Форма політичного режиму росія – , , , » » —

Форма политического режима в России и ее развитие на современном этапе

Особенности политического процесса в современной России в переходный период от тоталитаризма к демократии к демократии.

На политическом пространстве современной России развивается множество политических процессов. Для нас наибольший интерес представляет развитие общего политического процесса, приведшее к существенным изменениям и в форме правления, и в содержании политического режима. Другими словами, речь идет о коренных изменениях в политической системе страны.

Известно, что по форме правления СССР был республикой, то есть формально источником власти в стране был народ, который избирал на определенный срок органы государственной власти. Однако особенность данной формы правления заключалась в том, что все ветви власти концентрировались в Советах.

Практически разделения властей не было. Вторая особенность республиканской формы правления в СССР заключалась в руководящей роли КПСС.

Вместе с тем, российская республиканская форма правления сохраняет ряд черт советской государственности: государство стремится остаться в роли главного распределителя средств, продолжать контролировать различные стороны жизни общества, сохраняется в определенной мере номенклатурный принцип подбора руководящих кадров, отсутствует подлинная независимость судов от государственной власти. Таким образом, нет оснований говорить о том, что для России характерна завершенная республиканская форма государственного правления, отвечающая всем основным критериям.

В России среди субъектов федерации сейчас есть как национально- государственные образования (в их числе республики, автономные области, автономные округа), так и административно-территориальные единицы (края, области, города). Всего их – 89. Это больше, чем в какой-либо другой стране. Возможности субъектов Российской Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются.

Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочий между Центром и субъектами Федерации не могут быть одинаковыми.

Развитие общего политического процесса в России и смены форм политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает «чистому» типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс «вывел» его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии.

Таким образом, можно сделать вывод: развитие политического процесса в современной России привело к созданию переходного типа в государстве, устремленного к демократии.

    1. Виды антидемократических режимов, их отличия

Таблица 1 — Виды антидемократических режимов, их отличия

Виды режимов

Отличия

Тоталитарный режим

Наличие тотально-жесткого контроля со стороны государственной власти за всеми сферами жизни общества (экономика, культура, искусство, идеология), включая лич­ную жизнь граждан.

Авторитарный режим

Имеет сходные характеристики с тоталитарным, но в нем нет амбиций властных структур управлять всеми сферами общественной жизни. Авторитарный режим строится на диктатуре отдельной личности.

Диктаторский режим.

Обычно порождается кризисом социально-экономической жизни государства. И тогда приходит политический лидер, который берет всю полноту власти в свои руки для наведения порядка, самым жестоким образом подавляя оппозицию, отменяя или ущемляя права и свободы граждан.

Военный режим.

Высшая государственная власть сосредоточена в руках военных, которые управляют экономикой, культурой, социальной сферой. Политическая жизнь либо совсем запрещена, либо крайне ограничена.

Теократический режим

В одном лице сосредоточена высшая государственная и религиозная власть. Этот режим был весьма распространен в средние века. Сейчас имеет место в Ватикане, Иране, Парагвае. Следует отметить, что в чистом виде тоталитарные и авторитарные режимы почта не встречаются

Деспотический режим.

Существует в условиях абсолютной монархии. Для него характерна бессмысленная жестокость правителя в угоду личным эгоистическим интересам

Тиранический режим

Основан на едином правлении, но, в отличие от деспотии, власть к тирану переходит не по наследству, а насильственным, захватническим путем, например, с помощью государственного переворота или военной агрессии и захвата другого государства. Главная цель тирана — сохранить свою власть. Поэтому для тирании свойственны произвол, безза­коние, физическое и моральное насилие над людьми, а порой и геноцид

Фашистский режим

Представляет собой крайнюю форму тоталитаризма и авторитаризма. Отличается воинствующей идеологией о превосходстве одной нации над другими, жестоким психологическим давлением на массы, разрушающим психику, навязывает народу культ вождя (сверхчеловека). Это самый агрессивный из всех государственных режимов, так как создает угрозу существования всем остальным государствам. Не случайно, что во всем мире подобный режим запрещен.

studfiles.net

обществознание. помогите. 1. какой политический режим России? 2.какая форма управления России? 3. режим власти России!?

Рассматривая государственное устройство Российской Федерации в настоящее время, можно сказать, что — Российская Федерация это федеративное государство (т. е. сложное, союзное государство как результат объединения государственных образований — членов федерации) . Характеризуя форму государства с точки зрения демократизма или антидемократизма, следует признать, что Российской Федерации — демократический режим.

Характерным признаком демократического режима в России, может служить то обстоятельство, что в России сложился конституционный строй — такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь и достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — являются основной обязанностью государства.

Если обратится к конституции Российской Федерации, то в преамбуле и главе 1 Конституции выражена целостная система принципов конституционного строя. Эту систему принципов можно условно поделить на несколько групп:

· организация государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; разделение властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Россия — часть мирового сообщества.

· основы взаимоотношений государства и человека, гражданина; правового статуса человека и гражданина. Признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина, их защита и соблюдение — обязанность государства.

· основы организации жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство. В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону» . Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы) , а также через органы государственной власти (прежде всего представительные) .

Российская Федерация — федеративное государство.

Верховенство права — один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве. Разделение властей ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами.

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации — главное выражение верховенства государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляющие свои полномочия, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений.

otvet.mail.ru

Политический режим российской федерации. Что можно написать об этом?

Рассматривая государственное устройство Российской Федерации в настоящее время, можно сказать, что — Российская Федерация это федеративное государство (т.е. сложное, союзное государство как результат объединения государственных образований — членов федерации). Характеризуя форму государства с точки зрения демократизма или антидемократизма, следует признать, что Российской Федерации — демократический режим.

Характерным признаком демократического режима в России, может служить то обстоятельство, что в России сложился конституционный строй — такая организация государственной и общественной жизни, где государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в нем человек, его права, свободы, честь и достоинство признаются высшей ценностью, а их соблюдение и защита — являются основной обязанностью государства.

Если обратится к конституции Российской Федерации, то в преамбуле и главе 1 Конституции выражена целостная система принципов конституционного строя. Эту систему принципов можно условно поделить на несколько групп:

· организация государственной власти: народовластие; федерализм; верховенство права; разделение властей; государственный суверенитет; принцип, констатирующий, что Россия — часть мирового сообщества.

· основы взаимоотношений государства и человека, гражданина; правового статуса человека и гражданина. Признание и утверждение прав и свобод человека и гражданина, их защита и соблюдение — обязанность государства.

· основы организации жизни гражданского общества. Ее составляют следующие принципы: идеологический и политический плюрализм; светский характер государства; свобода экономической деятельности; многообразие и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.

Принцип народовластия характеризует Российскую Федерацию как демократическое государство. В преамбуле Конституции утверждается незыблемость демократической основы России. Народовластие предполагает, что носителем суверенитета и единственным источником власти является ее многонациональный народ.

Народный суверенитет означает, что народ, ни с кем не деля свою власть, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких бы то ни было социальных сил, используя исключительно в своих собственных интересах. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации, захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону». Народ осуществляет свою власть непосредственно (референдум, свободные выборы), а также через органы государственной власти (прежде всего представительные).

Российская Федерация — федеративное государство.

Верховенство права — один из важнейших принципов конституционного строя РФ, характеризующих Россию как правовое государство. Органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Разделение властей выступает как принцип организации государственной власти в правовом демократическом государстве. Разделение властей ограничивается распределением функций и полномочий между различными государственными органами.

Верховенство государственной власти характеризуется тем, что она определяет весь строй правовых отношений в стране, устанавливает общий правопорядок, правоспособность, права и обязанности всех участников общественной жизни. Верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации — главное выражение верховенства государственной власти.

Единство государственной власти выражается в наличии единого органа или системы органов, составляющих в своей совокупности высшую государственную власть. Это означает, что государственные органы, осуществляющие свои полномочия, выполняют общие, единые задачи государства. Поэтому и при разделении властей органы государства должны действовать согласованно, не принимать взаимоисключающих решений.

Независимость власти означает самостоятельность государс

otvet.mail.ru

Форма правления и политический режим в Российской Федерации.

Являясь суверенным государством, Российская Федерация самостоятельно устанавливает форму правления, определяющую организацию органов государственной власти и порядок их деятельности.

В Конституции РФ (ст. 1) установлена республиканская форма правления. Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Эта республиканская форма правления отличается от монархии, которой присуще наследование статуса главы государства.

Если рассматривать форму правления с чисто формальных позиций, то можно сказать, что она не оказывает определяющего влияния на характер государственного строя. Ведь известно, что монархическая Великобритания давно уже является демократическим, конституционным государством, в то время как республиканский Советский Союз таким государством не был никогда. И наоборот, монархическая Россия не была ни демократическим, ни конституционным государством, тогда как республиканская Франция таким государством является давно.

И тем не менее республиканская форма правления в большей мере, чем монархическая, соответствует характеру демократического, конституционного государства. Дело в том, что для монархии ее конституционный вариант — такое же искажение ее сути, как для республики — вариант тоталитарный. Поэтому конституционная монархия гораздо ближе по своему существу к демократической республике, чем тоталитарная республика. И наоборот, тоталитарное государство с республиканской формой правления мало чем отличается по своей сути от государства, признанного абсолютной монархией.

Устанавливая республиканскую форму правления в Российской Федерации, Конституция закрепляет следующие ее признаки: отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве; ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка; создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод; формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.

Республиканской форме правления имманентно присуща демократия, а демократии — республиканская форма правления. Демократия как равная для всех свобода дополняет республиканскую форму правления. Республика служит этой равной свободе, способствует ее подъему и развитию, включая равномерно распределяемые социальные блага, равные выборы, равный доступ к государственным должностям, к образованию, собственности, к участию в формировании политической воли, а также правовой организации сил, претендующих на правительственную власть.

Различают два основных вида республики — президентскую и парламентскую.

Главная политическая особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Другими специфическими чертами президентской республики являются внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства.

В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.

В некоторых современных странах существуют формы правления, сочетающие черты парламентской и президентской республик. К числу этих стран относится и Российская Федерация.

Сочетание признаков президентской и парламентской республик в Российской Федерации выражается в наличии сильной президентской власти при сохранении некоторых типичных признаков парламентской формы (наличие председателя Правительства, возможность, хотя и ограниченная, отстранения от власти Правительства парламентом и роспуска парламента Президентом).

С момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики. Однако, став в конечном счете по своему характеру президентской республикой, она по-прежнему сохраняет некоторые внешние признаки парламентского государства.

В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую, или, как иногда ее называют в юридической литературе полупрезидентскую» республиканскую форму правления: во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.

studfiles.net

Какой политический режим сейчас в России

Государственный строй Российской Федерации установлен и закреплен в Конституции. Это документ, обладающий наибольшей юридической силой. В 3 статье Конституции сказано, что Россия является страной правящего народа, иными словами, демократическим государством. Народ управляет страной через органы власти, а также через органы местного самоуправления.

Власть в России разделена на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Это, как и равенство граждан перед законом, является основополагающим принципом правового государства. Главой Российской Федерации является президент, также действует двухпалатный парламент, правительство и суды, в которых высшими инстанциями являются Конституционный и Верховный суды.

Таким образом, политический режим в России можно охарактеризовать как демократический, форма правления в которой – смешанная республика с элементами президентского и парламентского правления.

Россия по своему устройству является федерацией, и ее составные части, субъекты, могут формировать собственные органы государственной власти, находящиеся в подчинении у верховной власти и имеющие определенные полномочия по управлению субъектом. В настоящее время, с 2014 года, в состав России входят 85 субъектов федерации: 22 республики, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 3 города федерального значения. Двое представителей каждого субъекта федерации, по одному от исполнительной и судебной власти, входят в Совет Федерации.

Россия является многонациональным государством. В Конституции РФ также сказано, что политика страны направлена на создание условий, необходимых для обеспечения достойной жизни и свободное развитие ее граждан. Россия также является светским государством и не устанавливает никакой религии в качестве обязательной. Религиозные объединения отделены от власти и равны перед законом.

Россия признает многопартийную систему. Несмотря на то что правящей партией является Единая Россия, все партии имеют право быть зарегистрированными и участвовать в политической гонке на выборах. В данный момент существует около 75 политических партий в Российской Федерации. По результатам выборов меняется соотношение представителей партий в Государственной Думе.

www.kakprosto.ru

Конституція РФ про форми правління, форми державного устрою і державно-політичний режим, Форма правління, Форма державного устрою, Державно-політичний режим — Теорія держави і права

Конституція РФ про форми правління, форми державного устрою і державно-політичний режим

Форма правління

Дане поняття характеризує організацію верховної державної влади, порядок утворення і взаємодії рє органів з громадянами. У ст. 1 Конституції РФ закріплено, що Росія має республіканську форму правління. Це означає, що вища державна влада належить виборним органам, що обираються на певний термін і несе відповідальність перед виборцями. Сучасна республіканська форма правління грунтується на принципах народовладдя (ст. 3), визнання, дотримання та захисту прав і свобод людини і громадянина (ст. 2), поділу влади (ст. 10).

Республіки поділяються па парламентські і президентські. Різняться вони головним чином тим, який орган — парламент або президент формує уряд, і, відповідно, тим, перед парламентом або перед президентом звітує уряд. Аналіз конституційних положень дає можливість характеризувати Росію як президентську республіку, де Уряд формується Президентом н відповідально перед ним. У відповідності з положеннями гол. 4 Конституції РФ

Рис. 12. Конституційні основи російської державності

Президент РФ наділений і іншими вельми широкими повноваженнями. Теоретично це пояснюється історичними традиціями, менталітетом населення, необхідністю стабілізації суспільних відносин, формуванням загальнонаціональної ідеї.

Разом з тим і Федеральне Збори — російський парламент — має ряд повноважень у даній сфері. Зокрема, Державна Дума дає згоду Президенту РФ на призначення голови Уряду РФ, вирішує питання про довіру Уряду РФ, заслуховує щорічні звіти Уряду РФ про результати його діяльності, у тому числі з питань, поставлених Державною Думою, висуває обвинувачення проти Президента РФ для усунення його від посади (ст. 103 Конституції РФ). У зв’язку з цим представляється доцільним продовжувати обговорення проблеми про можливість використання в якості форми правління в сучасній Росії президентсько-парламентської республіки, в якій сильне, справді самостійне формують уряд і президент, і парламент за участю великих політичних партій, а контролюють уряд, президент і парламент.

Президентсько-парламентська форма правління підвищить управлінські можливості державної влади, посилить роль колегіальних органів — парламенту, судів і особливо Уряду РФ, але збереже суттєві, розумні позиції президента.

Форма державного устрою

Росія відповідно до ст. 1 Конституції РФ — федеративна держава, особливостями якого є величезна територія, багатонаціональне населення, безліч суб’єктів Федерації, істотні відмінності соціально-економічного розвитку регіонів, політична і правова асиметрія.

До складу Росії входять 83 суб’єкта Федерації з різних конституційно-правовим статусом: 21 республіка, 9 країв, 46 областей, 2 міста федерального значення (Москва і Санкт-Петербург), одна автономна область (Єврейська) і 4 автономних округи. Серед них тільки республіки визначені як держави (ч. 1 ст. 5 Конституції РФ). Вони володіють поруч прав, відсутніх у інших суб’єктів (наприклад, встановлення власних державних мов). Разом з тим у взаєминах з федеральними органами державної влади всі суб’єкти РФ рівноправні.

Головною тут є проблема знаходження і підтримки оптимального співвідношення між діяльністю федеральної влади щодо забезпечення територіальної цілісності, єдності держави і прагненням регіонів до більшої самостійності. Різні перекоси вельми небезпечні. Безмірне посилення федеральної влади — шлях до сверхцентрализму та унітаризму. Наслідком надмірної самостійності регіонів можуть стати сепаратизм, ослаблення і руйнування державності. Звідси випливає завдання науки і практики — знайти таку форму державного устрою сучасної Росії, яка забезпечила б ефективну керованість, гармонійний розвиток і зміцнення федеративної держави в цілому і всіх суб’єктів РФ.

Росія є конституційною федерацією, в основі якої лежить Конституція РФ. Федеративний договір 1992 р. 1, ряд двосторонніх договорів, угод між органами державної влади Російської Федерації і суб’єктів РФ не змінюють конституційної природи федерації. Частина 2 розділу другого Конституції РФ встановила пріоритет Конституції по відношенню до норм договорів.

Суб’єкти РФ володіють державною самостійністю, межі якої встановлені Конституцією РФ. Вони мають власну територію, яка є частиною території РФ. Вони приймають конституції (республіки), статути (інші суб’єкти РФ), закони та інші нормативні правові акти, засновують власні органи державної влади, включаючи вищі органи законодавчої (представителъной) і виконавчої влади. Суб’єкти РФ мають у власності майно, необхідне для здійснення власних повноважень. Вони вправі здійснювати міжнародні та зовнішньоекономічні зв’язки з суб’єктами іноземних федерацій, адміністративно-територіальними утвореннями іноземних держав, мають право брати участь у діяльності міжнародних організацій в рамках органів, створених спеціально для цієї мети.

Державна самостійність суб’єктів РФ не означає, що вони володіють суверенітетом. Вони не утворюють федерацію, а перебувають у її складі, не володіючи правом на сецесію (односторонній вихід зі складу федерації). Відсутність у суб’єктів РФ державного суверенітету підтвердив Конституційний Суд РФ в постанові від 7 червня 2000 р. Суд вказав, що Конституція РФ не допускає будь-якого іншого носія суверенітету і джерела влади, крім багатонаціонального народу Росії, і, отже, не передбачає існування в Росії будь-якого іншого державного суверенітету, крім суверенітету Російської Федерації.

Державно-політичний режим

Це система способів, методів, ідеологічних засобів здійснення політичної влади в цілому та державної особливо. Конституція РФ встановлює в нашій країні режим демократії (ст. 1), що характеризується належністю державної влади народу, виборністю представницьких органів державної влади (ст. 3), закріпленням за громадянами політичних та інших прав, свобод та їх гарантій (гол. 2), забезпечення ідеологічного і політичного різноманіття, багатопартійності (ст. 13), наявністю конституційно-правових гарантій реалізації проголошеного демократичного режиму.

Демократичний режим передбачає створення відповідних умов для прояву економічної, політичної і правової активності громадян та їх об’єднань, для свободи творчості і гласності, залучення громадян до обговорення та вирішення різноманітних питань державного і муніципального будівництва, забезпечення інформаційної відкритості публічної життя і таємниці приватного життя, прозорості та відповідальності за витрачання бюджетних коштів, діяльності чиновно-бюрократичного апарату.

studme.com.ua

Политический режим современной России

П олитический режим современной России.

После десятилетия советской истории, господства авторитарного и тоталитарного политического режима, во второй половине 80-х – начале 90-х годов в России начался переход к демократическому политическому режиму.

С формально-правовой точки зрения, согласно Конституции 1993 года, Россия является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Человек, его права и свободы объявлены высшей ценностью, гарантировать которую обязывается государство. Единственным источником власти объявлен народ, который на референдумах и выборах изъявляет свою волю. По Конституции Российская Федерация – социальное государство, политика которого должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В государстве охраняются труд и здоровье людей, устанавливается минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи. В 137 статьях Конституции можно найти нормы, которыми удовлетворилась бы любая развитая демократия.

О демократизме современной России неоднократно высказывался нынешний президент страны В.Путин. В ежегодном обращении к Федеральному Собранию в мае 2004 года он заявил, что «молодая российская демократия добилась в своем становлении значительных успехов1». А на российско-американском саммите в Братиславе в марте этого года, он подчеркнул, что возврата к тоталитаризму быть не может, однако демократия должна быть «адекватна нашей истории и традициям», а ее внедрение «не должно сопровождаться развалом государства и обнищанием народа2».

Вместе с тем, ряд оппозиционно настроенных политиков, средств массовой информации, политологов убеждены в том, что в стране уже пятый год идет реставрация разрушенного политического режима. В качестве своих аргументов они называют неэффективность государства как основного социального института, его неспособность решить проблему бедности, фактическую подконтрольность правительства только президенту, малочисленность и организационную слабость партий, широкие масштабы лоббистской деятельности, номинальную свободу СМИ.

В российском обществе также нет единой оценки политического режима России. По данным опроса, проведенного Институтом комплексных социальных исследований Российской Академии Наук, 55% респондентов в возрасте от 30 до 60 лет 43% в возрасте от 20 до 30 лет считают Россию недемократическим государством3.

Таким образом, вопрос о политическом режиме современной России, его сущности является актуальным и дискуссионным для ученых-теоретиков, политиков-практиков и широкой общественности.

О политическом режиме любой страны нельзя судить по тому, что закрепляется или провозглашается в ее Конституции. Необходимо сопоставить ее положения с реальной действительностью.

Российская действительность дает нам основания утверждать, что демократия начинает наполняться реальным содержанием.

Сегодня в государстве не только в законодательстве, но и на практике обеспечивается политический плюрализм. Поставлена задача и взят курс на утверждение правового государства, в котором личность чувствует себя во многом защищенной правом и законом от произвола государственной власти. При всей неоднозначности положения в области прав человека, основным способом отстаивания гражданами своих прав становятся не жалобы, а обращения в суд. В России права человека приобретают характер массовой ценности, что служит наиболее надежной гарантией против произвола.

У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе, к свободе слова. На региональном уровне мы наблюдаем выборы не только с предсказуемым результатом, но и в полной мере конкурентные.

Вместе с тем, в условиях нынешней социально-экономической и политической конъюнктуры многие из провозглашенных демократических принципов, прав, свобод, норм, способов и методов политического властвования не получают пока вполне адекватной практической реализации.

Так в президентской республике России при разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, их институтов все еще не сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к конфронтации. Нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения ветвей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства в целом.

К примеру, законодательная власть Федерального Собрания ограничена, во-первых, правом президента издавать указы, имеющие силу законов, и, во-вторых, практикой издания исполнительной власть многочисленных подзаконных актов, способных сорвать выполнения любых законов. В связи с концентрацией власти в руках исполнительных органов, главы государства и правительства, парламент отходит на задний план, что проявляется в зарезервированной за президентом возможности действовать через голову парламента при принятии законов или оказывать давление на представительные органы (право роспуска парламента, процедура подписания законов перед их вступлением в силу).

Проводимые социально-экономические реформы, названные самой властью «непопулярными», привели к поляризации и расколу общества. Сейчас около 200 российских семей владеют 80% богатства России. Соотношение доходов богатых и бедных составило 35:1, тогда как по общемировым стандартам оно не должно превышать уровень 6:1. При отсутствии стабилизирующего «среднего класса» такой разрыв ведет к росту авторитарных настроений, конфронтации между различными группами населения и властью, вызывает массовое нарушение элементарных прав и и свобод граждан России, их права на жизнь, удовлетворение элементарных прав и потребностей в еде, одежде, жилье.

Обнищание населения, задолжность по выплате зарплаты, безработица, коррупция, преступность не совместны с утверждением гражданского общества и правового государства, с гарантией личных и политических прав российских граждан.

Трудный, сложный и противоречивый характер процесса становление демократизма в России не прямолинеен, далеко не всегда идет по восходящей линии и обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера.

Во-первых, наша страна не имела серьезных исторических, политических традиций демократизма, конституционализма и парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильными традициями господства авторитарной, тоталитарной власти.

Во-вторых, переход к демократии осуществлялся от тоталитарного режима, десятилетиями господствовавшего в стране, в условиях системного кризиса российского общества и перманентных попыток на протяжении 20 лет его реформировать.

В-третьих, в процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического правового, социального государства – расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне 1994-1996 гг., дефолт, невыплаты зарплаты, непопулярные социальные реформы.

Наконец, в менталитете российского народа до сих пор сохраняются утопическое ожидания того, что кто-то извне придет и наведет порядок, изменит жизнь к лучшему.

Итак, говоря о политическом режиме современной России нужно отметить переходность его состояния, когда новое политическое качество полностью еще не состоялось, а старое не кануло окончательно в Лету. Обладая признаками демократии, он еще не является демократическим. В политической системе России существуют противоречия между формальными правовыми демократическими основаниями и реальной действительностью.

В перспективе возможно, в случае успеха реформ, их продуманного характера усиление в России демократических тенденций. Здоровый государственный консерватизм, помноженный на гражданский консенсус, — это те ценности, приоритете которых для современной России безусловен в плане демократизации политического режима.

Кроме того, гарантией роста демократизма политического режима являются свобода слова и печати; наличие реальной многопартийности и политической оппозиции; реализация принципа разделения властей; выборность органов государственной власти; изменяющийся менталитет россиян.

Библиографический список используемой литературы.

  1. Конституция Российской Федерации, 1993 год.

  2. Из Послания Президента России Федеральному Собранию РФ// Российская Федерация сегодня. – 2004. — №11.

  3. Акопов П. Точка возврата// Политический журнал. – 2004. — №7(10).

  4. Цепляев В. Путин и Буш померились демократиями// Аргументы и факты. – 2005. — №14.

1 Из Послания Президента России Федеральному Собранию// Российская Федерация сегодня. – 2004. — №11

2Цепляев В. Путин и Буш померились демократиями// Аргументы и факты. – 2005. — №14

3Акопов П. Точка возврата.// Политический журнал. – 2004. — №7 (10)

5

studfiles.net