Что такое экология окружающая среда – Что такое окружающая среда 🚩 естественная среда это 🚩 Разное

Экология окружающей среды

Апрель 25, 2013 / Николай Одегов, Специалист по экологии

Человек и природа – не паритетное взаимоотношение, так как главенствующая роль принадлежит природе. Природа – это весь мир, который окружает человека, она колыбель жизни в разных формах и значениях. Все сущее, окружающая нас среда может существовать в живой и неживой форме, но этот мир в разнообразных проявлениях влияет на нашу жизнь.

Взаимосвязи и закономерности взаимодействия всего сущего были замечены в глубокой древности и были частью человеческой философии. Стремительное развитие технического прогресса, стремление подчинить природу – все это выдвинуло на первый план вопросы сохранения экологии и охрану окружающей среды.

Строятся мощнейшие заводы, возводятся гигантские станции, протяженность газо- и нефтепроводов растет с каждым днем. Все это является частью технического прогресса на благо человечества, но оборотной стороной этого прогресса является гибель лесов, загрязнение водоемов, изменение ландшафтов.

Много лет мы тешили себя мыслью, что человек является хозяином природы, но именно его «хозяйствование» оставляет за собой безжизненные пространства, бесплодные пустыни, уничтоженные экосистемы и зараженные водоемы. Плачевное состояние экологии и заражение окружающей среды не позволяет современному человеческому обществу наслаждаться свежестью морского прилива, чистым дыханием лесного пространства, кристальной водой источника.

Это мы так изменили природу. Взрывами атомных электростанций, реками текущего бензина, сточными водами фабрик и заводов, смогом выхлопных газов, истощением голубых лент рек, вырубкой лесных массивов. И если человек разумный не осознает ответственности за

состояние экологии и окружающей среды, что же оставит он после себя на голубой планете?

Сегодня эти вопросы волнуют многих людей, которые объединяются в общества «зеленых», экологические союзы. Ведь только совместными усилиями мы в состоянии возродить и сохранить природные богатства и нести ответственность за все живое на нашей планете, за наш дом – колыбель жизни.

Окружающая среда и ее охрана

Современное состояние окружающей среды требует защиты при помощи закона и целой системы природоохранных нормативов. Охрана окружающей среды и экологии должна ограничить губительное и разрушительное влияние человека на окружающую природу. Многие страны и сообщества современного мира ввели специальные меры для обеспечения

сохранности окружающей среды.

Введены строгие ограничения выбросов веществ и вредных газов в гидросферу и атмосферу. Организовывается и финансируется создание специализированных уникальных заповедников, национальных парков, заказников. Вводятся ограничительные меры по вылову рыбы, а также сокращаются сезоны и размеры охоты. Проблема мусора и отходов производств решается с применением современных методов и технологий переработки.

С 1972 года Глобальной Ассамблеей ООН дата 5 июня объявлена днем празднования Всемирного дня окружающей среды. Выбор этой даты не случаен, ведь именно в 1972 году Стокгольмская конференция рассматривала серьезные

проблемы окружающей среды. Этот день является призывом к ежегодному проведению государствами и организациями специальных мероприятий, направленных на сохранение экологии и окружающей среды.

5 июня в России также празднуется «День эколога», но каждый житель Земли должен запомнить, что здоровая экология среды – это не праздники, а действия. Несоблюдение экологического баланса может привести к трагическим последствиям.

Удручающие прогнозы

  • Ежегодное увеличение площади пустынь составляет 27 миллионов гектаров, что приводит к катастрофическим для всего человечества потерям плодородной почвы. Все вместе взятые пшеничные поля Австралии – вот площадь земель, которую ежегодно теряет сельское хозяйство.
  • Только 3% населения в 1800 году проживало в городах, 50% городских жителей зафиксировано статистикой в 2008 году, а к 2030 году сосредоточение людей в городах будет составлять 60%.
  • Информационные технологии уже в настоящее время являются следствием поступления в атмосферу Земли 2% СО2, что превышает объемы выбросов углекислого газа от деятельности авиации. Ожидаемые прогнозы неутешительны и предполагается, что разработки в области Интернет технологий к 2020 году увеличат поступления в атмосферу СО2 до 20%.
  • По утверждениям биолога Уилсона из Гарвардского университета, с лица Земли ежегодно исчезают 30 000 видов разнообразных живых организмов, а конец тысячелетия при таких темпах ознаменуется безвозвратной потерей половины нынешнего биоразнообразия.
  • Нерациональная разработка различных месторождений к концу этого века может стать причиной полного истощения полезных ископаемых Земли.
  • Площади первобытных лесов, которые являются средой обитания 3/4 для всех биологических видов планеты, за последние 40 лет сократились на 20%, и стремительно продолжают сокращаться.
  • Коралловые рифы планеты сократились на 30% и уничтожение уникальных экосистем продолжается.
  • Стихийные бедствия и катастрофы на планете с 2000 по 2006 включительно в сравнении с предыдущим десятилетием возросли на 187%. И это ответ планеты на наше к ней отношение.
  • Загрязнение экологии подземных вод становится потенциальной угрозой загрязнения 97% запасов пресных вод на планете.
  • Влияние экологической ситуации на окружающую среду приведет к полному исчезновению к 2033 году снегов на Килиманджаро.
  • Глобальное потепление интенсивно влияет на вечную мерзлоту, что становится причиной ежегодной утраты Россией 30 квадратных километров суши.

Экология, окружающая среда и индустриализация

Вышеперечисленные факты показывают, каким образом индустриальный прогресс влияет на экологию и загрязнение окружающей среды. Наша планета уже не может гордиться чистым воздухом, плодородной почвой и «живой» водой. Почти каждый город похож один на другой огромным количеством автомобилей, фабрик и заводов.

Индустриальная деятельность, вырабатывая побочные продукты, убивает все живое на планете. Кислотные дожди, глобальное потепление, истончение озонового слоя – перечень довольно длинный, который складывается из множества мелких нарушений, не соблюдения норм, халатности.

Весь этот негатив, и связанные с ним процессы, вызван огромным количеством загрязняющих веществ, которые попадают в атмосферу от промышленных предприятий. Города, лишенные растительности, задыхаются от смога. Дизельные и бензиновые двигатели автомобильного транспорта ежедневно отравляют воздух.

Огромные массивы лесов — легкие планеты — безжалостно уничтожаются в угоду росту промышленности. Кислородный баланс нарушается не только в отдельно взятой стране, но и на всей планете.

Многие животные, птицы и растения занесены в Красную книгу, другие балансируют на грани исчезновения, ведь животный мир не только стал источником пропитания человечества, а продуктом алчности и развлечения.

Поймы рек и озер превращаются в пустыни, солончаки, зловонные лужи. Птицы уже не находят пристанища у богатых пищей берегов рек и озер. Запасы рыбы истощаются или гибнут от разлива нефтепродуктов. Некогда богатые популяции рыб мы можем частично наблюдать только в океанариумах.

И для этого нет необходимости читать пугающие сводки прессы, у каждого близлежащего водоема мы можем наблюдать удручающую картину загрязнения и безответственного отношения к

экологии и окружающей среде. Какие еще нужны «страшилки», чтобы каждый человек понял, что губить природу не этично, не модно, а опасно?

Экологическое воспитание

Безусловно, проблемы экологии и окружающей среды должны решаться на мировом уровне, с использованием законодательных, организационных, санитарно-гигиенических, инженерно-технических и прочих мероприятий и рычагов. Но, можно начать уже сейчас бережливо относиться к своему дому — Земле в рамках своего дома, района, города.

Например, в Мурманской области, на базе детско-юношеской библиотеки активисты организации «Природа и молодежь» провели массовый мастер-класс по изготовлению экологических сумок по японской технике Фурошики.

Техника Фурошики позволяет использовать квадратный кусок ткани в качестве тары для переноски различных предметов всевозможных габаритов и форм. Целью этого мероприятия стало большое желание подрастающего поколения отказаться от пластиковых пакетов, как предметов, представляющих опасность для экологии.

Немного фантазии, и масса средств и ресурсов на производство ненужного пластика экономится, без ущерба окружающей среде. «Сохраним планету вместе» — так звучали лозунги этого дня, где сотрудники организации информировали детей и родителей о разрушительном влиянии антропогенного воздействия на природу и о необходимости

защиты окружающей среды от нас самих.

Начинать можно с малого, и даже такой вклад в защиту экологии и улучшение окружающей среды оздоровит наше будущее.

zeleneet.com

Окружающая среда и экология

Дата создания: 2013/12/23

Автор: Лосаков Марат

Современная цивилизация осуществляет давление на природу, свидетельство тому – экологические катастрофы и последствия после них. В своем «триумфальном шествии» человечество оставляет после себя покрытые солончаками, затопленные болотами, изрытые карьерами территории. Научно-техническая революция набирает обороты, что не проходит для природы бесследно, поскольку ресурсы, необходимые для роста прогресса, человечество черпает непосредственно из биосферы. В ходе истории было установлено, что индустриализация сопровождается дальнейшими экологическими кризисами. Актуальность данной тематики обуславливается тяжелой экологической ситуацией Свердловской области. Доказательством тому служит появление Белой книги России, в которой отмечены районы с высоким загрязнением окружающей среды, особенно ее Уральской части. Научно-технический прогресс, столь активно вторгшийся в жизнь человечества в XX веке, привел к опасному нарушению природного баланса. Человечество уже взяло от природы все, что смогло, поэтому ждать от нее новых милостей не приходиться, поскольку она сама в них нуждается.

Общеизвестно, что для осуществления нормальной жизнедеятельности человеческому организму помимо солнечной энергии необходимы такие природные ресурсы, как воздух, вода и пища. На сегодняшний день человечество может выбирать между экологически чистой пищей и пищей с нитратами, нитратами и опасными для здоровья эмульгаторами, между чистой природной или качественно отфильтрованной водой и водой, загрязненной промышленными отходами и антропотоксинами. А вот что касается воздуха, без которого человеческий организм не проживет и трех минут, то качество этого важнейшего для нас ресурса природы, особенно в условиях больших городов, оставляет желать лучшего. Язык цифр сух и беспристрастен. На основе общедоступных статистических данных, находящихся вне зоны секретности, целью моей работы является не только оценка экологической ситуации Свердловской области, но и рассмотрение ее как меру воздействия на здоровье мужского населения.

В результате загрязнения появляются все новые формы болезней, причины которых трудно установить, эта тенденция становится скорее закономерностью, нежели случайностью. Самые очевидные предпосылки ослабления мужской популяции — в продолжительности жизни мужчин. Во всем мире — будь то передовые страны, или развивающиеся — мужчины живут в среднем меньше, чем их сверстницы. Разница составляет примерно 7 лет. Самая большая разница в продолжительности жизни мужчин и женщин — в России, она равна 12-14 годам. Работа по оздоровлению населения в целом ведется уже давно. Разрабатываются программы, проектируются технологии. Но осуществление этих программ тормозится их финансовой стороной. Внедрение новых технологий требует средств, которых явно не хватает. Самое главное – это экологическое самосознание общества, понимание каждым, что все зависит от него лично.

Окружающая среда

Понятие окружающей среды

Под окружающей средой понимается совокупность чистой природы и среды, созданной человеком. Её основные составляющие: воздушная, водная, климатическая и акустическая среды, животный и растительный мир, почва (растительный слой).

Впервые термин биосфера появился в 19 веке в трудах австрийского ученого Э.Зюсса. Термин образован из двух слов: «биос» — жизнь и «сфера» — шар. Современное учение о биосфере создано русским ученым Владимиром Ивановичем Вернадским. Согласно определению Вернадского, биосфера – наружная оболочка Земли, область распространения жизни, которая включает в себя все живые организмы и элементы неживой природы, образующие среду обитания живых. Наличие живых организмов во всех её частях является характерной особенностью биосферы. Толщина биосферы 40-50 км, в том числе атмосфера до озонового слоя (25-30 км), гидросфера до её наибольшей глубины (Мариинская впадина больше 11 км) и часть литосферы (до 3 км вглубь Земли). В биосфере осуществляется непрерывный обмен веществ и энергии между всеми её составляющими. Любое воздействие на какой-либо элемент биосферы приводит к изменению состояния не только этого элемента, но и неизбежно вызывает цепную реакцию изменений во всех её звеньях. Взаимосвязь и взаимозависимость живой и неживой природы называется биогеоценозом (bios — жизнь, geos — Земля, koinos- общий).

Биогеоценоз может существовать и развиваться, если его составные элементы нормально функционируют и взаимодействуют, осуществляют обмен веществ и энергии между собой. Например, в водоёме фитопланктон (микроскопические растения) и водоросли под воздействием солнечного света. Обмен веществ и энергии между составляющими биосферы усваивания из воды и грунта минеральные вещества (нитраты, фосфаты и др.) и углекислый газ (СО2), выделяя кислород (О2), служат пищей для зоопланктона мельчайшие животные организмы) и травоядных рыб. Суммарно основное уравнение фотосинтеза может быть выражено следующим образом: 6СО2 + 6Н2О (hv => хлорофилл) => СбН12О6 + 6О2.

Зоопланктон и молодь травоядных рыб поедаются более крупными рыбами, которые служат пищей людям и некоторым животным. Отмирающие растения, погибающие рыбы, животные и их экскременты используются в качестве пищи микроорганизмами – разлагающими бактериями. Аэробные бактерии, как и другие живые организмы, потребляют растворенный в воде кислород, выделяя углекислый газ. Разлагая отходы, они возвращают в водоем питательные минеральные вещества (фосфаты, нитраты и др.), и цикл развивается заново. В природе для любого органического вещества, вырабатываемого в процессе жизнедеятельности, существуют другие живые существа, способные это вещество разложить при использовании его в качества пищи. Таким образом, природа сама себя очищает. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения. Вопреки этому закону человек создал и продолжает создавать химические соединения (ДЦТ, полиэтилен и т. п.), которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Важнейшими свойствами биогеоценоза являются его устойчивость, сбалансированность процессов обмена веществ и энергии между всеми компонентами, следовательно, в природе существует динамическое равновесие. Нарушение равновесия в любую сторону, в большинстве случаев приводит к ужасным последствиям.

Источники загрязнения окружающей среды

Биосфера всегда содержит определённое количество вредных примесей, излучений, поступающих от естественных источников: пыль и газы космического, растительного, животного и вулканического происхождения; магнитные силовые линии, космические излучения; ионизирующие излучения, испускаемые природными радиоактивными веществами.

Стихийные явления (землетрясения, ураганы, наводнения) ежегодно наносят мировой экономике ущерб в 30 млрд. долл., при этом погибают до 250 тыс. человек. Уровень загрязнения атмосферы естественными источниками является фоновым и мало изменяется с течением времени. Фоновое загрязнение местности – сумма природного загрязнения с антропогенным. Антропогенные загрязнения отличаются многообразием видов и многочисленностью источников. Если в конце 19 века в промышленности применялось 19 химических элементов, то в 70-х годах 20 века – вся таблица Менделеева. Это существенно сказалось на составе промышленных выбросов и привело к качественно новому загрязнению биосферы, в частности, аэрозолями тяжелых и редких металлов, синтетическими соединениями, бактериологическими вирусами, парами различных кислот, органическими растворителями и другими веществами. В России наибольший вклад в загрязнение окружающей среды вносят топливо – энергетический комплекс и автотранспорт. Существенное загрязнение природной среды создают свалки. Атмосфер-ные осадки, промывая их, загрязняют подземные воды, причём на очень больших глубинах, и воды открытых водоемов.

Ежегодные выбросы вредных веществ в атмосферу

Твердые частицы:

  • Естественные выбросы – 3700 млн.т;
  • Антропогенные выбросы – 1000 млн.т;
  • Процент антропогенных выбросов от общих поступлений – 27.

СО:

  • Естественные выбросы – 5000 млн.т;
  • Антропогенные выбросы – 304 млн.т;
  • Процент антропогенных выбросов от общих поступлений – 5,7.

СцНп:

  • Естественные выбросы – 2600 млн.т;
  • Антропогенные выбросы – 88 млн.т;
  • Процент антропогенных выбросов от общих поступлений – 3,3.

NOX :

  • Естественные выбросы – 770 млн.т;
  • Антропогенные выбросы – 53 млн.т;
  • Процент антропогенных выбросов от общих поступлений – 6,5.

SOx :

  • Естественные выбросы – 650 млн.т;
  • Антропогенные выбросы – 100 млн.т;
  • Процент антропогенных выбросов от общих поступлений – 13,3.

С02:

  • Естественные выбросы – 48500 млн.т;
  • Антропогенные выбросы – 18300 млн.т;
  • Процент антропогенных выбросов от общих поступлений – 3,6.

Большой вред биосфере приносят добыча, доставка и эксплуатация месторождений углеводородного сырья, в том числе на прибрежных шельфах. Нефтяные разливы (при авариях танкеров и сбросов неочищенных вод» при их промывке), составляющие 20-30% от общего числа загрязнений морской воды, губят рыбу и птицу, делают непригодными пляжи, нарушают тепло – массообмен энергией, влагой и газами между водой и атмосферой. Так, испарение воды при наличии нефтяной пленки сокращается вдвое.

С 30-40-х годов 20 столетия в связи с развитием атомной энергетики, использованием радиоактивных веществ в технологических целях окружающая среда активно загрязняется радиоактивными веществами, в том числе и излучение. Например, облучение полиэтиленовых труб делает их пригодными для работы при повышенных температурах; используя источники излучения в пищевой промышленности, увеличивают сроки хранения рыбы, мяса, зерна, широко применяют для обнаружения дефектов в отливках и сварных швах. Большую опасность представляют такие виды оружия, как ядерное, бактериологическое, химическое и другие, которые способны создавать на огромных пространствах условия, совершенно непереносимые для всего живого. Они опасны не только в действии, но также и в процессе разработки, испытаний, хранения и уничтожения. Такое оружие разрабатывается и хранится на территории Свердловской области не одно десятилетие. Захоронение радиоактивных и токсичных отходов без принятия мер, предотвращающих их распространение, приводит к резкому нарушению равновесия в природе, что в последствии приводит к разрушительным последствиям (резкое увеличение раковых, сердечных заболеваний).

Урбанизация и рост потребностей человека, развитие промышленности вызывают сильное загрязнение акустической среды. В городах, наряду с шумом промышленного и бытового оборудования, главным источником шума является транспорт, причём доминирующую роль играет автомобильный транспорт, создающий 80% шума, возникающего от всех видов транспорта. Шум легковых автомобилей имеет уровень звука 85-95 дБ. Шумовое загрязнение окружающей среды как проблема находится на третьем месте после загрязнения воды и воздуха. В таких условиях возрастает вероятность депрессии, психических расстройств, что влечет за собой ослабление организма, его защитных и восстановительных функций.

www.medroad.ru

Окружающая среда — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Окружа́ющая среда́ — обобщённое понятие, характеризующее природные условия некоторой местности и её экологическое состояние. Окружающая среда обычно рассматривается как часть среды, которая взаимодействует с данным живым организмом (человеком, животным и так далее), включая объекты живой и неживой природы.

Словосочетание окружающая среда, как правило, применяется к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем и их взаимодействию с человеком. В таком значении термин используется в международных соглашениях[1].

В современную эпоху человеческая деятельность охватила практически всю географическую оболочку, и её масштабы теперь сравнимы с действием глобальных природных процессов, что негативно сказывается на состоянии окружающей среды[1]. Окружающая среда — это среда обитания и деятельности человечества, весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду[1].

В рамках Организации Объединённых Наций создана специальная организация — Программа ООН по окружающей среде (англ. UNEP). В целях привлечения внимания к проблемам охраны окружающей среды ООН установила Всемирный день окружающей среды.

ru.wikipedia.org

Окружающая среда — это… Что такое Окружающая среда?

«Окружа́ющая среда́» — обобщенное понятие, характеризующее природные условия в конкретно избранном месте и экологическое состояние данной местности. Как правило, применение термина относится к описанию природных условий на поверхности Земли, состоянию её локальных и глобальных экосистем, включая неживую природу, и их взаимодействие с человеком.

Окружающая среда — обычно рассматривается как часть среды, непосредственно окружающей (отсюда и название) некоторую живую систему (человека, животного и т.д.) и состоящей из объектов живой и неживой природы.

Окружающая среда — весь окружающий человека мир, включая и природную, и антропогенную среду.

Законодательное определение понятия «благоприятная окружающая среда» дано в статье 1 Федерального закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года:

Благоприятная окружающая среда — окружающая среда, качество которой обеспечивает устойчивое функционирование естественных экологических систем, природных и природно-антропогенных объектов.

Очевидно, что установление юридического факта «устойчивого функционирования естественных экологических систем» представляет собой значительную сложность с практической точки зрения. Поэтому необходимо обратиться к определению другого термина, которое дается в той же статье 1:

Нормативы в области охраны окружающей среды (далее также — природоохранные нормативы) — установленные нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на нее, при соблюдении которых обеспечивается устойчивое функционирование естественных экологических систем и сохраняется биологическое разнообразие.

Таким образом, право на благоприятную окружающую среду обеспечивается системой природоохранных нормативов, а критерием соблюдения этого права является соответствие качества окружающей среды и воздействий на нее соответствующим природоохранным нормативам.

См. также

Литература

  • Хорн Р. Морская химия. — М.: Мир, 1972. — 398 с.
  • Allaby M. Basics of Environmental Science. 2nd edition. Routledge. London, N.Y. — 323 p. — ISBN 0-415-21175-1.

Ссылки

biograf.academic.ru

Что такое экология. Что такое окружающая среда



Что же изучает наука экология

С.27.

1. Вопрос: назовите группы экологических связей, которые представлены схемами. Обратите внимание, что стрелки направлены в разные стороны. Как вы думаете, что это означает? Приведите примеры связей каждой группы. В своем ответе учтите направления стрелок.

1. Экологические связи: абиотические, биотические и антропогенные.

1) Абиотические – влияние неживой природы на живую. Живые организмы не могут обойтись без воздуха и воды, почвы, тепла.

2) Биотические – влияние одних живых организмов на другие живые организмы. Животные питаются растениями, их плодами. Но без животных многие растения могут исчезнуть с лица Земли. Например, насекомые – опылители помогают растениям размножаться, а птицы уничтожают насекомых – вредителей, портящих листву деревьев.

3) Антропогенные – влияние человека на живые организмы. Человек пользуется всеми дарами живой и неживой природы. От поведения человека, от его хозяйственной деятельности зависит её сохранность и красота.

2. Вопрос: С помощью рисунка расскажите, что составляет окружающую среду для растения, животного, человека. Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей среды.

Все, что оказывает влияние на живой организм называют окружающей средой. Для растения окружающую среду составляют солнце, вода, другие растения, животные, человек.

Для животного – солнце, вода, растения, животные, человек.

Для человека – солнце, вода, растения, животные, другие люди и продукты их жизнедеятельности.

Проверь себя:

1.Вопрос: что такое окружающая среда? Опиши окружающую среду природных объектов изображенных на схеме.

Ответ: окружающая среда — природные условия местности и ее экологическое состояние. Окружающая среда включает объекты живой и неживой природы.

2. Вопрос: что изучает наука Экология?

Ответ: экология изучает связи между живыми существами и окружающей их средой.

3. Вопрос: какое значения для людей имеет экология?

Ответ: экология занимается исследованием закономерностей организации живой природы и потому она позволяет:

— создать научную основу использования биологических ресурсов.

— прогнозировать изменения природы под влиянием деятельности человека и управлять процессами, протекающими в биосфере.

— сохранить среду обитания человека, восстановить нарушенные природные системы. Сохранить заповедные участки биосферы.

4.Вопрос: как можно показать экологические связи с помощью модели?

Ответ: Модели могут быть различными. Связи – абиотические и биотические.

Задание для домашней работы:

Задание 2. Найди в библиотеке книги по экологии. Прочитай выбранную тобой книгу. Приготовь по ней сообщение, дополняющее материал урока.

Ответ: История развития Экологии как науки.

Термин «Экология» происходит от двух греческих слов «ойкос» — дом и «логос» — наука. Этот термин впервые ввел в науку Эрнст Геккель в 1866 г. Со времен Э. Геккеля термин претерпел существенное изменение. Чаще всего считается, что экология – наука о взаимоотношениях живых организмов и среды их обитания. В последние годы в условиях глобального экологического кризиса в термин «Экология» связывают с охраной и сохранением природы.

Задачи экологии:

— исследование закономерностей организации жизней;

— регуляция численности животных и растений;

— прогнозирование изменений окружающей среды под влиянием деятельности человека;

— восстановление разрушенных природных систем;

— сохранение эталонных участков биосферы.

Экология связана с биологией, химией, математикой, правом и другими дисциплинами. Главным объектом изучения экологии являются природные сообщества.

В настоящее время выделяется 4 этапа в развитии экологии:

1-й этап: до 1866г.

2-й этап: 1866 – 1936гг.

3-й этап: 1936 – 1976гг.

4-й этап: 1976 – по настоящее время.

На первом этапе в сочинениях Аристотеля имеется описание м особенностей строения животных в зависимости от среды обитания. Аналогичные работы проводил его ученик Теофраст. Достоверных сведений крайне мало, так как было велико давление церкви. С начала эпохи возрождения в развитии экологии большую роль сыграли путешествия в дальние страны и первые эксперименты. Так Р. Бойль изучал влияние низкого атмосферного давления на различных животных. В 18 – м веке большой вклад внес Карл Линней. Ж.Бюффон приводил примеры влияния на жизнь растений характера местности и климата. К. Ф. Рулье и Н. А. Северцов доказывали необходимость изучения природы как единого целого.

На втором этапе большое значение имеют работы Чарльза Дарвина и Э. Геккеля. Дарвин является основателем учения об эволюции органического мира. Его вывод о существовании в природе борьбы за существование относится к числу центральных к экологии. Геккель сформулировал понятия: экология, окружающая среда, органические и неорганические условия существования и отношения между организмами.

Третий этап характеризуется накоплением большого фактического материала по экологии популяций. Термин «Экология» прочно входит в научную литературу. Впервые возникает статистическая обработка данных. В.В. Докучаев предположил, что почва, горная порода, климат и живые организмы составляют единое целое. В.И. Вернадский создал учение о биосфере и ноосфере. Сукачев разработал учение о биогеоценозе. Появляются первые учебники и монографии (например, Ч. Элтон «Экология животных»).

Четвертый этап неоднозначный в развитии экологии. Изначально экология считается западной наукой, которую не приемлют в России. Но экологические проблемы стали носить всеобщий характер и эта наука стала социально значимой и необходимой. Во всех вузах и школах России введена дисциплина «экология». Создается масса общественных организаций, занимающихся проблемами экологии. Так, например Римский клуб – международная группа выдающихся ученых, политических деятелей, государственных деятелей, которые занимаются изучением проблем демографического взрыва, опустынивания, парникового эффекта и др.

На следующем уроке

С.28

1. Вопрос: какие правила поведения необходимо соблюдать в природе, чтобы не причинить ей вреда?

Ответ: памятка «Правила поведения на природе»

1. Не разжигай костёр вблизи дерева или куста — соблюдай правила разведения костров, чтобы не случился пожар.

2. Не оставляй костёр непотушенным.

3. Не оставляй в лесу (на лугу, у реки) мусор — в замусоренный лес ты не захочешь больше прийти, а кроме того:

а) гниющий мусор будет распространять дурной запах;

б) оставленная бумага может загореться от ярких солнечных лучей и устроить пожар;

в) целлофан и полиэтилен долго не разлагаются, помешают расти растениям, т.к. не пропускают воздух. А также могут вызвать гибель животного, проглотившего кусок целлофана;

г) консервная банка может поранить лапки животного и даже послужить ловушкой для мелких зверьков;

д) стекло также может поранить лапы животных, а ещё оно может послужить причиной пожара в яркую солнечную погоду, концентрируя, словно линза, солнечные лучи.

4. Оставляй место своей стоянки в таком виде, в каком ты хотел бы застать его в следующий свой приход.

5. Не врывайся в лес с криком: в этом доме много деток — птенчиков, зверушек; не пугай их.

6. Не трогай птичьи яйца в гнезде — птица, учуяв посторонний запах, бросит гнездо.

7. Не разоряй гнёзд — не губи малых деток наших пернатых друзей.

8. Не приноси домой птенцов, выпавших из гнёзда (ты ведь тоже падал, когда учился ходить!). Птенчик у тебя дома будет чувствовать страх и, скорее всего, погибнет, а в лесу он у себя дома, а научиться летать ему помогают его родители и друзья.

9. Не ломай деревья — они тоже живые, только не могут ни убежать, ни закричать, ни защититься. Не сдирай белую кожу с тела берез — им тоже больно.

10. Не лови понравившуюся тебе бабочку или жука – это может быть последний экземпляр на всей земле.

11. Не рви цветы — пусть цветут они в наших лесах, полях, лугах, украшая нашу землю, радуя взор своей красотой и наполняя воздух нежным благоуханьем.

12. Собирая лекарственные травы, оставьте на месте сбора часть хороших растений с плодами, корневищами или луковицами для размножения.

13. Не ешь незнакомые ягоды и плоды, не собирай неизвестные грибы, они могут оказаться ядовитыми и можно получить отравление.

14. Не сбивай ногами и не топчи ядовитые грибы – ими лечатся лесные жители.

15. Не разоряй муравейник! Муравьи – это санитары леса, они приносят много пользы.

2.Вопрос: какое участие в работе по охране природы ты принимаешь?

Ответ: бытовой мусор из нашей квартиры, мы помещаем в разные контейнеры, которые расположены во дворе нашего дома на специальной площадке; осенью мы развешиваем кормушки для птиц и сыпем туда семечки и зерно для того, чтобы птицы могли лучше пережить холодное время года; во дворе нашего дома высажены молодые деревца, мы их поливаем, чтобы они быстрее прижились; когда выезжаем в лес, то не оставляем после себя бытовой мусор.

resheba.com

экология — это… Что такое экология?

ЭКОЛО́ГИЯ -и; ж. [от греч. oikos — дом, жилище и logos — учение]

1. Наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой. Э. растений. Э. животных. Э. человека.

2. Экологическая система. Э. леса.

3. Природа и вообще среда обитания всего живого (обычно о плохом их состоянии). Заботы об экологии. Нарушенная э. Удручающее состояние экологии. Э. северо-запада России.

Экологи́ческий (см.).

ЭКОЛО́ГИЯ (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и логос — слово, учение), наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
Термин «экология» предложен в 1866 Э. Геккелем (см. ГЕККЕЛЬ Эрнст). Объектами экологии могут быть популяции организмов, виды, сообщества, экосистемы и биосфера в целом. С сер. 20 в. в связи с усилившимся воздействием человека на природу экология приобрела особое значенние как научная основа рационального природопользования и охраны живых организмов, а сам термин «экология» — более широкий смысл.
С 70-х гг. 20 в. складывается экология человека, или социальная экология, изучающая закономерности взаимодействия общества и окружающей среды, а также практические проблемы ее охраны; включает различные философские, социологические, экономические, географические и другие аспекты (напр., экология города, техническая экология, экологическая этика и др.). В этом смысле говорят об «экологизации» современной науки. Экологические проблемы, порожденные современным общественным развитием, вызвали ряд общественно-политических движений («Зеленые» (см. ЗЕЛЕНЫЕ (движение)) и др.), выступающих против загрязнения окружающей среды и др. отрицательных последствий научно-технического прогресса.
* * *
ЭКОЛО́ГИЯ (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и …логия), наука, изучающая взаимосвязи организмов с окружающей средой, т. е. совокупностью внешних факторов, влияющих на их рост, развитие, размножение и выживаемость. До некоторой степени условно факторы эти можно разделить на «абиотические», или физико-химические (температура, влажность, длина светового дня, содержание минеральных солей в почве и др.), и «биотические», обусловленные наличием или отсутствием других живых организмов (в том числе, являющихся объектами питания, хищниками или конкурентами).
Предмет экологии
В центре внимания экологии — то, что непосредственно связывает организм с окружающей средой, позволяя жить в тех или иных условиях. Экологов интересует, например, что потребляет организм и что выделяет, как быстро он растет, в каком возрасте приступает к размножению, сколько потомков производит на свет, и какова вероятность у этих потомков дожить до определенного возраста. Объектами экологии чаще всего являются не отдельно взятые организмы, а популяции (см. ПОПУЛЯЦИЯ), биоценозы (см. БИОЦЕНОЗ), а также экосистемы (см. ЭКОСИСТЕМА). Примерами экосистем могут быть озеро, море, лесной массив, небольшая лужа или даже гниющий ствол дерева. Как самую большую экосистему можно рассматривать и всю биосферу (см. БИОСФЕРА).
В современном обществе под влиянием средств массовой информации, экология часто трактуется как сугубо прикладное знание о состоянии среды обитания человека, и даже — как само это состояние (отсюда такие нелепые выражения как «плохая экология» того или иного района, «экологически чистые» продукты или товары). Хотя проблемы качества среды для человека, безусловно, имеют очень важное практическое значение, а решение их невозможно без знания экологии, круг задач этой науки гораздо более широкий. В своих работах специалисты-экологи стараются понять, как устроена биосфера, какова роль организмов в круговороте различных химических элементов и процессах трансформации энергии, как разные организмы взаимосвязаны между собой и со средой своего обитания, что определяет распределение организмов в пространстве и изменение их численности во времени. Поскольку объекты экологии — это, как правило, совокупности организмов или даже комплексы, включающие наряду с организмами неживые объекты, ее определяют иногда как науку о надорганизменных уровнях организации жизни (популяциях, сообществах, экосистемах и биосфере), или как науку о живом облике биосферы.
История становления экологии
Термин «экология» был предложен в 1866 году немецким зоологом и философом Э. Геккелем (см. ГЕККЕЛЬ Эрнст), который, разрабатывая систему классификации биологических наук, обнаружил, что нет никакого специального названия для области биологии, изучающей взаимоотношения организмов со средой. Геккель определял также экологию как «физиологию взаимоотношений», хотя «физиология» понималась при этом очень широко — как изучение самых разных процессов, протекающих в живой природе.
В научную литературу новый термин входил довольно медленно и более или менее регулярно стал использоваться только с 1900-х годов. Как научная дисциплина экология формировалась в 20-м столетии, но предыстория ее восходит к 19, и даже к 18 веку. Так, уже в трудах К. Линнея (см. ЛИННЕЙ Карл), заложившего основы систематики организмов, было представление об «экономии природы» — строгой упорядоченности различных природных процессов, направленных на поддержание некоторого природного равновесия. Понималась эта упорядоченность исключительно в духе креационизма (см. КРЕАЦИОНИЗМ) — как воплощение «замысла» Творца, специально создавшего разные группы живых существ для исполнения разных ролей в «экономии природы». Так, растения должны служить пищей травоядным животным, а хищники должны не позволять травоядным размножаться в слишком большом количестве.
Во второй половине 18-го в. на смену представлениям естественной истории, неотделимым от церковных догматов, стали приходить новые идеи, постепенное развитие которых привело к той картине мира, которая разделяется и современной наукой. Важнейшим моментом был отказ от чисто внешнего описания природы и переход к выявлению внутренних, порой скрытых, связей, определяющих ее естественное развитие. Так, И. Кант (см. КАНТ Иммануил) в своих лекциях по физической географии, прочитанных в университете Кенигсберга, подчеркивал необходимость целостного описания природы, которое учитывало бы взаимодействие процессов физических и тех, что связаны с деятельностью живых организмов. Во Франции, в самом начале 19 в. Ж. Б. Ламарк (см. ЛАМАРК Жан Батист) предложил свою, в значительной мере умозрительную концепцию круговорота веществ на Земле. Живым организмам при этом уделялась очень важная роль, поскольку предполагалось, что только жизнедеятельность организмов, приводящая к созданию сложных химических соединений, способна противостоять естественным процессам разрушения и распада. Хотя концепция Ламарка была довольно наивной и не всегда соответствовала даже тогдашнему уровню знаний в области химии, в ней были предугаданы некоторые идеи о функционировании биосферы, получившие развитие уже в начале 20-го столетия.
Безусловно, предтечей экологии можно назвать немецкого естествоиспытателя А. Гумбольдта (см. ГУМБОЛЬДТ Александр), многие работы которого сейчас с полным правом считаются экологическими. Именно Гумбольдту принадлежит заслуга в переходе от изучения отдельных растений к познанию растительного покрова, как некоторой целостности. Заложив основы «географии растений (см. ГЕОГРАФИЯ РАСТЕНИЙ)», Гумбольдт не только констатировал различия в распределении разных растений, но и пытался их объяснить, связывая с особенностями климата.
Попытки выяснить роль тех иных факторов в распределении растительности предпринимались и другими учеными. В частности, этот вопрос исследовал О. Декандоль (см. ДЕКАНДОЛЬ), подчеркнувший важность не только физических условий, но и конкуренции между разными видами за общие ресурсы. Ж. Б. Буссенго (см. БУССЕНГО Жан Батист) заложил основы агрохимии (см. АГРОХИМИЯ), показав, что все растения нуждаются в азоте почвы. Он же выяснил, что для успешного завершения развития растению необходимо определенное количество тепла, которое можно оценить, суммируя температуры за каждый день для всего периода развития. Ю. Либих (см. ЛИБИХ Юстус) показал, что разные химические элементы, необходимые растению, являются незаменимыми. Поэтому если растению не хватает какого-либо одного элемента, например, фосфора, то недостаток его никак не может быть компенсирован добавлением другого элемента — азота или калия. Данное правило, ставшее потом известным как «закон минимума Либиха», сыграло важную роль при внедрении в практику сельского хозяйства минеральных удобрений. Свое значение оно сохраняет и в современной экологии, особенно при изучении факторов, ограничивающих распределение или рост численности организмов.
Выдающуюся роль в подготовке научного сообщества к восприятию в дальнейшем экологических идей имели работы Ч. Дарвина (см. ДАРВИН Чарлз Роберт), прежде всего его теория естественного отбора как движущей силы эволюции. Дарвин исходил из того, что любой вид живых организмов может увеличивать свою численность в геометрической прогрессии (по экспоненциальному закону, если пользоваться современной формулировкой), а поскольку ресурсов для поддержания растущей популяции вскоре начинает не хватать, то между особями обязательно возникает конкуренция (борьба за существование). Победителями в этой борьбе оказываются особи, наиболее приспособленные к данным конкретным условиям, т. е. сумевшие выжить и оставить жизнеспособное потомство. Теория Дарвина сохраняет свое непреходящее значение и для современной экологии, нередко задавая направление поиска определенных взаимосвязей и позволяя понять суть разных «стратегий выживания», используемых организмами в тех или иных условиях.
Во второй половине 19 века исследования, которые по сути своей были экологическими, стали проводиться во многих странах, причем как ботаниками, так и зоологами. Так, в Германии, в 1872 г. выходит капитальный труд Августа Гризебаха (1814—1879), впервые давшего описание основных растительных сообществ всего земного шара (эти работы были изданы и на русском языке), а в 1898 г. — крупная сводка Франца Шимпера (1856—1901) «География растений на физиологической основе», в которой приведено множество подробных сведений о зависимости растений от различных факторов среды. Еще один немецкий исследователь — Карл Мебиус (см. МЕБИУС Карл Август), изучая воспроизводство устриц на отмелях (так называемых устричных банках) Северного моря, предложил термин «биоценоз (см. БИОЦЕНОЗ)», которым обозначил совокупность различных живых существ, обитающих на одной территории и между собой тесно взаимосвязанных.
На рубеже 19 и 20 столетий само слово «экология», почти не использовавшееся в первые 20—30 лет после того, как оно было предложено Геккелем, начинает употребляться все чаще и чаще. Появляются люди, называющие себя экологами и стремящиеся развивать именно экологические исследования. В 1895 г. датский исследователь Й. Э. Варминг (см. ВАРМИНГ Йоханнес Эугениус) публикует учебное пособие по «экологической географии» растений, вскоре переведенное на немецкий, польский, русский (1901 г.), а потом и на английский языки. В это время экология чаще всего рассматривается как продолжение физиологии, только перенесшей свои исследования из лаборатории непосредственно в природу. Основное внимание уделяется при этом изучению воздействия на организмы тех или иных факторов внешней среды. Иногда, однако, ставятся совсем новые задачи, например, выявить общие, регулярно повторяющиеся черты в развитии разных природных комплексов организмов (сообществ, биоценозов).
Важную роль в формировании круга проблем, изучаемых экологией, и в становлении ее методологии сыграло, в частности, представление о сукцессии (см. СУКЦЕССИЯ). Так, в США Генри Каульс (1869—1939) восстановил детальную картину сукцессии, изучая растительность на песчаных дюнах около озера Мичиган. Дюны эти образовались в разное время, и потому на них можно было найти сообщества разного возраста — от самых молодых, представленных немногими травянистыми растениями, которые способны расти на зыбучих песках, до наиболее зрелых, являющих собой настоящие смешанные леса на старых закрепленных дюнах. В дальнейшем концепцию сукцессии детально разрабатывал другой американский исследователь — Фредерик Клементс (1874—1945). Сообщество он трактовал как в высшей мере целостное образование, чем-то напоминающее организм, например, как и организм, претерпевающее определенное развитие — от молодости до зрелости, а потом и старости. Клементс полагал, что если на начальных этапах сукцессии разные сообщества в одной местности могут сильно различаться, то на более поздних они становятся все более и более сходными. В конце концов, оказывается так, что для каждой области с определенным климатом и почвой характерно только одно зрелое (климаксное) сообщество.
Растительным сообществам немало внимания уделялось и в России. Так, Сергей Иванович Коржинский (1861—1900), изучая границу лесной и степной зон, подчеркнул, что помимо зависимости растительности от климатических условий, не менее важно и воздействие самих растений на физическую среду, их способность делать ее более пригодной для произрастания других видов. В России (а потом и в СССР) для развития исследований растительных сообществ (или иначе говоря — фитоценологии) важное значение имели научные труды и организаторская деятельность В. Н. Сукачева (см. СУКАЧЕВ Владимир Николаевич). Сукачев одним из первых начал экспериментальные исследования конкуренции и предложил свою классификацию разных типов сукцессии. Он постоянно разрабатывал учение о растительных сообществах (фитоценозах), которые трактовал как целостные образования (в этом был близок к Клементсу, хотя идеи последнего очень часто критиковал). Позже, уже в 1940-х годах, Сукачев сформулировал представление о биогеоценозе (см. БИОГЕОЦЕНОЗ) — природном комплексе, включающем не только растительное сообщество, но также почву, климатические и гидрологические условия, животных, микроорганизмы и т. д. Исследование биогеоценозов в СССР нередко считали самостоятельной наукой — биогеоценологией. В настоящее время биогеоценология обычно рассматривается как часть экологии.
Для превращения экологии в самостоятельную науку очень важными были 1920—1940-е годы. В это время публикуется ряд книг по разным аспектам экологии, начинают выходить специализированные журналы (некоторые из них существуют до сих пор), возникают экологические общества. Но самое главное — постепенно формируется теоретическая основа новой науки, предлагаются первые математические модели и вырабатывается своя методология, позволяющая ставить и решать определенные задачи. Тогда же оформляются два достаточно разных подхода, существующие и в современной экологии: популяционный — уделяющий основное внимание динамике численности организмов и их распределению в пространстве, и экосистемный — концентрирующийся на процессах круговорота вещества и трансформации энергии.
Развитие популяционного подхода
Одной из важнейших задач популяционной экологии было выявление общих закономерностей динамики численности популяций — как отдельно взятых, так и взаимодействующих (например, конкурирующих за один ресурс или связанных отношениями «хищник—жертва»). Для решения этой задачи использовались простые математические модели — формулы, показывающие наиболее вероятные связи между отдельными, характеризующими состояние популяции величинами: рождаемостью, смертностью, скоростью роста, плотностью (числом особей на единицу пространства), и др. Математические модели позволяли проверять следствия разных допущений, выявив необходимые и достаточные условия для реализации того или иного варианта популяционной динамики.
В 1920 г. американский исследователь Р. Перль (1879—1940) выдвинул так называемую логистическую модель популяционного роста, предполагающую, что по мере увеличения плотности популяции скорость ее роста снижается, становясь равной нулю при достижении некоторой предельной плотности. Изменение численности популяции во времени описывалось таким образом S-образной кривой, выходящей на плато. Перль рассматривал логистическую модель как универсальный закон развития любой популяции. И хотя вскоре выяснилось, что это далеко не всегда так, сама идея о наличии некоторых основополагающих принципов, проявляющихся в динамике множества разных популяций, оказалась очень продуктивной.
Внедрение в практику экологии математических моделей началось с работ Альфреда Лотки (1880—1949). Свой метод он сам называл «физической биологией» — попыткой упорядочить биологическое знание с помощью подходов, обычно применяемых в физике (в том числе — математических моделей). В качестве одного из возможных примеров он предложил простую модель, описывающую сопряженную динамику численности хищника и жертвы. Модель показала, что если вся смертность в популяции жертвы определяется хищником, а рождаемость хищника зависит только от обеспеченности его кормом (т. е. числа жертв), то численность и хищника, и жертвы совершает правильные колебания. Затем Лотка разработал модель конкурентных отношений, а также показал, что в популяции, увеличивающей свою численность по экспоненте, всегда устанавливается постоянная возрастная структура (т. е. соотношение долей особей разного возраста). Позднее им же были предложены методы расчета ряда важнейших демографических показателей. Примерно в эти же годы итальянский математик В. Вольтерра (см. ВОЛЬТЕРРА Вито), независимо от Лотки, разработал модель конкуренции двух видов за один ресурс и показал теоретически, что два вида, ограниченных в своем развитии одним ресурсом, не могут устойчиво сосуществовать — один вид неизбежно вытесняет другой.
Теоретические исследования Лотки и Вольтерры заинтересовали молодого московского биолога Г. Ф. Гаузе (см. ГАУЗЕ Георгий Францевич). Он предложил свою, гораздо более понятную биологам, модификацию уравнений, описывающих динамику численности конкурирующих видов, и впервые осуществил экспериментальную проверку этих моделей на лабораторных культурах бактерий, дрожжей и простейших. Особенно удачными были опыты по конкуренции между разными видами инфузорий. Гаузе удалось показать, что виды могут сосуществовать только в том случае, если они ограничены разными факторами, или, иначе говоря, — если они занимают разные экологические ниши. Данное правило, получившее название «закона Гаузе», долгое время служило отправной точкой в обсуждении межвидовой конкуренции и ее роли в поддержании структуры экологических сообществ. Результаты работ Гаузе были опубликованы в ряде статей и книге «Борьба за существование» (1934), которая при содействии Перла вышла на английском языке в США. Книга эта имела громадное значение для дальнейшего развития теоретической и экспериментальной экологии. Она несколько раз переиздавалась и до сих пор часто цитируется в научной литературе.
Изучение популяций происходило не только в лаборатории, но и непосредственно в полевой обстановке. Важную роль в определении общей направленности таких исследований сыграли работы английского эколога Чарлза Элтона (1900—1991), особенно его книга «Экология животных», опубликованная впервые в 1927, а потом не раз переиздававшаяся. Проблема динамики численности выдвигалась в этой книге как одна из центральных для всей экологии. Элтон обратил внимание на циклические колебания численности мелких грызунов, происходившие с периодом в 3—4 года, а, обработав многолетние данные о заготовке пушнины в Северной Америке, выяснил, что зайцы и рыси тоже демонстрируют циклические колебания, но пики численности наблюдаются примерно раз в 10 лет. Много внимания Элтон уделял изучению структуры сообществ (предполагая, что структура эта строго закономерна), а также цепям питания и так называемым «пирамидам чисел» — последовательному уменьшению численности организмов по мере перехода от нижних трофических уровней к более высоким — от растений к травоядным, а от травоядных к хищникам. Популяционный подход в экологии долгое время развивался преимущественно зоологами. Ботаники же больше исследовали сообщества, которые чаще всего трактовали как целостные и дискретные образования, между которыми довольно легко провести границы. Тем не менее, уже в 1920-е годы отдельные экологи высказывали «еретические» (для того времени) взгляды, согласно которым разные виды растений могут по-своему реагировать на определенные факторы внешней среды, а их распределение вовсе не обязательно должно совпадать с распределением других видов того же сообщества. Из этого следовало, что границы между разными сообществами могут быть весьма размытыми, а само выделение их условно.
Наиболее четко такой, опережающей свое время, взгляд на растительное сообщество был развит российским экологом Л. Г. Раменским (см. РАМЕНСКИЙ Леонтий Григорьевич). В 1924 в небольшой статье (ставшей потом классической) он сформулировал основные положения нового подхода, подчеркнув, с одной стороны, экологическую индивидуальность растений, а с другой — «многомерность» (т. е. зависимость от многих факторов) и непрерывность всего растительного покрова. Неизменными Раменский считал только законы сочетаемости разных растений, которые и следовало изучать. В США совершенно независимо сходные взгляды примерно в те же годы развивал Генри Аллан Глисон (1882—1975). В его «индивидуалистической концепции», выдвинутой в качестве антитезы представлениям Клементса о сообществе как об аналоге организма, также подчеркивалась независимость распределения разных видов растений друг от друга и непрерывность растительного покрова. По-настоящему работы по изучению популяций растений развернулись только в 1950-х и даже 1960-х годах. В России бесспорным лидером этого направления был Тихон Александрович Работнов (1904—2000), а в Великобритании — Джон Харпер.
Развитие экосистемных исследований
Термин «экосистема» был предложен в 1935 видным английским экологом-ботаником Артуром Тенсли (1871—1955) для обозначения естественного комплекса живых организмов и физической среды, в которой они обитают. Однако исследования, которые с полным основанием можно назвать экосистемными, начали проводиться значительно раньше, а бесспорными лидерами здесь были гидробиологи. Гидробиология, а особенно — лимнология (см. ЛИМНОЛОГИЯ) с самого начала были комплексными науками, имевшими дело сразу со многими живыми организмами, и с их средой. Изучались при этом не только взаимодействия организмов, не только их зависимость от среды, но и, что не менее важно, — влияние самих организмов на физическую среду. Нередко объектом исследований для лимнологов был целый водоем, в котором физические, химические и биологические процессы теснейшим образом взаимосвязаны. Уже в самом начале 20-го века американский лимнолог Эдвард Бердж (1851—1950) с помощью строгих количественных методов изучает «дыхание озер» — сезонную динамику содержания в воде растворенного кислорода, которая зависит как от процессов перемешивания водной массы и диффузии кислорода из воздуха, так и от жизнедеятельности организмов. Существенно, что среди последних как производители кислорода (планктонные водоросли), так и его потребители (большинство бактерий и все животные). В 1930-х годах большие успехи в изучении круговорота вещества и трансформации энергии были достигнуты в Советской России на Косинской лимнологической станции под Москвой. Возглавлял станцию в это время Леонид Леонидович Россолимо (1894—1977), предложивший так называемый «балансовый подход», уделяющий основное внимание круговороту веществ и трансформации энергии. В рамках этого подхода начал свои исследования первичной продукции (т. е. создания автотрофами органического вещества) и Г. Г. Винберг (см. ВИНБЕРГ Георгий Георгиевич), используя остроумный метод «темных и светлых склянок». Суть его в том, что о количестве образовавшегося при фотосинтезе органического вещества судят по количеству выделившегося кислорода.
Спустя три года аналогичные измерения были осуществлены в США Г. А. Райли. Инициатором этих работ был Джордж Эвелин Хатчинсон (1903—1991), который своими собственными исследованиями, а также горячей поддержкой начинаний многих талантливых молодых ученых, оказал значительное влияние на развитие экологии не только в США, но и во всем мире. Перу Хатчинсона принадлежит «Трактат по лимнологии» — серия из четырех томов, представляющая собой самую полную в мире сводку по жизни озер.
В 1942 в журнале «Эколоджи» вышла статья ученика Хатчинсона, молодого и, к сожалению, очень рано умершего эколога — Раймонда Линдемана (1915—1942), в которой была предложена общая схема трансформации энергии в экосистеме. В частности, было теоретически продемонстрировано, что при переходе энергии с одного трофического уровня на другой (от растений к травоядным животным, от травоядных — к хищникам) количество ее уменьшается и организмам каждого последующего уровня оказывается доступной только малая часть (не более 10%) от той энергии, что была в распоряжении организмов предыдущего уровня.
Для самой возможности проведения экосистемных исследований очень важным было то, что при колоссальном разнообразии форм организмов, существующих в природе, число основных биохимических процессов, определяющих их жизнедеятельность (а следовательно — и число основных биогеохимических ролей!), весьма ограничено. Так, например, самые разные растения (и цианобактерии (см. ЦИАНОБАКТЕРИИ)) осуществляют фотосинтез (см. ФОТОСИНТЕЗ), при котором образуется органическое вещество и выделяется свободный кислород. А поскольку конечные продукты одинаковы, то можно суммировать результаты активности сразу большого числа организмов, например, всех планктонных водорослей в пруду, или всех растений в лесу, и таким образом оценить первичную продукцию пруда или леса. Ученые, стоявшие у истоков экосистемного подхода, хорошо это понимали, а разработанные ими представления легли в основу тех крупномасштабных исследований продуктивности разных экосистем, которые получили развитие в разных природных зонах уже в 1960—1970-х годах.
К экосистемному подходу примыкает по своей методологии и изучение биосферы. Термин «биосфера» для обозначения области на поверхности нашей планеты, охваченной жизнью, был предложен в конце 19-го века австрийским геологом Эдуардом Зюссом (1831—1914). Однако в деталях представление о биосфере, как о системе биогеохимических циклов, основной движущей силой которых является активность живых организмов («живого вещества»), было разработано уже в 1920—30-х годах российским ученым Владимиром Ивановичем Вернадским (1863—1945). Что касается непосредственных оценок этих процессов, то их получение и постоянное уточнение развернулось только во второй половине 20-го века, и продолжается до сих пор.
Развитие экологии в последние десятилетия 20-го века
Во второй половине 20-го в. завершается становление экологии как самостоятельной науки, имеющей собственную теорию и методологию, свой круг проблем, и свои подходы к их решению. Математические модели постепенно становятся более реалистичными: их предсказания могут быть проверены в эксперименте или наблюдениями в природе. Сами же эксперименты и наблюдения все чаще планируются и проводятся так, чтобы полученные результаты позволяли принять или опровергнуть заранее выдвинутую гипотезу. Заметный вклад в становление методологии современной экологии внесли работы американского исследователя Роберта Макартура (1930—1972), удачно сочетавшего в себе таланты математика и биолога-натуралиста. Макартур исследовал закономерности соотношения численностей разных видов, входящих в одно сообщество, выбор хищником наиболее оптимальной жертвы, зависимость числа видов, населяющих остров, от его размера и удаленности от материка, степень допустимого перекрывания экологических ниш сосуществующих видов и ряд других задач. Констатируя наличие в природе некой повторяющейся регулярности («паттерна»), Макартур предлагал одну или несколько альтернативных гипотез, объясняющих механизм возникновения данной регулярности, строил соответствующие математические модели, а затем сопоставлял их с эмпирическими данными. Свою точку зрения Макартур очень четко сформулировал в книге «Географическая экология» (1972), написанной им, когда он был неизлечимо болен, за несколько месяцев до своей безвременной кончины.
Подход, который развивали Макартур и его последователи, был ориентирован прежде всего на выяснение общих принципов устройства (структуры) любых сообществ. Однако, в рамках подхода, получившего распространение несколько позже, в 1980-х гг., основное внимание было перенесено на процессы и механизмы, в результате которых происходило формирование этой структуры. Например, при изучении конкурентного вытеснения одного вида другим, экологи стали интересоваться прежде всего механизмами этого вытеснения и теми особенностями видов, которые предопределяют исход их взаимодействия. Выяснилось, например, что при конкуренции разных видов растений за элементы минерального питания (азот или фосфор) победителем часто оказывается не тот вид, который в принципе (при отсутствии дефицита ресурсов) может расти быстрее, а тот, который способен поддерживать хотя бы минимальный рост при более низкой концентрации в среде этого элемента.
Особое внимание исследователи стали уделять эволюции жизненного цикла и разным стратегиям выживания. Поскольку возможности организмов всегда ограничены, а за каждое эволюционное приобретение организмам приходится чем-то расплачиваться, то между отдельными признаками неизбежно возникают четко выраженные отрицательные корреляции (так называемые «трейдоффы»). Нельзя, например, растению очень быстро расти и в то же время образовывать надежные средства защиты от травоядных животных. Изучение подобных корреляций позволяет выяснить, как в принципе достигается сама возможность существования организмов в тех или иных условиях.
В современной экологии по-прежнему сохраняют свою актуальность некоторые проблемы, имеющие уже давнюю историю исследований: например, установление общих закономерностей динамики обилия организмов, оценка роли разных факторов, ограничивающих рост популяций, выяснение причин циклических (регулярных) колебаний численности. В этой области достигнут значительный прогресс — для многих конкретных популяций выявлены механизмы регуляции их численности, в том числе и тех, которые порождают циклические изменения численности. Продолжаются и исследования взаимоотношений типа «хищник—жертва», конкуренции, а также взаимовыгодного сотрудничества разных видов — мутуализма.
Новым направлением последних лет является так называемая макроэкология — сравнительное изучение разных видов в масштабах больших пространств (сопоставимых с размерами континентов).
Громадный прогресс в конце 20-го столетия достигнут в изучении круговорота веществ и потока энергии. Прежде всего это связано с совершенствованием количественных методов оценки интенсивности тех или иных процессов, а также с растущими возможностями широкомасштабного применения этих методов. Примером может быть дистанционное (со спутников) определение содержания хлорофилла в поверхностных водах моря, позволяющее составить карты распределения фитопланктона для всего Мирового океана и оценить сезонные изменения его продукции.
Современное состояние науки
Современная экология — это быстро развивающаяся наука, характеризующаяся своим кругом проблем, своей теорией и своей методологией. Сложная структура экологии определяется тем, что объекты ее относятся к очень разным уровням организации: от целой биосферы и крупных экосистем до популяций, причем популяция нередко рассматривается как совокупность отдельных особей. Масштабы пространства и времени, в которых происходят изменения этих объектов, и которые должны быть охвачены исследованиями, также варьируют чрезвычайно широко: от тысяч километров до метров и сантиметров, от тысячелетий до недель и суток. В 1970-е гг. формируется экология человека. По мере давления на окружающую среду возрастает практическое значение экологии, ее проблемами широко интересуются философы и социологи.

dic.academic.ru

Что такое экология | Экологический портал «ZooMir»


За что они сидят?

Мы можем
жить без шубы, а они- НЕТ!!!

Кто еще
поможет им,
если не ты? Возьми себе собаку из приюта.

22 сентября 2013

Экология – важнейшая наука, которая изучает взаимоотношения живых и неживых организмов в природе. К живым видам относятся все живые организмы, которые обитают на земле. Неживая природа – окружающий мир, в которой и существуют представители живой природы.

В переводе с греческого языка «экология» означает наука о доме. А поскольку наш дом – планета Земля, значит, экология изучает все факторы, которые, так или иначе, влияют на ее состояние.

На земле существует множество видов растений, животных, микроорганизмов, которые вынуждены уживаться между собой и при этом, выживать в условиях, которые создал человек. Экология изучает все тонкости совместного существования всех жителей планеты и находит выходы из сложившейся непростой экологической ситуации.

Многие считают, что экология необходима, для изучения и охраны окружающей среды. Но это ошибочное мнение, которое возникло вследствие работы экологов по сохранении, естественных условий обитания для многих представителей флоры и фауны. Но ведь экология, это более обширное понятие. Рассмотрим главные из них.

Во-первых, экология изучает условия, которые создала природа для проживания живых существ. К таким условиям относятся климат и естественные ресурсы, позволяющие живым организмам жить и размножаться. Кроме того, экология изучает факторы, которые не способствуют природному течению жизнь. Речь идет о всевозможных катаклизмах, которые, зачастую, лишают крова, пищи, а иногда и жизни.

Во-вторых, экология изучает взаимодействие всех живых существ планеты. Сюда относится и изучение поедания друг друга различными представителями флоры и фауны.

Третий вопрос, которым интересуется наука экология – отношение человека к природе, а также степень его воздействия на окружающую среду. В данном контексте изучается вырубка лесных насаждений, развитие промышленности и ее влияние на природу, изменение направлений рек, осушение природных водоемов.

Но, основная тема, которая тщательно изучается экологами – растительный и животный мир. Специалисты отслеживают все изменения, которые происходят в природе. Для этого формируются экспедиции в места дикой природы, где наглядно изучаются все перемены окружающего мира. Также проводятся лабораторные исследования, в результате которых ученые могут объяснить те или иные процессы, отмеченные в дикой флоре и фауне.

Таким образом, экология – важнейшая наука современности, которая позволяет судить о глобальности проблем, которые накопились в современном мире.

Россияне уделяют мало внимания защите окружающей среды

Все акции »

Читайте также

Ландшафтный дизайн 30.04.2018

Собственный дворик или дача всегда привлекали простором. Каждый добрый хозяин всегда стремится …

Польза от улиток 29.09.2014

Довольно интересных домашних питомцев, как улиток сегодня можно встретить в доме многих  современных …

12 правил тренировки собак 25.09.2014

Домашние животные могут радовать своих хозяев разными способами, например, достижениями в области …

3oomir.ru