Определение эмоция это – 16 Определение и функции эмоций

Содержание

Эмоции — это… Что такое Эмоции?

Эмо́ции (от фр. emotion — волнение, возбуждение) — субъективные состояния человека и животных, связанные с оценкой значимости для индивида действующих на него внешних или внутренних раздражителей и выражающиеся, прежде всего, в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия, радости, страха, гнева и т. д.).

Смысл термина и границы понятия

Под эмоциями понимают либо внутреннее чувства человека, либо проявления этих чувств. Часто самые сильные, но кратковременные эмоции называют аффектом, а глубинные и устойчивые — чувствами. Эмоция — это психический процесс импульсивной регуляции поведения, основанный на чувственном отражении потребностной значимости внешних воздействий, их благоприятности или вредности для жизнедеятельности индивида.

Эмоции возникли в результате эволюции для лучшей адаптации организма. Эмоции всегда двувалентны (имеют два полюса). Они положительны или отрицательны. Отдельные жизненно важные свойства предметов и ситуаций, вызывая эмоции, настраивают организм на соответствующее поведение. Это механизм непосредственной оценки уровня благополучности взаимодействия организма со средой.

Эмоции, как и ощущения — базовые явления психики. Если в ощущениях отражается материальность бытия, то в эмоциях — субъективное отношение к различным аспектам этого бытия.

Эмоции связаны с деятельностью коры больших полушарий, в первую очередь — с функцией правого полушария. Импульсы от внешних воздействий поступают в головной мозг двумя потоками. Один из них направляется в соответствующие зоны коры головного мозга, где смысл и значение этих импульсов осознаются и они расшифровываются в виде ощущений и восприятий. Другой поток приходит в подкорковые образования (гипоталамус и др.), где устанавливается непосредственное отношение этих воздействий к базовым потребностям организма, субъективно переживаемым в виде эмоций. Обнаружено, что в области подкорки (в гипоталамусе) существуют особые нервные структуры, являющиеся центрами страдания, удовольствия, агрессии, успокоения.

Будучи непосредственно связанными с эндокринной нервной системой, эмоции могут включать энергетические механизмы поведения. Так, эмоция страха, возникая в опасной для организма ситуации, обеспечивает реакцию, направленную на преодоление опасности — активизируется ориентировочный рефлекс, тормозится деятельность всех, на данный момент второстепенных, систем: напрягаются необходимые для борьбы мышцы, учащается дыхание, усиливается сердцебиение, изменяется состав крови и т. п.

Эмоции напрямую связаны с инстинктами. Так, в состоянии гнева у человека появляется оскал зубов, сужение век, сжимание кулаков, прилив крови к лицу, принятие угрожающих поз и т.п. Все основные эмоции носят врожденный характер. Доказательством тому служит тот факт, что у всех народов, независимо от их культурного развития, одинаковая мимика во время выражения тех или иных эмоций. Даже у высших животных — приматов, собак, кошек и других мы можем наблюдать ту же мимику, что и у человека. Однако врожденными являются не все внешние проявления эмоций; некоторые приобретаются в результате обучения и воспитания (например, специальные жесты, как знак той или иной эмоции.

Любые проявления активности человека сопровождаются эмоциональными переживаниями. Благодаря им человек может чувствовать состояние другого человека, сопереживать ему. Даже другие высшие животные могут оценивать эмоциональные состояния друг друга.

Чем более сложно организовано живое существо, тем богаче гамма переживаемых эмоциональных состояний. Но некоторое сглаживание проявлений эмоций у социализированного человека наблюдается в результате возрастания роли волевой регуляции.

Все живые организмы изначально стремятся к тому, что соответствует их потребностям и к тому, посредством чего эти потребности могут быть удовлетворены. Человек действует только тогда, когда его действия имеют смысл. Эмоции являются врожденными, спонтанными сигнализаторами этих смыслов. Познавательные процессы формируют психический образ,представления, а эмоциональные процессы обеспечивают избирательность поведения.

Основные эмоции

К числу основных эмоций, общих у человека и высших млекопитающих, относятся:

По К. Изарду выделяют 10 основных (базовых) эмоций:

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции и чувства. Кроме этого выделяют такие состояния, как аффект, стресс, страсть (страсть считается высшим проявлением чувств), настроение (которое также называют «хроническим» эмоциональным состоянием). В общественно-историческом развитии сформировались специфические человеческие высшие эмоции — чувства. Они связаны с социальной сущностью человека, с социальными нормами и установками.

Список эмоций и чувств

Более полный список эмоций и чувств включает в себя: азарт, безопасность, беспокойство, благодарность, благополучие, боязнь, брезгливость, гнев, вина, величие, власть, восхищение, высокомерие, голод, гордость, грусть, доверие, долг, достоинство, жажда, жалость, забота, зависть, злорадство, злость, интерес, красота, лень, любовь, месть, надежда, надменность, негодование, нежность, ненависть, неприязнь, неуверенность, неудовлетворенность, обида, обожание, одиночество, осторожность, ответственность, отвращение, омерзение, патриотизм, печаль, предвкушение, презрение, пренебрежение, преданность, похоть, радость, разочарование, раздражение, раскаяние, растерянность, ревность, скука, сексуальность, смехотворность, сострадание, собственность, сомнение, спокойствие, справедливость, страх, стыд, тревога, уныние, унижение, убеждение, уважение, удивление, удовлетворение, усталость, чувство утраты, честолюбие, юмор, ярость, отчаяние

Всего в списке 75 названий. Некоторые из названий скорее являются пограничными состояниями, чем эмоциями, другие же содержат несколько синонимов. Поэтому список этот достаточно условен. При составлении списка эмоций нужно стараться не включать в него психические явления, заведомо эмоциями не являющиеся. Например, в предыдущем списке голод и жажда это субъективные ощущения, сопровождающие недостаток в организме пищи и воды. Эти ощущения возникают в результате сигналов от рецепторов в желудке, гортани и т.п. Они не связаны с когнитивной оценкой ситуации и эмоциями не являются. В связи с этим, возможно, имеет смысл составлять список не только эмоций, но и не эмоций. Выпишем слова из предыдущего списка, не связанные с когнитивной оценкой ситуации, и потому эмоциями не являющиеся: голод, жажда, похоть, сексуальность, усталость.

При составлении списка эмоций имеет смысл сразу разбивать их на противоположные по знаку пары. Например, в книге A. Ortony, G.L. Clore, and A. Collins, The Cognitive Structure of Emotions, Cambridge University Press, Cambridge, UK, 1988 выписаны 11 пар слов, претендующих на противоположные эмоции. gratification — remorse, gratitude — anger, pride — shame, admiration — reproach, joy — distress, happy-for — resentment, gloating — pity, hope — fear, satisfaction — disappointment, relief — fears-confirmed, love- hate.

В статье Леонтьев В.О.Формулы эмоций. Одиннадцатая национальная конференция по искусственному интеллекту КИИ -2008. Труды конференции. Т.1 приведено теоретическое обоснование разбиения на противоположные пары восьмерки эмоций: интерес — пренебрежение, надежда — страх, удовлетворение — гнев, радость — горе.

Формальные модели эмоций

Формальные модели эмоций в исследованиях по искусственному интеллекту ставят целью определение эмоций в форме применимой для конструирования роботов. Основными подходами в настоящее время являются KARO, EMA, CogAff, Affective Computing и модель Фоминых-Леонтьева.

Эмоции и чувства

Эмоции и чувства — личностные образования. Могут быть, например, эмоция радости и чувство радости. Если собственно эмоции актуализируются при наличии потребности и заканчиваются после ее удовлетворения, то чувства носят более предметный характер. Эмоция радости связана с общим удовлетворением потребности (утоление голода, жажды и т. п.), а чувство радости связано с определенным, незаменимым объектом (не просто хочется есть, а хочется только жареной картошки, манная каша — не радует). Таким образом, чувства связываются с идеей о некоем конкретном объекте. Например, человек не может испытывать чувство любви, если у него нет объекта привязанности.

Чувства, в отличие от эмоций, развиваются, воспитываются, совершенствуются. Они образуют ряд уровней, начиная с непосредственных практических чувств (чувство собственности, чувство удовлетворения от конкретной деятельности и т. п.) вплоть до высших чувств, относящихся к духовным ценностям и идеалам.

Чувства носят исторический характер, их внешнее выражение по отношению к одному и тому же явлению может отличаться у разных народов и в разные исторические эпохи. К одному и тому же явлению у разных народов могут быть выработаны различные культурно обусловленные, порой, противоположные чувства. Так например, у некоторых народов существует обычай не пользоваться столовыми приборами. Для представителей этих народов, если гость берет руками плов из общей тарелки — это вызывает у хозяина чувство удовлетворения, в то время, как для представителя другой культуры такое поведение вызвало бы чувство возмущения.

В практической деятельности сформировались практические чувства человека (чувства, связанные с непосредственной деятельностью), теоретическая деятельность сформировала интеллектуальные чувства (чувства, связанные с познавательной деятельностью — чувство заинтересованности, чувство любопытства и т. п.) В результате образно-избирательной деятельности появились эстетические чувства (чувство красоты при восприятии искусства, явлений природы и другие).

Выделяют нравственные (моральные) чувства (чувство долга, совесть, чувство солидарности, чувство справедливости и т. п.). Если происходит что-то, нарушающее эти чувства, то это может вызвать чувство возмущения, негодования, ненависти и т. п.). Моральные чувства отражают переживание человеком его отношения к другим людям.

В результате духовных поисков появились духовные чувства (чувство священности происходящего, благоговение, чувство просветления, чувство таинственности, мистичности и т. п.)

В мозаике чувств конкретного индивида отражается структура его потребностей, строение его личности, система его ценностей.

В отношении окружающего мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Чувства, в отличие от собственно эмоций, всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.

Проявление сильного и устойчивого положительного чувства к какому-то виду деятельности, к чему-либо или к кому-либо, появившееся на базе недостаточно удовлетворяемой той или иной органической потребности называется страстью. Страсть — это встречающееся только у человека эмоциональное состояние. Оно плохо поддается волевому контролю. Не все могут справиться со своей страстью при необходимости.

Все эмоциональные состояния (собственно эмоции и чувства) различаются в зависимости от их качества (положительные и отрицательные), глубины, интенсивности и продолжительности влияния на деятельность.

В зависимости от того, насколько значима отражаемая в эмоциях и чувствах действительность различают глубокие и неглубокие эмоции и чувства.

Эстетические и интеллектуальные эмоции

В статье Scherer, K. (2005).What are emotions and how can they be measured? Social Science Information Vol. 44, No. 4: 695-729 различаются понятия утилитарных и эстетических эмоций. Утилитарные эмоции, такие как страх, гнев, радость и т.д. оценивают степень достижения цели или удовлетворения потребности. Эстетические эмоции ( гармония — дисгармония, красота — уродство, благоговение — кощунство…) не связаны с достижением цели или удовлетворением потребностей и возникают, в частности, при оценке предметов искусства.

Есть еще одна группа эмоций, не связанная с потребностями и целями. Это интеллектуальные эмоции, см. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности, Психологический ж-л, 4,1998. Эти эмоции оценивают информацию, вне ее связи с утилитарными целями.Например, новая информация может подтверждать или не подтверждать старую. Четыре интеллектуальных эмоции (догадка, уверенность, сомнение, удивление) можно проклассифицировать с помощью двух бинарных признаков: предшествующие — констатирующие и подтверждающие — неподтверждающие эмоции, см. Леонтьев В.О.Что такое эмоция. Вестник биологической психиатрии №5,2004.

Стенические и астенические эмоции

В зависимости от влияния на активность деятельности эмоции и чувства подразделяются на стенические и астенические. Стенические чувства побуждают к активной деятельности, мобилизуют силы человека (чувства радости, вдохновения, заинтересованности и т. п.). Астенические чувства расслабляют и парализуют силы (чувство подавленности, чувство униженности и т. п.).

Эмоциональный тон ощущения — это наше отношение к качеству ощущения (нам приятен запах цветов, шум моря, цвет неба во время заката, но неприятен резкий запах уксусной кислоты, скрежет тормозов и т. п.). К отдельным раздражителям возникает болезненное отвращение — идиосинкразия (например, к звукам, получаемым в результате движения металлического предмета по стеклу, у кого-то — к запаху бензина и т. п.)

Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде (увидели красивый пейзаж — восхитились). Эмоциональный отклик определяется эмоциональной возбудимостью человека. Одним из видов эмоционального отклика является синтония. Синтония — способность гармонично откликаться на состояния других людей и в целом явлений окружающего мира (быть в гармонии с природой, с самим собой, «чувствовать» другого человека). Это эмоциональное созвучие.

Настроение

Настроение — самое длительное эмоциональное состояние, окрашивающее поведение человека. Настроение определяет общий тонус жизни человека. Настроение зависит от тех влияний, которые затрагивают личностные стороны субъекта, его основные ценности. Не всегда причина того или иного настроения осознается, но она всегда есть. Настроение, как и все другие эмоциональные состояния, может быть положительным и отрицательным, иметь определенную интенсивность, выраженность, напряженность, устойчивость. Наиболее высокий уровень психической активности называется воодушевлением, наиболее низкий — апатией. Незначительная дезорганизация психической деятельности, вызванная отрицательными воздействиями приводит к состоянию расстроенности.

Если человек владеет приемами саморегуляции, то он может блокировать плохое настроение, сознательно сделать его лучше. Пониженное настроение может быть вызвано даже простейшими биохимическими процессами в нашем организме, неблагоприятными атмосферными явлениями и т. п.

Эмоциональная устойчивость человека при различных ситуациях проявляется в стабильности его поведения. Устойчивость к трудностям, терпимость к поведению других людей называется толерантностью. В зависимости от преобладания в опыте человека положительных или отрицательных эмоций, соответствующее настроение становится устойчивым, характерным для него. Хорошее настроение можно культивировать.

Эмоция и мотивация

Наряду с мотивацией (например, голодом или сексом), эмоции (например, радость или злоба) относятся к основным чувствам человека. Эмоции могут вызывать поведенческие реакции подобно мотивации, а могут сопровождать мотивацию (Секс не только выраженная мотивация, но и потенциальный источник радости). Разница между мотивацией и эмоциями заключается в том, что мотивация активируется процессами внутри организма и направлена на устранение возникшего внутреннего дисбаланса, в то время как эмоции есть ответ на информацию извне и направлена на источник этой информации.

Эмоции являются одним из главных регуляторов деятельности. Базовой формой эмоций выступает эмоциональный тон ощущений, представляющий собой генетически обусловленные переживания гедонического знака, сопровождающие жизненно важные впечатления, например, вкусовые, температурные, болевые.

Другой формой эмоций являются аффекты, представляющие очень сильные эмоциональные переживания, связанные с активным поведением по разрешению экстремальной ситуации. В отличие от аффектов собственно эмоции имеют выраженную привязку к достаточно локальным ситуациям, которая образовалась прижизненно. Их возникновение может происходить и без действия актуальной ситуации их образования, в этом аспекте они выступают ориентирами деятельности.

Конфликтные эмоциональные состояния (аффект, стресс, фрустрация)

Аффект — внезапно возникающее в острой конфликтной ситуации чрезмерное психическое перевозбуждение, проявляющееся во временной дезорганизации сознания (сужение сознания) и крайней активизации импульсных реакций.

Аффекты, как правило, препятствуют нормальной организации поведения. Оно при аффекте регулируется не заранее обдуманной целью, а тем чувством, которое полностью захватывает личность и вызывает импульсивные действия. Порой человек настолько бессознателен в момент аффекта, что потом не может восстановить в памяти свои действия.

Аффекты возникают в критических условиях, при неспособности субъекта найти быстрый и разумный выход из опасной ситуации. Это способ «аварийного» разрешения ситуации. Состояние аффекта может проявляться в виде панического бегства из ситуации, в виде оцепенения (ступора), в виде неконтролируемой агрессии.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате аффектогенных ситуаций (ситуаций, способствующих возникновению аффекта) может суммироваться, и если ей не дать выхода, то она может привести к бурной эмоциональной разрядке. Общее направление хаотических действий при аффекте — стремление устранить травмирующий раздражитель.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения, чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать, чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект.

Переживаемые состояния аффекта оставляют сильные устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов, работа эмоций и чувств связана преимущественно с кратковременной и оперативной памятью.

Переживание аффекта связано с быстрой, бесконтрольной потерей большого количества энергии (бурные эмоции, активные неконтролируемые движения и т. п.). В результате этого конечная стадия аффекта, как правило, протекает на фоне резкого упадка сил, апатии. Возможно даже полуобморочное состояние.

Во всех многообразных проявлениях аффекта (ужас, гнев, отчаяние, вспышка ревности, порыв страсти и т. п.) можно выделить три стадии:

  1. Резко дезорганизуется вся психическая деятельность, нарушается ориентировка в действительности.
  2. Перевозбуждение сопровождается резкими, плохо контролируемыми действиями.
  3. Спадает нервное напряжение, снижается двигательная активность, возникает состояние депрессии, слабости.

На начальной стадии воля еще не совсем подавлена и можно сознательно не допустить развития аффекта. При этом, важно сосредоточить внимание на крайне отрицательных последствиях аффективного поведения. К числу приемов преодоления аффекта относятся также: произвольная задержка двигательных реакций, изменение обстановки, переключение на другую деятельность. Очень большую роль в возможности преодоления аффектов играют качества личности, ее воспитание. Склонность к аффективному поведению может быть преодолена путем самовоспитания.

Аффективные состояния могут проявляться в разных формах. Рассмотрим некоторые из них.

Страх — безусловно-рефлекторная эмоциональная реакция. Страх возник как биологически защитный механизм. Многие из врожденных страхов сохраняются у людей, хотя в условиях цивилизации они сильно изменены. У многих людей страх связывается с астенической эмоцией, вызывает снижение мышечного тонуса. При этом лицо принимает вид застывшей маски. Во многих случаях страх вызывает сильный симпатический разряд: крик. Бегство, гримасы. Характерный симптом страха — дрожание мышц тела, сухость во рту, резкое учащение пульса и т. п.

Социально обусловленные причины страха — угроза общественного порицания, потеря результатов длительного труда, унижение достоинства и т. п. — вызывают те же физиологические симптомы, что и биологические источники страха.

Наивысшая степень страха, переходящая в аффект — ужас. В состоянии ужаса человек может преувеличить опасность нападения и его оборона может быть чрезмерной, несоизмеримой с реальной опасностью.

У неуравновешенных лиц со слабым типом нервной системы могут встречаться навязчивые, гипертрофированные представления об определенном виде опасности — фобии (боязнь высоты, боязнь темноты, острых предметов и т. п.)

Страх — пассивно-оборонительная реакция на опасность, нередко исходящую от более сильного лица. Если же угроза опасности исходит от более слабого лица, то реакция может приобрести агрессивный, наступательный характер — гнев.

Гнев сопровождается угрожающей мимикой, позой нападения, нередко криком.

Страх и гнев могут достичь степени аффекта, но, порой, они выражаются в меньшей степени эмоционального напряжения.

Фрустрация — конфликтное отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в связи с крахом надежд, неожиданно возникшими, кажущимися непреодолимыми препятствиями на пути к достижению высокозначимых целей. В случае невозможности устранить причины фрустрации (невозвратимая потеря) может возникнуть глубокое депрессивное состояние. Следствием этого может стать ослабление памяти, способности к логическому мышлению и т. п. Часто в состоянии фрустрации, вследствие невозможности преодолеть истинные причины этого состояния, человек ищет какие-либо компенсирующие выходы из положения. Например, уходит в мир грез, могут усилиться работа защитных механизмов Эго (по Фрейду). Чаще всего из известных защит активизируется механизм регрессии.

Стресс — нервно-психическое перенапряжение, вызванное слишком сильным воздействием, адекватная реакция на которое недостаточно сформирована. В процессе переживания стресса, происходит тотальная (всеобщая) мобилизация сил организма (физических и психических) на поиск выхода из опасного, угрожающего целостности личности положения, на приспособление к новым сложным условиям.

Эмоции и стресс

Слишком сильные раздражители (объекты или определенные события) называются стрессоры.

В ответ на сверхтрудную обстановку организм реагирует комплексом защитных реакций. Стрессовые состояния возникают во всех случаях угрозы для жизни субъекта. Застойные, длительные стрессовые состояния могут быть вызваны долгим пребыванием в жизненно опасной обстановке.

Стрессовый синдром часто возникает и в ситуациях, опасных для престижа человека, когда он боится опозорить себя в чьих-то или в собственных глазах. Состояние, аналогичное стрессовому, может быть порождено систематическими жизненными неудачами.

Понятие стресса введено канадским ученым Гансом Селье. Он определил стресс как совокупность адаптационно-защитных реакций организма на воздействия, вызывающие физическую и психическую травму.

В развитии стрессового состояния Селье выделил три этапа:

  1. Стадия нарастания тревоги — при появлении стрессора, человек, даже не всегда четко осознавая его, начинает испытывать нарастание тревоги. Он все более чувствует дискомфорт и лихорадочно ищет способы справиться с этим дискомфортом. На это уходит много сил. Человек тратит больше энергии, чем привык и неосознанно ищет источники ее восполнения. Например, начинает слишком много есть, или спать и т. п.
  2. Стадия сопротивления (стабилизации). Человек адаптируется к действию стрессора и внешне ему удается сохранять относительно нормальное состояние, но на поддержание удовлетворительного состояния требуется теперь значительно больше энергии, чем до того, как возникла стрессовая ситуация.
  3. Стадия истощения. Если на втором этапе действие стрессора не прекращается, то в конце концов, «стратегические запасы» энергии организма исчерпываются и тогда может наступить резкая потеря трудоспособности. Человек может серьезно заболеть, может произойти нервное истощение. Иногда такое положение дел может привести к гибели организма.

Характер стрессовой ситуации зависит не только от оценки вредности стрессора данным человеком, но и от умения реагировать на него определенным образом. Человек способен научиться адекватному поведению в различных стрессовых ситуациях.

В преодолении стресса проявляются два поведенческих типа личности:

  1. Интерналы — люди, рассчитывающие только на свои силы.
  2. Экстерналы — люди, рассчитывающие на помощь других людей в трудной ситуации.

Эти характеристики являются, по сути, двумя полюсами одной шкалы (экстерналы … интерналы). В основном люди демонстрируют смешанный тип реагирования. В каких-то ситуациях ожидают поддержки, а в каких-то, наоборот, надеются только на свои силы. Тем не менее у разных людей может какой-то тип поведения преобладать.

Экстернальный тип поведения характерен для незрелых, неуверенных в себе личностей. Крайне интернальный тип поведения — присущ людям, не склонным к общению, это замкнутые, самодостаточные личности. Иногда такая чрезмерная закрытость мешает прибегнуть к помощи других людей и наиболее результативно решить проблему.

Стресс представляет некоторую угрозу для жизни, но он и необходим для неё.

Выделяют так называемый австресс («хороший» стресс). Австресс способствует выработке адаптационных механизмов индивида, мобилизует его силы. Другой вид стресса — дистресс — оказывает угнетающее влияние на человеческий организм. Например, рождение ребенка и дальнейшее его пребывание в семье — для большинства молодых родителей является австрессом, но для некоторых это событие может быть воспринято, как дистресс.

Компоненты эмоций

  1. Субъективный набор эмоций.
  2. Особенности биологической реакции, в особенности вегетативной нервной системы.
  3. Индивидуальное знание о проявлении эмоций и связанных с ними состояний.
  4. Мимическая эмоциональная реакция.
  5. Реакция на проявление эмоций.
  6. Особенности к активному реагированию.

Ни один из этих компонентов ни есть эмоция, но сочетание их формирует эмоцию.

Физиология эмоций

Качество эмоции определяется триединым действием темперамента, ситуации, гормонального статуса и уровней нейротрансмиттеров у личности к моменту события.

Возбуждение и эмоции

Большинство физиологических изменений при эмоциях относятся к активации симпатической вегетативной нервной системы.

  1. Повышение артериального давления и учащение пульса
  2. Учащение дыхания.
  3. Расширение зрачков.
  4. Повышение потливости при снижение секреции слюны и слизи.
  5. Повышение уровня глюкозы в крови.
  6. Ускорение свертываемости крови.
  7. Перераспределение крови из живота и кишечника в мозг.
  8. Элевация волос кожи — «Гусиная кожа».

Симпатическая реакция готовит организм к «Выбросу Энергии». После разрешения эмоции — парасимпатическая (сохраняющая энергию) система возвращает организм в исходное состояние.

В результате таких эмоций как «Страх» и «Злость» организм подготавливается к борьбе или бегству. Некоторые из этих проявлений наблюдаются при «Удовольствии» и «Сексуальном возбуждении». Такие эмоции как «Скорбь» или «Тоска» могут выражаться, однако, в депрессии и замедлении реакций.

Качества эмоций

Интенсивность эмоций

Интенсивность эмоций зависит от полноценности и функциональной целостности центральной и вегетативной нервной системы. Так у больных с повреждением спинного мозга на разных уровнях максимальное снижение интенсивности эмоций наблюдается у больных с повреждением шейных сегментов спинного мозга.

Дифференциация эмоций

Теория Джеймса-Ланга (James-Lange, 1884) предполагает наличие определенного Паттерн (Образа) активности вегетативной нервной системы на каждую отдельную эмоцию. Это утверждение получило подтверждение работами Экмана и Фризена (Ekman and Friesen, 1990)

Когнитивная оценка

Заключается в анализе ситуации, которая приводит к проявлению эмоций. Такой оценке подвергается как интенсивность, так и качество эмоций. Если человек находится в состоянии неопределенной эмоции, когнитивная оценка позволяет ему оценить ситуацию. Существуют, однако, ситуации когда эмоциональное состояние не может быть оценено ни сознательно, ни преднамеренно. К таким состояниям относятся «детские страхи». В этих случаях развитие эмоционального состояния происходит по специализированным нейрональным путям в головном мозге.

Универсальный способ проявления эмоций среди людей вне зависимости от расовой и социальной принадлежности. Центр распознавания эмоций располагается в правом полушарии головного мозга и имеет отличную от центра распознавания лиц локализацию.

Коммуникация и эмоции

Известная роль эмоций в коммуникации между людьми и животными дополняется, однако, возможностью преднамеренного усиления эмоционального ответа преднамеренным усилением мимики (гипотеза мимической обратной связи — the facial feedback hypothesis)

Настроение как эмоциональное состояние

Эмоциональное состояние — настроение — оказывает влияние на оценку людей и событий, а также на предположение и оценку возможных результатов деятельности. Так, человек в «плохом» настроении склонен оценивать риск более часто, чем в «хорошем».

Поведение и эмоции

Типичная тенденция активности определяется определенной эмоцией. Агрессивность — типичная тенденция в ответ на злобу. Агрессивная реакция у животных регулируется определенными нейрональными структурами головного мозга (гипоталамусе), У человека эта активность регулируется корой головного мозга и может быть частью приобретенного опыта. Согласно теории социального обучения (social-learning theory) агрессивное поведение может быть приобретено детьми в результате имитации поведения в сценах насилия демонстрируемых по телевидению.

Взаимозависимости эмоций

Кроме того, основные эмоции могут кооперироваться с реакцией на сложные социальные задачи, приобретая характер когнитивных эмоций. Так «чувство отвращения» может возникнуть у вас при наблюдении испражнений — это основная эмоция, но чувство отвращения может возникнуть у вас и в ответ на аморальное поведение в обществе и тогда эта эмоция проявляется как высокая, когнитивная эмоция.

Свойства эмоций и чувств

  1. Возможность переноса, обобщенность. Чувства, выработанные к одному объекту, переносятся в определенной степени на весь класс подобных объектов.
  2. Притупляемость. Под влияние длительно действующих раздражителей чувства перестают быть яркими (любая песня надоедает, если ее постоянно слышишь, часто повторяемая шутка уже не вызывает смех). Притуплению подвержены как положительные, так и отрицательные чувства. Притупление отрицательных чувств опасно, поскольку отрицательные чувства сигнализируют о неблагоприятной обстановке, побуждая человека к изменениям.
  3. Взаимодействие. Различные чувства, возникающие при воздействии разнообразных раздражителей, влияют друг на друга. Например, чувство досады от неэтичного поступка одного лица усиливается, если оно противопоставляется благородному поступку другого лица в той же ситуации. Происходит контраст чувств.
  4. Суммирование. Чувства, систематически вызываемые тем или иным объектом, накапливаются, суммируются. Так, в результате суммирования, может укрепляться любовь, уважение к человеку или, наоборот, ненависть, которая может привести к аффекту.
  5. Замещение. Неудача в одной сфере может компенсироваться успехом в другой.
  6. Переключаемость. Эмоции, не удовлетворенные в отношении одного объекта, могут переноситься на другие объекты.

Коллективные эмоции

Помимо биологических, у человека проявляются коллективные эмоции (страх смерти, страх потери своего социального «я», страх сойти с ума и др.)

Классификация эмоций

Продолжительность

Обычно сложные эмоции более продолжительны. Продолжительность эмоций зависит от продолжительности воздействий, их вызывающих, и поэтому, не может служить основанием для их классификации. Вместо продолжительности лучше взять время возникновения эмоции относительно события. Эмоции возникшие до события называются предшествующими, после события констатирующими, см. Вилюнас В.К Психологические механизмы мотивации человека. – М., 1990.

Интенсивность эмоции

  • слабая — появляется редко и случайно, легко подавляется другими чувствами. С трудом поддается управлению сознанием. (стеснительность)
  • средняя — Обычно управляется сознанием, может влиять на другие чувства.
  • сильная — С трудом поддается управлению сознанием. Подавляет другие чувства. (гнев, любовь, счастье)

Более сильная эмоция вызывает большие изменения в психике.

ЗНАК эмоции

  • Положительный — человек стремится к объекту эмоции.
  • Отрицательный — человек стремится от объекта эмоции.

Существует парадокс, когда человек стремится к источнику отрицательной эмоции, например к боли. Его можно объяснить так: сильная отрицательная эмоция вызывает сильную мотивацию и возбуждение. Данная мотивация является вторичной выгодой и настоящей целью.

Направленность эмоции

Улыбка

Или зависимость эмоции:

См. также

Ссылки

Литература

  • Hilgard’s Introduction to Psychology (13 Edition) 2000, (Публикуется с 1953)
  • Emotion (The science of sentiment). Dylan Evans. Oxford University press. 2001
  • Я. Рейковский. Экспериментальная психология эмоций. M.,1979.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

ЭМОЦИЯ это что такое ЭМОЦИЯ: определение — Философия.НЭС

ЭМОЦИЯ

от франц. emotion — волнение, от лат. emoveo — потрясаю, волную) — реакция человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, имеющая ярко выраженную субъективную окраску и охватывающая все виды чувствительности и переживаний; эмоциональный — относящийся к чувству, продиктованный чувством; у Н.Гартмана — также ведомый стремлением; эмоциональное мышление — мышление, находящееся под влиянием чувства, настроения.

Оцените определение:

Источник: Философский энциклопедический словарь

Эмоция

это результат предсознательной оценки личности чужих и своих деяний с позиций своих личностных критериев. Эмоция субъекта в отношении какого-либо объекта и их совместимость более всего связаны между собой.

Животные так же личностны, как и люди. Поэтому они обладают эмоциями.

Эмоция – это зеркало отношения к происходящему и выделения своего места в нем для себя и окружающих. Она делит людей и животных на победителей и побежденных, страстных и равнодушных в отношении своего положения в жизненной среде. То есть она указывает на существующий или желаемый статус субъекта.

Эмоция – это не чувство, а его преобразованное отражение, продукт психики. Эмоция развивается не из чувств, а из разницы действия критериальных личностных полей. Поэтому она может служить ключом к пониманию других категорий Этики.

Эмоция – это язык довербального уровня сознания.

Эмоция внутренняя – это состояние.

Оцените определение:

Источник: Краткий критериологический словарь

ЭМОЦИЯ

проявление аффекпивной жизни, обычно сопровождающееся приятиым или мучительным состоянием сознания. Эмоция – это беспокойство различной глубины, нарушение равновесия. Это беспокойство может быть сильным, влекущим за собой повышенную оживленность (например, гнев, энтузиазм), или же, наоборот, спад оживления (например: страх, любовь «с первого взгляда»). Эмоция, таким образом, действует или как возбудитель, или же, наоборот, вызывает оцепенение. Крайний вариант физических последствий – обморок, но чаще всего они ограничиваются сухостью во рту, покраснением или бледностью лица, раздражением кожи (волосы дыбом или «гусиная кожа»). Некоторые полагают, что эмоция – это знак неприспособленности к реальности; в действительности же неприспособленность имеет место, лишь, когда довольно слабой «причине» соответствует непропорциональная ей «эмоциональная реакция» как следствие недостаточного контроля мозговых центров. Как правило, эмоция представляет собой временное состояние неуравновешенности, знаменующее усилие, предпринимаемое организмом, чтобы приспособиться к обстоятельствам. Согласно природе этого беспокойства различают эмоцию-шок (выражение, сегодня уже устаревшее и замененное на «эмоциональный шок») и эмоцию-чувство; вторая будет более длительной, чем первая, но более размытой (например, моральная эмоция, эмоция эстетическая, эйфория). Природа эмоции: довольно долго эмоция рассматривалась как реакция. Например, я вижу медведя, я боюсь (эмоция – страх), я убегаю. В сочинении «Очерк теории эмоций» Сартр показал, что эмоция является не реакцией, но поведением человека; именно человек ее производит и поддерживает: например, тот, кто вынужден признать свою неправоту или предпринять инициативу, которая для него слишком ответственна, может «впасть в гнев», чтобы не видеть ситуацию. Эмоция – магическое поведение, усилие, пытающееся изменить мир исключительно психическими силами. Всякая эмоция наделена смыслом, раскрывает какое-либо намерение, пусть даже бессознательное. Одним словом, мы ответственны за свои эмоции; они выражают наш личностный выбор.

Оцените определение:

Источник:

terme.ru

Эмоции. Что такое «Эмоции»? Понятие и определение термина «Эмоции» – Глоссарий

Эмоции (от лат. emovere – возбуждать, волновать) – особый вид психических процессов или состояний человека, которые проявляются в переживании каких-либо значимых ситуаций (радость, страх, удовольствие), явлений и событий в течение жизни. Эмоции выступают в качестве главных регуляторов психической жизни и возникают в процессе практически любой активности человека. Эмоции возникли в процессе эволюции: с их помощью животные могли оценивать биологическую значимость явлений окружающего мира и внутреннего состояния организма.

Выделяют различные виды эмоций. Тон ощущений (реакции, сопровождающие вкусовые, болевые, слуховые и другие ощущения) – простейшая форма эмоций. Они могут быть положительными – побуждать человека или животного к повторному позитивному переживанию – и отрицательными — побуждать к избеганию подобных переживаний.

В стрессовой ситуации могут появляться аффекты– особый вид эмоциональных явлений, отличающийся большой силой и краткостью протекания. При возникновении аффекта тормозятся все другие психические реакции. Обычно состояние аффекта возникает при критическом, затруднительном положении человека или животного. Аффект навязывает особый тип «аварийного поведения», закрепленного эволюционным путем: бегство, нападение и т.п.

Собственно эмоции представляют собой особый вид. Они могут возникать как в реальном, так и воображаемом плане, то есть вызываться не только реальными событиями, но и представляемыми объектами. Обычно они не имеют каких-то внешних выражений. Эмоции привязаны к каким-либо определенным ситуациям и возникают при различной деятельности человека.

Важная особенность эмоций состоит в том, что они могут обобщаться и передаваться. Благодаря продуктам культуры формируется общий эмоциональный язык, общий опыт эмоциональных переживаний, который гораздо шире и разнообразнее индивидуального опыта человека. Чувства – высшая стадия эмоций, результат их обобщения. Они надситуативны и могут даже иногда управлять более простыми формами эмоций (например, гордость за успех любимого или любимой).

Большое влияние на формирование представлений об эмоциях оказали Аристотель (он полагал, что эмоции – особый вид познания мира), Рене Декарт, Борух Спиноза. В 1872 году вышла работа Ч. Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» об адаптивной роли эмоций. Существуют несколько известных теорий эмоций: Теория Джемса – Ланге, Кэннона – Барда, теория активации, бехивиористская теория эмоций, когнитивно-оценочная и т.д.

www.psychologies.ru

Что такое эмоции? — Психологос

Фильм «Статский советник»

Фильм «Ликвидация»

Чувство обиды — это чередование протеста, обвинений, агрессии и переживаний страдания, используемое для привлечения внимания и давления на партнера.
скачать видео

​​​​​​​Если вам нужно определение, даем: «Эмоции — это выразительные движения лица и голоса в сопровождении душевных переживаний на фоне смены функционального состояния организма». На самом деле все сложнее, поскольку, на чем бы ни настаивала наука, люди пользуются словами не строго, не по науке, а по своему усмотрению, в связи с чем слово «эмоции» в жизни имеет несколько — и достаточно различающихся — основных значений.

В первом значении, эмоции — это быстрые и короткие элементы чувств, их ситуативное проявление.

Злость, обвинения и страдания, как вспыхивающие эмоции при глубоком чувстве обиды.

Во втором значении, эмоции — это чувства, выражаемые для предъявления окружающим.

Переживания для себя — скорее чувства. Выплеск чувств на другого, демонстрация чувств, выразительные движения для… — это уже скорее эмоции.

В третьем значении, эмоции — это название всех проявлений аффективной сферы, в этом случае под эмоциями понимаются и чувства, и аффекты, и настроения, и даже желания.

По крайней мере эмоции и чувства легко употребляются в качестве синонимов..

Откуда пришло к нам слово эмоции? В латинском «emoveo» значит — потрясаю, волную, во французском «emotion» переводится как «волнение, возбуждение».

Когда в душе и теле покой, об эмоциях не говорят. Эмоция – это всегда движение: динамика, переход, клокотание. То или иное состояние, если оно не сопровождается выразительными движениями лица – еще не эмоция, но быстрый переход между состояниями, движение и переключения между состояниями – уже может быть эмоцией названо. Эмоции – это движения, но – не всякие, а обязательно выразительные, передающие то или иное отношение, несущие информацию о состоянии человека.

Американский психолог Кэррол Изард настаивает, что с одной эмоцией связано только одно мимическое выражение, которое невозможно спутать с другим. Это не совсем так, детская обиженность имеет десяток различных узнаваемых мимических формочек, но главное здесь в другом – в том, что движение лица в ту или иную мордочку – не случайное, а выражающее определенный смысл.

Эмоции можно наблюдать снаружи, эмоции можно переживать изнутри. Люди говорят об эмоциях человека, наблюдая одни только выразительные движения его лица – радость или сомнение, скуку или заинтересованность. Понятно, что на самом деле настоящей эмоции может в этом случае и не быть: эмоцию можно только показать. Внимательный исследователь знает, что настоящая живая эмоция дополняется состоянием тела, точнее – движениями, быстрым переключением между функциональными состояниями.

Напрягся, расслабился, собрался – снова расслабился и перешел в рассеянность. Вошел в злость, возник страх, расслабился в улыбку…

Изменения физиологических показателей: ЭЭГ, КГР – важный признак того, что эмоция действительно присутствует. Собственно, на этом построен детектор лжи.

Но для многих людей самый главный признак эмоций – это движения внутренние, движения переживаний. Переживания, как сердце эмоций, это внутренние движения тех или иных заряженных событий: трепет ожидания, вспышка радости, терзание сомнениями, импульс ярости, прокручивание потери.

Обратите внимание: внутренние события бывают не мертвыми, а живыми, заряженными взаимодействиями друг с другом и влияющими на другие внутренние процессы в человеке.

Итого

Эмоции — пакет из трех элементов: это выразительные движения лица и голоса, это быстрые сдвиги в теле от одного функционального состояния к другому, и это движения душевных переживаний. В полной, настоящей эмоции с лицом, телом и переживаниями эти три составляющие выражены все сразу и полноценно, но чаще – не все и частично. В любом случае, эмоции – это всегда движения, имеющие выразительный образ.

Отличие эмоций от чувств, настроений, выразительных движений и других близких понятий см.→

Как относиться к эмоциям? Если сильно упрощать, можно сказать, что у женщин эмоций слишком много, а у мужчин — слишком мало, они недоразвиты. Точнее — смотри, что такое левая и правая эмоциональность.

Классификация эмоций, виды эмоций и чувств

Эмоции различаются по своему источнику (кто запускает наши эмоции: мы сами либо те, с кем мы общаемся? или ситуация?), по своему знаку (положительные и отрицательные), по высоте эмоционального тона и по возможности эмоциями управлять… См.→

Эмоции в человеческой жизни

Эмоции для чего-то появились в эволюционном развитии человека. Для чего? Эмоции осваиваются, выучиваются каждым ребенком в процессе его развития. Для чего? Можно ли управлять своими эмоциями, как? Как развивать свою эмоциональную сферу? См.→

Развитие эмоциональной сферы

Подход к развитию эмоциональной сферы личности тот же, что и в развитии других личностных ресурсов. Зная, куда именно двигаться и в каком направлении эмоционально развиваться, человек может либо развивать эмоциональную сферу самостоятельно, либо обратиться к специалистам. В последнем случае важно, чтобы специалисты были высококвалифицированные, а центры — проверенные временем. Крупнейшим тренинговым центром в России является центр «Синтон». Тренинг «Мир эмоций: энергия, счастье, свобода» — один из четырех тренингов, входящих в Синтон-программу, — позволяет эмоционально напитать жизнь, овладеть уникальными техниками управления своим эмоциональным состоянием.


www.psychologos.ru

что это такое и как они могут использоваться для достижения успеха

Эмоции – это неотъемлемая и очень важная составляющая жизни человека. Многие игнорируют их роль в своей жизни или просто не берут в учет. Но эмоции помогают улучшить отношения и ухудшить их, работать более эффективно или вообще не начать трудиться. Руководители, которые считают, что эмоциям на работе не место, поступают очень неправильно. Но что такое вообще эмоции? В этой статье мы дадим ответ на данный вопрос.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

Эмоции и их функции

Под эмоциями подразумевают переживания средней продолжительности, которые возникают в ответ на изменение окружающего или внутреннего мира и являют собой субъективную оценку происходящему. Они отличаются от аффектов и настроений.

Функции эмоций

  • Сигнальная. Заключается в том, что они помогают нам передавать свое отношение к определенным вещам другим людям, можем передавать собственные настроения им и устанавливать прочные отношения с собеседниками.
  • Регулятивная. Означает то, что эмоции нас чаще всего побуждают к определенному действию или, наоборот, отталкивают от него. В первом случае эмоция называется стенической, а во втором – астенической. Причем нужно смотреть не на принадлежность эмоции к определенному классу (страх, гнев, радость, печаль), а на конкретные действия, которые были вызваны этим состоянием.
  • Отражающая. Эмоции являются средством переработки информации и окружающей действительности. В психологии есть такое свойство психики, как отражение. Оно подразумевает то, что все, происходящее в мире и в нас самих, оставляет отпечаток в психике. Эмоции здесь играют ключевую роль.

Это интересно: кто такой гуманитарий, как его определить?

  • Побудительная. Суть этой функции в том, что эмоции определяют направление, в котором мы двигаемся. Этот пункт близок к регулятивной функции затем лишь исключением, что побудительная функция определяет цели, которые мы перед собой ставим. То есть, они побуждают двигаться к какой-то мечте.
  • Подкрепляющая. Тоже в какой-то степени пересекается эта функция с регулятивной. Эмоции являются маркером, что есть хорошо, а что – плохо. Интенсивная по эмоциональной части информация запоминается намного лучше, чем сухая. Так, устроен эволюционный механизм. Именно поэтому так тяжело учить школьный или университетский учебник. Там факты, и только. Подкрепляющая функция также выражается так: мы сделали какой-то поступок. Если нам понравилось его совершать, мы стараемся повторять. Если не понравилось, то стараемся избегать. Именно эта функция имеет побочный эффект в виде зависимостей разного рода. Человек пьет, и ему это нравится. Очевидно, что ему хочется это делать чаще. А поскольку эмоции имеют побудительную функцию, то становится понятно, почему человек не выдерживает, и таки срывается в очередной запой. И даже когда человек уже не получает удовольствия от спиртного, бросить ему тяжело, потому что сформировался рефлекс. А на его формирование влияют положительные эмоции.
  • Переключающая функция. А эта функция другим языком называется силой воли. То есть, функция эмоций также в том, чтобы определить, какое действие более важное и приоритетное. Механизм по большей части бессознательный. Но если развивать силу воли, то постановка приоритетов становится более осознанным процессом.
  • Приспособительная функция. А в целом эмоции являются средством адаптации к окружающей среде. Страх необходим для того, чтобы найти способ избежать неприятностей, которые сделают плохо человеку. Агрессия необходима, чтобы преследовать добычу (пусть абстрактную, в виде цели) и уничтожить ее. Или же уничтожить существо, которое потенциально угрожает. Все это механизмы приспособления. И, вообще, страх со злостью очень тесно связаны. Чаще всего злятся оттого, что боятся, хотя и не всегда.

Это интересно: кто такой аморал, значение выражения “аморальный человек”.

Внешнее проявление эмоций

Внешнее проявление эмоций делится на вербальное и невербальное. Первое – это тогда, когда человек сам говорит, что он чувствует или намекает. В общем, вербальное внешнее выражение эмоций связано непосредственно со смысловой частью речи. Невербальное – это много разных аспектов, которые не соединены с ней.

К таковым проявлениям можно отнести множество признаков, таких как: поза, жесты, мимика, дыхание, сердцебиение, интонация.

Это интересно: тип темперамента — холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Какие различия?

Вербальное выражение эмоций

К вербальному выражению относятся все то, что связано с синтаксическими, лексикологическими и другими языковыми структурами. Эмоции могут возникать и проявляться по-разному. На радость, может указывать как непосредственное указание на факт испытания этого состояния «я так доволен», так и косвенные признаки, такие как увеличение количества эмоционально окрашенных слов или усиление эмоционального оттенка обычного слова – «это невероятно круто».

Вербально выражаемые эмоции могут проявляться и через контекст, когда нет непосредственного слова, которое бы указывало на эмоцию, но при этом видна оценка события. «С президентом А встретился президент Б, который указал на необходимость осуществления превентивного ядерного удара. Собственно, президент Б достаточно силен, чтобы морально надавить на А, и потому понятно, кто будет править бал». Здесь нет эмоциональных слов, но зато понятно, что автор этого высказывания считает, что президент Б лучше президента А. Основной упор здесь идет на слова «достаточно силен».

Это интересно: что вкладывается в понятие «деградировать«?

В этом случае нет достаточной объективности, потому что контекст интерпретируется непосредственно слушателем или читателем в зависимости от того, по какому каналу передается подобная информация. Так, в описанном примере с президентами можно также сделать такие выводы:

  • Президент А очень бедный, его так жалко. А Президент Б полный негодяй.
  • Президенту А нужно было думать перед тем, как встречаться с президентом Б.
  • Президент Б очень большой молодец. Собственно, если ты сильнее, то почему бы не применять силу.

Фразы, в которых эмоциональный смысл закладывается в контекст, очень часто используются профессиональными лгунами и средствами массовой информации. С одной стороны, имитируется объективность, выкладываются, казалось бы, сухие факты. Тем не менее делается ставка на то, чтобы слушающий или читатель проинтерпретировал их в нужном СМИ русле.

Собственно, поэтому вербальный канал передачи эмоций является очень ненадежным. Если правильно подобрать слова, то можно легко скрыть собственные состояния.

Невербальное выражение эмоций

Здесь все намного интереснее. Если человек испытывает какую-то эмоцию, то она обязательно отражается в теле, пусть даже в самых маленьких движениях или вегетативных изменениях. Поэтому наблюдательный человек может легко определить лгуна, который волнуется за исход разговора. Профессиональные шпионы умеют не нервничать, когда лгут, и потому никакой детектор лжи неспособен их «раскусить». Но обычный человек, который не обладает эмоциональным интеллектом (способностью распознавать собственные и чужие эмоции, а также управлять ими), не сможет скрыть свое негативное состояние, даже если будет правильно подбирать слова.

Самый информативный канал передачи невербальной коммуникации. Хотя интонация, поза, жесты и так далее, тоже могут очень много сказать. А вот физиологические изменения, такие как дыхание, сердцебиение, изменение проводимости кожи, способны измерить специальные датчики, которые и являют собой главный компонент детектора лжи.

Эмоции и чувства — соотношение этих понятий

Эмоции и чувства -–это близкие, но не тождественные понятия. Есть несколько версий, чем они отличаются. Одна из них говорит, что чувства – это категория внутренняя, а эмоции являются выражением чувств. Что-то в этом есть, хотя некоторые эмоции, вообще никак себя не показывают, а человек ничего особо и не делает, хотя и испытывает определенные состояния.

Поэтому все больше психологов говорят, что чувства – это как комплекс эмоций. Последние являются более примитивными и исходят от первой сигнальной системы. Они эволюционно древние. А чувства – это чисто человеческое понятие, и они могут возникать в ситуациях социального взаимодействия или приближены к ним.

Например, решительность являет собой сочетание разумной злости и радости. Злость является определенным антиподом страха, а радость из-за того, что человек очень сильно чего-то хочет. Вообще говоря, мы по большей части испытываем не эмоции, а именно чувства. Например, ревность – это сочетание страха, злости и печали. Страха за то, что человек лишится своего родного человека, а также удара по самолюбию, злость на человека, к которому ревнует, а печаль -– это нарекание на свою горькую судьбу.

Вдохновение являет собой смесь радости и гнева. Последний помогает сосредоточить внимание на определенном предмете, а радость стимулирует творчество. Именно поэтому вдохновленный человек всецело погружается в работу, и перестает реагировать на любые стимулы, а также может делать то, на что в обычном состоянии неспособен. Хороший пример чувства вдохновения – хирург настолько был увлечен операцией, что не заметил, как посыпался кусок потолка в операционной. И когда операция закончилась, он спросил коллег, что произошло?

Как возникают эмоции

Механизм возникновения эмоций, следующий – сначала происходит в мире какое-то изменение. Нет разницы, где в психике или в окружающей действительности. Это изменение оценивается мозгом определенным образом (подсознательно), что вызывает определенные мысли, которые ведут к конкретному действию. Схема предельно проста. И несмотря на то что порядок здесь приведен от изменения к действию, на самом-то деле, влияние на любой из этих компонентов помогает повлиять на способность конкретных состояний возникать в определенной ситуации.

Именно поэтому ведущие психологи и коучи говорят, чтобы мы учились брать под контроль собственные мысли. Собственно, сила воли являет собой неспособность удержаться от пирожного, когда очень сильно хочется, а способность взять под контроль собственные мысли и то, что мы представляем. Да, воображение очень тесно связано с эмоциями. Стоит только представить себя очень жирным человеком, который не может даже без одышки выйти из дома, которому врачи пророчат два года еще прожить, имеющего диабет в максимальных деталях, то же самое пирожное перехочется есть сразу же.

Кстати, касаемо речи. За силу воли и речь отвечают одни и те же участки мозга -– префронтальная кора. Так что в норме речь очень тесно связана с волевой регуляцией поведения. Так что это можно использовать для того, чтобы мотивировать себя и изменить жизнь к лучшему. Ведущий коуч мира Энтони Роббинс советует хотя бы неделю посидеть на мысленной диете. То есть, думать только о позитивном. Доказано, что оптимисты (да, именно те, кто слегка смотрят на мир сквозь розовые очки) имеют больше шансов достичь цели.

Кроме того, оптимизм очень положительно влияет на обучение. Оптимист имеет больше шансов испытать вдохновение, чем реалист или пессимист, что было подтверждено многочисленными исследованиями. Помните, что основа творчества – это расслабление.

Сила воли – это не влияние на действия, как последнее звено в цепочке, а на оценку и мысли, как причину действий. Собственно, ее можно назвать еще одним компонентом механизма возникновения эмоций.

Основные эмоции человека

А какие же можно считать основными, базовыми? Вообще, над ответом ученые спорят. Но есть четыре класса эмоций, которые испытывает человек – гнев, радость, страх, печаль. И видим, что считающаяся позитивной эмоция только одна. Почему так? А потому что нельзя рассматривать психические состояния с позиции позитива или негатива. Каждая имеет плюсы и минусы в зависимости от адекватности ситуации и интенсивности.

Дальше идет дробление. Пример класса гнева – отвращение, злость, ярость, раздражение и так далее.

А еще люди интересуются, что такое взрыв эмоций? Ответ очень прост – когда в один момент возникает сразу несколько чувств большой интенсивности. Например, при смерти близкого человека или очень хорошей новости.

Выводы

А выводы из этой статьи можно сделать следующие:

  • Эмоции необходимы для управления поведением и общения между людьми.
  • Нет плохих и хороших эмоциональных состояний.
  • Основой силы воли является речь, которая одновременно способна влиять на состояния.

obrazovanie.guru

Существует ли единое определение эмоции в зарубежной психологии?

Библиографическое описание:

Николаева М. Е. Существует ли единое определение эмоции в зарубежной психологии? [Текст] // Современная психология: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 3-5. — URL https://moluch.ru/conf/psy/archive/236/11065/ (дата обращения: 03.07.2019).



В зарубежной психологии отцом теории эмоций по праву считается К. Изард. Ему принадлежит теория дифференциальности (дифференциальных) эмоций [1]. По мнению автора, эмоция — это нечто, что переживается как чувство, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия [1]. Он выдвигает гипотезу об основной мотивационной системе человека [1]. Им была разработана система объективного кодирования мимических проявлений базовых эмоций. К базовым эмоциям Изард относит:

  1. эмоция интереса,
  2. эмоция радости,
  3. эмоция удивления,
  4. эмоция печали,
  5. эмоция гнева,
  6. эмоция отвращения,
  7. эмоция презрения,
  8. эмоция страха,
  9. эмоция стыда,
  10. смущение (застенчивость),
  11. вина,
  12. любовь.

Также данный автор выдвинул критерии, определяющие эмоцию как базовую:

  1. Базовые эмоции имеют отчетливые и специфические нервные субстраты.
  2. Базовая эмоция проявляет себя при помощи выразительной и специфической конфигурации мышечных движений лица (мимики).
  3. Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.
  4. Базовые эмоции возникли в результате эволюционно-биологических процессов.
  5. Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации [1].

На современном же этапе психологической науки существует сомнение по поводу точности его определения. Не отрицая мотивационного значения эмоций, трудно согласиться с К. Изардом в том, что эмоции являются основной мотивационной системой организма и в качестве фундаментальных личностных процессов придают смысл и значение человеческому существованию. Мотивация гораздо сложнее, чем это представляется К. Изарду, и эмоции выступают лишь в качестве одного из мотиваторов, влияющих на принятие решения и поведение человека. Точно также смысл и значение человеческого существования определяются не только эмоциями, но и ценностями, социальными потребностями и т. п. Несколько странно рассмотрение эмоций с одной стороны, как мотивационной системы организма, с другой — как фундаментального личностного процесса.

Поэтому многие авторы попытались опровергнуть его теорию. Рассматривается весь спектр порождения эмоций. Некоторые определения являются достаточно противоречивыми. В данной статье предпринята попытка представить современные определения эмоции зарубежных исследователей, которые также могут подвергаться сомнению как и теория дифференциальных эмоций К. Изарда.

Р. Ливенсон [9] говорит о двухуровневой модели эмоций и об интроперсональных функциях эмоций.

По его мнению, эмоции — это краткоживущие психологические и физиологические феномены, которые представляют собой действенные методы адаптации, «чтобы изменять запросы среды» [9, С. 481]. На психологическом уровне эмоции изменяют внимание, перемещают определенное поведение в ответ на определенные иерархии и активизируют ассоциативные связи в памяти. На физиологическом уровне эмоции с большой скоростью организуют ответные реакции на различные биологические системы, включая выражение лица, тонус мышечной и соматической систем, тон голоса, активность и автономность нервной и эндокринной систем, чтобы воспроизводить среду тела, что является оптимальным для эффективного ответного чувства. Эмоции служат для того, чтобы установить наши позиции vis-a–vis в нашей среде, притягивая нас к определенным людям, предметам, действиям и идеям и отталкивая от всего остального. Эмоции также служат в качестве хранилища природных и заученных действий, принадлежащих к определенным инвариантным характеристикам и другим, которые показывают значимые вариации в отношении индивидуальностей, групп и культур.

М. Хезелтон и Е. Каталаа [8] утверждают, что эмоции на самом деле означают парадокс. По мнению данных авторов, есть небольшое сомнение, что эмоции — постоянная и универсальная характеристика человеческой природы. Здесь они ссылаются на П. Экмана [4], В. Фризена [5] и Д. Фесслера [6], и, поэтому, сложно поверить, что эмоции возникают в ходе эволюции только ради того, чтобы разрушить рассудительность и принятие решений. С другой стороны, феноменология эмоций, конечно же, предлагается иначе: эффекты эмоций часто кажутся объективно иррациональными, и мы чувствуем необходимость держать их под контролем [2, с. 12].

Эмоции — это набор аффективных феноменов (другие подструктуры — это настроение, отношения и другие аффективные черты), различающиеся как краткосрочная, многокомпонентная ответная система, являющаяся началом тех изменений в текущих обстоятельствах, которые расцениваются как подсознательно, так и не подсознательно, чтобы быть личностно значимыми («хорошо для меня» или «плохо для меня»). Свободно-парный компонент системы эмоций включает в себя каскады изменений в субъективных состояниях чувств, физиологических ответных чувствах и в мозге, и в теле. Эмоции также очевидно выражаются на лице и в позах и в мыслеобразующем репертуаре [7].

Розенвейн Б. [11] задается вопросом, являются ли эмоции, по мнению многих ученых, биологическими организациями, универсальными во всех человеческих популяциях, действительно ли они сложились в ходе истории.

По мнению Нессе Р. [10], эмоции можно объяснить как особые состояния, сформированные в естественном отборе, которые увеличиваются в соответствии конкретными ситуациями. Психологические, физиологические и поведенческие характеристики характерных эмоций могут быть проанализированы как возможные предназначенные черты, которые увеличивают возможность иметь дело с угрозами и возможностями, представленных в соответствующих ситуациях.

Диксон Т. [3] считает, что в современной зарубежной психологии нет точного определения эмоции. Также он утверждает [3], что, хотя, Изард [1] и попытался дать определение эмоции, наряду с ведущими учеными, работающими в области эмоций, и, ссылаясь на ответы других экспертов, Диксон Т. значительно демонстрирует то, что, несмотря на продолжающееся распространение книг, журналов, конференций и теорий на тему предмета «эмоции», до сих пор не существует единого решения по данному определению.

Прошло больше сорока лет с создания К. Изардом теории дифференциальных эмоций, а единого определения эмоции до сих пор не существует. К. Изард попытался связать порождение эмоций с мотивационной системой человека.

Итак, исходя из определений, данных выше зарубежными учеными, мы видим, что нельзя дать точное определение понятию эмоция. Мы не можем также утверждать, что оно (данное понятие) возникло в ходе эволюции, что является ли оно чисто биологическим (физиологическим) или психологическим феноменом. Являются ли эмоции вариативными или инвариантными? Одинаково ли они демонстрируются среди различных человеческих популяций? Конечно же, на современном этапе западной психологии существует множество вопросов по объяснению данного феномена, на который пытаются ответить многие ученые, работающие в области феноменологии эмоций.

Литература:

  1. Изард К. Э. Психология эмоций: пер. с англ. / К. Э. Изард. — Спб.: Питер, 2006. — 464 с. — (Мастера психологии).
  2. Baumeister R. F., Vohs K. D., & Tice, D. M. (in press). How emotion helps and hurts decision making. Chapter to appear in J. Forgas (ed.), Hearts and minds: Affective influences on social cognition and behavior. (Frontiers of Social Psychology Series). New York: Psychology Press.
  3. Dixon T. «Emotion»: The history of a keyword in crisis. Emotion Review. Vol. 4, No. 4 (October 2012) 338–344.
  4. Ekman P. (1992). An argument for basic emotions. Cognition and Emotion, 6, 169–200.
  5. Ekman P. & Friesen W. (1971). Constants across cultures in the face and emotion. Journal of Personality and Social Psychology, 17, 124–129.
  6. Fessler D. M. T. (1999). Toward an understanding of the universality of second order emotions. In A. L. Hinton (ed.), Biocultural approaches to the emotions. (pp. 75–116). New York: Cambridge University Press.
  7. Garland E. L., Fredrickson B., Kring A. M., Johnson D. P., Meyer P. S., Penn D. L. Upward spirals of positive emotions counter downward spirals of negativity: Insights from the broaden-and-build theory and affective neuroscience on the treatment of emotion dysfunctions and deficits in psychopathology. Clinical Psychology Review 30 (2010) 849–864.
  8. Haselton M. G., Catelaa T. Irrational Emotions or Emotional Wisdom? The Evolutionary Psychology of Emotions and Behavior. In press, J. Forgas (ed.), Hearts and minds: Affective influences on social cognition and behavior. (Frontiers of Social Psychology Series). New York: Psychology Press. 8/11/2005.
  9. Levenson R. W. Cognition and emotion, 1999, 13 (5), 481–504.
  10. Nesse M. R. Evolutionary explanations of emotions. Copyright © 1990 by Walter de Gruyter, Inc. New York. Human Nature, Vol. 1, № .3, pp. 261–289.
  11. Rosenwein B. H. Problems and methods in the history of emotions. Passions in Context I (1/2010).
  12. Varey C. & Kahneman D. (1992). Experiences extended across time: Evaluation of moments and episodes. Journal of Behavioral Decision Making, 5, 1992, 169–186.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, базовая эмоция, Диксон, основная мотивационная система, теория, ходя эволюции, человеческое существование.

Похожие статьи

Теоретические основы развития эмоций у детей старшего…

В которой отмечалось, что развитие эмоций подчинено законам биологической эволюции. Основная функция, которую выполняют

Согласно этой теории эмоции отождествляются с физиологическими процессами, происходящими в центральной нервной системе.

Чувства и эмоции. Как человеку управлять ими | Молодой ученый

Ланге была выдвинута периферическая теория эмоций, за основу которой была взята

У эмоций есть свои основные функции

Мотивационная. Эмоции являются своеобразным «стартом», сигналом к тому, что человеку необходимо начинать действовать.

Эмоции человека | Статья в журнале «Молодой ученый»

Основные термины (генерируются автоматически): эмоция, ситуация, отношение, роль эмоций, эмоциональное явление, эмоциональное переживание, эмоция отвращения

Базовая эмоция влечет за собой отчетливое и специфическое переживание, которое осознается человеком.

Психологические механизмы развития мотивации человека

Основные термины (генерируются автоматически): потребность, биологическая мотивация, мотив, отношение, эмоция, мотивационное значение, мотивационная суммация, человеческая мотивация, мотивационная фиксация, эмоциональная память.

Понимание мотивации как побудителя человеческой активности

Система нематериальной мотивации персонала: 5 основных

потребность, биологическая мотивация, мотив, отношение, эмоция, мотивационное значение, мотивационная

мотив, потребность, теория мотивации, мотивация, успех, мотивационный процесс, личный успех…

Теории мотивации и стимулирования трудовой деятельности

Основная критика в адрес теории сводится к тому, что в ней не учтены индивидуальные отличия людей.

Ф. Герцберг назвал эти факторы «поддерживающими», поскольку они необходимы, но не достаточны для построения мотивационной системы.

Эволюция теоретических взглядов о понятии трудовой мотивации

— анализ и общение человеческой мотивации. 1809–1882. Чарльз Дарвин. — первый шаг в поведенческом и мотивационном сближении

— были первыми влиятельными психологами, которые разработали всеохватывающую теорию основных человеческих желаний.

Проблема отвращения в современной психологии

Базовая эмоция оказывает организующее и мотивирующее влияние на человека, служит его адаптации [18].

Мотивационное и организующее влияние отвращения.Вопрос об организующем и мотивирующем влиянии отвращения, пожалуй, единственный, который не…

Концепции мотивации персонала: содержательные…

Их опыт развития мотивации охватывает ее эволюцию от категории воздействия на человека к основной функции менеджмента.

Одной из базовых содержательных теорий мотивации является теория потребностей А. Маслоу.

moluch.ru

Эмоции: что это такое — список эмоций. Avisi.ru

Что такое эмоции для человека? Для того, чтобы дать ответ на этот вопрос, постарайтесь вообразить себя без них. И не только себя, но и ваше окружение тоже. Нет ничего: стремлений (желаний), душевного подъема, упоение горя, радости, веры, надежды на что-то хорошее и счастья тоже нет. Безусловно, человек без эмоций — это уже не личность, а что-то похожее на человекоподобного робота. Также в статье, вы найдете список эмоций.

Эмоции: что это такое?

Эмоции — это основа в жизни любого человека. Список эмоций придает жизни разные оттенки и цвета. К тому же, эмоции — это тот материал, из которого формируются желания. Чего бы человек добился в своей жизни без желаний? Что бы было, если бы в жизни существовало слово «надо», а слово «хочу» — нет? Эмоции дают жизненную силу на созидание и возможности.

Итак, что такое эмоции?

Эмоции − это нескончаемый ресурс энергии, набор цветов, в которые окрашивается наша жизнь. Эмоции это цвета, в которые окрашиваются наши события. От того, какого качества эти цвета и в каких тонах они фигурируют, зависит то, как человек будет интерпретировать свою жизнь.

Кажется человеку все в сером цвете, он и будет воспринимать все в сером. Кажется человеку все в розовом цвете (розовые очки), он и будет воспринимать все в розовом.

И первое и второе − искажает восприятие. Позитив дает радость в жизни, но может искажать картину мира. Человек просто будет неправильно видеть ситуацию. Другими словами, в позитиве могут быть «вшиты» подводные камни (негатив).

Например, у человека все идет хорошо в бизнесе (белая полоса). Но в итоге, он получает плачевный результат (черная полоса). Потому как за этим позитивом человек не увидел лжеца, с его корыстными намерениями. Таким образом, важно соблюдать гигиену эмоций − чистить и развивать свое астральное тело. Список эмоций должен постоянно обновляться.

Чем чувства отличаются от эмоций?

Эмоции − краткосрочны. Например: скука, гнев, раздражение, симпатия…

Чувства − более пролонгированный процесс. Чувства основаны на морали, на этике, на убеждениях человека т. е. на более высоких слоях сознания. Например: ненависть, вина, любовь…

И если с эмоциями ничего не делать, тогда они могут переходить в устойчивые чувства.

Какие бывают эмоции?

Эмоции можно разделить на 3 основные группы:

  • Высокочастотные эмоции − положительные (позитив).
  • Низкочастотные эмоции − отрицательные (негатив).
  • Нейтральные.

Чтобы работать со своим астральным телом, необходимо точно знать − какие эмоции являются источником питания для вашего подсознания. Для большинства − это высокочастотные эмоции. Но есть люди, подсознание которых питается − низкочастотными эмоциями.

Список основных высокочастотных эмоций

  • Радость – ощущение полного удовлетворения актуальной потребности. Например, когда человек простоял 20 минут на остановке и наконец-то увидел приближающийся автобус.
  • Азарт – мощное эмоциональное состояние, побуждающее сильный интерес и желание продолжать.
  • Восторг – резкий подъем радостных чувств. Восторг от встречи с давним другом или осознания того, что вы выиграли в лотерею.
  • Восхищение – высшая форма удовлетворения. Яркая эмоция, побуждающая беспрерывно наблюдать за объектом, который дарит это душевное состояние. Например, восхищение талантливым человеком, который может делать особенные вещи (играет на скрипке, ходит по раскаленным углям), недоступные большинству.
  • Наслаждение – глубокое, длительное удовлетворение. Наслаждение испытывают, когда после долгих усилий получают желаемое.
  • Ликование – комплексное состояние радости и восторга. Ликование имеет более длительный и обособленный характер, чем радость. Например, радоваться можно за успех друга, а ликовать, когда получил желаемую должность и обошел сотню других претендентов.
  • Симпатия – одобрительное отношение. Симпатия в основном возникает на основе общих интересов или ценностей. Она может возникнуть по отношению к новому знакомому, который например, любит читать те же книги что и вы.
  • Предвкушение – приятное ожидание радостного события. Человек ощущает предвкушение перед праздниками или долгожданной встречей.

Список основных низкочастотных эмоций

  • Печаль – базовая эмоция, возникающая при потере значимого объекта, своеобразная вариация горя.
  • Гнев – сильная эмоция, проявляющаяся при внезапном появлении препятствия. Человек гневается, когда не может заполучить желаемое. Представьте, что вы целый месяц копили деньги, чтобы пойти на концерт любимой группы. Вы купили билет, собрались на мероприятие, но по дороге попали в серьезную пробку. Начало концерта через 5 минут, а вы стоите в пяти километрах от клуба. Что вы будете чувствовать? Гнев!
  • Страдание – совокупность тягостных ощущений, возникающих при потере всякой надежды на исполнение желаемых благ, результатов. Человек страдает, когда понимает, что больше никогда не увидит любимого человека.
  • Отвращение – сильная форма отталкивания, неприятия. Мы испытываем отвращение, когда видим человека, чьи принципы, действия и поступки в корне противоречат нашим внутренним представлениям о морали и общечеловеческих ценностях.
  • Презрение – тонко выраженная эмоция, тесно связанная с отвращением. Возникает по отношению к неприятным субъектам. Это что-то вроде молчаливого осуждения за те действия, которые человек считает неприемлемыми.
  • Стыд – осознание субъектом несоответствия совершенных им поступков к требованиям и стандартам принятых в обществе. Во многом зависит от внутренних установок индивида. Например, один человек будет чувствовать стыд, что бросил мусор мимо урны, а другому будет все равно.
  • Страх – состояние, возникающее при получении информации о возможной угрозе. Человек испытывает страх, когда понимает, что может получить травму.
  • Тревога – может быть вызвана целой гаммой разных эмоций: зависть, ревность, страх и т.д. Индивид может чувствовать тревогу, когда идет на важное собеседование.
  • Скука – пассивное состояние, полное отсутствие интереса. Эта эмоция хорошо знакома ученикам, которым приходится сидеть на нудных уроках.
  • Смущение – неожиданное замешательство, когда человека застают врасплох. Например, девушка может смутиться, если неожиданно встретит мужчину, в которого тайно влюблена.

Список нейтральных эмоций

  • Любопытство – неосознанное стремление к интеллектуальному познанию. Присуще абсолютно для всех возрастных категорий, но особенно проявляется в ранний период развития ребенка.
  • Изумление – эмоция, появляющаяся при возникновении неожиданной ситуации.
  • Безразличие – пассивное отношение ко всему происходящему.
  • Созерцание – эмоция, возникающая у субъекта при изучении предмета.
  • Удивление – по своему проявлению похоже на изумление, только в этом случае с более спокойным выражением.

У каждого человека список эмоций разный. Приведенный список эмоций дает общее понятие о их разнообразии.

Функции эмоций

Каждый человек понимает, что жизнь без эмоций невозможна. Любое событие, разговор, звук, картинка – все это вызывает определенную ответную реакцию в организме. Эмоции влияют на наши поступки, взгляды и отношения с людьми. Итак, эмоции выполняют ряд важных функций:

Организационно-побудительная

Многие считают, что эмоции мешают здраво рассуждать и принимать решения. На самом деле это не так. Эмоции помогают человеку выделять главное, на что в этот момент стоит обратить внимание и мотивируют его к действию. Эмоция скорее может переорганизовать деятельность, чем дезорганизовать.

Например, вам на работу позвонил друг и попросил срочно приехать. Ответная реакция может быть разной. Можно бросить работу и помчаться к товарищу (который возможно просто пошутил), или попросить его объяснить все по телефону. Главное то, что человек не сможет уже спокойно выполнять прежнюю работу. Сама по себе эта функция не имеет ни положительной, ни отрицательной окраски. Все зависит от ситуации и индивидуальных особенностей человека.

Коммуникативная

Эмоции тесно связаны с невербальным общением. Радость, грусть, презрение и т.д. – все это отражается на выражении лица. У одних это проявляется более ярко, другие стараются сдерживать свои порывы и скрывать истинные эмоции. Как бы там ни было, человек сразу ощущает внутренний настрой собеседника. Это помогает нам понимать друг друга и взаимодействовать.

Защитная

Данная эмоция проявляется в случае опасности. Например, когда мы видим быстро движущийся на нас автомобиль, у нас включается страх, и мы начинаем бежать.

Сигнально – отражательная

Благодаря этой функции человек лучше понимает свои потребности. Когда нам грустно мы ищем причину. Немного поразмыслив человек начинает понимать, что конкретно его беспокоит. Например, он очень устал и хочет повидать родных.

Следообразовательная

Эмоции участвуют в закреплении жизненного опыта. В дальнейшем каждое совершенное действие «напоминает» человеку о прошлом опыте. Индивид уже подсознательно готов к положительному или негативному исходу.

Эмоции напрямую влияют на жизнь человека. Чем чаще субъект испытывает положительные эмоции, тем счастливее себя чувствует. Это связано с внутренним настроем, характером и темпераментом. Также многое зависит от обстоятельств, качества жизни и окружения.

То же самое касается и негативных эмоций. Они окрашивают жизнь в темные тона, вызывают стресс, упадок сил и дисбаланс внутреннего душевного равновесия.

Тем не менее без этих эмоций человек не сможет познать все удовольствие от положительных моментов. Нейтральные эмоции играют тоже немаловажную роль. Они представляют собой некий мост, который идет к познанию и связи с другими базовыми эмоциями.

Важно помнить, что любая эмоция – это реакция внутреннего состояния на внешнюю среду. Ее нельзя подавлять или пытаться скрыть. Конечно, это не значит что нужно демонстративно проявлять скуку и ликование. Все-таки правила общественного поведения никто не отменял. Но, притворяясь, делая над собой эмоциональные усилия, мы рискуем потерять душевное равновесие и «заработать» проблемы со здоровьем.

Также интересно

avisi.ru