Формы правотворчества – Понятие, принципы и формы правотворчества в Российской Федерации — Проблемы теории государства и права
Понятие, принципы и формы правотворчества в Российской Федерации — Проблемы теории государства и права
Понятие и принципы правотворчества
Правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная
- на создание правовых норм, а также
- на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.
Это процесс создания и развития действующего права как единой и внутренне согласованной системы общеобязательных норм, регулирующих общественные отношения, специальная, имеющая официальное значение деятельность по установлению правового регулирования.
Главное для правотворчества — выработка и утверждение новых правовых норм. Другие проявления правотворчества (отмена и изменение действующих норм, совершенствование их редакции) имеют подчиненное, вспомогательное значение для образования развернутой, четко выраженной и внутренне согласованной системы юридических норм.
Сущность правотворчества:
- это возведение государственной воли в закон, в имеющие общеобязательное значение юридические предписания.
На современном этапе развития правотворчество проявляется, прежде всего, как принятие правового акта непосредственно населением страны путем референдума либо как издание актов, содержащих правовые нормы, государственными и иными управомоченными органами. В некоторых современных странах одной из форм правотворчества является издание судебного прецедента. Все большее значение сегодня приобретает также заключение имеющих нормативное содержание договоров между различными субъектами права.
Принципы правотворчества
Принципы правотворчества представляют собой организационные начала, которые определяют существо, характерные черты и общее направление этой деятельности. К ним относятся:
- демократизм;
- законность;
- гуманизм;
- научный характер;
- профессионализм;
- тщательность подготовки проектов;
- техническое совершенство принимаемых актов.
Демократизм проявляется в установлении и неуклонном осуществлении свободного, подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов, и в первую очередь законов, что обеспечивает активное и эффективное участие депутатов, широкой общественности в правотворчестве, максимальный учет в новых нормативных решениях общественного мнения, потребностей социально-экономического развития страны и интересов различных слоев населения.
Законность предполагает, что нормативные акты должны приниматься строго в пределах компетенции соответствующего правотворческого органа и соответствовать конституции страны, ее законам и иным актам вышестоящей юридической силы. В федеративном государстве необходимо неукоснительно соблюдать распределение компетенции между федерацией и субъектами, входящими в ее состав. Принцип законности означает также строгое соблюдение установленного порядка подготовки, принятия и опубликования новых нормативно-правовых решений, правотворческой процедуры, формы принимаемых актов.
Принцип гуманизма предполагает направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение ее духовных и материальных потребностей. Человек, его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.
Научный характер правотворчества подразумевает его максимально полное соответствие назревшим потребностям общественного развития, его объективным закономерностям, быть научно обоснованным, учитывать и использовать достижения науки и техники, основываться на теоретических разработках проблем, требующих нового нормативного решения. К подготовке проектов должны привлекаться научные учреждения, отдельные представители соответствующих отраслей науки, а также ученые-юристы.
Профессионализм правотворчества — это участие в разработке новых правотворческих решений квалифицированных специалистов соответствующих отраслей общественной жизни, имеющих профессиональную подготовку, большой опыт работы и достаточные знания.
Тщательность, скрупулезность подготовки проектов предполагает максимальное использование зарубежного и отечественного опыта, результатов социологических и иных исследований, разного рода справок и иных материалов. Следует избегать спешки в работе, принятия скороспелых, непродуманных решений.
Техническое совершенство принимаемых актов предполагает широкое использование выработанных юридической наукой и апробированных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов, правил законодательной техники.
Формы правотворчества
В Российской Федерации существует четыре основные формы правотворчества:
- принятие нормативных актов полномочными органами государства;
- принятие нормативных актов органами местного самоуправления;
- принятие нормативных актов народом путем референдума;
- заключение различного рода соглашений, содержащих нормы права (между Российской Федерацией и субъектами, входящими в ее состав, между субъектами Федерации, между государственными органами и общественными объединениями, между работодателями и работниками предприятий, учреждений, объединений и т.д.).
Принятие нормативных актов органами государства является наиболее распространенной в Российской Федерации формой правотворчества. Правом принятия нормативных актов обладают Государственная дума, представительные органы республик, входящих в состав Российской Федерации, краевые, областные, автономной области, автономных округов, органы законодательной власти городов Москвы и Санкт-Петербурга.
К числу правотворческих органов относятся также Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, министерства, государственные комитеты и ведомства Российской Федерации, президенты, правительства, министерства, государственные комитеты и ведомства республик, входящих в состав Федерации, главы администраций (губернаторы), правительства, департаменты соответствующих национально-государственных и административно-территориальных образований.
Правотворческими полномочиями обладает в пределах своей компетенции администрация объединений, комбинатов, предприятий и учреждений (локальное правотворчество). Полномочия на издание нормативных актов каждого органа определяются Конституцией Российской Федерации и иными законами в зависимости от места, занимаемого каждым из них в системе органов Российского государства.
Принятие нормативных актов органами местного самоуправления (районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские представительные органы власти и соответствующие им местные администрации) обеспечивает самостоятельное решение гражданами всех вопросов местного значения через избираемые ими органы или непосредственно, исходя из интересов населения, на основе закрепленных за органами самоуправления материальных и финансовых ресурсов.
Референдум как вид правотворчества — один из путей расширения демократии, привлечения граждан к решению важнейших вопросов государственной жизни. В данном случае народ непосредственно осуществляет определенный акт законодательной власти, принимает правотворческое решение. Решения, принятые всероссийским референдумом, обладают высшей юридической силой, в каком-либо утверждении не нуждаются и обязательны для применения на всей территории Российской Федерации. На всенародное голосование может быть поставлен текст законопроекта, по которому гражданам предлагается высказать свое мнение.
Заключение нормативных соглашений, содержащих обязательные для исполнения правовые предписания, все шире используется в правотворческой практике российского государства, причем такие соглашения заключаются между различными субъектами права и их юридическая сила неодинакова. Примером такого рода соглашений может служить, в частности, Федеративный договор, явившийся правовой базой создания Российской Федерации на новой основе. Он содержит нормы о распределении компетенции между государственными образованиями Российской Федерации, о предметах исключительного ведения Федерации и ее субъектов, а также их совместного ведения. Практикуется заключение соглашений и по экономическим, политическим и иным вопросам между Федерацией и отдельными ее членами, между субъектами Федерации.
Характерной особенностью современных взаимоотношений между общественными объединениями и государственными структурами является заключение разного рода соглашений, содержащих нормативные предписания. В первую очередь, это касается регулирования трудовых отношений. Так, наряду с коллективным договором законом предусматривается также заключение разного рода соглашений — правовых актов, содержащих обязательства по установлению условий труда, занятости и социальных гарантий для работников определенной профессии, отрасли, территории. В зависимости от сферы регулируемых отношений заключаются соглашения генеральные, устанавливающие общие принципы согласованного проведения социально-экономической политики, отраслевые (тарифные), которые определяют направления социально-экономического развития, условия труда и оплаты труда, социальные гарантии для работников отрасли (профессиональных групп), и, наконец, специальные, устанавливающие условия решения определенных социально-экономических проблем, связанных с территориальными особенностями.
jurkom74.ru
Виды (формы) правотворчества:
1) правотворчество населения путем проведения референдума;
2) правотворчество органов государственной власти;
3) правотворчество органов муниципальных образований;
5) международное правотворчество.
1) правотворчество населения путем проведения референдума.
референдум –
форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме;
виды референдума:
а) референдум Российской Федерации;
б) референдум субъекта федерации;
в) местный референдум.1
2) правотворчество органов государственной власти, которое подразделяется на:
а) законотворчество и
б) подзаконное правотворчество.
а) законотворчество представляет собой деятельность представительных (законодательных) органов государственной власти по созданию, принятию и вступлению в юридическую силу законов.
В федеративном государстве законотворчество осуществляется как федеральными представительными (законодательными) органами государственной власти, так и представительными (законодательными) органами государственной власти субъектов федерации в пределах своей компетенции.
б) подзаконное правотворчество органов государственной власти – это деятельность органов исполнительной власти по разработке и принятию подзаконных нормативных актов.
Применительно к Российской Федерации этот вид правотворчества также имеет две разновидности – подзаконное правотворчество федеральных органов исполнительной государственной власти и подзаконное правотворчество органов исполнительной государственной власти субъектов федерации.
3. Правотворчество органов муниципальных образований – разработка, рассмотрение, принятие и вступление в юридическую силу нормативных правовых актов органов муниципальных образований.
Виды правотворчества органов муниципальных образований:
а) правотворчество представительного органа муниципального образования;
б) правотворчество главы муниципального образования;
в) правотворчество исполнительных органов (местной администрации) муниципального образования.
4. Корпоративное правотворчество – это создание, принятие и вступления в юридическую силу нормативных правовых актов организаций.
Виды корпоративного правотворчества:
а) правотворчество коммерческих организаций;
б) правотворчество некоммерческих организаций.
5) международное правотворчество– деятельность управомоченных субъектов по созданию, разработке, формированию норм и актов международного права (международные договоры, соглашения, конвенции).
В каждом из названных видов (форм) правотворчества предусмотрен свой собственный процесс по созданию, разработки, формированию норм и источников права и вступления их в юридическую силу.
2. Законодательный процесс: понятие и стадии
Понятие законодательного процесса
Законодательный процесс является одним из важных видов (форм) правотворчества.
Законодательный процесс – это деятельность представительных (законодательных) органов государственной власти, предусматривающая стадии по разработке, рассмотрению и принятию проектов законов (законопроектов), а также по подписанию, опубликованию и вступлению в юридическую силу законов.
В России есть законодательные процессы в Государственной Думе ФС РФ и в Совете Федерации ФС РФ, а также в представительных (законодательных) органах государственной власти субъектов федерации. Все названные законодательные процессы регламентируются, как правило, соответствующими регламентами (нормативными правовыми актами) указанных государственных органов представительной (законодательной) власти.
Профессор Пучков Олег Александрович определяет законодательный процесс как урегулированный нормами права порядокразработки, обсуждения проектов нормативно-правовых актов (законов) и принятие нормативно-правовых актов (законов) высшим органом государственной власти.2
Профессор Оксамытный Виталий Васильевич определяет законодательный процесс как официально установленный порядок деятельностипо созданиювысшихнормативных правовыхактов государства.3
Профессор Мухаев Рашид Тазитдинович полагает, что законодательный процесс – это рядпоследовательно осуществляемыхдействий, начиная от внесения законопроекта в законодательный орган и заканчивая доведением его содержания до населения.2
Профессор Чиркин Вениамин Евгеньевич пишет, что «законодательный процесс – установленный порядок принятия закона, начиная от внесения законопроекта в парламент и заканчивая опубликованием принятого закона и его вступлением в силу».4
studfiles.net
что это, его определение, виды и принципы
Развитие общества не стоит на месте. На любом этапе своего существования общество подчиняется правилам поведения, принятым большинством. Начиная с обычая и заканчивая нормативно-правовыми актами. Общественные правила нуждаются в постоянной актуализации — этот процесс носит название правотворчество.
Правотворчество: понятие, принципы, виды
Что такое правотворчество? Это особый вид деятельности уполномоченных органов (субъектов правотворчества) по преображению уже существующих обычаев в нормы права, выражающийся в непосредственном создании и принятии как единичного нормативно-правового акта, так и совокупности законопроектов (кодификация).
Это интересно: что такое бюрократия простыми словами.
В узком смысле понятие «правотворчество» трактуется как деятельность законодательных органов по принятию нормативных документов, имеющих общеобязательный характер.
Значение правотворческой деятельности огромно. Изменения, происходящие в любом государстве, требуют строгой регламентации в соответствии с установившимися нормами права.
Субъектами правотворчества (нормотворчества) могут быть государственные органы (например: парламент, глава государства, местные органы власти), различные организации (разрабатывают внутренние нормативные документы), граждане (принятие правового акта путем голосования на референдуме).
Признаком правотворчества является его конечный результат: создание нормативно-правового акта, который регулирует те или иные общественные отношения.
Принципы правотворчества:
Демократичность. Понятие принципа заключается в освещении и обсуждении проекта, разрабатываемого документа, всеми заинтересованными сторонами. Например: при разработке проекта закона, он выносится на общественное обсуждение путем размещения в средствах массовой информации. Замечания и предложения рассматриваются и по мере необходимости учитываются разработчиками закона.
Это интересно: что такое конфедерация, ее признаки и отличия.
Профессионализм. Этот принцип влияет на качество принимаемых норм права. Проект нормативного акта должен быть подготовлен профессионалами высокого класса. В первую очередь юристами. Но при разработке узкопрофильных законодательных проектов должны привлекаться и профессионалы в области, деятельность которой акт будет регулировать, ведь в нормативном документе необходимо описание понятий, характерных для использования только в этой профессиональной сфере деятельности. Происходит такая деятельность, как правило, в форме различных комиссий по разработке законопроектов.
Законность. В первую очередь проекты нормативно-правовых актов должны соответствовать вышестоящим правовым актам не только государства, но и международным нормам права. При подготовке закона необходимо строгое соблюдение юридической техники (при формулировке понятий и норм), регламентированных процедур правотворческого процесса. Не должно быть конфликта правовых норм законопроекта с уже существующими и действующими в государстве нормами.
Системность. Подготовленный законопроект должен соответствовать действующим актам. В законе не должно быть коллизионных норм и дублирования.
Научный характер. В процессе правотворчества проводятся различные научные исследования, изучается опыт других государств по регулированию общественных отношений, которые будут регламентироваться проектируемым законодательным актом. Прогнозируются последствия ввода в действие разрабатываемого закона.
Разделение правотворческих полномочий. Разграничение полномочий в процессе нормотворчества необходимо с целью избежания дублирования нормативных актов, возникновения конфликта норм, регулируемых разными законами, коллизий. Достигается, путем разграничения деятельности различных субъектов правотворчества, наделением их полномочиями.
Оперативность. Предполагает своевременность принятия или изменения нормативного акта.
Планомерность. Правотворчество носит постоянный характер. Например: каждый год составляется список запланированных к принятию парламентом законов.
Функции правотворчества:
- Обновление существующей системы норм и правил. С развитием общества появляются новые общественные отношения, некоторые отношения утрачиваются свое значение. Поэтому правовая система государства нуждается в обновлении принятых актов, их актуализации.
- Восполнение пробелов в законодательстве. Включение в систему законодательства отношений ранее нерегламентированных или детализация возможных нюансов уже существующих общественных отношений.
- Систематизация существующих нормативно-правовых актов. Проводится в виде издания нескольких правовых актов одновременно, как правило, в виде кодексов.
Виды (формы) правотворчества:
Законотворчество. Принятие нормативно-правовых актов органами государственной власти, обладающими высшими законодательными полномочиями. Как правило, таким органом является парламент, который принимает законы.
Подзаконное правотворчество. Законы содержат только общие правила. Нет смысла возводить все нормы, принятые в обществе, в ранг закона. Органы власти различных уровней (кроме высшего), министерства и ведомства, органы управления различных субъектов хозяйствования могут издавать нормативные акты, согласно своей компетенции. Такие акты должны подчиняться законам (подзаконные), не противоречить им.
Непосредственное правотворчество. Выражение воли народа (как субъекта правотворческого процесса), путем проведения референдумов. Волеизъявление народа, как правило, не нуждается в дальнейшем утверждении и может быть отменено только путем проведения другого референдума.
Делегированное правотворчество. Это ситуация, в которой полномочия на принятие нормативного акта передаются в нижестоящие органы власти (исполнительная власть), в соответствии с их компетенцией. Такое правотворчество позволяет реализовать на практике принцип оперативности.
Чрезвычайное правотворчество. Этот вид нормотворчества проявляется при возникновении (угрозе возникновения) чрезвычайной ситуации, обусловленной внешними (вооруженное нападение), социальными (бунты), политическими (государственный переворот), техногенными или экологическими (землетрясение, аварии) причинами и утрачивает свое значение при нормализации обстановки.
Характерными чертами чрезвычайного нормотворчества являются:
- направленность на непосредственное устранение угрожающей ситуации, минимизации ее последствий;
- ограничение прав и свобод;
- действие актов ограничено по времени (до момента ликвидации чрезвычайной ситуации).
Собственное правотворчество. Эта форма правотворчества близка, по своему понятию, к делегированному правотворчеству. Право принятия нормативных документов высший законодательный орган делегирует местным органам самоуправления. Принятые ими решения обязательны для исполнения на конкретной, подконтрольной данному органу территории.
Договорное правотворчество. Выражается в форме заключения договора правового характера, последствиями которого становятся принятие нормативных актов или совершение юридически значимых действий. (например: договора, заключенные различными государственными органами между собой, коллективный договор между нанимателем и работниками).
Локальное правотворчество. Реализуется в рамках одной организации или предприятия. Действие принятых нормативных документов распространяется только на отношения, возникающие внутри организации, и регламентирует, например, производственный процесс или деятельность отдельного подразделения. Могут быть в форме приказов, распоряжений руководителя.
Это интересно: что такое бюрократия – простыми словами.
Стадии правотворческого процесса
Правотворческим процессом называют определенную последовательность юридически значимых действий по созданию и вводу в действие любого нормативно-правового акта.
Выделяют следующие стадии правотворческого процесса:
- Законодательная инициатива, заключается в праве субъекта правотворчества (закрепляется, как правило, в конституции или высшем законе государства) внести в законодательный орган аргументированное предложение о разработке законопроекта или предоставить уже готовый проект.
- Обсуждение проекта. Предварительно подготовленный проект законодательного акта рассматривается и согласовывается специалистами в области тех общественных отношений, которые предполагается им регулировать. Наиболее значимые проекты могут выноситься на общественное обсуждение.
- Принятие. Проект нормативно-правового акта выносится на голосование в законодательный орган (как правило, голосование происходит в несколько этапов), и после принятия положительного решения подписывается главой государства.
- Опубликование. Доведение нормативно-правового акта до сведения заинтересованных субъектов (как правило, в форме размещения в СМИ). Законы вступают в действие после опубликования в официальных источниках, перечень которых регламентирован законодательством (печатные издания, интернет-ресурсы).
obrazovanie.guru
Формы (виды) правотворчества.
⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 10Следующая ⇒
Стадии правотворчества.
4. Юридическая техника, понятие, виды, содержание.
1. Понятие, принципы, и субъекты правотворчества.Правотворчество это деятельность направленная на установление, изменение или отмену норм права. Правотворчество государственная деятельность, поскольку установление норм позитивного права является прерогативой (исключительным правом) государства.
Правотворческая деятельность основана на целом ряде принципов то есть определенных идей начал на которых основывается правотворчество. К основным принципам правотворчества относится принцип демократизма который означает, что правотворческой деятельностью занимаются различные органы и организации. Кроме того нередко в правотворческой деятельности в тех или иных формах принимает участие население.
2ой принцип – законности, он выражается в том, что правотворческой деятельностью различные органы и организации могут заниматься только в пределах своей компетенции.
3ий принцип научности. Правотворческая деятельность должна осуществляться на научных основах.
4ый принцип – профессионализма, говорит о том, что НПА должны приниматься на профессиональной основе. Либо непосредственно профессионалами или с привлечением профессионалов.
5ый — принцип оперативности, он говори о том , что правотворчество должно оперативно реагировать на изменения происходящие в общественной жизни, а также оценивать НПА на предмет их эффективности.
Субъекты правотворчества – это те лица осуществляющие правотворческую деятельность. Основными субъектами правотворчества являются государственные органы и государственные организации. Кроме государственных органов и организаций субъектами правотворчества могут быть и не государственные органы и организации. Но субъектами правотворчества они становятся с санкции государства, а именно тогда когда государство делегирует часть своих полномочий не государственным органам и организациям.
В настоящее время органы местного самоуправления это не государственные органы, но они осуществляют правотворческую деятельность. Кроме не государственных и организаций субъектом правотворчества может выступить народ в целом (в порядке референдума).
Правотворчество и правообразование. Правотворчество необходимо отличать от правообразования. Правообразование это весь процесс формирования права, который в своем развитии проходит 3 этапа: 1ый этап – это возникновение общественных отношений нуждающихся в правовом регулировании. На этом этапе нет правотворчества, но правообразование уже началось. 2ой этап – связан с осознанием необходимости правового регулирования данных общественных отношений. На этом этапе также правотворчества еще нет, но формируется уже правосознание. 3ий этап правообразования связан с правотворчеством. На этом этапе устанавливаются необходимые нормы права. Правотворчество заключительный этап правообразования.
2. Понятия (виды) правотворчества. Вопрос о формах правотворчества является дискуссионным, предлагаются самые разные формы. Наиболее приемлемой является та характеристика форм правотворчества, когда эти формы рассматриваются с учетом различных критериев т.е. когда этим формам правотворчества дается определенная идентификация.
Прежде всего формы правотворчества необходимо рассматривать с учетом субъектов правотворчества. По данному основанию т.е. с учетом субъектов можно выделить 4 формы или вида правотворчества. Во 1ых правотворчества государственных органов и организаций. Во вторых правотворчество не государственных органов и организаций. В 3их совместное правотворчество (1+2). 4ая разновидность – народное правотворчество. 2ая классификация с учетом способов установления правовых норм можно выделить две формы правотворчества. Во 1ых непосредственно правоустановительную деятельность, во вторых санкционирование. Непосредственно правоустановительная деятельность выражается в том, что субъект правотворчества сам непосредственно устанавливает нормы права. Санкционирование характеризуется тем, что органы государства придают юридическую силу каким либо не правовым нормам. Чаще всего этот происходит с обычаями и корпоративными нормами.
3ая классификация согласно которой можно выделить две формы правотворчества. 1ая правотворчество осуществляемое в пределах правовой компетенции и 2ая – делегированное правотворчество.
3. Стадии правотворчества(правотворческого процесса). Правотворчество всегда протекает как определенный процесс который в своем развитии проходит несколько этапов или стадий. Вопрос о стадиях правотворческого процесса является в юридической науке дискуссионным. Наиболее приемлемой представляется точка зрения согласно которой правотворческий процесс подразделяется на 2 этапа.
1ый этап правотворчества связан с подготовкой проекта НА. Этот этап является подготовительным и в своем развитии проходит 4ре основные стадии: 1ая стадия связана с принятием решением о подготовке проекта соответствующего НА. Нередко такое решение выражается в утверждении плана законопроектных работ, того или иного правотворческого органа. 2ая стадия 1го этапа связана с разработкой (подготовкой) проекта НА. Проект НА может разрабатываться либо самим органом либо поручается тем или иным органам или каким то лицам. После того как проект юридического акта подготовлен наступает 3ая стадия – стадия предварительного обсуждения НА. 4ая стадия утверждения проекта НА.
2ой этап правотворчества связан с принятием НА. Это основной этап правотворчества который в своем развитии тоже проходит 4ре стадии. Начинается с первой стадии — правотворческой инициативы. Это внесение проекта НА в правотворческий орган. Разновидностью правотворческой инициативы является законодательная инициатива – это внесение проекта закона в законодательный орган. 2ая стадия связана с обсуждением проекта НА в правотворческом органе. 3ая связана с принятием НА правотворческим органом (кульминация). 4ая стадия это стадия подписания НА и его официального опубликования (промульгация).
4. Юридическая техника: понятие, виды и содержание. Юридическая техника – это совокупность правил, способов и приемов которые используются при подготовке, оформлении и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов. Исходя из этого определения можно выделить 2 основных вида юридической техники. Во 1ых правотворческая техника, во 2ых техника индивидуальных правовых актов.
Правотворческую технику составляют правила, средства и приемы которые используются при подготовке, оформлении и систематизации НПА. Разновидностью правотворческой техники является законодательная техника.
2ой вид – техника индивидуальных правовых актов – это совокупность правил, средств и приемов которые используются при подготовке и оформлении индивидуальных правовых актов (актов применения права, индивидуальных договоров и тп.).
Содержание юридической техники складывается из 3х основных элементов: 1. правила юридической техники 2. средства юридической техники 3. приемов или способов юридической техники.
Правила юридической техники – подразделяются на 3 категории или части: 1ую составляют правила относящиеся к внешнему оформлению НА. Каждый НА должен иметь заголовок указывающий на вид НА. Должно быть название (о чём), место и время принятия, нередко регистрационный номер и подпись официальных лиц. 2ую категорию составляют правила относящиеся к содержанию и внутренней структуре НА. 3ая категория правил – правила относящиеся к изложению самих норм права.
Средства юридической техники – подразделяются на общие и специальные. К общим средствам юридической техники относят терминологию т.е. это язык который является государственным. Терминология подразделяется на общеупотребительную (литературный язык), но есть и специальная юридическая терминология (вырабатывающаяся юридической наукой). Пример терминов: дееспособность, сделка, исковая давность. 3ая разновидность терминологии специально техническая терминология – относится к другим областям знаний. Кроме общих средств используются и специальные средства. К ним относятся прежде всего юридические конструкции – идеальные модели, схемы, шаблоны которые вырабатываются юридической наукой и юридической практикой.
Кроме юридических конструкций к специальным юридическим средствам относятся презумпции и фикции. Презумпции — это предположения о сущности тех или иных фактов которые используются в процессе доказывания.
Фикции – это сформулированные в законодательстве положения о не существующих явлениях, которые принимаются как действительные.
Тема 11. ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ
1. Понятие, признаки и состав правоотношений.
Виды правоотношений.
Читайте также:
lektsia.com