ассигнованиями и утверждают ее.
В соответствии с бюджетным кодексом составляется отчетность:
1.Отчет об исполнении бюджета
2.Баланс исполнения бюджета
3.Отчет о финансовых результатах
4.Отчет о движении ден средств.
5.пояснительная записка(анализ исполнения бюджета)
Главный распорядитель бюджетных средств и главный администратор составляют сводную бюджетную отчетность на основе предоставленных им подведомственными администраторами бюджетных средств бюджетной отчетности. Сводная бюджетная отчетность направляется в фед казначейство по территориальным бюджетам и в финн органы суб РФ и о местном бюджете в финн органы местных муниципальных образований.
Затем отчет предоставляются в МинФин и правительство по фед бюджету; по территориальным бюджетам в высшие исполнительные органы суб РФ; по местным в местную администрацию.
Годовые отчеты об исполнении бюджетов утверждаются соответствующими фед законами, законами суб РФ и муниципальными правовыми актами.
Отчет об исполнении фед бюджета правительство не позднее 15 июля текущего года направляет в счетную палату где проводится проверка и не позднее 15 сентября счетная палата переправляет отчет ГД. По результатам рассмотрения ГД принимает решение либо об утверждении или отклонении отчета.
32 Федеральный бюджет рф: экономическая роль, доходы, расходы, дефицит и профицит.
Федеральный бюджет — ведущее звено бюджетной системы РФ, в котором объединены основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы). Федеральный бюджет является основным финансовым планом государства на финансовый год и плановый период, имеющий силу закона после его утверждения.
По экономическому содержанию федеральный бюджет представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств Российской Федерации.
Федеральный бюджет играет важную экономическую роль в перераспределении совокупного общественного продукта и национального дохода, концентрации денежных средств для финансирования развития экономики, укрепления обороноспособности государства. На долю федерального бюджета приходится значительная часть распределительного процесса, которая заключается в распределении денежных средств между видами экономической деятельности, производственной и непроизводственной сферами, регионами страны.
Доходы федерального бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном порядке в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством РФ в распоряжение федеральных органов государственной власти РФ. В доходы федерального бюджета зачисляются: налоговые доходы, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде трансфертов бюджетам других уровней бюджетной системы; неналоговые доходы; доходы, полученные в виде безвозмездных поступлений.
Расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые для исполнения расходных обязательств РФ, на финансовое обеспечение задач и функций государства. Практически расходы федерального бюджета — это денежные средства, направляемые из федерального бюджета на финансирование затрат общегосударственного характера, предусмотренных в законе о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Они выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением национального дохода, используемого на общегосударственные цели.
Расходы федерального бюджета классифицируют:
1) по экономической роли в процессе воспроизводства — на затраты, связанные с финансированием материального производства и содержанием непроизводственной сферы;
2) по функциональному назначению — на затраты на содержание аппарата управления, финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, обороны страны, правоохранительную деятельность, фундаментальные исследования и др.
В процессе составления, утверждения и исполнения бюджета должна быть обеспечена сбалансированность (выравнивание) государственных доходов и расходов. В результате сопоставления расходов с доходами определяется дефицит или профицит бюджета.
Дефицит бюджета — это превышение расходов бюджета над его доходами.
Профицит бюджета — это превышение доходов бюджета над его расходами.
studfiles.net
Исполнение государственного бюджета — Энциклопедия по экономике
Важная роль в системе хозяйственного контроля принадлежит финансовому контролю, который осуществляется органами Министерства финансов СССР. Объектами финансового контроля являются исполнение государственного бюджета, использование предприятиями отпущенных им бюджетных средств, соблюдение сметно-штатной дисциплины, выполнение «предприятиями и организациями своих обязательств перед бюджетом. [c.128]В 1998 г. впервые по более полной программе на основе отчета по исполнению государственного бюджета по расширенной экономической классификации доходов и функциональной структуре расходов, включая подразделы внебюджетных фондов и статистическую отчетность, был разработан Сводный финансовый баланс в целом по России и субъектам Российской Федерации за 1997 г. [c.43]
Информационная база статистики государственного бюджета опирается на совокупность отчетностей об исполнении государственного бюджета, представляемых Минфином РФ форма № 1 Бухгалтерский баланс форма № 2 Отчет о финансовых результатах форма № 3 Отчет о движении капитала форма № 4 Отчет о движении денежных средств форма № 5 Приложение к бухгалтерскому балансу форма № 2-2 О составлении квартальных бухгалтерских отчетов организациями, состоящими на бюджете форма 2 Отчет об исполнении сметы расходов бюджетной организации форма 2-1 Отчет об исполнении сметы доходов и расходов бюджетной организации, переведенной на новые условия хозяйствования форма 2-2 Отчет об использовании бюджетных ассигнований организацией, предприятием форма 2-3 Отчет о движении средств по текущему счету (суммы по поручениям) формы 4,4-сводная Отчет об исполнении сметы по внебюджетным средствам Отчет об исполнении планов по сети, штатам и контингентам . [c.207]
Анализ статистических показателей государственного бюджета предполагает изучение динамики доходов и расходов государственного бюджета, степени исполнения государственного бюджета, закономерностей формирования доходной части бюджета и расходования бюджетных средств определение роли и экономического значения основных источников доходов в общем объеме [c.238]
Определим степень исполнения государственного бюджета в 1994 г. [c.245]
Степень исполнения государственного бюджета определяется по доходам и расходам в целом и по каждой бюджетной статье (или их [c.245]
При анализе статистических данных об исполнении государственного бюджета применяются различные приемы сопоставление плановых и отчетных показателей для определения степени выполнения плана исчисление базисных и цепных индексов, позволяющих проанализировать динамику тех или иных явлений определение темпов роста и прироста, исчисление удельных весов отдельных видов доходов и расходов в их общем объеме (структура бюджета) исчисление средних и относительных величин. [c.415]
Важной частью анализа является изучение тяжести налогообложения в рамках внешнего, или государственного, аспекта. Источником информации для расчета показателей этой группы служат данные о планируемом и фактически исполненном государственном бюджете, а также макроэкономические показатели. В связи с этим определим систему макроэкономических показателей для расчета уровня налогообложения [c.432]
Банковский потенциал (БП) может быть определен как агрегированная способность наличных материально-технических, трудовых, интеллектуальных и других ресурсов обеспечивать максимальный в данных условиях объем производства финансовых посреднических услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребностей банковского учреждения во входящих денежных потоках, являющихся источником формирования прибыли и оплаты труда сотрудников личных потребностей населения потребностей государства в налоговых поступлениях по результатам банковской деятельности и обслуживании кассового исполнения государственного бюджета, а также создания условий для дальнейшего поступательного развития и расширения банковской деятельности. [c.476]
Основной источник информации, используемый при определении расходов на конечное потребление учреждений общего государственного управления, — государственный бюджет (данные об исполнении государственного бюджета). [c.563]
К законам о налогах и сборах применяются общие процедуры принятия законов. Однако имеется ряд специфических требований, закрепленных Конституцией РФ. Федеральные законы принимаются Государственной Думой, одной из двух палат Федерального Собрания — представительного и законодательного органа РФ. Законопроекты о введении и отмене налогов, освобождении от их уплаты могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ). Это и понятно, поскольку на Правительство РФ возложено исполнение государственного бюджета (ст. 114 Конституции РФ), а реальность его исполнения зависит и от наличия необходимых средств. Однако Конституция РФ не устанавливает, что заключение Правительства РФ обязательно должно быть положительным. Фактически эта норма означает, что Правительство РФ должно быть проинформировано о внесенном законопроекте и имеет возможность высказать свои замечания и предложения. На практике заключение Правительства РФ в виде отдельного документа часто не составляется, а представители Правительства РФ высказывают официальное мнение непосредственно в ходе обсуждения законопроекта в комитетах Государственной Думы. [c.209]
В Японии вопросы бюджета и финансов регулируются многочисленными правовыми актами. В японских источниках их обычно подразделяют на пять групп первая группа законодательных актов регламентирует деятельность административных органов, занимающихся государственными финансами нормативные акты второй группы посвящены содержательной части государственных финансов третья группа определяет механизм контроля за исполнением государственного бюджета четвертая — регулирует денежное обращение и валютные отношения нормативные акты пятой группы касаются обслуживания государственного долга и выпуска правительственных облигаций. [c.411]
В Великобритании Министерство финансов в лице Канцлера Казначейства обеспечивает исполнение государственного бюджета, контролирует финансовые службы остальных министерств и ведомств, в частности при помощи установления форм финансовой отчетности. Казначейство осуществляет контроль за общими поступлениями в Консолидированный фонд, который представляет собой специальный единый счет Казначейства в Банке Англии. Сред- [c.431]
За рубежом внутрифирменные бюджеты на период свыше одного года не обязательно являются индикативными, т. е. ориентировочными, составляемыми прежде всего для аналитических целей. Если речь идет об осуществлении крупных инвестиционных проектов, то бюджеты могут быть директивными и на период 3—5 лет и более. В пределах же календарного года финансовые показатели и бюджетные наметки строго утверждаются как директивные. В России сегодня также считается приемлемым составление бюджетов на период в один год. Объясняется это традициями планирования и составления отчетности (например, бухгалтерской), практикой заключения (или пролонгации) основной массы договоров на новый год в конце старого года, общими финансово-экономическими установками, связанными с принятием и исполнением государственных бюджетов всех уровней. [c.262]
БЮДЖЕТНЫЙ ГОД — законодательно установленный годовой срок составления, утверждения и исполнения государственного бюджета. [c.28]
Одними из задач, поставленных перед новой банковской системой, были укрепление денежного обращения и повышение устойчивости и покупательной способности советского рубля. Целью перестройки банковской системы было улучшение кассового исполнения государственного бюджета и кассового обслуживания народного хозяйства и населения. [c.46]
Парламенты также утверждают отчеты об исполнении государственного бюджета, законы о налогах, устанавливают предельный размер (лимит) государственного долга. [c.66]
В то же время усиление капиталистического предпринимательства, и в банковской системе в том числе, порой сопровождается растратами, хищениями и другими нарушениями финансовой дисциплины, что ведет к разрушению стабильности денежной системы и нарастанию финансовых затруднений как в различных сферах экономики, так и в исполнении государственного бюджета. [c.415]
Динамика исполнения государственного бюджета и изменения числа [c.50]
Разъясните статистические данные об исполнении государственного бюджета Российской Федерации в 1998 г. по расходам [15, с. 309]. [c.221]
Казначейские билеты— те же бумажные деньги, но выпускаемые непосредственно государственным казначейством — министерством финансов или специальным государственным финансовым органом, ведающим кассовым исполнением государственного бюджета. В России казначейские билеты не выпускаются. [c.449]
В России, как и в большинстве других стран мира, действует двухуровневая кредитная система Центральный банк — банковские институты и небанковские кредитные организации. Центральный банк РФ (Банк России, Центробанк, ЦБ РФ) является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из него наличных денежных знаков в форме банкнот и монет. В качестве банка банков он предоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, является главным банкиром Правительства РФ, выполняет функции управляющего золотовалютными резервами, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета (прежде всего организацию через свои управления и отделения приема бюджетных платежей в регионах и на местах) и проч. [c.466]
КАЗНАЧЕЙСТВО — специальный государственный финансовый орган, существующий обычно при министерстве финансов страны или в его составе. В функции казначейства входят составление проекта государственного бюджета и управление его исполнением, а также управление государственным долгом и эмиссия государственных ценных бумаг. В ходе исполнения государственного бюджета казначейство отслеживает сбор налогов, пошлин и других поступлений в бюджет, открывает бюджетные кредиты и предоставляет бюджетные средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями. [c.126]
Осуществляя функцию банкира правительства, центральный банк обеспечивает кассовое исполнение государственного бюджета. [c.17]
ПРОФИЦИТ — положительное сальдо. Применительно к исполнению государственного бюджета — превышение его доходной части по сравнению с расходной. [c.459]
ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА — часть экономической политики государства, правительства, курс, проявляющийся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты. [c.505]
В процессе составления и исполнения государственного бюджета СССР осуществляется финансовый контроль за хозяйственной деятельностью предприятий, объединений и отраслей, за выполнением ими заданий народнохозяйственного плана. [c.9]
Совет Министров СССР представляет Верховному Совету СССР государственный бюджет СССР, составленный на основе свода проектов союзного бюджета, бюджетов союзных республик и бюджета государственного социального страхования, а также предложений о размерах отчислений от общесоюзных доходов и налогов в бюджеты республик. До их утверждения Верховный Совет СССР тщательно рассматривает все эти проекты в создаваемых им комиссиях и вносит свои поправки. Закон о государственном бюджете публикуется в газетах для всеобщего сведения. Верховный Совет СССР также рассматривает и утверждает отчет об исполнении государственного бюджета за прошедший период. [c.11]
К числу важных функций банка относится осуществление им кассового исполнения государственного бюджета СССР. Все средства, поступающие в доходы союзного, республиканского и местных бюджетов, принимаются банками. Госбанк отчисляет соответствующие суммы от государственных налогов и доходов в республиканские и местные бюджеты, ведет учет доходов, расходов и кредитов, открываемых по союзному и республиканскому бюджетам, составляет отчеты по кассовому исполнению их. [c.23]
В конце 1923 г. контрольную деятельность начинают осуществлять финансовые органы. До этого времени Народный комиссариат финансов занимался только составлением и исполнением государственного бюджета. После реорганизации РКИ он стал контролировать как бюджетные учреждения, так и промышленные предприятия. [c.25]
АСФР обеспечивает выполнение многовариантных расчетов проекта государственного бюджета, его исполнения на всех уровнях. Базируясь на ЭВМ, она осуществляет эти расчеты в короткий срок, предлагает оптимальные решения, чем повышает качество планирования и исполнения государственного бюджета. В ее четырех подсистемах решается комплекс задач по сводным расчетам бюджета доходам и налогам расходам бюджетных учреждений финансам отраслей народного хозяйства. Наряду с решением задач в области планирования, АСУФ помогает исполнению государственного бюджета через составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам и ДР. [c.49]
Переход России к рыночным отношениям и отказ от единой государственной формы собственности уже в начале 1990-х годов поставил государство перед необходимостью защиты своих финансовых интересов. Кассовое исполнение бюджетов всех уровней через Центральный банк России и коммерческие банки оказалось без должного контроля со стороны государства. Банковская система претерпевала кардинальные изменения и перестала быть только государственной, более того, для ее развития отвлекались и использовались финансовые средства государства. Чрезвычайно актуальным стало обеспечение учета, подконтрольности, защищенности и управляемости финансовыми ресурсами государства. Объективно сложилась необходимость создания органов исполнительной власти, способных обеспечить реализацию требований государства по управлению финансами бюджетной системы страны. История развития экономических отношений в России имеет пример такой системы учреждений. С 1821 по 1917 год главное счетоводство всех приходов и расходов осуществлялось Департаментом Государственного казначейства. Все развитые страны осуществляют исполнение государственных бюджетов через систему казначейств Швеция, США. Израиль, Австралия, Германия и т.д. В 1992 году и в России начался процесс формирования такой системы органов исполнительной власти федерального уровня — территориальных органов Федерального казначейства. Правовой основой их создания и деятельности Явились Указ Президента Российской Федерации1 и Положение о Федеральном казначействе 2. [c.137]
По данным Конгресса США, за последние 50 лет суммарный экономический эффект только от деятельности федеральных контрольно-ревизионных органов составил не менее 500 млрд. долл.(Соменков А.Д. Парламентский контроль за исполнением государственного бюджета. М.,1998) [c.387]
Как уже отмечалось, согласно неолиберальной и неокласси1 ческой теории идеальное исполнение государственного бюджета — это полное покрытие расходов доходами и образование остатка средств, т.е. превышение доходов над расходами. Образовавшийся остаток правительство может использовать при непредвиденных обстоятельствах, для досрочных выплат задолженности или перевести его в доход бюджета следующего года. [c.585]
Накануне Великой Отечественной войны изменился характер ревизионной работы. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 сентября 1940 г. были реорганизованы Комиссия советского контроля и Комиссия главного военного контроля в Народный комиссариат государственного контроля СССР (НКГК). На него было возложено производство плановых и внеплановых государственных ревизий, контроль за учетом и использованием государственных средств и материальных ценностей государственными, кооперативными, общественными организациями, учреждениями и предприятиями, а также проверка исполнения постановлений и распоряжений правительства и выдача заключений правительству по исполнению государственного бюджета. Работники НКГК проводили предварительный и последующий контроль за учетом, хранением и расходованием денежных средств и материальных ценностей. Положение о Народном комиссариате Государственного контроля СССР утверждено постановлением СНК СССР от 15 октября 1940 г. [c.29]
economy-ru.info
Исполнение бюджета — Бесплатная библиотека: учебники, шпаргалки, аспирантура
Исполнение бюджета — это важнейший этап бюджетного процесса действия по мобилизации и использованию бюджетных средств, в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица—плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах:
1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;
2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета, направленная на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.
В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.
Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств, и направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.
Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета — документ, регламентирующий взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.
Кассовое исполнение бюджета, т. е. операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.
Исполнение бюджета по расходам означает обеспечение финансирования мероприятий, предусмотренных росписью расходов, и имеет ряд этапов.
1) Утверждение и доведение бюджетных ассигнований до распорядителей и получателей бюджетных средств. На основании бюджетной росписи в течение 20 дней со дня ее утверждения Финансовый орган и главные распорядители бюджетных ассигнований на период действия утвержденного бюджета доводят объемы ассигнований из бюджета вышестоящими распорядителями бюджетных средств до нижестоящих распорядителей и получателей через Федеральное казначейство посредством представления утвержденного распределения средств федерального бюджета либо через уполномоченные банки (для местных бюджетов).
2) Принятие бюджетных обязательств бюджетополучателями.
Бюджетное обязательство — это оформленное бюджетополучателями право предъявления требования к бюджету. На основании доведенных до получателей бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств они имеют право принятия обязательств на осуществление расходов. Лимиты бюджетных обязательств формируются финансовым органом и доводятся до всех получателей бюджетных средств.
На основании уведомлений о выделенном лимите бюджетных обязательств получатель средств бюджета обладает правом осуществления закупок, начисления установленных денежных выплат, принятия иных обязательств бюджета. Принятие обязательств при осуществлении закупок оформляется соответствующими договорами с поставщиками продукции, исполнителями работ и услуг.
3) Подтверждение и выверка исполнения бюджетных обязательств. Расходование бюджетных средств не может быть произведено без завершения исполнения бюджетных обязательств. Бюджетополучатель обязан представлять в финансовый орган документы, подтверждающие реализацию бюджетных обязательств.
4) Расходы и платежи по реализованным бюджетным обязательствам. Расходование бюджетных средств осуществляется в форме списания денежных средств бюджетных счетов в целях исполнения платежных обязательств бюджетов в пользу юридических и физических лиц. Основанием для расходования бюджетных средств является платежный документ, оформленный в порядке, установленном финансовым органом. При этом объем расходуемых бюджетных средств не может превышать исполненных подтвержденных бюджетных обязательств. Сумма денежных средств, списанных с бюджетного счета в целях исполнения платежного обязательства, представляет собой кассовый бюджетных расход.
В Российской Федерации с 1992 г. введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано Федеральное казначейство.
Основные функции Федерального казначейства в бюджетном процессе государства:
• организация исполнения федерального бюджета;
• контроль за его исполнением;
• управление бюджетными доходами и расходами;
• регулирование межбюджетных отношений;
• финансовое исполнение внебюджетных фондов;
• управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долгов Российской Федерации;
• осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.
При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:
• отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;
• централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;
• совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.
Кассовое исполнение федерального бюджета Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство.
Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета — он же единый счет Федерального казначейства находится в Центральном банке Российской Федерации.
Таким образом, исполнение федерального бюджета по доходам включает:
• перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет Федерального казначейства;
• распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
• возврат излишне уплаченных сумм доходов;
• учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с Бюджетной классификацией.
Исполнение расходов федерального бюджета предусматривает осуществление процедур санкционирования и финансирования этих расходов.
Санкционирование расходов федерального бюджета включает в себя:
• утверждение и доведение бюджетных ассигнований из федерального бюджета;
• утверждение и доведение лимитов обязательств федерального бюджета;
• принятие обязательств федерального бюджета;
• подтверждение платежных обязательств федерального бюджета.
Финансирование расходов федерального бюджета осуществляется Федеральным казначейством. Действия по финансированию расходов также включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа.
Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства и территориальными органами власти.
В ходе исполнения бюджета возможны изменения плановой величины расходов. Изменение бюджетных ассигнований по сравнению с доведенными в уведомлении о бюджетных ассигнованиях для каждого бюджетополучателя может быть осуществлено введением режима сокращения расходов бюджета главным распорядителем бюджетных средств в пределах его полномочий.
Одна из основных причин изменения бюджетных ассигнований — невыполнение плана по доходам.
Если в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 5%, то руководитель финансового органа вправе самостоятельно принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения.
Если же в процессе исполнения бюджета происходит снижение поступлений доходов бюджета или источников покрытия дефицита, что приводит к неполному по сравнению с утвержденным бюджетом финансированию расходов не более чем на 10%, то орган исполнительной власти вправе принять решение и ввести режим сокращения расходов. При этом в решении о введении режима сокращения расходов должны быть указаны дата, с которой вводится режим сокращения, а также размеры сокращения. В этом случае сокращение расходов осуществляется в одной и той же пропорции для всех видов расходов и бюджетополучателей, а также объектов, включенных в адресную инвестиционную программу.
Решения о сокращении расходов обнародуются в источнике официального опубликования нормативных актов либо доводятся до всеобщего сведения в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации или решений муниципальных образований. Уведомления распорядителей и получателей бюджетных средств о режиме сокращения расходов бюджета производятся не позднее чем за 15 дней до даты его введения.
В случае, если в процессе исполнения бюджетов происходит снижение поступлений в бюджет, что может привести к неполному финансированию по сравнению с утвержденным бюджетом более чем на 10% от годовых назначений, то исполнительный орган власти должен представить представительному органу власти проект закона об изменениях и дополнениях в закон о бюджете. Представительный орган власти рассматривает указанный проект во внеочередном порядке в течение 10 дней. Если этот законопроект не принимается в указанный срок, то исполнительный орган имеет право на пропорциональное сокращение расходов бюджета впредь до принятия законодательного решения по данному вопросу.
При перевыполнении плана по доходам дополнительно полученные средства могут направляться финансовым органом на уменьшение размеров дефицита бюджета и на выплаты, сокращающие долговые обязательства бюджета, без внесения изменений и дополнений в закон (решение) о бюджете. При этом подготавливается и утверждается дополнительная бюджетная роспись. Во всех других случаях финансирование расходов сверх утвержденного бюджета осуществляется после внесения изменений и дополнений в утвержденный бюджет.
Главный распорядитель бюджетных средств также может перемещать ассигнования между бюджетополучателями в пределах своей компетенции, но не более 5% от объема ассигнований, доведенных бюджетополучателю.
Бюджетные ассигнования для главного распорядителя бюджетных средств в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи и законе о бюджете бюджетных ассигнований не более чем на 10% от утвержденных бюджетных ассигнований.
В свою очередь бюджетные ассигнования для каждого отдельного бюджетополучателя в расчете на финансовый год могут отличаться от утвержденных в росписи расходов и доходов бюджетных ассигнований не более чем на 15% от утвержденных бюджетных ассигнований.
Бюджетный учет и отчетность. В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все операции регистрируются в бюджетном учете, организуемом и осуществляемом финансовыми органами. Бюджетный учет ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчетность. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной и годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджетов устанавливается Правительством Российской Федерации. Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм и показателей, сроков ее формирования и предоставления.
Финансовые органы готовят отчеты об исполнении соответствующего бюджета на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.
Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.
В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета представляется в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению высшим исполнительным органам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.
До начала рассмотрения отчета в представительном органе власти проводится внешний аудит исполнения бюджета, который осуществляется соответствующими контрольно-счетными органами представительных органов.
Орган представительной власти принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения аудиторского заключения соответствующего контрольно-счетного органа.
Если в ходе внешнего аудита бюджета будет выявлено несоответствие исполнения утвержденному, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетным ассигнованиям, при условии, если не вводился режим сокращения расходов, соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. В случае отклонения отчета представительным органом власти исполнительный орган имеет право обратиться в Прокуратуру Российской Федерации для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Если законодательство субъектов Российской Федерации либо правовые акты местного самоуправления предусматривают ответственность исполнительного органа перед представительным (досрочное прекращение полномочий, выражение недоверия и другие), то представительный орган вправе возбудить процедуру привлечения к ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц.
После утверждения отчетов об исполнении бюджетов исполнительные органы власти публикуют эти отчеты в открытой печати.
studyspace.ru
Исполнение бюджета
Исполнение бюджета считается процессом достижения основных целей и задач, установленных в плановом периоде. Ни для кого не секрет, что при утверждении бюджета на следующий отчетный год составляется смета доходной и расходной части, которой необходимо придерживаться в течение всего периода.
Согласно действующим законодательным нормам, исполнение бюджета возложено на органы государственной власти соответственно каждому уровню данной системы. Министерство финансов устанавливает главные финансовые показатели, которым должен соответствовать государственный бюджет, то есть сводный баланс. Особенно данный аспект касается уровня дефицита или нехватки доходов из собственных источников для покрытия запланированных расходов. Для этого ежегодно устанавливается предельный лимит дефицита, превышение которого требует введения экстренных мер. Как правило, в таком случае вводится секвестрование – процедура, предполагающая пропорциональное сокращение расходов государства. Исключение составляют только социально защищенные статьи, например, выплаты пенсий, пособий, стипендий, поддержка важнейших социальных и экономических программ в стране.
Если говорить в фактическом плане, то непосредственное исполнение бюджета по расходам выполняется распорядителями средств, особенно финансовыми органами. Ярким примером таковых может служить Министерство финансов, способное не только провести контроль, но и корректировку установленных данных. А вот доходная часть во многом исполняется благодаря налоговой службе, являющейся главным органом по аккумулированию средств в казну государства.
Как известно, в России бюджетная система состоит из трех основных звеньев: федеральный, бюджет субъектов федерации, местные бюджеты. Объединяющим органом можно считать федеральное казначейство, так как оно все привлеченные средства размещает на отдельном счете в центральном банке, а затем уже происходит их распределение по выбранным направлениям. А управление федеральным казначейством осуществляет Министерство финансов, которое стремится реализовать главные цели и задачи. К таковым можно отнести следующие:
- придерживаться принципа единства кассы, то есть накопление ресурсов, поступающих от разных источников, на одном счете;
- определение величины дотаций и прочих ассигнований, предназначенных другим звеньям бюджетной системы, с последующим перечислением этих сумм на соответствующие счета;
- составление сводной ведомости в разрезе распорядителей средств;
- проведение работы по планированию и прогнозированию основных тенденций развития экономики в будущем, исходя их которых становится легче составлять бюджет на будущий период;
- контроль за исполнением бюджета, что выражается в регулярном предоставлении отчетов о соответствии фактического положения дел плановым показателям.
Если говорить о документальном оформлении, то контрольная деятельность выполняется на основе бюджетной росписи. Этот документ считается некой базой, опираясь на которую можно понять, насколько четко производится исполнение бюджета. Роспись предполагает тщательное отражение доходной и расходной части по всем статьям, предусмотренным законодательством и ежегодной практикой. Среди источников доходов выделяют физические лица и юридические организации. С первых взимаются налоговые и неналоговые платежи в бюджет за счет самостоятельных выплат в определенных органах. А юридические лица, как правило, перечисляют средства в безналичной форме со своего счета в банке на счет соответствующего бюджета.
И в заключении хочется отметить, что исполнение бюджета предполагает строго целевое использование полученных субвенций или субсидий. Среди укрупненных целей выделяют содержание аппарата государственного управления, обеспечение обороны страны, поддержание отраслей народного хозяйства, имеющих первостепенное значение.
fb.ru
Государственные финансы | Исполнение бюджета
Исполнение бюджета – это действия по мобилизации и использованию бюджетных средств. В процессе исполнения бюджета участвуют органы исполнительной власти, финансовые и налоговые органы, кредитные учреждения, юридические и физические лица–плательщики налогов в бюджет, получатели бюджетных средств.
Исполнение бюджета основано на следующих принципах:
1) единства кассы, предусматривающего зачисление всех поступающих доходов на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов с единого бюджетного счета;
2) обеспечения бюджетных расходов и платежей в пределах фактического наличия средств на едином бюджетном счете.
Исполнение бюджета начинается после его утверждения органом представительной власти. В финансовых органах готовится организационный план, в котором предусматриваются задачи подразделений каждого финансового органа по обеспечению выполнения бюджета. Далее проводится работа по поквартальному распределению бюджета. Она направлена на равномерную мобилизацию бюджетных доходов и бесперебойное обеспечение денежными средствами мероприятий, финансируемых из бюджета.
В финансовом органе на основании показателей бюджета составляется бюджетная роспись доходов и расходов, которая утверждается исполнительным органом власти.
Бюджетная роспись представляет собой документ, содержащий детальные показатели доходов, средств заимствований и расходов утвержденного бюджета в соответствии с действующей бюджетной классификацией по срокам бюджетного года в разрезе распорядителей и получателей бюджетных средств. Она направляется для сведения в органы представительной власти и контрольно-счетные органы.
Роспись доходов и расходов составляется по каждому главному распорядителю бюджетных средств и по всем разделам, главам и статьям бюджетной классификации. Она разрабатывается на основании балансов доходов и расходов, смет расходов бюджетополучателей. Утвержденная роспись доходов и расходов бюджета служит документом, регламентирующим взыскание платежей в бюджет и открытие кредитов для финансирования мероприятий, предусмотренных в бюджете.
Кассовое исполнение бюджета, то есть операции со средствами на бюджетных счетах по зачислению доходов бюджета и платежам за счет бюджетных средств, осуществляется либо органом Федерального казначейства, либо уполномоченным банком, в котором открыт счет бюджета.
С 1992 г. в РФ введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления в составе Министерства финансов РФ образовано федеральное казначейство. Основными функциями Федерального казначейства в бюджетном процессе государства являются:
1) организация исполнения федерального бюджета;
2) контроль за его исполнением;
3) управление бюджетными доходами и расходами;
4) регулирование межбюджетных отношений;
5) финансовое исполнение внебюджетных фондов;
6) управление и обслуживание государственного внешнего и внутреннего долга Российской Федерации;
7) осуществление учета и отчетности по движению средств федерального бюджета.
При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешений на право осуществления расходов в рамках выделенных ассигнований, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагаются на Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе:
1) отражения Федеральным казначейством всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов;
2) централизации в Федеральном казначействе всех поступлений в федеральный бюджет и платежей из федерального бюджета;
3) совершения Федеральным казначейством всех кассовых операций с использованием единого счета и управления этим счетом.
Кассовое исполнение федерального бюджета Российской Федерации возлагается на Федеральное казначейство.
Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета – он же единый счет Федерального казначейства – находится в Центральном банке Российской Федерации.
Бюджетный учет и отчетность.В процессе исполнения бюджета все доходы, расходы, дефицит бюджета, а также все операции регистрируются в бюджетном учете. Бюджетный учет организуется и осуществляется финансовыми органами и ведется на основе плана счетов бюджетного учета в обособленных регистрах учета. Единая методология бюджетного учета устанавливается Правительством Российской Федерации.
Финансовые органы осуществляют также бюджетную отчетность. Отчетность об исполнении бюджета может быть оперативной, ежеквартальной и годовой. Единая методология отчетности об исполнении бюджетов устанавливается Правительством Российской Федерации. Единство отчетности об исполнении бюджета основывается на единстве структуры, единообразии форм и показателей, сроков ее формирования и предоставления.
Финансовые органы готовят отчеты об исполнении соответствующего бюджета на основании отчетов главных распорядителей бюджетных средств и бюджетополучателей.
Аудит исполнения бюджета. При рассмотрении отчета об исполнении бюджета в исполнительном органе субъекта Российской Федерации или местного самоуправления может назначаться внутренний аудит отчета об исполнении бюджета, осуществляемый органами Министерства финансов Российской Федерации, согласно заключенным соглашениям между исполнительным органом субъекта Российской Федерации или местного самоуправления и Министерства финансов Российской Федерации.
В установленном порядке финансовые органы представляют квартальные и годовой отчеты об исполнении бюджета в представительные органы власти. Годовой отчет об исполнении бюджета поступает в контрольно-счетный орган представительного органа власти. Квартальные отчеты об исполнении бюджета подлежат утверждению высшим исполнительным органам власти. Годовой отчет об исполнении бюджета подлежит утверждению представительным органом власти.
До начала рассмотрения отчета в представительном органе власти проводится внешний аудит исполнения бюджета.
Внешний аудит осуществляется соответствующими контрольно-счетными органами представительных органов.
Орган представительной власти принимает решение по отчету об исполнении бюджета после получения аудиторского заключения соответствующего контрольно-счетного органа.
Если в ходе внешнего аудита бюджета будет выявлено несоответствие исполнения утвержденному, росписи доходов и расходов бюджета, бюджетным ассигнованиям, в случае если не вводился режим сокращения расходов, соответствующий представительный орган имеет право принять решение об отклонении отчета об исполнении бюджета. В случае отклонения отчета представительным органом власти исполнительный орган имеет право обратиться в Прокуратуру Российской Федерации для проверки обстоятельств нарушения бюджетного законодательства и привлечения к ответственности виновных должностных лиц. Если законодательство субъектов Российской Федерации либо правовые акты местного самоуправления предусматривают ответственность исполнительного органа перед представительным (досрочное прекращение полномочий, выражение недоверия и другие), то представительный орган вправе возбудить процедуру привлечения к ответственности исполнительного органа либо его должностных лиц.
После утверждения отчетов об исполнении бюджетов исполнительные органы власти публикуют эти отчеты в открытой печати.
3ys.ru
4. Законодательное и нормативное обеспечение исполнения бюджета
Исполнение бюджета- одной из стадий бюджетного процесса — регламентируется положениями законодательных и нормативных актов. Основным законодательным актом, регулирующим все процессы исполнения бюджета, является Бюджетный кодекс. Он определяет основные положения и принципы исполнения бюджета, процессы его исполнения, уточнения и корректировки, порядок финансирования государственных учреждений, сроки исполнения бюджета.
Другими важными документами, устанавливающими порядок и процедуры исполнения бюджета на соответствующий финансовый год, являются постановления Правительства РК или местных исполнительных органов о реализации Закона о республиканском бюджете или решения маслихата о местном бюджете. В этих документах определяются основные бюджетные показатели (объем доходов, затрат, кредитов, трансфертов, возврата кредитов, размер дефицита бюджета), принимаемых к исполнению, утверждается перечень бюджетных программ, а также устанавливаются сроки разработки и внесения центральными уполномоченными органами и администраторами бюджетных программ необходимых процедур, связанных с реализацией бюджета.
ЛЗ 25. Тема 18:Основы организации бюджетного процесса
5.Организация и порядок исполнения бюджета по уровням бюджетной системы
6.Исполнение бюджета по расходам
«Государственный бюджет»-Утибаев Б.С. 2007, Алматы,
5. Организация и порядок исполнения бюджета по уровням бюджетной системы
Исполнение республиканского бюджета начинается после его утверждения на совместном заседании палат Парламента РК не менее чем в двух чтениях и не позднее 15 декабря текущего года. Правительство РК по согласованию с нижестоящими исполнительными органами организуют порядок исполнения бюджета в соответствии с утвержденными постановлением Правительства РК «Правилами исполнения республиканского и местных бюджетов». Эта стадия бюджетного процесса включает в себя исполнение бюджета по поступлениям и по расходам.
Исполнение местных бюджетов осуществляется на основании поквартальной разбивки по росписи доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов республиканского и областного значения и бюджетов районов, которые составляются в пределах сумм утвержденных бюджетов.
6.Исполнение бюджета по расходам
Исполнение бюджета осуществляется в соответствии с требованиями принципов исполнения бюджета и на кассовой основе. Кассовое исполнение бюджета означает, что все операции на счетах по зачислению поступлений в бюджет и по платежам из бюджета осуществляется либо органами Комитета казначейства, либо уполномоченным банком. В нашей республике кассовое исполнение бюджета возлагается на Комитет казначейства Министерства финансов.
В Бюджетном кодексе изложены четыре принципа исполнения бюджета — целевого и равномерного использования бюджетных средств, своевременности и единства кассы. Принцип целевого использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства могут быть использованы только на те мероприятия, которые предусмотрены паспортами бюджетных, программ и гражданско-правовыми сделками государственных учреждений. Согласно принципу равномерного исполнения бюджета, в течение финансового года бюджетные средства должны быть распределены равномерно во избежание накопления чрезмерного объема платежей в конце года. Принцип своевременности предусматривает, что все операции по зачислению и использованию бюджетных средств должны осуществляться в установленные сроки. Принцип единства кассы означает, что на всех уровнях бюджетной системы зачисление всех поступлений и всех платежей по предусмотренным расходам осуществляется с единого казначейского счета в национальной валюте.
ЛЗ 26. Тема 19: Роль казначейства в исполнении бюджета
1.Роль казначейства в исполнении бюджета
«Государственный бюджет»-Утибаев Б.С. 2007, Алматы,
Роль казначейства в исполнении бюджета
Основными задачами Казначейства являются:
организация и контроль кассового исполнения республиканского бюджета и улучшение расчетно-кассового обслуживания государственного бюджета;
участие в развитии и совершенствовании бухгалтерского учета и отчетности в бюджетной системе и внутреннего аудита в системе органов казначейства;
обеспечение контроля за рациональным и целевым использованием средств республиканского и, в пределах своей компетенции, местных бюджетов;
Казначейство в установленном законодательством порядке осуществляет следующие функции:
обслуживание исполнения государственного бюджета;
прогнозирование потоков наличности республиканского бюджета;
обеспечение распределения государственных налогов и платежей между республиканским и местными бюджетами и зачисление их в бюджеты разных уровней;
осуществление переводов денег по поручениям государственных учреждений, контроль платежных документов, предоставляемых государственными учреждениями;
осуществление перевода денег при погашении и обслуживании государственных внешних займов и негосударственных внешних займов, имеющих государственную гарантию;
ЛЗ 27. Тема 20:Организация бюджетного контроля
1.Бюджетный контроль: содержание, задачи, формы и методы его проведения
2.Внутренний финансовый контроль
3. Внешний финансовый контроль
«Государственный бюджет»-Утибаев Б.С. 2007, Алматы,
studfiles.net