Иерархия нормативно правовых актов и место закона в ней – 4.Иерархия нормативных правовых актов.

Содержание

4.Иерархия нормативных правовых актов.

Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения.

В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Конституция РФОн определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Московская дума Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Законы субъектов РФ стопка законов Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно — правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

studfiles.net

иерархическая структура нормативных актов

Нормативно — правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.

НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.

НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .

В совокупности нормативно — правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.

В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.

Иерархическая структура НПА

Конституция РФ

Это основной закон государства.

Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.

Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).

Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.

Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.

Федеральные Конституционные законы

Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.

Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.

Такой Федеральный конституционный закон «О чрезвычайном положении» № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.

Федеральные законы

Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других ). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).

К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.

Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)

Акты Президента

Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.

Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.

Акты Правительства

Правительство может издавать постановления и распоряжения.

Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.

Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.

Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека

Ведомственные Акты

Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.

Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.

Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Вам может понадобиться информация из ментальной карты «Права потребителей», в которой рассказано об ответственности продавца или исполнителя

Или узнайте ЗДЕСЬ, как осуществляется продажа товара через интернет-магазины

Корпоративные акты

Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.

Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.

Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).

Иерархическую структуру имеют и нормативно — правовые акты субъектов РФ

Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.

Конституции и Уставы субъектов РФ

Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.

Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.

Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.

В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно — правовых документов

Законы субъектов РФ

Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.

Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.

Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.

Акты органов местного самоуправления

Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.

Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.

Помимо установленной иерархии нормативно — правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.

legalmap.ru

Иерархия нормативно-правовых актов — урок. Обществознание, 9 класс.

В ходе правотворчества происходит создание новых правовых источников, которые являются законами или подзаконными актами.

Закон — это нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принятый на основании и во исполнение Конституции России в определённом процедурном порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения.

Обрати внимание!

Наивысшей юридической силой обладает только основной закон России — Конституция Российской Федерации. Ни один закон или подзаконный акт не может ей противоречить. В части, противоречащей Конституции Российской Федерации, ни один закон или подзаконный акт действовать не будет, а будет действовать Конституция Российской Федерации.

 

Помимо конституционных и обыкновенных законы можно классифицировать на федеральные и законы субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон обязателен к исполнению на всей территории России. Он принимается законодательной властью РФ и не может противоречить Конституции.
Одним из наисущественнейших федеральных нормативно-правовых актов является кодекс.

Кодекс (лат. codex — книга, пень) — единый  закон, объединяющий и систематизирующий нормы права, относящиеся к одной отрасли права.

Сейчас в России действуют \(19\) кодексов, регулирующих отрасли права. Наиболее часто применяемые кодексы — кодексы профилирующих отраслей права.
Законы субъектов РФ принимаются законодательной властью этих субъектов, действуют только на территории этих субъектов и не могут противоречить не только Конституции РФ, но и Конституции соответствующего субъекта Российской Федерации, а также Федеральному закону России. Так проявляется иерархия нормативно-правовых актов.

Иерархия нормативно-правовых актов (иерархия права) — это классификация источников права по их юридической силе и месту в общей системе права.

Подзаконные акты являются наиболее существенной массой права, принимаются на основании и во исполнение законов.

Подзаконный акт — это нормативно-правовой акт, издаваемый в соответствии с законом компетентным органом, направленный на исполнение и развитие закона, обладающий меньшей юридической силой.

К подзаконным актам относятся:

  1. указы Президента, которые не могут противоречить Конституции и федеральным законам.
  2. Постановления и распоряжения правительства, которые не могут противоречить не только Конституции РФ и законам РФ, но и указам Президента. В противном случае Президент имеет право отменить постановление или распоряжение Правительства.
  3. Приказы, инструкции, распоряжения и иные нормативные акты министерств и ведомств. Эти источники права не могут противоречить всем вышеперечисленным нормативно-правовым актам.
  4. Распоряжения и решения местных органов власти являются локальными, то есть действуют только в границах власти этих органов. Разумеется, они не могут противоречить всем вышеперечисленным источникам права.

Обрати внимание!

Президент издаёт не только указы, но и распоряжения. Распоряжения Президента не содержат норм права и к источникам права не относятся.

Иерархия нормативно-правовых актов (по юридической силе)

 

Законы

Подзаконные нормативно-правовые акты

Конституция РФУказы Президента РФ
Федеральные конституционные законыПостановления Правительства РФ
Федеральные законы РФПриказы, инструкции министерств и ведомств РФ
Законы субъектов РФРешения и постановления органов исполнительной власти на местах
 Локальные приказы, распоряжения и т. п. отдельных учреждений, организаций и т. п.

 

www.yaklass.ru

Иерархия нормативно-правовых актов РФ :: BusinessMan.ru

Государственная власть в современной России во многом основана на праве, как основном регуляторе общественных отношений. Данный подход является новинкой, потому что территория РФ большую часть своей истории провела под флагами монархических и республиканско-тоталитарных государств. Как мы понимаем, централизация власти в подобных странах достаточно велика, а вот роль права незначительна. Таким образом, современная правовая система России является огромным шагом вперёд на пути к достижению совершенного демократического строя.

Анализируя созданную правовую систему этого государства, необходимо подчеркнуть большую роль нормативных актов. Они не только упорядочивают и регулируют общественные отношения, но также позволяют целостно и эффективно реализовать нормы права в реальной жизни. Подобная значимость нормативных актов существует благодаря жёсткой иерархии, в которой они находятся. Именно об иерархии правовых актов, а также общих положениях правовой системы пойдёт речь далее в статье.

Понятие правовой системы

Иерархия нормативно-правовых актов напрямую зависит от правовой системы, которая является сложной социально-политической структурой. Её понятие трактуется по-разному многими учёными, однако существует наиболее «классическая» дефиниция. Правовая система – это совокупность трёх основных и очень важных элементов: правовой культуры, системы права и процесса правореализации. Иерархия нормативно-правовых актов во многом зависит от каждого элемента системы, потому что эти две категории взаимодополняют друг друга. Во-первых, нормативные акты являются одним из источников права в государстве, во-вторых, правовая система обеспечивает иерархию НПА путём правореализации и повышения правовой культуры общества. Таким образом, мы говорим о непрерывном процессе, который действует постоянно. Иерархия нормативно-правовых актов РФ напрямую связана с правовой системой этого государства, о которой будет рассказано более подробно далее в статье.

Правовая система Российской Федерации

Правовая система РФ имеет несколько более специфическую структуру, чем та, которая была представлена выше. Прежде всего, в неё входит не только национальная система юридических норм, но также обязательства международно-правовой России перед зарубежными государствами. Структура также дополняется уровнем правовой культуры населения и сформированной юридической практикой. Иерархия нормативно-правовых актов РФ выстроена от существующей конституции, демократического режима, а также некоторых исторических аспектов. Именно иерархичность структуры позволяет эффективно использовать всю правовую систему государства в повседневной жизни. Более того, структурированность норм помогает гражданам глубже осознавать и понимать суть юридической деятельности, а также пользоваться своими свободами.

История формирования современной правовой системы в РФ

Современная правовая система России начала свое формировании в 1980-х годах. Ещё в 1978 году были созданы поправки к Конституции РСФСР, которые утверждали принципы многопартийности, плюрализма, разделения властей, свободы предпринимательской деятельности и частной собственности. Однако приведены в действие они были только в 1990 году с принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР. Правовая система также была дополнена принятой Декларацией прав и свобод человека и гражданина. Политическая история этой страны существенно повлияла на структуру и жизнеспособность права. С момента становления РФ как самостоятельного государства стали появляться необходимые на тот момент источники права. Иерархия нормативных правовых актов также стала развиваться с появлением демократического режима в РФ. Потраченные усилия на воссоздание государства не прошли даром. Сегодня Российская Федерация является достаточно мощной политической и экономической державой, которая действует согласно Конституции РФ 1993 года.

Что такое иерархия НПА?

Иерархия нормативно-правовых актов это жёсткая структура, которая основывается на юридической силе актов государственной власти. Существуют и другие критерии построения иерархии. Но в Российской Федерации юридическая сила является основным фактором построения структуры. При этом существует несколько направлений построения структурированной системы НПА. Различие состоит в том, что одно направление берт за основу по большей части территориальный и ведомственный принцип деления нормативных актов, а другой – юридическую силу в зависимости от принципа разделения властей и существующих органов в государстве. Немаловажную роль играет исторический процесс развития государства. Например, иерархия нормативно-правовых актов РБ (Республики Беларусь) существенно отличается от Российской. Этот факт по большей части зависит от тех политических процессов, которые происходили в Беларуси после распада СССР.

Нормативно-правовой акт. Понятие, виды, иерархия

Итак, учитывая все вышеприведённые аспекты, можно выделить два направления, согласно которым строится иерархия нормативно-правовых актов в России, а именно:

  1. Вертикальное – это способ распространения норм права и систематизации НПА от Конституции РФ до отдельно взятых государственных ведомств. Помимо этого, существует территориальный принцип, который формирует суть вертикального направления. Согласно ему, все нормативные акты делятся на федеральные (действуют на территории всего государства) и региональные.
  2. Горизонтальное, когда акты равны по своей юридической силе, но имеют совершенно разный приоритет в момент применения. Подобное случается, когда два нормативных акта субъекта Российской Федерации равной юридической силы, но их применение ограничено территориями регионов. Другая ситуация возможна с федеральными законами. Каждый из них наделён равной юридической силой без исключения, однако тот или иной закон применим в отдельной юридической сфере. Наглядно описанное различие прослеживает между процессуальными и материальными актами.

Таким образом, иерархия нормативных правовых актов в государстве существует за счёт таких факторов: их юридической силы, отраслевого и территориального деления, а также общего регулятора правовой системы – конституции. Каждый уровень системы НПА несет уникальное значение для государства и общества, о чём будет сказано далее. Необходимо также разбираться в дефиниции самого термина «нормативно-правовой акт». На сегодняшний день в теории государства и права это понятие расшифровывается следующим образом, а именно: установленной формы документ, официального характера, который имеет правовую природу. Другими словами, НПА – это способ регулирования общества посредством норм права.

Конституция Российской Федерации

Юридическая сила нормативных, правовых актов, иерархия которых строится на этом принципе, является полностью исходным материалом от основного государственного закона – конституции. Этот документ включает в себя ключевые принципы и факторы построения всего правового полиса России. Именно в конституции закреплены основные права и свободы человека, соответствующие мировым стандартам, особенности разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, полномочия и сфера деятельности центральных органов власти. Российская Конституция состоит из двух разделов и преамбулы. В первом содержатся ключевые нормы, другими словами — тело конституции, а раздел второй – это переходные и заключительные положения. При детальном анализе основного закона РФ можно выделить следующие конституционные принципы государственного управления:

  1. Демократизм в государстве как основной политический режим власти. Богатый опыт России показал, что тоталитаризм не достигает тех целей, которых могло бы добиться государство со столь великим потенциалом. Поэтому в XXI веке решили «попробовать» что-то новое, а именно демократию. Нужно отметить, этот выбор пока что оправдал абсолютно все надежды.
  2. РФ – это очень большая страна. Чтобы обеспечить грамотный процесс регулирования, в конституцию внесли принцип федерального устройства территории страны.
  3. Верховенство права и законность живут благодаря принципу правового государства.
  4. Принцип социального государства гласит о том, что вся политика органов власти направлена, прежде всего, на повышение благополучия граждан и их уровня жизни.
  5. Наивысшей ценностью в государстве является человек и его жизнь, что проявляется в принципе гуманизма.
  6. Форма правления в России – республиканская.
  7. Религия полностью отделена от власти. Ни одна религиозная конфессия не имеет влияния на органы исполнительной, судебной или законодательной власти, а также права издавать нормативные акты или каким-либо образом влиять на социальную жизнь людей.

Разделение власти

Иерархия в системе нормативных правовых актов во многом зависит от принципа разделения властей. Во-первых, законодательные органы издают наиболее важные НПА, имеющие наибольшую юридическую силу на всей территории России. Исполнительные органы также наделены правом выдавать определённого рода НПА, которые действуют исключительно в сфере работы того или иного ведомства. Что касается судебных органов, то они не выдают нормативные акты, но имеют право толковать суть федеральных законов и конституционных норм, если возникла проблема в процессе правоприменения. Большую роль играют международно-правовые акты. Если они санкционированы соответствующими органами власти и не противоречат существующей Конституции РФ, то их нормы имеют приоритет перед другими нормативными актами государства.

Вторая ступень иерархии – федеральные законы

Законы являются вторым «звеном», на основе которого строится иерархия нормативно-правовых актов Российской Федерации. Это ключевые НПА в системе общественного регулирования. Они издаются исключительно законодательными органами России. Предметом регулирования может быть практически любой вопрос федерального или территориального значения. Законы всегда обязательны для исполнения во всей РФ. Они наделены высшей юридической силой. Все остальные государственные акты должны отвечать законам и не противоречить им. Ответственность за нарушение федеральных законов возможно только в том случае, если она прописана в них самих либо регламентирована иными нормативными актами. Таким образом, иерархия федеральных нормативных правовых актов возглавляется конституцией, а ключевую роль играют законы. Следует также отметить ряд вопросов, которые чаще всего становятся предметом законодательного регулирования, например:

  • Изменение, принятие и соблюдение Конституции РФ и законов государства.
  • Территориальное и федеральное устройство России.
  • Нормативное регулирование в сфере обеспечения и защиты прав и свобод человека, гражданина.
  • Обеспечение государственной безопасности и правопорядка на территории страны.
  • Регулирование деятельности системы органов государственной власти (исполнительных, законодательных, судебных, отдельных служб и ведомств).
  • Организация и контроль за экономической деятельностью и финансовым положением державы.
  • Внешнеполитическая деятельность РФ.

Это неполный список всех вопросов, которые могут быть предметом рассмотрения законодательного регулирования в России. С каждым годом социально-политические отношения приобретают все новый и новый характер, что ведёт к изменению приоритетов в органах власти.

Акты президента России

Иерархия подзаконных нормативно-правовых актов возглавляется указами и распоряжениями президента РФ. Данные документы не могут противоречить федеральным законам и Конституции. Основным предметом НПА президента являются вопросы ведения федерации, другими словами, сфера управления страной. Как и законы, они обязательны для применения на территории всей Российской Федерации без исключения. В конституции описаны следующие НПА, издаваемые президентом: указы и распоряжения. Хотя особых отличий в них нет, учёные-правоведы разделяют данные термины следующим образом:

  • Указами называются решения президента России нормативного характера. Как правило, они многократного или постоянного действия. Также решениями называются документы, которыми освобождаются или назначаются лица на государственные должности, даётся политическое убежище, присваиваются государственные награды, чины, почётные звания и т. п.
  • Распоряжения – это президентские решения, имеющие оперативный характер. Они не могут содержать нормативные предписания. Чаще всего предметом является работа Администрации президента РФ.

Президентские акты во многом дополняют законодательство России, потому что их издание происходит намного динамичнее, хотя количество вопросов регулирования значительно уже, чем у федеральных законов. Тут прослеживается главный принцип института президентства – сугубо управленческий характер.

Правительственные НПА

Согласно компетенции правительства России, нормативно-правовые акты данного органа могут выдаваться по ряду чётко выделенных вопросов:

  • Для разработки федерального бюджета.
  • Проведения кредитной и финансовой политики.
  • С целью проведения политических программ в области культуры.
  • Реализация мер по обеспечению неприкосновенности границ, правопорядка, законности, борьбы с преступностью и т. п.

Помимо представленного списка, именно правительство отвечает за реализацию конституционных норм и федеральных законов. Иерархия соподчинения нормативно-правовых актов в РФ наглядно прослеживается во взаимосвязи законов и подзаконных актов правительства. Благодаря последним, законодательство реализуется в повседневной жизни граждан, проще говоря, нормы права действуют должным образом. Нормативные акты правительства имеют две основные формы:

  • Постановления – акты многократного действия, нормативного характера, действующие на неограниченное количество лиц.
  • Распоряжения – акты ненормативного характера.

Юридическая сила нормативных правовых актов, иерархия которых основана на вертикальном подчинении, имеет немаловажное значение в процессе издания распоряжений и постановлений правительства России. Они не могут противоречить указам президента, законам и конституции, иначе их действие прекращается. Таким образом, акты правительства Российской Федерации имеют меньшую юридическую силу в сравнении с иными федеральными документами. Но они наделены приоритетом перед ведомственными и территориальными нормативными актами.

Ведомственные НПА

Ведомственные акты издаются отдельными министерствами или иными органами исполнительной власти. Они регулируют отношения по определённым вопросам и в отдельной сфере. Стоит отметить, что круг лиц, на который распространено действие ведомственных актов, строго определён, поэтому сфера их правореализации достаточно узкая. Эти документы издаются для организации деятельности политической программы определённого вида. Акты вступают в действие лишь после прохождения регистрации в органах Министерства Юстиции Российской Федерации. Этот этап является ключевым, потому что акты проходят строгую проверку, прежде чем их допускают к действию и фактическому регулированию тех отношений, для которых они созданы. Структурные подразделения органов исполнительной власти не могут издавать ведомственные акты. Что касается видов ведомственных актов, то на сегодняшний день выделяют следующие: приказы, постановления, распоряжения, правила и инструкции.

Нормативные акты субъектов Российской Федерации

Акты субъектов РФ выдаются исключительно по вопросам, возникающим в процессе территориального управления тем или иным регионом. Они не могут противоречить федеральным законам или конституции. Подобные акты не являются новыми в современной России. Территориальные органы активно используют «собственные» акты для более эффективной организации власти на местах. Их юридическая сила ограничена исключительно территорией субъекта РФ. К основным видам подобных актов относятся законы субъектов федерации, региональные подзаконные акты и НПА органов местного самоуправления. Нужно отметить тот факт, что иерархия нормативных правовых актов в РК (Республики Казахстан) на территориальном уровне сильно схожа с Российской, хотя в некоторых вопросах прослеживаются незначительные различия.

В заключение нужно отметить, что существующая система НПА в России доказала свою эффективность и целесообразность в процессе управления государством. Иерархию нормативно-правовых актов а России возглавляет конституция, что во многом подчёркивает главенствующую роль принципов демократизма и законности в стране.

businessman.ru

§ 1. Понятие и значение иерархии нормативных правовых актов

Нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нём выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, её интересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений2.

При применении на практике норм действующего законодательства, наряду с правилами разграничения предписаний нормативных документов по отраслям права, к которым они относятся, следует учитывать, что все нормативные акты действуют в системе определенной иерархической соподчиненности друг другу. Градация соответствующих актов по значимости и статусу и определяет силу действия их предписаний в сравнении с иными нормативными актами.

Для определения соподчиненности и согласованности правовых норм в юриспруденции используется термин «иерархия».

Большая Советская энциклопедия определяет понятие «иерархии» как расположение частей или элементов целого в порядке от высшего к низшему. Термин «иерархия», был введён не ранее 2-й половины 5 в. Дионисием Псевдо-Ареопагитом в трактатах «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии» и до 19 в. употреблялся для характеристики организации христианской церкви. В науке понятие иерархии стало разрабатываться со 2-й половины 19 в.3

С появлением в XX в. общей теории систем понятие иерархии стало применяться для описания любых системных объектов.

Сегодня данный термин широко применяется в различных областях современной науки, в том числе и в юриспруденции. В литературе справедливо обращено внимание на то, что «вертикальные» ас­пекты получают свое самостоятельное освещение и разработку в юридической науке4.

Как отмечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский, вертикальная иерархия призвана дать ответы на вопросы о том, на каком именно уровне должен быть принят соответствующий акт, и к какому именно виду этот акт относится. Горизонтальная иерархия дает ответ на вопрос об относительном приоритете норм, которые находятся на одной и той же ступени вертикальной иерархии5.

Прежде всего, следует обратить внимание на то, что в науке о государстве и праве термин «иерархия» широко используется для изучения организационных принципов построения государственной власти.

В системе ветвей государственной власти принцип иерархического построения наиболее ярко проявляется в подсистеме исполнительных органов. Принцип иерархичности системы управления во все времена являлся одним из организационных принципов государственного управления6.

Возможности иерархического построения отнюдь не ограничиваются вопросами внутренней организации государственного аппарата. Рассматриваемый термин весьма широко используется при характеристике ши­рокой палитры иных государственно-правовых явлений.

В юридической литературе справедливо обращено внимание на то, что юридическая (правовая) процедура представляет собой иерархически постро­енную систему7. В этом нетрудно убедиться, если рассмотреть любой из основ­ных юридических процессов: правотворческий, правоприменительный или интерпретационный. Каждая из стадий этих процессов должна осуществляться в определенной очередности, последовательности. Например, в законотворческом процессе, по общему правилу, существует следующая очередность: зако­нодательная инициатива — подготовка проекта закона — рассмотрение проекта закона в Государственной Думе — одобрение закона Советом Федерации — подписание и обнародование Президентом.

В ряде законодательных актов установлена очередность решения тех или иных вопросов, удовлетворения тех или иных требований. Очевидно, что в ос­нову такой очередности также положена иерархия соответствующих ценностей (ч.3 ст. 25 ГК РФ).

Это далеко не исчерпывающий перечень примеров употребления термина «иерархия». Однако, этого достаточно чтобы сделать два принципиальных предварительных вывода.

Во-первых, термин «иерархия» применим исключительно для характери­стики системных объектов и явлений. Там, где нет системы, нет и не может быть иерархии.

Во-вторых, иерархия применима не в любой системе, а лишь в той, кото­рая является многоуровневой или, по крайней мере, двухуровневой. Одноуров­невые системы не иерархичны8.

Сущность иерархической системы состоит в зави­симости, подчиненности, неравенстве образующих ее структурных элементов. В такой системе один структурный элемент (субъект, источник и т.п.) находит­ся в определенном подчинении другому структурному элементу. Отсюда ие­рархия представляет собой подчинение, зависимость элементов, находящихся на нижестоящих уровнях, от элементов, находящихся на вышестоящих уров­нях.

Особенностью иерархии нормативных правовых актов является наделение актов того или иного уровня строго определенной юридической силой.

В правоведении юридическая сила понимается в двух смыслах. С одной стороны, как свойство правовых актов реально действовать, фактически поро­ждать юридические последствия. В этом смысле говорят о вступлении в дейст­вие, приостановлении действия, прекращении действия нормативного правово­го акта или его части. С другой стороны, как сопоставительное свойство, выра­жающее степень подчиненности данного нормативного акта актам вышестоя­щих органов, а значит, и его место в иерархической структуре законодательства9.

Категория «иерархия нормативных правовых актов» имеет большое теоретическое и практическое значение. Вместе с тем, в науке обращено внимание на то, что эту категорию нельзя рассматривать как ключевую, основополагающую правовую проблему. Это, скорее, проблема, имеющая инструментальный характер. В то же время вряд ли обоснованно сводить ее исключительно к укреплению прин­ципа единства законности10. Ее инструментальные возможности значительно шире.

Целостная иерархия нормативных правовых актов способствует выявлению пробелов в законодательстве и определении того, какие нормативные акты необходимо принять, а также оказывает влияние на особенности юридической техники при разработке проектов новых нормативных правовых актов. Строгое соблюдение требований иерархии, с одной стороны, способствует предотвращению возникновения иерархических колли­зий, с другой — является надежным средством их разрешения.

Без учета требований иерархии немыслима и систематизация законода­тельства, выступающая как постоянная форма развития и упорядочения дейст­вующей правовой системы.

Можно утверждать, что детальная регламентация вопросов иерархическо­го построения системы нормативных правовых актов РФ, с одной стороны, вы­ступит в качестве одного из важнейших условий качества действующего нор­мативного, интерпретационного и правоприменительного массива, с другой — эффективного функционирования всей системы правовых актов.

Среди факторов, определяющим образом влияющих на состояние законно­сти и правопорядка, особое место занимает обеспечение строгой иерархии законодательства. Установление строгих правил соотношения источников права и соблюдение этих правил имеют принципиальное значение для режима закон­ности, являются, по существу, симптоматичным показателем, критерием гос­подства законности11.

Таким образом, иерархия является одним из необходимых условий повышения эффектив­ности правового регулирования. Решение этой проблемы предполагает приня­тие специального нормативного правового акта, в котором должна быть дана достаточно детальная нормативная регламентация всех аспектов иерархическо­го соотношения источников права. Так, по мнению К.Б. Толкачева, «нужно законодательно закрепить иерархию правовых актов, установить, как соотносятся между собой конституции, уставы, федеральные и региональные законы, указы Президента, постановления Правительства, ведомственные нор­мативные акты»12.

В результате рассмотрения общей характеристики иерархии нормативных правовых актов, можно выделить следующие её признаки:

  1. Иерархия — это свойство системы законодательства.

  2. Иерархия представляет собой подчинение нормативных правовых актов нижестоящего уровня актам вышестоящего уровня.

  3. Иерархия обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним ак­там (их видам) более высокой юридической силы, чем другим.

  4. Иерархия выражается посредством особых правовых форм, благодаря которым теоретически обоснованный приоритет становится нормативно закрепленным.

Таким образом, иерархию нормативных правовых актов можно определить как обусловленное совокупностью факто­ров, выраженное в правовой форме и проявляющееся во взаимных связях, рас­положение нормативных правовых актов на соответствующих уровнях вертикальной структуры законодательства13.

Говоря об иерархии нормативных правовых актов необходимо обратить внимание и на те обстоятельства, которыми она обусловлена. Как указывают многие авторы, иерархия источников права любого государства детерминируется не только иерархией государственных органов, но и целым рядом иных факторов, ко­торые в свою очередь оказывают на неё весьма существенное влияние.

studfiles.net

Иерархия нормативно-правовых актов

Поделись с друзьями

Характерная черта системы правовых актов — ее иерархическое строение, в соответствии с которым каждый акт находится в соподчиненности с другими актами, то есть соотношение актов характеризуется верховенством одних актов над другими.

Юридическая сила нормативного правового акта — это свойство акта порождать определенные правовые последствия. Акты обладают неодинаковой юридической силой, зависящей от места органа, его издавшего, в системе органов государства и его компетенции. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними.

Актами высшей юридической силы являются законы. Законы регулируют наиболее важные основополагающие общественные отношения. Именно в законах закрепляется общественный и государственный строй, компетенция основных звеньев государственного механизма, основные права и свободы граждан.

Высшую юридическую по отношению к другим нормативно-правовым актам силу имеет Конституция РФ, принятая всенародным голосованием. Являясь законом, Конституция РФ — правовая основа законодательства РФ. Все остальные законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, должны исходить из Конституции и не противоречить ей.

Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юридической силы. Причем соответствовать Конституции должны не только акты федерального законодательства, но и акты органов государственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления.

Закон — это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны. В свою очередь законы, в зависимости от их значимости в системе действующего законодательства, подразделяют на законы конституционные и текущие.

Федеральные конституционные законы не могут противоречить Конституции РФ. Федеральные законы не могут противоречить не только Конституции РФ, но и федеральным конституционным законам.

Ведущее и определяющее положение законов в системе нормативно-правовых актов государства выражает одно из основных требований законности — верховенство закона в регулировании общественных отношений. Ни один подзаконный акт не может вторгаться в сферу законодательного регулирования. Он должен быть приведен в соответствие с законом или немедленно отменен. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону, то предпочтение должно быть отдано закону.

Подзаконные акты — указы Президента, постановления Правительства, местные и ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции) обладают меньшей юридической силой, чем законы. Это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов. Они могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм.

В соответствии с теорией и практикой правотворчества нормативно-правовые акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нижестоящие нормативно-правовые акты в интересах стабильности общественной жизни и ее оптимальной организованности должны соответствовать предписаниям актов вышестоящих органов. Все коллизии, противоречия между подзаконными актами в цивилизованном государстве решает закон, обладающий высшей юридической силой.

Они, в свою очередь, также подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру.

В современных условиях, когда широко развиваются экономические, политические, торговые, финансовые и иные связи между государствами, особую значимость, приобретает применение норм международного права к внутригосударственным отношениям. Например, Конституция Российской Федерации в связи с этим устанавливает, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры России являются составной частью ее правовой системы. В случае если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора (ст. 15 Конституции РФ).

Аналогичные нормы содержатся и в конституциях ряда других государств. Так, в Конституции Испании говорится, что «международные договоры, заключенные в соответствии с установленными требованиями после их официальной публикации в Испании, являются составной частью внутреннего законодательства».

Степень юридической силы нормативно-правовых актов может быть различна, но степень обязательности содержащихся в них норм абсолютно одинакова для всех тех, к кому относятся их предписания. Это принципиальное положение составляет основу функционирования правового государства.

В нормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную и детализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действием все основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренных интересов, прав и свобод личности.

students-library.com

33. Иерархия нормативно-правовых актов.

Итак, нормативно правовой акт — властное предписание государственных органов, которое устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. Он является основным источником права в РФ и европейских государствах. Нормативно правовые акты образуют стройную систему, основанную на их юридической силе.

Система нормативных правовых актов Российской Федерации строится согласно иерархической соподчиненности актов, определяемой в зависимости от их юридической силы.

На вершине этой пирамиды находится Конституция России. Это универсальный нормативный акт учредительного характера, принятый на общероссийском референдуме 12 дек. 1993 г. Конституция РФ.

Конституция содержит нормы наиболее общего характера, которые детализируются другими отраслями права. Таким образом, нормы иных нормативных актов относятся к конституционным нормам как конкретные к общим.

На уровень ниже находятся федеральные законы. Обладают высшей юридической силой по отношению к иным нормативным актам кроме Конституции. Принимаются либо высшим представительным органом государства — парламентом, либо на референдуме. Законы регулируют наиболее важные, стратегические вопросы жизни общества. Они всегда носят нормативный характер.

Законы классифицируются на отрасли права. В соответствии с этим следует разграничивать отраслевые законы. Наиболее существенную роль в законодательной системе (вслед за конституционными законами) играют: административные законы; гражданские законы; брачно-семейные законы; уголовные законы; земельные законы; финансово-кредитные законы; законы о труде. Кроме отраслевых, существуют межотраслевые законы, в которых содержатся нормы нескольких отраслей права (например, законы о здравоохранении, в которых есть нормы административного, гражданского, и других отраслей права. Совокупность законов составляет законодательство.

На следующем уровне иерархии нормативных актов находятся указы Президента. Они могут быть как нормативными, так и индивидуально-правовыми. В порядке исключения V Съезд народных депутатов Российской Федерации временно предоставлял Президенту России чрезвычайные полномочия принимать нормативные указы, имеющие силу закона, что затронуло прежде всего сферу частного права. Причем указы Президента, принятые в обеспечение экономической реформы, имели приоритет в системе действующего законодательства вплоть до принятия действующей в настоящее время Конституции Российской Федерации. Распоряжения издаются Президентом обычно по текущим во­просам оперативного характера и не должны содержать нормы права. Указы Президента могут иметь нормативный характер. В соответствии с законом о Правительстве Российской Федерации Президенту дано право утверждать своими указами положения о министерствах, государственных комитетах и других подведомственных Правительству органах.

На ступеньку ниже в иерархии подзаконных нормативно правовых актов стоят акты (постановления и распоряжения) Правительства Российской Федерации (большинство ненормативных правительственных актов именуется распоряжениями) Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычно содержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуального характера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного и культурного строительства.

Низшим уровнем федеральной системы нормативных актов являются ведомственные нормативно-правовые акты. Они издаются в рамках компетенции различными органами исполнительной власти. Имеют форму инструкций, положений, правил, методических указаний и других документов. Указанные акты обязательны для граждан, организаций, иных государственных органов. Не допускается издание ведомственных нормативных актов в виде писем, телеграмм, рекомендаций.

Все виды актов являются подзаконными актами в том смысле, что должны соответствовать закону, если это предполагается самим законом или вытекает из требования практики управления общественными делами.

Особой разновидностью являются локальные нормативно-правовые акты, которые создаются, чтобы действовать в конкретных организациях, учреждениях и на предприятиях, либо предназначены для определенного круга лиц, на определенной территории. Например, конкретные уставы, правила внутреннего трудового распорядка, должностные инструкции и т. п. относятся к локальным актам.

Определенную подсистему представляют нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. Возглавляют «пирамиду» регионального законодательства Конституции (уставы) республик, краев, областей, округов. Высшие представительные органы субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно принимать законы по предметам их ведения.

.

studfiles.net