Что такое социальные санкции определение – Социальные санкции.

САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ — это… Что такое САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ?

        реакции социальной группы (общества, трудового коллектива, общественной организации, дружеской компании и т. и.) на поведение индивида, отклоняющееся (как в позитивном, так и в негативном смысле) от социальных ожиданий, норм и ценностей. С. с. являются одним из механизмов социализации, поскольку, создавая у индивида перспективу вознаграждения за одни действия и наказания за другие, влияют на формирование его личности. Как средство социального контроля, С. с. побуждают индивида участвовать в определ. системе совместной деятельности, обеспечивают непрерывность этой деятельности и сплочённость группы.         В римском нраве термин «санкция» означал наказание, налагаемое на человека, крый нарушил юридич. нормы. До 19 в. С. с. исследовались гл. обр. с т. зр, гос. поддержания социального порядка. Однако этнографич. изучение сообществ. контролирующих поведение своих членов без помощи госва и права, а также исследование групп, лишённых возможности апеллировать к закону и полиции, привели к пониманию того, что С.
с.
могут опираться также на обычаи, нравы, мораль, религию.         По способу воздействия на индивида различаются физич. С. с. (избиение, лишение свободы, смертная казнь), экономические (времии, штрафы, лишение имущества) и символические (знаки любви, уважения, признания или неуважения, позора). Наиболее распростра-: нено деление С. с. на «негативные», пресекающие нежелательное поведение, и «позитивные», стимулирующие желательное. Если С.
с.
налагаются в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой, они наз. формальными, или оформленными. Как негативные (арест, штраф, анафема), так и позитивные (повышение по службе, премии, ордена) формальные С. с. осуществляются специально уполномоченными для атой цели лицами. Неформальные или диффузные С. с. возникают как спонтанные, эмоционально окрашенные реакции непосредств. окружения (сослуживцев, друзей, родственников, соседей) на поведение, отклоняющееся от социальных ожиданий. Поскольку индивид одновременно принадлежит к разным группам, одни С. с.
могут подкреплять или ослаблять действие других. Влияние С. с. всегда опосредствуется направленностью и структурой личности объекта воздействия.         В 20 в. особый интерес вызывают исследования ненамеренных, или скрытых (латентных), последствий применения С. с. Так, расширение и ужесточение наказаний может вызвать противоположные результаты: боязнь риска приведёт к снижению активности индивидов и распространению конформизма, а страх перед суровым наказанием за сравнительно мелкий проступок может вынудить человека к более серьёзному преступлению, если таким путём он надеется избежать разоблачения. Однако вопрос о природе и эффективности тех или других С.
с.
может быть решён лишь конкретно-исторически, в связи с определ. ситуацией, местом и временем.         Марксизм-ленинизм рассматривает С. с. как элемент процесса социального взаимодействия, как аспект че-ловеч. взаимоотношений, обусловленных в конечном счёте экономич. базисом данного общества, его политич. и юридич. надстройкой и соответствующими формами обществ. сознания. Содержательный подход к проблеме С. с. требует чётко определить, чьи интересы (какого класса, социального слоя и т. д.) защищают те или иные С. с. Изучение С. с. проводится для выявления последствий их применения как для общества, так и для личности, что важно для совершенствования управления производств. коллективами, укрепления со-циалистич. правопорядка, повышения эффективности коммунистич. воспитания трудящихся.         Социология преступности. Сб. ст.,
пер.
с англ., М., 1966; Амер. социология, пер. с англ., М., 1972; ?анто Р., Гpавитц М., Методы социальных наук, [пер. с франц.], М., 1972; Социальная психологич. М., 1975; Бобнева М. И., Социальные нормы и регуляция поведения, М., 1978; см. также лит. к ст. Социальный контроль.

Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

dic.academic.ru

37.Понятие и виды социальных норм. Понятие и виды санкций. Типы санкций.

Социальная норма определяет исторически сложившийся в конкретном обществе предел, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности личности, социальных групп, социальных организаций. Она находит воплощение в законах, традициях, обычаях, институтах, то есть во всем том, что стало привычкой, вошло в быт, в образ жизни большинства, поддерживается общественным мнением, играет роль социального регулятора общественных и межличностных отношений.

В зависимости от уровня социальной реальности и ситуации различают четыре вида норм: общекультурные, групповые, ситуативные и индивидуальные.

Общекультурные нормы характерны для крупных общностей (общества, этноса, нации, класса и т.д.) и отражают принятые правила поведения и взаимодействия, а также этикета и вежливого общения. Они связаны с ситуациями самого общего плана, возникающими между людьми вне зависимости от сферы общения, возраста, статуса, сферы деятельности и т.д. Общекультурные нормы общения национально специфичны. Так, у немцев и американцев при приветствии обязательна улыбка, а у русских – нет. Благодарность за услугу обязательна у русских, но не нужна в китайском общении, если собеседник – ваш друг или родственник. При приветствии коллег у немцев принято рукопожатие, а у русских оно не обязательно и т.д.

Ситуативные нормы обнаруживаются в случаях, когда взаимодействие определяется конкретной ситуацией. Такие ограничения могут быть различны по характеру. Так, ограничения по статусу позволяют говорить о двух разновидностях поведения – вертикальном (вышестоящий – нижестоящий) и горизонтальном (равный – равный). Граница между различными типами подвижна, она может нарушаться. Кроме того, здесь также наблюдается этнокультурная специфика. Так, общение мужчины и женщины в русской культурной традиции выступает как горизонтальное, а в мусульманской – как вертикальное; общение старшего с младшим у мусульман гораздо более вертикально, чем у русских и т.д.

Групповые нормы отражают особенности поведения и взаимодействия, закрепленные культурой для определенных профессиональных, гендерных, социальных и возрастных групп. Есть особенности поведения мужчин, женщин, юристов, врачей, детей, родителей, «гуманитариев», «технарей» и т.д.

Индивидуальные нормы поведения отражают индивидуальную культуру и социальный опыт индивида и представляют собой личностное преломление общекультурных, групповых и ситуативных норм в личности.

Различают также правовые и моральные социальные нормы. Первые закрепляются в государственно-правовых нормативных актах, и регулируют социальные отношения в важнейших сферах жизнедеятельности личности (экономика, политика, семья, жилье, собственность и др.). В них указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

Моральные (этические) нормы представляют собой требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях добре и зле, долге и ответственности, чести и совести, достоинстве и равенстве, справедливости и несправедливости, должном и непозволительном и т.д. Нарушение моральных норм, как правило, не карается законодательно закрепленными санкциями, а вызывает, как правило, общественное (групповое) осуждение.

Санкции — это оперативные меры и средства, выработанные группой, необходимые для управления поведением ее членов, цель которых — обеспечить внутреннее единство и непрерывность общественной жизни, стимулируя для этого желательное поведение и наказывая нежелательное поведение членов группы.

Санкции могут быть негативными (наказание за нежелательные действия) и позитивными(поощрение за желательные, одобряемые обществом действия). Социальные санкции выступают важным элементом социального регулирования. Их смысл заключается в том, что они выступают в качестве внешнего стимула, побуждающего индивида к определенному поведению или определенному отношению к совершаемому действию.

Санкции бывают формальными и неформальными. Формальные санкции — это реакция формальных институтов на какое-то поведение или действие в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой. Неформальные (диффузные) санкции — это уже спонтанная, эмоционально окрашенная реакция неформальных институтов, общественного мнения, группы друзей, сослуживцев, соседей, Т.е. непосредственного окружения на отклоняющееся от социальных ожиданий поведение.

Так как индивид в одно и то же время является членом разных групп и институтов, то одни и те же санкции могут подкреплять или ослаблять действие других.

По способу внутреннего давления выделяют следующие санкции:

— правовые санкции — это система наказаний и поощрений, разработанных и предусмотренных законом;

— этические санкции — это система порицаний, выговоров и побуждений, опирающихся на моральные принципы;

— сатирические санкции — это система всевозможных насмешек, издевок, применяемых по отношению к тем, кто ведет себя не так, как принято;

— религиозные санкции — это наказания или награды, установленные системой догматов и верований определенной религией, в зависимости от того, нарушает или соответствует поведение индивида предписаниям и запрещениям данной религии [см.: 312. С.115].

Моральные санкции реализуются непосредственно самой социальной группой через разные формы поведения и отношения к индивиду, а юридические, политические, экономические санкции — через деятельность различных социальных институтов, даже специально созданных для этой цели (судебно-следственные и др.).

В цивилизованных обществах наиболее часто встречаются следующие виды санкций:

Негативные неформальные санкции — это может быть выражение неудовольствия, огорчения на лице, прекращение дружеских отношений, отказ подать руку, различные сплетни и т.п. Перечисленные санкции имеют значение, так как после них уже следуют важные общественные последствия (лишение уважения, определенных выгод и т.д.).

Негативные формальные санкции — это всевозможные наказания, которые предусмотрены законом (штрафы, аресты, заключения, конфискация имущества, смертный приговор и т.п.). Эти наказания выступают в качестве угрозы, устрашения и, одновременно с этим, предупреждают, что ожидает индивида за совершение антиобщественных поступков.

Неформальные позитивные санкции — это реакция непосредственного окружения на позитивное поведение; которое соответствует эталонам поведения и системам ценностей группы, выражаемое в виде поощрения и признания (выражение почтения, похвалы и лестные отзывы

в устной беседе и в печати, доброжелательные сплетни и т.п.).

Формальные позитивные санкции — это реакция формальных институтов, осуществляемая специально выбранными для этого людьми, на позитивное поведение (публичное одобрение со стороны властей, награждение орденами и медалями, денежная награда, воздвижение памятников и т.п.).

Каждая группа вырабатывает определенную систему надзора. Надзор — это система формальных и неформальных способов обнаружения нежелательных поступков и поведения. Также надзор — это одна из форм деятельности различных государственных органов по обеспечению законности.

studfiles.net

САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ это что такое САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ: определение — Философия.НЭС

САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ

реакции социальной группы (общества, трудового коллектива, обществен­ной организации, дружеской компании и т. и.) на пове­дение индивида, отклоняющееся (как в позитивном, так и в негативном смысле) от социальных ожиданий, норм и ценностей. С. с. являются одним из механизмов со­циализации, поскольку, создавая у индивида перспек­тиву вознаграждения за одни действия и наказания за другие, влияют на формирование его личности. Как средство социального контроля, С. с. побуждают инди­вида участвовать в определ. системе совместной дея­тельности, обеспечивают непрерывность этой деятель­ности и сплоченность группы.

В римском нраве термин «санкция» означал наказа­ние, налагаемое на человека, к-рый нарушил юридич. нормы. До 19 в. С. с. исследовались гл. обр. с т. зр, гос. поддержания социального порядка. Однако этногра­фич. изучение сообществ. контролирующих поведение своих членов без помощи гос-ва и права, а также ис­следование групп, лишенных возможности апеллиро­вать к закону и полиции, привели к пониманию того, что С. с. могут опираться также на обычаи, нравы, мораль, религию.

По способу воздействия на индивида различаются физич. С. с. (избиение, лишение свободы, смертная казнь), экономические (времии, штрафы, лишение иму­щества) и символические (знаки любви, уважения, признания или неуважения, позора). Наиболее распростра: нено деление С. с. на «негативные», пресекающие не­желательное поведение, и «позитивные», стимулирую­щие желательное. Если С. с. налагаются в соответствии с заранее оформленной (в законе, уставе, положении) процедурой, они наз. формальными, или оформлен­ными. Как негативные (арест, штраф, анафема), так и позитивные (повышение по службе, премии, ордена) формальные С. с. осуществляются специально уполно­моченными для атой цели лицами. Неформальные или диффузные С. с. возникают как спонтанные, эмоцио­нально окрашенные реакции непосредств. окружения (сослуживцев, друзей, родственников, соседей) на по­ведение, отклоняющееся от социальных ожиданий. Поскольку индивид одновременно принадлежит к раз­ным группам, одни С. с. могут подкреплять или ослаб­лять действие других. Влияние С. с. всегда опосредст­вуется направленностью и структурой личности объ­екта воздействия.

В 20 в. особый интерес вызывают исследования нена­меренных, или скрытых (латентных), последствий при­менения С. с. Так, расширение и ужесточение наказа­ний может вызвать противоположные результаты: бо­язнь риска приведет к снижению активности индивидов и распространению конформизма, а страх перед суровым наказанием за сравнительно мелкий проступок может вынудить человека к более серьезному преступлению, если таким путем он надеется избежать разоблачения. Однако вопрос о природе и эффективности тех или дру­гих С. с. может быть решен лишь конкретно-историче­ски, в связи с определ. ситуацией, местом и временем.

Марксизм-ленинизм рассматривает С. с. как элемент процесса социального взаимодействия, как аспект человеч. взаимоотношений, обусловленных в конечном счете экономич. базисом данного общества, его политич. и юридич. надстройкой и соответствующими формами обществ. сознания. Содержательный подход к проблеме С. с. требует четко определить, чьи интересы (какого класса, социального слоя и т. д.) защищают те или иные С. с. Изучение С. с. проводится для выявления последствий их применения как для общества, так и для личности, что важно для совершенствования уп­равления производств. коллективами, укрепления социалистич. правопорядка, повышения эффективности коммунистич. воспитания трудящихся.

Оцените определение:

Источник: Советский философский словарь

terme.ru

САНКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ это что такое САНКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ: определение — Социология.НЭС

Социальная санкция

мера положительного или отрицательного воздействия общества на индивида.

Оцените определение:

Источник: Краткий словарь по социологии

Социальная санкция

социальные последствия действия социального б ктора в рамках требований социальных ролей, находящие свое выражение в виде социального одобрения или социального порицания (наказания) со стороны окружающих.

Оцените определение:

Источник: Основы социологических знаний: глоссарий к книге

СОЦИАЛЬНАЯ САНКЦИЯ

оперативное средство социального контроля в рамках требований социальных ролей. Система С.С. направлена на обеспечение надлежащего исполнения предписаний, связанных с социальной ролью . Под С.С. подразумевается обычно предусмотренное правом , налагаемое социальным институтом и являющаяся справедливой мера наказания за нарушение права. Наряду с правовыми С.С. могут быть экономическими, моральными, религиозными.

Оцените определение:

Источник: Социология: энциклопедия

САНКЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ

оперативное средство соц. контроля, соц. последствия действия в рамках требований соц. ролей. Система С.с. направлена на обеспечение надлежащего исполнения предписаний, связанных с соц. ролью. Система ин-тов (как формальных, так и неформальных) руководит членами группы благодаря системе С.с. Под С.с. подразумевается обычно предусмотренная правом, налагаемая ин-том и являющаяся справедливой мера наказания за нарушение права. Социолегия наряду с правовыми санкциями имеет в виду также экономич., моральные и религиозные. Моральные санкции являются комплексом оценки поведения человека, системой порицания и морального осуждения обществ. мнения, возмущенного нарушением обычаев и обязательных этич. норм. Религиозные санкции — это наказание, предписываемое системой догматов религии за нарушение ее наказов и установок. Различают С.с. позитивные — поощрения за действия, одобряемые, желательные об-ву, группе, и негативные — наказания за неодобряемые, нежелательные действия. А.Д. Налетова.

Оцените определение:

Источник: Российская социологическая энциклопедия

voluntary.ru

САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ — это… Что такое САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ?


САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ

англ. sanctions, social; нем. Sanctionen, soziale. Меры воздействия соц. группы (общности, общества) на поведение индивида, отклоняющееся как в позитивном, так и в негативном смысле от соц. ожиданий, норм и ценностей. По способу воздействия на индивида раз — личают: С. с. физические, экономические, символические.

Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009

  • САНКЦИИ ПРАВОВЫЕ
  • САНКЦИИ ФОРМАЛЬНЫЕ

Смотреть что такое «САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ» в других словарях:

  • САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ — Меры воздействия социальной группы на поведение индивида, отклоняющееся в позитивном или в негативном смыслах от социальных ожиданий, норм и ценностей. По способу воздействия на индивида различают физические, экономические и символические… …   Словарь бизнес-терминов

  • САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ —         реакции социальной группы (общества, трудового коллектива, общественной организации, дружеской компании и т. и.) на поведение индивида, отклоняющееся (как в позитивном, так и в негативном смысле) от социальных ожиданий, норм и ценностей.… …   Философская энциклопедия

  • САНКЦИИ СОЦИАЛЬНЫЕ — англ. sanctions, social; нем. Sanctionen, soziale. Меры воздействия соц. группы (общности, общества) на поведение индивида, отклоняющееся как в позитивном, так и в негативном смысле от соц. ожиданий, норм и ценностей. По способу воздействия на… …   Толковый словарь по социологии

  • Санкции — в страховании меры принудительного воздействия, применяемые к участникам страховых правоотношений нарушителям страхового законодательства или договора страхования. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения одной из сторон принятого ею… …   Финансовый словарь

  • Социальные институты — Социальный институт (лат. institutum  установление, учреждение)  система созданных людьми ограничений, выполнение которых поддерживается механизмами принуждения. В качестве механизмов принуждения могут выступать как санкции за невыполнение правил …   Википедия

  • Санкции — средства психологического воздействия, в основном отрицательные, которые отдельные люди, социальные группы и общество используют для того, чтобы определенным образом влиять на поведение людей. Санкции могут быть положительными, стимулирующими… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ОЖИДАНИЯ СОЦИАЛЬНЫЕ —         субъективные ориентации (совокупность социальных установок, элементов знаний, стереотипов поведения, оценок, убеждений, намерений и т. д.), разделяемые членами социальной группы (или общества в целом) относительно предстоящего хода… …   Философская энциклопедия

  • международные социальные санкции — tarptautinės socialinės sankcijos statusas Aprobuotas sritis tarptautinė politika apibrėžtis Kultūrinių, mokslo, švietimo, sporto ir kitokių visuomeninių ryšių su subjektais, kuriems taikomos tarptautinės sankcijos, apribojimai. atitikmenys: angl …   Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

  • НАЛОГИ СОЦИАЛЬНЫЕ — (англ. social taxes) – разновидность прямых налогов, имеющих целевое назначение. Н.с. выступают осн. источником целевых внебюджетных фондов соц. назначения; пенсионные, соц. страхования, занятости и др. Появление Н.с. обусловлено развитием… …   Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • НОРМЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — англ. norms, social; нем. normen, soziale. Образцы, стандарты деятельности, правила поведения, выполнение к рых ожидается от члена к. л. группы или общества и поддерживается с помощью санкции. Н. с. обеспечивают упорядоченность, регулярность соц …   Энциклопедия социологии

dic.academic.ru

Санкции: естественные социальные последствия — Психологос

Люди не любят, когда их кто-то раз — и вдруг решил наказать. С чего это? За что? Я не согласен! Если вы люди вместе договорились о правилах и что будет за нарушение, после этого наказание воспринимается уже не обидно, как естественное последствие общей договоренности. Если кто-то будет опаздывать на общую встречу, нормально договориться, что с опоздавшего — определенная сумма, и тогда тот, кто знает об этом условии и все-таки опаздывает, наказывает уже сам себя. Не мы наказываем его — он сам наказывает себя, это уже естественные социальные последствия, такие же, как если ребенок тянется к горячей сковороде, он естественным образом обожжется.

Санкции — меры принуждения: оговоренные неприятности, не имеющие личного характера и решающие только поведенческую задачу. А именно, задачу предупредить недопустимое поведение, прекратить недопустимое поведение или возместить нанесенных ущерб.

Например, это может быть лишение ребенка прав:

  • На свободное распоряжение своим временем,
  • На использование определенных предметов,
  • На доступ в некоторые помещения.

Это может быть возмещение ребенком убытков:

  • Починка, ремонт предметов, вещей,
  • Возвращение вещей на место, замена на равноценные.

Когда ребенок опаздывает или бездельничает и мешает другим, мы можем требовать, чтобы они «заплатили» за отнятое у других время. Количество «штрафного» времени должно соответствовать количеству времени, отнятого у других и увеличиваться при повторении подобного поведения.

Если ребенок портит имущество, он научится отвечать за свои проделки, восстанавливая испорченное. Испачкал пол или стену — пусть вымоет их.

В тех случаях, когда ребенок разбил стекло, разорвал одежду, испортил книгу, он должен возместить семье убытки.

Если у ребенка нет денег, чтобы самому оплатить причиненные им убытки, он должен отработать ущерб в свое свободное время. Плата за работу пойдет на покупку испорченной вещи. Окончание работы можно положительно подкрепить (устроить праздник).

Это может быть информирование других людей о поведении ребенка: «Расскажу бабушке» или папе.

www.psychologos.ru

Социальный контроль и социальные санкции

Социальный контроль и социальные санкции

В укреплении институтов общества важную роль играет механизм социального контроля. Его можно уподобить своего рода центральной нервной системе института. Одни и те же элементы, а именно система правил и норм поведения, закрепляющих и стандартизирующих поведение людей, входят и в социальный институт, и в социальный контроль. Социальный контроль является одним из наиболее общепринятых понятий в социологии. Им обозначают самые различные средства, которые любое общество применяет для обуздания своих непокорных членов. Ни одно общество не может обойтись без социального контроля. Даже небольшой группе людей, случайно собравшихся вместе, придется выработать собственные механизмы контроля, дабы не распасться в самые кратчайшие сроки.

Социальный контроль по отношению к обществу выполняет:

·       охранительную функцию;

·       стабилизирующую функцию.

Социальный контроль, механизм, с помощью которого общество и его подразделения (группы, организации) обеспечивают соблюдение определённых ограничений (условий), нарушение которых наносит ущерб функционированию социальной системы. В качестве таких ограничений выступают правовые и моральные нормы, обычаи, административные решения.

Действие социального контроля сводится главным образом к применению различных санкций к нарушителям социальных ограничений. Одновременно социальный контроль  пользуется и поощрениями за их соблюдение. Однако,  социальный контроль  в узком смысле следует отличать от механизма стимулирования. Социальный контроль выступает как органический элемент любой системы управления социальным процессом, как механизм обратной связи, обеспечивающий выполнение команд управляющего органа.

Социальный контроль можно обнаружить в самых ранних обществах. С развитием производительных сил и разделения труда роль социального контроля возрастает, а его структура усложняется. Возникают социальные институты, занимающиеся почти исключительно социальным контролем (например, судебные органы). Вместе с тем функции социального контроля осуществляет практически любой социальный институт или группа.

  Характер социального контроля  определяется господствующими общественными отношениями и, в свою очередь, оказывает серьёзное влияние на функционирование и развитие социальной системы. С одной стороны, неэффективный социальный контроль  приводит к её неустойчивости, благоприятствует распространению различных форм антисоциального, отклоняющегося (девиантного) поведения. С другой стороны, всеобъемлющий социальный контроль,  который в условиях военно-фашистских диктатур основывается на системе массового террора, насаждает всеобщий конформизм, ведёт к застою во всех сферах общественной жизни.

  Одной из предпосылок динамического развития общества является постоянное изменение социального контроля, его адаптация к новым условиям и целям, возникающим в процессе социального развития.

  Различают два вида социального контроля — неформальный и формальный. К первому виду относится процесс взаимного контроля участников какого-либо процесса, например покупателей и продавцов, членов производственного коллектива, а также различные формы реакции общественного мнения на поведение людей (осуждение, отказ от контактов и т. д.). К неформальным методам социального контроля относится и самоконтроль личности. Значение неформальных методов социального контроля во многом зависит от того, в какой степени обществу удаётся обеспечить эффективность воспитания, социализации в соответствии с господствующей системой ценностей.

  Второй вид социального контроля связан, главным образом, с созданными государством контрольными органами, а также с осуществлением функций социального контроля различными государственными организациями и учреждениями.

Социальный контроль призван следить за исполнением принятых в обществе социальных норм. Все социальные нормы можно классифицировать в зависимости от того, насколько строго требуется их исполнение. За нарушение одних норм следует мягкое наказание — неодобрение, ухмылка, недоброжелательный взгляд. За нарушение других норм могут последовать очень сильные жесткие санкции — изгнание из страны, тюремное заключение, даже смертная казнь. Если расположить все нормы в нарастающем порядке, в зависимости от меры наказания, следующей за их нарушение, то их последовательность примет такой вид: обычаи, манеры, этикет, традиции, групповые привычки, нравы, законы, табу. Строже всего караются нарушения табу и юридических законов (например, убийство человека, оскорбление божества, раскрытие государственной тайны), мягче всего — отдельные виды групповых привычек, в частности, семейные (например, отказ выключать свет или закрывать входную дверь).

Определенная степень неподчинения нормам существует в любом обществе и в любой группе. Нарушение дворцового этикета, ритуала дипломатической беседы или бракосочетания вызывает неловкость, ставит человека в затруднительное положение, но оно не влечет за собой жесткое наказание.

В других ситуациях санкции более ощутимы. Пользование шпаргалкой на экзамене грозит снижением оценки, а потеря библиотечной книги — пятикратным штрафом. В некоторых обществах малейшие отступления от традиций, не говоря уже о серьезных проступках, сурово карались. Все находилось под контролем: длина волос, форма одежды, манеры поведения.

Нормы связывают или, выражаясь научным языком, интегрируют людей в единую общность, коллектив. Каким образом это происходит? Во-первых, нормы — это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Иначе говоря, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Во-вторых, нормы — это еще и ожидания: от человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а идущие им навстречу передвигаются по левой, возникает упорядоченное организованное взаимодействие. При нарушении правил неизбежны столкновения и беспорядки. Не менее наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Бизнес просто невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидания, оценку и средства.

Таким образом, нормы выполняют определенные функции в зависимости от того, в каком качестве они себя проявляют,- как стандарты поведения (обязанности, правила) или как ожидания поведения (реакция других людей). Защита чести и достоинства членов семьи представляет собой обязанность каждого мужчины. Здесь речь идет о норме как стандарте должного поведения. Этому стандарту соответствует вполне конкретное ожидание членов семьи, надежда на то, что их честь и достоинство будут защищены. У кавказских народов подобная норма ценится особенно высоко, а отступление от нее карается очень строго. То же самое можно сказать о южноевропейских народах. Итальянская мафия возникла как неформальная норма защиты чести семьи, и лишь позже ее функции изменились. Отступников от принятого стандарта поведения карало все сообщество.

Почему люди стремятся соблюдать нормы, а сообщество строго следит за этим? Нормы — стражники ценностей. Честь и достоинство семьи — одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. А обществом ценится то, что способствует его стабильности и процветанию. Семья — основная ячейка общества, и забота о ней — его первейшая обязанность. Проявляя заботу о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добропорядочность и все то, что высоко оценивается окружающими. Его социальный статус повышается. Напротив, неспособный защитить домочадцев мужчина вызывает презрение, его статус резко снижается. Поскольку защита семьи — основа ее выживания, то выполнение этой важнейшей функции в традиционном обществе делает мужчину автоматически главой семьи. Не возникает споров о том, кто первый- муж или жена. В результате укрепляется социально-психологическое единство семьи. В современной семье, где мужчина не имеет возможности продемонстрировать свои лидирующие функции, нестабильность гораздо выше, чем в традиционной.

Как видим, социальные нормы — действительно стражники-хранители общественных ценностей. Даже простейшие нормы поведения олицетворяют собой то, что ценится группой или обществом. Отношения между нормой и ценностью выражается так: нормы — правила поведения, направленные на защиту ценностей — добра, правильного, должного и т. д., и противостоящие злу, неправильному, недолжному и т. д.

Вождь имеет право осуществлять религиозные церемонии, наказывать соплеменников, нарушающих предписанные их статусу требования, предводительствовать в военных походах, руководить общинным собранием. Профессор университета обладает рядом прав, которые отличают его от студента, не обладающего данным статусом. Он оценивает знания учащихся, но, в соответствии со своей академической позицией, не может подвергаться штрафу за плохую успеваемость студентов. А вот офицер, согласно воинскому уставу, подвергается наказанию за нарушения, совершенные его солдатами.

Обязанности свидетельствуют о том, что исполнитель данной роли или носитель данного статуса должен делать по отношению к другим исполнителям или носителям. Права говорят о том, что человек может позволить себе или допустить в отношении других людей. Права и обязанности строго расписаны. Они ограничивают поведение определенными рамками, делают его предсказуемым. В то же время они жестко взаимосвязаны между собой так, что одно предполагает другое.

Выполняя те или иные обязанности, индивид берет на себя определенную ответственность. Сапожник обязан в срок выдать свою продукцию заказчику. Если срок нарушен или работа сделана некачественно, он подвергается какому-то наказанию — он может лишиться контракта, выплатить неустойку, может пострадать его имидж и репутация, либо его могут привлечь к суду. В Древнем Египте было так: если архитектор построил плохое здание, оно рухнуло и насмерть придавило хозяина, то архитектора лишали жизни. Такова была форма проявления ответственности. Эти формы многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени.

Права неразрывно связаны с обязанностями. Чем выше статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Статус чернорабочего мало к чему обязывает. То же самое можно сказать о статусе соседа, нищего или ребенка. Но статус принца крови или известного телеобозревателя обязывает вести образ жизни, оправдывающий ожидания и соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей.

Право существовало не всегда; право — результат долгого и трудного движения человечества по пути цивилизации. Его не было в первобытном обществе. Люди здесь жили согласно устоявшимся обычаям и традициям. Обычаи — это правила, которые соблюдаются по привычке. Традиции же соблюдаются в силу общественного принуждения. Традиции и обычаи были окружены таинственными обрядами, ритуалами и церемониями, которые исполнялись в особо приподнятой и торжественной обстановке. Например, древние славяне, почитая Мать-Землю, опасались вбивать в нее колья и не делали весной заборов — берегли ее. С тех времен сохранился ритуал целовать землю, клясться землей, хранить горсть родной земли на чужбине. Такие правила нигде не записывались и передавались устно от поколения к поколению.

Прообразом права были запреты (табу) в поведении человека. Например, запрещалось охотиться на отдельных животных или вступать в половые связи с родственниками. Жизнь людей регламентировалась. Позже такие правила стали закрепляться силой государства. Законы являлись инструментом общественного согласия. Право представляет собой договор людей о правилах поведения. Одна часть правил становилась обязанностью человека поступать именно так, а не иначе, а другая — правом поступать так, а не иначе. Первая ограничивала свободу действий, а вторая ее расширяла.

Санкциями называются не только наказания, но и поощрения, способствующие соблюдению социальных норм. Наряду с ценностями они ответственны за то, почему люди стремятся выполнять нормы. Нормы защищены с двух сторон — со стороны ценностей и со стороны санкций. Социальные санкции — разветвленная система вознаграждений за выполнение норм, т. е. за конформизм, за согласие с ними, и наказаний за отклонение от них, т. е. за девиантность. Выделяют 4 типа санкций: позитивные и негативные, формальные и неформальные. Они дают 4 типа сочетаний.

Формальные позитивные санкции  — публичное  одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, государственные премии и стипендии, пожалованные титулы, ученые степени и звания, установление памятника, вручение почетных грамот, допуск к высоким должностям и почетным функциям.

Неформальные позитивные санкции  — публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка.

Формальные негативные санкции  — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, депремирование, конфискация имущества, понижение в должности.
Неформальные негативные санкции  — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицание, замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, разоблачительная статья.

Применение социальных санкций в одних случаях требует присутствия посторонних лиц, а в других — не требует. Увольнение оформляется отделом кадров учреждения и предполагает предварительное издание распоряжения или приказа. Тюремное заключение требует сложной процедуры судебного разбирательства, на основании которого выносится судебное решение. Привлечение к административной ответственности, скажем, штрафование за безбилетный проезд, предполагает присутствие официального транспортного контролера, а иногда и милиционера. Присвоение ученой степени предполагает не менее сложную процедуру защиты научной диссертации и решения ученого совета. Санкции к нарушителям групповых привычек требуют наличия меньшего числа лиц, но, тем не менее, они никогда не применяются по отношению к самому себе. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя и происходит внутри, то такую форму контроля надо считать самоконтролем.

Самоконтроль называют так же внутренним контролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько глубоко, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику или желает смерти ближнему. В таких случаях у человека обычно возникает чувство вины, и тогда говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера подсознания, или бессознательного, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии. В отличие от муравьев, пчел и даже обезьян человеческие существа могут продолжать коллективное взаимодействие лишь в том случае, если каждый индивид прибегает к самоконтролю. Импульсивное поведение взрослого человека, неумение властвовать над своими желаниями и прихотью характерны для детей. Импульсивное поведение поэтому называют инфантилизмом. Напротив, поведение в соответствии с рациональными нормами, обязательствами, волевыми усилиями служит признаком взрослости. Примерно на 70% социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля.

Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходится прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаще приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль, мелочная опека граждан тормозят развитие самосознания и волеизъявления, приглушают внутренние волевые усилия. Таким образом, возникает замкнутый круг, в который на протяжении мировой истории попадало не одно общество. Часто диктатура устанавливалась как бы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами. Они подвергали сомнению как раз саму разумность принудительных норм, исподволь подготавливая разумное обоснование всякому сопротивлению этим нормам. Великолепным примером служит Россия, где декабристы, революционеры, цареубийцы, покушавшиеся на основы социального порядка, оправдывались общественным мнением потому, что разумным считалось сопротивление, а не подчинение принудительным нормам.

 

coolreferat.com