Нормативно правовые акты по вопросам по – 2.4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами — Финансы и налоги. Бухгалтерия — Каталог статей

Нормативные правовые акты

Количество просмотров публикации Нормативные правовые акты — 3260

Нормативный правовой акт — это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные велœения и направленный на регулирование общественных отношений.

Признаки нормативного правового акта:

1. Это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата͵ номер, наименование и т.п.).

2. Правовой акт издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому субъекту предоставлена определœенная форма (формы) акта͵ в которую он воплощает свои предписания (к примеру, Президент Российской Федерации создает только указы и распоряжения).

3. Правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических нормах.

4. Правовой акт выражает волю определœенной социальной общности. В нем закрепляется цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы.

5. Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами правового регулирования.

Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.

Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов.

Нормативность выражает всœеобщность содержания и действия акта͵ который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.

Юридическая сила нормативного правового акта выражается:

— в обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции России;

— в строгом соответствии официальной классификации актов, установленной Конституцией России и законами;

— в признании соподчинœенности между видами актов — Конституция, закон, указ и т.д.

— в установлении иерархической соподчинœенности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;

— в определœении оснований и рамок принятия того или иного акта͵ его основного содержания. Формулы ʼʼна основании и во исполнение законаʼʼ, ʼʼв соответствии с указом, постановлениемʼʼ и т.п. выражают эту правовую связь;

— в признании правового акта͵ игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.

Виды нормативных правовых актов

В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества.

Конституция — это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительных характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всœех иных нормативных правовых актов государства.

Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом — народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителœем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.

В Конституции закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.

Закон — это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.

Признаки закона:

а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;

б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума — всœенародного голосования;

в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всœех сфер жизни общества;

г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;

д) закон принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;

е) закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.

Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные (или текущие) федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.

Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. К примеру, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.

С помощью федеральных конституционных законов может изменяться состав Российской Федерации, регламентироваться принятие в Федерацию новых субъектов и решение других вопросов федеративного строительства.

Федеральные конституционные законы, исходя из статьи 76 Конституции России, имеют верховенство над федеральными законами.

Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.

Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы.

Эти акты неодинаковы по своему содержанию, объёму и предметам правового регулирования, по соотношению с иными нормативными актами.

Разновидностью федеральных законов является кодекс. Кодекс — это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует сферу общественных отношений. Он выступает как основной законодательный акт в какой-либо сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. К примеру, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ большой объём, масштабность регулирования.

Кодификации подлежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).

Понятие основ законодательства, основ, базовых принципов предопределœено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делœением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель — с одной стороны, обеспечить федеративное регулирование, с другой — допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: ʼʼобщие принципыʼʼ, ʼʼосновыʼʼ. К примеру, Федеральный закон ʼʼОб основах государственной службы в Российской Федерацииʼʼ.

Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются исходя из статьи 106 Конституции Российской Федерации. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными актами такого рода.

Подзаконные нормативные акты

Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Οʜᴎ издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции Российской Федерации. Указы Президента РФ обязательны на территории всœей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, они бывают нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определœенности, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределœенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) бывают продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам. Οʜᴎ представляют из себяакты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.

Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Οʜᴎ обязательны для исполнения на всœей территории Российской федерации. Οʜᴎ бывают отменены Президентом РФ в том случае, в случае если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции Российской Федерации).

Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему

Приказы, постановления, инструкции издаются всœеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.

Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и служащих данного органа. Οʜᴎ могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчинœенных данному ведомству.

Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.

Система законодательства субъектов Российской Федерации, характеризуется прежде всœего наличием конституций и уставов, которые являются учредительными актами субъектов Федерации. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта͵ порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать федеральной Конституции и законам.

Закон субъекта Российской Федерации — нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Федерации в соответствии с Конституцией

России и федеральными законами, Конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ. Законы субъектов РФ могут создаваться также по предметам совместного ведения. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере.

Наряду с законами субъектов Федерации, президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции иные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.

Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативные правовые акты. Их примерами бывают решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населœения соответствующих территорий. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.

Понятие систематизации нормативных актов

Систематизация нормативных актов — это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определœенную систему.

Сущность систематизации нормативных актов состоит в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.

Цель систематизации нормативных актов состоит в упорядоче­нии действующего законодательства и придании ему стабильно­сти, внутренне согласованной нормативной системы.

Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы организаций, а в определœенных случаях — и частные лица.

Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществляется тремя способами:

— путем издания сборника нормативных актов,

— путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов,

— путем объединœения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.

Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользо­вания им, для ликвидации пробелов и разрешения юридических конфликтов.

Виды систематизации нормативных актов

По способу приведения в систему выделяют три вида систематизации нормативных актов: инкорпорацию, коди­фикацию и консолидацию.

Инкорпорация — это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники за­конов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.

Инкорпорация бывает различных видов:

1. Учитывая зависимость отпринципа объединœения выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (по предмету правового регулирования).

2. Учитывая зависимость отобъема различают генеральную (полную), когда включает в себя всœе действующие акты определœенного уровня или типа и частичную (неполную) инкорпорации, ᴛ.ᴇ. когда собрание содержит лишь определœенную часть нормативных актов.

3. По источнику инкорпорация должна быть официальной, ᴛ.ᴇ. осуществляется государственными органами или по их поручению и неофициальной, ᴛ.ᴇ. проводится организациями и частными лицами по своему ус­мотрению.

Кодификация — это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм пра­ва, изменения их содержания и принятия новых законов.

По содержанию выделяют три кодифицированных акта: Осно­вы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.

Основы законодательства устанавливают важнейшие положе­ния (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.

Кодексы содержат нормы права, направленные на регулирова­ние качественно обособленных общественных отношений: граж­данских, уголовных, семейных, трудовых и других.

Уставы регулируют определœенную сферу государственной деятельности, к примеру, работу желœезнодорожного транспорта͵ внут­реннего водного транспорта͵ воинскую службу и так далее.

Положения — это нормативные акты определœенного дейст­вия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреж­дений. Таково, к примеру, положение о службе в органах внут­ренних дел.

Правила — это нормативные акты, определяющие порядок организации какой-либо деятельности;

Кодифицированные акты составляют основу деятельности, законодательства и рассчитаны на долгое регулирование обще­ственных отношений.

Консолидация законодательства — ϶ᴛᴏ преодоле­ние множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых ак­тов. Вместе с тем проводится их редакционная правка: устраня­ются противоречия, повторы и длинноты.

referatwork.ru

понятие, виды. Соотношение нпа по юридической силе в российском законодательстве

СОРОКИН:

НПА – официальные формально-выраженные документы, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права), рассчитанные на многократное применение в отношении персонально — неопределенного круга лиц.

Признаки:

    1. Содержат нормы права

    2. Ориентированы на обширные категории населения

    3. Действуют до тех пор, пока не отменены в установленном порядке.

Классификация НПА по юридической силе:

  1. Конституция РФ- основной закон государства. Закрепляет основы конституционного строя страны, права и свободы граждан, обязанности, правовой статус высших органов государства. Конституция является актом прямого действия и реализуется непосредственно без необходимости издания дополнительных документов.

  2. ФЗ о поправках к Конституции РФ – это продолжение конституционного текста.

  3. ФКЗ – их принятие предусмотрено самой конституцией. Имеют ту же юридическую силу, что и конституция. (ФКЗ « О правительстве РФ» , ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О конституционном суде РФ»).

  4. Постановления КС РФ – они обязательны для всех. В этих актах осуществляется проверка действий и решений гос. органов на соответствие конституции.

  5. Акты международного права – Это составная часть НПА (Резолюция федеральной ассамблеи ООН, международные договоры и соглашения (Венская конвенция «О защите прав человека и основных свобод», Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакт о гражданских и политических правах).

  6. Кодексы – это кодифицированные, крупноблочные нормативные акты, которые регулируют наиболее общие, принципиальные вопросы в пределах целой отрасли права. Одним из формальных показателей самостоятельности отрасли права, считается кодекс. Кодификации поддаются только стабильные нормативно-правовые акты, рассчитанные на длительное действие.

  7. Основы законодательства РФ – это изобретение федеративного государства. Основы законодательства – это модельный эталон, образец, который предполагает фед. Законодатель для законотворчества в субъектах РФ. Частично основы включают императивные нормы от которых отступать нельзя, а также частично предлагающие региональным законодательным органам модельные положения не обязательной силы (Основы законодательства о нотариате, Основы законодательства об охране здоровья граждан, Основы законодательства о культуре).

  8. Федеральные обычные законы – это акты высшей юр. силы принимаемые высшими представительными органами государства или народом на референдуме по наиболее важным вопросам общественной жизни (По правам и обязанностям граждан, по юр. статусу органов гос. власти, по вопросам обороны и безопасности охраны правопорядка).

Все вышеперечисленные акты образуют понятие законодательства.

  1. Постановления высших судов – поскольку они восполняют пробелы в законодательстве и на основе обобщения судебной практики касаются вопросов законодательного уровня, эти постановления по своей юр. силе равны закону и дополняют сами законы.

  2. Указы Президента – это акты издаваемые непосредственно президентом страны по кругу его законных прерогатив. Президент издает как нормативные так и не нормативные акты. Нормативные устанавливаю общеобязательные правила постоянного действия, а не нормативные предписывает конкретным лицам. Нормативный( Указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») Ненормативный (Указ о награждении гражданина А орденом).

  3. Постановления Правительства – как коллегиального органа, который координирует работу исполнительных органов власти во исполнение законов страны (Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств»).

  4. Ведомственные акты(инструкции) (министерства издают приказы) – призваны установить механизм конкретизации и детализации вышестоящих юридических актов.

  5. Ниже ведомственных правовых актов по юридической силе располагаются правовые акты субъектов РФ, которые копируют и воспроизводят иерархию федеральных правовых актов.

  6. Ниже актов субъектов РФ находятся локальные правовые акты.

НАСЫРОВ:

НПА – официальный правовой акт, содержащий в себе нормы права и принятый в определенном порядке, имеющий реквизиты.

Правовой акт – понятие родовое. Делится на нормативно-правовой акт и на индивидуальный правовой акт.

Плюсы: оперативность, строгая документальная форма, что облегчает систематизацию.

НПА издаются по особой процедуре и обладают определенной юридической силой.

Минусы: НПА – это наиболее этатисткий источник права, он содержит угрозу правотворческого волюнтаризма. Также НПА может быть «голым», то есть необеспеченным, а обычай, прецедент быть таким не могут.

По юридической силе: законы и подзаконные нормативные акты.

Закон – это НПА, принятый законодательным органом или всем народом в результате референдума, принятый по особой процедуре, регулирующий наиболее важные социально-значимые общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.

    1. Конституция РФ

    2. ФЗ о поправках и внесении изменений в Конституцию РФ

    3. ФКЗ

    4. ФЗ (текущие, кодифицированные)

    5. Законы субъектов РФ

Подзаконные НПА– НПА, который принят на основе и во исполнение законов и его положения должны соответствовать закону.

  1. Нормативные Указы Президента

Керимов: в Конституции некорректно сформулирована ч. 3 ст. 90, так как закреплен лишь один признак подзаконного НПА (не противоречить закону) и отсутствует признак – на основе и во исполнение закона, что позволяет Президенту заниматься «указным» законотворчеством. Если какие-то отношения не урегулированы в законах, то Президент может издать указ по этому вопросу.

  1. Постановления Правительства РФ

  2. НПА федеральных министерств и ведомств (запрет издавать нпа в виде писем и телеграмм)

  3. НПА органов исполнительной власти субъектов РФ

  4. НПА органов местного самоуправления

  5. Локальные НПА

Если вопрос о соотношении Законов субъектов и Указов Президента, то ответ – они не должны пересекаться, так как изданы по разным вопросам.

studfiles.net

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Мегаобучалка

(См. схемы 10 и 11 на стр. 578, 579)

1. Понятие и структура нормативно-правового акта

Понимание нормативно-правового акта как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует основное предназначение тако­го письменного документа — закреплять властные веления государ­ства, его органов в форме нормы права, вносить соответствующие коррективы в систему действующего права. Вместе с тем изложен­ное понимание нормативно-правового акта нуждается в некоторых дополнительных комментариях. Не всякий правовой акт, содержа­щий нормы права, непременно является нормативным. И наоборот, в систему нормативно-правовых актов входят акты, которые не со­держат непосредственно норм права.

Можно выделить три вида правовых актов, которые содержат нор­мы права, но не являются нормативными.

Во-первых, это акты органов исполнительной власти, которы­ми до сведения подчиненных им органов, учреждений и предпри­ятий доводятся нормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указы Президента РФ, Прави­тельства РФ и др. Издание подобных актов широко практикова­лось в бывшем СССР в связи с тем, что значительная часть нор­мативных постановлений Совета Министров СССР не помеща­лась в источниках официального опубликования, а рассылалась государственным органам в нескольких экземплярах. Получив такой акт, министерство и ведомство должны были довести его до сведения всех исполнителей, входящих в систему данного мини­стерства, ведомства. В этих целях министр, руководитель ведом­ства издавали приказ, который начинался следующим образом: «Принять к сведению и неукоснительному руководству Постанов­ление Совета Министров СССР (далее приводились его реквизи­ты), которым устанавливается, что…». Затем дословно приводил­ся текст самого постановления.

В настоящее время, когда все нормативно-правовые акты Прези­дента РФ и Правительства РФ публикуются в источниках официаль­ного опубликования, объективная необходимость в издании подоб­ных актов отпала. Однако значительная часть федеральных мини­стерств и ведомств по-прежнему издают правовые акты с целью доведения до подчиненных им органов, учреждений, организаций акты Президента РФ и Правительства РФ. Все такие акты являются, безус­ловно, правовыми, содержат нормы права, но не обладают признака­ми нормативно-правового акта. Как справедливо полагает Ю.А. Ти­хомиров, это разновидность информационных актов, которые, хотя и оформляются как ведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т.е. силой закона, указа, постановления.



Нормативно-правовой акт — это не любая совокупность действу­ющих норм права. Он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых,оригинальных норм права.В нормативно-правовом акте, как минимум, должна содержаться одна оригинальная норма. Пра­вовой акт, состоящий из норм, принятых другими правотворчески­ми органами, не закрепляет решения правотворческого органа на создание новых норм права и не является источником права. В этом качестве может выступать только нормативно-правовой акт органа, принявшего эти нормы.

Во-вторых, в систему нормативно-правовых актов не входят пра­вовые акты, принимаемые органами государственной власти с це­лью разъяснения содержания действующих нормативно-правовых актов. Они не содержат новых оригинальных норм и составляют осо­бую систему актов нормативного толкования, которые имеют обще­обязательное значение, но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения которого они разъясняют. Примером актов норма­тивного толкования могут служить постановления Пленума Верхов­ного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, разъяс­няющие судам, как нужно понимать и применять ту или иную норму Конституции РФ и федеральных законов. В частности, названными органами 1 июля 1996 г. было принято постановление «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского ко­декса Российской Федерации», в котором были даны разъяснения положений ГК РФ, вызвавших определенные затруднения в процессе их толкования судебными органами.

В-третьих, в систему нормативно-правовых актов не включают­ся акты, содержащие оригинальные нормы права, но принятые

некомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать в нормативно-правовом регулировании общественных отношений определяется его компетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение в сферу деятельности дру­гого органа.

Принятие норм права за пределами компетенции правотворчес­кого органа может осуществляться двумя способами: 1) принятием нормативно-правового акта по вопросам, отнесенным к ведению другого органа; 2) принятием норм права, противоречащих Консти­туции РФ, федеральным законам и иным актам вышестоящих ор­ганов. Такие действия признаются незаконными и не могут поро­дить тех результатов, которые хотел получить орган, действуя за пре­делами своей компетенции. Соответственно, и принятые такими способами нормы права являются таковыми лишь по форме своего выражения. В действительности они являются разновидностью пра­вонарушений, а содержащий их акт подлежит незамедлительной отмене в установленном Конституцией РФ или федеральными за­конами порядке.

В системе нормативно-правовых актов имеются и такие акты; которые не содержат новых оригинальных норм, а представляют со­бой перечень нормативно-правовых актов, утративших силу. По при­нятии нового нормативно-правового акта правотворческий орган принимает специальное решение о том, какие ранее принятые нор­мативно-правовые акты утрачивают силу и прекращают свое дей­ствие. Решения оформляются в виде нормативно-правового акта, где отсутствуют какие-либо новые нормы права, а называются лишь рек­визиты актов, утративших силу. Так, Президент РФ указом от 1 де­кабря 1995 г. № 1207 утвердил Перечень утративших силу полностью или частично актов Президента РФ. Тем самым акт вносит коррек­тивы в действующую систему права, выражает волю правотворчес­кого органа на ее изменение и в теории права признается вспомога­тельно-нормативным актом.

Таким образом, нормативно-правовой акт представляет собой пись­менный документ, с помощью которого правотворческий орган в преде­лах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов.

Как официальный документ, исходящий от органа государствен­ной власти, нормативно-правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты. В их число входят: 1) вид акта, 2) наименование принявшего его органа, 3) заголовок, 4) дата принятия акта; 5) но­мер акта; 6) сведения о должностном лице, подписавшем акт. Каж­дый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все рекви­зиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка. Некото­рые акты, например распоряжения Правительства РФ, принимаются без заголовка.

Официальные реквизиты нормативно-правового акта выполня­ют несколько функций.Во-первых, они индивидуализируют норма­тивный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-пра­вовых актов, словом, играют ту же роль, что и фамилия, имя и отче­ство человека. Во-вторых, официальные реквизиты содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. В-третьих, официальные реквизиты удостоверяют подлинность нормативно-правового акта, содержат все необходимые сведения о том, что пра­вотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом. Отсутствие каких-либо официальных реквизитов у норма­тивно-правового акта порождает справедливые сомнения в его под­линности.

Каждый нормативно-правовой акт, как правило, имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоя­тельные части. В числе основных структурных единиц нормативно-правового акта выделяют: 1) преамбулу, 2) пункты и статьи, 3) гла­вы, 4) разделы, 5) части, 6) примечания, 7) приложения.

Преамбулапредставляет собой вступительную часть нормативно-правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некото­рые другие положения. По общему правилу преамбула не может со­держать норм права. Нормативно-правовые либо индивидуальные предписания формулируются в статье либо пункте.Статья может под­разделяться на части, а пункты — на абзацы и подпункты. В больших по объему нормативно-правовых актах статьи и пункты объединя­ются в главы,а они в свою очередь — в разделы.Возможна и иная ситуация: статьи, пункты объединяются в разделы, а разделы — в гла­вы. Так, Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, девяти глав и двух разделов.

В нормативно-правовых актах могут содержаться примечания и приложения. Примечанияиспользуются для разъяснения текста со­ответствующей статьи либо для изложения положений, не связан­ных с темой нормативно-правового акта (см., например, примеча­ния к ст. 158, 171, 177 УК РФ). В приложенияхобычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация, связанная с темой нормативно-правового акта. Иногда приложения значительно пре­вышают объем нормативной части акта. Так, Положение о диссерта­ционном совете, утвержденное решением Президиума ВАК России от 14 ноября 1994г., содержит двадцать приложений. В отдельных случаях в приложениях могут содержаться и нормы права.

2. Понятие и виды законов в Российской Федерации

Вершину системы нормативно-правовых актов Российской Фе­дерации венчает Конституция РФ и принятые на ее основе федераль­ные законы и законы субъектов РФ.Названные акты обладают выс­шей юридической силой, что означает их прямое и независимое от других нормативно-правовых актов действие. Акты, противоречащие законам, не могут применяться при регулировании общественных отношений.

Особое положение законов в системе нормативно-правовых ак­тов обусловливается следующими обстоятельствами.

1) Они представляют собой акты представительных органов госу­
дарства, которые избираются непосредственно населением в ходе пря­
мых, всеобщих и равных выборов при тайном голосовании. Подоб­
ным образом избирается и Государственная Дума, и представитель­
ные (законодательные) органы субъектов РФ. Таким образом, законы
предстают как нормативно-правовые акты, в которых наиболее пол­
но и последовательно может быть выражена воля всех граждан РФ или
населения отдельного субъекта РФ и реально осуществляются полно­
мочия народа как единственного источника государственной власти в
стране. Законы могут приниматься и непосредственно народом в ходе
референдума.

2) Законы издаются по наиболее важным вопросам государствен­
ной и общественной жизни и устанавливают основы правового регу­
лирования во всех отраслях права без какого-либо исключения. Все
действующие отрасли и институты права неизменно содержат ту или
иную часть законодательных норм в качестве своей исходной осно­
вы, которая органически конкретизируется и развивается в совокуп­
ности, системе подзаконных нормативно-правовых актов.

3) Законы всегда содержат нормы права, являются нормативны­
ми. Исключение составляют лишь отдельные предписания, содер­
жащие предложения органам исполнительной власти привести свои
акты в соответствие с вновь принятым законом или принять необхо­
димые акты в его развитие.

4) Законы могут быть изменены или отменены только органом, их принявшим, либо Конституционным Судом РФ, конституцион­ными судами республик в случае несоответствия законов Конститу­ции. Ни Президент РФ, ни Правительство РФ, иные органы испол­нительной власти не могут приостанавливать либо вовсе подменять законы своими нормативно-правовыми актами.

Таким образом, закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается Государственной Думой, представитель­ными органами субъектов Российской Федерации либо непосред­ственно народом по важнейшим вопросам государственной и обще­ственной жизни и обладает высшей юридической силой.

По значимости содержащихся норм законы подразделяются на два вида: конституционные и обыкновенные.

На уровне Федерации к конституционным законамотносятся сле­дующие:

Конституция РФ,принятая в ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Как основной закон государства Конституция РФ ус­танавливает исходные нормы по вопросам организации и деятель­ности государства, закрепляет права и свободы граждан Российской Федерации, порядок национально-территориального устройства, деятельности органов местного самоуправления.

Федеральные конституционные законы.К их числу относятся преж­де всего законы, необходимость принятия которых прямо предусмат­ривается действующей Конституцией РФ в качестве федеральных конституционных законов. Это, в частности, законы о Правитель­стве РФ, о Конституционном Суде РФ, законы, определяющие по­рядок изменения статуса субъекта РФ, принятие в Российскую Фе­дерацию нового субъекта и др. При этом нужно иметь в виду, что не всякий закон, о котором упоминается в Конституции РФ, является конституционным. Так, в форме обыкновенного федерального за­кона предусматривается принятие закона о Прокуратуре РФ, поряд­ке формирования Совета Федерации и порядке выборов депутатов Государственной Думы.

Поправки к главам 3—8 Конституции РФ,возможность которых предусматривается Конституцией, но которые пока что не принима­лись.

Все остальные федеральные законы считаются обыкновеннымии не могут противоречить Конституции РФ и конституционным фе­деральным законам. Обыкновенные законы в свою очередь подраз­деляются на кодификационные и текущие. К кодификационным

 

относятся все кодексы,принятые Государственной Думой или Вер­ховным Советом РФ. Это, в частности, гражданский, уголовный, уго­ловно-процессуальный, гражданский процессуальный кодексы. В ближайшее время Государственная Дума дополнит систему действу­ющих кодексов новым налоговым кодексом. К кодификационным могут относиться не только кодексы, но и иные законы, устанавли­вающие основы правового регулирования в какой-либо отрасли пра­ва. Это, например, Законы РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании».

Текущиезаконы регулируют какой-либо отдельный институт или вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон «О федеральной фель­дъегерской связи», принятый Государственной Думой 16 ноября 1994 г., регулирует довольно специфический вид общественных от­ношений в сфере административного права.

Законы субъектов РФявляются актами высшей юридической силы по отношению к нормативно-правовым актам, принимаемым орга­нами исполнительной власти субъектов РФ. Законы республик име­ют ту же классификацию, что и федеральные законы. Среди них мож­но выделить Конституцию Республики, конституционные и обык­новенные законы. Законы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа подразделяют­ся на два вида: уставы, которыми закрепляется правовой статус орга­нов субъекта РФ, порядок управления экономикой, защиты прав и свобод граждан и др., и текущие законы.

Действующие законы, в том числе и конституции республик и уставы субъектов РФ, не могут противоречить Конституции РФ. В случае такого противоречия применению подлежит Конституция РФ. Дела о соответствии действующих законов Конституции РФ разре­шаются Конституционным Судом РФ. Акты или их отдельные по­ложения, признанные неконституционными, утрачивают силу сразу же по принятии соответствующего решения. Будучи актом высшей юридической силы, закон должен возводить в качестве общеобяза­тельных требований подлинное право и служить образцом норма­тивно-правового регулирования общественных отношений для ор­ганов исполнительной власти и органов местного самоуправления.

3. Подзаконные федеральные нормативно-правовые акты

Подзаконный нормативно-правовой акт понимается как акт, приня­тый на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его нормативных положений.Подзаконные фе­деральные нормативно-правовые акты принимает Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти.

Множественность органов, наделенных правом принимать под­законные акты, приводит к тому, что система таких актов является необычайно сложной, многообразной и разноуровневой. Ориенти­рованная на реализацию Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ система содержит немало принципиально важ­ных нормативных предписаний, завершающих процесс норматив­но-правового регулирования и обеспечивающих эффективное дей­ствие конституционных и законодательных норм.

Система подзаконных нормативно-правовых актов подразделя­ется на четыре больших массива: федеральные акты, акты субъек­тов РФ, акты органов местного самоуправления и локальные акты организаций, учреждений, предприятий.

В системе федеральных подзаконных нормативно-правовых ак­тов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряже­ния Президента РФ,что прямо и непосредственно вытекает из его конституционного статуса главы государства. Возложенная на Пре­зидента РФ обязанность определять основные направления внут­ренней и внешней политики государства объективно обусловлива­ет его активное участие в нормативно-правовом регулировании об­щественных отношений, установлении и закреплении правовых предписаний по важнейшим вопросам жизни и деятельности об­щества и государства.

В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы и распоряже­ния Президента являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент РФ весьма актив­но принимает нормативные указы по достаточно широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют его указы, принимаемые по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, оборо­носпособности страны. Так, Президент РФ своим указом гаранти­ровал право граждан на бесплатное полное среднее общее образо­вание. Конституция РФ 1993 г., закрепив право на бесплатное ос­новное общее образование, т.е. девять классов, отменила прежнее конституционное право россиян на бесплатное полное среднее об­щее образование. Чтобы сохранить это демократическое право, Пре­зидент РФ 8 июля 1994 г. издал указ «О гарантиях прав граждан на получение образования».

 

Названный указ Президента РФ гарантировал более широкие права граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конститу­ции РФ и, соответственно, не противоречил ей. Ибо согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные акты Президента РФ не могут про­тиворечить Конституции РФ и федеральным законам. Однако не во всех указах это требование выполняется неукоснительно. Президен­том РФ принимались указы по вопросам налогового законодатель­ства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступ­ностью, отнесенным к ведению федерального законодательного орга­на. Наличие указов Президента, однако, не ограничивает права Государственной Думы принять по этому вопросу федеральный за­кон и установить иные нормы.

Конституционный Суд РФ может признать нормативные акты Президента РФ неконституционными. В этом случае они утрачива­ют силу полностью или частично сразу же после принятия соответ­ствующего решения.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает нор­мативно-правовые постановления и распоряжения,которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Правительство РФ, будучи органом, осуществляю­щим и возглавляющим исполнительную власть, играет важную роль в создании системы эффективно действующих норм права. Практи­чески каждый третий федеральный закон содержит поручения Пра­вительству подготовить и принять нормативные постановления. Со­ответственно и степень действенности значительной части законо­дательных норм ставится в прямую зависимость от оперативности и полноты нормативно-правового регулирования, осуществляемого Правительством.

Большая нормотворческая работа осуществляется Правительст­вом РФ по собственной инициативе. Всего же оно ежегодно прини­мает около 1000 нормативно-правовых актов по вопросам финансо­вой и кредитной политики, образования, науки, управления федераль­ной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан.

Новой формой реализации федеральных законов являются феде­ральные целевые программы,которые принимаются Правительством России начиная с 1992 г. Будучи комплексным актом, содержащим нормативно-правовые и оперативно-хозяйственные предписания, программы закрепляют финансовые, материально-технические, организационные и иные меры, с помощью которых предполагается успешное решение соответствующей экономической, социальной или иной жизненно важной проблемы государства и общества.Дак, федеральная целевая научно-техническая программа на 1996—2000 годы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданского назначения», утвержденная постанов­лением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1414, определяет перечень приоритетных направлений развития науки и техники, по­рядок и размеры их финансирования, порядок участия научных кол­лективов в реализации этой программы и др. В конечном итоге Про­грамма дает системное решение вопросам развития науки в условиях кризисного состояния экономики России.

Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.

В системе подзаконных нормативно-правовых актов весьма ве­лик удельный вес ведомственных нормативных актов,принимаемых федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти (ведомствами). Акты этих органов издаются на основе федеральных законов, указов Президента РФ и актов Пра­вительства РФ.

По сфере действия ведомственные акты подразделяются на два вида: 1) акты, которые подлежат исполнению только органами, уч­реждениями и организациями соответствующей отрасли экономи­ки, культуры, управления; 2) общеобязательные акты,которые носят межведомственный характер и распространяют свое действие на граждан, иные организации и учреждения. Правом издания после­дних актов обладают министерства финансов, юстиции, образова­ния, внутренних дел, Госналогслужба России, другие ведомства, в компетенцию которых входит осуществление функций межотрасле­вого управления.

Примером общеобязательного акта может служить приказ Ми­нобразования России и Минздрава России от 18 апреля 1994 г. № 268/ 146 «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений», который является обязательным для исполнения гражданами, образовательными и медицинскими учреждениями независимо от их организационно-правовых форм.

Чтобы исключить практику принятия и действия общеобязатель­ных нормативно-правовых актов, нарушающих права и свободы граждан, иных лиц, все такие акты подлежат государственной регист­рации в Министерстве юстиции РФ.

Действующая Конституция РФ не регламентирует правотворчес­кую деятельность министерств и ведомств и не определяет форм, в которых могут приниматься их нормативно-правовые акты. Поэто­му на практике наблюдается необычайная пестрота в видах ведом­ственных нормативно-правовых актов. Чаще всего такие акты при­нимаются в форме приказов, инструкций, указаний, писем, поста­новлений и даже телеграмм.

В правотворческой практике федеральных министерств и ве­домств в последнее время широко применяется новый вид правовых источников — соглашения, заключаемые с органами исполнитель­ной власти субъектов РФ. С помощью таких соглашений закрепля­ется перераспределение полномочий между органами исполнитель­ной власти субъектов Федерации и федеральными органами, предус­мотренное ч. 2 и 3 ст. 79 Конституции РФ, что способствует снятию противоречий и коллизий между ними.

Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть отменены Правительством РФ.

4. Подзаконные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации

Правотворческая деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется на основе федеральных законов, нор­мативно-правовых актов федеральных органов исполнительной вла­сти, а также законов, принимаемых законодательным (представи­тельным) органом соответствующего субъекта РФ. В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование общественных отношений по весьма широкому кругу вопросов, свя­занных с реализацией полномочий в сфере планирования, бюджета, финансов, использования земли и других природных ресурсов, стро­ительства, транспорта и связи, коммунального, торгового и социаль­ного культурного обслуживания, социальной защиты населения, ох­раны прав и свобод граждан.

Порядок правотворческой деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ определяется Конституциями республик, уста­вами и положениями краев, областей, городов федерального значе­ния, автономной области и автономных округов. Президенты рес­публик принимают указы и распоряжения. Глава исполнительной власти субъекта РФ правомочен принимать нормативно-правовые акты в форме постановлений и распоряжений. Руководители министерств, управлений, иных органов исполнительной власти субъек­та РФ могут принимать приказы, издавать инструкции, рекоменда­ции, положения.

В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, междуна­родным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина Президент РФ имеет право приостанавливать дей­ствия таких актов до решения вопросов соответствующим судом.

Этим правом Президент РФ пользовался несколько раз. В частно­сти, 18 января 1996 г. Президент РФ приостанавливал действие указа Президента Республики Башкортостан «О мерах по совершенство­ванию валютного контроля за импортом товаров, работ и услуг пред­приятиями, учреждениями и организациями Республики Башкор­тостан в порядке предоплаты». До судебного рассмотрения дело, однако, не дошло в связи с тем, что указ был отменен Президентом Республики Башкортостан.

Система нормативно-правовых актов органов местного самоуп­равления состоит из нормативных решений, принимаемых на рефе­рендумах, собраниях и сходах граждан, а также органами местного самоуправления. Порядок осуществления нормотворческой деятель­ности при решении вопросов местного самоуправления определяет­ся уставами муниципальных образований, которые принимаются либо непосредственно населением, либо представительным органом местного самоуправления. Этим же актом определяются и формы, в которых принимаются нормативные решения.

Органы местного самоуправления правомочны принимать нор­мативно-правовые решения в пределах их компетенции, в том чис­ле устанавливать порядок управления и распоряжения муниципаль­ной собственностью, устанавливать местные налоги и сборы, ут­верждать местный бюджет, принимать программы развития муниципального образования. Нормативные решения, принятые в ходе референдума, представительными органами местного самоуп­равления и должностными лицами подлежат обязательному испол­нению всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, не­зависимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Названные решения в слу­чае их несоответствия Конституции, законам, иным нормативно-правовым актам государственных органов могут быть отменены только в судебном порядке.

 

5. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации

Множественность государственных органов, компетентных при­нимать нормативно-правовые акты, приводит к тому, что правовое регулирование в Российской Федерации осуществляется с помощью достаточно большого количества таких актов. Скорее всего их счет идет на десятки тысяч. Однако было бы неправильно рассматривать массив нормативно-правовых актов как механический конгломерат, где каждый акт действует сам по себе, вне какой-либо связи с други­ми. Наоборот, все компоненты этого массива находятся между со­бой в постоянной и устойчивой связи. Каждый нормативно-право­вой акт действует постольку, поскольку имеется еще ряд дополняю­щих и развивающих его актов.

Все правотворческие органы стоят перед сложной и не всегда удач­но решаемой ими проблемой: нужно принять такие нормативно-пра­вовые установления, которые бы вносили новый элемент в правовое регулирование и одновременно были бы согласованы с Конституци­ей РФ и нормами, принятыми вышестоящими органами. В идеале система действующих нормативно-правовых актов не должна содер­жать логических противоречий, коллизий.Новый акт должен органич­но встраиваться в систему действующих актов и усиливать, а не ней­трализовать либо вовсе разрушать ее регулятивные воздействия на общественные отношения.

Согласованность нормативно-правовых актов обеспечивается двумя способами.

1) Установлением каждому государственному органу четких пре­
делов его правотворческой деятельности. Конституция РФ, федераль­
ные законы и иные нормативно-правовые акты определяют, какие
акты может принимать тот или иной орган государства, по какому
кругу вопросов и в какой форме.

2) Последовательным проведением иерархической связи между
нормативно-правовыми актами.
Эта связь выражается в том, что каж­
дый нормативно-правовой акт не может противоречить норматив­
но-правовым актам вышестоящего правотворческого органа.

Компетенция правотворческого органа непосредственным обра­зом определяет юридическую силу принимаемых им актов. От того, какое место занимает орган в иерархии государственных органов, какие вопросы государственной и общественной жизни он управо-мочен решать, зависит и положение его нормативно-правовых актов

в системе нормативно-правовых актов. Например, приказы мини­стра не могут содержать норм, противоречащих нормативным уста­новлениям Правительства, поскольку само министерство является подотчетным ему органом.

Ранжированные по юридической силе нормативно-правовые ак­ты РФ образуют структурный ряд, в котором каждый из его элемен­тов занимает строго определенное место. В связи с федеративным устройством Российской Федерации система нормативно-правовых актов РФ состоит из двух структурных рядов: 1) нормативно-право­вых актов, принимаемых по вопросам исключительного ведения Федерации и ее совместного с субъектами РФ ведения; 2) норматив­но-правовых актов, принимаемых субъектами РФ по вопросам их исключительного ведения.

Первый структурный рядобразуют семь элементов: 1) федеральные законы, 2) указы Президента РФ, 3) постановления Правительства РФ, 4) законы субъекта РФ, 5) нормативно-правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, 6) органов исполнительной власти субъекта РФ, 7) нормативные акты органов местного самоуправления, организаций, учреждений и пред­приятий.

Второй структурный рядобразуют три элемента: 1) законы субъек­та РФ, 2) нормативные акты исполнительных органов субъекта РФ, 3) нормативные акты органов местного самоуправления, организа­ций и предприятий.

Завершает и объединяет оба структурных ряда Конституция РФ, которая устанавливает не только предметы ведения Федерации и субъектов РФ, но и способы разрешения противоречий между нор­мативно-правовыми актами, а также другие вопросы нормотворчес-кой деятельности в Российской Федерации. В аналогичной роли выступают Конституции республик и уставы субъектов РФ по отно­шению к законам и нормативным актам субъектов РФ. Таким обра­зом, внешне обособленные структурные ряды нормативно-правовых актов имеют единую правовую основу — общие принципы и нормы, содержащиеся в Конституции РФ, Конституциях республик и уста­вах субъектов РФ. Единство правовой основы структурных рядов и позволяет рассматривать их как одно целое — систему нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Система нормативно-правовых актов РФ, таким образом, представ­ляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативно-правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими

 

органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ, Конституци­ями республик и уставами субъектов РФ.

Каждый структурный ряд системы нормативно-правовых актов характеризуется иерархической связью его элементов, которая выс­тупает как необходимая, закономерная связь этой системы. Иерар­хическая связь выражается в том, что нормативные акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нор­мативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.

Нормативный акт, нарушающий иерархическую связь и содержа­щий нормы, противоречащие вышестоящим актам, не подлежит при­менению в конкретных отношениях, поскольку не обладает свойства­ми, необходимыми для акта, содержащего подлинные нормы права. Вследствие такого основополагающего значения в построении сис­темы нормативно-правовых актов иерархическая связь последова­тельно закрепляется нормами Конституции РФ, хотя термин «иерар­хическая связь» в ней не употребляется.

Федеральный закон как акт наибольшей юридической силы, при­нятый по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, имеет приоритет над остальными актами. Ему не могут противоре­чить ни указы Президента РФ, ни постановления и распоряжения Правительства РФ, ни законы субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным зако­ном и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Указы Президента и постановления Правитель­ства РФ, принятые по вопросам, отнесенным к ведению Федерации, также имеют приоритет над нормативно-правовыми актами субъек­тов РФ, что прямо закреплено ст. 90 и 115 Конституции РФ.

Иным образом построен структурный ряд нормативно-правовых актов, принимаемых по вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъектов РФ. Приоритет здесь отдается не федеральным за­конам, а законам субъектов РФ. Именно они и только они могут уста­навливать исходные, основополагающие нормы права, подлежащие конкретизации в нормативно-правовых актах органов исполнитель­ной власти субъектов РФ. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции РФ в слу­чае противоречия между федеральным законом и нормативным ак­том субъекта РФ, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ.

Конституция, таким образом, закрепляет органичную связь нор­мативно-правовых актов разных уровней и содержит четкие предпи-

сания о том, каким актам следует отдавать приоритеты в тех или иных ситуациях. Последовательное проведение этих конституционных положений позволяет создать гармоничную и логически непротиво­речивую систему нормативно-правовых актов РФ. Однако важно не только определить критерии оптимального состояния правового яв­ления, но и разработать способы, средства, позволяющие провести эти критерии в реальной жизни. Конституция РФ содержит необхо­димые решения и по этому аспекту формирования системы норма­тивно-правовых актов.

megaobuchalka.ru

НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ РЕАБИЛИТАЦИИ

Указ Президиума ВС РФ от 16.01.1989 «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов»


Указ Президента СССР от 13.08.1990 № 556 «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов»


Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»


Указ Президента РФ от 23.04.1996 № 602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий»


Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»


Указ Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества»

Постановление Верховного Совета РФ от 16.07.1992 № 3321-1 «О реабилитации казачества»


Постановление Верховного Совета РФ от 01.04.1993 № 4721-1 «О реабилитации советских корейцев»

Постановление Верховного Совета РФ от 29.06.1993 «О реабилитации российских финнов»


Указ Президента РФ от 24.01.1995 № 63 «О восстановлении законных прав российских граждан – бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной Войны и в послевоенный период»


Указ Президента РФ от 14.03.1996 № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий»


Указ Президента РФ от 08.06.1996 № 858 «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.»


Указ Президента РФ от 18.06.1996 № 931 «О крестьянских восстаниях 1918-1922 гг.»


Постановление Правительства РФ от 16.03.1992 № 160 «О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»


Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации»


Постановление Президиума ВС РФ от 30.03.1992 № 2610-1 «Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий»


Указ Президента РФ от 02.12.1992 № 1509 «Об образовании Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий» (с Положением о Комиссии)


Указание Минсоцзащиты РФ от 06.07.1992 № 1-47-У «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий»


Приказ Минюста РФ № 366, ФСБ РФ № 591, МВД РФ № 818, Минкультуры РФ № 739 от 30.11.2010 «Об утверждении форм справок о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» 


Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, МВД России, ФСБ России от 25.07.2006 № 375/584/352 «Об утверждении Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим  репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел «


Приказ МВД России от 12.09.2011 N 1001 «Об утверждении Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок»


Приказ МВД России от 23.11.2011 № 1165 «Об утверждении Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий» 


Приказ ФСБ России от 28.08.2013 № 459 «Об утверждении административного регламента ФСБ России по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов»


Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (Статья 20)


Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 № 12 «О подсудности некоторых дел об установлении фактов применения репрессий»


Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об актах гражданского состояния» (Статья 64)


Постановление Правительства РФ от 01.06.1994 № 616 «О погребении реабилитированных лиц в случае их смерти за счет государства»


Указ Президента РФ от 16.09.1995 № 948 «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов»

Постановление Правительства РФ от 15.11.2004 № 635 «Об утверждении правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество»

Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190)

Письмо Минфина РФ от 31.07.1995 № 12-07-34 «О порядке предоставления беспроцентных ссуд реабилитированным жертвам политических репрессий»

Приказ Минфина РФ от 31.12.2004 № 133н «О введении отчетности о расходовании бюджетных ассигнований для выплаты реабилитированным лицам денежных компенсаций, предусмотренных статьями 15 и 16.1 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»»

Указание Минсоцзащиты РФ от 24.03.1993 № 1-27-У «О практике применения законодательства при выплате денежных компенсаций и предоставлении пенсионных льгот лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и в последствии реабилитированным»

Указание Минсоцзащиты РФ от 25.06.1993 № 1-34-У «О порядке предоставления пенсионных льгот гражданам, постоянно проживающим на территории РФ, но репрессированным за ее пределами и реабилитированным на основании законодательных актов государств, ранее входивших в состав СССР»

Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 № 56-О «По жалобе гражданина Ляпунова Олега Иннокентьевича на нарушение его конституционных прав…»

Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 527-О «Об отказе в принятии к расмотрению жалобы гражданина Харитонова Вадима Петровича на нарушение его конституционных прав…»

eao.memo27reg.org

Правовые акты и нормативные документы по вопросам обеспечения безопасности


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции РФ, законах и иных нормативно-правовых актах органов государственной власти. Так, в ч. 5 ст. 13 и ч. 3 ст. 55 Конституции говорится о «безопасности государства», в ч. 1. ст. 82 – о «безопасности и целостности государства», а п. «д» ч. 1 ст. 114 – о «государственной безопасности». Безопасность граждан определена в ч.1 ст. 56 Конституции (при условии введения чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан, могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод). В ч. 3 ст. 56 Конституции указывается на невозможность ограничения прав и свобод, предусмотренных ст.ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 Конституции РФ. Но при этом Конституцией предусмотрен ряд допускаемых ограничений прав и свобод граждан. Например, на основании федерального закона (в соответствии с законом сотрудник милиции вправе входить в жилые помещения для осмотра и преследования лиц, совершивших преступление) либо судебного решения (прекращение права собственности по судебному решению возможно по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в частности, обращение взыскания на имущество по гражданско-правовым обязательствам). Гражданам в Российской Федерации Конституцией предоставлено право защищать свои права и свободы всеми законными способами, а также в соответствии с международными договорами обращаться за защитой в межгосударственные органы, если все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны.

Внешнеполитический курс государственной безопасности в соответствии со ст. 71 Конституцией РФ определяется следующим образом. Внешняя политика России и ее участие в международных отношениях – дело всей Федерации. К ее ведению относятся заключение и обеспечение исполнения международных договоров Российской Федерации. Международные связи поддерживают и субъекты Федерации, но Федерации в этой связи осуществляет координацию этих отношений, таким образом деятельность субъектов Федерации на международном уровне не будет расходиться с общефедеральными интересами. Вопросы войны и мира отнесены к компетенции Совета Федерации Федерального Собрания. Внешнеэкономические отношения находятся в ведении Российской Федерации, так же на Федерацию возложена координация внешнеэкономических связей субъектов РФ. Вопросы обороны и безопасности, оборонное производство, порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования находятся в исключительном ведении Российской Федерации. На этом конституционном основании в РФ существуют единые общефедеральные Вооруженные Силы (субъекты Федерации своих вооруженных сил иметь не должны). Это говорит о централизации как законодательного регулирования отношений в области обороны, так и управления Вооруженными Силами. На основании Конституции Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами является Президент РФ. Он возглавляет Совет Безопасности, утверждает Военную доктрину Российской Федерации, назначает высшее командование Вооруженных Сил. Министерство Обороны подчинено Правительству РФ. Именно Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны. Под безопасностью, о которой говорится в ст. 71 Конституции, следует понимать государственную безопасность тесно связанную с оборонной, экологической и иными видами безопасности. Государственную безопасность России обеспечивают федеральные органы: Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба контрразведки и другие органы.

Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества государства закреплены в законе РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности». Данный Закон раскрывает систему и функции безопасности, определяет порядок организации, финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за правомерностью их деятельности. Наряду с оборонной, политической, экономической экологической, информационной и другими видами безопасности Закон называет «государственную безопасность». При этом ст. 2 Закона отводит государству главенствующая роль в обеспечении безопасности. Государство, руководствуясь определенными целями и задачами, определяет виды безопасности, способы, средства, силы обеспечения безопасности всех субъектов. В целях обеспечения безопасности проводится единая государственная политика путем разработки системы экономических, политических мер и правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определения направлений деятельности органов государственной власти и управления, формирования органов обеспечения безопасности и их функционирования, надзор и контроль за их деятельностью (ст. 4 Закона).

Принципы построения и разграничения полномочий органов государственной власти, которые закреплены в Законе «О безопасности», легли в основу разработки федеральных законов в сфере безопасности. Органы государственной власти осуществляют свои полномочия в сфере безопасности путем применения системы мер защиты, в том числе и юридических. Например, введение карантина сопровождается установлением особого порядка въезда на территорию и выезда с нее, усиленной охраной общественного порядка и жизненно важных объектов, юридического регулирования возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений.

Утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «Концепция национальной безопасности», определила систему обеспечения безопасности в Российской Федерации, которую представляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции дано определение «национальная безопасность Российской Федерации» как «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации».

В этом документе указано:

— Президент РФ в ежегодных посланиях Федеральному Собранию «определяет направления текущей внутренней и внешней политики».

— Федеральное Собрание РФ – на основе Конституции РФ по представлению Президента РФ и Правительства РФ формирует законодательную базу в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

— Правительство РФ, в пределах своих полномочий и с учетом ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов РФ; формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в сфере обеспечения национальной безопасности РФ.

— Совет Безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности РФ; оперативно готовит для Президента РФ проекты решений по их предотвращению; разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности РФ; координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности (рис.9).

— Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ; подзаконных нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ в сфере национальной безопасности; разрабатывают нормативно-правовые акты в этой области и представляют их Президенту РФ и Правительству РФ.

— Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ; решений Президента РФ и Правительства РФ; федеральных программ, планов по обеспечению безопасности; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, юридических лиц, общественных объединений в участии решения проблем национальной безопасности в соответствии с законодательством РФ.

Существуют также концепции национальной безопасности на региональном уровне. Например, Концепция безопасности Москвы, которая определяет систему безопасности Москвы как совокупность структур в сфере государственной власти Российской Федерации и Москвы; органов местного самоуправления, организаций и граждан города, специально создаваемых органов управления, сил и средств, деятельность которых направлена на непосредственное участие в реализации целей и задач безопасности города Москвы. Так же в ней перечисляются конкретные виды угроз: техногенные, природные, экологические, экономические, террористические, криминальные, политические, социальные и другие; предусмотрено установление политической, социальной, экономической, правовой стабильности, исполнение законов и поддержание правопорядка, обеспечение нормальными условиями жизнедеятельности жителей города[1]. Региональные концепции имеют более конкретную структуру и содержание, так как они подробнее раскрывают положения Концепции национальной безопасности.

studopedya.ru

Налоговое право — Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения исполнительных органов власти

Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения исполнительных органов власти

Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ).

Нормативные правовые акты о налогообложении включают:

1) Указы Президента РФ;

2) Постановления Правительства РФ;

3) подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами субъектов РФ;

4) подзаконные нормативные правовые акты, принятые органами муниципальных образований;

5) акты Министерства финансов РФ, осуществляющие правовое регулирование в налоговой сфере;

6) акты налоговых органов. Федеральные органы исполнительной власти,

уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п. 2 ст. 4 НК РФ).

В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по контролю и надзору понимаются:

1) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;

2) выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

3) регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Согласно положениям п. 15 Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральный органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу; одновременно функции Министерства РФ по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах переданы Министерству финансов РФ.


cribs.me