Мораль и социальное правовое государство – Государство, право, мораль. Скачать бесплатно и без регистрации

II. Основные характеристики правового государства.

1. Экономическая, социальная и нравственная основы правового государства.

Экономической основойправового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, кооперативной, частной и других) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически. В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда. Правовое начало государственности реализуется только при наличии самостоятельности и свободы собственности, которые экономически обеспечивают господство права, равенства участников производственных отношений, постоянный рост благосостояния общества и его саморазвитие.

Социальную основуправового государства составляет саморегулирующееся гражданское общество, которое объединяет свободных граждан — носителей общественного прогресса. В центре внимания такого государства находится человек и его интересы. Через систему социальных институтов, общественных связей создаются необходимые условия для реализации каждым гражданином своих творческих, трудовых возможностей, обеспечивается плюрализм мнений, личные права и свободы. Переход от тоталитарных методов управления к правовой государственности связан с резкой переориентацией социальной деятельности государства. Прочная социальная основа государства предопределяет стабильность его правовых устоев.

Нравственную основуправового государства образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости и правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным мировоззрениям.

Правовое государство — это суверенное государство, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих страну. Осуществляя верховенство, всеобщность, полноту и исключительность власти, такое государство обеспечивает свободу общественных отношений, основанных на началах справедливости, для всех без исключения граждан. Принуждение в правовом государстве осуществляется на основе права, ограниченно правом и исключает произвол и беззаконие. государство применяет силу в правовых рамках и только в тех случаях, когда нарушается его суверенитет, интересы его граждан. Оно ограничивает свободу отдельного человека, если его поведение угрожает свободе других людей.

2. Основные признаки правового государства.

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. В системе правовых ценностей высшей формой выражения, организации и защиты свободы людей является закон. В законах государство устанавливает общеобязательные правила поведения, которые должны максимально учитывать объективные потребности общественного развития на началах равенства и справедливости. Именно поэтому закон обладает высшей юридической силой. Все другие правовые акты долж-

ны соответствовать закону. Законы регулируют наиболее важные, стержневые стороны общественной жизни. Подзаконные акты, тем более ведомственные, при необходимости могут лишь конкретизировать некоторые положения законов. Но они не совершенствуют и не изменяют законов.

Основной закон государства — это Конституция. В ней сформулированы правовые принципы государственной и общественной жизни. Конституция представляет собой общую правовую модель общества, которой должно соответствовать все текущее законодательство. Никакой другой правовой акт государства не может противоречить Конституции.

Верховенство закона, и прежде всего Конституции, создает прочный режим правовой законности, стабильность справедливого правового порядка в обществе.

2. Реальность прав личности, обеспечение ее свободного развития.В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы, за пределы которой вмешательство государства недопустимо.

Правовой характер свободы индивида проявляется в различных сферах общественной жизни. Например, это права индивида на положительные действия государства в его интересах: право на неприкосновенность личности, право на образование, социальное обеспечение, судебную защиту и тому подобное. Степень развитости и гарантированности свобод личности обусловливается зрелостью правовых начал государственности, экономическими и духовными предпосылками.

3. Взаимная ответственность государства и личности.Отношения между государством как носителем политической власти и гражданином как участником ее формирования и осуществления должны строится на началах равенства и справедливости. государство берет на себя обязательство обеспечивать справедливость в отношениях с каждым гражданином. Подчиняясь праву государственные органы не могут нарушать его предписания и несут ответственность за нарушения или невыполнение этих обязанностей. Обязательность закона для государственной власти обеспечивается системой гарантий, которые исключают административный произвол. К ним относятся: ответственность депутатов перед избирателями, ответственность правительства перед представительными органами, дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц государства любого уровня за невыполнение своих обязанностей перед конкретными субъектами права.

На тех же правовых началах строится ответственность личности перед государством. Применение государственного принуждения должно носить правовой характер, не нарушать меру свободы личнос-

ти, соответствовать тяжести совершенного правонарушения.

Правовой характер взаимной ответственности государства и личности — это важная составная часть складывающегося в обществе права.

studfiles.net

Нравственное государство

Нравственное государство


Фрагмент доклада С.С.Сулакшина «На пороге нравственного государства». Полный текст доклада и другие материалы конференции по ссылке.

***

Что есть эволюция государства? Что есть правовое, социальное государство? Что есть нравственность в этом контексте, а, соответственно, что представляет собой нравственное государство? И что нужно делать конкретно, чтобы этот концепт мог бы претвориться в жизнь. Итак, как связана характеристика нравственности с государством? Государство — это неодушевленный субъект деятельности, и применять к нему антропоморфные человеческие и общественные характеристики не вполне уместно. Однако мы видим, что государство представляет собой совокупность функций и институтов, правовых механизмов, порядков, субсистем, процедур и т.д. (рис. 1).

Каждая из этих субинституций направлена в итоге на построение общественных отношений, в итоге функционирования государства формируется личность с её уже человеческими характеристиками, сообщество с его индивидуальными и кооперационными характеристиками. Эти свойства являются продуктом деятельности государственных институтов. Каких? Воспитания, образования, науки, культуры, пропаганды, массового информационного воздействия. Результат в отношении конечного продукта общежития — человека и общества — может быть разным: либо нравственным, либо безнравственным. Таким образом, нравственность государства возникает тогда, когда оно генерирует нравственные человеческие отношения. А для этого государство должно строить себя, свою деятельность, проводить конкретные государственные политики вполне определенным образом. При этом все пространство деятельности государства задается базовым нормативно-правовым документом, основным законом — Конституцией.


Рис. 1. Структура нравственного государства

Как мы понимаем, это вполне осязаемые предметы для строительства. Мы не разделяем внеконтекстное административно ограниченное категориальное развёртывание смысла государства, оно в данном случае контекстно, универсально и конструктивно.

Подобный подход означает, что государство — это социальная оболочка, которую общество создает в своих собственных интересах. А все остальное: насилие, безопасность, перераспределение, администрирование — это функции государства. Государство — это, прежде всего, социальная оболочка. В мегаистории можно проследить становление государства в промежутке от минус бесконечности до плюс бесконечности по времени (рис. 2).


Рис. 2. Историческая мегаэволюция государства

Зарождалось государство, конечно, в виде протоформ организации архаичных сообществ, но даже для этого уже требовалась управленческая пирамида: лидер, институты поддержания протогосударства, сильное меньшинство и более слабое большинство. Государство, которое родилось из 4 протоформ, собственно, было тождественно правовому государству, потому что кроме силы возникло еще и конвенциональное основание для жизнедеятельности этой оболочки — договор или протоправо, которое затем, в новое время, конечно, превратилось в право в полном смысле этого слова. Когда оно стало механизмом, доминирующим в системе регуляций общественных отношений, государство получило наименование правового. Тем не менее, и на этой стадии исторически доминировали интересы лидера, меньшинства. Однако большинство требовало своего — возник этап социализации государства, социальных революций, специфических регуляций и перераспределения, в основном касающихся меркантильных, материальных обстоятельств жизни большинства. Так родилось современное социальное государство.

Мы видим, что предложенный принцип представления эволюционирования государства включает в себя появление единого лидера, индивидуума, меньшинства, большинства. Однако по шкале интересов эти явления пока касаются физического тела, материальных благ, потребления. Совершенно ясно, что следующий этап развития неизбежно вызывает апелляцию еще к одному фундаментальному свойству человека и сообщества — к его духу, его нематериальным интересам и потребностям, которые, собственно, вторгаются и формируют сферу нравственности, социальности, гуманитарности, коммуникативности, социализированности поведения в среде себе подобных, в сообществе. Здесь очень важно видеть, что кривая неслучайно является восходящей. Речь идет о некой количественной мере в прогрессе человечества, сообщества и его оболочек (рис. 3).


Рис. 3. К вопросу о мере эволюционного прогресса человечества

Эта мера детализируется в математическом, количественном отношении, но качественно она звучит как мера очеловечивания человека и его сообщества. Ясно, что это направление прогресса. Когда мы видим на этой эволюционной кривой откаты, то очевидно, что это — регресс. Соответственно, классифицируя в таком весьма конструктивном и продуктивном формате эволюцию государства, можно увидеть, что по шкале от индивидуума к большинству, по шкале меркантильных интересов и потребностей выживания, человек постепенно приходит к необходимости удовлетворения потребностей более высокого ранга, которые связаны с «образом и подобием», с категориальным представлением о том, что человек есть человек, а не просто живое биологическое существо.

Существует колоссальный научный вызов в том пространстве теорий, идеологий и научных методологий, которое мы имеем на сегодня. Мы начинаем понимать, что нравственное государство как способ самоорганизации человеческого сообщества – это неизбежный, неслучайный эволюционный этап современных типов государства. Удивительно интересно, что всем знакомые концепты, описанные в учебниках, словарях и справочниках, такие как «правовое государство», «социальное государство», отчасти висят в воздухе, потому что пространство конструктивного смыслового воплощения остается где-то за кадром.

К сожалению, в современной жизни часто имеет место реальное практическое политическое государственно-управленческое лукавство, когда номинируются высокие и содержательные ценностные цели, но для их реализации не предпринимается ничего. Хуже всего, что даже нет представления о том, что нужно было бы делать!  Поэтому такой конструктивно-проектный подход, наряду с фундаментально-теоретическим и методологическим, оказывается очень продуктивным (табл. 1).


Табл. 1. Мегаэволюция государства

Соответственно, предлагается представление, что правовое государство — это государство, доминантно целеполагающее в своей деятельности порядок, основанный на разных источниках его организации. Государство современности преимущественно основано на праве и на аппарате принуждения как института, который помогает это сделать.

Технология строительства здесь такова:

  • 1. Ценности личности и общества.
    2. Ценностная доминанта — порядок в общественных отношениях.
    3. Развитость права и правовых порядков (количество и качество).
    4. Развитость институтов и процедур правоохраны и правоприменения.
    5. Развитость и распространенность правовой культуры населения.
    6. Соответствие нормы права и справедливости (духа и буквы закона,
    ценности и материальной нормы).

В отношении социального государства в литературе имеется удивительный разнобой, контекстное разноголосие суждений. На самом деле это государство, которое доминантно целеполагает в своей деятельности интересы большинства населения в материальной сфере. К чему это апеллирует? К совершенно конкретным доминирующим ценностям и к механизмам процедур их достижения:

  • 1. Ценности личности и общества.
    2. Ценностная доминанта — коллективизм общежития, выравнивающий
    материальные блага.
    3. Перераспределение добавленной стоимости.
    4. Социальное страхование.
    5. Пенсионное обеспечение.
    6. Социальная защита (через перераспределение).
    7. Занятость.
    8. Демографические условия (здравоохранение, оплата труда, жилье — ЖКХ, психологический комфорт).

Как и с правовым государством, важно то, что в этих конкретных институциях строительства уже возникают элементы нравственного государства. Это сходные общественные и личностные ценности, без которых невозможно никакое конструирование общежития человека, оно включает в себя нравственность как базовую ценность, как ценность, отражающую социальность. Поэтому в этом контексте, требующем конструктивизма в смысле строительства, нравственность — это не тавтологическая этика и мораль. На самом деле, это мера очеловеченности человека как категориальной сущности, как сущности социальной. Нравственность ближе всего к социализированности намерений, действий, поведения и результатов человека и сообщества, а это уже формализуемая вещь, которая дает основание для практического государственно-управленческого и общественного строительства.

Здесь очень важно различать тонкие детали и нюансы. В частности, все мы говорим на языке ценностей, но ведь ценность бывает и умозрительной: смотришь, наслаждаешься, и ничего не происходит. А есть ценности-мотиваторы, которые дают импульс человеческим действиям, которые в свою очередь приводят к результатам. Именно это преобразование мира нас больше всего волнует. Соответственно, волнует, какие ценности мотивируют человека на то, чтобы он был человеком, а не животным, на то, чтобы результаты его деятельности были очеловеченными (рис. 4).


Рис. 4. Ценности-мотиваторы деятельности человека

Ценности-мотиваторы — это фундаментальный набор, если угодно — константа мира. Человеческое сообщество — это тоже принадлежность материального мира. У животного есть только три ценности-мотиватора: репродукция, опасность и голод. У человека, как видно на рис. 4, — 12 ценностей-мотиваторов, которые доказаны как набор смыслообразующих, целеобразующих, ценностнообразующих мотиваций деятельности. Здесь, безусловно, видно, как воплощается понимание нравственности, социальности, коллективности в деятельности человека и сообщества. Здесь нет места заблуждениям относительно перспективности либерального государства, которое индивидуализирует смысловое пространство человека — в этом контексте либерализм — это исторический тупик.

Итак, государство представляется как институты, механизмы, процедуры, порядки и нравственность, которую мы представляем как меру очеловеченности, как доминирующую ценностную установку.  Как эти два концепта соединяются друг с другом, как они порождают управленческий коридор? (Рис. 5).


Рис. 5. Нравственность и государства (на пути к технологии строительства)

Во-первых, нравственность, как и очеловеченность, имеет место в двух воплощениях. Первое — это конвенциальный тип, который как раз коррелирует с моралью и с этикетом поведения. Понятно, что человеческое сообщество может договориться, что для него сегодня является нравственным, а что нет. Сегодня, например, признаётся допустимым ходить топлесс. Может быть, когда-нибудь мы будем спокойно ходить без одежды, и это будет вполне нравственно, в полном смысле этого слова.

Абсолютная же нравственность как социальность, социализированность, требует определенного состояния институтов, права, механизмов, порядков, процедур в деятельности государства, и это уже предмет строительства. Так у государства возникает повестка для строительства этих самых институтов.

Прежде всего, этот подход должен быть закреплен, запрограммирован в главном документе страны — в её Конституции, которая пирамидально раскладывается на законы, требования, обязательные для исполнения, и это программирует развитие государства и сообщества в направлении нравственности или, наоборот, — безнравственности, как это происходит сегодня ввиду неолиберальной действующей Конституции.

В этом вопросе особое значение имеет цивилизационная идентичность. Для России это особенно важно. Здесь заложен провокативный момент, который связан с саморефлексией русских людей, с рефлексией российского сообщества в мировом масштабе: что нас отличает от других народов, что дает нам право на установление целеполаганий для мира на собственном примере, чтобы мир шел к очеловечиванию, а не к деградации по либеральным или социал-дарвинистским теориям? Важно понимать, что Россия — это именно Россия, отдельная страна, с собственным кодом успешности, с собственными потенциалами и ценностями (рис. 6).


Рис. 6. Цивилизационные профили России и Европы

На рис. 6 показаны результаты наших исследований. Очень важно, что такая социальная характеристика российского цивилизационно-идентичного сообщества как коллективизм является превалирующей — это особенность, это ключ к успеху российского общества. Итак, нравственное государство как этап эволюции связано с мегаэволюцией человеческого сообщества (рис. 7).


Рис. 7. Нравственное государство как этап эволюции

Мы убеждены, что человечество в мегавременных координатах идет к светлому «образу и подобию», а вовсе не к тому пониманию идеала, которое навязывается нам в обществе потребления и в социал-дарвинистской парадигме неолиберализма. Оно проходит как возникшая социальная оболочка регулирования и управления самоорганизации общества через необходимость установления порядка, в том числе, в виде правовых институций. Здесь совершенно ясно, что либеральное государство направленно в исторический тупик, потому что оно индивидуализировано и принципиально нарушает социализированность сообщества, поведения и результатов деятельности человека. Человечество прошло этап правового и социального государства. Сегодня мы стоим на пороге нравственного государства. Этот этап неизбежен в эволюционном будущем человечества. И чем раньше мы, в России, это поймем, чем раньше начнем реализовывать этот концепт в собственных реформах, чем более настойчиво это будет предлагаться мировому дискурсу, тем быстрее человечество сможет прийти к этому состоянию.

Каково на сегодня российское государство? Ответ очевиден:

  • — телефонное право;
    — коррумпированное право;
    — лоббистское право для богатого меньшинства;
    — дефицитное право;
    — плоская ставка подоходного налога;
    — min госрасходов в ВВП:
    — коэффициент замещения 25%;
    — заниженная оплата труда;
    — безработица;
    — расслоение по доходам;
    — 13% за чертой бедности;
    — географическая несправедливость.

Вопрос, который уже не раз звучал в российской истории: что делать? Как построить это государство будущего в России? Поскольку мы с вами являемся пионерами мировой мысли, и в этой сфере мыслим быстрее других, мы его построим. Наш ответ на сакраментальное «что делать?» абсолютно нетривиальный. Это не художественная выдумка.

Начнём с того, что есть два типа основного закона страны — Конституции (рис. 8).


Рис. 8. Два типа конституции

Один из них действует сегодня в России — это, как говорят, юридизированный вариант, который задает правовые институты государственности, самого государства, но умалчивает о ценностях, вследствие чего возникает эффект лукавства. В результате эта конституция и обслуживает богатое меньшинство. Об этом даже самые высокорангированные политические цитаты говорят без двусмысленности. «Бедный не может быть свободным» при том, что в конституции заложена единственная ценность права и свободы — это президентская цитата. Так что российская конституция — принципиально для богатых.

Но есть конституции другого типа, которые задают жизнеустройство всех сфер жизни общества и государства, прежде всего в отношении физического местоположения, территории страны, народа, людей и самого государственного управления. На этом основании был вычислен алгоритм успешности страны — математический алгоритм, сопряженный с принципиальным категориально-ценностным полаганием движения в сторону нравственного типа общества и государства. Он породил структуру и содержание проекта новой Конституции России. Этот проект совершенно конкретно решает целый ряд государственно-управленческих задач. О чем идет речь? Пожалуй, на этот вопрос лучше всего ответит фрагмент преамбулы научного макета новой Конституции:

«Мы, русский народ и все братские российские народы, соединившиеся в трудах, преодолениях и великих победах в ходе своей общей многовековой истории в единый Народ России, объявляя наивысшей ценностью преемствующую в веках и поколениях на единой российской священной земле нашу общую Родину Россию, провозглашая для нашей страны и всех нас будущее, основанное на единстве высших ценностей России, <…> заявляя о своей ответственности перед Богом, собственной совестью и людьми, по своей доброй воле определяем в настоящей конституции России жизнеустройство нашей страны«.

Конституция и жизнеустройство страны базируются на высших ценностях России, которые формулируются в прямом, явном виде, это вытекает из требования нравственности как воплощения комплекса этих ценностей. Высшие ценности России вводятся как правовой институт и определяют все остальное:

Статья 1. Предмет конституционного регулирования

Конституция России устанавливает высшие ценности России, цели развития и порядок обустройства территории России, жизнеустройства Народа России, устройства государства и единого суверенного государственного управления в России…

Статья 3. Основные конституционные понятия

…Высшие ценности России — наиболее важные для жизнеспособности России характеристики Народа России, территории России и государственной власти России, закрепленные в Конституции России.

Жизнеспособность — способность государства, общества, человека существовать во времени и устойчиво развиваться в рамках реализации своих основных функций. В документ вводится понятие об ответственности власти за то, что она делает или не делает:

Статья 4. Государственные полномочия и ответственность

1. Государственные органы, их должностные лица реализуют свои полномочия в интересах России и Народа России.

2. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих полномочий государственные органы, их должностные лица несут ответственность в соответствии с законодательством России.

3. Общество по результатам публичной оценки деятельности государственных органов, их должностных лиц может вынести им общественное порицание и, наряду с иными государственными органами, их должностными лицами инициировать применение к ним мер ответственности в соответствии с законодательством России.

Возникает понятие идеологии как обязательного ценностного манифеста общества и государства, влияющего на все остальное:

Статья 9. Идеология

В России признается многообразие идеологий.

2. Высшие ценности России формируют основу государственной идеологии. Государственная идеология формируется и поддерживается государством через воспитание, образование, науку, культуру, традиции, массовое информационное воздействие и защищается от внутренних и внешних посягательств.

3. Никакая идеология не может быть установлена в качестве обязательной и противоречить высшим ценностям России.

 Преодолевается лукавство либеральной доктрины и догматики в виде прав и свобод человека, которые привязываются еще и к обязанностям и долгу гражданина относительно других членов общества:

Глава 7. Права и обязанности человека и гражданина в России.

Статья 29. Основы прав и обязанностей человека и гражданина

1. Права и свободы человека и гражданина в России неотъемлемы от его обязанностей и ответственности.

Конституционный концепт правового государства получает технологическую развертку, которая управляема и которая может реализовываться в виде государственного строительства:

Статья 62. Россия — правовое государство

1. В России признается и действует принцип верховенства права. Государственные органы, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способами, установленными Конституцией России и законодательством России.

2. Граждане России имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы всех уровней, организации и общественные объединения. Федеральным законом устанавливаются сроки и порядок ответа гражданам России по существу, ответственность государственных органов и их должностных лиц за нарушение установленного порядка и сроков.

3. Государство способствует развитию самостоятельных институтов гражданского общества, политической демократии, контроля соблюдения прав и свобод человека и гражданина, реализации федеральных законов и других нормативных правовых актов, преодолению правового нигилизма населения.

4. В основе решений государственных органов и их должностных лиц лежит воля большинства, выраженная свободным голосованием. Защита прав меньшинства обеспечивается при принятии решений большинством.

Аналогично решается вопрос и с конституционным императивом социального государства:

Статья 64. Россия — социальное государство

1. Государственная политика России основана на принципе социальной справедливости, направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное всестороннее развитие Народа России.

2. Государство в случае конфликта интересов обеспечивает баланс интересов всех граждан России, их объединений и общества.

3. Государство в соответствии с социальными стандартами стремится поддерживать и увеличивать благосостояние Народа России, обеспечивая и охраняя порядок, при котором социальная справедливость определяет деятельность всех организаций, с которыми связана жизнедеятельность граждан России.

4. Государство стремится свести к минимуму неравенство в социальных условиях и возможностях отдельных лиц и социальных групп, в том числе с разным уровнем дохода и с разным имущественным положением, проживающих в различных местностях или занятых в различных отраслях, а также характеризующихся иными различиями.

5. В целях соблюдения баланса интересов в обществе при перераспределении общественного блага:

  • а) государство создает государственные фонды общественного потребления, обеспечивает рост и справедливое распределение средств этих фондов…

То же самое с концептом нравственного государства:

Статья 65. Россия — нравственное государство

1. Государство и общество в России обеспечивают нравственное содержание всех общественных отношений, их направленность на воплощение высших ценностей России, а также социальность целеполагания и деятельности всех государственных органов и их должностных лиц, организаций.

2. Государственные институты, государственное строительство, целеполагание и деятельность государственных органов и их должностных лиц основываются на важности и ценности каждого человека вне зависимости от возрастной, религиозной, национальной, языковой и профессиональной принадлежности, социального статуса, индивидуальных особенностей, а также признаков пола и места проживания.

3. Государство регулирует массовое информационное воздействие в целях обеспечения общественной нравственности.

В новой конституции задаются специальные обязательные требования, которые не оставляют места лукавству и теневым конструкциям. В частности, социальная справедливость задается как правовое понятие, задаются институты перераспределения, которые реализуют социальную и территориальную справедливость:

Статья 167. Основания достижения социальной справедливости.

 1. Основаниями достижения социальной справедливости являются:

  • а) общественная нравственность;
    б) равенство права на достоинство каждого человека;
    в) законные интересы человека, группы интересов, общества;
    г) результаты труда;
    д) благодарность общества и государства за заслуги в общественно значимом служении человека;
    е) милосердное отношение к слабому и обездоленному.

Статья 225. Территориальная справедливость.

Государство обеспечивает людям вне зависимости от места их проживания равные права по удовлетворению своих потребностей и равные возможности для осуществлению своих прав и свобод.

Труд объявляется мерилом и основным источником права на получение блага, в то время как рента и ростовщичество ограничиваются:

Глава 32. Труд и иные источники права на получение блага

Статья 176. Труд

1. Труд в России является общественной ценностью и основным источником доходов и потребляемых благ. Государство и общество поощряют труд, повышают ценность, значение и престиж труда.

2. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

3. Труд мотивируется материальными и нематериальными способами.

4. Принудительный труд запрещен, за исключением случаев привлечения к труду в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда и иных случаев, установленных федеральным законом.

5. Каждый человек имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

6. Каждый человек имеет право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с работодателем и споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

7. Предпринимательская деятельность признается трудовой.

Социальное перераспределение задается императивным образом:

Статья 179. Социальное перераспределение

Государство в соответствии с законодательством России осуществляет перераспределение доходов физических и юридических лиц с помощью их прогрессивного налогообложения, формирующего доходную часть государственных бюджетов всех уровней, бюджетов государственных фондов общественного потребления в целях достижения социальной справедливости, осуществления социального обеспечения и вспомоществования нуждающимся членам российского общества, социального страхования, пенсионного обеспечения, управления имущественным расслоением российского общества и управления развитием для достижения целей России.

Задается необходимость обеспечения трудовой занятости как первейшей обязанности государства:

Статья 182. Трудовая занятость

1. Каждый человек в соответствии со своими возможностями и по своему выбору занимается трудовой деятельностью, направленной на материальное или духовное развитие общества, повышает свою квалификацию.

2. Государство ответственно за трудовую занятость трудоспособных граждан, за организацию подготовки и повышения профессиональной квалификации граждан.

Определяется ответственность государства в сферах здравоохранения, воспитания, образования, культуры:

Статья 193. Здоровье и здоровый образ жизни

1. Долг каждого человека заботиться о своем здоровье и вести здоровый образ жизни.

2. В России ограничиваются проявления нездорового и безнравственного образа жизни, в том числе гиподинамии, плотских излишеств, наркомании, курения и потребления алкоголя, девиантного поведения. Запрещается любая их пропаганда и реклама.

3. Государство обязано обеспечивать условия и создавать инфраструктуру для ведения здорового образа жизни и пропагандировать здоровый и нравственный образ жизни. Каждому гражданину России гарантируется равный доступ к инфраструктуре для ведения здорового образа жизни.

Глава 38. Воспитание

Статья 194. Государство и воспитание

1. Государство обеспечивает использование высших ценностей России для нравственного и духовного воспитания граждан.

2. Посредством взаимодействия государства, системы образования, семьи, трудового коллектива, общественных объединений, религиозных объединений, армии, пенитенциарной системы, а также путем массового информационного воздействия обеспечивается принцип целостности воспитания на протяжении всей жизни человека.

3. Государство уделяет особое внимание нравственному и патриотическому воспитанию молодежи.

Статья 195. Воспитание и средства массовой информации

Распространение в средствах массовой информации сведений, содержание которых может нанести вред нравственности населения России, определяется федеральным законом.

Статья 196. Воспитание и образовании

Любое учебное заведение должно заниматься воспитанием. Образование и воспитание неразделимы.

Глава 39. Образование

Статья 197. Ценностные основания образования

1. Образование осуществляется в целях передачи знаний, привития навыков и умений, формирования мировоззрения и воспитания обучающегося.

2. Образование нацелено на воспитание личности в духе патриотизма, трудолюбия, коллективности, взаимоподдержки, милосердия, на развитие ее цивилизационно идентичного сознания и формирование ее как свободного и ответственного гражданина в соответствии с высшими ценностями России.

3. Образование наряду с развитием науки должно обеспечивать просвещение общества.

Статья 201. Государство и культура

1. Государство определяет задачи культурного развития России, разрабатывает меры по сохранению и развитию русской (российской) культуры.

2. Государство отвечает за культурный уровень граждан России и сохранение культурного наследия России.

3. Государство гарантирует гражданам доступ к культуре посредством регулирования коммерческих условий доступа к ней и обеспечения достаточного количества учреждений культуры.

4. Государство обязано в сотрудничестве со школами и спортивными объединениями и коллективами стимулировать, направлять и поддерживать занятия физической культурой и спортом и содействовать их развитию.

5. Государство охраняет и использует в воспитании, образовании, пропаганде культурное наследие России.

Следует отметить, что научный макет проекта новой Конституции технологичен, императивен и порождает пирамиду государственно-управленческой практики и деятельности. Этот вариант конституции активный и управленчески организующий жизнеобустройство страны.

В целом характер той или иной конституции можно определить из содержательного терминологического словаря, характерного для нее. Следует обратить внимание на те ценностные блоки, которые мы считаем необходимым программировать в основном законе страны. Это решение удалось осуществить в макете проекта новой Конституции.

Если некий важный и значимый для страны концепт записан в основном законе, обязательном для соблюдения, если этот закон порождает все частное законодательство, все его практики, то вследствие исполнения этих предписаний жизнь сообщества может приобрести тот самый нравственный облик. Именно этот облик, по сути является целью программируемого, целеполагаемого развития, больше того, стремление к нему — это императивный вызов мегаэволюции государства в истории человечества и мира.

Поэтому мы убежденно утверждаем, что Россия, особенно сегодня, когда впереди вызов нового избирательного цикла, может и должна строить нравственное государство. Россия в силу своей истории, цивилизационного профиля, горького опыта, может и должна показать в этом пример всему миру, даже если нынешнее поколение, нынешнее общество не сумеет добиться этого. Развитие мира не остановится, нравственное государство — это неизбежное императивное будущее, новый этап государственной эволюции, человечества.

Источник

rossiyanavsegda.ru

7. Социальное и правовое государство

Социальное государство – это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существо­вания, социальной защищенности, соучастия в управлении про­изводством, а в идеале примерно одинаковых жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе. Деятель­ность такого государства направлена на всеобщее благо, утвержде­ние в обществе социальной справедливости. Оно сглаживает иму­щественное и иное социальное неравенство, помогает слабым и обездоленным, заботится о предоставлении каждому работы или иного источника существования, о сохранении мира в обществе, формировании благоприятной для человека жизненной среды.

Правовое государство – это государство, в котором созданы условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека. В основе правового государства лежит стремление оградить человека от государственного террора, на­силия над совестью, мелочной опеки со стороны органов власти, гарантировать индивидуальную свободу и основополагающие права личности. Это государство, ограниченное в своих действиях пра­вом, защищающим свободу, безопасность и достоинство личнос­ти и подчиняющим власть воле суверенного народа. Взаимоотно­шения между личностью и властью определяются в нем консти­туцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не мо­гут быть нарушены законами государства и его действиями.

Признаки правового государства: 1) ограниченность государственной власти, признание свобод и прав граждан; 2) верховенство закона – закон един для всех; 3) разделение властей на 3 ветви: законодательную, исполнительную и судебную; 4) подконтрольность гражданскому обществу, которое заставляет государственную власть подчиняться законам, ею принятым, и служить населению всей страны; 5) взаимная ответственность государственной власти и граждан (государственная власть обязуется соблюдать права граждан, создавать условия для роста экономики, обеспечивать безопасность людей, а граждане обязуются соблюдать законы, починяться власти).

Правовое государство по своему замыслу не должно вмеши­ваться в вопросы распределения общественного богатства, обес­печения материального и культурного благосостояния граждан, социальное же государство непосредственно занимается этим, хотя и стремится не подрывать такие основы рыночного хозяйства, как частная собственность, конкуренция, предприимчивость, индивидуальная ответственность и т.п., не порождать массовое социальное иждивенчество.

8. Избирательная система. Референдум

Избирательная система (ИС) – совокупность конституционных принципов организации и проведения выборов в органы государства. В ИС отражается сущность конституционного строя, при котором народ обладает подлинной властью при формировании депутатского корпуса и избрании Президента. В Избирательном кодексе РБ подробно урегулирована последовательность этапов проведения выборов.

Порядок проведения выборов в Беларуси устанавливается нормами Избирательного кодекса. В РБ используется мажоритарная система абсолютного большинства. Участие в них граждан определяется следующими принципами, закрепленными в Конституции: • всеобщее прямое, равное избирательное право при тайном голосовании. Всеобщность выборов означает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, вероисповедания, социального происхождения и т.д.; • право избирать предоставляется гражданам нашей республики с 18 лет; • право быть избранным в органы государственной власти определяется специальными законами. Возрастной ценз для избрания на пост Президента РБ установлен в 35 лет, депутата Палаты представителей – 21 г., члена Совета Республики – 30 л. В выборах не участвуют: • граждане, признанные судом недееспособными; • лица, содержащиеся по приговору суда в местах лишения свободы.

Избирательное право – система правовых норм, регулирующих порядок подготовки и проведения выборов; – это право гражданина избирать и быть избранным. Избирательный процесс – это форма реализации избирательных прав граждан, урегулированный нормами избирательного права порядок подготовки и проведения выборов. Выборы – это способ формирования органов власти и управления на основе выражения политической воли граждан. Они являются главной формой проявления суверенитета народа, обеспечивают смену правящих элит и передачу власти мирным путем.

Референдум – особый тип голосования, в ходе которого граждане дают ответ на важные государственные вопросы, имеющие решительное значение для дальнейшего развития общества. В Конституции РБ определен порядок проведения референдумов. Могут проводиться республиканские и местные референдумы. Референдумы проводятся путем всеобщего, свободного, равного и тайного голосования. В референдумах участвуют граждане РБ, обладающие избирательным правом. Решения, принятые референдумом, могут быть отменены или изменены только путем референдума. Референдумы в РБ: 1991 – о сохранении СССР; 1995 – о статусе русского языка; 1996 – по 2 проектам Конституции; 2004 – выборы Президента на 5 лет народом.

studfiles.net

Право и мораль — Циклопедия

Лекция Ш.В. Тагировой «Мораль, право и политика» часть 1 Лекция Ш.В. Тагировой «Мораль, право и политика» часть 2 Лекция Ш.В. Тагировой «Мораль, право и политика» часть 3

Право и мораль — условное название проблемы соотношения категорий права и морали в общественной жизни. Изучается в рамках правоведения, теории государства и права, а также этики.

Право и мораль — разновидности социальных норм с похожими задачами упорядочивания жизни общества. При этом право идет преимущественно «сверху», от государства и закрепляется официально, а мораль — «снизу», от практической деятельности людей и носит неофициальный характер.

[править] Право и мораль в системе социальных норм

Порядок отношений между членами общества определяется и регулируется не только нормами права, но и другими социальными нормами. Понятие «социальные нормы» выражает их отличие от технических норм, под которыми понимаются нормы, определяющие приемы обращения людей с орудиями труда, предметами материального мира и силами природы. Технические нормы также социальны в том смысле, что производство, в сфере которого они применяются, носит общественный характер. Тем не менее, существует различие между техническими и социальными нормами: если первые определяют отношение людей к тем или иным вещам, к производственным процессам, то вторые регулируют отношения между людьми.

Мораль — вид социальных норм, охватывающих своими оценками почти все сферы общественной жизни. Ряд общественных отношений, урегулированных правом, регулируется также и моралью. Связь и соотношение права и морали — проблема любого общества, где существуют эти социальные нормы.

Нормы права — государственно-нравственное предписание, определяющее общественные отношения. Нормы права в современных обществах закреплены главным образом в актах государственных органов. Моральные нормы и принципы содержатся в сознании людей, в общественном мнении, находят отражение в произведениях литературы, искусства, в средствах массовой информации.

Для оценки поведения людей право использует критерии: «правомерно» или «неправомерно», «имеет юридическое значение», «юридического значения не имеет», «порождает определенные права», «возлагает определенные обязанности», «допускается или находится под особой охраной государственных органов», «пресекается и наказывается с помощью мер государственного принуждения» и т. д. Иные критерии для оценки поведения людей содержатся в моральных нормах: «моральное», «аморальное», «хорошее», «плохое», «морально обязательное», «добросовестное», «честное», «нечестное», «похвальное», «постыдное», «заслуживающее морального одобрения», «подлежащее моральному осуждению» и т. д.

Реализация правовых норм обеспечивается в необходимых случаях специальным государственным аппаратом; соблюдение норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания. Если в любом обществе право одно, и всеобщая обязательность его норм возникает с момента вступления в силу соответствующего нормативного акта, то моральные нормы складываются и действуют иначе. Помимо того, что в классовом обществе каждый класс и социальная группа со своими специфическими интересами имеют разные понятия о справедливости и о морали, в пределах каждого из этих классов и групп обязательность той или иной моральной нормы определяется степенью ее усвоения групповым или общественным сознанием. Более того, индивидуальные представления о содержании ряда моральных норм порой разнообразны и противоречивы, причем эти представления могут меняться в процессе споров, обсуждений, сдвигов в моральном климате общества под влиянием тех или иных событий, оставаясь моральными оценками, взглядами, нормами (об этом свидетельствует, например, дискуссия в нашем обществе о допустимости или недопустимости смертной казни).

Если право (система норм) отличается от правосознания (правовые взгляды, представления, оценки), то в морали не существует четкой границы взглядов и норм: то, что для одного является нормой поведения, для другого оказывается лишь возможной, но не обязательной оценкой (взглядом). Тем не менее существует общественная мораль. Она включает те нормы и принципы, которые признаны обязательными в обществе на данном этапе его развития. Среди них наиболее важны нормы и принципы, выражающие социальные качества человека в его отношении к другим людям (гуманизм, милосердие, благожелательность, дружелюбие, честность, правдивость, порядочность, трудолюбие, справедливость и др.).

[править] Золотое правило морали и общечеловеческие нормы

Согласно работе Ирхина Ю. В. «Взаимосвязь политики, морали и права», в обобщенном виде общечеловеческое содержание морали выражено в так называемом золотом правиле, нормативном предписании, известном еще в Древних Греции, Индии и Китае: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Общечеловеческие нормы и принципы морали — это нравственные ценности, характерные для большинства человеческих обществ и культур. Согласно современному российскому правоведению это достигнутые человечеством и воплощенные в общественном сознании общепризнанные нравственные идеалы, для поддержания и более полного осуществления которых общество должно предпринимать постоянные усилия, необходимость которых со стороны всех и каждого также входит в понятие нравственной ценности.

Защита этих нравственных ценностей объединяет общество или по крайней мере его значительную часть. Общечеловеческие нормы и принципы, составляющие стержень, системообразующее начало общественной морали, имеют разные модификации в соответствии с особенностями общества. Они санкционируются общественным мнением, воспитанием и помимо внешней санкции приобретают индивидуальную интеллектуально-психологическую санкцию, именуемую совестью. Кроме того, нормы общественной морали могут иметь сверхъестественную санкцию в системе религиозных взглядов; значительная часть населения большинства стран находится под влиянием различных вероисповеданий, содержащих моральные заповеди (в том числе «золотое правило»).

[править] Регулирование общественных отношений правом и моралью

Сферы регулирования общественных отношений правом и моралью совпадают не полностью. Правовое регулирование действий и отношений осуществимо лишь там, где объективно существуют доказуемость и исполнимость правоотношений средствами юридического процесса, возможность их охраны органами государственного надзора и принуждения. Выходя за эти пределы, право становится пустой декларацией. Сфера действия морали шире и глубже, однако мораль почти безразлична к некоторым отношениям, которые регулируются правом. Таковы, в частности, формы объединения людей, структура и виды организационных отношений, к их регулированию зато близка политика. И политика, и право — регулятивные, взаимозависимые сферы.

Исторически сложилось так, что в любом обществе, где существуют право и мораль, правом регулируются отношения, связанные с организацией государства (учреждение государственных органов, должностей, определение их соподчинения и соотношения, их задач и правомочий по отношению к обществу), с применением государственного принуждения (установление запретов и санкций за их нарушение, регламентация деятельности правоохранительных органов), с охраной и регулированием собственности (отношения производства, обмена, торговли, распределения, налоговые отношения и др.).

Проблему соотношения права и морали в настоящее время связывают в западном правоведении с признанием основных прав человека, ценности и достоинства человеческой личности. Развитие цивилизации наполнило новым содержанием «золотое правило» морали. В борьбе с сословным неравенством признаны ценность всеобщего правового и морального равенства людей, права и свободы каждого человека. В формулировке «золотого правила» содержится нечто общее с правовым предписанием гражданского общества: Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Ряд прав и свобод человека закреплен в международных документах, признанных Российской Федерацией. Конституция Российской Федерации (гл. 2) содержит раздел о правах и свободах человека и гражданина. Законодательное закрепление этих прав и свобод значима для их осуществления и защиты. Вместе с тем перечень прав и свобод согластно Конституции РФ не является исчерпывающим (ст. 55) и не умаляет значения других прав и свобод человека.

[править] Значение морали для права

Представления о правах и свободах человека, не всегда зафиксированных в текстах законов, содержатся в моральном сознании, нередко предлагающем коррективы к текстам закона или к их толкованию и применению. На этом основана этическая концепция права (она же естественно-правовая, нравственная, идеологическая), согласно которой закон, противоречащий нравственным ценностям общества, не является «правовым законом». Сторонники этой концепции выделяются следующие ее достоинства. Во-первых, она исходит из того, что права и свободы человека принадлежат ему от природы, ориентирует на обязательное выражение в законодательстве соответствующих этому представлению нравственных ценностей и на оценку законодательства с этих позиций. Во-вторых, эта концепция ориентирует практику применения и толкования закона на максимальный учет моральных критериев или, по крайней мере, не допускает существенных противоречий между этими критериями и юридическими решениями. В-третьих, приравнивая в общественном сознании не закрепленные законом нравственные ценности к тем, которые уже получили юридическую силу, этическая концепция права придает всем моральным ценностям силу закона, содействуя укреплению их непререкаемости и авторитета. В целом повышение морального уровня общества содействует укреплению правопорядка и потому, что снижается количество правонарушений, возрастает степень их общественного порицания, и по той причине, что само понятие порядка (в противопоставлении беспорядку), безусловно, одобряется моралью.

В современных учебниках по политологии и правоведению встречается концепция, согласно которой в странах с исторически обусловленным низким уровнем правосознания и правовой культуры мораль нередко выполняет функции права, конкурируя с ним и препятствуя утверждению действительного правопорядка. Для таких обществ свойственны призывы «судить по совести и морали, а не по закону», пренебрежительное отношение к процессуально-правовым требованиям и процедурам, порицание юридического «формализма».

  • Ирхин Ю. В. Взаимосвязь политики, морали и права // Вестник Российского университета дружбы народов. Cерия Политология. — 1999. — № 1. — С. 7-15.
  • Ключников Ю. В. Мораль, право, политика как этическая сфера // «Полис», 1992, № 1.

cyclowiki.org

Право и мораль. Лазарев В.В. Общая теория права и государства




Поведение, деятельность людей, отношения, в кᴏᴛᴏᴩые они вступают, будут объектом регулирования различных норм. Так, права и обязанности члена садоводческого общества закреплены в уставе данного общества, ᴏᴛʜᴏϲᴙщегося к так называемым корпоративным нормам. Взаимоотношения между студентами учебной группы подлежат моральной оценке. Отправление религиозных культов осуществляется в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙии с религиозными нормами. Участникам свадебного торжества надлежит вести себя ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно существующим народным обычаям и обрядам. Действия человека, управляющего автомобилем, находятся под «юрисдикцией» правил дорожного движения.

Вся совокупность норм, посредством кᴏᴛᴏᴩых осуществляется регулирование поведения и деятельности, представляет собой систему нормативного регулирования общественных отношений. Право — уникальный, высокозначимый авторитетный регулятор, но оно исключительно один из компонентов системы нормативного регулирования. Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов (норм) имеет важное значение для понимания его природы, определения возможностей и пределов регулятивного действия.

Степень и характер регулирующего влияния на общественные отношения позволяет выделить в системе нормативного регулирования наряду с правом следующие группы норм (рис. 1).

Рисунок № 1. Группы норм

Объединенные единой нормативной природой, все данные нормы характеризуются следующими общими чертами (рис. 2).

Рисунок № 2. Характеристики социальных норм

Право и обычаи

Право и обычаи. В собственном смысле под обычаями понимают правила поведения, кᴏᴛᴏᴩые в результате многократного, более или менее длительного применения входят в привычку людей и таким образом регулируют их поведение. По϶ᴛᴏму обычаи — ϶ᴛᴏ привычные или обычные нормы. В более широком значении к обычным нормам ᴏᴛʜᴏϲᴙт не только обычаи, но и нравы, традиции, обряды, ритуалы. К большинству традиций, ритуалов и обрядов право индифферентно. При всем этом оно опирается на привычные формы поведения, а в ряде случаев закрепляет их в ϲʙᴏих нормах. В частности, имеющий высокую общественную значимость ритуал приведения главы государства, судей Конституционного Суда к присяге регламентируется нормами Конституции и федерального конституционного закона (в Российской Федерации эта процедура предусмотрена ст. 82 федеральной Конституции и ст. 10 Закона «О Конституционном Суде РФ»).

Общая схема влияния права на обычаи такова: прогрессивные обычаи стимулируются правом, а те из них, кᴏᴛᴏᴩые противоречат закону, квалифицируются как правонарушения. Таковыми, в частности, действовавший до 1 января 1997 г. уголовный закон признавал преступления, связанные с пережитками местных обычаев (ст. 231-235 УК РФ).

Испытывая на себе воздействие права, обычаи в то же время оказывают влияние на право. При определенных условиях обычаи признаются в качестве источников права. В частности, гражданское право (ст. 5 ГК) признает обычай делового оборота — правило поведения, сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности. Материал опубликован на http://зачётка.рф
Следует подчеркнуть, что удельный вес деловых обыкновений, являющихся по ϲʙᴏему содержанию источниками российского права, возрастает. Очевидно, есть основания и применительно к российской правовой системе правовые обычаи (обычное право) не считать исключением в числе иных источников права.

Право и религиозные нормы

Право и религиозные нормы. Назначением религии будет выработка «смыслов», позволяющих человеку так или иначе оϲʙᴏиться и определить ϲʙᴏе место в том мире, в кᴏᴛᴏᴩом он живет. Религия, с ϶ᴛᴏй точки зрения, выступает мерилом «хорошего» поведения. Религиозные нормы есть разновидность социальных норм, установленных различными вероисповеданиями и имеющих обязательное значение для исповедующих ту или иную веру. Внешне данные нормы имеют определенное сходство с юридическими установлениями: в известной мере формализованы и содержательно определены; хотя в значительно меньшей степени, но все же определенным образом институционализированы и документально зафиксированы в Библии (Ветхом и Новом завете), Коране, Сунне, Талмуде, религиозных книгах буддистов и др.; выступают, а некᴏᴛᴏᴩых случаях в качестве источников права (в качестве иллюстрации таковых будут не только страны мусульманской правовой системы, но и некᴏᴛᴏᴩые страны континентальной Европы. В России до 1917 г. источниками права признавались Устав духовных консисторий, Книга Правил Св. Синода, Кормчая Книга и др. В Германии каноническое право и ныне будет частью национальной правовой системы).

При всем этом между правом и религией существуют принципиальные различия. Секуляризация общественной жизни, утверждение ϲʙᴏбоды совести одновременно означает, что сфера действия религиозных норм значительно уже права. Так, предписания Торы распространяются исключительно на лиц, исповедующих иудаизм, Корана — ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно на исповедующих ислам и т.д. Различны механизмы действия религии и права. В частности, религии (в особенности данныеческие) обосновывают в ϲʙᴏих священных книгах абсолютную непреложность предписываемого ими кодекса поведения ссылкой на высший авторитет, или, как сказали бы философы и богословы, «трансцендентное миру начало».

Влияние права на религию в известной мере достаточно специфично. Конституция РФ (ст. 14), Федеральный закон «О ϲʙᴏбоде совести и религиозных объединениях» гарантируют ϲʙᴏбоду совести и вероисповеданий, равноправие конфессий, возможность для верующих замены военной службы альтернативной гражданской службой. При всем этом право не должно быть безучастно к «причудливым» формам пользования ϲʙᴏбодой совести и, в частности, к оккультным религиям и тоталитарным сектам, подавляющим личность и путем зомбирования превращающим ее в слепого исполнителя воли «гуру», «мастера», «учителя» и стоящих за ними темных сил. Право в ϶ᴛᴏй ситуации должно быть правом, иначе неизбежен синдром «Аум Сенрикё».

Право и корпоративные нормы

Право и корпоративные нормы. К корпоративным нормам ᴏᴛʜᴏϲᴙт те нормы, кᴏᴛᴏᴩые регулируют отношения, складывающиеся между членами, участниками общественных объединений (общественных организаций, фондов, политических партий, профессиональных союзов, добровольных обществ и др.). Корпоративные нормы закрепляются в уставах (иных документах) общественных объединений, принимаемых на общих собраниях, конференциях, съездах.

Сфера действия корпоративных норм обусловлена тем, что они выражают волю участников (членов) общественных объединений и имеют для них обязательное значение. Корпоративные нормы имеют определенное сходство с юридическими. Стоит заметить, что они, так же как и правовые, документально зафиксированы в «Уставах», «Пoлoжениях», в известной степени детализированы. Так, устав общественного объединения закрепляет перечень прав и обязанностей его членов, определяет меры воздействия к ним, кᴏᴛᴏᴩые во многом сходны с мерами дисциплинарного и морального воздействия. В частности, Устав ЛДПР содержит положение о том, что «член партии может быть исключен из ЛДПР за действия, порочащие партию или наносящие ей вред» (кто и как ϶ᴛᴏ определяет, устав не оговаривает; кстати, в ϶ᴛᴏм и есть принципиальное расхождение данной нормы с юридической, закрепляющей санкцию).

Влияние права на корпоративные нормы определяется характером и пределами регулирования им организации и деятельности общественных объединений. Стоит сказать — положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 6, 7, 30, 52, 96 и др.), Федеральном законе «Об общественных объединениях» и других законодательных актах, определяют сферы действия корпоративных норм, их гарантируемость. В частности, Закон предусматривает, что несоблюдение уставных норм либо осуществление объединением деятельности, противоречащей нормам устава, будет основанием для приостановления и даже ликвидации общественного объединения. Можно сказать, что право оказывает влияние на корпоративные нормы, в какой-то мере различного рода корпорации, объединения, учреждения, действующие на базе Устава, Стоит сказать — положения, входят в единое правовое пространство и в ϶ᴛᴏй связи призваны согласовывать ϲʙᴏю деятельность (и нормы) с действующим правопорядком.

Право и мораль

Право и мораль. Связь между правом и моралью обусловлена той ролью, кᴏᴛᴏᴩую мораль занимает в системе нормативного регулирования. Наряду с правом мораль доминирует в ϶ᴛᴏй системе. В сравнении с иными социальными нормами у нее (морали) наиболее обширная сфера действия. Лишь небольшие участки социальной действительности ϲʙᴏбодны от моральных оценок. Сказанное означает, что сферы действия права и морали в значительной мере пересекаются. При этом, действуя зачастую в одних и тех же сферах, мораль и право остаются самостоятельными суверенными нормативно-регулятивными образованиями (С.С. Алексеев).

Мораль (нравственность) есть особый тип нормативной регуляции, представленный совокупностью норм и принципов, распространяющих ϲʙᴏе влияние на всех и каждого и воплощающих в себе нравственные ценности. Справедливо замечено, что общечеловеческое содержание морали в обобщенном виде выражено в «золотом правиле»: «поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, ɥᴛᴏбы они поступали по отношению к тебе». Мораль (нравственность) воплощает в ϲʙᴏих нормах абсолютные ценности, в силу чего моральные нормы и оценки будут высшим критерием поведения. Мораль по ϶ᴛᴏй причине правомочна оценивать право с точки зрения его ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙия требованиям справедливости и моральным ожиданиям.

Формирование морали имеет естественно-историческое происхождение, неотделимое от самой жизнедеятельности людей, в процессе кᴏᴛᴏᴩой апробированные опытом человеческого общежития ценности и идеалы закрепляются в общественном и индивидуальном сознании в виде определенных взглядов, нравственных представлений и ожиданий. Субъект формирует моральные нормы и сам же обращает их на себя. Формирование права также имеет естественно-историческую основу. Вместе с тем позитивное право (право, содержащееся в актах правотворческих органов государства) нередко заключает в себе нормы, противоречащие ценностям и приоритетам человеческой личности. По ϶ᴛᴏй причине право и мораль сохраняют принципиальные расхождения.

Право и мораль по-разному оценивают поведение. Мораль оценивает поступки и действия людей с позиции моральных императивов: «добрые» и «плохие», «справедливые» и «несправедливые», «честные» и «бесчестные», «добросовестные» и «недобросовестные» и т.д. Оценочными категориями права выступают «правомерное» и «неправомерное», «законное» и «незаконное», «юридически допустимое» и «юридически запрещенное».

У морали в отличие от права нет специализированных проводников ее норм и принципов. Мораль воспроизводится силой убеждений, привычек, нравственного долга и т.п. Право применяется специальными учреждениями государства с использованием специальных средств и механизмов. При этом у права нет самого мощного проводника, коим для морали будет совесть человека. Право может рассчитывать на чувство законности, но последнее в отличие от совести не относится к статусным качествам человека.

Мораль — универсальный регулятор и ее влияние распространяется на все или почти все сферы поступков и действий человека. Право действует все же избирательно. Есть сферы, недоступные для его воздействия, либо же его влияние достаточна специфично. Так, обращенное ко всем и к каждому безусловное требование одной из заповедей христианской морали «чти отца ϲʙᴏего и мать ϲʙᴏю» в праве находит ϲʙᴏеобразное воплощение. Семейный кодекс РФ, Конституция РФ возлагают на совершеннолетних трудоспособных детей юридическую обязанность заботиться о ϲʙᴏих нетрудоспособных родителях. Важно знать, что большего от права нельзя требовать, иначе оно потеряет ϲʙᴏю юридическую самобытность, превратившись в ϲʙᴏд рекомендательных норм и пожеланий.

От морали право отличается государственной обеспеченностью. В ϶ᴛᴏм, думается, заключено его принципиальное отличие не только от морали, но и от всякого иного социального регулятора. Возлагая на физических и юридических лиц обязанность, право располагает такими инструментами воздействия, кᴏᴛᴏᴩые позволяют ему добиться требуемого поведения. Исторически право потому и возникло, что в новых условиях иные регуляторы, в т.ч. и мораль, оказывались недостаточными для обеспечения организованности и порядка, защиты производителя от частного случая и произвола. Свойства права отвечали ϶ᴛᴏму требованию.

Право в отличие от морали, религии не терпит конкуренции. Партикуляризм в принципе не приемлем для правовой системы. Юридическая система (как и система права), по϶ᴛᴏму может быть только одна в обществе. Моральных же или религиозных систем может быть несколько: господствующая мораль, корпоративная, мораль правящей элиты и управляемых, или, как иначе сказал немецкий философ Фридрих Ницше, «мораль господ и мораль рабов».

Являясь приоритетными типами нормативного регулирования, право и мораль оказывают взаимное влияние друг на друга. Формула такого влияния может быть выражена следующим образом: мораль не должна требовать нарушения закона; право не должно закреплять в ϲʙᴏих нормах (и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно требовать исполнения) безнравственных поступков.

Влияние морали на право придает ему моральную направленность. Моральная ценность права состоит по сути в том, что его нормы и институты призваны юридическими средствами и механизмами гарантировать действенность прав и ϲʙᴏбод человека и гражданина, обеспечить возможность пользования ими, исключить произвольное вмешательство в частную жизнь и сферу личной ϲʙᴏбоды. Моральный долг права заключается в том, ɥᴛᴏбы утверждать и проводить в жизнь требования социальной справедливости. В контексте этого право должно стать выражением «нормативно закрепленной справедливости» (Р.З.Лившиц).

Сближение права и морали вместе с тем не означает, что право должно превратиться в саму мораль. Такое сближение имеет ϲʙᴏи границы, за пределами кᴏᴛᴏᴩых право рискует утратить ϲʙᴏю уникальность.

Право и технические нормы

Право и технические нормы. В системе нормативного регулирования технические нормы занимают особое место. Принято считать, что данные нормы не имеют социального характера: ϶ᴛᴏ правила, характеризующие отношение людей к природе, технике, орудиям и средствам производства. При всем этом, очевидно, что нарушения технических норм и их последствия — аварии и катастрофы, нередко сопряженные с человеческими жертвами и огромным материальным ущербом, — имеют социально ощутимый резонанс.

К техническим нормам в широком смысле ᴏᴛʜᴏϲᴙт нормы биологические, санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические, технологические, научно-технические, экологические и др. В силу ϲʙᴏей значимости часть данных норм находит закрепление в законодательстве, получив название технико-юридических. Это технические условия, различные ГОСТы, правила (техники безопасности, эксплуатации водного, железнодорожного транспорта и др.), индексы загрязнения окружающей среды и т.д. За нарушение данных правил установлена юридическая ответственность: имущественная, административно-правовая и уголовно-правовая.

Взаимосвязь права и технических норм, таким образом, означает, что некогда недоступная праву область становится объектом его регулирования и охраны. При ϶ᴛᴏм уже не только отдельные нормы и институты, но и целые законодательные массивы, отрасли законодательства и даже отрасли права вовлечены в ϶ᴛᴏт процесс. В частности, экологическое право призвано юридическими средствами защитить экологические права граждан, обеспечить разумное и цивилизованное отношение к природе и природным ресурсам; целям обеспечения безопасности личности, общества и природы от неразумного оϲʙᴏения атомной энергии служит атомное право. Таким образом, являясь одним из важнейших регуляторов поведения и деятельности, право вместе с тем вынуждено учитывать регулирующую роль и возможности иных социальных норм. Схематично ϶ᴛᴏ можно представить следующим образом (рис. 3).

Рисунок № 3. Взаимосвязь права и технических норм

Постоянно происходящий обмен регулятивной энергией, избирательное отношение участников общественных отношений к различным социальным регуляторам должно учитываться как законодателем, так и правоприменительной практикой.

Пользовательское соглашение:
Интеллектуальные права на материал — Лазарев В.В. Общая теория права и государства принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и «Право и мораль») собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта Зачётка.рф настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Лазарев В.В. Общая теория права и государства в любом онлайн-магазине.

Тег-блок: Лазарев В.В. Общая теория права и государства, 2015. Право и мораль.

xn--80aatn3b3a4e.xn--p1ai