Индустриальная цивилизация определение – Индустриальная цивилизация: характеристика, черты

Содержание

Индустриальная цивилизация: характеристика, черты

Когда появились рыночные отношения с началом формирования правового государства, начала развиваться индустриальная цивилизация, которая несла с собой прогресс, фундаментальные права человека, толерантность и прочие универсальные ценности.

Этапы

Встречи носителей разных культур ранее были спорадическими, теперь же цивилизации наладили постоянные контакты, а истории самых разных регионов постепенно превращались в историю всемирную. Индустриальную цивилизацию предварила модернизация, начавшаяся в западных европейских странах, она же перенесла этот процесс на остальные континенты. Экстраполировались технологии, приобретали основы ценностные ориентации.

Историческая наука знает два этапа, обеспечивших становление современности — и мира, и человека. Это ранний период индустриальной цивилизации, когда вытеснялись старые отношения и заменялись новыми, — от шестнадцатого века по восемнадцатый, и второй — когда установившиеся новые отношения и порядки приобрели своё развитие — от девятнадцатого по двадцатый век.

Демография

А подтачивал европейский традиционализм и подталкивал Европу к модернизации демографический фактор. Рост населения наблюдался повсеместно, пусть не постоянный, поскольку время от времени свирепствовали эпидемии, а сельское хозяйство не каждый год могло обеспечить едой всех и каждого, потому что сильно зависело от капризов природы. И горожане покидали этот мир гораздо чаще, чем сельские жители. Особенно велика была детская смертность: она в разы превышала взрослую. В этих условиях и зарождалась индустриальная цивилизация.

Промежуток от 1500-го до 1800 года был отмечен многими резко вздымающимися пиками смертности. Чаще всего это были годы, приходящие вслед за неурожаями. Болезни и эпидемии не забирали столько людей, сколько умирало от голода. Цены на продовольствие росли. Америка поставляла в Европу тонны благородных металлов, что спровоцировало инфляцию, а производство продовольствия за ростом демографии не успевало. Именно эти века отмечены огромной нехваткой зерна. Однако первые характерные черты индустриальной цивилизации были заметны уже в семнадцатом веке.

Две модели

На периферии средневековой Европы находилась католическая цивилизация, все основные территории занимали гораздо более древние исламская и византийская, которые всё более теснили её со всех сторон. Эти условия долго препятствовали развитию индустриальной цивилизации. На Земле существует единый закон, по которому рождается социальная энергия, и в данном случае у католиков возможности нормально экстенсивно расширяться были невелики. Излишки населения периодически отправлялись в крестовые походы, но время неумолимо, а потому и социальная энергия всё равно понемногу копилась.

И постепенно нарисовались два выхода из положения, в котором оказалась Европа к семнадцатому веку. Юг её устремился в Африку, Индию, Америку, а Западная и Центральная Европа расширять территории не решилась — она начала внутреннюю перестройку, при которой католицизм изменил многие соционормативные принципы. Города постепенно приобретали новые способы производства. Сложный комплекс факторов вместе с совершенствованием товарно-денежных отношений создавал предпосылки к становлению индустриальной цивилизации. Характеристикой этого процесса является прежде всего перестройка общественных отношений, которые спровоцировали промышленный переворот в конце восемнадцатого века.

Новая цивилизация

В Северной Америке и Западной Европе человечеству наконец удалось выррваться из зависимости от природных сельскохозяйственных циклов. Создавались новые способы производства, готовые прижиться на абсолютно чужой культурной почве, они были мобильны и ориентированы на расширение производственных объёмов. Именно благодаря таким факторам индустриальная цивилизация существует. Появление её довольно скоро принесло колоссальные последствия для всего человечества, поскольку развитие было бурным.

Индустриально развитая цивилизация заставила противопоставить человечество и природу, в том числе и космос. Это был огромный стимул для рационального изучения, развития наук, небывалого расцвета изобретений и открытий. Жизнь человечества менялась быстро и качественно. В античности было так же, только производственная основа была иной и масштабы уже, но гражданское общество создавалось на тех же постулатах. Сейчас оно семимильными шагами шло к индустриально развитой цивилизации. На земле существует гражданское общество уже во второй раз, но теперь на качественно новом уровне.

Основные отличия

Общинные и сословные объединения уже не контролировали личную инициативу, поскольку тип мышления изменился, рационализм возобладал во всех проявлениях деятельности. Одновременно происходила и поляризация посредством разделения труда. Первые были организаторами общественных производств, они задавали тон всей жизни общества, а вторые довольствовались тем, что могла им предложить верхушка общественной формации. Экономические условия в огромной степени отличались друг от друга, и потому новые формы приобретала классовая борьба, которая тоже является одним из признаков индустриально развитой цивилизации.

Новые способы производства постепенно подчиняли себе традиционные общества, используя их в собственных интересах. «Щупальцами» этого молодого, но уже гигантского спрута были купцы, мореплаватели, авантюристы, колонизаторы, миссионеры. Очень быстро они опутали все континенты. Быстро изменялись в своём развитии даже такие страны, как Россия, Япония, Китай, Индия, Средний и Ближний Восток, Африка, обе Америки. Местная цивилизация обычно срасталась с буржуазными носителями новых способов производства, которые выступали алчными и ненасытными колонизаторами. В ход шло всё — от природных ресурсов до работорговли.

В России

Российская цивилизация, как всегда, не была похожа на своих европейских кумиров. У нас была традиционно сильная централизованная власть, труднодобываемые ресурсы, и потому основная часть территории страны интереса у носителей новых способов производства не вызывала. Охарактеризовать индустриальную цивилизацию в России можно практически двумя словами: самодержавная монархия, под бдительным оком которой новое приспосабливалось к суровым российским условиям. Нужно сказать, что при таком положении дел традиционные общественные отношения только укреплялись.

Многие учёные считают, что Россия аккумулировала в себе синтез азиатской и европейской культур. Однако нельзя забывать, что складывалась империя всё-таки в зоне византийской и европейской цивилизаций. После монгольских завоеваний государственность стала сильной, а потому западноевропейские ценности на своих границах почти полностью останавливала. Именно поэтому объединение русских земель пошло не от Новгорода, не от Белой Руси или Киева, где были территории истинно русской культуры. Инициатором выступило Московское княжество, которое находилось на периферии этой локальной цивилизации. Именно оно сумело заимствовать некоторые методы монголо-татарской политической организации.

Промышленный переворот

Весь мир подчинился новым способам общественного производства, и в новую фазу этот процесс вступил после завершения промышленного переворота. Развитые страны начали экспансию на территории традиционных цивилизаций, в результате чего местные цивилизации разлагались изнутри, впуская в свою общественную плоть европейский способ производства и соответствующие ему общественные классы. В России только в начале 20 века индустриальная цивилизация смогла наконец победить давшую слабину государственную власть. Качественно повысился уровень общественной энерговооружённости, поэтому планка возможностей каждой личности поднялась достаточно близко к осуществлению потребностей.

Поскольку традиционные общества уже возжелали использовать по полной достижения индустриальной цивилизации, ориентация на политическое и общественное устройство западных стран, на чужую систему ценностей быстро возрастала. Структура традиционного российского общества была очень сложна, и чтобы приспособиться к индустриальному производству с его высокими и быстро изменяющимися потребностями, она изменилась, стала проще, уподобившись гражданскому обществу с ориентацией на частную индивидуальную собственность и права личности. Этот путь должен был привести различные общества к единому мировому сообществу.

Противостояние цивилизаций

В Европе индустриально развитая цивилизация существует несколько дольше, чем на других континентах, и несколько раньше ею были пройдены все препоны, которые ставит жизнь на пути технического прогресса. Чужая культура и чужой опыт всегда трудно внедряются, поскольку вызывают практически всегда реакцию отторжения со стороны местной цивилизации. Процесс внедрения всё равно продолжается, ибо прогресс неостановим, но одновременно повышается внимание к культуре традиционной.

Интерес этот бывает настолько силён, что становится сродни болезни, и чем местная культура больше пострадала от влияния индустриальной цивилизации, тем ярче регенерируются самобытные черты данного общества. Попытки разрушить сложившийся уклад работают на сплочение общественных сил на фоне традиционной идеологии, например религии. Бывают также случаи, когда индустриальные технологии вполне уживаются с самобытностью и социально-политической независимостью.

Двойственность

Традиционные цивилизации взаимодействуют с индустриальными способами производства многообразно, что позволяет это многообразие человечества сохранить и в настоящее время. Сложность определения индустриальной цивилизации и состоит в том, что «большая» цивилизация постоянно взаимодействует с цивилизациями локальными. Среди современных учёных эта двойственность уже приобрела теоретическую платформу, где различают два типа теорий цивилизации.

Первая теория стадиального развития, а вторая — локальных цивилизаций. Стадиальные теории изучают цивилизацию как один процесс прогресса в человеческом развитии, где существуют определённые этапы (или стадии). Теории локальных цивилизаций направлены на изучение исторически сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих собственное социально-экономическое и культурное развитие.

Основные черты индустриальной цивилизации

Что она собой представляет? Индустриальная цивилизация с научной точки зрения характеризуется мощным развитием промышленности, всемерным использованием достижений во всех областях науки, а также увеличивающейся долей населения, которое занимается квалифицированным трудом. Именно этими чертами и отличается она от аграрного общества. Примеры искать долго не придётся: стоит сравнить страны Европы и страны Африки.

О фантазёрах

В этой статье не будут обсуждаться альтернативные точки зрения на развитие индустриальной цивилизации, хотя на досуге, наверное, забавно почитать снабжённые красивыми иллюстрациями рассуждения о том, что индустриально развитая цивилизация существует на Земле уже несколько десятков тысяч лет, поэтому все наши горы, долины, моря, пустыни абсолютно рукотворны, потому что планета представляет собой один, когда-то бывший богатым, использованный рудник.

Время от времени нам якобы устраивали «чистку» в виде ядерной войны (снова масса подтверждающих эту гипотезу иллюстраций), и последняя случилась примерно в девятнадцатом веке, когда человечество почти вымерло. Забавно, но не научно, а потому продолжим обсуждение настоящей индустриальной цивилизации. И теперь о том, что ей предрекают учёные после проведения исследований, профинансированных НАСА. Это тоже крайне интересно, но уже всерьёз.

Глобальной цивилизации грозит катастрофа

Причиной крушения современной индустриальной цивилизации учёные называют неправильное использование ресурсов природы и несправедливое распределение богатств. На раздумье человечеству оставлено несколько десятилетий, хотя беда может произойти и раньше. Глобальными катастрофами людей напугать уже практически невозможно, отношение к ним общества остаётся как к преувеличенным и спорным. Однако исследователями приведены многие исторические данные, которые свидетельствуют о том, что все цивилизации имеют цикличность подъёмов и упадков.

Исследователи опираются на созданную буквально недели назад на стыке наук новую модель математика Мотешарри (Национальный центр социоэкологического синтеза). Результаты опубликованы в Ecological Economics, и ведущие учёные мира всерьёз обсуждают поставленные в исследовании проблемы. Вкратце говоря, речь там о том, что анализ динамики гибели цивилизаций выявил главные факторы риска: население (численность), вода, климат, энергия, сельское хозяйство. Именно эти факторы и могут привести к катастрофе, поскольку условия создаются именно такие: скорость, с которой мы тратим ресурсы, превышает скорость их воспроизведения, происходит отчётливое деление общества на богатых (элиту) и бедных (общую массу). Именно эти социальные причины и были причиной гибели всех прошлых цивилизаций.

fb.ru

Индустриальная цивилизация Эпоха Просвещения История

Индустриальной цивилизацией обозначают период нового времени, когда стали складываться рыночные отношения, политическое и социальное равенство, правовое государство, прогресс, толерантность, фундаментальные права человека, универсальные ценности. Спорадические в прошлом встречи между носителями разного рода культур, в Новое время станут постоянными контактами цивилизаций, а истории различных регионов мира превратятся во всемирную историю. Западные страны, где началась модернизация, распространят этот процесс на все континенты, экстраполируя не только свои технологии, но и свои ценностные ориентации. В XX веке необычно развившиеся средства транспорта и орудия уничтожения принесут в души людей удивительное ощущение единства мира, а средства связи (включая Интернет) сделают это ощущение простой повседневностью.

В исторической науке принято говорить о двух этапах, в ходе которых шло становление современного мира и современного человека: XVI-XVIII века – период постепенного вытеснения старых отношений новыми (Ф.Бродель, Р.Гривс, Р.Цаллер) и XIX-XX столетия – период развития установившихся отношений и порядков.

Среди факторов, которые подтачивали традиционализм и подталкивали Европу к модернизации, в первую очередь следует назвать демографический. В большинстве государств Западной Европы наблюдался рост населения. Конечно, этот рост не был постоянным. Сельское хозяйство, зависевшее от капризов природы, не всегда способно было обеспечить всех нуждающихся продовольствием. Эпидемии, как и раньше, посещали Европу. На смену периодам высокой рождаемости приходили годы, отмеченные большим количеством смертей.

Драматический рост населения сопровождался увеличивающейся смертностью, причем, горожане умирали чаще, чем жители сельской местности. Детская смертность заметно превышала взрослую. Специалисты-демографы отмечают, что пики смертности в Европе между 1500 и 1800 годами наступали вслед за неурожайными годами. Причиной растущей смертности были не только болезни и эпидемии, но и заметный рост цен на продовольствие. Инфляция была вызвана не только притоком благородных металлов из Америки, но в гораздо большей степени тем, что производство продовольствия не успевало за воспроизводством населения. Европа в XVI – XVIII веках столкнулась с нехваткой продовольствия и особенно зерна.

Пища бедняков в эти времена разительно отличалась от меню богачей. Белый хлеб из пшеницы хорошего помола оставался привилегией богатых людей. Доступное для народа в позднее средневековье мясо, с середины XVI века почти полностью исчезает со стола простолюдинов. Обычный рацион бедняка состоял из черного с примесью отрубей каравая, гороха, бобов и похлебки. Только преуспевающие крестьяне могли иногда позволить себе немного баранины или свинины. Но сыр, яйца были распространенными предметами народного питания. В праздники знатные господа время от времени угощали мясом городских и сельских простолюдинов, то же самое иногда хозяева устраивали для своих слуг и работников. Летом рацион становился более разнообразным за счет овощей – редиса, свеклы, капусты, лука. Те, кто жил вблизи рек и моря, употребляли много рыбы. Много варили и употребляли пива.

В разных странах Европы благородные и состоятельные люди употребляли сахар и вино. Начиная с XVI века к производству вина в Европе добавляется производство водки. Продукт перегонных аппаратов, долгое время использующийся врачами и аптекарями в качестве лекарства, быстро обрел довольно большое число поклонников. В конце XVI века в Европу пришло кофе, а в середине XVII века оно достигает пика своей популярности. Причем кофе стало публичным напитком, ибо его пили не только дома, но и в многочисленных, растущих как грибы после дождя, кофейнях. Вслед за кофе, Европа познакомилась с чаем, а также шоколадом, томатами, кукурузой, картофелем и табаком.

История древних цивилизаций →

Социальные отношения в странах Европы →

godsbay.ru

Индустриальная цивилизация: характеристика, черты

Когда появились рыночные отношения с началом формирования правового государства, начала развиваться индустриальная цивилизация, которая несла с собой прогресс, фундаментальные права человека, толерантность и прочие универсальные ценности.

Этапы

Встречи носителей разных культур ранее были спорадическими, теперь же цивилизации наладили постоянные контакты, а истории самых разных регионов постепенно превращались в историю всемирную. Индустриальную цивилизацию предварила модернизация, начавшаяся в западных европейских странах, она же перенесла этот процесс на остальные континенты. Экстраполировались технологии, приобретали основы ценностные ориентации.

Историческая наука знает два этапа, обеспечивших становление современности — и мира, и человека. Это ранний период индустриальной цивилизации, когда вытеснялись старые отношения и заменялись новыми, — от шестнадцатого века по восемнадцатый, и второй — когда установившиеся новые отношения и порядки приобрели своё развитие — от девятнадцатого по двадцатый век.

Демография

А подтачивал европейский традиционализм и подталкивал Европу к модернизации демографический фактор. Рост населения наблюдался повсеместно, пусть не постоянный, поскольку время от времени свирепствовали эпидемии, а сельское хозяйство не каждый год могло обеспечить едой всех и каждого, потому что сильно зависело от капризов природы. И горожане покидали этот мир гораздо чаще, чем сельские жители. Особенно велика была детская смертность: она в разы превышала взрослую. В этих условиях и зарождалась индустриальная цивилизация.

Промежуток от 1500-го до 1800 года был отмечен многими резко вздымающимися пиками смертности. Чаще всего это были годы, приходящие вслед за неурожаями. Болезни и эпидемии не забирали столько людей, сколько умирало от голода. Цены на продовольствие росли. Америка поставляла в Европу тонны благородных металлов, что спровоцировало инфляцию, а производство продовольствия за ростом демографии не успевало. Именно эти века отмечены огромной нехваткой зерна. Однако первые характерные черты индустриальной цивилизации были заметны уже в семнадцатом веке.

Две модели

На периферии средневековой Европы находилась католическая цивилизация, все основные территории занимали гораздо более древние исламская и византийская, которые всё более теснили её со всех сторон. Эти условия долго препятствовали развитию индустриальной цивилизации. На Земле существует единый закон, по которому рождается социальная энергия, и в данном случае у католиков возможности нормально экстенсивно расширяться были невелики. Излишки населения периодически отправлялись в крестовые походы, но время неумолимо, а потому и социальная энергия всё равно понемногу копилась.

И постепенно нарисовались два выхода из положения, в котором оказалась Европа к семнадцатому веку. Юг её устремился в Африку, Индию, Америку, а Западная и Центральная Европа расширять территории не решилась — она начала внутреннюю перестройку, при которой католицизм изменил многие соционормативные принципы. Города постепенно приобретали новые способы производства. Сложный комплекс факторов вместе с совершенствованием товарно-денежных отношений создавал предпосылки к становлению индустриальной цивилизации. Характеристикой этого процесса является прежде всего перестройка общественных отношений, которые спровоцировали промышленный переворот в конце восемнадцатого века.

Новая цивилизация

В Северной Америке и Западной Европе человечеству наконец удалось выррваться из зависимости от природных сельскохозяйственных циклов. Создавались новые способы производства, готовые прижиться на абсолютно чужой культурной почве, они были мобильны и ориентированы на расширение производственных объёмов. Именно благодаря таким факторам индустриальная цивилизация существует. Появление её довольно скоро принесло колоссальные последствия для всего человечества, поскольку развитие было бурным.

Индустриально развитая цивилизация заставила противопоставить человечество и природу, в том числе и космос. Это был огромный стимул для рационального изучения, развития наук, небывалого расцвета изобретений и открытий. Жизнь человечества менялась быстро и качественно. В античности было так же, только производственная основа была иной и масштабы уже, но гражданское общество создавалось на тех же постулатах. Сейчас оно семимильными шагами шло к индустриально развитой цивилизации. На земле существует гражданское общество уже во второй раз, но теперь на качественно новом уровне.

Основные отличия

Общинные и сословные объединения уже не контролировали личную инициативу, поскольку тип мышления изменился, рационализм возобладал во всех проявлениях деятельности. Одновременно происходила и поляризация посредством разделения труда. Первые были организаторами общественных производств, они задавали тон всей жизни общества, а вторые довольствовались тем, что могла им предложить верхушка общественной формации. Экономические условия в огромной степени отличались друг от друга, и потому новые формы приобретала классовая борьба, которая тоже является одним из признаков индустриально развитой цивилизации.

Новые способы производства постепенно подчиняли себе традиционные общества, используя их в собственных интересах. «Щупальцами» этого молодого, но уже гигантского спрута были купцы, мореплаватели, авантюристы, колонизаторы, миссионеры. Очень быстро они опутали все континенты. Быстро изменялись в своём развитии даже такие страны, как Россия, Япония, Китай, Индия, Средний и Ближний Восток, Африка, обе Америки. Местная цивилизация обычно срасталась с буржуазными носителями новых способов производства, которые выступали алчными и ненасытными колонизаторами. В ход шло всё — от природных ресурсов до работорговли.

В России

Российская цивилизация, как всегда, не была похожа на своих европейских кумиров. У нас была традиционно сильная централизованная власть, труднодобываемые ресурсы, и потому основная часть территории страны интереса у носителей новых способов производства не вызывала. Охарактеризовать индустриальную цивилизацию в России можно практически двумя словами: самодержавная монархия, под бдительным оком которой новое приспосабливалось к суровым российским условиям. Нужно сказать, что при таком положении дел традиционные общественные отношения только укреплялись.

Многие учёные считают, что Россия аккумулировала в себе синтез азиатской и европейской культур. Однако нельзя забывать, что складывалась империя всё-таки в зоне византийской и европейской цивилизаций. После монгольских завоеваний государственность стала сильной, а потому западноевропейские ценности на своих границах почти полностью останавливала. Именно поэтому объединение русских земель пошло не от Новгорода, не от Белой Руси или Киева, где были территории истинно русской культуры. Инициатором выступило Московское княжество, которое находилось на периферии этой локальной цивилизации. Именно оно сумело заимствовать некоторые методы монголо-татарской политической организации.

Промышленный переворот

Весь мир подчинился новым способам общественного производства, и в новую фазу этот процесс вступил после завершения промышленного переворота. Развитые страны начали экспансию на территории традиционных цивилизаций, в результате чего местные цивилизации разлагались изнутри, впуская в свою общественную плоть европейский способ производства и соответствующие ему общественные классы. В России только в начале 20 века индустриальная цивилизация смогла наконец победить давшую слабину государственную власть. Качественно повысился уровень общественной энерговооружённости, поэтому планка возможностей каждой личности поднялась достаточно близко к осуществлению потребностей.

Поскольку традиционные общества уже возжелали использовать по полной достижения индустриальной цивилизации, ориентация на политическое и общественное устройство западных стран, на чужую систему ценностей быстро возрастала. Структура традиционного российского общества была очень сложна, и чтобы приспособиться к индустриальному производству с его высокими и быстро изменяющимися потребностями, она изменилась, стала проще, уподобившись гражданскому обществу с ориентацией на частную индивидуальную собственность и права личности. Этот путь должен был привести различные общества к единому мировому сообществу.

Противостояние цивилизаций

В Европе индустриально развитая цивилизация существует несколько дольше, чем на других континентах, и несколько раньше ею были пройдены все препоны, которые ставит жизнь на пути технического прогресса. Чужая культура и чужой опыт всегда трудно внедряются, поскольку вызывают практически всегда реакцию отторжения со стороны местной цивилизации. Процесс внедрения всё равно продолжается, ибо прогресс неостановим, но одновременно повышается внимание к культуре традиционной.

Интерес этот бывает настолько силён, что становится сродни болезни, и чем местная культура больше пострадала от влияния индустриальной цивилизации, тем ярче регенерируются самобытные черты данного общества. Попытки разрушить сложившийся уклад работают на сплочение общественных сил на фоне традиционной идеологии, например религии. Бывают также случаи, когда индустриальные технологии вполне уживаются с самобытностью и социально-политической независимостью.

Двойственность

Традиционные цивилизации взаимодействуют с индустриальными способами производства многообразно, что позволяет это многообразие человечества сохранить и в настоящее время. Сложность определения индустриальной цивилизации и состоит в том, что «большая» цивилизация постоянно взаимодействует с цивилизациями локальными. Среди современных учёных эта двойственность уже приобрела теоретическую платформу, где различают два типа теорий цивилизации.

Первая теория стадиального развития, а вторая — локальных цивилизаций. Стадиальные теории изучают цивилизацию как один процесс прогресса в человеческом развитии, где существуют определённые этапы (или стадии). Теории локальных цивилизаций направлены на изучение исторически сложившихся общностей, занимающих определённую территорию и имеющих собственное социально-экономическое и культурное развитие.

Основные черты индустриальной цивилизации

Что она собой представляет? Индустриальная цивилизация с научной точки зрения характеризуется мощным развитием промышленности, всемерным использованием достижений во всех областях науки, а также увеличивающейся долей населения, которое занимается квалифицированным трудом. Именно этими чертами и отличается она от аграрного общества. Примеры искать долго не придётся: стоит сравнить страны Европы и страны Африки.

О фантазёрах

В этой статье не будут обсуждаться альтернативные точки зрения на развитие индустриальной цивилизации, хотя на досуге, наверное, забавно почитать снабжённые красивыми иллюстрациями рассуждения о том, что индустриально развитая цивилизация существует на Земле уже несколько десятков тысяч лет, поэтому все наши горы, долины, моря, пустыни абсолютно рукотворны, потому что планета представляет собой один, когда-то бывший богатым, использованный рудник.

Время от времени нам якобы устраивали «чистку» в виде ядерной войны (снова масса подтверждающих эту гипотезу иллюстраций), и последняя случилась примерно в девятнадцатом веке, когда человечество почти вымерло. Забавно, но не научно, а потому продолжим обсуждение настоящей индустриальной цивилизации. И теперь о том, что ей предрекают учёные после проведения исследований, профинансированных НАСА. Это тоже крайне интересно, но уже всерьёз.

Глобальной цивилизации грозит катастрофа

Причиной крушения современной индустриальной цивилизации учёные называют неправильное использование ресурсов природы и несправедливое распределение богатств. На раздумье человечеству оставлено несколько десятилетий, хотя беда может произойти и раньше. Глобальными катастрофами людей напугать уже практически невозможно, отношение к ним общества остаётся как к преувеличенным и спорным. Однако исследователями приведены многие исторические данные, которые свидетельствуют о том, что все цивилизации имеют цикличность подъёмов и упадков.

Исследователи опираются на созданную буквально недели назад на стыке наук новую модель математика Мотешарри (Национальный центр социоэкологического синтеза). Результаты опубликованы в Ecological Economics, и ведущие учёные мира всерьёз обсуждают поставленные в исследовании проблемы. Вкратце говоря, речь там о том, что анализ динамики гибели цивилизаций выявил главные факторы риска: население (численность), вода, климат, энергия, сельское хозяйство. Именно эти факторы и могут привести к катастрофе, поскольку условия создаются именно такие: скорость, с которой мы тратим ресурсы, превышает скорость их воспроизведения, происходит отчётливое деление общества на богатых (элиту) и бедных (общую массу). Именно эти социальные причины и были причиной гибели всех прошлых цивилизаций.

autogear.ru

Индустриальная цивилизация

 

 Индустриальная цивилизация

Индустриальная цивилизация

. Католическая цивилизация средневековой Европы находилась на периферии территорий, которые были заняты наследницами более древних цивилизаций – Византийской и Исламской. Теснимая со всех сторон, она долгое время была лишена возможностей нормального экстенсивного расширения, периодически выбрасывая излишки населения в форме крестовых походов на Восток. Это накопило в ее недрах мощный заряд социальной энергии, которая нашла себе выход в двух формах. Южная Европа в конце концов смогла устремиться по пути экстенсивного расширения вокруг Африки в Индию и в Америку. Центральная и Западная Европа пошла по пути внутренней перестройки соционормативных принципов католицизма. Сочетание сложного комплекса факторов (а не простое совершенствование производства по пути товарно-денежных отношений) сделало города средневековой Европы носителями нового способа производства. Под его давлением уже в XV-XVI вв. наметилась перестройка общественных отношений, знаменовавшая рождение цивилизации Новой Европы. Окончательная победа нового типа общественных отношений произошла только с промышленным переворотом конца XVIII – первой половины XIX вв.

В Европе и Северной Америке человечество впервые оторвалось от обусловленности своей жизни природными сельскохозяйственными циклами. Был создан способ производства, способный прижиться на совершенно чуждой культурной почве, мобильный и ориентированный на расширенное воспроизводство. Поэтому новая цивилизация может называться Индустриальной. Ее появление имело колоссальные последствия для развития всего человечества.

С одной стороны, человечество противопоставило себя природе и космосу, что послужило стимулом их рациональному изучению, развитию наук, небывалому расцвету открытий и изобретений. В совокупности все это качественно изменило жизнь людей. Создавались условия для полного их нивелирования друг другу как автономных граждан, каждый из которых является потенциальным собственником. Во второй раз, вслед за античностью, но на иной производственной основе и в более широких масштабах было создано гражданское общество. Личная инициатива получила освобождение от контроля со стороны общинных и сословных объединений. Изменился и тип мышления, основным принципом которого стал рационализм. В то же время все эти перемены поляризовали людей на основе общественного разделения труда на две основные категории: 1) организаторов общественного производства, задающих тон в общественной жизни, и 2) работников, вынужденных довольствоваться предлагаемыми им экономическими условиями. Поэтому классовая борьба приобрела новые формы.

С другой стороны, новый способ производства начал активно воздействовать на общества традиционных цивилизаций, подчиняя их в своих интересах. Его “щупальца” в лице купцов, мореплавателей, авантюристов, колонизаторов, миссионеров в конечном счете опутали весь мир. Это изменило обычный ход развития цивилизаций Америки, Африки, Ближнего и Среднего Востока, Индии, Китая, Японии, России. В большинстве регионов сложился симбиоз местной цивилизации с носителями буржуазного способа производства, выступавшими в роли алчных колонизаторов. Последних интересовали прежде всего природные или, как например в Африке, людские ресурсы.

Лишь Российская цивилизация с ее традиционно сильной центральной властью и относительной бедностью ресурсами ее основной территории оказалась вне поля устойчивого интереса носителей нового способа производства. Поэтому долгое время его приспособление к российским условиям происходило под контролем правительства и способствовало еще большему укреплению традиционных общественных отношений. Вопреки устоявшемуся под влиянием евразийской концепции мнению, что Российская цивилизация аккумулировала в себе черты своеобразного синтеза европейской и азиатской культур, следует подчеркнуть, что она сложилась в периферийной зоне Средневековой Европейской и Византийской цивилизаций. Сильная государственность, развившаяся после монгольского завоевания, имела основой необходимость препятствовать расширению Западной Европейской цивилизации. По этой причине объединителем русских земель выступила не территория исконно русской культуры (Новгородская земля, Белоруссия, Поднепровье), а периферийное Московское княжество, сумевшее воспринять монголо-татарские методы политической организации.

В новую фазу процесс подчинения мира родившимся в Европе способом общественного производства вступил по завершении промышленного переворота. Началась экономическая экспансия промышленно развитых стран в регионы традиционных цивилизаций. Она вела к разложению этих цивилизаций изнутри, насаждению в их общественной плоти европейского способа производства и соответствующих ему общественных классов. Процесс получил название вестернизации традиционных обществ. Но синтез западного и местного начал не был простым и односторонним.

Индустриальная цивилизация качественно повысила уровень энерговооруженности общества и этим подняла планку осуществления потребностей и возможностей личности. Стремление использовать ее достижения заставляет традиционные общества ориентироваться на западное общественное и политическое устройство, западную систему ценностей. Приспосабливаясь к потребностям индустриального производства, сложная структура традиционного общества начинает изменяться в сторону упрощения, уподобляясь гражданскому обществу с его ориентацией на индивидуальную частную собственность и обеспеченность прав личности. Только в виде таких полноправных граждан люди могут стать единым мировым сообществом. Поэтому буржуазный способ производства, стремящийся нивелировать межрегиональгые и этнические различия единой системой юридических и политических гарантий гражданского общества, объективно выступает объединяющим началом для всего человечества.

Однако внедрение чуждого социального опыта и культуры вызывает и реакцию отторжения, иногда выражающуюся даже во временном “закрытии” цивилизации. Отрицательная реакция на вестернизацию ведет к повышенному вниманию к традиционной местной культуре (тем большему и болезненному, чем больше она пострадала от столкновения с индустриальной цивилизацией), стремлению регенерировать ее самобытные черты. Разрушение привычного уклада жизни вызывает желание сплотить общество на основе традиционных ценностей и прежде всего традиционной идеологии в форме религии.

Иногда стремление использовать индустриальную технологию, но сохранить социально-политическую независимость и самобытность толкает на ложный путь псевдо-гражданского общества в социалистической оболочке. Тоталитаризм подобно гражданскому обществу ликвидирует социально-юридические перегородки в обществе, стремится нивелировать индивидов в процессе общественного производства, но не как граждан с гарантированными правами-обязанностями и свободой воли, а в качестве подданных без четко очерченного личного интереса.

Формы взаимодействия индустриального способа производства и традиционных цивилизаций многообразны. Это позволяет и в современном мире сохраняться цивилизационному многообразию человечества. Поэтому сложность современного определения цивилизации состоит в том, что “цивилизация в широком смысле слова” постоянно соприкасается с “цивилизациями в узком смысле” (локальными).

Эта двойственность уже получила теоретическое обоснование в современной литературе. Выделяют два типа цивилизационных теорий: теории стадиального развития цивилизации, и теории локальных цивилизаций. Стадиальные теории изучают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определенные стадии или этапы. Фактически их адепты стремятся развить прежде господствовавшую в нашей науке теорию формаций, введя в нее новый критерий общественного развития – культура вместо социально-экономических отношений. По сути меняется лишь внешняя форма (“вывеска”) теории: на место общественно-экономических формаций ставятся социо-культурные цивилизации. Такая модернизация устоявшейся концепции, даже производимая с благими намерениями, несет в себе теоретическую путаницу. Как часто бывает в общественном сознании, заявленное слово требует себе определения. А его оказывается непросто дать, поскольку этапы развития человеческого общества не определяются одними только культурой и ментальностью. Поэтому современные теоретики оказались перед двумя трудностями. Во-первых, стадиальный подход не позволяет использовать культуру в качестве структурообразующего начала теории цивилизаций. Будучи продуктом человеческого творчества, культура по сути является производным, то есть теоретически все же вторичным (хотя в общественной системе занимает подчас место, определяющее поведение людей), компонентом общественной жизни и не может определять объективных закономерностей (но может их фиксировать). Во-вторых, заявляемое стадиальной теорией изучение единых для всего человечества законов развития совсем не нуждается в понятии цивилизация. Комплексы закономерностей общественного и культурного развития вовсе не создают какой-то единой цивилизации для каждого из этапов общественного развития человечества. Вычленяемые в современной науке закономерности присущи не цивилизациям, а общественным организмам, либо политическим системам. Аберрация в этом направлении происходит потому, что исследователи модернизируют понятие цивилизация, уподобляя процесс общественного развития предшествующих эпох современной эпохе, в которой доминирует одна цивилизация – Индустриальная. Теории локальных цивилизаций изучают большие исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития.

 

 

gumanitarist.narod.ru

Глава 4. ПРЕД ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ — КиберПедия

Великий интегратор

Исследуя средневековые цивилизации Европы, мы подчеркнули одну из главных их характеристик: преимущественно натуральный тип феодального хозяйства на микроуровне. Здесь надо обратить внимание на точность определений. Мы говорим о преимущественном типе, не отрицая иных форм взаимоотношений; о феодальном хозяйстве, не упоминая об иных формах хозяйств, существовавших в Средневековье; наконец, мы говорим о микроуровне, т.е. об отношениях на уровне отдельных вотчин или поместий, не затрагивая уровень макроэкономический и тем более международный. Только приняв все эти ограничения, мы можем говорить о господстве натуральных отношений в эпоху феодализма. Самое главное: феодально-зависимый крестьянин не продавал рабочую силу или свой труд сеньору, он был обязан безвозмездно отдавать ему часть своего труда, продукта или денег не на основе свободных рыночных отношений, а в качестве рентного платежа по титулу собственности или владения. Эти рентные отношения основывались на обычае, а не на экономическом расчете. И это касалось не только крестьян. Вассал отдавал сюзерену свое время, служа в его армии, административном аппарате или в правоохранительной системе, и такая служба тоже была не чем иным, как своеобразной трудовой рентой. И тем не менее абсолютизировать натуральность отношений нельзя. Хотя бы потому, что человечество с первых шагов цивилизации во все времена пользовалось одним из самых значительных

изобретений человеческого гения — деньгами, инструментом, порожденным товарными связями.

Не понимая загадочной сущности денег, люди без особых переживаний по этому поводу пользовались ими. Повсеместность и универсальность использования денег подсказывает нам верную мысль: локальность человеческих обществ в доиндустриальные эпохи относительна. С тех пор как произошло общественное разделение труда и люди стали обмениваться продуктами своего специализированного производства, появились и торговля, и инструменты, способствующие обмену продуктами, — деньги.

Судя по всему, «международный» обмен продуктами появился раньше, чем внутриплеменной и межродовой. Хотя бы из-за существования географической монополии на те или иные блага (обсидиан, янтарь, дерево, камни, пригодные для жерновов и зернотерок). Обмен между людьми, живущими в условиях морских и континентальных цивилизаций, — абсолютно достоверный факт. Нет сомнений и по поводу достаточно интенсивных обменов между кочевыми и оседлыми племенами.



Достоверны сведения о том, что на рубеже III и II тысячелетий до н.э. в Месопотамии была значительной экономическая роль купцов, обращалась серебряная монета, существовали кредитные отношения и кредитные институты. Любопытно, что кредитные операции ипотечного типа первоначально осуществляли храмы, принимая в залог земли. В течение II тысячелетия до н.э. товарно-денежные отношения распространились по всему Древнему Востоку. Во всяком случае, уже в XVI—XV вв. до н.э. на Востоке функционировали профессиональные торговцы. А к началу I тысячелетия на Ближнем Востоке появился целый торговый народ — финикийцы, которых позже заменили греки, армяне, евреи.

Тем не менее для Древнего Востока торговля и кредит были занятиями побочными, находящимися под административным контролем деспотического правителя и приносящими ему значительные доходы. Принципиально иное положение складывалось в античной Европе. Здесь в условиях формирования частнособственнического хозяйства рынок становился нормальным, повседневным фактором развития. Есть все основания считать греков и римлян народами, склонными как к производственной, так и к торговой деятельности. А для греков торговля как национальный промысел сохраняла определяющее значение во все периоды средневекового, нового и даже новейшего времени.

Города в античной Греции и Риме были не только административными центрами, но и средоточием торговли и ремесла, и эту свою функцию они эволюционно перенесли в Средневековье.

В товарных отношениях мы должны видеть такую же противоречивость, какую мы видим, например, в океанах: разделяя материки, океаны соединяют их водными коммуникациями. Товарно-денежные отношения, разделяя товаропроизводителей, объединяют их хотя и косвенными, но реальными кооперационными связями. Натурализация хозяйствования разъединяет людей в гораздо большей степени, чем товарность.



Понимая, что рынок превращает любое общество в ячеистую структуру, мы должны видеть и то, что именно рынок становится великим интегратором, объединяющим разрозненных производителей в некое общественное единство. Рынок связывает не только отдельных частных собственников, но и народы, находящиеся на различных стадиях развития, говорящие на разных языках и исповедующие различные религии. Рынок оказывается сильнее границ, хотя иной раз и принимает причудливые и абсолютно аморальные формы, когда, например, воюющие стороны оказываются вооруженными оружием, купленным у одного продавца. Но рыночные связи часто становятся и единственной причиной поиска компромиссов и согласия конфликтующих сторон. Ведь рыночные отношения развивают специализацию производственной деятельности, разделение труда, а значит, и взаимную зависимость людей, фирм, народов и государств. Здесь нет предмета для морализации, поиска «хороших» или «дурных» сторон товарно-денежных отношений. Рынок надо принимать таким, каков он есть — противоречивым, но полным жизненной энергии.

cyberpedia.su

Пост индустриальная цивилизация

В конце XX в. человечество в лице индустриально развитых стран начало переход в пост индустриальную цивилизацию(информационная или технотронное общество).

Символом пост индустриализации – компьютеры.

Цель – всестороннее возвышение индивидуальности человека. Возвышение индивидуальности – обратная сторона демассификации, когда для каждого человека производится то, что нужно именно ему. Даже средства массовой информации становятся адресными, рассчитывая на заинтересованность и потребность.

Демассификация – работа по скользящему графику учитывая биологический ритм человека и склонности, рождается просьюмер – термин Тоффлера — человека который совмещает 2 функции: производитель и потребитель. В индустриальном обществе они раздельные, человек просьюмерного типа многофункционален (сам ездит, ремонтирует, развивает искусство).

 

Цивилизация России

 

Русская цивилизация – специфическая цивилизация, ее главный элементом является душа, одухотворение. Русские мыслят не головой, а сердцем. Россия, по мнению некоторых не является самостоятельной цивилизацией, а цивилизационно неоднородное общество с особым типом развития. Мы говорим о России как о цивилизации, некоторые полагают, что начало русской цивилизации надо вести с 10-20 века д.н.э. (восточные славяне), другие с принятия христианства 982 год. Юрий Васильевич думает, что ближе к истине те, которые считают, что цивилизация начинается с самодержавного объединения русских земель Иваном III (15век).

Россия не технологичная нация. У нас великолепные скрипачи, и плохие машины, но хорошее оружие, простое. А это другая особенность, так как Россия – серединная цивилизация между Востоком и Западом, нам всегда приходилось вести войны, что обусловило милитаристскую цивилизацию. Отсутствие моря приводило к тому, что мы несколько столетий вели за него войну. В культурном отношении Германия и другие Европейские цивилизации были построены на осколках Римской империи, а это право, организация армии, культура и многое другое. Россия же создавалась на голом месте.



Традиционный раскол на Западников и Славянофилов. Начался в 40 – 50 года. Славянофилы – Хомяков, Аксонов, Самарин.

Западники – Герцен, Грановский, Огарев, Боткин.

Славянофилы отстаивали самобытный, особый путь развития России. Уповая на самодержавие, как гармонию, единства народа и царя. Православие, общинный уклад жизни, соборность, добротолюбие, нестяжательство.

Западники настаивали на необходимость принятия западной цивилизации. Таких ценностей как просвещение, разум, процесс, право.

Анализируя отношения русских к своему государству можно отметить его неоднозначность, есть недоверия, но перевешивает патриархальная власть в батюшку, надежда на центральную власть, которая все рассудит и решит. Объясняется это рядом причин: отсутствие третьего среднего сословия и его скрепляющей силы, кроме того, взаимоотношение народа и власти не были формальными, то есть основанные на четких законах. На естественном или вечном праве. Власть с народом не договаривалась, а сговаривалась, так как законы были не совершенны, и давало возможность ими манипулировать.

Относительно политическое устройство до нашествия Монголо-татар Россия шла в русле западной Европы (Новгородская …). Но с Монголо-татар произошло засилье административных тоталитарных методов руководства, пришедших с Монголо-татарами. К тому же для государства с его огромной территорией, такая форма правления считалась правильной.

 

Современный мир. Современная цивилизация.

 

Пост индустриальная цивилизация. В последние годы 20 в. человечество, начало переход к постиндустриальной цивилизации, у нее много названий:

— антропная.

— постиндустриальная цивилизация.

— супер индустриальное.

У нее есть свой символ – компьютер, решающее слово – информация, цель – возвышение индивидуальности, свой закон или принцип.

При этом информация в процессе использования обогащается, возрастает, развивает человека.

Информация становится открытой и доступной для всех, а это подрывает бюрократические и иные теневые структуры общества.

Информация делится на фрагменты.

Оборотной стороной демассификации является человек. Даже средства массовой информации, становятся адресные. Становится правилом выпускать продукцию мелкими сериями и часто ее совершенствовать.

Работ по скользящему графику. Демассификация подтверждается рождением просьюмера – человека с двумя функциями производителя и потребителя. В индустриальном обществе они резко разделены.

В области политики массовые партии распадаются. Баз – не классовая, а культурная, экологическая форма жизни.

Люди мыслить стали глобально, не забывая региональную специфику. Главной ценностью является человек. Причем как саморазвивающийся индивид через Интернет. Идеал – когда человек в течение жизни может менять 3-5 раз профессию.

Разнообразие жизни зависит от истории, взаимодействие с другими племенами, народами.

Современная цивилизация два типа общества:

  1. Традиционное.
  2. Западное.

Традиционные общества с древности существовали. Главное что их отличает это приверженность к традициям, устойчивым условиям жизни. Направленное не на углубление, а на расширение, на освоение вешними природными процессами, а не внутренними. Особое значение здесь имеют Традиции, обычаи, передаваемы из поколения в поколение. Но если на первом этапе государство, живущее по этим технологиям, развивались быстро, то теперь у них начался застой в науке и технике.

 

Западная цивилизация

 

Западную цивилизацию 20 в. – называют техногенной, научно-технической. В отличие от востока, сложившаяся в Российском обществе цивилизация, с более суровой природной средой заставили людей жить не экстенсивной технологией (развивающаяся вширь, без применения техники), а интенсивным производством, требующая физической и интеллектуальной работы.

В связи с этим формировалась и новая система ценностей, где на первом этапе: активная, творческая деятельность человека. Идеалами цивилизации — постоянное обновление и прогресс.

Научные знания, изобретения выходят на первый план.

Так на смену Восточной созерцательности и не вмешательству пришло деятельное начало.

Если для традиционного общества – коллектив важен, то западная цивилизация – независимая автономная личность, что выработала идею о гражданском обществе.

В середине 20 века индустриальная цивилизация стала обществом массового потребления и производства, оформилось пост индустриальная цивилизация.

Символ – компьютер, цель – возвышение индивидуальный принцип жизни – демассификация.

Средством массовой информации становится более адресной. Становится правилом выпускать продукцию мелкими частями.

Ярким выражением демоссификации является работа по скользкому графику.

Тоффлер определил принципы индустриального и пост индустриального общества. Это централизация, стандартизация, гигантомания.

Специализация и синхронизация.

Концентрация в индустриальной цивилизации – процесс сосредоточия большей части рабочей силы и выпуска продукции на крупных и крупнейших.

Централизация – объединение государств, слияние.

Синхронизация – процесс согласования биологических ритмов жизни человека с производственным.

Стандартизация – прогрессирующее стирание или сглаживания локальных страниц и различий во всем (все детали стандартны, одинаковы их можно быстро заменить).

Специализация в рамках индустриальной цивилизации – это ограничение человека узкими рамками.

Максимализация – стремление выжать из всего возможного, увеличить до предела.

Самым концентрированным является массовая культура. Она обращена к низменным отраслям человека. Однако с середины 70 г. Индустриальная цивилизация стала давать сбои, что проявилось в энергетическом кризисе в экологических ограничениях, не выдержали времени и некоторые ценности. Что привело к смене индустриальной цивилизации на постиндустриальную. Благодаря которой удалось создать ресурсосберегающие технологии на базе ЭВМ, начались внедрения технологий.

 


pdnr.ru

Начало эпохи цивилизаций. Что такое цивилизация

На протяжении IV тысячелетия до н. э. в жизни некоторых народов Земли произошли глубокие изменения, определившие дальнейшую историю человечества. После долгих веков первобытности наиболее развитые племена Евразии, Африки и Америки наконец-то перешагнули грань, отделявшую варварство от цивилизации.

Что такое цивилизация


Птица с головой львицы. Мари. III тысячелетие до н. э.

Слово «цивилизация» происходит от латинского прилагательного civilis – «гражданский, государственный». Приблизительно его можно перевести как «огражданивание», «возведение до уровня гражданина». Термин означает и «восхождение к городской культуре», ведь civilis связано со словом civitas – «город», «город-государство». Именно этом смысле и понималось слово «цивилизация» в XVI–XVIII вв. Тогда западные мыслители обозначали им уровень культуры, соответствующий европейской городской образованности. Цивилизация противопоставлялась невежеству, дикости. До сих пор в обиходе это значение слова сохраняется. «Цивилизация, цивилизованность» понимается как синоним «культурности». Когда говорят «цивилизованный человек», нередко подразумевают «культурный», «образованный».

В ХУШ в. начинает складываться новое, научное значение термина «цивилизация». «Цивилизованный» человек городской культуры Европы или даже Азии противопоставляется первобытным «дикарям». В XIX столетии американский историк Льюис Генри Морган (1818 – 1881) включил понятие «цивилизация» в собственную схему истории человечества.

Морган был сторонником теории всеобщего прогресса, согласно которой все народы проходят одни и те же ступени в своём развитии. При этом одни народы могут отставать, а другие вырываться вперёд. Исследуя быт американских индейцев и известный уже в его время археологический материал, Морган выделил три этапа в истории мира. В основу периодизации он положил именно археологические признаки – как наиболее материальные и очевидные. Первый этап, дикость, начинается вместе с историей человека и завершается с появлением гончарства. Последнее, по Моргану (и это подтвердили позднейшие исследования), соотносится с переходом людей от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству.

Древнейшие цивилизации старого света


Охота на уток. Фрагмент росписи из гробницы времён XVIII династии.

Второй этап – варварство охватывает период от появления гончарства до возникновения письменности. Сам Морган исследовал варварство на примере индейцев США и Канады, прежде всего племенного объединения ирокезов.

На смену варварству, наконец, приходит цивилизация, определяющей чертой которой Морган считал наличие письменности. При этом он также признавал характер цивилизации как «городского» уровня культуры – на это указывало само использование данного слова. Во времена Моргана не было существенных оснований сомневаться, что письменность возникает вместе с городами или вслед за ними.

Схема Моргана, при всей условности, приобрела немало сторонников. В современной западной науке она остаётся одной из основополагающих. Правда, последователи Моргана существенно усложнили его историческую шкалу. Эпоха цивилизации в настоящее время сама разбивается на несколько этапов. Вьщеляются более «отсталые» и более «передовые» цивилизации. Ранняя цивилизация – аграрная, т. е. носит преимущественно сельскохозяйственный характер. С возрастанием активности городской жизни, развитием ремесла цивилизация становится ремесленно-аграрной. Постепенно её сменяет цивилизация индустриальная, или промышленная. И наконец, современную цивилизацию, где обычная промышленность уступает место так называемым высоким, основанным на умственном труде, технологиям, определяют как постиндустриальную.


Полевые работы. Фрагмент египетской «Книги мёртвых». 1064 – 945 гг. ло н. э.

Схему Моргана наряду с иными западными мыслителями заимствовал и один из основоположников марксизма – Фридрих Энгельс (1820 – 1895). Для Энгельса и других марксистов переход от варварства к цивилизации совпадает с зарождением классового общества. Классовое общество в марксизме – общество, подразделяющееся на классы с несовпадающими и часто сталкивающимися интересами. Так,

древнее рабовладельческое общество делилось на классы рабовладельцев, рабов, свободных крестьян и т. д. Именно борьбе классов уделяла главное внимание марксистская наука (в том числе в Советском Союзе). Потом унаследованные от Моргана термины почти перестали в ней употребляться как устаревшие.


Иероглифические надписи из храма Хора и Хатхор. Египет. 250 – 180 гг. до н. э.

Во времена Моргана наличие письменности могло быть сочтено достаточным признаком возникновения цивилизации. Однако дальнейшее развитие исторической науки показало, что далеко не всегда появление письменности сопряжено с глубокими культурными и общественными изменениями. Более того, письменность отнюдь не обязательно возникает в рамках городской культуры.

Городом может считаться, по общепринятому определению, только такое поселение, где жители заняты в основном трудом вне сельского хозяйства. Так вот, за последние полтора века учёным стал известен целый ряд письменных культур без малейших признаков городской жизни. Например, у аборигенов с острова Пасхи в Океании была письменность, но они не имели и подобия городских поселений. Едва ли можно в полном смысле слова считать городами даже самые крупные и укреплённые поселения древних германцев I – V вв. А они уже также обладали письмом.

Итак, стало ясно, что одного признака для выделения цивилизации недостаточно. Собственно говоря, и Морган не видел цивилизацию вне городской культуры. Так что существование городов наряду с письменностью сейчас является вторым общепризнанным свидетельством наличия у народа цивилизации.

Тем не менее ни города, ни даже письменность не относятся к неоспоримым свидетельствам. Письмо прошло много этапов в своём развитии, и самые примитивные его формы подчас трудно отличить от изобразительного искусства. Споры же о том, считать то или иное поселение городом, нередко кипят в науке десятилетиями. В качестве третьего, вполне материального и бесспорного, признака существования цивилизации современные археологи предложили монументальное искусство.


Деталь пиктограммы из так называемой «Пещеры рук». Аргентина. VIII тысячелетие до н. э.

Действительно, появление монументальных архитектуры и скульптуры является зримым знамением перемен в обществе и культуре. Сооружения наподобие египетских пирамид, древнекитайских дворцов, античных храмов возводились с приложением немыслимых в первобытном обществе умственных и физических сил. Они не имели чисто прикладного назначения. Для проживания людям веками хватало примитивных землянок и хижин. Жилой дворец – это гораздо больше того, что реально нужно человеку. Гигантские изваяния богов и героев увековечивали их на тысячелетия. Следует отметить, что в той или иной форме монументальность свойственна любой цивилизации вплоть до наших дней. Правда, сегодня она нередко вызвана неизбежностью – например, скопление населения в крупных городах заставляет строить многоквартирные дома-«башни».

Таким образом, современная наука выделяет три основных признака цивилизации: письменность, города, монументальное искусство. Учёные подходят к этим признакам с разной степенью строгости. Многие считают, что для признания цивилизации достаточно сочетания хотя бы двух из указанных признаков. Так, у упомянутых выше аборигенов с острова Пасхи, рапануйцев, есть письменность и монументальные изваяния почитаемых предков – но нет городов. У древних инков из Перу, подчинивших почти весь запад Южной Америки, были городские поселения, развитое монументальное строительство – но не имелось письменности. И всё же часто говорят об «инкской цивилизации», о «цивилизации острова Пасхи». Другие учёные более строго подходят к проблеме. По их мнению, уровень цивилизации достигается лишь при соединении всех трёх признаков.


Идолы с острова Пасхи. Океания

Термином «цивилизация» обозначают не только определённый этап в развитии человечества и культуры, но и отдельные культуры, достигшие этого этапа. Локальная цивилизация – это цивилизация какого-либо региона, народа, страны, вполне самостоятельная, самодостаточная. Историки вводят различные деления локальных цивилизаций: по уровню развития (аграрная, индустриальная и т. д.), по характерным чертам экономики (например, торговые), по географическому положению (речные, морские и т. д.).

Понятие локальной цивилизации играет важную роль в так называемом цивилизационном подходе к мировой истории. Согласно этому подходу, всемирно-исторического прогресса не существует.


Пирамида фараона Джосера. Саккара. Египет. XXVIII в. до н. э.

Отдельные культуры или цивилизации проходят разные этапы в своём развитии независимо друг от друга, по собственным закономерностям. При этом естественным является как расцвет, так и упадок культур. Основной стержень подавляющего большинства локальных цивилизаций, их «сверхценность», составляют религиозные системы. Так, сверхценность русской цивилизации – православие. Цивилизационный подход в наше время довольно популярен и на равных соперничает со всемирно-историческим. Его родоначальниками были русский философ Николай Яковлевич Данилевский (1822 – 1885) и немецкий историк и философ Освальд Шпенглер (1880 – 1936). Последний, кстати, по-своему определял цивилизацию. Для Шпенглера цивилизация – культура в стадии упадка, когда основные её силы сосредоточиваются в городах и она начинает разлагаться. Но такое определение цивилизации не прижилось в науке даже среди сторонников Шпенглера.

www.what-this.ru