Как экономика связана с историей – Лекция 1. Введение в историю экономики. История экономики: учебное пособие

Лекция 1. Введение в историю экономики. История экономики: учебное пособие

1.1. Предмет истории экономики и его эволюция

Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление истории экономической мысли, затем во второй половине XIX в. утвердилась история народного хозяйства

(история хозяйственного быта, экономическая история, история экономического быта). Основателями новой науки стали представители немецкой исторической школы (В. Рошер, В. Гильдебранд, К. Книс), которые доказали необходимость применения истории к политической экономии, попытались превратить последнюю в учение о законах экономического развития народов. При этом законы рассматривались как историческое обобщение опыта исторического развития каждого конкретного государства. Однако на данном этапе под основным назначением истории экономики понималась ее иллюстративная роль.

В Англии одним из основоположников истории экономики был Арнольд Тойнби, главный труд которого «Промышленный переворот в Англии в XVIII в.» стал одним из первых исследований британского промышленного развития. В отличие от других экономистов А.Тойнби отмечал такую важную функцию новой науки, как мировоззренческую. Его соотечественник и современник Дж. Н. Кейнс (отец Дж. М. Кейнса) выделял уже три главные функции:

? историческая иллюстрация экономических теорий;

? историческая критика (то есть проверка историей) экономических теорий;

? историческое обоснование новых экономических теорий.

Во Франции создателем действительно научного подхода к изучению истории своей страны стал Фюстель де Куланж Нума Дени. Его работа «История общественного строя древней Франции» отражала авторскую концепцию генезиса феодализма в Западной Европе как постепенного преобразования учреждений Поздней Римской империи. Это означало практически полное игнорирование вклада германских племен, что не соответствовало историческим фактам. Вместе с тем Фюстель де Куланж был блестящим знатоком документального материала, что позволило ему одному из первых обратиться к анализу аграрной истории европейского средневековья.

Определенную роль в развитии истории экономики как науки сыграл марксизм. Метод исторического материализма, разработанный К. Марксом, позволил сформулировать учение об общественно-экономических формациях, составляющих их элементах (экономическом базисе и надстройке) и причинах смены. Однако преувеличение отдельных сторон этого учения, например, классовых проблем и роли материальных факторов в развитии общества, привело к догматизации этой великой для своего времени теории.

В конце XIX – начале XX вв. развитию историко-экономического направления в экономической науке содействовало становление институционализма. Его сторонники рассматривали экономические системы с широких культурологических позиций как определенную ступень в исторической жизни общества. При этом в центре внимания оказались институты, под которыми понимались реальные формы организации экономической деятельности, мотивы и нормы поведения экономических субъектов.

В это же время начинает формироваться и отечественная историко-экономическая мысль. В работах П. Маслова, И. Кулишера, В. Левитского, Н. Рожкова и других особо выделялся вопрос о правомерности приложения схем периодизации экономической истории, разработанных западноевропейской наукой, к экономическому прошлому России. К сожалению, впоследствии уже в советский период такие исследования были практически свернуты. Интерес к ним возобновился лишь в последнее время.

Между тем в западной науке в 20–30 гг. XX в. с возникновением школы «Анналов» (исследователей, группировавшихся вокруг известного французского журнала «Анналы: экономики, общества, цивилизации») складываются новые методы анализа. Согласно основной идее М. Блока, Л. Февра, Ф. Броделя и др. история экономики – глобальная история людей, рассматриваемая с определенной точки зрения, это история событий, конъюнктуры и кризисов, общественных масс и структур. Такая постановка вопроса привела к становлению особого направления «истории ментальностей».

В 60-е годы в США А. Конрад и Дж. Мейер, продемонстрировав возможности применения современных теоретических экономических контрфактических (несбывшегося будущего) моделей к анализу экономики рабовладельческого юга США, стали основателями клиометрики. Два представителя этой школы Р. Фогель и Д. Норт в 1993 получили Нобелевскую премию по экономике.

Значение развития историко-экономической науки отразилось и в создании особой международной организации экономистов-историков, которая с 1960 г. регулярно проводит Международные конгрессы по экономической истории, определившие современные проблемы науки:

? особенности экономического роста;

? индустриализация;

? урбанизация;

? демография;

? аграрная история;

? генезис капитализма;

? методология и методы истории экономики.

В результате острой дискуссии между представителями различных школ и направлений была принята современная трактовка предмета истории экономики.

История экономики изучает развитие экономических процессов, структур, институтов, деятельности, событий и теорий. Таким образом, в центре ее внимания находится эволюция хозяйства, а не общества.

В рамках такого понимания одним из важнейших понятий курса истории экономики является структура экономики.

Структура экономики – совокупность макроэкономических элементов, взаимосвязанных между собой и представляющих собой сложную систему общественного хозяйства.

Схематично структуру экономики можно представить следующим образом:

В основе структуры экономики лежит организационно-экономический уровень. Он характеризуется совокупностью форм производства и управления, уровнем технологического развития общества, количеством и качеством используемых ресурсов. Распределение и размещение организационно-экономических форм по разным сферам общественного хозяйства и регионам страны описывают соответственно отраслевой и территориальный уровни. Роль и функции основных участников процесса воспроизводства анализируются на воспроизводственном уровне структуры экономики. Вершиной данной схемы, описывающей международные экономические связи, является внешнеэкономический уровень. Важно отметить, что связующим элементом структуры экономики, усиливающим ее внутренние горизонтальные и вертикальные связи, является хозяйственная культура общества.

Хозяйственная культура представляет совокупность стереотипов образа жизни и потребления, уровня и структуры потребностей, норм и образцов хозяйственных представлений и социального взаимодействия субъектов, национальных форм организации производства и трудовой этики.

Определение предмета исследования истории экономики позволяет соотнести ее с экономической историей и всеобщей историей. Экономическая история изучает «экономическое движение» общества, особенности и закономерности его изменений, их связь со всеми явлениями общественной жизни. История же экономики рассматривает эволюцию способов производства, хозяйственных механизмов, экономических институтов. Знание экономической истории способствует более точному пониманию подоплеки политических событий прошлого и тенденций настоящего. Связь экономической истории со всемирной проявляется в том, что обе анализируют явления в процессе их развития, но предмет всемирной истории гораздо шире, т. к. охватывает изменения цивилизации в целом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

econ.wikireading.ru

1.2. История становления экономики как науки. Основные экономические школы

Интерес
к экономическим проблемам возник ещё
в древних обществах Месопотамии, Индии,
Китая, Египта, Греции, Рима. Представления
древних обществ об экономическом
устройстве были составной частью
различных религиозных или философских
систем. Уже в Библии можно найти правила
хозяйственной жизни древнего общества,
понятия справедливости, собственности,
принципы распределения произведённого
продукта. О том, что такое стоимость и
от чего она зависит, мы можем прочитать
в произведениях древнегреческого
философа Аристотеля. Вместе с тем,
экономика как наука оформилась
сравнительно поздно, на рубеже 17-18 веков.
Это произошло в период, когда в Европе
возник и бурно развивался капитализм.

Первоначально
экономическая наука развивалась под
названием политическая экономия
(Political Economy). Этот термин впервые ввёл в
1615 году француз Антуан де Монкретьен.
Название «политическая экономия»
произошло от греческих слов: «политикос»
— государственный, общественный; «ойкос»
— домашнее хозяйство, дом; «номос»
— правило, закон. В конце 19 — начале 20 в.
это название всё больше заменяется
термином «экономическая теория»
(Economics). Впервые это название ввёл в 1890
году известный английский учёный-экономист
Альфред Маршалл. В течение четырёх
столетий своего существования
экономическая наука стремительно
развивалась. За это время появилось
множество школ и направлений экономической
теории (табл.1).

Таблица 1

Основные экономические
школы

Важнейшие
школы

Период
развития

Крупнейшие
представители

Основные
труды

Меркантилизм

16
— 18 вв.

Томас
Ман

(1571-1641)

«Богатство
Англии во внешней торговле» (1664)

Физиократы

18
в.

Франсуа
Кенэ (1694-1774)

«Экологическая
таблица» (1758)

Классическая
политическая экономика

к.
18 — нач. 19вв.

Адам
Смит

(1723-1790)

«Исследования
о природе и причинах богатства народов»
(1776)

Марксизм

2-я
пол. 19 — 20вв.

Карл
Маркс

(1818-1883)

Капитал
(1867)

Неоклассическая
экономическая теория

Кон.
19 — 20вв.

Альфред
Маршалл (1842-1924)

«Принципы
экономической теории» (1890)

Кейнсианство

20
– нач. 21вв.

Джон
Мейнард Кейнс (1883-1946)

«Общая
теория занятости, процента и денег»
(1936)

Институционализм

20
– нач. 21вв.

Джон
Кеннет Гелбрейт (р. 1908)

«Новое
индустриальное общество» (1961)

Монетаризм

20
– нач. 21вв.

Милтон
Фридмен (р. 1912)

«Капитализм
и свобода» (1962)

Первой
школой экономической теории (политической
экономии) был меркантилизм. Слово
«меркантилизм»
произошло от итальянского «мерканте»
— торговец, купец. Это направление
экономической мысли было распространено
в странах Западной и Восточной Европы
в 16-18 веках. Идеи меркантилизма были
известны и в России, активную
меркантилистскую экономическую политику
проводил Пётр I.

Формирование
экономических взглядов меркантилистов
происходило в эпоху создания мирового
рынка, возникновения и развития
капитализма в Европе. Уже завершились
великие географические открытия, шли
колониальные войны, расцветали
колониальные империи. Развитие мировой
торговли привело к усилению роли
купечества. И выразителем интересов
этого слоя общества стал меркантилизм.

Одним из известнейших
представителей меркантилизма был
английский экономист Томас Ман
(1571-1641). Как и все меркантилисты, он был
практиком, человеком дела, был членом
правления Ост-Индской компании, членом
правительственного торгового комитета.
Основные идеи Томас Ман изложил в своей
главной работе «Богатство Англии во
внешней торговле, или баланс нашей
внешней торговли как принцип нашего
богатства» (издана в 1664 г.).

Главным
объектом наблюдений меркантилистов
была внешняя торговля, движение товаров
и денег между странами. По их мнению,
важнейшим источником богатства страны
была внешняя торговля. Само же богатство
они отождествляли с золотом и сокровищами.
Для того чтобы богатство притекало в
страну, необходимо постоянное превышение
экспорта над импортом, другими словами,
необходим активный торговый баланс.
Государство должно регулировать внешнюю
торговлю, чтобы обеспечить приток золота
и серебра в страну, проводить политику
защиты своих внешнеторговых интересов,
то есть политику протекционизма.
В частности, устанавливать высокие
таможенные пошлины на импортируемые
товары, стимулировать экспорт местной
продукции.

В
середине 18 века во Франции сложилась
ещё одна известная экономическая школа
— школа физиократов. «Физиократия»
буквально означает «природовластие»
(от греческого «физис» — природа и
«кратос» — сила, власть). Это была
группа учёных, наиболее известным из
которых был Франсуа Кенэ (1694-1774). Врач
по образованию и профессии, он служил
придворным врачом при Людовике XV. Лишь
в возрасте 60 лет он стал заниматься
проблемами экономики. Мировую известность
Ф. Кенэ принесла его важнейшая работа
«Экономическая таблица» (1758).

Учение физиократов
возникло как реакция на меркантилизм.
Критикуя меркантилистов, они считали,
что правительство должно обращать
внимание не на торговлю и накопление
денег, а прежде всего — на развитие
земледелия. Источник богатства они
видели в земледелии. Только труд в
сельском хозяйстве является производительным
трудом. «Чистый доход», возникающий
в земледелии, рассматривался ими как
дар природы. В то время во Франции
сельское хозяйство было главной сферой
национального хозяйства. Вместе с тем
физиократы считали промышленность
непроизводительной отраслью.

В своей работе
«Экономичекая таблица» Франсуа
Кенэ заложил основы теории общественного
воспроизводства. Он попытался установить
пропорции между различными частями
общественного продукта, рассмотрел
обмен между общественными классами. По
существу, это была первая макроэкономическая
модель.

Промышленный
переворот в конце 18 — начале 19 столетия
привёл к созданию материально-технической
базы капитализма, развитию машинного
производства. Господствующей сферой
экономики стала промышленность.
Экономическая мысль этого периода
главный источник богатства видит в
производстве вообще, а не только в
сельском хозяйстве, как это представляли
физиократы. Новое направление в
экономической мысли впоследствии было
названо классической политической
экономией. Классическая политическая
экономия, сформировавшись в конце 18
века, была господствующей школой в
экономической науке на протяжении
большей части 19 столетия.

Самыми
известными и яркими представителями
этого направления были шотландский
учёный Адам Смит (1723-1790) и англичанин
Давид Рикардо (1772-1823). А. Смит возглавлял
кафедру нравственной философии в
университете Глазго, затем работал
главным таможенным комиссаром Шотландии.
Он был автором многих трудов по экономике
и философии. Но его главным всемирно
известным трудом было «Исследование
о природе и причинах богатства народов»
(1776). В этой работе А.Смит даёт всестороннюю
характеристику экономической системы
общества, рассматривает теорию стоимости,
теорию распределения доходов, теорию
капитала и его накопления, экономическую
политику государства, государственные
финансы, даёт развёрнутую критику
меркантилизма. Ему удалось в своей книге
соединить большинство существующих
направлений экономических исследований.
В основе всех рассматриваемых А. Смитом
экономических явлений лежит трудовая
теория стоимости. Стоимость товара
создаётся трудом независимо от отрасли
производства. Заключённый в товарах
труд является основой для обмена. Цена
товара определяется затратами труда
на его производство, а также соотношением
спроса и предложения товара. А. Смит дал
развёрнутый анализ основных доходов
общества, — прибыли, заработной платы и
земельной ренты, — и определил стоимость
общественного продукта как сумму доходов
общества. Общественный продукт воплощает
в себе богатство страны. Рост богатства
зависит от роста производительности
труда и от доли населения, занятого
производительным трудом. В свою очередь,
производительность труда во многом
зависит от разделения труда и его
специализации.
При рассмотрении
экономических явлений и процессов
классики политической экономии
придерживались определённой системы
общих предпосылок. Главными из них были
концепция «экономического человека»
и экономический
либерализм
(экономическая свобода). Они рассматривали
человека только с точки зрения
экономической деятельности, где есть
единственный стимул поведения — стремление
к собственной выгоде. Нравственность,
культура, религия, обычаи, политика не
принимаются во внимание. В основе идеи
экономического либерализма лежало
представление о том, что экономические
законы действуют подобно законам
природы. В результате их действия в
обществе стихийно устанавливается
«естественная гармония». Государству
нет необходимости вмешиваться в действие
экономических законов. Принцип
экономического либерализма и свободной
торговли выражен знаменитым лозунгом
«laissez faire, laissez passer» (Примерный перевод
на русский язык: «Дайте людям самим
делать свои дела, дайте делам идти своим
ходом».) Другими словами, это принцип
невмешательства государства в
экономическую деятельность. Выражение
стало символом классической экономической
теории. Во внешней торговле экономический
либерализм означает свободную торговлю,
без ограничений экспорта и импорта.
Такая внешнеэкономическая политика
получила название фритредерства
(от английского free trade — свободная
торговяля). В соответствии с классиками,
экономические законы и конкуренция
действуют как «невидимая рука». В
результате, ресурсы перераспределяются
для эффективного (полного) использования,
цены на товары и ресурсы быстро меняются,
устанавливается равновесие между
спросом и предложением. Вместе с тем,
развитие капитализма привело к
возникновению периодических экономических
кризисов, перепроизводству товаров, к
безработице. Увеличивались доходы
богатых, но основная масса населения
жила в бедности. Всё это не укладывалось
в рамки классической экономической
теории, требовало объяснений. И на основе
классической теории возникают новые
школы, пересматривающие выводы классиков.
Наиболее известной экономической
школой, возникшей в середине 19 века и
получившей широкое распространение во
второй половине 19 и в 20 веке, был
марксизм.

Это направление
экономической теории было названо по
имени его основателя, Карла Маркса
(1818-1883). Он родился в Германии, в семье
адвоката, учился в Боннском и Берлинском
университетах, имел степень доктора
философии. Большую часть своей жизни
К.Маркс прожил в эмиграции, в Париже и
в Лондоне. Главным его трудом был
«Капитал», I том которого был издан
в 1867 году. II и III тома «Капитала»
были подготовлены к публикации Ф.Энгельсом
(1885, 1894), который был другом К.Маркса и
известным теоретиком марксизма.

В
своём экономическом учении К.Маркс
опирался на труды классиков политической
экономии. Вместе с тем он подверг критике
классическую экономическую теорию, во
многом дополнил и развил теоретические
положения А.Смита и Д.Рикардо. К. Маркс
создал всеохватывающую систему категорий
и законов капиталистической экономической
системы. В отличие от классиков он
показал преходящий характер этой
системы, выявил внутренние противоречия
капитализма, доказывал неизбежность
смены капитализма социализмом и
коммунизмом. Многие положения марксизма
подвергались и подвергаются критике,
но мало кто отрицает историческую роль
марксизма в развитии экономической
теории. В марксистской экономической
теории подчёркивается определяющая
роль социально-экономических отношений
в экономической системе. Непосредственным
предметом исследования поэтому выступают
производственные отношения — отношения,
складывающиеся между людьми по поводу
производства, распределения, обмена и
потребления благ. Основой производственных
отношений являются отношения собственности
на средства производства. От отношений
собственности зависит и организация
производства, и распределение, и богатство
разных общественных классов.
К.Маркс
развил трудовую
теорию стоимости.
Новым в теории стоимости было открытие
двойственного характера труда,
воплощённого в товаре. По Марксу
конкретным трудом создаётся потребительная
стоимость товара, а абстрактным трудом
— стоимость, а последняя лежит в основе
цены товара. Абстрактный труд — это труд
в физиологическом смысле, труд как
затраты физической и умственной энергии
вообще.

На
базе трудовой теории стоимости Марксом
была создана теория прибавочной
стоимости,
объясняющая главный источник прибыли
и показывающая механизм эксплуатации
наёмных работников собственниками
капитала. Источник прибыли — это
прибавочная стоимость, то есть стоимость,
созданная неоплаченным трудом рабочих.
Им были рассмотрены также законы
капиталистического общественного
воспроизводства, в частности, объяснено
происхождение циклических экономических
кризисов. Конечной причиной этих кризисов
является стихийный характер развития,
обусловленный господством частной
собственности на средства производства.
Но подлинный переворот им был совершён
в методе исследования. К.Маркс применил
диалектический метод в анализе
экономических процессов, тем самым был
создан метод материалистической
диалектики.

Во
второй половине 19 века наряду с марксизмом
возникает и развивается неоклассическая
экономическая теория.
Из всех её многочисленных представителей
наибольшую известность приобрёл
английский учёный Альфред Маршалл
(1842-1924). Он был профессором, заведующим
кафедрой политической экономии
Кембриджского университета. А.Маршалл
обобщил результаты новых экономических
исследований в фундаментальном труде
«Принципы экономической теории»
(1890).

В
своих работах А.Маршалл опирался как
на идеи классической теории, так и на
идеи маржинализма. Маржинализм
(от английского marginal — предельный,
крайний) — это течение в экономической
теории, возникшее во второй половине
19 века. Экономисты — маржиналисты в своих
исследованиях использовали предельные
величины, такие как предельная полезность
(полезность последней, дополнительной
единицы блага), предельная производительность
(продукция, произведённая последним
нанятым работником). Данные понятия
использовались ими в теории цены, теории
заработной платы и при объяснении многих
других экономических процессов и
явлений.

В
своей теории цены А.Маршалл опирается
на концепции спроса и предложения. Цена
блага определяется соотношением спроса
и предложения. В основе спроса на благо
лежат субъективные оценки предельной
полезности блага потребителями
(покупателями). В основе предложения
блага лежат издержки производства.
Производитель не может продавать по
цене, не покрывающей его затраты на
производство. Если классическая
экономическая теория рассматривала
формирование цен с позиций производителя,
то неоклассическая теория рассматривает
ценообразование и с позиций потребителя
(спрос), и с позиций производителя
(предложение). Неоклассическая
экономическая теория также, как и
классики, исходит из принципа экономического
либерализма, принципа свободной
конкуренции. Но в своих исследованиях
неоклассики больший акцент делают на
исследовании прикладных практических
проблем, в большей степени используют
количественный анализ и математику,
чем качественный (содержательный,
причинно-следственный). Наибольшее
внимание уделяется проблемам эффективного
использования ограниченных ресурсов
на микроэкономическом уровне, на уровне
предприятия и домашнего хозяйства.
Неоклассическая экономическая теория
является одной из основ многих направлений
современной экономической мысли.

Современная
экономическая теория — это совокупность
разных экономических школ и направлений,
распространённых в мире на рубеже 20 —
21 столетий. Условно можно выделить три
ведущих направления в современной
экономической теории: кейнсианство,
институционализм, монетаризм. Кейнсианство
как направление экономической теории
возникло в 30-е годы 20 столетия, в период
Великой депрессии, — мирового экономического
кризиса 1929-1933 гг. и последовавшей за ним
длительной депрессии. Название этого
направления связано с именем Джона
Мейнарда Кейнса (1883-1946), знаменитого
английского экономиста, государственного
деятеля и публициста. Он был выпускником
Кембриджского университета, учеником
А.Маршалла и А. Пигу. Главное произведение
Дж. М. Кейнса «Общая теория занятости,
процента и денег» впервые было издано
в 1936 г.

Кейнс и его
последователи основное внимание уделяли
анализу макроэкономических проблем.
Ими исследуются важнейшие макроэкономические
показатели и взаимосвязи между ними, в
частности, зависимость между инвестициями
и национальным доходом, между
государственными расходами и объёмом
национального производства, между
инфляцией и безработицей.

По существу,
Дж.М.Кейнс был основателем современной
макроэкономики. Новая макроэкономическая
школа критикует классическую и
неоклассическую экономическую теорию
за её игнорирование проблем кризисов,
безработицы и инфляции. Больше того,
кейнсианцы отказываются от таких
предпосылок прежней теории как отдельное
существование рынков товаров, труда и
денег, обязательное равенство сбережений
и инвестиций, гибкость цен, от принципа
laissez faire, то есть от принципа невмешательства
государства в экономику.

Рыночная экономика,
доказывает Кейнс, не может быть
саморегулируемой, она не может обеспечить
«эффективный спрос», достаточный
для того, чтобы полностью использовать
имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы
стимулировать совокупный спрос, а значит
и производство, необходимо государственное
регулирование экономики с помощью
бюджетно-финансовой и денежно-кредитной
политики. Например, в период экономического
спада правительство должно увеличивать
государственные расходы и снижать
налоги. В течение нескольких десятилетий
20 века, начиная с конца 30-х годов и до
середины 70-х, кейнсианство было
господствующим направлением, как в
теории, так и в экономической политике
развитых стран Запада.

Наряду
с кейнсианством, одним из наиболее
распространённых школ современной
экономической мысли является
институционализм.
Как направление, институционализм
возник на рубеже 19-20 вв. в США, с тех пор
он распространился по всему миру. Более
точное название институционализма —
институционально-социологическая
школа.
Особенностью институционализма
как течения экономической мысли является
использование для анализа экономических
явлений и процессов понятий «институция»
(обычай, заведённый порядок) и «институт»
(порядок, закреплённый в форме закона,
учреждения). Институты, являющиеся
частью экономики и влияющие на
экономическое поведение, — это и семья,
и государство, и нравственные нормы, и
право, и профсоюзы, и корпорации, и другие
социальные явления. Институционализм
рассматривает в теории не «экономического
человека», а разностороннюю личность.
Точно так же как и кейнсианство,
институционалисты отвергают предпосылку
о способности рыночной экономики к
саморегулированию. В рамках этого
направления разрабатываются концепции
современной экономической системы как
«постиндустриального», «информационного»
общества.

Одним
из наиболее известных современных
институционалистов является американский
экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (р. 1909).
Профессор Гарварда, государственный
деятель, посол в Индии, Гэлбрэйт известен
также и своими экономическими работами,
каждая из которых была бестселлером не
только в академических кругах, но и
среди образованной части публики вообще.
Одна из важнейших его работ — это «Новое
индустриальное общество» (1961). В
современной рыночной экономике, «новом
индустриальном обществе», по
терминологии Гэлбрейта, господствуют
крупные корпорации, выпускающие сложную
технику. А в корпорациях реальной властью
обладают не собственники, а «техноструктура».
Техноструктура
— этот слой специалистов по технологии,
управлению, финансам, учёные, конструкторы.
Техноструктура планирует работу
корпорации на годы вперёд. А планирование
в свою очередь требует стабильности.
При планировании производство и сбыт
осуществляется по плану, а роль
предпринимательства, конкуренции,
рыночной стихии сводится к минимуму,
если не исчезает совсем. Цели бизнеса
при этом изменяются. Техноструктура
мало заинтересована в максимизации
прибыли, она заинтересована в том, чтобы
компания стабильно развивалась, имела
прочное положение на рынке. Институционализм
во многом близок кейнсианству.

Монетаризм,
как одно из важнейших направлений
современной экономической мысли,
является противником и главным оппонентом
и кейнсианства, и институционализма.
Название направления происходит от
латинского «монета» — денежная
единица, деньги. Монетаризм возник в
США и стал распространяться в 50-60-е годы
20 века. Его главным идеологом является
Милтон Фридман (р. 1912), профессор Чикагского
университета, бывший советник американского
президента по экономическим вопросам.
Свои экономические взгляды он изложил
в нескольких работах, наиболее известной
из которых является «Капитализм и
свобода» (1962).

Важнейшей
особенностью монетаризма как экономической
школы является то, что его сторонники
главное внимание уделяют денежному
фактору, количеству денег в обращении.
Лозунг монетаристов: «Деньги имеют
значение» («Money matters»). По их мнению,
денежная масса оказывает решающее
влияние на экономическое развитие, от
темпов роста денежной массы зависит
рост национального дохода. Монетаризм
продолжает традиции классической и
неоклассической школ экономики. В своей
теории они опираются на такие положения
классиков как экономический либерализм,
минимальное вмешательство государства
в экономику, необходимость свободной
конкуренции, гибкость цен при изменении
спроса и предложения. Влияние монетаризма
в мире усилилось в 70-е — 80-е годы, когда
главными проблемами экономики стали
инфляция и дефицит бюджета. Возникновение
этих проблем монетаристы связывают с
теорией и практикой кейнсианства, с
государственным регулированием
экономики.

Вопросы для
самоконтроля:

1. Почему экономическая
теория – развивающаяся наука?

2.
Каковы исторические предпосылки
возникновения экономической теории?

3. Кто такие меркантилисты и физиократы?
В чём виделся им источник материального
богатства?

5. Назовите
представителей классической школы.
Каков их вклад в развитие экономической
науки?

6. Назовите наиболее
выдающихся представителей маржинализма
и сформулируйте суть их теории.

7.
Сформулируйте основной смысл современной
неоклассической, и кейнсианской теории.
В чём состоят их главные различия?

studfiles.net

Предмет «История экономики» — Мегаобучалка

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: «История экономики»

 

Вариант № 11

 

Выполнил: ст. гр. ЭКФ-15-1

А.С. Костомаров

Проверил: ст. преподаватель

кафедры АУФиК

П.А. Кислощаев

 

Чита 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ……………………………………………………………………….… 3

1 Предмет и задачи курса «История экономики» ………………………….… 4

1.1 Предмет «История экономики» ………………………………….…. 4

1.2 Методы экономического и исторического исследование

«Историей экономики» …………………………………………………….…… 6

1.3 Связь «Истории экономики» с другими экономическими

и историческими дисциплинами ………………………………………….….. 6

1.4 Функции и задачи «Истории экономики» ………………………..…. 7

1.5 Проблемы периодизации «Истории экономики».

Формационный, цивилизационный и другие подходы к её изучению ……… 7

2 Первобытнообщинное хозяйство …………………………………………….. 9

2.1 Первобытнообщинное хозяйство – этапы эволюции

и их особенности ……………………………………………………………….. 9

2.2 Цивилизация Шумер (Месопотамия) ………………………………. 12

2.3 Египет …………………………………………………………….…. 12

2.4 Китай …………………………………………………………………. 13

2.5 «Азиатский» способ производства ………………………………… 14

2.6 Древняя Греция ……………………………………………………… 16

3 Развитие экономической мысли в России …………………………………. 18

3.1 Основоположники экономического развития России, их

воззрения ……………………………………………………………………….. 18

Заключение ……………………………………………………………………… 27

Список используемых источников …………………………………………… 28

ВВЕДЕНИЕ

Почему одни страны богатые, а другие бедные? Этот на первый взгляд простой вопрос имеет непосредственное отношение к одной из наиболее сложных проблем современности, связанной с неравномерностью экономического развития. Неравномерность экономического развития явилась причиной того, что в истории имели место революции и государственные перевороты; того, что тоталитарные правительства и военные диктатуры лишали целые нации политической свободы, а каждого отдельного человека его личной свободы, а зачастую и жизни. Миллионы умерли без какой либо необходимости от голода, недоедания, болезней, но не потому, что еда или другие ресурсы были недоступны, а потому что они не могли быть предоставлены тем, кто в них нуждался. Разрыв в доходах между сравнительно небольшим числом зажиточных государств и подавляющим большинством бедных государств не только сохраняется, но и становится больше год от года.

Ситуация может показаться парадоксальной. Если некоторые страны богатые, а другие нет, то почему бы бедным не попробовать применять те же методы и политики, которые сделали богатые страны богатыми? В действительности такие попытки имели место, но без особого успеха. Проблема оказывается намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, не существует единого мнения по поводу того, какие факторы сыграли основную роль в росте доходов в богатых странах. Во-вторых, даже если существовала общая точка зрения на эту проблему, вряд ли можно было утверждать, что те же методы и политики дали бы те же результаты, будучи примененными в других географических, культурных, экономических и исторических условиях, соответствующих настоящему положению бедных стран.

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ КУРСА «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ»

Предмет «История экономики»

 

 

Существует несколько подходов к изучению истории экономики – к счастью они не взаимоисключающие. Исторический анализ может сфокусироваться, в отличие от других подходов, на истоках существующих в настоящий момент, отражающих неравномерный уровень развития стран. Конечно даже правильная диагностика истоков проблемы сама по себе не может гарантировать эффективное ее решение, но без такой диагностики можно вряд ли надеется, что эта проблема будет вообще решена. Во-вторых, фокусируя внимание исследователя на примерах роста и спада из прошлого, исторический подход изолирует сами фундаментальные основы экономического развития от вопросов, связанных с эффективностью или желательностью применения той или иной политики для решения текущих экономических проблем. Другими словами, обращение к историческому анализу помогает сохранить объективность и ясность мысли.

Государственные деятели при формировании государственной политики, зачастую недостаточно серьезно относятся к потенциалу исторического подхода, объясняя это тем, что современная ситуация уникальна и поэтому результаты исторического анализа вряд ли могут быть полезны для решения текущих проблем. Подобное отношение к историческому подходу есть пример двойного заблуждения. Во – первых, те, кто ничего не знают о прошлом, не способны делать о нем какие-либо обобщения. Во – вторых, подобное отношение косвенно отрицает единообразие природы, включая человеческое поведение и поведение социальных институтов – предпосылка на которой базируется все научное исследование. Подобные взгляды объясняют то, насколько просто, без исторической перспективы, перепутать симптомы проблемы с ее причинами.

Существует много причин для того, чтобы изучать историю экономики для решения конкретных современных практических проблем. Исследуя развитие человеческой цивилизации с древнейших времен до наших дней большое внимание уделено «урокам истории». Несмотря на то, что некоторые историки считают, что их задача состоит в том, чтобы позволить «фактам говорить за себя», все же «факты» лишь являются ответами на конкретные вопросы, поставленные исследователем. Но перед тем как мы перейдем непосредственно к историческому повествованию, необходимо определить, что же конкретно является предметом изучения истории экономики.

Предметом истории экономики является изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи. История экономики относится к числу общеобразовательных дисциплин и способствует созданию основы для более глубокого усвоения курсов экономической теории, мировой экономики, экономики зарубежных стран и истории экономических учений.

Экономическая история выделилась в самостоятельную науку во второй половине Х1Х-ХХ вв. Структурно в истории экономики можно выделить три части:

— экономическую историю отдельных стран и регионов;

— историю народного хозяйства;

— историю экономической мысли.

Изучение истории экономики не сводится к чисто механическому запоминанию событий. Выделение и изучение тех или иных фактов и дат, осуществляется потому, что они представляют собой наиболее важные вехи глобального экономического развития.

1.2 Методы экономического и исторического исследования использу­ются историей экономики?

 

 

В арсенале методов, которыми пользуется история экономики, присут­ствуют как общенаучные методы познания: диалектический, логический, описательный, так и специальные: исторические, экономические, математи­ческие и др.

Источниками данных об экономическом развитии могут служить:

— археологические раскопки;

— данные переписи населения;

— тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, зако­нов:

— результаты научных исследований выдающихся ученых историков и экономистов:

— статистические данные наблюдений, характеризующие динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира:

— результаты проведения экономических реформ в различных странах на определенных этапах экономического развития и др.

1.3 Связь истории экономики с другими экономическими и историческим­и дисциплинами

 

 

История экономики тесно связана с экономическими и с историческими дисциплинами, однако она имеет свой собственный предмет изучения. История экономики – наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин, истории и экономики. Однако, исторические дисциплины не придают большого значения экономическим законам, а экономические, в свою очередь, примерно также относятся к истории. История, как научная дисциплина, преимущественно изучает хронологию важнейших событий, а также пытается выявить причинно — следственные связи между этими событиями. Экономика, как наука, изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между людьми, возникающие в процессе производства. История же экономики изучает экономическое развитие в исторической перспективе.

megaobuchalka.ru

4 интересные историй связанные с экономикой

Все мы слышали об экономике и прекрасно понимаем, что именно от того, как она устроена, зависит наш уровень жизни.

Главы государств выбирают разные стратегии для ведения экономики в своих странах, и есть много интересных историй, связанных с этим направлением, которые происходили в 20 и 21 веке.

В этой статье мы собрали 4 интересные историй связанные с экономикой. Порой, некоторые действия и доводы богатых людей поражают. Они делают громкие заявления, принимают абсурдные законы, действуют безграмотно и выводы об их поступках, потом ещё долго публикуются аналитиками.

Интересное из мира экономики

Умные люди постоянно заставляют задуматься и посмотреть на мир другими глазами. Отличной тому пример убеждение Гарри Трумэна, который считал экспертами тех людей, которые больше не пытаются получить новые знания.

Как только они продолжают обучение, их статус меняется. Но это ещё не самое интересное:

  1. Экономический ход Рейгана. Вы должны знать этого человека, ведь в 1981 году он занял кресло президента США. До этого он был актером и губернатором Калифорнии. О его убеждениях до сих пор рассуждают многие, ведь он решил серьезную проблему, а его методика работала на протяжении нескольких следующих десятилетий.

    Он делал всё, чтобы увеличить производство материальных ценностей. Рейган был уверен, что за счет этого он заставит богатых людей тратить большие деньги и создавать новые рабочие места. Чтобы люди активнее трудились, он урезал им пособия по безработице. Интересно получается, ведь, по сути, он сделал богатых ещё богаче, а бедных ещё беднее.

  2. Заявление Кэмерона. Не так давно, в 2011 году премьер-министр Великобритании заявил, что его соотечественники должны погасить все задолженности по кредитным картам. Наверняка, он сделал это, недодумав, так как подкованные в экономике эксперты сулили серьезные проблемы в этом случае.

    Если бы люди начали снижать свои расходы и старались бы больше выплачивать кредиты, спрос в великобританской экономике пошел бы на убыль. Советники премьера быстро убедили его в глупости слов и заставили публично вернуть свои слова. Видимо, Кэмерон забыл, что расход одного человека, это доход другого, так устроена экономика.

  3. Кому хорошо живется? Ещё в 2010 году было проведено исследование, по которому выяснили, что Монако являлась самой богатейшей страной. На душу населения приходилось почти 200 000 долларов. Второе место по уровню среднего заработка занимал Лихтенштейн (около 135 000$).

    В Норвегии почти 85 000$, в соединенных штатах 45 000, а в Великобритании 30 000$. Интересно, что при рассмотрении мировых масштабах выясняется – каждый пятый землянин тратил около 1.25$ в сутки (в год выходит 456$).

    Смешные деньги, на которые сложно представить жизнь современного человека. А получились такие расчеты, так как общие данные объединили с беднейшими странами (Конго, Бурунди, Либерия и т.д.).

  4. Деньги – это счастье. В России большая часть населения несчастны, если считать, что деньги являются главным фактором счастливой жизни. На самом же деле, большинство существует, не обладая серьезными материальными благами, и считает, что есть масса других ценностей. 

    Все смотрели фильм «Матрица», где группа людей пытались бороться со злом и перемещались в «нашу реальность». Людей не беспокоило это, они были счастливы, решали свои проблемы, растили детей, в то время как Нео сражался с агентами. Точно также живем и мы, не обращая внимания на действия людей стоящих «У руля».

С экономикой связана жизнь каждого человека на нашей планете. Даже если переехать жить в лес и изолироваться от общества, всё равно остаются связи. Ведь если бы экономика рушилась или наоборот прогрессивно развивалась, то в стране могли не остаться свободных мест для одиночек.

Возможно, решить экономические проблемы в стране мы и не можем, но мы всегда можем начать со своего бюджета.
Разумная экономия – положительное влияние на свое финансовое состояние.

Разные события, статистические данные и замечания людей, чья деятельность связана с экономикой, подталкивают к новым мыслям. Очередная пища для мозга, которой можно подпитывать свои знания и ещё раз пересмотреть свое мнение, в мире полно стереотипов и распространенных заблуждений.

Вам также будет интересно:
— Что такое мировые резервные валюты?
— Советы по выживанию в кризис
— Лучшие фильмы для инвестора

workion.ru

Лекции по истории экономики

ТЕКСТ ЛЕКЦИЙ ПО КУСУ «История экономики»

Тема 1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИКИ.

1.
Предмет истории экономики.

Почему одни страны богатые, а другие бедные ? Этот на первый взгляд простой вопрос имеет непосредственное отношение к одной из наиболее сложных проблем современности, связанной с неравномерностью экономического развития. Неравномерность экономического развития явилась причиной того, что в истории имели место революции и государственные перевороты; того, что тоталитарные правительства и военные диктатуры лишали целые нации политической свободы, а каждого отдельного человека его личной свободы, а зачастую и жизни. Миллроны умерли без какой либо необходимости от голода, недоедания, болезней, но не потому, что еда или другие ресурсы были недоступны, а потому что они не могли быть предоставлены тем, кто в них нуждался. Разрыв в доходах между сравнительно небольшим числом зажиточных государств и подавляющим большинством бедных государств не только сохраняется, но и становится больше год от года.

Ситуация может показаться парадоксальной. Если некоторые страны богатые, а другие нет, то почему бы бедным не попробовать применять те же методы и политики, которые сделали богатые страны богатыми? В действительности такие попытки имели место, но без особого успеха. Проблема оказывается намного сложнее, чем это может показаться на первый взгляд. Во-первых, не существует единого мнения по поводу того, какие факторы сыграли основную роль в росте доходов в богатых странах. Во-вторых, даже если существовала общая точка зрения на эту проблему, вряд ли можно было утверждать, что те же методы и политики дали бы те же результаты, будучи примененныеми в других географических, культурных, экономических и исторических условияъ, соответствующих настоящему положения бедных стран.

Существует несколько подходов к изучению истории экономики – к счастью они не взаимоисключающие. Исторический анализ может сфокусироваться, в отличие от других подходов, на истоках существующих в настоящий момент, отражающих неравномерный уровень развития стран. Конечно даже правильная диагностика истоков проблемы сама по себе не может гарантировать эффективное ее решение, но без такой диагностики можно вряд ли надеется, что эта проблема будет вообще решена. Во-вторых, фокусируя внимание исследователя на примерах роста и спада из прошлого, исторический подход изолирует сами фундаментальные основы экономического развития от вопросов, связанных с эффективностью или желательностью применения той или иной политики для решения текущих экономических проблем. Другими словами, обращение к историческому анализу помогает сохранить объективность и ясность мысли.

Государственные деятели при формировании государственной политики, зачастую недостаточно серьезно относятся к потенциалу исторического подхода, объясняя это тем, что современная ситуация уникальна и поэтому результаты исторического анализа вряд ли могут быть полезны для решения текущих проблем. Подобное отношение к историческому подходу есть пример двойного заблуждения. Во –первых, те, кто ничего не знают о прошлом, не способны делать о нем какре-либо обобщения. Во-вторых, подобное отношение косвенно отрицает единообразие природы, включая человеческое поведение и поведение социальных институтов – предпосылка на которой базируется все научное исследование. Подобные взгляды объясняют то, насколько просто, без исторической перспективы, перепутать симптомы проблемы с ее причинами.

Существует много причин для того, чтобы изучать историю экономики для решения конкретных современных практических проблем. Исследуя развитие человеческой цивилизации с древнейших времен до наших дней большое внимание уделено «урокам истории». Несмотря на то, что некоторые историки считают, что их задача состоит в том, чтобы позволить «фактам говорить за себя», все же «факты» лишь являются ответами на конкретные вопросы, поставленные исследователем. Но перед тем как мы перейдем непосредственно к историческому повествованию, необходимо определить, что же конкретно является предметом изучения истории экономики.

Предметом истории экономики является изучение процесса исторического развития конкретных форм общественного производства на примере отдельных стран в различные эпохи
. История экономики относится к числу общеобразовательных дисциплин и способствует созданию основы для более глубокого усвоения курсов экономической теории, мировой экономики, экономики зарубежных стран и истории экономических учений.

Экономическая история выделилась в самостоятельную науку во второй половине Х1Х-ХХ вв. Структурно в истории экономики можно выделить три части:

1) экономическую историю отдельных стран и регионов;

2) историю народного хозяйства;

3) историю экономической мысли.

Изучение истории экономики не сводится к чисто механическому запоминанию событий. Выделение и изучение тех или иных фактов и дат, осуществляется потому, что они представляют собой наиболее важные вехи глобального экономического развития.

2. Методы экономического и исторического исследования используются историей экономики?

В арсенале методов, которыми пользуется история экономики, присутствуют как общенаучные методы познания: диалектический,логический, описательный, так и специальные: исторические, экономические, математические и др.

Источниками данных об экономическом развитии могут служить:

— архиологические раскопки;

— данные переписи населения;

— тексты сохранившихся в архивах рукописей, постановлений, законов:

— результаты научных исследований выдающихся ученых историков и экономистов:

— статистические данные наблюдений, характеризующие динамику экономического развития отдельных отраслей и стран мира:

— результаты проведения экономических реформ в различных странах на определенных этапах экономического развития и др.

3.Связь истории экономики с другими экономическими и историческими дисциплинами;

История экономики тесно связана с экномическими и с историческими дисциплинами, однако она имеет свой собственный предмет изучения. История экономики – наука пограничная, она находится на стыке двух дисциплин, истории и экономики. Однако, исторические дисциплины не придают большого значения экономическим законам, а экономические, в свою очередь, примерно также относятся к истории. История, как научная дисциплина, преимущественно изучает хронология важнейших событий, а также пытается выявить причинно — следственные связи между этими событиями. Экономика, как наука, изучает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, а также отношения между людьми, возникающие в процесс производства. История же экономики изучает экономическое развитие в исторической перспективе.

4.
Функции и задачи истории экономики.

Среди функций истории экономики необходимо рассмотреть такие как:

— мировоззреческую

— познавательную

— прогностическую

— культурную

— практическую

Задачи курса история экономики сводятся кследующему :

1. рассмотрение эволюции форм общественного производства;

2. изучение экономического развития стран и регионов в различные периоды времени;

3. анализ альтернативности развития экономики;

4. аккумуляция хозяйственного опыта и определение направлений экономического развития.

5. Проблемы периодизации истории экономики, формационный , цивилизационный и другие подходы к ее изучению

Существуют различные точки зрения на понимание исторического процесса. Одна из них проводит идею универсальности историчяеских закономерностей и основных этапов, через которые прошло человечество в своем развитии. Другой подход отрицает закономерности в историческом развитии различных стран и регионов. Существует великое множество подходов к периодизации истории экономического развития, т.е. к делению истории экономики на отдельные периоды. Признавая за каждой из научных школ право на периодизацию, история экономики собирает, описывает и систематизирует исторические факты, события, явления экономической жизни, а затем объединяет их в единую картину хозяйственного развития и выводит общие закономерности, которые подтверждают, что законы экономического развития имеют форму проявления в виде общей тенденции.

В зависимости от того, что именно берется за основу периодизации, следует выделить следующие основные критерии:

— формационный подход

— цивилизационный подход

— классовая структура общества

— развитие обмена

— технологический подход.

Количество вариантов каждого из этих подходов за счет комбинирования основ классификации может быть достаточно много, поскольку реальная экономика представляет большое многообразие элементов в общей картине человеческой жизнедеятельности.

Формационный подход выдержал множество проверок и критики, данная концепция является методологически добротно сработной периодизацией история экономики, которая дает возможность исследовать социально-экономический прогресс на глобальном уровне. Для анализа истории развития человеческого общества и понимания материальных и социальных источников прогресса формационный подход может использоваться, однако для характеристики современной структуры мирового хозяйтсва, формационный подход неприемлем.

Цивилизационный подход имеет свою солидную научную аргументацию и большое число стронников, которые рассматривают исторический процесс, как смену цивилизаций.

Тема 2. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ РАЗВИТИЯ ПЕРВОБЫТНООБЩИННОГО, РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОГО И ФЕОДАЛЬНОГО СПОСОБОВ ПРОИЗВОДСТВА.

1.
Наследство оставленное человечеству первобытной экономикой

В целом эпоха существования первобытной экономики характеризуется очень низким уровнем развития производительным сил, крайне медленным их совершенствованием, коллективным характером присвоения готовых продуктов природы и результатов производства, отсутствием эксплуатации классового деления, отсутсвием государства.

mirznanii.com