Для мусульманского права характерно – Особенности исламского (мусульманского) права.

Содержание

Характерные черты мусульманского права

Характерные черты мусульманского права

Оглавление

Введение

. Источники мусульманского права в средние века

. Характерные черты мусульманского права

Заключение

Литература

Введение

Актуальность контрольной работы. Мусульманское право представляет собой огромный пласт юридической истории, оно оказало большое влияние на развитие государства и права стран Востока. Сфера его влияния и по сей день является огромной, оно является источником законодательной базы многих мусульманских стран. Это довольно сложное социальное явление с долгой историей от разложения раннефеодального строя и до наших дней, которое как система юридическим норм сложилось в более поздний период.

Мусульманское право является уникальным феноменом сочетания религиозных и правовых норм, сочетанием правовых и неправовых регуляторов, религиозных и нравственных. Многие ученые и по сей день расходятся во мнениях о том, что в мусульманском праве первично — религия или государство и культура, является ли оно только лишь продуктом переработки религиозных источников или имеет самостоятельное значение. И поскольку мусульманское право является самостоятельной правовой системой, имеющей сложную историю и существенные отличия от других правовых систем, оно является интересным для изучения. Наиболее раскрытой в юридической литературе является тема источников мусульманского права, которые состоят из абсолютно разнородных правовых материалов, и их обзорное изучение было выделено в первую часть данной работы. Также автору показалось интересным рассмотреть отличительные особенности мусульманского права, выявить, что делает эту правовую систему такой сложной и одновременно любопытной для юридического изучения, и обзор характерных черт составляет вторую часть данной работы.

Целью контрольной работы является исследование мусульманского права в средние века.

Для решения данной цели необходимо определить следующие задачи:

рассмотрение источников мусульманского права в средние века;

изучение характерных черт мусульманского права.

Структура контрольной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

мусульманский право аллах юридический

1. Источники мусульманского права в средние века

Учение об источниках представляет собой наиболее разработанную тему в мусульманском праве. Исследователи выделяют две группы взаимосвязанных норм, первая — юридические предписания Корана (от араб. «ал-куран» — «чтение вслух», «назидание» ) и сунны (собрание имеющих юридическое значение преданий о поступках и высказываниях пророка Муххамеда), и вторая — нормы, выведенные мусульманской правовой доктриной на основе «рациональных» источников, таких, как мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов (муджтаждов и факихов ) и умозаключения по аналогии. Основополагающими являются нормы первой группы, особенно правовые положения Корана. Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стиха (адата). Большая часть Корана имеет мифологический характер, и лишь до 500 стихов содержат наставления верующим — шары или шариат, относящиеся к правилам поведения мусульман. Шар или шариат означает в переводе путь следования и составляют то, что в самом общем виде называют мусульманским правом. Важно понимать, что нормы Корана в основном являются общими религиозно-моральными положениями, конкретные правила поведения заключаются в частных случаях решения Пророком конфликтов, ответах на вопросы. Можно отметить, что такие решения составляют собой часть норм, не допускающих толкования как божественное откровение. Большая часть сунны также имеет казуальное происхождение, в ней содержатся нормы брачного, наследственного, доказательного и других прав.

После смерти Мухаммада в 622 г. и до начала VIII века развитие права шло преимущественно казуальным путем. «Четыре праведных халифа» после смерти пророка, решая конкретные случаи, обращались к Корану и сунне, а в случае пробелов формулировали новые предписания, основываясь на расширительном толковании предыдущих источников, и на рациональной аргументации. Впоследствии эти решения последователей пророка стали основой для решения дел мусульманскими судьями (кади), и основой мусульманского права в целом. Именно тогда стал формироваться так называемый фикх — учение о законоведении, тесно связанное с богословием и основанное на изучении Корана и сунны, присовокупленное к моральным и религиозным нормам. Однако с течением времени Корана, сунн и решений сподвижников пророка становилось недостаточно. Шагом на пути к заполнению пробельности стал иджихад — свободное усмотрение судьи в случае отсутствия норм в общепризнанных источников мусульманского права. Данный способ решения судебных конфликтов получил закрепление в предании о разговоре пророка Мухамада с его сподвижником Муазом, направленным наместником в Йемен. «По чему ты будешь судить?» — сказал Мухамад. «По писанию Аллаха»,- отвечал Муаз. «А если не найдешь?»- спросил Пророк. «По сунне посланника Аллаха»,- сказал Муаз. «А если не найдешь?» — вопрошал Пророк. «То вынесу решение по своему усмотрению»,- сказал Муаз. «Хвала Аллаху, который наставил посланника Аллаха на путь, угодный его посланнику!» — воскликнул Пророк. И такое поощрение пророком свободного решения судей позволило примерно до XI века судьям пользоваться очень значительной свободой в вынесении решений по вопросам, не урегулированным в иных общепризнанных источниках.

С середины VIII века в халифате начали складываться основные школы и течения мусульманского права, наступил этап формирования доктрины мусульманского права — «период кодификации и имамов — основателей толков (махабов)», который длился около двух с половиной веков. Главным продуктом этого развития стало возникновение различных направлений в толковании Корана и сунны, каждое из которых по-разному толковало правовые нормы. Однако основное значение доктрины мусульманского права состоит не только в заполнении пробельности и ликвидации противоречивости Корана и сунны, но и в том обстоятельстве, что многие содержащиеся в них положения считались божественными откровениями, а значит, неизменными по сути своей, и поэтому они не могли быть отброшены и заменены. И в этих условиях мусульманские правоведы разрабатывали решения на основе предыдущих источников, которые бы позволяли решать вопросы, не урегулированные Кораном и сунной. Таким образом, мусульманские юристы, толкуя Коран и сунну, придавали им юридический характер, и со ссылкой на «необходимость», «интересы» общины они заменяли устаревшие нормы новыми правилами поведения. Иджтихад также позволял выбирать среди противоречивых предписаний сунны и индивидуальных решений сподвижников пророка выбирать наиболее удобные для данного дела. Если в VII-VIII вв. источниками мусульманского права выступали Коран и сунна, а также иджма и «высказывания сподвижников», то начиная с IX-X вв. эта роль постепенно перешла к доктрине. Таким образом, значительное большинство конкретных норм мусульманского права — итог доктринальной разработки на основе религиозных и казуальных источников, и постепенно роль юристов в мусульманском праве только возрастала. Юрист Р.Шарль отмечает, что «исторически мусульманское право берет свое начало не непосредственно из Корана, оно развивалось на основе практики, которая часто отходила от священной книги, а высшая степень развития священного закона совпадает с появлением школ».

Впоследствии, доктринальное толкование уступает место непосредственному законодательству западного образца, и среди прежних источников появился новый — Маджалла, своеобразный гражданский и процессуальный кодекс Османской империи, который действовал в ряде стран до середины XX века, а некоторые его нормы до сих пор действуют в Ливане, Иордании и Кувейте. Маджалла стала первым и пока единственным актом, закрепившим нормы мусульманского права в масштабах закона. В настоящее время доктрина остается главным источником действующего мусульманского права лишь в немногих странах (Саудовская Аравия, Оман, некоторые княжества Персидского залива). В большинстве же случаев она потеряла значение самостоятельного юридического источника, в качестве которого формально выступает нормативно-правовой акт, что не умаляет роль самой правовой доктрины, которая служит основой законодательства мусульманских стран в наши дни.

Например, в объяснительной записке к сирийскому закону о «личном статусе», специально подчеркивалось, что при его составлении учитывались выводы, сформулированные в произведении Мухаммада Кадри-паши. Другими словами, фактическое использование правовой доктрины падает, но возрастает её использование в качестве основы нормативно-правовой базы.

Можно отметить, что источники мусульманского права отличаются от источников других национальных правовых систем, при отсутствии большой законотворческой базы, нормативный материал производился в течении столетий мусульманскими юристами, и мусульманское право в этом смысле является значительным примером доктринального «права юристов».

. Характерные черты мусульманского права

Несмотря на то, что мусульманское право не является самостоятельной отраслью науки, оно обладает рядом отличительных особенностей. Две основных взаимообуславливающих характерных черты, которые выделяют исследователи мусульманского права — «божественная природа» и крайне тесную связь юридических норм и предписаний с нормами ислама в целом. Сам ислам четко не разграничивает светские и духовные функции, что способствует сохранению неразделенности духовной и светской власти, религии и государства, и мусульманское право объединяет в себе публичные отношения человека и власти, и отношения религиозные, отношения человека и веры.

Мусульманское право религиозно по своему происхождению, и правоверные мусульмане относятся к нему в первую очередь как к божественному откровению. Многие ученые, такие, как Р.Давид, подчеркивают универсальный характер ислама как религии, которая является и «религией закона», и поэтому мусульманское право имеет не рациональную, а божественную природу. Сами мусульманские ученые, исходя из универсального характера права и его норм, делают вывод о том, что ислам одновременно является «верой и государством», а сам фикх является не только правом, но и частью религии. И на основе вывода о том, что в исламе вера и государство составляют одно и то же, как и религия и право, многие исследователи приходят к категоричному выводу о том, что исламская культура полностью подменяет юридические нормы и догматы догматами веры, правилами культа, и правовые нормы не имеют самостоятельности, или отводятся на второй план. Важным является то, что в глазах самих правоверных мусульман право является частью религиозных верований.

Некоторые исламские ученые считают, что божественное откровение не является чуждым праву, и, более того, без него понимание исламского права невозможно. Исследователи мусульманского права отмечают, что в общем комплексе нормативных предписаний шариата религиозные и «мирские» нормы не различаются, поскольку государство обязано обеспечивать все положения шариата в равной степени, как те, которые регулируют взаимоотношения в рамках религиозных отправлений, так и тех, которые регулируют взаимоотношения мусульман между собой. Более того, некоторые исламские исследователи мусульманского права утверждают, что их право именно потому является самым нравственным, что большинство норм морали (которые являются во многом неотъемлимыми от религиозных) сопровождается правовыми санкциями.

Многие европейские ученые, такие как И.Шахт, утверждают, что в исламе религиозные и моральные нормы пронизывают все существующие социальные отношения, не оставляя места для правовых норм. Поскольку в исламе религиозные и правовые нормы являются взаимодополняющими частями фикха, русский исследователь мусульманского права Николай Торнау отмечает: «Сколько бы ratio legis не была совершенна в гражданских постановлениях мусульман, она существует и выражается одним словом: в подчинении оных законам о вере».

Таким образом, тесная взаимосвязь мусульманского права и ислама не подвергается сомнению, анализ особенностей права как системы норм выводит на тот факт, что источники правовых норм ислама (Коран и сунна) и не-правовых норм совпадают, эти источники дают информацию об основах веры, правилах культа и нормах морали. Однако включение юридических норм в систему норм религиозного культа объясняет то, почему иногда мусульманское право называют квинтэссенцией, некоторой высшей точкой ислама, поскольку оно дает наиболее ясное представление об идеологии.

Другой характерной чертой мусульманского права, тесно связанной с предыдущими двумя, является то, что нормы юридических предписаний и особенности их формулирования практически ничем не отличались от норм религиозного культа, и поэтому последние иногда рассматриваются как часть комплекса юридических норм. Юридические нормы и религиозные нормы ислама имели общие источники, структуру и механизм действия, и зачастую границу между одними и другими нормами провести сложно, она размыта до крайности. В более раннее время во всех правовых нормах действовал принцип религиозности, то есть они распространялись только на мусульман (в настоящее время такой «религиозный ценз» снят с норм, регулирующих вопросы наследования, завещания, ограничения правоспособности и некоторых других ). Взаимопроникновение норм религиозного культа и правовых норм можно проследить по многим институтам, например, мусульманское гражданское право, описывая режим собственности, содержит утверждение о том, что верховное право на любую собственность принадлежит Аллаху. Предание Пророка о том, что многие объекты (в основном природные) не могут быть предметами частной собственности широко используется, в частности, при проведении национализации. Мусульманское уголовное право (уккубат) устанавливает в качестве самых тяжких правонарушений покушение на «права Аллаха», например, вероотступничество, карающееся смертной казнью. Или наоборот, раскаяние преступника, которое тесно связано с его религиозной совестью и самосознанием, может вести к освобождению от наказания. Наиболее важным с точки зрения отличительных особенностей в этой отрасли является то, что она предусматривает применение правовых санкций за неисполнение и нарушение религиозных норм и норм морали.

Отличительную особенность совпадения норм религиозного культа, моральных норм и норм правовых также подтверждает анализ источников мусульманского права с точки зрения основания для их обязательности и последствия их неисполнения. Для современных исламских исследователей характерна позиция, состоящая в том, что основа обязательности юридических предписаний шариата — вера в Аллаха и требования «мусульманской нравственности». Европейские исследователи подчеркивают, что исполнение юридических предписаний необходимо именно во имя веры, и, к тому же, это исполнение никогда не поддерживалось только лишь организованной силой. Французский юрист Р.Шарль отмечает, что санкции являлись карательными только в отдельных случаях, то есть, верующий, нарушивших предписания норм мусульманского права, будет подвергнут сакральному наказанию, напрямую с юридическим не связанному. Советские исследователи выделяют то, что целью теократического государство было исполнение воли Аллаха на земле, и поэтому санкция за нарушение норм как основ порядка государства воспринималась в первую очередь как божественная кара.

Из этих характерных черт можно сделать вывод о полном слиянии религиозных и правовых норм, однако это верно только в самых общих чертах. Если рассматривать мусульманское право как «божественный закон», т.е. шариата, который в данном значении поглощает собой весь ислам, то юридические нормы растворяются в религиозных и моральных и не имеют отдельной ценности. Понятно, что такой подход не позволяет изучать мусульманское право как более-менее обособленную часть социальных норм, да и как правовое явление в принципе. Прежде всего необходимо рассматривать мусульманское право именно в юридическом смысле, согласно общим характеристикам права как социально-нормативного регулятора.

Такой анализ нормативной базы мусульманского права позволяет выявить то, что не все юридические нормы в равной степени базируются на исламе как религиозной догме, наиболее прочно связаны с религией лишь те конкретные правила поведения, которые установлены с непосредственной ссылкой на Коран и сунну. Это нормы, регулирующие отдельные стороны брачно-семейных отношений или вопросы наследования, несколько уголовно-правовых предписаний. Они отличаются от других норм мусульманского права тем, что, по существу, совпадают по закрепленным образцам поведения с соответствующими религиозными нормативными положениями и (в отдельных случаях) нравственными требованиями, освященными исламом, и являются неизменяемыми как точное выражение божественной воли. Исламские исследователи права утверждают, что такие нормы составляют сравнительно небольшую часть от общего правового комплекса мусульман. Гораздо большую часть содержат в себе нормы взаимоотношений людей (муамлат), которые не связаны с божественным откровением напрямую и не содержат повторов других религиозных норм поведения. Они имеют под собой логическую основу, могут подвергаться рациональному толкованию. Как уже было отмечено, фикх создан на стыке религиозных норм и правовых, однако ключевая его характеристика в том, что он создан как рациональное толкование Корана и сунн, фактически перевод религиозных положений на язык юридических норм. И из этого вытекает еще одна особенность мусульманского права — его деление на культовые религиозные нормы нормы, регулирующие отношения между людьми в их повседневном взаимодействии. Многие исламские юристы проводят довольно четкое различие между чисто религиозными нормами и нормами юридическими но основе различия санкций, основываясь на том, что в самом Коране имеются две группы норм, снабженных «земными» санкциями и «потусторонними».

Таким образом, мусульманское право обладает рядом характерных отличий, которые ставят его отдельно от других национальных правовых образований. Однако несмотря на тесную взаимосвязь религиозных норм и правовых, которую человеку, не посвященному в тонкости исламской веры, порой понять довольно сложно, нельзя воспринимать мусульманское право как придаток религиозных норм или их полную производную, мусульманское право обладает большим количеством норм, не имеющих прямого отношения к религиозным.

Заключение

Мусульманское право представляет собой довольно сложную, запутанную и порой противоречивую правовую систему, однако оно в своем роде является уникальным правовым феноменом. Это чуть ли не единственная правовая система, где настолько сильно переплетены религиозные и юридические нормы, где государственно-правовая и религиозная идеология почти неотличимы друг от друга, где государство не принимало непосредственного участия в формировании норм, где общей идеологической основой правовой системы служит священная книга — Коран.

Разнообразные и разнородные нормы мусульманского права, отражающие интересы широкого круга жителей целого ряда стран Востока, являются отражением многих эпох истории различных стран. Кроме того, мусульманское право является важным идеологическим фактором, это своеобразное представление о жизни правоверного мусульманина.

Необходимо отметить, что и по сей день более чем в двадцати странах, где ислам признан официальной религией, мусульманское право является регулятором общественных отношений, и оно не теряет свою актуальность. Все вышеперечисленные особенности делают мусульманское право базой для глубоких исследований в различных областях права, и в данной работе автор попытался раскрыть наиболее интересные моменты для его изучения.

Литература

1. Арабо-мусульманская правовая мысль // Антология мировой правовой мысли: В 5 т. / рук. научного проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. Т. 1: Античный мир и Восточные цивилизации. — 750 c.

. Арабский халифат // Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран: в 2 т. / отв. ред. Н.А. Крашенинникова. М.: Норма, 2007. Т. 1.: Древний мир и Средние века. — 816 c.

. Артемов В.Ю. Источники и доктринальные школы мусульманского права / В.Ю. Артёмов // Журнал российского права. 2007. № 3. С.128-135.

. Всеобщая история государства и права: Учеб. для вузов по спец. «Юриспруденция» / [Батыр К.И., Филиппова Т.П., Черниловский З. М.]; Под ред. К.И. Батыр. — М.: Былин, 2009. — 428 с.

. Ильинский Н.И. История государства и права зарубежных стран; в вопросах и ответах/Н.И. Ильинский, Г.К. Аргучинцев. — М: Дикта, 2011. — 164 с.

. Садагдар М.И. Основы мусульманского права / М.И. Садагдар; отв. ред. О.А. Жидков. М., 1968. — 159 c.

. Садиков В.Н. Хрестоматия по Всеобщей истории государства и права. Учебное пособие. — М, 2012. — 560 с.

. Сюкияйнен Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л.Р. Сюкияйнен. Отв. ред.: В.А. Туманов. М.: Наука, 1986. — 256 с.

. Хайдарова М.С. Формирование и развитие мусульманского права в Арабском халифате в VII-XIII вв. // Историко-правовые исследования: проблемы и перспективы / отв. ред. В.С. Нерсесянц. М.: Изд-во ИГиП АН СССР, 1982. — 180 с.


diplomba.ru

2. Характерные черты мусульманского права. Характерные черты мусульманского права

Похожие главы из других работ:

Абсолютная монархия в Англии

1. Исторические условия и характерные черты абсолютной монархии

В Британии после завоевании её англосаксами образовалось несколько враждовавших между собой королевств. В IX веке они объединились в королевство Англию. В стране установился феодальный строй. Но многие крестьяне оставались свободными…

Возникновение текстильной техники в первобытном общинном строе

1.1 Характерные черты технического развития

Первобытнообщинный строй, представляющий собой первую в истории человечества общественно-экономическую формацию, охватывает колоссальный исторический период, насчитывающий сотни тысяч лет…

Галицко-волынское княжество

II. «Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси»

2.1 Ярослав Мудрый и культурное развитие Киевской Руси После длительной междоусобной борьбы на Киевский стол садится Ярослав (1019— 1054), прозваний «Мудрым», который единовластно правил 18 лет. В большой мере он внедрял все лучше…

Галицко-волынское княжество

2.2 Характерные особенности рукописной книги Киевской Руси

Рукописная книга Киевской Руси имеет определенные, присущие только ей особенности. Уже мастеров первых известных нам книг характеризовали высокий уровень художественной культуры, совершенен вкус. Первое, что стоит отметить…

Государство и право Украины XVI-XVIII в

4. Источники, кодификация и основные черты права Украины XVII-XVIII вв.

Источниками Украинского права были: Обычное казацкое право — применялось в суде, в установлении военно-административного порядка, определяло порядок владения землей, купли-продажи движимого имущества…

История государства и права Беларуси

1. Древние государства на территории Беларуси в 9 — 13 веках. Основные черты древнего права

История России начала ХХ века

2. Характерные черты и особенности сталинского тоталитаризма

В январе 1934 г. в Москве работал XVII съезд ВКП(б). Каждый съезд партии коммунистов объявлялся «историческим» и «судьбоносным». Однако данный съезд отличался от предыдущих тем…

Концепция «Ренессанса» и «Гуманизма». Ренессанс и гуманизм как факторы истории Церкви

II. Характерные черты Ренессанса

Начиная с XII и XIIIвв. требование религиозного обновления (Бернард, Иоахим Флорский, Франциск: реформа Церкви ради апостольской жизни, жизни в простоте) совпало в Италии с необычайно быстрым и глубоким всеобщим расцветом…

Опыт американской пропаганды в историческом контексте

1.1 Характерные черты и особенности пропаганды в Новое время

К началу Нового времени понятие «пропаганда» уже не было новым. Этот термин был введён в 1662 году Ватиканом и употреблялся для обозначения деятельности, направленной на распространение веры с помощью миссионеров Манойло А.В., Петренко А.И….

Ордена и медали России

1.ФОРМИРОВАНИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НАГРАНОГО

Полис в древнегреческой цивилизации

4.Характерные черты и классовая сущность афинского полиса.

Афины достигают наивысшего расцвета, достаточно чётко сложились основные классы — рабы и рабовладельцы. Рабы не имели никаких политических и гражданских прав. Свободное население Афин было далеко не единым по своему составу…

Правление Гитлера

1.4 Характерные черты личности Гитлера

Нельзя преувеличивать значение личности Гитлера, однако, нельзя и игнорировать ее. Фигура Гитлера является уникальной не только в силу беспрецедентных зверств и жестокостей, которые требовались по его приказам, но и потому…

Роль монархии в Англии. Право собственности и обязательственного права во Франции

2. Характеристика права собственности и обязательственного права по Гражданскому кодексу Франции 1804г

монархия сословие феодал хартия собственность Французский Гражданский кодекс 1804 г. (Кодекс Наполеона) — действующий гражданский кодекс Франции, первый гражданский кодекс эпохи капитализма. Составлен при непосредственном участии Наполеона…

Советское военное искусство в годы Великой Отечественной войны

1. Характерные черты развития военного искусства

Вооруженные Силы СССР провели в 1941 — 1945 гг. более 50 операций групп фронтов, около 250 фронтовых операций, тысячи сражений и боев, в ходе которых военная теория и практика обогатились выдающимися образцами стратегии…

Характерные черты мусульманского права

1. Источники мусульманского права в средние века

Учение об источниках представляет собой наиболее разработанную тему в мусульманском праве. Исследователи выделяют две группы взаимосвязанных норм, первая — юридические предписания Корана (от араб. «ал-куран» — «чтение вслух»…

hist.bobrodobro.ru

Особенности мусульманской системы права

Особенности мусульманской системы  права.

           Мусульманское право – одна из самостоятельных правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. Мусульманское право возникло как часть шариата. Шариат – это совокупность обращенных к людям обязательных норм.

     Данное  понятие используется как в юридическом, так и в широком смысле, рассматривается  в качестве элемента религиозной  или правовой системы, либо включается в состав обеих систем одновременно.

     Шариат  с самого начала сложился и развивался как строго конфессиональное право. Оно было органически слито с  теологией ислама, пронизано его  религиозно-этическими представлениями. Согласно исламу, правовые установления рассматриваются в качестве частицы  единого божественного порядка  и закона, которым управляется  мир. Введение в шариат божественного  проведения и религиозно-нравственного  начала нашло свое отражение в  своеобразии правопонимания, а также  оценке правомерного и неправомерного поведения. Так, тесная связь права  с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате  пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный  смысл: обязательные, рекомендуемые, дозволенные, предосудительные, но не влекущие за собой  применения наказания, запрещенные  и подлежащие наказанию. Признание  божественного предопределения  в шариате с неизбежностью  породило и большую значимость вопроса  о свободе воли мусульманина и  ее пределах. Столкнувшиеся по этому  поводу религиозно-философские школы  заняли разную позицию. Так, одна из этих школ вообще отрицала свободу воли человека.

     Для шариата, особенно на первых стадиях  его развития, характерно внимание не к правам мусульманина, а к  его обязанностям по отношению к  Аллаху. Подобные нормы достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина. Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.

     Мусульманское право представляет собой свод религиозных  и правовых норм, составленный на основе Корана и Сунны, содержащий нормы  государственного, наследственного, уголовного и брачно-семейного права. Таким  образом, шариат — это правовые предписания, неотъемлемые от теологии ислама, тесно  связанные с его религиозно-

мистическими представлениями. Ислам рассматривает  правовые установления как частицу  единого божественного закона и  порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы шариата, также  приписывается божественное значение.

     Наука мусульманского права сформировалась и стабилизировалась в глубоком средневековье, объясняет некоторые черты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации. Глубокая оригинальность мусульманского права по самой его природе в сравнении с другими правовыми системами вообще и с каноническим правом в частности.

     Основанное  на Коране мусульманское право следует  рассматривать как систему, совершенно независимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника. Сходство с другими системами, которое  может наблюдаться в решениях по тому или иному вопросу, можно объяснить с мусульманской ортодоксальной точки зрения только простым совпадением. Ни в коем случае нельзя говорить о каких-то заимствованиях мусульманским правом иностранных идей и положений.

     Тесная  связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в  равной мере правовой и морально-религиозный  смысл:

     — обязательные;

     — рекомендуемые;

     — дозволенные;

     — предосудительные, но не влекущие  за собой применения наказания;

     — запрещенные  и подлежащие наказанию.

     Таким образом, основная тенденция шариата  – оценка различных жизненных  обстоятельств с точки зрения религии. Предписания шариата многочисленны  и строги. Они определяют все нормы  взаимоотношений человека в семье  и обществе, регулируют гражданские  правоотношения, порядок разрешения имущественных споров. За нарушение  норм шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний.

     Мусульманское право – одна из правовых систем современности, которая является частью мировой правовой культуры. В настоящее время в мире нет ни одной исламской страны, правовая система которой не испытывала бы влияние норм шариата. На современном этапе развития в странах мусульманского мира активно идет процесс заимствования норм других правовых систем. Тем не менее, шариат основан на идее обязанностей, а не на правах.  

     Отличительные особенности мусульманского права.

     Система мусульманского права отличается от других правовых систем своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Данное правило, бесспорно,  безусловно,  должно исполняться, т.к. основано на вере.

     По  содержанию нормы мусульманского права  существенно отличаются от европейских. Они, как правило, не являются управомочивающими или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.

     Для шариата характерно внимание к его обязанностям по отношению к Аллаху. Нормы, содержащие такие обязанности, достаточно широко представлены в шариате, и они определяли всю жизнь правоверного мусульманина. Не случайно особенностью норм, составляющих шариат, является то, что они применяются только к мусульманам и в отношениях между мусульманами.

     Мусульманское право, в отличие от других правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шариат предписывает верующим, что они должны делать и чего не должны. Шариат означает в переводе «путь следования» и составляет то, что называют мусульманским правом.

     Хотя  шариат основан на идее обязанностей человека, в нем отведено место и для понятия права. Это достигается, с одной стороны, признанием определенных границ обязанностей, а с другой — уточнением объема прав, признаваемых за индивидами. Неуважение к этим правам влечет санкции, налагаемые мусульманским судьей. Основы мусульманского права не только божественного свойства. Теологами-правоведами в течение веков создана обширная доктрина. Это право применимо, в принципе, только в отношениях между мусульманами; религиозный принцип, на котором это право основывается, отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином.

     В исламе господствует концепция теократического  общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Вместо того чтобы просто провозгласить моральные принципы или догмы, с которыми общество должно согласовывать свои правовые системы, мусульманские юристы и теологи разработали, исходя из божественных откровений, целую систему очень детализированного права, права идеального общества, которое установится в один прекрасный день во всем мире и будет полностью подчинено религии ислама. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, мусульманское право может быть по-настоящему понято только тем, кто имеет хотя бы минимальное общее представление об этой религии и об этой цивилизации. С другой стороны, ни один исламист не может игнорировать мусульманское право. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, — это религия закона.

     Мусульманское право по мере расширения границ халифата распространяло свое действие на новые  территории.

     Но  оно на первый план выдвигало не территориальный, а конфессиональный принцип. Мусульманин, находясь в любой другой, должен был соблюдать шариат, сохранять верность исламу. Постепенно с распространением ислама и превращением его в одну из основных религий мира шариат стал своеобразной мировой системой права. Это заметно отличало его от права западноевропейских средневековых государств, для которого были характерны такие черты, как партикуляризм, ограниченные сферы действия, внутренняя несогласованность и т.д.

     Как конфессиональное право шариат отличался  и от канонического права в  странах Европы в том отношении, что он регулировал не строго очерченные сферы общественной и церковной  жизни, а выступал в качестве всеохватывающей  и всеобъемлющей нормативной  системы, утвердившейся в целом  ряде стран Азии и Африки. Со временем нормы шариата вышли далеко за пределы Ближнего и Среднего Востока, распространили свое действие на Среднюю  Азию и часть Закавказья, на Северную, а также частично Восточную и  Западную Африку, на ряд стран Юго-Восточной  Азии. Однако столь, бурное и широкое  распространение ислама и шариата  повлекло за собой и все большее проявление в нем местных особенностей и различий при толковании отдельных правовых институтов и решений конкретных правовых споров. Так, со временем с утверждением двух главных направлений в исламе соответствующим образом произошел раскол в шариате, где наряду с ортодоксальным направлением (суннизм) возникло и другое направление — шиизм, которое вплоть до настоящего времени имеет доминирующие позиции в Иране, а также частично в Ливане и Йемене. Противоборство между этими направлениями нашло свое закрепление и в правовых нормах, касающихся самых разных сторон жизни государства и общества. Так, в шиизме предусматривается правовой порядок передачи государственной власти по наследству, сосредоточение светского и религиозного авторитета в руках духовных лиц — имамов, считавшихся непогрешимыми. Более того, шииты признавали только те предания о пророке Мухаммеде, в том числе являвшиеся для них правовыми указаниями, которые восходили к последнему праведному халифу — Али.

     Структура мусульманского права также имеет  существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как  в романо-германской системе, или  на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской  семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками— суннитскими и несуннитскими. Наличие различных ветвей в исламе обусловливает аналогичную дифференциацию в праве, объединение юридических норм вокруг тех или иных религиозных течений. Каждый толк, как правило, «обрастает» определенным комплексом норм, принятых в соответствии с избранными религиозными постулатами. Вместе с тем сохраняется и отраслевой принцип дифференциации правовых норм, хотя и с некоторыми особенностями.

     Также, особое внимание в шариате уделялось «праву личного статуса». В  Арабском халифате, как и во многих других государствах средневекового Востока, не сложился особый сословный строй с присущей ему иерархией неравноправных сословно-корпоративных групп по мусульманскому праву юридическое положение лица определялось его вероисповеданием. Полноправный личный статус по шариату имели только мусульмане. Лица, исповедовавшие христианство или иудаизм, находились в приниженном положении и были обязаны уплачивать тяжелый государственный налог. Нормы шариата применялись к ним лишь в тех случаях, когда они заключали сделки с мусульманами или совершали преступления. Развитие социальных отношений оказало влияние на положение рабов. Они не признавались субъектами права, но могли с согласия своих хозяев вести торговые операции и приобретать имущество. Отпуск рабов — мусульман на волю рассматривался как богоугодное дело. Характерной чертой правового статуса личности по шариату являлось также неравенство мужчины и женщины.

     Таким образом, можно сделать вывод, что мусульманское право имеет две характерные и взаимообусловленные особенности – религиозное происхождение и тесную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, его мусульманский характер не вызывает сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм.

     Основанное  на Коране мусульманское право следует  рассматривать как систему, совершенно независимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника. Сходство с другими системами, которое  может наблюдаться в решениях по тому или иному вопросу, можно  объяснить с мусульманской ортодоксальной точки зрения только простым совпадением. Ни в коем случае нельзя говорить о каких-то заимствованиях мусульманским правом иностранных идей и положений. Можно, однако, выдвинуть гипотезу о том, что в определенных обстоятельствах ограниченное влияние могло бытью  Элементы канонического права восточной церкви и персидского права вошли в мусульманское право в эпоху его формирования, даже если допустить, что это влияние осуществлено для очень немногих случаев и что предстоит еще установить уровень распространения этого влияния. Корни мусульманского законодательства и судебной практики ставят перед историком многочисленные и очень интересные проблемы. 

stud24.ru

Глава 2. Особенности мусульманского права. Мусульманское право: основные черты и особенности

Похожие главы из других работ:

Государство и право Древнего Востока и Рима

4. Особенности семейного и наследственного права мусульманского Востока (традиция и история)

Мусульманская религия и шариат рассматривают безбрачие как нежелательное состояние, а брак как религиозную обязанность мусульманина. Но на деле брачный договор нередко выступал как своеобразная торговая сделка…

История мусульманского права

1.3 Источники мусульманского права

В теории государства и права под источниками права понимаются способы закрепления и выражения правовых норм. [5, c. 248] Исследователи выделяют в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм…

Источники мусульманского права

2. Источники мусульманского права

Источники мусульманского права. В качестве источников мусульманского права выступают две группы взаимосвязанных норм: предписания Корана и сунны — собрание юридически значимых преданий о поступках…

Мусульманская правовая семья

1. Понятие и распространение мусульманского права

Так, мусульманское право в широком смысле определяет молитвы, которые мусульманин должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать…

Мусульманская правовая система

1. Основы мусульманского права

Мусульманская правовая система

1.2 Источники мусульманского права

Первым по значению источником мусульманского права признается Коран — священная книга мусульман. Внешне это книга стихов, состоящая из 114 сур (глав), содержащих более 4 тысяч коротких стихотворных фрагментов…

Мусульманская правовая система

1.2 Структура мусульманского права

Структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости…

Мусульманская правовая система

1.1 Особенности становления и развития мусульманского права

Одним из наиболее крупных явлений в средневековой цивилизации на Востоке стало мусульманское право (шариат). Эта правовая система, которая со временем приобрела мировое значение, возникла и оформилась в рамках Арабского халифата…

Мусульманское право

2. Источники мусульманского права;

3. Классификация преступлений и наказаний в исламе. Глава 1.Возникновение ислама. Шариат — мусульманское право 1.1 Ислам. Основная характеристика Ислам — религия правды. Это кодекс жизни, который Бог, создатель и все держатель Вселенной…

Мусульманское право: общая характеристика

1. Характеристика мусульманского права

Мусульманское право: общая характеристика

1.2 Источники мусульманского права

Учение об источниках относится к числу наиболее разработанных в науке мусульманского права и отличается большим своеобразием. Как уже отмечалось…

Мусульманское право: общая характеристика

2. Отличительные особенности мусульманского права

Мусульманское право: основные черты и источники

2. Общая характеристика мусульманского права

Мусульманское право: основные черты и особенности

1.2 Источники мусульманского права

В классической традиции мусульманского права сформировалось учение о четырех основных источниках, к которым относятся: Коран — священное писание ислама, Сунна — свод преданий о жизни и деятельности Мухаммеда…

Теория государства и права

2.4 Источники мусульманского права

правовой семья юридический коллективистский Судебная практика Мусульманская правовая семья охватывает более пятидесяти государств, расположенных от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов…

pravo.bobrodobro.ru