Моральные нормы как регуляторы общественных отношений – § 2. Соотношение норм нравственности и права как регуляторов социального поведения | Глава 1. Право и нравственность как регуляторы социального поведения  |  Читать онлайн, без регистрации

Нормы морали как регулятор общественного поведения

Моральная составляющая личности человека не присутствует сама по себе. Эти качества нужно воспитывать, причем лучше всего с детства. Усваивая с ранних лет, «что такое хорошо, а что такое плохо», малыш по мере взросления уже может сам делать выводы о поступках своих и чужих, давая им положительную или отрицательную оценку. Однако в случае неадекватного восприятия реальности человек может не видеть грани между нравственными и безнравственными поступками, более того, он меняет их местами.

Нормы морали – понятие субъективное. Имеет значение эпоха, государственный режим, религия. Окидывая беглым взглядом историю человечества, можно увидеть, что когда-то считалось нормой то, что сейчас неприемлемо в цивилизованном обществе, например, инквизиция, телесные наказания и рабовладение. И в то же время, в настоящее время в России отмечается падение морали по сравнению с эпохой советского периода. Нередко получается, что в попытке навязать народу определенные моральные нормы, государство само их нарушает, а впоследствии общество, вырвавшись из-под нравственного гнета, пускается «во все тяжкие».

Сознательных граждан призывают развивать в себе и в детях такие

моральные ценности, как сострадание, доброта, совесть, долг, ответственность,
самоотверженность. К сожалению, при столкновении с жестокой реальностью многие люди со временем эти качества утрачивают.

Если нормы морали – это внутренний регулятор поведения, то нормы права воздействуют на общество извне, накладывая на нарушителей определенные санкции. Как правило, правовые нормы документально зафиксированы. В нормах права провозглашается воля народа, контроль их соблюдения берет на себя государство, оно же устанавливает наказание и исполняет его.

Соотношение норм права и норм морали проявляется как в общих чертах, так и в различиях. Их объединяет нацеленность на совершенствование общества путем регулирования общественных отношений. Отличия заключаются в том, что правовые нормы регулируются государством, а моральные нормы, во-первых, не закреплены документально, во-вторых, они опираются не на власть закона, а на силу общественного порицания. Нарушение моральных норм не карается законом, однако оно может вызвать осуждение окружающих людей, а также общества в целом, и кроме того, вызвать агрессию со стороны окружения. Также нормы

морали шире по зоне своего действия, ведь ни в одном правовом акте не
прописаны такие понятия, как честность, целомудрие, преданность, любовь к ближнему.

Здесь нужно еще упомянуть такое общественное явление, как религиозные
нормы. Ведь они являются источником нравственных и духовных ценностей. В
зависимости от вероисповедания, человек является приверженцем тех или иных
норм, однако в странах, где религия занимает ведущее место, соблюдение
священных предписаний необходимо, тогда как в нерелигиозных государствах они
носят лишь рекомендательный характер. Нормы морали, или заповеди являются руководством к действию для высокорелигиозных людей, тогда как далекие от веры люди могут вовсе не обращать на них внимания, за исключением заповедей, которые перекликаются с нормами права, например, «не убей» или «не укради».

Ситуацию в современном обществе многие называют «деградацией» и
призывают людей к духовному совершенствованию. Однако, как уже говорилось выше, история развивается по спирали, поэтому вряд ли можно назвать современную молодежь потерянным поколением. Конечно, моральный облик человека зависит от него самого и его окружения, но все-таки и государство должно участвовать в нравственном возрождении общества, однако сейчас это происходит лишь на словах.

Хочется верить, что нормы морали окажутся сильнее современных веяний, пропагандируемых с экранов телевизора и с интернет-страниц.

fb.ru

Мораль как регулятор общественных отношений — Мегаобучалка

Исторические этапы развития морали

 

Социальные функции морали состоят в том, чтобы регулировать отношения между людьми. Цель регулирования – укрепить взаимосвязи между людьми. Вспомним знаменитое требование и саму его формулировку «возлюби ближнего». Регулятивная функция включает в себя: мировоззренческую (если указывает цели), коммуникативную (если обеспечивает связь) и интегративную (если объединяет людей) функции.

Мораль как социальный институт появляется и крепнет в эпоху цивилизаций. Мы помним, что цивилизации – это общества, где происходят бурные изменения и множество событий, это огромные сложноорганизованные общества. Что может связать людей в таких обществах, преодолеть национальную и социальную разобщенность? Это делает мораль, которая призывает к равному отношению ко всем вне зависимости от их социального и национального происхождения.

Следует подчеркнуть, что в традиционных обществах мораль обладала специфическими чертами. Не существовало четкого разделения моральных, правовых и религиозных норм. Это означало, что за несоблюдение моральных правил могло последовать правовое или религиозное наказание. И наоборот, нарушение собственно религиозных обрядов и ритуалов приводило к моральному осуждению. Решающим фактором воздействия за несоблюдение норм выступало давление общественного мнения. Поэтому можно сказать, что в традиционных обществах людям часто трудно было превратить моральные нормы во внутренний регулятор своего поведения. Они оставались как бы внешними по отношению к людям.

И, наконец, характерной особенностью традиционных обществ было содержание морали. Именно с ним очень долго вели борьбу мировые религии. Основным принципом традиционной морали являлось деление на своих и чужих. Своими, как правило, считались члены общины, касты, ордена, цеха и т.д. По отношению к ним нормы требовали соблюдать отношения справедливости, равенства, взаимопомощи, сохранения собственного достоинства и уважения к другим. По отношению к чужим действовал принцип выгоды.



С развитием индустриального общества меняется как содержание моральных норм, так и их место в обществе. Мораль приобретает автономный характер. Она отделяется от религии и права как по своим целям, так по способам контроля над поведением. Превращение морали в социальный институт помимо всего означает признание за человеком права поступать согласно своей совести.

Правила поведения интериоризируются, т.е. превращаются во внутренний регулятор человеческих действий. Это означает, что человек теперь действует, руководствуясь не внешним давлением, а внутренними принципами. Он сам осуществляет контроль над собой, сам карает себя за несоблюдение тех или иных норм. Это проявляется в муках совести, нравственном суде.

Особые черты приобретает содержание морали. Мы уже подчеркивали, что решающим признаком определения моральности тех или иных правил поведения является их универсальность. Но какими же должны быть эти правила? Основной принцип, который лежит в основе современной морали, гласит: относись к другому не как к средству, а как к цели.Поэтому характерной чертой современной морали становится гуманизм, т.е. применение данного принципа по отношению к любому человеку вне зависимости от национальной, половозрастной, социальной принадлежности.

 

ВЫВОДЫ

 

1. Мораль является одной из важнейших духовных ценностей в цивилизациях и видом социальных норм. В отличие от познания и переживания мира мораль призвана определять поведение человека посредством императивов или повелений. Мораль требует, чтобы ее предписания исполнялись всегда, везде и по отношению ко всем, определяли не только поступки, но и намерения человека и носили самоценный характер.

2. В обществах мораль существует в виде нравов, т.е. конкретно-исторических форм морали. Идеалом морального отношения является формирование нравственности, т.е. знания, умения, а главное, желания исполнять моральные предписания.

3. Мораль приобретает важное значение с эпохой возникновения цивилизаций, где выполняет мировоззренческую, коммуникативную и интегративную функции.

4. В отличие от традиционных обществ, где содержанием морали долгое время было разделение на своих и чужих, принципом морали индустриальных обществ становится гуманизм, т.е. требование относится к любому человеку как к цели, а не как к средству.

 

Контрольные вопросы

 

1. Что отличает мораль от традиций, религии и права?

2. Если человек совершает добрый поступок из чувства симпатии, можно ли назвать его поведение моральным?

3. Каким образом мораль может выполнять в обществе мировоззренческую, коммуникативную и интегративную функции?

 

СЛОВАРЬ

 

Мораль – совокупность требований (моральных норм), предъявляемых к человеку, и указывающих, что он должен делать, чтобы осуществлять добро и избегать зла

Нравственность – способность и желание человека следовать моральным нормам

Нравы — исторически сложившиеся в той или иной культуре моральные нормы

Этика – философская дисциплина, изучающая мораль и выявляющая на каком основании добро отделяется от зла

Профессиональная этика – нормы, регулирующие поведение членов специализированного коллектива, чтобы обеспечить наиболее эффективное достижение целей, стоящих перед данным коллективом

Императив – повеление, требование, предписание (а не совет или рекомендация) совершить то или иное действие

Гуманизм – представление и убеждение в том, что к любому человеку (вне зависимости от его происхождения, уровня развития, этнической принадлежности) следует относиться как к цели, а не как к средству

 

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» и «нет»)

 

1. Моральные нормы остаются верными, даже если ни один человек их не соблюдает, потому что они говорят о том, как следует поступать, а не о том, как люди поступают

2. Добродетельный человек – это человек, который делает добрые дела толькоиз симпатии к окружающим

3. Люди соблюдают моральные нормы только потому, что боятся осуждения со стороны общественного мнения

4. Требования морали имеют универсальное значение. Это значит, что любой человек должен их выполнять всегда и везде

5. Условием соблюдения правовых норм является угроза наказания со стороны государства

6. Условием соблюдения моральных норм является не совесть, а осуждение общественного мнения

7. Моральный авторитет человека зависит от его социального положения

8. Моральной оценке в отличие от правовой оценки подлежат не только действия человека, но и его намерения

9. Основная цель морали закреплять и освящать сложившиеся в обществе обычаи

10. Мораль оценивает не только цель, но и средства ее достижения

11. Мораль и религия – это одно и то же, потому что все известные нам моральные нормы содержатся в религиозных текстах

12. Мораль имеет значение только для масс, а для великих личностей эта мерка слишком мала

 

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

 

1. Мораль – прежде всего

а) правила хорошего тона

б) правила поведения

в) правила создания новых объектов

г) правила использования объектов

 

2. Мораль – прежде всего

а) личные выводы, которые человек должен сделать из своих поступков

б) нормы, закрепленные государством

в) общезначимые требования, предъявляемые к поведению каждого человека

г) мнения коллектива о поведении индивида

 

3. Мораль – это правила

а) как должны относится друг к другу граждане государства

б) как должны относится друг к другу представители одной нации

в) как должен относиться любой человек к любому человеку

г) как должны относиться друг к другу члены определенного общества

 

4. Мораль – это

а) личное дело каждого человека

б) воля большинства по отношению к меньшинству

в) требования государства к поведению человека

г) всеобщие требования к поведению любого человека

 

5. Моральные нормы отличаются от научных законов тем, что

а) мораль субъективна, а законы объективны

б) мораль говорит о должном, а законы — о сущем

в) мораль произвольна, а истинность законов доказываются фактами

г) мораль изменчива, а законы устойчивы

 

6. Моральные нормы от правовых норм отличаются тем, что

а) за нарушение одних наказывают, а за нарушение других – нет.

б) одни просты и определенны, а другие – туманны и неопределенны

г) одни приказывают, а другие лишь советуют

д) для выполнения одних достаточно только поступка, для выполнения других – необходимо соответствие намерения поступку.

 

7. Подчеркните верное положение

а) основная задача морали запрещать те или иные поступки человека

б) мораль судит не только поступки, но также мысли и чувства человека

в) мораль воздействует на человека через только давление общественного мнения

г) с момента возникновения моральные нормы остались неизменными

 

8. «Одно лишь соответствие или несоответствие поступка закону безотносительно к его мотиву называют легальностью; то соответствие, в котором идея долга, основанная на законе, есть в то же время мотив поступка, называется моральностью (нравственностью) поступка» И. Кант. На основе данного определения укажите, какой из перечисленных ниже поступков легальный, а какой — моральный?

а) человек помог другому человеку, исходя из принципа, что людям следует помогать

б) человек помог другому человеку из чувства симпатии

в) торговец не обсчитывает покупателей, чтобы привлечь больше покупателей

г) человек помог другому человеку, потому что боится осуждения окружающих

д) человек оскорбил другого человека

 

9. Общечеловеческие нормы морали – это

а) правила, указывающие как любой человек должен относиться к любому человеку

б) то общее, что есть во всех моральных учениях прошлого и современности

в) правила взаимоотношений людей, которые будут существовать, если все люди на планете объединятся в единое общество

г) правила взаимоотношений людей в экономически наиболее передовых обществах

 

10. Есть общечеловеческая мораль, а есть и профессиональная этика, т.е. правила, регулирующие взаимоотношения людей в определенном виде деятельности. Что относится к профессиональной этике:

а) не убей

б) не укради

в) не лги

д) не списывай

 

11. К нормам какого вида деятельности в первую очередь относится данное высказывание: «не доверяй авторитету»:

а) науки

б) искусства

в) права

г) политики

 

ЗАДАЧИ

 

1. Является ли религия (например, христианство) моральным учением? Обоснуйте ответ.

2. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил: «Если бога нет, то все дозволено». Как вы думаете, почему он так утверждал, ведь даже если религия исчезает, то остаются правила поведения и люди, которые их исполняют.

3. «Морально то, что согласно с природой, и аморально то, что противоречит ей». Можно ли согласиться с таким пониманием сущности морали?

4. «Всякое благо мы познаем ощущением» Эпикур. Прав ли философ в выделенном им критерии определения блага?

5. Как вы думаете, подлежит ли моральной оценке эксперимент, проводимый ученым? Если подлежит, при каких условиях он является нравственно-отрицательным, нравственно-нейтральным и нравственно-положительным?

6. Требование «беречь здоровье окружающих на производстве» является частью профессиональной этики или общечеловеческой этики? Ответ обосновать.

7. Как вы думаете, утверждение «счастье — это семья» является призывом к счастью или к добру? Ответ обосновать.

8. В животном мире ученые обнаружили частые случаи самопожертвования и взаимопомощи среди животных одного вида и разных видов. Можно ли говорить о поведении животных как о нравственном поведении? Ответ обосновать.

9. Как вы думаете, должен ли ученый быть справедливым? Если нет, какое слово, близкое по смыслу справедливости, вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать деятельность ученого? Ответ обосновать.

10. Источником сведений о правилах поведения могут быть наблюдения за поведением людей (опыт), логическое рассуждение (разум), инстинкты и религиозные тексты (откровение). Как вы думаете, какой из источников наиболее приемлем именно для формулировки моральных норм? Ответ обосновать.

11. Как вы думаете, почему Иисус Христос учил не молиться на людях? Имеет ли это какое-то отношение к морали?

12. «Научными методами нельзя установить, какой должна быть хорошая жизнь» П. Бергер. Почему?

13. Как вы думаете, является ли моральным требование «беречь собственное здоровье»?

14. Чем отличаются друг от друга высказывание «все люди – эгоисты» и высказывание «любите окружающих»?

15. Известный русский социолог П. Сорокин выделял в истории человечества три вида моральных и правовых норм: а) идеационные моральные нормы, т.е. нормы, утверждающие высшую моральную ценность не в чувственном, а в сверхчувственном мире; б) чувственные моральные нормы, т.е. нормы утверждающие ценности счастья, удовольствия и комфорта в чувственном мире; в) идеалистические моральные нормы, т.е. нормы, утверждающие высшую ценность сверхчувственного мира, но положительно оценивающие те чувственные ценности, которые благородны и не противоречат сверхчувственному миру. Попробуйте теперь распределить все приведенные ниже суждения в соответствии с данными критериями.

А) «Максимум счастья для максимума людей»

Б) «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»

В) «Высшая цель – наслаждение»

Г) «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец Ваш Небесный»

Д) «Имущество не создает счастья. Богатство непостоянно. Будь благочестивым, усердным. Веди честную жизнь. Будь уважительным»

Е) «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе»

Ж) «Следуй своим желаниям, покуда жив. Делай все, что пожелаешь на этой земле, и не тревожь сердца своего»

З) «Смотри на мир, как бы ты смотрел на мыльный пузырь», «Мудрецов ничто не заботит в этом мире».

16. «Что касается принципа собственного счастья [как основания моральных законов], то он более всего неприемлем не только потому, что он ложен и опыт противоречит утверждению, будто хорошее состояние всегда согласуется с хорошим поведением; и не потому, что он нисколько не содействует созданию нравственности, так как совсем не одно и то же сделать человека счастливым или же сделать человека хорошим, сделать хорошего человека умным и понимающим свои выгоды или же сделать его добродетельным. Принцип этот негоден потому, что он подводит под нравственность мотивы, которые скорее подрывают ее и уничтожают весь ее возвышенный характер, смешивая в один класс побуждения к добродетели и побуждения к пороку и научая только одному, как лучше рассчитывать…» И. Кант. За что философ критикует стремление к своему счастью? Попробуйте сгруппировать его аргументы.

17. Если человек оказывает помощь ближнему в расчете на благодарность, можно ли назвать его поступок нравственным или добродетельным? Если нет, то почему?

18. «Одно лишь соответствие или несоответствие поступка закону безотносительно к его мотиву называют легальностью; то соответствие, в котором идея долга, основанная на законе, есть в то же время мотив поступка, называется моральностью (нравственностью) поступка» И. Кант. Как вы поняли смысл этого высказывания? Чем моральный поступок отличается от легального поступка? Приведите пример?

19. «Честность полезна, так как она обеспечивает хорошую репутацию; таковы и точность, трудолюбие, бережливость, и именно по этой причине они являются добродетелями» Б. Франклин. Прав ли автор в своем определении критериев добродетели?

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

 

4.1. Глобальные проблемы современности

 

4.1.1. Понятие глобальных проблем

4.1.2. Проблема войны и мира в современных условиях

4.1.3. Экологическая проблема

 

Цели и задачи темы

 

1. Дать определение глобальных проблем, причин их возникновения и основных направлений решения.

2. Дать характеристику проблемы войны и мира и сформулировать условия, придающие данной проблеме глобальный характер.

3. Дать характеристику экологической проблемы: определение экологического кризиса, причины его возникновения и перспективы решения.

 

megaobuchalka.ru

Социальные нормы. Право и мораль как регуляторы социальных  отношений

Социальные нормы — общие правила и образцы поведения, сложившиеся в обществе в результате длительной практической деятельности людей, в ходе которой были выработаны оптимальные стандарты и модели правильного поведения.

Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

— Правилами поведения людей, указывая на то, какими должны быть их поступки.

— Правилами поведения общего характера.

— Не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными методами воздействия.

Мораль – один из способов регулирования поведения человека в обществе с помощью норм. Мораль представляет собой известную совокупность исторически складывающихся и развивающихся жизненных принципов, взглядов, убеждений и основанных на них норм поведения, определяющих и регулирующих отношения людей друг к другу, обществу, государству, семье, коллективу, классу, окружающей действительности. Это понятие включает в себя и психологические моменты: эмоции, интересы, мотивы, установки и другие слагаемые. Центральное место занимает понятие о добре и зле. Условия нормальной жизнедеятельности людей, требующие ответственности человека за свое поведение, выражаются, прежде всего, в морали и лишь затем в «морально отработанном» виде воспринимаются государством, в результате чего образуется «криминалистическая часть» правовой материи – уголовное право и примыкающие к нему правовые подразделения (в том числе исправительное, пенитенциарное право).

В отличие от правовых норм, нормы морали имеют менее формализованный характер, обеспечиваются не государственным принуждением, а общественным мнением, оценками со стороны окружающих. В отличие от правовых, которым характерны запреты, разрешения, нормы морали свое воздействие оказывают оценочными измерителями типа «добро – зло», «справедливо – несправедливо» и т.д. Несмотря на их различие в методах воздействия на общественное поведение, право и мораль теснейшим образом связаны между собой, дополняют друг друга. В целом нравственные нормы подкрепляют правовые, так же, как и нарушение правовых норм влечет за собой моральное осуждение. Осуждение нарушителя силой общественного мнения – мощное регулятивное средство. Часто правовые нормы закрепляют действие моральных.

Мораль выступает в качестве внутреннего саморегулятора поведения индивида, его осознанного, внутренне мотивированного способа участия в социальной жизни и общественных отношениях.

От морали право отличается государственной обеспеченностью. В этом, думается, заключено его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного социального регулятора. Возлагая на физических и юридических лиц обязанность, право располагает такими инструментами воздействия, которые позволяют ему добиться требуемого поведения. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуляторы, в том числе и мораль, оказывались недостаточными для обеспечения организованности и порядка, защиты производителя от частного случая и произвола. Свойства права отвечали этому требованию.

students-library.com

1.2. Мораль в системе регуляторов поведения

· В третью группу входят категорииидеал, добродетель, порок, которые отражают представленияо диапазоне морального развития личности и тем самым образуютшкалу оценок этого развития на осно-

вании проявлений в поведении человека тех или иных нравственных качеств. Представления такого рода, будучи результатом нравственного опыта человечества, хранятся в общественном сознании и обогащаются вместе с опытом, являясь для каждого нового поколения предметом освоения в процессе нравственного становления.

Среди ученых-этиковне прекращаются споры о том, какую из категорий считать основной, или базовой, для логического выведения из нее всех остальных. Между тем дело не в иерархии. Для получения системного знания о морали принципиальное значение имеет не «ранг» той или иной категории, а четкое различение функциональной определенности тех элементов моральных отношений, которые такими категориями обозначаются.

Развитие этической мысли показало, что мораль – сложный феномен, возникший вместе с человеческим обществом, при этом ее главная особенность заключается в том, что она руководит поведением человека

через него самого.

Мораль имеет ценностную природу и представляет собой особый регулятивный механизм, основанный на доброй воле индивидов, их стремлении к согласованию своих действий с интересами общности. По мнению Сократа, мораль является ценностным фундаментом, на котором вырабатываются основы культуры, различные формы общественного сознания, сохраняющие с ней более или менее прочную связь.

В силу этого моральные отношения не столько существуют в обществе в «чистом виде», сколько проявляются в виде одного из аспектов любого типа общественных отношений(экономических, политических, профессиональных, семейных и т. п.).

Будучи одной из сторон любого типа социальных отношений, моральные отношения определяют основу жизненной позиции личности,

т. е. систему взглядов и убеждений, выступающих в качестве ориентиров при реализации моральной установки в каждом конкретном случае выбора действий.«Конечной инстанцией», определяющей меру нравственного поведения индивида, является он сам. Разумеется, существуют нравственные ориентиры – хранимые в общественном сознании -мо ральные ценности и образцы морального долженствования. Существуют моральные санкции – положительные и отрицательные, в виде

studfiles.net

Соотношение правовых и моральных норм — Мегаобучалка

Правовые нормы и нормы морали являются важ­ными регуляторами общественных отношений. И пер­вые и вторые выполняют однопорядковые, с точки зрения социального назначения, функции: регулятив­ную, охранительную, воспитательную, оценочную, ЗчЬ информационную и др.

Следующее их совпадение заключается в том, что нормы права и нормы морали — это прежде всего правила поведения, т. е. они являются определенными моделями, установками для совершения тех или иных действий субъектами регулируемых отношений. Не­редко моральные и правовые требования совпадают абсолютно: не убий, не укради и т. д.

Право и мораль в любом обществе представляют собой систему правил, т. е. им присуще общее каче­ство — системность.

Право и мораль — это две взаимодействующие системы. Данное сходство объясняется наличием боль­шого числа (совокупности) моральных и юридических правил, возникающих в обществе в силу объективной потребности в них, в силу их необходимости для обще­ства.

Право и мораль имеют ряд общих исходных прин­ципов (базовых, основополагающих идей) — гуманизм, социальная справедливость, равенство. Ранее уже от­мечалось, что у права и морали в основном общий объект регулирования — общественные отношения, возникающие между их субъектами интересы, стрем­ления и вызываемые ими поступки. У права и мора­ли, в конечном счете, во многом совпадающие цели и задачи — урегулированность и упорядоченность об­щественных отношений, достижение благополучия и благоразумия в отношениях между людьми.

Наконец, нельзя не сказать о том, что право и мо­раль представляют собой несомненную социальную ценность, которую выработало человечество на своем длительном и противоречивом пути развития. Сегодня невозможно представить общество без правовых и мо­ральных основ его существования и организации. Пра­во и мораль — тот остов, на котором общество может держаться, существовать и развиваться в прогрессив­ном направлении.

Вместе с тем у права и морали имеется много несовпадений, различий и даже противоречий.



Правовые нормы — это правила, установленные государственной властью, они закрепляются в соответ­ствующих правовых актах — законах, указах, постанов­лениях, судебных решениях. Моральные нормы содержатся в сознании людей, они отражают нравственный уровень общества, в них содержится общественная оценка действий людей и всего того, что происходит в обществе, в отношениях между людьми.

Для оценки действий и поступков людей с пози­ций права используются такие понятия, как «право­мерно», «законно», «неправомерно», «незаконно», «противоправно» и т. д. У морали сформировались и используются другие критерии: «добро-зло», «хорошо-плохо», «честно-нечестно» и т. д.

Отсюда вытекает и другое различие права и мора­ли. Оценка действий и поступков людей с позиций права требует четкого оформления, строгой фиксации того, что может считаться законным, правомерным или незаконным, противоправным. Ведь в данном случае речь может идти о привлечении человека к юридичес­кой ответственности, о наказании, а для этого нужны четкие, фиксированные требования, установленные властью, которая будет привлекать правонарушителя к ответственности за их несоблюдение.

Моральные же требования существуют в обще­ственном мнении, они не оформлены в виде четких статей кодексов, уставов, положений и инструкций. Это идеальные требования, предъявляемые общественным сознанием к человеку и дающие оценку его поступкам.

С точки зрения морали, определенный поступок плохой, а человек его совершивший бессовестный, с позиций права — это правонарушитель, которого сле­дует привлечь к ответственности, поскольку совершен­ный им проступок противоправен.

Следует также отметить, что юридические нор­мы — это не просто записанные, четко сформулиро­ванные правила, а они представляют собой взаимо­связанную систему с присущей ей структурой и иерархией (конституционные, уголовно-правовые, гражданско-правовые, финансовые, административ­ные и т. д. нормы). Любое государство стремится к тому, чтобы весь этот огромный комплекс правовых явлений не был противоречивым, чтобы правовые требования были однозначными, способными эффек­тивно регулировать общественные отношения.

 

У моральных норм такой системности и однознач­ности нет. Они возникают по другим причинам и осно­ваниям, нежели правовые нормы, действуя в раз­личных слоях общества в зависимости от моральных воззрений и установок этого слоя (а не как правовые — формально и однозначно в любой социальной группе). Время действия моральных норм не определено, они возникают и исчезают независимо от воли законодате­ля, их создает само общество, оно же их или сохраняет на длительное время, в нем они постепенно угасают (исчезают). Моральные нормы имеют более широкую панораму воздействия во времени и пространстве, в этом их преимущество перед правовыми и в этом их большая социальная ценность.

Еще раз приходится подчеркнуть, что правовые нор­мы характеризуются конкретностью, они всегда записаны и четко сформулированы, а нормы морали не ограниче­ны четкими словесными формулировками, они достаточ­но широки по своему смыслу и содержанию. Например, оценка с точки зрения морали— «хороший человек». Здесь можно очень долго перечислять достоинства этого человека, так и не исчерпав их полностью. Для права по­добные оценки и расплывчатые формулировки должны быть исключены. И когда к ним прибегает законодатель, это порождает бесконечные споры, судебные тяжбы. На­пример, ст. 6 ГК РФ, использующая понятия «добросове­стность», «разумность», «справедливость», которые весь­ма подвержены субъективным оценкам.

Различие между правом и моралью состоит в оцен­ке мотивов поведения. Для права в абсолютном боль­шинстве случаев на первом месте стоит формальное правоисполнение, выполнение возложенной юриди­ческой обязанности в установленный срок, в установ­ленной форме и т. д. Для морали важно, чтобы мотивы, побуждения этого выполнения были добросовестными, искренними, без злости и возмущения. Скажем, одно дело платить алименты на содержание ребенка по решению суда, т. е. по принуждению, и другое — доб­ровольно, честно, с искренним желанием оказать по­мощь в воспитании ребенка.

Весьма заметно различие права и морали в спосо­бах (методах) их обеспечения. Нормы права не только создаются государством, но и охраняются им от нарушения. В государстве имеется система правоохранительных органов — суды, проку­ратура, полиция, судебные исполнители, задачей кото­рых является обеспечение требований, содержащихся в нормах права, привлечение к ответственности нару­шителей этих норм, восстановление нарушенного пра­ва. Совсем другое дело — обеспечение требований норм морали. Их исполнение зиждется на общественном осуждении поведения нарушителя моральных норм, т. е. здесь главный инструмент охраны — общественное мнение, а не государственное принуждение. С точки зрения морали какой-либо человек является весьма непорядочной, отрицательной личностью (хам, циник, эгоист), но с юридических позиций его нельзя считать правонарушителем, так как требований закона не нару­шает, его поступки не переходят грани закона, когда, например, он грубит коллегам или не дает взаймы ни рубля ни при каких обстоятельствах.

Ответственность за нарушение норм права и мора­ли также существенно различна. За нарушение право­вых требований наступает юридическая ответственность, реализуемая в особых охранительных правоотношениях с участием государства, которое обеспечивает реализа­цию этой ответственности, принуждая виновное лицо возместить ущерб, уплатить штраф, отбыть уголовное наказание. Процесс привлечения к юридической ответ­ственности и ее реализации строго регламентируется законодательством, самодеятельность в данном случае не допускается, ибо это особая ответственность, она всегда сопряжена с государственным принуждением, ее несе­ние всегда связано с отрицательными последствиями для правонарушителя в виде материального, организацион­ного или личного характера.

Моральная ответственность осуществляется по-иному. Она не имеет той строгой регламентации, кото­рая присуща юридической ответственности, для ее ре­ализации нет специальных органов и механизмов. Главное здесь — моральное осуждение, общественное порицание нарушителя, придание ему отрицательной

Ш характеристики (молвы), неприятие его в определен­ной среде общества, исключение из коллектива и т. п.

_______________________________|

Для анализа соотношения правовых и моральных норм важно рассмотреть их взаимодействие как соци­альных регуляторов, действующих одновременно и имеющих один общий объект— жизнь общества и складывающиеся в нем отношения между его субъек­тами (гражданами, организациями, властью).

Безусловно, мораль и право, как правило, поддер­живают друг друга, их требования по своей сути во многом совпадают. Практически любое противоправ­ное деяние является аморальным, а то, что поощряется моралью, в большинстве случаев является правомер­ным. Современное право по определению не может быть безнравственным, поскольку оно перестало быть классовым регулятором и теперь призвано поддержи­вать и защищать общечеловеческие ценности.

Общее в праве и морали наиболее очевидно про­является в отрицательной оценке преступлений. Боль­шинство общественно-опасных деяний, которые в уголовном законодательстве квалифицируются как преступления, вне всякого сомнения считаются амо­ральными. В данном случае мораль в оценочном пла­не полностью совпадает с правовыми запретами, т. е. право и мораль как нормативные регуляторы действу­ют в одном направлении, они дополняют и укрепляют друг друга.

Более того, имеются такие виды жизненных отно­шений, где право непосредственно защищает мораль, само появление правовых норм является следствием существующих моральных принципов (ответствен­ность за детоубийство, проституцию, хулиганство).

Не случайно право иногда называют юридически оформленной нравственностью, ибо право требует соблюдения тех правил, которые поддерживаются моралью, правовые и моральные веления, запреты, предписания порой абсолютно тождественны. При рассмотрении в судах многих уголовных и админист­ративных дел, имущественных и семейных споров используются как правовые, так и нравственные кри­терии. Законодатель учитывает близость моральных и правовых положений, когда включает в тексты зако­нов такие составы правонарушений, как вандализм, хулиганство, оскорбление, клевета и др. При рассмот-рении этих и близких к ним преступлений невозможно пользоваться только уголовным кодексом и не учиты­вать положения условного нравственного кодекса, су­ществующего в обществе.

Правовые нормы в демократическом обществе должны не просто отражать его моральные принципы, а служить активными проводниками прогрессивных моральных ценностей, ибо право, опирающееся на мораль, будет неизмеримо сильнее, а мораль, подкреп­ленная правовой защитой, получает в лице права силь­ного союзника, и тем самым оба эти регуляторы стано­вятся более эффективными.

Право и нравственность — объективно взаимодей­ствующие регуляторы общественных отношений, они своего рода близнецы-братья. Право не может разви­ваться без морали, моральная оценка права, мораль­ность права крайне необходимы, они являются своего рода ориентиром для права и одновременно его нрав­ственной общественной оценкой. Точно также мораль не может существовать и развиваться без помощи права, закрепляющего и охраняющего, оберегающего моральные воззрения и принципы общества, в кото­ром действует право.

Отдельные положения современного российского права нередко не соответствуют высоким моральным требованиям. Но это явление не единственное в своем роде. Несовпадение правовых и моральных требова­ний — это постоянное состояние права и морали, оно присуще праву и морали на всем многовековом пути их развития и взаимодействия. Каким бы совершен­ным право не было, оно не может быть адекватным отражением морали. Абсолютного совпадения (слия­ния) между ними никогда не было и оно невозможно в ближайшей исторической перспективе. Между правом и моралью всегда существовали и будут существовать определенные противоречия, несовпадения, как не может быть совпадения между государством и обще­ством.

Длительный опыт нормативного регулирования общественных отношений доказывает, что полное со-пгп вмещение (слияние) нравственного и правового объек-uOt тивно невозможно.

 

Если таковое произойдет, то это будет означать появление нового регулятора жизни общества (уже не морали и не права), а чего-то более универсального, чем право и мораль. В программах коммунистических партий, в учении о коммунизме предполагалось отми­рание права и замена его чем-то вроде новой комму­нистической морали. Но эта теория не оправдала себя на практике, она остается утопической.

Противоречия между правом и моралью возника­ют по многим причинам.

Мораль более подвижна, более динамична, а пра­во всегда более консервативно, оно нередко отстает от передовых моральных требований.

С другой стороны, право более цельно, более еди­но, т. к. оно выражает единую государственную волю, а мораль неоднородна, она отражает воззрения и оцен­ки различных социальных слоев (богатых, бедных, ста­риков, молодых и т. д.).

Порою возможны принципиальные противоречия между правом и моралью в ситуациях, когда закон запрещает, а мораль разрешает и наоборот. Например, закон требовал доносительства даже на самых ближай­ших родственников (мать, отца, сына), а мораль этого не допускала. Закон разрешает аборты, мораль осуж­дает. Закон уже разрешил в некоторых странах эвта­назию, но это противоречит вековым моральным тра­дициям: больного следует лечить, спасать, а не убивать.

megaobuchalka.ru

понятие и происхождение. Место морали в системе социальных регуляторов общественных отношений. Значение в профессиональной деятельности юриста.

Мораль — система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. В живом, т.е. обычном языке под моральным чаще всего понимается хорошее, доброе, правильное, под аморальным — дурное, злое, неправильное. Как понятие философии, т.е. в более строгом и узком смысле слова мораль — это ценности и нормы (правила), регулирующие поведение людей. В сферу морали попадает как добро, так и зло, как справедливое, так и несправедливое. Следовательно, с философской точки зрения, моральное — это то, что имеет отношение к морали. Моральному противостоит вне моральное — к морали отношение не имеющее. Значит, для понимания того, что такое мораль, важно, по крайней мере, знать, в чем состоит добро и зло, справедливость и несправедливость, добродетель и порок. Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения людей во всех сферах общественной жизни: в быту, в труде, в личных отношениях. Она имела всеобщее значение, распространялась на всех членов коллектива и закрепляла в себе все общее, что составляло ценностные основы общества, которых складывались взаимоотношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни, формы общения. Мораль можно определить как систему норм и ценностей, которые, в конечном счете, ориентируют человека на благо других людей. Эти нормы и ценности обращены к человеку, и они так устроены, что требуют не только добродетельных и справедливых действий, но также, чтобы эти действия были совершены намеренно и в результате свободного и бескорыстного решения человека.

Особенности делового этикета юриста.

Этикет юриста – устойчивый порядок поведения при выполнении служебных полномочий (решение юридического дела), выражающий внешнее содержание принципов морали, состоящий из правил вежливого обхождения в обществе (манеры, формы общения и приветствия, одежда). Этикет имеет правила, которые облачены в конкретные формы, представляющие собой единство двух сторон: этической (проявление заботы, уважения и др), и эстетической (красота, изящество, поведение). Вежливость, любезность, точность – своевременное выполнение обещанного порученного дела, высокая самоорганизованность. Главное, чтобы за строгим соблюдением этикета не было скрыто неуважения, недоброжелательности к людям. Если этикет будет иметь чисто внешнюю форму, то строго организованный характер превратится в форму лицемерия.

Нравственный конфликт. Моральная ответственность.

Нравственный конфликт – это противоречие в сфере нравственных отношений и морального сознания, выражающее столкновения моральных принципов, интересов, убеждений, мотивов.Сущность конфликтной ситуации заключается в том, что нравственные противоречия достигают такой степени остроты, когда предельно обнажаются и «сталкиваются» противоположные позиции, точки зрения, мотивы и убеждения. Возникновение нравственного конфликта всегда связано с объективной необходимостью его разрешения. Но для этого важно знать. Моральная ответственность – это способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки. Быть свободным, самостоятельным — значит быть ответственным. Свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность. Виды ответственности определяются тем, перед кем или чем и за что человек несет ответственность. Это может быть:

ответственность перед самим собой;

ответственность за конкретные действия и поступки перед другими людьми; ответственность перед миром и человечеством, проявляющаяся и забота о мире, вызванная тревогой о нем.

Содержание и особенности профессиональной этики в юридической деятельности.

Как видим, юридическая этика имеет довольно сложное содержание. Суммируя его составные, полагаем, что можно ее определить, как учение о специфике проявления общих нравственных норм в условиях наиболее эффективного осуществления отдельных видов трудовой деятельности и его субъектов.

Одной из разновидностей профессиональной этики является юридическая этика – учение о нравственных основах трудовой деятельности юриста и предъявляемых к нему моральных требований.

Юридическая этика включает в себя:

1) исследование своего предмета и стоящих перед юридической этикой задач.

2) Историю становления и развития такой разновидности этики.

3) Проблемы взаимодействия нравственных норм с другими социальными нормами, в том числе и с нормами права в юридической профессии и соответствующей форме деятельности.

4) Предъявляемые нравственные требования

Профессиональная этика юриста (юридическая этика) определяется особенностями осуществляющего им трудового процесса, связано с тем, что объектом его деятельности выступает человек, протекающего к тому же строго в рамках регулирования соответствующими правовыми нормами. Последние, однако, как бы хороши ни были, «они, — как писал Кони, — могут потерять свою силу и значение в неопытных, грубых или недобросовестных руках».

14. Основные этические категории: понятие, содержание.

Категории этики – это основные понятия этической науки, отражающие наиболее существенные элементы морали. категории: добро и зло; благо; справедливость; долг; совесть; ответственность; достоинство и честь. К категориям этик относят также смысл жизни, счастье, др. Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро– категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу Зло – категория этики, по своему содержанию противоположная добру, обобщенно выражающая представление о безнравственном, противоречащем требованиям морали, заслуживающем осуждения. Благо– все, что способствует человеческой жизни, служит удовлетворению материальных и духовных потребностей людей, является средством для достижения. Справедливость– категория, означающая такое положение вещей, которое рассматривается как должное, отвечающее представлениям о сущности человека, его неотъемлемых правах, исходящее из признания равенства между всеми людьми и необходимости соответствия между деянием и воздаянием за добро и зло, практической ролью разных людей и их социальным положением, правами и обязанностями, заслугами и их признанием. Долг-это принятие личностью необходимость подчинить себя общественной воле. Совесть-способность человека практически оценивать свои поступки и переживать их. Ответственность – категория этики, характеризующая личность с точки зрения выполнения ею нравственных требований, соответствия ее моральной деятельности нравственному долгу, рассматриваемого с позиций возможностей личности. Достоинство – категория этики, означающая особое моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, основанное на признании ценности человека как личности. Честь как категория этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества.

15. Этические и правовые требования, предъявляемые к проведению допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей.

Допрос несовершеннолетних потерпевших и свидетелей требует тщательной подготовки. Необходимо собрать подробные сведения о личности свидетеля, ясно представить его облик, среду, в которой он воспитывается, его поведение дома и в школе, отношение к учителям, родителям, сверстникам. Подлежит выяснению роль несовершеннолетнего свидетеля в расследуемом событии, его отношение к обвиняемому, потерпевшему. Учитывая большую внушаемость детей, следует выяснить, каким влиянием со стороны кого мог подвергаться несовершеннолетний свидетель в этом промежутке. Общее тактическое правило о том, что допрос свидетелей следует производить как можно быстрее после событий, являющихся предметом их показаний, особенно важно учитывать при допросе несовершеннолетних свидетелей.

Планируя продолжительность допроса, необходимо учитывать, что ребенок быстро утомляется. Поэтому если предстоит долгий разговор, то должны предполагаться перерывы минут на 5-10. Так же очень важно место допроса, но здесь в зависимости от возраст, если подросток в возрасте от 14-16 лет, то для него лучшим местом будет кабинет следователя – официальная деловая обстановка, подчеркнет важность выполняемой им функции. Малолетних же такая обстановка может запугать, затормозить процессы мышления и будет препятствовать даче показаний. Место допроса должно быть привычным для малолетнего: школа, дом, иногда даже улица,. Где ребенок играл или наблюдал интересующие следствие событие.

При подготовке несовершеннолетнего свидетеля решается так же вопрос о лицах, которые должны присутствовать при допросе. От 14-16 вызывается педагог, он выступает как специалист.

Обязательно ведение протокола в котором записывается, все то что говорит свидетель, желательно, все сказанное записывать дословно, что бы сохранить смысловую содержательность речи, и не упустить ни чего важного и нужного следствию.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Мораль как регулятор общественных отношений. исторические этапы развития морали

3.4.2. Мораль как регулятор общественных отношений. Исторические этапы развития морали

Социальные функции морали состоят в том, чтобы регулировать отношения между людьми. Цель регулирования — укрепить взаимосвязи между людьми. Вспомним знаменитое требование и саму его формулировку «возлюби ближнего». Регулятивная функция включает в себя: мировоззренческую (если указывает цели), коммуникативную (если обеспечивает связь) и интегративную (если объединяет людей) функции.

Мораль как социальный институт появляется и крепнет в эпоху цивилизаций. Мы помним, что цивилизации — это общества, где происходят бурные изменения и множество событий, это огромные сложноорганизованные общества. Что может связать людей в таких обществах, преодолеть национальную и социальную разобщенность? Это делает мораль, которая призывает к равному отношению ко всем вне зависимости от их социального и национального происхождения.

Следует подчеркнуть, что в традиционных обществах мораль обладала специфическими чертами. Не существовало четкого разделения моральных, правовых и религиозных норм. Это означало, что за несоблюдение моральных правил могло последовать правовое или религиозное наказание. И наоборот, нарушение собственно религиозных обрядов и ритуалов приводило к моральному осуждению. Решающим фактором воздействия за несоблюдение норм выступало давление общественного мнения. Поэтому можно сказать, что в традиционных обществах людям часто трудно было превратить моральные нормы во внутренний регулятор своего поведения. Они оставались как бы внешними по отношению к людям.

И, наконец, характерной особенностью традиционных обществ было содержание морали. Именно с ним очень долго вели борьбу мировые религии. Основным принципом традиционной морали являлось деление на своих и чужих. Своими, как правило, считались члены общины, касты, ордена, цеха и т.д. По отношению к ним нормы требовали соблюдать отношения справедливости, равенства, взаимопомощи, сохранения собственного достоинства и уважения к другим. По отношению к чужим действовал принцип выгоды.

С развитием индустриального общества меняется как содержание моральных норм, так и их место в обществе. Мораль приобретает автономный характер. Она отделяется от религии и права как по своим целям, так по способам контроля над поведением. Превращение морали в социальный институт помимо всего означает признание за человеком права поступать согласно своей совести.

Правила поведения интериоризируются, т.е. превращаются во внутренний регулятор человеческих действий. Это означает, что человек теперь действует, руководствуясь не внешним давлением, а внутренними принципами. Он сам осуществляет контроль над собой, сам карает себя за несоблюдение тех или иных норм. Это проявляется в муках совести, нравственном суде.

Особые черты приобретает содержание морали. Мы уже подчеркивали, что решающим признаком определения моральности тех или иных правил поведения является их универсальность. Но какими же должны быть эти правила? Основной принцип, который лежит в основе современной морали, гласит: относись к другому не как к средству, а как к цели. Поэтому характерной чертой современной морали становится гуманизм, т.е. применение данного принципа по отношению к любому человеку вне зависимости от национальной, половозрастной, социальной принадлежности.

ВЫВОДЫ

1. Мораль является одной из важнейших духовных ценностей в цивилизациях и видом социальных норм. В отличие от познания и переживания мира мораль призвана определять поведение человека посредством императивов или повелений. Мораль требует чтобы ее предписания исполнялись всегда, везде и по отношению ко всем, определяли не только поступки, но и намерения человека и носили самоценный характер.

2. В обществах мораль существует в виде нравов, т.е. конкретно-исторических форм морали. Идеалом морального отношения является формирование нравственности, т.е. знания, умения, а главное, желания исполнять моральные предписания.

3. Мораль приобретает важное значение с эпохой возникновения цивилизаций, где выполняет мировоззренческую, коммуникативную и интегративную функции.

4. В отличие от традиционных обществ, где содержанием морали долгое время было разделение на своих и чужих, принципом морали индустриальных обществ становится гуманизм, т.е. требование относится к любому человеку как к цели, а не как к средству.

Контрольные вопросы

1. Что отличает мораль от традиций, религии и права?

2. Если человек совершает добрый поступок из чувства симпатии, можно ли назвать его поведение моральным?

3. Каким образом мораль может выполнять в обществе мировоззренческую, коммуникативную и интегративную функции?

СЛОВАРЬ

Мораль – совокупность требований (моральных норм), предъявляемых к человеку, и указывающих, что он должен делать, чтобы осуществлять добро и избегать зла.

Нравственность – способность и желание человека следовать моральным нормам.

Нравы — исторически сложившиеся в той или иной культуре моральные нормы.

Этика – философская дисциплина, изучающая мораль и выявляющая на каком основании добро отделяется от зла.

Профессиональная этика – нормы, регулирующие поведение членов специализированного коллектива, чтобы обеспечить наиболее эффективное достижение целей, стоящих перед данным коллективом.

Императив – повеление, требование, предписание (а не совет или рекомендация) совершить то или иное действие.

Гуманизм – представление и убеждение в том, что к любому человеку (вне зависимости от его происхождения, уровня развития, этнической принадлежности) следует относиться как к цели, а не как к средству.

ТЕСТЫ

(отвечать только «да» и «нет»)

1. Моральные нормы остаются верными, даже если ни один человек их не соблюдает, потому что они говорят о том, как следует поступать, а не о том, как люди поступают.

2. Добродетельный человек – это человек, который делает добрые дела только из симпатии к окружающим.

3. Люди соблюдают моральные нормы только потому, что боятся осуждения со стороны общественного мнения.

4. Требования морали имеют универсальное значение. Это значит, что любой человек должен их выполнять всегда и везде.

5. Условием соблюдения правовых норм является угроза наказания со стороны государства

6. Условием соблюдения моральных норм является не совесть, а осуждение общественного мнения.

7. Моральный авторитет человека зависит от его социального положения.

8. Моральной оценке в отличие от правовой оценки подлежат не только действия человека, но и его намерения.

9. Основная цель морали закреплять и освящать сложившиеся в обществе обычаи.

10. Мораль оценивает не только цель, но и средства ее достижения.

11. Мораль и религия – это одно и то же, потому что все известные нам моральные нормы содержатся в религиозных текстах.

12. Мораль имеет значение только для масс, а для великих личностей эта мерка слишком мала.

ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ

1. Мораль – прежде всего

а) правила хорошего тона

б) правила поведения

в) правила создания новых объектов

г) правила использования объектов

2. Мораль – прежде всего

а) личные выводы, которые человек должен сделать из своих поступков

б) нормы, закрепленные государством

в) общезначимые требования, предъявляемые к поведению каждого человека

г) мнения коллектива о поведении индивида

3. Мораль – это правила

а) как должны относится друг к другу граждане государства

б) как должны относится друг к другу представители одной нации

в) как должен относиться любой человек к любому человеку

г) как должны относиться друг к другу члены определенного общества

4. Мораль – это

а) личное дело каждого человека

б) воля большинства по отношению к меньшинству

в) требования государства к поведению человека

г) всеобщие требования к поведению любого человека

5. Моральные нормы отличаются от научных законов тем, что

а) мораль субъективна, а законы объективны

б) мораль говорит о должном, а законы — о сущем

в) мораль произвольна, а истинность законов доказываются фактами

г) мораль изменчива, а законы устойчивы

6. Моральные нормы от правовых норм отличаются тем, что

а) за нарушение одних наказывают, а за нарушение других – нет.

б) одни просты и определенны, а другие – туманны и неопределенны

г) одни приказывают, а другие лишь советуют

д) для выполнения одних достаточно только поступка, для выполнения других – необходимо соответствие намерения поступку.

7. Подчеркните верное положение

а) основная задача морали запрещать те или иные поступки человека

б) мораль судит не только поступки, но также мысли и чувства человека

в) мораль воздействует на человека через только давление общественного мнения

г) с момента возникновения моральные нормы остались неизменными

8. «Одно лишь соответствие или несоответствие поступка закону безотносительно к его мотиву называют легальностью; то соответствие, в котором идея долга, основанная на законе, есть в то же время мотив поступка, называется моральностью (нравственностью) поступка» И. Кант. На основе данного определения укажите, какой из перечисленных ниже поступков легальный, а какой — моральный?

а) человек помог другому человеку, исходя из принципа, что людям следует помогать

б) человек помог другому человеку из чувства симпатии

в) торговец не обсчитывает покупателей, чтобы привлечь больше покупателей

г) человек помог другому человеку, потому что боится осуждения окружающих

д) человек оскорбил другого человека

9. Общечеловеческие нормы морали – это

а) правила, указывающие как любой человек должен относиться к любому человеку

б) то общее, что есть во всех моральных учениях прошлого и современности

в) правила взаимоотношений людей, которые будут существовать, если все люди на планете объединятся в единое общество

г) правила взаимоотношений людей в экономически наиболее передовых обществах

10. Есть общечеловеческая мораль, а есть и профессиональная этика, т.е. правила, регулирующие взаимоотношения людей в определенном виде деятельности. Что относится к профессиональной этике:

а) не убей

б) не укради

в) не лги

д) не списывай

11. К нормам какого вида деятельности в первую очередь относится данное высказывание: «не доверяй авторитету»:

а) науки

б) искусства

в) права

г) политики

ЗАДАЧИ

1. Является ли религия (например, христианство) моральным учением? Обоснуйте ответ.

2. Великий русский писатель Ф.М. Достоевский говорил: «Если бога нет, то все дозволено». Как вы думаете, почему он так утверждал, ведь даже если религия исчезает, то остаются правила поведения и люди, которые их исполняют.

3. «Морально то, что согласно с природой, и аморально то, что противоречит ей». Можно ли согласиться с таким пониманием сущности морали?

4. «Всякое благо мы познаем ощущением» Эпикур. Прав ли философ в выделенном им критерии определения блага?

5. Как вы думаете, подлежит ли моральной оценке эксперимент, проводимый ученым? Если подлежит, при каких условиях он является нравственно-отрицательным, нравственно-нейтральным и нравственно-положительным?

6. Требование «беречь здоровье окружающих на производстве» является частью профессиональной этики или общечеловеческой этики? Ответ обосновать.

7. Как вы думаете, утверждение «счастье — это семья» является призывом к счастью или к добру? Ответ обосновать.

8. В животном мире ученые обнаружили частые случаи самопожертвования и взаимопомощи среди животных одного вида и разных видов. Можно ли говорить о поведении животных как о нравственном поведении? Ответ обосновать.

9. Как вы думаете, должен ли ученый быть справедливым? Если нет, какое слово, близкое по смыслу справедливости, вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать деятельность ученого? Ответ обосновать.

10. Источником сведений о правилах поведения могут быть наблюдения за поведением людей (опыт), логическое рассуждение (разум), инстинкты и религиозные тексты (откровение). Как вы думаете, какой из источников наиболее приемлем именно для формулировки моральных норм? Ответ обосновать.

11. Как вы думаете, почему Иисус Христос учил не молиться на людях? Имеет ли это какое-то отношение к морали?

12. «Научными методами нельзя установить, какой должна быть хорошая жизнь» П. Бергер. Почему?

13. Как вы думаете, является ли моральным требование «беречь собственное здоровье»?

14. Чем отличаются друг от друга высказывание «все люди – эгоисты» и высказывание «любите окружающих»?

15. Известный русский социолог П. Сорокин выделял в истории человечества три вида моральных и правовых норм: а) идеационные моральные нормы, т.е. нормы, утверждающие высшую моральную ценность не в чувственном, а в сверхчувственном мире; б) чувственные моральные нормы, т.е. нормы утверждающие ценности счастья, удовольствия и комфорта в чувственном мире; в) идеалистические моральные нормы, т.е. нормы, утверждающие высшую ценность сверхчувственного мира, но положительно оценивающие те чувственные ценности, которые благородны и не противоречат сверхчувственному миру. Попробуйте теперь распределить все приведенные ниже суждения в соответствии с данными критериями.

А) «Максимум счастья для максимума людей»

Б) «Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам»

В) «Высшая цель – наслаждение»

Г) «Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец Ваш Небесный»

Д) «Имущество не создает счастья. Богатство непостоянно. Будь благочестивым, усердным. Веди честную жизнь. Будь уважительным»

Е) «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе»

Ж) «Следуй своим желаниям, покуда жив. Делай все, что пожелаешь на этой земле, и не тревожь сердца своего»

З) «Смотри на мир, как бы ты смотрел на мыльный пузырь», «Мудрецов ничто не заботит в этом мире».

16. «Что касается принципа собственного счастья [как основания моральных законов], то он более всего неприемлем не только потому, что он ложен и опыт противоречит утверждению, будто хорошее состояние всегда согласуется с хорошим поведением; и не потому, что он нисколько не содействует созданию нравственности, так как совсем не одно и то же сделать человека счастливым или же сделать человека хорошим, сделать хорошего человека умным и понимающим свои выгоды или же сделать его добродетельным. Принцип этот негоден потому, что он подводит под нравственность мотивы, которые скорее подрывают ее и уничтожают весь ее возвышенный характер, смешивая в один класс побуждения к добродетели и побуждения к пороку и научая только одному, как лучше рассчитывать…» И. Кант. За что философ критикует стремление к своему счастью? Попробуйте сгруппировать его аргументы.

17. Если человек оказывает помощь ближнему в расчете на благодарность, можно ли назвать его поступок нравственным или добродетельным? Если нет, то почему?

18. «Одно лишь соответствие или несоответствие поступка закону безотносительно к его мотиву называют легальностью; то соответствие, в котором идея долга, основанная на законе, есть в то же время мотив поступка, называется моральностью (нравственностью) поступка» И. Кант. Как вы поняли смысл этого высказывания? Чем моральный поступок отличается от легального поступка? Приведите пример?

19. «Честность полезна, так как она обеспечивает хорошую репутацию; таковы и точность, трудолюбие, бережливость, и именно по этой причине они являются добродетелями» Б. Франклин. Прав ли автор в своем определении критериев добродетели?

4. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

4.1. Глобальные проблемы современности

4.1.1. Понятие глобальных проблем

4.1.2. Проблема войны и мира в современных условиях

4.1.3. Экологическая проблема

Цели и задачи темы

1. Дать определение глобальных проблем, причин их возникновения и основных направлений решения.

2. Дать характеристику проблемы войны и мира и сформулировать условия, придающие данной проблеме глобальный характер.

3. Дать характеристику экологической проблемы: определение экологического кризиса, причины его возникновения и перспективы решения.

4.1.1. Понятие глобальных проблем

Сегодня в распоряжении человечества находятся такие силы, с помощью которых оно изменяет саму планету. В результате их воздействия и родились так называемые «глобальные проблемы», которые ставят под угрозу как само существование человечества, так и условия его бытия (природу). Адекватное осознание этих проблем способствует возникновению «нового мышления», которое приобретает глобальный характер и которое состоит в том, чтобы измерять все действия интересами человечества, а не интересами отдельной нации или любой группы людей.

Итак, какие проблемы мы можем назвать глобальными. Это проблемы, которые существуют или возникают в одной стране, но последствия их таковы, что затрагивают все человечество. Например, катастрофа в Чернобыле. Или это одинаковые проблемы в большинстве стран, например, демографические или истощения природных ресурсов. И, наконец, по характеру это такие проблемы, которые могут привести к последствиям, губительным как для человечества в целом, так и для среды его обитания.

Что можно считать такими проблемами? К ним относят: возможность глобального военного конфликта с применением оружия массового поражения; возможность экологического кризиса, бедственное положение населения экономически слабых стран мира или проблема богатого Севера и бедного Юга, достижение приемлемых темпов роста населения (демографическая проблема), проблема истощения природных ресурсов планеты, борьба против распространения наиболее опасных болезней. В эту группу иногда включают другие проблемы, близкие по значению к перечисленным, такие как борьба против наркомании и наркобизнеса, а также против международного терроризма, прекращение региональных военных конфликтов и гражданских войн, ликвидация массовой неграмотности и т.д.

Степень остроты этих проблем настолько высока, что есть все основания говорить о подлинном кризисе, который в наше время переживает всё человечество. В последние десятилетия ученые, политики, бизнесмены, религиозные деятели и другие заинтересованные люди разных стран пытались объединить усилия в поисках путей выхода из кризиса, обусловленного обострением глобальных проблем современности. Это находит выражение в создании и деятельности авторитетных правительственных и неправительственных международных организаций (Римский клуб, ЮНЕСКО и др.), проведении разного рода международных совещаний и конференций, заключении многосторонних межгосударственных соглашений, непосредственно касающихся глобальных проблем.

Международная практика, однако, показывает, что бороться просто за охрану окружающей среды или прекращение гонки вооружений явно недостаточно. Решение глобальных проблем требует выявления и преодоления самих причин их возникновения. Каковы же они?

1. Прежде всего, отметим, что исток возможных проблем, особенно экологических, лежит в самой специфике человеческого бытия, а именно в преобразовательном отношении к миру. Конечно, это не причина существования самих сегодняшних проблем, но условие, которое создает возможность их возникновения, если не отнестить к нему серьезно.

2. Условие, которое усиливает возможность глобальных проблем — это способ существования индустриальной цивилизации. Традиционные, аграрные общества в силу низких технологий и боязни новизны существовали как локальные объединения и в относительном равновесии с природой. Поэтому кризисы и катастрофы, которые их сотрясали, не могли сказаться на других регионах. Индустриальное общество резко нарушает это положение дел. Ведь суть его существования – активное и превращенное в ценность преобразовательное отношение к миру.

3. Чертой, которую смело можно считать определяющей причиной сегодняшних глобальных проблем, является рыночная экономика с ее установками. Ее развитие с необходимостью сопровождается интенсивным ростом потребления невосполнимых природных ресурсов. Дело в том, что рыночная экономика ориентирована на безграничный рост потребностей, а это заставляет существующую экономическую систему производить на пределе возможностей, что усиливает давление на природу.

Рыночный характер экономики, а именно стремление к сбыту производимой продукции для получения прибыли, заставляет индустриальные цивилизации распространять свое влияние по всему миру в поисках потенциальных потребителей, производителей, ресурсов. Логика рынка заставляет их повсюду разрушать традиционный уклад, вызывая соответствующую реакцию. Но разрушение традиционного образа жизни не сопровождается автоматическим переходом к индустриальному способу существования. Ведь для этого необходимо полностью изменить мировоззрение и принципы жизни, складывавшиеся тысячелетиями.

4. Наконец, важной причиной возникновения глобальных проблем является господствующее мировоззрение индустриальной цивилизации. Оно строится на принципе бесконечного прогресса. Суть этой идеи состоит в убеждении, что современные индустриальные общества воплощают наиболее передовой уровень развития человечества. Это дает им право пренебрежительно относиться как к природе, которую они рассматривают как объект для покорения, так и к другим культурам, которые они считают примитивными, отсталыми. Вот почему индустриальные цивилизации считают правомерным навязывать свой способ жизни всем остальным народам и культурам.

Анализ причин возникновения глобальных проблем указывает и на возможные пути их преодоления.

1. Отказ от природопотребляющих технологий и повсеместное внедрение ресурсосберегающих производственных процессов. Природа долгое время рассматривалась как неисчерпаемый поставщик готовых благ, которые следовало лишь распределить. Теперь встает задача сбережения и искусственного создания этих благ

2. Отказ от искусственного стимулирования потребления и производства на пределе возможностей, столь характерного для индустриального общества. Исследователи считают, что у современного человека много по существу ненужных потребностей (примеров таких потребностей предостаточно, вы с легкостью сможете сами их привести). Вот от них-то и необходимо отказаться. Вместо привычного установки на «уровень жизни» (количество потребляемых жизненных благ) они предлагают ориентироваться на «качество жизни», а именно на чистоту воздуха, воды, пищевых продуктов, общее состояние окружающей природной среды. Вот эти блага и следует не просто беречь, а создавать.

3. Установление в мире нового социально-политического порядка. В последнее столетие геополитическая ситуация в мире представляла собой динамическое равновесие, основанное на противоборстве разных сил. Его можно было обозначить как противостояние «Восток-Запад». Авангардом «Востока» в этом противостоянии была система советского социализма. Оно сформировало и способ международных отношений, который строился и продолжает строиться на принципе создания и борьбы центров сил. Эти центры сил в лице США и Советского Союза, обладая наибольшей мощью, вступали в борьбу друг с другом и вынуждали тем самым остальные общества присоединяться либо к одному, либо к другому лагерю. Падение Советского Союза привело к краху одного из противоборствующих лагерей, но сохранило сам принцип деления мира на «центр» и «периферию».

Однако в то же время все больше о себе заявляет противостояние типа «Север-Юг». Индустриальная цивилизация («Север») продолжает экспансию, расширение сферы своего влияния на планете. Однако большая группа стран, стремящихся к самостоятельности («Юг»), активно отвергает ценности индустриальной цивилизации и предлагаемые ей способы решения проблем.

Тенденции современного развития позволяют сформулировать очень важный вывод. Если кризис, обусловленный глобальными проблемами, разрешим только совместными усилиями всех народов, то в интересах его преодоления необходимо не только ликвидировать остатки противостояния «Восток-Запад», но и найти пути к взаимопониманию между Севером и Югом. Это и означало бы установление нового социально-политического порядка в мире, который строился бы не на конфликте и борьбе цивилизаций или на доминировании одной цивилизации над другими, а на сотрудничестве равноправных партнеров.

4. Мировоззренческая революция или фундаментальное изменение ценностных ориентаций и понимания своего места в мире. Ведь природа долгое время воспринималась как неисчерпаемый источник благ. В мировоззрении индустриальных культур в 18-19 вв. сформировалась и окрепла идея, что существование человечества предполагает борьбу с природой и ее покорение. Покоренность природы стала рассматриваться как показатель прогресса. Кроме того, индустриальная цивилизация успех в соперничестве с другими людьми в целом стала возводить в ранг абсолютной ценности.

В противоположность этому в наше время в религиях, философии набирает популярность идея солидарности людей на основе общих духовных ценностей. Суть их состоит в реализации принципа диалога, который предполагает сохранение и признание ценности уникальности каждой культурной формы, а также ее развитие и обогащение благодаря контакту с другими такими же уникальными и неповторимыми культурными формами. То же самое касается отношений человечества с природой.

refdb.ru