Какими нормативными актами регулируется труд колхозников – Диссертация на тему «Особенности правового регулирования трудовых отношений в сельскохозяйственных коммерческих организациях» автореферат по специальности ВАК 12.00.06 — Природоресурсное право; аграрное право; экологическое право

Содержание

Примерный устав — колхоз — Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 2

Примерный устав — колхоз

Cтраница 2

Колхоз как общественная форма социалистического хозяйства, говорится далее в Примерном Уставе колхоза, полностью отвечает задачам дальнейшего развития производительных сил в деревне, обеспечивает управление производством самими колхозными массами на основе колхозной демократии, позволяет правильно сочетать личные интересы колхозников с общественными, общенародными интересами.  [16]

Труд членов колхозов регулируется уставами колхозов, принимаемыми на основе и в соответствии с Примерным Уставом колхоза, а также законодательством Союза ССР и союзных республик, относящимся к колхозам.  [17]

Труд членов колхозов регулируется уставами колхозов, принимаемыми на основе и в соответствии с Примерным уставом колхоза, а также законодательством Союза ССР и РСФСР, относящимся к колхозам.  [18]

Труд членов колхозов регулируется уставами колхозов, принимаемыми на основе и в соответствии с

Примерным уставом колхоза, а также законодательством Союза ССР и союзных республик, относящимся к колхозам.  [19]

Материальная ответственность членов колхозов регулируется уставами колхозов, принимаемыми на основе и в соответствии с Примерным уставом колхоза, а также законодательством Союза ССР и союзных республик, относящимся к колхозам.  [20]

Их задачи, принципы организации производства п труда, распределения доходов, управления и правила колхозной жизни регулируются Примерным уставом колхоза.  [21]

Регулирование труда членов колхозов Труд членов колхозов регулируется уставами колхозов, принимаемыми на основе и в соответствии с Примерным уставом колхоза, а также законодательством Союза ССР и союзных республик, относящимся к колхозам.  [22]

Труд членов колхоза регулируется нормами колхозного права — уставами колхозов, принимаемыми на основе и в соответствии с Примерным Уставом колхоза, а также законодательством Союза ССР и союзных республик, относящимся к колхозам. По мере укрепления колхозной собственности и сближения ее с государственной ( общенародной) колхозы вводят ряд правил, регулирующих отношения по применению труда колхозников ( по оплате, охране труда и др.), аналогичные тем.  [23]

Союзный совет колхозов и его президиум имеют право приостанавливать действие постановлений советов колхозов союзных республик, принятых в нарушение Примерного Устава колхоза.  [24]

Члены колхоза за ущерб, причиненный колхозу, несут материальную ответственность по нормам устава данного колхоза, принятого в соответствии с

Примерным уставом колхоза ( утв.  [25]

Совет колхозов автономной республики, края, области и его президиум имеют право приостанавливать действие постановлений советов колхозов районов, принятых в нарушение Примерного Устава колхоза.  [26]

Совет колхозов союзной республики и его президиум имеют право приостанавливать действие постановлений Совета колхозов автономной республики, края, области и района, принятых в нарушение Примерного Устава колхоза.  [27]

Таким образом, труд колхозников регулируется не трудовым законодательством ( Основами, КЗоТ и другими актами), а уставами колхозов, принимаемыми в соответствии с

Примерным Уставом колхоза, а также законодательством Союза ССР и союзных республик, относящимся к колхозам.  [28]

Советское законодательство предусматривает возможность принятия нормативно-правовых актов жителями села или поселка ( сельскими сходами) и таким особым органом колхозной демократии, как Всесоюзный съезд колхозников, па котором принимается Примерный устав колхоза ( сельскохозяйственной артели) с последующим утверждением ЦК КПСС и Советом Министров СССР.  [29]

Союзный совет колхозов в своей деятельности руководствуется решениями Коммунистической партии и Советского правительства, действующим законодательством СССР, постановлениями всесоюзных съездов колхозников, всесоюзных собраний представителей советов колхозов союзных республик,

Примерным Уставом колхоза и настоящим Положением.  [30]

Страницы:      1    2    3

www.ngpedia.ru

Статья: Особенности правового регулирования труда в крестьянском (фермерском)

«Трудовое право», 2008, N 10
ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА
В КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ
Появление в новой редакции (от 04.12.2006 N 201-ФЗ) Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» является поворотным моментом в развитии производственных отношений в деревне.
До принятия этого Закона в России было два вида предпринимателей: юридические лица (организации) и физические лица — предприниматели без образования юридического лица. А фермеры находились как бы посередине. Теперь все встало на законные места. Фермерство — это, по сути, третий, прежде всего семейный, тип предпринимательства.

В соответствии с указанным Федеральным законом, фермерское хозяйство представляет собой объединение граждан, которые связаны родством и (или) свойством, т.е. находятся в параллельных, не родственных отношениях.
Крестьянское (фермерское) хозяйство, основанное на родстве, объединяет родственников (супругов, их родителей, детей, братьев, сестер, внуков, дедушек и бабушек, каждого из супругов), но не более чем трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста 16 лет. Если граждане не состоят в родстве с главой фермерского хозяйства, то максимальное количество при объединении в фермерское хозяйство не может превышать 5 человек. Фермерское хозяйство может быть создано также одним гражданином.
Закон четко определяет не только право на создание фермерского хозяйства, но и основные виды деятельности, которыми фермеры должны заниматься. Главными видами являются производство и переработка сельхозпродукции, также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельскохозяйственной продукции, а также транспортировка (перевозка), хранение и реализация сельхозпродукции собственного производства.
Производственная и хозяйственная деятельность фермерского хозяйства строится, прежде всего, на личном участии в этой деятельности, на собственном труде членов фермерского хозяйства. При этом количество наемных работников ограничено. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и считается созданным со дня его государственной регистрации в местном органе самоуправления, в ведении которого находится земельный участок. Граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение, в котором в обязательном порядке содержатся сведения не только о членах хозяйства, но и о признании одного из них главой этого хозяйства. Это соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства и является одним из основных документов для государственной регистрации. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином заключение соглашения не требуется. Признание одного из членов хозяйства главой наделяет последнего таким специфическим полномочием, как право осуществлять прием на работу в фермерское хозяйство работников и их увольнение.
В этой связи возникает вопрос: а в каких отношениях с фермерским хозяйством находится глава этого хозяйства?
Анализ норм Федерального закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» позволяет сделать вывод, что глава фермерского хозяйства, являясь его единоличным руководителем, обладает специальным гражданским правом и дееспособностью, зафиксированными как в Законе, так и в заключенном соглашении о создании фермерского хозяйства. Глава хозяйства по Закону обладает весьма обширными полномочиями. Только он имеет право заключать сделки и распоряжаться имуществом, выдавать доверенности и т.д. Следовательно, эти отношения являются в своей основе гражданско-правовыми, предпринимательскими (ст. 23 ГК РФ).
Стоит обратить внимание на такую особенность данного Закона, как установление порядка смены главы фермерского хозяйства.
1) Смена главы не влечет за собой прекращение его членства в фермерском хозяйстве. Это вполне закономерно, т.к. в Законе прописана процедура обеспечения членства в хозяйстве и признания главой фермерского хозяйства.
2) Перечень оснований для смены главы фермерского хозяйства является закрытым и не может быть расширен. Смена главы фермерского хозяйства происходит в случаях невозможности исполнять свои обязанности более чем 6 месяцев подряд, смерти или добровольного отказа от главенства.
Смена главы обязательно оформляется письменно путем внесения соответствующих изменений в соглашение о создании фермерского хозяйства (ст. 4 указ. Федерального закона N 74-ФЗ).
Таким образом, смена главы фермерского хозяйства не происходит автоматически, она требует указанных в Законе оснований и процедуры юридического оформления. Установленный в Законе порядок подчеркивает особенности правового положения главы фермерского хозяйства как единоличного руководителя, от которого в большей степени зависит эффективность и стабильность хозяйственной деятельности.
Исходя из Закона, своим трудом в фермерском хозяйстве могут участвовать члены фермерского хозяйства и наемные работники. Участие этих двух категорий физических лиц в деятельности фермерского хозяйства имеют правовые сходства и различия. Прежде всего, члены фермерского хозяйства и наемные работники участвуют в работе своим личным трудом. При этом для члена фермерского хозяйства личное участие трудом является условием членства в хозяйстве, т.е. фактической юридической обязанностью, которая, на наш взгляд, должна быть в этом качестве отражена в соглашении о создании фермерского хозяйства. Для работника, принятого на работу в фермерское хозяйство, это реализация своего права на труд, который каждый свободно выбирает или на выполнение которого свободно соглашается.
В первом случае правовая природа отношений личного участия в деятельности хозяйства в виде членства в фермерском хозяйстве имеет основой гражданско-правовую процедуру, т.к. опосредуется объединением определенного имущества и (или) приемом в члены хозяйства. Во втором случае работник вступает в трудовые отношения и обязан лично выполнять трудовую функцию, определенную заключенным трудовым договором, и соблюдать действующие правила внутреннего трудового распорядка.
Значит ли это, что члены фермерского хозяйства не могут находиться со своим хозяйством в трудовых отношениях?
На наш взгляд, право гражданина быть членом фермерского хозяйства не противоречит его праву заключать со своим хозяйством трудовой договор, дополнив гражданско-правовые отношения трудовыми. Главное, чтобы трудовые отношения в этом случае возникли на основе взаимного согласия главы фермерского хозяйства как работодателя и самого члена фермерского хозяйства. Подчеркнем, что возникновение таких двойственных правовых отношений — дело сугубо добровольное и является дополнительной правовой основой для организации производства и управления трудом членов фермерского хозяйства.
Следовательно, представляется верным, чтобы за главами крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных на основе соглашения, т.е. несколькими гражданами, осталось право исходя из своих интересов дополнить гражданско-правовые отношения, основанные на главенстве в хозяйстве, трудовыми отношениями на основании трудового договора, который, как известно, обеспечивает социально-трудовые гарантии, предусмотренные трудовым законодательством. Глава такого крестьянского (фермерского) хозяйства, как предприниматель, действующий без образования юридического лица, оставаясь в сфере гражданско-правовых отношений, в то же время становится работником своего хозяйства. Трудовой договор с ним может быть подписан одним из членов крестьянского (фермерского) хозяйства с согласия остальных.
Другой характер правовых отношений будет складываться в случае, если фермерское хозяйство создано одним гражданином. Здесь, на наш взгляд, возможна аналогия закона, регулирующего отношения, сходные с рассматриваемыми. Имеется в виду ч. 2 ст. 273 ТК РФ, где содержится правило, что трудовое законодательство распространяется на руководителей организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением случаев, когда руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества.
Эта аналогия трудового закона имеет право на существование, поскольку до 1 января 2010 г. будут существовать крестьянские (фермерские) хозяйства, имеющие статус юридического лица. Вместе с тем необходимость в подобном случае применения аналогии закона говорит о недостаточном регулировании специфических вопросов трудовых отношений в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и о необходимости большей полноты этого регулирования.
Вместе с тем трудовые отношения, возникшие на основе трудовых договоров в крестьянском (фермерском) хозяйстве, регулируются с особенностями, изложенными в гл. 48 ТК РФ. Кроме того, правовые нормы, регулирующие организацию труда в созданном хозяйстве, содержит также анализируемый нами Федеральный закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
При этом следует отметить, что в крестьянском (фермерском) хозяйстве, по сути, имеются два вида работников. Это члены крестьянского хозяйства, которые участвуют в работе своим личным трудом, и наемные работники.
Статья 15 указанного Закона содержит требования, связанные с правовыми основами организации внутренней жизнедеятельности крестьянского (фермерского) хозяйства (далее — КФХ).
Исходя из смысла правовой нормы данной статьи, члены фермерского хозяйства должны на основе согласия разработать два вида внутренних документов: внутренний распорядок фермерского хозяйства, а также документы (по нашему мнению, в виде различных соглашений), в которых необходимо отразить права и обязанности членов хозяйства с учетом их квалификации и хозяйственной необходимости, ответственность за неисполнение установленных обязанностей, документы, устанавливающие порядок и процедуры (размер и формы) выплаты каждому члену фермерского хозяйства личного дохода.
Внутренний распорядок фермерского хозяйства по своей правовой природе должен определять трудовой распорядок как для членов КФХ, так и для наемных работников. Представляется, что внутренний распорядок по своему содержанию должен соответствовать требованиям ч. 3 и 4 ст. 189 ТК РФ. В нем следует сформулировать локальные нормы, регулирующие на основе ТК РФ порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя.
Таким образом, по нашему мнению, внутренний распорядок КФХ — это локальный нормативный акт, принимаемый для регулирования, прежде всего, процессов внутренней организации труда и управления трудом работников в целях создания необходимых организационных и экономических условий для нормальной производительной работы. Этот документ, как мы уже отмечали, распространяется на всех лиц: как на членов КФХ, принимающих участие в деятельности КФХ своим личным трудом, так и на наемных работников.
Специфика правового положения работников, работающих у работодателей-фермеров, и самих этих работодателей находит отражение в нормах ТК РФ, устанавливающих особенности заключаемого трудового договора.
При заключении трудового договора с работодателем — физическим лицом, в том числе с главой фермерского хозяйства, работник обязуется выполнять не запрещенную законом работу, определенную этим договором. Это означает, что трудовая функция работников определяется по соглашению между работником и работодателем. Работодатель в соответствии с ТК РФ обязан внести в письменный трудовой договор все условия, существенные для работника и работодателя. Обращаем внимание, что в ст. 57 ТК РФ записаны обязательные условия трудового договора, предусмотренные законодателем, также дополнительные условия, которые могут быть установлены по соглашению сторон, а в ст. 303 ТК РФ речь идет обо всех условиях, существенных для работника и работодателя. Это значит, что законодатель, учитывая специфику возникающих трудовых отношений, на первое место ставит содержательную сторону достигнутых договоренностей при соблюдении общего правила ст. 57 ТК РФ, что эти договорные условия не ухудшают положения работника по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.
В точном согласовании условий труда должен быть заинтересован и работодатель. Только в этом случае при возникновении споров он сможет доказать, что выполнение тех или иных функций является обязанностью работника.
По соглашению сторон трудовой договор между работником и работодателем — главой КФХ может быть как срочным, так и бессрочным.
Такой подход вполне оправдан. Поскольку деятельность работодателей-фермеров отличается определенной спецификой, то распространение на них требований ст. ст. 58 и 59 ТК РФ могло бы привести к ущемлению их прав и вызвало бы стремление уклоняться от какого-либо оформления трудовых отношений с работниками.
Возможность заключения срочного трудового договора оправдано с учетом экономического положения указанной категории работодателей.
Следует учитывать также, что работодатели — главы крестьянских (фермерских) хозяйств, не могут прогнозировать получение доходов на длительную перспективу. Как субъекты малого предпринимательства, они сильно зависят от экономической конъюнктуры, от природно-климатических и сезонных условий. Поэтому правомерно, что на них не возлагается юридическая ответственность за продолжительность трудовых отношений с работниками.
В свою очередь, работники также проявляют заинтересованность, чтобы их трудовая связь с такими работодателями ограничивалась определенным сроком. Это связано с тем, что могут не подойти или резко измениться условия труда, возникнуть личная неприязнь, которая не даст продолжать трудовые отношения, и т.д. Рабочее время и время отдыха в подобных трудовых отношениях регулируется по соглашению сторон. При этом имеется достаточная свобода для установления рабочего дня, удобного как по перерывам, так и по продолжительности. Надо помнить только одно ограничение: что продолжительность рабочей недели не может быть более 40 часов, а продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска — менее 28 календарных дней, установленных ТК РФ. Существование данной нормы не означает, что работникам, привлеченным к работам работодателями-фермерами, не может быть установлен суммированный учет рабочего времени. Такой учет, исходя из особенностей сельскохозяйственного производства, может (ст. 104 ТК РФ) вводиться на определенные промежутки времени при соблюдении процедур изменения определенных сторонами условий трудового договора (ст. 74 ТК РФ). Учетный период не может превышать одного года.
Многие другие важные нормы ТК РФ, касающиеся организации и использования

Статья: Коллективные договоры — вид нормативных правовых договоров, содержащих нормы права (Ершова Е.А.) (‘Трудовое право’, 2008, n 10)  »

www.lawmix.ru

Регулирование труда колхозников трудовым законодательством

Положение о порядке рассмотрения трудовых споров колхозников не предусматривает, как поступить в том случае, если комиссия по трудовым спорам выносит решение о неподведомственности данного спора. Вправе ли колхозник обжаловать такой отказ? Обязан ли суд принять заявление колхозника с выпиской из решения комиссии о неподведомственности данного спора? На эти вопросы Положение ответа не содержит.

Отмеченные серьезные пробелы в колхозном законодательстве, регулирующем труд колхозников, в значительной мере объясняются отсутствием необходимой систематизации (кодификации) колхозно-правовых актов о труде, их взаимосвязи с трудовым законодательством.

Пробелы же в правовом регулировании колхозных трудовых отношений компенсируются более интенсивным развитием внутриколхозных неправовых норм (норм-обычаев, норм-традиций). Естественно, что эти нормы не могут обеспечить такую степень взаимосвязи социальной свободы и ответственности, как правовые нормы. К тому же они, как свидетельствует практика колхозов Киргизии, нередко предусматривают меры дисциплинарной и материальной ответственности и другие ограничения, которые противоречат действующему трудовому и колхозному законодательству

Колхозная форма собственности объективно детерминирует широкое применение правовых рекомендаций и локальных правовых норм.

Несмотря на то, что рекомендательные нормы были предметом многочисленных теоретических исследований, до сего времени единого мнения относительно их юридической природы не сложилось. Между тем вопрос этот имеет несомненное практическое значение и для нормотворчества, и для правоприменения в сфере трудовых отношений колхозников.

Прежде всего следует подчеркнуть, что нормативные правовые рекомендации имеют различную юридическую силу для колхозов и для колхозников.

В отношении колхозов нормативные правовые рекомендации являются одним из видов управомочивающих норм. Поскольку, колхоз управомочивается государством принять определенное решение по нормативному регулированию внутриколхозных отношений, оно по существу уже санкционирует это решение, оснащает его юридической силой.

Далее. Поскольку рассматриваемые правовые рекомендации выражают политику партии, соответствующие партийные и государственные органы (в том числе и парторганизации колхозов) призваны обеспечить обсуждение рекомендаций. Соответствующие государственные органы обязаны также содействовать реализации рекомендаций, организационно гарантировать их.

Что же касается колхозников, то для них нормативные правовые рекомендации не являются нормами прямого действия и вследствие этого не могут порождать, изменять и прекращать правоотношения конкретного типа. Здесь имеет место обеспечение соответствующих интересов колхозников на уровне не субъективного права, а законного интереса, т. е. государство берет эти интересы под свою защиту и гарантирует удовлетворение их через колхоз при наличии у того экономических возможностей.

www.kyrgyzinfo.kg

Общие положения законодательства об охране труда в сельском хозяйстве

Основные законодательные акты по охране труда

Каким документом установлена необходимость применения в колхозах безопасных методов труда?

В соответствии со статьей 32 Примерного Устава колхоза все работы в хозяйстве должны проводиться с соблюдением установленных правил по технике безопасности и требований производственной санитарии.

Какой документ регламентирует взаимоотношения по охране труда между колхозниками и администрацией колхоза?

Министерство сельского хозяйства и профсоюза работников сельского хозяйства рекомендуют заключать соглашения по социальным вопросам и по охране труда между правлением и профсоюзными комитетами колхоза наподобие коллективных договоров в совхозах. Правление в зависимости от экономических возможностей хозяйства обязуется выделять специальные средства на проведение мероприятий по технике безопасности и производственной санитарии.

Соглашения должны привести к улучшению техники безопасности, производственной санитарии, исключению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний колхозников.

Заключению соглашения должно предшествовать предварительное обсуждение его на общих собраниях коллективов или уполномоченных ферм, бригад, цехов и участков.

К соглашению прилагают перечень мероприятий по улучшению условий труда с указанием ассигнованных средств, сроков исполнения и лиц, отвечающих за их выполнение, количества рабочих и служащих, работающих с вредными условиями труда, которым по установленным нормам выдается бесплатно спецодежда, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, мыло, молоко или другие равноценные пищевые продукты. На работах с особо вредными условиями труда предоставляется бесплатное лечебно-профилактическое питание.

При непосредственном составлении перечня мероприятий по улучшению условий труда проводят проверку содержания соответственно требованиям техники безопасности тракторов, сельскохозяйственных машин, станков, оборудования, котлов и сосудов, работающих под давлением, устройств тамбуров, вентиляционного и подъемно-транспортного оборудования в ремонтных мастерских, складах, в животноводческих и других помещениях; строительство полевых станов, столовых, санитарно-бытовых помещений и т. д.

Кроме того, включают вопросы повышения квалификации колхозников, обучения их безопасным приемам труда, организации кабинетов и уголков по технике безопасности, приобретения литературы и предметов наглядной агитации.

Соглашение предусматривает систематический контроль выполнения мероприятий и правильного расходования средств, выделенных на мероприятия, а также соблюдения колхозниками мер безопасности, а правлением колхоза — правил техники безопасности и производственной санитарии, соблюдения лечебно-профилактических мероприятий среди механизаторов, животноводов и других колхозников и т. д.

Два раза в год выполнение соглашения по охране труда и социальным вонросам проверяет комиссия из представителей профсоюзного комитета и правления колхоза. Результаты проверки обсуждаются на совместном заседании правления и профсоюзного комитета или общем собрании колхозников.

Рабочее время

Что такое рабочее время?

Рабочее время — это время, установленное законом или на его основе, в течение которого рабочий или служащий обязан выполнять порученную ему работу.

Законодательство о рабочем времени имеет целью, с одной стороны, создать условие, обеспечивающее высокую производительность труда, а с другой — всемерно охранять труд рабочих и служащих. Оно служит одной из гарантий конституционного права трудящихся на отдых, на свободное время для физического и духовного развития личности.

Продолжительность рабочего времени нормирует государство с участием профсоюзов. Нормы рабочего времени не могут быть изменены по соглашению между администрацией предприятия и профсоюзным комитетом или даже самим работником, если это не предусмотрено законодательством (статья КЗоТ и соответствующие статьи кодексов закона о труде других союзных республик).

Какова продолжительность рабочего времени?

Конституция устанавливает продолжительность рабочего времени не более 41 ч в неделю. Различают пятидневную и шестидневную рабочую неделю, а также сокращенную и неполную.

Основами законодательства о труде предусматривается по мере создания экономических и других необходимых условий переход к более сокращенной рабочей неделе.

Когда и кто пользуется сокращенным рабочим днем?

Сокращенная продолжительность рабочего времени устанавливается прежде всего для несовершеннолетних работников с 15 до 16 лет — 24 ч в неделю, с 16 до 18 лет — 36 ч в неделю.

Сокращенное рабочее время устанавливается также рабочим и служащим, запятым на работах с вредными условиями труда, и некоторым другим категориям работников.

Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа на которых дает право на сокращенную продолжительность рабочего времени.

На основании постановления правительства РФ установлено, что изменения и дополнения в список вправе вносить соответственно министры и руководители ведомств по согласованию с Госкомтрудом и Министерством здравоохранения.

Сокращенный рабочий день устанавливается работникам лишь в те дни, когда они заняты во вредных условиях труда не менее половины продолжительности рабочего дня, установленного для данного производства, цеха, профессии или должности.

В чем особенность неполного рабочего дня?

Особенность неполного рабочего времени состоит в том, что продолжительность устанавливается по соглашению между рабочим (служащим) или администрацией.

Утверждено положение о порядке и условиях применения труда женщин, имеющих детей и работающих неполное рабочее время. В соответствии с этим Положением прием женщин, имеющих детей, на работу с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей производится на общих основаниях. Запись в трудовую книжку о приеме на работу вносится без указания о том, что работа производится на условиях неполного рабочего времени.

Что такое ненормированный рабочий день?

Ненормированный рабочий день допускается законодательством для определенной категории работников, продолжительность труда которых не всегда может быть ограничена рамками нормального рабочего времени или не поддается, точному расчету. Лица с ненормированным рабочим днем полностью подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, действующим на предприятии.

Для всех категорий работников с ненормированным рабочим днем имеются утвержденные Перечни. Для предприятий, учреждений и организаций Министерства сельского хозяйства такой Перечень по согласованию с профсоюза работников сельского хозяйства утвержден Министерством мелиорации и водного хозяйства.

На основании отраслевого Перечня администрация предприятий, учреждений и организаций по согласованию с профсоюзным комитетом утверждает Перечень работников с ненормированным рабочим днем для своего коллектива, который затем, как правило, входит в приложение к коллективному договору.

Какие особенности режима рабочего времени в сельском хозяйстве?

Помимо общего режима рабочего времени, действующего во всех отраслях сельского хозяйства, учитывая сезонность сельскохозяйственного производства, его зависимость от погодных условий, для сельского хозяйства приняты специальные правовые акты о режиме рабочего времени.

На основании постановления «О режиме рабочего времени рабочих совхозов и других Государственных предприятий сельского хозяйства» руководителям хозяйств предоставлено право в период напряженных полевых работ увеличивать рабочим растениеводства рабочий день, но не более чем до 10 ч.

Такой режим вводят только в том случае, если в хозяйстве нет возможности организовать двухсменную работу.

Приказ об увеличении продолжительности рабочего времени в обязательном порядке согласовывается с профсоюзным комитетом.

В качестве компенсации за переработанное время работникам растениеводства соответственно уменьшают рабочий день, устанавливая его не менее 5 ч (а при согласии рабочего — без ограничения 5 ч в другие периоды сезона полевых работ или в зимнее время, с тем, чтобы средняя продолжительность рабочего дня за год не превышала 7 ч).

При невозможности по производственным условиям сокращать продолжительность рабочего дня администрация должна предоставлять за переработанное время дополнительные дни отдыха — до 5 дней в месяц (без оплаты). При согласии рабочих может быть предоставлено и большее количество дополнительных дней отдыха в месяц.

Что такое суммированный учет рабочего времени?

Суммированный учет рабочего времени за год (календарный или расчетный) вводится для работников сельского хозяйства, перерабатывающих рабочее время в напряженные периоды сельскохозяйственных работ.

В тех случаях, когда рабочим не были предоставлены сокращенные рабочие дни или дополнительные дни отдыха за время, переработанное сверх нормального рабочего времени в истекшем году (календарном или расчетном), часы переработки подлежат оплате.

В настоящее время порядок удлинения рабочего дня в связи с производственной необходимостью установлен нормативными документами для работников, непосредственно обслуживающих растениеводство (рабочие реммастерских, складов, автотранспорта и некоторых других), а также для отдельных подразделений Госкомсельхозтехники, объединений «Сельхозхимия». В строительно-монтажных организациях системы Минводхоза режим работы регулируется постановлением Госкомтруда «О порядке суммирования рабочего времени работников строительно-монтажных организаций, оплаты их труда при удлиненных и сокращенных рабочих сменах, а также предоставления и оплаты дополнительных дней отдыха».

ohrana-bgd.ru

Регулирование трудовых отношений колхозников | УПРАВЛЕНИЕ ТРУДОВЫМИ РЕСУРСАМИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Нормативные правовые рекомендации, адресованные колхозам, необходимо рассматривать в единстве с теми локальными нормами, которые принимает колхоз. В этом отношении, как справедливо указывается в литературе, рекомендации являются этапом в нормотворческом процессе, осуществляемом колхозами, направляют его в масштабах всей страны.

Внутриколхозные локальные нормы имеют существенные особенности, отличающие их от локальных норм трудового законодательства. Эти особенности связаны с регулятивными свойствами внутриколхозных локальных норм, их местом в механизме правового регулирования трудовых отношений колхозников. Действительно, локальные нормы трудового законодательства, как правило, сводятся к «доурегулированию», конкретизации правовых норм, принимаемых в централизованном порядке. Внутриколхозные же локальные нормы восполняют пробелы в колхозном праве, наделяют субъектов трудовых отношений правами и обязанностями.

Особенностью внутриколхозных нормативных актов является и своеобразие согласительно-договорной формы их принятия. Соглашения по социальным вопросам и охране труда в колхозе заключаются между двумя выборными органами (правлением и профкомом), представляющими один и тот же коллектив.

Изложенное объясняет необходимость упорядочения внутриколхозного нормативного регулирования. Государственному комитету СССР по труду следовало бы определить: какие нормативные акты государственно-правового регулирования трудовых отношений колхозников, при каких условиях, в каких пределах колхозы могут дополнять. Следовало бы более четко разграничить компетенцию правления и профкома колхоза в сфере локального нормотворчества.

Регулирование трудовых отношений колхозников осуществляется, как уже отмечалось, и на основе внутриколхозных неправовых норм, содержащихся в большинстве случаев в решениях правлений колхозов и собраний уполномоченных. Поскольку речь идет об опосредовании в неправовых формах отношений, составляющих предмет правового регулирования, весьма важное значение приобретает вопрос о взаимодействии указанных двух видов социального регулирования в рассматриваемой сфере.

Думается, что внутриколхозные неправовые нормы могут, в частности, содержать дополнительные льготы для добросовестных и дисциплинированных работников (при предоставлении отпуска, оказании содействия в строительстве жилого дома, обработке приусадебного участка и т. д.).

Изложенное в достаточной мере, на наш взгляд, объясняет необходимость существенной систематизации законодательства о труде колхозников в форме кодификации. Эта кодификация должна, в частности, включать в себя:

  • законодательный акт, содержащий принципиальные положения правового регулирования труда в колхозах с учетом особенностей, присущих колхозной системе в целом, и устанавливающий случаи действия в колхозах законодательства о труде рабочих и служащих;
  • примерные нормативные акты, на основе которых должны приниматься внутриколхозные нормативные акты, регулирующие отдельные стороны трудовых отношений в колхозах с учетом специфики отдельных хозяйств, обусловленной природно-экономическими условиями, национально- бытовыми традициями и т. д.

www.kyrgyzinfo.kg

Колхоз — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Уборка капусты в колхозе

Колхо́з (акроним от коллективное хозяйство) — предприятие, созданное для коллективного ведения сельского хозяйства.

Первоначально слово «колхоз» было общим названием для трёх типов хозяйств: товариществ по совместной обработке земли (ТпСОЗ или ТОЗ), сельскохозяйственных артелей, сельскохозяйственных коммун. К 1938 году в СССР осталась только одна форма коллективного производства на селе — сельскохозяйственные артели[1], которые в дальнейшем и стали называть колхозами.

Сельскохозяйственные артели являлись производственными кооперативами, при вступлении в которые участники безоплатно передавали в коллективную собственность юридического лица (обобществляли) свои средства производства (скот, сельхозтехника, инвентарь, семена, постройки и т. д.). Земельные участки выбывали из единоличного пользования, объединялись и передавались колхозам в бессрочное безвозмездное пользование, оставаясь в государственной собственности. В личной собственности семьи оставался жилой дом с небольшим (в среднем 0,5 га) приусадебным участком, могла оставаться одна корова, до десятка мелких животных и птица. Хотя каждый член артели являлся её совладельцем, результат деятельности делился в зависимости от трудового вклада без учёта корпоративных прав (имущественной доли, пая). Выполненная работа зачастую оценивалась не в деньгах, а в затратах рабочего времени — трудоднях, которые суммировались и формировали долю, которая причиталась работнику при распределении продукции и доходов по завершению сельскохозяйственного производственного цикла. К 1966 году учёт в трудоднях и выплаты натурой были повсеместно заменены на денежные формы.

Колхозы просуществовали до 1992 года и были реорганизованы по результатам приватизации в другие формы собственности.

Аналоги колхозов в других странах: кибуц (Израиль), «народные коммуны» (Китай во время «Большого скачка»).

ru.wikipedia.org

Трудодень — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Трудоде́нь — мера оценки и форма учёта количества и качества труда в колхозах в период с 1930 по 1966 год.

Заработная плата членам колхозов не начислялась. Весь доход после выполнения обязательств перед государством (обязательные поставки и внесения натуроплаты за услуги машинно-тракторных станций) поступал в распоряжение колхоза. Каждый колхозник получал за свою работу долю колхозного дохода соответственно выработанным им трудодням.

Впервые учёт и оценка работ в трудоднях стали применяться в отдельных колхозах в 1930 году. Юридическим основанием служили «Примерный Устав сельскохозяйственной артели», утвержденный Постановлением ЦИК и СНК СССР от 13 апреля 1930 года и постановление Колхозцентра СССР от 7 июня 1930 года, вводившее трудодень как единую меру учёта труда колхозников и распределения доходов.

Внедрение трудодня должно было устранить уравниловку в распределении доходов. Фактически же такого изменения в большинстве колхозов не произошло. Так, неправильное нормирование и неправильное установление расценок на отдельные работы приводило в ряде колхозов к тому, что колхозники, непосредственно занятые в производстве (полеводство, животноводство), вырабатывали значительно меньше трудодней, чем колхозники, занятые на административно-управленческих, хозяйственных и подсобных работах. Кроме того, существовала практика произвольного начисления трудодней без учёта качества выполнения работ, а также распределение доходов «по едокам», что в какой-то мере способствовало кризису колхозного производства в 1931—1932 годах. В 1933 году в целях повышения сдельной выработки полеводческих работников был проведён пересмотр расценок и вместо существовавших ранее 5 групп введено 7 групп расценок. Работа высшей (7-й) группы была оценена в 2 трудодня. А Наркомзем СССР предложил колхозам

воспретить бригадирам принимать и исчислять трудодни за работу проведённую недоброкачественно. В случае недостаточно удовлетворительной работы правление колхоза производит скидку с общего числа трудодней выработанной бригадой в том числе и бригадиром, в пределах до 10 %.

В условиях сельскохозяйственного производства использование трудодней было удобно тем, что позволяло начислять оплату труда без учёта конечного результата, который в данной отрасли может быть получен намного позже, чем производились сами работы. Трудодень не учитывал конечные результаты, количество начисленных членам бригады или звена трудодней не зависело от

ru.wikipedia.org