Функции государства и их виды – CGI script error

Внешние функции государства, их виды и характеристика — Мегаобучалка

Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач.

Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от характера существующего в стране политического режима и типов государств, от этапов развития одного и того же государства, от складывающейся в мире международной обстановки, от характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств.

Внешние функции государства тесно связаны с внутренними. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым.

Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности страны, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку четкой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.

Функция обороны страны осуществляется экономическими, политическими, дипломатическими и военными средствами. В мирное время – это всесторонняя подготовка страны к отражению возможного нападения извне. В военное время эта функция принимает форму прямой вооруженной борьбы с противником, в ходе которой происходит объединение всех сил страны для достижения победы.

Оборонная деятельность базируется на его военной доктрине и складывается из пяти основных направлений, а именно: укрепление оборонной мощи страны; повседневное совершенствование вооруженных сил, постоянное повышение их боеспособности и боеготовности; охрана государственных границ; организация гражданской обороны; военное обучение запаса вооруженных сил.



Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.

Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.

Европейское содружество имеет общие межгосударственные законодательные, исполнительные и судебные органы, компетенция которых ограничена взаимными интересами объединившихся государств. Подобные межгосударственные образования обладают конфедеративными и отчасти федеративными признаками, поскольку имеют общие законодательные и управляющие органы.

Возникшее в 1991 году Содружество Независимых Государств (СНГ) строится в основном на принципах экономического сотрудничества, вне которого существование бывших субъектов Союза Советских Социалистических Республик чрезвычайно затруднительно в силу сложившихся многолетних органически неразрывных экономических взаимосвязей.

Основным международным органом, координирующим политические интересы современных государств, является ООН. Вопросами политического урегулирования конфликтов, в том числе и военных, занимается Совет Безопасности — постоянный орган ООН. В его компетенцию входит широкий круг полномочий по поддержанию международного мира и безопасности, развитию сотрудничества в самых разнообразных сферах межгосударственных отношений.

Культурное и научно-техническое сотрудничество осуществляется в различных формах и на различных межгосударственных уровнях. В Организации Объединенных Наций такое сотрудничество координируют специализированные учреждения по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международное агентство по атомной энергетике (МАГАТЭ) и другие. Сотрудничество в области охраны окружающей среды объединяет усилия большинства по поддержанию нормальной экологической обстановки на планете.

Эта деятельность имеет всеохватывающий характер и направлена на создание таких экологических условий, которые необходимы для существования и развития человеческой жизни.

Внешняя деятельность государств современности базируется на международно-правовых нормах, максимально учитывает коренные интересы и национальные особенности всех народов, входящих в мировое сообщество.

 

 

megaobuchalka.ru

Функции государства и их виды.

Количество просмотров публикации Функции государства и их виды. — 27

Слово «функция» произошло от латинского functio, что значит «осуществление, исполнение».

Матузов, Малько, Комаров

Функции государства

— это основные (главные) направления (стороны, виды) деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных общесоциальной сущностью и социальным назначением.

Перевалов

Функции государства — это основные направления ᴇᴦο деятельности, выражающие сущность, социальное назначение, задачи и цели

Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи — средства её достижения, то функции — это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции.

Мелехин А.В.

Функции государства — это основные направления ᴇᴦο деятельности по управлению обществом, отражающие ᴇᴦο цели и социальное назначение.

Основные черты функций государства˸

1. Имеют комплексный, синтезирующий характер.
Размещено на реф.рф
Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства.

2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется реальная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства. Поэтому одни и те же функции у государств различного типа (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические) всегда бывают разными по содержанию.

3. В функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе ᴇᴦο развития. Цель представляет собой желаемый конечный результат деятельности государственных и негосударственных структур.

Размещено на реф.рф
Достижение цели предполагает необходимость согласованных и системных действий всех субъектов управленческого процесса. С изменением цели изменяется и характер действий всех взаимодействующих структур.

4. Функции государства не следует отождествлять с функциями ᴇᴦο отдельных органов или же государственных организаций. Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, но, тем не менее, они обладают по сравнению с функциями всего государства относительно узким, локальным характером.

referatwork.ru

Определение и виды функций в государстве

Государство как участник отношений в социуме осуществляет свою деятельность посредством строго определенных методов. Последние представлены довольно широким рядом, а потому стоит четко себе представлять понятие и виды функций государства.

Функции – сущность государственной правосубъектности

Классическое определение функции государства гласит, что это вид деятельности, который осуществляет для достижения своих целей страна.

Основными признаками функций государства выступают:

  1. Под ними понимают генеральные направления развития.
  2. Говоря о функции, всегда говорят о сущности страны. А значит, виды функции раскрывают все стороны государства.
  3. Функции – это практическое выражение использования опосредованного суверенитета.
  4. Опираясь на функции, можно судить о том, насколько государство эффективно исполняет управленческую деятельность.
  5. Функции обязаны исполняться легитимными методами.

Из представленных признаков видно, что понятие и виды функций государства напрямую связаны с теми целями и задачами, которые заложены в идее создания страны. Следовательно, и деление их проводится в зависимости от объектов воздействия, что и будет рассмотрено далее.

Виды функций государства

Оснований для классификации функций страны существует значительное количество. Однако самым распространенным, определяющим наиболее значимые виды функций страны, является разделение на внешние и внутренние.

Как правило, внешние состоят из блока, объединяющего в себе четыре основных вида деятельности. Фактически они представляют собой обобщенный предмет международного права, а, следовательно, вбирают в себя:

  1. Оборона страны – осуществляется при помощи развития армейских подразделений, объединения в военные союзы, участия в миротворческих миссиях и т.п.
  2. Экономическое сотрудничество – как в предыдущем случае, может выражаться в активном участии в финансовых и торговых организациях, а также в экспортно-импортных отношениях между странами.
  3. Научное сотрудничество – как правило, выражается в обмене опытом по решению проблем в области экологии, медицины и других социально значимых вопросов.
  4. Поддержание уровня экологической безопасности – эта функция сравнительно молодая и заключается в выполнении обязательств по экологической безопасности.

Более привычными являются виды функций государства, отнесенные к внутренней сфере активности государства. Их существуют четыре типа.

Первой и основной является охранительная функция. Причем объектом охраны служит не только существующий общественный порядок, но и экологическая обстановка и культурное наследие. Причем последние два предмета с недавних пор выходят на передний план.

Но указанная выше функция не может быть осуществлена без финансовой поддержки, а потому ей всегда сопутствует экономическая функция. Государство обязано осуществлять хотя бы минимальное регулирование экономики, в том числе и при помощи налоговой политики.

Кроме указанных выше двух, виды функций включают в себя и социальную. Правоведы всегда преподносят её как обязанность государства обеспечить равный уровень благосостояния всем. Но это утопия, а потому следует сказать, что в данный тип включают деятельность по обеспечению социально-уязвимых слоев общества и их защите, стимулированию развития при помощи предоставления бесплатного или доступного образования.

Четвертым типом являются научно-культурные функции. Развитие и культуры, и науки, в конечном счете, помогает государству выполнять первые две функции.

Это основная классификация и наиболее полная, основным критерием деления которой выступает объект воздействия.

Также виды функций страны подразделяются по следующим признакам:

  1. по продолжительности – постоянные (экономическая или оборона страны) и временные (например, сотрудничество при техногенных катастрофах);
  2. по охвату территории – общегосударственные (охрана культурного наследия) и локальные (развитие инфраструктуры территориальной единицы).

Ранее выделялась классификация по причине возникновения, которая опиралась на марксистский подход, а именно по воздействию на государство классовых противоречий.

Следовательно, понимая сущность и виды функций страны, раскрыть его направленность не представляется сложным.

fb.ru

Понятие и функции государства

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Понятие и признаки функций государства

2. Классификация и виды функций государства

3. Формы осуществления функций государства

4. Методы осуществления функций государства

Заключение

Список использованных источников

Указатель сокращений

ВВЕДЕНИЕ

Государство играет важную роль в жизни любого современного общества. Развитие общества и всех его институтов, включая государство, представляет собой естественный исторический процесс, протекающий по объективным законам. Одним из проявлений действия этих законов являются функции государства, которые можно определить как характерные особенности государства, отличающие его от других элементов системы общества.

Вопросы о государстве и его функциях всегда относились к числу основополагающих и дискуссионных и в обществе и в теории государства и права, поскольку сущность государства прямо и непосредственно затрагивает интересы различных слоев, классов общества, политических партий. Это и обуславливает актуальность рассматриваемой темы в рамках исследования по теории государства и права. Особенно актуален этот вопрос для Российской Федерации в период становления правового государства, смены приоритетов в социально-экономическом и культурном развитии общества, постановке новых стратегических целей и задач. Объект исследования представленной работы – функции государства в современный период времени, а также формы и методы их осуществления. Предметом исследования выступают общественные отношения в части реализации государственных функций, деятельность государства в осуществлении государственных функций, формы и методы правового регулирования общественных отношений.

Цель курсовой работы – наиболее полное раскрытие понятия и признаков функций современного государства, классификация видов функций государства и освещение форм и методов их осуществления, в том числе в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:- раскрытие понятия функций государства с учетом различных мнений правоведов и определение признаков функций государства;- характеристика функций государства на основе критериев классификации;- краткое рассмотрение предложений современных правоведов о выделении новых функций государства;- рассмотрение форм и методов осуществления функций государства.

Работа выполнена с использованием нормативно-правовых актов, применяемых при реализации государственных функций, в т.ч. Конституции Российской Федерации, учебной литературы для юридических вузов. При всем объеме и разнообразии литературы по теории государства и права, я отдала предпочтение учебникам, написанным под руководством Н.И. Матузова и А.В. Малько, В.М. Корельского и В.Д. Перевалова.

Также при изучении выбранной темы использовалась справочная правовая система «Консультант Плюс» в основном для получения информации о действующем законодательстве и изучения новейших журнальных статей юристов-практиков в области научных исследований о функциях государства.

Структурно курсовая работа состоит из введения, четырёх глав (основной части) и заключения. В первой главе освещаются различные мнения юристов-правоведов в определении понятия функций государства, и на их основе дается полное, на мой взгляд, определение понятия «функции государства». Здесь же представлены основные признаки функций государства, вытекающие из их понятия. Вторая глава посвящена классификации функций государства на основе общепринятых критериев. Конкретные функции государства охарактеризованы на основе критерия по сферам деятельности (внутренние и внешние функции), в т.ч применительно к Российской Федерации с учетом действующего законодательства. В третьей и четвертой главах представлены и рассмотрены основные формы и методы осуществления государственных функций. В заключении сформулированы основные выводы по исследуемой теме и теоретические предложения по совершенствованию деятельности государства в рамках реализации своих функций.государство форма правовая

1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

В юридической литературе можно насчитать до двух десятков определений функций государства. В работах значительной части правоведов функции государства рассматриваются как основные направления его деятельности, выражающие его сущность и социальное назначение. Подобные точки зрения высказывают Перевалов В.Д., Корельский В.М., Лазарев В.В. При определении функции они используют также такие категории как цели, задачи, управление, воздействие и отождествляют функции государства с его деятельностью. В ряде работ функции государства рассматриваются как сущность (содержание) деятельности государства во внутренней и внешней сферах, как отношение политически господствующего класса к остальным классам и политическим группам[1] . Морозова Л.А. в своей известной статье «Функции Российского государства на современном этапе» предложила трактовку функций не только как направлений его деятельности, но и как механизма государственного воздействия на общественные процессы[2] .

Авторы учебника Кулапов В.Л. и Малько А.В. дают следующую характеристику понятия функций государства. Функции государства показывают, что должно делать государство для достижения и осуществления тех целей и задач, которые стоят перед ним в определенный исторический период. Однако функции государства как основные направления его деятельности не следует сводить к самой деятельности. Не следует их отождествлять и с целями и с задачи, стоящими перед государством. Функция отражает скоординированные направления деятельности государственного механизма[3] .

Таким образом, современная юридическая наука предлагает трактовку функций государства не только как направлений его внутренней и внешней деятельности, но и механизма государственного воздействия на общественные процессы. Данную трактовку можно считать правильной, так как выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений, воздействует на состояние общественных процессов.

Насколько многообразно в юридической литературе представлены формулировки функций государства, настолько же многообразно авторы трактуют и их признаки. В целом авторы единодушны в определении признаков. Наиболее полными и отражающими все условия, вытекающие из понятия функций государства, я считаю трактовки Байтина М.И.

1. Функции государства непосредственно выражают и предметно конкретизируют его классовую и общечеловеческую сущность. Их содержание учитывает классовые, групповые (корпоративные), национальные и частные интересы членов общества.

2. В функциях государства воплощается и раскрывается его активная служебная роль как важнейшей части надстройки по отношению к своему базису, реализуется разносторонняя практическая деятельность внутри страны и на международной арене.

3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.

4. В функциях государств различных исторических типов проявляются и объективируются присущие им особенности и закономерности развития, динамика социально-экономических, политических и духовных преобразований в жизни общества[4] .

Функции государства обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, а потому невыполнение государством своих функций несомненно вызовет цепную реакцию негативных последствий в общественной жизни. Государство только тогда функционирует плодотворно, когда его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества.

Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые он преследует. Задача – это то, что требует разрешения, а функция – вид деятельности, направленной на такое разрешение. В отдельные исторические периоды приоритетными становятся различные задачи и цели государства, а следовательно, и разные его функции. Выполнение каких-либо задач ведет к исчезновению одних функций, появление новых – к возникновению других.

Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы.

Функции государства необходимо отличать от функций его отдельного органа. В отличие от функций государственных органов функции государства выполняются всеми органами. Одна задача может решаться посредством выполнения нескольких функций. Отдельные государственные органы играют преимущественную (лидирующую) роль в деле осуществления какой-либо функции государства[5] .

Обобщая вышеизложенное, можно дать следующее понятие функции государства: это основные направления деятельности государства по реализации стоящих перед ним задач для достижения определенных целей, обусловленных его сущностью и социальным назначением.Существенными признаками функций государства являются их непосредственная связь с сущностью и социальным назначением государства, направленность на решение задач в интересах достижения государственных целей, которые бывают различными на определенных исторических отрезках времени, видоизменяются в процессе становления, укрепления и дальнейшего развития государства.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ И ВИДЫ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА

В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их классификация.

mirznanii.com