Объясните связь социального статуса с социализацией индивида – Объясните связь: социального 📝 статуса с социализацией;

Формирование социального статуса

Общество и процессы формирования социального статуса

В жизни общества социальные статусы играют значительную роль, они:

  • определяют характер и содержание социальных отношений;
  • выступают структурными элементами социальной организации общества;
  • обеспечивают социальные связи между субъектами социальных отношений.

В формировании социальных статусов непосредственная роль принадлежит обществу, которое разрабатывает и создает механизмы их воспроизводства, регулирует ранжирование статусов по различным социальным позициям.

Существенной характеристикой общества, его политической и социальной организации выступает соотношение разнообразных статусов в социальной структуре. Социальный статус определяет положение индивида в обществе, которое он занимает в соответствии с половозрастными критериями, происхождением, национальностью и семейным положением.

Предписанный социальный статус не зависит от усилий индивида, так как присвоен ему с момента рождения.

Замечание 1

Социальный статус личности на ранних этапах развития общества определялся в основном предписанными факторами. Возможность изменить свой статус была мала, для общества была характерна низкая социальная мобильность. С ростом степени цивилизованности общества предписанные факторы оказывают все меньшее влияние на формирование социального статуса.

Социализация как непосредственный фактор формирования социального статуса

В процессе социализации индивид усваивает определенные культурные ценности, социальные нормы, образцы поведения социума, к которому он принадлежит. Вследствие социализации происходит формирование социально значимых, присущих определенному статусу качеств, необходимых для исполнения тех или иных социальных ролей.

Социализация личности происходит в результате:

  • целенаправленного воздействия на индивида методами образования, воспитания;
  • воздействия факторов окружающей среды (средства массовой информации, разные формы общения и т.д.).

Цели и методы социализации зависят от того, какие качества личности находятся в приоритете, какие социальные статусы являются наиболее востребованными в социуме.

Формирование социальных статусов происходит под непосредственным воздействием различных механизмов социализации (семьи, учебных заведений, неформальных объединений, трудового коллектива).

Процесс формирования социального статуса личности можно рассматривать как процессы социализации, предусматривающие:

  • наделение личности общественными свойствами;
  • установление социальных связей;
  • выбор жизненных ориентиров;
  • формирование системы социальной ориентации и самосознания;
  • освоение определенных социальных функций и ролей;
  • вхождение в социальную среду и приспособление к ней.

От эффективности социализации зависит перспектива развития всего общества. Приобретая социальный опыт представители молодого поколения занимают социальные статусы старшего поколения.

Формирование достигаемого статуса

Достигаемый статус приобретается лично индивидом вследствие приложенных личных усилий, полученного образования, карьерного роста и т.д., зависит от того, кем человек становится в результате социализации.

В современном обществе у личности есть все права для возможности социальных перемещений. Основными факторами социального статуса становятся:

  • образование,
  • талант,
  • квалификация.

Формирование главного (интегрального) социального статуса человека связано с его ведущей деятельностью (чаще всего это учебная или трудовая деятельность). Как правило, окружающие индивида люди идентифицируют его по главному статусу. Главный статус определяет образ жизни человека, манеру поведения, круг знакомых. Через своих носителей социальные статусы определяют характер социальных отношений.

Замечание 2

Из всего множества социальных статусов каждый человек может выбрать те, которые наиболее полно реализуют его планы, максимально эффективно помогают применить свои способности.

spravochnick.ru

Личность и социализация, социальные статусы и роли

Доброго времени суток, дорогие читатели!

Сегодня мы поговорим с Вами о двух небольших темах — социальные статусы и роли, а также, личность и социализация:)

Что такое человек?

В повседневной жизни мы объединяем такие понятия, как человек, индивид и личность. В обществознании это три разные понятия. Человек — биологическое понятие, один из видов живых существ на Земле (в отличии от рыб, птиц, змей и т.д.). Индивид — отдельный представитель человеческого рода. А личность — социальное понятие, индивид, как носитель социальных качеств.

Не нужно путать понятия индивид и личность, индивид и индивидуальность. Индивидуальность — неповторимое сочетание природных и социальных качеств в человеке. Индивидуальность свойственна каждому человеку это его биологические и социальные особенности.

Человек рождается как организм, а формируется как личность. Личность вне общества не формируется.

Признаки определения: личность

В структуре личности выделяют психологические свойства — характер, темперамент, способности, особенности протекания психических процессов и личные качества, такие как совокупность внутренних черт и особенностей человека, которые реагируют на внешние воздействия.

Признаками зрелой личности являются:

1) способность нести ответственность и решать проблемы

2) контроль поведения, сила воли

3) самостоятельность в поступках

4) и продукт социализации человека, давайте разберемся с этим поподробнее

Что такое социализация?

Социализация — процесс вхождения индивида в общество. Оно состоит из следующих элементов — нахождение своего места в обществе (профессия), обучение и воспитание индивида, взаимодействие с другими людьми, освоение видов совместной деятельности с самого детства, освоение культурных ценностей и норм общества и как следствие приобретение определенных прав, обязанностей, привычек. Следует отметить, что социализация совпадает со стадиями процесса взросления. Стадии процесса социализации:

— Детство

— Юность

— Зрелость

— Старость

Сферами социализации считаются семья, воспитательные и учебные заведения, трудовые коллективы, круг друзей и знакомых и СМИ.

Как формируется личность?

Для формирования личности значительно важен подростковый возраст, который характеризуется выбором личностью своих жизненных позиций, целей и средств самореализации; включением личности в систему моральных и культурных традиции общества; определением своей будущей профессиональной деятельности, интегрированием в жизнь общества

Также особенностью подросткового возраста считается, то, что в этот период человек начинает принимать жизненно важные и определяющие будущее решения, а также нести полную моральную и юридическую ответственность за свои поступки.

Итак, одним из результатов социализации является приобретение людьми различных статусов. Статус — положение человека в обществе или малой группе. Выделяютдва вида статусов — социальный и личный, социальный обществоведы еще разделяют на предписанный и достигнутый.

В целом мы можем сказать что соц. статус — роль индивида в обществе.

Социальный статус: что это такое?

Предписанный социальный статус — статус, полученный от рождения, по наследству или стечению каких-либо жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека. Например, статус связанный с полом (мужчина или женщина), возрастом, национальностью и т.д… Что же касается достигнутого статуса, то он приобретается собственными усилиями индивида. К примерам здесь можно привести полученное образование, карьеру, особенные заслуги человека. По мнению ученых в современном обществе достигнутый статус имеет важнейшую роль. Если соц. статус определяет место индивида в обществе, то личный статус, его позицию человека среди непосредственно окружающих его людей.

Так личный статус — положение  человека в малой группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. Так каждый работник в труд коллективе и по как раз этим оценкам люди стоят с ним какие-либо отношения, например справедливый и порядочный человек, может расцениваться как лидер, а завистник, интриган, скандалист, как человек, которого следует избегать. Соотв. у него низкий соц. статус. Кстати, нужно отметить, что личный и социальный статус не всегда совпадают, это тоже нужно иметь ввиду…

Очень тесно с понятием социальный статус стоит социальный престиж. Социальный престиж — оценка, которую общ. дает статусу личности или должностному статусу. От человека с тем или иным соц. статусом люди ждут выполнения тем или иных действий и обязанностей. Речь как раз идет о социальной роли. Социальная роль — те определенные действия, которые должен совершать индивид или группа а соответствии с тем или иным социальным статусом. Например преподаватель  ВУЗа должен читать лекции, проводить семинары, принимать зачеты. Ролевые действия в каждом обществе определяются общепринятыми в нем нормами и часто закрепляются в различных документах (правилах, уставах, законах…)

Статусно-ролевой конфликт

В реальной же жизни поведение человека может не всегда соотв. выполняемой им соц. роли. Именно это и называется статусно-ролевым конфликтом. Статусно-ролевой конфликт — несоответствие между социальным статусом и социальной ролью. Следует также отметить что в этом случае общество применяет к нарушителям определенные санкции. Например если мать не выполняет своих обязанностей, то общество может применить к ней какие-либо санкции, а именно лишить материнских прав

Ну вот и все на этом. Если у кого есть еще какие-то дополнения и вопросы, обязательно пишите в комментариях. Спасибо!

На этом статью заканчиваю.

С уважением, Иван Некрасов

xn—-7sbkbh2ej4fm.xn--p1ai

социальные статусы и социальные роли.

Социализация — это процесс формирования человека посредством обучения, воспитания, образования, защиты и адаптации. Процесс, в данном случае, — это последовательность действий, в результате которых из родившегося существа формируется человек. Когда какой-то процесс рассматривается со стороны предметов, орудий, операций, результатов, он называется механизмом — в данном случае механизмом социализации.

Социализацию изучают психология, педагогика, социология, антропология и другие науки, обращая внимание на разные стороны этого процесса. Педагогика обращает внимание на обучение, психология — на образование, а социология — на обучение и воспитание. Так, Т. Парсонс считает социализацию

обучением (1) ролевому поведению; (2) мотивам и ценностям: это «обучение любым ориентациям, имеющим функциональное значение для действия системы взаимных ролевых ожиданий».

Обучение это процесс целенаправленного формирования в человеке определенных умений: практических (одеваться, здороваться и т. п.) и мыслительных (думать, анализировать и т. п.). В нем формируется разнообразное ролевое поведение, нормы и ценности которого человек может и не осознавать. Обучение происходит преимущественно в семье.

Воспитание это процесс целенаправленного формирования в человеке, с одной стороны, мотивов, а с другой стороны, — нравственных, эстетических, мировоззренческих ценностей, убеждений, верований, определяющих его жизнедеятельность. Оно осуществляется в семье, школе, через телевидение, прессу и т. п.

Образование это процесс целенаправленного формирования в человеке знаний: о себе, ближайшем окружении, природе, обществе, смысле жизни и т. п. Оно может носить бытовой, технический, исторический и т. п. характер и происходит в школе и вузе.

Защита — это психические и практические процессы, посредством которых люди преодолевают внутренние конфликты: между различными потребностями, интересами и ценностями и внутри их (но вертикали) в процессе социализации. Защита опирается на волю человека.

Адаптация — это психические и практические процессы, посредством которых человек справляется с напряженностью в своих отношениях с ситуацией, частью которой являются и другие люди. В рамках этого механизма человек преодолевает угрозу потерять предмет потребности, интереса, ориентации. Адаптация опирается на познание, память, волю человека.

Средствами социализации родившегося человека становятся (1) подражание поведению взрослых; (2) ролевые пробы и ошибки в процессе собственной деятельности; (3) язык, речь, познание (чувственное и мыслительное). В жизни данные способы социализации тесно переплетены с самого детства каждого человека.

Первый способ социализации основан на генетически присущей человеку способности запоминать и воспроизводить различные типы поведения. Вначале он сознает их непосредственную пользу, затем начинает понимать скрытый моральный и мировоззренческий смысл, что сопровождается развитием мышления.

Второй способ социализации предполагает использование имеющихся навыков поведения в новой ситуации. Он связан с обобщением полученного навыка и переносом его в новую ситуацию. При положительном результате происходит усвоение этого навыка.

Третий (и главный) способ социализации — это научение становящегося человека языку и речи как способам передачи, понимания и хранения информации (знаний). Он связан с развитием эмпирического, теоретического, философского познания.

Формирование мышления (анализа и синтеза, обобщения и выдвижения гипотез и т. д.) начинается с конкретных действий: уборка постели (практика), изучение (познание) родного языка и т. п. В первом случае человек будет переносить навыки уборки постели в другой контекст, а во втором — навыки мышления на незнакомый текст: узнавать, понимать и толковать его. Для формирования творческого восприятия и мышления (что составляет важнейшую задачу социализации) нужно ставить изучаемый предмет в разнообразные связи, отделять существенное от несущественного, случайное от необходимого, причину от следствия и т. д., т. е. решать мыслительные задачи.

В результате решения теоретических задач индивид видит предмет с разных сторон, переходит от одного его определения к другому, обнаруживает отдаленные аналогии (распад СССР и распад Римской империи). Формирование творческого мышления — это не запоминание на уроках каких-то формулировок, ведущее к развитию памяти, а научение анализу, синтезу, обобщению.

Смысловое развитие языка, речи, мышления формирует ментальность человека., в которой уровень мышления связан со смысловым содержанием. Например, для западной ментально- сти «социализм» часто — тоталитарный, неэффективный, стаг- нируюший общественный строй. В СССР такое же смысловое содержание имело слово «капитализм». Это касается и множества других слов: общество, государство, народ, патриотизм, свобода. личность и т. п. При одинаковом уровне мышления можно иметь разный по смыслу менталитет.

С социологической стороны социализация представляет собой процесс формирования системы статусов — ролей, образующих социологическую структуру человека: ребенка, школьника, товарища, работника, гражданина, родителя и т. п. Подобная система включает в себя прежде всего формирование совокупности мотиваций: потребностей и интересов, когнитивных и оценочных способностей. Кроме того, в нее входит формирование ценностей, верований и убеждений, соответствующих культуре данного общества. И, наконец, она включает в себя формирование способности согласовывать мотивы и ценности людей, их индивидуальные и общественные потребности.

В мире происходят процессы дифференциации и интеграции человеческой деятельности, ролей, сознания (познания, воли, памяти). Люди становятся профессионалами во все более узкой сфере, что сопровождается их отчуждением (непониманием и зависимостью) от других сфер жизнедеятельности людей и общества. Профессиональную специализацию компенсирует социализация общечеловеческих моральных, научных, художественных ценностей, формирование общей ментальности жителей Земли.

Привязанность к людям, возникающая в процессе социализации, является основой общества. Вместе с развитием человечества происходит усиление ее универсализма — от ближних к дальним. Ему противостоят другие ценности и нормы: например, привязанность к родственникам, семейственность и т. п., — оставшиеся от традиционного общества; универсализм может противоречить и личному долгу, и нормам права. Поэтому социализация должна включать в себя и усвоение все более универсальных норм и ценностей, сочетать как освобождение от некоторых норм и ценностей традиционного общества, так и сохранение некоторых из них.

Механизм социализации личности

Для того чтобы воздействовать на личность, необходимо четко представлять общий процесс становления личности, его факторы и стадии. Процесс становления личности часто называют социализацией, так как в его осуществлении большую роль играют различные общественные организации и институты.

Социализация — многоэтапный процесс изменения и развития психических качеств личности под воздействием окружающей социальной среды.

По теме социализации в научном мире обсуждаются следующие основные проблемы:

  • стихиен ли этот процесс или организован, упорядочен, т.е. имеются ли в нем определенные закономерности, стадии, этапы или он беспорядочен?

  • возможно ли управление этим процессом или он не поддастся управлению?

Так, сторонники поведенческой психологии (бихевиоризма) считают, что процесс становления личности происходит на основе случайности, под влиянием тех или иных обстоятельств, целиком от них зависим и поэтому плохо управляем.

Другие психологи, например И. П. Павлов, признают упорядоченность, закономерность в развитии человеческой психики, наличие в процессе ее становления ряда последовательных этапов и, следовательно, возможность целенаправленного воздействия на нее, управления ею. Эту точку зрения разделяет большинство современных психологов. Каковы же устойчивые черты процесса социализации?

Этот процесс включает в себя две основные формы взаимодействия личности и среды:

  • пассивную форму потребления уже накопленного до ее проявления социального опыта, который обеспечивает вхождение личности в жизнь, в систему сложившихся социальных связей; это репродуктивная по своему характеру деятельность:

  • активную форму, проявляющуюся в создании или разрушении существующих социальных связей путем активной, творческой, креативной деятельности.

Эти формы социализации личности проявляются на всех этапах социализации, хотя и в разной степени. Обычно выделяют три этапа:

  • дотрудовой — детство, юность;

  • трудовой — зрелость:

  • послетрудовой — старость.

От этапа к этапу расширяются формы связей человека с миром, увеличивается количество выполняемых им социальных ролей — в семье, обществе, на производстве.

Первый этап — время учебы, усвоения социального опыта. Здесь преобладает первая, пассивная форма социализации; человек некритически усваивает социальный опыт, приспосабливается к среде.

Второй этап — период зрелости, трудовой деятельности. По своей форме — это время сочетания пассивной формы усвоения опыта и начала воспроизводства, творческого обогащения накопленного опыта, своего рода вершина в развитии личности, ее, как говорили древние греки, акме, т.е. полный расцвет.

Третий этап — «осень жизни», этап сохранения, консервации опыта, его воспроизведения для подрастающих поколений, вступающих в жизнь.

На каждом этапе становления личности роль различных социальных институтов неодинакова. В этом процессе прежде всего участвуют организации макроуровня, т.е. высшего уровня: государство, политические партии, общественные организации, средства массовой информации, система образования. 11о велика роль в социализации и организаций микроуровня, таких как семья трудовой коллектив, спортивные организации и др.

Однако на всех этапах и уровнях на процесс становления личности действуют сходные механизмы (методы) влияния, воздействия на психологию человека. Главными из них являются два способа влияния.

1. Механизм идентификации, т.е. осознание, определение личностью своей связи, своей принадлежности к определенной социальной группе: половой, возрастной, профессиональной, этнической, конфессиональной. Этот механизм функционирует под влиянием совокупности социальных воздействий, импульсов, идущих от социальной среды и обеспечивающих тождественность, одинаковость психики и поведения людей, относящихся к одной социальной группе.

3. Механизм самопознания, идентификации находится в тесной связи с другим важнейшим механизмом формирования психики личности — это механизм взаимодействия, общения людей, который является важнейшим родовым качеством человека. О способах влияния этого механизма на становление психики людей речь пойдет далее.

Хотя в психологии существует множество определений личности, тем не менее все психологи признают, что личность является результатом развития психики индивидуума, прошедшей через все указанные этапы, уровни и механизмы.

Обобщая содержание множества таких определений, можно сказать. что личность традиционно понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая формируется и изменяется в результате приспособления к постоянно меняющейся среде и в значительной мере определяется реакциями окружающих на поведение данного индивида.

Современная наука при описании психологии личности представляет ее в виде структуры, включающей в себя следующие компоненты: темперамент; характер; направленность; способности; волевые качества; эмоции; мотивации.

Эти компоненты, интегрируясь в психическую структуру личности. выражают се индивидуальность и определяют свойственный данному человеку ход мыслей и поведения в различных ситуациях. Взаимосвязанные компоненты личности существуют на базе индивидуальных физических особенностей организма.

Организм и личность составляют единство: компоненты личности, такие как темперамент, способности, характер, мотивация, объединены системообразующими признаками: направленностью, саморегуляцией, эмоциональностью.

studfiles.net

Социальный статус личности. Взаимосвязь социального статуса и роли.

 

Каждый из нас занимает определенное положение в обществе в соответствии с возрастом, полом, профессией, семейным положением, происхождением. Позиция одного отдельного человека связана с позициями других личностей посредством системы прав и обязанностей, определяя при этом социальный статус личности.

Каждый человек занимает несколько позиций. Например: моя соседка – молодая женщина, учительница, православная, жена, мать и др. Совокупность всех факторов – это статусный набор.

Иными словами, социальный статус – это место человека в иерархической структуре общества, в соответствии с которым он может, так или иначе, влиять на него.

Социологи различают следующие статусы:

  • Прирожденные – это пол, национальность, раса. Они неизменны на протяжении всей человеческой жизни. А вот такой статус, как член императорской семьи, например, существует с момента рождения до крушения монархии.
  • Приобретенные – они достигаются усилиями самого человека – образование, должность, звание.
  • Предписанные (предписываемые) – приобретенные человеком независимо от его желания (социальный статус внутри семьи, возраст). Они могут быть как прирожденными, так и приобретенными.

Общество по-разному оценивает значимость тех или иных статусов, определяя при этом престиж. Он зависит от системы ценностей, характерных для общества, на основе которых оценивается социальная полезность функций, выполняемых отдельным человеком. Социальный статус оказывает определяющее влияние на поведение индивида.

Социальный статус личности – это элемент социальной структуры общества, а роль – это поведенческая составляющая статуса.

Разберемся на примере. Есть два чиновника, занимающие одинаковые должности, выполняющие одинаковые обязанности. Но осуществлять их они могут по-разному. Один может это делать во благо, а другой преследовать иные интересы, которые благом для общества трудно назвать. Следовательно, имея одинаковый социальный статус личности, люди могут вести себя по-разному.

Итак, социальная роль – это модель поведения человека определенного статуса при исполнении им прав и обязанностей, предписанных этому положению. Социальные статусы и роли, т.е. модели поведения, тесно взаимосвязаны.

Любой из нас принадлежит к большому количеству статусных групп, каждая из которых имеет свою иерархию. Если статус – место в этой иерархии, он называется рангом.

Престиж статуса находится в прямой зависимости от значимости его функций для развития общества, от шкалы ценностей этого социума.

Нередки случаи, когда в обществе безосновательно завышен престиж одного статуса и незаслуженно занижен другого. При таком дисбалансе оно не способно обеспечить свое нормальное, стабильное функционирование.

Социальный статус личности может быть высоким в одной группе и, наоборот, очень низким в другой. Например, к хорошему портному или парикмахеру клиенты записываются заранее, что говорит о его высоком статусе профессионала. Но в семье, к примеру, он не имеет соответствующего уважения.

В этом случае мы видим явное несовпадение статусов. Это возможно и тогда, когда исполнение прав и обязанностей одного положения мешают исполнению прав и обязанностей другого. Так, государственный служащий не имеет права заниматься бизнесом, полицейский не должен быть мафиози, невозможно представить себе банкира, который в свободное от работы время просит милостыню.

Человек, достигший определенных высоких позиций в обществе, как правило, старается поддерживать свой социальный статус личности, соответствовать ему, исполнять свою статусную роль. От него, обладающего конкретным статусом, люди ждут определенных поступков. И он это знает.

Отношения любого человека с окружающими всегда выстраиваются в соответствии с тем, насколько правильно он исполняет свою статусную роль.

 

fb.ru

44.Социальный статус и социальная роль.

Социальный статус — социальное положение, занимаемое социальным индивидом или социальной группой в обществе или отдельной социальной подсистеме общества. Определяется по специфическим для конкретного общества признакам, в качестве которых могут выступать экономические, национальные, возрастные и другие признаки. Социальный статус разделяется по умениям, навыкам, образованию.

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими социальными статусами. Социологи различают:

  • прирожденный статус — статус, полученный человеком при рождении (пол, раса, национальность, биологическая страта). В некоторых случаях прирожденный статус может меняться: статус члена королевской семьи — с рождения и до тех пор, пока существует монархия.

  • приобретенный (достигаемый) статус — статус, которого человек достигает благодаря своим умственным и физическим усилиям (работа, связи, должность, пост).

  • предписанный (приписываемый) статус — статус, который человек приобретает вне зависимости от своего желания (возраст, статус в семье), с течением жизни он может меняться. Предписанный статус бывает прирожденным и приобретенным.

Социальная роль – это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Совокупность ролей, вытекающих изданного статуса, называется ролевым набором.

Социальную роль следует рассматривать в двух аспектах: ролевого ожидания и ролевого исполнения. Между этими двумя аспектами никогда не бывает полного совпадения. Но каждый из них имеет большое значение в поведении личности. Наши роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. Эти ожидания ассоциируются со статусом, который имеет данная личность. Если кто-то не играет роли в соответствии с нашим ожиданием, то он вступает в определенный конфликт с обществом.

Например, родитель должен заботиться о детях, близкий друг должен быть неравнодушен к нашим проблемам и т. д.

Ролевые требования (предписания, положения и ожидания соответствующего поведения) воплощаются в конкретных социальных нормах, сгруппированных вокруг социального статуса.

Главным связующим звеном между ролевыми ожиданиями и ролевым поведением служит характер индивида.

Поскольку каждый человек исполняет несколько ролейв множестве различных ситуаций, между ролями может возникнуть конфликт. Ситуация, в которой человек сталкивается с необходимостью удовлетворять требования двух или более несовместимых ролей, называется ролевым конфликтом. Ролевые конфликты могут возникнуть как между ролями, так и внутри одной роли.

Например, работающая жена находит, что требования ее основной работы могут прийти в конфликт с выполнением ею домашних обязанностей; или женатый студент должен примирять требования к нему как мужу с требованиями, предъявляемыми к нему как студенту; или работник милиции иногда должен выбирать между выполнением им своего должностного долга и произведением ареста близкого друга. Примером конфликта, происходящего в пределах одной роли, может служить положение руководителя или общественного деятеля, публично провозглашающего одну точку зрения, а в узком кругу объявляющего себя сторонником противоположной, или индивида, который под давлением обстоятельств исполняет роль, не отвечающую ни его интересам, ни его внутренним установкам.

В итоге можно сказать, что каждая личность в современном обществе в силу неадекватной ролевой подготовки, а также постоянно происходящих культурных изменений и множественности играемых ею ролей испытывает ролевое напряжение и конфликт. Однако она имеет механизмы бессознательной защиты и осознанного подключения общественных структур для избежания опасных последствий социальных ролевых конфликтов.

45.Социальное неравенство. Пути и средства его преодоления Неравенство в обществе может иметь 2 источника: естественный и социальный. Люди различаются по физической силе, выносливости и др. Эти различия приводят к тому, что они достигают результатов и тем самым занимают разное положение в обществе. Но со временем природное неравенство дополняется социальным, которое заключается в возможности получения социальных благ, несвязанных с вкладом в общественное достояние. Например, неравная оплата за равный труд.  Пути преодоления: в силу условного характера соц. неравенства оно может и должно быть отменено во имя равенства. Под равенством понимают равенство личностное перед богом и законом, равенство возможностей, условий жизни, здоровья и т.д. В настоящее время сторонники теории функционализма считают, что соц. неравенство есть инструмент, помогающий обеспечивать выполнение самых важных и ответственных задач людьми талантливыми и подготовленными. Сторонники теории конфликтов считают, что взгляды функционалистов есть попытка оправдать статусы, сложившиеся в обществе и такое положение, при котором люди, под чьим контролем находятся общественные ценности, имели возможности получать для себя выгоду. Вопрос о соц. неравенстве тесно переплетен с понятием соц. справедливости. Данное понятие имеет 2 толкования: объективное и субъективное. Субъективное толкование исходит из отнесения соц. справедливости к правовым категориям, при помощи которого человек дает оценку, одобряющую или осуждающую к процессам, происходящим в обществе. Вторая позиция (объективная) исходит из принципа эквивалентности, т.е. взаимного воздаяния в отношениях между людьми.

studfiles.net

3. Социальный и личный статусы индивида.

Ещё один результат социализации – приобретение людьми различных статусов, т.е. определённых позиций в обществе. Различают статусы социальный и личный.

Социальный статус – это положение индивида (или группы людей) в обществе в соответствии с его полом, возрастом, происхождением, собственностью, образованием, родом занятий, должностью, семейным положением и т.д. (студент, пенсионер, директор, жена).

В зависимости от роли, которую сыграл сам индивид в приобретении своего статуса, различают два основных вида социальных статусов: предписанный и достигнутый.

Предписанный статус – это тот, который получен от рождения, по наследству или по стечению жизненных обстоятельств, независимо от желания, воли и усилий человека (пол, национальность, раса и т.п.).

Достигнутый статус – статус который приобретается благодаря воле и усилиям самого индивида (образование, квалификация, должность и т.п.).

Личный статус – это положение человека в малой (или первичной) группе, определяемое тем, как относятся к нему окружающие. (трудолюбивый, старательный, доброжелательный).

Выделяются также естественный и профессионально-должностной статусы.

Естественный статус личности предполагает существенные и относительно устойчивые характеристики человека (мужчины и женщины, детство, юность, зрелость, старость и т.д.).

Профессионально-должностной — это базисный статус личности, для взрослого человека чаще всего являющийся основой интегрального статуса. В нем фиксируется социальное, экономическое и производственно-техническое положение (банкир, инженер, адвокат и т.д.).

Социальный статус обозначает конкретное место, которое занимает индивид в данной социальной системе. Таким образом, можно отметить, что социальные статусы — структурные элементы социальной организации общества, обеспечивающие социальные связи между субъектами общественных отношений. Эти отношения, упорядоченные в рамках социальной организации, группируются в соответствии с социально-экономической структурой общества и образуют сложную координированную систему. Социальные связи между субъектами общественных отношений, устанавливаемые по поводу обеспечиваемых социальных функций, образуют определенные пункты пересечения в обширном поле социальных отношений. Этими пунктами пересечения связей в поле общественных отношений являются социальные статусы. С этой точки зрения социальная организация общества может быть представлена в виде сложной, взаимосвязанной системы социальных статусов, занимаемых индивидами, становящимися вследствие этого членами общества, гражданами государства. Общество не только создает социальный статус, но и обеспечивает социальные механизмы распределения членов общества по этим позициям. Соотношение между социальными статусами, предписываемые обществом индивиду вне зависимости от усилий и заслуг (предписанные позиции), и статусами, замещение которых зависит от самого человека (достигаемые позиции), существенная характеристика социальной организации общества. Предписанными социальным статусом являются по преимуществу те, замещение которых происходит автоматически, в силу рождения человека и в связи с такими его характеристиками, как пол, возраст, отношения родства, раса, каста и т.д.

Соотношение в социальной структуре предписанных и достигаемых социальных статусов есть, по существу, показатель характера экономической и политической власти, есть вопрос о характере общественной формации, навязывающей индивидам соответствующую структуру социального статуса. Личные качества индивидов, отдельные примеры социального выдвижения в целом не меняют этого кардинального положения.

studfiles.net

статусно-ролевая характеристика индивида и проблемы социализации

Понятие «человек» включает в себя такие понятия как индивид, личность, индивидуальность. Индивид– отдельно взятый человек с его индивидуальной биологической характеристикой, которая позволяет выделить его по внешним признакам из группы других людей. С позиций социологии важно выделить групповой портрет и влияние групповых качеств личности, т. е. процесс ее социализации.Личность– это относительно устойчивая и целостная система социальных качеств, характеризующих данного индивида, приобретенных и развиваемых им в процессе взаимодействия с другими людьми. Подиндивидуальностьюпонимается отдельно взятый человек с особым набором его природных, психологических и социальных качеств.

Личность обладает определенной социально-психологической структурой. В социальном психоанализе З. Фрейдабыло показано, что социальные действия детерминированы сознательными и бессознательными факторами. Так, люди, принимая важные решения, могут не знать об истинных мотивах, а бессознательные мотивы социальных действий остаются бессознательными потому, что люди не хотят их осознавать.

В концепции Фрейда выделяются три структурных компонента личности. В основании этой структуры находится Оно (Ид) – бессознательная инстанция, в которой сосредоточены все природные, генетическим путем передаваемые влечения, связанные с инстинктами (питание, сексуальность, избегание опасности и смерти, агрессивность). Благодаря влечениям Оно (Ид) наполняется энергией, но не имеет организации, не обладает волей, а только удовлетворяет инстинктивные потребности, не подчиняясь законам мышления.

Более высокоорганизованной структурой, надстраивающейся над бессознательным Оно, является Эго (Я), которое представляет собой сознание и самосознание личности, контролирует поведение человека в соответствии с принципами рациональности и реальности.

Высшая инстанция в социально-психологической структуре личности – это Супер-Эго (Сверх-Я), которое формируется в процессе усвоения человеком норм и ценностей культуры, руководствуется требованиями совести, долга и выполняет функции нравственного контроля деятельности индивида и формирование идеала.

Если эти три подсистемы личности работают согласованно, то индивид успешно приспосабливается к окружающей среде. Если же в их функционировании возникают противоречия, это приводит к внутриличностным конфликтам. Таким образом, сознание пытается разрешить конфликт между животными инстинктами и социальными нормами.

Фрейд предложил следующие механизмы защиты сознания – это вытеснение (удаление из сознания мотивов к действию), отрицание (неприятие реальных событий и замена их вымыслом), сублимация (направление энергии инстинктов на достижение других целей, например, через творчество) и регрессия (переход к более низким, упрощенным социальным действиям).

Другую теоретическую модель социальной структуры личности разработал П. Сорокин, обосновавший положение о том, что личность формируется, развивается и действует в системе совершенно определенных социальных координат. Однако, поскольку каждый индивид принадлежит не к одной, а к целому ряду различных социальных групп (профессиональных, имущественных, политических и др.) одновременно, то своеобразная для каждой личности конфигурация групп предопределяет ее социальную структуру. Таким образом, личность предстает как мозаичная структура, одновременно целостная, но вместе с тем распадающаяся на ряд «Я», которые часто противоположны друг другу. Такая множественность «Я» одного и того же индивида, или мозаичность его личности, основана на том, что современный человек является одновременно членом многих групп, часто друг с другом не совпадающих. Соответственно, при изменении членства в группах, изменится положение человека в обществе, что неизбежно приведет и к изменению самого человека.

Наиболее значимые социальные качества личностиследующие: самосознание (выделение индивидом самого себя из окружающей социальной среды), самооценка, активность, интересы, направленность (совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности), убеждения, ценностная ориентация, идентичность (сознательное и эмоциональное отождествление индивида с другими людьми, например, я – студент).

Как и общество, личность рассматривается как система, обладающая определенными особенностями, такими как целостность, открытость (находится в постоянном взаимодействии с окружающей социальной средой), динамичность (находится в процессе изменения и развития), самопознание, саморегуляция и саморазвитие (не только приспособление к окружающему миру, но и его целенаправленное изменение).

Каждый человек в процессе взаимодействия с другими людьми занимает определенное положение в обществе. Соотносительное положение личности в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями, называется социальным статусом.Понятие социального статуса характеризует место личности в обществе в соответствии с профессией, социально-экономическим положением, полити­ческими возможностями, полом, происхождением и т. д., а также оценку дея­тельности личности со стороны общества. Эта оценка выражается в различных показателях: авторитете, престиже, привилегиях, уровне доходов и т. п. Каждый человек имеет ряд статусов, например, мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, православный и т. д. Совокупность статусов данной личности называется статусным набором.

В социологии принято различать два статуса: личный и социальный. Социальный статус означает место, занимаемое человеком объективно в социальной структуре общества. Личный статус отличается от социального тем, что положение, занимаемое человеком в малой группе, определяется именно индивидуальными качествами личности. Поэтому социальный статус играет приоритетную роль среди незнакомых или малознакомых, а личный – среди знакомых людей.

Разновидностями социального статуса выступают предписанный и достиг­нутый статусы. Предписанный – это статус, который человек приобретает от рождения (пол, раса, социальное происхождение, место рождения и т. д.). Достигнутый статус определяется тем, что человек достиг, сделал само­стоятельно (профессия, образование, семейное положение и др.). Достигнутые статусы могут быть временными и постоянными. Чем более демократичным является общество, тем меньшее значение в нем приобретают предписанные статусы, тем большую роль играют в нем достиг­нутые статусы.

В процессе социального взаимодействия может обнаружиться несовпадение статусов, которое возникает в двух случаях: 1) когда индивид занимает высокую статусную позицию в одной социальной группе и низкую – в другой; 2) когда права и обязанности одного статуса противоречат правам и обязанностям другого.

Социальный статус личности не остается неизменным, может с течением времени изменяться. Статусный профильотражает динамику статусов конкретного человека.

Социальная роль – поведение, которое ожидается от человека, занимаю­щего определенный статус. Каждый статус обычно проигрывается посредством социальных ролей. Совокупность ролей, соответ­ствующих данному статусу, называется ролевым набором. Социальная роль – это динамическая сторона социального статуса, его функции, связанные с набором норм, в соответствии с которыми личность должна вести себя в определенных ситуациях. Поэтому социальную роль можно определить как совокупность ожиданий и требований, предъявляемых социальной группой, обществом в целом к лицам, занимающим определенные статусные позиции. Эти ожидания, пожелания, требования воплощаются в конкретных социальных нормах.

В нормативной структуре роли можно выделить следующие основные элементы:1) ожидание типа поведения, соответствующего данной роли;2) нормативные предписания и требования, связанные с этим поведением; 3) оценка выполнения предписанной роли;4) санкции, т. е. последствия действий в рамках требований к данной роли.

Социализация – это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социаль­ную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Под процессом социализации личности можно понимать и адаптацию человека к обществу, приспособление к новым условиям. Социализация – это не просто процесс наращивания социально значимой информации, но и ее внутреннее усвоение, превращение внешних норм во внутренние правила поведения.

Процесс социализации продолжается всю жизнь. Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость и старость. Можно выделить три основные стадии социализа­ции: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.Наиболее интенсивная социализация осуществляется в детстве (от рождения до 6 лет) и юно­сти, но развитие личности продолжается и в среднем, и в пожилом возрасте.

Различают две основные формысоциализации – ненаправленная и направленная.Ненаправленная социализация– это стихийное формирование определенных социальных качеств в процессе и результате пребывания индивида в непосредственном социальном окружении в кругу семьи, сверстников, сослуживцев, на рынке и т. д.Направленная социализация– это специально разработанная обществом система средств воздействия на личность с целью сформировать ее в соответствии с доминирующими в данном обществе ценностями, идеалами, интересами и целями.

Одним из важных способов направленной социализации является воспитание– процесс сознательно организованного и целенаправленного воздействия на сознание и поведение развивающейся личности с целью формирования у нее определенных понятий, ценностных ориентаций и т. п. Важнейшую роль в осуществлении процесса социализации выполняютинституты: семья, школа, группа сверстников, трудовой коллектив, средства массовой коммуникации, культура.

studfiles.net