Аппарат государства – Государственный аппарат: понятие и структура.

Государственный аппарат Википедия

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства [1]. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства [2].

Признаки[ | ]

  • Целостность — механизм государства представляет собой целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов[1];
  • Иерархичность — механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя собой сложную властную пирамидальную структуру[1];
  • Особый состав — государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства состоят из специально подготовленных людей[3];
  • Специальные цели деятельности — фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства[3];
  • Материально-техническая обеспеченность[4].

Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»[ | ]

Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»:

  • Данные понятия полностью совпадают по объёму, используются как синонимы. Термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность[1].
  • Под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует[5].
  • Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства
    [6]
    .
  • Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия
    [4]
    [7].

Принципы работы[ | ]

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата[8]:

  • Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.
  • Гласность и открытос

ru-wiki.ru

26. Понятие аппарата государства и его органов

Гос. аппарат (ГА)– это система спец. гос. органов и учреждений, посредством которых осуществл. гос. управление обществом и защита его основных интересов. Под принципами организации и деятельности ГА следует понимать наиболее важные, ключевые идеи и положения, лежащие в основе его построения и функционирования. Независимо от особенностей отдельных гос-в и происходящих в них изменений в организации и деятельности ГА-тов разных стран имеются общие принципы, которые в той или иной мере реализуются.

1.Принцип законности и конституционности в организации и деятельности органов государства: осуществление всех функций в строгом соответствии с действующей Конституцией, обычными законами и подзаконными актами согласно установленной в законодательном порядке компетенции. Это значит, что а) создаются и осуществляют деятельности лишь те государственные органы, которые предусмотрены законом; б) все органы действуют в рамках своей компетенции, и на основе действующего закона.

2.Принцип высокого профессионализма и компетенции гос. органов, их способность на высоком научном уровне решать основные вопросы гос. жизни в интересах населения страны. Этот принцип означает использование квалифицированных работников, для которых управленческая деятельность явл. основной профессией, т.к. в противном случае возможны негативные последствия.

3.Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях ГА. Он обеспечивается демократической избирательной системой, реальными гарантиями соц.-экономических, полит. и личных прав и свобод граждан, разносторонней деятельностью всех гос. органов, направленных на удовлетворение интересов личности.

4.Принцип разделения властей, который формирует механизмы, исключающие произвол со стороны властных органов и должностных лиц.

5.Принцип гласности и открытости и тайны – безусловно, что необходим приоритет первого, но складываются и такие ситуации в деятельности ГА, когда без второго просто не обойтись. Что касается принципа гласности, то можно привести следующий пример: право граждан Г на основе общенародного голосования (референдума) отменять противоречащие интересам народа решения любых органов Г.

6.Принцип демократизма в формировании и деятельности гос. органов, позволяющий учитывать разнообразные интересы подавляющего большинства граждан Г, их религиозные воззрения, особенности нац. культуры и т.д.

7.В федеративных (союзных) гос-вах важное значение имеет принцип субординации и четкого взаимодействия между общефедеральными органами (центром) и гос. властью членов федерации.

В национальных федерациях наиболее оптимальное разграничение компетенции между ними имеет особо важное значение, т.к. это обеспечивает суверенность членов Федерации, их самостоятельность в решении внутренних и внешних задач. Не вызывает сомнения тот факт, что принципы необходимо соблюдать, вопрос в другом, где можно обнаружить эти принципы. Часть принципов организации деятельности государственного аппарата получила закрепление в Конституции РФ в законах РФ, другие принципы необходимо вычленять из самой сути данного понятия. Единства в вопросе о принципах нет, так как мнения различных учёных по этому вопросу носят оценочный характер, и поэтому во многом различны. Кроме вышеперечисленных можно назвать еще принципы:

  • Территориальности — каждый орган государственного аппарата действует в рамках определённой территории.

  • Иерархичности — органы в государственном аппарате занимают различное положение, но все они связаны между собой на началах субординации.

  • Централизма и децентрализма — по некоторым вопросам необходимо применение принципа централизма, т.е. решения принимаются на высшем уровне, а затем исполняются во всех низших инстанциях. В других же вопросах, явно необходимо применение принципа децентрализма, т.е. решения принимаются тем же органом, который и будет их исполнять.

  • Выборности и назначаемости — в некоторые органы государственного аппарата служащие назначаются, в другие избираются населением, в этом проявляется

  • бюрократическое и демократическое начало, причём оба присущи государственному аппарату.

  • Коллегиальности и единоличия — в этом принципе также проявляется бюрократическое и демократическое начало

studfiles.net

Государственный аппарат — это… Что такое Государственный аппарат?

        система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства. В широком смысле Г. а. включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы, разведка, карательные и иные органы принуждения. В более тесном смысле под Г. а. часто понимается совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневную работу управления государством. В деятельности Г. а., его структуре, функциях и методах наиболее конкретно проявляется классовая сущность данного государства, его историческая роль. Типичные функции Г. а. эксплуататорского государства — защита привилегий и интересов эксплуататорских классов, сбор налогов, организация вооруженных сил, применение насилия против революционных выступлений трудящихся. Для Г. а. империалистических государств характерно сращивание с аппаратом крупнейших капиталистических монополий и подчинение всего государственного механизма обеспечению интересов этих монополий.

         Социалистический Г. а. возникает в результате революционного слома аппарата буржуазного государства и является принципиально новым историческим типом Г.а. — аппаратом подлинно народным как по своему классовому составу, так и по своим социальным функциям. Главное место в его деятельности занимают задачи созидательные, организационно-творческие: строительство новой, социалистической экономики, достижение наивысшей производительности общественного труда, всестороннее развитие науки и культуры, коммунистическое воспитание трудящихся, создание условий для наиболее полного удовлетворения их материальных и культурных потребностей. На социалистический Г. а. ложится задача обеспечения обороны, внешней и внутренней безопасности государства. В. И. Ленин, характеризуя принципиально новую роль социалистического аппарата в управлении государством, указывал: «Обычно со словом “управление” связывают именно и прежде всего деятельность преимущественно, или даже чисто, политическую. Между тем самые основы, самая сущность Советской власти, как и самая сущность перехода от капиталистического общества к социалистическому, состоит в том, что политические задачи занимают подчиненное место по отношению к задачам экономическим» (Полн.

собр. соч., 5 изд., т. 36, с. 130).

         Сов. Г. а. непосредственно руководит созданием материально-технической базы коммунизма, развитием коммунистических общественных отношений, опираясь на опыт масс, планирует развитие народного хозяйства, управляет промышленными и с.-х. предприятиями, стройками, транспортом, банками, предприятиями торговли и бытового обслуживания населения, учебными и научными заведениями и др.

         В соответствии с активной экономической ролью сов. Г. а., преобладающее место в его системе занимают органы управления народным хозяйством. Плановые, статистические органы, хозяйственные министерства и ведомства, хозяйственные объединения и фирмы, администрация производственных предприятий.

         Основу советского Г. а. составляют органы народного представительства — Советы депутатов трудящихся, осуществляющие всю полноту государственной власти, контроль над всеми без исключения государственными учреждениями снизу доверху.          Служащие Г. а. в СССР, включая высших должностных лиц, не стоят над обществом и не представляют какой-либо привилегированной касты: условия их труда регулируются единым для рабочих и служащих трудовым законодательством, а служебные обязанности и права регламентируются законом и положениями о государственных органах (см. Государственная служба). Надзор и контроль за законностью действий Г. а. осуществляют органы прокуратуры и народного контроля (см. Контроль народный).

         КПСС и Советское правительство проявляют постоянную заботу о совершенствовании Г. а. Программа КПСС отмечает большое значение деятельности Г. а., от которого во многом зависит правильное использование всех ресурсов страны, своевременное разрешение вопросов культурно-бытового обслуживания трудящихся. Программа определяет важнейшие направления совершенствования Г. а.: расширение прав республиканских и местных органов управления; повышение самостоятельности и инициативы организаций и предприятий; распространение принципа выборности и подотчётности перед представительскими органами и избирателями на всех руководящих работников государственных органов; расширение коллегиальности в работе Г. а.; повышение ответственности работников Г. а. за порученное дело, укрепление социалистической законности и государственной дисциплины.

         Лит.: Ленин В. И., Государство и революция, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 1—120; его же, Очередные задачи Советской власти, там же, т. 36, с. 165—208; его же, Набросок правил об управлении советскими учреждениями, там же, т. 37, с. 365—68; его же, Об едином хозяйственном плане, там же, т. 42, с. 339—47; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же, т. 45, с. 383—88; его же, Лучше меньше, да лучше, там же, т. 45, с. 389—406; Научные основы государственного управления в СССР, М., 1968.

         П. И. Романов.

dic.academic.ru

Государственный аппарат

ОРЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

кафедра юриспруденции

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Теория государства и права»

на тему:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ

Исполнил: слушатель группы № 13-ю

Кононов В.В.

Преподаватель-рецензент: к.ю.н., доцент

Шапанов В.П.

ОРЕЛ, 2000

Содержание

1. ПОНЯТИЕ МЕХАНИЗМА (АППАРАТА) ГОСУДАРСТВА

Механизм государства в различные эпохи развития цивилизован­ного общества имел неодинаковую структуру и функции. Продвигаясь по пути прогресса, человеческое общество создавало такие государ­ственные органы, которые в целом обеспечивали его нормальное функ­ционирование. Структурное и функциональное разнообразие государ­ственного механизма позволяет выделить его наиболее общие и суще­ственные признаки, характерные для подавляющего большинства госу­дарств прошлого и современности.

Механизм государства — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государ­ственное управление обществом и защита его основных интересов.

Наиболее общие характерные признаки государственного меха­низма (аппарата) выражаются в следующем:

Во-первых, механизм государства состоит из людей, специ­ально занимающихся управлением (законотворчеством, исполнением за­конов, их охраной от нарушений).

Во-вторых, государственный механизм представляет собой сложную систему органов и учреждений, которые находятся в тесной взаимосвязи при осуществлении своих непосредственных властных функций.

В-третьих, функции всех звеньев государственного аппарата обеспечиваются организационными и финансовыми средствами, а в необ­ходимых случаях и принудительным воздействием.

В-четвертых, механизм государства призван надежно гаран­тировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Сфера властных полномочий государственных органов ограничивается пра­вом, которое максимально обеспечивает гармоничные, справедливые отношения между государством и личностью.

На различных ступенях развития человеческого общества меха­низм государства имел свои особенности, своеобразную структуру. Это объясняется экономическими, социальными причинами, национальным составом населения государства, размерами его территории, географи­ческим положением и другими факторами.

Уже в древневосточных и античных европейских странах меха­низм государства имел довольно стройную систему. Он состоял из главы государства (монарха или коллегиального органа), центральных учреж­дений, должностных лиц, местных органов, чиновников, армии, суда, полиции и других государственных структур. Так, основными органами государственной власти Римской республики являлись сенат, народные собрания, магистраты.

1. Сенат — один из высших органов Римского государства, который играл первостепенную роль в решении важнейших вопросов общественной жизни. В области законодательной полномочия сената заключались в утверждении законов, пришлых собраниями центуриатов и трибунов. Сенат также мог издавать и общие постановления, ка­сающиеся благоустройства и общественной безопасности. В области финансовой сенат разрабатывал государственный бюджет и устанавли­вал налоги. Во внешнеполитической области он вел переговоры с дру­гими государствами или наблюдал за ведением таких переговоров, за­ключал мирные соглашения. Важными полномочиями обладал сенат в области военного строительства: он устанавливал количество призы­ваемых в армию, распределял армии и провинции между военачальни­ками, выделял средства на ведите войны, объявлял чрезвычайное по­ложите, был наделен и многими другими полномочиями.

2. Народные собрания (комиции) осуществляли высшие законодательные и важнейшие управленческие функции. В их компе­тенцию входило принятие или отклонение проектов законов, избрание высших должностных лиц государства (магистратов), рассмотрение жалоб лиц, присужденных магистратом к тяжкому наказанию.

3. Магистраты выполняли управленческие функции, в том числе руководство армией. Юридически магистратом мог быть любой римский гражданин, но фактически их должности замещались круп­ными землевладельцами. Магистрат избирался на один год, причем на конкретную должность (кроме диктатора) выбиралось несколько лиц, однако распоряжение отдавал каждый магистрат самостоятельно. За выполнение своих должностных обязанностей магистраты не получали никакого вознаграждения. Властные полномочия магистратов своди­лись к следующим функциям: верховному командованию войском и заключению перемирий; праву собирать сенат и народное собрание и председательствовать в них; праву суда и наложения наказаний; праву издавать общие распоряжения — эдикты; праву налагать штрафы за невыполнение распоряжений.

В зависимости от конкретных задач управления магистраты под­разделялись на консулов, диктаторов, преторов, цензоров, квесторов и других.

Консулы являлись верховными магистратами. Именно они осу­ществляли командование войском, созывали сенат и народное собрание, ведали внутренним управлением. Диктатор — это чрезвычайный ма­гистрат, который назначался в особых случаях одним из консулов по предложению сената сроком на шесть месяцев. Диктатура учреждалась при наличии серьезной военной опасности, при возникновении восста­ний и в некоторых других чрезвычайных обстоятельствах. Преторы вначале являлись заместителями консулов, а затем стали постоянно выполнять функции судебного надзора за разрешением имущественных дел. Цензоры как должностные лица составляли списки сенаторов и рас­пределяли граждан Римской республики по военным и территориаль­ным единицам, производя одновременно оценку имущества граждан, а также осуществляли надзор над «нравами». Квесторы обладали разно­образными полномочиями: одни из них ведали некоторыми уголовными делами, другие хранили казну, получали платежи и выплачивали день­ги. Кроме того, были магистраты, контролировавшие торговлю, чекан­ку монет, строительство и эксплуатацию дорог.

Механизм феодального (средневекового) государства претерпевал значительные изменения в зависимости от основных этапов его разви­тия: раннефеодальной, сословно-представительной и абсолютной мо­нархии. В период раннефеодальной монархии аппарат государства имел несложную структуру. Он состоял из главы государства (короля, князя), придворной знати, военной дружины, сборщиков податей. Позже появ­ляются сословно-представительные, исполнительные и другие органы государственной власти.

По мере централизации средневекового государства его механизм значительно усложняется. Появляется разветвленный управленческий аппарат: различные министерства, центральные ведомства, специаль­ные судебные учреждения; совершенствуется полицейский аппарат, раз­ведывательные и другие государственные органы. Военные дружины отдельных феодалов постепенно превращаются в централизованную регулярную армию. Кроме того, в решении стоящих перед государством задач большое значение имели церковные учреждения и религиозные организации.

В XVII—ХVIII веках, особенно в эпоху буржуазных революций в Европе, вносятся новые коррективы в структуру и функциональную деятельность государственного аппарата. В США механизм государства образуется по классической схеме разделения властей. Законодательная власть по Конституции 1787 года вверяется Конгрессу, состоящему из двух палат: Палаты представителей и Сената. Главой государства и правительства становится президент США. Высшей судебной инстанци­ей провозглашается Верховный федеральный суд, который имеет право пересмотра законов при их несоответствии Конституции. Формируется государственный аппарат и в штатах: законодательное собрание, пра­вительство, местные органы, полиция и суд; создается свое уголовное, гражданское и процессуальное законодательство.

Во Франции появляются новые элементы государственного меха­низма: Национальный конвент. Директория, Консульство при Наполе­оне, Парижская коммуна и другие. В России формируется Государствен­ный совет как высший законосовещательный орган, состоящий из нескольких департаментов: департамента законов, департамента

mirznanii.com

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — это… Что такое ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ?


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ АППАРА́Т, в конституционном праве система органов, практически осуществляющих функции государства (см. ГОСУДАРСТВО); совокупность исполнительных (административных) органов власти, выполняющих повседневное управление государством.
Орган государства является структурной частью государственного аппарата. Он представлен коллективом государственных служащих или должностным лицом, наделенных властными полномочиями и располагающих материально-техническими возможностями для осуществления определенных задач и функций государства. Специфическим признаком органа государства является его структура, внутренняя организация, закрепляемая в конституциях, уставах, законодательных актах. Разновидностью государственного органа является орган государственной власти, образуемый и функционирующий на основе принципа разделения властей. В Российской Федерации конституционная система органов государственной власти на федеральном уровне представлена Президентом, Федеральным Собранием и судами.

Энциклопедический словарь. 2009.

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БАНК АЛБАНИИ

Смотреть что такое «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ» в других словарях:

  • Государственный аппарат — (механизм государства)  система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов. Наиболее общие характерные признаки государственного аппарата… …   Википедия

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — см. Аппарат государственный …   Юридический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — органы государственной власти и государственного управления. В узком смысле слова под государственным аппаратом понимают только высшие органы государственной власти, включая законодательную, исполнительную, судебную ветви власти. Иногда… …   Экономический словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — система органов государства, т.е. органов,через которые осуществляется государственная власть, функции соответст вующего государства; составная часть механизма государства. Словарь финансовых терминов …   Финансовый словарь

  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ — см. АППАРАТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 …   Энциклопедия социологии

  • Государственный аппарат — (state) Система политических институтов, занимающихся организацией общественной жизни на определенной территории. Можно утверждать, что государство является центральным понятием в политике, и поэтому его определение служит предметом острых… …   Политология. Словарь.

  • Государственный аппарат — (англ state machinery) в конституционном праве специально созданная и постоянно действующая система органов государства, через которые в результате деятельности их должностных лиц от имени государства осуществляется …   Энциклопедия права

  • государственный аппарат —    органы государственной власти и государственного управления. В узком смысле слова под государственным аппаратом понимают только высшие органы государственной власти, включая законодательную, исполнительную, судебную ветви власти. Иногда… …   Словарь экономических терминов

  • государственный аппарат — административный аппарат чиновник. чиновный …   Идеографический словарь русского языка

  • Государственный аппарат —         система органов, практически осуществляющих государственную власть и функции государства. В широком смысле Г. а. включает не только собственно органы государственной власти, но и такие важнейшие орудия власти, как вооруженные силы,… …   Большая советская энциклопедия

Книги

  • Анатомия человека. Опорно-двигательный аппарат. Учебное пособие, Калинин Роман Евгеньевич, Лазутина Галина Степановна, В учебном пособии, подготовленном коллективом авторов ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова» Минздрава России, в традиционной форме изложены… Категория: Анатомия и физиология Издатель: ГЭОТАР-Медиа, Подробнее  Купить за 1236 руб
  • Анатомия человека. Опорно-двигательный аппарат. Учебное пособие, Роман Калинин, Александр Виноградов, Ирина Андреева, Игорь Сучков, Галина Лазутина, В учебном пособии, подготовленном коллективом авторов ФГБОУ ВО&171;Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова&187;Минздрава России, в традиционной форме… Категория: Анатомия человека Серия: Школьная программа Издатель: ГЭОТАР-Медиа, Производитель: ГЭОТАР-Медиа, Подробнее  Купить за 1204 грн (только Украина)
  • Анатомия человека Опорно-двигательный аппарат Учебное пособие, Калинин Р. (ред.), В учебном пособии, подготовленном коллективом авторов ФГБОУ ВО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И. П. Павлова» Минздрава России, в традиционной форме изложены… Категория: Биология человека. Антропология Подробнее  Купить за 918 руб
Другие книги по запросу «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ» >>

dic.academic.ru

Государственный аппарат

Государственный аппарат — это система органов, организаций и учреждений, осуществляющих государственную власть для достижения поставленных целей и выполнения поставленных задач. Его деятельность направлена на разработку общеобязательных правил поведения, их закрепление в юридических нормах, использование в правовых отношениях, обеспечение эффективности санкций и предоставленных гарантий.

Государственный аппарат и его признаки

  • формируется в целях реализации стоящих перед государством целей и задач;
  • создает юридические нормы, общеобязательные для исполнения;
  • обладает монополией на госпринуждение;
  • в основе формирования и функционирования госаппарата лежит профессиональный принцип, то есть его сотрудники осуществляют предоставленные им полномочия на профессиональной основе, не занимаясь другой общественно-полезной деятельностью;
  • для обеспечения реализации своих функций включает в себя госорганы и «материальные придатки», то есть полицию, армию, военные подразделения, таможенную службу и др.

Структура

Функции государства закреплены в конституции и других законодательных актах, которыми в своей деятельности руководствуются органы и их должностные лица, входящие в государственный аппарат. Структура последнего зависит от стоящих перед государством задач. В него входят госорганы, осуществляющие регулятивные функции по управлению делами в стране; правоохранительные, связанные с поддержанием правопорядка и общественной безопасности; внешнеполитические, связанные со взаимоотношениями с иностранными государствами.

Формирование государственного аппарата происходит путем образования органов власти, в деятельность которых входит реализация государственных функций. Наиболее распространенные способы – выборы и назначение. Госорган является самостоятельной структурной единицей госвласти, наделенной властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

  • сложная внутренняя структура, так как он состоит из подразделений и обязательно включает в себя государственных служащих;
  • финансирование производится из госбюджета;
  • выполняет публичные функции, включая координационные, регулятивные и другие формы управленческой деятельности в соответствии с компетенцией;
  • отчетность перед органом госвласти его учредившим.

Государственный аппарат включает в себя государственных служащих, то есть лиц, находящихся на госслужбе, деятельность которых направлена на обеспечение полномочий госорганов. Должностные лица, входящие в их состав, действуют от имени государства и в пределах своей компетенции, принимают решения, обязательные для исполнения другими участниками правоотношений. Особое место занимают лица, занимающие высшие государственные должности. Это президент, министры, председатели палат парламента, премьер-министр и другие, которые занимают свой пост путем выборов.

Замещение должностей в госорганах осуществляется в основном путем назначения. В государственный аппарат могут также входить некоторые государственные учреждения, которые распространяют свою деятельность на другие учреждения или лиц, которые им непосредственно не подчиняются. Государственные предприятия не входят в структуру, так как хотя их администрации и обладают правом принятия управленческих решений, но только внутренним, для руководства собственной деятельностью.

Принципы

Государственные аппарат функционирует на основе общих принципов, закрепленных в конституции. В демократических обществах к ним можно отнести: демократизм, законность, профессионализм, разделение властей, централизм и ряд других.

fb.ru

Государственный аппарат Википедия

Механизм государства — целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства [1]. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства [2].

Признаки

  • Целостность — механизм государства представляет собой целостную структуру, на территории и в рамках одного государства не может существовать несколько государственных аппаратов[1];
  • Иерархичность — механизм государства строится на началах координации и подчинения, представляя собой сложную властную пирамидальную структуру[1];
  • Особый состав — государственные органы и учреждения, входящие в структуру механизма государства состоят из специально подготовленных людей[3];
  • Специальные цели деятельности — фактическое осуществление государственной власти, задач и функций государства[3];
  • Материально-техническая обеспеченность[4].

Понятие «механизм государства» и «государственный аппарат»

Существует несколько точек зрения на соотношение понятий «механизм государства» и «государственный аппарат»:

  • Данные понятия полностью совпадают по объёму, используются как синонимы. Термин «механизм» лишь подчеркивает целостность аппарата, его направленность на результативную деятельность[1].
  • Под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие «механизм государства» включаются наряду с государственным аппаратом ещё и государственные учреждения и организации, а также «материальные придатки» государственного аппарата (вооруженные силы, полиция, уголовно-исполнительные учреждения и т. д.), опираясь на которые государственный аппарат действует[5].
  • Под аппаратом государства понимаются все органы государства в статике, а под механизмом государства — те же органы, но в динамике. Изучая аппарат государства, говорят прежде всего о назначении, порядке образования, компетенции того или иного государственного органа, а изучая механизм государства — непосредственно о деятельности государственных органов, об их взаимосвязи между собой в процессе осуществления тех или иных функций государства[6].
  • Механизм государства является более обширной категорией, включающей в себя всю совокупность не только лиц-служащих, но и материально-технических объектов, служащих для реализации государственных функций и задач. В отличие от механизма государства, под аппаратом государства понимается только совокупность государственных служащих. Тем самым, государственный аппарат не является синонимом механизму государства, поскольку механизм государства помимо государственных органов включает в себя также государственные учреждения и предприятия[4][7].

Принципы работы

Основные принципы организации и деятельности государственного аппарата[8]:

  • Представительство интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата.
  • Гласность и открытость в деятельности государственного аппарата.
  • Высокий профессионализм и компетентность.
  • Законность.
  • Субординация и четкое взаимодействие между центром и государственной властью членов федерации (в федеративных государствах).

Структура механизма государства

В структуре механизма государства выделяется 5 уровней:

  • Государственные органы — есть властные полномочия.
  • Государственные организации: учреждения и предприятия — нет властных полномочий.
  • Служащие — лица, работающие в государственных органах или учреждениях, но полномочиями не обладающие (в отличие от государственных служащих).
  • Материальные средства.
  • В государственный аппарат входят глава государства, органы законодательной, исполнительной и судебной властей, органы принуждения (МВД, ФСБ, прокуратура), вооружённые силы.

Особенности построения государственного аппарата в различных странах

Структура государственного аппарата зависит от множества факторов: организации государственной власти (в социалистических странах отрицается разделение властей), политико-территориального устройства государства (унитаризм, федерализм, существование автономных образований), деления на органы и должностные лица, осуществляющие властные полномочия (например: законодательный орган (дума, парламент), судьи), и органы и должностные лица, образующие обслуживающий аппарат (например, аппарат Правительства России, канцелярии судов, эксперты — советники министерств). Однако несмотря на многообразие механизмов государства, в их структуре всегда выделяются органы управления и органы принуждения[1].

С точки зрения разделения властей в аппарате управления государства различаются органы (а иногда—и должностные лица) законодательной, исполнительной и судебной власти. В странах социализма, где принята иная концепция, различаются органы государственной власти, органы государственного управления, суда и прокуратуры.

Органы законодательной власти представлены общегосударственными структурами (дума, рада, шура, парламент и так далее) (а в некоторых странах, например Индонезии и Туркмении, также над парламентскими органами), законодательными собраниями субъектов федерации и политических автономий. Между высшими и низшими представительными органами нет административного подчинения. Согласованность действий обеспечивается в результате принятия вышестоящими парламентами законов, обязательных и для нижестоящих представительных органов. К парламентам примыкают некоторые другие органы, не входящие в понятие парламента (аппарат, обслуживающий палаты парламента и их постоянные комиссии, счетная палата, уполномоченный по правам человека и т. д.).

Исполнительная власть организована по-разному. В некоторых странах по конституции она принадлежит монарху, но на деле в парламентарных монархиях (Великобритания, Япония и др.), как кажется некоторым, он власти не имеет. Государственный аппарат в таких странах фактически возглавляет правительство (премьер-министр), который отчитывается (не всегда) перед монархом. В дуалистических монархиях монарх реально управляет страной (Иордания и др.), а в абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Оман и др.) в руках монарха находится вся полнота власти.

В республиках исполнительная власть обычно принадлежит президенту, но её реальное осуществление зависит от формы правления. В президентских республиках (Бразилия, США, Египет и др.) президент одновременно является главой государства и главой исполнительной власти. Он возглавляет государственный аппарат, делегируя министрам те или иные полномочия, а те, в свою очередь, делегируют их нижестоящим государственным служащим. Правительства как коллегиального органа в президентских республиках обычно нет, а если оно есть (Египет и др.), то премьер-министр, назначаемый и снимаемый президентом без ведома парламента, является так называемым административным премьером. Он действует по поручениям президента, а фактическим главой правительства остается президент. В парламентарных республиках, например в Индии или Германии, государственный аппарат возглавляет правительство. Нормы конституций, предоставляющие широкие полномочия президентам, парируются другими нормами тех же конституций, согласно которым президент должен действовать только по совету правительства и все его акты недействительны, если на них нет дублирующей подписи премьер-министра (правило контра сигнатуры).

В полупрезидентских республиках иная ситуация. Бывает, что существует «двухголовая» исполнительная власть — она принадлежит и президенту, и правительству (Франция и др.). В России руководство государственным аппаратом тоже разделено. «Силовые» министерства и ведомства (обороны, внутренних дел, по чрезвычайным ситуациям, службы безопасности и т. д.), некоторые другие министерства (иностранных дел, юстиции) находятся под непосредственным руководством президента, другими руководит правительство.

К исполнительной ветви власти примыкают материальные придатки государства: армия, авиация, флот, жандармерия, полиция (милиция), национальная гвардия, орган государственной безопасности, разведка и контрразведка, тюрьмы и так далее. По существу, это особые виды государственных организаций. Они в значительной степени усиливают исполнительную власть.

Судебная ветвь власти имеет свой специфический аппарат. В одних странах это сами судьи и обслуживающие суды, технические служащие (секретари судебных заседаний, канцелярия и т. д.), в других — так называемые следственные судьи (в некоторых странах это следователи, не входящие в состав собственно судебного корпуса), прокуроры при судах и подчиненные судьям судебные коменданты, приставы, обеспечивающие порядок судебных заседаний. Существуют разные звенья судов (низовое, среднее, верховные суды), но при рассмотрении и решении конкретных дел в отличие от чиновников исполнительной власти суды и судьи не подчинены по вертикали.

Помимо органов и должностных лиц, относящихся к ветвям власти, примыкающих к ним, государственный аппарат включает структуры с особым статусом. Иногда часть таких органов (избирательные комиссии (трибуналы), избирательный регистр) выделяют в качестве особой ветви избирательной власти (в некоторых странах Латинской Америки), иногда — контрольной власти (генеральные контролеры, генеральные ревизоры, генеральные атторней и т. д. со своими службами). Во многих странах есть омбудсмэны — уполномоченные парламента по правам человека (Россия), по соблюдению правопорядка в вооружённых силах (Германия), по охране окружающей среды (Канада) и др. Согласно конституциям и законам, они при исполнении своих полномочий независимы, не подчинены никакой другой власти. В России особое положение занимает Центральный банк, во Франции — Экономический и социальный совет, в Италии — Высший совет магистратуры, ведающий кадрами судейского корпуса, в Египте — консультативный совет ашшура и т. д.. В России и в ряде других стран (Китай, Украина и т. д.) особое звено государственного аппарата образует прокуратура, которая в таких странах обособлена от судов. Её главная задача — контроль соблюдения законности. Специфической частью государственного аппарата являются специализированные органы конституционного контроля (конституционные суды, конституционные советы и др.), а в некоторых мусульманских странах — органы религиозно-конституционного контроля (они не решают конкретные дела, а следят за соответствием законов Корану).

См. также

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 Алексеев С. С., Архипов С. И., 2005.
  2. ↑ Матузов Н.И., Малько А.В., 2012.
  3. 1 2 Перевалов В.Д., 2010.
  4. 1 2 Мухаев Р.Т. Правоведение, 2013.
  5. ↑ Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В. В. Лазарева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2001. — С 238.
  6. ↑ Алехина О. М. Теоретико-методологические аспекты проблемы определения понятия государственного механизма РФ // Право: теория и практика. — 2003. — № 15. — С. 42 — 45
  7. ↑ Абдулаев М. И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права. СПБ.,2003. С. 83-84.
  8. ↑ Братановский С.Н., 2013.

Литература

  • Алексеева С. И. Основные этапы развития аппарата государственного управления в России // С. И. Алексеева, О. В. Егоренкова, Т. Н. Захарова. Политическая история России: Учебное пособие. Ч. 1. IX – начало XX вв. СПб., 2005. С. 182-281.
  • Алексеев С. С., Архипов С. И. Теория государств и права: учебник для вузов. / Отв. ред. Алексеев С. С., Архипов С. И.. — М.: Норма, 2005. — 496 с. — ISBN 5-89123-785-7.
  • Перевалов В.Д. Теория государств и права: учебник для вузов.. — М.: Юрайт, 2010. — 379 с. — ISBN 978-5-9916-0862-6.
  • Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государств и права. Курс лекций. / Отв. ред. Матузов Н.И., Малько А.В.. — 3-e изд., перераб. и доп.. — М.: Норма: НИЦ Инфра-М, 2012. — 640 с. — 1 000 экз, экз. — ISBN 978-5-91768-271-6.

wikiredia.ru