Понимание счастья – Понимание счастья — бесплатные статьи в Журнале Дом Солнца

Что такое счастье? Понятие счастья в нашей жизни

Понятие счастья

Многие задумываются — что такое счастье? Как правило, счастье – это самая главная цель каждого из нас. Однако, что именно обозначает это понятие многие ученные и философы никак не могут понять. С древних времён люди считали,
что если человек по жизни защищен Богом, то в таком случае он действительно счастлив.

А вот великий Аристотель считал, что счастьем является душа, какая имеется в светлом человеке. При этом каждый человек должен помогать другим по первому их зову. Теперь давайте выясним: что такое счастье в современном мире.

Во многих учебниках по философии понятие счастье описывается как эмоциональное и психологическое состояние, во время которого человек чувствует полную удовлетворенность своей жизнью. Примечательным фактом является то, что современный человек не имеет возможности почувствовать себя счастливым в полной мере. Довольно частой эмоцией в жизни является страх того, что мы так и не достигнем той цели, о которой очень долго мечтали. Именно этот фактор заставляет каждого из нас находиться в постоянном поиске того, что же такое счастье.

Любой человек на планете имеет свои собственные представления о том, что такое счастье. Одни считают, что счастье – это семья, дети, успех, признание, финансовая стабильность или реализация самого себя. К этому списку можно еще долго добавлять множество других терминов, но эти являются самыми основными. Но также встречаются люди, для которых счастье – это прежде всего, духовное развитие.

Как правило, такой человек будет больше читать художественную или научную литературу и любым способом пополнять свою духовность. Поэтому счастье у каждого из нас свое личное, и зависит оно именно от тех целей, которые мы для себя поставили. Порой даже близнецы чувствуют радость совершенно от разных вещей, которые их окружают. Большинство людей пытаются догнать свое счастье, и быть финансово состоятельными в жизни. Однако когда они достигают намеченных целей, проходит много лет.

Пути для достижения счастья

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что символ счастья у каждого человека свой, при этом можно выделить два основных пути:

  1. внутренний
  2. и внешний.

Внутренний подразумевает под собой внутренний рост человека. При таком выборе человек развивается духовно и постоянно стремится познать или достичь что-то новое и узнать, что такое счастье именно для него. Только в моменты достижения заветной цели человек может почувствовать себя по-настоящему счастливым потому, что сумел претворить свои планы в жизнь.

Внешний же путь к счастью подразумевает под собой то, что счастье – это все то, что нас окружает, поэтому многие люди стараются создать хорошую семью, иметь верных друзей и быть финансово стабильными. Многие люди также могут согласиться, что и покупка каких-либо вещей делает нас счастливее. Но такая радость длится всего лишь небольшой период, а после этого все эмоции забываются и куда-то улетучиваются.

Как, например, маленький малыш, которому подарили новую игрушку. Он будет радоваться ей первое время, испытывать большое счастье, но все же позже он забудет о её существовании и начнет мечтать о другой забаве. Конечно, приобретенные вещи помогут осчастливить нас, но лишь на определенный промежуток времени.

То есть такие позитивные эмоции не дают гарантии, что помогут стать человеку счастливым и в дальнейшем, и об этом нужно знать. Таким образом, ни внутренний, ни внешний пути не могут гарантировать счастье для каждого человека на протяжении всей жизни. Именно поэтому каждому из нас приходится самостоятельно искать пути для осуществления своих поставленных целей.

Секреты заветного счастья

Вопрос о том, что такое счастье, интересует множество людей, именно поэтому на протяжении всей жизни они пытаются найти ответ на него.

Для некоторых людей счастье – это отличная погода за окном, для других – любимый человек рядом, или, например, когда ты здоров и просто имеешь возможность ходить и двигаться.

Но на самом же деле понятие счастья является лишь миражом, который преследует каждого из нас на протяжении всей жизни. И что бы человек ни делал, куда бы ни стремился, он всегда думает о том, что же такое заветное счастье.

Кроме того, он постоянно зависит от разных событий, которые не всегда могут совпадать с его ожиданиями, из-за чего он может стать несчастным. И обычно, чем сильнее человек желает стать счастливым, тем тяжелее ему это дается. Ведь человека интересует не как сама покупка квартиры, мебели или машины, а именно то удовольствие, которое он получает в момент проведения этих сделок.

В большинстве случаев счастье – это то, о чем человек мечтает, но оно не всегда бывает необходимо ему. Чтобы быть счастливым и радоваться обычным вещам каждый день, нужно обрести нечто, которое поможет нам стать уверенными в завтрашнем дне.

Прежде всего, необходимо научиться понимать себя и жить сегодняшним днем, а не только планами на будущее, ведь жизнь проходит, и вернуть ее уже нельзя. Для многих больных людей счастье – это возможность выздороветь или снова начать ходить и жить, как все нормальные люди.

Ведь многие проживают жизнь зря и только потом понимают, что счастье – это когда живёшь в любимой семье, у тебя есть любимая работа и друзья, которые могут во многом поддержать.

Что мешает нам быть счастливыми?

  1. Быть счастливым человеку мешает, прежде всего, именно его личное мышление и восприятие жизни. Ведь люди мыслят не только позитивно, но еще и негативно. Только позитивные мысли могут помочь обрести человеку счастье и понять, что это такое.
  2. Размышляя же негативно, человек может привести себя только к унылой жизни, где будет царить постоянная депрессия и разочарования. Следует знать, что в первую очередь мы сами творим свою судьбу и никакая вещь, место или знакомый человек не смогут сделать нас счастливыми.
  3. Чтобы получить долгожданное счастье необходимо настраивать себя на позитивный лад и ценить каждую минуту жизни. Обычно оно не длится всю вечность и является кратковременным. Поэтому, чтобы жизнь была полна счастья, необходимо постоянно наполнять ее тёплыми отношениями, преданными людьми, радостными моментами и хорошими делами, которые приносят удовольствие и материальные блага.

Что необходимо для счастья?

  • В итоге, что же такое счастье? Чтобы обрести его, в первую очередь, необходимо научиться замечать красоту во всем, что нас постоянно окружает, например, радоваться любой погоде, и обычным повседневным вещам.
  • Кроме того, нужно пересмотреть свои цели в жизни и расставить правильно приоритеты в пользу тех, которые в действительности в будущем принесут большую радость и пользу.
  • Не стоит тратить свою жизнь впустую, распыляться на мелочи, которые просто забирают у нас ценное время. То есть только в тот момент, когда человек обретёт гармонию внутри себя, он сможет быть счастливым.

Цитаты о счастье


Демокрит «Счастлив тот, кто при малых средствах пользуется хорошим расположением духа, несчастлив тот, кто при больших средствах не имеет душевного веселия».


Платон «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное».


Аристотель «Счастье — на стороне того, кто доволен».


Плавт Тит Макций «Ни у кого не бывает постоянного счастья».


Цицерон Марк Туллий «Ни у глупцов никто не бывает счастлив, ни у мудрецов никто не бывает несчастлив».



Цицерон Марк Туллий «Сущность счастливой жизни я целиком усматриваю в силе духа».


Цицерон Марк Туллий «Счастливее всех тот, кто зависит только от себя».

Стихи о счастье


Мы ищем счастье тут и там,
За ним мы бродим по пятам,
Ему твердим мы бесконечно-
С тобою быть хотим навечно!


Мечтая в счастье раствориться
Мы долго, вглядываясь в лица,
Найти пытаемся ответ-
В чем счастье? Есть оно иль нет?


Мы пребываем в заблуждении,
Что счастье — чьих-то рук творение,
Что к нам вот-вот придет волшебник
И осчастливит нас в сей миг!


А счастье ходит с нами рядом,
С улыбкой говоря: «Смотри!
Меня искать совсем не надо,
Я есть всегда, ведь я внутри!»



Что такое счастье? Угадайте!
Счастье состоит из ничего,
Утром рано окна открывайте

И впускайте с солнцем вы его.


Счастье-это путь,движенье к цели,
Миг счастливый нам не позабыть,
Пусть проходят годы и недели.
Счастье-это значит просто БЫТЬ:


Слышать детский смех и песни мамы,
Видеть землю,небо и рассвет,
Быть творцом,писать стихи, романы,
Радость чувствовать и вкус побед.


Счастье-жить и быть открытым миру,
Жить сегодня и уметь любить,
Счастье-чувствовать такую силу,
Что способна страх свой победить.


Быть счастливым… Как же это просто!
Так же просто, как смотреть, дышать.
Если в жизни есть надёжный остов,
Каждый сможет счастье ощущать!



Счастье-когда мир в душе,
Когда сердце не стонет от боли,
Когда жизнь проживая свою,
Сам хозяин ты выбранной доли…


Счастье-когда ты здоров,
И здоровы рядом родные,

Когда каждый жизни глоток
Смаковал ты,как влагу в пустыне


Счастье-если родной человек,
Разделяет слова и поступки,
Когда прожив отмерянный век,
Наслаждался ты каждой минуткой…


Счастье-когда уходя,
Ты оставил своей жизнью след,
С теплым чувством,что прожил не зря,
И не важно,сколько прожито лет.

headlife.ru

Понимание счастья

Понимание счастья

ЭССЕ

 

 

 

Автор:Виноградова Ю.В.

«Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. Но общество не основано на этом принципе»

«Для того чтобы мы всегда были счастливы, нашему счастью должно всегда чего-нибудь не хватать»

К.А. Гельвеций

Клод Адриан Гельвеций родился в январе 1715 года в семье главного врача королевы Франции Марии Лещинской (жена Людовика XV). В возрасте 12 лет был отдан в иезуитский колледж Луи-ле-Гран, лучшее учебное заведение Франции того времени. После окончания колледжа по настоянию своего отца он служит в Канне помощником своего дяди, сборщика налогов. По свидетельству современников Гельвеций больше увлекается философией и литературой, чем финансами и коммерцией. В 1738 году в возрасте 23 лет получает от королевы должность генерального откупщика (сборщика налогов). За 13 лет пребывания в должности становится богатейшим человеком.

(Интересная система, при которой служащий Министерства по налогам и сборам (по-нашему) автоматически становится очень богатым человеком, (ну почти как в современной России). Правда, во время Великой Французской революции всех откупщиков арестовали и казнили.)

В 1715 году после женитьбы Клод Адриан Гельвеций почему-то оставляет должность и ударяется в философию. Он основывает в Париже, куда периодически приезжает из своего поместья, салон, известный как колыбель свободомыслия. Знакомится в это время со всеми выдающимися философами и просветителями Франции (Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро и др.).

Ещё работая генеральным откупщиком, Гельвеций пишет поэму «Счастье», опубликованную уже после его смерти.

В 1758 году он публикует книгу «Об уме», изданную по недосмотру цензуры. В этом произведении Гельвеций излагает свои взгляды на политику, экономику, философию, этику. Книга вызывает жуткую критику со стороны власти и церкви и приговаривается к сожжению. Гельвеций вынужден отречься от нее.

В 1764-1765 годах Гельвеций посещает Англию и Пруссию, где был хорошо принимаем.

В 1766 году основывает Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных учёных того времени.

К середине 1769 года Гельвеций заканчивает книгу «О человеке», которую так и не решился опубликовать даже под псевдонимом. Труд был опубликован после его смерти в 1772 году усилиями русского посланника Д.А. Голицына. В том же году в Лондоне была опубликована и поэма «Счастье».

Кое-что о счастье

Так как понятие «Счастье» относится к наиболее общим понятиям, дать ему определение весьма трудно.

Определения могут быть:

— простейшие негативные – «не в деньгах счастье»;

— простейшие позитивные – «высшее удовлетворение, полное довольство, успех, удача»;

— казуистические – «счастье есть отсутствие несчастья»;

— парадоксальные – «счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются».

(Собрано бакалавром чёрной магии Магнусом Фёдоровичем Редькиным. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу». Есть там ещё одно определение в стихах. С удовольствием перечитала всю повесть.)

Люди серьезные (попы, философы и социологи) разработали множество подходов к изучению счастья.

Социология счастья основывается на принципе потребления и на теории человеческих потребностей. Сущность данного направления заключается в признании внешней по отношению к человеку социальной природы счастья. Человек и счастье представляются обособленными феноменами, исследуется и оценивается степень значимости общеизвестных благ. По мнению сторонника этого направления П.А Ландесмана, известного современного исследователя проблемы счастья: «Только раскрытие объективной основы и социальной сущности человеческих потребностей позволяет научно подойти к разрешению проблемы счастья: выявить, во-первых, содержание, круг, объем и структуру потребностей в каждых данных конкретно-исторических условиях, т.е. определить в чем действительно люди нуждаются для достойной жизни, а также, во-вторых, какие из этих потребностей и в какой степени могут быть удовлетворены обществом на той или иной ступени своего развития».

(Очень похоже на работу профессора Выбегало в этом направлении).

Историко-культурная традиция счастья. Данное направление мысли не ведет какого бы то ни было подсчета и анализа счастья и счастливой жизни индивида. Главная цель здесь – вернуть современного человека, заблудившегося в поисках счастья в социуме и культуре, к его истинной духовной природе и к подлинному счастью. Многочисленные древние «рецепты» счастья, почерпнутые из раскрываемых сегодня источников эзотерической мудрости, равно как мудрости народной, традиционно этнической, невероятно просты в своей основе, ибо предлагают человеку направить все свои усилия и сосредоточить всю свою деятельность на последовательную гармонизацию его внутреннего бытия и преобразование окружающей реальности. Работы, представляющие данное направление в изучении счастья, невероятно разнообразны по формам воплощения, но все они, активно циркулируя в современной культуре, подчиняются главному принципу – указать индивиду путь к первородному, естественному и, главное, достижимому счастью. Концепция счастья, на которой основывается историко-культурная традиция счастья, заключается в мысли о том, что счастье – это естественное состояние человека, отвечающее его настоящей природе. Каждый индивид рождается с потенциалом счастья, который он обязан полностью реализовать в условиях земной жизни, в процессах индивидуального становления и взаимодействия с внешним миром, заключенном в мире природы, культуры и социума. А когда далее пошли ссылки на теорию физического вакуума, торсионное поле Земли, хранящее и материализующее мыслеформы человека, стало понятно, что занесло авторов куда-то. Опять вспомнился профессор Выбегало с его проектом идеального человека.

Психология счастья. А. Маслоу сконструировал иерархическую модель мотивации и выделил пять уровней потребностей, которые считал врожденными и универсальными для любого человека: Первый уровень – физиологические потребности, второй – потребности в безопасности, третий – потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе, четвертый – потребности в уважении и признании и пятый, наивысший уровень – потребность в самоактуализации, т.е. потребность в реализации своих творческих потенций, своего личностного начала. Эта система дает иерархию человеческих стремлений и представлений о счастье соответственно. То есть, индивид может в своем счастье остановиться на физиологических потребностях, и его интересы будут ограничены этим уровнем, а может «подниматься» по лестнице потребностей и сопрягать счастье с соответствующими уровнями. При этом универсальность иерархии потребностей Маслоу состоит еще и в способности индивида удовлетворять высшие потребности при условии неудовлетворения низших. Так, невозможно лишить человека ощущения счастья, если он удовлетворен, например, своей творческой деятельностью, но не имеет четкой связи с той или иной социальной группой. В данном случае для индивида важно психологическое счастье от процесса сотворения. Одновременно с этим, первые четыре уровня потребностей могут обеспечить прочную основу для удовлетворения потребности реализации себя и принести счастье, когда индивид «создает» себя не вопреки обстоятельствам и нереализованным нуждам, а с их помощью, благодаря их благотворному влиянию.

Инструментом, позволяющим достигать состояния счастья, во всех небредовых учениях признается деятельность, труд. Обычно имеют ввиду деятельность чисто творческую, в том числе и научную.

В том же «Понедельнике» о деятельности учёных сказано замечательно: «Трудовое законодательство нарушалось злостно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкой, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости. Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно… Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же»

Вот с этим я полностью согласна.

P.S. Когда-то и у нас в Институте Атомной Энергии им. И.В. Курчатова была подобная атмосфера. А общение с физиками, которые зачастую не прочь «полялякать» на мировоззренческую тематику, способствует расширению кругозора в различных областях.

P.P.S. А второй афоризм Гельвеция, вынесенный в эпиграф, можно проиллюстрировать известными высказываниями наших бывших соотечественников:

· Если бы я был царь, я бы жил лучше, чем царь – я бы ещё немножечко шил.

· Имею возможность купить козу, но не имею желания, имею желание купить дом, но не имею возможности … (тост из «Кавказской пленницы»).


Теги: Понимание счастья  Сочинение  Философия
Просмотров: 12431
Найти в Wikkipedia статьи с фразой: Понимание счастья

diplomba.ru

Понимание счастья — Женский журнал Без лишних слов

Обычно счастьем называют высшее состояние радости, чувство упоения от обретённости предмета сильного желания, восторженной (глубокой) удовлетворённости от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-разному.

Каждый человек имеет своё представление о счастье: для одних это материальное благополучие, для других наличие смыла в жизни, для третьих – это сочетания множества различных факторов: положительных эмоций, межличностного общения, здоровья и др.

Как можно определить понятие «счастья» с точки зрения философских взглядов? Понимание «счастья» чаще всего зависит от решения вопроса о природе человека, смысле, назначении человека, от эпохи и культуры.

В античной философии существовало два основных представления о счастье. Гедонистическое направление (основано Аристиппом из Кирены род. ок. 435 – ум. ок. 355 гг. до н.э.), в котором счастье – есть сиюминутные наслаждения, чувственная радость, удовольствие как мотив и цель всего поведения человека. Эвдемонистическое направление (термин «эвдемония» введён Аристотелем) – рассматривало счастье, как стремление к полному, устойчивому, целостному благу, счастье как мотив и цель всех стремлений. При этом для эвдемонистического счастья обязательно наличие внешнего фактора, внешней оценки со стороны, т.е. данное направление, является объективным. Данное положение об объективности эвдемонистического направления подтверждается этимологией слова eudaimonia, которое переводится как «судьба человека под покровительством богов». Под объективностью, в этом случае, подразумевается наличие внешнего, божественного или случайного фактора, который ведёт за собой состояние счастья.

Кроме этих двух основных подходов к пониманию счастья, каждый философ Античности, так или иначе, касался понятия счастья, еще в I веке до н.э. римский философ Варрон насчитал 289 различных точек зрения на счастье, так например, для Аристотеля «Свободное применение своего таланта есть счастье», для Платона «Счастье (эвдемония) – заключается в знании совершенства чисел», для Цицерона: «Все, обладающие добродетелью, счастливы. Счастливее всех тот, кто зависит только от себя» – этот список можно продолжать бесконечно, и в каждом новом определении будет какая-то одна точная идея, без которой счастье действительно невозможно.

Начало нового летоисчисления, ознаменовалось новым взглядом на понимание и достижение счастья. Евангельское понимание счастья подразумевает, прежде всего, смирение с тем, что дано человеку — и физически и метафизически. Основным аргументом в пользу такого понимания счастья в христианской мысли является текст первой из девяти заповеди блаженств — «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное», который традиционно истолковывается в смысле возведения добродетели смирения на первое место среди всех прочих христианских добродетелей. Счастье возможно лишь там, где человек отдает себя, жертвует собой ради тех, кого он любит. Лишь жертвенная любовь делает людей счастливыми. В качестве необходимого условия достижения как трансцендентного счастья, а именно — вечной блаженной жизни, так и счастья земного — Православная Церковь выдвигает участие человека в одном из семи таинств, в ходе которого совершается одновременно физическое и метафизическое единение Бога и человека — таинство святого причастия. Термин, который используется для обозначения этого таинства, говорит о том, что здесь происходит присоединение человека к Божественной благодати, которая даёт человеку жизнестойкость. Отсюда можно сделать вывод, что в Православии человеческое счастье невозможно без причастия.

Здесь же необходимо отметить, что этимологический анализ термина «счастье» позволяет в некоторой степени приблизиться к определению смыслового пространства его как философского понятия. Корень слова «часть», однокоренные ему слова «участь», «участник», «причастность», «причастие», приставка «с» в русском языке означает соединение с чем-либо, совместное бытие, сопричастие чему-то. Таким образом, получается, что понятие «счастье» в данном контексте можно понимать как соединение с некоей частью — а именно, со своей собственной долей, то есть осознание своей судьбы, своего места и назначения. В таком понимании счастья, счастье становится возможным, когда в жизни существует смысл, цель, предназначение, возникает осмысленность.

В XIX – начале XX века, в российской религиозной философии развернулась интенсивная критика идеи счастья как главного основания и объяснительного принципа жизни человека. В.Соловьев утверждал, что понятие счастья, как и понятия пользы и наслаждения, не имеет нравственной природы и не может служить основой этики. Принцип стремления к счастью бессодержателен: из него выводятся абсолютно противоречащие друг другу учения, счастье эквивалентно остановке всех стремлений и неведению добра и зла. По этой же причине идея счастья не может служить объяснением человеческой жизни, а мысль человека об устроении своем на земле по принципу счастья является ложной.

В.Розанов, Н.Бердяев, А.Введенский и другие философы противопоставили принципу стремления к счастью принцип стремления к смыслу как направленности на что-то ценное в мире. Счастье по-прежнему рассматривалось как субъективное переживание, но уже не замкнутое в себе, а интенциональное переживание, порождаемое открытием и реализацией смысла посредством действий в мире. Эмпирические исследования последнего десятилетия в русле позитивной психологии свидетельствуют в поддержку этого понимания.

В многовековой истории понятия счастья можно выделить одну основную дихотомию: «объективное-субъективное» его понимание. К объективному относится эпоха Античности, затем, начиная с раннехристианских учений, постепенно начинает укрепляться субъективное понимание счастья, которое заключается в ощущении состояния счастья, вне зависимости от внешних факторов. В двойственной, субъективно-объективной природе феномена счастья заложена его двойная обусловленность – объективная, бытийная, связанная с условиями и обстоятельствами жизни человека, и субъективная, связанная с внутренним миром человека и определяющая его восприятие жизни, отношение к ней, её смысловое принятие. Эта дихотомия переходит из философии в психологию, где также существуют объективный, субъективный подходы к психологии счастья, и в последние десятилетия именно психология пытается найти способ разрешения этой дихотомии, рассматривая счастье как интенциональное переживание, синтезируя понимание счастья как объективного блага и как субъективного переживания.

 По материалам сайта психологического центра Просвет http://www.vprosvet.ru

]

Предлагаем рассылку из 10 писем о том, как выйти замуж за обеспеченного мужчину по любви!

[/c] Счастье – это когда тебя понимают

Детям в наследство – живое ощущение счастья

Чего не хватает для полного счастья?

Людское счастье от людей и зависит

Как убедить себя, что быть женщиной — это счастье?

Спасибо, что дочитали до конца! Пожалуйста, примите участие в оценке статьи. Выберите нужное количество звездочек справа по 5-ти бальной шкале.

www.ponymanielife.ru

Понимание счастья

ЭССЕ

Автор:Виноградова Ю.В.

«Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать. Но общество не основано на этом принципе»

«Для того чтобы мы всегда были счастливы, нашему счастью должно всегда чего-нибудь не хватать»

К.А. Гельвеций

Клод Адриан Гельвеций родился в январе 1715 года в семье главного врача королевы Франции Марии Лещинской (жена Людовика XV). В возрасте 12 лет был отдан в иезуитский колледж Луи-ле-Гран, лучшее учебное заведение Франции того времени. После окончания колледжа по настоянию своего отца он служит в Канне помощником своего дяди, сборщика налогов. По свидетельству современников Гельвеций больше увлекается философией и литературой, чем финансами и коммерцией. В 1738 году в возрасте 23 лет получает от королевы должность генерального откупщика (сборщика налогов). За 13 лет пребывания в должности становится богатейшим человеком.

(Интересная система, при которой служащий Министерства по налогам и сборам (по-нашему) автоматически становится очень богатым человеком, (ну почти как в современной России). Правда, во время Великой Французской революции всех откупщиков арестовали и казнили.)

В 1715 году после женитьбы Клод Адриан Гельвеций почему-то оставляет должность и ударяется в философию. Он основывает в Париже, куда периодически приезжает из своего поместья, салон, известный как колыбель свободомыслия. Знакомится в это время со всеми выдающимися философами и просветителями Франции (Вольтер, Руссо, Монтескье, Дидро и др.).

Ещё работая генеральным откупщиком, Гельвеций пишет поэму «Счастье», опубликованную уже после его смерти.

В 1758 году он публикует книгу «Об уме», изданную по недосмотру цензуры. В этом произведении Гельвеций излагает свои взгляды на политику, экономику, философию, этику. Книга вызывает жуткую критику со стороны власти и церкви и приговаривается к сожжению. Гельвеций вынужден отречься от нее.

В 1764-1765 годах Гельвеций посещает Англию и Пруссию, где был хорошо принимаем.

В 1766 году основывает Масонскую ложу наук, которая впоследствии объединяла наиболее известных учёных того времени.

К середине 1769 года Гельвеций заканчивает книгу «О человеке», которую так и не решился опубликовать даже под псевдонимом. Труд был опубликован после его смерти в 1772 году усилиями русского посланника Д.А. Голицына. В том же году в Лондоне была опубликована и поэма «Счастье».

Кое-что о счастье

Так как понятие «Счастье» относится к наиболее общим понятиям, дать ему определение весьма трудно.

Определения могут быть:

— простейшие негативные – «не в деньгах счастье»;

— простейшие позитивные – «высшее удовлетворение, полное довольство, успех, удача»;

— казуистические – «счастье есть отсутствие несчастья»;

— парадоксальные – «счастливей всех шуты, дураки, сущеглупые и нерадивые, ибо укоров совести они не знают, призраков и прочей нежити не страшатся, боязнью грядущих бедствий не терзаются, надеждой будущих благ не обольщаются».

(Собрано бакалавром чёрной магии Магнусом Фёдоровичем Редькиным. А. и Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу». Есть там ещё одно определение в стихах. С удовольствием перечитала всю повесть.)

Люди серьезные (попы, философы и социологи) разработали множество подходов к изучению счастья.

Социология счастья основывается на принципе потребления и на теории человеческих потребностей. Сущность данного направления заключается в признании внешней по отношению к человеку социальной природы счастья. Человек и счастье представляются обособленными феноменами, исследуется и оценивается степень значимости общеизвестных благ. По мнению сторонника этого направления П.А Ландесмана, известного современного исследователя проблемы счастья: «Только раскрытие объективной основы и социальной сущности человеческих потребностей позволяет научно подойти к разрешению проблемы счастья: выявить, во-первых, содержание, круг, объем и структуру потребностей в каждых данных конкретно-исторических условиях, т.е. определить в чем действительно люди нуждаются для достойной жизни, а также, во-вторых, какие из этих потребностей и в какой степени могут быть удовлетворены обществом на той или иной ступени своего развития».

(Очень похоже на работу профессора Выбегало в этом направлении).

Историко-культурная традиция счастья. Данное направление мысли не ведет какого бы то ни было подсчета и анализа счастья и счастливой жизни индивида. Главная цель здесь – вернуть современного человека, заблудившегося в поисках счастья в социуме и культуре, к его истинной духовной природе и к подлинному счастью. Многочисленные древние «рецепты» счастья, почерпнутые из раскрываемых сегодня источников эзотерической мудрости, равно как мудрости народной, традиционно этнической, невероятно просты в своей основе, ибо предлагают человеку направить все свои усилия и сосредоточить всю свою деятельность на последовательную гармонизацию его внутреннего бытия и преобразование окружающей реальности. Работы, представляющие данное направление в изучении счастья, невероятно разнообразны по формам воплощения, но все они, активно циркулируя в современной культуре, подчиняются главному принципу – указать индивиду путь к первородному, естественному и, главное, достижимому счастью. Концепция счастья, на которой основывается историко-культурная традиция счастья, заключается в мысли о том, что счастье – это естественное состояние человека, отвечающее его настоящей природе. Каждый индивид рождается с потенциалом счастья, который он обязан полностью реализовать в условиях земной жизни, в процессах индивидуального становления и взаимодействия с внешним миром, заключенном в мире природы, культуры и социума. А когда далее пошли ссылки на теорию физического вакуума, торсионное поле Земли, хранящее и материализующее мыслеформы человека, стало понятно, что занесло авторов куда-то. Опять вспомнился профессор Выбегало с его проектом идеального человека.

Психология счастья. А. Маслоу сконструировал иерархическую модель мотивации и выделил пять уровней потребностей, которые считал врожденными и универсальными для любого человека: Первый уровень – физиологические потребности, второй – потребности в безопасности, третий – потребности в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе, четвертый – потребности в уважении и признании и пятый, наивысший уровень – потребность в самоактуализации, т.е. потребность в реализации своих творческих потенций, своего личностного начала. Эта система дает иерархию человеческих стремлений и представлений о счастье соответственно. То есть, индивид может в своем счастье остановиться на физиологических потребностях, и его интересы будут ограничены этим уровнем, а может «подниматься» по лестнице потребностей и сопрягать счастье с соответствующими уровнями. При этом универсальность иерархии потребностей Маслоу состоит еще и в способности индивида удовлетворять высшие потребности при условии неудовлетворения низших. Так, невозможно лишить человека ощущения счастья, если он удовлетворен, например, своей творческой деятельностью, но не имеет четкой связи с той или иной социальной группой. В данном случае для индивида важно психологическое счастье от процесса сотворения. Одновременно с этим, первые четыре уровня потребностей могут обеспечить прочную основу для удовлетворения потребности реализации себя и принести счастье, когда индивид «создает» себя не вопреки обстоятельствам и нереализованным нуждам, а с их помощью, благодаря их благотворному влиянию.

Инструментом, позволяющим достигать состояния счастья, во всех небредовых учениях признается деятельность, труд. Обычно имеют ввиду деятельность чисто творческую, в том числе и научную.

В том же «Понедельнике» о деятельности учёных сказано замечательно: «Трудовое законодательство нарушалось злостно, и я почувствовал, что у меня исчезло всякое желание бороться с этими нарушениями, потому что сюда в двенадцать часов новогодней ночи, прорвавшись через пургу, пришли люди, которым было интереснее доводить до конца или начинать сызнова какое-нибудь полезное дело, чем глушить себя водкой, бессмысленно дрыгать ногами, играть в фанты и заниматься флиртом разных степеней легкости. Сюда пришли люди, которым было приятнее быть друг с другом, чем порознь, которые терпеть не могли всякого рода воскресений, потому что в воскресенье им было скучно… Они работали в институте, который занимался прежде всего проблемами человеческого счастья и смысла человеческой жизни, но даже среди них никто точно не знал, что такое счастье и в чем именно смысл жизни. И они приняли рабочую гипотезу, что счастье в непрерывном познании неизвестного и смысл жизни в том же»

Вот с этим я полностью согласна.

P.S. Когда-то и у нас в Институте Атомной Энергии им. И.В. Курчатова была подобная атмосфера. А общение с физиками, которые зачастую не прочь «полялякать» на мировоззренческую тематику, способствует расширению кругозора в различных областях.

P.P.S. А второй афоризм Гельвеция, вынесенный в эпиграф, можно проиллюстрировать известными высказываниями наших бывших соотечественников:

· Если бы я был царь, я бы жил лучше, чем царь – я бы ещё немножечко шил.

· Имею возможность купить козу, но не имею желания, имею желание купить дом, но не имею возможности … (тост из «Кавказской пленницы»).

mirznanii.com

Сочинения на тему Мое понимание счастья по русскому языку

 А что же такое – счастье? Мне не один раз приходилось над этим задумываться. Понятие счастья у каждого свое: кто- то хочет богатства, кто- то славы, кто- то любви. А в моем понимании счастье- это спокойствие души и ровное биение сердца, радостные лица родных мне людей. Еще я думаю, что нужно уметь ценить то, что у тебя есть, радоваться лучистому солнцу, голубому небу, пению птиц, умению говорить , слышать, видеть, ходить. Это поистине счастье, ведь многие люди лишены этого и, несмотря ни на что, живут и радуются жизни. Порой в погоне за чем- то лучшим мы перестаем замечать красоту окружающего мира, окружающих нас людей, пропускаем  такие обычные и вместе с тем необыкновенные мгновения, из которых и состоит наша жизнь. Нужно стараться ценить  то, что нас окружает. Синее небо, осенний листопад, радугу после дождя или белоснежные сугробы. Я часто перечитываю стихотворение И.А. Бунина                      

« Вечер», ведь в нем так хорошо он пишет о счастье.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном  небе легким белым краем

Встает, сияет облако.Давно

Слежу за ним…Мы  мало видим, знаем,

А счастье только знающим  дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг,

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

А закончить свое сочинение я хочу высказыванием из книги Мудрости. « Если Вы чувствуете себя счастливым, не анализируйте вашего счастья. Это было бы все равно, что раздробить красивую  бабочку для того, чтобы лучше увидеть ее красоту»

www.kursoteka.ru

Стихотворение «Мое понимание счастья», поэт Kristi1234567

Мое понимание счастья

Для меня счастье-некий смысл жизни,ведь у тебя есть всё:мирное небо над головой, есть люди,которые тебя уважают и заботятся,есть дом,в котором тебя любят и ждут.Счастье-любовь и здоровье близких мне людей,любовь не только к своему  любимому человеку,но и к людям,окружающим меня,а именно к родителям,кто как не они столько времени и сил тратят на нас,они посвящают нам бОльшую половину своей жизни,мы должны чтить и заботиться о них.Счастье-просыпаться с мыслью о том,что ты есть на этом свете,осознавать то,что кто-то о тебе думает,однажды проснувшись поутру,когда тебя любят за то,что ты есть и за то,какой есть.Невзирая на то,что у тебя есть.
Мое понимание счастья-это когда на улице за окном светит солнышко…и небо,такое чистое и светлое…Для меня даже солнышко является счастьем,ведь кто-то не способен видеть его света и ощущать его тепла, именно солнышко приносит мне радость.Я считаю,что понятия радость и счастье равнозначны.Человек ведь радуется тогда,когда он счастлив.
 
Счастье не купишь за деньги,не обменяешь ни на какую-либо вещь,его можно искать где угодно и в чём угодно. Джордж Бернард Шоу писал: «Человек, страдающий зубной болью, считает счастливыми всех, у кого не болят зубы. Бедняк делает ту же ошибку относительно богатых».                                                                
Для каждого человека понимание счастья  разное.Как нам известно, человек различается по 2 характеристикам:1-это человек злой,2-человек добрый.Для сравнения,возьмем,к примеру,человека злого,который радуется неудачам и провалам других,но в придачу,он ещё и богат.И человек добрый,который открыт людям,между которым есть положительная взаимосвязь с природой и миром,его окружающем,но он,к сожалению,беден.Как вы считаете,кто из них на самом деле счастливее?Да,действительно,это очень сложный,противоречивый и провокационный вопрос.Наверняка у вас сейчас возникают различные мнения.Я считаю,что счастливее человек,конечно же,добрый,а так считаю именно потому,что с моей точки зрения,вполне объясним тот факт,что счастье заключается не в деньгах,ни в жадности,ни в каких-либо корыстных целях.Счастье-это добро,польза,нравственные и духовные ценности человека,внутренние человеческие качества,а именно-душа самого человека.Качества,которые он стремится донести до нас и нашего с вами познания.Даже тот человек,который добр,но беден,он счастлив,но счастлив духовно.По моему мнению,богатые люди-они несчастны,и мне искренне жаль таких людей,ведь они все делают только ради себя, они постоянно ищут  в чем-то выгоду,и опять же,повторюсь,не ради кого-то,а для себя,и их абсолютно не интересует другая жизнь,и тот же бедный человек,которому можно было бы помочь.Ведь если бы злой и богатый человек помог бы ему,жить стало бы намного проще,и самому этому человеку,и бедняку.Нужно только проявить  сочувствие.Со временем,все эти деньги испарятся,исчезнут и в итоге,человек останется ни с чем.В нашей жизни многие гонятся за деньгами,но разве в них счастье?Считают,что мир держится только на деньгах.Но разве все можно купить за деньги?Дружбу,любовь,здоровье,общение-неужели и это все в наше время покупается за деньги?Все думают раз богат,то счастлив,я думаю,что это вовсе не так.Не буду отходить от темы,над этим вы задумайтесь сами.
 
Счастливого человека можно заметить сразу-у него искренняя улыбка,стоит только взглянуть в его глаза,ты увидишь в них счастье,словно лучик солнышка в душе,он миролюбив,радуется каждому дню,любой погоде,добивается своих целей,замыслов,у него есть хорошие и верные друзья.Счастливый человек-человек добрый,ведь именно такое качество человека,как доброта,позволяет нам жить.
 
А что для вас значит счастье?(…)
 
Счастье-это природа,мир,в котором мы с вами живём.Счастливый человек радуется Солнцу,дождю,первому снегу,любит животных.На самом деле,понятие счастья так никто и не обосновал до конца,т.к.для каждого человека понятие счастья обозначает что-то свое и у всех оно разное.

poembook.ru

Философское понимание счастья

  Философское понимание счастья

                                                                                      Человек создан для счастья, как птица – для полета.                                                                                                             

  Представления о счастье – самый древний  элемент мировоззрения человека. Начиная с Платона и до наших  дней, категория счастья была и  есть в центре горячих дебатов  в этике и политике. Каждый человек имеет своё представление о счастье: для одних  это материальное благополучие, для других наличие смыла в жизни, для третьих – это сочетания множества различных факторов: положительных эмоций, межличностного общения, здоровья и др. Вся жизнь человека – это естественное стремление к счастью. И хотя счастье многими понимается как смысл человеческой жизни, то, к чему человек стремится всю свою жизнь, тем не менее, единства в понимании счастья нет до сих пор. Что же такое счастье? Если мы довольно четко можем определить, что есть несчастье, то дать определение счастью гораздо сложней. Не вызывает сомнений тот факт, что каждый человек понимает счастье по-своему и по-своему стремится достичь его.

  Обычно  счастьем называют высшее состояние радости, чувство упоения  от обретённости предмета сильного желания, восторженной (глубокой) удовлетворённости от того, что цель достигнута. Поскольку желания и цели у людей различны, то и счастье понимается по-разному. Представления человека о счастье входят в смысложизненную систему его ценностей и выражают его сущностное отношение к миру. Счастье, благо – одни из основных человеческих ценностей, изучением которых занимается специальный раздел философии – аксиология, учение о ценностях. Некоторые ученые выделяют также целую науку «фелицитологию» – философию счастья. Определение в словаре: сча́стье — психологическое состояние, при котором человек испытывает внутреннюю удовлетворённость условиями своего бытия, полноту и осмысленность жизни, и осуществление своего назначения.

  Вплоть  до сих пор феномен счастья  изучается философией, этикой и психологией. Счастье — плодотворный поиск самого себя, самореализация. Часто отождествляемое со счастьем желание любви есть не что иное, как поиски человека, который помог бы нам открыть лучшее в нас. В этом смысле несчастной любви не бывает. Любовь в понимании Платона — восхождение от физиологического влечения (чувственной красоты) к красоте души и духа – энтелехии. Любовь — стремление к идеалу.

  В философском  аспекте: счастье — поиск истины, реализация своих творческих потенций. В осознании вопросов счастья проявляется вся личность человека в целом: эмоциональная, волевая, интеллектуальная сфера.

  Как можно определить понятие «счастья»  с точки зрения философских взглядов? Понимание «счастья» чаще всего  зависит от решения вопроса о  природе человека, смысле, назначении человека, от эпохи и культуры. В исследовании человеческого счастья применяются три подхода: так называемые «психология счастья», «аксиология счастья» и «социология счастья». Первый из упомянутых подходов рассматривает счастье как переживание, характеристику личности как «счастливого человека». Кстати говоря, и по сей день в западной философии принято считать счастье проблемой научной психологии. В аксиологическом плане счастье – это «ценность, мера добра в жизни человека, идеал совершенства личности и бытия вообще. Социология счастья рассматривает счастье как общественное благо, а также определение и значение этой философской категории с социальной точки зрения. Так называемые «фелицитарные» идеи существовали во все эпохи, их можно найти в философских воззрениях почти всех мыслителей с древности и до наших дней, от Платона, Аристотеля, Эпикура до современных нам философов.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Исторические  предпосылки счастья:

  Рассмотрим проблемы счастья в философской системе представителей средневековой арабомусульманской философии, или так называемого Восточного Ренессанса, на примере философской концепции счастья величайшего арабомусульманского мыслителя Абу-Насра Мухаммада аль — Фараби (870 – 950 гг.).

  Восточным Возрождением или Восточным Ренессансом условно называется период с 10 по 13 вв. в арабо-тюрко-персидском регионе, где получило бурное развитие культурное, философское и научное течение, представленное трудами таких мыслителей и ученых как аль-Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд, аль-Хорезми, аль-Фергани, Ибн Туфейль, Бируни, Ибн Баджа, поэтов Низами, Навои, Рудаки, Фирдоуси и др.

  Советский исследователь Ш.И. Нуцубидзе в одной из своих работ предложил концепцию существования Восточного (или Мусульманского) Ренессанса, который начался раньше западного и имел свои особенности. Впервые вопрос о сходстве этой эпохи с Ренессансом был поставлен в 30-е годы XX столетия. Его логически связывают с так называемой проблемой «мирового Возрождения», о правомерности, постановки которой в исторической и востоковедческой литературе были высказаны противоречивые мнения. Одни авторы считают, что Возрождение – это конкретная историческая эпоха, возникшая в Европе в период ранних капиталистических отношений, а другие (в том числе и Ш.И. Нуцубидзе), что Возрождение – это не локальное, а историческое явление.

   Чтобы  подчеркнуть историческую обусловленность  того, что арабомусульманская философия явилась новой, более высокой ступенью в развитии гуманистических идей в раннесредневековой общественной мысли народов Ближнего и Среднего Востока, необходимо, на наш взгляд, хотя бы в общих чертах осветить ту ситуацию, в которой возникла сама философская мысль. В VIII-XIII веках владения Арабского халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. В период  с 750 по 1258 гг. государством правила династия Аббасидов. Халифат был огромной “мировой державой”, объединившей силой оружия ряд стран Азии, Африки и Европы. В ходе их завоеваний ислам превратился в мировую религию. Экономико-культурный расцвет в Арабском халифате выразился в подъеме ремесла, в процветании внешней и внутренней торговли, в интенсивном для того времени развитии городской жизни.  В IX-X веках старые города такие как Бухара, Самарканд, Рей, Алеппо, Дамаск, Мерв, Шаш стали превращаться в экономико-культурные и военно-административные центры. Кроме того, началось интенсивное строительство новых городов: Каира, Васита, Басры, Куфры, Багдада, Самарры, что закономерно вызвало огромный рост городского населения. Развитию культуры Арабского халифата, выросшей на богатейшей почве древнейших культур – иранской, среднеазиатской, индийской, греко-византийской, – немало способствовали обширные торговые связи с Китаем, Индией, Римом, Древнерусским государством и др. В VII веке уже появились переводы на арабский язык. В VIII-X веках огромное значение для развивающейся науки в странах Ближнего и Среднего Востока приобрела переводческая и вместе с тем комментаторская работа. В эту эпоху экономического и культурного расцвета в интеллектуальной среде Арабского халифата появляется новый тип образованного человека, который уже не довольствуется лишь изучением «исламских наук», объектом его пытливого ума становится сам человек в различных аспектах своего бытия.

  Арабомусульманская философия является новым, самостоятельным этапом в познании и освоении человеком действительности. В XIII веке арабомусульманская философия, так и не слившись с религией, прекратила свое существование. По мнению исследователей так называемого Восточного Ренессанса, счастье стало одной из главных категорий средневековой арабомусульманской философии, а причиной этому явилось влияние античной философии. 

  Понятие счастья в философских воззрениях Аль-Фараби

  Абу-Наср Мухаммад Ибн Мухаммад Ибн Тархан Ибн Узлаг аль-Фараби ат-Турки, которого называли «Второй Учитель» («Первым Учителем» арабы титуловали Аристотеля), родился в городе Фараб (позже он был переименован в Отрар), развалины которого находятся недалеко от современного города Арысь на территории Казахстана. Быт и культура племен, населявших в то время юг Казахстана и Среднюю Азию, характеризовались высоким для своего периода развитием ремесла, торговли, науки и искусства.

  Город Фараб был довольно крупным центром, его экономическое, торговое и культурное значение определялось тем, что он располагался на границе между Арабским халифатом  и владениями кочевых тюркских племен. Будучи выходцем из тюркского племени  кипчак, аль-Фараби рос в обстановке идейного конфликта между традиционными языческими верованиями тюркских племен и религией завоевателей – монотеистической исламской религией, ставшей официальной идеологией всего Арабского халифата. Это обстоятельство повлияло на формирование его мировоззрения. Наиболее распространенным верованием среди тюркских племен того времени было манихейство, унаследовавшее от более древней, зороастрийской религии дуалистическую концепцию мира. Согласно ей, все сущее – это проявление извечной борьбы двух противоречивых, но равноправных начал: Добра и Зла, Света и Тьмы.

  Тема  борьбы Добра со Злом в ракурсе  человеческого общества и отдельного члена этого общества стала ключевой в социально-политических и этических  взглядах аль-Фараби. Конфликт вселенского, космического порядка приобретает в его философии реальный, земной смысл. Именно отсюда берет свое начало концепция аль-Фараби о высшем, всеобщем благе или счастье, достижение которого составляет конечную цель человеческого общества и любых государственных объединений. И путь к этому счастью лежит через науку, просвещение и воспитание. Аль-Фараби, как истинный философ, поднимается над обыденным понимаем счастья, которое обычно включает: «почести, достаток, наслаждение богатством и тому подобное». Истинное счастье, по Фараби, достигается посредством овладения всеми знаниями о существующих предметах, изучения их сущности, причин их возникновения и уничтожения, что в конечном счете ведет к познанию природы и первопричины всего сущего. «Счастье же – это абсолютное благо. Все, что необходимо для достижения и получения счастья, равным образом является благом, но не ради себя, а потому, что это необходимо для достижения счастья. Все то, что в какой бы то ни было мере препятствует счастью, является абсолютным злом. Добро полезно для достижения счастья». Истинное счастье наступает тогда, когда устранено всякое зло, и человеческая душа и разум в своем познании достигают наивысшего уровня – слияния с вечным мировым разумом. Человек гибнет, но достигнутое им при жизни счастье, будучи явлением духовным и возвышенным, не погибает, а остается после него.

  Человеческие  души, достигшие счастья, соединяются  друг с другом, и тем самым возрастает общечеловеческое счастье, добродетельные качества, которые служат последующим  поколениям. Каждое поколение оставляет  после себя нечто ценное и возвышенное, что сливается в общее счастье, обогащая и пополняя его, облегчая жизнь  потомкам.

  Счастье, по аль-Фараби, – это достижение совершенного знания и высоких нравственных норм, которые и после смерти отдельного человека или исчезновения данного поколения могут служить человечеству. Эти блага духовной культуры, переходя от поколения к поколению, постепенно накапливаются, и лучшие интеллектуальные и нравственные достижения, выработанные каждым поколением, развиваются и совершенствуются их потомками. И все хорошее, светлое, доброе – есть своеобразный вклад в дальнейшее развитие и усовершенствование общечеловеческой духовной культуры. Всякий человек может достичь счастья только сам при помощи свершения добрых дел, и лучшие деяния его будут бессмертны. Таковы ключевые моменты учения аль-Фараби о деятельном разуме и общем счастье. Эти взгляды философа нельзя отождествлять с исламским учением о потусторонней райской жизни. Аль-Фараби считает возможным достижение счастья человеком только в этой, земной жизни, и именно против этого его утверждения резко выступал аль-Газали, описывая прелести райского блаженства. В комментарии к «Этике» Аристотеля аль-Фараби писал, что высшее благо находится лишь в нашем мире, и только безумные считают, что оно находится вне земного мира. Разум для аль-Фараби – высшее и особое благо человека. Он считал, что разум развивается с помощью теоретической философии, охватывающей естествознание, математику и метафизику. «Поскольку мы достигаем счастья только тогда, когда нам присуще прекрасное, а прекрасное присуще нам только благодаря искусству философии, то из этого необходимо следует, что именно благодаря философии мы достигаем счастья». В связи с этим стоит подробней остановится на одном из его важнейших трудов – «Трактате о взглядах жителей Добродетельного города», в котором аль-Фараби делил города (и, соответственно, человеческие сообщества) на добродетельные и недобродетельные. Типы недобродетельных городов определяются по видам ложных благ, к которым стремятся их жители: стяжательству, власти, почестям, развлечениям. Только жители Добродетельного города (аль-Мадина аль-Фадиля) стремятся к истинному счастью. В Добродетельном городе высшее сословие составляют «люди практической мудрости», т.е. философы, поскольку благодаря своей мудрости они являются самыми счастливыми людьми и вследствие этого им известны все средства, с помощью которых можно достичь счастья. Философы могут указать остальным людям путь к счастью, следовательно, они необходимы обществу как руководители города. В основе развития общества лежат системы ценностей, и аль-Фараби на основе этого дает следующую классификацию человеческих сообществ:

stud24.ru