Нормативно правовые акты по вопросам по – 2.4. Подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами — Финансы и налоги. Бухгалтерия — Каталог статей
Нормативные правовые акты
Количество просмотров публикации Нормативные правовые акты — 3260
Нормативный правовой акт — это письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, органом местного самоуправления, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений.
Признаки нормативного правового акта:
1. Это письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата͵ номер, наименование и т.п.).
2. Правовой акт издается уполномоченными субъектами. Их правомочие на издание актов устанавливается конституцией, законами, иными актами. Каждому субъекту предоставлена определенная форма (формы) акта͵ в которую он воплощает свои предписания (к примеру, Президент Российской Федерации создает только указы и распоряжения).
3. Правовой акт издается субъектами в пределах их компетенции, которая установлена в соответствующих юридических нормах.
4. Правовой акт выражает волю определенной социальной общности. В нем закрепляется цель и задачи, на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы.
5. Правовой акт входит в единую систему законодательства, осуществляя правовое регулирование в соответствии с едиными целями и задачами правового регулирования.
Акт предназначен для регулирования общественных отношений. Это достигается разными способами и методами, путем запретов, обязываний и дозволений, с использованием различных юридических средств.
Нормативность является важнейшим признаком нормативных правовых актов.
Нормативность выражает всеобщность содержания и действия акта͵ который закрепляет порядок отношений, действующий как угодно долго во времени.
Юридическая сила нормативного правового акта выражается:
— в обязательном соответствии каждого акта принципам и нормам Конституции России;
— в строгом соответствии официальной классификации актов, установленной Конституцией России и законами;
— в признании соподчиненности между видами актов — Конституция, закон, указ и т.д.
— в установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое место и более низкое место в системе органов власти;
— в определении оснований и рамок принятия того или иного акта͵ его основного содержания. Формулы ʼʼна основании и во исполнение законаʼʼ, ʼʼв соответствии с указом, постановлениемʼʼ и т.п. выражают эту правовую связь;
— в признании правового акта͵ игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и теряющим юридическую силу.
Виды нормативных правовых актов
В системе нормативных правовых актов любого государства особое место занимает конституция. Особенность конституции состоит в том, что в ней закрепляется баланс социальных интересов, формулируются основополагающие положения, которые должны служить консолидации общества.
Конституция — это акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительных характером. Это ее свойство проявляется в том, что ее предписания выступают в качестве первоосновы, определяют содержание абсолютно всех иных нормативных правовых актов государства.
Особенности конституции предопределяется также тем, что она создается особым субъектом — народом, который в демократическом государстве является единственным источником власти и носителем суверенитета. Именно народ обладает правом принимать конституцию и посредством ее учреждать те основы общественного и государственного устройства, которые он выбирает.
В Конституции закрепляются форма государственного устройства, система органов государственной власти, основы взаимоотношений между гражданами и государством, между элементами политической системы.
Закон — это основной правовой акт, издаваемый законодательным (представительным) органом или принимаемый путем народного голосования для регулирования важнейших общественных отношений.
Признаки закона:
а) представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов;
б) принимается законодательными (представительными) органами или принимается путем референдума — всенародного голосования;
в) регулирует наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества;
г) закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актов;
д) закон принимается в результате законодательного процесса в особом процессуальном порядке;
е) закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования, действия.
Законы в Российской Федерации делятся на две группы: законы, принимаемые на федеральном уровне и законы субъектов Российской Федерации. На федеральном уровне следующие виды законов: федеральные конституционные законы, обычные (или текущие) федеральные законы, кодексы, основы, законы Российской Федерации, федеральные законы о ратификации международных договоров.
Федеральные конституционные законы принимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений, прямо указанных в Конституции России. Значительную группу федеральных конституционных законов составляют акты о статусе важнейших государственных институтов и органов. Это законы о Правительстве, об Уполномоченном по правам человека, о Конституционном Суде РФ, и некоторые другие. Другая разновидность конституционных законов регулирует государственно-правовые состояния. К примеру, закон об условиях и порядке введения чрезвычайного и военного положения на территории Российской Федерации.
Федеральные конституционные законы, исходя из статьи 76 Конституции России, имеют верховенство над федеральными законами.
Конституционные законы принимаются в особом порядке. Принятие конституционных законов требует квалифицированного большинства: не менее трех четвертей от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы.
Наиболее многочисленную группу законов составляют федеральные законы.
Разновидностью федеральных законов является кодекс. Кодекс — это систематизированный свод актов, правил и норм, который единообразно регулирует сферу общественных отношений. Он выступает как основной законодательный акт в какой-либо сфере, с ним находятся в своеобразном соотношении другие акты данной отрасли права, законодательства. Нормы кодекса являются приоритетными при регулировании общественных отношений нормами актов своей отрасли. К примеру, Гражданский кодекс РФ обладает высшей юридической силой в системе гражданско-правовых актов. Кодексы отличаются сложной структурой, состоят из частей, разделов, глав, статей и пунктов. Им присущ большой объём, масштабность регулирования.
Кодификации подлежат отрасли права, отнесенные к исключительному ведению Российской Федерации (гражданское, уголовное право и др.), реже кодексы издаются по предметам совместного ведения (административное, трудовое право).
Понятие основ законодательства, основ, базовых принципов предопределено федеративной природой Российского государства, наличием двух правовых систем, делением предметов ведения. По вопросам, составляющим предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов, создаются особые акты. Их цель — с одной стороны, обеспечить федеративное регулирование, с другой — допустить в установленных рамках правотворчество субъектов Федерации. Наименования актов такого рода содержат следующие обороты: ʼʼобщие принципыʼʼ, ʼʼосновыʼʼ. К примеру, Федеральный закон ʼʼОб основах государственной службы в Российской Федерацииʼʼ.
Федеральные законы о ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации принимаются исходя из статьи 106 Конституции Российской Федерации. Эти законы отличаются своим наименованием, процедурой принятия. Тексты международных договоров в форме законов публикуются в Бюллетене международных договоров. В соответствии с п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, ратифицированные международные договоры имеют приоритет над внутренним законодательством. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, документ, являющийся по форме федеральным законом, имеет верховенство над иными актами такого рода.
Подзаконные нормативные акты
Система подзаконных актов достаточно разнообразна и многочисленна. Наибольшей юридической силой в системе подзаконных нормативных правовых актов обладают указы Президента Российской Федерации. Οʜᴎ издаются по вопросам компетенции главы государства, которые установлены главой 4 Конституции Российской Федерации. Указы Президента РФ обязательны на территории всей страны. Указы Президента РФ не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, они бывают нормативными и ненормативными. Их различие состоит в степени определенности, персонифицированности. Нормативные указы адресованы неопределенному кругу лиц. Ненормативные акты (указы и распоряжения) бывают продемонстрированы на примере указов по кадровым вопросам. Οʜᴎ представляют из себяакты правоприменительные, так как созданы в соответствии с законным полномочием и адресованы конкретным людям.
Постановления Правительства Российской Федерации издаются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ. Οʜᴎ обязательны для исполнения на всей территории Российской федерации. Οʜᴎ бывают отменены Президентом РФ в том случае, в случае если они противоречат Конституции России, федеральным законам и указам Президента РФ (ст. 115 Конституции Российской Федерации).
Исполнение постановлений Правительства РФ обеспечивается в пределах предметов ведения и полномочий Российской Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов. В пределах этих полномочий органы исполнительной власти Федерации и субъектов образуют единую систему
Приказы, постановления, инструкции издаются всеми полномочными органами: министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.
Все федеральные органы исполнительной власти издают нормативные правовые акты, действующие в пределах внутриведомственных отношений для органов, должностных лиц и служащих данного органа. Οʜᴎ могут издавать акты, обязательные для граждан и организаций, не подчиненных данному ведомству.
Все акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права и законные интересы граждан, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ. Условием их действия является официальное опубликование.
Система законодательства субъектов Российской Федерации, характеризуется прежде всего наличием конституций и уставов, которые являются учредительными актами субъектов Федерации. Эти акты закрепляют формирование органов государственной власти субъекта͵ порядок проведения выборов, основные формы взаимодействия с местным самоуправлением. Конституции и уставы должны соответствовать федеральной Конституции и законам.
Закон субъекта Российской Федерации — нормативный правовой акт, принимаемый законодательным (представительным) органом субъекта Федерации в соответствии с Конституцией
России и федеральными законами, Конституцией или уставом субъекта РФ и регулирующий основные вопросы государственного, экономического и социального развития, находящиеся в ведении субъекта РФ. Законы субъектов РФ могут создаваться также по предметам совместного ведения. Такого рода акты должны соответствовать федеральным законам в данной сфере.
Наряду с законами субъектов Федерации, президенты республик, главы администраций краев, областей, автономных округов и автономной области, мэры городов федерального значения, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации издают указы, постановления, приказы, положения, инструкции иные нормативные правовые акты. Эти акты издаются в пределах и формах, установленных для соответствующих органов.
Акты органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции также создают нормативные правовые акты. Их примерами бывают решения, распоряжения, приказы муниципалитетов, советов и т.п. органов. Наибольшей юридической силой в данной системе обладают уставы муниципальных образований. Акты муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления устанавливают обязательные нормы права для населения соответствующих территорий. Этими актами устанавливается статус органов и должностных лиц, порядок их формирования, полномочия, порядок управления муниципальной собственностью, правила общественного порядка и иные нормы местного значения.
Понятие систематизации нормативных актов
Систематизация нормативных актов — это деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему.
Сущность систематизации нормативных актов состоит в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства.
Цель систематизации нормативных актов состоит в упорядочении действующего законодательства и придании ему стабильности, внутренне согласованной нормативной системы.
Субъектами систематизации выступают государственные органы, юридические службы организаций, а в определенных случаях — и частные лица.
Приведение нормативных актов в упорядоченную систему осуществляется тремя способами:
— путем издания сборника нормативных актов,
— путем переработки и дополнения действующих норм права, что означает создание новых нормативных актов,
— путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.
Систематизация необходима для обеспечения доступности законодательства, удобства пользования им, для ликвидации пробелов и разрешения юридических конфликтов.
Виды систематизации нормативных актов
По способу приведения в систему выделяют три вида систематизации нормативных актов: инкорпорацию, кодификацию и консолидацию.
Инкорпорация — это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники законов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.
Инкорпорация бывает различных видов:
1. Учитывая зависимость отпринципа объединения выделяют два вида инкорпорации: хронологическую (по годам) и систематическую (по предмету правового регулирования).
2. Учитывая зависимость отобъема различают генеральную (полную), когда включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа и частичную (неполную) инкорпорации, ᴛ.ᴇ. когда собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.
3. По источнику инкорпорация должна быть официальной, ᴛ.ᴇ. осуществляется государственными органами или по их поручению и неофициальной, ᴛ.ᴇ. проводится организациями и частными лицами по своему усмотрению.
Кодификация — это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм права, изменения их содержания и принятия новых законов.
По содержанию выделяют три кодифицированных акта: Основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства устанавливают важнейшие положения (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.
Кодексы содержат нормы права, направленные на регулирование качественно обособленных общественных отношений: гражданских, уголовных, семейных, трудовых и других.
Уставы регулируют определенную сферу государственной деятельности, к примеру, работу железнодорожного транспорта͵ внутреннего водного транспорта͵ воинскую службу и так далее.
Положения — это нормативные акты определенного действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений. Таково, к примеру, положение о службе в органах внутренних дел.
Правила — это нормативные акты, определяющие порядок организации какой-либо деятельности;
Кодифицированные акты составляют основу деятельности, законодательства и рассчитаны на долгое регулирование общественных отношений.
Консолидация законодательства — ϶ᴛᴏ преодоление множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов. Вместе с тем проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты.
referatwork.ru
понятие, виды. Соотношение нпа по юридической силе в российском законодательстве
СОРОКИН:
НПА – официальные формально-выраженные документы, содержащие общеобязательные правила поведения (нормы права), рассчитанные на многократное применение в отношении персонально — неопределенного круга лиц.
Признаки:
Содержат нормы права
Ориентированы на обширные категории населения
Действуют до тех пор, пока не отменены в установленном порядке.
Классификация НПА по юридической силе:
Конституция РФ- основной закон государства. Закрепляет основы конституционного строя страны, права и свободы граждан, обязанности, правовой статус высших органов государства. Конституция является актом прямого действия и реализуется непосредственно без необходимости издания дополнительных документов.
ФЗ о поправках к Конституции РФ – это продолжение конституционного текста.
ФКЗ – их принятие предусмотрено самой конституцией. Имеют ту же юридическую силу, что и конституция. (ФКЗ « О правительстве РФ» , ФКЗ «О судебной системе РФ», ФКЗ «О конституционном суде РФ»).
Постановления КС РФ – они обязательны для всех. В этих актах осуществляется проверка действий и решений гос. органов на соответствие конституции.
Акты международного права – Это составная часть НПА (Резолюция федеральной ассамблеи ООН, международные договоры и соглашения (Венская конвенция «О защите прав человека и основных свобод», Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Международного пакт о гражданских и политических правах).
Кодексы – это кодифицированные, крупноблочные нормативные акты, которые регулируют наиболее общие, принципиальные вопросы в пределах целой отрасли права. Одним из формальных показателей самостоятельности отрасли права, считается кодекс. Кодификации поддаются только стабильные нормативно-правовые акты, рассчитанные на длительное действие.
Основы законодательства РФ – это изобретение федеративного государства. Основы законодательства – это модельный эталон, образец, который предполагает фед. Законодатель для законотворчества в субъектах РФ. Частично основы включают императивные нормы от которых отступать нельзя, а также частично предлагающие региональным законодательным органам модельные положения не обязательной силы (Основы законодательства о нотариате, Основы законодательства об охране здоровья граждан, Основы законодательства о культуре).
Федеральные обычные законы – это акты высшей юр. силы принимаемые высшими представительными органами государства или народом на референдуме по наиболее важным вопросам общественной жизни (По правам и обязанностям граждан, по юр. статусу органов гос. власти, по вопросам обороны и безопасности охраны правопорядка).
Все вышеперечисленные акты образуют понятие законодательства.
Постановления высших судов – поскольку они восполняют пробелы в законодательстве и на основе обобщения судебной практики касаются вопросов законодательного уровня, эти постановления по своей юр. силе равны закону и дополняют сами законы.
Указы Президента – это акты издаваемые непосредственно президентом страны по кругу его законных прерогатив. Президент издает как нормативные так и не нормативные акты. Нормативные устанавливаю общеобязательные правила постоянного действия, а не нормативные предписывает конкретным лицам. Нормативный( Указ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти») Ненормативный (Указ о награждении гражданина А орденом).
Постановления Правительства – как коллегиального органа, который координирует работу исполнительных органов власти во исполнение законов страны (Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств»).
Ведомственные акты(инструкции) (министерства издают приказы) – призваны установить механизм конкретизации и детализации вышестоящих юридических актов.
Ниже ведомственных правовых актов по юридической силе располагаются правовые акты субъектов РФ, которые копируют и воспроизводят иерархию федеральных правовых актов.
Ниже актов субъектов РФ находятся локальные правовые акты.
НАСЫРОВ:
НПА – официальный правовой акт, содержащий в себе нормы права и принятый в определенном порядке, имеющий реквизиты.
Правовой акт – понятие родовое. Делится на нормативно-правовой акт и на индивидуальный правовой акт.
Плюсы: оперативность, строгая документальная форма, что облегчает систематизацию.
НПА издаются по особой процедуре и обладают определенной юридической силой.
Минусы: НПА – это наиболее этатисткий источник права, он содержит угрозу правотворческого волюнтаризма. Также НПА может быть «голым», то есть необеспеченным, а обычай, прецедент быть таким не могут.
По юридической силе: законы и подзаконные нормативные акты.
Закон – это НПА, принятый законодательным органом или всем народом в результате референдума, принятый по особой процедуре, регулирующий наиболее важные социально-значимые общественные отношения и обладающий высшей юридической силой.
Конституция РФ
ФЗ о поправках и внесении изменений в Конституцию РФ
ФКЗ
ФЗ (текущие, кодифицированные)
Законы субъектов РФ
Подзаконные НПА– НПА, который принят на основе и во исполнение законов и его положения должны соответствовать закону.
Нормативные Указы Президента
Керимов: в Конституции некорректно сформулирована ч. 3 ст. 90, так как закреплен лишь один признак подзаконного НПА (не противоречить закону) и отсутствует признак – на основе и во исполнение закона, что позволяет Президенту заниматься «указным» законотворчеством. Если какие-то отношения не урегулированы в законах, то Президент может издать указ по этому вопросу.
Постановления Правительства РФ
НПА федеральных министерств и ведомств (запрет издавать нпа в виде писем и телеграмм)
НПА органов исполнительной власти субъектов РФ
НПА органов местного самоуправления
Локальные НПА
Если вопрос о соотношении Законов субъектов и Указов Президента, то ответ – они не должны пересекаться, так как изданы по разным вопросам.
studfiles.net
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Мегаобучалка
(См. схемы 10 и 11 на стр. 578, 579)
1. Понятие и структура нормативно-правового акта
Понимание нормативно-правового акта как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует основное предназначение такого письменного документа — закреплять властные веления государства, его органов в форме нормы права, вносить соответствующие коррективы в систему действующего права. Вместе с тем изложенное понимание нормативно-правового акта нуждается в некоторых дополнительных комментариях. Не всякий правовой акт, содержащий нормы права, непременно является нормативным. И наоборот, в систему нормативно-правовых актов входят акты, которые не содержат непосредственно норм права.
Можно выделить три вида правовых актов, которые содержат нормы права, но не являются нормативными.
Во-первых, это акты органов исполнительной власти, которыми до сведения подчиненных им органов, учреждений и предприятий доводятся нормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указы Президента РФ, Правительства РФ и др. Издание подобных актов широко практиковалось в бывшем СССР в связи с тем, что значительная часть нормативных постановлений Совета Министров СССР не помещалась в источниках официального опубликования, а рассылалась государственным органам в нескольких экземплярах. Получив такой акт, министерство и ведомство должны были довести его до сведения всех исполнителей, входящих в систему данного министерства, ведомства. В этих целях министр, руководитель ведомства издавали приказ, который начинался следующим образом: «Принять к сведению и неукоснительному руководству Постановление Совета Министров СССР (далее приводились его реквизиты), которым устанавливается, что…». Затем дословно приводился текст самого постановления.
В настоящее время, когда все нормативно-правовые акты Президента РФ и Правительства РФ публикуются в источниках официального опубликования, объективная необходимость в издании подобных актов отпала. Однако значительная часть федеральных министерств и ведомств по-прежнему издают правовые акты с целью доведения до подчиненных им органов, учреждений, организаций акты Президента РФ и Правительства РФ. Все такие акты являются, безусловно, правовыми, содержат нормы права, но не обладают признаками нормативно-правового акта. Как справедливо полагает Ю.А. Тихомиров, это разновидность информационных актов, которые, хотя и оформляются как ведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. Содержащиеся в них нормы обладают силой, производной от издавшего их органа, т.е. силой закона, указа, постановления.
Нормативно-правовой акт — это не любая совокупность действующих норм права. Он призван выражать волю издавшего его органа в виде новых,оригинальных норм права.В нормативно-правовом акте, как минимум, должна содержаться одна оригинальная норма. Правовой акт, состоящий из норм, принятых другими правотворческими органами, не закрепляет решения правотворческого органа на создание новых норм права и не является источником права. В этом качестве может выступать только нормативно-правовой акт органа, принявшего эти нормы.
Во-вторых, в систему нормативно-правовых актов не входят правовые акты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснения содержания действующих нормативно-правовых актов. Они не содержат новых оригинальных норм и составляют особую систему актов нормативного толкования, которые имеют общеобязательное значение, но не могут применяться самостоятельно, без акта, положения которого они разъясняют. Примером актов нормативного толкования могут служить постановления Пленума Верховного Суда РФ, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, разъясняющие судам, как нужно понимать и применять ту или иную норму Конституции РФ и федеральных законов. В частности, названными органами 1 июля 1996 г. было принято постановление «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», в котором были даны разъяснения положений ГК РФ, вызвавших определенные затруднения в процессе их толкования судебными органами.
В-третьих, в систему нормативно-правовых актов не включаются акты, содержащие оригинальные нормы права, но принятые
некомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать в нормативно-правовом регулировании общественных отношений определяется его компетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение в сферу деятельности другого органа.
Принятие норм права за пределами компетенции правотворческого органа может осуществляться двумя способами: 1) принятием нормативно-правового акта по вопросам, отнесенным к ведению другого органа; 2) принятием норм права, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и иным актам вышестоящих органов. Такие действия признаются незаконными и не могут породить тех результатов, которые хотел получить орган, действуя за пределами своей компетенции. Соответственно, и принятые такими способами нормы права являются таковыми лишь по форме своего выражения. В действительности они являются разновидностью правонарушений, а содержащий их акт подлежит незамедлительной отмене в установленном Конституцией РФ или федеральными законами порядке.
В системе нормативно-правовых актов имеются и такие акты; которые не содержат новых оригинальных норм, а представляют собой перечень нормативно-правовых актов, утративших силу. По принятии нового нормативно-правового акта правотворческий орган принимает специальное решение о том, какие ранее принятые нормативно-правовые акты утрачивают силу и прекращают свое действие. Решения оформляются в виде нормативно-правового акта, где отсутствуют какие-либо новые нормы права, а называются лишь реквизиты актов, утративших силу. Так, Президент РФ указом от 1 декабря 1995 г. № 1207 утвердил Перечень утративших силу полностью или частично актов Президента РФ. Тем самым акт вносит коррективы в действующую систему права, выражает волю правотворческого органа на ее изменение и в теории права признается вспомогательно-нормативным актом.
Таким образом, нормативно-правовой акт представляет собой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на отмену устаревших актов.
Как официальный документ, исходящий от органа государственной власти, нормативно-правовой акт имеет строго определенные внешние реквизиты. В их число входят: 1) вид акта, 2) наименование принявшего его органа, 3) заголовок, 4) дата принятия акта; 5) номер акта; 6) сведения о должностном лице, подписавшем акт. Каждый нормативно-правовой акт непременно должен иметь все реквизиты. Исключение делается лишь в отношении заголовка. Некоторые акты, например распоряжения Правительства РФ, принимаются без заголовка.
Официальные реквизиты нормативно-правового акта выполняют несколько функций.Во-первых, они индивидуализируют нормативный акт, выделяют его из совокупности других нормативно-правовых актов, словом, играют ту же роль, что и фамилия, имя и отчество человека. Во-вторых, официальные реквизиты содержат необходимую информацию об органе, принявшем акт. В-третьих, официальные реквизиты удостоверяют подлинность нормативно-правового акта, содержат все необходимые сведения о том, что правотворческий орган действительно выразил свою волю подобным образом. Отсутствие каких-либо официальных реквизитов у нормативно-правового акта порождает справедливые сомнения в его подлинности.
Каждый нормативно-правовой акт, как правило, имеет сложную структуру и подразделяется на отдельные, относительно самостоятельные части. В числе основных структурных единиц нормативно-правового акта выделяют: 1) преамбулу, 2) пункты и статьи, 3) главы, 4) разделы, 5) части, 6) примечания, 7) приложения.
Преамбулапредставляет собой вступительную часть нормативно-правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некоторые другие положения. По общему правилу преамбула не может содержать норм права. Нормативно-правовые либо индивидуальные предписания формулируются в статье либо пункте.Статья может подразделяться на части, а пункты — на абзацы и подпункты. В больших по объему нормативно-правовых актах статьи и пункты объединяются в главы,а они в свою очередь — в разделы.Возможна и иная ситуация: статьи, пункты объединяются в разделы, а разделы — в главы. Так, Конституция РФ состоит из преамбулы, 137 статей, девяти глав и двух разделов.
В нормативно-правовых актах могут содержаться примечания и приложения. Примечанияиспользуются для разъяснения текста соответствующей статьи либо для изложения положений, не связанных с темой нормативно-правового акта (см., например, примечания к ст. 158, 171, 177 УК РФ). В приложенияхобычно помещаются формы документов, таблицы, иная информация, связанная с темой нормативно-правового акта. Иногда приложения значительно превышают объем нормативной части акта. Так, Положение о диссертационном совете, утвержденное решением Президиума ВАК России от 14 ноября 1994г., содержит двадцать приложений. В отдельных случаях в приложениях могут содержаться и нормы права.
2. Понятие и виды законов в Российской Федерации
Вершину системы нормативно-правовых актов Российской Федерации венчает Конституция РФ и принятые на ее основе федеральные законы и законы субъектов РФ.Названные акты обладают высшей юридической силой, что означает их прямое и независимое от других нормативно-правовых актов действие. Акты, противоречащие законам, не могут применяться при регулировании общественных отношений.
Особое положение законов в системе нормативно-правовых актов обусловливается следующими обстоятельствами.
1) Они представляют собой акты представительных органов госу
дарства, которые избираются непосредственно населением в ходе пря
мых, всеобщих и равных выборов при тайном голосовании. Подоб
ным образом избирается и Государственная Дума, и представитель
ные (законодательные) органы субъектов РФ. Таким образом, законы
предстают как нормативно-правовые акты, в которых наиболее пол
но и последовательно может быть выражена воля всех граждан РФ или
населения отдельного субъекта РФ и реально осуществляются полно
мочия народа как единственного источника государственной власти в
стране. Законы могут приниматься и непосредственно народом в ходе
референдума.
2) Законы издаются по наиболее важным вопросам государствен
ной и общественной жизни и устанавливают основы правового регу
лирования во всех отраслях права без какого-либо исключения. Все
действующие отрасли и институты права неизменно содержат ту или
иную часть законодательных норм в качестве своей исходной осно
вы, которая органически конкретизируется и развивается в совокуп
ности, системе подзаконных нормативно-правовых актов.
3) Законы всегда содержат нормы права, являются нормативны
ми. Исключение составляют лишь отдельные предписания, содер
жащие предложения органам исполнительной власти привести свои
акты в соответствие с вновь принятым законом или принять необхо
димые акты в его развитие.
4) Законы могут быть изменены или отменены только органом, их принявшим, либо Конституционным Судом РФ, конституционными судами республик в случае несоответствия законов Конституции. Ни Президент РФ, ни Правительство РФ, иные органы исполнительной власти не могут приостанавливать либо вовсе подменять законы своими нормативно-правовыми актами.
Таким образом, закон представляет собой нормативно-правовой акт, который принимается Государственной Думой, представительными органами субъектов Российской Федерации либо непосредственно народом по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни и обладает высшей юридической силой.
По значимости содержащихся норм законы подразделяются на два вида: конституционные и обыкновенные.
На уровне Федерации к конституционным законамотносятся следующие:
Конституция РФ,принятая в ходе референдума, состоявшегося 12 декабря 1993 г. Как основной закон государства Конституция РФ устанавливает исходные нормы по вопросам организации и деятельности государства, закрепляет права и свободы граждан Российской Федерации, порядок национально-территориального устройства, деятельности органов местного самоуправления.
Федеральные конституционные законы.К их числу относятся прежде всего законы, необходимость принятия которых прямо предусматривается действующей Конституцией РФ в качестве федеральных конституционных законов. Это, в частности, законы о Правительстве РФ, о Конституционном Суде РФ, законы, определяющие порядок изменения статуса субъекта РФ, принятие в Российскую Федерацию нового субъекта и др. При этом нужно иметь в виду, что не всякий закон, о котором упоминается в Конституции РФ, является конституционным. Так, в форме обыкновенного федерального закона предусматривается принятие закона о Прокуратуре РФ, порядке формирования Совета Федерации и порядке выборов депутатов Государственной Думы.
Поправки к главам 3—8 Конституции РФ,возможность которых предусматривается Конституцией, но которые пока что не принимались.
Все остальные федеральные законы считаются обыкновеннымии не могут противоречить Конституции РФ и конституционным федеральным законам. Обыкновенные законы в свою очередь подразделяются на кодификационные и текущие. К кодификационным
относятся все кодексы,принятые Государственной Думой или Верховным Советом РФ. Это, в частности, гражданский, уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский процессуальный кодексы. В ближайшее время Государственная Дума дополнит систему действующих кодексов новым налоговым кодексом. К кодификационным могут относиться не только кодексы, но и иные законы, устанавливающие основы правового регулирования в какой-либо отрасли права. Это, например, Законы РФ «Об охране окружающей природной среды», «Об образовании».
Текущиезаконы регулируют какой-либо отдельный институт или вопрос отрасли права. Так, Федеральный закон «О федеральной фельдъегерской связи», принятый Государственной Думой 16 ноября 1994 г., регулирует довольно специфический вид общественных отношений в сфере административного права.
Законы субъектов РФявляются актами высшей юридической силы по отношению к нормативно-правовым актам, принимаемым органами исполнительной власти субъектов РФ. Законы республик имеют ту же классификацию, что и федеральные законы. Среди них можно выделить Конституцию Республики, конституционные и обыкновенные законы. Законы края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа подразделяются на два вида: уставы, которыми закрепляется правовой статус органов субъекта РФ, порядок управления экономикой, защиты прав и свобод граждан и др., и текущие законы.
Действующие законы, в том числе и конституции республик и уставы субъектов РФ, не могут противоречить Конституции РФ. В случае такого противоречия применению подлежит Конституция РФ. Дела о соответствии действующих законов Конституции РФ разрешаются Конституционным Судом РФ. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу сразу же по принятии соответствующего решения. Будучи актом высшей юридической силы, закон должен возводить в качестве общеобязательных требований подлинное право и служить образцом нормативно-правового регулирования общественных отношений для органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
3. Подзаконные федеральные нормативно-правовые акты
Подзаконный нормативно-правовой акт понимается как акт, принятый на основе Конституции в соответствии с законом с целью конкретизации и дополнения его нормативных положений.Подзаконные федеральные нормативно-правовые акты принимает Президент РФ, Правительство РФ, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти.
Множественность органов, наделенных правом принимать подзаконные акты, приводит к тому, что система таких актов является необычайно сложной, многообразной и разноуровневой. Ориентированная на реализацию Конституции РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ система содержит немало принципиально важных нормативных предписаний, завершающих процесс нормативно-правового регулирования и обеспечивающих эффективное действие конституционных и законодательных норм.
Система подзаконных нормативно-правовых актов подразделяется на четыре больших массива: федеральные акты, акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления и локальные акты организаций, учреждений, предприятий.
В системе федеральных подзаконных нормативно-правовых актов наибольшей юридической силой обладают указы и распоряжения Президента РФ,что прямо и непосредственно вытекает из его конституционного статуса главы государства. Возложенная на Президента РФ обязанность определять основные направления внутренней и внешней политики государства объективно обусловливает его активное участие в нормативно-правовом регулировании общественных отношений, установлении и закреплении правовых предписаний по важнейшим вопросам жизни и деятельности общества и государства.
В соответствии со ст. 90 Конституции РФ указы и распоряжения Президента являются обязательными для исполнения на всей территории Российской Федерации. Президент РФ весьма активно принимает нормативные указы по достаточно широкому кругу вопросов. Наибольшее значение имеют его указы, принимаемые по важнейшим вопросам экономики, культуры, образования, обороноспособности страны. Так, Президент РФ своим указом гарантировал право граждан на бесплатное полное среднее общее образование. Конституция РФ 1993 г., закрепив право на бесплатное основное общее образование, т.е. девять классов, отменила прежнее конституционное право россиян на бесплатное полное среднее общее образование. Чтобы сохранить это демократическое право, Президент РФ 8 июля 1994 г. издал указ «О гарантиях прав граждан на получение образования».
Названный указ Президента РФ гарантировал более широкие права граждан по сравнению с теми, что закреплены в Конституции РФ и, соответственно, не противоречил ей. Ибо согласно ст. 90 Конституции РФ нормативные акты Президента РФ не могут противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Однако не во всех указах это требование выполняется неукоснительно. Президентом РФ принимались указы по вопросам налогового законодательства, приватизации государственных предприятий, борьбы с преступностью, отнесенным к ведению федерального законодательного органа. Наличие указов Президента, однако, не ограничивает права Государственной Думы принять по этому вопросу федеральный закон и установить иные нормы.
Конституционный Суд РФ может признать нормативные акты Президента РФ неконституционными. В этом случае они утрачивают силу полностью или частично сразу же после принятия соответствующего решения.
Согласно ст. 115 Конституции РФ Правительство РФ издает нормативно-правовые постановления и распоряжения,которые не могут противоречить Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ. Правительство РФ, будучи органом, осуществляющим и возглавляющим исполнительную власть, играет важную роль в создании системы эффективно действующих норм права. Практически каждый третий федеральный закон содержит поручения Правительству подготовить и принять нормативные постановления. Соответственно и степень действенности значительной части законодательных норм ставится в прямую зависимость от оперативности и полноты нормативно-правового регулирования, осуществляемого Правительством.
Большая нормотворческая работа осуществляется Правительством РФ по собственной инициативе. Всего же оно ежегодно принимает около 1000 нормативно-правовых актов по вопросам финансовой и кредитной политики, образования, науки, управления федеральной собственностью, охраны правопорядка, прав и свобод граждан.
Новой формой реализации федеральных законов являются федеральные целевые программы,которые принимаются Правительством России начиная с 1992 г. Будучи комплексным актом, содержащим нормативно-правовые и оперативно-хозяйственные предписания, программы закрепляют финансовые, материально-технические, организационные и иные меры, с помощью которых предполагается успешное решение соответствующей экономической, социальной или иной жизненно важной проблемы государства и общества.Дак, федеральная целевая научно-техническая программа на 1996—2000 годы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям науки и техники гражданского назначения», утвержденная постановлением Правительства РФ от 23 ноября 1996 г. № 1414, определяет перечень приоритетных направлений развития науки и техники, порядок и размеры их финансирования, порядок участия научных коллективов в реализации этой программы и др. В конечном итоге Программа дает системное решение вопросам развития науки в условиях кризисного состояния экономики России.
Постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
В системе подзаконных нормативно-правовых актов весьма велик удельный вес ведомственных нормативных актов,принимаемых федеральными министерствами, иными федеральными органами исполнительной власти (ведомствами). Акты этих органов издаются на основе федеральных законов, указов Президента РФ и актов Правительства РФ.
По сфере действия ведомственные акты подразделяются на два вида: 1) акты, которые подлежат исполнению только органами, учреждениями и организациями соответствующей отрасли экономики, культуры, управления; 2) общеобязательные акты,которые носят межведомственный характер и распространяют свое действие на граждан, иные организации и учреждения. Правом издания последних актов обладают министерства финансов, юстиции, образования, внутренних дел, Госналогслужба России, другие ведомства, в компетенцию которых входит осуществление функций межотраслевого управления.
Примером общеобязательного акта может служить приказ Минобразования России и Минздрава России от 18 апреля 1994 г. № 268/ 146 «Об освобождении от итоговой аттестации выпускников 9, 11 (12) классов общеобразовательных учреждений», который является обязательным для исполнения гражданами, образовательными и медицинскими учреждениями независимо от их организационно-правовых форм.
Чтобы исключить практику принятия и действия общеобязательных нормативно-правовых актов, нарушающих права и свободы граждан, иных лиц, все такие акты подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Действующая Конституция РФ не регламентирует правотворческую деятельность министерств и ведомств и не определяет форм, в которых могут приниматься их нормативно-правовые акты. Поэтому на практике наблюдается необычайная пестрота в видах ведомственных нормативно-правовых актов. Чаще всего такие акты принимаются в форме приказов, инструкций, указаний, писем, постановлений и даже телеграмм.
В правотворческой практике федеральных министерств и ведомств в последнее время широко применяется новый вид правовых источников — соглашения, заключаемые с органами исполнительной власти субъектов РФ. С помощью таких соглашений закрепляется перераспределение полномочий между органами исполнительной власти субъектов Федерации и федеральными органами, предусмотренное ч. 2 и 3 ст. 79 Конституции РФ, что способствует снятию противоречий и коллизий между ними.
Нормативно-правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть отменены Правительством РФ.
4. Подзаконные нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации
Правотворческая деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ осуществляется на основе федеральных законов, нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти, а также законов, принимаемых законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ. В компетенцию органов исполнительной власти субъектов РФ входит регулирование общественных отношений по весьма широкому кругу вопросов, связанных с реализацией полномочий в сфере планирования, бюджета, финансов, использования земли и других природных ресурсов, строительства, транспорта и связи, коммунального, торгового и социального культурного обслуживания, социальной защиты населения, охраны прав и свобод граждан.
Порядок правотворческой деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ определяется Конституциями республик, уставами и положениями краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Президенты республик принимают указы и распоряжения. Глава исполнительной власти субъекта РФ правомочен принимать нормативно-правовые акты в форме постановлений и распоряжений. Руководители министерств, управлений, иных органов исполнительной власти субъекта РФ могут принимать приказы, издавать инструкции, рекомендации, положения.
В случае противоречия актов органов исполнительной власти субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина Президент РФ имеет право приостанавливать действия таких актов до решения вопросов соответствующим судом.
Этим правом Президент РФ пользовался несколько раз. В частности, 18 января 1996 г. Президент РФ приостанавливал действие указа Президента Республики Башкортостан «О мерах по совершенствованию валютного контроля за импортом товаров, работ и услуг предприятиями, учреждениями и организациями Республики Башкортостан в порядке предоплаты». До судебного рассмотрения дело, однако, не дошло в связи с тем, что указ был отменен Президентом Республики Башкортостан.
Система нормативно-правовых актов органов местного самоуправления состоит из нормативных решений, принимаемых на референдумах, собраниях и сходах граждан, а также органами местного самоуправления. Порядок осуществления нормотворческой деятельности при решении вопросов местного самоуправления определяется уставами муниципальных образований, которые принимаются либо непосредственно населением, либо представительным органом местного самоуправления. Этим же актом определяются и формы, в которых принимаются нормативные решения.
Органы местного самоуправления правомочны принимать нормативно-правовые решения в пределах их компетенции, в том числе устанавливать порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, устанавливать местные налоги и сборы, утверждать местный бюджет, принимать программы развития муниципального образования. Нормативные решения, принятые в ходе референдума, представительными органами местного самоуправления и должностными лицами подлежат обязательному исполнению всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами. Названные решения в случае их несоответствия Конституции, законам, иным нормативно-правовым актам государственных органов могут быть отменены только в судебном порядке.
5. Система нормативно-правовых актов в Российской Федерации
Множественность государственных органов, компетентных принимать нормативно-правовые акты, приводит к тому, что правовое регулирование в Российской Федерации осуществляется с помощью достаточно большого количества таких актов. Скорее всего их счет идет на десятки тысяч. Однако было бы неправильно рассматривать массив нормативно-правовых актов как механический конгломерат, где каждый акт действует сам по себе, вне какой-либо связи с другими. Наоборот, все компоненты этого массива находятся между собой в постоянной и устойчивой связи. Каждый нормативно-правовой акт действует постольку, поскольку имеется еще ряд дополняющих и развивающих его актов.
Все правотворческие органы стоят перед сложной и не всегда удачно решаемой ими проблемой: нужно принять такие нормативно-правовые установления, которые бы вносили новый элемент в правовое регулирование и одновременно были бы согласованы с Конституцией РФ и нормами, принятыми вышестоящими органами. В идеале система действующих нормативно-правовых актов не должна содержать логических противоречий, коллизий.Новый акт должен органично встраиваться в систему действующих актов и усиливать, а не нейтрализовать либо вовсе разрушать ее регулятивные воздействия на общественные отношения.
Согласованность нормативно-правовых актов обеспечивается двумя способами.
1) Установлением каждому государственному органу четких пре
делов его правотворческой деятельности. Конституция РФ, федераль
ные законы и иные нормативно-правовые акты определяют, какие
акты может принимать тот или иной орган государства, по какому
кругу вопросов и в какой форме.
2) Последовательным проведением иерархической связи между
нормативно-правовыми актами.Эта связь выражается в том, что каж
дый нормативно-правовой акт не может противоречить норматив
но-правовым актам вышестоящего правотворческого органа.
Компетенция правотворческого органа непосредственным образом определяет юридическую силу принимаемых им актов. От того, какое место занимает орган в иерархии государственных органов, какие вопросы государственной и общественной жизни он управо-мочен решать, зависит и положение его нормативно-правовых актов
в системе нормативно-правовых актов. Например, приказы министра не могут содержать норм, противоречащих нормативным установлениям Правительства, поскольку само министерство является подотчетным ему органом.
Ранжированные по юридической силе нормативно-правовые акты РФ образуют структурный ряд, в котором каждый из его элементов занимает строго определенное место. В связи с федеративным устройством Российской Федерации система нормативно-правовых актов РФ состоит из двух структурных рядов: 1) нормативно-правовых актов, принимаемых по вопросам исключительного ведения Федерации и ее совместного с субъектами РФ ведения; 2) нормативно-правовых актов, принимаемых субъектами РФ по вопросам их исключительного ведения.
Первый структурный рядобразуют семь элементов: 1) федеральные законы, 2) указы Президента РФ, 3) постановления Правительства РФ, 4) законы субъекта РФ, 5) нормативно-правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, 6) органов исполнительной власти субъекта РФ, 7) нормативные акты органов местного самоуправления, организаций, учреждений и предприятий.
Второй структурный рядобразуют три элемента: 1) законы субъекта РФ, 2) нормативные акты исполнительных органов субъекта РФ, 3) нормативные акты органов местного самоуправления, организаций и предприятий.
Завершает и объединяет оба структурных ряда Конституция РФ, которая устанавливает не только предметы ведения Федерации и субъектов РФ, но и способы разрешения противоречий между нормативно-правовыми актами, а также другие вопросы нормотворчес-кой деятельности в Российской Федерации. В аналогичной роли выступают Конституции республик и уставы субъектов РФ по отношению к законам и нормативным актам субъектов РФ. Таким образом, внешне обособленные структурные ряды нормативно-правовых актов имеют единую правовую основу — общие принципы и нормы, содержащиеся в Конституции РФ, Конституциях республик и уставах субъектов РФ. Единство правовой основы структурных рядов и позволяет рассматривать их как одно целое — систему нормативно-правовых актов Российской Федерации.
Система нормативно-правовых актов РФ, таким образом, представляет собой совокупность иерархически взаимосвязанных нормативно-правовых актов, принимаемых компетентными правотворческими
органами на основе и в соответствии с Конституцией РФ, Конституциями республик и уставами субъектов РФ.
Каждый структурный ряд системы нормативно-правовых актов характеризуется иерархической связью его элементов, которая выступает как необходимая, закономерная связь этой системы. Иерархическая связь выражается в том, что нормативные акты имеют в структурном ряду определенное место и не могут содержать норм, противоречащих вышестоящим актам. В свою очередь, каждый нормативный акт выступает исходной правовой базой для нормативных актов, расположенных в структурном ряду после него.
Нормативный акт, нарушающий иерархическую связь и содержащий нормы, противоречащие вышестоящим актам, не подлежит применению в конкретных отношениях, поскольку не обладает свойствами, необходимыми для акта, содержащего подлинные нормы права. Вследствие такого основополагающего значения в построении системы нормативно-правовых актов иерархическая связь последовательно закрепляется нормами Конституции РФ, хотя термин «иерархическая связь» в ней не употребляется.
Федеральный закон как акт наибольшей юридической силы, принятый по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации, имеет приоритет над остальными актами. Ему не могут противоречить ни указы Президента РФ, ни постановления и распоряжения Правительства РФ, ни законы субъектов РФ. Согласно ч. 5 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. Указы Президента и постановления Правительства РФ, принятые по вопросам, отнесенным к ведению Федерации, также имеют приоритет над нормативно-правовыми актами субъектов РФ, что прямо закреплено ст. 90 и 115 Конституции РФ.
Иным образом построен структурный ряд нормативно-правовых актов, принимаемых по вопросам, отнесенным к исключительному ведению субъектов РФ. Приоритет здесь отдается не федеральным законам, а законам субъектов РФ. Именно они и только они могут устанавливать исходные, основополагающие нормы права, подлежащие конкретизации в нормативно-правовых актах органов исполнительной власти субъектов РФ. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции РФ в случае противоречия между федеральным законом и нормативным актом субъекта РФ, действует нормативно-правовой акт субъекта РФ.
Конституция, таким образом, закрепляет органичную связь нормативно-правовых актов разных уровней и содержит четкие предпи-
сания о том, каким актам следует отдавать приоритеты в тех или иных ситуациях. Последовательное проведение этих конституционных положений позволяет создать гармоничную и логически непротиворечивую систему нормативно-правовых актов РФ. Однако важно не только определить критерии оптимального состояния правового явления, но и разработать способы, средства, позволяющие провести эти критерии в реальной жизни. Конституция РФ содержит необходимые решения и по этому аспекту формирования системы нормативно-правовых актов.
megaobuchalka.ru
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ РЕАБИЛИТАЦИИ
Указ Президиума ВС РФ от 16.01.1989 «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х и начала 50-х годов»
Указ Президента СССР от 13.08.1990 № 556 «О восстановлении прав всех жертв политических репрессий 20-50-х годов»
Закон РФ от 18.10.1991 № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»
Указ Президента РФ от 23.04.1996 № 602 «О дополнительных мерах по реабилитации жертв политических репрессий»
Закон РСФСР от 26.04.1991 № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов»
Указ Президента РФ от 15.06.1992 № 632 «О мерах по реализации закона РФ «О реабилитации репрессированных народов» в отношении казачества»
Постановление Верховного Совета РФ от 16.07.1992 № 3321-1 «О реабилитации казачества»
Постановление Верховного Совета РФ от 01.04.1993 № 4721-1 «О реабилитации советских корейцев»
Постановление Верховного Совета РФ от 29.06.1993 «О реабилитации российских финнов»
Указ Президента РФ от 24.01.1995 № 63 «О восстановлении законных прав российских граждан – бывших советских военнопленных и гражданских лиц, репатриированных в период Великой Отечественной Войны и в послевоенный период»
Указ Президента РФ от 14.03.1996 № 378 «О мерах по реабилитации священнослужителей и верующих, ставших жертвами необоснованных репрессий»
Указ Президента РФ от 08.06.1996 № 858 «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.»
Указ Президента РФ от 18.06.1996 № 931 «О крестьянских восстаниях 1918-1922 гг.»
Постановление Правительства РФ от 16.03.1992 № 160 «О порядке выплаты денежной компенсации и предоставлении льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий»
Постановление Правительства РФ от 12.08.1994 № 926 «Об утверждении Положения о порядке возврата гражданам незаконно конфискованного, изъятого или вышедшего иным путем из владения в связи с политическими репрессиями имущества, возмещения его стоимости или выплаты денежной компенсации»
Постановление Президиума ВС РФ от 30.03.1992 № 2610-1 «Об утверждении Положения о комиссиях по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий»
Указ Президента РФ от 02.12.1992 № 1509 «Об образовании Комиссии при Президенте РФ по реабилитации жертв политических репрессий» (с Положением о Комиссии)
Указание Минсоцзащиты РФ от 06.07.1992 № 1-47-У «О некоторых вопросах, связанных с предоставлением льгот лицам, реабилитированным в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий»
Приказ Минюста РФ № 366, ФСБ РФ № 591, МВД РФ № 818, Минкультуры РФ № 739 от 30.11.2010 «Об утверждении форм справок о факте смерти лица, необоснованно репрессированного и впоследствии реабилитированного на основании Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 г. № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий»
Приказ Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, МВД России, ФСБ России от 25.07.2006 № 375/584/352 «Об утверждении Положения о порядке доступа к материалам, хранящимся в государственных архивах и архивах государственных органов Российской Федерации, прекращенных уголовных и административных дел в отношении лиц, подвергшихся политическим репрессиям, а также фильтрационно-проверочных дел «
Приказ МВД России от 12.09.2011 N 1001 «Об утверждении Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок»
Приказ МВД России от 23.11.2011 № 1165 «Об утверждении Административного регламента МВД России по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о реабилитации жертв политических репрессий»
Приказ ФСБ России от 28.08.2013 № 459 «Об утверждении административного регламента ФСБ России по предоставлению государственной услуги по выдаче архивных справок или копий архивных документов»
Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» (Статья 20)
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.1993 № 12 «О подсудности некоторых дел об установлении фактов применения репрессий»
Федеральный закон от 15.11.1997 № 143-ФЗ (ред. от 25.11.2013) «Об актах гражданского состояния» (Статья 64)
Постановление Правительства РФ от 01.06.1994 № 616 «О погребении реабилитированных лиц в случае их смерти за счет государства»
Указ Президента РФ от 16.09.1995 № 948 «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов»
Постановление Правительства РФ от 15.11.2004 № 635 «Об утверждении правил финансирования расходных обязательств Российской Федерации по выплате денежных компенсаций лицам, подвергшимся репрессиям в виде лишения свободы, помещения на принудительное лечение в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированным, а также денежных компенсаций реабилитированным лицам за конфискованное, изъятое и вышедшее иным путем из их владения в связи с репрессиями имущество»
Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утв. приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 № 190)
Письмо Минфина РФ от 31.07.1995 № 12-07-34 «О порядке предоставления беспроцентных ссуд реабилитированным жертвам политических репрессий»
Приказ Минфина РФ от 31.12.2004 № 133н «О введении отчетности о расходовании бюджетных ассигнований для выплаты реабилитированным лицам денежных компенсаций, предусмотренных статьями 15 и 16.1 закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий»»
Указание Минсоцзащиты РФ от 24.03.1993 № 1-27-У «О практике применения законодательства при выплате денежных компенсаций и предоставлении пенсионных льгот лицам, необоснованно репрессированным по политическим мотивам и в последствии реабилитированным»
Указание Минсоцзащиты РФ от 25.06.1993 № 1-34-У «О порядке предоставления пенсионных льгот гражданам, постоянно проживающим на территории РФ, но репрессированным за ее пределами и реабилитированным на основании законодательных актов государств, ранее входивших в состав СССР»
Определение Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 № 56-О «По жалобе гражданина Ляпунова Олега Иннокентьевича на нарушение его конституционных прав…»
Определение Конституционного Суда РФ от 27.12.2005 № 527-О «Об отказе в принятии к расмотрению жалобы гражданина Харитонова Вадима Петровича на нарушение его конституционных прав…»
eao.memo27reg.org
Археология Архитектура Астрономия Аудит Биология Ботаника Бухгалтерский учёт Войное дело Генетика География Геология Дизайн Искусство История Кино Кулинария Культура Литература Математика Медицина Металлургия Мифология Музыка Психология Религия Спорт Строительство Техника Транспорт Туризм Усадьба Физика Фотография Химия Экология Электричество Электроника Энергетика | Государственная политика в сфере безопасности формируется на основе Конституции РФ, законах и иных нормативно-правовых актах органов государственной власти. Так, в ч. 5 ст. 13 и ч. 3 ст. 55 Конституции говорится о «безопасности государства», в ч. 1. ст. 82 – о «безопасности и целостности государства», а п. «д» ч. 1 ст. 114 – о «государственной безопасности». Безопасность граждан определена в ч.1 ст. 56 Конституции (при условии введения чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан, могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод). В ч. 3 ст. 56 Конституции указывается на невозможность ограничения прав и свобод, предусмотренных ст.ст. 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч.1), 40 (ч.1), 46-54 Конституции РФ. Но при этом Конституцией предусмотрен ряд допускаемых ограничений прав и свобод граждан. Например, на основании федерального закона (в соответствии с законом сотрудник милиции вправе входить в жилые помещения для осмотра и преследования лиц, совершивших преступление) либо судебного решения (прекращение права собственности по судебному решению возможно по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, в частности, обращение взыскания на имущество по гражданско-правовым обязательствам). Гражданам в Российской Федерации Конституцией предоставлено право защищать свои права и свободы всеми законными способами, а также в соответствии с международными договорами обращаться за защитой в межгосударственные органы, если все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты исчерпаны. Внешнеполитический курс государственной безопасности в соответствии со ст. 71 Конституцией РФ определяется следующим образом. Внешняя политика России и ее участие в международных отношениях – дело всей Федерации. К ее ведению относятся заключение и обеспечение исполнения международных договоров Российской Федерации. Международные связи поддерживают и субъекты Федерации, но Федерации в этой связи осуществляет координацию этих отношений, таким образом деятельность субъектов Федерации на международном уровне не будет расходиться с общефедеральными интересами. Вопросы войны и мира отнесены к компетенции Совета Федерации Федерального Собрания. Внешнеэкономические отношения находятся в ведении Российской Федерации, так же на Федерацию возложена координация внешнеэкономических связей субъектов РФ. Вопросы обороны и безопасности, оборонное производство, порядок продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники, производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования находятся в исключительном ведении Российской Федерации. На этом конституционном основании в РФ существуют единые общефедеральные Вооруженные Силы (субъекты Федерации своих вооруженных сил иметь не должны). Это говорит о централизации как законодательного регулирования отношений в области обороны, так и управления Вооруженными Силами. На основании Конституции Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами является Президент РФ. Он возглавляет Совет Безопасности, утверждает Военную доктрину Российской Федерации, назначает высшее командование Вооруженных Сил. Министерство Обороны подчинено Правительству РФ. Именно Правительство осуществляет меры по обеспечению обороны страны. Под безопасностью, о которой говорится в ст. 71 Конституции, следует понимать государственную безопасность тесно связанную с оборонной, экологической и иными видами безопасности. Государственную безопасность России обеспечивают федеральные органы: Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба контрразведки и другие органы. Правовые основы обеспечения безопасности личности, общества государства закреплены в законе РФ от 5 марта 1992 г. «О безопасности». Данный Закон раскрывает систему и функции безопасности, определяет порядок организации, финансирования органов обеспечения безопасности, контроля и надзора за правомерностью их деятельности. Наряду с оборонной, политической, экономической экологической, информационной и другими видами безопасности Закон называет «государственную безопасность». При этом ст. 2 Закона отводит государству главенствующая роль в обеспечении безопасности. Государство, руководствуясь определенными целями и задачами, определяет виды безопасности, способы, средства, силы обеспечения безопасности всех субъектов. В целях обеспечения безопасности проводится единая государственная политика путем разработки системы экономических, политических мер и правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определения направлений деятельности органов государственной власти и управления, формирования органов обеспечения безопасности и их функционирования, надзор и контроль за их деятельностью (ст. 4 Закона). Принципы построения и разграничения полномочий органов государственной власти, которые закреплены в Законе «О безопасности», легли в основу разработки федеральных законов в сфере безопасности. Органы государственной власти осуществляют свои полномочия в сфере безопасности путем применения системы мер защиты, в том числе и юридических. Например, введение карантина сопровождается установлением особого порядка въезда на территорию и выезда с нее, усиленной охраной общественного порядка и жизненно важных объектов, юридического регулирования возникновения, изменения и прекращения данных правоотношений. Утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 года № 24 «Концепция национальной безопасности», определила систему обеспечения безопасности в Российской Федерации, которую представляют органы, силы и средства обеспечения национальной безопасности, осуществляющие меры политического, правового, организационного, экономического, военного и иного характера, направленные на обеспечение безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз во всех сферах жизнедеятельности. В Концепции дано определение «национальная безопасность Российской Федерации» как «безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и единственного источника власти в Российской Федерации». В этом документе указано: — Президент РФ в ежегодных посланиях Федеральному Собранию «определяет направления текущей внутренней и внешней политики». — Федеральное Собрание РФ – на основе Конституции РФ по представлению Президента РФ и Правительства РФ формирует законодательную базу в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. — Правительство РФ, в пределах своих полномочий и с учетом ежегодных посланий Президента РФ Федеральному Собранию, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти; органов исполнительной власти субъектов РФ; формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в сфере обеспечения национальной безопасности РФ. — Совет Безопасности Российской Федерации проводит работу по упреждающему выявлению и оценке угроз национальной безопасности РФ; оперативно готовит для Президента РФ проекты решений по их предотвращению; разрабатывает предложения в области обеспечения национальной безопасности РФ; координирует деятельность сил и органов обеспечения национальной безопасности (рис.9). — Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства РФ; подзаконных нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ в сфере национальной безопасности; разрабатывают нормативно-правовые акты в этой области и представляют их Президенту РФ и Правительству РФ. — Органы исполнительной власти субъектов РФ взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти по вопросам исполнения законодательства РФ; решений Президента РФ и Правительства РФ; федеральных программ, планов по обеспечению безопасности; совместно с органами местного самоуправления проводят мероприятия по привлечению граждан, юридических лиц, общественных объединений в участии решения проблем национальной безопасности в соответствии с законодательством РФ. Существуют также концепции национальной безопасности на региональном уровне. Например, Концепция безопасности Москвы, которая определяет систему безопасности Москвы как совокупность структур в сфере государственной власти Российской Федерации и Москвы; органов местного самоуправления, организаций и граждан города, специально создаваемых органов управления, сил и средств, деятельность которых направлена на непосредственное участие в реализации целей и задач безопасности города Москвы. Так же в ней перечисляются конкретные виды угроз: техногенные, природные, экологические, экономические, террористические, криминальные, политические, социальные и другие; предусмотрено установление политической, социальной, экономической, правовой стабильности, исполнение законов и поддержание правопорядка, обеспечение нормальными условиями жизнедеятельности жителей города[1]. Региональные концепции имеют более конкретную структуру и содержание, так как они подробнее раскрывают положения Концепции национальной безопасности. |
studopedya.ru
Налоговое право — Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения исполнительных органов власти
Нормативные правовые акты по вопросам налогообложения исполнительных органов власти
Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах (ст. 4 НК РФ).
Нормативные правовые акты о налогообложении включают:
1) Указы Президента РФ;
2) Постановления Правительства РФ;
3) подзаконные нормативные правовые акты, принятые исполнительными органами субъектов РФ;
4) подзаконные нормативные правовые акты, принятые органами муниципальных образований;
5) акты Министерства финансов РФ, осуществляющие правовое регулирование в налоговой сфере;
6) акты налоговых органов. Федеральные органы исполнительной власти,
уполномоченные осуществлять функции по контролю и надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, и их территориальные органы не имеют права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п. 2 ст. 4 НК РФ).
В соответствии с п. 2 Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» под функциями по контролю и надзору понимаются:
1) осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами общеобязательных правил поведения, установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами;
2) выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;
3) регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.
Согласно положениям п. 15 Указа Президента РФ «О системе и структуре федеральный органов исполнительной власти» Министерство РФ по налогам и сборам было преобразовано в Федеральную налоговую службу; одновременно функции Министерства РФ по налогам и сборам по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности и по ведению разъяснительной работы по законодательству РФ о налогах и сборах переданы Министерству финансов РФ.
cribs.me